Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Приобщение школьников к художественной культуре средствами культовых и мемориальных сооружений

Автореферат по педагогике на тему «Приобщение школьников к художественной культуре средствами культовых и мемориальных сооружений», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Крючков, Евгений Михайлович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Махачкала
Год защиты
 2004
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Приобщение школьников к художественной культуре средствами культовых и мемориальных сооружений», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Приобщение школьников к художественной культуре средствами культовых и мемориальных сооружений"

На правах рукописи

КРЮЧКОВ

Евгений Михайлович

ПРИОБЩЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

СРЕДСТВАМИ КУЛЬТОВЫХ И МЕМОРИАЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ

(на материале Республики Дагестан)

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Махачкала - 2004

Работа выполнена в Государственном учреждении высшего профессиональною образования "Дагестанский государственный педагогический университет"

Научные руководители: доктор педаюгических наук профессор

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук профессор

Ведущая организация - Ростовский государственный педагогиче-

Защита состоится 29 декабря 2004 г., в 12 часов, на заседании диссертационного совета К 212.051.01 в Дагестанском государственном педагогическом университете по адресу: 367003, г. Махачкала, ул. Ярагского, 57 (ауд.119)

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Дагестанского государственного педагогического университета по адресу:367003, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. М Ярагского, 57

Автореферат разослан 29 ноября 2004 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

Раджабов Исмаил Магомедович; кандидат философских наук доцент Салманов Магомед Ахмедович

Абдурахманов Селим Даудович;

кандидат педагогических наук доцент Цатуров Виктор Николаевич

ский университет

профессор

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. На современном этапе развития общества художественная культура каждого народа играет особую роль, становясь достоянием всего человечества, воплощая в себе как эстетические, так и духовно-нравственные, этические идеалы общества.

Памятники истории и культуры сконцентрировали в себе духовно-нравственную мудрость народа, традиционные художественные принципы, утверждая собственную этическую систему и подлинную сущность предметов окружающего мира в изысканной красоте форм.

В приобщении школьников к эстетике памятников истории и культуры в процессе обучения изобразительному искусству видим источник развития изобразительной художественной деятельности детей посредством раскрытия внутреннего творческого потенциала учащихся, понимания языка изобразительного искусства, отражения общечеловеческих ценностей: доброты, любви к красоте, гармонии.

Изобразительное искусство как общеобразовательный предмет обладает широкими обучающими, воспитательными и развивающими возможностями в процессе приобщения учащихся школ к памятникам истории и культуры. В то же время воспитательный потенциал художественно-эстетического наследия национальной художественной культуры, воплощенный в культовых и мемориальных сооружениях, трудно переоценить. В силу своих специфических возможностей памятники культуры и искусства, в частности культовые и мемориальные сооружения, создают особые условия для приобщения учащихся к культурному наследию народа, могут выступать как ценностный ориентир в формировании их духовно-нравственной и художественной культуры.

Обогащение эмоционально-эстетического опыта учащихся в процессе изучения архитектуры, в частности культовых и мемориальных сооружений, способствует развитию их художественного воспитания и гуманистической личности. Выдающиеся исследователи русской национальной КУЛЬТУРЫ И искусства:

В.В.Бычков, Б.В.Раушенбах, В.И.Ус ский

отмечали важность и уникальность русской литературы, архитектуры, музыки, изобразительного искусства, как самое ценное явление национальной и мировой художественной культуры.

Национальная культура и искусство каждого народа в своей основе разнообразно и многогранно. Одной из главных задач школы современный период является воспитание высококультурных, нравственно и духовно богатых людей, обладающих чувством гражданского долга, любовью к родине, национальной художественной культуре.

Сегодня на этапе становления и развития нового педагогического образования в качестве важного фактора выступает идея воспитания человека в контексте культуры, которая достаточно глубоко разработана в трудах таких ученых, как Е.В. Бондарев-ская, Э.В.Ильенков, Е.Н.Ильин, М.С.Каган, П.И.Кияшенко, В.И. Разумный, И.Б.Котова, Т.П.Малькова, В.Я.Нечаев и др. Данная идея культуросообразного образования основывается, прежде всего, на концепции выдающихся русских философов: НА Бердяева, М.М.Бахтина, П.Ф.Флоренского и многих других, которые рассматривают культуру, как антропологический феномен, где личность выступает в качестве се эпицентра. В системе художественно-педагогического образования это стало основой развития различных сторон личности, ориентации школьников на общечеловеческие ценности, формирования духовно-нравственной культуры.

Педагогические аспекты рассматриваемой нами проблемы художественно-эстетическою образования и развития художественной, духовно-нравственной культуры обстоятельно исследованы в работах В.С.Кузина, Н.Н.Ростовцева, И.М.Раджабова, Б.Н. Немен-ского, М.М.Байрамбекова, Н.М.Сокольниковой, Е.В.Шорохова, Т.Я.Шпикаловой, Ю.У.Фохт-Бабушкина, Б.П.Юсова.

Особый интерес в аспекте изучения и познания декоративно-прикладного искусства представляют фундаментальные труды русских и дагестанских ученых исследователей народного творчества: П.Б.Богатыревой, Г.К.Вагнер, МАНекрасовой, B.E.Гyceвa, Н.Б.Бакланова, П.МДибирова, Э.В.Кильчевской, М.М.Мамаева, СДХанмагомедова, М.М.Шиллиша и др.

Значительный научно-методический интерес в плане сохранения и возрождения национально-художественной культуры, ис-

пользования художественно-эстетических традиций в преподавании изобразительного и декоративно-прикладного искусства представляют работы ученых-педагогов Дагестана: М.М.Байрамбекова, С.М.Гаджимурадова, Г.К.Гамзатовой, И.М.Раджабова, O.K. Раши-дова, П.М.Магомедовой, К.К.Агаева, Э.А.Казанбиевой, А.Ш. Ша-хаева, М.М.Омарова, Д.В.Скоробогатова, Д.Б.Магомедова и др.

Однако, несмотря на значительное количество литературы, отражающей воспитательный, художественно-эстетический потенциал памятников истории и культуры, важно отметить, что педагогические исследований, посвященные приобщению школьников к национально-художественной культуре средствами культовых и мемориальных сооружений в процессе обучения изобразительному искусству в школе отсутствуют. Развитие художественной культуры школьников посредством приобщения к культовым и мемориальным сооружениям имеет социальное и педагогическое значение и к настоящему времени приобретает теоретическую и практическую значимость. Эти вопросы остаются не изученными в полном объеме, а их педагогический потенциал не достаточно использованным в системе художественно-педагогического образования, что создает реальные предпосылки обоснования разработки научно-теоретической концепции и определения темы исследования «Приобщение школьников к художественной культуре средствами культовых и мемориальных сооружений (наматериале РеспубликиДагестан)».

Объект исследования - процесс художественно-эстетического образования школьников путем приобщению их к художественной культуре средствами культовых и мемориальных сооружений.

Предмет исследования - педагогические условия, формы и методы приобщения учащихся к традиционной национальной художественной культуре с помощью культовых и мемориальных сооружений.

Цель исследования - выявить, разработать и научно обосновать педагогические условия развития художественной культуры школьников в процессе приобщения их к культовым и мемориальным сооружениям.

Гипотеза исследования. Процесс приобщения к традиционной национальной культуре средствами культовых и мемориальных сооружений будег наиболее эффективным, если:

- рассматривать памятники истории и культуры как важный фактор формирования национального самосознания, приобщения учащихся к национальной художественной культуре и истории;

- учитывать художественно-эстетическую ценность культовых и мемориальных сооружений в целях освоения учащимися культурно-исторического и творческого наследия, осуществляя при этом воспитательную функцию в развитии личности;

- разработать педагогические условия, формы и методы развития художественной культуры школьников в процессе приобщения к памятникам истории и культуры;

- создать на этой базе целенаправленную систему педагогических воздействий, способствующих развитию духовно-нравственных, художественно-творческих способностей с помощью культовых и мемориальных сооружений;

- изучать культовые и мемориальные сооружения с учетом исторически сложившихся национально-художественных традиций, рассматривать их как целое явление материальной и духовной культуры, своеобразный вид искусства, сочетающий в себе утилитарные и эстетические функции.

Задачи исследования:

- провести теоретический анализ и дать оценку современного состояния по проблеме исследования, определить перспективы ее исследования и роль в системе художественного образования и эстетического воспитания школьников;

- выявить оптимальные педагогические условия, а именно зависимость эстетики культовых и мемориальных сооружений от национально-художественных традиций, природно-географических условий, социально-исторического компонента, что может иметь существенное значение в формировании национального самосознания, приобщении школьников к истории и культуре;

- разработать и экспериментально проверить дидактические условия, способствующие приобщению учащихся к национальной художественной культуре с помощью культовых и мемориальных сооружений;

- определить содержание программы по изобразительному искусству, пути практического внедрения системы занятий художественного образования и эстетического воспитания школьников в процессе изучения и познания культовых и мемориальных сооружений.

Методологической основой исследования являются

философские категории в общей связи и взаимной обусловленности явлений, творческой сущности личности, выступающей субъектом материальной и духовной культуры в художественно-образном отражении действительности.

Методы исследования: теоретический анализ искусствоведческой, психолого-педагогической, методической литературы, данных археологии, этнографии, истории, этнопедагогики; педагогическое наблюдение, выявление, анализ и обобщение деятельности школ по эстетическому воспитанию школьников, приобщение к художественной культуре с помощью культовых и мемориальных сооружений; формирование эмоционально-ценностного отношения к ним; опытно-эксперементальная работа, опрос, анкетирование, статистические методы оценки результатов художественно-творческой деятельности школьников (эскизы, рисунки, декоративные композиции).

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2000-2001 гг.) в ходе теоретического анализа философской, психолого-педагогической, методической литературы уточнены проблемы, гипотезы, предмет и задачи экспериментального исследования, обоснована тема, выявлен начальный уровень знаний учащихся о культовых и мемориальных сооружениях, художественной культуре, истории, искусстве, определены основные пути поиска.

На втором этапе (2001-2002 гг.) подготовлены научно-методическая и экспериментальная базы исследования, проведены основные серии эксперимента, выявлены наиболее важные педагогические условия, способствующие развитию художественной кулыуры школьников средствами культовых и мемориальных сооружений.

На третьем этапе (2002-2003 гг.) определены и научно обоснованы педагогические УСЛОВИЯ, системы педагогических воздей-

ствий приобщения учащихся к культовым и мемориальным сооружениям, обобщены результаты экспериментального исследования, сформулированы выводы и рекомендации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Специфические особенности памятников истории и культуры, имеющие существенное значение для формирования национального самосознания, приобщения учащихся к художественной культуре и искусству.

2. Педагогические условия, повышающие эффективность приобщения школьников к художественной культуре с помощью культовых и мемориальных сооружений:

- художественно-эстетический потенциал памятников истории и культуры, способствующий восприятию и познанию их как явления материальной и художественной культуры, сочетающий в себе утилитарные и эстетические функции;

- культовые и мемориальные сооружения, как своеобразный вид искусства, несущий в себе организующую функцию, образующий среду, обеспечивающий пластичность и объемность, характерные для скульптуры; абрис, контур, силуэт, присущие рисунку и графике; цвет и светотень, отличающие живопись.

3. Творческие методы преподавания изобразительного искусства, система занятий, уроков - бесед, комплекты учебно-методических пособий, способствующие освоению художественной культуры.

Научная новизна исследования:

- определены место, роль, сущность педагогического, эстетического потенциала культовых и мемориальных памятников в об-разовательно-воспитателыной деятельности школьников, в процессе приобщения их к национальной художественной культуре;

- разработаны дидактические условия приобщения учащихся к художественной культуре, система занятий по изучению культовых и мемориальных памятников в процессе обучения изобразительному искусству в школе;

- экспериментально проверена и доказана эффективность дидактической системы приобщения учащихся к национальной художественной культуре с помощью культовых и мемориальных сооружений;

- разработаны параметры и критерии, позволяющие выявить и оценить уровень знаний и глубину интереса учащихся к национальной художественной культуре в процессе приобщения их к культовым и мемориальным памятникам.

Теоретическая значимость исследования состоит в определении педагогических условий развития художественной культуры школьников в процессе приобщения их к культовым и мемориальным сооружениям:

- теоретическое обоснование содержания и способов идентификации в процессе обучения изобразительному искусству;

- разработка форм и методов учебно-методического комплекса по изобразительному искусству для учащихся школ.

Практическая значимость исследования заключается в том, что созданы и внедрены дидактические условия, методические пособия, способствующие развитию художественной культуры школьников с помощью культовых и мемориальных сооружений, а так же разработаны система занятий, поурочных методических материалов, творческих заданий, информационных сведений по истории культуры разных народов и стран.

Материалы данного исследования можно использовать в художественно- эстетическом образовании других регионов, где имеются культурно-исторические и мемориальные сооружения.

Достоверность результатов исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных теоретических положений, их соответствием уровню развития современной педагогической науки и практики; использованием в образовательно-воспитательной деятельности школы комплекса методов и методик, адекватных целям и задачам исследования; проведением опытно-экспериментальной работы; ростом уровня развития художественной культуры школьников экспериментальных классов по сравнению с контрольными, положительными отзывами учителей изобразительного искусства о разработанных нами материалах.

Апробация работы осуществлялась в ходе и обсуждения основных результатов исследования на заседаниях кафедры методики изобразительного и декоративно-прикладного искусства, научно-практических конференциях Дагестанского государственно-

го педагогического университета в 2001-2002 гг. по проблемам развития художественно-педагогического образования в Республике Дагестан, конференции по этнорегиональным проблемам изучения национальной культуры, проходившей на базе Карачаево-Черкесского государственного университета (2002, г. Карача-евск). Учебное пособие «Культовые и мемориальные памятники как средство приобщения школьников к национальной художественной культуре» (соавтор И.М. Раджабов) нашло широкое применение в художествнно-эстетическом образовании школьников Дагестана.

Диссертация состоит из ведения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Введение отражает актуальность исследуемой проблемы, цель, задачи, объект и предмет анализа, гипотезу, исходную методологическую основу исследования, этапы и методы теоретико-экспериментальной работы, научную новизну, теоретическую и практическую значимость, положения, выносимые на защиту, данные по апробации и внедрению результатов исследования.

В первой главе «Теоретические аспекты приобщения к художественной культуре школьников средствами культовых и мемориальных сооружений» комплексно рассматриваются методологические, психолого-педагогические аспекты формирования художественной культуры школьников средствами памятников искусства архитектуры; определяются педагогические предпосылки развития интереса учащихся к культовым и мемориальным сооружениям в процессе их художественного образования и эстетического воспитания. Акцентируется внимание на потенциале культовых и мемориальных памятников как эффективном средстве развития художественной культуры школьников.

Общество и окружающий предметный мир являются важной средой в формировании личности человека с определенными взглядами, ценностными ориентирами, моралью и национальными культурно-художественными традициями. Культурно-художественные традиции России в значительной степени связаны с право-

славием, которое долгое время было недостаточно востребовано в системе образования, в частности - художественно-педагогическом. В то же время русская традиционная национальная художественная культура и искусство являются бесценным достоянием не только русского народа, но и других народов мира, обладает большим творческим потенциалом в воспитании и развитии гуманистической личности.

В приобщении школьников к эстетике памятников истории и культуры в процессе обучения изобразительному искусству видим как источник развития изобразительной художественной деятельности детей через раскрытие их внутреннего творческого потенциала, понимание языка изобразительного искусства, отражение общечеловеческих ценностей: доброты, любви к красоте, гармонии.

Исследование посвящено одной из актуальных проблем педагогического образования - приобщению учащихся к художественной национальной культуре с помощью культовых и мемориальных сооружений. При этом важно отметить, что культовые и мемориальные сооружения выступают в качестве важного ориентира, синтезирующего разнообразные виды и жанры искусства в художественно-эстетическом воспитании школьников. В настоящее время многие аспекты освоения монументальных и архитектурных сооружений в школе изучены не достаточно полно и глубоко.

Причин этого много, главной из них является недостаточная подготовка учеников к восприятию памятников истории и культуры народа. Весьма важно научить учащихся самостоятельно ориентироваться в окружающем мире, вести с ними беседы, предварительно подготовив специально разработанную систему занятий, помочь освоить новый для них язык в ходе приобщения учащихся к культовым и мемориальным сооружениям. Необходимо научить учащихся самостоятельно извлекать информацию, получать эстетическое наслаждение от общения с памятниками истории и культуры.

Используя культовые и мемориальные сооружения, можно подвести школьников к пониманию того, что религиозные учения возникли в конкретной исторической обстановке, на определенной социальной основе и вместе с этими условиями, видоизменялись, иногда проявляя большую активность, чем условия, их

породившие. В памятниках истории и культуры учащиеся могут особенно остро ощутить, что религия во всех ее выражениях и проявлениях не существовала в чистом виде, вне морали искусства, философии, психологии, традиций и образа народа. Изучение и познание религиозных памятников (мечетей, минаретов, церквей, надмогильных плит, саркофагов и многого другого) помогают школьникам осмысливать исторические факты, явления, критически подходить к ложным понятиям и представлениям, осознать смысл жизни, ее ценности, реально воспринимать окружающую действительность.

Изучая и сохраняя памятники архитектуры, в частности культовые и мемориальные сооружения, мы сохраняем, прежде всего, историю своего края, как часть истории нашей жизни. Большинство сохраняющихся до наших времен памятников, в частности культовые и мемориальные сооружения, носят культовый духовно-нравственный характер. Это, прежде всего, церкви, соборы, монастыри, минареты, мавзолеи, медресе, мечети и многие другие сооружения, которые хранят в себе вечно живую память о великих мастерах, великом народном таланте, духовном богатстве народа.

Вклад народов Востока в историю мирового искусства и архитектуры трудно переоценить. Они внесли огромный вклад в сокровищницу мировой художественной культуры, создали произведения искусства, одухотворенные своеобразным и тонким пониманием прекрасного. Однако при наличии общих черт культуры и искусства, в частности, культовых и мемориальных сооружений, каждая область мира тесно связана с местными художественными традициями, прошла свой путь развития, обладает ярко выраженными художественно-национальными особенностями.

В духовной художественной культуре современного Дагестана много примеров, способствующие восприятию и формированию культурных ценностей у молодежи как на эмоциональном уровне, так и на уровне практического восприятия. Культовые и мемориальные памятники дошли до нас в образе прекрасных творений искусства.

Монументальныс памятники Дагестана занимали особое место в жизни наших предков, призывая к духовному единению человека с природой, с землей своих предков. В этих памятниках вопло-

ищется усилие человеческого разума избежать разрушения и хаоса, удержаться на грани бытия, не упасть в бездну.

Монументальные и культовые сооружения Дагестана проникнуты теплым и светлым чувством любви к окружающему миру. И всегда этот мир глубоко прочувствован, передан предельно искренне. От памятников веет покоем, умиротворением, утверждением незыблемости жизни, ее самобытности. Мечети, соборы, памятники и дрзтие сооружения в художественной жизни Дагестана занимают особое место. Это целый мир, очень богатый и сложный, построенный на тончайших нюансах, лишенных декоративных элементов, в нем можно рассмотреть культуру, традиции дагестанцев, строгая, но теплая атмосфера исходит от старых зданий Дагестана.

Таким образом, давая характеристику культовым и мемориальным сооружениям на различных этапах истории, приходим к выводу о том, что они являются не только важным средством приобщения к культурному наследию, его освоения, но и своеобразным ценностным ориентиром, сохраняющим вечно живую память о великих мастерах, великом народном таланте и духовном богатстве народа.

Работу с учащимися следует начинать с беседы об истории создания того или иного памятника, культовых и мемориальных сооружений. При этом необходимо использовать разнообразные наглядные пособия, репродукции, слайды, которые помогут учащимся более наглядно увидеть и понять жизнь людей той эпохи, воспринять, изучить традиции и культуру определенного периода. Далее целесообразно провести организованные экскурсии к памятникам культуры и искусства, лучше начать с наиболее известных памятников истории нашего отечества. В экскурсию должно входить, прежде всего, художественно-эстетическое восприятие культовых и мемориальных сооружений, подробное объяснение понятий архитектурного, культового, мемориального сооружения, ансамбля, памятника и т.д., разъяснение особенности организации архитектурно-пространственной среды, присущей только архитектуре монастырей, соборов, мечетей, мавзолеев, минаретов, сообщение об истории их возникновения, последовательности их возведения и функциональном назначении.

Так, например, можно начать беседу о том, что «говорят» нам памятники архитектуры, культовые и мемориальные сооружения. Далее необходимо показать вклад в развитие истории мировой культуры и архитектуры народов Востока, в частности исламской архитектуры.

Следовательно, на уроках изобразительного искусства, приобщая учащихся к художественной культуре, необходимо проводить беседу о наиболее известных памятниках истории и культуры, стоящих у истока древней Руси.

Закончив краткий историко-художественный обзор исторически значимых объектов искусства архитектуры в России, обратимся к памятникам архитектуры, в частности, к культовым и мемориальным сооружениям Дагестана.

Во второй главе «Педагогические условия развития художественной культуры школьников в процессе приобщения к культовым и мемориальным сооружениям» подробно разрабатываются и создаются оптимальные общедидактические, методические условия приобщения школьников к художественной культуре с помощью культовых и мемориальных сооружений. В главе также рассматривается методика реализации педагогического потенциала культовых и мемориальных сооружений как показатель приобщения школьников к художественной культуре.

В современной школе возникает необходимость раскрыть перед учащимися подлинную сущность памятников истории культуры, в частности культовых и мемориальных сооружений, их социальный смысл и нравственно-эстетический потенциал.

В процессе изучения окружающей действительности, исследуя процесс создания памятников истории и культуры, необходимо разработать дидактические условия приобщения к художественной культуре учащихся, соблюдать определенную преемственность и последовательность их изучения и познания. Прежде всего, на уроках изобразительного искусства в процессе приобщения учащихся к памятникам истории и культуры необходимо обратить особое внимание на следующие дидактические условия, способствующие развитию художественной культуры школьников:

- показать взаимосвязь между временем и культовыми, мемориальными сооружениями в их историческом развитии;

- дать понятие о памятниках истории, культуры, природы, их единстве и многообразии: памятник-монумент, миф-легенда, произведения изобразительного декоративно-прикладного творчества;

- раскрыть духовно-нравственное, художественно-эстетическое значение культовых и мемориальных сооружений в учебно-воспитательном процессе; подробно обозначить сложную общественную картину культовых и мемориальных сооружений в их историческом развитии, с учетом постоянно меняющегося мира, определить конкретные вопросы для изучения на уроках изобразительного искусства в школе;

- воспитывать эстетическое отношение школьников к окружающему предметному миру с помощью культовых и мемориальных сооружений;

- проводить походы, экскурсии, показ памятников истории и культуры, анализ эстетического восприятия культовых и мемориальных сооружений;

- использовать беседы и рассказы о предметах и формах культовых и мемориальных сооружений, о роли, которую они играют в приобщении к художественной культуре школьников;

- учитывать содержание темы основных широко известных культовых и мемориальных памятников при отборе их с целью изучения учащимися на уроках изобразительного искусства;

- отметить и подвести детей к мысли, что любой культовый памятник: мечеть, минарет, храм, монастырь, мавзолей - имеет материальную вещественную основу и воспринимается как культурно-историческая ценность народа;

- нацелить учащихся на активное изучение и познание предметов как культовых и мемориальных сооружений, так и декоративно-прикладного творчества, культуры и быта, их назначение, подчеркивая, что любой предмет народного творчества или памятник культовых, мемориальных сооружений - это музыка в камне, несущая исторические мысли и чувства, декоративные композиции и формы, принципы, энергию и информацию их создателя.

Основная цель предлагаемых дидактических условий - вводить учащихся школ в мир духовно-нравственной художественной культуры памятников истории, научить эстетическому восприятию и анализу исторических фактов, связанных с созданием этих памятников.

На основе изучения и анализа деятельности школ по рассматриваемой проблеме предлагаем систему занятий, в частности, планы-конспекты уроков, приобщение учащихся к национальной художественной культуре с помощью культовых и мемориальных сооружений.

Цель занятий - расширить интерес к памятникам культуры и искусства, систематизировать знания школьников о них, показать возможности воспитательного воздействия на развитие художественной культуры школьников; развить их творческое воображение, память, стимулируя этот процесс демонстрацией наглядных пособий, слайдов, фотоиллюстраций, а также разработкой эскизов, различных декоративных композиций с использованием стилизованных форм и деталей культовых и мемориальных сооружений.

В предлагаемых планах-конспектах уроков мы старались четко формулировать цель и задачи каждого занятия, указать оборудование для учителя и учащихся, план и ход проведения урока, конкретно излагать тему. После составления плана-конспекта урока раскрывается основное содержание методики проведения урока-беседы с учетом возраста и уровня знаний учащихся. Помимо текстовой части, в конспекте предусмотрен иллюстративный материал, поясняющий отдельные части урока-беседы.

Основная цель предлагаемого экспериментального исследования заключается в том, чтобы ввести школьников в мир национально-художественной культуры, мир памятников истории, расширить интерес и знания учащихся об искусстве архитектурных творений. Культовые и мемориальные сооружения по причине специфических особенностей и возможностей создают особые условия для изучения и познания культурно-исторического наследия, могут содействовать в качестве своеобразного ценностного ориентира приобщению учащихся к национально-художественной культуре.

В разработке экспериментального исследования и подготовке к изучению рассматриваемой проблемы были использованы ныне действующие подходы и принципы, предусмотренные программами по изобразительному искусству Байрамбекова М.М., Кузина B.C., Неменского Б.М, Сокольниковой Н.М., Раджабова И.М., Шпикаловой ТЛ., а 1акже передовой педагогический опыт учите-

лей изобразительного искусства России и Дагестана, значительно обогативший художественно-педагогическое образование.

Методика экспериментального исследования представляет собой сформированные на основе общепедагогических, методических требований, предъявляемых к урокам изобразительного искусства, дидактические условия, систему занятий но приобщению учащихся к национальной художественной культуре с помощью культовых и мемориальных сооружений.

Экспериментальное исследование проводилось в три этапа.

Важным аспектом опытно-экспериментальной работы было определение и включение в содержание уроков изобразительного искусства дидактических условий и системы занятий по изучению, познанию эстетических ценностей культовых и мемориальных сооружений.

Занятия по экспериментальному исследованию проведены как при нашем непосредственном участии, так и студентами художественно-графического факультета Дагестанского госпедунивсрси-тета во время прохождения педагогической практики, учителями изобразительного искусства. По нашим дидактическим условиям, разработкам проведены уроки-беседы и циклы занятий, способствующие приобщению учащихся к национальной художественной кулыуре с помощью памятников истории и искусства. Результаты исследований внедрялись в практику общеобразовательных школ с нашим участием, при тесных контактах с учителями изобразительного искусства.

Наблюдение за деятельностью учащихся экспериментальных и контрольных классов, ее анализ проводились на основе степени проявления интереса и любви учащихся к изучению и познанию культовых и мемориальных памятников.

Основной критерий эффективности приобщения и развития интереса к художественной культуре школьников, учащихся экспериментальных классов - повышение общего уровня художественной подготовленности и понимания языка изобразительного искусства, отражения общечеловеческих ценностей с помощью памятников истории и культуры.

Целью констатирующего эксперимента было определение роли и значения памятников искусства архитектуры, в частности, культовых и мемориальных сооружений, в приобщении школьни-

ков к художественной культуре в процессе обучения изобразительному искусству.

В результате констатирующего эксперимента нами выявлена полная картина достоинств и недостатков приобщения учащихся к национально-художественной культуре средствами культовых и мемориальных сооружений. В основном, констатирующий эксперимент позволил в большей степени решить имеющиеся в той или иной школе проблемы в приобщении учащихся к памятникам истории и культуры, скорректировать методику экспериментального обучения, предусмотренную программой изобразительного искусства, и созданными нами дидактическими условиями.

В основе экспериментального исследования лежит, прежде всего, методика реализации педагогического потенциала культовых и мемориальных сооружений как показатель приобщения учащихся школ к национальной художественной культуре. Экспериментальные исследования включают в себя предварительный анализ содержания действующих и экспериментальных программ по изобразительному искусству, постановку художественно-творческих задач с учетом специфики культовых и мемориальных сооружений, способствующих приобщению учащихся к конкретным произведениям искусства архитектурных форм и предметов, а также их художественно-эстетической оценки.

Экспериментальная работа проводилась в школах № 13, 39 г. Махачкалы, № 19, 6 г. Дербента, в средней школе с. Балхар Аку-шинского района. Для исследований использовалась база культовых и мемориальных памятников г. Дербента, куда учащиеся совершали походы и экскурсии.

В разработке экспериментального исследования важным дидактическим условием для нас являлось художественно-эстетическое восприятие, изучение и анализ учащимися культовых и мемориальных сооружений. В процессе учебно-воспитательной работы на уроках изобразительного искусства мы ставили основную задачу - научить учащихся активно ощущать и воспринимать предметный мир памятников истории и культуры, мир архитектурных творений, чтобы они могли дать анализ и оценку архитектурным объектам, эстетике культовых и мемориальных сооружений. Основными критериями художественно-эстетической оценки архитектурного сооружения, по нашему мнению являются,

прежде всего, эстетическое восприятие формы культовых и мемориальных памятников, их функционального значения, художественно-образной выразительности, умение эстетически осмыслить предметный мир.

В проведении педагогического эксперимента в контрольных и экспериментальных классах принципы, формы и методы приобщения учащихся к национальной художественной культуре были в основном идентичны: количество изучаемых тем, основные виды учебных занятий по изобразительному искусству, число практических работ, выполняемых учащимися контрольных и экспериментальных классов.

Исключение составляли лишь дидактические условия, системы занятий, включенные в экспериментальное обучение: специально разработанное учебное наглядное оборудование урока, а также для беседы на уроках ИЗО.

В формирующем эксперименте выделены уроки-беседы в 4-7 классах, где наиболее полно раскрываются разработанные нами теоретические положения и методика реализации педагогического потенциала культовых и мемориальных сооружений как показатель приобщения школьников к национальной художественной культуре. Эти системы занятий лежат в основе созданных нами дидактических условий и являются основополагающими в приобщении учащихся к национальной художественной культуре с помощью культовых и мемориальных сооружений, а также ключевыми для выработки школьниками навыков практического рисования.

В результате проведения формирующего эксперимента нам удалось выявить наиболее полную картину проявления интереса учащихся к культурным ценностям, определить их способность к восприятию и изучению культовых и мемориальных сооружений, а также установить уровень сформированности художественных знаний в процессе практического рисования на уроках изобразительного искусства.

Важно подчеркнуть, что по сравнению с контрольными классами учащиеся экспериментальных классов повысили уровни показателей в совокупности всех критериев оценки приобщения к национальной художественной культуре в 4-7 классах как сельских, так и городских школ, развили общий уровень художествен-

ной подготовленности, который имелся до обучающего эксперимента.

Вышеизложенные положения представлены в таблицах №1-5, отражающих результаты как контрольных, так и обучающих экспериментов.

Итоги анализа практических работ как контрольных, так и экспериментальных классов до и после проведения обучающего эксперимента наглядно показывают, что учащиеся экспериментальных классов значительно превзошли учащихся контрольных классов по всем предложенным нами критериям, а также в проявлении осознанного интереса к национальной художественной культуре в процессе изучения и познания культовых и мемориальных сооружений. Это выявляет положительную тенденцию применения разработанной нами системы занятий как показатель приобщения учащихся к культурным ценностям. Изложенное также подтверждается при анализе учебных и творческих работ учащихся, выполненных в период констатирующего и обучающего экспериментов.

В заключении диссертации даны основные выводы:

1. Изобразительное, декоративно-прикладное искусство, в частности искусство архитектуры, являются неоспоримо важными компонентами общей системы художественно-эстетического образования, способствующими эффективному приобщению учащихся к национальной художественной культуре.

2. В ходе исследования на базе углубленного изучения национально-художественной культуры научно обоснованы и внедрены в учебный процесс дидактические условия, система занягий, способствующие эффективному развитию творческих способностей учащихся в процессе восприятия и познания культовых и мемориальных сооружений.

3. Экспериментальное исследование позволило установить, что педагогу следует в большей степени уделять внимание объяснению и познанию учащимися материальной художественно-эстетической ценности культовых и мемориальных сооружений, определять критерии, уровни выявления интереса школьников к памятникам истории и культуры, развивать традиции декоративно-прикладного творчества.

4. Исследование подтвердило высказанную выше гипотезу, а так же эффективность дидактических условий и системы занятий, способствующих приобщению к национальной художественной культуре учащихся с помощью культовых и мемориальных сооружений как важного аспекта развития художественно-педагогического образования школьников Дагестана. Это наглядно проявляется не только в формировании высокого уровня художественных знаний, умений и навыков учащихся в практическом рисовании, но и в повышении их познавательного интереса к культовым и мемориальным сооружениям, путем анализа особенностей исторически сложившегося своеобразного вида искусства архитектуры.

5. Разработанные с учетом художественно-эстетических ценностей искусства архитектуры дидактические условия и система занятий приобщения учащихся к культурному наследию народа в процессе обучения изобразительному искусству несомненно обогатят их интеллектуальный, духовный потенциал, дадут новый стимул к самостоятельному творчеству.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1. Религиозное искусство в эстетическом воспитании школьников // Этнорегиональные проблемы изучения национальной культуры: Сборник статей. - Карачаевск: Издательство КЧГПУ, 2002.-С.187-189.

2. Приобщение к художественной культуре школьников средствами культовых и мемориальных сооружений // Пути развития художественно-педагогического образования Республики Дагестан: Сборник научных статей, посвященных 30-летию художественно-графического факультета. - Махачкала: Издательство ТОО «Радуга-1»,2001.-С.64-67.

3. Приобщение школьников к национальной художественной культуре с помощью архитектуры: Сборник научных статей, посвященных 30-летию художественно-графического факультета. -Махачкала: Издательство ТОО «Радуга-1», 2001. - С.24-26.

4. Культовые и мемориальные сооружения как средство приобщения школьников к национальной художественной культуре. Учебное пособие. - Махачкала: Издательство ТОО «Радуга-1», 2004.~C.75.

Форма1 60x84 1/16. Гарнигура «Таймс». Бумага офсетная. Тираж 100 экз. Объем 1,2 п.л.

г. Махачкала, ул. М. Ярагского, 57. Издательство Даггоспедуниверситета Лицензия ЛР № 020034 от 25.12.1997 г.

«2 686 0

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Крючков, Евгений Михайлович, 2004 год

Введение.

Глава I. Теоретические аспекты приобщения к художественной культуре школьников средствами культовых и мемориальных сооружений.

1.1. Методологические, психолого-педагогические аспекты приобщения школьников к художественной культуре средствами культовых и мемориальных сооружений в процессе эстетического воспитания.

1.2. Приобщение школьников к национальной художественной культуре с помощью искусства архитектуры.

1.3. Культовые и мемориальные сооружения как средство приобщения школьников к национальной художественной культуре.

Глава II. Педагогические условия развития художественной культуры школьников в процессе приобщения к культовым и мемориальным сооружениям.

2.1. Дидактические условия приобщения школьников к художественной культуре с помощью культовых и мемориальных сооружений.

2.2. Система занятий по приобщению учащихся к культовым и мемориальным сооружениям в процессе обучения изобразительному искусству.

2.3. Методика реализации педагогического потенциала культовых и мемориальных сооружений как показатель приобщения школьников к художественной культуре.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Приобщение школьников к художественной культуре средствами культовых и мемориальных сооружений"

Актуальность исследования. На современном этапе развития общества художественная культура каждого народа играет особую роль, становясь достоянием всего человечества, воплощая в себе как эстетические, так и духовно-нравственные, этические идеалы общества.

Памятники истории и культуры сконцентрировали в себе духовно-нравственную мудрость народа, традиционные художественные принципы, утверждая собственную этическую систему и подлинную сущность предметов окружающего мира в изысканной красоте форм.

В приобщении школьников к эстетике памятников истории и культуры в процессе обучения изобразительному искусству мы видим источник развития изобразительной художественной деятельности детей посредством раскрытия внутреннего творческого потенциала учащихся, понимания языка изобразительного искусства, отражения общечеловеческих ценностей: доброты, любви к красоте, гармонии.

Изобразительное искусство как общеобразовательный предмет обладает широкими обучающими, воспитательными и развивающими возможностями в процессе приобщения учащихся школ к памятникам истории и культуры. В то же время воспитательный потенциал художественно-эстетического наследия национальной художественной культуры, воплощенный в культовых и мемориальных сооружениях, трудно переоценить. В силу своих специфических возможностей памятники культуры и искусства, в частности культовые и мемориальные сооружения, создают особые условия для приобщения учащихся к культурному наследию народа, могут выступать как ценностный ориентир в формировании их духовно-нравственной и художественной культуры.

Обогащение эмоционально-эстетического опыта учащихся в процессе изучения архитектуры, в частности культовых и мемориальных сооружений, способствует развитию их художественного воспитания и гуманистической личности. Выдающиеся исследователи русской национальной культуры и искусства: В.В.Бычков, Б.В.Раушенбах, В.И.Успенский, П.Ф.Флоренский отмечали важность и уникальность русской литературы, архитектуры, музыки, изобразительного искусства, как самое ценное явление национальной и мировой художественной культуры.

Национальная культура и искусство каждого народа в своей основе разнообразны и многогранны. Одной из главных задач школы в современный период является воспитание высококультурных, нравственно и духовно богатых людей, обладающих чувством гражданского долга, любовью к родине, национальной художественной культуре.

Сегодня на этапе становления и развития нового педагогического образования в качестве важного фактора выступает идея воспитания человека в контексте культуры, которая достаточно глубоко разработана в трудах таких ученых, как Е.В.Бондаревская, Э.В.Ильенков, Е.Н.Ильин, М.С.Каган, Н.И.Кияшенко, В.И.Разумный, И.Б.Котова, Т.П.Малькова, В.Я.Нечаев и др. Данная идея культуросообразного образования основывается, прежде всего, на концепции выдающихся русских философов: Н.А.Бердяева, М.М.Бахтина, П.Ф.Флоренского и многих других, которые рассматривают культуру как антропологический феномен, где личность выступает в качестве ее эпицентра. В системе художественно-педагогического образования это стало основой развития различных сторон личности, ориентации школьников на общечеловеческие ценности, формирования духовно-нравственной культуры.

Педагогические аспекты рассматриваемой нами проблемы художественно-эстетического образования и развития художественной, духовно-нравственной культуры обстоятельно исследованы в работах В.С.Кузина, Н.Н.Ростовцева, И.М.Раджабова, Б.Н.Неменского,

М.М.Байрамбекова, Н.М.Сокольниковой, Е.В.Шорохова, Т.Я.Шпикаловой, Ю.У.Фохт-Бабушкина, Б.П.Юсова.

Особый интерес в аспекте изучения и познания декоративно-прикладного искусства представляют фундаментальные труды русских и дагестанских ученых исследователей народного творчества: П.Б.Богатыревой, Г.К.Вагнер, М.А.Некрасовой, В.Е.Гусева, Н.Б.Бакланова, П.М.Дибирова, Э.В.Кильчевской, М.М.Мамаева, С.Д.Ханмагомедова, М.М.Шиллинга и др.

Значительный научно-методический интерес в плане сохранения и возрождения национально-художественной культуры, использования художественно-эстетических традиций в преподавании изобразительного и декоративно-прикладного искусства представляют работы ученых-педагогов Дагестана: М.М.Байрамбекова, С.М.Гаджимурадова, Г.К.Гамзатовой, И.М.Раджабова, О.К.Рашидова, П.М.Магомедовой, К.К.Агаева, Э.А.Казанбиевой, А.Ш.Шахаева, М.М.Омарова, Д.В.Скоробогатова, Д.Б.Магомедова и др.

Однако, несмотря на значительное количество литературы, отражающей воспитательный, художественно-эстетический потенциал памятников истории и культуры, важно отметить, что педагогические исследования, посвященные приобщению школьников к национально-художественной культуре средствами культовых и мемориальных сооружений в процессе обучения изобразительному искусству в школе, отсутствуют. Развитие художественной культуры школьников посредством приобщения к культовым и мемориальным сооружениям имеет социальное и педагогическое значение и к настоящему времени приобретает теоретическую и практическую значимость. Эти вопросы остаются не изученными в полном объеме, а педагогический потенциал недостаточно использованным в системе художественно-педагогического образования, что создает реальные предпосылки обоснования разработки научно-теоретической концепции и определения темы исследования «Приобщение к художественной культуре школьников средствами культовых и мемориальных сооружений (на материале Республики Дагестан)».

Объект исследования - процесс художественно-эстетического образования школьников с целью приобщения их к художественной культуре средствами культовых и мемориальных сооружений.

Предмет исследования - педагогические условия, формы и методы приобщения учащихся к традиционной национальной художественной культуре с помощью культовых и мемориальных сооружений.

Цель исследования - выявить, разработать и научно обосновать педагогические условия развития художественной культуры школьников в процессе приобщения их к культовым и мемориальным сооружениям.

Гипотеза исследования. Процесс приобщения к традиционной национальной культуре средствами культовых и мемориальных сооружений будет наиболее эффективным, если:

- рассматривать памятники истории и культуры как важный фактор формирования национального самосознания, приобщения учащихся к национальной художественной культуре и истории;

- учитывать художественно-эстетическую ценность культовых и мемориальных сооружений в целях освоения учащимися культурно-исторического и творческого наследия, осуществляя при этом воспитательную функцию в развитии личности;

- разработать педагогические условия, формы и методы развития художественной культуры школьников в процессе приобщения к памятникам истории и культуры;

- создать на этой базе целенаправленную систему педагогических воздействий, способствующих развитию духовно-нравственных, художественно-творческих способностей с помощью культовых и мемориальных сооружений;

- изучать культовые и мемориальные сооружения с учетом исторически сложившихся национально-художественных традиций, рассматривать их как целое явление материальной и духовной культуры, своеобразный вид искусства, сочетающий в себе утилитарные и эстетические функции.

Задачи исследования:

- провести теоретический анализ и дать оценку современного состояния по проблеме исследования, определить перспективы ее исследования и роль в системе художественного образования и эстетического воспитания школьников;

- выявить оптимальные педагогические условия, а именно зависимость эстетики культовых и мемориальных сооружений от национально-художественных традиций, природно-географических условий, социально-исторического компонента, что может иметь существенное значение в формировании национального самосознания, приобщении школьников к истории и культуре;

-разработать и экспериментально проверить дидактические условия, способствующие приобщению учащихся к национальной художественной культуре с помощью культовых и мемориальных сооружений;

- определить содержание программы по изобразительному искусству, пути практического внедрения системы занятий художественного образования и эстетического воспитания школьников в процессе изучения и познания культовых и мемориальных сооружений.

Методологической основой исследования являются философские категории в общей связи и взаимной обусловленности явлений, творческой сущности личности, выступающей субъектом материальной и духовной культуры в художественно-образном отражении действительности.

Методы исследования: теоретический анализ искусствоведческой, психолого-педагогической, методической литературы, данных археологии, этнографии, истории, этнопедагогики; педагогическое наблюдение, выявление, анализ и обобщение деятельности школ по эстетическому воспитанию школьников, приобщение к художественной культуре с помощью культовых и мемориальных сооружений, формирование эмоционально-ценностного отношения к ним; опытно-экспериментальная работа, опрос, анкетирование, статистические методы оценки результатов художественно-творческой деятельности школьников (эскизы, рисунки, декоративные композиции).

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2000-2001 гг.) в ходе теоретического анализа философской, психолого-педагогической, методической литературы уточнены проблема, гипотеза, предмет и задачи экспериментального исследования, обоснована тема, выявлен начальный уровень знаний учащихся о культовых и мемориальных сооружениях, художественной культуре, истории, искусстве, определены основные пути поиска.

На втором этапе (2001-2002гг.) подготовлены научно-методическая и экспериментальная базы исследования, проведены основные серии эксперимента, выявлены наиболее важные педагогические условия, способствующие развитию художественной культуры школьников средствами культовых и мемориальных сооружений.

На третьем этапе (2002-2003гг.) определены и научно обоснованы педагогические условия, системы педагогических воздействий приобщения учащихся к культовым и мемориальным сооружениям, обобщены результаты экспериментального исследования, сформулированы выводы и рекомендации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Специфические особенности памятников истории и культуры, имеющие существенное значение для формирования национального самосознания, приобщения учащихся к художественной культуре и искусству.

2. Педагогические условия, повышающие эффективность приобщения школьников к художественной культуре с помощью культовых и мемориальных сооружений:

- художественно-эстетический потенциал памятников истории и культуры, способствующий восприятию и познанию их как явления материальной и художественной культуры, сочетающий в себе утилитарные и эстетические функции;

- культовые и мемориальные сооружения как своеобразный вид искусства, несущий в себе организующую функцию, образующий среду, обеспечивающий пластичность и объемность, характерные для скульптуры; абрис, контур, силуэт, присущие рисунку и графике; цвет и светотень, отличающие живопись.

3. Творческие методы преподавания изобразительного искусства, система занятий, уроков - бесед, комплекты учебно-методических пособий, способствующие освоению художественной культуры.

Научная новизна исследования:

- определены место, и роль, сущность педагогического, эстетического потенциала культовых и мемориальных памятников в образовательно-воспитательной деятельности школьников, в процессе приобщения их к национальной художественной культуре;

- разработаны дидактические условия приобщения учащихся к художественной культуре, система занятий по изучению культовых и мемориальных памятников в процессе обучения изобразительному искусству в школе;

- экспериментально проверена и доказана эффективность дидактической системы приобщения учащихся к национальной художественной культуре с помощью культовых и мемориальных сооружений;

- разработаны параметры и критерии, позволяющие выявить и оценить уровень знаний и глубину интереса учащихся к национальной художественной культуре в процессе приобщения их к культовым и мемориальным памятникам.

Теоретическая значимость исследования состоит в определении педагогических условий развития художественной культуры школьников в процессе приобщения их к культовым и мемориальным сооружениям:

- теоретическое обоснование содержания и способов идентификации в процессе обучения изобразительному искусству;

- разработка форм и методов учебно-методического комплекса по изобразительному искусству для учащихся школ.

Практическая значимость исследования заключается в том, что созданы и внедрены дидактические условия, методические пособия, способствующие развитию художественной культуры школьников с помощью культовых и мемориальных сооружений, а также разработаны система занятий, поурочных методических материалов, творческих заданий, информационных сведений по истории культуры разных народов и стран.

Материалы данного исследования можно использовать в художественно-эстетическом образовании других регионов, где имеются культурно-исторические и мемориальные сооружения.

Достоверность результатов исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных теоретических положений, их соответствием уровню развития современной педагогической науки и практики; использованием в образовательно-воспитательной деятельности школы комплекса методов и методик, адекватных целям и задачам исследования; проведением опытно-экспериментальной работы; ростом уровня развития художественной культуры школьников экспериментальных классов по сравнению с контрольными, положительными отзывами учителей изобразительного искусства о разработанных нами материалах.

Апробация работы осуществлялась в ходе обсуждения основных результатов исследования на заседаниях кафедры методики изобразительного и декоративно-прикладного искусства, научно-практических конференциях Дагестанского государственного педагогического университета в 2001-2002гг. по проблемам развития художественно-педагогического образования в Республике Дагестан, конференции по этнорегиональным проблемам изучения национальной культуры, проходившей на базе Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета (2002, г. Карачаевск). Учебное пособие «Культовые и мемориальные памятники как средство приобщения школьников к национальной художественной культуре» (соавтор И.М.Раджабов) нашло широкое применение в художествнно-эстетическом образовании школьников Дагестана.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Теоретический анализ, изучение и осмысление рассматриваемой проблемы в системе художественно-педагогического образования показывает, что общество все отчетливее стало осознавать необходимость внедрения культовых ценностей, в частности культовых и мемориальных памятников, в социальную, образовательно-воспитательную деятельность школьников.

2. Изобразительное, декоративно-прикладное искусство, в частности искусство архитектуры, являются неоспоримо важными компонентами общей системы художественно-эстетического образования, способствующими эффективному приобщению учащихся к национальной художественной культуре.

3. Культовые и мемориальные сооружения в силу своих специфических особенностей и возможностей воспитательного воздействия на все возраста учащихся создают особые условия для изучения культурно-исторического наследия и могут содействовать в качестве своеобразного ориентира в приобщении школьников к художественно-эстетическим и культурным ценностям народа.

4. В ходе исследования, на базе углубленного изучения национально-художественной культуры, научно обоснованы и внедрены в учебный процесс дидактические условия, системы занятий, способствующие эффективному развитию творческих способностей учащихся в ходе восприятия и познания культовых и мемориальных сооружений.

5. В экспериментальном исследовании установлено, что педагогу в большей степени следует уделять внимание объяснению и познанию учащимися материальной художественно-эстетической ценности культовых и мемориальных сооружений, определению критериев, уровней выявления интереса школьников к памятникам истории и культуры, развивать традиции декоративно-прикладного творчества.

6. В ходе исследования подтвердилась гипотеза: процесс приобщения к традиционной национальной художественной культуре средствами культовых и мемориальных сооружений будет наиболее эффективным если:

- рассматривать памятники истории и культуры как важный фактор формирования национального самосознания, приобщения учащихся к национальной художественной культуре; учесть художественно-эстетическую ценность культовых и мемориальных сооружений для освоения учащимися культурно-исторического и творческого наследия, при этом осуществляя воспитательную функцию в развитии личности;

- изучать культовые и мемориальные сооружения с учетом исторически сложившиеся национально-художественных традиций, рассматривать их как целое явление материальной и духовной культуры, своеобразный вид искусства, сочетающий в себе утилитарные и эстетические функции.

7. Исследование подтвердило эффективность дидактических условий и системы занятий, способствующих приобщению к национальной художественной культуры учащихся с помощью культовых и мемориальных сооружений, как важного направления на пути развития художественно-педагогического образования школьников Дагестана. Это наглядно проявляется не только в формировании высокого уровня художественных знаний, умений и навыков учащихся в практическом рисовании, но и в повышении их познавательного интереса к культовым и мемориальным сооружениям путем анализа особенностей исторически сложившегося своеобразного вида искусства архитектуры.

8. Разработанные с учетом художественно-эстетических ценностей искусства архитектуры дидактические условия и системы занятий приобщения учащихся к культурному наследию народа, в процессе обучения изобразительному искусству, несомненно, обогатят их интеллектуальный, духовный потенциал, дадут стимул к самостоятельному творчеству.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Крючков, Евгений Михайлович, Махачкала

1. Абдуллаев М.А. Из истории научно-педагогической мысли. Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. - 174 с.

2. Агаширинова С. С. Материальная культура лезгин XIX начала XX в. -М., 1978.-216с.

3. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985. - 448с.

4. Александров Ю. Н. Москва. Диалог путеводителей. М.: Московский рабочий, 1982.-87с.

5. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа. М.: Сов.художник, 1986. 286с.

6. Алексеева В.В. Роль художественного наследия в эстетическом воспитании народа. М.: Сов. художник, 1985 - 32с.

7. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. - 160с.

8. Алиев А. Народные традиции, обычаи, их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1986. - 142с.

9. АлихановР. Кубачинский орнамент. -М., 1963. 78с.

10. Ю.Алиханов Р., Иванов А. Искусство кубачи. JL, 1976. - 182с.

11. Алтапов М.В. Немеркнущее наследие. М.: Просвещение, 1991. - 302с.

12. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Наука, 1970. -486с.

13. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания: Избр. психол. труды. т.1 -М.: Наука, 1980.- 169с.

14. Анисимов H.H. Основы рисования: Учебное пособие для студентов строительных специальных вузов. 2-е изд-е. -М.: Стройиздат, 1977.-186с.

15. Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства отдревнейших времен до наших дней. Пер. с фр. М.: Искусство, 1982. - 577с.

16. Антонова E.B. Орнамент на сосудах и знаки на статуэтках Анаутской культуры // Средняя Азия и ее соседи в древности и средневековье. М.: Наука, 1981.- 186с.

17. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие // Сокращ. пер. с англ. Самохина В.Н. М.: Наука, 1974. - 392с.

18. Асельдеров М.О. О школьных традициях. Махачкала, 1962. - 134с.

19. Атаев Д. М., Гаджиев К. К. Путеводитель по Дагестану. Изд. 1-е. Махачкала, 1965; Изд. 2-е. Махачкала, 1969. - 89с.

20. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. М.: Просвещение, 1982. - 192с.

21. Бакланов Н.Б. Златокузнецы Дагестана. О кустарях-металлистах селения Кубачи. М.: Центр, изд-во народов СССР, 1982. - 67с.

22. Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1925. - 286с.

23. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.-395с.

24. Башкиров A.C. Искусство Дагестана. М., 1931. - 25с.

25. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция. М.: Просвещение, 1981. - 239с.

26. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971.-416с.

27. Бродский Б. И. Свидетели странного века. М., 1978. - 256с.

28. Бродский Б. И. Связь времен. М., 1974. - 253с.

29. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. М.,1974. - 326с.

30. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. М., 1977. - 464с.

31. Веронкина Н. П. Изобразительное искусство советского Дагестана. -Махачкала, 1978. 128с.

32. Вол ков И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1982. 144с.

33. Вол ков H.H. Восприятие живописи и культуры // Художественное восприятие. Л., 1971. - 374с.

34. Воробей Ю.Л. Диалектика художественного творчества. М.: Изд-во МГУ, 1983.- 197с.

35. Воронов B.C. О крестьянском искусстве: Избранные труды. М.: Сов. художник, 1972. - 178с.

36. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд-е. М.: Просвещение, 1991. - 93с.

37. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. - 344с.

38. Гаджиев Б.И. Тропа дагестанского учителя. Махачкала: Дагучпедгиз, 1981.-98с.

39. Гаджиев Булач. Ворота в горы Дагестана. Махачкала, 1966. - 52с.

40. Гаджиев М. Г. Из истории культуры Дагестана в эпоху бронзы. -Махачкала, 1969.-62с.

41. Гаджимурадов С.М. Основы художественной керамики: Учебное пособие для учителя. Махачкала: Дагучпедгиз, 1987. - 115с.

42. Гаджимурадов С.М., Байрамбеков М.М. Основы народного и декоративно-прикладного искусства Дагестана // Программы 1-4 классы. 1996.-36с.

43. Газамагомедов Г.Г. Современное декоративно-прикладное искусство Дагестана: Художественно-эстетические проблемы. Махачкала: Даг. кн. изд., 1992.-176с.

44. Гальперин П.Я. Введение в психологию. -М.: Изд. МГУ, 1976. 324с.

45. Гамзатов Р. Г. Мой Дагестан. Книга первая и вторая (Пер. с аварского). -М., 1972.-217с.

46. Гачев Г. Гуманитарный комментарий к естествознанию // Вопросы литературы. 1976. №11. - 142с.

47. Гоголь H.B. Об архитектуре нашего времени. Соч. Т. 8. - М., 1952. -173с.

48. Голицын С. М. Сказания о белых камнях. М., 1980.

49. Гольштейн А. Ф. Зодчество. М.,1979. - 267с.

50. Горяева H.A. Первые шаги в мире искусства. М.: Просвещение, 1991. -168с.

51. Громов Е.С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение, 1985.-254с.

52. Данилова М.А., Скаткина М.Н. Дидактика средней школы. М.: Просвещение, 1975.-216с.

53. Дебиров П. М. Резьба по камню в Дагестане. М., 1966. - 227с.

54. Дебиров П. М. Архитектурная резьба Дагестана. М., 1966. - 186с.

55. Дебиров П.М. Резьба по дереву в Дагестане. М.: Наука, 1982. - 234с.

56. Домашиев А. Д., Дроздова Т. Н. Северное чудо Соловецкая крепость. - М., Стройиздат, 1985. - 198с.

57. Дьюи Джон Школа и общество. М., 1924. - 76с.

58. Жукова A.C. Помогите смешанным рисункам. М.: Просвещение, 1964. -110с.59.3амаровский В. Путешествие к семи чудесам света. М., 1980. - 242с. бО.Зеньковский В.В. Психология детства. - М.: Академия, 1996. -292с.

59. Игнатьев Е.В. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 274с.

60. Идрисова Н. К. Декоративно-прикладное искусство Дагестана (Каталог Художественного музея). Махачкала, 1977. - 221с.

61. Из собрания музея. Камень и дерево. М. 1991. - 75с.

62. Изабакарова Г.Б. Основы кубачинского искусства. Махачкала: Дагучпедгиз, 1979. - 62с.

63. Иконников А. В. Каменная летопись Москвы. М.: Московский рабочий, 1978.-272с.

64. Искржицкий Г. И., Сычева М. А. По законам красоты. М., 1981. -245с.

65. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение. - 206с.

66. Каган М.С. Культура как предмет философского исследования. Роль духовной культуры в развитии личности. JI: Знание, 1979. - 94с.

67. Каган М.С. Морфология искусства. Д.: Искусство 1972. - 74с.

68. Каган М.С. Художественная культура как система. Вопросы социологии искусства. JL: Искусство, 1972. - 87с.

69. Кайма разов Г. Ш. Очерки истории культуры Дагестана. М., 1971. -93с.

70. Кершенштейннер Г. Развитие художественного творчества ребенка. М: Изд. Сытина, 1914. - 214с.

71. Кильчевская Э. В. Декоративное искусство аула Кубачи. М., 1982.

72. Кильчевская Э.В., Иванов A.C. Художественные промыслы Дагестана. -М. 1959.-178с.

73. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М., 1959. - 221с.

74. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. М.: Просвещение, 1976.- 158с.

75. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. М.: Просвещение, 1979. - 175с.

76. Коррадо Ричи. Дети-художники. М., 1911. - 163с.

77. Кричко В.А. Архитектурные современники из прошлого. М.: Стройиздат, 1988. - 216с.

78. Крючков Е.М., Раджабов И.М. Культовые и мемориальные сооружения как средство приобщения школьников к национальной художественной культуре. Учебное пособие. Махачкала: ТТО Радуга-1, 2004. - 75с.

79. Кудрявцев А. А. Великий город на Каспии (Дербент в эпоху феодализма). Махачкала, 1982. - 252с.

80. Кудрявцев А. А. Город, не подвластный векам. Махачкала, 1976. - 178с.

81. Кудрявцев A.A. Дербенту 5000 лет. Махачкала. 1995.-78с.

82. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. М.: Просвещение, 1984. - 318с.

83. Кузин B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах 2-е изд-е. -М.: Просвещение, 1983. 191с.

84. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. М.: Просвещение, 1977. - 207с.

85. Кузин B.C. Психология. 2-е изд-е.-М.: Высшая школа, 1982.-256с.

86. Лавров Л. И. Этнография Кавказа. Л., 1982. - 97с.

87. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304с.

88. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. - 239с.91 .Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-185с.

89. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Современный урок. М.: МИРОС, 1992. -38с.

90. Либсон В. Я. Возрожденные сокровища Москвы. М.: Московский рабочий, 1983.

91. Лихачев В.Д., Лихачев Д.С. Художественное наследие Древней Руси и современность. Л.: Наука, 1971. - 186с.

92. Лихачев Д.С. Заметки о русском // Новый мир. 1980. - №3. - 186с.

93. Лихачев Д.С. Прошлое будущему. - Л., 1985. - 285с.

94. Любимов Л. Искусство Древней Руси. М.: Просвещение. 1986. - 214с.

95. Магомедов Д. М. Профессиональное искусство Дагестана. М., 1972. -114с.

96. Магомедов Р. М. Легенды и факты о Дагестане. Махачкала, 1970. -85с.

97. Магомедова М.О. Узоры жизни. М.: Советская Россия, 1974. - 11с.

98. Магомедова Э.М. Традиции эстетического воспитания. — Махачкала, 1986.- 164с.

99. Мамаев М.М. Декоративно-прикладное искусство Дагестана: Истоки и становление. Махачкала: Даг. кн. изд., 1989. - 64с.

100. Марковин В. И. Дагестанские резные стелы. «Сообщение Гос. Музея искусства народов Востока». Вып. 5. -М., 1972. - 64с.

101. Марковин В. И. Дорогами и тропами Дагестана. М., 1974. - 86с.

102. Махмутов М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1981. - 132с.

103. Медерский Л., Пилявский В. Невский проспект. М.-Л., 1959. 73с.

104. Милова М. Ф., Резвин В. А. Прогулки по Москве. Архитектурные зарисовки. М.: Московский рабочий, 1984. - 83с.

105. Мовчан Г. Я. Предварительные заметки о типологии жилища народов нагорного Дагестана. «Краткие сообщения Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая». Вып. 4. М. - Л., 1948. - 52с.

106. Мусаев А. С. Быт аула вчера и сегодня. Махачкала, 1976. - 90с.

107. Нансен Фритьоф. Глазами друга. Махачкала, 1981. - 122с.

108. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М.: Изобр. искусство, 1983. - 343с.

109. Некрасова М.А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. М.: Сов. Россия, 1989. - 220с.

110. Некрасова М.А. Народное творчество как часть культуры. М., 1982.-345с.

111. Некрасова М.А. Современное народное искусство. М.: Изобр. искусство, 1983- 120с.

112. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. -М.: Просвещение, 1987. 253с.

113. Никанорова Н.П. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством: Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1975. - 134с.

114. Овсянникова Ю. М. Рассказы об архитектуры. М., 1985. - 271с.

115. Омаров О. Ю. Морские ворота Дагестана. Махачкала, 1973. - 47с.

116. Ополовников А. В., Островский Г. С. Русь деревянная. М., 1981. — 221с.

117. Орбели И.А. Албанские рельефы и бронзовые котлы. Л., 1939. - 51с.

118. Орловский Г.И. Учитель изобразительного искусства и его работы. -М.: Просвещение, 1972. -79с.

119. Осетров Е. И. Мое открытие Москвы. М., 1981. - 62с.

120. Османов А. М. Дагестан. М., 1986. - 84с.

121. Понаморев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. - 303с.

122. Пришвин М.М. Мировая чаша М., Художественная литература 1990, - 198с.

123. Программа средней общеобразовательной школы. Изобразительное искусство (4-6 классы). М.: Просвещение, 1983.

124. Программа средней общеобразовательной школы. Изобразительное искусство. Начальные классы (1-4). М.: Просвещение, 1985.

125. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделийнародных художественных промыслов. 5-11 классы. М.: Просвещение, 1992.

126. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы // Научн. рук. Б.М. Неменский. М.: Просвещение, 1994.

127. Программы основы народного и декоративно-прикладного искусства Дагестана. 1-4 классы одиннадцатилетней школы. Махачкала: Дагучпедгиз, 1994.

128. Программы педагогических институтов. Основы декоративно-оформительского искусства (школьные декоративное дело). Для специальности 2109 «Рисование. Труд. Черчение». М.: Просвещение, 1975.

129. Программы средней общеобразовательной школы. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративного искусства 5-8 классы // Научн. рук. Т.Я.Шпикалова. М.: Просвещение, 1995.

130. Программы средней общеобразовательной школы. Основы народного и декоративно-прикладного искусства 1-4 классы // Научн. рук. Т.Я. Шпикалова. М.: Просвещение, 1992. -27с.

131. Промптов Ю. По горам и аулам Дагестана. Махачкала, 1941. - 37с.

132. Пруцин О. И. Город и архитектурное наследие. М.: Стройиздат, 1980.- 152с.

133. Раджабов И.М. Методика преподавания изобразительного и декоративного искусства с учетом региональных художественных традиций. Махачкала, 1997. - 6с.

134. Раджабов И.М. Художественные традиции и изобразительное искусство в школе. Махачкала: Дагучпедгиз, 1990. - 40с.

135. Раджабов И.М., Магомедов Д.Б. Иллюстрированные планы и разработки уроков по изобразительному искусству для 1-6 классов. -Махачкала, 1997. 84с.

136. Раджабов И.М., Магомедов Д.Б. Орнаменты народов Дагестана. -Махачкала, 1997.-36с.

137. Рамазанов X. X., Шихсаидов А. Р. Очерки истории южного Дагестана. Махачкала, 1964. - 101с.

138. Ростовцев H.H. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка. М.: Просвещение, 1981. - 192с.

139. Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе 2-е изд-е. М.: Просвещение, 1980. - 239с.

140. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. -704с.

141. Сакулина Н.И., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитания детей 2-е изд-е испр. и доп. М.: Просвещение, 1982. - 208с.

142. Салманов М.А. Эстетическая культура горцев Дагестана. -Махачкала, 2004. 248с.

143. Салтыков А.Б. Использование народных традиций в развитии советского прикладного искусства. М.: Искусство, 1956. - 47с.

144. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М: Педагогика, 1986. - 150с.

145. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971.-205с.

146. Сластенин В.А. Формирование социально-активной личности учителя // Советская педагогика. 1981. - №4. - 26с.

147. ТреверК. В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. М.-Л., 1959.-228с.

148. Трунов Д. M. В стране гор. М., 1967. - 99с.

149. Трупов Д.М. Аулы мастеров. Махачкала, 1977. - 122с.

150. Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. М.: Прогресс, 1993.-95с.

151. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. -М: Учпедгиз, 1956. 160с.

152. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

153. Хан-Магомедов С. О. Дербент. Горная стена. Аулы табасарана. М., Искусство. 1979. - 283с.

154. Хан-Магомедов С. О. Лезгинское народное зодчество. М., 1969. -96с.

155. Хан-Магомедов С. О. Мавзолей Ленина. М., 1972. - 154с.

156. Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. М.: Галарт, 1995.-424с.

157. Хасаншин X. Г. Цветы у монумента (Справочник-путеводитель о памятниках революционной и боевой славы Дагестанской АССР). -Махачкала, 1980.- 167с.

158. Хворостов A.C. Декоративно-прикладное искусство в школе 2-е изд-е перераб. и доп. М.: Просвещение, 1988. - 176с.

159. Хворостов A.C. Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий декоративно-прикладным искусством // Диссертация док. пед. наук. М., 1983.

160. Чирков Д.В. Декоративное искусство Дагестана. М., 1971. - 189с.

161. Шефов А. Н. Народные мастера Дагестана. Л., 1982. - 65с.

162. Шиллинг Е.М. Балхар.-Пятигорск, 1936.-210с.

163. Шиллинг Е.М. Кубачинцы и их культура. М.,1949. - 87с.

164. Шихсаидов А. Р. Надписи рассказывают. Махачкала, 1969. - 126с.

165. Шихсаидов А. Р. Эпиграфические памятники Дагестана. М., 1984. -231с.

166. Шихсаидов А. Р. Рассказы по истории Дагестана. Махачкала, 1981. -86с.

167. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. 2-е изд-е. М.: Просвещение, 1977. - 112с.

168. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. 2-е изд-е. М.: Просвещение, 1979. -190с.

169. Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: Теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути ее реализации: Диссертация док. пед. наук. М., 1988. - 346с.

170. Шпикалова Т.Я., Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. М.: Мозаика-Синтез, 1996.-80с.