автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Проблема экологического образования в истории чувашской школы и педагогики
- Автор научной работы
- Терехова, Ольга Павловна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Чебоксары
- Год защиты
- 2007
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Проблема экологического образования в истории чувашской школы и педагогики"
№ с" 6 I
с.
На правах рукописи
ТЕРЕХОВА ОЛЬГА ПАВЛОВНА
ПРОБЛЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИСТОРИИ ЧУВАШСКОЙ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИКИ
Специальность 13.00,01 - общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
07 - 3 3043
Чебоксары 2007
Диссертация выполнена на кафедре педагогики и психологии Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова».
Научный руководитель: действительный член РАО, академик,
доктор экономических наук, профессор Л.П. Кураков
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
А.Е. Земляков
доктор педагогических наук, профессор Т.В. Кириллова
Ведущая организация: Ульяновский государственный университет
Защита состоится «_»_ 2007 г. на заседании диссертационного совета К212.114.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук при Марийском государственном педагогическом институте имени Н.К. Крупской, г. Йошкар-Ола, ул. Коммунистическая, д. 44.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова.
Автореферат разослан «____ _»...... .......... _ 2007 г.
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук,
профессор М.М. Полевщиков
Обшая характеристика исследования
Актуальность исследования. На современном этапе в условиях развития индустриальной цивилизации, интенсификации технологических процессов проблемы экологии являются наиболее острыми и неотложными среди глобальных проблем человечества. Сильное вмешательство человека в природные процессы обусловило реальную угрозу существованию окружающей нас среды.
Принятие новой концепции национальных систем образования в Российской Федерации, реализация закона «Об образовании» Российской Федерации, Чувашской Республики, Президентской программы «Новая школа», модернизация системы образования Чувашской Республики, Концепция государственной образовательной политики Чувашской Республики «Человек и образование в современном мире» выдвинули перед школой, перед педагогическими коллективами общеобразовательных школ и высших учебных заведений республики новые требования, затрагивающие все аспекты обучения и воспитания, среди которых экологизация приобретает доминирующую позицию, определяют острую необходимость формирования -экологического мышления.
Разработка современной стратегии развития воспитания и обучения требует всестороннего анализа и учета изменений, происходящих в обществе. Одним из важных аспектов разработки путей ей совершенствования является осмысление исторического опыта, накопленного школьным образованием, В «Национальной доктрине развития образования» указано, что система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Национальная культура, система духовных и нравственных ценностей народа, содержащая в себе проверенные временем традиции этноса, всего человечества
может и должна служить мощным фактором духовного развития подрастающих поколений,
Ориентиры для подрастающего поколения, как доказывают исследователи, заложены и проверены тысячелетним опытом, находятся в духовных корнях конкретного народа и человечества в целом, Истоки народного просвещения чувашей связаны с педагогической деятельностью И.Я. Яковлева. Исследователи отмечают, что на современном этапе общество приходит к пониманию роли экологического образования, которое является основой нравственности и опорой при решении различных вопросов в практической деятельности человека. Так, по мнению H.H. Моисеева, «в современный век мировоззрение человека начинается с экологии, с экологического мышления, а воспитание и образование человека - с экологического воспитания».1
Отдельные аспекты экологического состояния природной среды Чувашской Республики изучены рядом авторов (С.И. Андреев, Е.И. Арчиков, Н.П. Воронов, Д.Г. Гурьев, A.I3. Димитриев, Л.И. Иванов, Ф.А. Карягин, АЛ'. Корнилов, Н.М. Матвеев, А.Д, Плетнева-Соколова, М.М. Сироткина, Г.Н. Чернова, А.Е. Яковлев и др.). Ими проведены исследования по конкретным вопросам влияния хозяйственной деятельности человека на состояние природной среды,
Вопросы экологического воспитания учащихся в условиях Чувашской Республики в разной степени освещены в работах Н.В. Борисовой, ВЛО. Львовой, Г.С. Лялина, Н.М. Матвеева, Р.'Г. Нероговой, Н.Л. Панчеико, З.Н. Плечовой, Р.К. Репиной, ГЛ1. Черновой, Е.Г. Шароновой и др.: роль экскурсий в экологическом воспитании школьников (Г.С. Лялин, Р.'Г. Нерогова, Ф.А. Карягин); вопросы экологического образования сельских школьников (Н.М. Матвеев, В.П. Ковалев); эколого-правовое образование учащихся в системе дополнительного образования (Н.Л. Папченко, О.Г.
1 Моисеев H.H. Развитие непрерывного экологического образования //Материалы 1-й московской научно,-практич. коиф, по непрерывному экологическому образованию. - М., 1995. - С. 12.
Максимона); аспекты природоохранного воспитания на основе краеведческой работы (И.В. Павлов, И.И. Павлова, В.Г. Толстов-Лтнарский, М.М. Эльдаров); вопросы становления экологической культуры школьников (М.В. Емельянова, В.Ю. Львова, Р.К. Репина, И.В. Цветкова, Г.П. Чернова и др.). В диссертационном исследовании М.В. Емельяновой рассматриваются значение и педагогические условия эффективного использования игровой деятельности в экологическом воспитании учащихся начальных классов.
Исследования H.H. Борисовой, Е.С, Захаровой, Г.С. Лялина, О.Г. Максимовой, ILM. Матвеева, Р.Т. Нероговой, З.Н, Плечовой, Е.Г. Шароновой и др. посвящены отдельным формам, средствам и методам экологического воспитания школьников.
Проблемы экологического воспитания и образования учащихся многоаспектно изучались А.Д, Димитриевым. Им составлены учебники и пособия по экологии для общеобразовательных школ Чувашской Республики.
Большие воспитательные возможности для формирования экологической культуры, природоохранного сознания и поведения у подрастающего поколения несет в себе многовековой опыт народа и его национальные традиции, нашедшие отражение н исторических и этнографических исследованиях: Н.И. Ашмарина, Н.И. Золоти ицкот, П.В. Денисова, В.Д. Димитриева, Д.Е. Егорова, Л.А. Ефимова, Г.И. Комиссарова, Н.Г. Краснова, Л.П. Куракова, В,К, Магницкого, Н.В, Никольского, Л,К. Салмина, М.Я. Сироткииа, Л.А, Таймасова, в этноиедагогических трудах Г.Н. Волкова, Е.В. Васильева, А.Е. Землякова, Т.Н. Петровой, Э.И. Сокольниковой, а также в отдельных публикациях на основе средств народной педагогики Н.И. Андреевой, Г.М. Григорьевой, В.П. Ковалева, Л.В. Кузнецовой, Р.Н. Петровой, Ю.П. Сокольникова и др.
Нужно отметить большую ценность исследований, проведенных академиком Г.Н. Волковым. В «Чувашской народной педагогике» им воспроизведены педагогические традиции чувашского народа, многие из
которых несут на себе печать вечности. Он подчеркивает, что природосообразность является основным положением народной педагогики, определяющим во многом не только методы воспитания, но и его цели.
История воспитания и педагогической мысли чувашского народа на более раннем этане, в XV-XV1II вв„ рассматривается в научных исследованиях Т.Н. Петровой.
Осуществление системы И.Я. Яковлева среди чувашей в разной мере получило освещение в публикациях Д.Ф. Филимонова, В.Н. Назарьева, A.B. Рекеева, Г.И. Комиссарова, В.Н. Орлова, сына просветителя А.И. Яковлева и др. История Симбирской чувашской учительской школы описана в ряде работ И,Я. Яковлева (Саламбека), ИЛ". Золотова, Н.В. Муромцева, М.Я. Сироткина, Н.Г. Краснова, Л,П. Куракова, Л.Е. Землякова.
Большой вклад в историю чувашского просвещения внесли научные труды профессора Н.Г, Краснова. В результате многолетней упорной работы им собраны и проанализированы ценные материалы и документы о жизни и деятельности И.Я. Яковлева. Его груды представляю! собой наиболее обобщенное и полное описание научно-педагогической деятельности создателя Симбирской чувашской учительской школы.
В последние годы многогранную научно-педагогичсскую деятельность выдающегося патриарха чувашского просвещения исследован один из современных последователей его дела академик JI.II. Куракои. Внук просветителя, профессор МГУ, И.А. Яковлев отмечает: «Я очень рад, что среди чувашей нашелся такой преданный народу человек, который смотрит далеко вперед и уже готовит молодо« поколение к XXI и. Лев Паителеймонович руководствуется теми идеями, которые были высказаны И.Я, Яковлевым, моим дедом, в своем «Завещании чувашскому народу», многогранная научная и общественная деятельность академика Л.П. Куракова является продолжением замечательных традиций чувашского просветительства, заложенных ещё в XIX в. выдающимся педагогом-
-б-
просветителем И .Я. Яковлевым ».2 Книга Л.П. Куракова «Прометей из чуваш» и многочисленные публикации посвящены выдающемуся чувашскому педагогу-просветителю И.Я. Яковлеву.
Большую работу по распространению научно-педагогического наследия И.Я. Яковлева, опыта Симбирской чувашской школы проводит Научно-исследовательский институт И.Я. Яковлева в ЧГУ.
Среди множества работ об Иване Яковлевиче Яковлеве следует выделить публикации А.Е. Землякова, в которых дана высокая оценка деятельности чувашского просветителя по трудовому и экологическому воспитанию учащихся.
Несмотря на большое количество работ, анализирующих различные аспекты формирования экологической культуры подрастающего поколения, до настоящего времени не был проведен комплексный анализ зарождения и развития экологического воспитания и образования в Чувашии, экологических аспектов научно-педагогической деятельности И.Я. Яковлева и Симбирской чувашской учительской школы. На современном этапе научно-педагогическая система И.Я. Яковлева, разработанная на основе творческого использования народной педагогики, наследия классиков как отечественной, так и зарубежной педагогики, педагогическая система великого патриарха по экологическому воспитанию учащихся, распространению экологических знаний среди учителей и сельского населения приобретают особенную актуальность. Поэтому существует объективная необходимость использования опыта и наследия И.Я, Яковлева на современном этапе в образовательно-воспитательном процессе. Современная наука во многом исходит из того, что проблемы реформирования и становления национальной школы в конце XIX и начале XX вв., содержание учебно-воспитательной работы в Симбирской чувашской учительской школе имеют большое значение для современной
Яковлев И.А. Продолжение традиций чувашского просветителя //ТЯван Атйл, 1998,- № 2. - С. 1-2.
общеобразовательной и высшей школы. Это актуализированное требование послужило основанием выбора темы исследования: «Проблема экологического воспитания и обучения в истории чувашской школы и педагогики». Таким образом, актуальность темы исследования определяется, с одной стороны, социальным заказом в нравственно-духовной сфере общества, с другой - эффективными методами, средствами, факторами для экологического воспитания подрастающего поколения, которые применялись в чувашской народной педагогике и в системе народного образования.
С учетом вышеизложенного можно сформулировать проблему исследования: Каковы предпосылки и исторические этапы зарождения и развития экологического образования в системе народного просвещения в Чувашии.
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования : Экологическое образование в истории чувашской школы и педагогики.
Предмет исследования: Предпосылки и становление экологического образования в Чувашии (исгорнко-педагогический анаши).
Гипотеза исследован»««: Экологическое образование учащихся в школах Чувашии будет эффективным, если:
1) на основе ретроспективного анализа и изучения современного состояния проблемы в педагогической теории и практике выявлены сущность, содержание и методы экологического образования;
2) обобщен этмопедатогический опыт природоохранительной работы чувашского народа;
3) изучена и творчески использована система экологического «бучения и воспитания в Симбирской чувашской школе, основанной чувашским просветителем И .Я. Яковлевым.
В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи:
-81) проанализировать теоретико-методологические предпосылки зарождения и развития экологического воспитания в Чувашии как главного принципа формирования гармонически развитой личности и показать их актуальное значение в современных условиях; определить истоки формирования природоохранительного воспитания подрастающего поколения; раскрыть национальную специфику экологического воспитания в чувашской народной педагогике.
2) осветить состояние экологического просвещения чувашей в школах дояковлевского периода.
3) проанализировать научно-педагогическую систему И.Я. Яковлева по осуществлению природоохранительного воспитания учащихся, содержание профамм предметов естествоведческого и гуманитарного циклов в учебном плане Симбирской чувашской учительской школы; определить и обобщить средства, методы и факторы экологического воспитания учащихся в Симбирской чувашской учительской школе.
4) доказать историческую преемственность экологических идей и опыта этнопедагогики, природоохранительного воспитания подрастающего поколения; рекомендовать перспективные направления и условия дальнейшего развития экологического образования в школах Чувашии.
Исследование проводилось в три этапа:
I этап (1996-2000 гг.) - вхождение в проблему, определение её теоретико-методологических, собственно научных аспектов и исходных положений, на основе анализа исгорико-педагогичсской литературы была сформулирована проблема исследования, его цель, объект, предмет и задачи, рассмотрены различные подходы к решению проблемы.
II этап (2001-2003 гг.) - был посвящен теоретическому исследованию дояковлевского периода экологического просвещения чувашей, научно-педагогического наследия И.Я. Яковлева и изучению и обобщению осуществления экологического обучения и природоохранительного воспитания в системе современного образования, сбору эмпирического
материала как фактологической базы исследования. Сбор материала сочетался с его разносторонним анализом и обобщением, осмысление практических аспектов позволило сформулировать выводы нашего исследования в первичном варианте, которые впоследствии уточнялись, обогащались в процессе изучения новых архивных, литературных и иных материалов. В результате это позволило уже на втором этапе исследования приступить к литературному оформлению некоторых разделов диссертации.
III этап (2004-2006 гг.) - завершение литературного оформления диссертации. На протяжении всех этапов исследования велась апробация его результатов, корректировка выводов; концепция исследования пропагандировалась нами в докладах на Международных, Всероссийских, Республиканских научно-практических конференциях, собраниях ученых, педагогов и студентов
Методологической основой исследования являются труды классиков и современных ученых в области историографии педагогики, концепции целостности мирового педагогического процесса, философия гносеологического плюрализма, приоритет общечеловеческих ценностей. Мы руководствовались такими методологическими положениями, как принцип историзма в изучении педагогических явлений, учет социокультурных факторов, гуманистическая направленность развития педагогической мысли, практики образования и воспитания, ориентация образования н воспитания на формирование личности с национально-специфическими характеристиками, гуманизация и этноиедагогизация учебно-восиктателмшго процесса.
Для исследования рассматриваемой проблемы мы применяли комплекс методов, включающий: теоретический анализ психолого-педагогической, этнопедагогической, этнопсихологической, этнографической,
социологической, исторической литературы чувашских, отечественных и зарубежных авторов; изучение и анализ нормативных документов регионального и федерального уровня, учебных планов, программ и
учебников; анализ и систематизация архивных материалов; обобщение личного опыта преподавательской и научно-исследовательской работы.
Мы опирались на теоретические и научно-методические труды классиков педагогики: Я.А, Комснского, К.Д. Ушинского, JI.H. Толстого, Н.И. Ильминского, И.Я. Яковлева, К. Насыри, отечественных и зарубежных педагогов: Ю.К. Бабанского, Г.Н. Волкова, А.Е. Землякова, А.Э. Измайлова, Н.Г. Краснова, В.К. Кириллова, Б.Т. Лихачева, М.И. Матвеева, Г.В. Мухаметзяновой, И.Т. Огородникова, И.В. Павлова, Т.Н. Петровой, В.А. Сухомлинского, Я.И. Ханбикова, Г.П. Черновой, И.А. Чурикова и др.
В процессе исследования диссертант ознакомилась с учебными планами, программами, учебниками Симбирской чувашской учительской школы, имеющимися в фондах Государственной книжной палаты, Центрального государственного архива Чувашской Республики, Республики Татарстан, Ульяновской области, Национальной библиотеки Чувашской Республики, архива и библиотеки Чувашского государственного института гуманитарных наук, историко-педагогического музея И.Я. Яковлева ЧГТТУ им. И,Я. Яковлева, музея И.Н. Ульянова и И.Я. Яковлева ЧГУ им. И.Н. Ульянова, провела анализ действующих программ и учебников, используемых в общеобразовательной школе, изучила «Рабочие программы по экологии» всех факультетов Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова,
Достоверность и обоснованность проводимого исследования, выводов обеспечивается его методологической и теоретической базой, аргументированностью основополагающих положений, выводов и научных рекомендаций, использованием комплекса методов исследования, анализом национальной экологической политики правительства в школьном обучении, обоснованностью исходных теоретических позиций о значении опыта предшествующих поколений и педагогического наследия в продолжении нравственно-духовного опыта.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:
" - выявлены и обобщены социально-исторические условия зарождения и развития экологического воспитания в Чувашии;
- проанализирован процесс становления и непрерывной эволюции экологического образования и воспитания чувашской молодежи в плане изучаемой проблемы;
- раскрыто, что коренные изменения в педагогической культуре чувашского народа произошли во второй половине XIX и начале XX вв. в результате просветительско-педагогической деятельности И.Я. Яковлева;
- показано, что положительный опыт, накопленный чувашской народной педагогикой и школой, необходимо развивать и совершенствовать;
- обоснованы гуманистические идеи экологического воспитания и образования, выдвинутые просветителями и деятелями народного образования, проанализированы их педагогические воззрения в исследуемом аспекте.
Теоретическая значимость исследования выражается:
- в целостном осмыслении зарождения и развития экологического воспитания подрастающего поколения, в обосновании психолого-педагогических условий этнопедагагического опыта чувашского народа, просветителей народного образования;
- в обогащении подходов к решению задач экологического воспитания и образования учащихся;
- в обосновании возможностей гуманитаризации и шюпедашпшции учебно-воспитательного процесса;
- намечены перспективные возможности использования идей и опыта И.Я. Яковлева по экологическому воспитанию учащихся, базирующихся на народных традициях, в современных условиях развития национального образования;
- в введении в научный оборот малоизвестных идей из народных воспитательных традиций и ранее не обнародованных материалов;
- в раскрытии новаторского опыта чувашского просветителя И.Я. Яковлева в организации природоохранительной работы, в формировании экологического
сознания и поведения учащихся, населения, в обосновании возможностей его использования в школах Чувашии в современных условиях.
- полученные результаты исследования расширяют и углубляют известные ранее факты историко-педагогической и этнопедагогической науки, обогащают ее новыми данными и сведениями. Выводы и предложения вносят определенный вклад в историю отечественной педагогики и школы. Материалы исследования могут служить основой для дальнейших теоретических разработок по вопросам теории и методики экологического воспитания подрастающего поколения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно:
- обогатит раздел курса истории педагогики и образования новыми выводами, теорегическими положениями и фактическим материалом;
- внесет определенный вклад в разработку проблемы истории развития нерусской школы, в формирование экологической культуры и нравственности подрастающего поколения;
- собранные данные помогут выработать правильное отношение к культурному и историческому наследию своего народа, позволяют использовать накопленный в прошлом опыт в современных условиях;
- способствует творческому подходу к достижениям прошлого, выработке корректного отношения к педагогическому наследию прошлого, учитывать учебно-воспитательные возможности на народных традициях и обычаях;
- позволяет внедрить комплексную систему непрерывного экологического и национального воспитания и образования;
- способствует обогащению содержания всего педагогического образования;
- дает возможность использовать преподавателям вузов, учителям научно-методический материал о зарождении, становлении и развитии экологического воспитания в Чувашии и рекомендации по творческому использованию педагогических достижений по формированию у учащихся природоохранного
сознания и поведения при чтении ими лекций, на занятиях спецкурсов и практических занятий по педагогике, истории образования, яконлевоведению;
- в ходе работы над исследованием разработаны и апробированы тематика лекций и практических занятий, методические рекомендации по использованию опыта предшествующих поколений и научно-педагогического наследия И,Я. Яковлева по экологическому обучению и воспитанию учащихся в современной школе;
- разработаны рекомендации «Экологическое воспитание в сельских школах» (в помощь учителям);
- разработано учебное пособие «Экологическое воспитание и обучение в научно-педагогической системе ИЛ, Яковлева»,
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в непосредственной педагогической деятельности автора в качестве учителя экологии средней школы, Чувашского национальног о лицея имени Г. Лебедева, старшего преподавателя кафедры материаловедения и экологии Чувашсекого государственного университета имени И.П. Ульянова, Материалы исследования неоднократно докладывались и обсуждались на заседаниях и методологических семинарах кафедры материаловедения и экологии ЧГУ имени И.Н, Ульянова, на различных научно-практических конференциях: Международная научно практическая конференция «И.Я. Яковлев и просвещение народов Поволжья» (Чебоксары, 1993); Всероссийская научно-практическая конференция «Совершенствование профессионально-педагогической подготовки учителя национальной школы в условиях демократизации и 1-уманизации общественных отношении» (Чебоксары, 1994); Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы формирования гармонически развитой личности учащихся в современных условиях» (Чебоксары, 1995); Международная научная конференция «И.Я, Яковлеи и духовный мир современного многонационального общества» (Чебоксары, 1998); Межрегиональная научно-практическая конференция «Языки, духовная культура и история народов Среднего Поволжья» (Ульяновск,
-142003 );_Между народная научно-практическая конференция «Проблема этнолингводидактики в поликультурной среде» (М.; Чебоксары, 2004); Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная памяти М.М. Михайлова» (Чебоксары, 2005); Всероссийская научно-практическая конференция «Сопоставительное изучение разнотипных языков: научный и методический аспекты» (Чебоксары, 2006); Международная научно-практическая конференция «Проблемы межъязыковых контактов и модернизации филологического образования в национальной школе» (Йошкар-Ола, 2006).
Основное содержание диссертации отражено в 22 публикациях автора.
Результаты исследования опубликованы в методических пособиях, статьях, тезисах к научно-практическим конференциям. Общий объем публикаций составляет более 40 п.л.
На защиту выносятся следующие положения: 1. Главные факторы зарождения, становления и развития экологического воспитания в Чувашии. Каждая эпоха и культура, педагогические традиции чувашей, деятельность народных просветителей раскрывают ту или иную сторону природоохранительного воспитания, наполняют его новым содержанием и усиливают его значимость. Решающую роль в формировании любви к природе и бережного отношения к окружающей среде шрает чувашская народная педагогика, а в становлении системы просвещения, развития педагогической мысли, создании системы экологического обучения и воспитания в Чувашском крае сыграла просветительская деятельность выдающегося чувашского педагога И.Я. Яковлева.
2. Издавна бытующие в народе экологические ценности, взгляды чувашского народа о необходимости гармонии взаимоотношений человека с природой сформулировали строгие нормы. Творческое использование педагогического опыта народа и его просветителей по экологическому воспитанию учащихся в историко-педагогическом процессе при разработке
современных воспитательных систем, направленных на гармоническое развитие личности, упорядочит систему воспитательных воздействий, способствует формированию социально-экологической ответственности у подрастающего поколения,
3. Всестороннее исследование и обобщение научно-педагогического наследия и идей по экологическому обучению и воспитанию учащихся чувашских просветителей представляет ценный вклад в педагогическую науку, историю образования.
4. Освещение преемственности экологических идей и опыта этнопедагогики, природоохранительного воспитания в истории чувашской школы и педагогики. Научно-педагогическое наследие И.Я. Яковлева, опыт Симбирской чувашской школы по нравственно-экологическому воспитанию учащихся весьма актуальны и востребованы сегодня в гуманизации и этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной и высшей школе.
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Основное содержание работы
Во введении обоснована актуальность избранной темы, определены объект, предмет, гипотеза, цель и задачи исследования, обозначены методологическая основа, методы и этапы исследования, раскрыты научная новизна, теоретическое и практическое значение работы, приведены данные об апробации и внедрении результатов исследования, сформулированы гипотеза и основные положения работы, выносимые на защиту.
В первой главе «Экологическое воспитание в истории образования чувашского народа» рассматриваются аспекты использования народной педагогики в экологическом воспитании подрастающего поколения,
раскрыто экологическое просвещение чувашей в школах дояковлевского периода и научно-педагогическая система И.Я. Яковлева по природоохранительному воспитанию.
В первом параграфе отмечается, что каждая нация, заботясь о своем духовном «воспроизводстве» из поколения в поколение, прилагает усилия для того, чтобы дети воспитывались на культурно-исторических традициях отцов, дедов, прадедов. Исследователи Г.Н. Волков, Н.Г. Краснов, Л.П, Кураков, Т.Н. Петрова, А.Е. Земляков, В.К. Кириллов, А.Э, Измайлов, И.А. Чуриков и др. в своих трудах подчеркивают, что народная педагогика -неисчерпаемая сокровищница народной мудрости, воспитывающая молодое поколение в национальном и общечеловеческом духе. Древние чуваши располагали обширными знаниями о природе, которые составляли основу народной мудрости. В настоящее время традиции народной педагогики развиваются и совершенствуются, рядом со старыми традициями появляются новые. Преемственность создаст возможность подрастающим поколениям усвоить многовековой народный опыт воспитания, собрать и система! тировать народные знания, всю народную мудрость по экологическому воспитанию молодежи, развивать и обогащать в новых условиях духовные ценности общества.
Во втором параграфе освещается экологическое воспитание в школьном образовании чувашского народа дояковлевского периода. Вопросы взаимодействия человека с природой и ее влияние на нравственное формирование личности привлекали внимание прогрессивных деятелей и педагогов с давних пор. Первый инспектор чувашских школ Казанского учебного округа Н.И. ЗолотницкиЙ занимался вопросами организации образования чувашских детей, составил учебные пособия, которые послужили фундаментом становления чувашского просвещения. Он изучал обычаи и традиции чувашского народа. Им составлен «Солдалык кнеге» -первый чувашский календарь, который представлял собой чувашские народные праздники с разъясне,«,ем их значения на чувашском языке. Его
«Чуваш кнеге» - первый чувашский букварь, многие тексты в нем представляют описание народной жизни. В книге использованы чувашские пословицы и поговорки: «Вахат иртсен дырла татма каймад<;ё», «Ёдлемесёр ларма намас» и т.п. К «Корневому чувашско-русскому словарю» приложены разные сравнительные этнографические заметки о предметах верования, обрядах и обычаях чувашского и других нерусских народов, исследования по части имен географических и т.п. Всего в словаре 22 приложения. Например, в приложении Ш «Названия Бога, неба и светил небесных» автор описывает отношение чувашей к этим явлениям и планетам. В приложении УП «Названия месяцев» он отмечает, что у чуваш большая часть месяцев является названиями по разным занятиям земледельческого быта; некоторые месяцы называются по совершаемым в них обрядам.
Нами изучена просветительская деятельность Н.И. Ильминского, который внес большой вклад в просвещение инородцев. Он считал, что в «младшем отделении преподавательским языком должен служить инородческий язык, в старшем - русский. Под его руководством в 1867-1892 гг. переведено на чувашский язык 17 книг и изданы учебные программы и пособия. Н.И. Ильминский подчеркивал, что образование невозможно без хорошего воспитания, и целью народной школы является воспитание людей с нравственными качествами, в учебно-воспитательном процессе школы должны учитывать национальные традиции, обычаи, образ жизни, психологию данного народа. Вопросы просвещения он рекомендовал решать путем привлечения к этой работе деятелей из народа,
Анализируется деятельность И.Н. Ульянова, отмечается его заслуга в открытии школ для нерусских детей: за период работы в Симбирской губернии количество школ достигло от 89 до 463, а число чувашских школ достигло 38. В открытой по его ходатайству в 1872 г. Порецкой учительской семинарии готовили учителей для русских, мордовских и чувашских школ. И.Н.Ульянов требовал подготовки и привития учащимся семинарии навыков работы на пришкольной десятине по разведению сада, уходу за садовыми и
огородными культурами, ознакомлению детей с лучшими способами обработки и удобрения земли и влиянием их на повышение урожайности. В семинарии предпринимались экскурсии в соседние леса, кроме изучения окружающей местности и природы, во время экскурсии воспитанники отбирали кустарники и деревья для посадки в саду, принадлежащем семинарии. После окончания семинарии выпускники распространяли полученные знания и практические навыки по садоводству и огородничеству среди учащихся и сельского населения.
В третьем параграфе на основе анализа историко-иедагогического материала раскрыта педагогическая деятельность И .Я. Яковлева и основанной им Симбирской чувашской учительской школы по экологическому обучению и воспитанию учащихся. С этой целью изучено содержание учебных предметов, программный материал, входящий в курс Симбирской чувашской учительской школы. Введение теоретического и практического изучения учащимися полеводства, садоводства, огородничества, пчеловодства должно было вооружить воспитанников учительской школы познаниями в области сельского хозяйс тва, сделать их способными помочь крестьянам поднять хозяйство, чтобы дети крестьян, как будущие земледельцы, сделались более восприимчивыми к научным знаниям, рациональному ведению хозяйства, заботиться об окружающей среде. Жизнь и учеба воспитанников проходила а каждодневном общении с живой природой. Они учились бережно, с пониманием относиться к земле, воде, флоре и фауне окружающей среды, осознавая себя органической частью природы. В выработке правильного и сознательного отношения к окружающей природе большое значение имела работа воспитанников на сельскохозяйственной ферме. Раскрыто значение использования народных трудовых традиций в учебно-воспитательной работе. В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что праздники сева, урожая, древонасаждения имели огромный педагогический потенциал, способствовали воспитанию в молодом поколении любви к зеленым
насаждениям, лесу, бережного отношения к ним и служили прочной основой для экологического воспитания учащихся. Описан опыт работы педагогического коллектива Симбирской чувашской учительской школы по использованию экскурсий в природоохранительном воспитании учащихся. В реализации этой проблемы большое значение имели экскурсии, проведенные для научного осмотра Казанской сельскохозяйственной фермы, университетского Ботанического сада и пасеки, а также огорода, сада Казанского землевладельческого училища. Особенно выдающимся путешествием, как отмечено в отчете школы, было посещение Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде и городов Казань, Кострома, Ярославль, Москва в 1896 году. Дан этнопедагогический и этнопсихологический анализ образовательного и воспитательного содержания произведений И.Я. Яковлева. Дидактические тексты в учебниках и рассказах И.Я. Яковлева, отражавшие жизнь и быт чувашского народа, способствовали развитию у детей наблюдательности, умению получать знание на основе непосредственного участия в окружающей природе и жизни, а также изучения предметов и явлений через учебные книги; повышению интереса к своему родному краю, воспитание любви к родным местам и бережное отношение к окружающей среде.
Во второй главе «Осуществление экологического обучения и природоохранительного воспитания в системе современного образования» рассматриваются потенциальные возможности содержания учебных предметов общеобразовательных школ, преемственность экологического обучения и природоохранительного воспитания в системе современного образования.
В первом параграфе рассмотрено развитие природоохранной деятельности в Чувашии в послереволюционный период. При этом мы опирались на фундаментальные исследования Е.И. Арчикова, А.Д. Димитриева, A.B. Димитриева, Ф.А. Карягина, А.Г. Корнилова, М.Н. Матвеева, А.Е. Яковлева и др. и архивные материалы. Проведенный анализ
исслсдований покачал, что после революции усилилось государственное управление природопользованием и охраной природы. В 1924 году в России было создано общество охраны природы. До создания государственных органов вопросами экологии занималось Всероссийское общество охраны природы (ВООП), которое имело в союзных и автономных республиках свои организации. Первичные организации этого общества были на каждом предприятии, в школе и т.п. Архивные документы свидетельствуют, что в конце 80-х гг. в Чувашской Республике было более 2500 первичных организаций ВООП, более 100 советов охраны природы разных учреждений, общеобразовательных и высших учебных заведений. Показана работа Министерства экологии Чувашской Республики по охране природы: составлен перечень особо охраняемых природных территорий, организована пропаганда экологических знаний, природоохранительное просвещение населения, учреждена специальная премия и звание «Лауреат премии Министерства экологии Чувашской Республики»; в 1990 г. создана партия «зеленых», отделение Всемирной организации «1'ринпис»; совместно с природо-иссделовательскими клубами «')ткер», «Карйш», «Кййкйр», «Юман» и учеными организованы летние экологические лагеря школьников, проводятся ежегодные научно-практические конференции. Творческое сотрудничество Министерства экологии и высших учебных заведений республики способствовало появлению и марте 1997 г. молодежной экологической дружины (МЭД).
Во втором параграфе выявлены возможности содержания учебных предметов гуманитарного и естество всяческого циклов для экологического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Анализ показал, что учащиеся с материалами на тему «Человек и природа» знакомятся почти на каждом уроке чувашского и русского языков и литератур при изучении произведений, описывающих пейзаж родного края, страны, при выполнении упражнений, изложений по текстам, рассказывающим о природе, о деятельности человека по се охране, когда пишут сочинения по картинам
художников Чувашии: А. Кокеля, Н. Сверчкова, М. Спиридонова, Н. Овчинникова, П. Кипарисова, А. Миттова и др„ показывающих своими работами красоту Чувашского края, призывающих беречь и охранять окружающую среду. Отмечена роль проводимых учителями-филологами экскурсий, связанных с темой прочитанных произведений, которые помогают школьникам постичь тайны природы, ощутить ее красоту, любить и беречь ее. Влияние природы на мировоззрение и образ жизни человека учащимся раскрывают также на материале этнографии, фольклора, литературных источников, ибо они пронесли через десятки столетий представления предков, их знания, отношение к природе.
На основе изучения программного материала по природоведению, биологии, химии, географии отмечены возможности этих предметов в формировании у учащихся ответственного отношения к природе. При этом учитывались такие принципы: ориентация на возрастные особенности школьников; обеспечение преемственности; учет национально-регионального компонента; использование межпредметных связей; проведение комплексных экскурсий, позволяющих ознакомить учащихся с частями (компонентами) природы, с их состоянием, оценить характер природопользования,
В третьем параграфе рассмотрен вопрос преемственности экологического обучения и воспитания юного поколения в общеобразовательной и высшей школе. В ходе исследования выяснилось, что в вузах учебный процесс строится с учетом знаний и навыков, полученных учащимися по экологическим вопросам при изучении гуманитарных и естествоведческих дисциплин в общеобразовательной школе, Соблюдается преемственность между общеобразовательной и высшей школой. Так, анализ «Рабочих программ но экологии» для гуманитарных и технических факультетов Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова показал, что они составлены в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего
профессионального образования, утверждены на заседаниях кафедр и Методического совета соответствующих кафедр. Составлены они с учетом специфических особенностей факультетов и получаемой студентами специальности, В «Рабочих программах» выявлены и недочеты: в тематику лекций и практических занятий не включены вопросы использования накопленного чувашским народом на протяжении тысячелетий богатого опыта общения с природой, окружающей средой, недостаточно учтен национально-региональный компонент, научно-педагогическое наследие И.Я. Яковлева по экологическому воспитанию учащихся и населения, ознакомление студентов с деятельностью Научно-исследовательского института И.Я. Яковлева в ЧГУ, не указана организация встреч с учеными, сотрудниками станции защиты растений, Министерства экологии и природных ресурсов, с ведущими экологами Чувашской Республики.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы и предложения, которые тесно связаны с аргументацией основных положений и идей диссертации, вынесенных на защиту, одновременно ориентируют на дальнейшее углубленное исследование народной педагогики, проблемы экологического обучения и воспитания в Чувашии, научно-педагогического наследия И.Я. Яковлева, использование полученных результатов и развитии современной образовательной системы.
Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:
1. Терехова О.П. Об изучении предметов естествоведческого цикла и Симбирской чувашской учительской школе / О.П. Терехова Н И,Я. Яковлев и просвещение народов Поволжья: Материалы Международной научно-практической конференции / Под ред. И.В. Павлова -Ульяновск; Чебоксары: №д-во ЧГГШ, 1993,- С. 161 - 164.
2. Терехова О.П, Традиции природоохранительного воспитания в чувашской народной педагогике /О.П. Терехова // Диалектика
обтцечеловеческого и национально-особенного в воспитательно-образовательных системах: Материалы Международной научно -практической конференции / Под ред. И.В. Павлова. - Чебоксары: Изд-во ЧПШ, 1995.-С. 97 -98.
3.Терехова О,IX Формирование экологического сознания и поведения -важное условие воспитания гражданина / О.П. Терехова // Проблемы формирования гармонически развитой личности учащихся в современных условиях: Материалы Всероссийской научно- практической конференции / Под ред. П.П. Матвеева. - Чебоксары, 1995. - С. 169 - 170.
4. Терехова О.П. Экологическое обучение и воспитание на уроках природоведения / О.П. Терехова //Экологический вестник Чувашии. - Вып. 10. - Чебоксары, 1995. - С. 85-86.
5. Терехова О.П. Этнопсихология и проблемы обучения в чувашской школе / О.П. Терехова // Мир на северном Кавказе через языки, образование, культуру: Тезисы I Международного конгресса, - Пятигорск, 1996.-С. 83 - 86.
6. Терехова О.П. Идеи И.Я, Яковлева о формировании экологической культуры у будущих учителей / О.П. Терехова // И.Я. Яковлев и духовный мир современного многонационального общества: Материалы Международной научно-практической конференции / Под ред. Г.Н. Волкова. ■ Чебоксары, 1998......С. 351-353.
7. Терехова О.П. Активизация познавательной деятельности учащихся в педагогическом наследии И.Я. Яковлева /О.П. Терехова //журнал «Родная Волга». - Чебоксары, 1998,- № 2,- С. 23-28.
8. Терехова О.П. Формирование духовной культуры и нравственности у учащихся в Симбирской чувашской школе /О.П. Терехова // Школа духовности.- М., 2000. - № 1. - С. 37 - 41.
9. Терехова О.П. Воспитание духовной культуры и нравственности у младших школьников /О.П. Терехова II Диалог культур: Проблемы
художественного сознания / Под ред.Г.И. Федорова. - Чебоксары, 2000. -С. 156-162.
10. Терехова ОЛ1. Отражение педагогической системы И.Я. Яковлева в династии педагогов Хлебниковых-Тереховых / О.П. Терехова // Материалы конференции, посвященной 5-летию создания Института чувашской филологии и культуры ЧГУ им. И.Н. Ульянова / Под ред. Г.И. Федорова. -Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. - С. 125 - 127.
11. Терехова О.П. Роль Института И.Я. Яковлева в ЧГУ в реализации педагогических идей великого патриарха / Под ред. Г.И. Федорова // Материалы конференции, посвященной 5-летию создания Института чувашской филологии и культуры ЧГУ им. И.Н. Ульянова. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. - С. 128 - 130.
12. Терехова О.П. Вопросы экологического воспитания в научно-педагогическом наследии И.Я. Яковлева /О.П. Терехова // Дело его жизни: Материалы Международной научно-практической конференции / Под. род И.К.Кириллова Ульяновск: Изд-во «Пресс-центр», 2003. С. 223 - 230.
13. Терехова О.П. Использование педагогических идей И.Я. Яковлева н работе со студентами нефилодш ичеекнх факультетов / 0.11. Терехова // Дело его жиши: Материалы Международной научно-практической конференции / Под ред. ПК. Кириллова. Ульяновск: Изд-во «Пресс-центр», 2003. С. 185- 192.
14. Терехова О.П. Роль уроков родном языка и чтения в нравственном воспитании младших школьников /О.П, Терехова // Диалекты и история тюркских языков во взаимодействии с другими языками: Материмы Всероссийской научно-практической конференции / Пол ред.Л.Г1. Сергеева. Чебоксары, 2004. С. 246 - 249.
15. Терехова О.П. Иван Яковлевич Яковлев тата «Тйван еймах» / О.П.Терехова //Журнал «Родная Волга», 2004. - М>8. - С. 67-68.
16. Терехова О.П. Творческое содружество выдающегося педагога И.Я. Яковлева и исследователя чувашского языка Н.И. Ашмарина / О.П,
Терехова // Проблемы этнолингводидактики в поликультурной среде. - Ч.1.: Материалы международной научно-практической конференции /Под ред. Л.П, Прокошенковой. - М; Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2004.- С. 165 -173.
17. Терехова О.П. Роль межпредметных связей в активизации познавательной деятельности учащихся: Монография (с грифом Министерства образования и молодежной политики ЧР)/ О.П, Терехова -Чебоксары; Изд-во Чуваш, ун-та, 2005. - 564 с, (В соавторстве; вклад автора 282 е.).
18. Терехова О.П. Нравственно-экологическое воспитание учащихся /О.П. Терехова //Актуальные вопросы филологии: Материалы Региональной научно-практической конференции / Под ред. Г.Е. Корнилова. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2005. - С. 159 -168.
19.Терехова О.П, Предыстория и предпосылки становления педагогической системы И.Я. Яковлева по просвещению чувашей /О,П. Терехова // Сб. научных статей докторантов, аспирантов и соискателей. -Чебоксары Изд-во Чуваш, ун-та, 2005. - С. 127-145.
20. Терехова О.П. Экологическое воспитание и обучение в научно-педагогическом наследии И.Я. Яковлева: Монография (е грифом Министерства образования и молодежной политики ЧР) /0.11, Терехова -Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2006. » 278 с.
21. Терехова О.П. Двуязычие как условие создания национальной школы и сближения народов в педагогической системе И.Я. Яковлева / О.П. Терехова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Сопоставительное изучение разнотипных языков: научный и методический аспекты». В 2-х т. Т.2. - Чебоксары: Изд-во «КЛИО», 2006. - С. 175-179.
22. Терехова O.II, Современные чувашские учебники как фактор реализации научно-педагогических идей И.Я. Яковлева /О,П. Терехова // Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы
межъязыковых контактов и модернизации филологического образования а национальной школе». - Йошкар-Ола: Изд-во МГГТИ, 2006,- С. 177-183.
23. Экологическое воспитание подрастающего поколения на народных традициях и обрядах /О.П. Терехова // Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки. - Чебоксары, 2006. - №4. - С. 344-354.
Формат 60x84/16. Бумага офсешая. Печать оперативная. Тираж 100 сю. Заказ № 232.
Отпечатано в типографии Чувашского госуниверситета им. И.Н. Ульянова <128015 Чебоксары, Московский просп., 15
»11501
I 'i
V f
i
200638770Э
2006387709