Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Проблема формирования основ научного мировоззрения учащихся в педагогической науке и школе ЧССР.

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Хваталова, Людмила Николаевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1977
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Проблема формирования основ научного мировоззрения учащихся в педагогической науке и школе ЧССР.», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Хваталова, Людмила Николаевна, 1977 год

Введение - Предмет, цель, задачи и методы исследования . I-I

Глава I - Социально-политические функции научного миро-вовзрения и теоретические основы его формирования о . .16

§ I Общественное и индивидуальное мировоззрения и диалектика их соотношений .16

§ 2 Педагогические аспекты марксистско-ленинской теории формирования научного мировоззрения . . 32

§ 3 Борьба ЗШЧ за претворение в педагогической теории и школьной практике идей формирования научного мировоззрения учащихся.47

Глава П - Развитие в педагогической науке ЧССР теории формирования научного мировоззрения учащихся 69

§ I Анализ причин и форм влияния антимарксистских идей на разработку проблемы формирования научного мировоззрения молодежи в педагогической теории ЧССР (в 60-е годы) .72

§ 2 Уровень социолого-педагогических исследований сформированности научного мировоззрения учащихся старших классов общеобразовательной школы ЧССР . 95

Глава Ш - Современные аспекты педагогической теории и практики формирования мировоззрения в чехословацкой школе.132

§ I Основные направления совершенствования практики формирования научного мировоззрения чехословацких учащихся . . 132

§ 2 Перспективы исследований проблемы формирования основ научного мировоззрения в чехословацкой педагогике . 167

Введение диссертации по педагогике, на тему "Проблема формирования основ научного мировоззрения учащихся в педагогической науке и школе ЧССР."

Процесс развития личности, ее сознания, мировоззрения раскрыт классиками марксизма-ленинизма с позиций материалистической диалектики, законы которой позволяют изучать взаимосвязь материальной и духовной сторон в развитии общества и личности.

Творческое развитие в программных документах КПСС, в Моральном кодексе строителя коммунизма марксистско-ленинских идей о воспитании личности, формировании ее коммунистического мировоззрения и морали ориентирует педагогов социалистических стран на углубление научного вдейно-политического и нравственного содержания мировоззрения, духовных потребностей и устремлений молодежи.

В материалах ХХУ съезда КПСС и ХУ съезда KIH вопросам формирования коммунистического мировоззрения трудящихся, молодого поколения в условиях развитого социалистического общества уделено особое внимание.

Зрелый социализм создает все более благоцриятные условия для упрочнения и развития всех неоспоримых преимуществ и всемирно-исторических завоеваний нашего образа жизни. Его непревзойденные ценности, его устои и принципы находят на современном этапе все более полную реализацию. Это представляет собой объективный всеобъемлющий процесс раскрытия во всей полноте творческой мощи, силы и гуманизма коммунистической формации. Социалистический образ жизни отражает и выражает не только глубокие изменения в характере труда и материальных условиях жизни людей, но и уровень их сознательности, их разностороннего духовного роста и идейно-нравственной зрелости""^.

I) ХХУ съезд КПСС и актуальные проблемы коммунистического воспитания молодежи, "Комсомольская правда", № 137, II июня 1976 г., стр.2.

Социалистический образ жизни проявляется и в руководстве научным подходом к решению социальных задач.

Одной из них выступает формирование научного мировоззрения молодежи в социалистическом обществе.

Предметом данного исследования является изучение проблемы формирования научного мировоззрения учащихся в чехословацкой педагогике

Как категория марксистской педагогики научное мировоззрение включает в себя широкий круг социальных явлений, отражает взаимосвязи между ними и входит в систему других категорий общественных наук в .качестве одной из основ последовательного, диалектико-мате-риалистического подхода к объяснению и обоснованию теории построения социализма и коммунизма.

Еще в 1914 г. была дана характеристика мировоззрения (миросозерцания) как общественно-исторического классового явления в общественном сознании, где оно рассматривалось как "последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теории классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества"^.

В этом многогранном осознании пролетарским теоретиком сущности и функций мировоззрения нашло комплексное выражение сложное диалектическое взаимодействие ряда факторов: социальных условий жизни общества, общественных отношений, материальных и духовных ценностей, возросших потребностей и возможностей человека и, главным образом, новой прогрессивной исторической силы - коммунистической партии, стоящей во главе революционного движения.

Как категориальный ориентир в политической и социальной программе преобразования общественных условий, мхфовоззре-ние содержит компоненты морально-этического отношения к действи-I) В.И.Ленин. П.С.С., т.26, стр.48. тельности. Следовательно, на практике оно выступает как система норм и принципов целенаправленного цроцесса формирования и общественного сознания в целом, и научного сознания определенных групп общества (молодежи в том числе).

В конечном счете целью этой деятельности выступает формирование личности определенного социального типа, обладающей научным мировоззрением.

В ходе исторического процесса ленинская"мысль о сущности мировоззрения получила дальнейшее развитие в трудах советских ученых. Философы, педагоги, психологи (№.Н.Алексеев, П.Н.Федосеев, М.Н.Тапочка, К.К.Платонов, А.Г.Спиркин, А.Г.Ковалев, В.Ф.Черноволенко, Э.И. Моносзон, Н.А.Менчинская и др.) пришли к единой точке зрения на то, что мировоззрение представляет собой особую форму сознания, в которой обобщенные взгляды, убеждения, идеалы интегрированы в целостную систему и выражают осознанные отношения личности к социальной и природной среде, сущности человеческого мышления, деятельности. Будучи усвоенным личностью, мировоззрение оцределяет ее социальную направленность, общественное поведение человека.

По мере решения неотложных социальных и экономических задач возрастало внимание общества к своей важнейшей воспитательной проблеме - формированию человека. В процессе выполнения системой воспитания (школой, семьей, общественностью) социального заказа общества проверялась теория формирования научного мировоззрения, обогащаясь все новыми и новыми достижениями.

Основываясь на ленинском глубоком теоретическом содержании, адекватном реальным процессам, в настоящее время теоретики воспитания дают в свете задач современной педагогики мировоззрению личности как научной категории следующее определение: "Мировоззрение представляет собой систему обобщенных взглядов на действительность, убеждений и идеалов, в которых человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде, к лкщям, к себе, своим обязанностям в обществе* Научное мировоззрение, являясь высшим синтезом знаний, опыта и эмоциональных оценок,, в которых отражены особености общественного бытия человека, его место в историческо-конкретной системе общественных отношений» определяет общую направленность личности, ее деятельности и поведения"^•

Завоевания марксистской теории воспитания реализуются в социалистических странах с учетом общих закономерностей развития коммунистической формации и конкретных особенностей построения социализма в этих странах* Что касается Чехословакии*? то формирование научного мировоззрения в этой стране стало возможным в процессе революционного перехода чехословацкого общества от буржуазного к социалистическому пути развития*

Своеобразие и закономерности этого исторического процесса проявились в трудностях, сложности и успехах чехословацкой педагогики*

Научный интерес к вопросам становления мировоззрения молодежи как одной из ключевых задач развития социализма в Чехословакии представляет собой часть широкой исследовательской проблемы - формирование социалистического типа личности*

Сущность прогресса личности при социализме, ее развитие в связи с изменением общественных отношений, зависимость социальных процессов от уровня и направления личностной активности, - все это рассматривается теорией формирования научного мщювоз зрения.

Помимо констатации и описания определенных связей между воспитательными явлениями и требованиями общества к ним она включает в себя идеограмму целенаправленной деятельности по выполнению за

I) Э.И.Монссзон "Состояние и задачи исследования процесса фоши

Гвания мировоззрения школьников", ж*"Советская педагогика", 4, 1976 г., стр.9. каза общества, приобщения детей я молодежи к общественной деятельности (труд, незнание, общение), обеспечивающей становление у них определенных социальных качеств* Кроме того, теория формирования мировоззрения изучает процессы, происходящие в индивидуальном сознании в связи с усвоением им ценностей сознания общественного (становление взглядов, убеждений).

Широкое освещение в этой концепции получает разработка вопросов связи общефилософской теории как части мировоззрения с естественно-научной картиной мира* В плане практического формирования научного мировоззрения данный аспект преломляется в связь естественно-научного цикла школьного образования с общим процессом формировалия научного мировоззрения учащихся и о их конкретными знаниями наук, ибо, как подчеркивал Ф.Энгельс, **»•• мировоззрение должно найти себе подтверждение и проявить себя не в некой особой науке, а в реальных науках*1^•

Формирование научного мировоззрения молодежи выступает одной из социальных деятельностей в обществе, которая конструктивно помогает ему избавиться от пережитков прошлого, избежать их воспроизводства в подрастающих поколениях.

Так, атеистическое воспитание, являясь одной из важнейших составляющих формирования научного мировоззрения молодежи, ведет к распространению атеистического отношения к действительности в масштабах всего общества," Характеризуя закономерности этого процесса, К.Маркс писал: "Религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм. Ее исчезновение должно произойти в результате общественного развития, в котором крупная роль принадлежит воспитанию"*' •

1) К.Маркс,и Ф.Энгельс. Соч., т.20, стр. 142.

2) К.Маркс и Ф.Энгельс об атеизме, религии и церкви. "Мысль", 1971 г., стр.470.

Анализщ>уя пути и средства данного явления, Н.К.Крупская указывала, что: "Антирелигиозная пропаганда не должна никоим образом носить упрощенчество, вульгаризаторский характер, а должна v быть органически связана с закладыванием основ материалистического мировоззрения, о закладыванием основ коммунистической морали* . Естественные науки - одна из ценнейших форм антире лигиозной пропаганды, и нельзя позволять выхолащивать из учебников и программ этой антирелигиозной сущности во всех классах школ. История является одним из важнейших опорных пунктов антирелигиозной пропаганды, она может с особой наглядностью показать роль религии как орудия порабощения масс, выявить ее классовый характер"^.

Поскольку теория формирования коммунистического мировоззрения молодежи обосновывает важные воспитательные процессы; является методологической по отношению к частным проблемам педагогики, обращение к ее научному анализу, к обобщению достигнутых результатов на каждом этапе становления марксистской науки всегда носит актуальный характер.

Формирование научного мировоззрения относится к числу кардинальных проблем педагогики, с той или иной степени) неотложности она всегда была актуальной для социалистического общества.

В последнее время, в связи с интенсификацией общественных процессов, с потребностью интеграции усилий отдельных коллективов и всего педагогического фронта еще более возросла значимость и необходимость исследований по мировоззренческим вопросам*

В центре этой комплексной цроблематики стоит марксистское положение: ". Как само общество производит человека как человечка, так и он производит общество"^.

1) Н.К.Крунская. "Вопросы атеистического воспитания", еб.етатей и выступлений, изд.2, Ш, "Просвещение", 1964, стр.112-116.

2) К.Маркс и Ф.Энгельс* Из ранних произведений. Политиздат; М., 1956 г., стр.589.

Взаимодействие личности и общества рассматривается (наряду с другими науками) и социалистической педагогикой, социальная функция которой заключается в том, что она связывает свои воспитательные задачи со строительством социалистического общества*

Педагогика исходит из марксистской концепции: "Весь опыт новейшей истории и в особенности более чем полувековая революционная борьба пролетариата всех стран мира со времени появления "Коммунистического Манифеста1* доказали бесспорно, что только миросозерцание марксизма является правильным выражением интересов, точки зрения и культуры революционного пролетариата"1^.

В стремлении теоретиков и практиков педагогики сформировать именно маркеистско» научное мировоззрение и проявляется партийность и классовость социалистической педагогики, ее принципиальное отличие от всех других немарксистских систем воспитания и образования.

Это стремление реализуется как воспитание коммунистически сознательных, высокообразованных лвдей, способных к умственному и физическому труду, к активной деятельности в различных областях общественной и государственной жизни, науки и культуры.

В этой связи система народного образования строится таким образом, чтобы обучение и воспитание подрастающего поколения были тесно связаны сажизнью, с производительным трудом как факторами формирования научного мировоззрения молодежи. Только всесторонне образованные, вдейно, морально, физически и эстетически развитые люди, овладевшие достижениями науки и техники, готовые к квалифицированному труду в условиях научно-технической революции, мо1ут принимать активное участие в строительстве социализма.

I) В.И.Ленин. П.С.С., т.41, стр.336-337.

Научное мировоззрение составляет неотъемлемую черту современного человека и без его освоения ш не может стать ни политически сознательным, ни морально и идейно стойким, ни духовно свободным.

Усвоение научного мировоззрения выступает условием адекватного отражения действительности (научная вооруженность человека), показателем принадлежности личности к определенной социальной груше (гражданин социалистического общества) и к определенной исторической деятельности (строительство нового общества)»

Таковы основные социальные функции мировоззрения. элементом процесса

Научное мировоззрение является важнымЛ'формщювания всесторонне развитой личности* Идея всестороннего развития личности осуществляется всей системой общественных отношений в стране* Но это означает, что формирование всесторонне развитой личности - не только социологическая, но и педагогическая проблема* Элементы управления педагогическим процессом, необходимость объективного научного анализа этапов становления личности, воспроизводство школой как социальным институтом особенностей и закономерностей социальной среды в целом, - все это характеризует педагогические аспекты сложной социальной проблемы - формирование личности.

В плане научного анализа темы предлагаемого исследования мы считаем необходимым обратить внимание на следующее:

I. Классовый подход как необходимый элемент исследования социального явления в данной теме имманентно црисутствует в раскрытии социально-политических функций научного мировоззрения* Он осуществляется в рассмотрении единства теории и практики формирования научного мировоззрения. Его основные принципы соблюдаются в характере описания влияния социальных факторов, событий, явлений, отдельных фактов на восприятие учащимися содержательной стороны научного мировоззрения в цроцессе преподавания школьных дисциплин. Акцентирование возможностей школьного образования и воспитания в формировании и развитии диалектического мышления учащихся, их общественной практики, вопросов интенсификации воспитательных функций школы проводилось с точки зрения единого подхода к образованию и воспитанию как к социальной деятельности по формированию научного мировоззрения молодежи.

2. Данная работа основывается на теоретической марксистско-ленинской концепции формирования коммунистического мировоззрения при соблюдении классового, партийного подхода к проблемам воспитания и развития личности в целом, учитывая, что условия жизни в обществе и процесс воспитания определяют социальное содержание мировоззрения.

В диссертации предпринята попытка сравнения результатов со-циолого-педагогического материала, измеряющего процессы в массовом молодежном сознании с конкретными задачами формирования определенного научного идеологического уровня этого сознания.

И, во-вторых, мы стремились к выработке исследовательских методик по данной проблематике. Их анализ основывается на широком обобщении теории и практики исследований теоретических проблем педагогики, осуществлении определенного отбора. Анализ и оценка предшествующих исследовательских попыток осуществлены с позиций ретроспективного показа уровней подхода педагогики к проблеме формирования научного мировоззрения.

Таким образом, мы пытались дать исторпко-содержательный анализ и синтез отношения социалистической педагогики к проблеме становления научного мировоззрения на определенном этапе развития школы ЧССР.

3. Собственно экспериментальной частью нашего исследования выступает попытка педагогического осмысления социальных процессов, измеренных только социологическими методами. Использование педагогического аппарата для оценки социологического исследования с нашей точки зрения может обогатить совокупность исследовательских методик при постановке и решении такой широкой социально-педагогической задачи, какой является формирование научного мировоззрения.

Мы стремились совместить широкий подход к сложной социальной проблеме с разнообразными методами анализа состояния теории и практики ее педагогического аспекта.

4. К научному-анализу данной проблемы необходимо добавить, что комплексность ее, специфика зависимости методологических исследований от характера протекания прогрессивных процессов в обществе ставят проблему формирования научного мировоззрения в особую диалектическую связь с другими педагогическими проблемами: от решения частных педагогических вопросов зависит успешность протекания процесса формирования научного мировоззрения на практике. В то же время сама проблема формирования научного мировоззрения как научная педагогическая задача каждый раз будет решаться на новом уровне, поскольку vom вызвана к жизни не только потребностями функционирования общества, но и потребностями его развития. Следовательно, каздый новый этап общественной жизни предъявляет свое требование к данной проблеме. По мере расширения научных горизонтов общества, обогалрется и научный базис мировоззрения. Но в методическом плане формирование научного мировоззрения как организация усвоения подрастающим поколением определенного минимума общественных ценностей (научных, политических, экономических, эстетических, нравственных и т.д.) -задача достижимая. Ее решение, как показывает передовой советский опыт, обеспечивается соблюдением в повсеместной педагогической практике принципов коммунистического воспитания.

В плане теоретического анализа данное исследование, цель которого проанализировать состояние проблемы формирования научного мировоззрения молодежи в чехословацкой педагогике, опирается на достижения социалистической педагогики и других смежных наук о человеке.

В данном исследовании обращается внимание на взаимосвязь научного и методического планов постановки проблемы формирования научного мировоззрения.

С этой точки зрения структура предложенного исследования организована следующим образом.

На протяжении трех глав раскрываются различные уровни проблемы формирования основ научного мировоззрения учащихся средней школы в педагогической теории в ЧССР: методологический, организационный и теоретический.

Мы отдаем себе отчет в том,, что тема данного исследования может быть удовлетворительно раскрыта с учетом ее научного, со-циолого-педагогического, психолого-педагогического аспектов.

Однако, идеологический потенциал объекта научного внимания в этой проблеме придает особый характер постановке задач исследования.

Таковыми мы считаем:

1. Теоретический анализ социально-политических функций научного мировоззрения в социалистическом обществе.

2. Характеристика задач и целей формирования научного мировоззрения, выдвигаемых Коммунистической партией Чехословакии перед школой.

3. Определение общих и особенных путей формирования научного мировоззрения в чехословацкой школе как социалистическом институте образования и воспитания.

4. Установление научного характера и практической эффективности исследовательского аспекта проблемы формирования научного мировоззрения в чехословацкой педагогической науке.

5. Исторический анализ становления теории формирования научного мировоззрения молодежи в борьбе с буржуазными ревизионистскими влияниями на образование и воспитание в чехословацкой школе.

6. Определение связей между современным уровнем постановки и решения проблемы формирования научного мировоззрения молодежи и ее дальнейшими перспективами.

В плане теоретического анализа данное исследование, цель которого проанализировать состояние проблемы формирования научного мировоззрения молодежи в чехословацкой педагогике, опирается на достижения советской науки*

Мы считаем достаточно полным и новым (последним) анализ проблемы формирования научного мировоззрения, сконцентрированный в советском теоретическом органе "Советская педагогика" И 4, 1976 г* Авторы этого выпуска характеризуй современное состояние и задачи исследования процесса формирования научного мировоззрения молодежи (Э.И.Моносзон), раскрывают методологические проблемы формщэования коммунистического мировоззрения во внеурочной деятельности (Г.Н.Филонов, Р.М*Рогова, И.И.Берникова, Т.В.Фролова) • Проблемы исследования феномена мировоззрения другими науками, в частности, психологии в свете ее последних достижений, освещаются в публикации Н.А.Менчинской и Т.К.Мухиной. Интересно выступает автор Я.А.Вильчко, работа которой касается деятельностного аспекта в формировании мировоззрения.

Многогрмпювт» аспектов изучения проблемы мировоззрения свидетельствует о глубине научного подхода к этой проблеме в СССР, о широте отражения в педагогической теории реального процесса становления научного мировоззрения.

Советские ученые (методологи, теоретики), методисты, учителя-практики вносят комплексный вклад в выполнение поставленной КПСС задачи формирования коммунистического мировоззрения. В обширной литературе, отражающей этот цроцесс, с нашей точки зрения заслуживают особого внимания труды: Л.М.Архангельского, Л.И.Бо-жович, Л.П.Буевой, А.Г.Здравомыслова, П.В.Коптша, А.И.Леонтьева, Э.И.Моносзона, Г.Л.Смирнова, А.Г.Спиркина, П.Н. Федосеева, В.Ф.Чер-новоленко и др.

Исследуя процессы формирования гармоничной всесторонне развитой личности, обращаясь к проблемам индивидуального и общественного мировоззрения, авторы в стиле лучших традиций советской общественной науки (трудов Н.К.Крупской, А.В.Луначарского, Л.С.Выготского, А.С.Макаренко, В.А.Оухомлинского) оценивают достигнутые успехи, констатируют наличествующие трудности и прогнозируют дальнейшее развитие знаний об обществе и личности.

В чехословацкой педагогике в настоящее время продолжается изучение опыта достижений в области коммунистического воспитания. С учетом закономерностей развития социалистического содружества и особенностей (исторических, национальных, культурных и др.) жизнедеятельности общества рассматриваются предпосылки, движущие силы процесса формирования научного мировоззрения молодежи.

Особенным вниманием исследователей пользуются вопросы ближайшего и долгосрочного планирования практической работы и научных исследований проблем формирования научного мировоззрения.

В области решения вопроса формирования научного мировоззрения заняты многие чехословацкие ученые. Существуют фундаментальные и прикладные исследования по данной проблематике.

В данном исследовании мы цитируем работы Ф.Френдловского, Р.Правдика, Б.Куяла и др. как ведущих методологов по вопросам воспитания. Некоторые вопросы этой проблемы, освещенные в гл.Ш § 2, рассматриваются чехословацкой педагогикой как перспективные. Факт включения их в проблематику формирования научного мировоззрения свидетельствует о достаточно высоком уровне развития чехословацкой общественной жизни, о переводе некоторых теоретических проблем формирования научного мировоззрения в план организационный.

Многие проблемы нуждаются не только в теоретическом осмыслении, но и в экспериментальной проверке.

Но недостаточная разработанность теории я практики педагогического эксперимента в чехословацкой педагогике затрудняет в некоторых случаях постановку широкого и репрезентативного опытного исследования. Тем не менее, опора чехословацкой педагогики на достижения советской педагогики, имеющей богатую экспериментальную традицию, на психологию и социологию с их конкретными исследовательскими методиками, главное - использование чехословацкой педагогикой фундаментального марксистско-ленинского философского наследия в качестве методологической базы-позволяют чехословацкой педагогике ставить и решать широкие образовательные и воспитательные задачи.

В данном введении мы специально не оговариваем элементы сходства и различия между процессом формирования научного мировоззрения в советской и чехословацкой школах. Этот вопрос освещается в контексте данного исследования. Мы также специально не останавливаемся на структуре и содержании процесса формирования научного мировоззрения, поскольку в проблеме нас интересует главным образом влияние разных факторов на это социальное явление с целью педагогического управления ими, что опять же подробно освещается в предлагаемом исследовании.

Считаем возможшш организовать его в следующем содержательном плане:

Рас1фыв социально-политические функции мировоззрения, значение коммунистического воспитания молодежи (глава I), мы, основываясь на общем, особенном и единичном в социальных процессах социалистических стран, переходим к особенностям! развития педагогической теории в ЧССР по воцросам формирования научного мировоззрения учащихся (глава П). Поскольку формирование социалистического сознания общества и личности - это процесс исторический, в работе соблюдался определенный научный подход к его раскрытию. Поэтому, исследуя генезис форшрования научного мировоззрения в Чехословакии, мы рассматриваем его как социально-педагогическое явление, имеющие закономерности своего функционирования и находящиеся в настоящее время в определенной стадии развития. Современные аспекты педагогической теории формирования мировоззрения в чехословацкой школе (глава Ш) излагаются с точки зрения развития данной проблемы в дальнейшем.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование научного мировоззрения учащихся представляет собой ключевую проблему в педагогической теории Чехословакии. Педагогическая теория рассматривает проблемы воспитания нового социалистического человека в тесной связи с развитием общественного сознания личности в целом. Педагогическая теория выполняет в обществе двоякую роль. С одной стороны, она обосновывает существующий уровень общественного воспитания, с другой - педагогическая наука показывает обществу возможности его движения вперед в связи с достигнутой реализацией общественных требований и ожиданий в подрастающем поколении. Таким образом, педагогика отражает потребности общества в воспитании его членов на настоящем этапе развития и характеризует интенсивность и тенденции общественного прогресса в области воспитания в будущем. Она принадлежит к тем открытым системам знания, которые не могут довольствоваться лишь предметом и объектом своего теоретического и прикладного внимания. Эти социальные функции педагогики в наибольшей степени концентрируются в основных аспектах теории формирования научного мировоззрения.

Главная проблема этой теории - формирование индивидуального научного мировоззрения, усвоенного личностью в процессе активной социальной деятельности.

Обобщая рациональное и чувственное отношение человека к действительности, мировоззрение включает в себя и аксиологические связи: своими существенными компонентами - убеждениями и идеалами -мировоззрение обосновывает деятельностно-практическое бытие людей как движение к гуманным целям, к коммунистическим общественным отношениям, к формированию гармонической и всесторонне развитой личности. Этот сложный комплекс знаний о смысле жизни общества и личности выступает в теории формирования научного мировоззрения ее собственной ценностной и содержательной основой, что придает формированию научного мировоззрения особое идеологическое значение.

На практике формирование научного мировоззрения складывается из множества актов педагогической реальности, в которой формируются взгляды, убеждения, принципы учащихся, их идеалы, что в совокупности представляет собой сложную систему отношений человека к объективному миру, своему месту в нем, выражает понимание личностью природной и социальной среды.

Организация деятельности, поведения школьников составляет определенную базу в их социальном опыте, ведет к усвоению соответствующих ценностных и научных основ общественного мировоззрения.

Педагогика рассматривает все возможные пути усвоения школьниками общественного мировоззрения. Она учитывает, что только преломляясь через призму личного опыта школьника, систему отношений в школе, в детской и юношеской идеологических организациях, общения вне школы, утверждаясь в различных видах общественной деятельности и труда, в преодолении ряда противоречий, возникающих в сознании учащихся, коммунистическое мировоззрение становится достоянием личности, глубоко осознанным, внутренне принятым, определяющим жизнь и поступки человека. Школа с учетом возраста, психологии призвана всеми средствами обучения и воспитания помочь ученику в развитии мышления, обогащения его социально-политического образа жизни.

Формирование взглядов и убеждений, общественно-политического, нравственного и эстетического идеалов личности составляют основное содержание процесса становления коммунистического мировоззрения школьников. Содержательность мировоззрения, его научность и целостность выражаются прежде всего в системе научно-материалистических взглядов и убеждений по основным вопросам природы, общества, познания, жизни, деятельности и поведения людей. Мы исходим из того, что формирование взглядов и убеждений происходит наиболее интенсивно в познавательной, трудовой, общественно-политической деятельности. Учение является важнейшим видом социальной практики учащихся, и в этой связи одной из основных проблем педагогической науки и школы выступает качественное улучшение преподавания гуманитарных дисциплин, обществоведения, а также естественных и точных наук во всех звеньях системы народного образования.

Научный характер образования должен получать выражение в постоянном совершенствовании процесса обучения на основе достижений науки, техники, культуры. Это обуславливает необходимость творческого подхода педагогов к организациям учебного, познавательного труда учащихся, развитию у них диалектического мышления, самостоятельности, экспериментального поиска, приобретения знаний, умений и навыков в учебных лабораториях, в ученических научных обществах, в атеистической работе среди населения, в помощи национальным комитетам на местах.

Эти виды деятельности тесно связаны с трудовым и политехническим обучением, общественно полезным трудом, в процессе которого у учащихся складывается активное, преобразующее отношение к природе, на основе научного подхода к действительности, когда участие в труде становится важным фактором социального созревания личности молодого человека. Таковы основные пути, ведущие к усвоению учащимися социалистической школы основ научного мировоззрения.

В чехословацкой школе они стали возможными благодаря стабилизации социалистических общественных отношений, когда воспитание было поставлено на научную и гуманистическую основы.

В Чехословакии к настоящему времени теория формирования научного мировоззрения в соответствии с актуализацией реального практического процесса воспитания учащихся имеет ряд актуальных задач. Среди них особое место занимает организация обучения педагогов тем формам передового педагогического опыта, которые ведут к успешному формированию научного мировоззрения.

Как показывает педагогическая пресса, педагоги хорошо представляют себе цели воспитания, разделяют эти цели, будучи социалистическими педагогами. Они имеют методические указания что и как делать для достижения педагогического результата, но в ряде случаев не знают, в чем, кошфетно, может заключаться их личностная инициатива по использованию достоинств передовой педагогической системы воспитания, а также той или иной педагогической ситуации в борьбе с определенными местными недостатками, вызванными религиозностью отдельных семей, деятельностью церкви или зарубежного антикоммунистического радио и телевидения. Некоторые педагоги оказываются в сложной ситуации, когда они владеют научной методологией, профессиональными знаниями по предмету, но не имеют аргументированных рекомендаций по вопросам деятельности, преодолевающей педагогические трудности. Имеющиеся методические пособия объясняют учителям лишь цели их воспитательной деятельности.

Методическое знание, во многом обосновывающее теорию личностной инициативы педагога, весьма необходимо для Чехословакии, социалистическое сознание граждан которой стало формироваться в сравнительно недавний исторический срок.

Юное поколение Чехословакии воспринимает научную идеологию, конечно, не только в стенах школы. Но нельзя и уменьшать фактор влияния на учащихся немарксистских концепций. В борьбе с ними учитель - это та социальная фигура, которая в условиях Чехословакии может существенно определять темпы формирования социалистического типа личности в подрастающем поколении.

Поэтому в теории формирования научного мировоззрения особое внимание уделяется проблеме организации воспитательной деятельности, реализации воспитывающего потенциала обучения.

Таким образом, актуальность разработки проблемы форм научного мировоззрения просматривается как необходимость внимания теории к своему практическому, вызванному спецификой социально-исторических условий, осуществлению.

С содержательно-структурной стороны деятельность по формированию научного мировоззрения включает в себя воспитание определенного - с партийных, классовых позиций - отношения учащихся к ведущим проблемам современности. Это приобщение школьников к событиям и явлениям, определяющим ход исторических процессов, обусловливает мобильность педагогического воздействия социалистической школы на учащихся, придает ей наступательный характер, что в борьбе за умы молодежи в современном мире очень важно.

Социально-экономическое развитие социалистической Чехословакии привело к высокому уровню жизни населения, к большим достижениям в области здравоохранения, образования, спорта, искусства. Стали достаточно явными преимущества социалистической системы общественного устройства, сконцентрированной в понятии "социалистический образ жизни". В арсенале знаний о ведущих ценностях современной эпохи при формировании отношения учащихся к прошлому страны, к различным концепциям о путях развития Чехословакии, оперирование понятием "социалистический образ жизни" при раскрытии конкретного богатства его содержания выступает в ранге определенного методического приема.

В настоящее время теория формирования научного мировоззрения переживает момент осмысления этой деятельности, принципиально новой для школы Чехословакии. То есть, этой теории свойственно внимание и к традиционному кругу проблем воспитания, и к последним достижениям практики.

Состояние практики является важным аспектом в комплексе проблем в теории формирования научного мировоззрения, однако, обслуживая профессиональные нужды педагогических работников, ученые-педагоги понимают необходимость опережения теоретической мыслью реального состояния дел. Это опережение вызвано прогностическими функциями теоретической педагогики, когда теория воспитания идет дальше рефлексии на практику и на самое себя и выходит на связи с общей концепцией развития социалистического общества. С позиций этой связи теоретическая педагогика фиксирует недостатки и достижения собственного развития, в частности, своего исследовательского аппарата.

История проблемы становления, развития теории формирования основ научного мировоззрения, ее сегодняшний уровень в свете подхода к ней с социальных и педагогических позиций может рассматриваться в достаточно полной степени, если будет произведен анализ комплекса методик, имеющих целью измерять реальный процесс усвоения индивидуальным сознанием общественного мировоззрения.

Научное представление об этом психолого-педагогическом явлении дает возможность в масштабе социалистической школы вносить определенные коррективы с целью оптимизации процесса.

Однако, речь об управлении, о педагогическом руководстве, может идти только в том случае, если в рекомендациях, основывающихся на исследованиях, отразится действительная педагогическая картина и раскроются тенденции воспитательного процесса.

Поэтому вопрос об адекватности измерительных средств изучаемым явлениям, о гражданской позиции ученых в интерпретации полученных данных, о научной состоятельности процедуры исследования является весьма важным для педагогики.

Его решение обеспечивает дальнейшее продвижение науки в плане успешной постановки проблемы критериев сформированности мировоззрения, использования научного потенциала гуманитарного и естественно-научного циклов школьного образования, организации деятельностной основы в работе детского социалистического движения.

Именно этой стороне - культуре педагогического мышления, гражданственности позиций чехословацких педагогов, связи школы с жизнью, влиянию школы на процессы в обществе - таким важнейшим идеологическим аспектам в научном аппарате педагогики мы уделяем внимание в данном исследовании.

У научного педагогического знания имеются два адресата: ученый и учитель-практик. Правильное представление о сущности и формах становления научных взглядов и убеждений дает возможность иначе подойти к позиции учителя в воспитательно-образовательном процессе. Помимо чисто передаточных функций - трансляции знаний и ценностей от общества к подрастающее поколению - учитель, вооруженный знанием о природе не только педагогического процесса в целом, но и о глубинных механизмах каждого педагогического явления, получит возможность руководить педагогической ситуацией, оценивая поступок, поведение учащегося в общей связи закономерностей формирования каждой конкретной личности.

Не только профессиональная, но и личностная активности педагога, обеспеченные и пониманием воспитательного процесса, и умением влиять на него, выступают условием повышения творческого потенциала деятельности учителя, что, как уже отмечалось, особенно важно для Чехословакии.

Только творческий учитель может выполнять ту социальную задачу, когда, как говорил В.И.Ленин, необходимо ".поставить уменье взять себе всю сумму человеческих знаний, и взять так, чтобы коммунизм не был бы .чем-то таким, что заучено, а был бы тем, что .продумано, был бы выводами, которые являются неизбежными с точки зрения современного образования"^.

Такого ранга выводы возможны при оптимально организованном формировании научного мировоззрения, включающем в себя усвоение теории научного мировоззрения, познание общественной практики, применение научного мировоззрения как совокупности знаний в социальной деятельности личности.

Как показывают результаты нашего исследования, в Чехословакии достигнуты определенные успехи в реализации данной системы работы.

Для дальнейшего закрепления ее достижений мы считаем необходимым дать следующие рекомендации в адрес учителя:

- в борьбе с антинаучными и антисоциалистическими влияниями на учащегося использовать приобщение школьников к прогрессивным явлениям и процессам современности с целью активного наступательного воздействия социалистических идей;

- полнее, в связи с реальными жизненными процессами использовать документы партии для формирования у учащихся классового подхода как к явлениям среды ближайшего окружения, так и к государственным и глобальным процессам;

- в целях воспитания гражданственности и патриотизма как необходимых составляющих чувственно-рациональной сферы мировоззрения формировать у учащихся понимание категории "образ жизни", а также умение анализировать социалистическую и капиталистическую системы общественных отношений с классовых, партийных позиций;

I) В.И.Ленин, П.С.С., т. 41, стр.306.

- работникам методических объединений необходимо обратить внимание на разработку методик, описывающих соотношение средств воспитания с его результатами не только в целостном процессе, но и в педагогических ситуациях и явлениях.

Поскольку данная тема исследования носит не только прикладной, но и теоретический характер, мы уделим большое внимание связи теории основ формирования научного мировоззрения учащихся с направлениями развития педагогики в целом. Полагаем, что запланированные исследования (гл. Ш, § 2) будут успешными, если ведущими идеями выступят следующие:

- в прогностической научной деятельности учитывать тенденции развития педагогической практики с точки зрения влияния на нее положительных и отрицательных явлений социальных процессов;

- в методологической проблематике уделить внимание вопросам становления индивидуального мировоззрения как аспекту социальной активности личности;

- в комплексной проблеме повышения уровня исследовательских работ в педагогике сосредоточить усилия на выявлении возможностей видов воспитания (нравственного, эстетического, идейно-политического и т.д.) как средств формирования научного мировоззрения школьников.

Что касается менее общих вопросов наших рекомендаций, то они содержатся в тексте предлагаемой работы как выводы из анализа теории и практики воспитания в Чехословакии.

Деятельностно-практический аспект в формировании мировоззрения выступает в марксистско-ленинской мировоззренческой системе как важнейший элемент. Эта идея находит все большее воплощение в педагогической теории Чехословакии, которая в недавнем прошлом обращала свое главное внимание на философские аспекты марксистско-ленинского мировоззрения. В настоящее время в связи с новыми документами КПЧ по вопросам образования и воспитания, нацеливающими школу на формирование научного мировоззрения у всех учащихся, повысилась ответственность педагогической науки за своевременное обеспечение практиков методикой воспитательного процесса.

Что касается теории формирования научного мировоззрения, то в свете этой задачи вырисовывается необходимость поиска возможностей формирования научного мировоззрения учащихся в каждом воспитывающем педагогическом мероприятии, во всей совокупности звеньев воспитательного процесса. Это вызвано тем, что формирование научного мировоззрения - сложное и интегративное явление и не существует специализированной особой деятельности по достижению воспитательного результата. Научное мировоззрение формируется всем ходом социалистического развития общества, целенаправленным воспитательным процессом, осуществляемым социальными институтами, школой в особенности, активным противодействием антимарксистским концепциям, практическим включением школьника в прогрессивные социальные процессы.

На каждом этапе развития социалистического общества активная деятельность школы по формированию научного мировоззрения помогает решать те или иные социальные вопросы.

В настоящее время задача формирования научного мировоззрения у молодого поколения выступает частью общего коммунистического движения. На фоне стабилизации и упрочения успехов социализма, разрядки международной обстановки, когда мир после встречи в Хельсинки становится естественной формой жизни всех народов Европы, гуманистическая деятельность педагогов Чехословакии - формирование научного мировоз рения школьников - выступает существенным вкладом в революционные процессы современности.

Ь (

1. Маркс К.

2. Маркс К. и Энгельс Ф.

3. Энгельс Ф.

4. Энгельс Ф.

5. Маркс К.

6. Маркс К. и Энгельс Ф.

7. Маркс К.

8. Ленин В.И.

9. Ленин В.И.

10. Ленин В.И.

II. Ленин В.И.

12. Ленин В.И.

13. Ленин В.И.

14. Ленин В.И.

15. Ленин В.И.

16. Ленин В.И.

17. Лешн В.И.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Хваталова, Людмила Николаевна, Москва

1. Труды основоположников марксизма-ленинизма

2. Тезисы о Фейербахе. Соч., Маркс К. и Энгельс Ф. Изд. 2-е, т.З, стр.2-4.

3. Манифест Коммунистической партии. Соч. Маркс К. и Энгельс Ф., изд. 2-е, т.4, стр.443-447.

4. Принципы коммунизма. Соч. Маркс К. и Энгельс Ф., изд. 2-е, т.4, стр. 332-336.

5. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Соч. Маркс К. и Энгельс Ф., изд. 2-е, т.21, стр.273-317.

6. Критика Готской программы. Соч., т.19, изд. 2-е, стр.11-32.

7. О воспитании и образовании. Сб., М., АПН РСФСР, 1957.

8. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? П.С.С., т.1, стр.125-346.

9. Фридрих Энгельс. П.С.С., т.2, стр.5-14.

10. Наш программа. П.С.С., т.4, стр.182-186.

11. Что делать? П.С.С., т.6, стр.1-192.

12. К учащимся средних школ. П.С.С., т.7, стр.66.

13. Проект резолюции П съезда РСДРП об отношении к учащейся молодежи. П.С.С., т.7, стр.253.

14. Выступление по вопросу об отношении кучащейся молодежи 10 (23) августа. П съезд РСДРП (1903 г.). П.С.С., т.7, стр.277, 312.

15. Задачи революционной молодежи. П.С.С., т.7, стр. 341-356.

16. О смешении политики с педагогикой. П.С.С., т.10, стр.355-358.

17. Социализм и религия. П.С.С., т.12, стр.142-147.

18. Памяти графа Гейдена. (Чему учат народ наши беспартийные "демократы"?). П.С.С., т.16, стр.37-45.

19. Уроки Коммуны. П.С.С., т.16, стр.451-454.

20. Антимилитаристская пропаганда и союзы социалистической рабочей молодежи. П.С.С., т.16, стр. 114117.

21. Марксизм и ревизионизм. П.С.С., т.17, стр.15-26.

22. Воинствующий милитаризм и антимилитаристская тактика социал-демократии. П.С.С., т.17, стр.186-196.

23. Студенческое движение и современное политическое положение. П.С.С., т.17, стр.214-220.

24. Лев Толстой как зеркало русской революции. П.С.С., т.17, стр.206-213.

25. Об отношении рабочей партии к религии. П.С.С., т.17, стр.415-421.0 некоторых особенностях исторического развития марксизма. П.С.С., т.20.

26. Иван Васильевич Бабушкин (некролог). Г1.С.С., т.20, стр.79-83.

27. Памяти Коммуны. П.С.С., T.20f стр.217-222.

28. Памяти Герцена. П.С.С., т.21, стр.255-262.

29. Три источника и три составных части марксизма. П.С.С., т.23, стр.40-48.

30. Исторические судьбы учения Карла Маркса. П.С.С., т.23, стр.1-4.

31. Из прошлого рабочей печати в России. П.С.С., т.25, стр.93-101.0 нарушении единства, прикрываемом криками о единстве. П.С.С., т.25, стр.183-206.

32. Карл Маркс (краткий биографический очерк с изложением марксизма). П.С.С., т.26, стр.43-93.0 национальной гордости великороссов. П.С.С., т.26, стр.106-110.

33. Интернационал молодежи. П.С.С., т.30, стр.225-226.

34. Государство и революция. П.С.С., т.33, стр.1-120.

35. Речь на I Всероссийском съезде по просвещению 28 августа 1918 г. П.С.С., т.37, стр.74-78.

36. Речь на П Всероссийском съезде учителей-интернационалистов 18 января 1919 г. П.С.С., т.37, стр.430-433.

37. Успехи и трудности советской власти. П.С.С., т.38, стр.39-73.

38. Речь на I Всероссийском съезде коммунистов-учащихся 17 апреля 1919 г. П.С.С., т.38, стр.320.

39. Великий почин. П.С.С., т.39, стр.529.0 государстве. Лекция в Свердловском университете II июля 1919 г., П.С.С., т.39, стр.64-84.

40. От разрушения векового уклада к творчеству нового. П.С.С., т.40, стр.314-324.

41. О трудовой дисциплине. П.С.С., т.40, стр.232.

42. Детская болезнь "левизны" в коммунизме. П.С.С., т.41, стр.3-104.

43. Задачи союзов молодежи (речь на Ш Всероссийском съезде Российского Коммунистического союза молодежи 2 октября 1920 г.). П.С.С., т.41, стр.298-318.

44. О пролетарской культуре. П.С.С., т.41, стр.336-337.

45. Письмо Г.Мясникову. П.С.С., т.44, стр.78-83.

46. Странички из дневника. П.С.С., т.45, стр.363-368.

47. О нашей революции (По поводу записок Н.Суханова). П.С.С., т.45, стр.377-^382.

48. Лучше меньше, да лучше. П.С.С., т.45, стр.389-406.

49. Директивы ЦК коммунистам работникам наркомпроса. П.С.С., т.42, стр.319-321.

50. Ученикам Каприйской школы. П.С.С., т.47, стр.194202.57.