автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Проблема нравственного идеала в теории воспитания в России во второй половине XIX- начале ХХ веков
- Автор научной работы
- Баркова, Наталия Николаевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1996
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Баркова, Наталия Николаевна, 1996 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТРАДИЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ НРАВСТВЕННОГО ИДЕАЛА ЧЕЛОВЕКА В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА.
1.1. Идеал нравственного человека в русской философии второй половины XIX века и его отражение в теории воспитания.
1.2. Формы отражения традиционного христианско-православного нравственного идеала человека в практике воспитания в русской школе во второй половине XIX века.
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТРАКТОВКИ И СОДЕРЖАНИЯ НРАВСТВЕННОГО ИДЕАЛА В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА.
2.1. Изменение традиционных представлений о нравственном идеале человека в русской философии и педагогике в начале xx века.
2.2. влияние изменений в трактовке нравственного идеала человека на практику воспитания учащихся русской школы в начале xx века.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Проблема нравственного идеала в теории воспитания в России во второй половине XIX- начале ХХ веков"
Проблема идеала человека всегда была одной из важнейших проблем философии и педагогики. Ее особое значение связано с тем, что трактовка этого идеала в значительной степени определяет содержание и характер воспитания, в нем сконцентрированы философские, биологические и социальные представления о совершенном человеке и его предназначении. Педагогическая наука имеет одной из своих функций выявление и анализ всего многообразия идеалов, сложившихся в обществе, и, вместе с тем, на основе изучения тенденций общественного развития она разрабатывает и формулирует научно-оправданные и социально-значимые воспитательные идеалы, в которых концентрируются обязательные и желательные требования к личности с учетом ее природных и духовных возможностей, общественных условий.
Понимание идеала человека во многом определяет цель воспитания, являющуюся центральным вопросом в педагогической науке: выбор определенного идеала становится, по-существу, выбором цели всей учебно-воспитательной деятельности. Эти понятия, близкие по смыслу и значению, могут быть вообще практически тождественны, если цель воспитания понимается как конечное усовершенствование человека в соответствии с конкретным идеалом. Тогда приближение к этому идеалу будет являться достижением педагогической цели. Такое теоретическое положение совпадает с принятым в философии определением идеала как образца, понятия совершенства, олицетворения высшей цели стремлений. Таким образом, идеал человека в педагогике действительно может быть понят как высшая воспитательная цель.
Однако, содержание понятия педагогического идеала может быть более широким и выходить за рамки воспитательной цели. Это особенно проявляется в том случае, когда понятие идеала человека делится на абсолютный и реальный идеалы. Реальный жизненный идеал всегда ближе воспитательной цели и чаще практически совпадает с нею. В целом, конечная педагогическая цель, по сути своей, в большей степени, чем идеал должна быть реальна и достижима. В случае постановки промежуточных воспитательных целей понятие идеала перестает совпадать с ними и остается высшим ориентиром всего воспитательного процесса. Кроме того, цель и идеал воспитания чаще всего по своему содержанию дополняют друг друга. Так, цель может формулироваться достаточно обобщенно, как например, воспитание разносторонне развитой и гармоничной личности. Тогда воспитательный идеал, соответствующий данной цели, обрисовывает конкретные качества такой личности, раскрывает возможности ее более полной физической, интеллектуальной, духовно-нравственной самореализации.
На протяжении истории педагогики ставились и иные воспитательные цели, такие как: сделать человека счастливым, помочь ему найти свое место среди людей, способствовать выявлению его талантов, подготовить его для деятельности в обществе, для служения своему отечеству. Подобные цели также требовали своего раскрытия, то есть описания качеств такой личности -постановки определенного идеала.
В процессе развития общества в целом возникновение тех или иных идеалов человека опережает формирование воспитательных целей. Поэтому возникающие идеалы всегда недосягаемы и уже потому не могут равняться целям, которые пусть и в будущем, но должны быть достигнуты. Эти идеалы, направленные из настоящего в будущее, диктуют философам, литераторам, общественным деятелям и, конечно, педагогам сегодняшние конкретные воспитательные цели. В общем виде идеалы можно скорее отнести к области педагогической теории, а цели - к области практики воспитания и обучения. С другой стороны, воспитательные цели, вероятно, соответствуют нормам, принятым в обществе, а идеалы представляют следующую за ними ступень совершенствования. В любом случае важно, что четкое теоретическое определение воспитательного идеала позволяет педагогической практике осознавать содержание и направление своей деятельности.
Проблема идеала человека является точкой, в которой сходятся области исследований педагогики и философии, которая одинаково важна для педагогов-исследователей и для философов с педагогическими интересами.
Тема идеала человека - философско-педагогическая, которая при своем первоначальном философском рассмотрении в дальнейшем требует выхода на непосредственную деятельность по осуществлению идеала, то есть на педагогическую теорию, а затем и на учебно-воспитательную практику. Именно поэтому крайне интересными при изучении проблемы идеала человека второй половины XIX - начала XX века становятся работы педагогов-теоретиков, также исследовавших ее философские аспекты: П.П.Блонского , А.И.Введенского, Д.И.Введенского, С.И.Гессена, С.С.Гогоцкого, Н.Г.Дебольского, В.В.Зеньковского, Н.И.Кареева, М.М.Рубинштейна, П.Д.Юркевича и других.1
В педагогике России проблема нравственного идеала всегда занимала особое место, благодаря тем традициям воспитания, которые складывались на протяжении столетий. Идеал человека в русском педагогическом сознании практически равнялся нравственному идеалу. Качества личности оценивались прежде всего с нравственной точки зрения, высоко ценилось желание и умение человека подчинить материальную сторону жизни нравственной и духовной. Так, еще в педагогических трудах И.Т.Посошкова и В.Н.Татищева утверждалась необходимость широкого религиозно-нравственного воспитания молодого поколения, главнейшими в жизни признавалась вера,
1 См.: Блонский П.П. Современная философия:В 2 ч.- М.,Русский книжник, 1918 -2ч.; Блонский П.П. Курс педагогики. Введение в воспитание ребенка / Пособие для высш.учеб.зав. и учит, ин-тов.- М.Задруга, 1916- 286 е.; Введенский А.И. Западная действительность и русские идеалы, письма из-за границы.- Моск.губерния,Сергиев Посад, 1894-208 е.; Введеннский Д.И. За счастье детей.Вопросы христианского воспитания.- СПб.,Училищный совет при Святейшем Синоде, 1907.-335 е.; Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв.ред. и сост. П.В.Алексеев.- М.,Школа-Пресс, 1995.-448 с.;Гогоцкий С.С. Философия 17 и 18 веков в сравнении с философией 19 века и отношение той и другой к образованию: Вып. 1-З.Киев,1878-1884.-3 вып.; Дебольский Н.Г. Философские основы нравственного воспитания.-СПб.,1880.-115 е.; Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии.-М.,Изд-во Свято-Владимирского Братства,1993.-222 е.; Кареев Н.И. Мысли об основах нравственности.-2 изд.-СПб., 1896.-165 е.; Рубинштейн М.М. Философия и общественная жизнь в России // Русская мысль.-1909.-март- С. 142-148; Юркевич П.Д. Курс общей педагогики с приложениями П.Юркевича.-М., 1869.-404 е.; Юркевич П.Д. философские произведения / Сост. А.И.Абрамов и др. - М.,Правда,1990.-669 с.
Божий закон.1 Н.И.Новиков, подчеркивая важность воспитания нравственности, призывал образовывать разум и сердце ребенка и через это приводить его к добродетели, религии, христианству2. И.И.Бецкой ставил идеалом человека,развитого нравственно "до величайшей тонкости", а нравственное воспитание в целом выше любого образования3. Классическая отечественная педагогика утверждала, что в педагогическом процессе нравственное влияние составляет главную задачу и важнее развития ума. Выдающиеся педагоги XIX века - П.Г.Редкин, Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский и другие считали нравственность человека основой его воспитания4. Лучшие личностные качества, такие как глубокий патриотизм, честность, ответственность за свое дело, гуманизм, трудолюбие, с точки зрения русских педагогов, являлись проявлением нравственной зрелости.
В начале XX века исторические события наложили серьезный отпечаток и внесли свои коррективы в педагогику России, но положение духовно-нравственного воспитания как ведущего направления осталось неизменным. Педагогика дореволюционной России признавала верховенство нравственного начала в человеке и учитывала традиционное преимущество в русском национальном сознании нравственного закона, когда при отсутствии моральных норм утрачивают ценность нормы юридические, когда человеческие поступки оцениваются не по закону, а по совести, по-Божески. Именно поэтому нравственный идеал являлся важнейшим моментом в теории и практике русской педагогики, а его изучение помогает понять педагогику России в целом.
1 См.: Посошков И.Т. Сочинения Ивана Посошкова.-М., Тип. Степанова, 1842.-317 е.; Татищев В.Н. Духовная моему сыну. Тексты духовной и увещания.- СПб.,Глазунов, 1896.-89 с.
2 См.:Новиков Н.И. Избран.пед.соч./ Сост.П.А.Трушин, ред.М.Ф.Шабаева.-М.,Учпедгиз, 1896.-256 с.
3 См.:Бецкой И.И. Краткое наставление, выбранное из лучших авторов с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения до юношества.- СПб.,Шляхетный сухопутный корпус, 1766.- 52 с.
4 См.:Редкин П.Г. Избран.пед.соч./ Сост.В.Я.Струминский.-М.,Учпедгиз, 1958.-314 е.; Пирогов Н.И. Сочинения: В 2 т.- 2 юб.изд.-Киев,Пироговское об-во, 1914-1915.-2 т., Ушинский К.Д. Избран.пед.соч.:В 2 т./ Под ред.В.Я.Струминского.-М.,Учпедгиз,1953.- Т.1.Вопросы воспитания.-639 с. и др.
Однако, в русской педагогической литературе, в том числе периода второй половины XIX - начала XX века, конкретное описание нравственного идеала и раскрытие его содержания практически отсутствует, хотя крупицы рассмотрения нравственного идеала человека разбросаны по всей педагогической литературе того времени. Такое положение объясняется тем, что с одной стороны, при изложении педагогами своих концепций этот идеал часто полностью отождествлялся ими с понятием цели воспитания, а с другой - подразумевался как нечто само собой разумеющееся, традиционное, не требующее дополнительного освещения. В результате, тема нравственного идеала незримо присутствует в педагогике России, но крайне редко выделяется как отдельная проблема и полностью не раскрывается, и это при том, что, занимаясь разработкой теории нравственного воспитания, все крупные русские педагоги в той или иной степени обязательно касались данной проблемы.
Приходится констатировать, что и в отечественной истории педагогики до сих пор нет специальных исследований, посвященных проблеме нравственного идеала. Правда, в работах историков педагогики, анализирующих теорию нравственного воспитания в России во второй половине XIX - начале XX веков, вопросы нравственного идеала в педагогике этого периода косвенно затрагиваются, но проблема, как таковая, совершенно не рассматривается1. В последнее десятилетие усилилось внимание отечественных исследователей к дореволюционной педагогике России, в том
1 См.:Вопросы истории школы и педагогики дореволюционной России: Сбор.науч.тр./ Сост.Э.Д.Днепров.-М., 1978.-102 е.; Ганелин Ш.И., Н.С.Зенченко. Цели школы и сущность нравственного воспитания// История педагогики и современность.- Л., 1970.-С.207-263., Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половины XIX / Отв.ред. А.И.Пискунов.- М., 1976.-600 е.; Харламов И.Ф. Теория нравственного воспитания. История и современная проблематика и основные педагогические идеи.- Минск,Изд-во БГУ, 1972.-363 с.;Шабаева М.Ф. Идея народности в педагогике Ушинского// Ученые записки МПГИ им. В.И.Ленина.-Т.33-М.,1946.-С.55-67., Школа и педагогическая мысль России периода двух буржуазно-демократических революций: Сб.науч.тр./ Сост. Э.Д.Днепров. М.,АПН СССР, 1984.-245 е.; Школа России накануне и в период революции 1905-1907 годов / Сост.Э.Д.Днепров.-М.,АПН СССР., 1985/86/.-219 с. и др. числе к проблемам нравственного воспитания периода второй половины XIX -начала XX века, однако, проблема нравственного идеала не ставилась1.
Вместе с тем, обращение к проблеме нравственного идеала в русской педагогике того времени является и крайне интересным моментом для исследования, и чрезвычайно полезным и актуальным для всей отечественной педагогической науки.
Особую актуальность приобретает изучение этой проблемы в настоящее время. Педагогика России переживает сейчас серьезный кризис. Являясь в прошлые годы наукой крайне идеологизированной, она оказалась в трудной ситуации: педагоги-исследователи и учителя-практики ощутили необходимость пересмотра принципиальных положений и выводов, внесения изменений в оценку педагогической деятельности прошлого, переоценки всей истории педагогики. Начался процесс возвращения забытых имен выдающихся русских педагогов - ученых и учителей. Оказалось, что многие научно-педагогические положения прошлого актуальны и в наше время. Особенно важным для современных ученых является обращение к педагогике России второй половины XIX - начала XX веков, накопившей огромной ценности материал в области теории и практики воспитания и обучения. Изучение ее опыта сегодня интересно тем, что ее достижения помогают в творческом поиске новых путей развития науки, в ее прошлом кроется понимание многих современных проблем отечественной школы.
С другой стороны, вопросы нравственности и идеала человека как никогда остро стоят сейчас перед нашим обществом. Прежние идеалы разрушились вместе с прежним государственным строем, но их разрушение не привело к выявлению истинных общечеловеческих ценностей. Экономика и
1 См.: Дикарева A.B. Развитие прогрессивных идей нравственного воспитания в русской педагогике второй половины XIX века: Автореферат дис.канд.пед.наук.-Минск,1983.-22 е.; Колесников Б.В. Проблемы нравственного воспитания в общественно-педагогическом движении 60-х годов XIX века: Автореф.дис.канд.пед.наук.- М.,1972.-18 е.; Плеханов A.B. Проблема воспитания нового человека в педагогическом наследии рус.революц.демократов втор. пол.Х1Х века: Автореф. Дис. канд. пед. наук.-М.,1985-45 е.; Прокофьева Н.М. Проблема взаимосвязи эстетического и нравственного воспитания в рус.прогрес.пед-ке втор.пол.Х1Х - начала XX века: Автореф.дис.канд.пед.наук.- М.,1972.-24 с. и др. политика из средств развития государства и общества превратились в их главную цель, а проблемы, связанные со становлением новых для страны рыночных отношений, подчинили себе проблемы личности и ее нравственности, исказили нравственные идеалы в общественном сознании. Идеалы современной молодежи принимают уродливые формы, так как основываются на понятии материальной выгоды как высшей жизненной ценности. Педагогическая наука России пока не смогла предложить обществу идеал нового человека, богатого духовно и нравственно, идеал человека-гражданина нового содержания, который и должен стать целью российского общества. Задача педагогов сегодня состоит именно в том, чтобы обратить» внимание общества на его духовно-нравственную дезориентированность, определить новый идеал человека-гражданина России, доказать необходимость направить все общественные усилия и практику воспитания на формирование такой личности. Поэтому осмысление русской дореволюционной педагогической теории и практики в области нравственных идеалов представляется совершенно необходимым для улучшения состояния сегодняшней педагогической науки и общества России. Исследования и выводы педагогов XIX - XX веков могут оказать помощь при осмысливании современных задач воспитания.
Все вышеперечисленные обстоятельства обусловили выбор данной темы исследования: "Проблема нравственного идеала в теории и практике воспитания в России во второй половине XIX - начале XX веков."
Объектом данного исследования является теория нравственного воспитания, а его предметом - проблема нравственного идеала человека в истории отечественной педагогики во второй половине XIX - начале XX веков.
Цель исследования заключалась в выявлении и оценке тех нравственных идеалов человека, которые были наиболее характерны для русской педагогики обозначенного периода, анализе их содержания, изменений и значения для нравственного воспитания личности в контексте общественно-философских настроений и исторических событий того времени, в показе всего ценного и положительного, что выработала в области нравственного идеала передовая педагогическая мысль России и что сохраняет известное научное значение до настоящего времени.
В соответствии с целью исследования предполагалось решить следующие конкретные задачи:
1. Рассмотреть основные положения главных философских направлений России второй половины XIX - начала XX века с точки зрения раскрытия в них проблемы нравственного идеала человека, показать влияние общественно-философской мысли на формирование педагогических представлений о нравственном идеале человека в данный исторический период.
2. Сопоставить и охарактеризовать представления русских педагогов второй половины XIX - начала XX веков о нравственном идеале человека, раскрыть конкретное содержание абсолютного традиционного христианско-православного и реального нравственных идеалов человека, тенденций их развития.
3. Выяснить влияние теоретически разработанного русской философско-педагогической мыслью нравственного идеала человека на практику воспитания в России в исследуемый период.
Источниками для данного исследования послужили труды русских философов, педагогов, общественных деятелей, периодические издания по педагогике данного периода, а также исследования, посвященные анализу творчества философов и педагогов второй половины XIX - начала XX веков.
В процессе исследования использовались преимущественно такие методы как теоретический анализ проблемы, сопоставление и критический анализ различных документальных и литературных источников.
Научная новизна и теоретическая значимость результатов проведенного исследования состоит в том, что:
1. На основании анализа состояния разработки проблемы нравственного идеала человека в русской педагогической мысли второй половины Х1Х -начале XX веков выявлено существование двух подходов к нему - абсолютного и реального. На протяжении длительного периода, предшествовавшего рассматриваемому-историческому этапу, в педагогике России в связи с ее традиционной, исторически обусловленной взаимозависимостью духовнонравственного и религиозного воспитания преимущественное положение занимал абсолютный нравственный идеал человека, содержание которого основывалось на христианских нравственных представлениях об идеальном человеке.
2. Показано, что интенсивная разработка понятия реального нравственного идеала и представлений о его содержании, за исключением отдельных высказываний, звучавших ранее в русской педагогике в качестве его "предидей", относится ко второй половине Х1Х века. Бурное развитие общественно-экономических отношений в России в начале второй половины Х1Х века сказалось на всех сторонах ее жизни, в том числе и на новом подходе к вопросам образования и воспитания, что напрямую отразилось на трактовке реального нравственного идеала. Внимание к этой проблеме со стороны русских педагогов было обусловлено усилением светского подхода к нравственным вопросам, который был связан с жизненными ситуациями и духовными возможностями человека, с развитием гуманистических идей в русском общественно-педагогическом сознании.
3. Выяснено, что в начале XX века в содержание реального нравственного идеала стала включаться идея гражданственности личности как важнейшего нравственного качества. Новый идеал, можно сказать, занял господствующее положение в русской педагогике в начале XX века, в то время, как абсолютный нравственный идеал человека, основанный только на религиозных нравственных ценностях и строгих законах православия, отошел на второй план. Такое положение полностью укладывалось в контекст исторической ситуации в России начала XX века - время смещения нравственных акцентов, ослабления религиозности, усиления социально-политического противостояния, войн и революций.
4. При рассмотрении проблемы нравственного идеала в теории и практике воспитания показано известное отставание практики от теории, хотя и абсолютный, и реальный нравственные идеалы находили отражение в учебном материале по тем предметам, которые характеризуются особым воспитательным потенциалом - литературе и истории. В результате, можно утверждать, что практика воспитания в исследуемый период далеко не соответствовала тем нравственным воспитательным задачам, которые диктовались реальной общественной ситуацией начала XX века, что явилось одной из причин потери школой воспитательного авторитета в глазах молодежи.
Достоверность результатов проведенного исследования обеспечена использованием различных источников с применением методов исследования, обеспечивающих взаимную проверку полученных фактов и их объективную оценку.
Практическая значимость результатов проведенного исследования состоит в том, что они могут быть использованы в процессе дальнейшей работы по изучению развития педагогической мысли в России во второй половине XIX - начале XX века, а также в процессе преподавания истории педагогики в педагогических ВУЗах.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что в педагогике России второй половины XIX - начале XX веков существовало два нравственных идеала человека: абсолютный и реальный.
2. В философском и педагогическом сознании второй половины XIX века, основанного преимущественно на православных традициях, господствующее место занимал абсолютный нравственный идеал человека, содержание которого почти полностью совпадало с содержанием идеального христианского образа. Изменения в общественно-педагогической жизни России, последовавшие после реформ 1861 года, в определенной степени отразились на воспитательной направленности русской педагогики, но не затронули главную цель воспитания человека-христианина, в связи с чем абсолютный нравственный идеал человека сохранял лидирующее положение. Его безусловное воспитательное значение признавали как сторонники идеи общечеловеческого воспитания, видевшие в абсолютном нравственном идеале человека выражение общечеловеческих нравственных ценностей, так и приверженцы народно-национального воспитания, для которых этот идеал был основой русской духовно-нравственной культуры.
3. Вместе с тем, в связи с развитием естественных наук, усилением внимания к изучению человека, его природных и духовных возможностей, влиянием на педагогику философских идей материалистического плана, формированием новых экономических и общественных отношений к концу Х1Х века постепенно складывалось представление о реальном нравственном идеале, трактуемом как наиболее возможное для каждой конкретной личности в силу ее способностей следование абсолютному нравственному идеалу человека в реальной жизни.
4. В начале XX века абсолютный нравственный идеал человека оставался в русской педагогике в качестве высшего ориентира для высоконравственной личности, стремящейся к духовно-нравственному самосовершенствованию. Такая трактовка нравственного идеала была особенно тесно связана с воспитательно-образовательной деятельностью русской церкви.
Однако ведущим для русской педагогики этого времени стал реальный нравственный идеал. Одновременно происходил пересмотр его содержания. При сохранении основных нравственных требований к личности, составляющих суть любого нравственного идеала и идущих от общехристианских нравственных ценностей и понятий, содержание его расширилось за счет включения гражданских качеств личности как ее основных нравственных качеств. В результате, в русской педагогике начала XX века сложился новый нравственный идеал человека-гражданина.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги проведенному исследованию, можно сделать вывод о том, что во второй половине XIX - начале XX веков в отечественной философии и педагогике значительное внимание уделялось проблеме нравственного идеала человека, нравственному становлению личности. Характерными при этом были:
- сосуществование в этот период в теории воспитания, согласно взглядам передовой части русских педагогов, двух нравственных идеалов человека - абсолютного и реального, содержание которых имело общую основу и опиралось на общехристианские нравственные ценности и вытекавшие из них главные нравственные качества личности. Абсолютный нравственный идеал, являвшийся выражением традиционного религиозно-нравственного воспитание в России, по сути своей, был тождественен идеальному христианскому образу и служил главным ориентиром в процессе воспитания человека-христианина. Вместе с тем, уже во второй половине XIX века в русской педагогике появилась иная трактовка нравственного идеала, не отрицавшая необходимость воспитания человека-христианина, но учитывавшая при этом его природные и духовные способности. Этот реальный нравственный идеал подразумевал возможность приближения к абсолютному нравственному идеалу каждым конкретным человеком в реальной жизни в силу его личных способностей;
- расширение понимания сущности реального нравственного идеала человека, что явилось результатом влияния на теорию воспитания изменений в социальной, политической, экономической, культурной жизни России в начале XX века, развития философской мысли, успехов естествознания. Стремление передовой русской педагогической науки более соответствовать современным жизненным требованиям привело в этот период к расширению понимания цели воспитания, в которой нашла отражение идея гражданственности личности. Соответствующий новой цели воспитания реальный нравственный идеал в начале XX века включал гражданские * качества как важнейшие нравственные качества личности, дополнявшие традиционные, христианско-православные;
- одновременное сосуществование в начале XX века двух целей воспитания: человека-христианина, подразумевавшей стремление каждого к глубокому внутреннему личному духовно-нравственному самосовершенствованию и, дополнительно к этому, человека-гражданина, видевшего свой нравственный долг прежде всего в выполнении обязанностей перед государством, страной , народом. Следовательно, можно говорить об имевшихся двух нравственных идеалах человека при, в известной степени, преобладающей поддержке передовой русской педагогикой реального нравственного идеала с его новым содержанием;
- наличие в конце XIX и особенно в начале XX века различных подходов к проблеме нравственного воспитания со стороны других педагогических течений России, отличавшихся как религиозно-традиционными, так и принципиально новыми педагогическими взглядами и по-своему трактовавших нравственный идеал человека, вплоть до полного его отрицания в теории и практике воспитания. Необходимо отметить однако, что, отталкивавшиеся от крайних общественно-философских позиций материалистическо-атеистических и строго религиозных, они не заняли в русской педагогической науке ведущего положения и явились одними из точек зрения, стимулировавших процесс развития основного направления педагогики страны;
- теоретические представления русских педагогов о нравственных идеалах человека находили отражение в практической деятельности учебно-воспитательных учреждений России, в их программах, учебниках и рекомендациях для учителей по нравственному воспитанию юношества. Если для второй половины XIX века было характерно отражение преимущественно абсолютного традиционного христианско-православного нравственного идеала человека, господствовавшего тогда в философии и теоретической педагогике, то в начале XX века наглядно проявилось отражение в учебном материале школьных предметов особого воспитательного значения, таких как история и литература, нового содержания реального нравственного идеала человека.
Результаты проведенного исследования позволяют наметить и дальнейшую проблематику исследований в данном направлении, спектр которых достаточно широк.
Прежде всего, следовало бы назвать следующие:
- проблемы религиозно-нравственного воспитания в России в конце XIX
- начале XX века. Затронутый в данном исследовании абсолютный традиционный христианско-православный нравственный идеал человека был лишь частью огромной проблемы нравственного воспитания в школе и семье, связанной с религиозным воспитанием. Теоретические разработки дореволюционных педагогов-мыслителей и опыт светских учебно-воспитательных заведений России в области религиозно-нравственного воспитания заслуживают самого серьезного исследования, не ограниченного теми или иными идеологическими рамками;
- изучение педагогических идеалов второй половины XIX - начала XX века в целом. В теории русской педагогики на протяжении ее исторического развития существовали различные воспитательные идеалы, которые оказывали существенное влияние на формирование педагогических целей в конкретный исторический период;
- требует самостоятельного исследования проблема взаимовлияния и взаимозависимости идеи гражданственности в русской педагогике начала XX века и идеи гражданского воспитания в европейской педагогике того времени;
- необходимо было бы продолжить исследование личности учителя в связи с формированием нравственных идеалов юношества. Именно учитель, в первую очередь, раскрывает перед воспитанниками определенный идеал человека. Жизненная преданность идеалу, возможно даже его олицетворение
- это проблема каждого педагога, имеющего непосредственное отношение к делу воспитания;
- дополнительного исследования требует проблема отражения теоретических представлений русских педагогов второй половины XIX начала XX века о нравственном идеале человека в практике нравственного воспитания в России в этот период, в учебной литературе того времени.
- темой специального психолого-педагогического исследования может стать изучение реальных идеалов молодежи, как совокупного влияния на формирующуюся личность педагогического воздействия и воздействия факторов окружающей среды во всех ее проявлениях. Данное исследование, рассматривая нравственный идеал человека в теории и частично в практике воспитания в России во второй половине XIX - начале XX века, совершенно не затрагивает проблемы реально существовавших в это время идеальных представлений у юношества, на которое было направлено педагогическое воздействие. Проведенные в начале XX века специальные исследования русских педагогов, посвященные выявлению этих идеалов, дали очень интересные результаты, по которым можно было судить об эффективности теоретической и практической педагогики страны в деле воспитания молодого поколения.
Автору данного исследования представляется, что дальнейшее рассмотрение воззрений русских педагогов второй половины XIX - начала XX века о нравственном идеале человека в теории и практике нравственного воспитании юношества может стать источником для ряда последующих работ современных педагогов-теоретиков и школьных практиков.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Баркова, Наталия Николаевна, Москва
1.Аксаков К.С. Поли.собр.соч.: В 3 т./Под ред. И.С.Аксакова.- М.,1889. Т.1.Соч.истор.-599 с.
2. Аксельрод Л.И. О "Проблемах идеализма" 2 изд.- Одесса, 1905 - 47 с.
3. Алферов А.Д., Грузинский А.Е. Допетровская литература и народная поэзия.9 изд.- М.,Школа,1917 468 с.
4. Алферов А.Д.Очерки по истории русской литературы Х1Х века.Пособие для сред.школ.-М., 1915 320 с.
5. Ананьин В.Учебник всеобщей истории 6 изд.- М.,Сытин,1917 - 195 с.
6. Ананьин С.А.Детские идеалы // Рус.школа-1911-7/8- С.210-219.
7. Анастасиев А.И. Законоположения и распоряжения о начальных народных училищах и церковно-приходских школах. М.,Ступин,1915 - 621 с.
8. Анастасиев А. И. Методика Закона Божьего и вспомогательных предметов воспитания в нач. школе. М.,Ступин,1913 - 399 с.
9. Э.Анастасиев А.Народная школа: В 2 ч.- 9 изд.-М.,Ступин,1913.-570 е.,
10. Арсеньев B.C. Мысли о желательных началах воспитания.- М.,1904.22 с.
11. Артюшков А.В.Учебная книга по истории русской литературы.-М.,1910 136 с.
12. Архангельский А.С.Заметки на программу по истории русской литературы и теории словесности, составленную комиссией ученого комитета.СПб.,1906 117 с.
13. А.Щ.Заметки о воспитании в раннем возрасте.Посвящается матерям и воспитателям. М.,1868 - 88 с.
14. Баранов А.Г.Добрые семена.Рук-во для уч-ся по книгам того же названия.- 2 изд.- М.,Баранов, 1908 134 с.
15. Барсов А. Произведения русской словесности с точки зрения библейской нравственности // Педагогический сборник 1896 - 8 - С.81-86.
16. Баталин Н.И.Изборник статей для теоретического изучения образцов рус.литературы, применит.к курсу сред.учеб.зав.- 4 изд.- М.,1891 228 е.,
17. Белевич В. Наши чтения 2 изд.- Спб., Общественная польза, 1910570 с.
18. Беллярминов И.Элементарный курс всеобщей и русской истории.- 44 изд.Пг.,1917 392 с.
19. Белозерский Н.Заметки учителя.- СПб.,М.В.Пирожков,1905 187 е.,
20. Бем Э. О воспитании.-СПб.,1856.-68 е.,
21. Бердяев H.A. Философия свободного духа.- М., Республика, 1994.480 с.
22. Берте Н.Краткая всеобщая история в простых рассказах.- 8 изд.-СПб.,1861 268 с.
23. Бецкой И.И. Краткое наставление, выбранное из лучших авторов с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения до юношества.- СПб.,Шляхетный сухопутный корпус, 1766.- 52 с.
24. Библия:Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. -М.,Мое.патриархия,1989- 1372 с.
25. Биология и христианская педагогика в их взаимных отношениях /Сб.статейРевель, 1888.-41 с.
26. Блонский П.П. Курс педагогики.Введение в воспитание ребенка / Пособие для высш.учеб.зав. и учит, ин-тов.- М.,Задруга, 1916-286 е.,
27. Блонский П.П. Современная философия:В 2 ч.- М.,Русский книжник, 1918 -2 ч.
28. Блонский П.П.О национальном воспитании.- М.,1915 40 с.
29. Бобровский С.Курс практической педагогики для учит.семинарий, народ.учителей и вообще лиц,заним-ся первонач.воспитанием и обучением детей в школах и дома. 5 изд.-М.,Наслед.Салаевых, 1896.-288 с.
30. Богданов А.А.Вера и наука//Падение великого фетишизма.- М.,1910 -С.143-223.
31. Богданов A.A.Из психологии общества 2 изд. - СПб., 1906 - 282 с.
32. Бродский Н.Л. Историко-литературная хрестоматия. М., Н.Салаевых, 1914 - 287 с.
33. Булгаков С.Н. Свет невечерний.- М.,Республика, 1994 415 с.
34. Бун-нъ П. Несколько слов воспитателя о воспит.чтении// Педагогический сборник -1900 9 - С.237-240.
35. Бунаков Н.Ф.В школе и дома.Книга для чтения.-3 изд.-М.,Гутзац,1878 206 с.
36. Бунаков Н.Ф.Избран.пед.соч./ Под ред. В.З.Смирнова М.,Изд-во АПН РСФСР, 1953.-412 с.
37. ЗЭ.Бунаков Н.Ф.Сельская школа и народная жизнь.Наблюдения и заметки сельского учителя.-СПб.,1906.- 223 с.
38. Буслаев Ф.И.Русская хрестоматия. Памятники древ.рус.лит-ры и народ.словесности с историч.,литер, и грамматич.объяснениями и словарем для сред.учеб.зав-ний.- 12 изд.- М.,1912 480 с.
39. Вайсфельд М.И.Идеалы воспитания.- Киев, 1910 60 с.
40. Васильев А.А.Учебник истории средних веков 5 изд.М.,Сытин,1917223 с.
41. Вахтеров В.П.Заметки о народной школе. -Казань, 1889.-51 с.
42. Вахтеров В.П.Нравственное воспитание и начальная школа.М.,1901241 с.
43. Введенский А.И.Философские очерки.- СПб.,1901- Вып.1 212 с.
44. Введеннский Д.И. За счастье детей.Вопросы христианского воспитания.СПб.Училищный совет при Святейшем Синоде, 1907.-335 с.
45. Введенский А.И. Западная действительность и русские идеалы. Письма из-за границы.-Моск.губерния,Сергиев Посад, 1894.-208 с.
46. Вейнберг Л.О. Новая русская хрестоматия М. Н.Салаевых, 1903333 с.
47. Вентцель К.Н. Свободное воспитание: Сб. Избр. трудов / Сост. Л.Д.Филоненко.- М.,АПО,1993.- 171 с.
48. Вехи: интеллигенция в России: Сб.статей 1909-1910./ Сост.Н.Казакова М.,Мол.гвардия,1991 - 462 с.
49. Виноградов П.Г. Учебник всеобщей истории: В 3 ч.- 12 изд.-М.Карцев,1914 3 ч.
50. Виноградов П.Г.Накануне нового столетия.- М.,Сытин,1902 28 с.
51. Витберг Ф.А.Педагогические письма // Педагогический сборник -1895 1 - С.1-14., - 2 - С. 109-131, - 3 - С.237-257.
52. Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения / Под ред. В.З.Смирнова- М.,АПН РСФСР,1958- 631 с.
53. Водовозов В.И.Книга для первоначального чтения в нар.школе 20 изд.СПб.,1896 -4.1- 288 с.
54. Водовозов В.И.Предметы обучения в народ.школе 2 изд.СПб.,1875277 с.
55. Волженский С.Народные школы.- СПб.,1871- 44 с.
56. Вопросы истории школы и педагогики дореволюционной России: Сбор.науч.тр./ Сост.Э.Д.Днепров.-М., 1978.-102 с.
57. Воскресенский В.А. Русская народная поэзия / Сб. Сказок, былин, обрядов 2 изд. СПб.,Карбасников,1902 - 303 с.
58. Галахов А.Д.История рус.словесности,древней и новой.Пособие для гим.и прогимн.:В 3 т.-2 изд.-СПб.,1880 3 т.
59. Ганелин Ш.И.,Зенченко Н.С. Цели школы и сущность нравственного воспитания// История педагогики и современность.- Л.,1970.-С.207-263.
60. Гераков Н.Новая русская хрестоматия, применительно к новым программам 1905 года.- СПб.,Башмаковы,1907 470 с.
61. Гербель Н.В.Хрестоматия для всех.Русские поэты в биографиях и образцах,- 3 изд.- СПб.,1873 656 с.
62. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв.ред. и сост. П.В.Алексеев.- М.,Школа-Пресс, 1995.-448 с.
63. Гогоцкий С.С. Философия 17 и 18 веков в сравнении с философией 19 века и отношение той и другой к образованию: Вып.1-3.-Киев,1878-1884.-3 вып.
64. Гольцев В.А.Воспитание, нравственность, право:Сб.статей.-2 изд.-М.,1897.-163 с.4
65. Горбов H.О внешних приемах воспитания в народной школе.- 2 изд.М.,1915 33 с.
66. Горбунов Посадов И.И. Новое воспитание и образование.М.,1912334 с.
67. Горький А.М.Собр.соч.: В 30 т.- Т.28.- М.,1954.- 600 с.
68. Гречушкин С.Н. Среди выдающихся русских писателей. М., Н.Салаевых,1911 580 с.
69. Гуревич.0 преподавании истории в средних учебных заведениях// Семья и школа.- 1871 3 - С.44-82.
70. Гюнцбург К.Нравственная педагогика.- М.,1876 98 с.
71. Данииленко Н.Заметки о воспитании детей.- Полтава, 1866.- 115 с.
72. Данилова E.H.Проблема нравственного воспитания.- М.,1913 20 с.
73. Дебольский Н.Г.Философские основы нравственного воспитания.-СПб., 1880.- 115 с.
74. Демков М.И.История русской педагогики: В 3 ч.- М.,Демков,1909-1913 Ч.З -519 с.
75. Демков М.И.Курс педагогики: В 2 ч.- М.,Пг.,Думнов,1917 2 ч.,
76. Демков М.И.Начальная народная школа, ее история, дидактика и методика. 2 изд.- М.,Сытин,1916 - 332 с.
77. Джунковская Е.Война и воспитание.Пг.,Вольф, 1915 14 с.
78. Динзе В.О национальном воспитании. Опыт привлечения отечественного внимания к насущному вопросу.- Спб., О.В.Бацалова, 1913 -90 с.
79. Дмитриев Н.Национальная школа.- СПб.,1913 185 с.
80. Днепров Э.Д.Школа России во второй половине Х1Х века // Советская педагогика 1975 - 9 - С.113-124.
81. Докучаев Т.Учебник педагогики.-М.,Думнов, 1887.-378 е.,
82. Достоевский Ф.М. Полн. Собр. соч.: В 30 т./ Гл. Ред. В.Г.Базанов. Л., Наука, 1979.- Т. 18-20.Публицистика.,
83. Елисеев В.Программы и правила всех классов муж.гимназиий и прогимназий.- 11 изд.- Одесса,Родное слово,1916 194 с.s 4
84. Елисеев В.Программы и правила всех классов реальных училищ 9 изд.Одесса,Родное слово, 1914 - 190 с.
85. Елисеев В.Программы и правила жен.гимназий и прогимназий Мин.Нар.Просвещ. 19 изд.- Одесса,Родное слово,1911 - 124 с.
86. Ельницкий К.В.Воспитание и обучение в семье и школе. Для учеб.зав. и для заним-ся воспитанием и обучением детей. 2 изд.- Спб., Гутзац, 1914 -239 с.89.3еньковский В.В. История русской философии: В 2 т. -Л.,Эго,М.,Прометей, 1991 -2 т.
87. ЭО.Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии.- М.,Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1993.-222 с.
88. Иванов В.И.Родное и вселенское .- М.,Республика,1994 428 с.
89. Иванов И.И.Вечные вопросы // Педагогический сборник,издав, при глав, управлении воен.-учеб.заведений.-1902.-6.-С.469-501.
90. Иванов И.И.Опыт внеклассных бесед с кадетами о вопросах нравственного характера// Педагогич.сборник.-1900.-7.-С.20-36
91. Иванов К.А.История древнего мира.- СПб., 1899 267 с.
92. Иванов К.А.История средних веков Пг.,Петроград.учеб.маг.,1913200 с.
93. Иванов К.А.Новая история.- Пг.,Петроград.учеб.маг.,1915 264 с.
94. Иванов К.А.Очерки по методике истории.- СПб., 1915 190 с.
95. Иванов К.А.Учебник русской истории 3 изд.- СПб., 1909 - 499 с.
96. Иловайский Д.И. Древний мир и средние века 4 изд.- М.,1865 - 299с.
97. Иловайский Д.И.Древняя история.Курс старшего возраста. 24 изд.М., 1899 - 288 с.
98. Иловайский Д.И.Новая история.Курс старшего возраста. 29 изд.М.,1908 - 256 с.
99. Иловайский Д.И.По поводу пересмотра гимназических программ.М.,1890.15 с.
100. Иловайский Д.И.Руководство к русской истории.- 38 изд.- М.,1898180 с.4
101. Ильин И.Н.О воспитании общественности в школе. М.,1916 - 120 с.
102. Ионов А.Пособие при изучении образцов русской литературы.-3 изд.М,,Наслед.Салаевых,1870 596 с.
103. Истомин В.А.Народная школа в губерниях Привислинского края. СПб.,1903.- 300 с.
104. Истомин В.А.Начальные одноклассные и двухклассные народные училища.М.,1908 С.11.
105. Истомин Д. Маленькая хрестоматия. Книга для чтения в школе и семье.Вып.61.-СПб.,Аскарханов,б.г.- 160 с.
106. Кавелин К.Д. Собр.соч./Ред.А.Ф.Кони и Д.А.Корсакова СПб., 1891 -Т.З -1256 с.
107. Казанский В.Учебник всеобщей истории Орел,1898 - 4.1 - 142 с. Ш.Казмин Н.В.Современное семейное воспитание в России.1. СПб.,1908 70 с.
108. Калиновский А.А.О развитии в детях чувства народности. СПб.,1883- 19 с.
109. Калмыкова А.Проблемы нравственного воспитания нашего времени.- СПб.,1913 9 с.
110. Каптерев П.Ф.Значение христианства в постановке первоначального воспитания и христианские теории / ЭСВ Вып.27 - СПб., 1900 - 32 с.
111. Каптерев П.Ф.Избранные педагогические сочинения / Под ред.А.М.Арсеньева М.,Педагогика,1982 - 704 с.
112. Иб.Каптерев П.Ф. История русской педагогики.- 2 изд. Пг.,Земля,1915- 746 с.
113. Каптерев П.Ф.Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели. 2 изд.- СПб.,Земля,1914 - 212 с.
114. Каптерев П.Ф.Об общественно-нравственном развитии и воспитании / ЭСВ: Вып.56.-СПб., 1908.-38 с.
115. Каптерев П.Ф.Педагогический процесс.- СПб.,1905 137 с.
116. Кареев Н.И. Главнейшие обобщения Всемирной истории.Учебное пособие. 3 изд.-СПб.,1911 -146 с.
117. Кареев Н.И. Мысли об основах нравственности.-2 изд.- Спб., 1896.165 с.
118. Кареев Н.И.Собр.соч.: В 2 т.- СПб.,Прометей,1912 2 т.
119. Катаев И.М.К вопросу о типе учебника русской истории в средней школе. М.,1911 - 16 с.
120. Киреевский И.В. Избран, статьи/ Сост. В.А.Котельников.-М., Современник, 1984. 383 с.
121. Ковалевский М. Учебник русской истории.- Спб., Культура, 1913360 с.
122. Комаров А.Ф.Народная школа.- 5 изд.- М.,1914 24 с.
123. Корф H.A. Наши педагогические вопросы.- М., Сотрудник школ, 1882. 410 с.
124. Корф Н.А.Русская начальная школа: Рук-во для земских гласных и учителей сельских школ.- 6 изд.- СПб., 1879.-283 с.
125. Красновский А.А.Русская педагогическая мысль накануне революции // Новая школа 1918 - 13 - С. 165-168 .
126. Краткая философская энциклопедия / Ред.-сост.Е.Ф.Губский и др. -М.,АО Изд.гр.Прогресс,1994- 574 с.
127. Крупская Н.К.Женщина-работница.- Спб., 1901. 40 с.
128. Кудрявая Н. В. Религиозно-нравственное учение Л.Н.Толстого, философские аспекты.// Педагогика 1993 - 1 - С.82-87.
129. Кудрявцев В.Д. Введение в философию.-7 изд.-Сергиев Посад, 1908.-67 с.
130. Кулжинский Я.С.Каким требованиям должен удовлетворять учебник систематического курса истории в средней школе.- Киев,1911 23 с.
131. Куплетский М.А.Заметки по теории религиозного воспитания.-СПб.,1904 116 с.
132. Куплетский М.А.Общеобразовательная школа в русском государстве.СПб.,1908 83 с.
133. Лавриченко К.Г.Родителям и учителям.-СПб, 1894.-82 с.
134. Лавров И. Записки по педагогике и дидактике СПб.,1896- 311 с.
135. Лавров П.Л.Собр.соч.: В 5 сериях/ Под ред.Н.Русанова и др. -Пг.,Революц.мысль,1917-1918. -Серия 1.Ст.по филос.- 217 с.
136. Ланской Б.Родителям и педагогам! Вопросы воспитания в связи с войною.Полтава,1915 -22 с.141 .Ленин В.И.Задачи Союзов молодежи / Речь на Зм Всеросс.съезде// ПСС: В 55 т. М.,Политиздат, 1958-1965 - Т.41 - С.298-318.
137. Ленин В.И.К учащимся средних школ // ПСС: В 55 т.-М.,Политиздат, 1958-1965 Т.7.-С.66-67.
138. Ленин В.И.Речь памяти Я.М.Свердлова // ПСС: В 55 т.-М.,Политиздат,1958-1965 Т.38.- С.74-79.
139. Ленин В.И.Социализм и религия// ПСС: В 55 т. -М.,Политиздат, 1958-1965 Т. 12.- С. 142-147.
140. Лозинский Е.Новые проблемы воспитания: В 2 ч. СПб.Казначеев и Симонов, 1912 - Т.1 - 287 с.
141. Лубенец Т.Педагогические беседы. 2 изд. - СПб.,Луковников,1913 - 578 с.
142. Луначарский A.B.Отклики жизни.- СПб.,1906 226 с.
143. Луначарский A.B.Религия и социализм.-Ч.1- СПб.Шиповник,1908.228 с.
144. Мальцев А.А.Основания педагогики.- СПб.,Фену,1912 254 с.
145. Маляревский А.И.Религиозное воспитание в семье.- СПб.,1899 47с.
146. Манасеина М.Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования: В 5 вып. -СПб.,1894.-Вып. 1-160 е.,
147. Мартов Л.Пролетарская борьба в России.- 2 изд.-СПб.Глаголев,б.г.132 с.
148. Мартыновский В.Русские писатели в выборе и обработке для школ.-26 изд.- СПб.,1913 Т.1.-468 е.,Т.2.-362 с.
149. Менстров М.Уроки педагогики. Казань, 1908- 206 с.
150. Мережковский Д.С.Грядущий хам.- СПб.,1906.- 100 с.
151. Миропольский С.И.Задачи, план и основы устройства нашей народ. школы.З изд.-СПб.,1884.-185 с.ж 4
152. Михайловский Н.К.Полн.собр.соч,- СПб.,Михайловский,1914.-Т.8.Ст.из "Русского братства".-982 с.
153. Модзалевский Л.Н.Историческое значение христианства.-СПб., Мартынов,1892.-61 с.
154. Московская муж.гимназия, 5-ая.Сборник правил для учеников -М.,1895 35 с.
155. Мохначева М.Духовное воспитание детей младшего возраста.-СПб.,1905 161 с.
156. Мусерский Т. О религиозном элементе в деле воспитания и обучения.Вятка,1881-23 с.
157. Народная школа/ Сб.работ народ.учителей под ред.С.Григорьевского.Н.Новгород,1907 267 с.
158. Наставления для учеников гимназий, прогимназий и реальных училищ Москвы казенных и частных полноправных.- М.,1912-13 с.
159. Начальные народные училища и участие в них православного духовенства СПб., 1905 - 178 с.
160. Незеленов А.И.История рус.словесности:В 2 ч 25 изд.-М.,Насл.Салаевых,1918-2 ч.
161. Незеленов А.И.О преподавании русской словесности.- СПб.,1880.
162. Новиков Н.И. Избран.пед.соч./ Сост.П.А.Трушин.ред.М.Ф.Шабаева.-М.,Учпедгиз, 1959.-256 с.
163. Нравственное чтение для детей от 6 до 9 лет, сост.канд.импер.С.-Петебр.Воспитат.дома К.О.Л.- СПб., 1854 168 с.
164. Овсянников Н.Учебник всеобщей истории СПб.,Исаков, 1869 - 452с.
165. Одесская гор.жен.гимназия.Правила для учениц.-Одесса, 1884- 15 с.171.0лесницкий М.М. Курс педагогики.- Киев, 1887- 211 с.
166. Острогорский А.Н. Как устроить нашу школу. СПб.,1903 - 25 с.
167. Острогорский А.Н. О религиозном воспитании// Образование.-1893 3.-С.142-149.
168. Острогорский А.Н. Семейные отношения и их воспитательное значение.СПб.,1898.- 67 с.х 4
169. Острогорский А.Н.Педагогические экскурсии в область литературы.М.,Тихомиров,1897 с.
170. Острогорский В.П.Письма об эстетическом воспитании.- 3 изд.-М.Сытин,1908- 79 с.
171. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР.Вторая половины Х1Х / Отв.ред.А.И.Пискунов.-М.,1976.-600 с.
172. П.А.Б.Религия как основа чистоты и целомудрия//Педагогический сборник-1900-2-С. 115-120.
173. Павлов А.П.Биографии русских образцовых писателей с портретами.Пособие для сред.школ.- 6 изд.- СПб., 1898 48 с.
174. Пальникова Г.П.Теория "свободного воспитания" в России в период 1907 1917 годов.// История и теория педагогики.- М.,Уч.Зап.1 МПИИнЯз,1960 - Т.24 - С.67-141.
175. Педагогическая энциклопедия: В 4 х т./Гл.ред.И.А.Каиров -М.,Сов.Энциклопедия,1964 4 т.
176. Петр В.И.О задачах средней школы. Киев, 1900 - 8 с.
177. Петров В. Чему учат в начальных народных училищах? -М., 189631 с.
178. Пирогов Н.И. Сочинения:В 2 т.- 2 изд.-Киев,Пирог.об-во,1914-1915.2 т.
179. Писарев Д.И.Избран.филос. и общ.-политич.статьи / Ред.В.С.Кружкова М.,Госполитиздат,1949 - 719 с.
180. Платонов И.Способы православно-христианского воспитания детей в семье и обучение их Закону Божьему в нач.школе. 7 изд. - СП б., Тузов, 1906 - 141 с.
181. Платонов С.Ф.Сокращенный курс русской истории для сред.школы.-5 изд.- Пг.,1917 443 с.
182. Плеханов Г.В. Статьи о религии (1907-1911).- Киев., Гос. Изд. Украины, 1925 265 с.
183. Победоносцев К.Н.Ученье и учитель.Педагогические заметки. -М.,1905 62 с.
184. Положение о начальных народных училищах, принятое 14 июля 1864 года. СПб., 1864. - 31 с.191 .Положение о начальных народных училищах от 25 мая 1874 года. -М.,1874. 14 с.
185. Попов A.A.Воспитательный потенциал религии // Педагогика 1992 - 7/8- С.28-32.
186. Посошков И.Т.Сочинения Ивана Посошкова. М.,1842 - 317 с.
187. Правила для учеников гимназий и прогим. вед-ва М-ва народ.просвещения.- СПб., 1874 72 с.
188. Проблемы идеализма: Сб.статей / Сост. П. И. Новгородцев М.,Моск.психолог.об-во,1902 521 с.
189. Проблемы истории русской педагогики: Сб.статей / Под ред. E.H.Медынского М.,Л.,АПН РСФСР,1946 - 162 с.
190. Программа по римской истории Казань,1913 - 6 с.
191. Программа по курсу истории Западной Европы в новое время.-Казань, 1915 8 с.
192. Программы и объяснительные записки к ним для нач.училищ г.Вологды и Вологодского уезда с 4х годичным курсом Вологда, 1912 - 37 с.
193. Программы 4х годичного курса для земских школ Опочецкого уезда.Псков,1912 79 с.
194. Программы и правила реальных училищ с новыми обязательными занятиями М-ва народ.просвещения / Сост.Горбунов М., Кольчугин, 1894 -124 с.
195. Рачинский С.А.Заметки о сельских школах. СПб.,1883 - 123 с.
196. Редкин П.Г. Избран. педагогические сочинения/ Сост. В.Я.Струминский М.,Учпедгиз,1958 - 314 с.
197. Рождественский С. О задачах средней школы нашего времени.-М.,1908 10 с.
198. Романовский В.Классная работа учителя истории // Педагогический сборник 1900 - 7 - С.1-19
199. Рубинштейн М.М.Общественное или семейное воспитание? -М.,3адруга,1916 120 с.
200. Рубинштейн М.М.Философия и общественная жизнь в России // Русская мысль 1909 - март- С. 142 - 148.
201. Рыбников Н.А.Идеалы гимназисток.- М.,Практическое знание,191650 с.
202. Рыбников Н. А. Деревенский школьник и его идеалы.Очерки психологии школьного возраста. М.,3адруга,1916 - 123 с.
203. О.Рыбников Н.А.Религиозные представления школьников // Вестник воспитания 1913 - 8 - С.7-13.
204. Саводник В.Ф.Краткий курс истории русской словесности 6 изд.М.,Кушнеров,1918
205. Саводник В.Ф.Очерки по истории русской литературы Х1Х века 2 изд. - М.,Яковлев,1906 - 507 с.
206. Сборник работ народных учителей СПб.,1882 - 136 с.
207. Свешников Н.Программы и правила гимназий и прогимназий вед-ва М-ва народ.просвещения Вятка, 1886 - 64 с.
208. Седов Л.Д.О нравственном сознании и нравственном воспитании.М.,1900 27 с.
209. Седов Л.Д.Современные педагогические искания полноты духовного развития // Вестник воспитания 1911 - 1 - С.42-65.
210. Семенов Д.Д.Избранные педагогические сочинения / Под ред. Н.А.Константинова.- М.,Изд-во АПН РСФСР, 1953 400 с.
211. Семенов Д.Д.Кое-что о семейных идеалах // Образование 1893 - 1- С.22-27.
212. Сивков К.В.Анкета о преподавании истории // Для народного учителя 1913 - 5 - С.11-15.
213. Сивков К.В.Идеалы городских школьников // Вестник воспитания -1911 4 - С.92 - 108.
214. Сивков К.В.Идеалы учащейся молодежи // Вестник воспитания -1909 2 - С.117-158.
215. Скворцов И.В.Записки по педагогике.- 19 изд.- СПб.,Башмаков,1915- 203 с.
216. Скворцов И.В.О воспитании и нравственности. СПб., 1903 - 46 с.
217. Смирнов А.И.Современные идеалы воспитания. Казань, 1896 - 41 с.
218. Соловьев В.С.Сочинения : В 2 т./ Сост.Н.В.Котролев и др. -М.,Правда,1989 Т.2 - 735 с.
219. Соколов В.Семья и школа М.,1886 - 34 с.
220. Сорока-Росинский В.Н.Молитва // Вестник знания 1908 - 3 - С.9195.
221. Столица З.К.Воспитание нравственности в подрастающем поколении.Книга для родителей. СПб., 1909 - 73 с,
222. Стоюнин В.Я.Педагогические сочинения. 3 изд. - СПб.,1911 - 488с.
223. Страхов H.H. Философские очерки 2 изд. - Киев,Матченко,1906488 с.
224. Судаков Н.И. Сравнительная характеристика идеалов современных советских учащихся и учащихся дореволюционной России // Вопросы психологии- 1970 5 - С. 131 - 140 .
225. Татищев В.Н.Духовная моему сыну. Тексты духовной и увещания и др. соч. СПб.,Глазунов,1896 - 89 с.
226. Тихомиров В.В.Курс педагогики, дидактики и методики.- 7 изд. -Вильна,1904 368 с.
227. Тихомиров Д.И.Педагогические заметки. СПб.,1911 - 120 с.
228. Тихомиров Д.И.Современные задачи нач.школы. М.,1911 - 34 с.
229. Толстой Л.Н.Педагогические статьи М.Посредник,1911 - 407 с.
230. Толстой Л.Н.Полное собр.соч.:В 90 т.- М.,Гослитиздат,1957 Т.28 -396 е., Т.45 - 601 с.
231. Трояновкий И.И. Педагогические этюды 4 изд. - М.,Сытин,1916128 с.
232. Трубецкой E.H.Смысл жизни./ Сост.А.П.Полякова М.,Республика, 1994 432 с.
233. Ушинский К.Д.Избранные пед.соч.:В 2 т./ Под ред.В.Я.Струминского М.Учпедгиз, 1953 - Т.1 - 639 с.
234. Ушинский К.Д. Собран.соч.: В 6 Т./ Под ред.А.М.Еголина. М-Л.,Педагогика, 1948 - Т.2 - 631 с.х
235. Фесенко И.О.К вопросу о нравственном воспитании // Образование- 1893 2 - С.103-113.
236. Филиппов Т.О началах русского воспитания СПб., 1890 - 16 с.
237. Флеров А.О доверии к учителю.// Педагогический сборник 1902 - 3- С.326-243.
238. Флоренский П.А.Детям моим.Воспоминания прошлых дней и др.соч.- М.,Моск.рабочий,1992 560 с.
239. Фомин Д.Литературные вечера в кадетских корпусах // Педагогический сборник 1900 - 2 - С.491-495.
240. Фомичева Л.К.Проблема воспитания гражданина в истории русской прогрессивной педагогики // Очерки истории педагогики Барнаул, 1974 -С.3-15.
241. Харламов И.Ф.Теория нравственного воспитания. История и современная проблематика и основные педагогические идеи. Минск,Изд-во БГУ,1972 - 363 с.
242. Хомяков A.C.Полн.собр.соч.:В 4 т. 5 изд. - М.,1907 - Т.2 - 550 с. 250.Чернышевский Н.Г.Собран.соч.: В 5 т./ Сост.Ю.С.Мелентьева
243. М.,Правда,1974 Т.4 - 416 с.
244. Шабаева М.Ф.Идея народности в педагогике Ушинского // Учен.зап-ки МПГИ им.В.И.Ленина Т.ЗЗ - М.,1946 -С.55-67.
245. Шацкий С.Т.Избран.пед.соч.:В 2 т./ Сост.Л.Н.Скаткин М.Педагогика, 1980 2 т.
246. Школа и педагогическая мысль России периода двух буржуазно-демократических революций:Сб.науч.трудов /Под ред.Э.Д.Днепрова М.,АПН РСФСР, 1984 - 245 с.
247. Школа России накануне и в период революции 1905-1907 гг.:Сб.статей /Под ред.Э.Д.Днепрова М.,АПН РСФСР, 1985/86/ - 219 с.
248. Щербачев Г.Д.Беседы о воспитании М.,1876 - 102 с.
249. Юркевич П.Д.Курс общей педагогики М.,1869 - 404 с.
250. Юркевич П.Д.Чтения о воспитании М.,Чепелевский,1865 - 272 с.
251. Юркевич П.Д.Философские произведения / Сост. А.И.Абрамов -М.,Правда,1990 669 с.ж 4
252. Яновский К.П.Мысли о воспитании и обучении СПб., 1900 - 299 с.
253. Янушевский С.Ц.К вопросу о школьной этике Одесса, 1903 - 17 с.
254. Ярош К.Н.Современные задачи нравственного воспитания Харьков, 1893 163 с.1. АВТОРЕФЕРАТЫ ДИССЕРТАЦИЙ
255. Анофрикова П.С. Проблема народности воспитания в русской общественной мысли 30-40-х годов Х1Х века: Автореф.дис.канд.пед.наук.-Кишинев,1953 16 с.
256. Голованов В.М. Проблема демократизации народного образования в Сибири в последней трети Х1Х начале XX веков: Автореф.дис.канд.пед.наук.- М.,1979 - 16 с.
257. Дикарева А. В. Развитие прогрессивных идей нравственного воспитания в русской педагогике во второй половине Х1Х века: Автореф.дис.канд.пед.наук.- Минск,1983 22 с.
258. Журавлева H.H. Проблема воспитания общественно-активной личности в теоретическом наследии и практической деятельности революционных народников второй половины Х1Х века: Автореф.дис.канд.пед.наук.- М.,1985 16 с.
259. Колесников Б.В.Проблемы нравственного воспитания в общественно-педагогическом движении 60х годов Х1Х века:Автореф.дис.канд.пед. наук.- М.,1972 18 с.
260. Лучанский С.Н. Влияние русской естественно-научной мысли на развитие передовых педагогических идей: Автореф.дис.канд.пед.наук.-М.,1967 25 с.
261. Макарова П.А. Начальная школа в период между двумя революциями 1905-1907 г.г. и февральской революцией 1917 г.:Автореф.дис.канд.пед.наук. М.,1953 - 21 с.
262. Михайлова М.В. Передовые школы нового типа, созданные общественной и частной инициативой в России в начале XX века: Автореф.дис.канд.пед.наук. М.,1966- 20 с.
263. Николаева Л.М. Нравственный идеал старшеклассника как цель и средство совершенствования личности: Автореф.дис.канд.пед.наук.М., 1969 21 с.
264. Плеханов A.B. Проблема воспитания нового человека в педагогическом наследии русских революционных демократов: Автореф.дис.доктора пед.наук. М.,1985 - 45 с.
265. Прокофьева Н.М. Проблема взаимосвязи эстетического и нравственного воспитания в русской прогрессивной педагогике второй половины Х1Х начала XX века: Автореф.дис.канд.пед.наук. - М.,1972 - 24 с.
266. Руденко Ю.Н. Методы воспитания нового человека в прогрессивной русской педагогике второй половины Х1Х века: Автореф.дис.канд.пед.наук. -М.,1982- 23 с.