автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Проблема внешкольного образования в армянском общественно-просветительском движении (вторая половина XIX - начало ХХ вв.)
- Автор научной работы
- Абрамян, Арам Вердиевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Ереван
- Год защиты
- 1995
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Проблема внешкольного образования в армянском общественно-просветительском движении (вторая половина XIX - начало ХХ вв.)"
р г» л
г' 1 О
Армянский Государственный Педагогический институт О Д им. X. Абоняпа
На правах рукописи
Абрамян Арам Вердиенич
ПРОБЛЕМА ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АРМЯНСКОМ ОБЩЕСТВЕННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОМ ДВИЖЕНИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО.ХХ ВВ.)
13.00.01 - Теория и история педагогики
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических паук
Ереван-1995
Работа выполнена в Армянском Педагогическом институте
им. X. Абовяна
Официальные оппоненты:
- доктор педагогических наук, профессор A.A. Балян
- доктор педагогических наук, профессор, академик А. И. Пискунов
- доктор филологических наук, профессор, член - кор АН РА С.Н. Сариняп
Ведущее учреждение - Ереванский Государственный Университет
Зашита состоится "_" _ 1995г. в _ часов ]
заседании специализированного сонета 0.20 но присуждению ученых стспсн< при Армянском Государственном Педагогическом институте им. X. Абовяг
Адрес: 375010, Ереван - ДО, ул. Ханджяна 5, АГПИ. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института.
Автореферат диссертации разослан " ? " 1995 г.
Ученый секретарь специализированного совета кандидат психологических наук, доцент с Р- А. Погосян
Овщая характеристика равоты
Вторая половина XIX в. в армянской действительности отмечена заметным подъемом эционалыюго самосознания. Этот подъем навлюдался во всех сферах жнзпн: в культурно-росветнтельской равоте, в развитии правовых отношепнй и т.д. Важнейшим стимулом азвптая армянской культуры стало возрастание ее овществепно-полнтнческой роли, огда через литературу и прессу армянский народ получил возможность быть слышанным, в той или иной мере выразить своп тревования. Безусловно, такое эзрождение национального самосознания не могло не отразиться на развитии нешколыюго образования.
Исследования показывают, что истоки внешкольного овразования в армянской ействителыюсти своими глубокими корнями уходят в глувь веков и насыщены рппшальнымп идеями.
Вопросы внешкольного овразования интересовали еще К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, [.А. Корфа. Исследования начатые ими, выли продолжены В.П. Вахтеровым, П.Ф. естгафтом, В.М. Чернолуским. Существенный вклад в разработку этой важной ровлемы внесли Н.К. Крупская и A.B. Луначарский. Вопросы внешкольного овразования ассмотрены в трудах по истории культурно-просветительской равоты и самообразования \.Я. Айзенверг, Б.В. Бланк, А.П. Виноградов, A.M. Савченко, J1.C. Фрид и др.). Определенный интерес для нашего исследования представили равоты E.H. Медынского, i.A. Зеленко, Б.К. Тевнева, А. Шаваршяпа, А. Мовснсяна, М. Сантросяна, Г. Назикяна, . Арутюняна, С. Худояпа, А. Казахецяна н многих других.
Армянское педагогическое наследие содержит в севе овшириейшпй материал по ровлемам внешкольного овразования, т.к. опо для армянского народа, в силу ряда сторическпх причин, имело осовое зпаченне. Разбросанный по всему свету армянский арод не мог мечтать о полноценном школьном образовании. Нужно конечно отметать, то присоединение Восточной Армении к России открыло доступ ко всему рогресспвному, но просветить народ с помощью одного лишь школьного овразования казалось нереальным. Историческая судьва армянского народа выдвигала на первый лан проблему внешкольного овразования.
Данное исследование поможет выявить неизвестные до сих пор содержательные стороны рмянской политической мысли и открыть новые имена. Как отметил профессор А. Иаваршян, история армянской педагогической мысли еще не разравотапа подровно во сех связях и закономерностях, всего лишь изложены отдельные провлемы п несколько едагогических взглядов. Большое количество материала, содержащегося в сотнях рмянскпх рукописей, в многочисленных педагогических изданиях, в архивах, в мемуарной нтературе, пока еще полностью не исследовано и не истолковано. Более всего это таосптся к провлеме внешкольного образования. Именно она представляет область ашего научного исследования.
Гипотеза исследования. Первичное знакомство с богатым армянским педагогическим аследнем привело нас к предположению, что в системе армянского овщественно-росветительского движения существенную роль сыграло внешкольное образование, а рмянские видные деятели вносили весомый вклад в разравотку теории и практики этой ровлемы. Более глувокое исследование выявило вы новые возможности для воссоздания
целостной истории армянской педагогической мысли и разработки концепцш непрерывного национального овразования в современных условиях.
рБъскти исследования является теория и практика внешкольного овразования i Армении во второй половине XIX и начале XX века.
Предметом исследования является система внешкольного оврозования и ее роль i овщей системе армянского овщественно-просветительного движения рассматриваемой периода.
Цель исследования. Показать роль внешкольного овразования в просвещении i культурном развитии армянского народа на основе научного анализа теории и практик! внешкольного овразования в армянской действительности, выявления ег< системообразующих компонентов, раскрытия функций, содержания, оригинальности i специфики системы, Определить пути творческого использования матернало] исследования.
Источники исследования. Результаты исследования по истории педагогики Материалы педагогической печати, отчеты, доклады, лекции и другие документы ш вопросам внешкольного овразования. Армянская педагогическая и овщая литература, i которой отмечены прогрессивные положения по истории внешкольного образования не нашедшие места в научной литературе, а также непосредственные Беседы с деятелям: науки и овразования.
Состояние изучеппостн ировлемы. В армянской историко-педагогической наук( провлема внешкольного овразования до настоящего времени не выла нредмето>. специального научного исследования. Эта провлема не исследована даже фрагментарно Наша раьота - первый шаг в этой овласти.
Научная новизпа и практическая значимость. Впервые предпринята попытк; целостного подхода в исследовании провлемы внешкольного овразования в армянckoí действительности. Это первое самостоятельное исследование, которое развивает ново< направление в теории и практике внешкольного овразования, расматривая его Kai комплекс воздействия на личность, как овъект деятельности педагогическо]' овщественности, как целостную социально-педагогическую систему. Исследованш призвано восполнить существенный провел, имеющийся в системе армянско1 педагогической историографии. Впервые с позиции целостного подхода овстоятельш рассматривается процесс становления и развития всех аспектов внешкольного овразованш в армянском оБщественно-просветительском движении, дается развернутая характеристика видов внешкольных образовательных учреждений в их динамике, показан; преемственность внешкольной просветительной равоты. На основании поиска и изучения большого круга литературных первоисточников, материалов овщей и педагогическо1 печати и архивных документов охарактеризованы условия, в которых складывались i развивались взгляды передовой армянской овщественносга на цели, содержание, характе] и методы внешкольного овразования как части овщественно-просветительскогс движения. Выявлены, систематизированы и ововщены те педагогические положения < внешкольном образовании, которые в свое время выли устремлены в Будущее. Впервьк введено в научный обиход Большое колическтво новых источников и положений, в тон числе разнообразные литературные источники по самообразованию, взгляды армянски: деятелей по вопросам внешкольного образования. В исследовании определены новьк возможности активизации учебно-воспитательного аспекта обучения, разработано ново«
направленпе для воссоздания целостной армянской педагогической мысли, подвергнуты анализу до сих пор неизученные стороны армянского педагогического наследия. Новизна определяется также новыми данными, выявленными на стыке истории педагогики с другими науками.
Практическое зпачепие. Основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы для подготовки овоБщаюших трудов по истории школы н педагогической мысли Армении и дореволюционной России. Они окажут существенную помощь лекторам, преподавателям, учителям, студентам п широкому кругу читателей. Равота может быть использована при подготовке учевииков, учевных пособий, спецкурсов и спецсеминаров по провлемам народного образования, истории культурно-просветительской равоты. Исследование представляет определенную ценность для воссоздания целостной истории армянской школы и педагогической мысли. Проанализированный в исслдовашш исторический опыт становления и развития внешкольного образования может выть использован для совершенствования деятельности современных воспитательно-овразовательных учреждений, а также при разравотке концепции непрерывного образования.
Аировапия исследования. Опробирование результатов исследования осуществлялось путем публикации ряда работ автора по провлеме в монографиях и статьях различных печатных органов. Основные положения исследования докладывались на научных сессиях, научно-практических конференциях, курсах, организованных ИУУ. Провлема выла введена в тематику, рекомендуемую для научно-исследовательских, курсовых и дипломных равот студентов и т.д.
Достоверность выводов. Выводы опираются на Богатый и разнообразный фактический материал. Обоснованность обеспечивается опорой на научную методологию, адекватную целям и задачам исследования.
Основные задачи исследования
1. Проанализировать сущность научных взглядов прогрессивных армянгских деятелей, показать их вклад в разработку проблемы внешкольного образования. На этом фоне выяснить место, роль и значение внешкольного овразования в системе армянского общественно-просветительского движения.
2. Дать характеристику ведущих направлений внешкольного образования в армянской действительности рассматриваемого периода, показать основные формы и виды деятельности внешкольной равоты.
3. Свести воедино ценные теоретические и методические положения по вопросам внешкольного образования, дать овщую картину такой формы обучения, тем самым воссоздать целостную историю армянской педагогической мысли.
4. Определить пути творческого использования материалов исследования в учевпо-воспптателыюм процессе и разработать соответствующие рекомендации.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Развитие армянской педагогической мысли в овласти внешкольного овразовапия закономерный процесс. Армянские видные деятели второй половины XIX века, творческ развив педагогическое наследие прошлого, создали наиволее прогресивную и полную дл своего времени концепцию народного образования.
2. Характерной особенностью развития народного овразования является разравотк организации и форм внешкольного образования, что обусловлено исторической судьвс армянского народа.
3. Круг имен армянских деятелей рассматриваемого периода, занимавшихся вопросам народного овразования значительно шире, нежели принято считать в армянской историке педагогической литературе.
4. Внешкольное образование в армянской действительности носило комплексный характе] т.к. максимально использовались возможности всех компонентов внешколыюг овразования.
5. В эксплуататорском овщестае основные идеи армянских деятелей не могли вы бьг практически и полностью осуществлены. Они были устремлены в Будущее.
6. В системе внешкольного образования благотворная роль принадлежала армянскс церкови.
Основное содержание равоты.
Структура диссертации. В соответсвии с целями и задачами исследования диссертаци состоит нз введения, трех глав, общих вьюодов, рекомендаций и вивлиографии.
Во введении обоснована актуальность проблемы,сформулированы цель,задачи, предме объект исследования, раскрыта степень ее научной разработанности, научная новизн теоретическая и практичкекая значимость, сформулированы основные положени. выносимые диссертантом на защиту, приведены сведения об апровации и внедрени полученных результатов.
В первой главе - "Армянское оБщественно-просветительское движение второй половин XIX в. - нач. XX в." - дана овщая характеристика овщестаенной, политической и культурнс жизни армянского народа, показана роль армянской церкви и христиански Благотворительных организаций в общественно-просветительском движении и в исторг армянской культуры, значение присоединения Восточной Армении к России.
В главе также охарактеризовано освоводительное движение армянского народа, котор< стало главным делом еще в первой половине XVI в. и достигло бурного подъема во вторе половине XIX в.
Наряду с освободительным движением, подъемом народного самосознания расширяете и просветительское движение, в которое вовлекаются широкие народные массы. (I-материале отчетов попечителей Кавказского ученного округа показано и документальнс подтверждено стремление армянского народа к овладению знаниями.) Бурное развит! экономики приводит к количественному росту национальных школ, которое однако же I соответсвовало потребностям народа (в 1913 г. в Ереванской губернии вместо неовходнмь
-71299 школ существовала лишь 181 школа).
Под влиянием прогрессивных идей русской и европейской педагогики в системе преподавания в армянских школах также наметились ощутимые сдвиги, "борьба" против формализма в обучении и воспитании.
В овластн развития методической мысли неоценимую роль сыграли X. Авовян, С. Мандинян, Г. Агаян, А. Багатрян, О. Тер-Миракян, А. Атруни и другие. Они развернули ворьву за организацию овучения на родном языке (указывая при этом на необходимость оказания должного внимания русскому языку). С. Мандинян в своих трудах (еще в 18 82 г.) говорил о неовходимости преподавания по развивающей методике. А. Олтецян из различных типов уроков выделил "развивающий урок". О. Тер-Миракян писал о "живой самостоятельности учащихся", Т. Рашмаджян - о несооБщенпи готовых знаний, Г. Ерзинкян - о поисковом методе, М. Ерпцяп - о создании ожидающих ситуаций и т.д.
В первой главе специально рассматривается вопрос о внеклассном чтении и его значении.
В главе показано, что армянская школа того времени накопила положительный опыт организации самостоятельной равоты учащихся.
В главе также охарактеризованы состояние и тенденция развития школьного образования в Восточной и Западной Армении.
В разделе "Характерная осовенность армянской педагогической мысли" диссертант определяет главную линию организации народного образования в армянской действительности, показывает трудности, связанные с развита ем школьного овразованпя. На основе анализа сложившейся ситуации делается вывод о том, что специфические условия жизни армян выдвигали на первый план проблему организации внешкольного образования. В связи с этим рассматриваются факторы, влияющие на развитие внешкольного образования в армянской действительности (установление тесных социально-экономических, научных и культурных связей с европейскими и русским народами, развитие интелектуалыюго роста армянского народа, расцвет армянского издательского дела и т.д.). Диссертант показывает отношение царизма к вопросам образования и развивает мысль о том, что во многих случаях правительственные запреты ировуждали национальное самосознание, интерес и любовь к своему народу, литературе и культуре, к внешкольному образованию.
В параграфе - "Внешкольное образование как фактор стимулирования самообразования" рассматривается вопрос о роли самообразования во всестороннем развитии армянских видных деятелей, которые преодолевая значительные трудности и Благодаря большой силе воли достигали больших успехов (Е. Кохбаци, А. Ширакаци, Г. Магнстрос, О. Имастасер, Г. Алишан, М. Каджунн, М. Налвандян и другие). Известные армянские ученые А. Полсеци, А. Тиграпакертци, писатели Г. Агаян, О. Туманян, Н. Зораян, М. Меликян, Р. Перперян, художник 3. Закарян, музыкант А. Александрян и многие другие почта не получали школьного образования. В их жизни решающую роль сыграло самообразование. На основе конкретных литературных источников делается вывод о том, что характерной чертой многих героев их произведений тоже вьи интерес к самообразованию.
Опираясь на результаты проведенного исследования диссертант доказывает, что самообразование выло ведущим фактором организации внешкольного образования.
В главе подробно рассмотрен вопрос воспитательной направленности внешкольного
овразования, подчеркивается демократический характер деятельности армянских видных деятелей.
Глава вторая - "Цель, задачи и средства внешкольного образования по взглядам армянских прогресивных деятелей второй половины XIX - начала XX веков" - посвящена рассмотрению трех провлем.
Первая из них - теоретические взгляды армянских деятелей на самоовразование. На основании многочисленных данных делается вывод о том, что армянские просветители не считали школу единственным и незаменимым органом в организации народного овразования. Весьма продуктивным советчиком в этом деле они считали литературу и чтение. Книгу и периодическую печать считали незаменимыми школами'. Поэтому одной из основных задач народного овразования считалось всемерное развитие навыков самоовразования и устойчивой потребности к нему. Исследованные источники и труды дают основание утверждать, что характерной особенностью армянской литературы с древних веков выла ее доступность для широкого круга читателей. Представляет интерес помещенный в этом же разделе материал о деятельности второго съезда армянских учителей (1874), который возвудил интерес и любовь к самообразованию. В равоте характеризуется учевная литература, посвященная провлеме самоовразования, и по достоинству оценивается заслуга в этом деле армянских просветителен Г. Агаяна, Н. Зораяна, Раффи, Г. Гукасяна, Н. Тер-Гевондяна, А. Гуламиряна, М. Тер-Григоряна, Г. Шахвудагяна, Ф. Варданяна, М. Миансаряиа, О. Тер-Миракяна и других.
Все они единогласно считали чтение самым доступным, самым важным, самым уловным и всеобъемлющим способом развития, т.к. армянская литература всегда отличалась Богатством и разнообразием фактического материала, который мог найти широкое применение в практической деятельности читателей, раскрывала богатый внутренний мир и живую душу армянского народа, пробуждала у людей любовь к родине, труду.
Армянские деятели предъявляли к литературе для самоовразования осовые требования: развлекательность, научность, идейность, правдивость, четкую стилистическую оформленностъ, язык и т.д.
Осовое место в процессе самообразования армянские просветители придавали и самоконтролю.
Один из аспектов провлемы внешкольного самоовразования - это самоовразование женщин. В равоте рассматриваются конкретные факты, позволяющие утверждать, что армянские женщины уделяли много внимания самообразованию. В равоте характеризуется деятельность газеты "Мшак", на страницах которой с 1872 по 1912годы было опубликовано волее ста статей, посвященных проблемам женского овразования.
В диссертационном исследовании специально рассматривается издательская деятельность. Армянские авторы очень часто стремились с самого начала возвудить повышенный интерес у читателей и дать их сознанию определенное направление. С этой целью они использовали удачные эпиграфы. Дается краткий исторический экскурс армянского издательского дела, которое формировалось и развивалось волее чем в ста городах мира (Венеция, Константинополь, Рим, Львов, Париж, Амстердам, Мадрас, Петербург, Вена, Москва, Лондон, Нью-Йорк, Берлин, Тбилиси, Баку, Ереван и т.д.). Только в 1918-20 годах в разных городах Советской России вышли в свет 127 наименований армянских книг тиражом 422 тысяч. Богатую биографию имела и армянская перидическая печать (Индия, Италия, Турция, Америка, Англия, Болгария,
1>ранцпя, Москва, Тбилиси, Баку, Петербург, Ереван, и т.д.). В 1794-1920 годах вышли з свет около 2 тысяч наименований армянских журналов и газет. Армянские книга чаще вдавались под рубриками "Подарок детям", "Естествоведческая народная БНБЛиотека", 'Популярная Месроповская Библиотека" и т.д. В работе характеризуется деятельность отдельных издательств и отдельпых авторов, группируются армянские книга по отраслям тук и дается вывод о том, что оригинальность построения и отеор материала в учебной штературе обеспечили им долгую жизпь, ибо они переиздавались десятки раз.
В работе рассматриваются вопросы взаимоовогащення национальных культур и, в тастности, харакиернзуется деятельность армянской школы перевода. Армения издревна ;лавилась своей школой перевода и утвердила "Праздник перевода". На примерах зхождения Шекспира и Пушкина в армянскую литературу показано, как наследие великих шсателей стало источником развития армянской литературы и вошло в духовный мир фмянского народа.
В разделе особое место отведено также пропаганде армянских авторов в спеде читателей ■ представителей других народов. В эту сферу неоценимый вклад внесли ученые ихитарянской конгрегации, а также А. Чованян, Ю. Веселовский и другие. На русском языке очень много переводов опубликовал Ю. Веселовский.
В разделе "Популяризация научной информации" характеризуется деятельность 119 фмянских авторов и 40 органов армянской периодической печати, которые в 'арменизацпи" научных знаний достигли значительного успеха. На большом фактическом материале рассматривается комплекс научных вопросов, которыми занимаются фмянскне ученые с V века. Характерными чертами созданной литературы Безусловно ложно считать ее популярный и энциклопедический характер. Армянские просветители теразывно связывали вопрос повышения грамотности населения с популяризацией таучной информации и во второй половине XIX века даже имели определенный опыт топуляризации научных знаний. В равоте доказано, что главное требование, которое фмянские деятели предъявляли к литературе, было то, чтобы предлагаемый материал тезаметао развивал мысль читателей и направлял их на путь самообразования. Авторы зчень часто излагали материалы дозпроваппо и предлагали соответствующие вопросы с прочитанному.
В первом параграфе третьей главы "Состояние внешкольного образования в Армении зо второй половине XIX и начале XX веков", посвященном деятельности армянских злаготворптельных овществ в области внешкольного овразования}каждое из которых зысшнй смысл видало в служении армянскому овшестаенно-просветительскому овижеппю, Предпринята попытка обобщить этот опыт . Проведенный анализ позволяет :делать вывод о том, что деятельность армянских Благотворительных овществ в системе знешколыгого образования отличалась широкой практической направленностью. Много зБществ сплотило вокруг севя видных армянских деятелей, которые с особой любовью зтносилнсь к просветительскому движению. Более подробно характеризуется 1еятельностъ таких обществ, как "Общество армянских женщин", "Общество армянских шсателей", "Общество армянских художников", "Общество армян в Москве", 'Общество ревнителей армянских древностей", "Общество армянских учителей", 'Общество по распространению полезных знаний", а также спортивные, музыкальные, фанатические и другие общества. В параграфе анализируются уставы, годичные отчеты i публикации по деятелыюста отдельных овществ.
Важное место в педагогическом наследии армянских обществ занимают издания
пувлицйстической литературы, чтение публичных лекций, распространение полезны: знаний, организация курсов, вивлиотек, вечеров, книжной торговли и т.д.
В сфере внешкольного образования как показано в дальнейшем, осовую роль сыграл; "Мхитарянская конгрегация". Она положила начало второму золотому веку в развита] армянской культуры. Ее назвали "Академией наук", "Республикой армянскоп просвещения" и т.д., а ее членов - учеными. Конгрегация вносила существенный вклад ] сферу приобщения армян к достижениям мировой культуры.
В работе дается обоснованный вывод о том, что армянские благотворительные овществ; выли очагами просветительного движения, побуждали к овладению знаниями пути самообразования. В сфере внешкольного овразования, как показано в работе, важну! роль играли и отдельные личности.
В главе рассмотрена деятельность армянского народнического движения и армянски; социал-демократических союзов в сфере внешкольного овразования, показано, чт социал-демократические союзы, их активная равота в массах явились мощным стимуло! овщественного движения и существенно изменили характер и содержание пропаганды расширив ее масштабы.
Материалы исследования убеждают, что деятельность союзов дала возможность народ включиться в культурную жизнь оьщества и стать ее активным участником.
В разделе "Библиотеки-читальни и основные направления их деятельности" - крапа характеризуется история создания и развития библиотек, определяется сущность и: деятельности и воспитательные возможности. Армянские просветители считали, чт Библиотека должна выть центром просвещения и прогресса, а рост числа вивлиоте] должен быть пропорционален росту всеовщей грамотности и являться одним из е движущих сил.
В равоте изложены интересные факты, которые не выли широко известны. Та» например, "Кавказский Вестник" отметил, что кавинет рукописей Мхитараянско: конгрегации содержит 2 тыс. томов и представляет главное умственное Богатств монастыря. Сокровищница рукописей, выполненных на армянском языке, является само Богатой в Европе.
В параграфе характеризуется деятельность отдельных Бивлиотек. Осовое мест отведены дешевым библиотекам, изучению читательских интересов, росту книжны фондов, росту числа посетителей, деятельности всеовщего армянского учительског соврания, на повестку дня которого специально выносился вопрос о создании школьны вивлиотек и обслуживании населения, при этом показателем деятельности ышлиоте считался свободный вход читателей.
В параграфе "Пувличные чтения и Беседы по пропаганде научных знаний и культуропом наследию армянского народа" - освещаются такие направления народного овразованш как семейное, школьное, жизненное образование и самообразование. Литература и теат трактуются как два мощных рычага, служащих прогрессу нации, однако особое значени придается публичным лекциям (изучение аудитории, вывор материала, тематике разработка материала, элиминация письменной речи, применение теневых изоБраженш" голос и язык оратора, дискуссия и т.д.). Равота Богата сведениями о прочитанных лекция> о проведенных Беседах, об отношении армянского народа к ним.
В равоте подробно охарактеризовала деятельность отдельных овществ, секции и лекционных групп. Приводятся данные об опубликовании сведении о практике организации публичных и об издании прочитанных лекций. В диссертации осовое место отведено деятельности народных университетов.
"Театр как центр впешкольпого овразования" - тема следующего параграфа третьей главы, где деятельность театра рассматривается как важный аспект организации народного образования. В равоте показано значепие армянского театра в развитии просветительского движения. Вторая половика XIX века стала периодом формирования профессионального армянского театра, хотя Армения имела свой театр еще до нашей эры. Научной мысли о просветительском значении театральной деятельности нашли свое отражение в трудах С. Назаряна, М. Налвандяна, С. Хачатряна, П. Прошьяна, О. Туманяна, Г. Чмшкяна, Г. Сундукяна и др. Общим в их взлгядах является мысль о том, что театр - вернейшее и сильнейшее средство для вооружения человеческого разума потокам света. Они считали, что театр должен стать зеркалом армянской жизни и большой воспитательной школой. В равоте охарактеризована деятельность отдельных театров и актеров. Особо отмечена роль драматической студии (Москва, 1918) в подготовке профессионально образованных армянских артистов и режисеров. Специальное место отводится тесным связям театральных групп и представлениям в сельских местностях. В днссетрацин охарактеризована роль театральной литературы, отношение народа к сцене, взаимосвязь театров разных народов и т.д. В разделе рассматривается вопрос отражения деятельности армянского театра в периодической печати. В исследовании раскрываются основные средства улучшения деятельности армянского театра в системе просветительского движения.
Одним из основных выводов проведенного нами анализа является вывод о том, что армянская современная театральная деятельность строится на прочном фундаменте, и неоценимую помощь в этом оказал опыт прошлого.
В главе рассмотрены другие формы распространения общеполезных знаний. На материале конкретных фактов подробно анализируются воспитательные возможности хорошо организованной книжной торговли. Проведенпое исследование позволяет сделать вывод о том, что с древних времен у армян пользовалась почетом книжная торговля. В равоте приводятся факты ов издании книг по совету и заказу книготорговцев,' о деятельности книжпых домов, о требованиях к светскому содержанию, о раздаче книг либо весплатпо, либо по очень низкой цене, об опыте передвижной книжной торговле и т.д.
Вторая часть главы посвящена организации разного характера вечеров. Анализ материалов позволяет утверждать, что организация вечеров в армянской действительности имела обширную географию и глувокое содержание и носила систематический характер. В равоте приводятся сведения об армянских вечерах, организованных в Москве, Петервурге, Берлине, Лондоне, Тбилиси, Батуме, Ереване и т.д. Немаловажным атрибутом считалось оформление помещений. В разделе показано отношение армянской педагогической печати к организации различных вечеров.
Третья часть - организация курсов разного характера (курсы грамотности, бухгалтерские, кулинарные, сельского хозяйства, корзиночного производства, распространения полезных знаний, методические, гимнастические, счетоводства, делопроизводства и т.д.). Дан анализ опубликованных программ для различных курсов.
-12В работе охарактеризована деятельность отдельных овществ по организации курсов. Знакомство с публикациями об опыте организации курсов показало, что они имели цель прежде всего воспитывать у участников устойчивый и глубокий интерес к изучению армянского языка и получению практических навыков.
В четвертой часта убедительно показано, что в системе внешкольного образования плодотворную деятельность развертывали передвижные группы и отдельные специалисты. Особое место отведено деятельности передвижных групп учителей, которые стремились повывать всюду и способствовать делу просвещения.
Следующая часть посвящена использованию возможностей выставок. В равоте приведены сведения о некоторых выставках.
В главе рассмотрена и основные формы коллективной равоты учителей с родителями. В равоте охарактеризована деятельность родительских совраний и кружков. На анализе конкретных фактов диссертант утверждает, что родительские собрания носили не случайньш характер, они сплачивали родителей в коллектив, помогали им применить правильные методы. С целью объединения семьи и школы выло издано специальное положение, которым предусматривалось организовать родительские кружки во всех учебных заведениях.
В разделе рассматриваются также вопросы, связанные с организацией развлечений, игр, творческой самодеятельности.
В главе рассматривается отношение армянского народа к внешкольному образованию и дается обоснованный вывод о том, что имеющий многовековую историю и опыт в деле внешкольного овразования армянский народ еще волее преуспел в деле развития этой формы овразования в исследуемом периоде, что немаловажную роль в этом сыграло формирование национально-политического самосознания и воздействие русской и европейской практики в сфере развития внешкольного образования. В равоте рассматриваются факторы, свидетельствующие о растущих потребностях армянского народа во внешкольном образовании: рост тиражей, хождение книг по рукам, их переиздание, увеличение числа подписчиков, всовщее уважение к видным деятелям в овласти культуры, науки, овразования, пожертвования в пользу книжных издательств, организация народных мероприятий. Главнейшим фактором успеха в популяризации книги явилось ее сближение с жизнью. В равоте характеризуется деятельность многих армянских просветителей (X. Абовян, П. Прошян, Г. Агаян, Р. Патканян, Н. Тируцян, К. Фашаян, Лео, С. Агамалян и другие), которые оставили большое наследие, свидетельствующее об отношении народа к внешкольному овразованню.
В диссертации осовое место отведено деятельности армянской периодической печати по пробуждению интереса читателей. С этой целью в журналах открывались специальные рубрики, публиковались интересные статьи, перед читателями ставились проблемы и задачи.
В заключении диссертации подводятся итоги и выявляются результаты исследования, формулируются нерешенные задачи, которые могут стать предметом последующих историко-педагогических исследований по внешкольному образованию в Армении.
Опираясь на прошлое наследие, и творчески усваивая достижения европейской педагогики, внешкольное овразование у армян в рассматриваемом периоде пережило небывалый подъем. Армянские просветители развернули плодотворную деятельность в
эвластн внешкольного овразования и вняснлн существенный вклад в эту овласть 1едагогики. В овластн внешкольного овразования важную роль играла армянская 1срковь.
Армянский парод всегда с уважением относился к идее Благотворительности и соллектпвного творчества на влаго овществу.
В конце XIX в. освоБодительное движение армяпского народа выло тесными узами ;вязано с армянскими социал-демократическими союзами, которые учили народ юлнтачески мыслить и действовать. Благодаря социал-демократическому движению )езко возросла общественная активность армянского народа. Народно-освоводительному 1виженню содействовали отдельные армянские Благотворительные овщества, фогрессивиая литература.
Для второй половины ХЕХ в. характерно резкое увеличение выпуска армянской штературы. Армянские авторы стремились популяризовать и распространить основы тук.
Армянский народ проявил настоящий интерес к повышению своего культорного уровня, с освоению научных знаний, к образованию. Эта потребность стимулировала шешкольную работу, разнообразие ее форм и средств. Многое книги переиздавались гесколько раз, передавались из рук в руки, имели Большое количество подписчиков, ;ыстро распространялись, получали положительные рецензии и т.д. Армянские деятели ;оздали Богатую литературу, посвященную вопросам самоовразования. Осовое внимание )пи уделяли осознанию народом роли и знчення самоовразования и изучению основ 1аук. Армянские деятели выдвинули девиз: наука развивается непрерывно, :амоовразовапие тоже должно выть таковым. С этой целью армянские авторы очень исто вызывали с самого начала у читателей интерес и давали их сознанию определенное тправление, используя для этой цели удачные эпиграфы. При создании такой штературы армянские авторы использовали отдельные элементы теории оптимального травления - переход от уровня макснмакса (достижения мксимума посредством шксимума) к уровню мшшмакса (достижение максимума посредством минимума). С »тон целью они излагали учевный материал маленькими частями в виде овучающих фограмм. В предисловиях к своим трудам они стимулировали своих читателей, юдчеркивая, что их труды предназначены широкому кругу читателей. Характерной )совенностью этой литературы выл ее не только "самоучительный", но и ¡нциклопедический характер.
Вторая половина XIX в. выла периодом интенсивного развития армянской детской штературы, которая считалась могучей педагогической силой.
К системе развитая самоовразования значительный интерес ировудил второй съезд фмянских учителей, на котором особенно подчеркивалась роль самоовразования лпггелей.
Во второй половине XIX в. армянская печать накопила Богатый опыт просвещения в :истеме внешкольного овразования, впитывая в севя все лучшее, что было в опыте фугнх цивилизованных народов. Армянская печать, тесно связанная с историей народа, юдовно ему кочевала по всему миру и имела овширную географию, освещая жщенародную проблематику. Печать сыграла существенную роль в процессе становления )вщенационалыюй культуры. Через всю армянскую печать красной нитью проходила шея провуждения любви к чтению. Самоовразование сыграло решающую роль в жизни многих выдающихся армянских
деятелей. Они преодолевали значительные трудности и становились всестороши развитыми личностями. Влияние самообразования на армянских писателей было настолькс сильным, что характерной чертой их литературных героев тоже стала тяга I самоовразованию.
Одним из важнейших направлении внешкольного образования было воспитан» нравственных чувств. Наследие армянсих деятелей по проблеме внешколыюгс образования имело подчеркнутую воспитательную направленность.
Есть все основания утверждать, что в дело организации и развития внешкольной образования армянского народа, весомый вклад внесли веооммйлвклая библиотеки. I условиях слаборазвитой сети общеобразовательных школ задачу просвещения народ! взяли на севя в основном библиотеки, которые стали движущей силой в борьбе з; всеобщую грамотность и превратились в центр прогресса.
Другой важной особенностью внешкольного образования стали публичные лекции. В организации публичных лекций армянские деятели предъявляли весьма высоки! требования: знание своей аудитории, выбор материала и его разработка, изложение ] устном виде, дикция, голос, такт и язык оратора и т.д. В публикациях о публичных лекция; особое место занимает требование к применению световых изображений.
С древних времен среди армян пользовалась почетом книготорговля. Армянскш рукописные и печатные книга с успехом продавались, и торговля внесла существенны] вклад в развитие овщественно-педагогического движения.
В деле развития внешкольного образования важным фактором считалась организации разнообразных вечеров, которые совирали множество людей.
Особого внимания заслуживает и такая форма внешкольного образования ка] организация курсов. В армянской действительности выли организованы курсь грамотности, кулинарные, торговые, Бухгалтерские, сельскохозяйственные, методические гимнастические, делопроизводственные, и другие курсы. Были опубликованы программь для курсов. Организовывались теоретические, практические и методические занятия.
В деле организации внешкольного образования существенную роль сыграли та] называемые передвижные группы разного характера, которые стремились повсюд; способствовать делу просвещения.
Армянские деятели с целью воздействия на внешкольное образование использовал] возможности выставок, развлечений, игр, прогулок и т.д. Особое место отводилос общению с родителями. Были организованы родительские кружки и опубликовань положения, смыслом которых выло объединение сил семьи и школы. Положениег предусматривалась организация родительских кружков во всех учевных заведениях.
Ряд ценных методических положений армянских деятелей, не найдя широкоп применения в свое время, не потеряли актуальности и знимают значительное место ] системе требований, предъявляемых к организации учебно-воспитателыюго процесс; на современном этапе. В трудах армянских деятелей можно найти интересные идеи < преподавании по развивающей методике, о самостоятельности учащихся, о проведенш опытов, о поисковом методе обучения, о проведении бесед, о соответсвии обучена требованиям жизни, о создании жизненных ситуаций, о значении борьбы с формализмом о значении экскурсий, о создании предметных кабинетов, о применении!! волшевого
|хшаря. Особый интерес вызьшаютсооБражения ученых о создапни ученной литературы то типу самоучителя, о народном чтении, о научности и зававноста изложения материалов.
Изложенное далеко не исчерпывает всего, что было сделано армянскими деятелями в эБласти вненпсольного овразования, и это позволяет определить ОБществешюе значение шешкольного овразования в системе армянского ОБщественно-просветптельского шиженпя второй половииы XIX века.
Ниже приводятся наиболее важные выводы н рекомендации
1. Потеряв политическую независимость и сделав эмиграцию исторической судьвой ;воего существования, армяне разврелись по всему свету. Трудности организации шсольного овразования выдвигали на первый план провлему внешкольного овразования, эазравоткой которой занимались видпые армянские деятели, получившие образование в зазвитых странах.
2. Вторая половина XIX века в армянской действительности отмечена подъемом тационального самосознания, которое коснулось всех сфер жизни. Это возрождение на трямую связано с развитием армянской культуры, важнейшим стимулом которой стало зозрасгание ее ОБщественно-полнтнческой роли. Армянский народ в той или иной степени :умел выразить свои тревования, сделать слышным свой голос. Это овстоятельство в ;вое время овогатнло оБщественно-политпческое содержание армянской культуры.
3. Армяне с древнейших времен были озабочены тем, чтобы подрастающее поколение триовщплось к культуре. Армянский народ встретил вторую половнпу XIX века, имея за шечамн определенный опыт внешкольного овразования. Во второй половине XIX века / армян внешкольное образование пережпло невывалый подъем. В центре внимания фмяпских прогрессивных деятелей находились вопросы развития всенародного движения $а грамотность. Борьва за образование рассматривалась как ворьва за свою тезависимость.
Проблемами народного овразования занимались многие конгрегации и овщества, лучшие тредставнтели передовой педагогической науки и практики. Для армянского парода всегда являлось жизненно важной задачей сохранение и передача грядущим поколениям замятников культурного наследия.
4. Армянские ученые-просветителн считали одной из основных задач обучения юдготовку к самообразованию. С целью пробуждения интереса шпателей к публикациям, эни часто Обращались к принципу ведения заочной беседы с читателями, имеющей много эбщего с проблемным Обучением.
5. Знаменосцем сплочения армянского народа была армянская церковь, целью которой 5ыла раздуть пламя освободительного движения.
6. В организацию и развитие внешкольного образования армянского народа вносили весомый вклад армянские Благотворительные конгрегации и общества, каждое из соторых высший смысл своей деятельности видело в служении овщественно-тросветительскому движению.
7. Армянский народ избежал ассимиляции и сохранил свою культуру благодаря трежде всего литературе, которая имела Богатую историю, овширную географию и является ценнейшим памятником армянской культуры. Печать считалась подвижной
школой. Периодика играла роль духовного моста между народом и наукой. Армянские авторы руководились девизом: "Одна хорошая книга может спасти целую нацию". Самьв: доступным, важным, удовным и общим средством развития личности считалось чтение Ценные мысли армянских ученых-просветителей влили свежую струю в деятельность пс созданию лнтературь^самоучительного характера, которая у армян имеет многовековук историю. Предисловия к книгам насыщены педагогически ценными методическими рекомендациями. С древних времен среди армян пользовалась почетом торговля книг Для армянской действительности выла характерна также раздача книг либо восплатао либо по очень низкой цене.
8. Одной из характерных особенностей армянского овщественно-иросветительскогс движения нужно считать практические шаги по приобщению девушек и матерей к знаниям. Начало просвещения нации они видели в образовании женщин.
9. Одним из важнейших направлений внешкольного образования было воспитание нравственных чувсв.
10. Есть все основания утверждать, что в организацию и развитие внешкольногс образования армянского народа вносили весомый вклад: вивлиотеки, курсь ОБщеовразовательного и специального характера, "предвижные группы", пувличньк лекции, вечера, выставки, театр, родительские кружки и т.д. На протяжении векот армянский народ видел в театре своего воспитателя, который дополнял и школу, I газету, и книгу, и учителя. Театр выл активным пропагандистом родного языка I культуры.
Проведенное исследование открывает новое направление для усовершенствование учеБно-воспитателыюго процесса в полном смысле этого слова.
Для использования в практике современного учевно-воспитательного процесса можнс рекомендовать следующее:
1. В учевно-воспитательном процессе при рассказе об армянских деятелях с цельк возбуждения интереса к самообразованию необходимо показать как сказывалоа самообразование на формирование их взглядов и гражданской позиции.
2. Многие армянские авторы в свих произведениях часто вывирали удачные эпиграфы которые сами по севе возбуждали интерес к самообразованию. Таких эпиграфов немала и в произведениях, предусмотренных в современных школьных програмах, над которькн следует организовать целенаправленную педагогическую равоту.
3. В программах по "Истории армянского народа" целесообразно выделить время дл; изучения темы: "Внешкольное образование в системе армянского общественно освободительного движения".
4. С целью разравотки единой системы непрерывного образования необходимо I школьных програмах по родному языку предусмотреть раздел "Элемента самоовразования". В сфере приобщения читателей к самостоятельной познавательно! учебной работе максимально плодотворно должны действовать Библиотеки и читальни
5. Главнейшим принципом повышения значенимости человеческого фактора можнс считать все более полное приовщенпе к достижениям науки и сокровищам духовно1" культуры, ключом к которым является самоовразование. Способствовав самообразованию - значит способствовать непрерывному овразованию.
6. В процессе исследования выявлена новая тематика для новых исследований в нсторш армянской педагогической мысли:
едагогпческая деятельность мхитарянской конгрегации, педагогическая деятельность рмяпских Благотворительных обществ, педагопхческая направленность армяпской пе [едагогнческой печати, педагогическая направленность внешкольных массовых [ероприятий, педагогическое влияние эпиграфов и т.д.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ НАШЛИ СВОЕ ОТРАЖЕНИЕ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ АВТОРА
1. Провлема внешкольного овразования в армянском ОБщественпо-просветательском [впжешш (вторая половина XIX - начало XX вв). - Ереван, "Луис", 1990,7 п.л. (на русском выке).
2. Методические вопросы естественно-математического образования (Исторический •взор). - Ереван, Научно-методический кавинет МВ и СС овразования Армянской ССР, 984,4 пл.
3. Армянское просветительское движение и народное образование. - АГПИ им. X. ^.вовяна, 1985,2 п.л.
4. Некоторые вопросы естественно-математического овразования (история). - Ереван, Луйс", 1986,6 п.л.
5. Пути организации внешкольного овразования. - Еревап, Армпедннсппут им. X. повяла, 1989,2 п.л.
6. Требования к организации самостоятельных равот в армянских учевппках гатематаки XIX века. - Математпкан ев физикан дпроцум ("Математика и физика в шсоле"), 1966, N 1, Зс.
7. Из учевпика арифметики 1883 года. - Математакан ев физикан дпроцум, 1967, N2, ¡с.
8. Некоторые вопросы совершенствования учевного процесса - Советакан манкаварж Советский педагог), 1971, N 2, 2с.
9. О самостоятельном выполнеппи домашних заданий. - Советакан манкаварж, 1971,
10. 2с.
10. Препятсвующпе обстоятельства. - Советакан манкаварж, 1972, N 2, Зс.
11. Эффективность метода защиты. - Математпкан ев физикан дпроцум, 1974, N 2, 1с.
12. Элементы программирования в учебниках XIX века. - В кн.: Программирование в [роцессе обучения математике. - Ереван, "Луйс", 1975, § 4,4с.
13. Математический кроссворд. - Математпкан ев физикан дпроцум. - 1975, N 5, 1с.
14. Некоторые вопросы формирования математических представлений дошкольников I семье. - Тезисы докладов Респувликанскон научно-практической конференции. -Ереван, 1979, 2с. (соавтор).
15. Заочная математическая олимпиада. - Математакан ев физикан дпроцум, 1980, N ,6-7 с.
16. Заочная математическая олимпиада. - Математакан ев физикан дпроцум, 1981, N , 6-7 с.
17. X. Авовян и вопросы обучения математике. - Математакан ев физикан дпроцум, 982, N 3,3с.
18.'Вопросы обучения математике в еженедельнике "Масис". - Математикан ев физикан дпроцум, 1983,N1,20.
19. Вопросы естественно-математического образования в истории армянской педагогики. - Тезисы докладов научных конференций профессорско-преподавательского состава и молодых ученых и специалистов. - Ереван, 1984,1с.
20. X. Абовян -175. - Математикан ев физикан дпроцум, 1985, N 1,1с.
21. Армянские покровители физико-математического образования. - Математикан ев физикан дпроцум, 1985, N 1, 1с.
22. Армянские покровители физико-математического образования. - Математикан ев физикан дпроцум, 1985, N 2, 1с.
23. Известные иностранные арменоведы, Лейбниц. - Айоц лезуи ев граканутюн дпроцум ("Армянский язык и литература в школе"), 1985, N 4,2с. (соавтор).
24. Известные армянские деятели физико-математического образования (XIX в.). -Математикан ев физикан дпроцум, 1985, N4, 1с.
25. Армянские известные деятели физико-математического образования (XIX в.). -Математикан ев физикан дпроцум, 1985, N 5. 2с.
26. Предметные недели как фактор повышения эффективности педагогической практики (мероприятия исторического характера). - Тезисы докладов научно-практической конференции. - Еркван, 1985, 2с.
27. Армянские педагога об обучении математике. - Математикан ев физикан дпроцум, 1986, N2, 4с.
28. Опыт армянских просветителей XIX века в создании проблемных ситуаций. -Математикан ев физикан дпроцум, 1986, N 3,2с.
29. Некоторые вопросы усовершенствования преподавания математики в начальных классах. - Математикан ев физикан дпроцум, 1987, N 5,4с (соавтор).
30. Не отказываться от правильных определений, изложенных в старых пособиях. -Математикан ев физикан дпроцум, 1987, N 5, 1с.
31. Журнал "Базмавеп" и естественно-математическое образование. - Математикан ев физикан дпроцум, 1987, N6, 1с.
3 2. Зеленая дорога творческой деятельности. - Математикан ев физикан дпроцум, 1988, N 1, 2с.
33. Благодаря самообразованию. - Математикан ев физикан дпроцум, 1988, N 1, 1с.
34. Литературные герои и внешкольное образование. - Айоц лезуи ев граканутюн дпроцум, 1988, N4,1с.
35. Овзор трудов по распространению математических знаний в армянской действительности. - В кн.: Практические работы по методике преподавания математики. - Ереван, Армпединстатутим. X. Авовяна, 1988, Зс.
36. Армянские педагоги о роли математики. - В кн.: Практические работы по преподаванию математики. - Ереван, Армпединститут им. X. Абовяна, 1988,2с.
37. Самообразование и армянские педагога. - Советакан манкаварж, 1988, N 8, Зс.
38. Самообразование - движущая сила. - Математикан ев физикан дпроцум, 1988, N 5, 2с.
39. Некоторые вопросы организации публичных лекций. - Бюллетень Минестерства просвещения Армянской ССР, 1988, N4, 1с.
40. Эпиграф как фактор самообразования. - Айоц лезуи ев граканутюн дпроцум, 1989,
, Зс (соавтор).
1. Распространение математических знаний в армянской действительности. - В кн.: иггические равоты по методике преподавания математики. - Ереван, "Луйс", 1990,
2. О внешкольном математическом образовании (исторический овзор). - Тезисы ладов. Армпединстптугпм. X. Авовяна, 1990,1с.
3. Провлема использования средств обучения в истории армянской педагогической глп. - Тезисы докладов научно-пракгаческой конференции. - Ереван, 1990, 1с.
и^фпфпиЗ
^Ьти^гнпт^гиОр Офр^шб к Ии^ |1рш14ш0п1.р]шй йЬр шртищишпдш1|ш0 ргир^О 1|ш^15ш1|р1Ч11шО щрпр1Ьй(10: Ъш[и ИЬййшЦпрЦшд \ пр Ьш] иЦшйп^шй йЬр Г}щрпдш1)ш0 ^ррпь^иий п.дЦшрп1игийОЬро' й^пдОЬр}! и|ш^ши ¡Ь[р, гриишршООЬр и грцрпдйЬр Цт!1и|[Ы|1лил|прЬ[р, Ьил5ш1цштши|тли0 нид^ОЬр qu^QЬLD. ^ЬЦш^шр орцш0(1 ршдшЦицтОт^гиОр, шрЬйшшИш] Ь Щи^иц ^тйЬр^ 1лшррЬрп1^ги0[] Ьшлй ЬшпршИшрЬ^т Итиш^Ь гиг^О 1пи| тй^ОЬрр Ьил5шрЬ[ ЬО шршшгцчрпдшЦшйО ^ррт^гиОО итшрЬй 1Щ1иО ¿^[р й [> рОш^шЦшптй 6шЦш[Ь[ ЬО рЬгц5йш1|пр qnp6nL0bnlpJnl.Q т рпг\Ь[ Ьй q^lшpnLlшGr^шl^ ги П12ищрил| ¿итшОдт^гиО: ^[шшлшО^пиЗ £00шр1|1|ш6 ЬО рдЬр 1|шщ1[шд шртищщрпдшш^О Цррш^шО рпфиОгциЦгир^О И[н30ш1|шй ^ищршйшиЬр^ Иршшшрш1|^ш1|ш0 qpшr^шpшOOЬpfl, ИршицшршЦш^О
иш^пигн^тООЬрЬ, рштрп0|1, тшррЬр р0пцр|1 г|ши|]0ршд0Ьр[1 т. ЬрЬЦпйЬр^, }ш5рЬр[) т. 13ши0шдЬт0Ьр|1, дгидшЬш0г}Ьи0Ьр|1, ¿ОпцшЦшО (гиЗршЦОЬр^, эЬрдшОтр^О т фршЦОор^ пшишршйОЬр^ ИЬт: ^ЬишщтлпцгиОтй г^рЩииб гигшг^рт^гиО I: гуирбЦшб |1ббйш1фргир1ш0 и|рпр|.Ьй|10 и ■щш^цшб ЬО 1ии/ чпр6^0Ьр[) тгшцршЦ г^рпцрйЬр' 'ЬОрОш^рргн^тОо И2£йЬр I: qnp6nn!í' СЛ. "Лпг^шО) , '1Гшргю йЬицй ЬОбйшЦррш^илЗр Ь йиирц пОпиГ^. (ър^шО) и ищО: ёООшрЦЦшб ЬО ИшрдЬр ЦшщЦшб рОшршООЬр|1, Ииц (тЬрпибЬрЬ ^^й£(^шl^ppnLpJш(^ ЬЬт: ^{шллшОзд Итрпшт Ь ОшЬрЦш^шО _|Ш10Ьрп4: Ц^ищЬи, ор|гОш^, Ь|и50ш11пр1|ш6 пр й^О^Ь. 1920 рЦшЦшОр ^шЦшО чр^ьр Ьй Ирштшрш1|Ь[ Ш2|ширЬф шЦЬф вшО 100 йЬ6 ил|Ь[11
О 300 тщшршО: ^шщ^шб ицшррЬрш1(ш0йЬр|1 ш2[ишрик}ргир]ш0 ИЬш Огфиб тр ^¿Ь. 1920 р1|ш1|шйр ЬршщшршЩЬ! ЬО 2П1Р2 2 1ищшр шОтО рЬрр ги ¡иищ^р: иртшгц^рпдшЦшй 1|рртр.)шО ОЦштйидЗр Ии^ дпцпЦрг^ нирЬрйгиОер дпцд тицш. Ои|штш1|П1{ рООшрЦфид ЬО ЬшрдЬр Цшщфиб 1ш11рш1лшрш1)П1р;п100Ьр[1, ршЛиОпрг|ОЬр^ рф (1Ьт: Ъгфий ЬО ОшЬ шд рОтр[1 JUlлЬp: ^ищЬи, орЬОшЦ, фи^шЦп^флй ЬО Ьиц чрпгхОЬр^ Оил5ш1|ОЬрпи5 Огфий рЬр" 'ЭЬр ш2^1шшш0£|1 йилфО 1|шр6Ьеи т.2 Ьй пщшрЦшй, прпЦЪЬти ицО 2В(гд ЙЬпБ tp шОдОпиЗ и Ьи т.2 Цшрпгцлдш рОрЬрдЬ^: РЬрЦшй ЬО рфи^шО ,|Ш|ОЬр ОшЬс^ршгушршООЬр Ьшбш|ипг10Ьр|1йилфО:
:^blnшqnLnnLpJnl00bpnll5 и|шип5ш1|шО Ишйшппт ш1|0шр^ I; Офр1|шй
г>и|рпдш1|шй IjppiupjujQ hmpgbpJiG U Qúr;qói(i]jó bû rjpriLjpübp, npnûg hmúiuhú¿jr bü ri[iriiul{in|ilju]j[i tfiuúiuúuiljujljhg ujmhmügGbpfiü'nLunLgúmÜQ qmpquiûnri püni тшш. ujpnPLbi5ujj|iG lipuiilfiótulih uinbrióíituúQ, niurugúiuQ ni rnuuin[iujpuil)ni.pji i5fiuJUÜnLpjmü[i Ii ищО: Ujuujbu, ophOiuL], U. ишйпЬ^шйц qbß 1882 рЦшЦшй^! qpb[, np 'Qajbuiß t ршЦшриирф!. uihribljnLpjnLOübp hiurinpribinil: 'ЛЬицэ t шишдшС qiupquigünq n6nii': fi^rn t hiuj hbri|iGml(ûbpD ¿bû oqinujqnpôb[' ujpnpibúuij nLunLgnLÚ' lupmiuhuijinnipjniÛQ, puijg 2wpuiqpbL bû u|pnpibúuij|iú [ipuiil|i6i uuibqób|.ru infiuiiuljujû ophümljübp: U2|muiniuûpnLi5 .^штшр^шб QÜt|hmOpmgnLúQbp U inpiltuó bû hiuûàûiupiupiuljiijûbp: ^bmiuqninrupjru uuihduiûuiqôbp müh hiujng ujiuuiùnLpjuiû, qptuljwGiupjuiû U C¡2iul|nLjp[i и pûiuqiuiliiinûbp|i hbin: