автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Проблемы воспитания женщины в народной педагогике Карачая
- Автор научной работы
- Семенова, Аминат Сагитовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Карачаевск
- Год защиты
- 2002
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Семенова, Аминат Сагитовна, 2002 год
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. СЕМЬЯ КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР
ВОСПИТАНИЯ ЖЕНЩИНЫ-ГОРЯНКИ.
1.1 Особенности карачаевской семьи периода феодализма.
1.2 Родители как воспитатели.
Выводы.
Глава 2. ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ ЖЕНЩИНЫ В НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ КАРАЧАЯ.
2.1 Идеал и цель воспитания женщины.
2.2 Задачи и содержание физического, трудового, нравственного, религиозного, умственного и эстетического воспитания.
2.3 Методы и средства воспитания женщины в карачаевской народной педагогике.
Выводы.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Проблемы воспитания женщины в народной педагогике Карачая"
Проблемы воспитания женщины во все времена и у всех народов имели важное значение. Особый интерес, на наш взгляд, для народов Северного Кавказа представляет проблема женского образования и воспитания в период с 17-19 века. Это объясняется тем, что общество и школа в этот период переживали серьезные изменения, вызванные войнами и нестабильностью общественных отношений. В настоящее время в связи с фундаментальным переосмыслением из принципиальных вопросов является объективное изучение и оценка всех моментов развития образования и воспитания. Основными задачами воспитания женщины в современной школе России является формирование творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать и оценивать реальную жизнь, быть хорошим работником и совмещать с этим семейную жизнь. Это значит, быть хорошей женой и матерью своих детей. Воспитание девочек осуществляется с помощью системы приобщения к духовной культуре и развития способностей быть «хранительницей домашнего очага». Эти задачи неоднократно ставились и раньше, но в современных условиях становится очевидным, что воспитание женщины начинает играть все большую роль в процессе перехода к школе развития. Анализ современного опыта воспитания женщины в общеобразовательной школе, в том числе национальной, а также результаты исследований ведущих специалистов в области семейного воспитания, показали, что не всегда в семейном воспитании уделяется должное внимание дифференциации в вопросах воспитания мальчиков и девочек. В условиях возрастания социальной роли личности как носителя национальной педагогической культуры важнейшей задачей становится повышение эффективности народной педагогики, в части подготовки девочек к жизни.
В реализации современных социокультурных целей и задач воспитания женщины в национальной школе и семье большую помощь могут оказать традиции воспитания женщины в карачаевской народной педагогике, являющейся не только важным историческим достоянием народа, но и одним из средств сохранения этнической самобытности и резервом обновления воспитательных и образовательных технологий.
Постановка проблемы исследования потребовала уточнения двух близких по смыслу терминов: «этнопедагогика» и «народная педагогика». Под последним мы понимаем отрасль педагогической науки, изучающую многовековой опыт семейного и общественного воспитания, основанного на здравом смысле и хозяйственно-экономической целесообразности (В.Д. Семенов). Если народная педагогика и ее история изучает спонтанное, стихййное проявление воспитательных взаимодействий, запечатленное в образе жизни, фольклоре, обычаях народа, то этнопедагогика включает в свой предмет не только народную педагогику как реальность, но и выявляет закономерности становления традиционных культур воспитания в связи с развитием экономических, духовных, социальных и других общественных явлений, а также показывает способы, пути ее функционирования в современных учебно-воспитательных системах в качестве их органической системообразующей части. Исходя из предложенных определений, мы исследовали основы воспитания женщины в истории народной педагогики Карачая.
Актуальность изучения опыта воспитания девочек, накопленного карачаевской народной педагогикой, обусловлена сложными и противоречивыми процессами, происходящими в современном российском обществе. Развитие рыночных отношений, утверждение принципов демократии, установление широких связей со странами Запада наряду с позитивными моментами привели к многочисленным негативным последствиям: чрезмерной коммерциализации культуры и искусства, отсутствию ощутимой поддержки их со стороны государства, общему снижению уровня духовности граждан. Все это ведет к игнорированию закономерностей воспитания, установленных народом, к извращению национального самосознания. Многовековой опыт воспитания женщины, созданный карачаевской народной педагогикой, может помочь противостоять всем этим негативным тенденциям в жизни общества, поскольку именно способность создавать прекрасное во всех сферах жизнедеятельности стала одним из мощных факторов сохранения и обогащения опыта народа, воспитания его чувств, взглядов, убеждений.
Историография научных исследований проблем народной педагогики свидетельствует, что особенности воспитания девочек мало изучены, хотя было немало поучительного в опыте карачаевского народа в решении этой проблемы. Причем, отдаленность Карачая, его полиэтничность, нелегкий образ жизни в горах накладывали отпечаток и на особенности женского воспитания в карачаевской семье. Но, к сожалению невелико количество публикаций, касающихся проблем воспитания женщины в народной педагогике. И это объяснимо. В советский период народная педагогика изучалась недостаточно. Не учитывались в должной мере национальные черты и особенности воспитания. Справедливости ради надо отметить, что в 20-е годы народную педагогику исследовал географ и этнограф Г.С. Виноградов. Он раскрыл ее сущность как составную часть педагогической культуры народа (называл народную педагогику «совокупностью навыков и приемов, применяемых народом в целях формирования личности в определенном направлении»). Но для большинства работ этого периода характерно стремление непременно показать лишь темные стороны и отрицательные явления в жизни народа. Укреплялось ложное представление, что «темный», «невежественный», «забитый» народ был пассивен и бесконечно скован в своих действиях. Чем больше было сложностей в жизни Советского Союза, тем важнее было доказать, как все плохо было в старину.
Ни о каком учете огромного опыта, накопленного народом как в хозяйственной, так и в социальной, духовной, нравственной сфере, не могло быть и речи, ибо считалось, что крестьяне либо пребывали в забитости, либо при малейшем послаблении немедленно начинали превращаться в эксплуататоров, проявляя частнособственнические интересы. Отсутствие внимания советской педагогики к проблеме изучения народных традиций воспитания женщины объясняется глубокой внутренней связью народной педагогической культуры с религией. Признать это в период тотального господства атеизма было невозможно.
Вопросы народной педагогики в 70-90-е годы XX века были предметом исследования ряда ученых, каждый из которых внес определенный вклад в педагогическую науку. В их числе: М.Ю. Айбазова, Л.Г. Андреева, Б. Апашев, И.А. Арабов, В.Х. Арутюнян, В.Ф. Афанасьев, Г.И. Батурина, Е. Борисова, К.И. Бузаров, Х.Х-М. Батчаева, З.П. Васильцова, Г.Н. Волков, А.Ш. Гашимов, М.Б. Гуртуева, М.О. Загазежев, А.Э. Измайлов, А.Б. Измайлова, Ю.С. Кимов, Т.Ф. Кузина, Г. Лунина, З.К. Меретукова, Ш.А. Мирзоев, P.M. Пашаева, В.Д. Семенов, К.Б. Семенов, Е.Е. Хатаев, Х.Х. Хадиков, А.Ф. Хинтибидзе, Е.Л. Христова, С.М. Шакарян, И.А. Шоров и др. Для выявления вопросов истории воспитания в исследуемый период для нас большое значение имели работы общепедагогического характера. Наиболее ценными источниками явились работы П.Ф. Каптерева, З.И. Равкина, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др. Весьма ценными источниками также являлись периодические издания РАО, ИНИОН.
Проблемы народной педагогики нашли освещение на XII сессии Научного Совета РАО по проблемам истории образования и педагогической науки (1992 г.). Аксиологические проблемы народной педагогики рассматривались на XV сессии того же Совета (1994 г.). Большое внимание дальнейшему развитию этнопедагогики уделила XVII сессия Научного Совета РАО, посвященная национальным ценностям образования (1996 г.). Исторический опыт реализации идей народной педагогики явился предметом обсуждения на XIX сессии названного Совета (1998 г.), где рассматривался генезис гуманистической парадигмы образования и воспитания в России, а затем на XX сессии того же Совета (2000 г.), посвященной проблеме духовности в педагогической теории и практике. Проблемы этнопедагогики обсуждались на П и Ш Международных конгрессах «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (1998 г., 2001 г.).
Однако до настоящего времени проблема воспитания женщины в карачаевской народной педагогике не была предметом специального самостоятельного исследования. Актуальность, теоретическая и практическая значимость названной проблемы для современной науки, отсутствие специальных работ, посвященных проблеме воспитания женщины в карачаевской народной педагогике, использование устаревших методологических подходов и характеристик литературных памятников как источников народной педагогики, а также необходимость использования национальных традиций в целях повышения эффективности современного воспитания и образования обусловили выбор исследования:
Проблема исследования заключается в изучении и анализе своеобразия содержания, средств и методов воспитания женщины карачаевского народа и определение его значения для модернизации современного образования и воспитания в российской школе.
Объект исследования: карачаевская народная педагогика как продукт исторического развития и социального опыта народа.
Предмет исследования: специфика содержания воспитания женщины, его средств, приемов, методов.
Цель исследования: выявить и обосновать возможности прогрессивного опыта воспитания женщины в народной педагогике Карачая.
Задачи исследования: - обосновать, что традиционные семейные ценности карачаевского народа могут ускорить развитие положительных тенденций и снизить рост отрицательных факторов в процессе возрождения наций, этносов, регионов;
- раскрыть цель, задачи и содержание воспитания женщины в карачаевской народной педагогике;
- показать актуальность традиций народной педагогики в воспитании женщины для современной педагогической науки, семьи и школы; выявить и обосновать основные народные средства и методы педагогического воздействия на девочек в целях их подготовки к семейной жизни и доказать, что карачаевская семья имела достаточно высокий уровень педагогической культуры.
Методологические основы исследования:
- аксиологический подход к воспитанию, означающий признание человека наивысшей ценностью в обществе;
- использование плюрализма философских, гносеологических концепций в оценке гуманистических, культурных, духовно-нравственных ценностей;
- изучение педагогических явлений в их диалектическом единстве, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- признание целостного мирового педагогического процесса, своеобразия его проявления в различных странах, регионах;
- конкретно-исторический подход к изучению педагогических фактов и явлений;
- связь логического и исторического, объективного и субъективного, прошлого и современного;
- понимание женского воспитания как элемента педагогической культуры общества.
Использовались также культурологический и системно-структурный подход к исследованию педагогических фактов, явлений, теорий.
Методы: изучение первоисточников, сравнительно-исторический и ретроспективный анализ, обобщение и систематизация полученных результатов, наблюдение, беседы, изучение и обобщение опыта семейного воспитания.
Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции, раскрывающие :
- сущность педагогического процесса ( Ю.К. Бабанский, B.C. Ильин, Т.А. Ильина, И.Ф. Исаев, Б.З. Вульфов, П.Ф. Каптерев, Б.Т. Лихачев, А.И. Мищенко, Н.Д. Никандров, И.П. Подласый, Ю.П. Сопольноков, Г.К. Селевко, С.А. Смирнов, Т-А-Стефановская, В.А. Сластенин, К.Д. Ушинский, Е.Н. Шиянов);
- историко-педагогический процесс как неотъемлемую часть культурного развития (М.В. Богуславский, В.П. Борисенков, B.JL Вульфсон, Г.Н. Волков, Л.Н. Гончаров, М.Г. Загазежев, А.Э. Измайлов, Г.Б. Корнетов, В.В. Макаев, З.А, Малькова, А.И. Пискунов, М.Г. Плохова, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин, В.Д. Семенов, Л.Л. Супрунова, Ф.А. Фрадкин, Е.Е.Хатаев, И.А. Шоров, 3. Якубов).
При изучении психологических аспектов проблемы использовались труды Б.Г. Ананьева, В.В. Белоуса, В.В. Давыдова, Н.Д. Левитова, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, К.К. Платонова, М.Г. Ярошевского. Научная новизна исследования заключается в следующем:
- выявлены, систематизированы и охарактеризованы идеал, цель, задачи, средства и методы воспитания женщины, нашедшие отражение в таких источниках карачаевской народной педагогики, как мифы, легенды, притчи, предания, пословицы, поговорки, песни, загадки, сказки;
- установлено, что воспитание женщины в народной педагогике Карачая имело преимущественно гуманно-демократическую направленность и отражало национальную специфику жизнедеятельности карачаевцев, обусловленную стремлением народа к коллективному воздействию и нерасторжимой связью целесообразности и преднамеренности, приоритетом духовно-нравственных ценностей над материальными;
- охарактеризованы основные направления содержания воспитания женщины в народной педагогике: трудовое, физическое, нравственное, умственное и эстетическое;
- выявлены основные средства (игра, общение, труд, искусство, религия, природа, традиции) и методы воспитания женщины в карачаевской народной педагогике (пожелание, объяснение, наставление, пример, показ и другие).
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что обобщенный и систематизированный опыт воспитания девочек, накопленный карачаевским народом, представляет собой совокупность понятий и идей, составляющих фундамент системы воспитания женщины в карачаевской народной педагогике, включавшей в себя идеал, цель, задачи, средства, методы воспитания женщины, а также результаты воспитательного процесса в этой сфере. Данные, полученные в ходе исследования, позволят расширить представления о женском воспитании в народной педагогике.
Практическая значимость исследования. Фактологический материал, положения и выводы, полученные в процессе исследования, могут быть включены в курсы теории и истории педагогики в средних и высших специальных педагогических заведениях, в учебные пособия по педагогике для названных учебных заведений, для создания спецкурсов и семинаров по рассматриваемой проблеме с целью обновления и углубления содержания соответствующих разделов. Теоретические положения и методические материалы могут использоваться в школе на уроках литературы, истории, на факультативах, во внеклассной работе (организации занятий, вечеров, утренников, способствующих приобщению учащихся к педагогической культуре своего народа).
Источниками исследования явились материалы по истории, этнографии, искусству, народному творчеству, краеведению, педагогическая и документально-художественная литература, психолого-педагогические труды по исследуемой проблеме, педагогическая периодическая печать, учебные программы и учебники, методическая литература.
Этапы исследования:
Первый этап (1999-2000 гг.)- разработка теоретико-методологических подходов к исследованию, сбор, изучение и анализ материалов. Второй этап (2000-2002 гг.)- осмысление и обобщение полученных результатов, проводилась их апробация, оформлялся текст диссертационного исследования.
Обоснованность и достоверность научных результатов обеспечена широкой базой источников, соответствием методов исследования целям и задачам диссертационной работы, апробацией полученных результатов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Анализ взглядов народа на содержание воспитания женщины, показал, что она носила разносторонний характер и осуществлялось в разных направлениях.
2. Цель воспитания женщины, детерминировалось социальными, экономическими условиями, своеобразием ев©#образи@м национальной культуры и состояла в формировании идеала совершенного человека с высоким уровнем сознания, создающего домашний уют своими руками, человека-хранителя домашнего очага, культурно-этнических ценностей, прогрессивных обычаев и традиций и будущую мать-воспитателя своих детей;
3. Движение к цели осуществлялось на основе комплекса решаемых задач воспитания женщины, которые заключались в развитии способности девочек воспринимать, чувствовать, оценивать и создавать условия для семейной жизни, а также проявлять заботу о членах семьи в труде, быту, поведении, искусстве, природе.
4. Характеристика созданных народом основных средств, методов воспитания женщины доказывает достаточно высокий уровень сформированности педагогической культуры в карачаевской семье.
5. Сложившиеся в карачаевской народной педагогике традиции по воспитанию женщины могут быть успешно использованы в современной национальной школе Российской Федерации, а также в процессе семейного этнорегионального воспитания.
Апробация и внедрение результатов. Полученные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики (1999-2002 гг.), на конференциях по итогам научной работы в Пятигорском государственном лингвистическом университете (1999, 2000 гг.), на Ш Международном конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (2001 г.). Опубликованные материалы использовались в учебной и воспитательной работе со студентами кафедрами педагогики Пятигорского государственного лингвистического университета, Кабардино-Балкарского государственного университета, Карачаево-Черкесского педагогического университета, Адыгейского государственного университета.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Результаты исследования позволили выявить специфику таких методов воспитания, как уход за ребенком, пример родителей, убеждение и др. Пример как метод воспитания показывает, что у карачаевцев отец и мать традиционно воспринимаются как самое святое в жизни, как люди, достоинство которых несомненно в силу высокой значимости их личных духовных и нравственных качеств, в силу их преданности семье, своему народу. Отец и мать для своих детей выступали в качестве идеала совершенного человека. В подавляющем большинстве своем семьи карачаевцев были многодетными. Родители в выборе средств и методов педагогического воздействия учитывали прежде всего возрастные особенности, а также стремились индивидуализировать процесс воспитания. Семейные традиции выступали по отношению к девушкам в форме конкретных требований родителей, старших и регулировали ее поведение. Народная педагогика карачаевцев признавала в качестве воспитателей, наряду с родителями, старших членов семьи, взрослых лиц, окружающих девочку, по существу каждый взрослый по отношению к ней был воспитателем.
Народная педагогика утверждала, что никакое педагогическое воздействие не может быть успешным, если ребенок не прилагает усилий для самоусовершенствования, не прибегает к самовоспитанию. Вот почему есть основание утверждать, в народной педагогике воспитание женщины должно было переходить в саморазвитие и самовоспитание. Самовоспитание включало в себя постановку цели и актуализацию сферы самореализации. Особой сферой самореализации являлось развитие творческих способностей.
Карачаевская народная педагогика показала, что родители не только готовили девушек к жизни, но и оберегали и обеспечивали его полноценное проживание в соответствии с возрастными особенностями. Этим самым реализовывался процесс социализации девушек в семье и обществе.
Опыт воспитания женщины в карачаевской народной педагогике отмечает высокую педагогическую культуру родителей. Созданная народом веками, система целей, задач, содержания, средств и методов педагогического воздействия и социализации личности отражает логику их воспитательной деятельности и свидетельствуют о созидательной роли народа в сфере воспитания, об умелом выборе им наиболее действенных средств, методов и приемов, являющихся вкладом в сокровищницу мировой педагогической мысли.
Родители и учителя в процессе семейного и школьного воспитания должны дифференцированно подходить к мальчикам и девочкам, особое внимание обращать воспитанию девочек. При этом необходимо широко использовать прогрессивные народные традиции, игры, сказки и сказания, пословицы и поговорки, песни и загадки. Прогрессивные педагогические идеи карачаевцев по воспитанию женщины могут и должны использоваться и в воспитательной работе детских дошкольных учреждений. Фольклорные материалы с богатым содержанием педагогических идей должны занять подобающее место и в учебниках для учащихся горских национальных школ. Это поможет подрастающему поколению в овладении основными идеями, прогрессивными средствами народной педагогики, воспитанию правильного, уважительного отношения к культурным ценностям своего народа.
В современных условиях родителям, учителям в организации воспитательной работы с девушками в семье и школе важно знать традиции своего народа, характерные черты его образа жизни и семейных устоев, изучать условия, в которых происходит развитие и социализация личности ученика. Для этого следует знакомить девушек с лучшими образцами народного искусства, практиковать прослушивание народной музыки и песен, коллективные экскурсии для знакомства с памятниками материальной культуры карачаевцев с последующим описанием впечатлений, организацию выставок, подготовку альбомов, чтение лекций и докладов по народному искусству и фольклорным материалам, встречи с мастерами женских специальностей.
На наш взгляд, в 1-м классе горской национальной школы, начиная работу по развитию речи, учителям важно расширять беседы о родном языке, дополнительно проводить занятия с девочками, используя при этом фольклорный материал, содержащий сведения о нравственных качествах женщин-героинь. При изучении темы «Наша семья» необходимо в доступной форме полнее раскрывать национальные черты семьи, нашедшие отражение в устном народном творчестве. Во 2-м классе изучение темы «Родную речь люблю, как мать родную» может быть также расширено за счет фольклорного материала. В 3-м классе на уроках чтения и развития речи целесообразно привлечение материала о красоте родной природы, необходимости бережного отношения к ней (Тема: «Кто бережет природу, тот бережет Отчизну»), а также более полное использование музыкального фольклора. Необходимо сделать дополнения и уточнения материалов о дружбе народов (4-й класс). Эти дополнения возможны за счет сокращения материала о временах года, о советской действительности. Необходима переработка по родной литературе для 5-9-х и 10-11-х классов с целью более глубокого ознакомления учащихся с фольклорными произведениями, а также для проведения занятий с девушками о подготовке к семейной жизни.
Методическая работа школы должна учесть актуальность повышения уровня знаний учителей о народной педагогике и путях использования ее прогрессивных традиций и идей в воспитании женщины, в подготовке ее к жизни. Актуальность проблемы в народной педагогике, не в том, чтобы восстановить идеальное прошлое в части воспитания женщины, но в том, чтобы развить творческие усилия этноса в новых условиях.
Анализ этой работы убеждает в том, что идеи воспитания женщины возникли на основе опыта карачаевцев в течении многих веков из потребностей общества в лучшей организации воспитательной деятельности по подготовке девушек к семейной жизни. Эти идеи и опыт народной педагогики обогащались и развивались вместе с развитием общества. Они в большинстве своем носят демократический характер и не потеряли своего значения в наше время, бытуют в общественной среде, являются частью национальной культуры карачаевцев.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспитанию женщины карачаевцы придавали большое значение и относились к этому с должным вниманием и усердием, в полной мере осознавая его необходимость. Воспитывали своим поведением, своим отношением в обществе, наглядным примером соблюдения всех правил и норм поведения, своей повседневной жизнью. Проблемы воспитания женщины невозможно решать без учета особенностей этнической культуры, ориентирующей личность на творческое саморазвитие. Такой подход означает необходимость использования в воспитании национальных традиций и обычаев, достижений народной педагогики. Круг идей карачаевской народной педагогики весьма обширен. Идеи народной педагогики и средства их выражения - фольклорные произведения, прогрессивные обычаи и традиции, памятники материальной культуры карачаевцев играют большую роль в воспитании подрастающего поколения. Поэтому использование их в процессе воспитания и обучения детей должно быть в центре внимания всех родителей.
Данное исследование позволило выявить специфику воспитания женщины в народной педагогике Карачая. Эта специфика обусловлена такими национальными чертами семьи, как трудовой образ жизни в условиях частной собственности, совместное проживание трех поколений, многодетность и наличие разновозрастного состава детей, ранняя адаптация к жизни, высокая педагогическая культура родителей.
Воспитание женщины народная педагогика представляла как естественно-исторический процесс самоорганизации жизнедеятельности семьи, как проявление потребности родителей в подготовке будущей матери. Опыт воспитания женщины обобщался семьей, целым народом. По мере обобщения этого опыта вырабатывалось коллективное представление о человеке, его сущности, об идеале воспитания, формах и методах деятельности родителей по воспитанию женщины-горянки. Формировалась педагогическая культура родителей. Из единства природы и человека возникла необходимость приспособления человека к окружающей природе и преобразования ее. Это обусловило зарождение общечеловеческого и национального идеалов воспитания, разработку конкретных задач воспитания, форм и методов их реализации. Народом выработанный идеал и цель воспитания определялись как подготовка совершенного человека, способного к самореализации, а составными частями воспитания являлись физическое развитие, духовность, трудолюбие, гуманность, проявление единения и сплоченности с другими людьми, житейская мудрость, умение ценить и создавать прекрасное. Таким образом, родители приобщали девочек к этнокультурным традициям на основе овладения родным языком и в то же время способствовала овладению ими общечеловеческими культурными ценностями. Как мы подчеркивали в нашей работе ценности каждого народа являются общечеловеческими.
Анализ исследования позволяет установить, что народная педагогика рассматривает общение девочек с родителями, взрослыми, сверстницами как непринужденную, свободную деятельность, в процессе которой ребенок выступает как самостоятельная, самоуправляемая личность. Общение родителей и детей способствует взаимопониманию между ними, а также является важнейшим средством сближения старшего и подрастающего поколений. Изучение источников устного народного творчества позволил охарактеризовать и выявить специфику педагогического общения родителей именно как целенаправленного педагогического воздействия, с помощью которого дети усваивают необходимую информацию об окружающей действительности, у них развивается речь, мышление, эмоционально-волевая сфера и вырабатывается жизненно важные стимулы поведения. Педагогическое общение для родителей выступало также средством изучения детей, их индивидуальности. Выявлена специфика таких форм общения, как общение у домашнего очага, у костра в поле, гостеприимство. Охарактеризованы особенности женского труда в сфере самообслуживания и производительного труда, раскрыты выработанные народом педагогические требования к труду девочек, показана воспитательная сила таких средств педагогического воздействия, как игра, народная музыка, песни, танцы, сказки.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Семенова, Аминат Сагитовна, Карачаевск
1. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XVIII-XIX вв. Нальчик, 1974, - 688 с.
2. Адыгский фольклор в 2-х книгах. Кн. I. Под ред. Шибинской Е.П. и Гадагатля A.M. Майкоп, Адыгейский НИИЭЯЛИ, 1980. - 178 с.
3. Адыгский фольклор в 2-х книгах. Кн. И. Под ред. Шибинской Е.П. и Гадагатля A.M. Майкоп, Адыгейский НИИЭЯЛИ, 1980. - 280 с.
4. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. М.: Аргументы и факты, 1993, 608с.
5. Алейников М. Карачаевские сказания. Вып. 3, отд. 2.- СМОМПК, 1883.
6. Алексеева Е.П. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии. -М., 1971.-201 с.
7. Алиева А.И. Карачаево-балкарский фольклор в дореволюционных записях и публикациях. Нальчик, 1983, - 280 с.
8. Арабов И.А. Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина. Монография. Карачаевск: КЧГПУ, 1996, 104С.
9. Ю.Архангельский Л.М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике. М., 1974.-318 с.
10. ЬАхмерова Н.М. Использование прогрессивных идей и опыта башкирской народной педагогики в семейном воспитании младших подростков // Дисс. канд. пед. наук. М., 1994. - 185с.
11. Ашхамахов К.И. Педагогические основы системы физической культуры в социальных отношениях адыгских народов Северного Кавказа. Автореферат дис. . канд. пед. наук. Майкоп, 1995. - 21 с.13 .Байрамукова X. Вечные всадники. Черкесск, 1990.
12. М.Балтина П.И. и Сакиева М.Н. Народы Карачаево-Черкесии. Ставрополь, 1957.
13. Бацын В., Кузьмин М. Интересы этносов и государства: пути к развитию гармонии // Нар. образование, 1994, №4, С. 4-8.
14. Бгажноков Б.Х. Черкесское игрище. Нальчик, 1991.
15. Бларамберг И. Кавказская рукопись. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа // АБКИЕА Ставрополь: кн. изд-во, 1992. 740 с.
16. Борлаков Б.К. Карачаево-балкарская довоенная драматургия. Черкесск, 1975. - 180 с.
17. Бузаров К.И. О роли национальных традиций и семейных устоев в воспитании учащихся // Единство национального и интернационального в коммунистическом воспитании /Материалы конференции/. Орджоникидзе, 1971, С. 48-50.
18. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М., Педагогика, 1988.- 160 с.
19. Введение в нацчное исследование по педагогике / Ю.К. Бабанский и др. Под ред. В.И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. - 239 с.
20. Волков Г. Вечность воспитания // Нар. образование, 1994, №4, С. 68-71.
21. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. - 376 с.
22. Вопросы искусства народов Карачаево-Черкессии // Сборник научных трудов. Черкесск, 1993. - 139 с.
23. Вопросы фольклора Карачаево-Черкессии. Черкесск, 1983. - 186 с.
24. Воспитание бесценное богатство. / Пословицы и поговорки народов Востока /. Под ред. Брагинского И.С. - М.: Изд. вост. литер., 1961. - 329 с.
25. Гадагатль A.M. Героический эпос «Нарты» адыгских (черкесских) народов. Майкоп, 1987. - 407 с.
26. Гамзатов Р. Мой Дагестан. Книга первая и вторая. Т.П. Махачкала, 1989. -413 с.
27. Гашимов А.Ш. Азербайджанская народная педагогика. Баку, 1970. - 84 с.
28. Гуртуева М.Б. Балкарский фольклор о народном опыте воспитания. -Нальчик, 1974.
29. Гусинский Э.Н. Образование личности. М.: Интерпракс, 1994. - 136 с.
30. Данилевский И.Я. Кавказ и его горские жители в нынешнем положении // Сукунов Х.Х. Сукунова И.Х. Черкешенка. Майкоп, 1992.
31. Данилевский Н. Кавказ и его горские жители в нынешнем их положении. -М., 1951.-284 с.
32. Джанибеков С.Ю. Использование национальных традиций и обычаев горцев в воспитании школьников // Фольклорно-литературные и языковые связи как фактор развития культур народов Северного Кавказа Ч.П. -Черкесск, 1994, 9 с.
33. Дубровин Н. Черкесы / Адыге/. Краснодар, Вып 1, 1927. - 105 с.
34. Егоров С.Ф. Российское образование: методология и проблемы // Современные проблемы историко-педагогических исследований. Тезисы докладов и выступлений на XII сессии Научного Советапо проблемам истории образования и пед. науки. М.: РАО, 1992, С. 47-50.
35. Егорова Л.П. Изучение фольклора народов Карачаево-Черкесии. -Ставропольск. кн. изд., 1964. 78 с.
36. Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. Л., 1974. - 418 с.39.3агазежев М.Г. Очерки по адыгской народной педагогике. Нальчик,1. Эльбрус», 1996. 168 с.
37. Иванюков И.И. и Ковалевский М.М. У подошвы Эльбруса // Вестник Европы, 1886, кн. 1-я, с. 83 112; кн. 2-я, С. 553-580.
38. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. - 256 с.
39. Ильин И.А. О семье. Собр. соч., T.I. М.: Русская книга, 1993, С. 142-167.
40. Искандер Фазиль. Софичка // Знамя, 1995, №11, С. 3-80.
41. Историко-педагогические основания стратегии развития отечественного образования. Под. ред. З.И. Равкина. М.: РАО, 1994. - 88 с.
42. Кагиева Н.М. Я увидела тебя.: Стихи. Пер. с карачаевск. М.: Сов. писатель, 1990. - 224 с.
43. Калмыков И.Х. Черкесы. Историко-этнографический очерк. Черкесск, 1974. - 282 с.
44. Караева А. О фольклорном наследии карачаево-балкарского народа. -Черкесск, 1961. 120 с.
45. Каракетов М.Д. Из традиционно-обрядовой культовой жизни карачаевцев. -М.: Наука, 1995.-345 с.
46. Карачаевцы. Черкесск, 1978. - 360 с.51 .Каптерев П.Ф. Энциклопедия семейного воспитания и обучения / Задачи и основы семейного воспитания/ . СПБ, 1913. 180 с.
47. Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. Минск, 1980. - 256 с.
48. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.: 1988. - 224 с.
49. Коджесау Э. Семейные отношения шапсугов в прошлом и настоящем // Автореферат дисс. на соискание учен, степени канд. ист. наук. М., 1954. -14 с.
50. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юрид. литер., 1993. - 64 с.
51. Коран. Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. Изд. 2-е. М. Гл. ред. вост. литер, изд-ва «Наука», 1986. 727 с.
52. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа // Исследования и материалы /.- М., 1961.
53. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа // Сов. этнография, 1946, №2, с. 109-144.
54. Кох К. Путешествие по России и в Кавказские земли // АБКИЕА, 1974. -740 с.
55. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара: 1994.- 124 с.
56. Кудаев М.И. Карачаево-Балкарский свадебный обряд. Нальчик, 1988. -120 с.
57. Кулиев К. Так растет и дерево. М.: Современник, 1975. 271 с.
58. Культура и быт народов Северного Кавказа. М., 1968. - 224 с.
59. Культура семейных отношений. Сб. статей. М.: Знание, 1980. - 112 с.
60. Кущетерова Ф.Т. Воспитание семьянина в народной педагогике карачаевцев (Историко-монографическое исследование). Монография. — Ставрополь: КЧГПУ, 2000. 192с.
61. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Одесса, 1882. - 182 с.
62. Лихачев Б.Т. Коллективизм и индивидуализм // Педагогика, 1992, №10, с. 13-19.
63. Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания. М.: Педагогика, 1983. - 192 с.
64. Лонгворт Дж.А. Год среди черкесов // АБКИЕА, 1900. 600 с.
65. Макаев В.В. К вопросу о методологии педагогического исследования // Технология развития педагогического творчества. Ставропольская лаборатория по проблемам НОПТ: 1994, с. 74-82.
66. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. Соч., т. 4, С. 420-456.
67. Мафедзев С.Х. Очерки трудового воспитания адыгов в XIX -начале XX века. Нальчик: Эльбрус, 1984, 1984. - 260 с.
68. Меремкулов В.Н. Пословицы и поговорки абазин // Волпросы фольклора народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1983, С. 57-78.
69. Меретуков М.А. Семья и семейный быт адыгов в прошлом и настоящем // Культура и быт адыгов. Майкоп, 1981, С. 138-139.
70. Меретукова З.К. Теоретические и практические основы развивающего обучения. Майкоп, 1994, - 228 с.
71. Мижаев М.И. Детский песенный фольклор адыгов.- Майкоп, 1980. 160 с.
72. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала, 1986. - 124 с.
73. Мирзоев Ш.А. Содержание, формы и методы воспитания в народной педагогике Дагестана // Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., НИИ НШ, 1987.-22 с.
74. Мосолов В.А. О личностно-ориентированных историко-педагогических исследованиях // Историко-педагогический процесс и современные проблемы образования: методология, идеи, опыт. Тезисы докладов. М.: РАО, 1993, С. 38-40.
75. Мунзук Т.Т. Прогрессивные идеи и опыт тувинской народной педагогики и их использование в семейном воспитании // Дисс. канд. пед. наук. -Казань, 1990. 198 с.
76. Найн А .Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований // Педагогика, 1995, №5, С. 44-49.
77. Намитоков Ю.К. Адыгейская народная педагогика о воспитании детей // Сборник статей кафедры педагогики и психологии. Вып. 1. Майкоп, 1957, С. 159.
78. Народное воспитание у адыгов / черкесов/ /По известиям европейских авторов XIII-XIX вв./. Краснодар, 1974, С.65.
79. Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. М.: Наука, 1994. -656 с.
80. Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Сов. педагогика, 1990, №9, С. 41-47.
81. Ногайские народные песни. Черкесск, 1969. - 94 с.
82. Ногайцы. Историко-этнографический очерк. Черкесск, 1988. - 260 с.890 внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» // Российская газета, 1996, 23 янв.
83. Об основных подходах к содержанию и деятельности классного руководителя в новых условиях / Письмо Министерства образования РСФСР. М.: Просвещение, 1991, №8, С. 2-40.
84. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. Первая половина XIX в. / Отв. ред. М.Ф. Шабаева. М.: Педагогика, 1973, С. 34.
85. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. С древнейших времен до конца XVII в. / Отв. ред. Э.Д. Днепров. М.: Педагогика, 1989, С.25.
86. Пасынков JI. Быт и игры кавказских народов // Северо-Кавказский край, 1925, №10, С. 8-16.
87. Пашаева P.M. Прогрессивные идеи и традиции трудового воспитания в народной педагогике Дагестана. М., 1972. - 160 с.
88. Песни народов Северного Кавказа. Д.: Сов. писатель, 1976. - 127 с.
89. Песни ногайцев// Переводы Н. Калиевой. Ставрополь, 1949. - 128 с.
90. Полонский В.М. Методы анализа и прогноза развития педагогической науки // Педагогика, 1995, №5, С. 18-24.
91. Попов С.Н. Кавказские спартанцы: Игры народов Дагестана // Вестник знаний, 1926, №2, С. 23-32.
92. Попов С.Н. Пешком по Карачаю. Ростов н/Д, 1931. - 84 с.
93. Пословицы и поговорки народов Востока. Под ред. Брагинского И.С. -М.: Изд-во вост. литер., 1961. 736 с.
94. Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкесии. Оригинал и перевод на русский язык. Черкесск: Ставропольское кн. изд-во, 1990. -366 с.
95. Пригоршня жемчужин. Ростов-на-Дону, 1988. - 192 с.
96. Прянникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник справочник. - М.: Новая школа, 1994. - 449 с.
97. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
98. Равкин З.И. Актуальные проблемы методологии историко-педагогических исследований. М.: РАО, 1993, - 93 с.
99. Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры / концепция исследования/ //Педагогика, 1995, №5, С. 87-90.
100. Реформа образования в России и государственная политика в сфере образовании //Вестник образования.-М.: Просвещение, 1992, №10, С. 2-25.
101. Салпагарова К.А. Дорожный этикет в карачаево-балкарском фольклоре // Фольклорно-литературные и языковые связи как фактор развития культур народов Северного Кавказа. Ч.П. Черкесск, 1994, С. 16-18.
102. Сборник сведений о Кавказских горцах. Народные сказания Кавказских горцев. Тифлис. Вып. VI, 1876, С. 33-40.
103. Свадебная обрядность народов Карачаево-Черкесии: традиционное и новое. Черкесск, 1988, - 162с.
104. Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост. И.В. Гребенников, Л. В. Ковинько. М.: Политиздат, 1990. - 319 с.
105. Семенов JI.П. Нартский эпос и памятники материальной культуры // Нартский эпос. Орджоникидзе, 1957. - 280 с.
106. Сикалиев (Шейхалиев) А.И.-М. Ногайский героический эпос. -Черкесск: КЧИГИ, 1994. 328 с.
107. Сикалиев А.И.-М. Ногайская героическая поэма «Копланлы Батыр»//Вопросы фольклора народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1983, С. 20-41.
108. Сикалиев А.И.-М. Общество и герой в ногайском героическом эпосе / Традиции и современность/ Фольклор и литература народов Карачаево-Черкесии/. Черкесск, 1980, С. 3-18.
109. Сказания о нартах эпос народов Кавказа. - М.: Наука, 1969. - 548 с.
110. Словарь педагогических терминов / Под ред. В.В. Макаева. -Пятигорск, изд. ПГЛУ, 1996. 51 с.
111. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. -М.: 1983. 120 с.
112. Смирнова Я.С. Искусственное родство народов Северного Кавказа: формы и эволюция //Кавказский этнографический сборник, IX. М., 1989,С.73.
113. Смирнова Я.С. Воспитание ребенка в адыгейском ауле в прошлом и настоящем // Учен. зап. Адыгейского НИИ, Т.8. Майкоп, 1968, С.35.
114. Сказки народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1992. 336с.
115. Соловьев Н.Я. Семья в социалистическом обществе. М.: Политиздат, 1981. - 64 с.
116. Сталь К.Ф. Кавказский сборник. Т. XXI. Тифлис, 1900, С.43.
117. Сумцов Н.Ф. О свадебных обрядах, преимущественно русских.-Харьков,1881, С.66.
118. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: /Этика коммунистического воспитания. М.: Педагогика, 1990. - 287 с.
119. Сысоев В.М. Карачай// Сборник матриалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 43, 1913. 156с.
120. Тавернье Ж. Б. Шесть путешествий. //АБКИЕА.
121. Танхасаева С.С. Прогрессивные народные традиции в современной практике воспитания в семье в сельской школе Бурятии //Дисс.канд.пед.наук. -М., 1979. 197с.
122. Текеев К.М. Карачаевцы и балкарцы. Традиционная система жизнеобеспечения. М., -448с.
123. Типовое положение об общеобразовательном учреждении. М., 1994.-9с.
124. Торнау Ф. Воспоминания кавказского офицера. "Русский вестник", 1864. № 53, 54 (рукописная копия работы находится в АРИГИ).
125. Узденова С.Б. Самообслуживание как средство трудового, нравственного и гигиенического воспитания младших школьников. -Автореф. дисс. канд.пед.наук. Ростов-на-Дону, 1988. - 24с.
126. Урусбиев С.А. Сказания о нартских богатырях у татар-горцев Пятигорского округа //Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. -М, 1994, -720с.
127. Урусбиева Ф.А. Карачаево-балкарский фольклор. Черкесск, 1979. -320с.
128. Ушинский К.Д. Биографические материалы /Собр. соч., т. 11. M.-J1, изд. АПН РСФСР, 1952, С.11-136.
129. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании/Собр.соч. -М. Л., изд.АПН РСФСР, 1948, т.2, С.69-167.
130. Ушинский К.Д. Родное слово /Собр.соч. М., - Л., изд. АПН РСФСР, 1948, т.2., С.554-574.
131. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении /Собр.соч. М.-Л., изд.АПН РСФСР, 1948, т.2., С.333-361.
132. Фольклор народов Карачаево-Черкесии /Жанр и образ/: сб.научных трудов. Черкесск, 1988. - 144с.
133. Фромм Аллан. Азбука для родителей. Л.: Лениздат, 1991. - 319с.
134. Хан-Гирей. Черкесские предания И Адыгские писатели -просветители XIX века. Краснодар, 1986, С.56.
135. Хан-Гирей. Черкесские предания. Нальчик, 1989. - 286 с.
136. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М.: Мысль, 1979. - 367с.
137. Хатаев Е.Е. Народная педагогика Северного Кавказа. М.: Нард.педагогика, 1993. - 132с.
138. Холаев А.З. К вопросу о балкаро-карачаевском нартском эпосе //Сказания о нартах эпос народов Кавказа. - М.:Наука, 1969, С.282-294.
139. Хрестоматия по детской литературе народов Карачаево-Черкесии. Под ред. Г.М.Гогоберидзе. Черкесск, 1995. - 272с.
140. Художественный язык фольклора кабардинцев и балкарцев. Нальчик, КБИИФЭ, 1981, С.65-77.
141. Хут Ш.Х. Несказочная проза адыгов. Майкоп: Адыг.отделение Краснодарск. кн.из-ва, 1989. - 336с.
142. Хут Ш.Х. Сказочный эпос адыгов. Майкоп: Адыг.отделение Краснодарск. кн.из-ва, 1981. - 192с.
143. Чермит К.Д., Коблев Я.К., Куприна Н.К. Адыгейские народные игры в системе физического воспитания детей. Майкоп ,1989, С.27.
144. Шаманов И.М. Обряды и поверья карачаевцев, связанные с рождением ребенка /XIX -нач. ХХвв./. Проблемы этической истории народов Карачаево-Черкесии. - Черкесск, 1980. -.80с.
145. Шоров И.А. Адыгская народная педагогика. Майкоп, 1989. - 336с.
146. Шоров И.А. Идеи нравственного воспитания в адыгском устном народном творчестве //Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1977. - 78с.
147. Шоров И.А. Идеи умственного воспитания в адыгском устном народном творчестве. Ростов-на-Дону, 1987. - 90с.
148. Шоров И.А. Идеи физического воспитания в адыгском народном творчестве //Из истории народного образования Адыгеи. Ростов н/д, 1975, С.66-96.
149. Шоров И.А. Народные детские игры в системе физического воспитания адыгов //Учен.зап. Адыгейского НИИЭЯЛИ. Этнография. Майкоп, 1968, т.8, С. 189-203.
150. Шортанов А.Т. Героический эпос адыгов «Нарты» //Сказания о нартах эпос народов Кавказа. - М., 1969. - 255с.
151. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства //К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.21, С.23-178.
152. Эстетика: Словарь /Под общ.ред. А.А.Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. -447с.
153. Якубов 3. Педагогическая мудрость народа //Нар. образование, 1995, №2, С.85-91.