автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Прогрессивные традиции нравственного и трудового воспитания башкир и их использование в практике учебно-воспитательной работы
- Автор научной работы
- Баймурзина, Виля Искандаровна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Казань
- Год защиты
- 1992
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Прогрессивные традиции нравственного и трудового воспитания башкир и их использование в практике учебно-воспитательной работы"
КАЗАНСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
На прааах рукописз
БАЙМУРЗИНА ВИЛЯ ИСКАНДАРОВНА
ПРОГРЕССИВНЫЕ ТРАДИЦИИ НРАВСТВЕННОГО И ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ БАШКИР И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРАКТИКЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
13. СО. 01—теория и история педагогики
Л а та о р е ф ере ж дассерттщи на соясгсаяяе ученой степегл кандидата педагогических наук
КАЗАНЬ 1992
Работа выполнена на кафедре педагогики Казанского ордена Трудового Красною Знамени государственного педагогического института
Научный руководитель — Заслуженный деятель науки Республики
Татарстан и Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор Я. И. ХАНБИКОВ
Официальные оппоненты—член-корреспондент АПН СССР,
доктор педагогических наук, профессор А. А. КИРСАНОВ
кандидат педагогических наук, доцент Р. А. НИЗАЛЮВ
Ведущее учреждение —Башкирский институт повышения квалификации работников народного образования
Зашита состоится . № • (Ж IV 1992 г. в .
зо
часов яа заседании специализированного совета К. 113. 19. 01 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук при Казанском ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте по адресу: 420021, г. Казань, ул. Межлаука, 1.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института.
Автореферат разослан , £ • ¿еМШЯс&Ц 1992 г.
Ученый секретарь специализированного совета
Г. С. ЗАКИРОВ
ОЩАЯ ХА РАКТЕШСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В условиях глубоких политичес -кпх к социально-экономических преобразований в Haast стране перед педагогической наукой со всей остротой встали проблемы да -ыократического обновления учебно-воспитательной работы, осбо -боддепзо ее ох авторитарного и декларативного характера. Разви -тие новых общественник отношений неизбежно выдвигает вопроси совершенствования а разностороннего развития личности, требует осмысления совокупности всех влияний на формирование человека. Одним аз важных вопросов воспитания молодого поколения остается воспитанна конкретных; нравственных и трудовых качеств: трудо -любио, совесть, честность, долг, уважение к старшим, преданность, правдивость, алеющие глубокие корни в яизна простого народа- В условиях критического осмысления вашей действительности, когда происходит переоданна общечеловеческих ценностей, крайне необходима правдивость в понимания явлений и событий прошлого а настоящего, непримиримость к недостаткам, углубление духовности во всех сферах жизнедеятельности учашнхея и студентов. В этом большая роль принадлежит учителю в совместной деятельности не только с родителями, но и с селами воспитуемыма.
Немаловажное значение в развитии личности играют прееы -етвенность традидай предшествующих поколений, умелое использо -ваниа всего богатства народной мудрости, которая содеряит цзн-нкэ идеи и опыт воспитания, обогащающая мировую педагогическую шель.
¡Материалы народной педагогики, основа которых загажена в произведениях устного народного творчества, в обычаях и обря -дах служат источником развития гуманистической культуры личности." Тем не менее, глубокое изучение научных трудов Г.Н.Волкова, А.Ш.Гашдаова,К.Т.Тургунбаева, Я.И.Ханбикова поДтверздает наше предположение недостаточном уровне использования идей и опыта народной педагогики'в практике учебно-воспитательной работы общеобразовательных школ и в подготовке студентов педагогичес -кях вузов к учительской профессии.
Исторический опыт показал, что незнание культуры своего народа, его прошлого и настоящего означает разрушение связи мевду поколениями, что наносит непоправимый урон в формировании и развитии личности.
Видные деятели педагогики - Н.К.Крупская, В.А .Луначарский, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий,P.A.Сухомлняский отмечали необходи -мость использования богатого педагогического наследия народов.
Этой проблеме посвящены также труды известных учених. Н .А .Кок -стантинова, С. Р.Еадхабова.А.3.Измайлова, М.Орифи, Т.Бердиева, Ы.Балтабаева ,Б .У румбаева, Э. Чарые ва, Ы .А та лова и других.
Разносторонне исследованы проблемы народной педагогика учеными разных национальностей. Среди них - зачинатель иссле -дований многонациональной народной педагогики, духовно-педагогической общности народов России, других стран Г.Н.Волков, рус ских /Г.С.Виноградов, Б.А.Алексавдров.З.П.Васильцова/, татар / Я.И.Ханбиков, 3.Г.Нигматов/,у краияцзв /М.И.СтельмаховиУ, белорусов /А.П.Орлова/, якутов /В.А.Афанасьев/, грузин /А.Ф.Хкн-тибидзе/, азербайджанцев /А .Ш .Гашюв/,адыгов/А .И.Шоров/, да-гестанцзв /Л.А.Мирзоев/, узбеков /Б.А.Кадыров/ и др.
Прогрессивные традиции народной педагогика и их эффективные пути в деле воспитания человеческой личности рассматрива -¡отся в исследованиях С.Исаева, АЛотанова, А.Алиева.Г.Быцзния, к.Сацнкова, Э.;.дрзохонова, Т.Тимошиной, АЛдароян и др.
Определенный вклад в решении вопросов исследования избран ной нагл проблемы сыграли изучение трудов, посвященных культур и быту банкирского народа-.С.Руденко, М.Садыкова,Р,Кузевва,Д.Ва леева, Ф.Надрлиной, А.Сулейл-анова.Т.Ятудина» С.Янгузина.
Выявления прогрессивных традиций, разработки путей их использования в учебно-воспитательной работы обшообразбватель -них школ нашли отражение в работах ряда педагогов. Заслуживает внимание диссертационные исследования Ю.З.Кутлугильдиной, где рассматриваются основные идеи нравственного воспитания башкир: патриотизм, совестливость, честь, подготовка к семейной яизни на конкретных исторических к социально-бытовых материалах.
З.Д.Киекбаева раскрывает сущность и содержание эстетичес ■ кого воспитания башкирского народа; использование его традиций в современной школе автором утверждается как один из факторов улучшения воспитательной работы.
Физическое, трудовое и нравственное воспитание в родовом и феодальном оевдественно-экэнокическом формациях нашли отраже ■ женке в трудах Т.К.Исхакова, где учений анализирует общие подходы к данным проблег/лм»
Как показывает наша исследование, прогрессивные народные традиции и их использование в учебно-педагогическом процессе являются миганзученнкгли, еще много аспектов в г>той области не-
иследовали , нет ни одной монографии по башкирской народной пе -дагогика. Особенно следует указать, что во всех работах объектом изучения являются учащиеся общеобразовательных школ. Спешальяыз яе исследования, посвященные использованию прогрессивных тра -диций при подготовке студентов педагогических вузов к учитель -ской профессии в настоящее время отсутствуют.
Анализ учебников, изучение опыта работн учителей башкирского языка и литературы, учителей труда, классных руководителей, данные констатирующего эксперимента показывают, что содержание обучения и воспитания пока не отвечают запросам современных требований развития личности.
Итак, возникло противоречие между потребностью, необходи -мостью использования прогрессивных традиций народной педагогики в разностороннем развитии старшеклассников и в подготовке студентов педагогических вузов к учительской профессии и недостаточной разработанностью теории и методики организации этого процесса как в школе, так и в педагогических учебных заведениях.
Данное противоречие обусловило, в свою очередь, поиск ре -шения научной проблемы , сущность которой заключается в опреде -лении содержания, катодов, приемов и средств нравственного а трудового воспитания башкир, с одной сторонн и в создании научно обоснованной разработки методики использования ах в практике учебно-воспитательной работы школ и вуза - с другой.
Актуальность проблемы, ее практическая значимость и недос -таточная теоретическая разработанность определили выбор темы исследования: " Прогрессивные традиции нравственного а трудового воспитания башкир и их использование в практике учзбно-воспита -тельной работы."
" ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - опыт нравственного и трудового воспи -тания башкирского народа..
. ПРЕДМЕТ ИеСЛЕДОВАНЩ - процесс развития прогрессивных традиций нравственного и трудового воспитания башкирского народа.
1Ш1Ь ИССЛЕДОВАНИЯ - выявить и обосновать воспитательные возможности традиций башкирской народной педагогики и разработать педагогически эффективную методику использования их в практике учебно-воспитательной работы по нравственному и трудовому тени -танию старшеклассников и в подготовке студентов педагогических вузов к учительской профессии.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Раскрыть сущность и исторические условия воз никлом гая и развития нраветвешпк и трудовых традидай башкирского народ-., их
роль в жизни общества,
2. Установить, каше нравственные ж трудовые требования предъявляет башкирский народ подрастающему поколению.
3. Вияыиь прогрессивные традиции нравственного и трудового воспитания башкир.
4. Экспериментально проверить эффективность использования прогрессивных нравственных и трудовых традиций башкир в практике учебно-воспитательной работы школ и педагогических вузов.
Ь. Внедрить в доступных масштабах результаты исследования в практику общеобразовательных и высших школ.
В нашей гипотезе предполагалось, что специально разрабо -тайная научно обоснованная методика использования прогрессивных традиций нравственного и трудового воспитания башкир способствует разностороннему развитию старшеклассников и студентов педа -ютических вузов, если:
- осуществлять комплексный подход приобщения учащихся и студентов к прогрессивным народным традициям;
- осуществлять педагогическую пропаганду и просвещение среда населения;
- разработать специальную научно обоснованную методику использования прогрессивных традлпий нравственного и трудового воспи -тания башкир, основанную на принципах гибких технологий.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ являются общефилософская'мысль О роли народа в создании духовной и материальной культуры", об от -ношении его к наследию прошлого, "о сущности традиций я их рола в жизни народа, своеобразии и самобытности культур различных народностей и народов, о нравственности и нравственном воспитании.
Б нашей исследовании мы исходим такае из принципа единства национального, межнационального и общечеловеческого; учета подъема национального самосознания народа и необходимости в связи с этим не только выявления национальных традиций, форы, средств, методов и приемов воспитания, но и использования их в рамках со -огветсгвующих этнокультурных общностей.
В исследованиях мы опирались на труды ведущих педагогов и психологов:Г.Н.Волкова, А.Ш.Ташимова,Э.А.Изыайлова,$.А.Хинти -бвдзе, Я.И.Ханбикова, В.В.Даввдова, В.Н.Занкова и др. Изучение их работ позволило подойти к проблеме эффективности использования народных традиций в нравственной и трудовом воспитании старшеклао-снкков и в подготовке студентов к учительской профессии с позиции современны:' научно-педагогических знаний.'
Для решения поставленных задач и проверки правильности вы -двинутой гипотезы в ходе исследования бия использован комплекс методов: теоретический анализ литературы: трудов выцащихск со -ветских педагогов о роли прогрессивных традиций народного воспитания; исследования з области философии, психологии, отражающих современное' состояние проблемы; произведений башкирского на -родного творчества; исследований по истории, краеведению» этно -графин, фольклору; программ, учебных изданий для башкирских акол с целью выявления возможностей использования в них прогрессивных традипий; наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседы, педагогический эксперимент, анализ и обобщение, исторический.
Все перечисленные методы применялись в тесном взаимодействии.
В исследовании проблемы можно выделать несколько этапов,
Первнй этап / 1988-1989гг./ был поисковый, который осуществлял изучение современного состояния проблемы в теории и практике работы учителей и преподавателей с целью накопления материалов первичных наблюдений и определения возможных путей решения ис -следовательских задач. На данном этапе был проведен констатирующий эксперимент.
На втором этапе / 1989-1990 гг./ была сделана разработка исходных параметров исследования на основе следующих методов: беседы, включенные наблюдения, анкетирования.
Третий этап / ЬЭУ0-1991 гг./ заключался в проведении экс -перимента и проверке замысла на опыте национальных школ и рус -ско-башкирского, национального отделений филологического фа -кулмета Стерлитаиакского государственного' педагогического института.
Четвертый этап / 1991-1992 гг./ - обобщающий, ь процессе которого были осуществлены анализ и обработка получанной инфор -мации, сделаны соответствующие выводы. •
В процессе работы изучены следукиие источники: устное поз -тическое творчество башкирского народа, обряды, обычаи, народные праздники, игры, мировоззрение, шежере/родословная/, монографии видна йиих советских педагогов и психологов, религиозные книги, государственные документы. Постановления о .народном образовании.
' НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования
- 6 -
заключается в следующем:
- определено конкретнее содержание положительных тради -дай башкирского народа, способных оказать нравственное а •трудовое воздействие на старшеклассников и студентов педагоги -ческих вузов;
- выявлены методы, приемы, средства нравственного и тру до I го воспитания башкир, обеспечивающие эффективность использо -вания прогрессивных народных традиций в практике учебно-воспитательной работа общеобразовательных и высших школ.
- разработана научно обоснованная специальная методика использования прогрессивных традиций в гроцессе нравственного
и трудового воспитания старшеклассников и в подготовке студентов педагогических вузов к учительской профессии.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ работы состоит в том, что она вооружает учителей, классных руководителей, воспитателей груш продленного дня теоретически обоснованной и практически проверенной методикой использования прогрессивных традиций в нра) ственном и трудовом воспитании старшеклассников и в подготовке студентов педагогических вузов к учительской профессии. Ра; работанная диссертантом программа спецкурса " Пргхрессивные народные традиции" и методика использования их в практике учебно-воспитательной работы общеобразовательных и высших шко. направлены на совершенствование нравственного и трудового воспитания на примере положительных героев.
ДОСТОВЕРНОСТЬ полученных данных в ходе исследования подтверждается методологической обоснованностью его исходных предпосылок; соответствием выводов наших исследований с выво • дами научных работ ученых педагогов и психологов; проведенной опытно-экспериментальной работой, результаты которой вырази. -лись в возросшем разностороннем развитии старшеклассников и студентов педагогических вузов.
АПРОБАШЯ и ВНЕДРЕНИЕ результатов исследования осущес: лились но плану научно-исследовательской проблемной лаборатории / НШШ / Стерлитамакского пединститута и лаборатории "Подготовка будущего учителя к воспитательной рабс-ге" Казанского, пединститута; докладывались в научной Всесоюзной конференции / Уфа,1988/,в научной конференции молодых ученых и аспирантов / Казань.1У91/, в научных конференциях/ Казань,Ъ92,Горно-Алтайск, 1У31/,в Международной тюркологической конференции/Казан; .ЫЭ2/. Е.'аучно-ыетодкческие рекомендации используются в Башкир ском институте повышения квалификации работников народного об-
разования, в Стердибашевской, Т'овосубхангуловской, Мусятовокой а других средних общеобразовательных школах республики, Основные положения исследования были использованы при разработке и чтении спецкурса " Прогрессивные народные традиции" ¡¡а ¡¡ашз -логическом факультете Стерлитамакского пединститута, а также в яяти публикациях автора.
На защиту выносятся: 1. Исследование сущности, содержания,, основных форм-;Р методой прогрессивных нравственных я трудовых традиций башкир как со -цдально-педагогической категории,
2„ Система фольклорных материалов, раскрывающая содеекание прогрессивных традиций, их педагогические возможности. 3. Научно обоснованная методика использования прогрессивных традиций нравственного и трудового воспитания, обеспечивающая эффективность развития личности старшеклассников и подготовки студентов к учительской профессии.
СТРУКТУРА диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЩИ
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определена ее'дали, задачи, охарактеризован объект и предмет ис -следования, раскрыт методология и методика, определена степень разработанности, научная новизна, раскрыта практическая зна -чшость работы, сформулированы, положения, выносимые на защату,
• В первой главе " Основные.тенденции развития нравственности з мировоззрении башзф" показаны изменения в социально-эконо мической, политической и духовной жизни башкир, обусловившие развитие нравственности.
Базисными понятиями на начальных этапах истории морада баакар выступает добро к зло. Мораль /эхлэк/ проникло как понятие с приходом арабо-мусульманской культуры, что нз означает о незнании ее башкирами,ибо началом формирования морали является качало формирования сознания.
В башкирском языке к характеристике поведения человека относятся такие понятия,как "эхлэк"-мораль,"холок"-нрав,"кылык"-нрав,привычка,иигелек"-добро,доброта,"яшылык"-доброта,"яу^з-лык"-зло.В добро входит "покой","мир",тогда как в зло - сызрть.
Добро служит универсальным средством ценностных ориентации. Универсальность его нашла отражение помимо эпосов /"Урал-6 ггыр" -"Акбузат"„"йцукай и Ыурадым" и др./, в пословицах,поговори х, а таете в его антропонимах - Дкаигулов, Юльякап Л'згебаов :.др.
На фольклорном г/ате риале исследуются и анализируются автором основные нравственные требования к человеческой личности.
Устное народное творчество как один из средств воспитания воздействует на сознание детей и формирует такие качества, как справедливость, честность^ доброта, любовь к земле, патриотизм, бескорыстность, неотступная целеуотрешенность. Именно такай является Урал-батыр, посвятивший свою жизнь поискам живой воды, чтобы покончить со смертью - акэл.
Видное место в башкирской фольклористике наряду с воспеванием красоты земель, запишет тема борьбы народа против ее рас -хищения, против колониальной политики царизма, В предании "Кузнец Амин и начальник Братин", в легенде "Салават-батыр" вместе с описанием красоты родной природы выражается непоколебимое стремление народа к свободе, его решимость уберечь Вздину от насильственного грабека.
Тема любви к родной земле и патриотизм мевду собой связаны. " Борхрм является тот, кто завоюет себе славу ушнием веста за собой народ и одержать победу над врагами за свободу своей Родины,- сказал национальный герой башкирского народа Салават Ша~ 1
ев.
Близость с простим народом, знакомство с ее историей и фольклорный® традициями делали Салавата подлинным патриотом,- преодо -левшиы в определенной мере традиции и стереотипы мышления класса эксплуататоров. Хотя из Крестьянской войны 1773-1775 гг» башкиры вышли обескровленными, тем не менее, народ сохранял в'себе духовные силы, чтобы продолжить свое дальнейшее развитие. Народ мечтал о свободной жизни.
Отечественная война 1812 года оставила неизгладимый след в общественном сознании башкирского народа. Память о ней сохрани -лась в исполняемых по сей день в целом ряде народных песен, маршей, танцевальных нангрыяей - это ю Эскадрон"," Кутузов","Маршрут", "Ерэн кашка малкайыи" ."Байык", " Кахым туря, в народных тандах: " Тэнъяк амурзарц"/"Северные амуры/, м Ирзндек". Учас -тие многих тысяч башкир в Отечественной войне 1812 года обога -тихо их нравственный опыт общечеловеческим содержанием, интер -национализировало сознание, ознакомило с европейской культурой, было стимулом аналитического восприятия своей культуры и явилось мошннм Фактором самопознания.
1 Юлаев С. Битва. - ВПб:Поэзия народов СССР 1Х-ХУ111 вв.-М.,1972.
- С.
Идея единения, братства и подлинно-народного пнтернациона -лизма перед лицзм опасности, надасшей над общей Вэдиной красной линией проходит во многих произведениях устного народного творчества башкир, повествующих об этих событиях.
Единство морального и эстетического начал особенно четко проявляются з тех качествах, которыми должал, обладать личность. Срздз всех качеств на первое тасто выдвигаются моральные: смелость, самоотверженность,, достоинство личности, находчивость, трудолюбие. В то же зремя отрицательно оценивается безделке. При всей важности названных качеств основным мерилом огрнкп. выступает ее любовь к Вздкие, готовность ее защищать. В то же время баикар -сккй народ сурово осуэдал кровавые кежпяемвнные распрн, В ска -зашга к Баяс-бетыр" герой, одолев в поединке казахского батыра Аластайиу, говорит:" Эй, Аластайиа, оберегать скот - одна забо -та, оберегать страну - тысяча. Больше свда не прихода."1
Неизбежной спутшщэй феномена патриотизма в условиях войн, взаи1.шш: распрей, набегов и звроломства бнла жестокость по отношению к врагу. Во многих. произведениях устного народного твор -частва такое отношение 1С врагам не осуждается, а понимается как необходимая мера.
Развитие патриотических вдей в нравственном сознании оадкир сопровождалось борьбой не только против иноземных поработителей, но к бшго связано с преодолением феодальной раздробленностк, межплеменных распрей и консерватизма мышления. Осуждение мевдуусо -биц к идею единения башкирских племен можно встретить в излом раде произведений устного народного творчества; з старинной песне и Гидмияза"„ в эпосах " Урал-батыр","Акбузатиг "Кусяк-бий" и другие.
Уважительное отношение к старшим было неотъемлемой частью этновоспитания практически всех народов. Особая роль в воспита-нш послушания к родителям и уважительного отношения к старшим принадлежит эпосам ш сказаниям. Не случайно знаменитый элос "Алдар и Зухра" начинается такими словаки В прежние времена отец семейства был почитаем от детей своих, а старики от юношой"^ Послушание старших и воспитание младших не обходит сторо.юй та -
кое понятие, как уважение. Уважение к старшим имеет разнообраз-,-.
Башкирское народное творчество. Предания и легенды.-Уф кБаш.
кн.изд-во, 1989.- Т.2.- 78 с.
2
& Башкирское народное творчество.-Уфа:Баа.кн.изд-во,198Ь,-Т.1.
Эпос. - ЗЗЬ с.
ные формы. Одним из ее средств является обращение при. обще -нии. "Башкиры еще в недавнем прошлого обращались друг к другу только на "ты". Обращение на "ты" возможно лишь с самыми близкими лвдьш: отец, мать, дети, супруга, друзья, знакомые".^ В знак уважения при обращении к любок$ .едачша старшего по возрасту принято назвать "агай"- старший брат; &сдк старше родителей - "бабай" - дядя, А к женщина - "апай"- сестра, "икай" "эбай" - тетя, бабушка. К младшим обращаются соответственно: к лицам мужского пола "кустьм","знем"5"туганым"- младшт-. брат; к лицам женского пола - "Ьенлвм"," Кьшцда",'1 карандаш"- младшая сестренка.
Вса качества, которьш должен обладать личность форг.щруются определенны!« методами, средствами и приемами. Исследования фольклора, традиции воспитания позволили выделить, четыре группы методов.^
1, Методы словесного воздействия. Эта группа методов рассчитана воздействовать на сознание детой. Приемы данной группы многочисленны: разъяснение, совет, просьба, одобрение, уговор, укор я другие. Основными средствами являются пословицы, пого -ворки, песни, сказки, загадки.
2. Методы морального воздействия - возвышению личности или ее подавления - следует относить, многочисленные обычаи:, запреты, презрение, упрак, проклятие, благословение, заклинанья, моленья.
9. Методы эмоционального -воздействия. К данной группе относятся традиционные благопожелания, многие виды намеков, не ко -торые формы косвенных, угроз.
4. Поощрение и наказание, включающие одобрительную улыбку, похвалу, материальное поощрение, порицание,поругание, побои и другие.
Таким образом, в главе раскрываются сущность, содержание нравственного воспитания баакир, выявлены качества, какими должен обладать совершенный человек, определены методы, формы, сред ства развития личности.
Валеев Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа:прошлое и настоящее.- Уфа:Баш.кн.изд-во,1989245 с.
2 Волков Г.Н. Эгнопедагогика чувашского народа.-Чебоксары:Чуваа. кн.изд—во, 1966. — С.21Э—235.
рр второй главе " Прогрессивные традиции трудового воспя -таппя башкир" раскрывается сущность трудовых традащгй, их .роль и место в воспитании подрастающего поколения.
Выдающиеся педагога придавали больше значение традициям в лизни школ и указывали на их огромную воспитательную роль. К. Д.Ушинский считал» что воспитанна, само не имеющее сильного характера, но проникнутое трздидоэй, не может зоспитавать сильных характеров„ - Л.Н.Толстой не раз наложная о "духе" школы, юлел ввиду ее традиции. Н.К.Крупская настойчиво требовала внедрения э школу целой системы трудовых традиций.
Традаоднг проявляют себя во всей идейной зеизни общества, во всех формах общественного сознания, з разносторонних ограслях труда, общественной жизнг и деятельности ладей. Они имеются у гаадого народа» класса, социальной группы, коллектива, предпри -ятик8 организации, аколы8 учреждения и неразрывно связаны с исторически;® услошяки жизни.
В главе характеризуются исторические, содаально-экономи -ческие условия становления и развития традиций трудового воспи -тания детой баакир. В этом плане рассматривается природно-гео -графические особенности жизни и быта, традиционные трудовые занятия башкирского народа, определившие не только содержанке и направленность трудового воспитания в целом, но и оказавише непосредственное влияние на формирование приемов, путей и средств народной "системы" обучения труду подрастающего поколения.
Анализ фольклорных »материалов свидетельствует о том, что многие произведения содержали в себе идеи о значении труда э воспитании молодого поколения, представления о далях и задачах трудового воспитания, которые определялись условиями материальной жизни в прошлом и отражали насущные исторические потребности башкир.
Наши исследования показали, что устное народное творчество было эффективным средством .морального и эмоционального воздействия на детей, прививая им интерес к трудовой деятельности и формируя у них психологическую готовность. Взгляды на труд носят традиционный характер и в течение многих веков передается из поколения в поколение.
В диссертации показано, что представители старшаго поколо-
Ушинский К .Д. Избранные педагогкчесгае произведения.-М. ДаЬЗ.
-Т.1.-С.539.
- 12 -
ния башкир,, умудренные опытом жизни, давали молодежи советы, пожелания, которые переросли з последствии в пословицы и аого -ворки. Мудрые образные народные изречения, притчи являлись своеобразной школой воспитания. Детям внушалось„ что труд - зхо счастье. Трудолюбив считалось настолько важной чертой нравственности, что покачеству и результата!.! работы башкиры оценивала моральный облик человека. Поэтому постоянно говорилось детям, что трукеаик достоин уважения: народ осознавал необходимость воспитания глубокого уважения к цросгш. труженикам и к резуль -татам их труда.
Во второй главе специально рассмотрен тав&е вопрос о той, как башкиры использовали возможность сравнительно раннего вклинения детей в производительный труд, что является традиционной особенностью семьи. Воспитание б семье башкир всегда было и остается трудовым. Сознание необходимости и полезности труда вырабатывалось у детей постепенно: их приучала к труду, давая сначала простые поручения, но обязательно связанные с общими интереса® семьи. В семье существовало четкое разделение труда с соблюдением возрастных особенностей и возможностей детей: ребенка 4,-Ь лет приучали выполнять несложную работу- ухаживать за определенным молодняком домашнего животного, помогать матери к отцу по дому; с 3-х лет мальчиков начинали обучать верховой езде.
В процессе выполнения этих заданий детк приобретали трудовой опыт, у них воспитывалось ответственное отношение к трудо -вш обязанностям, уважение к труду и лвдяы труда. .Специфика воспитания детей старшего возраста определялась совместной трудовой деятельностью детей и взрослых. Она создавала условия взаимного уважения и взаимной ответственности. Так воспитывалось чувство долга.
Географические, исторические и общественно-экономические условия жизни определяли основные виды хозяйствования башкир в' различные эпохи: земледелие, охотничество, бортничество, коке -водство, скотоводство, ткачество, резьба. Каждый из видов хо -зяйствования подробно рассматривается автором с позиции их вое -питательного значения. Вместе с тем, народ широко использовал и другие средства трудового воспитание. Такие, как игры, упражнения, соревнования. В диссертации анализируются и народные праздники " Ьабантуи"/"Сабантуй"/, "Карга буткаНы"/"Грачиная каша"/. Отличительной особенностью этих праздников является то, что в них принимали .участке дета, подростки, юноши, в процессе которых
они привыкали к соблюдению необходимых правил поведения и по -лучали навыки, полезные для пудовой деятельности.
Теоретический анализ исследуемой проблемы с использованием личностно-деятэльностного и системно-структурного подходов, сравнительный анализ фольклорных материалов и изучение опыта семей по трудовому воспитанию, позволили выделить нам и различные формы обучения: индивидуальные, когда в роли обучающего выступает семья к коллективные - "ултырма", " кулалмаш"," эмэ".
Руководство и контроль со стороны взрослых является одним из ваанкх правил трудового воспитания башкир. Организованность и плановость трудовых занятий, коллективных работ /"эмэ"лзр/ проходили не только под руководством, но и при участии самих взрослых. При этом очень важным элементом, воспитания был настрой к работе. Заранее все знали, о предстоящей о м э, вечерами, рас -сказывалось о том, у кого как проходила о ы э„ какие поучитэлькые случал происходили, как надо вести себя. В итога делали, ькеод, как нужно работать, чтобы нэ быть осмеянным.
Особое место в трудовом воспитании башкир занимала выработка таких качеств, как способность ориентировки. Интересна и иоу.чи -тельна в этом плана притча о том, как старик на виду у молодых девушек избивал своего взрослого сына» На.вопрос девушек, почему он его бьет, старик ответил:" Делает то, что я ему лоручаю".
В. народной педагогика башкир существенное место занимает проверка работы детей, , которая осуществлялась через другие работы, связанные с первой. Эта взаимосвязь работ делала проверку очень эффективно й:не приведет во время скотину домой, может ей свалить медведь. Такая зависимость, при которой несвоевременное выполнение ребенком даваемого поручения срывало и задерживало работу других, повышала ответственность.
В народной педагогике методика трудового воспитания является сложной и многосторонней.Она включает в себя не только методы приобщения к труду, но и формы организации, трудового участия детей. Эта методика решает задачу не только психологической, но я моральной подготовки молодежи: к труду. Такие методы, как при -учение к систематическому труду, выработка привычки к труду, поощрение и. наказание при учете индивидуальных и возрастных особенностей способствовали формированию трудовых навыков и овладению определенными ремеслами.
- 14 -
Анализируя в исследованиях; исторические условия возникновения и развития трудовых традиций башкирского народа, мы при -ходим к следукщим выводам:
- народное понимание трудового воспитания молодежи нашло свое отражение в героических сказанияхе легендах, сказках, песнях, пословицах, поговорках. Последние пробуждают интерес к различным трудовым занятиям, приобщают их к трудовой деятельности, воспктываат уважение к труда и людям труда, к результатам трудовых усилий народа, вызкваат желание работать по праиеру старших;
- у башкирского народа с древних времен установилась традиция, что человек долнен овладевать для жязян необходимыми навыками. Такое понимание роли труда было направляющем в процессе трудового воспитания в семье.
В третьей главе " Использование прогрессивных традиций нравственного и трудового воспитания башкир в практика учебно -воспитательной работы" - раскрываются ход и содерстшш экспериментальной работы.
Б ходе исследования был проведен анализ состояния учебно-воспитательной работы учителей банкирского языка и литературы, учителей труда, родителей по повышению национальной культуры средствами прогрессивных народных традиций»
Анализ анкет, проведенных среди родителей, классных руководителей показал, что многие из них используют прогрессивные -тра- . дицик неосознанно, как некую неотъешеадю часть бита. Большинство из них не знает как 1а использовать в процзссе воспитания своего ребенка. В связи с этим, в ходе исследования было проведено педагогическое просвещение родителей / 3-нй этап .формирующего эксперимента/, что нашло подробное отражение в диссертации.
Наше исследование показало, что для успешного формирования нравственных и трудовых качеств учащихся и студентов средствами . прогрессивных традиций необходимо создание определенных педа -гогических условий, а именно: целенаправленное педагогическое просвещение родителей; учет учителем положительного опыта семей по использованию прогрессивных традиций нравственного и трудового воспитания детей; усиление соответственной психолого-педагоги -ческой и кетодической подготовки учителей; определение системы работы на уроке и во внеклассной воспитательной деятельности с учетом возрастные особенностей и педагогическими возможностями
хсак учителя,, так и родителей. Это обеспечит успешность нравственного и трудового воспитания учащихся, подготовки студентов к учительской профессии, з процессе которого прогрессивные традиция занимают ведущую роль. В этой деятельности мы исходили еще из региональных особенностей.
В ходе эксперимента диссертантом особое внимание уделялось анализу состояния использования прогрессивных народных традихшй, а такхе уровни знания национальной культуры старшеклассников и студентов. Констатирующий и формирующий эксперименты проводились з общеобразовательных школах республики. Башкортостан, в русско-башкирском а национальном отделешиг филологического фа -гультета Стерлитамакского госпадинстятута/ с охватом более S50 учащихся в 150 студентов/.Эксперименты проводилсиь по плану лаборатории/научно-исследовательской проблемной лаборатории ~ НИП2/ при Стеряиташкском пединституте и лабораториа "Подготовка бу -дущего учителя к воспитательной работе" Казанского пединститута.
Опытно-экспзри/.ентальная работа осуществлялась в два этапа:
1 этан - подготовительный - включал в себя констатирующий и пробно-поисковый эксперименты, в процессе чего применялись такие методы как собеседование, анализ программных документов, регламентирующих учебный процесс, наблюдение за ходом аудиторного обучения школьников л студентов, изучение опыта передовых учи -телей республика, анкетирование, анализ учебных программ по баш-карскому языку и литературе, по труду, годового плана школ по воспитанию. Это исследование позволило выделить и выстроить от -дельные.приемы, методы, технологические элементы формирования национальной культуры» способствующей разностороннееразвитие личноста.старшеклассникав и студентов.
* 2 этап- осеовноЙ- связан с формирующим экспериментом. Он
носил сравнительный характер. Средством выступила специально разработанная методика по использованию прогрессивных народных
традиций, основанная на технологии развивающейся коспвращи/ТЖ/. При этом исходили-аз того положения, что формирует личность и ее развивает весь процесс урока, где присутствуют все элементы целостной структуры деятельности: делеполагание, планирование, реализация, анализ и оцзнка.
Для точной ориентации в составлении программы эксперимента необходимо было знать изначальный уровень знания национальной культуры, входящей в содержании прогрессивных традиций, результаты которого отразились в таблшщ: Ш.,2,3,5,6. Определение уровня
знаний таких разделов национальной культуры, как обряди, обычаи, игры, праздники, история, устное народное творчество дало'возможность выделить три уровня сфоршрованности этих понятий: высокий, средний, низкий
ПОКАЗАТЕЛИ ЮСТА У ГОШ ЗНАНИЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ. КУДЬТУШ
данные по группам ! В начале эксперимента ! В концз ^кспери-
/ 500 / ! ! манта
! Кол- -вр ! Птх>центы ! Кол-во Штопанты
! Н С В ! Н С В ! Н С В 1 Н С В
1 группа 123 3 0 ! 90% 10% 0% 5 8 20 0 ! 20%10Ш
2 группа 126 4 0 ! 87£ 13^ 0% 1 12 16 2
3 ■группа 134 Б6 4 ! 37$ 28$ 35$! 3 79 12!ЗЯ 84Й.35
4 группа 1143 7 0 ! 935? ?! 0% 1 0 10149 Ю% Ы%23,с,
5 группа !137 63 0 ! &6% 34^ 0% ! 0 161
Внеклассная работа по нравственному и трудовому воспитанию старшеклассников и студентов осуществлялась наш как продолжение процесса обучения. Полученные на урока и на занятиях знания и нравственно-трудовые понятия подкреплялись мероприятиями по внеклассной .работе.
Использование, прогрессивных традиций народа осуществлялась нами ь кооперациях, соблюдая все этапы и ее принципы,что под -робко изложено в содержании диссертации:. Опытно-экспериментальная работа предусматривала использование этических бесед, инс -цэнарованиз обрядов, праздников, игр, пропаганду национальной культуры среди башкирских классов города, среди населения, вы -отупления перед сельчанаме и по местному радио и печати.
Все работы по формированию л развитию разносторонне развитой личности позволили выделить следующие умения: умение определить цели я задачи; умение определить путей и средств достижения цели; умение планировать, анализировать, оценивать своз действия; умение работать с первой сточникамс, архивными материалами; умение координировать свои действия с действиями других; умение убеждать и др.
Результатом формирующего эксперимента являются: "Круглые столы" ка.студенческих научно-практических конференциях, рефераты по народной педагогике, дидломныв работы, программа спецкурса "Прогрессивные народные традиции".
. - 1? - .
Анализ полученных п ходе исследования фактов подтверждают правомерность ввдвинутой в намла исследования рабочей гипотезы и адекзатность методов поиска поставленным задачам.
На основе изложенного сделаны следующие выводы:
1. Процесс нравственного и трудового воспитания на совра -ыенном этапе демократизация народного образования должен включить в себя региональные и национальные особенности, которые отражается в прогрессивных традициях.
2. Народит традиции широко представлены в устном народном творчестве. Она в силу своей доступности, эмоциональности, пластичности. языка любимы всекз и могут быть успешно использованы в учебно-воспитательной работе.
3. Использование прогрессивных народных традиций во внекало-сной работе позволяет в ненавязчивой форме воздействовать на эмоциональную сферу детей, вызывать,их интерес к устному поэтическому творчеству, фольклору, заложенным в них вдеш, а значит облегчает воспитательный процесс, делает его действенным.
В заключении диссертации подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы.
Данное исследование не претендует на исчерпывающее решение всех проблем, связанных с использованием прогрессивных народных традиций нравственного и трудового воспитания в разностороннем развитии личности. Интересно исследование данной проблемы в аспекте взаимосвязи условий, форм, методов использования нравст -вонно-трудовых традиций;вкяючение материалов прогрессивных тра -диций в школьные программы по различным учебным дисциплинам. Актуальны вопросы вовлечения школьников и студентов в творческую поисковую работу по сбору и записи и систематизации прогрессив -них традищй,
Основнш полокения диссертации отражены в следущих публикациях автора:
1. Деятельноспшй подход в создают, спецкурса по эхнопеда-гогике башкирского народа/ Проблемы перестройки в учвбно-воспитаг-тельных учреждениях народного образования. Тезисы до кладов.-У фа, 1389 .-С.19.
2. Формирование оценочных действий/Проблемы оптимизации учебного взаимодействия в педагогическом вузе и школе. Сборник на -учно-методических трудов.- Стерлитамак, 1990,- 29-32 с.
3. К>ль рефлексии в развитии личности/Деятелыюстинй подход в обучении и формировании творческой личности. Тезисы докл&цоь
и выступлений на Всесоюзной научно-практической конференции.
- Уфа-Москва, 1аУ0. - 141-142 с.
4. Разработка и внедрение технологии развивающейся кооперации в формах инновационного семинара и Большого педсовета/ Психолого-педагогическая проблема подготовки студентов к вое -питательной работе в условиях перестройки системы вузовского образования. Тезисы докладов и выступлений на межреспубликанской конференции. - Ленинабад,1990. - С.31.
5. Формирование у студентов этнопедагогкческой ку.ч/гуры средствам гибких технологий / Проблемы преподавания истории педагогики в вузе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, историков педагогики, преподавателей кафедр педа -гогики педагогических институтов и университетов Вэссии. Часть 2.
- Горно-Алтайск, 1991. - 64-66 с.