Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Психолого-педагогические проблемы развития творческого чтения и анализа художественных произведений в начальных классах

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Тонекабони Асгар Бандпей
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Душанбе
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Психолого-педагогические проблемы развития творческого чтения и анализа художественных произведений в начальных классах», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Тонекабони Асгар Бандпей, Душанбе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ТАДЖИКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. САДРИДДИНА АЙНИ

На правах рукописи

04201360047

ТОНЕКАБОНИ АСГАР БАНДПЕЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ И АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ(на материалах начальних школ Ирана)

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01- общая педагогика, история педагогики и

образования

Научный руководитель доктор педагогических наук профессор Юлдашев У.Р.

Душанбе 2013

СОДЕРЖАНИЕВведение ..........................4

ГЛАВА I

Педагогике - психологические условия выбора художественных произведений для школьников начальных классов Ирана

1.1. Восприятие школьниками начальных классов художественной литературы в процессе обучения.....................................................16

1.2. Основы психолого-педагогического анализа художественных произведений в начальных классах................................................51

1.3. Принципы и подходы выбора художественных произведений и их изучения в начальных классах......................................................63

1.4. Место художественных произведений в учебных программах и методических пособий для начальных классов.................................78

Выводы по первой главе.......................................................95

ГЛАВА II

Методы, подходы и средства классного чтения художественной

литературы и их развитие для учащихся начальных классов

2.1.Педагого-психологические особенности познания художест-венной

литературы в начальных классах.......................................99

2.2. Технологическиеподходы для чтения художественных произведений и их особенности.....................................................118

2.3. Восприятие художественных произведений и повышения их

уровня на основе использования творческого пересказа...................123

2.4. Использование методов тестированияи коррекции у детей с

проблемами чтения......................................................................127

Выводы по второй

главе.........................................................1423аключение...............

.................................................................144

Рекомендации..........................................................................145

Список использованной литературы.............................................147

Введение

Актуальность исследования. На современном этапе качества человеческого сообщества определяются духовным и интеллектуальным потенциалом на базе грамотности индивидуума. Необходимое условие грамотности — высокая доля читающего населения, и что ещё более важно, когда население читает активно. Чтение литературы детьми-проблема неизменно актуальная для педагогики. В настоящее время наблюдается её важность в связи с современной культурной и социальной ситуацией. Для человека книга всегда оставалась окном в мир, через который постигаются нравственные, эстетические и духовные ценности. Процесс постижения литературного произведения предполагает активную творческую деятельность, в ходе которой читатель создаёт на основе авторского текста вторичные образы, отражающие его индивидуальное видение. Многообразие вторичных образов (письменных, музыкальных, изобразительных, театральных) позволяет постигать художественный мир с разных сторон, создавая в результате полноценный, многогранный, синтезированный образ.

Создание музыкальных, изобразительных и театральных вторичных

образов при изучении литературного произведения способствует

развитию художественного восприятия, расширяет палитру творческой

деятельности младших школьников. Критериями динамики литературно-

художественного развития младшего школьника, характеризующими

активную творческую деятельность в процессе постижения

литературного произведения, является эмоциональность восприятия,

активность в работе по созданию вторичных образов, способность к

трансформации художественного образа, полнота восприятия,

адекватность восприятия, обоснованность оценки художественного 4

образа. Отсутствие возможности общения через эти окна с миром лишают человека возможности социализироваться, перенимать знания, традиции, культуру, грозит незащищённостью от агрессивной среды и одиночеством. Вместе с тем, интерес к чтению у детей младшего школьного возраста ещё недостаточно высок. Тенденция к его снижению наблюдается у учащихся средней школы. В качестве причин потери интереса к чтению можно назвать неправильно заложенные основы читательской культуры, слабые навыки работы с книгой, неумение получать удовольствие от общения с ней, а это задачи начальной школы. Угасание творческого потенциала детей связано с обеднением диапазона творческих действий, а также резким сужением чувственных впечатлений и сенсорно-гармонической активности.

В последнее десятилетие в значительной степени усилился интерес к литературному образованию младших школьников. В педагогическом сообществе укоренился новый взгляд на начальное звено, его теперь справедливо рассматривают не только как подготовительный этап, предшествующий получению среднего образования, но и как возраст, которому свойственна осмысленная познавательная деятельность.

Определяя задачи чтения как процесса, в настоящее время в большей степени подчёркивается не только его прикладное значение (для получения знаний в разных научных областях), но и конкретизируются возможности чтения художественной литературы для эстетического развития. Оставаясь в достаточной степени актуальным, отошёл на второй план процесс борьбы за скорость чтения, уступив место работе, направленной на понимание художественной сути произведения. Постепенно из практики преподавания уходит авторитарная педагогика навязывания взглядов и суждений, рассчитанная на среднего ученика и позволяющая мыслить и творить в пределах дозволенного.

Ученые З.Н. Новлянская, Т.Г. Ромзаева, Х.И. Темирова подчеркивают,

что требование сегодняшнего общества заключается в полноценном

5

восприятии художественного произведения, которое еще недостаточно изучено, т.к. не создано единой классификации уровней восприятия, а адекватное восприятие формируется в процессе анализа произведения, которое должно быть совместным (учителя и ученики) раздумьем вслух, что со временем позволит развиться естественной потребности самому разобраться в прочитанном. При этом, они не безосновательно акцентируют внимание на эффективном использовании учителями современных методов и технологий классного и внеклассного чтения в начальных классах.

Решением данной проблемы должны заниматься учителя начальных классов. В начальной школе очень важное значение имеет заинтересованность учеников в изучении предметов и результатов своего обучения. При этом мы должны учитывать тот факт, что значительная часть учащихся на втором и третьем году обучения не желает ходить в школу, не хочет учиться, утрачивает интерес к предметам, изучаемым в начальных классах.

Настало время задуматься: почему же при современной постановке обучения чтению в начальной школе наши дети недостаточно хорошо читают, почему у них занижен интерес к чтению и что надо делать при устранении этих негативных явлений?

Степень научной разработки

проблемы.Проблемыформирования классного чтения в воспитании развитой личности привлекали внимание мыслителей и знаменитых представителей, различных наук: Абуали ибни Сино (Авиценну), А. Фараби, Н. Туси, Н. А. Самарканди, А. Джами, А.Дониш, С.Айни и др.

Они утверждадали, что значимость уроков классного чтения состоит

прежде всего в решении задач комплексного воспитания и образования,

расширения кругозора и знаний, приобретения навыков художественного

мировосприятия детей об окружающей действительности в прошлом и

настоящем человеческой цивилизации, формирования положительных б

нравственных и гуманистических ценностей из текстов книг различных тем и жанров.

Огромный вклад в разработку основ работы с литературными текстами внесли основоположники русской педагогики К.Д.Ушинский, и основатель начальной школы в Ясной Поляне Л.Н.Толстой Например, наблюдения Л.Н. Толстого над процессом детского чтения позволили сформулировать методические указания, которые являются основополагающими в ряде современных прогрессивных методик чтения. Л.Н. Толстой одним из первых заговорил о внимательном отношении к творчеству детей, о необходимости «создать условия», чтобы у ребёнка проявилось всё, что в нём заложено. О необходимости эстетического прочувствования литературного произведения заявлял К.Д. Ушинский. Он одним из первых обозначил методическую проблему противоречия между усвоением содержания произведения и эстетическим восприятием. Дискуссии о первенстве этих двух составляющих чтения художественной литературы ведутся до сих пор.

К.Д. Ушинский одну из важнейших задач школы видел в том, чтобы «приучить дитя к разумной беседе с книгой». Чтобы решить данную задачу учителю, необходимо создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразных видов работы.

Методика работы с книгой была в центре внимания учёных, педагогов, психологов Ирана- Абади Рахим, Али Ахмади Али Реза, Шамс Шарагим Араги, Али Абади Хадидж, Карими, Саиф Нароги, Табризи Галанзаде Хомед и многих других.

Ученые-педагоги Таджикистана М.Лутфуллоев, Ф.Икрамова,

Р.Курбонов, Ф.Шарифзода, А.Эшонджонов подчеркивают, что требование

сегодняшнего общества заключается в том, чтобы учащиеся, независимо от

ступени обучения, могли грамотно рассуждать, обосновывать свои суждения

и делать выводы на уровне художественного (образного) мировосприятия и

7

мышления. При этом они, небезосновательно, акцентируют внимание на эффективном использовании педагогами современных методов и технологий классного чтения, особенно в начальных классах.

В условиях переходного этапа развития в республике формируется современное индивидуальное и общественное сознание, учитывающее современные требования воспитания и образования, улучшается качество учебников, формирующих сознание.

По мнению академика М.Лутфуллоева, уроки чтения в начальных классах, помимо утилитарных целей дидактического и воспитательного планов, призваны решать проблему, связанную с адекватным восприятием детьми произведений искусства слова. Достаточно часто дети, читая художественное произведение, воспринимают изображённое неточно и даже неверно, потому что на уроках чтения учитель не работает над развитием способностей, связанных с художественной рецепцией, целенаправленно.

Академик Ф.Шарифзода утверждает, что способность к образному анализу художественного произведения сама собой не формируется. А если она отсутствует, то читатель воспринимает лишь основные поступки героев, следит за ходом сюжета и пропускает в произведении все, что его затрудняет. Такой способ чтения закрепляется у детей и сохраняется даже в зрелом возрасте. Продолжая мысль академика Шарифзода Ф, О, профессор Курбанов Р.К. пишет, что дефектном механизма восприятия читатели и из подлинно художественного произведения усваивают лишь его сюжетную схему и абстрактные, схематические представления об его образах, то есть примерно то же, что из малохудожественных книг.

Поэтому академик Ф. Шарифзода, соглашаясь с академиком М.

Лутфуллоевым, говорит о необходимости учить детей «обдумывающему»

восприятию, умению размышлять над книгой, а значит, о человеке и о жизни

в целом. Адекватное восприятие формируется в процессе анализа

произведения, который должен быть совместным (учителя и ученики)

раздумьем вслух, что со временем позволит развиться естественной 8

потребности самому разобраться в прочитанном. По нашему мнению, анализ произведения должен быть направлен на выявление его идейного содержания, той основной мысли, которую стремится донести автор до своего читателя, на выявление художественной ценности произведения.1

Таким образом, над проблемой полноценного восприятия художественного произведения работали и работают многие известные ученые, педагоги Таджикистана: Б.Воронов, Р.Курбонов, М.Лутфулоев, Ф.Шарифзода, И. Каримова, С.Темирова, Ф. Икромова, С.Икромова и многие другие.

Таким образом, как показывает исследование, художественная литература решает не только образовательные, но и воспитательные задачи развития личности учащихся. Чтение художественных произведений способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций у учащихся начальных классов. У детей расширяются конкретные представления об отношении к друзьям, одноклассникам, родным.

Для учащихся начальных классов, в силу особенностей его психики, высокое желание действенно отозваться на всё то, что ему сообщается, с чем он знакомится, о чём читает. Чтение будет активно развиваться, если в нем будут происходить не только процессы буквосложения, но и будет присутствовать момент внешнего выражения впечатлений от прочитанного, это и обусловило актуальность исследования.

Объектом исследования является психолого - педагогические проблемы формирования творческого чтения и анализа художественных произведений (на материалах начальных школ Ирана).

Предмет исследованияцелостный и непрерывный творческий процесс обучения учащихся начальных классов творчески подходить к чтению и анализу художественных произведений, содействующих формированию правильной литературной речи.

Цель исследования заключается в определении и закреплении особенностей творческого чтения и анализа текстов художественной литературы на уроках и внеклассной работе, которая повысит уровень восприятия учащимися начальных классов при чтении учебника и дополнительной литературы.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что при соблюдении особенностей классного и внеклассного чтения художественных произведений возрастает воспитательное и образовательное воздействие, при которых процесс формирования научного мировоззрения учащихся начальных классов будет эффективным, если:

- использование новых приёмов, будет направлено на активизацию творческой деятельности учащихся начальных классов в процессе освоения ими литературного чтения на уроках и внеурочное время;

- анализ творческой деятельности учащихся начальных классов будет способствовать более глубокому пониманию художественных произведений;

- доступность чтения и анализа художественных произведений для учащихся начальных классов будеть соответствовать с их психолого -педагогическими и возрастными особенностями.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи исследования, которые заключались в следующем;

- в выявлении степени научной разработанности проблемы и творческой деятельности учащихся начальных классов как оптимальной формы восприятия классного и внеклассного чтения;

- в выявлении потенциальных возможностей создания учениками начальных классов вторичных образов при изучении литературных произведений;

разработке технологий классного и внеклассного чтения

художественных произведений; 10

- в проведении экспериментальной проверки уровня творческого чтения и анализа художественных литературных произведений учащимися начальных классов.

Базой исследования является учебно - воспитательный процесс школ №№4,6,36,80 г. Тегерана (Иран).

Методологической основой исследования являются теоретические психолого - педагогические исследования познавательных способностей учащихся начальных классов иранскими учеными: Абади Рахим, Али Ахмади Али Реза, Али Абади Хадидж и др.; воспитание развитой личности и общечеловеческих ценностей в трудах Аристотеля, Авиценны, Н. Туси, Н. Самараканди, А. Джами, М.В. Ломоносова, Н.Г. Чернышевского, С. Айни) и др; в трудах таджикских ученых (М. Лутфуллоева, Ф. Шарифова, С. Кодирова, X. Буйдакова, И.Х. Каримовой, Ф. Икромовой, X. Темировой) и др.; педагогические и дидактические идеи ученых (С.И. Абакумова, Ц.П. Балталона, В.Г.Белинского, В.Н. Водовозова, Л.Н. Толстого, И.И. Трояновского, К.Д. Ушинского) и др. А также психолого - педагогические исследования познавательных способностей учащихся начальных классов, Законы Республики Таджикистана «О языке», «Об образовании», государственные стандарты образования и другие правовые акты, нормативно - инструктивные документы об образовании и нравственном воспитании.

Методы исследования:

- изучение теоретической и методической литературы по проблемам исследования;

- изучение творческого чтения и анализа текстов художественных произведений в начальных классах;

- педагого - психологические наблюдения за развитием учащихся начальных классов при чтении художественных текстов и анализе художественных произведений в урочной и внеурочной форме;

- педагогич