автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Методика обучения младших школьников основным видам творческих работ на уроках чтения
- Автор научной работы
- Мали, Любовь Дмитриевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1985
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Мали, Любовь Дмитриевна, 1985 год
Введение
Глава I. Состояние проблемы обучения младших школьников 15 основным видам! творческих работ.
§ I. Проблема обучения младших: школьников основным видам: творческих работ в дооктябрьский период развития методики чтения
§ 2+ Проблема обучения младших школьников основным видам творческих работ в советский период развития методики чтения
§ 3. Характеристика основных понятий исследования
Глава П. Процесс обучения младших школьников основным видам творческих работ на уроках чтения
§ I» Основные виды творческих работ и их разновидности . . .
§ 2. Содержание и построение: процесса обучения учащихся основным видам творческих работ
§ 3. Методика формирования представлений аб основных видах творческих рабат и их р$новидностях
§ 4. Методика формирования опорных умений в процессе обучения учащихся основным видам творческих работ.
Глава 1. Результаты опытно-экспериментального обучения младших школьников основным видам творческих работ.
§ 1„ Теоретико-методическое: обоснование оценки качества творческих работ.
§ 2. Ход эксперимента. Качественный и количественный анализ его результатов
Введение диссертации по педагогике, на тему "Методика обучения младших школьников основным видам творческих работ на уроках чтения"
В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы указывается на необходимость повысить качество учебно-воспитательного процесса, совершенствовать формы, средства и методы обучения.
Важнейшим направлением повышения качества процесса обучения и воспитания является приобщение детей к самостоятельному творческому труду в рамках учебной деятельности. Как подчеркнул Генеральный секретарь ЦК КПСС К.У.Черненко, "надо воспитать такую молодежь, которая сумела бы не только освоить опыт старших поколений, но и обогатить его'собственными свершениями" (2., с.47).
Серьезные требования в этом плане предъявляются к начальному образованию, так как именно в этот период закладываются основы личностных качеств ребенка, особенно интенсивно развивается его нравственная, эмоциональная сфера, формируется отношение к школе. Необходимо, чтобы уже в этот период учебная деятельность стала в основе своей самостоятельной творческой деятельностью, в значительной степени способствующей развитию ребенка и воспитанию у него отношения к учению как источнику духовной радости и морального удовлетворения.
Центральной проблемой настоящего исследования является проблема совершенствования методики обучения младших школьников основным видам творческих работ на уроках чтения в начальных классах. Эта проблема является актуальной в свете последних постановлений партии и правительства, так как направлена на решение сложных задач воспитания и развития младших школьников в процессе обучения их чтению. Систематическое и целесообразное использование на'уроках чтения в процессе изучения художественных произведений разнообразных видов творческих работ поможет учителю в воспитании самостоятельности, творческой активности младших школьников, совершенствовании их читательских умений и навыков, а также в развитии воображения и связной речи детей. Б данном исследовании специально выявляются возможности повышения уровня развития воображения и связной речи младших школьников на основе совершенствования методики обучения учащихся основным видам творческих работ на уроках чтения.
Период начального обучения заключает в себе огромные возможности для развития творческих способностей ребенка. Исследования по педагогике и психологии детского творчества (30,80,78,56,46) свидетельствуют о том, что у детей уже в дошкольном возрасте отчетливо проявляется потребность в творчестве. Эта потребность реализуется в игре, всякого рода импровизациях, рисунках и т.д. С другой стороны, эта потребность сам.а по себе вторична, она представляет собой отклик на ту обстановку, среду, которая окружает ребенка; эта потребность проявляется в такой мере, в какой окружающий ребенка мир стимулирует ее. Б качестве непосредственных стимулов творческой деятельности в младшем возрасте выступает активное общение взрослого и ребенка, игровые ситуации, занятие рисованием, слушание музыки, чтение, лепка, конструирование и т.д.
Наилучшим стимулом детского творчества является такая организация жизни и среды детей, которая создает потребности и возможности творчества" - писал Выготский Л.С. (30., с.60).
В период обучения ситуация несколько меняется: основной в жизни ребенка становится не игровая, а учебная деятельность. Логично предположить: если игровая деятельность до определенного времени выполняла роль стимула творческих способностей ребенка, то в данный период в целях перспективного совершенствования механизмов воображения учебная деятельность т а к i е должна стать ведущей в реализации потреб н ост и в творчестве.
Однако для того, чтобы учебная деятельность выступала в качестве стимула в развитии творческих способностей ребенка, ее надо специальным образом организовывать (30,79,80,33,56,110). С этой целью в процессе обучения используются методы и приемы, оказывающие решительное воздействие на развитие творческих способностей учащихся (80). В последние десятилетия эта проблема довольно успешно решается в основном благодаря использованию творческих методов. Наряду с репродуктивной деятельностью все больше внимания •уделяется творческой деятельности. Это относится к урокам математики, русского языка, трудового обучения в начальных классах.
Важнейшим направлением начальной подготовки учащихся является обучение их чтению. На уроках чтения предметом изучения является художественное произведение. Чтение как процесс восприятия, осмысления и оценки художественного произведения и творчество читателя по ходу восприятия, осмысления и оценки художественного произведения - два глубоко взаимосвязанных и взаимообусловленных явления, характеризующие процесс чтения в целом (70,71,75,110). Особенно отчетливо эта мысль выражена в работах Сухомлинского В.А. В частности, он писал: "Чтение как источник духовного обогащения не сводится к умению читать, этим умением оно только начинается. Чтение - это окошко, через котррое дети видят и познают мир и самих себя .Без творческого труда, создающего к ра с о т у, б е з сказки и фантазии, игры и музыки невозможно представить чтение как одну из сфер духовной жизни ребенка " ( НО, с.207) 1.
I. Выделено нами Л.М.
- б
Творческая деятельность младших школьников на уроках чтения организуется благодаря использованию разнообразных видов творческих работ.
Изучение истории методики чтения, опыта передовых учителей позволило сделать вывод о том, что в каждый исторический период развития методики независимо от того, какой метод лекал в основе обучения чтению ( объяснительное чтение, литературно-художественное чтение, творческое чтение ), творческие работы рассматриваются в качестве ведущего приема изучения текста художественного произведения. Это обусловлено как психологическими особенностями младших школьников, так и спецификой художественного произведения как продукта творчества.
В истории методики чтения описано довольно много разнообразных видов творческих работ. В отдельные исторические периоды ( например, в 20-е годы XIX в.), кроме основных видов ( иллюстрирования, рассказывания, драматизации ), к творческим работам,' выполняемым на уроках чтения, относили лепку, конструирование, аппликации и т.д. Каждый из видов творческих работ достаточно детально изучен, уточнены разновидности отдельных видов, накоплен богатейший практический материал, касающийся использования каждого вида при изучении художественных произведений в начальных классах. 1
Однако до настоящего времени остается нерешенным целый ряд вопросов, связанных с обучением младших школьников основным видам творческих работ на уроках чтения. В частности, остается неясным, как постепенно формировать у учащихся представление о специфике каждого вида работ, какими умениями необходимо овладеть в процессе выполнения творческих работ основных видов, как работать
I. Подробный исторический анализ исследуемой проблемы содержится в главе I настоящей диссертации. над формированием умений, каковы критерии оценки качества творческих работ.
В настоящее время основные виды творческих работ, используемые на уроках чтения в связи с изучением художественных произведений, принято рассматривать вне связи друг с другом: определять специфику каждого вида, намечать общую последовательность действий при выполнении творческой работы того-или иного вида (15,16,29,31, 38,40,49,57,101 и др.), выделять отдельные умения, необходимые учащимся при выполнении того или иного вида творческих работ ( например, умение'воссоздавать прочитанное при иллюстрировании текста), и разрабатывать методику формирования этих умений (4,37,48). Рассмотрение одного вида творческих работ в отрыве от другого в значительной степени затрудняет практическое использование этих видов на уроках чтения.
Изучение психолого-педагогической сущности основных видов творческих работ ( подробно см. в § 3 Первой главы ), наблюдение за процессом выполнения учащимися творческих'работ разных видов ( подробно см. гл. П ) позволили утверждать, что в содержании, процессе выполнения и конечном результате всех видов творческих работ есть много общего. Тогда естественно возникает предположение о наличии каких-то общих моментов в методике обучения учащихся всем основным видам творческих работ, используемым на уроках чтения в связи с изучением художественного произведения.
Таким образом, цель настоящего исследования заключается • в отыскании наиболее эффективных форм обз^чения младших школьников основным видам творческих работ на уроках чтения с учетом того общего, что присуще этим видам.
Постановка общей цели исследования определилась серией частных вопросов:
1. Какие виды и разновидности творческих работ целесообразно использовать на 1-ом, 2-ом и 3-ем году обучения ? Чем это обусловлено ?
2. Каковы основные этапы процесса выполнения творческих работ независимо от конкретного вида этих работ ?
3. Какими понятиями необходимо овладеть учащимся для успешного выполнения творческих работ разных видов ? Когда и как работать над понятиями ?
4. Каковы наиболее общие ( опорные ) умения, которыми должны овладеть учащиеся при выполнении творческих работ разных видов ?
В чем заключается особенность методики формирования опорных умений на уроках чтения в начальных классах ?
5. Каковы основные критерии оценки уровня сформированности опорных умений, позволяющие судить о качестве выполнения учащимися творческих работ разных видов ?
Ответ на указанные вопросы и составит содержание настоящего исследования.
Объектом исследования является процесс обучения младших школьников основным видам творческих работ, выполняемым в связи с изучением художественного произведения на уроках чтения в начальных классах. При этом, как уже указывалось, нас в данном исследовании интересует не методика обучения отдельным видам творческих работ ( обучение иллюстрированию, рассказыванию или драматизации ), но процесс обучения всем основным видам ( иллюстрированию, рассказыванию и драматизации ) с учетом того общего, что присуще этим видам творческих работ.
Предметом исследования является методика формирования у младших школьников обобщенных ( опорных ) умений в процессе использования основных видов творческих работ при изучении художественных произведений на уроках чтения в начальных классах.
Изучение процесса выполнения учащимися творческих работ основных видов, а также выявление и анализ типичных недочетов творческих работ младших школьников позволили выделить ряд обобщенных ( Опорных ) умений, которыми в первую очередь необходимо овладеть учащимся. Перечислим их:
1) Умение выбрать из текста произведения необходимый материал;
2) умение представить прочитанное;
3) умение словесно оформить возникшее представление.
Указанные умения в самом общем виде отражают структуру и содержание деятельности учащихся при выполнении всех основных видов творческих работ на уроках чтения.
Методика исследования заключалась в разработке специальной программы обучения младших школьников основным видам творческих работ на уроках чтения в начальных классах, предусматривающей постепенное введение в процесс обучения новых разновидностей творческих работ в соответствии с уровнем сложности их выполнения, включение понятий, отражающих сущность и специфику каждого вида творческих работ, а на этой основе - формирование опорных умений, необходимых учащимся при выполнении творческих работ всех основных видов. В ходе исследования уточнялись и отрабатывались критерии оценки качества творческих работ младших школьников ( критерии оценки уровня сформированное!» опорных умений ).
В данном данном исследовании мы исходим из следующей гипотезы:
Если в процессе использования основных видов творческих работ на уроках чтения при изучении художественных произведений центральное внимание уделять формированию обобщенных ( опорных ) умений, то при условии постепенного введения в процесс обучения новых разновидностей творческих работ в соответствии с уровнен сложности их выполнения, а также при условии постепенного формирования представлений о сущности и специфике каждого вида творческих работ, мы получим более высокие результаты в развитии творческого воображения и связной речи учащихся.
Для реализации выдвинутой гипотезы предстояло решить следующие конкретные задачи:
1. Разработать и экспериментально проверить целостную систему творческих работ, включенную в учебно-воспитательную работу на уроках чтения в начальных классах.
2. Распределить все виды творческих работ по годам обучения в соответствии с уровнем сложности их выполнения.
3. Определить круг понятий, которыми необходимо овладеть учащимся, наметить методику "включения" понятий в процесс обучения младших школьников основным видам творческих работ.
Разработать методику формирования обобщенных (опорных) умений в процессе использования основных видов творческих работ на уроках чтения.
5. Наметить основные критерии оценки уровня сформированности опорных умений, позволяющие в целом судить о качестве творческих работ, выполняемых младшими школьниками на уроках чтения.
6. Выявить роль творческих работ в развитии воображения и речи учащихся.
Концепция исследования: теоретической базой настоящего исследования является психологическая теория развития творческих способностей учащихся в процессе обучения А.Я.Пономарева (79,80) и теория речевого развития младших школьников М.Р.Львова (58,59).
- II
Методологической основой настоящего исследования является марксистско-ленинская теория познания. Важнейшие положения учения марксизма-ленинизма о познании определяют общее направление исследования.
Важнейшей функцией языка является коммуникативная функция. Язык - средство человеческого общения. Поэтому важнейшая задача школьного обучения - развитие речи учащихся. С этой целью необходимо отбирать такие методы и приемы обучения, которые в большей степени способствуют решению этой задачи. Творческим работам на уроках чтения принадлежит особая роль, так как творческие работы на уроках чтения - это в основном связные словесные высказывания, и формируя умения в области творческой деятельности, мы способствуем тем са- , мым формированию умений в области речи. Среди них наиболее важное Зрение - умение словесно оформить представление, возникшее по ходу восприятия текста.
Но творчество - это в значительной степени область мышления. А так как язык неразрывно связан с мышлением, то и развивать речь нельзя в отрыве от мысли. Творческие работы, используемые на уроках чтения в связи с изучением художественных произведений, способствуют развитию воображения, которое является в свою очередь основой творческой деятельности вообще.
Опираясь на положение марксистско-ленинской философии о. значении практики в процессе познания, особое внимание мы уделяем разработке практических умений в области творческой деятельности. Круг понятий, вводимых в программу обучения, достаточно узок, основная цель введения понятий - облегчить, сделать более сознательным для учащихся процесс овладения основными видами творческих работ на уроках чтения.
Научная новизна диссертации заключается в том, что:
- Найдены основания для распределения видов творческих работ и разновидностей по годам обучения.
- Определены этапы процесса выполнения основных видов творческих работ. В соответствии с этим выделены обобщенные (опорные) умения, которыми должны овладеть учащиеся при выполнении творческих работ: а) умение выбрать из текста произведения необходимый материал; б) умение представить прочитанное; в) умение словесно оформить возникшее представление.
- Разработаны подходы к формированию этих умений на уроках чтения.
- Уточнены критерии оценки качества творчеоких работ учащихся.
Процесс исследования включал в себя следующие эта п ы: I. Изучение литературы по теории творческой деятельности, по истории методики чтения, изучение опыта учителей в области методики чтения. Обоснование избранной темы, задач исследования, выбор и обоснование методов исследования. Составление плана исследования, выбор школ и классов для эксперимента, подготовка учителей к эксперименту (1979-1980 гг.).
2. Опытно-экспериментальное обучение (I980-I983гг.).
3. Уточнение и проверка выводов, которые сделаны на основании эксперимента. Окончательная доработка методики. Написание диссертации (I983-1984 гг.).
В процессе исследования с целью решения перечисленных выше задач использовались следующие методы научно го позн; н и я:
I. Теоретические методы: I. Изучение методологических основ проблемы: марксистско-ленинской теории познания, диалектико-материалистической концепции творчества, творческой деятельности.
2. Изучение истории вопроса, то есть опыта дореволюционной и советской школы и методики в области организации творческой деятельности младших школьников в процессе обучения чтению.
3. Анализ и обобщение материалов, полученных эмпирическим путем - в ходе наблюдения, изучения опыта учителей, эксперимента.
П. Эмпирические методы:
1.Изучение опыта учителей в области использования разнообразных видов творческих работ на уроках чтения в начальных классах.
2.Целенаправленные наблюдения над процессом учения учащихся•
3.Эксперимент: ориентировочный, сплошной и контрольный.
Практическая значим ость диссертации заключается в том, что:
1. Составлена программа обучения младших школьников основным . видам творческих работ на уроках чтения.
2. Разработана система уроков чтения с использованием различных видов творческих работ для формирования обобщенных (опорных) умений.
3. Научные рекомендации, предложенные в исследовании, могут быть использованы при составлении учебных хрестоматий по чтению для 1-3 классов и методических пособий для учителей; при проведении методической работы в институтах усовершенствования учителей; при преподавании методики начального обучения русскому языку в педагогических вузах.
Достоверное ть вывод о в настоящего исследования состоит в том, что разработанная в нем методика проведения творческих работ в процессе начального обучения чтению обоснована с опорой на достижения советской психологии, дидактики и методики обучения чтению в начальных классах. Исследование подкреплено экспериментом. Экспериментальная работа проводилась в течение 3 лет (1980-1983 гг.) в школах №6 и № 52 г.Пензы. В эксперименте участвовало 4 класса (160 учащихся).
Результаты исследования обобщены в виде выводов и в форме таблиц.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Значение творческих работ в воспитании и развитии младших школьников усилится, если использовать их на уроках чтения не разрозненно, вне связи с друг с другом, а в системе, комплексно.
2. Овладение младшими школьниками основными видами творческих работ будет более эффективным, если центральное внимание уделять формированию обобщенных (опорных) умений, необходимых при выполнении всех творческих работ независимо от вида.
3. На защиту выносится также сама методическая система, представленная в виде программы умений, ступеней обучения и конкретных разработок уроков.
Основные положения диссертации апробиров аны:
1. В лекциях по теме диссертации для учителей по линии'Шу г. Пензы.
2. В курсе лекций по методике преподавания русского языка в Пензенском пединституте им. В.Г.Белинского.
3i В спецсеминаре "Творческие работы учащихся на уроках чтения в начальных классах" для студентов 17 курса факультета начальных классов.
Полученные данные внедрены также в работу ряда школ г.Пензы, отражены в статьях, опубликованных в журнале "Начальная школа" и сборнике научных трудов кафедры методики начального обучения МШИ им. В.И.Ленина.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Первые результаты исследования были получены в мае 1981 г. (см.таблицу № I). Уже простой количественный подсчет показал эффективность разработанной методики.
Количество работ, в которых содержание соответствует тексту произведения, возросло) в экспериментальном классе на 24 %, в контрольном классе на 19 %\ в которых содержание изложено последовательно, логически: стройно, возросло в экспериментальном классе на 23 %, в контрольном классе на 13 в которых содержится разнообразная экспрессивно окрашенная лексика, возросло в экспериментальном классе на 18 %,. в контрольном классе снизилось на 23 %.
З.АКЛЮЧЕНИЕ
Подведем общие итоги;.
Б настоящем исследовании представлена попытка рассмотреть проблему обучения младших школьников основным видам творческих работ при изучении художественных произведений на уроках чтения. Как отмечалось ранее, эта проблема приобретает особую актуальность в свете общей задачи обучения чтению в начальных кла« сах. Обучая младших школьников основным видам творческих работ, мы тем самым формируем конкретные практические умения, необходимые учащимся в изучении текста художественного произведения, развиваем воображение и речь детей.
Анализ литературы последних лет по методике, обучения чтению в начальных классах позволил сделать, вывод о том» что в настоящее время повысился интерес ученых» методистов, учителей к вопросам, касающимся обучения младших школьников отдельным видам творческих работ (в частности^ иллюстрированию).
Однако учитель начальных классов на уроках чтения имеет дело с разнообразными видами творческих работ. В этой связи ста« новится особенно важным рассма!фивать процесс обучения учащихся творческим работам как единый процесс;, включающий в себя все основные виды творческих работ, используемые на уроках чтения в начальных классах. Тем более, что в содержании, процессе выполнения и результатах основных видов творческих работ есть много общего. Поэтому в данном исследовании мы рассматриваем процесс обучения учащихся младших классов всем основным видам творческих работ с учетом того общего, что присуще всем видам, а также с учетом специфики каждого вида.
Любой процесс обучения опирается на соответствующую программу обучения. Поэтому в ходе исследования был создан вариант программы обучения учащихся основным видам творческих работ на уроках чтения в начальных классах. В ходе составления и усовершенствования программы были решены следующие задачи:
Уточнены общие и специфические черты основных видов творческих работ и их разновидностей; намечена типология разновидностей творческих работ, все разновидности работ распределены на три группы по уровню сложности, их выполнения. Это в свою очередь определило основное содержание программы: были, выделены три периода обучения, в каждый из периодов использовались творческие работы соответствующего уровня сложности.
2. Определен круг понятий, которыми необходимо овладеть учащмсяпри выполнении творческих работ разных видов, намечена методика знакомства с понятиями.
3. Установлен примерный круг умений, которыми овладевают учащиеся при выполнении; творческих рабат разных видов, а также выделены так называемые опорные умения, которые необходимы при выполнении любой творческой работы независимо: от вида, предложена методика формирования опорных умений.
4. Уточнены критерии оценки качества творческих работ учащихся, проведен качественный и количественный анализ результатов эксперимента.
Ход и полученные результаты эксперимента подтвердили эффективность разработанной программы в плане обучения и развития учащихся.
В целом, материалы данного исследования и дальнейших исследований указанной проблемы могут в значительной степени способствовать усовершенствованию школьных: хрестоматий по чтению и методических разработок к урокам чтения в начальных классах. Целенаправленное, систематическое, глубоко продуманное обучение младших школьников основным видам творческих работ поможет учителю в решении задач воспитания, образования и развития учащихся при обучении их чтению в начальных классах.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Мали, Любовь Дмитриевна, Москва
1. Материалы Первой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва,- М.:Политиздат,1984 80 с.
2. Абакумов СИ. Творческое чтение. Опыт методики чтения художественных произведений в школах начального типа.- Л.: Брокгауз-Эфрон, 1925. -13бс.
3. Абдуллина А.А. формирование умения воссоздавать художественные образы в процессе чтения литературных произведений (1-3 кл.); тореферат Дисс...канд.пед.наук.- М.,1977.
4. Абллина А.А. Детское иллюстрирование как один из приемов работы над произведением.- Начальная школа,1980, 4.
5. Абдуллина А.А. Приемы анализа художественных произведений.Начальная школа, 1983, Р 2.
6. Адамович Е.А. Объяснительное чтение в начальной школе. Изд. 3-е.- М.:Учпвдгиз, 1954.- 272с.
7. Адамович Е.А. Какой должна быть книга для чтения.- Начальная школа, 1966, 12.
8. Адамович Е.А. Снова о чтении.- Начальная школа, 1966, №5. Ю.Адамович Е.А., Я|ЕОвлева В.И. Чтение в начальных классах.М.:Просвещение, 1967.- 263с. II.Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах (Под ред. М.С.Васильевой, М.Й.Омороковой, Н.Н.Светлов ской.-. М.: Педагогика, 1977.- 215с.
9. Афанасьев П.О. Хрестоматия по истории методов преподавания русского языка в начальной школе.- М.:Учпедгиз, 1941т 367с,
10. Афанасьев П.О, Методика чтения и работы с книгой в начальной школе.- М. :Учпедгиз, 1932.- 32с.
11. Балталон Ц.П. Воспитательное чтение. Беседы по методике начального обучения.- М.,19X3.- 299с.
12. Бархин К.Б. Живое слово. Рабочая книга по развитию речи; 4.1,2,3,4.- М.-Л., 1929.- 30.
13. Бархин К.Б. Творческая на, 1924.- 131с. работа по родному языку.- Украи14. Бархин К.Б. Развитие речи 117с. в начальной школе.- М.,1934.-
15. Бернштейн М.С. О природе научного творчества. По зарубежным материалам,- Вопросы философии,1966, Рб.
16. Беседы Станиславского К.С. в студии Большого театра 1918-1922Г.- М.:Искусство,1952.
17. Библер B.C. Мышление как творчество.1975.- 399с. v 2 I Богоявленская Д.Б. 96с. М,Политиздат, в Пути к творчеству,- М.:3нание, I 9 8 I изд.-
18. Бородич A.M. Методика развития речи детей. 2-е М.:Просвещение, 1981,- 255 с и л 23. БСЭ. т 2 5 М.: Сов. энциклопедия, 1976.- 599с.
19. Васильев Теория отражения и художественное творчество,М.,1970.
20. Воспитание творческого читателя. Книга для учителя. /Под ред. В.Михалкова, Т.Д.Полозовой.- М.:Пpocвeщeниe,I98I.240c.
21. Васильева М.С, Гррбушина Л.А,, Никитина Е.И., Оморокова М.И. Чтение во втором классе. Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1973.
22. Возрастные возможности усвоения знаний. /Под ред. конина и В.В.Давыдова.- М.:Просвещение,1966. Д.В.Эль23. Вопросы психологии творчества.-Саратов, 1968.- Ш с
24. Вопросы методики чтения /Сост._В_.Г..Горецкий,М.И.Оморокова.-М; Просвещение, 1964.- 167с.
25. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. йзд.2-е.- М.:Просвещение, 1967.- 91с. 3 1 Гаркунова И.Л. Вопросы и задания для уроков чтения в 1-3 кл.- М.:Просвещение, 1979.- 256с.
26. Гаркунова И.Л. Уроки чтения в Ш классе.- Начальная школа, 1984.- W 9.
27. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи.- М.:Просвещение, 1965.- 317с.
28. Глоцер В.Л. Дети пиит стихи: Книга о детском литературном творчестве.- М,:Просвещение, 1964.- 253с.
29. Горецкий В.Г., Львов М.Р. Солнце над Родиной: Книга для дополнительного чтения в четвертом классе.-М.: Просвещение, 1965.- 317с.
30. Горецкий В.Г. Дополнительные тексты на уроках объяснительного чтения.- Начальная школа, 1966, №3.
31. Демидова Т.В. Книга воспитывает.- Начальная школа,I98I, W- I I
32. Денйсюк А. Развитие воображения учащихся младшего школьного возраста на уроках чтения: Автореферат Дисс.канд. психологических наук.-Киев, I97I.
33. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества,- Смоленск, 1974,- 151с.
34. Земская Л.И. Музыка и картина на уроках чтения.- Начальная школа, 1970, PI,
35. Закожурникова М.Л. Работа над предложением и связной речью в начальных классах.- М.: АПНРСФСР, 1962.- 208с. /
36. Закожурникова М.Л. Сочинение и изложение в начальных классах.- М.:Просвещение,1964т 100с.
37. Занков Л.В. Беседы с учителем: Вопросы обучения в начальных классах.- М.:Просвещение, 1970.- 200с.
38. Занков Л.В. Дидактика и жиз:нь.- М.:Просвещение,1968.175с.
39. Занков Л.В. О начальном обучении.-М.:АПН РСФСР,1963.199с.
40. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека.- М.:3нание, 1968.- 30с.
41. Каноныкин Н.П., Щербакова И.Н. Методика преподавания
42. Карпова А.Ф. Некоторые особенности воображения первоклассников: В сб. Учение и развитие школьников./Под ред.проф. Конева А.Н.-Волгоград, 1980.- 87с.
43. Козлова И.И. Развитие литературного творчества у младших школьников.- Начальная школа, I98I, Р9.
44. Корщунова Л.С. Воображение и его развитие в познании.М.: МГУ,1979.- 144с.
45. Корщунова 255с. A.M. Теория отражения и трорчество.- М.,1975,-
46. Кореневский Е.И. Объяснительное чтение в русской начальной школе (1960-1970).- М.:йзвестия АШ РСШСР,вып.27, 1950.
47. Курищенко В,Д. О развитии воображения младших школьников.- Начальная школа, 1974, №3. V
48. Кустарева В.А., Рождественский Н.С. Система письменных упра}кнений в связной речи.- М.:АШРСФСР, 1963.
49. Лазаренко Л.С. Рисунки детей и осмысление читаемого с т а Начальная школа, 1972, I I
50. Левин В.А. Воспитание тектворчества,- М.:Знание, 1977.-64с.
51. Липкина А.И., Оморокова М.И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения в начальной школе.- М.:Просвещение, 1967.- 244с. V 58, Львов М,Р. Развитие речи учащихся в начальной школе:Хрестоматия,- М,:Просвещение, 1975,- 195с.
52. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития.М.: Просвещение, 1975.- 176с.
53. Львова М.Е. Обучение связной речи по картине М.Врубеля "Царевна-Лебедь".- Начальная школа, I98I, Р 3 6 1 Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьник а М.: Просвещение, 1977.- 223с.
54. Мали Л.Д. Элементы драматизации на уроках чтения.- Начальная школа, I98I, №3, с. 27-31.
55. Мали Л.Д. Организация творческой деятельности учащихся на уроках чтения.- В сб.:Развитие речи младших школьников /Под ред. Львова М.Р.- М. :IvIIM им. В.И.Ленина, 1983.II3-I22C.
56. Мали Л.Д. Обучение школьников основным видам творческих работ.- Начальная школа, 1985, 3, с.61-64.
57. Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителей /Под ред. Т.А. Ладыженской,- М.:Просвещение, 1970.- 240с.
58. Новая система начального обучения. 1кл./ Под ред. Занкова Л.В.- М.гфосвещение, 1965.- 360с.
59. Новая система начального обучения. 2 кл./ Под ред. Занкова Л.В.- М.:Щ)Освещение, 1966.- 295с.
60. Новлянская З.Н, Почему дети фантазируют?- М.:Знание,178, 5.
61. Никитина Е.И. I97I. Чтение в третьем классе. М.:Просвещение, V
62. Никифорова О.й. Восприятие художественной литературы школьниками.- М. :Учпедгиз, 1959.- 205с.
63. Никифорова О.й. Психология восприятия художественной литературы.- М.:Книга, 1972.- 152 с.
64. Общая психология. Учебное пособие для студентов пединститутов. /Под ред. А.В. Петровского.- М.:Просвещение, 1976.- 479с.
65. Общая психология. Учебное пособие для студентов./Богословский В.В., Степанов А.А., Виногадова Н.Д. и др./Под ред. Богословского В,В. 3-е изд.,перераб. и доп.- М.;Цросвещение, I 9 8 I 383с., ил. 74,UseroB СИ. Словарь русского языка.- М.:Просвещение,1975.84бс.
66. Основы методики начального обучения русскому языку./Под ред. Н.С.Рождеатвенского.- М.:Просвещение,1965.- 534с.
67. Островский А.Я. Живое слово. Ч 1 -Петербург,1907.368с.
68. Петровский А.В. Роль фантазии в развитии личности,-M.iЗнание, 1961.- 4бс.
69. Пономарев Я.А. Психология творчества,- М.:Наука,1976.303с. у
70. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика,- М,; Педагогика, 1976.- 280с.
71. Прудникова В.А, Примеры развития творческого воображения.Начальная школа, 1981, №6. 8 2 Пушкин В.Н. Эвристика -наука о творческом мышлении,- М.; ЙПЛ., 1967.- 271с.
72. Психологические исследования творческой деятельности,/Под ред. 0,К.Тихомирова,- М.:Наука, 1975,- 251с.
73. Работа над словом на уроках русского языка в начальных классах,/Сост, П,А.Грушников.- М.:Просвещение,1973,-144с,
74. Родари Д. Грамматика фантазии. М,,1978,
75. Развитие у учащихся творческих способностей./Под ред.Е.Д. Варнаковой и А.А.Шибанова.- М.: АШ РОШСР, 1966.- 41с.
76. Развитие творческой активности школьников в процессе преподавания литературы./Под ред. Качурина М.Г.- Л.,1978.127с.
77. Развитие творческой активности школьников в процессе преподавания литературы./ Под ред. Рез З.Я.- Л.,1977.- 119с,
78. Рамзаева Т.Г.,Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах,- М,;Просвещение, 1979,- 430с.
79. Редозубов СП. Методика русского языка в начальной школе.- М.:Учпедгиз, 1947.- 267с.
80. Редозубов СП, Чтение в начальной школе: Сборник трудов методистов конца 19 и начала 20 века,- М.:Учпедгиз,1949.287с,
81. Речь, Речь. Речь.-.Книга для учителя начальных классов по развитию речи учащихся. /Под ред. Т.А.Ладыженской.М.:Педагогика, 1983.- 144с., ил.
82. Рождественский Н.С. Очерки по истории методики начального обучения провописанию.- М.: А Н РСФСР, 1961.- 335с. П
83. Романовская З.И. У истоков личности.- Учительская газета, Р 33 (17 марта 1979г.).
84. Романовская З.Й., Романовский А.П. Живое слово: Книга для чтения в третьем классе.- М.:Просвещение, 1965.370с.
85. Романовская З.И., Романовский А.П. Живое слово: Книга для чтения в третьем классе.- М.:Просвещение, 1967.48бс.
86. Руфин И.И. Школьное литературное творчество,- М.:Работник просвещения, 1929.- 88с.
87. Самарская Н.П. Работа классного кукольного театра.-Начальная школа, 1980, f I i
88. Светловекая Н.Н. Методика чтения в начальных классах и наши задачи.- Начальная школа, 1983, W- I I
89. Свет лов екая Н.Н. Методика внеклассного чтения.- М. :Гфосвещение, 1977.- 207с.
90. Свет лов екая Н.Н. Нравственное воспитание мших школьников в процессе обучения чтению.- Начальная школа,1983.Р 10.
91. Сироткина Н.Т. иллюстрация на уроках чтения.- Начальная школа, 1977,Р 4.
92. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения.- М.:Педагогика, I97I.- 206с.
93. Совершенствование методов обучения русскому языку.:Пособие для учителей./ Сост. А.Ю.Купалова,- М.:Просвещение, I98I.- 160 с.,ил.
94. Словарь литературоведческих терминов./Ред. Тимофеев Л.И.М.:Просвещение, 1974.- 509с.
95. Советский энциклопедический словарь.- М.:Сов. энциклопедия, 1980.- 1576с.
96. Соловьева E.E. Игра -драматизация в школе.- М.:1924.
97. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве.- М.:Искусство, 1983.- 424с. НО. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям: Избранные произведения в 5-ти томах.- Киев, I979-I980, т З 207с. 1117 Творческая работа учащихся на занятиях по русскому языку. в 5-6кл. /Сост. Херсонская Н.П.- М.:Просвещение,1923.
98. Теория и практика педагогического эксперимента./Под ред. А.И.Пискунова,Г.В.Воробьева.- М.:Педагогика, 1979.-208с. И З Теоретические основы выявления творческих способностей: Научно-аналитический обзор.- М.: А СССР, 1979.- 37с. Н
99. Тихеева Е.И. Родная речь и пути ек ее развитию.- М.:Госиздат, 1923.- 136с.
100. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. Изд. 2-е. доп.М,: Издательство Министерства просвещения PCiCP,I953.442с. Н б Ушинский К.Д. т 5 Методические статьи и материалы "Детскому миру;,1949.- 592с.
101. Ушинский К.Д.. Родное слово. Книга для детей. Год первый и второй. Родное слово. Книга для учащих.,1949.448 с и л
102. Ушинский К.Д. Родное слово. Год 3-й. Руководство к преподаванию по "Родному слову" 1949.- ЗбОс, ил.
103. Цетлин Е.В. Работа над восприятием образных средств литературы при помощи музыки.- Начальная школа,1981,- №2.
104. Чуковский К.й. От двух до пяти. Изд. 21-е, испр. и доп.М.:Детская литература, 1970.- 414с,,ил.
105. Щепетова Н.Н. Методика чтения в начальной школе,- М.: Учпедгиз, 1958.- 22бс.
106. Яблонко Л С Козлова В.П. Драматизация на уроках чтения.Начальная школа, 1966, fl4.