Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие художественно-творческих способностей учащихся

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Абакумова, Елена Викторовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Майкоп
Год защиты
 2004
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Развитие художественно-творческих способностей учащихся», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Абакумова, Елена Викторовна, 2004 год

Введение.

I. Глава. Теоретические основы развития творческих способностей.

I. 1.Психолого-педагогические основы развития способностей учащихся.

I. 2.Сущность понятия «творчество», характеристика креативности и аспекты её исследования.

I. 3. «Художественное творчество» и «художественно-творческие способности». Аспекты развития художественно-творческих способностей.

I. 4. Профессионально- личностные качества педагога.

Выводы.

I. Глава. Развитие художественно-творческих способностей учащихся детских художественных школ и школ искусств.

И. 1.Разработка модели развития художественно-творческих способностей учащихся ДХШ и ШИ и авторской программы с национально-региональным компонентом.

II. 2.0пытно-экспериментальная работа и анализ её результатов. -140 II. 3.Рекомендации по организации педагогических условий развития художественно-творческих способностей учащихся ДХШ и ШИ.

Выводы.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие художественно-творческих способностей учащихся"

Актуальность и постановка проблемы исследования. Темп научно-технического прогресса, дальнейшее развитие производственных отношений зависят от того, насколько успешно реализуются потенциальные возможности каждого члена общества. Современное общество даёт социальный заказ на творчески активную личность, способную решать задачи в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать полученные знания в разнообразных жизненных ситуациях, творчески преобразовывая окружающую действительность. Всегда актуальной является проблема поиска человеком смысла жизни, определение своих жизненных приоритетов и ценностей. Необходимым условием формирования современного разносторонне развитого человека является наличие в нём высоких нравственных качеств, развитого эстетического вкуса, творческой свободы. Поэтому насущной задачей науки становится анализ отечественного и зарубежного опыта теоретических знаний относительно природы, функций и механизмов творчества, определение понятия задатков, творческих способностей, их раннего диагностирования и прогнозирования.

Проблемами задатков и способностей, и в частности художественно-творческих способностей, занимались отечественные учёные: Б. Г. Ананьев [5], А. В. Брушлинский [22], Д. Б. Богоявленская [19], JI. С. Выготский [38], В. Н. Дружинин [53], Н. С. Лейтес [77], И. Я. Лернер [83], А. А. Мелик - Пашаев [99], В. С. Мерлин [104], Я. А. Пономарёв [126], С. Д. Смирнов [145], Б. М. Теплов [151], М. А. Холодная [165], Б. Д. Шадриков [168], Д. Б. Эльконин [174] и др. Эти вопросы рассматривали и зарубежные учёные: Дж. Гилфорд [192], Д. Майерс [196], А. Маслоу [96], К. Роджерс [137], Э. Фромм [160].

Для социокультуры современности в России характерны две тенденции: незнание собственных культурных корней, подверженность поведенческим стандартам массовой обезличенной культурой или полное замыкание в рамках собственных традиций, отсутствие толерантности и межкультурного общения, ведущих к ментальной несовместимости. Эти явления опасны для многонациональной России в целом и полиэтнической Адыгеи, в частности. Своеобразным миротворцем может служить народное декоративно-прикладное искусство, т.к. законы творчества одинаковы для всех народов, его язык интернационален. Проникая в тайну орнамента, мы познаём нравственные, этические нормы народа, род его занятий, верований, представления о мире и месте человека в этом мире. Мощь и богатство декоративного искусства основаны на силе и многогранности духовной жизни народа и, в конечном счете, на силе и богатстве как народного, так и профессионального творчества. Народ определяет яркую самобытность декоративного искусства, используемого в повседневной жизни и быту, так же как и все стороны народной культуры в целом. Черты национального характера, обусловленные окружающей природой, укладом жизни, историей, эмоциональный, психологический склад народа всегда предопределяют духовное содержание и самобытный характер созданных руками предметов. Их духовная наполненность и сила выразительности постоянно вызывают интерес. Народное искусство как феномен современности функционирует и развивается в контексте всей культуры. В свете сказанного особый интерес представляют исследования, посвященные таким проблемам, как:

- этнографические особенности Северного Кавказа и в том числе Адыгеи (Л. А. Асланова [9], Л. Я. Люлье [93], Г. Г. Маркграф [95], В. А. Салеев [143], Е. М. Шиллинг [169], X. X. Яхтанигов [177] и др.);

-народное декоративно-прикладное искусство и его место в современной культуре (М-К. 3. Азаматова [1], А. В. Бакушинский [10], И. Я. Богуславская [20], Ю. К. Беджанов [12], А. Г. Кушу [71], Н. Г. Ловпаче [88], Ю. В. Максимов [94], М. А. Некрасова [109], Е. Н. Студенецкая [148], Т. Я. Шпикалова [172] и др.);

-национальная система образования, народная педагогика (К. И. Бузаров [24], Г. Н. Волков [35], A.M. Ланин [75], М. А. Меретуков [102], И. А. Шоров [170]).

Наш анализ педагогических трудов, посвященных проблеме развития художественно-творческих способностей, показывает, что эта проблема остаётся актуальной. Остаётся не исследованным ряд вопросов, связанных с системным построением процесса эффективного развития способностей, и художественно-творческих способностей в частности, учащихся детских художественных школ и детских школ искусств. Не используются методики по определению художественно-творческих задатков детей, не уточнены теоретико-методологические основы развития этих специальных способностей. Не разработана модель развития художественно-творческих способностей учащихся, содержащая все компоненты в комплексе и взаимной интеграции. Не учтён фактор народного адыгского декоративно-прикладного искусства и искусства родного края в развитии художественно-творческих способностей учащихся в контексте национально-регионального компонента и актуальности решения этих проблем, поставленных в основополагающих документах современности:

- «Национальной доктрины образования в Российской Федерации от 4 октября 2000г.»[108];

- «Концепции художественного образования в Российской Федерации»

66];

- «Республиканской программе развития образования на 2000-2004 годы» [135].

Недостаточно разработана содержательная сторона образовательного процесса ДХШ и ШИ из-за отсутствия интегрированных программ по всем видам изобразительной деятельности.

Налицо противоречие между необходимостью развития художественно-творческих способностей учащихся в контексте национально-регионального компонента и недостаточной разработанностью этого вопроса.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы.

В данной главе проведён анализ содержания образовательного процесса ДХШ и ШИ РА, обоснованы аспекты его обновления.

В исследовании разработана модель развития художественно-творческих способностей учащихся, концепция авторской программы по изобразительному и декоративно-прикладному искусству как составной части педагогических условий развития художественно-творческих способностей учащихся ДХШ и ШИ РА.

Рассмотрен аспект народного декоративно- прикладного искусства и искусства родного края как одного из условий развития эстетического вкуса, воспитания и повышения творческого потенциала учащихся. Программа знакомит с творчеством художников-прикладников Адыгеи, Кавказа, юга России, со стилистическими особенности и творчеством народных мастеров, что даёт мощный импульс самостоятельной творческой деятельности. Самостоятельность в творческом процессе закрепляется в ходе практикума по избранному виду декоративно-прикладной деятельности.

В данном исследовании даны рекомендации по организации учебного процесса и выбору методов, способствующих развитию художественно-творческих способностей учащихся, изложены рекомендации методики оценки работ учащихся.

Разработанная модель развития художественно-творческих способностей учащихся и программа были апробированы на базе Адыгейской республиканской детской школы искусств на отделении изобразительного искусства. Результаты апробации свидетельствуют о том, что разработанная нами модель развития художественно-творческих способностей учащихся, включающая в себя единое образовательное пространство, педагогические условия развития этих способностей, расширяют кругозор учащихся об искусстве родного края, даёт необходимые знания, умения и навыки для дальнейшего развития художественнотворческих способностей и сохранения устойчивого интереса к избранной художественно-творческой деятельности.

Заключение.

Анализ и обобщение отечественной и зарубежной литературы по теме диссертационного исследования показали недостаточную разработанность проблемы комплексной организации педагогических условий развития художественно-творческих способностей учащихся ДХШ и ШИ РА. Представленные в настоящем исследовании материалы дают основания рассматривать развитие художественно-творческих способностей учащихся как целенаправленный, организуемый и контролируемый педагогический процесс в определённой деятельности. Проблема развития этих способностей многогранна и может рассматриваться в комплексе, включая в себя общепедагогические, специальные, методологические, психологические аспекты. Автором исследования предпринята попытка разобраться в многообразии различных аспектов и подходов, на которых базируются основные концепции и теории развития художественно-творческих способностей, определить факторы, способствующие обеспечению цели исследования, методы и приёмы развития способностей, уровни и критерии развития этих способностей учащихся.

Проведённый нами анализ специальной литературы позволил представить в виде модели развитие художественно-творческих способностей учащихся детских художественных школ и школ искусств, в которую входят единое образовательное пространство и целесообразные педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся ДХШ и ШИ. Выявлено, что целенаправленное развитие художественно-творческих способностей возможно в специально организованных педагогических условиях, частью которых являются: психолого-педагогические основы развития художественно-творческих способностей;

- диагностика и контроль развития художественно-творческих способностей учащихся; интегрированные программа с национально-региональным компонентом;

- методические особенности работы с детьми, обладающими художественно-творческими способностями;

- профессионально-личностные качества педагога, способного реализовать цели и задачи данной модели по развитию художественно-творческих способностей учащихся.

В рамках объекта и предмета исследования были использованы методы определения художественно-творческих задатков учащихся, уточнены теоретические основы педагогических условий развития художественно-творческих способностей учащихся.

Более подробно изучено общее состояние современного народного искусства и этнокультуры как особого типа художественного творчества. Рассмотрен и исследован вопрос о месте декоративно-прикладного искусства и искусства родного края в контексте введения в процесс обучения национально-регионального компонента в свете современных требований.

Данное исследование явилось результатом педагогической работы в общеобразовательной, затем в Республиканской детской художественной школе, Адыгейском республиканском колледже искусств и на отделении изобразительного искусства в Институте искусств при Адыгейском государственном университете. Кураторская работа различных ДХШ и ШИ Республики Адыгеи позволило автору иметь достаточно полное представление о состоянии преподавания изобразительного искусства и декоративно-прикладного искусства, а также развития художественно-творческих способностей учащихся, проследить дальнейшее их профессиональное и творческое становление.

Результаты опытно-экспериментальной работы по оценке эффективности разработанной модели и апробации авторской программы с национально-региональным компонентом, как содержательной стороны этой модели, свидетельствует о том, что развитие художественно-творческих способностей в едином образовательном пространстве (гимназия, детская художественная школа, колледж искусств) позитивно сказывается на результатах. Программа изобразительного и декоративно-прикладного искусства для нетиповых детских школ искусств и детских художественных школ РА целенаправленно и поэтапно с учётом особенностей сензитивных периодов развивает художественно-творческие способности учащихся в контексте национально-регионального компонента. Эта программа на семилетний срок обучения, состоящая из 9 интегрированных программа апробирована в ходе эксперимента. Развитие художественно-творческих способностей в деятельности предлагается на основе практикума по основным ремёслам Республики Адыгея.

В рамках исследования рассмотрен вопрос о профессионально-личностных качествах и креативности самого педагога, способного творчески осмысливать данную программу, найти свои методы и приёмы, опирающиеся на предложенные данным исследованием основополагающие принципы развития художественно-творческих способностей учащихся.

С целью ознакомления с психолого-педагогическими основами развития художественно- творческих способностей учащихся, особенностями авторской программы на базе Республиканского колледжа искусств были проведены курсы повышения квалификации для учителей ДХШ и ШИ РА.

Продолжением проведённого исследования могут быть работы: -по взаимному влиянию и обогащению культур в условиях полиэтнического общества;

-по совершенствованию содержательного компонента обучения, разработке программ по истории искусств, другим видам народного декоративно-прикладного искусства.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Абакумова, Елена Викторовна, Майкоп

1. Азаматова М.-К.З. Адыгейский народный орнамент / М.-К.З Азаматова.-Майкоп, 1960.-142 с.

2. Азаматова М.-К.З. Этнографические этюды / М.-К.З Азаматова. Майкоп, 1997.-138 с.

3. Айзенк Г.Ю. Проверь свои способности / Г.Ю. Айзенк.- Пер. с анг. — М.: Мир, 1972. 176 с.

4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды // Б.Г. Ананьев. Соч.: В 2 т./ Избранные психологические труды М.,1980. - Т. 2. - 232 с.

5. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б.Г. Ананьев. -М.: Изд-во «Ин-тут прак. псих.»,1996. 384 с.

6. Анастази А. Психологическое тестирование /А. Анастази. — М.: Педагогика, 1982.- 318 с.

7. Анфимов Н. В. Древнее золото Кубани /Н. В. Анфимов. Краснодар, 1987.-230 с.

8. Арнхейм Р.И. Искусство и визуальное восприятие /Р.И. Арнхейм. — М.: Наука, 1974.-С.144-145.

9. Асланова JI. А. К вопросу о формировании адыгейского орнамента // JI. А. Асланова. Вопросы искусства народов Карачаево-Черкессии: Сб. науч. тр.-Черкесск, 1991.-С.111-117.

10. Ю.Бакушинский А. В. Исследования и статьи: Избранные искусствоведческие труды / А. В. Бакушинский. М.: Советский художник, 1991.-348 с.11 .Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание /А.В. Бакушинский. М., 1979. -230 с.

11. Беджанов Ю. К. Народное декоративно- прикладное искусство: Учебное пособие / Ю. К. Беджанов. Карачаевск: Изд-во Карачаево-Черкесского пединститута, 1993. -100 с.

12. Берсиров Б. М. Национальные традиции народов Адыгеи: генезис, сущность и проблемы воспитания / Б. М. Берсиров Материалы первой республиканской научно практической конференции. - Майкоп, 1990. -127с.

13. Блум Ф. Мозг, разум и поведение /Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Хофстедтер. — М.: Мир, 1988.-246 с.

14. Боголюбов Н. С. Лепка на занятиях в школьном кружке /Н. С. Боголюбов. -М.: Просвещение, 1979.-144 с.

15. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества /Д. Б. Богоявленская. Ростов н/Дону, 1983.-174 с.

16. Богоявленская Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества. //Д. Б. Богоявленская. Вопросы психологии, 1999, № 2. С.35 - 42.

17. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей /Д. Б. Богоявленская М.: Академия, 2002. - 337 с.

18. Богуславская И. Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов /И. Я. Богуславская Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Л.: Художник РСФСР, 1981. - С.16-43.

19. Бондаревская Е.В. Педагогика: Учеб. пособие / Е. В.Бондаревская, С. В. Кульневич. Москва - Ростов н/Дону, 1999. - 559 с.

20. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование./А. В. Брушлинский.-М., 1970.- 99 с.

21. Большая советская энциклопедия. Т. 12-М., 1973.-593 с.

22. Бузаров К. И. Комплексное решение образовательно-воспитательных задач в национальной школе./К. И. Бузаров.- Майкоп,1987. -190 с.

23. Бучило Н.Ф. Восприятие искусства./Н. Ф. Бучило. М.,1990.-149 с.

24. Вакуленко Е. Г. Педагогические условия обучения учащихся народному декоративно-прикладному искусству: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук./Е. Г. Вакуленко. Краснодар: КГУД998. -19 с.

25. Валлон А. От действия к мысли. /А. Валлон. Пер. с фран. Е.К. Андреевой, Ю. В. Жуковой. М.: Изд-во иностр. лит-ры,1956. - 238 с.

26. Валлон А. Психическое развитие ребёнка./А. Валлон. М.: Просвещение, 1967.-231 с.

27. Введение в общую психологию. /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Черо, 1996.-332 с.

28. Венгер JI.A. Педагогика способностей./JI. А. Венгер. М., 1973.-249 с.

29. Вишнякова Н.Ф. Креативная психопедагогика./ Н. Ф. Вишнякова Основы творческого обучения. Минск, 1995.-311 с.

30. Возрождение черкесов. Вып. 1, М., 1998.-С.27

31. Войтонис Н.Ю. Предистория интеллекта (к проблеме антропогенеза)./Н. Ю. Войтонис. М.: Изд-во АН СССР,1960. - 269 с.

32. Войцехович А. Опыт начериания общей теории изящных искусств./А. Войцехович.-М., 1823.- 77 с.

33. Волков A.M. Деятельность: структура и регуляция./А. М. Волков, Ю. В. Микадзе- М.: МГУ,1987. 220 с.

34. Воспитание к свободе. Педагогика Р. Штайнера. — М., 1983.-368 с.

35. Выготский JI. С. Психология искусства. / Под ред. М. Г. Ярошевского. -М.: Педагогика, 1987.-416с.

36. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте./Л. С. Выготский. М., 1991. - С.346.

37. Гадагатль А. М. Героический эпос. «Нарты» адыгских (черкесских) народов./А. М. Гадагатль.- Майкоп,1987. —404 с.

38. Гартман Н. Эстетика./Н. Гартман.-М., 1958.-392 с.

39. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию./С. И. Гессен. М.: Школа - Пресс, 1995.-448 с.

40. Гильбух Ю.З. Внимание: одарённые дети./Ю. 3. Гильбух. М.: Знание, 1991. - 139 с.

41. Гоноболин Ф.Н. Психология./Ф. Н Гоноболин. Под ред. проф. Н.В.Добрынина. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1973. - 240 с.

42. Грановская P.M., Творчество и преодоление стереотипов./Р. М. Грановская, Ю. С. Крижанская- СПБ., 1994.-409 с.

43. Гребенюк О. С. Педагогика индивидуальности./ О. С. Гребенюк.//Курс лекций.-Калининград,1995.-341с.

44. Гучев 3. JI. Искусство адыгской циновки./3. JI. Гучев. Майкоп: Адыг. отделение Краснодарского кн. из-ва,1990. -127 с.

45. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения./В. В.Давыдов. М.: Интор,1996. -419 с.

46. Дворкина И. А. Гобелен за десять вечеров./И. А. Дворкина.- М.: Культура и традиции, 1997.-183 с.

47. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта./У. Джеймс. М.: Наука, 1993. - 304 с.

48. Дильтей Вильгельм. Описательная психология./Вильгельм Дильтей. -М.: Современ. гум. ун-тет МБА Сервис,2001. -138 с.

49. Дормашёв Ю.Б. Психология внимания /Ю. Б. Дормашёв, В. Я. Романов. -М.: Тривола,1995. 352 с.

50. Дорфман Л.Я. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве /Л. Я. Дорфман, Г. В. Ковалёва // Вопросы психологии, 1999, №2. С.101 - 106.

51. Дружинин В.Н. Психология общих способностей /В. Н. Дружинин. М.: Лантерна вита, 1995. -301 с.

52. Дружинин В.Н. Психология общих способностей /В. Н. Дружинин.-2-е изд. СПб.: изд-во «Питер»,1999. - 368 с.

53. Загадка одарённости: Проблемы практической диагностики //Вопросы психологии.-М.: Педагогика, 1973.-216 с.

54. Ермолаева — Томина Л.Б. Исследование факторов детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности / Л.Б. Ермолаева Томина // Сб. Психология творчества. — М.: Наука, 1990.-С.167-173.

55. Изард К. Э. Психология эмоций /К. Э. Изард. Пер. с анг. СПб.: Изд-во «Питер»,2000. —464с.

56. Исследование развития познавательной деятельности /Под ред. Д. Ж. Брунера. Перевод с анг. — М.: Педагогика, 1971. 391 с.

57. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении.-М.: Наука, 1987,189 с.

58. Каплан Н. И. Народные художественные промыслы /Н. И. Каплан, Т. Б. Митлянская. М.: Высшая школа, 1980.-176 с.

59. Каталог. Современное искусство Северного Кавказа. Живопись. Графика. Скульптура. М.: Пресса, 1995.-21 с.

60. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности /В. И. Кириенко. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. 402 с.

61. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения /Ю. А. Клейберг. М.: ТЦ Сфера-Юрайт,2001. - 160 с.

62. Концепция художественного образования в Российской Федерации//Искусство в школе , №2, 2002.-С. 84-86, 96

63. Коротов В.М. Воспитывающее обучение /В. М. Коротов. М.: Просвещение, 1980.- 191с.

64. Краткое руководство для учителей по работе с одарёнными учащимися: Кто они такие, как их опознать, как им помочь расти и развиваться /Подредакцией JI. В. Пановой и В. И. Пановой.- М.: Молодая Гвардия,1997.-137 с.

65. Кузин В. С. Психология /В. С. Кузин. М.: Высшая школа, 1982.-279 с.

66. Кузьмина Н. С. Методы исследования педагогической деятельности/Н. С. Кузьмина. -М.: Просвещение, 1970.-168 с.

67. Кушу А. Г. Традиции народного искусства адыгов и их современное состояние /А. Г. Кушу // Культура и быт адыгов. 7- вып.- Майкоп, 1991. С.289-299.

68. Кушу А. Г. Художественные средства декоративного оформления циновок/ А. Г. Кушу // Культура и быт адыгов. 3-вып.- Майкоп, 1980. С. 139-162.

69. Ландром Д. Н. Четырнадцать гениев, которые ломали правила / Д. Н. Ландром.-Ростов н/Дону.:Феникс, 199.-640 с.

70. Ланин А. М. Подготовка и переподготовка учителей изобразительного искусства в условиях возрождения этнохудожественной культуры адыгов: Автореф. дис. на соиск. учён. ст. канд. пед. наук /А. М. Ланин. -Майкоп,1990.-29 с.

71. Ланин А. М. Новая программа по изобразительному искусству и воспитание Человека Культуры /А. М. Ланин //Современные подходы к воспитанию и развитию личности в новых социокультурных условиях. Майкоп,1994.- С.73-76.

72. Ланин А. М. Программа по изобразительному искусству и художественным ремёслам для начальных классов общеобразовательных школ Республики Адыгея./А. М. Ланин Майкоп,1993. - 53 с.

73. Лейтес Н.С. Воспоминания, размышления, беседы./Н. С. Лейтес //Психологический журнал, №1,1992. С. 147-165.

74. Лейтес Н.С. Бывают выдающиеся дети./Н.С. Лейтес //Семья и школа, №3,1990.-С.33-39.

75. Лейтес Н.С. О признаках детской одарённости./ Н. С. Лейтес // Вопросы психологии, №4, 2003. С. 13 - 19.

76. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст./ Н. С. Лейтес. М.: Педагогика, 1976. - 279 с.

77. Леонтьев А. Н. Самореализация и сущностные силы человека / Д. А. Леонтьев.// Под ред. В.Г.Щур. М.: Смысл,1997. - С.110.

78. Леонтьев А. Н. О формировании способностей.//Вопросы психологии, №1, 1960.-С.7-17.

79. Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей./ И.Я.Лернер //Вопросы философии. -№7,1971.С.7-17.

80. Лихачёв Б.Т. Воспитательные аспекты обучения./Б. Т. Лихачёв -М.,1982. 354 с.

81. Ловпаче Н. Г. Декоративные средства средневековой адыгской керамики./ Н. Г. Ловпаче //Сборник статей по этнографии Адыгеи. -Майкоп, 1975.-С.303-328.

82. Ловпаче Н. Г. Зарождение и развитие тамговой системы адыгов. / Н. Г. Ловпаче //культура и быт адыгов. Вып.7.- Майкоп, 1989.- С. 128-153.

83. Ловпаче Н. Г. Художественная керамика средневековой Адыгеи/ Н. Г. Ловпаче.- Майкоп, 1995 .-232 с.

84. Ловпаче Н. Г. Этический и эстетический идеал адыга в прошлом/Н. Г. Ловпаче //национальные традиции народов Адыгеи: генезис, сущность и проблемы воспитания. Майкоп, 1994. - с.83-94.

85. Ловпаче Н. Г.Изображение зверей в торевтике адыгов./ Н. Г. Ловпаче //Культура и быт адыгов. Майкоп,1980.-е. 163.

86. Лук А.Н. Мышление и творчество./ А. Н. Лук. М.: Изд - во полит, лит-рыД 976.-181с.

87. Лук А.Н. Психология творчества./ А. Н. Лук М., 1978.-213с.

88. Лук А.Н. Эмоции и личность./ А. Н. Лук М.: Знание, 1982. -175с.

89. Люлье Л. Я. Черкессия. Историко-этнографические статьи./Л. Я. Люлье-Майкоп.: Северо- Кавказский филиал традиционной культуры МЦТК Возрождение, 1980.- 47 с.

90. Максимов Ю. В. У истоков мастерства: нар. искусство в худож. воспитании детей./Ю. В. Максимов.-Из опыта работы.-М.: Просвещение. 1983.-159 с.

91. Маркграф Г. Г. Очерк кустарных промыслов Северного Кавказа /Г. Г. Маркграф.- М., 1982.-128 с.

92. Маслоу А. Самоактуализация. /А. Маслоу //Психологтя эмоций.-М.: из-во Моск. ун-та, 1982.-329 с.

93. Матюшкин A.M. Концепция творческой одарённости./А. М. Матюшкин // Вопросы психологии, №6,!989. -С.29 33.

94. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении./А. М. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. - 208 с.

95. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческих способностей./А. А. Мелик-Пашаев. М., 1981.-304 с.

96. Мелик-Пашаев А.А. Об источнике способности человека к художественному творчеству./А. А. Мелик-Пашаев // Вопросы психологии, №1,1998. С.76-83.

97. Мелхорн Г., Мелхорн Х.Г. Гениями не рождаются. Общество и способности человека. Кн. для учителя./Г. Мелхорн, X. Г. Мелхорн. Пер. с нем. М.: Просвещение, 1989. - 160 с.

98. Меретуков М. А. Кустарные промыслы и ремёсла у адыгов. /М. А. Меретуков //Культура и быт адыгов: Вып.4.- Майкоп, 1981.- С.3-96.

99. ЮЗ.Меретукова 3. К. Педагогическая культура и педагогический идеал: Учеб. пособие для студентов и аспирантов /3. К. Меретукова.-Майкоп, 1999.-157 с.

100. Мерлин В. С. Проблемы интегрального исследования индивидуальности человекаУВ. С. Мерлин //Психологический журнал.-1980. -С.58-71.

101. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одарённости./ В.А. Моляко // Вопросы психологии, №5,1994. -С.86-95.

102. Юб.Мудрик А. В. Индивидуальная помощь в социальном воспитании./А. В. Мудрик // Новые ценности образования. Вып. З.-М., 1995.- С.54-57.

103. Нарты. Адыгский героический эпос. — М.: Наука, 1974.-415 с.

104. Национальная доктрина образования в Российской Федерации от 4 октября 2000г. №751.-//Учительская газета, 2000.- С. 6-7.

105. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры./ М. А. Некрасова М.: Изобразительное искусство, 1983.-С.212.

106. ПО.Неменский Б. М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя./Б. М. Неменский.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение,1987.-С.177.

107. Немов Р. С. Психология /Р. С. Немов.-Кн. 1.-М.: ВЛАДОС,1997.-688 с.

108. Непсо М. С. Адыгская художественная культура. Учебник. 2 год обучения./М. С. Непсо. -Майкоп, 1997.-160 с.

109. ПЗ.Непсо М. С. Адыгская художественная культура. Учебник. 3 год обучения./М. С. Непсо. -Майкоп : РИПО Адыгея, 2000.-261 с.

110. Никандров В. Н. Ценности как основа целей воспитания./ В. Н. Никандров // Педагогика, №3.1998.-С.3-Ю.

111. Никитина Ф. Г. Элементы народного творчества в эстетическом воспитании младших школьников /из опыта работы школ Адыгейской автономной области /: Автореф. дисс. на соиск. учён. ст. канд. пед наук./Ф. Г. Никитина.- Тбилиси, 1974. -21 с.

112. Обухова Л.Ф. Возрастная психология./Л. Ф. Обухова. М.: Пед. об-во России, 2001.-442 с.

113. Одарённые дети./ Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. М.: Изд. центр «Академия»,1991.- 376 с.1210 Рейли С. Плетение./С. О Рейли.- С-П., 1998.-С.31.

114. Петровский А.В. К психологии активности личности./А. В. Петровский // Вопросы психологии, №3, 1975. С.26 - 38.

115. Петровский А.В История психологии./А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. М.: Рос. гос. гум. ун-тет,1994. - 448 с.

116. Пиаже Ж. Психология интеллекта /Ж. Пиаже //Избранные труды.-М.: Просвещение, 1969.-659 с.

117. Платонов К.К. О системе психики.- М.: Мысль,1972. 241с.

118. Пономарёв Я. А. Психика и интуиция./Я. А. Пономарёв.-М.: Политиздат, 1967. 256 с.

119. Пономарёв Я.А. Психология творчества./Я. А. Пономарёв. М.,1976.-293 с.

120. Программа (проект) для отделений общего эстетического образования (воспитания) ДШИ. Изобразительное искусство. М.: Центральный научно-методический кабинет по учебным заведениям культуры и искусства, 1986.- 43 с.

121. Проект «Развитие национальных школ». М.: МО РФ,1994. —5 с.

122. Проекты программ для подготовительных групп ДХШ. Изобразительное искусство. Станковая композиция. Декоративно-прикладная композиция. Рисунок. Лепка.- М.: Центральный научно-методический кабинет по учебным заведениям культуры и искусства, 1987. -32 с.

123. Психология одарённости детей и подростков./ Под ред. Н.С. Лейтеса. -М.: Изд. центр «Академия»,1996.-399 с.

124. Психология. Словарь.2-е изд. М.: Политиздат, 1990. - С.393.

125. Раппопорт С. X. Искусство и эмоции./С. X. Раппопорт.- Изд.2-е, дополн. Музыка, 1972 -166 с.

126. Республиканская программа развития образования на 2000-2004 годы.//Светская Адыгея, №195,2000.-С.З-7.

127. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании./Е. И. Рогов.- ВЛАДОС, 1996.-529 с.

128. Роджерс К. Эмпатия./К. Роджерс //Психология личности.-М.: из-во Моск. ун-та, 1982.-399 с.

129. Рождественская И.В. Психология художественного творчества./И. В. Рожденственская.- СПб., 1995.-403с.

130. Романова Е.С. Графические методы психологической диагностики./Е. С. Романова, О. Ф.Потёмкина.—М.: Изд. Дидакт, 1991.-219с.

131. Ростовцев Н. Н., Развитие творческих способностей на занятиях рисованием./Н. Н. Ростовцев, А. Е. Терентьев.- М.: Просвещение, 1987.176 с.

132. Ротенберг B.C., Поисковая активность и адаптация./В. С. Ротенберг, В.

133. B.Аршавский-М.: Наука, 1984.-362 с.

134. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности./С. Л. Рубинштейн // Вопросы философии.-№11, 1996.-С.57.

135. Салов Ю. Н. Психолого-педагогическая антропология./Ю. Н. Салов, Ю.

136. C. Тюнников.-М.: Владос-Пресс.-2003.-256 с.

137. Смирнов В. Г. Изучение искусства родного края как проблема и как средство эстетического воспитания учащихся средней общеобразовательной школы: Дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук./В. Г. Смирнов.- М., 1976.- 264 с.

138. Смирнов С. Д. Психология образования: проблема активности психического отражения./В. Г. Смирнов. М.: Изд-во Моск. ун-та,1985. -231с.

139. Степаносова О.В. Современные представления об интуиции./0. В, Степаносова // Вопросы психологии, №4,2003. — С. 133-144.

140. Студенецкая Е. Н. Одежда народов Северного Кавказа. 18-20вв./Е. Н. Студенецкая.-М.: Наука,1989.-С.288.

141. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям./В. А. Сухомлинский.-Киев: Радьянская школа, 1973.-244 с.

142. Схаляхо А. А. Нартский эпос неиссякаемый источник духовной жизни адыгов/А. А. Схаляхо//Нартский эпос и кавказское языкознание /Материалы 6 Международного коллоквиума Европейского общества кавказологов/. Майкоп, 1994. - С.39-47.

143. Теплов Б.М. Способности и одарённость./Б. М. Теплов. Избран. произв.т.2 М.,1985.- 446 с.

144. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий./Б. М. Теплов. Избран, произв. т.1.- М., 1983.-504 с.

145. Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии./К. А. Торшина // Вопросы психологии,№4,1998. -С.123-133.

146. Уэллс Г. Павлов и Фрейд. /Г. Уэльс. — М.: Изд-во иностр. лит-ры.,1969. -608 с.

147. Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности. — М.: АН СССР,1963. 770 с.

148. Франкл В. Человек в поисках смысла./В. Франки. М.: Прогресс, 1990. -293 с.

149. Фрейд 3. Психоанализ и культура. Леонардо да Винчи./З. Фрейд. СПб, Алетейя,2000. - 296 с.

150. Фрейд 3. Психология бессознательного./З. Фрейд М., Просвещение,1990.-448 с.

151. Фридман Л.М. Психология воспитания./Л. М. Фридман. — М.:ТЦ Сфера, 2000. 208 с.

152. Фромм Э. Иметь или быть?/Э Фромм.-М.: Прогресс, 1987.-336 с.

153. Хан-Гирей. Записки о Черкессии./Хан-Гирей. Нальчик, 1987.-333 с.

154. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе./А. С. Хворостов.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1988.-176 с.

155. Хьел Л. Теория личности./Л. Хьелл, Д. Зиглер.-Санкт-Петербург: Питер, 1997.-607 с.

156. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность./Х. Хекхаузен Т.2- М.: Педагогика, 1986.-603 с.

157. Холодная М. А. Интеллектуальная одарённость как проявление особенностей организации индивидуального ментального опыта./М. А. Холодная//основные современные концепции творчества и одарённости.-М.: Мол. Гвар., 1997.-С. 295-314.

158. Холодная М. А. Психология интеллекта, парадоксы исследования./М. А. Холодная.-Томск.: Из-во томского университета., М.: Из-во Барс, 1997.392 с.

159. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности./В. Э. Чудновский. -М.,1986.-262 с.

160. Шадриков В.Д. Деятельность и способности./В. Д, Шадриков М.: Логос, 1994.-320 с.

161. Шиллинг Е. М. Адыгейские национальные узоры./Е. М.Шиллинг //Искусство, №3,1940.-159 с.

162. Шоров И. А. Реализация адыгской народной педагогики в современном воспитании./И. А. Шоров //Национальные традиции народов Адыгеи:генезис, сущность и проблемы воспитания / Материалы первой научно-практической конференции/.- Майкоп,1994.- С.23-25.

163. Шорохов Е. В. Основы композиции: Учебное пособие для студентов пед. ин ТОВ./Е. В. Шорохов.-М.: Просвещение, 1979,- С.5.

164. Шпикалова Т. Я. Национальное и общечеловеческое / Т. Я. Шпикалова //Народное творчество, №5-6,1993.-С.8-9.

165. Эльконин Д.Б. Психология игры,/Д. Б. Эльконин.-М.: Просвещение, 1978.-541 с.

166. Юнг Карл Густав. Сознание и бессознательное./Карл Густав Юнг. -СПб. -М., 1997.-610 с.

167. Юнг Карл Густав. Психологические типы./ Карл Густав Юнг. М.: Кн. изд-во ун-та,1996. — 214 с.

168. Яхтанигов X. X. Северокавказские тамги./Х.Х, Яхтанигов.- Нальчик: Лейтер-Ибн- Марат, 204 с.178. (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 43-75.

169. Agor W.H. The logic of intuitive decision making. Westport, CT: Quorum books, 1986.P.126.

170. Amabile T.M. Social psychology of creativity: A consensual assessment technique // Pres. & Soc. Psychol. 1982. V.43. P. 997-1013.

171. Barron F., Harrington D. Creativity, intelligence and personality // Ann. Rev. of Psychol. V. 32. 1981. P. 439-476.

172. Barron F. Putting creativity to work // R.Stemberg, T.Tardif (eds.).The natyre of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P.76-98.

173. Bastick T. Intuition: How we think and act .N. Y.: Wiley, 1982.P. 156.

174. Baylor A.M. A thee component conception of intuition: Immediacy, sensing relationships and reason // New Ideas in Psychol. 1997. V. 15. N2. P. 185 -194.

175. Chikszentmihalyi M. Socity, culture, and person: A system view of creativity // R. Sternberg, T. Tardif (eds.).The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press. 1988. P. 325-339.

176. Claxton G. Investigating human intuition: Knowing without knowing why// Psychologist. 1998. V. 11. N 5. P. 217-220.

177. Feldman D.N., Csikszentmihalyi M., Gardner H. Changing the world: A framework for the study of creativity. Yale : Yale Press, 1994.P.204.

178. Gardner H. Creative lives and creative works: a synthetic scientific approach // R.Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988.P.298-324.

179. Goldberg P. The intuitive experience // Agor W. H. ed. Intuition in organizations: Leading and managing productively. Newbury Park, CA: Sage, 1989. P. 173-194.

180. Gruber H., Devis S. Inching our way up Mount Olympus: the evolving-sistem apporoach to creative thinking // R. Sternberg, T. Tardif (ads.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P.243-270.

181. Guilford J. P. The nature of human intelligence.-NI: Me Gaw Hill,1967.P.134.

182. Johnson W.L., Johnson A.M. A third-order component analysis of the Myers-Briggs Type Indicator// Edus. and Psychol. Measurement. 1998. V. 59. N 5. P. 820-832.

183. Kihlstrom J. F., Shames V.A., Dorfman J. Intimations of memory and thought // Reder L.M. (ed.). Implicit memory and metacognition. Mahwah, NJ: Erlbaum , 1996. P. 1-23.

184. Lieberman M.D. Intuition: A social cognitive neuroscience approach // Psychol. Bull. 2000. V. 126.N 1. P. 109-137.

185. Myers D. G. Intuition. The powers and perils of inner knowing. New Haven, CT: Yale Univ.Press, 2002.P.237.

186. Osbeck L.M. Conceptual problems in the development of psychological notion of "intuition" // J. Theory Soc. Behav. 1999. V. 29. N 3. P. 229 250.

187. Percins D. N. The possibility of invention // R. Sternberg, T. Tardif ( eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 362-385.

188. Reber A. S., Walkenfeld F.F., Hernstadt R. Implicit and explicit learninq: Individual differ. 1988.P.324.

189. Rences and IQ // J.Exp. Psychol.: Learning , Memory and Cogn. 1991. V. 1.1. P. 888-896.

190. Runco M. A., Sakamoto S. O. Experimental studies of creativity // Sternberg R. J. (ed.). Handbook of creativity. N.Y.: Cambr. Univ. Press, 1999. P. 62-92.

191. Shirley D.A., Lagan- Fox J. Intuition : A review of the literature // Psychol. Rep. 1996.V. 79. P.563-584.

192. Sternberg R. J. A thee -facet model of creativity // R. Sternberg, T. Tardif ( eds. ). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988.P. 125-147.

193. Sternberg R., Lubart T. Defying the croud: Cultivating creativity in a culture of conformity. N.Y.: Free Press, 1995.P. 137.

194. Storfer M.D. Intelligence and giftedness. The contributions of heredity and early environment. San Francisco; Oxford: Jossy- Bass Publ., 1990. P. 120

195. Tardif Т., Sternberg R. What we khow abaut creativity ?// R.Sternberg , T.Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988.P.429-446.

196. Torrance E. P. The Test of creative thinking: Technical-norm manual.lll, 1974. P.lll.

197. Torrance E.P. The nature of creativity as manifest in the testing // R.

198. Sternberg, T.Tardif .1976. P.145.

199. Woolhouse L. S., Bayne R. Personality and the use of intuition: Individual differences in strategy and performance on an implicit learning task. // Eur. J. Person. V. 14.P. 157-169.