Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие художественной культуры младших школьников средствами произведений дагестанских художников

Автореферат по педагогике на тему «Развитие художественной культуры младших школьников средствами произведений дагестанских художников», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Камбулатов, Мухтар Гаджиевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Махачкала
Год защиты
 2010
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Развитие художественной культуры младших школьников средствами произведений дагестанских художников», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Развитие художественной культуры младших школьников средствами произведений дагестанских художников"

КАМБУЛАТОВ Мухтар Гаджиевич

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДАГЕСТАНСКИХ ХУДОЖНИКОВ

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

1 1 НОЯ 2010

МАХАЧКАЛА-2010

004612099

Работа выполнена на кафедре методики изобразительного и декоративно -прикладного искусства ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»

Научный руководитель - доктор педагогических наук,

профессор Раджабов Исмаил Магомедович

Официальные оппопенгы: доктор педагогических наук,

профессор Сулейманова Зумруд Запировна; кандидат педагогических наук, доцент Магомедов Давди Бадавиевич

Ведущая организация - ГОУ ДПО «Дагестанский институт повышения

квалификации педагогических кадров».

Защита диссертации состоится «30» октября 2010 г. в Ю00 часов на заседании Диссертационного совета Д 212.051.04 по защите докторских и кандидатских диссертаций в ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» по адресу: 367003, Махачкала, ул. Ярагско-го, 57.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» по адресу: 367003, Махачкала, ул. Ярагского, 57.

Автореферат выставлен на сайте ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» «29» сентября 2010 г. Адрес сайта: www.dgpu.ru

Автореферат разослан «29» сентября 2010 г.

Ученый секретарь у

диссертационного совета /\\

кандидат педагогических наук, профессор (] \ ' Ш.А. Мирзоев

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Общество и окружающий предметный мир являются важной средой в формировании личности человека с определёнными взглядами, ценностными ориентирами и его национальными культурно-художественными традициями. В то же время традиционная художественная культура и искусство каждого народа являются бесценным достоянием и обладают большим творческим потенциалом в воспитании и развитии гуманистической личности.

Произведения изобразительного искусства по причине своей генетической специфики всегда несут на себе отчётливый отпечаток традиционных культурных особенностей жизни того народа, к которому принадлежит мастер изобразительного искусства.

Рассматривая произведения искусства мастеров изобразительного творчества, мы не только любуемся совершенством формальных решений, но и постигаем глубину их эстетического содержания, как бы приобщаемся к размышлениям наших далёких предков о тех культурных, нравственных и художественных ценностях, которые перешли к нам как бесценное духовное наследие.

При этом очень важно использовать в учебно-воспитательном процессе подобранные соответствующим образом произведения мастеров изобразительного искусства, так как это эффективно помогает воспитанию социально-психологических, мировоззренческих, культурных, нравственных и художественно-эстетических чувств учащихся школ.

Одним из наиболее действенных средств развития художественной культуры учащихся является творчество мастеров изобразительного искусства, в частности, произведения дагестанских художников, бережно сохраняющие культурные и национальные традиции, обладающие этно-педагогическими, духовно-нравственными и историко-культурными особенностями.

Отношение к наследию мастеров изобразительного искусства и, в частности, произведениям дагестанских художников как культурной ценности художественных традиций является определяющей позицией нашего исследования.

Большое теоретическое значение в поиске решения затронутых нами проблем имеют труды выдающихся исследователей русской национальной культуры и искусства: Н. А. Бердяева, М. Н. Бахтина, П. Ф. Флоренского и других, которые рассматривают культуру как антропологический феномен, где личность выступает в качестве эпицентра.

Важное значение при рассмотрении методологических аспектов проблемы развития художественной культуры школьников имели труды

E.B. Бондаревской, Э.В. Ильенкова, E.H. Ильина, М.С. Кагана, Н.И. Кия-щенко, В.И. Разумного, И.Б. Котовой, Т.П. Мальковой.

Изобразительное искусство рассматривается авторитетными учёными, педагогами, психологами как важный аспект формирования художественной культуры и средство художественно-творческого развития личности (Т.С. Бакушинский, М.М. Байрамбеков, A.C. Выготский, Е.А. Игнатьев, Т.С. Комарова, B.C. Кузьмин, И.М. Раджабов, Н.П. Сакулина, Б.М. Те-плов, Т.Я. Шпикалова).

Особый интерес в аспекте формирования творческих способностей, развития художественной культуры и эстетического вкуса школьников в процессе изучения ими произведений изобразительного искусства представляют труды Б.Г. Ананьева, С.А. Аничкина, Д.К. Бусурашвили, Н.П. Волкова, Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, В.И. Кириенко, Л.Г. Коваля, Б.Т. Лихачёва, Б.Ф. Ломова, A.A. Любинской, Б.М. Теплова, П.М. Якуб-сона.

Педагогические аспекты рассматриваемой нами проблемы художественно-эстетического образования и развития художественной культуры, роли изобразительного и декоративно-прикладного искусства в формировании творческой личности достаточно глубоко разработаны также в трудах известных учёных В.С Кузина, H.H. Ростовцева, И.М. Раджабова, Б.Н. Неменского, С.П. Ломова, М.М. Байрамбекова, Н.М. Сокольниковой, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой, Ю.У. Фохт-Бабушкина, Б.П. Юсова.

Важный научно-методический интерес в плане сохранения и возрождения национально-художественной культуры, использования художественно-эстетических традиций в преподавании изобразительного и декоративно-прикладного искусства представляют работы учёных педагогов Дагестана: М.М. Байрамбекова, С.М. Гаджимурадова, Г.К. Гамзатовой, И.М. Раджабова, A.M. Магомедова, O.K. Рашидова, П.М. Магомедовой, К.К. Агаева, Э.А. Казанбиевой, Е.М. Крючкова, А. Ш. Шахаева, М.М. Омарова, Д.В. Скоробогатова, Д.Б. Магомедова и др.

Определённый вклад в изучении и познании художественной культуры средствами произведений Дагестанских художников внесли искусствоведы и учёные М.В. Шахмарданов, З.А. Гейбатова-Шолохова, М.И. Чалабова, Л. В. Шахмарданова, С. Р. Дамаданова, П. М. Султанова.

В то же время проблемы развития художественной культуры школьников средствами мастеров изобразительного искусства, в частности, произведений дагестанских художников изучены ещё недостаточно. Исследователи чаще всего ограничиваются рассмотрением лишь одного её элемента - искусства, тогда как подрастающее поколение учащихся школ, для которого и создаются художественные ценности, и, прежде всего, конкретное произведение искусства, остаются нередко вне поля их зрения.

Художественное образование, эстетическое воспитание молодёжи, учащихся школ средствами произведений искусства не всегда рассматриваются исследователями в контексте художественной культуры. Именно эти вопросы, а также проблемы сущности, содержания, структуры художественной культуры и особенности её развития средствами произведений дагестанских художников рассматривается в данной работе. Популяризация основных проблем художественной культуры средствами творческого наследия народа, без сомнения, может оказать действенную помощь в совершенствовании художественного образования и эстетического воспитания учащихся.

Появление данной работы обусловлено, прежде всего, необходимостью преодоления противоречия между общественной потребностью в сохранении и развитии художественной культуры и недостаточной разработанностью этих вопросов в системе художественно-педагогического образования школьников.

Недостаточность теоретической и практической разработанности указанной проблемы, поиск путей преобразования существующей ситуации обусловили выбор темы настоящего исследования на тему: «Развитие художественной культуры школьников средствами произведений дагестанских художников».

Проблемы исследования: научно обосновать содержание и структуру занятий; разработать и экспериментально проверить условия, формы и методы развития художественной культуры младших школьников средствами произведений дагестанских художников.

Объект исследования - процесс развития художественной культуры младших школьников средствами произведений дагестанских художников.

Предмет исследования - условия, формы, методы развития у младших школьников художественной культуры средствами произведений дагестанских художников.

Цель исследования - выявить и научно обосновать содержание, условия развития художественной культуры младших школьников средствами произведений дагестанских художников.

Гипотеза исследования - развитие художественной культуры младших школьников средствами произведений дагестанских художников будет наиболее эффективным, если:

❖ использовать произведения дагестанских художников как важный составной компонент развития художественной культуры школьников в процессе обучения изобразительному искусству в школе;

❖рассматривать художественно-эстетическую ценность, образность, подлинность произведений изобразительного искусства выдающихся ху-

дожников прошлого и настоящего, как средство развития художественной культуры школьников;

❖создать условия, разработать и эффективно использовать содержание формы и методы развития художественной культуры средствами произведений дагестанских художников.

Задами исследования:

❖осуществить теоретический анализ и дать оценку современного состояния по проблеме исследования, установить перспективы её развития;

❖выявить и определить роль и место художественной культуры в эстетическом образовании учащихся средствами произведений дагестанских художников;

❖разработать и экспериментально проверить условия, способствующие развитию художественной культуры учащихся средствами произведений дагестанских художников;

❖определить систему занятий по изучению произведений дагестанских художников в контексте развития художественной культуры школьников.

Методологической основой исследования явились: философские идеи о роли культуры в духовном совершенствовании человека, о непреходящей ценности и самобытности культурных эстетических традиций различных народов, о единстве общечеловеческого и национального (H.A. Бердяев, B.C. Библер, JI.H. Гумилев, В.В.Зеньковский, И.А. Ильин, П.Ф. Каптерев, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, B.C. Соловьев, К.Д. Ушинский, П.А. Флоренский, и др.) положения теории личности и творчества (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, Я.А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн и др.), ведущие разработки педагогики эстетического воспитания, художественного образования, народной художественной культуры (B.C. Кузин, Т.С. Комарова, И.М. Раджабов, М.А. Некрасова, Т.Я. Шпикалова и ДР-).

Теоретическую основу исследования составили: идея воспитания человека в контексте культуры, которая достаточно глубоко разработана в трудах видных ученых (Е.В. Бондаревская, Э.В. Ильенков, E.H. Ильин, М.С. Каган, Т.П. Малькова, В.Я. Нечаев); подходы и принципы культуро-сообразного образования, опирающиеся, прежде всего, на концепции выдающихся русских философов (М.М. Бахтина, H.A. Бердяева, П.Ф. Флоренского), которые рассматривают культуру как антропологический феномен, где личность выступает в качестве ее эпицентра.

Методы исследования: изучение искусствоведческой, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение, выявление, анализ и обобщение ответа, приобщение их к эмоционально-ценностному отношению к художественной

культуре; беседа, анкетирование, опрос, фотографирование, видеозапись, экскурсии в музеи, галереи, выставочные залы; ознакомление учащихся с произведениями изобразительного искусства дагестанских художников; опытно-экспериментальная работа, изучение продуктов творческой деятельности школьников.

Базой исследования были определены МОУ «Лицей» № 39 и МОУ «Прогимназия» № 52 г. Махачкалы и общеобразовательные школы с. Маджалис Кайтагского района, пос. Мамедкалы Дербентского района Республики Дагестан.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2006-2007 гг.) в ходе теоретического анализа философской, психолого-педагогической и специальной литературы уточнены проблема, гипотеза, предмет и задачи исследования, обоснована тема, выявлены научный уровень знаний и интерес учащихся к национальной художественной культуре, а также роль и место произведений изобразительного искусства дагестанских художников в системе художественно-эстетического воспитания школьников.

На втором этапе (2007-2008 гг.) подготовлена научно- методологическая и экспериментальная база исследования, проведены серии экспериментов, определены содержания занятий, наиболее эффективные формы и методы, условия, способствующие развитию национальной художественной культуры учащихся средствами произведений изобразительного искусства дагестанских художников.

На третьем этапе (2008-2010 гг.) обоснованы и в полном объеме апробированы разработанные нами содержание, условия, системы занятий развития художественной культуры школьников с учётом специфики произведений искусства дагестанских художников, осуществлены анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, сформулированы выводы и рекомендации.

Научная новизна исследования:

«осуществлен анализ, выявлены сущность и специфика места и роли произведений дагестанских художников в образовательно-воспитательной деятельности школьников как средства развития художественной культуры учащихся;

❖определены условия развития художественной культуры школьников, система занятий по изучению произведений изобразительного искусства дагестанских художников;

❖разработаны параметры и критерии, позволяющие выявить и оценить уровень сформированное™ знаний и глубины интереса учащихся к национальной художественной культуре;

❖подготовлены учебные пособия, методические разработки, комплект учебно-методических наглядных пособий, способствующих развитию художественной культуры школьников средствами произведений дагестанских художников.

Практическая значимость исследования состоит: ❖в разработке содержания занятий, создании условий развития художественной культуры учащихся в процессе изучения произведений дагестанских художников на уроках дисциплин эстетического цикла;

❖в выявлении возможности использования материалов данного исследования в художественно-эстетическом образовании в других регионах, где развиты культурно-исторические и национально-традиционные особенности народа.

На защиту выносятся следующие положения: ❖произведения изобразительного искусства как средства развития художественной культуры учащихся;

❖условия развития художественной культуры учащихся, использование произведений дагестанских художников как важного компонента развития художественной культуры учащихся;

❖художественно-эстетическая ценность произведений изобразительного искусства (подлинность, уникальность, образность, историческая значимость);

❖ педагогические технологии использования произведений изобразительного искусства в учебном процессе;

❖уровни и критерии, позволяющие выявить не только знания и глубину интереса учащихся к художественной культуре, но и суждения, ценностные ориентации в процессе приобщения их к культурным ценностям.

Апробации и внедрение результатов исследования осуществлялись на заседаниях кафедры методики преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства Даггоспедуниверситета, на научных конференциях, посвященных проблемам развития художественно-педагогического образования в гг. Москва, Махачкала, а также в ходе чтения лекций на художественно-графическом факультете Даггоспедуниверситета. Материалы исследования внедрены в практику обучения изобразительному искусству в МОУ г. Махачкалы, с. Маджалис Кайтагского района, пос. Мамедкалы Дербентского района Республики Дагестан.

Автором разработано учебное пособие для учителей школ и студентов художественно-графического факультета «Развитие художественной культуры школьников средствами произведений дагестанских художников».

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность, степень её научной разработанности; формируются объект, предмет, цель, гипотеза, задачи исследования, раскрываются методологические и теоретические основы, этапы и методы исследования, его новизна, теоретическая и практическая значимость; определяются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические аспекты развития художественной культуры школьников» комплексно рассматриваются методологический, психолого-педагогический, образовательно-воспитательный потенциал произведений искусства художников прошлого и настоящего в аспекте развития художественной культуры учащихся младших классов, определяются предпосылки влияния художественной культуры на эстетическое образование школьников с помощью произведений искусства.

Воспитание высококультурной, нравственно и духовно богатой личности, опирающейся на традиционные идеалы, национальную художественную культуру, а через ее освоение - к общечеловеческим духовно-нравственным культурным ценностям, является одной из важнейших задач современной школы. Огромная роль в становлении такой личности отводится учебным занятиям художественно-эстетического цикла, в частности, урокам изобразительного искусства. Здесь в процессе получения практических навыков рисования и искусствоведческих знаний, учащиеся рассматривают художественные произведения как часть материальной и духовной культуры, извлекая из них эстетическую, познавательную, ценностно-воспитательную информацию.

Значительным творческим потенциалом в развитии художественной культуры гуманистической личности обладают уникальные культурно-художественные традиции Дагестана, недостаточно востребованные в современной системе художественно-педагогического образования республики. Вместе с тем самобытное национальное искусство, испытавшее влияние Востока и Европы и, особенно, России, является ценным наследием и органической частью мировой художественной культуры.

Обоснование теоретической концепции диссертационного исследования базируется на эстетических взглядах видных ученых прошлого и современности, - Платона, Аристотеля, Гегеля, утверждавших, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление; Ж. Руссо, И. Канта, Н. Г. Чернышевского, педагогических идеях Я. Коменского, К. Д. Ушинского, посвященных вопросам гармоничного развития личности на основе согласованного взаимодействия воспитательных и обучающих функций искусства.

Идеи художественно-педагогического образования данного исследования основываются и на концепциях русских философов, рассматривав-

ших личность в качестве эпицентра культуры - H.A. Бердяева, М.М. Бахтина, П.Ф. Флоренского и др. Использован также практический аспект педагогической деятельности, отраженный в работах выдающихся педагогов

A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др. При этом многие педагоги, писатели, деятели культуры (Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, A.C. Макаренко,

B.А. Сухомлинский, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский) отмечают, что формировать личности и эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте.

Педагогическая теория и практика уделяют особое внимание формированию духовного мира ребенка в первые годы обучения, так как школа закладывает основы образования человека, определяет его ценностные ориентиры и способности.

Освоение произведений искусства в начальный период школьного обучения необходимо для детей, которые проходят через психологически сложный период развития чувств: период смены интересов, углубления знаний об окружающем мире и человеке, период повышенного эмоционально-чувственного напряжения, обострения потребности самореализации в художественно-творческой изобразительной деятельности.

Проблемы развития воображения, формирования творческих способностей, эстетического вкуса младших школьников в процессе освоения ими произведений изобразительного искусства подробно освещены в трудах Ананьева Б.Г., Аничкина С.А., Бусурашвили Д.К., Волкова H.H., Выготского JI.C., Игнатьева Е.И., Кириенко В.И., Коваля Л.Г., Лихачева Б.Т., Ломова Б.Ф., Люблинской A.A., Теплова Б.М., Якобсона П.М.

Так, по свидетельству Б. Т. Лихачева, - «Благодаря глубокому проникновению учащихся в идейно-художественную сущность произведения искусства, становится возможным его использование для глубокого познания жизни, формирования мировоззрения, воспитания нравственности».

Поиску наиболее эффективных методов развития эстетических способностей младших школьников, освоения художественно-эстетических знаний, воспитания в них умения ценить произведения искусства и явления действительности, посвятили научные труды Анохин П.К., Елисеев В.А., Зинченко В.П., Игнатьев Е.И., Квятковский Е.В., Кузин B.C. и др.

В освещении вопросов психологии изобразительного творчества, творческого воображения, пространственных представлений, автор исследования обращался к трудам выдающихся представителей отечественной психологии: Ананьева Б.Г., Теплова Б.М., Игнатьева Е.И., Кузина B.C., Ломова Б.Ф., Кириенко В.И. и др., изучавших наиболее эффективные формы и методы развития эстетических потребностей учащихся, воспита-

ния способности видеть и ценить красоту в мире искусства и окружающей действительности.

Существенный вклад в разработку методики эстетического воспитания и художественного образования младших школьников внесли исследования Комаровой Т.Я., Неменского Б.М, Шпикаловой Т.Я. и др. Вопросы эстетического воспитания подрастающего поколения подробно рассматриваются в трудах Апраксиной O.A., Ветлугиной H.A., Джибладзе Г.А., Скатерщикова В. К., Шацкой В.Н.

Эффективность взаимодействия федеральных требований художественно-педагогического образования с национальными художественными традициями в общеобразовательных школах регионов России рассматривается в трудах Анисимова H.H., Алиевой Б.Ш., Байрамбекова М.М., Гад-жимурадова С.М., Магомедова A.M., Мирзоева Ш.А., Раджабова И.М., Хворостова A.C., Шпикаловой Т.Я. и др. В развитии художественной культуры младших школьников на уроках изобразительного искусства, в приобщении к эстетике отечественной культуры и в приобщении к общечеловеческим ценностям через понимание языка изобразительного искусства они видят источник развития духовной культуры, раскрытие внутреннего потенциала художественно-творческой деятельности учащихся.

И в условиях многонационального Дагестана развивающая ценность произведений изобразительного искусства привлекает интерес педагогов гуманитарных предметов - литературы, истории, музыки, и декоративно-прикладного искусства. Творчески работающие учителя разрабатывают авторские программы, системы занятий, уроки, способствующие развитию художественной культуры посредством творчества дагестанских художников.

Говорить об эффективном развитии художественной культуры, о культурологическом и художественно-эстетическом воспитании и развитии художественной культуры учащихся школ невозможно без изучения теоретических основ изобразительного искусства.

В диссертационной работе использованы искусствоведческие исследования видных дагестанских искусствоведов - Гейбатовой-Шолоховой З.А., Магомедовой-Чалабовой М.И., Маммаева М.М., Путерброта Э.М., Султановой Г.А., Шахмардановой JI.B. и др. известных ученых, посвятивших научные исследования творчеству выдающихся дагестанских художников и проблемам дагестанской художественной культуры. В своих диссертационных исследованиях, монографиях, многочисленных публикациях они отмечают уникальность дагестанского изобразительного искусства как самобытного явления национальной и мировой художественной культуры.

it

К сожалению, приходится признать, что рассматриваемая проблема - развитие художественной культуры учащихся начальных классов средствами произведений дагестанских художников на уроках изобразительного искусства, - не занимает достойного места в системе художественно-эстетического образования Дагестана.

Приобщение к творчеству дагестанских художников открывает перед учениками огромный мир материальной и духовной культуры человечества. Испытывая влияние европейской культуры, впитывая традиции русского реалистического искусства, яркие представители дагестанского профессионального изобразительного искусства формировали чертьги содержание национального мастерства, выраженного в живописных и графических художественных образах.

Эффективным средством педагогического воздействия на развитие художественной культуры младших школьников, их эстетического восприятия национальной художественной культуры является ознакомление на искусствоведческих уроках-беседах с историческими событиями, узнаваемыми пейзажами, прикладными произведениями и другими объектами культуры и искусства родного города, селения, региона, представленными в экспозициях музеев и выставочных залов, отображенных в городской, парковой скульптуре, картинах дагестанских художников.

Исследуя особенности развития художественной культуры младших школьников Дагестана, следует, прежде всего, выявить место художественной культуры в системе духовной культуры горцев, определить ее значимость в образовательном процессе и эстетическом воспитании подрастающего поколения, найти примеры отображения ее различных аспектов в творческих произведениях дагестанских художников.

Нельзя не отметить важную роль России, влияние которой на развитие искусства горной республики после окончания Кавказской войны усиливается, а процесс взаимовлияния и взаимообогащения искусств народов Дагестана, Северного Кавказа и Закавказья становится более интенсивным.

Определяющее влияние на дальнейшее развитие художественной культуры горной республики, формирование идейных, гражданских и эстетических воззрений представителей национальной живописи и скульптуры оказали выдающиеся художники (Г. Гагарин, П. Бабаев, Ф. Гор-шельдт, Ф. Рубо, Е. Лансере, В. Тимм, П. Грузинский, Ф. Байков, А. Шамшинов, Н. Ярошенко и др.), посетившие Дагестан в Х1Х-ХХ вв. и отобразившие в своих графических и живописных произведениях картины повседневного быта горцев, образы местных жителей, проникнутые огромной эмоциональной силой. Как следствие, и в среде творческой интеллигенции Дагестана пробуждается неподдельный интерес к русско-

европейской культуре, возникает потребность освоения нетрадиционных изобразительных форм - живописи, графики, скульптуры.

Изучением жизни горцев, сбором материалов о Кавказской войне занимался великий русский писатель Л. Н. Толстой, лично побывавший в раде районов Дагестана, - Кизляре, Хасав-Юрте, Чир-Юрте, Темир-Хан-Шуре. На Кавказе JI. Н. Толстой создает ряд повестей и рассказов, начинает писать повесть «Казаки». Кавказу посвящено одно из самых замечательных произведений в истории художественной литературы, где с убедительной силой и художественным мастерством описаны герои и события Кавказской войны, — повесть «Хаджи-Мурат».

В 1830—1834 гг. в Дагестане жил замечательный представитель передовой России писатель-декабрист A.A. Бестужев-Марлинский. В Дербенте A.A. Бестужев-Марлинский создал повести «Вечер на Кавказских водах», «Лейтенант Белозор», «Фрегат «Надежда» и др. В годы службы в Дагестане A.A. Бестужев-Марлинский предпринял поездки в Табасаран, Аварию, Кумух, Касумкент, преследуя цель «...изучить горца в его обыденной жизни, в кругу мирных занятий». Благодаря блестящему знанию персидского и азербайджанского языков A.A. Бестужев-Марлинский оказал помощь в переводах ученым Дербента, с коими состоял в близкой дружбе. Общение с видными просветителями Дагестана, в свою очередь, помогло A.A. Бестужеву-Марлинскому совершенствовать собственные познания в области восточных языков и восточной поэзии. Писатель-декабрист восхищался горскими народными песнями. Неудивительно поэтому, что в свою повесть «Аммалат-бек», написанную в 1832 г. в Дербенте, A.A. Бестужев-Марлинский включил ряд горских песен, о которых В.Г. Белинский отзывался: «В них так много чувства, так много оригинальности, что и Пушкин не постыдился бы назвать их своими».

Беседы об изобразительном искусстве являются эффективным приемом духовно-нравственного, эстетического воспитания младших школьников, развития их художественной культуры. Усиление идейно-патриотической направленности занятий предполагает необходимость раскрытия детям замечательного творчества выдающихся русских художников, многообразия национальных особенностей дагестанского искусства. Так, изучение и осмысление самобытного творчества представителей русского реалистического искусства, классиков мирового значения, таких как Брюллов К.П., Венецианов А.Г., Иванов A.A., Репин И.Е., Суриков В.И., Васнецов В.М., Серов В.А., Врубель В.А. и др., отображавших в своих произведениях мировоззренческие позиции и идеалы русского народа, является эффективным средством развития художественной культуры младших школьников, их приобщения к эстетическим ценностям как российской, так и мировой художественной культуры.

Расцвет национального изобразительного искусства 50-70-х годов обусловлен стремлением дагестанских художников отобразить в самобытных портретных образах наиболее типичные народные характеры, эстетически переосмыслить народное декоративное творчество, самобытную среду обитания, традиционные духовно-нравственные ценности:; портретная серия Д. Беспалова «Герои социалистического труда», работы В. Горькова «Портрет доктора медицинских наук Р. П. Аскерханова», 3. Рабаданова «Кубачинские мастера», Г. Камбулатова «Три поколения», Ж. Августович-Колесниковой «Праздник в ауле» и др.

Активно используя творческое наследие ярких представителей отечественного профессионального искусства в развитии художественной культуры учащихся начальных классов средствами произведений дагестанских художников на уроках изобразительного искусства, важно правильно понять и умело использовать гармоничное сочетание национального и мирового культурного наследия.

Знакомство с картинами И. Левитана, И. Шишкина, В. Серова, А. Саврасова, с пейзажами известных дагестанских художников - А. Шарыпова, 3. Рабаданова, В. Горькова, О. Гусейнова, Ш. Шахмарданова и др. учит детей любить красоту родной природы. Использование в процессе беседы живописных репродукций, графических листов, ассоциативных литературных и музыкальных произведений способствует расширению искусствоведческих знаний учащихся, развитию способности эмоционально-образного восприятия произведений искусства.

Одним из наиболее эффективных приемов воспитания эмоционально-образного восприятия художественных произведений и явлений действительности является прием сравнения разных художественных произведений, объединенных общей тематикой. Например, первоклассники сравнивают картины В. Поленова «Золотая осень», В. Серова «Октябрь. Домо-тканово», М. Шабанова «Осень», О. Гусейнова «Пасмурно». В результате проведенной работы дети высказывают такие суждения о разнообразии средств выразительности, передающих личностное восприятие художниками этого времени года: яркостью солнечных красок в картинах Поленова, Шабанова, по-разному нежным сочетанием серебристо-серых и желтых цветов серого, пасмурного дня в картинах Серова, Гусейнова. Ученики приходят к выводу, что прелесть осенней природы видна и в яркий солнечный день, и в дождливый пасмурный.

Известно, что традиционная культура дагестанского народа в значительной мере питает профессиональное изобразительное искусство самобытной дагестанской школы живописи, отражающееся в проявлении интереса дагестанских профессиональных художников к древнейшим пластам дагестанской культуры: наскальным рисункам, изображению святых

мест в т.ч. и мусульманских кладбищ, памятникам старинной архитектуры, этнографическим предметам традиционного быта, национальным типажам и др. Так, в колоритном произведении дагестанского художника Г. Габибуллаева «Отдых в пути» отображено Святое дерево, украшенное жертвенными лентами, под символической защитой которого находится изможденный путник. Здесь, по негласному закону гор, даже кровник не может причинить вреда своему врагу. Осторожная птица, усевшаяся на ближней ветке, усиливает впечатление покоя, отсутствия опасности. Портретное сходство персонажа произведения с автором картины свидетельствует о символичности сюжета, являющего олицетворением мировосприятия художника на определенном жизненном этапе.

Во второй главе «Экспериментальное исследование условий развития художественной культуры младших школьников» на основе изучения и анализа деятельности школ по рассматриваемой проблеме разработана и представлена система занятий, в частности планы-конспекты уроков, способствующая развитию художественной культуры учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства.

В разработке планов-конспектов уроков и подготовке к изучению рассматриваемой проблемы были использованы ныне действующие программы по изобразительному искусству Байрамбекова М. М., Кузина В. С., Неменского Б. М, Сокольниковой Н. М., Ростовцева Н. Н., Раджабова И. М., Шпикаловой Т, Я., а также передовой педагогический опыт работы учителей изобразительного искусства России и Дагестана, значительно обогативший практику преподавания предметов художественно-эстетического цикла.

Цель занятий - расширить интерес и систематизировать знания младших школьников о произведениях изобразительного искусства дагестанских художников - показывает их возможность воспитательного воздействия на развитие художественной культуры младших школьников. Развить их творческое воображение, память, стимулируя этот процесс демонстрацией наглядных пособий, слайдов, фотоиллюстраций, а также разработкой эскизов, различных композиций с использованием национальных, стилевых особенностей произведений искусства.

В предлагаемых нами планах-конспектах уроков мы старались чётко формулировать цель и задачи каждого занятия, конкретно излагать тему, оборудования для учителя и учащихся, план и ход проведения урока. Далее после составления плана-конспекта урока раскрывается основное содержание методики проведения урока-беседы с учётом возраста и уровня знаний учащихся. Помимо текстовой части, в контексте предусмотрен иллюстративный материал, поясняющий отдельные части урока-беседы.

Разработанные нами дидактические условия развития художественной культуры младших школьников средствами произведений дагестанских художников экспериментально апробированы в процессе проведения констатирующего и формирующего экспериментов на базе городских и сельских общеобразовательных учреждений различного типа. Долгосрочное педагогическое исследование позволило изучить и определить закономерности развития художественной культуры учащихся посредством систематизированного изучения отечественного народного и профессионального наследия, экспериментально подтвердить эффективность разработанных нами условий развития художественной культуры младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Педагогическое исследование, в котором принимали участие более 300 учащихся начальных классов, проводилось в городских и сельских общеобразовательных учреждениях Республики Дагестан: МОУ «Лицей» № 39 и МОУ «Прогимназия» № 52 г. Махачкалы, а также общеобразовательных школах поселка Мамедкала и селения Маджалис. Здесь, в ходе констатирующего эксперимента с помощью анкетирования, тестирования, интервьюирования, анализа большого количества детских рисунков выявлена и изучена специфика художественно-педагогического образования подрастающего поколения, в частности, проблемы приобщения учащихся начальной школы к традиционной отечественной культуре на учебных и внеклассных занятиях художественно-эстетического цикла, уроках изобразительного искусства.

Целью констатирующего эксперимента было определение образовательно-воспитательного потенциала произведений Дагестанских художников в эстетическом воспитании и развитии художественной культуры младших школьников. Так, например, в качестве диагностических заданий респондентам было предложено ответить на вопросы по истории и теории изобразительного искусства (назвать известных художников мира, России, Дагестана; перечислить известные художественно-ремесленные центры; вспомнить название картин, продемонстрированных учителем и др., а также, назвать холодные и теплые, основные и составные цвета; перечислить известные художественные материалы; определить жанр художественных произведений и др.), выполнить серию практических работ (сделать с натуры наброски натюрморта, составленного из предметов традиционного быта народов Дагестана, зарисовки по памяти и по представлению, отобразить жанровые сцены, отражающие особенности традиционной культуры Дагестана, составить декоративные композиции с учетом принципов народного творчества, использованием кубачинских, унцу-кульских и др. орнаментальных мотивов и др.).

Вопросники для преподавателей художественно-эстетического цикла, составлены с целью выявления направленности уроков изобразительного искусства, круга интересов учителей городских и сельских школ Дагестана.

Анкеты для учащихся младших классов, разосланы в городские и сельские школы Дагестана. Вопросы составлены таким образом, чтобы не только выявить общий уровень теоретических знаний и художественной подготовленности младших школьников, но и в определенной мере стимулировать их интерес к творчеству художников, самостоятельной изо-деятельности, урокам изобразительного искусства, в частности.

Экспериментальные занятия проводились при непосредственном участии авторов педагогического исследования, а также при помощи учителей-предметников, опиравшихся на разработанную нами методику экспериментального обучения, предоставленные нами конспекты уроков, дидактические разработки, учебно-методические пособия. Новыми факторами, способствующими развитию художественной культуры младших школьников средствами профессионального творчества дагестанских художников являлись: новые дидактические условия, влияющие на активизацию творческого потенциала и развитие художественной культуры учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства; экспериментальная система занятий, уроков-бесед, уроков практического рисования, раздаточные материалы в виде карточек-заданий, способствующие эффективному развитию художественной культуры младших школьников с помощью произведений изобразительного искусства; методы, способствующие усвоению традиционных нравственно-эстетических понятий на основе анализа произведений отечественного изобразительного искусства; использование в качестве объектов изображения орнаментальных композиций, предметов и сюжетов традиционного быта горцев, Дагестана, а так же фотоиллюстраций, репродукций, способствующих эффективному ознакомлению учащихся младших классов с произведениями отечественного изобразительного искусства; сводные таблицы, определяющие в процентных соотношениях высокий, средний и низкий уровни работ учащихся экспериментальных и контрольных классов.

Необходимо отметить, что в формирующем эксперименте базовыми являлись уроки-беседы, с нашей точки зрения, наиболее полно способствующие выработке у младших школьников интереса к национально-художественной культуре в процессе изучения произведений изобразительного искусства, творчества дагестанских художников. Наблюдение учебно-воспитательной деятельности, результаты анкетирования, а так же анализ художественно-эстетических достоинств детских рисунков, свидетельствовавших об общем уровне художественной подготовленности

учащихся младшей возрастной группы, позволили в процессе констатирующего эксперимента выявить и сформулировать причины недостаточной сформированное™ художественной культуры младших школьников, их интереса к традиционным культурным ценностям.

Разработанные нами трехуровневые критерии позволяют получить достаточно объективную картину эстетического воспитания и развития художественной культуры младших школьников средствами отечественного изобразительного искусства, а также их способность к изучению и познанию народного творчества, эмоционально-эстетического восприятия явлений действительности.

Использование в ходе констатирующего и экспериментального исследования разработанных и апробированных нами критериев позволило выявить общий уровень художественной культуры младших школьников с помощью учебных и внеклассных занятий художественно-эстетического цикла, уроков изобразительного искусства, а также объективно оценить практические работы учащихся начальных классов.

Оценка уровня работ и ответов учащихся начальной школы, охваченных педагогическим экспериментом, проводилась экспертной комиссией в составе приглашенных передовых учителей изобразительного искусства и преподавателей ДГПУ - кандидатов педагогических наук. Главные оценочные принципы, которыми руководствовались экспертная комиссия и авторы диссертационного исследования - это соответствие знаний, умений и навыков учащихся младших классов, уровня их традиционной культуры, художественного образования и эстетического воспитания, разработанным и представленным выше трехуровневым критериям.

Суть предлагаемого автором диссертационного исследования методики экспериментального обучения заключается в активизации духовно-творческой эмоционально-нравственной сферы учащихся начальных классов при систематизированном использовании отечественного изобразительного искусства, что естественным образом способствует развитию художественной культуры младших школьников.

В процессе проведения экспериментальных уроков изобразительного искусства нами использованы и традиционные апробированные, и новые дидактические условия, планы-конспекты уроков, творческие задания, раздаточные комплекты карточек-заданий в комплексе влияющие на художественно-эстетические, психологические, мировоззренческие установки, художественную культуру учащихся. Содержание занятий экспериментального обучения разрабатывалось с учетом новой концепции системы художественно-педагогического образования и соответствовало содержанию действующих федеральных программ по изобразительному искусству, разработанных под руководством ведущих ученых-педагогов: В.

Кузина, Н. Ростовцева, Б. Неменского, Н. Сокольниковой, Т. Шпикаловой и многих других.

В основе разработанных нами экспериментальных уроков изобразительного искусства лежит, прежде всего, развитие художественной культуры учащихся начальных классов средствами произведений дагестанских художников на уроках изобразительного искусства. При этом на занятиях демонстрировались и подробно анализировались художественно-эстетические и идейно-образные характеристики живописных и графических произведений известных самодеятельных и профессиональных художников Дагестана. Кроме того, перед учащимися ставилась задача освоения и применения искусствоведческой терминологии, самостоятельной постановки вопросов и поиска правильных решений, а также выполнения ряда художественно-практических заданий. Так, например, на уроках-беседах были продемонстрированы и подробно проанализированы учебные наглядные пособия, фотоиллюстрации, ксерокопии, репродукции картин известных художников Дагестана, что в значительной мере активизировало творческий интерес младших школьников к национальной художественной культуре.

Убедиться в эффективности разработанной и апробированной нами экспериментальной методики обучения младших школьников изобразительному искусству как в городских, так и сельских условиях можно, принимая во внимание результаты педагогического исследования, выраженные в процентных соотношениях в представленных таблицах.

Таблица

Итоги формирующего эксперимента

Уровни развития художественной культуры учащихся СШ селения Маджалис

Респонденты Уровни, %

низкий средний высокий

Контрольная группа 33,3 50 16,7

Экспериментальная группа 16,7 33,3 50

- У Контрольная группа 50 50 0

Экспериментальная группа 33,3 33,3 33,3

т § Контрольная группа 16,7 33,3 50

Экспериментальная группа 0 33,3 66,7

- у Контрольная группа 16,7 33,3 50

Экспериментальная группа 0 33,3 66,7

Уровни развития художественной культуры учащихся МОУ «Прогимназия» № 52

Респонденты Уровни, %

низкий средний высокий

~ У Контрольная группа 50 33,3 16,7

Экспериментальная группа 33,3 50 16,7

« § Контрольная группа 33,3 50 16,7

Экспериментальная группа 33,3 16,7 50

" У Контрольная группа 16,7 50 33,3

Экспериментальная группа 0 33,3 66,7

* и Контрольная группа 16,7 50 33,3

Экспериментальная группа 0 33,3 66,7

Уровни развития художественной культуры учащихся МОУ «Лицей» №39

Респонденты Уровни, %

низкий средний высокий

~ § Контрольная группа 50 50 0

Экспериментальная группа 16,7 50 33,3

н а Контрольная группа 33,3 50 16,7

Экспериментальная группа 33,3 33,3 33,3

" У Контрольная группа 16,7 50 33,3

Экспериментальная группа 16,7 33,3 50

* § Контрольная группа 33,3 16,7 50

Экспериментальная группа 0 33,3 66,7

Уровни развития художественной культуры учащихся СШ поселка Мамедкала

Респонденты Уровни, %

низкий средний высокий

- 3 Контрольная группа 16,7 50 33,3

Экспериментальная группа 0 50 50

* $ Контрольная группа 16,7 50 33,3

Экспериментальная группа 16,7 33,3 50

й Контрольная группа 16,7 50 33,3

Экспериментальная группа 0 16,7 50

* й Контрольная группа 16,7 33,3 50

Экспериментальная группа 0 33,3 66,7

Обобщение всех данных позволяет сделать вывод о качественно возросшем уровне развития художественной культуры испытуемых с по-20

мощью изобразительного искусства: учащиеся начальных классов экспериментальных групп МОУ «Лицей» № 39 и МОУ «Прогимназия» № 52 г. Махачкалы, а также общеобразовательных школ селения Маджалис и поселка Мамедкалы значительно дополнили и развили положительные знания и умения, имевшие место до проведения обучающего эксперимента. Высокий уровень знаний в разных вариациях дети проявили по всем сформулированным нами критериям.

Сравнительный анализ рисунков экспериментальных и контрольных классов «до» и «после» проведения обучающего исследования наглядно показывает, что учащиеся экспериментальных групп по всем предложенным критериям превзошли младших школьников из групп контрольных.

Таким образом, результаты педагогического исследования, выявление и экспериментальная апробация новой методики, способствующей развитию художественной культуры учащихся начальных классов средствами произведений дагестанских художников на уроках изобразительного искусства, способствуют активизации творческих способносгей младших школьников, развитию их традиционной художественной культуры средствами отечественного изобразительного искусства, что свидетельствует о несомненной эффективности предложенных нами новых дидактических условий художественно-педагогического образования учащихся начальной школы.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

1. Камбулатов М. Г. Произведения дагестанских художников в развитии художественной культуры школьников [Текст]/ М.Г.Камбулатов // Журнал «Искусство и образование», № 1, 2009г). -

С. 129-136. (Входит в перечень изданий, рецензируемых ВАК РФ).фА пл.).

2. Камбулатов М. Г. Развитие художественной культуры школьников в процессе приобщения к изобразительному искусству Дагестана [Текст]/ М.Г.Камбулатов // «Начальное образование: Инновации и ценности. Теория и практика» // Материалы II Международной научно-практической конференции (21-23 октября). - Махачкала: ДГПУ, 2009. - С. 194-196. (0,1 пл.).

3. Раджабов И. М., Камбулатов М. Г. Развитие художественной культуры школьников посредством приобщения к произведениям дагестанских художников (пособие). [Текст]/ И.М. Раджабов, М.Г.Камбулатов - Махачкала, 2010. Типография - RIZO PRESS.- 52 с. (3,2 пл.).

4. Камбулатов М.Г. Произведения дагестанских художников в сис-

теме школьного художественно-педагогического образования. [Текст]/ М.Г.Камбулатов// Материалы международной научной практико- ориентированной конференции «Педагогика и психология формирования личности профессионала» - Махачкала, 2010. Типография АЛЕФ. - С.93-95. (0,1 п. л.).

5. Камбулатов М.Г. Условия развития художественной культуры младших школьников средствами произведений художников Дагестана. [Текст]/ М.Г.Камбулатов // Материалы международной научной практико-ориентированной конференции «Педагогика и психология формирования личности профессионала» - Махачкала, 2010. Типография АЛЕФ. - С.95-99. (0,3 п.л.).

Формат 60x84 1/16. Бумага офсет 1. Печать ризографная. Гарнитура Тайме. Усл.и.л. 1,5. Заказ № 139-10 Тир. 100 экз. Отпеч. в тип. ИП Гагиева Р.Х. г. Махачкала, ул. Батырая, 149. 8 928 048 10 45

"СРОР МАТ"

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Камбулатов, Мухтар Гаджиевич, 2010 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

1.1. Методологические, психолого-педагогические особенности развития художественной культуры школьников средствами изобразительного искусства.

1.2. Развитие художественной культуры младших школьников на художественном потенциале произведений дагестанских художников.

1.3. Принципы и содержание произведений изобразительного искусства Дагестана как средства развития художественной культуры младших школьников.

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

2.1. Условия приобщения учащихся к культуре Дагестана.

2.2. Развитие художественной культуры младших школьников в учебном процессе.

2.3. Пути и средства эффективного использования художественного потенциала произведений дагестанских художников в формировании культуры младших школьников.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие художественной культуры младших школьников средствами произведений дагестанских художников"

Актуальность исследования. Общество и окружающий предметный мир являются важной средой в формировании личности человека с определёнными взглядами, ценностными ориентирами, национальными культурно-художественными традициями. В то же время традиционная художественная культура и искусство каждого народа являются бесценным достоянием народа и обладают большим творческим потенциалом в воспитании и развитии гуманистической личности.

Произведения изобразительного искусства по причине своей специфики всегда несут на себе отчётливый отпечаток традиционных культурных особенностей жизни того народа, к которому принадлежит мастер изобразительного искусства.

Рассматривая произведения искусства мастеров изобразительного творчества, мы не только любуемся совершенством формальных решений, но и постигаем глубину их эстетического содержания, как бы приобщаемся к размышлениям наших далёких предков о тех культурных, нравственных и художественных ценностях, которые перешли к нам как бесценное духовное наследие.

При этом очень важно использовать в учебно-воспитательном процессе подобранные соответствующим образом произведения мастеров изобразительного искусства, что эффективно помогает воспитанию социально - психологических, мировоззренческих, культурных, нравственных, художественно-эстетических чувств учащихся школ.

Одним из наиболее действенных средств развития художественной культуры учащихся является творчество мастеров изобразительного искусства, в частности, произведения дагестанских художников, бережно сохраняющие культурные и национальные традиции, обладающие этнопедагогически-ми, духовно-нравственными и историко-культурными особенностями.

Отношение к наследию мастеров изобразительного искусства и, в частности, к произведениям дагестанских художников как культурной ценности художественной традиции является определяющей позицией нашего исследования.

Большое теоретическое значение в поиске решения затронутых нами проблем имеет концепция выдающихся исследователей русской национальной культуры и искусства: Н. А. Бердяева, М. Н. Бахтина, П. Ф. Флоренского и других, которые рассматривают культуру как антропологический феномен, где личность выступает в качестве эпицентра.

Важное значение при рассмотрении методологических аспектов проблемы развития художественной культуры школьников имели труды Е. В. Бондаревской, Э. В. Ильенкова, Е. Н. Ильина, М. С. Кагана, Н. И. Киященко, В. И. Разумного, И. Б. Котовой, Т. П. Мальковой.

Изобразительное искусство рассматривается авторитетными учёными, педагогами, психологами как важный аспект формирования художественной культуры и средство художественно-творческого развития личности (Т. С. Бакушинский, М. М. Байрамбеков, А. С. Выготский, Е. А. Игнатьев, Т. С. Комарова, В. С. Кузьмин, A.M. Магомедов, И. М. Раджабов, Н. П. Сакулина, Б. М. Теп л ов, Т. Я. Шпикапова).

Особый интерес в аспекте формирования творческих способностей, развития художественной культуры и эстетического вкуса школьников в процессе изучения ими произведений изобразительного искусства представляют труды Ананьева Б. Г., Аничкина С. А., Бусурашвили Д. К., Волкова Н. П., Выготского JI. С., Игнатьева Е. И., Кириенко В. И., Коваля JI. Г., Лихачёва Б. Т., Ломова Б. Ф., Любинской А. А., Теплова Б. М., Якубсона П. М.

Педагогические аспекты художественно-эстетического образования и развития художественной культуры, роли изобразительного и декоративно-прикладного искусства в формировании творческой личности достаточно глубоко разработаны также в трудах известных учёных B.C. Кузина, H.H.

Ростовцева, И.М. Раджабова, A.M. Магомедова, Б.Н. Неменского, С.П. Ломова, М.М. Байрамбекова, Н.М. Сокольниковой, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпи-каловой, Ю.У. Фохт-Бабушкина, Б.П. Юсова.

Важный научно-методический интерес в плане сохранения и возрождения национально-художественной культуры, использования художественно-эстетических традиций в преподавании изобразительного и декоративно-прикладного искусства представляют работы учёных педагогов Дагестана: М.М. Байрамбекова, С.М. Гаджимурадова, Г.К. Гамзатовой, И.М. Раджабова, O.K. Рашидова, A.M. Магомедова, П.М. Магомедовой, К.К. Агаева, Э.А. Ка-занбиевой, Е.М. Крючкова, А.Ш. Шахаева, М.М. Омарова, Д.В. Скоробога-това, Д.Б. Магомедова и др.

Определённый вклад в изучение и познание художественной культуры средствами произведений дагестанских художников внесли искусствоведы и учёные З.А. Гейбатова-Шолохова, М.И. Чалабова, JI. В. Шахмарданова, С.Р. Дамаданова, П.М. Султанова.

В то же время проблемы развития художественной культуры школьников средствами мастеров изобразительного искусства, в частности, произведений дагестанских художников, изучены ещё недостаточно. Исследователи чаще всего ограничиваются рассмотрением лишь одного её элемента - искусства, тогда как подрастающее поколение учащихся школ, для которого и создаются художественные ценности, и, прежде всего, конкретное произведение искусства и его значение в развитии художественной культуры школьников остается нередко вне поля их зрения. Художественное образование, эстетическое воспитание молодёжи, учащихся школ средствами произведений искусства не всегда рассматриваются исследователями в контексте художественной культуры. Именно эти вопросы, а также проблемы сущности, содержания, структуры художественной культуры и особенности её развития средствами произведений дагестанских художников рассматривается в данной работе. Популяризация основных проблем художественной культуры средствами творческого наследия народа, без сомнения, может оказать действенную помощь в совершенствовании художественного образования и эстетического воспитания учащихся.

Появление данной работы обусловлено, прежде всего, необходимостью преодоления противоречия между общественной потребностью в сохранении и развитии художественной культуры средствами мастеров изобразительного искусства, в частности, произведений дагестанских художников, и недостаточной разработанностью этих вопросов в системе художественно - педагогического образования школьников.

Недостаточность теоретической и практической разработанности указанной проблемы, поиск путей преобразования существующей ситуации обусловили выбор темы настоящего исследования: «Развитие художественной культуры младших школьников средствами произведений дагестанских художников».

Проблемы исследования: научно обосновать содержание и структуру занятий; разработать и экспериментально проверить условия, формы и методы развития художественной культуры младших школьников средствами произведений дагестанских художников.

Объект исследования - процесс развития художественной культуры младших школьников средствами произведений дагестанских художников.

Предмет исследования - условия, формы, методы развития у младших школьников художественной культуры средствами произведений дагестанских художников.

Цель исследования - выявить и научно обосновать содержание, условия развития художественной культуры младших школьников средствами произведений дагестанских художников.

Гипотеза исследования - развитие художественной культуры младших школьников средствами произведений дагестанских художников будет наиболее эффективным, если: использовать произведения дагестанских художников как важный составной компонент приобщения школьников к художественной культуре в процессе обучения изобразительному искусству в школе; рассматривать художественно-эстетическую ценность, образность, подлинность произведений изобразительного искусства выдающихся художников прошлого и настоящего как средство развития художественной культуры школьников; создать условия, разработать и эффективно использовать содержание, формы и методы развития художественной культуры учащихся средствами произведений дагестанских художников.

Задачи исследования: осуществить теоретический анализ и дать оценку современного состояния по проблеме исследования, установить перспективы её развития; выявить и определить роль и место художественной культуры в эстетическом образовании учащихся средствами произведений дагестанских художников; разработать и экспериментально проверить условия, способствующие развитию художественной культуры учащихся в процессе изучения произведений дагестанских художников; определить систему занятий по изучению произведений дагестанских художников в контексте развития художественной культуры школьников.

Методологической основой исследования явились философские идеи о роли культуры в духовном совершенствовании человека, о непреходящей ценности и самобытности культурных эстетических традиций различных народов, о единстве общечеловеческого и национального (H.A. Бердяев, B.C. Библер, JI.H. Гумилев, В.В.Зеньковский, И.А. Ильин, П.Ф. Каптерев, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, B.C. Соловьев, К.Д. Ушинский, П.А. Флоренский, и др.) положения теории личности и творчества (Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, Я.А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн и др.), ведущие разработки педагогики эстетического воспитания, художественного образования, народной художественной культуры (В. С. Кузин, Т. С. Комарова, И. М. Раджабов, М. А. Некрасова, Т.Я. Шпикалова и др.).

Теоретическую основу исследования составили: идея воспитания человека в контексте культуры, которая достаточно глубоко разработана в трудах видных ученых (Е.В. Бондаревская, Э.В. Ильенков, E.H. Ильин, М.С. Каган, Т.П. Малькова, В.Я. Нечаев); подходы и принципы культуросообразного образования, опирающиеся, прежде всего, на концепции выдающихся русских философов (М.М. Бахтина, H.A. Бердяева, П.Ф. Флоренского), которые рассматривают культуру как антропологический феномен, где личность выступает в качестве ее эпицентра.

Методы исследования: изучение искусствоведческой, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение, выявление, анализ и обобщение произведений изобразительного искусства дагестанских художников по эстетическому воспитанию учащихся, приобщение их к эмоционально-ценностному отношению в художественной культуре; беседа, анкетирование, опрос, фотографирование, видеозапись, экскурсии в музеи, галереи, выставочные залы; ознакомление учащихся с произведениями изобразительного искусства дагестанских художников; опытно-экспериментальная работа, изучение продуктов творческой деятельности школьников.

Базой исследования были определены МОУ «Лицей» № 39, МОУ «Прогимназия» № 52 г. Махачкалы и общеобразовательные школы с. Мад-жалис Кайтагского района, пос. Мамедкалы Дербентского района Республики Дагестан.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (2006-2007 гг.) в ходе теоретического анализа философской, психолого-педагогической и специальной литературы уточнены проблема, гипотеза, предмет и задачи исследования, обоснована тема, выявлены научный уровень знаний и интерес учащихся к национальной художественной культуре, а также роль и место произведений изобразительного искусства дагестанских художников в системе художественно-эстетического воспитания школьников.

На втором этапе (2007-2008 гг.) подготовлена научно- методологическая и экспериментальная база исследования, проведены серии экспериментов, определены содержание занятий, наиболее эффективные формы и методы, условия, способствующие развитию национальной художественной культуры учащихся средствами произведений изобразительного искусства дагестанских художников.

На третьем этапе (2008-2010 гг.) обоснованы и в полном объеме апробированы разработанные нами содержание, условия, системы занятий по развитию художественной культуры школьников с учётом специфики произведений искусства дагестанских художников, осуществлены анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, сформулированы выводы и рекомендации.

Научная новизна исследования: осуществлен анализ, выявлены сущность и специфика места и роли произведений дагестанских художников в образовательно-воспитательной деятельности школьников как средства развития художественной культуры учащихся; определены условия развития художественной культуры школьников, система занятий по изучению произведений изобразительного искусства дагестанских художников; разработаны параметры и критерии, позволяющие выявить и оценить уровень сформированности знаний и глубины интереса учащихся к национальной художественной культуре в процессе приобщения к произведениям дагестанских художников; подготовлены учебные пособия, методические разработки, комплект учебно-методических наглядных пособий, способствующих развитию художественной культуры школьников средствами произведений дагестанских художников.

Теоретическая значимость исследования состоит: поставлена и комплексно решена проблема развития художественной культуры младших школьников средствами произведений мастеров изобразительного искусства Дагестана; разработаны и использованы в учебном процессе разнообразные виды художественных систем, особенности стилистических, технических и технологических средств произведений дагестанских художников; выявлены и научно обоснованы характерные особенности в содержании произведений дагестанских художников, а также определены условия, формы и методы развития художественной культуры младших школьников.

Практическая значимость исследования состоит: в разработке содержания занятий, создании условий развития художественной культуры учащихся в процессе изучения произведений дагестанских художников на уроках дисциплин эстетического цикла; в выявлении возможности использования материалов данного исследования в художественно-эстетическом образовании в других регионах, где развиты культурно-исторические и национально-традиционные особенности народа.

На защиту выносятся следующие положения: произведения изобразительного искусства в образовательно-воспитательной деятельности школьников как средства развития художественной культуры учащихся; условия приобщения учащихся к произведениям искусства, использование произведений дагестанских художников как важного компонента развития художественной культуры учащихся; процесс познания художественно-эстетических ценностей произведений изобразительного искусства (подлинность, уникальность, образность, историческая значимость); использование произведений изобразительного искусства как важнейшее условие формирования художественной культуры у младших школьников; критерии определения уровня сформированности художественной культуры у школьников.

Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждается использованием методологически обоснованных исходных теоретических положений, применением взаимодополняющих методов исследования, сочетанием количественного и качественного анализа результатов эксперимента, а также многолетней деятельности автора в области художественно-педагогического образования, участием по проблеме исследования на научных конференциях и творческих выставках.

Апробация и внедрение результатов исследования: осуществлялись представление и обсуждение основных положений исследования на заседаниях кафедры методики преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства Даггоспедуниверситета, на научных конференциях, посвященных проблемам развития художественно-педагогического образования в гг. Москва, Махачкала, а также в ходе чтения лекций на художественно-графическом факультете Даггоспедуниверситета. Материалы исследования внедрены в практику обучения изобразительному искусству в МОУ «Лицей» № 39, МОУ «Прогимназия» № 52 г.Махачкалы, в общеобразовательных школах с.Маджалис Кайтагского района, пос.Мамедкалы Дербентского района Республики Дагестан.

Автором разработано учебное пособие для учителей школ и студентов художественно-графического факультета «Развитие художественной культуры школьников средствами произведений дагестанских художников».

Структура и основное содержание диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие художественной культуры младших школьников в процессе освоения художественных ценностей мирового и отечественного искусства на уроках изобразительного искусства представляет собой многогранный, целенаправленный процесс, приобретающий в современных условиях исключительно важное значение.

В настоящее время актуально значима необходимость воспитания у учащихся национального самосознания, привития способности воспринимать средствами произведений художников. Этому может способствовать внедрение в школьную практику разработанных дидактических условий, способствующих развитию художественной культуры учащихся в познании основ национальной культуры.

Важно особо отметить, что по причине естественной приобщенности учащихся школ к общечеловеческим ценностям культурной ауре они в большей степени неизбежно утрачивают традицию наследия отцов и дедов, в недостаточной мере представляют потенциальные возможности произведений искусства как средства развития художественной культуры школьников.

Сравнительный анализ результатов педагогического эксперимента контрольных и экспериментальных групп - срезов искусствоведческих и теоретических знаний, практических изобразительных навыков, способности эмоционально-образного восприятия произведений искусства, эстетического отношения к действительности, развития индивидуальных творческих способностей, - позволили определить уровень эффективности, разработанных нами дидактических условий обучения и сформулировать следующие выводы:

1. Художественные произведения мастеров как национального, так и общемирового значения являются важным средством развития художественной культуры младших школьников, их эстетического воспитания, развития национального самосознания.

2. Внедрение в педагогический процесс новых дидактических условий художественного развития учащихся начальных классов средствами произведений выдающихся дагестанских художников прошлого и современности, бесспорно, является наиболее эффективным условием активизации эмоционально-творческой деятельности учащихся.

3. В ходе исследования выявлена целесообразность педагогического воздействия на школьников посредством беседы, наглядной демонстрации репродукций, экранных пособий, картин дагестанских художников, вовлечения учащихся в самостоятельную творческую деятельность (привитие навыков самостоятельного анализа средств образной выразительности, художественно-эстетических достоинств произведений искусства, решение творческих коллективных и индивидуальных творческих заданий и др.).

4. В ходе исследования установлено учителю следует в большей степени уделять внимание объяснению у4чащимся материальной и эстетической ценности произведений дагестанских художников, определять критерии выявления интереса школьников к наследию предков и склонности продолжать развивать художественные традиции.

5. В художественно-эстетическим воспитании учащихся изучение произведений дагестанских художников не следует рассматривать как нечто застывшее, догматическое, необходимо связать этот процесс с требованиями и эстетическими запросами времени, воспитывать у них правильное мироощущение в познании национальной художественной культуры, развивать изобразительные художественно-творческие способности.

6. Произведения дагестанских художников в силу своих специфических особенностей и возможностей способствует формированию у учащихся творческого отношения к действительности, а использование произведений искусства характера создает особые условия для приобщения к культурно-историческому наследию своего народа, развития художественно-творческих способностей школьников.

7. Разработанные технология и системы занятий по обучению произведений дагестанских художников, несомненно, развивают художественно-творческие способности учащихся, формируют творческое отношение к действительности и дают стимул для дальнейшей самостоятельной творческой деятельности.

8. В процессе исследования подтверждено, что глубокое и всестороннее изучение произведений выдающихся художников Дагестана, являющихся связующим звеном между культурой Запада и Востока, способствует художественному развитию школьников, осознанию учащимися младших классов преемственности традиционных и общемировых художественных традиций, единства и многообразия эстетических идеалов разных стран и народов.

9. На базе глубокого изучения теоретических аспектов национальной изобразительной культуры научно обоснованы и внедрены в учебно-воспитательный процесс условия, способствующие эффективному художественному развитию учащихся начальных классов, их эстетическому воспитанию на основе изучения произведений дагестанских художников. .

10. Осветить общественную значимость произведений, являющихся предметом национальной гордости, раскрывающих мировоззрение, гражданскую позицию авторов.

11. Рассмотреть факты биографии, оказавшие определяющее влияние на формирование творческой индивидуальности дагестанских художников, что способствует как наиболее эффективному пониманию истории и развития отечественной культуры, так и творческому осмыслению всей системы эстетических и нравственных ценностей, выраженных в художественных образах.

12. Изучая творческую деятельность мастеров искусства, историю создания конкретных художественных произведений, необходимо акцентировать внимание на влияние событий биографии художников на возникновение творческого замысла; воссоздать живой образ личности, являющийся примером для подражания.

13. Раскрыть актуальность художественных образов, рассмотреть связь живописного произведения с приметами времени.

14. Исследуя специфические особенности стиля автора, использованные им выразительные средства (линейные, композиционные, колористические, светотеневые и др.), способствовать освоению младшими школьниками системы художественно-эстетических суждений, теоретических основ искусствоведения и изобразительной грамоты.

15. В процессе эмоционально окрашенного изложения идейно - образного содержания картин дагестанских художников, изучения конструктивных и эстетических особенностей предметного мира, живой природы, формировать эмоционально-эстетическое отношение младших школьников к объектам отечественной и мировой художественной культуры, явлениям окружающей действительности.

Исследование подтвердило эффективность созданных дидактических условий и системы занятий, способствующих развитию художественной культуры младших школьников средствами изобразительного искусства Дагестана как важного направления системы художественно-педагогического образования. Это наглядно проявляется не только в сформированности художественных знаний, умений и навыков учащихся в процессе практического рисования, но и повышении творческого интереса к национально-художественной культуре.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Камбулатов, Мухтар Гаджиевич, Махачкала

1. Азархин А. В. Мировоззрение и эстетическое развитие личности. -Киев, 1990.

2. Акбиев С. Халил-бек Мусаясул. Дивный край, родной Дагестан. — Махачкала, 1997.

3. Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. Межвузовский сборник научных трудов. Шуя, 1994.

4. Алексеева В. В. Роль художественного наследия в эстетическом воспитании народа. М., 1995.

5. Алехин А. Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. М., 1984.

6. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания М., 1970.

7. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания // Избр. Психол. Труды. М., 1980.

8. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Пер. с англ. В. Н. Самохина. М., 1974.

9. Аскар-Сарыджа. Первые художники дагестанского народа: Из воспоминаний // Искусство Дагестана. Махачкала, 1965.

10. Ахметшина Э. Г. Преемственность в развитии художественной культуры личности в системе: «Дошкольное образовательное учреждение -школа вуз» (Средствами ИЗО) // Автореферат дис. . канд. пед. наук. -Казань, 2000. - 24 с.

11. Бабаева 3. М. Просветительско-педагогические взгляды Гасана-Эфенди Алкадари. Автореф. канд. дисс. Махачкала, 1984.

12. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы.- М., 1982.

13. Байрамбеков М. М., Гаджимурадов С. М. Изобразительное искусство (для 1-1У классов). — Махачкала, 1998.

14. Бакланов Н. Златокузнецы Дагестана. М., 1926.

15. Бакушинский Д. В. Художественное творчество и воспитание. -М., 1979.

16. Банфи А. Философия искусства. М., 1989.

17. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

18. Башкиров А. О. Искусство Дагестана. М., 1931.

19. Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. I. М., 1953.

20. Богданов О. С. Эстетические беседы с подростками. М., 1987.

21. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. -М., 1968.

22. Буров А. И. Эстетика: Проблемы и споры. М., 1977.

23. Бутенко В. Г. Формирование у старшеклассников эстетического отношения к искусству // Сов. Педагогика, №5. 1990.

24. Бучило Н. Ф. Восприятие искусства. М., 1990.

25. Ванслов М. М. Эстетика. Искусствознание. М., 1983.

26. Васильев М. А. Декабрист А. А. Бестужев как писатель-этнограф // Научно-педагогический сборник Восточного пед. ин-та. Казань, 1926.

27. Верб М. А. Педагогические основы формирования эстетической культуры старших школьников. Л., 1980.

28. Веремьев А. А. Эстетическая культура личности // Искусство и образование. №4. М., 2004.

29. Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. М., 1982.

30. Волков Н. Н. Восприятие живописи и культуры // Художественное восприятие. Л., 1971.

31. Воронкина Н. П. Изобразительное искусство советского Дагестана. Страницы истории. Махачкала, 1978.

32. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребен-ка//Педология. М., 1928.

33. Гаджиев А. Г. Влияние присоединения Дагестана к России на развитие просвещения и культуры. Махачкала, 1966.

34. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 1976.

35. Гамзатов Г. Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. М., 1996.

36. Гейбатова-Шолохова 3. А. Аскар-Сарыджа. — Махачкала, 2000.

37. Гейбатова-Шолохова 3. А. Становление и развитие дагестанского изобразительного искусства. 1917-1985 / Автореф. дисс. канд. искусств. Л., 1981.

38. Гольдентрихт С. С. О природе эстетического творчества. М., 1877.

39. Гончаров И. Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М., 1986.

40. Горяева М. А. Первые шаги в мире искусства. М., 1991.

41. Громов Е. С. Природа художественного творчества. М., 1985.

42. Громов Е. С. Художественное творчество. М., 1970.

43. Дагестанская правда (от 11 октября). Махачкала, 1936.

44. Дагестанская правда (от 11 января). Махачкала, 1958.

45. Дагестанская правда (от 13 августа). — Махачкала, 1942.

46. Дагестанская правда (от 19 июня). — Махачкала, 1959.

47. Дагестанская правда (от 29 декабря). Махачкала, 1938.

48. Дамаданова С. Р. Роль России в развитии художественной культуры Дагестана // Научное обозрение: Сборник статей ассоциации молодых ученых Дагестана. Махачкала, 2007. - Вып. № 39. - С. 83-88.

49. Дамаданова С. Р. Эстетическое воспитание школьников средствами изобразительного искусства: На материале Республики Дагестан / Автореф. канд. дисс. Махачкала, 2004.

50. Дебиров П. М. Портрет в творчестве М.-А. Джемала и Х.-Б. Н. Аскар-Сарыджи. М., 1987.

51. Дьюи Джон. Школа и общество. М., 1924.

52. Ермалаева-Томина Л. Б. Исследование факторов, детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности // Психология творчества: Сборник. — М., 1990.

53. Ермалаева-Томина Л. Б. Креативность как реализация потенциальных возможностей человека // Современные технологии обучения художественно-графическим дисциплинам: Сборник.- М., 2001.

54. Ермалаева-Томина Л. Б. Проблемы развития творческих способностей детей: По материалам зарубежных исследований // Вопросы психологии, №5. — М., 1975.

55. Журавлев В. В. Мир художественной культуры. М., 1987.

56. Зверев Д. Д. Беседы об искусстве на уроках рисования. М., 1958.

57. Игнатьев И. Е. Психология Изобразительной деятельности. М., 1961.

58. Искусство Дагестана в годы Отечественной войны. 1941-1945. Очерки истории / Д. Магомедов, Г. Султанова, М. Якубов, 3. Гей-батова-Шолохова, А. Магомедов. Махачкала, 1984.

59. Искусство Дагестана. Декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура, графика. Альбом / Д. М. Магомедов, А. Ю. Гаджиев. -М., 1981.

60. Искусство и дети: Эстетическое воспитание за рубежом. М., 1969.

61. Исследование проблемы психологии творчества /Отв. ред. Я.А. Пономарев. М., 1983.

62. Исхаков И. К. Эстетическое воспитание школьников посредством приобщения к творчеству Х.-Б. Мусаясула: Автореф. канд дисс. -Махачкала, 2005.

63. Каган М. С. Культура как предмет философского исследования. Роль духовной культуры в развитии личности. JL, 1979.

64. Каган М. С. Художественная культура как система // Вопросы социологии искусства. Д., 1980.

65. Каймаразов Г. Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана: Со времени присоединения к России до наших дней. — М., 1971.

66. Карцивадзе Г. Н. Предметно-ориентированное художественное образование в США: Автореф. дис. канд. пед. наук: Луганский держ. педагогический ун-т им. Тараса Шевченко. Луганск, 2000. - 19 с. - укр.

67. Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка. -М., 1914.

68. Кильчевская Э. В. Иванов A.C. Художественные промыслы Дагестана. М., 1988.

69. Кириенко В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М., 1959.

70. Киященко Н. И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. М., 1971.

71. Коваль Л. Г. Формирование эстетических оценок у подростков: Автореф. дисс. канд. наук. -Киев, 1975.

72. Коган Л. Н. Художественная культура и художественное воспитание. М., 1979.

73. Колосков А. Эфенди Капиев. Ставрополь, 1946.

74. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. Изд. 2-е, пе-рераб. доп. -М., 1976.

75. Коменский Я. А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. Т. 1. М., 1982.

76. Кон И. С. Психология юношеского возраста. Проблемы формирования личности. М., 1979.

77. Концепция художественного образования в Российской Федерации

78. Концепция Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Проект. — РАО: под. ред. А.М, Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008

79. Копцева Т. А. Изобразительное искусство и мир интересов человека. М., 1994.

80. Коргузалова Р. И. Тематическое рисование в школе. Л., 1959.

81. Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика по руководству изобразительной деятельностью детей. М., 1981.

82. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. -М., 1976.

83. Кудрявцев В. Т. Диагностика творческого потенциала и интеллектуальной готовности детей к развивающему школьному обучению. -М., 1999.

84. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. М., 1984.

85. Кузин В. С. Основы обучения изобразительному искусству в школе М., 1977.

86. Кузин В. С. Психология. М., 1982.

87. Культурно историческая теория Л.С. Выготского и основание современной психологии развития (110-летию со дня рождения).// Вестник образования, 2006, №3

88. Леонтьев А. Н. Деятельность. Создание. Личность. М., 1975.89.