автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ
- Автор научной работы
- Горпиненко, Елена Александровна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2014
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Развитие импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ"
На правах рукописи
Горпиненко Елена Александровна
Развитие импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ: полихудожественный подход
13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
3 НДР 2014
Москва 2014
005545962
005545962
Диссертация выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московская государственная академия хореографии» на кафедре концертмейстерского мастерства и музыкального образования
Научный руководитель
Официальные оппоненты -
Оленев Святослав Михайлович,
доктор философских наук, профессор
Степанова Людмила Анатольевна,
доктор педагогических наук, доцент, Московский государственный областной университет, кафедра педагогики и психологии, профессор Кабурнеева Елена Олеговна, кандидат педагогических наук, Фонд В. Винокура в поддержку культуры и искусства, Департамент зарубежных проектов, директор
Ведущая организация
Белгородский государственный институт культуры и искусств
Защита состоится « 28» апреля 2014 г. в « 11:30 » часов на заседании диссертационного совета Д 210.010.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств» по адресу: 141406, Московская обл., г. Химки-6, ул. Библиотечная, д.7, корпус 2, зал защиты диссертаций.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств».
Автореферат размещен на сайте Московского государственного университета культуры и искусств http://wvvw.mguki.ru и на сайте Министерства образования и науки РФ: http://mon.gov.ru. Автореферат разослан « 28» февраля 2014 г.
Ученый секретарь диссертационного совета доктор педагогических наук, профессор
' I; - В.С.Садовская
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Развитие творческих способностей в целом и импровизационных способностей в частности у учащихся младших классов - одна из важнейших задач функционирования системы хореографического образования. Хореографические училища - основа инфраструктуры художественного образования, в которой развитие импровизационных способностей, формирование личностных и профессиональных качеств будущих деятелей искусства - прямая цель ее существования. Модификация структур хореографического образования направлена на развитие традиционных образовательных систем. От того, насколько эффективно происходит этот процесс, зависит сама результативность хореографического образования, а как следствие - и развитие или затухание культурной традиции в данном виде искусства.
Переходный период, который длится уже не одно десятилетие, породил чувство неуверенности и нестабильности у многих учащихся младших классов. В младших классах хореографических училищ осуществляется начальный этап профессионально-личностного и творческого развития учащихся, многие из которых еще не обладают достаточной мотивацией на хореографическое искусство, и, чувствуя в себе некоторые задатки, еще не в состоянии прилагать самостоятельные систематические усилия для их развития. Кроме того, в начальных классах хореографических училищ наблюдаются весьма интенсивные процессы отсева учащихся младших классов, которые оказались неспособными к достижению высоких показателей профессионально-творческого развития или поняли, что совершили свой выбор неверно (последнее чаще всего связано с неправильной оценкой родителями направлений профессиональной реализации их детей - родители часто принимают решения отправить детей учиться не в те учебные заведения, которые действительно подходят их детям, а по собственному усмотрению). А многие учащиеся младших классов просто не обладают высоким уровнем дисциплины, необходимым для хореографического образования, и испытывают трудности в исполнении требований организации учебных занятий, интенсивных и жестких даже в младших классах.
Все вышесказанное определяет комплекс исследовательских задач, стоящих перед педагогическим коллективом хореографического училища, в процессе развития импровизационных способностей учащихся младших классов.
Актуальность темы исследования усугубляется тем, что учащиеся младших классах хореографических училищ получают классическое хореографическое образование, ориентированное на классику, которая не предполагает включение приемов и принципов различных видов современных (модернистских) импровизаций, характерных для народных танцев. Музыкальное воспитание учащихся младших классов хореографических училищ опи-
рается в основном на лучшие образцы балетной музыки, знание и понимание которой хотя и необходимо для артиста балета, но является недостаточным для полноценного профессионального образования.
Во избежание одностороннего музыкального воспитания учащихся младших классов хореографических училищ необходимо приобщать к музыкальным стилям и жанрам различных эпох. А чтобы развитие проходило полноценно, важно не просто предложить послушать музыку, а дать возможность почувствовать ее «телом», пластически воплотить музыкальные образы в хореографических импровизациях. И здесь велика роль концертмейстера, который может грамотно подобрать музыку к импровизациям, снабдить необходимыми пояснениями, заинтересовать учащихся младших классов, помочь им творчески раскрыться. Педагог, который так же присутствует на уроке, оценивает качество импровизаций, участвует в обсуждении выступлений учащихся младших классов.
Поэтому развитие импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ - сложная проблема, обусловленная как возрастными особенностями, так и внешними воздействиями. Это и культурно-идеологическая специфика эпохи и компетентность педагогов, и меняющиеся организационно-педагогические условия обучения (например, требования стандартов).
Данная исследовательская проблема вытекает из противоречия между:
- объективными потребностями общества и культуры в формировании гармонично развитых личностей деятелей хореографического искусства, в развитии их импровизационных способностей учащихся младших классов, и недостаточностью методического обеспечения и организационно-педагогических условий этого процесса в реальном педагогическом процессе хореографических училищ;
- недостаточным знанием возрастной психологии педагогами, что не позволяет использовать педагогический потенциал концертмейстеров, работающих в тандеме с преподавателями хореографических дисциплин в качестве «вторых учителей», способных эффективно мотивировать учащихся младших классов и отсутствием влияния концертмейстеров на хореографический замысел урока.
Названные особенности и противоречия определяют актуальность исследовательской проблемы и формулировку темы диссертации: «Развитие импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ: полихудожественный подход».
Степень научной разработанности проблемы
Проблемы стимулирования творческих способностей обучающихся, вне зависимости от области образования, рассматривались в трудах таких исследователей, как JT.H. Азарова, В.И. Андреев, И.Л. Беленок и Ю.Д. Мишина; Ж. Брюно, Е.П. Варламова, U.C. Выготский, Э.А. Голубева, В.Г. Грязева и
В .А. Петровский, В.В. Давыдов, В.Н. Дружинин, Д.Н. Завалишина, A.A. Лосева, A.M. Матюшкин, A.A. Мелик-Пашаев, Б.М. Теплов и многих других, создавших комплекс теоретических представлений о творческих способностях обучающихся и многообразиях педагогических механизмов их развития.
Организационно-педагогические условия обучения в системе художественного образования, в художественно-эстетических компонентах системы образования в целом, проблемы методологии обучения и развития детей, вопросы эстетического воспитания и творческого развития учащихся освещены в работах А.Н. Алексюка, И.В. Арябкиной, A.A. Бодалева, Л.И. Божович, Б.С. Гершунского, А.Ю. Гончарука, М.В. Дюжаковой, С.Н. Ждановой, М.С. Кагана, Г.Г. Коломийца, И.Б. Котовой и E.H. Шиянова, Ч. Куписевич, И .Я. Лернера, C.B. Лоншаковой, Б.М. Неменского, Г.К. Селевко, В.А. Сластенина и других, определивших теоретические приоритеты педагогических наук в названных аспектах.
Психологическая составляющая педагогической работы с учащимися младших классов хореографических училищ в основных своих компонентах раскрывается общетеоретическими работами Б.Г. Ананьева, М.Р. Битяновой, Л.М. Веккера, Л.С. Выготского, B.C. Гончарова, Л.Л. Гуровой, В.Н. Дружинина, Д.Н. Завалишиной, A.B. Запорожца, А.Г. Ковалева и В.Н. Мясищева, Е.П. Крупника, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, A.A. Лосевой, А. Маслоу, P.C. Немова, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна и других, накопивших достаточный массив сведений о возможностях совершенствования психологических методов работы с одаренными детьми.
Различные вопросы хореографического образования, особенности обучения учащихся младших классов хореографических училищ, в том числе -связанные с ролью концертмейстера в развитии творческих, импровизационных способностей учащихся, рассматривались в научных трудах таких выдающихся теоретиков и практиков хореографии, как Г.А. Безуглая, A.A. Бойко, Е.В. Бочарникова, Е.П. Валукин, С.Д. Давыдова, Г.Н. Прибылов, Н.Л. Чернова, H. Cavalli, и многих других, сформировавших общие представления о специфике хореографического образования, однако недостаточно осветивших такие проблемы, как использование педагогического потенциала труда концертмейстера балета в развитии импровизационных способностей учащихся и полифункциональный подход к данной проблеме.
В научном анализе теории и технологии хореографического искусства автор диссертации опиралась на научные труды A.A. Алферова, Л.Л. Васько-вой, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, A.A. Жарковой, O.A. Иваты, С.А. Ивановой, Е.О. Кабурнеевой, A.B. Куликовой, B.C. Садовской, Т.В. Христидис, И.С. Яценко.
Позитивно оценивая научные труды психологов, педагогов в разработке пограничных аспектов данной проблемы, необходимо отметить, что еще не было специального диссертационного исследования на тему: «Развитие
импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ: полихудожественный подход».
Объектом исследования является процесс развития импровизационных способностей.
Предмет исследования - процесс развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ на основе полихудожественного подхода.
Цель исследования - разработать теорию и технологию развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ и внедрить их в практику.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ будет более эффективным, если
- осуществить полихудожественный подход, включающий повышение роли и участия концертмейстера балета в организации учебных занятий;
- обеспечить психологический мониторинг развития способностей, включив его в структуру учебных занятий с домашними индивидуализированными заданиями, на принципах полихудожественного подхода к развитию импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ.
В соответствии с гипотезой, формулировками объекта, предмета и цели исследования, в диссертации ставятся следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основания процесса развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ;
- выявить методологическую специфику развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ;
- охарактеризовать влияние педагогической среды на развитие импровизационных способностей учащихся младших классов;
- определить значение методов возрастной и перцептивной психологии в развитии импровизационных способностей учащихся младших классов;
- сформировать педагогическую модель развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ;
- обеспечить процесс совершенствования развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ на основе полихудожественного подхода.
Методологической основой исследования является полихудожественный подход к анализу предмета настоящего исследования.
Полихудожественный подход в системе хореографического образования опирается на педагогические, социально-педагогические и психологические методологические принципы исследования процесса развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ. В настоящей работе применялся принцип синтеза методологических
оснований, принцип единства эмпирического и теоретического, принципы историзма, детерминизма, принцип соответствия управляющей и управляемой системы, а также методологические идеи педагогов и психологов-исследователей, изучавших проблемы способностей человека: Д. Векслера, Р. Уайсберга, Г. Айзенка, Л. Термена, Р. Стернберга. Применялись и идеи отечественных ученых, таких, как В.Н. Дружинин, Б.М. Теплов, М.А. Холодная, Е.А. Сергиенко, Т.Н. Тихомирова, Н.И. Чуприкова, В.Д. Шадриков, В.П. Озеров, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов, Э.А. Голубева, З.А. Калмыкова, Е.П. Ильин, Т.Н. Артемьева, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, Б.М. Теплов, Л.А. Венгер и др.
Методы исследования включают в себя анализ, синтез, методы логики - дедуктивные и индуктивные методы, методы абстрагирования, моделирования, ресурсные, источниковедческие, терминологические, а также - иные методы, традиционно применяющиеся в педагогических и психологических исследованиях. Особое внимание уделялось методам статистической обработки данных, а также обобщения их для нужд исследовательской работы.
Теоретическую основу исследования составили: теории, раскрытые в трудах А. Маслоу, В. Франкла, К. Роджерса, Дж. Келли и др. А также теории отраженные в трудах отечественных исследователей: В.А. Беликова, Ю.А. Конаржевского, Н.В. Немова, В.В. Серикова, П.И. Третьякова, Р.Х Шакурова, Т.Н. Шамова, И.С. Якиманской и др.
Особое значение для настоящей работы имеют теория деятельности -А.Н. Леонтьев, М.С. Каган, Н.Ф. Талызина, а также теория полихудожественного подхода Б.П. Юсова, А.И. Бурова, Л.Н. Мун, и их последователей -Т.Б. Донцовой, Т.Г. Пени, Л.Г. Савенковой, Т.Н. Суховой, Е.А. Ермолинской и др.
В теоретическую базу диссертации вошли также идеи педагогики художественного образования и эстетического воспитания, раскрытые в авторских концепциях таких ученых, как Э.Б. Абдуллин, Б.В. Асафьев, Л.М. Баженова, С.Т. Шацкий, O.A. Апраксина, Л.В. Горюнова, B.C. Кузин, A.A. Ме-лик-Пашаев, Н.Л. Гродзенская, Е.В. Николаев, H.H. Ростовцев и др.
Эмпирическую базу диссертационного исследования составили материалы наблюдений и опытно-экспериментальных работ, проводившихся автором диссертации в период с 2009 по 2013 гг. в Московской государственной академии хореографии, и призванных определить оптимальные методические основания и организационно-педагогические условия развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ.
Экспериментальная база исследования - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московская государственная академия хореографии».
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2009 по 2013 год и включало в себя три этапа.
На первом, установочно-теоретическом этапе (2009 год) осуществлялись: постановка проблемы, целей и задач, сбор материала, теоретическое изучение проблем развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ, реферирование материала, осуществлялось планирование и проведение эксперимента.
На втором этапе (2011-2013 годы) продолжалось проведение экспериментальной работы, составлялся текст основной части диссертации.
Опытно-экспериментальная часть данного исследования проходила в Московской государственной академии хореографии. Были задействованы первые классы училища — класс «а» и класс «в». В эксперименте участвовали четыре группы детей - контрольная и экспериментальная. Контрольная группа №1: 24 участника, пятнадцать девочек и девять мальчиков. Контрольная группа №2: 18 участников, тринадцать девочек и пять мальчиков. Экспериментальная группа №1: 23 участника, пятнадцать девочек и восемь мальчиков. Экспериментальная группа №2: 18 участников, тринадцать девочек и пять мальчиков, возраст участников 10-11 лет.
На третьем этапе (2014 г.) осуществлялись анализ, обобщение и систематизация экспериментальных данных, обработка материалов эмпирического исследования, оформление текста диссертации.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем:
- впервые обобщены и систематизированы теоретические основания процесса развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ, связанные с применением принципов гуманистической педагогики и диагностико-развивающих средств педагогической психологии;
- определены наиболее эффективные методологические основания процесса развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ, связанные с применением идей полихудожественного подхода;
- выявлен потенциал совершенствования полихудожественного развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ в системе начального хореографического образования, связанные и изменением роли и педагогических функций концертмейстера балета как «второго учителя» на занятиях по хореографическим дисциплинам;
- доказана возможность повышения эффективности развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ посредством расширенного применения психологических средств диагностики и тестирования импровизационных способностей и творческой активности учащихся на различных этапах педагогического процесса;
- сформирована педагогическая модель процесса развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ, основанная на принципах полихудожественного подхода и применении психологического инструментария;
- определена система методических приемов, способных обеспечить процесс совершенствования развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ на основе индивидуализированных вариативных заданий на занятиях по дисциплине «ритмика».
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- теоретически обоснованы концептуальные основания процесса развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ в контексте развития психолого-педагогических технологий стимулирования творческих способностей;
- выявлена методологическая значимость применения полихудожественного подхода в качестве основания развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ;
- теоретически обоснована эффективность организационно - педагогических условий развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ, основанных на расширении педагогических функций концертмейстера балета;
- определены возможности повышения доказательности диагностической составляющей педагогического процесса, связанной с применением специально конструируемого психологического тестового материала;
- сформулированы теоретические принципы применения полихудожественного подхода в построении педагогической модели развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ;
- обоснована система педагогических и психолого-педагогических средств обеспечения процесса совершенствования развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ, связанная с расширением педагогических функций концертмейстера балета, применением психологического диагностического инструментария и индивидуализированных вариативных заданий.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения его выводов и результатов в совершенствовании процесса развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ, в профессиональном развитии преподавателей хореографических дисциплин в хореографических училищах и концертмейстеров балета, участвующих в педагогическом процессе в хореографических училищах. Положения, основные выводы и результаты данного исследования могут быть использованы в процессе обучения учащихся младших классов хореографических училищ, а также в учреждениях дополнительного образования детей и учреждениях социально-культурной сферы.
Достоверность и обоснованность результатов данного исследования обеспечиваются применением рационалистической системы методов, опорой исключительно на достоверные научные концепции в социально-гуманитарной сфере, использованием комплекса современных методов научно-педагогического эксперимента, соответствующего его целям и задачам, проверяемостью результатов эксперимента и доказанностью данных, полученных в результате статистической обработки сведений, собранных в ходе эксперимента.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Развитие импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ — важнейшая составная часть педагогического процесса, создающая возможности профессионально-личностного становления будущих деятелей хореографического искусства. Педагогические основы развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ определяются конкретно-историческими условиями функционирования образовательной системы и требуют постоянного совершенствования в связи с изменяющимися требованиями общества и профессии.
Творческие способности учащихся младших классов: оригинально мыслить, создавать новые идеи, находить нестандартные решения для повседневных задач. И хотя творчество реализуется в деятельности, оно не сводится к определенному роду деятельности, представитель так называемой творческой профессии может иметь весьма слабо развитые творческие задатки. Задача педагога — не только раскрыть творческий потенциал каждого учащегося, важно разглядеть, как учащийся сам будет развивать свои индивидуальные способности.
2. Совершенствование процесса развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ связано с применением современных методологических подходов, среди которых наибольшим значением обладает полихудожественный. При этом полихудожественный подход может стать максимальным потенциалом в развитии импровизационных способностей учащихся младших классов, который требует интенсивного внедрения в учебный процесс хореографических училищ.
Основная задача полихудожественного подхода — не примитивное программирование учащихся младших классов на определенный вид деятельности, не дрессировка, нацеленная на приучение четко выполнять заданную педагогическую задачу, а воспитание личности, свободной в выборе деятельности, адекватной ее природе; способной самостоятельно конструировать такую деятельность, которая отвечала бы ее потребности в саморазвитии и самореализации.
3. Организационно-педагогические условия развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ требуют включения в учебный процесс педагогических действий концерт-
мейстеров балета, участвующих в занятиях с учащимися младших классов хореографических училищ, в связи с чем необходимо расширение функций концертмейстеров в преподавании основных дисциплин в младших классах
хореографических училищ.
Целью курса является обучение учащихся младших классов передавать характер и содержание музыки в ритмически-организованных движениях: «научить учащихся активно воспринимать музыку, разбираться в ее содержании и средствах выразительности; - дать учащимся знания основ музыкальной грамоты; - выработать эмоциональное восприятие и выражение музыки в движениях; - развить танцевальную фантазию детей и способность к импровизации; - развить у обучающихся внимание, память, быстроту мышечной реакции, координацию и способность ориентироваться в пространстве».
4. Развитие импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ должно основываться на психологическом мониторинге этого процесса, в связи с чем эффективно специальное конструирование психологического тестового материала, способного выявлять тенденции в творческом развитии учащихся младших классов.
В развитии импровизационных способностей огромная нагрузка ложится на педагога и концертмейстера, от которых требуется умение создавать благоприятные психологические условия на уроках, мотивировать обучение, стимулировать желание творческого самовыражения учащихся младших классов. Огромное значение для развития импровизационных способностей учащихся младших классов имеет музыка, которую они каждый день слышат в классе - формирование эстетического вкуса, развитие желания творческой самореализации во многом зависит от музыки, которую предлагает концертмейстер.
5. Педагогическая модель развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ основывается на принципах полихудожественного подхода и применении психологического инструментария, используемого в виде индивидуализированных заданий, способных активизировать творческое развитие учащихся.
Основными критериями, указывающими на уровень сформированности креативности и степень развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ, являются: желание заниматься творческой деятельностью; творческая активность; способность к генерированию идей (способность порождать новые идеи, быстрота и легкость порождения новых идей, степень оригинальности идей); свободное пластическое воплощение идей; уверенность в своих силах.
6. В младших классах хореографических училищ развитие импровизационных способностей учащихся наиболее плодотворно и эффективно осуществляется не на занятиях по профилирующим специальным дисциплинам, а на уроках ритмики при обеспечении условия функционального танде-
ма «педагог - концертмейстер» и гибкого вариативного построения содержания данной дисциплины.
Хореографическое образование является сферой, в которой от импровизационных способностей учащихся младших классов зависит сама возможность их дальнейшего профессионального роста. Даже в хореографическом исполнительстве доля творческих решений, нетривиальных действий значительно превышает объем рутинных процессов, являющихся в целом нетипичными для художественных областей деятельности. Полихудожественный подход предусматривает творчество в воплощении образа, в представлении себя как носителя технических традиций хореографической школы. Поэтому не может существовать «артиста как такового» - есть только конкретные артисты, в действиях которых личностная творческая суть не заслоняется единообразием традиций своей школы.
Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав по три параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложения.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность проблемы и темы диссертационного исследования; обозначаются цель исследования, объект, предмет, формулируются задачи и гипотеза исследования. Характеризуется степень изученности данной темы в науке, рассматриваются теоретико-методологические основы, методы и этапы исследования, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость; освещается информация об апробации и внедрении результатов исследования; формулируются положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретические основы развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ» раскрывается сущность, содержание, специфика педагогического процесса развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ.
В первом параграфе первой главы «Теоретический анализ процесса развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ» рассматриваются теоретические основы важнейших идей и решений в сфере развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ.
Теоретический анализ проблемы изучения природы человеческих способностей показывает, что этим занимались многие российские и зарубежные исследователи, с точки зрения психологии эта проблема освещена в трудах Д. Векслера, Р. Уайсберга, Г. Айзенка, Л. Термена, Р. Стернберга. Большой вклад в понимание способностей внесли отечественные ученые: В.Н.
Дружинин, Б.М. Теплов, М.А. Холодная, Е.А. Сергиенко, Т.Н. Тихомирова, Н.И. Чуприкова, В.Д, Шадриков, В.П. Озеров, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов, Э.А. Голубева, З.А. Калмыкова, Е.П. Ильин, Т.И. Артемьева, В.А. Кру-тецкий, Н.С. Лейтес, Б.М. Тешюв, Л.А. Венгер и др. Так, Б.М. Теплов утверждал, что способности - это индивидуальные особенности, не сводимые к уже приобретенным навыкам, умениям или знаниям, но обуславливающие легкость и быстроту их приобретения.
Проблема диагностики и развития творческих способностей представляет интерес для многих отечественных и зарубежных психологов. Крупные исследования в области психологии творческой одаренности были проведены американскими учеными Дж. Гилфордом, П. Торренсом, К. Тейлором, Ф. Барроном. Большой вклад в понимание проблемы работы с особо одаренными детьми внес Ж. Брюно. Среди отечественных психологов следует отметить A.M. Матюшкина, В. А. Моляко, Н.Б. Шумакову, Г.Д. Чистякову, B.C. Юркевич.
A.M. Матюшкин говорил о необходимости ранней диагностики детской одаренности с целью содействия развитию способностей ребенка, иначе, как неоднократно подчеркивал ученый, в неблагоприятных условиях развитие одаренности может быть подавлено.
Обобщая данные многочисленных исследований в данной области, можно выделить компоненты детской одаренности: способность прослеживать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщать, любознательность, хорошая память, способность классифицировать информацию, имение широко использовать полученные знания, концентрация внимания, упорство в достижении результата.
С точки зрения психосоциального развития, для талантливых детей характерно: рано проявляющееся обостренное чувство справедливости, которое выражается в установке высоких требований к себе и окружающим людям, отклик на правду, гармонию, яркое воображение, способность к фантазированию, включение элемента игры в решение задач, творчество, изобретательность, недостаточность эмоционального баланса, эмоциональность, восприимчивость, преувеличенные страхи, интерес к занятиям определенного рода (возникает обычно в школьном возрасте и есть признак наличия определенных специальных способностей). Иногда наблюдается негативное самовосприятие.
Способность к импровизации является одним из вариантов развития творческих способностей, строится на основе опыта творческой деятельности и заключается в возможности без предварительной подготовки порождать продукты творчества. Предпосылкой развития способности к импровизационной деятельности являются: скорость реакции учащихся младших классов на внезапно меняющиеся условия, умение применять и преобразовывать художественно-творческий опыт в конкретной ситуации, любовь к публичной деятельности. Развитие импровизационных способностей, овладение навы-
ками импровизации в младших классах хореографических училищ предполагает развитие чувства метроритма, чувства музыкальной фразы и формы, чувства ансамбля, чувства уверенности в своих силах и возможностях, ассоциативно-образного мышления. Владение навыками импровизации поможет будущим артистам балета увереннее чувствовать себя на сцене, выразительнее раскрываться в танце.
Во втором параграфе первой главы «Методологическая специфика развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ» определяются основные методологические подходы к процессу развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ.
В параграфе доказывается, что в процессе развития педагогической науки были сформированы основные методологические подходы, способствующие наиболее полному и плодотворному развитию способностей детей. Среди известных подходов особое значение в рамках хореографического воспитания детей занимают следующие: культурологический, гуманистический, личностно-ориентированный, деятельностный, полихудожественный.
В рамках художественного образования весьма перспективным считается полихудожественный подход, основанный на идее синтеза искусств. В современных научных исследованиях данный поход является одним из наиболее разрабатываемых. Впервые идея полихудожественного подхода была предложена отечественным исследователем Б.П. Юсовым, который разработал новую уникальную методику в области художественного развития детей, основанную на синтезе искусств. Ученый утверждает, что в душе ребенка взаимодействуют все виды искусств, что ребенок изначально восприимчив и способен к различным видам деятельности. Б.П. Юсов ввел термин «полихудожественное образование», под которым исследователь понимает такую направленность в образовании, где ребенку дается возможность творить и развиваться в различных видах искусства, такую организацию педагогического процесса, которая позволяла бы ребенку почувствовать внутреннее родство в разнообразных проявлениях творчества. Б.П. Юсов назвал воображение и фантазию вектором будущего, подчеркнув, что сегодня дети получают в массе искусство прошлого, немного — современного, но никто не пытается приучить их к размышлению о том, что нового смогут сказать сами дети, от которых зависит культурное будущее, которое в свою очередь куется школьными учителями.
В логике полихудожественного подхода эффективность художественно-творческого развития учащихся младших классов достигается при помощи использования всех существующих способов эстетического воспитания и разнообразных видов художественно-творческой деятельности: музыкальной, художественно-изобразительной, речевой, театрализованной, игровой. Единая природа всех видов искусств говорит о неизбежности их взаимодействия и необходимости охвата всех проявлений художественно-творческой
деятельности для выявления творческого потенциала и раскрытия полихудожественных возможностей учащихся младших классов.
Полихудожественный подход пропагандирует не просто межпредметную связь уроков эстетического цикла (эта связь хороша для получения полноценных знаний о фактах и истории искусства прошлого, но данная методика не акцентирует внимание на образной природе искусства, не стимулирует развитие творческого воображения). Полихудожественный подход предполагает раскрытие внутреннего родства различных видов искусства, обнаружение образных связей слова, звука, цвета, движения, интонации, ритма, жеста, пространства, формы. Разрабатываемые программы полихудожественного типа ориентированы на развитие разнообразных видов творчества учащихся младших классов.
Взаимодействие различных видов искусства оказывает благотворное влияние на общее эстетическое развитие учащихся младших классов, а также способствует более глубокому познанию своего искусства — искусства танца. Полихудожественный подход предполагает обогащение внутреннего мира учащихся через активное постижение разных областей художественной деятельности, перенос полученных впечатлений в область своей профессиональной деятельности (в область хореографии), создание собственного творческого продукта на основе собственной идеи. Одной из наиболее важных составляющих процесса формирования самостоятельной творческой личности является умение обобщать художественные впечатления и знания и реа-лизовывать их в различных видах искусства.
В третьем параграфе первой главы «Влияние педагогической среды на развитие импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ» рассматривается педагогическая среда раскрытия импровизационных способностей учащихся в младших классах хореографических училищ.
Специфической особенностью хореографического образования в России является ранняя специализация, где учащиеся начинают осваивать профессиональную программу в десятилетнем возрасте. Система подготовки артистов балета имеет некоторые противоречия с государственной системой основного общего образования. Подготовка артистов балета в Московской государственной академии хореографии, Академии Русского балета имени А .Я. Вагановой, а также других государственных хореографических учебных заведений строится по принципу соединения общего и профессионального образования, где в рамках единого учебного процесса сочетаются несколько уровней образования. За время обучения учащиеся обязаны освоить образовательные программы как общего, так и среднего профессионального образования.
Традиционно освоение программы будущим артистом балета начинается в десятилетнем возрасте, поэтому наличие начального общего образование является обязательным. Нормативный срок освоения основной профес-
сиональной образовательной программы (с учетом углубленной подготовки) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования составляет семь лет десять месяцев.
Учащиеся младших классов наиболее восприимчивы к образной составляющей музыки и танца, наиболее склонны к творческим фантазиям, имеют наибольшее желание к творческому самовыражению. На практике они вынуждены ежедневно, педантично выполнять у станка «сухие» (в смысле художественной окраски) движения и постоянно слушать критические замечания по поводу своих несовершенных физических параметров и данных. В итоге, слишком велик риск того, что учащихся младших классов замкнутся, а их творческие способности нивелируются. Ситуация усугубляется тем, что первоклассники только начинают осваивать профессию, меняется их привычная жизнь, появляются новые педагоги, новые предметы, учащиеся младших классов вынуждены адаптироваться к новому коллективу, многие начинают жить в интернате, без родительской поддержки. Со второго года обучения учащихся младших классов активно занимают на концертах профессиональной практики, на репетициях, на спектаклях, проходящих в Большом театре. При этом, второклассники и более старшие ребята имеют возможность творческого самовыражения, но первоклассники возможности участия на репетициях и выступлений на сцене лишены, а их необходимо поддержать. Возможность творчески раскрыться учащиеся младших классов Московской государственной академии хореографии получают на уроках ритмики.
Ритмика не имеет строго установленной программы обучения, педагогу и концертмейстеру предлагается примерная программа, составленная преподавателями кафедры народно-сценического и историко-бытового танца Московской государственной академии хореографии, и представляющая собой скорее рекомендации к проведению занятий и примерный тематический план.
Известны два способа музыкального сопровождения балетного класса: импровизация и использование авторской музыки, адаптированной к задачам и условиям хореографических комбинаций. Между концертмейстерами давно идет спор, какой из этих двух способов является приоритетным как с точки зрения удобства работы, так и с точки зрения развития эстетического вкуса и раскрытия творческого потенциала учащихся младших классов.
На уроках ритмики, помимо собственно творческих заданий, учащиеся выполняют упражнения, способствующие развитию чувства ритма. Как правило, музыкальным офор,млением таких упражнений являются пьесы с простым ритмическим рисунком. Однако для более глубокого освоения метроритмической составляющей музыки следует постепенно вводить пьесы с более сложными ритмическими рисунками, включающими в себя внутритакто-вые, межтактовые и внутридолевые синкопы.
Таким образом, мы не только развиваем метроритмический слух учащегося младших классов, но и подготавливаем его к восприятию музыки XX века, в частности музыки представителей Новой венской школы - А. Шенберга, А. Берга и А. Веберна, в сочинениях которых наиболее важным средством выразительности является именно метроритм.
Можно сделать вывод, что в младших классах хореографических училищ развитие импровизационных способностей учащихся младших классов может наиболее плодотворно осуществляться именно на уроках ритмики, при условии неравнодушного отношения к своему делу педагога и концертмейстера, от мастерства, таланта, опыта и трудолюбия которых зависит, станут ли уроки ритмики отправной точкой в развитии активной творческой жизни будущих артистов балета, или же за этой дисциплиной прочно закрепится функция побочного предмета, помогающего детям решать чисто технические задачи.
Вторая глава «Совершенствование способов развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ на основе полихудожественного подхода» посвящена разработке путей повышения эффективности способов развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ.
В первом параграфе второй главы «Значение методов возрастной и перцептивной психологии в совершенствовании развития импровизационных способностей учащихся младших классов» рассматриваются возможности применения в педагогике современного диагностического инструментария психологии в процессе развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ.
Автором доказывается, что невозможно достичь высоких результатов в обучении, не учитывая возрастные психические особенности учащихся младших классов.
В возрастной психологии используются методы исследования, заимствованные из смежных наук. Широко использующиеся в общей психологии методы исследования когнитивных процессов были переработаны с учетом требований возрастной психологии, что позволило не только изучать восприятие, память, воображение, речь, внимание, мышление учащегося младших классов, но и дало возможность проанализировать преобразование этих процессов при качественном изменении в ходе учебного процесса. Из дифференциальной педагогики были взяты методы изучения индивидуальных и возрастных особенностей детей, а из социальной психологии — методы, направленные на изучение взаимоотношений учащихся младших классов.
Автором диссертации подробно описываются методы возрастной психологии. В возрастной психологии часто применяется такой метод исследования, как срезы. По мнению большинства исследователей в области возрастной психологии одним из наиболее достоверных методов получения информации о психологии учащихся младших классов является эксперимент.
Этот метод может проходить в любой доступной форме: письменно, устно, индивидуально или в группе, в том числе тестирования.
В ходе проведения педагогического эксперимента, материалы теста, созданного автором применительно к цели и задачам настоящего исследования, были направлены на выявление отношения учащихся младших классов к творческим заданиям. Проявляя интерес к творческим заданиям, учащиеся младших классов развивают творческий потенциал, воображение, способности, любознательность, уверенность в себе и другие качества творческой личности. Тест проводился через 5 месяцев после начала эксперимента и в конце эксперимента. Результаты тестирования сравнивались и делались выводы. В тестировании принимали участие испытуемые - учащиеся младших классов.
Экспериментальные творческие задания давались на уроках ритмики в первом классе Московской государственной академии хореографии. Ритмикой учащиеся младших классов стали заниматься в первый год обучения, следующие за первым второй, третий и четвертый классы не имеют учебных предметов, на которых у учащихся была бы возможность такого вида творческой реализации. Для того чтобы проследить дальнейшее творческое развитие учащихся младших классов на протяжении следующих трех лет было проведено тестирование, которое позволило определить возникает ли у учащихся потребность заниматься импровизационно-творческой деятельностью во внеурочное время, и если да, то в какой форме реализуется творческая деятельность.
Наше исследование показало, что в этом возрасте еще не выработаны такие качества, как самостоятельность и ответственность, поэтому предоставлять учащемуся младших классов полную свободу действий нецелесообразно. Поскольку им скорее свойственно критичное отношение к своим недостаткам, стремление к поиску идеала личности, образца для подражания, то происходит развитие самосознания и склонности к самопознанию. Последнее проявляется в том, что учащийся младших классов начинает сравнивать себя с другими людьми, к себе относиться критически. В этом возрасте происходит формирование самооценки, которая, как правило, противоречива, что объясняет немотивированные поступки младших школьников. В ходе эксперимента выяснилось, что с развитием самосознания связано появление чувствительности к мнению окружающих людей, обидчивости, желания быть лучшим, производить исключительно благоприятное впечатление.
Следовательно, в ходе эксперимента перед педагогами была поставлена задача в том, чтобы они научились понимать учащихся младших классов и принимать их такими, какие они есть, поддерживать их инициативу, проявлять к ним уважение, избегать негативных оценок, общаться на равных, уважать их точку зрения, тогда и обучение становится более результативным и создастся благоприятная почва для развития различных (в том числе и импровизационных) способностей учащихся младших классов.
Во втором параграфе второй главы «Педагогическая модель развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ» рассматриваются педагогическое основы формирования модели процесса совершенствования развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училшц.
В параграфе обосновывается, что для того чтобы развитие импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ протекало наиболее успешно, необходимо в ходе эксперимента определить способы проведения экспериментальной части исследования и спрогнозировать результаты. Все основные компоненты экспериментальной части традиционно описываются в педагогической модели, которая является важнейшей составляющей любого педагогического процесса.
В Московской государственной академии хореографии развитие импровизационных способностей учащихся младших классов наиболее активно происходило на уроках ритмики и осуществлялось путем включения обучающихся в игровую деятельность. Значит, остро вставал вопрос о необходимости моделирования системы занятий, отвечающих следующим запросам: демократичность общения педагога и обучающихся; свобода самовыражения; свобода проявления импровизационных способностей; свобода проявления физических способностей; развитие познавательных способностей; формирование потребности в творческом самовыражении.
Модель создавалась с учетом: данных возрастной и перцептивной психологии; современных методик формирования и развития импровизационных способностей; позиций дидактики, способствующих стимулированию творческой активности обучающихся; опыта педагогов и концертмейстеров.
В предложенной педагогической модели процесс развития импровизационных способностей учащихся младших классов Московской государственной академии хореографии реализовывался на основе полихудожественного подхода. Это обусловило необходимость создания такой системы занятий, где учащимся младших классов была предоставлена возможность творить и развиваться в различных видах искусства.
В предложенной педагогической модели развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ выделяются такие компоненты, как: целеполагающий, психолого-педагогический, содержательный, процессуальный, контрольно-оценочный, результативный.
В процессе создания педагогической модели развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ на основе полихудожественного подхода применялись принципы, направленные на: приобретение новых знаний и умений в области смежных видов искусств, развитие познавательной активности, развитие творческой активности, развитие импровизационной активности учащихся, развитие чувства метрорит-ма; развитие чувства музыкальной формы; развитие чувства музыкальной
фразы; развитие чувства ансамбля, чувства партнера; развитие ассоциативно-образного мышления; воспитание исполнительской культуры.
Полихудожественный подход предполагает обогащение внутреннего мира учащихся младших классов через активное постижение разных областей художественной деятельности, перенос полученных впечатлений в область своей профессиональной деятельности (в область хореографии), создание собственного творческого продукта на основе собственной идеи.
Одной из наиболее важных составляющих процесса формирования самостоятельной творческой личности стало умение учащихся младших классов обобщать художественные впечатления и знания и реализовывать их в различных видах искусства. Метод синтеза искусства стимулирует развитие творческого воображения, расширяет границы эмоциональной сферы, формирует художественный вкус учащихся младших классов.
Одной из экспериментальных задач развития активного творческого воображения стала направленная активность - вовлечение учащихся младших классов в творческие занятия. Для успешного развития воображения и творческих фантазий на уроке были созданы следующие условия: психологически комфортные условия; позитивное отношение педагога к каждому обучающемуся; поощрение независимости, самостоятельности; предоставление полной свободы самовыражения.
Художественно-творческие виды деятельности дают возможность для творческой реализации путем их включения в сферу влияния концертмейстера, чье влияние осуществляется посредством музыки: развивать эстетические чувства и представления; воспитывать потребность в прекрасном; обучение музыкальным знаниям; приобщение к музыкальным произведениям мировой культуры.
Поэтому в ходе эксперимента, направленного на развитие импровизационных навыков учащихся младших классов Московской государственной академии хореографии, наиболее эффективным методом обучения стал художественно-творческий метод. Данный метод несет в себе творческое усвоение знаний, умений и навыков. Учащиеся младших классов стали самостоятельно выполнять творческие задания, направленные на развитие эмоционально окрашенного творческого мышления. Педагог, контролируя выполнение заданий, не вмешивался в процесс.
В данной педагогической модели основными действиями учащихся младших классов хореографических училищ являются умственные (импровизации, сочинение музыкально-сценических этюдов в сжатые сроки), коммуникативные (работа в группах), исполнительские (публичные выступления, демонстрация продуктов своего творчества). Содержательный компонент педагогической модели характеризуется взаимосвязью творческого потенциала учащихся младших классов со степенью усвоения предлагаемых на уроках ритмики заданий. Содержательный компонент нашей модели был представлен содержанием дисциплины «ритмика», а именно ее разделов, на-
правленных на развитие художественно-творческих, импровизационных способностей учащихся младших классов, формирование эстетического вкуса детей, расширение кругозора.
Контрольно-оценочный компонент нашей модели содержит диагностику, критерии и уровень развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ. Диагностика реализуется путем проведения наблюдения и тестирования учащихся.
В третьем параграфе второй главы «Процесс совершенствования развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ на основе полихудожественного подхода» описывается последовательность и содержание опытно-экспериментальной работы, определяется эффективность предложенной системы действий.
Опытно-экспериментальная работа по развитию импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ проводилась в естественных условиях образовательного процесса в Московской государственной академии хореографии.
План эксперимента предусматривал выявление критериев оценки результатов опытно-экспериментальной работы по развитию импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ. Цели и задачи исследования предусматривали определение уровня и динамики развития импровизационных качеств учащихся младших классов хореографических училищ, которое осуществляется при помощи специально подобранных для этой цели вопросов, в форме теста. Вопросы, предложенные в тесте, позволили зафиксировать и анализировать степень развития импровизационных способностей учащихся младших классов.
Опытно-экспериментальная часть данного исследования проходила в Московской государственной академии хореографии. Были задействованы первые классы училища - класс «а» и класс «в». В эксперименте участвовали четыре группы учащихся младших классов - две контрольные и две экспериментальные. Контрольная группа №1: 24 участника, среди них шестнадцать девочек и восемь мальчиков. Экспериментальная группа №1: 23 участника, среди них пятнадцать девочек и восемь мальчиков. Контрольная группа №2: 18 участников, среди них тринадцать девочек и пять мальчиков, возраст участников 10-11 лет. Экспериментальная группа №2: 18 участников, среди них тринадцать девочек и пять мальчиков, возраст участников 10-11 лет.
Эксперимент проводился в основном на уроках ритмики. В соответствии с образовательной программой, ритмикой учащиеся младших классов Московской государственной академии хореографии занимаются дважды в неделю по одному академическому часу. На уроках ритмики учащиеся младших классов выполняют задания, направленные на развитие чувства ритма, координации и творческих способностей. Для участников экспериментальной группы были предложены дополнительные творческие задания, которые призваны помочь наиболее полному раскрытию творческого потен-
циала и развитию импровизационных способностей учащиеся младших классов.
Педагогические задания проводились в игровой форме, располагались с последующим усложнением, ориентированы на преодоление психологического барьера, развитие чувства уверенности в своих силах, развитие навыков актерского мастерства, расширение кругозора, развитие ассоциативно-образного мышления. Учащиеся младших классов свободно проявляли импровизационные способности, работали сольно и в группах. Помимо занятий импровизацией учащиеся младших классов предоставлялась возможность дополнительной творческой деятельности - сочинение музыкально-сценических этюдов. Обучающиеся имели время продумать номер, сочинить хореографию, подобрать костюмы и декорации. С удовольствием выступали перед своими одноклассниками, на уроке царила атмосфера праздничного оживления и творческой конкуренции.
Учащиеся младших классов выполняли на уроке по одному творческому заданию один-два раза в неделю на основе полихудожественного подхода. Участники контрольной группы занимались в обычном режиме.
Анализируя результаты эксперимента, можно сделать вывод, что уровень заинтересованности учащиеся младших классов в творческих заданиях в экспериментальной группе к концу года возрос на 45,6%, в контрольной группе - на 24%. Обучающиеся стали более ответственно подходить к творческим заданиям, читать дополнительную литературу, готовить атрибуты и костюмы. Уровень ответственности вырос в экспериментальной группе на 47,6%, в контрольной группе - на 24.2%. Обучающиеся стали более уверенными в себе, начали более независимо проявлять свои фантазии. Уровень уверенности в себе, принятия себя вырос в экспериментальной группе на 59,7%, в контрольной - на 34%.
Анализируя изменения по всем показателям, можно утверждать, что уровень креативности и степень развития импровизационных способностей в контрольной группе выросли на 31,4%, в экспериментальной группе - на 59,9%.
Успехи экспериментальной группы связаны, прежде всего, с тем, что с ее участниками проводились дополнительные занятия, направленные на развитие творческого потенциала и импровизационных способностей.
Участники эксперимента на втором году обучения прошли дополнительный тест, направленный на выявление уровня импровизационно-творческой активности учащихся младших классов после окончания эксперимента. Результаты теста наглядно показывают, что в экспериментальной группе уровень импровизационно-творческой активности учащихся младших классов гораздо выше, чем в контрольной группе. Анализируя ответы учащиеся младших классов, можно сделать вывод, что участники экспериментальной группы в большей степени, чем участники контрольной группы, ак-
тивны на внеклассных и внешкольных мероприятиях, они глубже интересуются другими видами искусства (живописью, музыкой, поэзией), продолжают заниматься саморазвитием, создают продукты творчества без мотивации высокой отметкой. Если обратиться к цифрам, то уровень творческой активности, по результатам теста, в экспериментальной группе превышает уровень творческой активности в контрольной группе на 25,2%. Педагоги специальных дисциплин отмечают, что учащиеся младших классов, с которыми проводились дополнительные занятия, направленные на развитие импровизационных способностей, более свободно и выразительно раскрываются в танце, они более артистичны, инициативны, увереннее чувствуют себя на сцене, проявляют больший интерес к учебе.
Все это свидетельствует о том, что полихудожественный подход является важной оставляющей художественного воспитания, как развитие импровизационных способностей учащиеся младших классов и развитые способности.
В заключении обобщаются итоги диссертационного исследования, анализируются полученные результаты экспериментальной работы, подтверждается правомерность выдвинутой гипотезы и положений, формируются выводы.
Основное содержание и результаты исследования отражены в следующих публикациях автора общим объемом 4,5 пл.:
Статьи в изданиях, включенных в реестр Высшей аттестационной комиссией Министерства образования Российской Федерации
1. Горпиненко Е. А. Роль пианиста-концертмейстера в развитии творческих способностей учащихся младших классов хореографических училищ // Научно-теоретический журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований». - Пятигорск, 2013. - Вып.2. - С. 36 - 40.
2. Горпиненко Е. А. Личностно-ориентированный подход как важнейшее методологическое основание развития творческих способностей учащихся младших классов хореографических училищ // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - № 4. - С. 171174.
3. Горпиненко Е. А. Современные способы развития творческих способностей учащихся младших классов хореографических училищ: полихудожественный подход // Электронный журнал «Педагогика искусства» .2013 .-№4.
Прочие публикации по теме диссертационного исследования:
4. Горпиненко Е. А. Современные способы организации работы концертмейстера балета для развития творческих способностей обучающихся // Альманах: Сборник научно-методических материалов Московской государственной академии хореографии о театре, балете и музыке. - 2012. - Выпуск третий (двадцать седьмой). - С. 46-51.
5. Горпиненко Е.А. Полихудожественный подход как перспективное методологическое основание развития творческих способностей учащихся младших классов хореографических училищ // Русский балет как мировой феномен в современном культурном процессе: Сборник тезисов. - М., 2012. -С. 97.
6. Горпиненко Е.А. Современные способы организации работы концертмейстера балета для развития творческих способностей обучающихся // III Межвузовская научно-практическая конференция студентов и аспирантов ВУЗов культуры. Москва, 16 апреля 2012 г.-М., 2012. - С. 37-42.
7. Горпиненко Е.А. Полихудожественный подход как перспективное методологическое основание развития творческих способностей учащихся младших классов хореографических училищ // Русский балет как мировой феномен в современном культурном процессе. Международная конференция. Россия. Москва, 16-18 ноября 2012 г. -М., 2012.-С. 34-40.
8. Горпиненко Е.А. Развитие творческих способностей учащихся младших классов Московской государственной академии хореографии в концепции научной школы А.И. Бурова // Идеи А.И. Бурова и их разработка в русле его научной школы: Научно-практический семинар в рамках Международного научно-практического форума «Научные школы педагогики искусства в современном образовании». Москва, 2-4 апреля 2013 г. - М., 2013. - С. 57-63.
9. Горпиненко Е.А. Интенсификация творческого развития учащихся хореографических училищ средствами вариативизации музыкального оформления урока // Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы развития искусства балета и хореографического образования». Москва, 4 июня 2013 г. - М., 2013. -С.54-63.
10. Горпиненко Е.А. Развитие импровизационных способностей учащихся хореографических учебных заведений. Современные способы. Лично-стно-ориентированный подход // Искусство балета и хореографическое образование в современном мире. Международная научно-практическая конференция. Москва. 3-4 ноября 2013 г. - М., 2013. - С.74-83.
Подписано в печать 14.02.2014 г. Формат 60x84 1/16. Объем 1,5 п.л. Тираж 100 экз.
_Заказ № 54__
Типография МГУ К И 141406, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная, д.
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Горпиненко, Елена Александровна, Москва
МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ХОРЕОГРАФИИ
на правах рукописи
04201457176
Горпиненко Елена Александровна
Развитие импровизационных способностей
учащихся младших классов хореографических училищ: полихудожественный подход
13.00.01 - общая педагогики, история педагогики и образования
Диссертация
на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва 2014
Оглавление
Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ 17
1.1. Теоретический анализ процесса развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ 17
1.2. Методологическая специфика развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ 41
1.3. Влияние педагогической среды на развитие импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ 62
Глава 2. Совершенствование способов развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ на основе полихудожественного подхода 82
2.1. Значение методов возрастной и перцептивной психологии в совершенствовании развития импровизационных
способностей учащихся младших классов 82
2.2. Педагогическая модель развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ 106
2.3. Процесс совершенствования развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ
на основе полихудожественного подхода 126
Заключение 168
Список использованной литературы 172
Приложения
Введение
Актуальность темы исследования. Развитие творческих способностей в целом и импровизационных способностей в частности у учащихся младших классов - одна из важнейших задач функционирования системы хореографического образования. Хореографические училища - основа инфраструктуры художественного образования, в которой развитие импровизационных способностей, формирование личностных и профессиональных качеств будущих деятелей искусства - прямая цель ее существования. От того, насколько эффективно происходит педагогический процесс в хореографических учебных заведениях, зависит сама результативность хореографического образования, а как следствие - и развитие или затухание культурной традиции в хореографическом искусстве.
В младших классах хореографических училищ осуществляется начальный этап профессионально-личностного и творческого развития учащихся, многие из которых еще не обладают достаточной мотивацией на самореализацию в хореографическом искусстве, и, чувствуя в себе некоторые задатки, еще не в состоянии прилагать самостоятельные систематические усилия для их развития. Кроме того, в младших классах хореографических училищ наблюдаются весьма интенсивные процессы отсева учащихся, которые оказались неспособными к достижению высоких показателей профессионально-творческого развития, или поняли, что совершили свой выбор неверно (последнее чаще всего связано с неправильной оценкой родителями направлений профессиональной реализации их детей - родители по собственному усмотрению часто принимают решения отправить детей учиться не в те учебные заведения, которые действительно подходят их детям). Многие учащиеся младших классов просто не обладают высоким уровнем дисциплины, необходимым для хореографического образования, и испытывают трудности в исполнении требований организации
учебных занятий, интенсивных и жестких даже в младших классах. Но главное - именно в младших классах должны начать проявляться творческие, импровизационные способности учащихся, которые и сделают их в дальнейшем настоящими деятелями хореографического искусства.
Все вышесказанное определяет комплекс исследовательских задач, стоящих перед педагогическим коллективом хореографического училища, в процессе развития импровизационных способностей учащихся младших классов.
Актуальность темы исследования определяется тем, что учащиеся младших классах хореографических училищ получают хореографическое образование, ориентированное на выверенные классические образцы хореографического искусства и мало рассчитанное на варьирование исполняемого материала. Музыкальное воспитание учащихся младших классов хореографических училищ опирается в основном на лучшие образцы балетной музыки, знание и понимание которой хотя и необходимо для артиста балета, но является недостаточным для полноценного профессионального образования.
Во избежание одностороннего музыкального воспитания учащихся младших классов хореографических училищ необходимо приобщать к музыкальным стилям и жанрам различных эпох. А для того, чтобы развитие проходило полноценно, важно не просто предложить послушать музыку, а дать возможность почувствовать ее «телом», пластически воплотить музыкальные образы в хореографических импровизациях. И здесь велика роль концертмейстера, который может грамотно подобрать музыку к импровизациям, снабдить необходимыми пояснениями, заинтересовать учащихся младших классов, помочь им творчески раскрыться. Педагог, который так же присутствует на уроке, оценивает качество импровизаций, участвует в обсуждении выступлений учащихся младших классов.
Поэтому развитие импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ - сложная проблема, обусловленная как возрастными особенностями, так и внешними воздействиями. Это и культурно-идеологическая специфика эпохи и компетентность педагогов, и меняющиеся организационно-педагогические условия обучения (например, требования стандартов).
Таким образом, исследовательская проблема вытекает из противоречий между:
- объективными потребностями общества и культуры в формировании гармонично развитых личностей деятелей хореографического искусства, в выявлении и укреплении импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ, и недостаточностью методического обеспечения и организационно-педагогических условий этого процесса в реальном педагогическом процессе хореографических училищ;
- недостаточным знанием возрастной психологии педагогами, что не позволяет использовать педагогический потенциал концертмейстеров, работающих в тандеме с преподавателями хореографических дисциплин в качестве «вторых учителей», способных эффективно мотивировать учащихся младших классов и отсутствием влияния концертмейстеров на хореографический замысел урока;
- недостаточным использованием потенциала синтеза искусств в педагогическом процессе младших классов хореографических училищ.
Названные особенности и противоречия определяют актуальность исследовательской проблемы и формулировку темы диссертации: «Развитие импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ: полихудожественный подход».
Степень научной разработанности проблемы
Проблемы стимулирования творческих способностей обучающихся, вне зависимости от области образования, рассматривались в трудах таких
исследователей, как J1.H. Азарова, В.И. Андреев, И.Л. Беленок и Ю.Д. Мишина, Ж. Брюно, Е.П. Варламова, JI.C. Выготский, Э.А. Голубева, В.Г. Грязева и В.А. Петровский, В.В. Давыдов, В.Н. Дружинин, Д.Н. Завали-шина, A.A. Лосева, A.M. Матюшкин, A.A. Мелик-Пашаев, Б.М. Теплов и многих других, создавших комплекс теоретических представлений о творческих способностях обучающихся и многообразиях педагогических механизмов их развития.
Организационно-педагогические условия обучения в системе художественного образования, в художественно-эстетических компонентах системы образования в целом, проблемы методологии обучения и развития детей, вопросы эстетического воспитания и творческого развития учащихся освещены в работах А.Н. Алексюка, И.В. Арябкиной, A.A. Бодалева, Л.И. Божович, Б.С. Гершунского, А.Ю. Гончарука, М.В. Дюжаковой, С.Н. Ждановой, М.С. Кагана, Г.Г. Коломийца, И.Б. Котовой и E.H. Шиянова, Ч. Куписевич, И.Я. Лернера, C.B. Лоншаковой, Б.М. Неменского, Г.К. Селев-ко, В.А. Сластенина и других, определивших теоретические приоритеты педагогических наук в названных аспектах.
Психологическая составляющая педагогической работы с учащимися младших классов хореографических училищ в основных своих компонентах раскрывается общетеоретическими работами Б.Г. Ананьева, М.Р. Би-тяновой, Л.М. Веккера, Л.С. Выготского, B.C. Гончарова, Л.Л. Гуровой, В.Н. Дружинина, Д.Н. Завалишиной, A.B. Запорожца, А.Г. Ковалева и В.Н. Мясищева, Е.П. Крупника, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, A.A. Лосевой, А. Маслоу, P.C. Немова, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна и других, накопивших достаточный массив сведений о возможностях совершенствования психологических методов работы с одаренными детьми.
Различные вопросы хореографического образования, особенности обучения учащихся младших классов хореографических училищ, в том числе - связанные с ролью концертмейстера в развитии творческих, им-
провизационных способностей учащихся, рассматривались в научных трудах таких выдающихся теоретиков и практиков хореографии, как Г.А. Без-углая, A.A. Бойко, Е.В. Бочарникова, Е.П. Валукин, С.Д. Давыдова, Г.Н. Прибылов, H.JI. Чернова, Н. Cavalli, и многих других, сформировавших общие представления о специфике хореографического образования, однако недостаточно осветивших такие проблемы, как использование педагогического потенциала труда концертмейстера балета в развитии импровизационных способностей учащихся и полифункциональный подход к данной проблеме.
В научном анализе теории и технологии хореографического искусства автор диссертации опиралась на научные труды A.A. Алферова, JI.JI. Васьковой, А.Д. Жаркова, JI.C. Жарковой, A.A. Жарковой, O.A. Иваты, С.А. Ивановой, Е.О. Кабурнеевой, A.B. Куликовой, B.C. Садовской, Т.В. Христидис, И.С. Яценко.
Позитивно оценивая научные труды психологов, педагогов в разработке пограничных аспектов данной проблемы, необходимо отметить, что еще не было специального диссертационного исследования на тему: «Развитие импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ: полихудожественный подход».
Объектом исследования является процесс развития импровизационных способностей.
Предмет исследования - процесс развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ на основе полихудожественного подхода.
Цель исследования - разработать теорию и технологию развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ и внедрить их в практику.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ будет более эффективным, если
- применить в организации учебных занятий полихудожественный подход, включающий повышение роли и участия концертмейстера балета;
- обеспечить психологический мониторинг развития способностей, включив его в структуру учебных занятий, построенных на принципах полихудожественного подхода к развитию импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ.
В соответствии с гипотезой, формулировками объекта, предмета и
\
цели исследования, в диссертации ставятся следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основания процесса развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ;
- выявить методологическую специфику развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ;
- охарактеризовать влияние педагогической среды на развитие импровизационных способностей учащихся младших классов;
- определить значение методов возрастной и перцептивной психологии в развитии импровизационных способностей учащихся младших классов;
- сформировать педагогическую модель развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ;
- обеспечить процесс совершенствования развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ на основе полихудожественного подхода.
Методологической основой исследования является полихудожественный подход к анализу предмета настоящего исследования.
Полихудожественный подход в системе хореографического образования опирается на педагогические, социально-педагогические и психологические методологические принципы исследования процесса развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ. В настоящей работе применялся принцип синтеза методологических оснований, принцип единства эмпирического и теоретического, принципы историзма, детерминизма, принцип соответствия управляющей и управляемой системы, а также методологические идеи педагогов и психологов-исследователей, изучавших проблемы способностей человека: Д. Векслера, Р. Уайсберга, Г. Айзенка, Л. Термена, Р. Стернберга. Применялись и идеи отечественных ученых, таких, как В.Н. Дружинин, Б.М. Те-плов, М.А. Холодная, Е.А. Сергиенко, Т.Н. Тихомирова, Н.И. Чуприкова, В.Д. Шадриков, В.П. Озеров, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов, Э.А. Голу-бева, З.А. Калмыкова, Е.П. Ильин, Т.И. Артемьева, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, Б.М. Теплов, Л.А. Венгер и др.
Методы исследования включают в себя анализ, синтез, дедуктивные и индуктивные методы логики, методы абстрагирования, моделирования, ресурсные, источниковедческие, терминологические, а также иные методы, традиционно применяющиеся в педагогических и психологических исследованиях. Особое внимание уделялось методам статистической обработки данных, а также обобщения их для нужд исследовательской работы.
Теоретическую основу исследования составили: теории, раскрытые в трудах А. Маслоу, В. Франкла, К. Роджерса, Дж. Келли и др. А также теории отраженные в трудах отечественных исследователей: В.А. Беликова, Ю.А. Конаржевского, Н.В. Немова, В.В. Серикова, П.И. Третьякова, Р.Х Шакурова, Т.И. Шамова, И.С. Якиманской и др.
Особое значение для настоящей работы имеют теория деятельности - А.Н. Леонтьев, М.С. Каган, Н.Ф. Талызина, а также теория полихудоже-
ственного подхода Б.П. Юсова, А.И. Бурова, JI.H. Мун, и их последователей - Т.Б. Донцовой, Т.Г. Пени, Л.Г. Савенковой, Т.И. Суховой, Е.А. Ермолинской и др.
В теоретическую базу диссертации вошли также идеи педагогики художественного образования и эстетического воспитания, раскрытые в авторских концепциях таких ученых, как Э.Б. Абдуллин, Б.В. Асафьев, JI.M. Баженова, С.Т. Шацкий, O.A. Апраксина, JI.B. Горюнова, B.C. Кузин, A.A. Мелик-Пашаев, Н.Л.. Гродзенская, Е.В. Николаев, H.H. Ростовцев и др.
Эмпирическую базу диссертационного исследования составили материалы наблюдений и опытно-экспериментальных работ, проводившихся автором диссертации в период с 2009 по 2013 гг. в Московской государственной академии хореографии, и призванных определить оптимальные методические основания и организационно-педагогические условия развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ.
Экспериментальная база исследования - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московская государственная академия хореографии».
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2009 по 2013 год и включало в себя три этапа.
На первом, установочно-теоретическом этапе (2009 год) осуществлялись: постановка проблемы, целей и задач, сбор материала, теоретическое изучение проблем развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ, реферирование материала, осуществлялось планирование и проведение эксперимента.
На втором этапе (2011 - вторая половина 2013 года) продолжалась экспериментальная работа, составлялся текст основной части диссертации.
Опытно-экспериментальная часть данного исследования проходила в Московской государственной академии хореографии. Были задействованы первые классы училища - класс «а» и класс «в». В эксперименте участвовали четыре группы детей - контрольная и экспериментальная. Контрольная группа №1: 24 участника, пятнадцать девочек и девять мальчиков. Контрольная группа №2: 18 участников, тринадцать девочек и пять мальчиков. Экспериментальная группа №1: 23 участника, пятнадцать девочек и восемь мальчиков. Экспериментальная группа №2: 18 участников, тринадцать девочек и пять мальчиков, возраст участников 10-11 лет.
На третьем этапе (конец 2013 - 2014 годы) осуществлялись анализ, обобщение и систематизация экспериментальных данных, обработка материалов эмпирического исследования, оформление -текста диссертации.
Апробация результатов исследования осуществлялась следующим образом:
- путем публикаци