Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие интеллектуальных способностей детей в татарской народной педагогике

Автореферат по педагогике на тему «Развитие интеллектуальных способностей детей в татарской народной педагогике», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Закирова, Нурия Ришатовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Нижний Новгород
Год защиты
 2015
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Развитие интеллектуальных способностей детей в татарской народной педагогике"

На правах рукописи

Закпрова Нурия Ришатовна

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ТАТАРСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

- 7 ОКТ 2015

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

005562976

Нижний Новгород - 2015

005562976

РАБОТА ВЫПОЛНЕНА В ФГБОУ ВПО «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ __ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ»

Научный руководитель Поддубная Татьяна Николаевна,

доктор педагогических наук, доцент

Официальные оппоненты:

Козлова Антуанетта Георгиевна

доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», профессор кафедры педагогики;

Ннкптип Геннадий Апдреевнч,

кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И Я. Яковлева», доцент кафедры методики преподавания технологии и предпринимательства

Ведущая организация

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Защита состоится 26 октября 2015 г. в 1200 час. на заседании диссертационного совета ДМ 212.162.05 при ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: 603022, г. Нижний Новгород, ул. Тимирязева, 31, ауд. 215.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет».

Автореферат разослан 25 сентября 2015 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук,

доцент

Н.Ф. Комарова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

р«к^^^жгг

под первым пу„„„„ »и™, ,,„ система „бразо,а„„, " X

СТИ народов России, гуманистических традиций их ^ль™ Наз„е^цеЛи и задачи необходимы для формирования «у детей и молодки целоГного Г ропонимания и современного научного мировоззрения, р^виш™™ ме жэтнических отношений» , что крайне необходимо не тольков ГпЗшюм российском Обществе, но и в современном мировом сообществе Поэ оГГи важной задачей педагогической науки на современном этапе развития ^яет я исследование и выявление образовательного „ воспитательГГГотГ™

д"ГеГ ГлГ ТРадЩИЙ' °бЫЧаеВ' СРадСТВ -РОДНОЙ Гда^о^ д" дальнейшего внедрения их гуманистических достижений в учебно

воспитательный процесс образовательных учреждений У

В ст. 17 «Права, обязанности и ответственность родителей (иных законных це'ссГп'и?:™™ И М°ЛОДеЖ11) ПРИ 0СУ™™ воспитательно пРТ

ветгаенность»^оп^ьнВОСП^ТаТеЛЬНДГ° ИХ ПРава> «данности и от-

ветственность» Модельного Закона «О воспитании детей и молодежи» ппиня

том на тридцать втором пленарном заседании Мсжнарлал еГ коП самГей

государств - участников СНГ (постановление №32-5 от 14 м^ 2009 гТгово

рнтся, что «родители (иные законные представители детей имолодежи ™

осуществлении воспитательного процесса обязаны молодежи) при

• создать условия, необходимые для полноценного развития ребенка-

• заложить основы физического, нравственного, интеллектуального газ-вития личности начиная с раннего детского возраста- Р

• уважать достоинство всех участников воспитательного процесса»4

ет °бра30ВаНИИ В Российской Федерации» свидетельству-

ет, что дисциплины, изучаемые учащимися на всех ступенях обучения должны быть направлены на тггеллапуальное развитие детей, что необходимо'Xих социализации, конкурентоспособности и самореализации

Следует отметить, что время наивысшего продуктивного интеллектч'ально-

шК ,и1ыГпеТ1Г1ТИТИ^РСбСПКа ПРИХОДИТСЯ На ^школьный и ^ший школьный периоды. Каждый человек обладает значительным творческим по-

Там же.

3 Там же.

тенциалом, но люди отличаются друг от друга тем, насколько у них развиты интеллектуальные способности. Интеллектуальные способности считаются умением, которого следует постоянно развивать, особенно в юном возрасте. Интеллектуальное развитие представляет собой сложный личностно внутренний процесс, в ходе которого расширяются и углубляются такие отличительные особенности интеллектуальной системы, как объем рабочей памяти, способность к прогнозированию, бескорыстной помощи, орудийной деятельности, логике, многоуровневая иерархия системного отбора ценной информации, сознание и память; такие основные качества интеллекта, как любопытство; глубина, гибкость и подвижность ума; логичность, доказательность, критичность, широта мышления; а также социальный интеллект. Развитие интеллектуальных способностей важно на каждом этапе развития ребенка.

В психологии интеллект интерпретируется как способность к познанию и эффективному решению проблем, особенно при решении новых жизненно необходимых задач. В психолого-педагогической и философской литературе имеется много принципиально отличающихся друг от друга объяснений интеллекта.

Одной из главных целей современной школы является подготовка подрастающего поколения к конкурентоспособной жизни в современном обществе, что во многом зависит от качества учебно-воспитательного процесса, направленного на передачу учащимся накопленного социально-культурного опыта многих поколений. К сожалению, овладение детей и подростков опытом и знаниями народной педагогики в современных учебных заведениях специально не организовано, происходит отрывочно, ситуативно, наполовину, поэтому выпускники школ не имеют представления об образовательных и воспитательных традициях своего народа.

Среди основных задач, стоящих перед образовательными учреждениями, на наш взгляд, самой важной должно стать развитие интеллектуальных способностей детей и молодежи. Это не только умственное воспитание, а намного шире и глубже. Поэтому мы сочли необходимым исследование проблемы возможностей развития интеллектуальных способностей детей средствами татарской народной педагогики.

Интеллектуальные способности тесно связаны и с умственным развитием ребенка. Латинское слово ¡ШеИеаиз (познание, понимание, рассудок) в переводе означает способность к мышлению, рациональному познанию. Перевод древнегреческого понятия нус («ум») на латинский тождественен ему по смыслу, и в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова интеллект объясняется как ум, мыслительная способность, умственное начало у человека5.

Таким образом, актуальность исследования вызвана обострением противоречия между объективной необходимостью исследования развития интеллектуальных способностей детей в татарской народной педагогике и недостаточной разработанностью теории рассматриваемой проблемы в ее сущностном, си-

Ожегов С.И., Швелова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. - М.: Азбуковник 1999 - 994 с

4

стемном и концептуальном аспектах. Это противоречие детерминировано несоответствием между:

- государственным заказом на подготовку интеллектуально развитых личностей, повышенными требованиями общества, предъявляемыми к системе обучения и воспитания, и недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы развития интеллектуальных способностей детей в средствах народной педагогики;

- потребностями в теоретическом обосновании, научно-методическом сопровождении содержания обучения и воспитания на этнопедагогических традициях и наличием пробелов в целостной системе исследования истории образования и педагогической мысли, а также народной педагогики в связи с недостаточной изученностью проблемы развития интеллектуальных способностей детей;

- необходимостью кардинальных изменений установки на качественно новые направления, формы, методы и средства обучения и воспитания молодого поколения с учетом исторического опыта и отсутствием исследований проблемы развития интеллектуальных способностей детей в народной педагогике.

Указанные противоречия на теоретико-методологическом уровне выражаются в форме научной проблемы: каковы особенности развития отличительных особенностей, основных качеств, содержания социального интеллекта детей в татарской народной педагогике?

Актуальность, недостаточная разработанность данной проблемы в педагогической науке, выявленные противоречия послужили основой для определения темы исследования: «Развитие интеллектуальных способностей детей в татарской пародной педагогике».

Цель исследования: раскрытие научно-теоретических основ, содержания, основных отличительных особенностей и качеств интеллекта детей в татарской народной педагогике.

Объект исследования: народная педагогика.

Предмет исследования: потенциал развития интеллектуальных способностей детей в татарской народной педагогике.

В соответствии с предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Выявить и обосновать отличительные особенности интеллектуальной системы детей в татарской народной педагогике.

2. Раскрыть и охарактеризовать содержание основных качеств интеллекта детей в татарской народной педагогике.

3. Определить содержание развития социального интеллекта детей в татарской народной педагогике.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: прежде всего исторический, позволяющий проследить систему развития педагогической мысли о развитии интеллектуальных способностей личности в научной педагогике и этнопедагогике; теоретический анализ и синтез материалов народной педагогики; индуктивные и дедуктивные методы; изучение литерату-

ры (трудов классиков по вопросам исторического развития общества, обще-ствознаиия, человековедения в целом и педагогики в частности, общих и специальных работ по философии, психологии и этнопедагогике); экспертная оценка и др.

Методологическую осиову исследования составляют системный подход, ориентированный на целостность изучения проблемы и выделение интегратив-ных инвариантных связей и отношений; личностный подход, направленный на личность как цель, субъект, результат развития, требующий уважения ее уникальности, интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение; антропологический подход, означающий системное использование данных всех наук о человеке как предмете обучения, воспитания и развития; аксиологический подход, раскрывающий ценностные ориентиры народной педагогики в развитии личности; этнопедагогический подход, предполагающий единство интернационального, национального и индивидуального; исторический подход, предполагающий преемственность педагогических мыслей и практик обучения, воспитания и развития прошлого и современного; парадигмальный подход, раскрывающий сущность рассматриваемой проблемы во всех его плоскостях и проявлениях.

Теоретической базой исследования явились теории философских основ обучения и развития личности (JI.A. Волович, Ю.А. Лебедев, Э.А. Тайсина, Л.В. Филиппова); личностно-деятельностного развития (A.B. Запорожец, А.Н. Леонтьев, И.В. Павлов, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов, Н.Е. Щуркова); воспитательных систем (Г.С. Голошумова, В.А. Караковский, Н.М. Конжиев, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Е.И Тихомирова, Т.В. Цырлина); дидактические концепции формирования личности (В.И. Андреев, Г.В. Ахмет-жанова, Н.М. Борытко, Г.Д. Бухарова, Д.В. Вилькеев, A.A. Кирсанов, В.П. Ковалёв, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, И.В. Непрокина, Н.Я. Сайгушев, М.Н. Скаткин); формирования гуманистического мировоззрения (В.И. Баймурзина, А.Г. Козлова, Л.А. Шестакова); концептуальные идеи историко-педагогических исследований (А.Н. Джуринский, П.П. Козлова, Г.Б. Корнетов, Д.И. Латышина, Р.Ш. Маликов, А.Г. Мухаметшин, Е.Г. Осовский, А.И. Пискунов, В.Г. Пряни-кова, З.И. Равкин, Я.И. Ханбиков).

В освещении проблемы использовались также теории этнопедагогических основ развития, обучения и воспитания личности (Х.Х. Баймурзин, Х.Х.-М. Батчаева, З.Х. Боташева, Г.Н. Волков, Ш.Ш. Залялиев, Г.В. Палаткина, Ю.В. Филиппов, М.Г. Харитонов, И.А. Чуриков, Р.Х. Шаймарданов).

Источниковедческой базой исследования послужили законы и постановления государства и правительства в области образования, воспитания и развития личности, программно-методические и нормативные документы, материалы устного народного творчества, в частности сказки, пословицы и поговорки, байты, песни и прибаутки, колыбельные, загадки, народные приметы, а также публикации педагогической и общественной периодики.

Организация и этапы исследования.

Первый этап (2007-2009 гг.) включал изучение по теме исследования пси-

холого-педагогической, философской, исторической литературы, народной педагогике и этнопедагогике, а также материалов фольклора; определение темы исследования, ее актуальности, научной новизны и практической значимости, определение основных задач, объекта, предмета и базу исследования.

Второй этап (2010-2013 гг.) состоял в непосредственном изучении и анализе материалов устного народного творчества на наличие потенциала развития интеллектуальных способностей детей; апробации полученных результатов на конференциях различного уровня, при чтении лекций и проведении семинарских занятий; публикации материалов в сборниках научно-практических конференций, а также научных журналах.

Третий этап (2014-2015 гг.) связан с систематизацией и оформлением результатов исследования в виде диссертации.

Научная повизпа исследования заключается в следующем:

1. Выявлены и обоснованы отличительные особенности интеллектуальной системы детей в татарской народной педагогике.

2. Раскрыто содержание и дана характеристика основных качеств интеллекта детей в татарской народной педагогике.

3. Определены составляющие компоненты развития социального интеллекта детей в татарской народной педагогике.

Теоретическое значепне исследования заключаются в том, что внесен существенный вклад в исследование проблемы развития интеллектуальных способностей детей; расширены горизонты представления о развитии интеллектуальных способностей детей, о его содержании, основных направлениях и методах; реализован парадигмальный подход к раскрытию проблемы развития интеллектуальных способностей детей на примере развития ее в татарской народной педагогике; обозначены перспективы дальнейшего исследования проблемы развития интеллектуальных способностей личности в рамках этнопе-дагогического представления.

Практическая значимость исследования состоит в том, что качественно обогащено содержание курсов «Этнопедагогика», «Теоретическая педагогика», «Практическая педагогика», «История образования и педагогической мысли», спецкурса «История образования и педагогической мысли татар» материалом, ныне не используемым в учебно-воспитательном процессе; материалы исследования дают возможность разработать содержание нового спецкурса. Результаты исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ, средних и высших профессиональных учебных заведений, на курсах повышения квалификации работников образования, а также в организации воспитания подрастающего поколения на гуманистических народных традициях.

Апробация н внедрение результатов исследования. Результаты исследования получили отражение в научных статьях и докладах. Важнейшие результаты исследования докладывались и получили одобрение на международных, всероссийских, региональных и межвузовских научно-практических конференциях, проведенных в гг. Санкт-Петербург-Самара (2011), Екатеринбург

(2010, 2014), Астрахань (2009), Казань (2011-2014), Набережные Челны (2007, 2011), а также опубликованы в научных журналах «Фундаментальные исследования» (2014), «В мире научных открытий. Гуманитарные и общественные науки» (2015), «Современные исследования социальных проблем» (2015), «Педагогический вестник НГПИ» (2009), в межвузовском сборнике научных трудов (Нижний Новгород, 2011). Внедрение результатов исследования осуществлялось соискателем в процессе педагогической деятельности в качестве ассистента и старшего преподавателя Набережночелнинского института социально-педагогических технологий и ресурсов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются использованием адекватных цели, задачам и логике исследования комплексного научно-исследовательского инструментария, целостным и системным подходом к исследованию проблемы, опорой на теоретические положения философских, обществоведческих, историко-педагогических исследований, целенаправленным анализом учебно-воспитательного процесса общеобразовательных, профессиональных средних и высших учебных заведений, собственным анализом средств народной педагогики и примерами из устного народного творчества, научной и практической апробацией автором основных идей и полученных результатов в практике преподавания и организации учебно-воспитательного процесса, использованием их в научных трудах.

Положения, выносимые па защиту:

1. Отличительные особенности интеллектуальной системы детей в татарской народной педагогике, среди которых память (постоянность приобретенных знаний; умение применять полученные знания на практике; бесполезность не применяемых на практике знаний, подобно мертвецу, облаку без дождя; знание без умения применять на практике, подобно клюву у человека, сводится к нулюобъем рабочей памяти (умственные возможности у каждого разные; каждый рассуждает по-своему; головы сильно отличаются друг от друга; ум любит взвешивания; первичность практики в получении знаний; интеллект развивается, лишь вкладывая большой труд; объем вложенного труда прямо пропорционально интеллектуальному развитию); способность к прогнозированию (умный способен на дальновидность, в результате чего может прогнозировать свои действия, запланировать их, предвидеть результат; сохраняет жизнь и здоровье: способность развита очень сильно или отсутствует вовсе; способности учат с колыбели; необходимость заботы о престарелых родителях; мальчику прогнозировали службу в армии, девочке - хорошего жениха), способность к бескорыстной помощи (следует забыть о своем добром поступке, не следует ждать ответных действий; сделать доброе дело и бросить в воду; держаться подальше от своих добрых дел, не показывать людям, не хвастаться ими, если видеть добрые поступки других, то не замечать их; требует скромности; добро рождает добро; народ отвергает и предостерегает от людей, которые ищут выгоду от любого дела; доброта возвращается иногда злом; доброта забывается, зло - нет; добро может быть перечеркнуто одним проступком; доброта стабильна; доброту следует увеличить в пятикратном 8

размере; делать доброе дело - себе же польза; добро вернется по-разному, зло обернется камнем; доброе дело останется на земле даже после кончины) способность к орудийной деятельности (знание - невидимое орудие; голова - орудие^ неважно какое орудие труда, важен результат; интеллект как орудие; любой инструмент как орудие; правильный выбор орудия деятельности - показатель качества интеллектуального развития; к орудию следует добавить интеллект; орудием служит любое животное; неправшьный выбор орудия вредит себе же), способность к логике (требование последовательности и порядка действий; дело следует начать правильно, по плану, чтобы дойти до логического завершения; делать по логике - добиться успеха, без логики - завалить дело; смена дня и ночи - результат логики), сознание (действовать согласно своей голове; труд - показатель сознания; сначала продумать, прежде чем делать; сознательный труд результативен; неосознанный труд бесконечен; дело из-под палки безрезультативно; действовать обдуманно, взвешенно, по плану; подумать, прежде чем начать; рука делает, голова отвечает; у животных есть мозг, но нет сознания; не подражать другим бессознательно; положительный пример полезен, если сделать осознанно; важен осознанный выбор).

2. Содержание основных качеств интеллекта детей в татарской народной педагогике, куда относятся любопытство (ум-разум следует искать в голове; мысль в результате вложения определенных усилий легко реализуется и материализуется; стихийность, чувства, минутные увлечения приводят к беде; познавательный процесс бесконечен; качество ума определяется действиями), глубина ума (отличается индивидуальностью, хваткостью, проворностью, шустростью, сметливостью, резкостью, пронзительностью, натянутостью, зрелостью; обдумать предстоящие действия головой; голова, речь, пища - показатели глубины ума; рост - не показатель ума; глубина ума - главный предводитель, вождь), гибкость и подвижность ума (отличаются индивидуальностью; зависят от мозга; тесло связаны с душой: в трезвой голове трезвый ум: подобны золотой короне; ум - золото, мысль - серебро, обернется словом -медь, если фальшивый, то возвратится обратно; ум - Вселенная для просвещенного; независимы от возраста; ум не возобновляется; ум управляет всем; ум - богатство, мысли общие; ум не продается, ветер не уносит, вор не крадет; ум сдерживающий фактор против аччности; ум управляет всем) ума; логичность мышления (умение отличать внешние признаки от внутреннего содержания; кто имеет голову, тот добивается больших результатов; наличие ума способствует поиску верного пути; ум, мысли, память зависимы от времени; ум гарантирует совесть, совесть обеспечивает воспитанность, культуру, стыдливость; ум создал материальные и духовные богатства; ум придает силу; человек отличается от животных умом; ум видит, душа слышит), доказательность мышления (большие выпученные глаза доказательство отсутствия ума; ум не перестанет думать, как и золото не сгниет; ум на базаре не продается; ум подобен мужчине; ум не подчиняется чувствам; ум не нуждается в палке; уму учатся у дурака; ум у каждого на разных местах), критич-

ность мышления (голова своя, мозг чужой; если голова пуста, то головной убор не играет роли; если нет головы, то необходимы длинные ноги; тяжко приходится ногам безмозглого; лучше прикидываться умным; все есть, но в голове лишь мозга нет; маленькая голова стала большой; маленький ум, но свой; ум -поводья человека; мозг тоже должен отдыхать; не учи других, не то без мозгов останешься), широта мышления (нет пользы от широты мира, если обувь узка, нет пользы от высокого роста, если в голове мозга мало; чем расти высоким, лучше расти ум; чем рост с верблюда, лучше ум с пуговицы; у каждого лучше ума ничего нет; ум - Вселенная, мысль -море; добавь к уму ум; одна голова хороша, а две лучше; у каждой головы по уму) мышления.

3. Составляющие компоненты развития социального интеллекта детей в татарской народной педагогике (умение строить правильные, добрые, миролюбивые и дружественные взаимоотношения между разными социальными слоями общества, соседями; заботливое и ответственное отношение к людям; избегать зависти других, и самому не завидовать; материальная и моральная поддержка окружающих, умение делиться с ними; общий труд, помощь друг другу; общая еда; не вредить другим; иметь свое мнение, чем поверить другому; быть патриотом своей Родины; умение строить и сохранить семью, беречь членов семьи; отношение к предметам или домашним животным свидетельствует наличие или отсутствие социального интеллекта; социальная справедливость; умение предотвратить конфликт; умение правильно выбрать друга, чтобы сохранить жизнь и здоровье; умение быть осторожным, предугадывать и дать правильную оценку действиям других и т.д.).

Структура диссертации.

Реализация целевых установок диссертации и ее внутренняя логика определили структуру работы. Она состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, библиографического списка.

Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, определяются его объект, предмет, цель и задачи, отражаются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, характер апробации и внедрения результатов исследования.

В первой главе «Научно-теоретические основы развития интеллектуальных способностей» определены теоретико-методологические основания развития интеллектуальных способностей личности; обосновано законодательно-правовое обеспечение развития интеллектуальных способностей детей в современных условиях, выявлено состояние разработанности проблемы развития интеллектуальных способностей в психолого-педагогической науке.

Во второй главе «Содержание процесса развития интеллектуальных способностей детей в татарской народной педагогике» раскрыты отличительные особенности интеллектуальной системы, основные качества интеллекта и содержание социального интеллекта детей в татарской народной педагогике.

В заключении обобщены и изложены основные теоретические положения и общие выводы проведенного исследования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В области теории интеллектуальных операций Ж. Пиаже ввел в научный оборот термин «операциональная концепция интеллекта». Благодаря содействию с другими умственными операциями, умственные действия переходят во внутренние и становятся обратимыми. Действия, перешедшие из внешней формы во внутреннюю, становятся перестраиваемыми и доступны для обращения. Человек может представить себе переход предмета в новое состояние или в исходную позицию. Ж. Пиаже умственные операции делит на логические, иначе логико-математические, что составляет классификацию и сериацию самостоятельных объектов, и инфралогические, по-другому пространственно-временные, что представляет собой анализ и синтез самих объектов. Доказательством произвести человеком интеллектуальные операции является формирование конструкции инварианта, иначе как сохранения объекта. В зависимости от возраста формируются четыре этапа интеллектуальных операций: 1) от О до 2 лет - сенсомоторный; 2) от 2 до 7 лет - дооперациональное мышление; 3) от 7 до 11 лет - конкретные операции; 4) от 11-12 до 14-15 лет - формальные, или пропозициональные операции.

Интеллектуальные операции вызывают «интеллектуальную персеверацию» (.патин. perseveratio - упорство). Интеллектуальная персеверация - это форма навязчивого воспроизведения одного и того же, иногда неадекватных интеллектуальных операций, которые очень часто приобретают вид серии интеллектуальных действий, типа математический счет, обнаружение общих черт, классификации и др. Все это может обусловлено поражением долей коры лобовой части мозга, обычно левого полушария, после чего теряется контроль над интеллектуальной деятельностью6.

A.M. Новиков в своем пособии «Основания педагогики»7, посвященном для авторов учебников и преподавателей, более подробно останавливается на проблеме развития интеллектуальных способностей детей. Интеллект он отнес к высшим психическим процессам. Рассматривая «культуру», он в это понятие включает и уровень интеллектуального развития как результат деятельности человека. Таким образом, интеллектуальное развитие личности, в частности мышления, памяти, логики и др., является составляющей частью ее культуры.

Убеждение, умение A.M. Новиков непосредственно связывает с интеллектом личности. В развитии личности он выделяет три взаимообусловленные процессы, как мышление, память и внимание.

Общие вопросы развития интеллекта A.M. Новиков связывает с теорией JI.C. Выготского о развитии высших психических функций, которые исходят из социального содержания личности и орудийной, знаковой его деятельности.

Исследование даже маленькой доли этого важного направления педагогиче-

6 Умственное воспитание [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://vslovar.ru/ped/ 1855.html, свободный.

Новиков A.M. Основания педагогики: Пособ. для авторов учеб. и препод, педагогики - М.: Изд-во «ЭГВЕС», 2010. - 208 с.

ской науки — развития интеллектуальных способностей детей средствами народной педагогики - имеет огромное практическое значение. В основу развития интеллектуальных способностей заложено умственное развитие детей, что достаточно четко нашло освещение в психолого-педагогической науке (Ю.К. Бабан-ский, З.И. Калмыкова, И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов и др.).

Развитие интеллектуальных способностей детей как динамическая система при создании благоприятных условий постепенно может приблизиться к общим требованиям, стоящим перед человечеством, а иногда опережать их. Для этого необходимо развивать интеллектуальные способности еще в дошкольном возрасте при помощи специальных средств, которые содержатся в народной педагогике, чтобы затем продолжить совершенствовать их в следующих этапах школьного обучения средствами естественно-математических и общественно-гуманитарных дисциплин.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что проблема развития интеллектуальных способностей в настоящее время весьма актуальна, несмотря на то, что она много исследована. Во многих случаях она разными авторами рассматривается как умственное развитие, которое составляют основу интеллекта, в частности, в психолого-педагогической литературе разработаны теоретико-методические основы интеллектуального развития детей (Ю.К. Бабанский, Г. Нойнер, Т.А. Ильина, В.А. Сухомлинский, A.B. Усова, К.Д. Ушинский и др.), исследованы психологические аспекты интеллектуального развития (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А Н. Леонтьев, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн, A.B. Усова, Д.Б. Эльконин).

Среди целей обучения важное значение имеет развитие ребенка. Поэтому любая форма, методы и средства обучения направлены на развитие детей, в том числе и нетрадиционные средства. В результате развития в организме детей происходят физические и психические изменения, ребенок проходит этап развития в направлении от простого к сложному, от низших к высоким формам. Проблему следует решить с позиции взаимоотношения обучения и развития, а под развитием необходимо иметь в виду развитие интеллектуальных способностей.

Интеллектуальное развитие детей непосредственно связано с обучением, физическим развитием его организма, зависимо от его зрелости. Поэтому соотношение доли обучения и развития остается актуальной методологической проблемой дидактики.

Психологи и педагоги (Л.С. Выготского, A.B. Запорожец, А.П. Усова, H.H. Поддъяков, Л.В. Венгер, И.Я. Лесгафт) разработали принципы, содержание и методы развития интеллектуальных способностей детей, позволяющие существенно повысить развивающий эффект обучения.

Проблема развития интеллектуальных способностей детей в народной педагогике и этнопедагогике исследована некоторыми учеными, например, в аспекте чувашской этнопедагогики проблему раскрыл Г.Н. Волков, в пределах марийской этнопедагогики изучал И.А. Чуриков, в народной педагогике кара-чаев и черкесов раскрыла З.Х. Боташева, в направлении умственного воспитания средствами татарской народной педагогики изучал А.Р. Ибрагимов. Не-12

смотря на то, что некоторыми исследователями проблема развития интеллектуальных способностей детей затронута опосредованно с умственным развитием, или в связи с этим имеет место сопутствующее упоминание, в целом проблема развития интеллектуальных способностей детей в татарской народной педагогике остается нераскрытой, поэтому нуждается в дополнительном специальном исследовании, ибо татарская народная педагогика содержит до сих пор не используемые в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений огромный потенциал по развитию интеллектуальных способностей детей.

Основатель этнопедагогики Г.Н. Волков отметил, что «народная педагогика, несомненно, ставила и задачи умственного развития детей. Сколько детских сказок, загадок, скороговорок в устном народном творчестве! Все они преследовали педагогические цели, одна из которых - умственное развитие детей. Если бы народная система воспитания не проявляла заботу об интеллектуальном развитии подрастающих поколений, то едва ли из народа вышло бы так много гениальных ученых, изобретателей, художников и писателей»8.

В первой главе «Научно-теоретические основы развития интеллектуальных способностей» нами исследованы теоретико-методологические основания развития интеллектуальных способностей личности; проблемы законодательно-правового обеспечения развития интеллектуальных способностей детей в современных условиях; состояние разработанности проблемы развития интеллектуальных способностей в психолого-педагогической науке.

Латинское слово «¡теИеНш» означает познание, понимание, рассудок. Современное понимание интеллекта сводится к способности к мышлению, рациональному познанию окружающего мира. Мышление и познание сильно отличаются от других способностей человека, таких как чувство, воля, интуиция, воображение и т.д.

Нами проанализирован всевозможные варианты определений и дефиниций понятия «интеллект», «интеллектуальное развитие», «развитие интеллектуальных способностей», что дает возможность шире и глубже представить суть понятий.

В схоластическом учении интеллект считался высшей познавательной способностью и противопоставлялся разуму как низшей познавательной способности к элементарной абстракции. По Канту, интеллект означает способность образовать понятия, а разум - образовать метафизические идеи. После Канта эта определение получило распространение у Гегеля в концепциях рассудка (интеллекта) и разума.

Интеллект присущ и высокоразвитым животным типа обезьян. В зоопсихологии это называет «ручным мышлением». Они внезапно находят решение задач, легко их повторяют, переносят на более сложные другие ситуации. Данной проблемой занимается когнитивная этология.

Интеллекту свойственны целеполагание, определение ресурсов и построение стратегии достижения цели.

8 Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений - М ИЦ «Академия», 1999. - 168 с.

Интеллект поддерживается другими способностями, такими как способность к познанию, обучению, логике, систематизации, анализу, классификации, определению применяемости, закономерностей и отличий, нахождению связей, ассоциации.

К отличительным особенностям интеллектуальной системы личности относятся объем рабочей памяти, способность к прогнозированию, бескорыстной помощи, орудийной деятельности, логике; многоуровневая иерархия системного отбора ценной информации; сознание; память, которых мы более подробно исследовали на примере татарской народной педагогики.

К основным качествам интеллекта личности относятся любопытство, глубина ума, гибкость и подвижность ума, логичность мышления, доказательность мышления, критичность мышления, широта мышления, которых мы также рассмотрели боле подробно на примере татарской народной педагогики.

Э. Торндайк ввел понятие «социальный интеллект», который имеет большое значение в жизни личности. Под социальным интеллектом понимается способность определить поведение окружающих, в результате чего человек строит эффективное взаимоотношение между себе подобными, что позволяет ему адаптироваться в окружающей среде и определить длительность межличностных отношений. Г. Оллпорт социальный интеллект определил как способность быстро и автоматически иметь представление о людях и оперативно реагировать на их действия. Д. Гилфорд и Г. Айзенк конструировали модель социального интеллекта.

Понятие «интеллектуальные способности» трактуется с двух точек зрения. По первой, это единый (общий) фактор интеллектуальных способностей (ментальные механизмы интеллектуального поведения, приспособляемость, взаимодействие). По второй, интеллектуальные способности содержат независимые компоненты, среди которых лингвистические (вербальное), логико-математические, пространственные, натуралистические, музыкальные, корпус-но-кинестические, интерперсональные, интраперсональные (интраличностные).

Как показало исследование проблемы, законодательно-правовое обеспечение развития интеллектуальных способностей детей в современных условиях опирается на нижеследующие документы: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», «Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы», Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы», Модельный Закон «О воспитании детей и молодежи», Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего образования и среднего (полного) общего образования, Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, Федеральный Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и др. В них поставлены цели, определены задачи, средства, стратегия и тактика развития интеллектуальных способностей детей. Документы представляют собой обязательные к применению в процессе учебно-воспитательной работы руководство по развитию интеллектуальных способностей детей.

Анализ состояние разработанности проблемы развития интеллектуальных

способностей в психолого-педагогической науке показал, что в них мало обращается внимание на интеллектуальное развитие детей. Современные авторы в основном опираются на имеющиеся до них исследования и разработки проблемы. Интеллектуальное развитие рассматривается в основном в рамках умственного воспитания детей. В них не содержатся рекомендации, не определяется методика, не обозначены средства развития интеллектуальных способностей детей.

Во второй главе «Содержание процесса развития интеллектуальных способностей детей в татарской народной педагогике» нами исследованы развитие отличительных особенностей интеллектуальной системы и основных качеств интеллекта детей, а также содержание развития социального интеллекта в татарской народной педагогике.

К отличительным особенностям интеллектуальной системы относятся объем рабочей памяти, способность к прогнозированию, бескорыстной помощи, орудийной деятельности, логике, многоуровневая иерархия системного отбора ценной информации, сознание и память. Исследование каждой отличительной особенности в отдельности на содержание их в татарской народной педагогике показало, что в жанрах татарского устного народного творчества содержится огромный потенциат для развития параметров отличительных особенностей интеллектуальной системы детей. Что касается памяти, то татарский фольклор содержит множество материала, о запоминании, сохранении и последующем воспроизведении людьми своего опыта. В фольклоре отмечается, что память развивается средством образования, путем сохранения и актуализации связей в мозге. Примеры из татарского фольклора свидетельствуют, что для развития и поддержания памяти необходимо наличие раздражителей чувств, ориентировки, проявление внимания и интереса. Полученные знания актуальны лишь тогда, когда человек может их применять на практике, на что татарская народная мудрость обращает пристальное внимание. В пословице «Знание без практики глупость» («Гамэлсез гыйлем диванапык») знание приравнивается к незнанию, если оно не применяется на практике. Любое знание, полученное человеком, должно быть применено на практике, иначе оно становится бессмысленным. Народная мудрость придумала все больше и больше проникающих пословиц, чтобы описать пустоту неприменимых на практике знаний. Так, в пословице «Знание без практики - мертвое тело» («Гамэлсез гыйлем - жансыз тэн») знание, которое не применяется на практике, уподобляется мертвецом; в пословице «Знание без практики - облако без дождя» («Гамэлсез гыйлем - яцгырсыз болыт») неприменимое на практике знание подобно пустому облаку, от которого все ждут урожайного дождя, но тщетно. И наконец, в пословице «В знании без практики нет пользы» («Гамэлсез гыйлемдэ файда юк») прямым текстом говорится о бесполезности пустых знаний, которых человек не может применить на практике.

Объем рабочей памяти в средствах татарской народной педагогики характеризуется количественными показателями сохраняющегося в памяти или воспроизведенного материала, дается индивидуальная характеристика памяти. Объем рабочей памяти в народной педагогике измеряется также объемом трудовых умений. В пословице «Не зная труда, не получишь знания» («Зш бел-

мичэ, акыл белмэсссч») с одной стороны указывается на первичность практики в получении знаний, с другой - отмечает, что интеллект можно развивать лишь вкладывая большой труд. Объем вложенного труда прямо пропорционально полученному личностью знаний, следовательно, и интеллектуальному развитию, т.к. лишь примененные на практике знания являются показателем объема рабочей памяти как отличительной особенности интеллектуальной системы

В средствах татарской народной педагогики содержится большой материал на необходимость предвидения, т.е. на высший уровень понимания происходящих процессов в обществе, на способность к прогнозированию предстоящих событий или явлений, анализа отобранных и проверенных данных. В пословице «Дальновидность ума придает сердце силу» («Акылныц алдан куруе йарэккэ куэт бирэ») способность к прогнозированию связана с умом человека, по-другому умный человек способен на дальновидность. Человек, способный к прогнозированию предугадать предстоящие события, может скорректировать свои действия составить заранее план, предвидеть результат действия и т.д. Сказанное в пословице «придаст сердце силу» означает, что прогнозы человека позволят действовать смело, решительно, уверенно, которые и составляют «силу сердца».

Самый большой материал в средствах татарской народной педагогики содержится на способность к бескорыстной помощи, что является составной частью интеллектуальных способностей. Практически татарская народная педагогика пропагандирует и призывает людей к бескорыстной помощи и воспитывает это качество в своих детях. Ярким примером, призывающим к бескорыстной помощи, широко известным является татарская народная пословица «Соверши доброе дело и брось в море: узнает рыба, если не узнает рыба, то узнает народ» («Изгелек ит тэ дицгезгэ сал: балык белер, балык белмэсэ халык белер») Вариантом является пословица «Соверши добро, кинь в море: не узнает рыба то узнает народ» («Яхшылык кыл, дэрьяга сал: балык белмэсо, халык белер») Пословица учит тому, что следует забыть о своем добром поступке, и не следует ждать от своего поступка каких-либо ответных действий, благодарности или наград. В то же время народ намекает, что твое доброе дело не останется бесследным, о чем узнает хоть кто-нибудь.

В татарской народной педагогике в орудийной деятельности в основном используется знание личности. Что касается логики мышления, то фольклор содержит множество примеров на логичность действий, логических силлогизмов Наличие сознания также является актуальной в татарской народной педагогике В татарской пословице «Знание запрягает телегу без коня, готовит еду без дров» («Гыилем атсыз арба ядастерэ, утынсыз аш пешерэ») речь идет о применении знания как орудия труда, с помощью чего человек, практически, может сделать все, даже невозможное. Использование знания и практики как орудия труда свойственно лишь человеку. Вопреки пословице, запрягать телегу без коня и сварить еду без огня никак невозможно, но народная мудрость для доказательства преимущества знания человека и его практической возможности придумала такое неопровержимое сравнение.

К основным качествам интеллекта относятся любопытство- глубина гиб-

кость и подвижность ума; логичность, доказательность, критичность, широта мышления. Каждое из качеств мы исследовали на содержание их в татарской народной педагогике.

В татарской народной педагогике любопытство отражается в желании человека всесторонне распознать предметы и явления в их связях с другими подобными. Во множестве примеров любопытство проявляется в активной познавательной деятельности человека.

Глубина ума в татарской народной педагогике связано со способностью человека отделять главное от второстепенного предмета и явлений, необходимые качества и характеристики от случайных, в чем проявляется интеллект.

Показателем гибкости и подвижности ума человека в татарской народной педагогике является способность широко использовать имеющийся свой опыт, быстро изучить предметы и явления, определить их связи и отношения с другими предметами и явлениями, мыслить не по шаблону, а индивидуально и оригинально.

Логичность мышления в татарской народной педагогике учит соблюдать строгую последовательность в рассуждениях, учитывая все существенные характеристики и взаимосвязи предметов и явлений. В татарских пословицах и поговорках встречаются множество логических силлогизмов. Самым актуальным во все времена и важнейшим силлогизмом следует считать пословицу «Не усвоив алиф, на «би» не переходи» («блифне танымыйча, «би»гэ кучмэ»), Алиф, би -это первые две буквы арабского алфавита, которым пользовался татарский народ. В пословице речь не идет об изучении алфавита, а имеется в виду делать дела последовательно, поэтапно, доводив начатое до конца, что будет логично.

Доказательность мышления в татарской народной педагогике проявляется в способности человека использовать в необходимых ситуациях фактов и закономерностей, доказывающих верность мыслей и заключения.

Обучая критичности мышления, татарская народная педагогика рекомендует строго оценивать свои мысли, чтобы избегать неправильных выводов и принять правильное решение, рекомендует отказаться от предпринятых дел, чтобы не было противоречий с поставленными задачами.

Что касается широты мышления, то примеры татарской народный педагогики свидетельствуют, что необходимо разносторонне рассмотреть предмет и явления мыслительной деятельности, учитывая поставленные задачи и возможные варианты ее реализации.

Социальный интеллект подразумевает способность правильно понимать поведение людей, дает возможность эффективно взаимодействовать на межличностном уровне и способствует адаптации личности в социуме. Социальный интеллект в татарской народной педагогике отражается во взаимоотношениях между разными людьми и социальными слоями общества. Примеры татарского устного народного творчества учат подрастающее поколение правильно строить отношения с различными людьми, правильно ориентироваться в социуме, найти свое место в жизни, например, пословица «Будешь строить дом, сначала выбирай соседа» («Йорт салсац, алдан куршецне сайлап ал») учит правильно строить взаимоотношения с будущими соседями, чтобы обеспечить себе каче-

ство жизни. Средства народной педагогики о Родине, соседях, знакомых, друзьях и врагах и др. свидетельствуют о необходимости наличия у человека развитого социального интеллекта, чтобы не портить отношения с ними, найти общий язык, жить в добрососедстве.

Развитие социального интеллекта средствами татарской народной педагогики требует избавиться от многих пороков, таких как зависть, кичливость, жадность, алчность и т.д., и, наоборот, развивать такие положительные человеческие качества, как доброта, широта души, щедрость, стремление прийти на помощь в нужный момент и т.д.

Заключение.

1. Понятия «интеллект», «интеллектуальное развитие», «развитие интеллектуальных способностей» имеет множество определений и дефиниций, отдавать предпочтение одному из них невозможно в связи с тем, что многие из них частично повторяют друг друга. Тем не менее, мы сочли необходимым опираться на философские и психолого-педагогические определения. Таким образом, теоретико-методологическими основаниями развития интеллектуальных способностей личности стали философские, психологические, педагогические, социологические, медико-биологические, физиологические учения отечественных и зарубежные ученых.

2. Законодательно-правовая поддержка развития интеллектуальных способностей детей в современных условиях реализуется в государственных и Правительственных документах, постановлениях, Федеральных законах, программах развития, Федеральных государственных образовательных стандартах, образовательных программах, гарантиях прав ребенка. Перечисленные виды документов определяют цели и задачи, средства, стратегию и тактику развития интеллектуальных способностей детей. Руководящие документы по развитию интеллектуальных способностей детей способствуют направлению деятельность обучающих и воспитателей в правильное русло.

3. Разработанность проблемы развития интеллектуальных способностей детей в педагогической литературе неудовлетворительное, по сравнению с психологической. В педагогической литературе отсутствуют разделы и параграфы, посвященные интеллектуальному развитию детей. Интеллектуальное воспитание рассматривается лишь в рамках умственного воспитания, и то в недостаточном объеме. Психологическая литература выборочно освещает проблему интеллекта, но, практически, нет литературы, которая бы освящала все проблемы интеллектуального развития детей. Народная педагогика в них не упоминается как потенциал развития интеллектуальных способностей подрастающего поколения.

4. Татарская народная педагогика содержит богатый материал для развития отличительных особенностей интеллектуальной системы детей. Нами исследованы такие составляющие компоненты отличительных особенностей интеллектуальной системы, как объем рабочей памяти, способность к прогнозированию, бескорыстной помощи, орудийной деятельности, логике, многоуровневая иерархия системного отбора ценной информации, сознание и память. Исследование каждого компонента на содержание их в татарской народной педагогике выявило, что они пред-18

ставляют собой офомный потенциал для развития отличительных особенностей интеллектуальной системы детей до сих пор не используемый в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений.

5. В рамках развития основных качеств интеллекта детей в татарской народной педагогике нами исследованы такие качества, как любопытство; глубина, гибкость и подвижность ума; логичность, доказательность, критичность, широта мышления. Татарская народная педагогика содержит богатый материал для развития каждого составляющего компонента основных качеств интеллекта, ныне не используемого в образовательно-воспитательном процессе общеобразовательных, средних и высших профессиональных учебных заведений.

6. Татарская народная педагогика также содержит большой потенциал для развития социального интеллекта детей. В средствах татарской народной педагогики широко освящаются, как люди строят между собой отношения; как необходимо действовать, чтобы определить и дать оценку действиям других людей, как не ошибиться в действиях в социуме. Отраженное в татарской народной педагогике умение быстро оценить ситуацию и действия собеседника и найти правильное решение является примером для детей и подростков строить правильные взаимоотношения между разными социальными слоями населения во избежание конфликта и мирного сосуществования, что очень важно в современном обществе. Использование примеров социального интеллекта из средств татарской народной педагогики будет способствовать социализации подрастающего поколения.

7. При подготовке и повышении квалификации педагогических кадров в дальнейшем необходимо рекомендовать использовать средства народной педагогики в целях развития интеллектуальных способностей детей. Государственные стандарты, учебные программы и планы подготовки педагогических кадров необходимо совершенствовать в направлении изучения воспитательного потен-циага народной педагогики, особенно в части развития интеллектуальных способностей детей. Педагог обязан знать воспитательный потенциал, уметь практически применять в воспитательных целях средства развития интеллектуальных способностей детей, содержащееся в народной педагогике, что приведет к более широкому и глубокому развитию интеллектуальных возможностей личности ребенка.

8. Проблема развития интеллектуальных способностей детей в татарской народной педагогике занимает большое место, но, к сожалению, она теоретически исследована крайне мало, и поэтому, практически, не используется в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений. В дальнейших исследованиях необходимо экспериментально доказать эффективность использования средств народной педагогики в развитии интеллектуальных способностей детей, и результаты теоретических исследований внедрить в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных, средних и высших профессиональных учебных заведений.

Основное содержание и результаты исследования отражены в следующих публикациях автора:

Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных ВАК

1. Закирова, Н. Р. Содержательное наполнение интеллектуальных способностей и здорового образа жизни в пословицах и поговорках (на материале татарской народной педагогики) [Текст] / Н. Р. Закирова, Р. Ш. Маликов, Р. Р. Га-лиев // Фундаментальные исследования. - М.: ИД «Академия естествознания», 20,14. - № 12. - Ч. 6. - С. 1303-1309 (неразделенное соавторство).

2. Закирова, Н. Р. Основные качества интеллекта и здоровый образ жизни в татарской народной педагогике [Текст] / Н. Р. Закирова, Р. Ш. Маликов, Р. Р. Галиев // В мире научных открытий. Гуманитарные и общественные науки. -Красноярск, 2015.-№ 1.1 (61).-С. 598-610 (неразделенноесоавторство).

3. Закирова, Н. Р. Развитие социального интеллекта и здорового образа жизни в татарской народной педагогике [Электронный ресурс] / Н. Р. Закирова, Р. Ш. Маликов, Р. Р. Галиев // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2015. - № 4 // Режим доступа: http://journal-s.org/index.php/index.php/sisp/artiecle/view/6115, свободный (0,5 п.л.) (неразделенное соавторство).

Статьи

4. Салахова, Н. Р. Теоретическое обоснование проблемы стимулирования мотивации познавательного интереса учащихся в условиях профильного образования [Текст] / Н. Р. Салахова, Н. Ш. Чинкина // Самосовершенствование, самореализация личности: психолого-педагогические аспекты. Сборник статей и тезисов IV Междунар. науч.-прак. конф. (Набережные Челны, 24 мая 2007 г.). -Набережные Челны: НГПИ, 2007. - С. 137-139 (неразделенное соавторство).

5. Салахова, Н. Р. Педагогическая оценка стимулов и барьеров в развитии познавательного интереса учащихся в условиях профильной системы образования [Текст] / Н. Р. Салахова // Педагогический вестник НГПИ. - Набережные Челны: Изд-во НГПИ, 2009. - № 15. - С. 86-91.

6. Салахова, Н. Р. ИКТ в образовании: электронный учебник по математике для гуманитариев [Текст] / Н. Р. Салахова, А. X. Хусаинова // Электронная культура. Информационные технологии будущего и современное электронное обучение Modem IT & (Е-) Learning. Материалы Междунар. науч. конф. (г. Астрахань, 6-8 окт. 2009 г.). - Астрахань: ООО «Типография НОВА», 2009. -С. 216-220 (неразделенное соавторство).

7. Салахова, Н. Р. Опыт использования информационных технологий в процессе, обучения студентов гуманитариев [Текст] / Н. Р. Салахова, А. X. Хусаинова // Электронная культура. Информационные технологии будущего и современное электронное обучение Modem IT & (Е-) Learning. Материалы Междунар. науч. конф. (г. Астрахань, 6-8 окт. 2009 г.). - Астрахань: ООО «Типография НОВА», 2009. - С. 220-222 (неразделенное соавторство).

8. Салахова, Н. Р. Математическое содержание татарской этнопедагогики и

использование ее во внеурочной работе с младшими школьниками [Текст] / Н Р. Салахова // Менеджмент качества образования в условиях обновляющейся России : Сб. науч. статей и науч.-метод. материалов / Под ред. Г. С. Голошумо-вой. - Екатеринбург: ООО «УИПЦ», 2010. - Вып. 4. - С. 196-199.

9. Салахова, Н. Р. Применение новых информационных технологий в образовании [Текст] / Н. Р. Салахова, О. В. Чибакова // Современное образование: содержание, формы и результаты. Материалы Внутривуз. конф. препод. ГОУ ВПО «НГПИ». - Набережные Челны: Изд-во ГОУ ВПО «НГПИ» 2011 - С 107-110.

10. Салахова, Н. Р. Потенциал этнопедагогики в развитии математических способностей младших школьников [Текст] / Н. Р. Салахова // Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста: Межвуз. сб. науч трудов с междунар. участием. Вып. 13. / Под ред. М. А. Викулиной - Нижний Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2011. -С. 135-137.

11. Салахова, Н. Р. Татарская этнопедагогика как средство развития математических представлений младших школьников [Текст] / Н. Р. Салахова // Социально-гуманитарные технологии личностного развития: Материалы Всеросс. науч.-прак. конф. с междунар. участием / Под ред. Е. И. Тихомировой - СПб -Самара: ООО «Изд-во Ас Гард», 2011. - С. 531-533.

12. Салахова, Н. Р. Содержание математических способностей в татарской этнопедагогике [Текст] / Н. Р. Салахова // Актуальные проблемы изучения истории образования и педагогической мысли татар: материалы межрегион, конф., посвящ. 120-летию В. М. Горохова / Под ред. Ф. М. Султанова. - Казань: Ин-т ист. им. Ш. Марджани АН РТ, 2011. - С. 202-204.

13. Салахова, Н. Р. Дефиниции понятия «математические представления» применительно к младшим школьникам [Текст] / Н. Р. Салахова // Педагогическое образование: история, современность, перспективы. Материалы I Междунар. науч.-прак. конф., посвящ. 135-летию Казанского педагогического колледжа (Казань, 30 марта 2012 г.) / Сост. и науч. ред. Р.Ш. Маликов. - Казань: Центр инновационных технологий, 2012. - С. 439-441.

14. Закирова, Н. Р. Развитие математических способностей школьников средствами этнопедагогики [Текст] / Н. Р. Закирова // Педагогическое образование: история, современность, перспективы. Материалы II Междунар. науч.-прак. конф. (Казань, 28 дек. 2012 г.) / Сост. и науч. ред. Р.Ш. Маликов - Казань: Отечество, 2012. - С. 175-176.

15. Салахова, Н. Р. Этнопедагогика как средство развития математических способностей младших школьников [Текст] / Н. Р. Салахова // Образование: история, современность, перспективы. Материалы и статьи III Междунар. науч.-прак. конф. (Казань, 29 марта 2013 г.) / Сост. и науч. ред. Р.Ш. Маликов. - Казань: Отечество, 2013. - С. 149-150.

16. Салахова, Н. Р. Развитие способностей в бескорыстной помощи как составляющая интеллектуальных способностей в татарской народной педагогике [Текст] / Н. Р. Салахова // Поликультурное образовательное пространство Поволжья : пути и формы интеграции. Сб. науч. трудов Междунар. науч.-прак.

конф. (Казань, 1 нояб. 2013 г.) / Под ред. Г. Ж. Фахрутдиновой, Е. Г. Соловьевой. -Казань: Отечество, 2013. - С. 239-241.

17. Закирова, Н. Р. Мысли о бескорыстной помощи в татарской народной педагогике как содержание интеллектуальных способностей личности [Текст] / Н. Р. Закирова // Наука, образование и спорт : история, современность, перспективы. Материалы и статьи V Междунар. науч.-прак. конф., посвящ. XXVII Всемирной 2013 г. летней Универсиаде в Казани (Казань, 27 дек. 2013 г.) / Сост. и науч. ред. Р. Ш. Маликов. - Казань : Отечество, 2013. - С. 16-17.

18. Закирова, Н. Р. Развитие интеллектуальных способностей личности на этнокультурном материале [Текст] / Н. Р. Закирова // Наука и бизнес: условия взаимодействия и развития. Материалы Междунар. науч.-прак. конф., посвящ 15-летию филиала УГЭУ в г. Нижнем Тагиле (Нижний Тагил, 21-22 нояб. 2013 г.). В 2-х ч. / Ответств. за вып. Г. С. Голошумова. - Екатеринбург ■ Изд-во УГЭУ, 2014,-Ч. 1,-С. 128-130.

19. Закирова, Н. Р. Теоретико-методологические основания развития интеллектуальных способностей личности в татарской народной педагогике [Текст] / Н. Р. Закирова // Наука и образование: история, современность, перспективы. Материалы и статьи VI Междунар. науч.-прак. конф., посвящ.'году математики в Татарстане (Казань, 28 марта 2014 г.) / Сост. и науч. ред. Р. Ш Маликов. - Казань : Отечество. 2014. - С. 38-40.

20. Закирова, Н. Р. Развитие основных качеств интеллекта детей в татарских пословицах [Текст] / Н. Р. Закирова // Наука и образование: история, современность, перспективы. Материалы и статьи VI Междунар. науч.-прак. конф., посвящ. Году математики в Татарстане (Казань, 28 марта 2014 г.) / Сост. и науч. ред: Р. Ш. Маликов. - Казань : Отечество, 2014. - С. 44-46.

21. Закирова, Н. Р. Развитие любопытства, глубины, гибкости и подвижности ума как основных качеств интеллекта в народных пословицах и поговорках [Текст] / Н. Р. Закирова // Наука и образование: история, современность, перспективы. Материалы и статьи VII Междунар. науч.-прак. конф.. посвящ' 210-летию Казан, ун-та (Казань, 26 дек. 2014 г.) / Сост. и науч. ред. Р.' Ш Маликов - Казань : Отечество, 2014. - С. 16-17.

22. Закирова, Н. Р. Логичность и доказательность мышления как основные качества интеллекта в народной педагогике [Текст] / Н. Р. Закирова // Наука и образование: история, современность, перспективы. Материалы и статьи VII Междунар. науч.-прак. конф., посвящ. 210-летию Казан, ун-та (Казань, 26 дек. 2014 г.) / Сост. и науч. ред. Р. Щ. Маликов. - Казань : Отечество, 2014. - С. 17-18.