автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие профессионального творчества студентов средствами русской иконописи XIV-XV веков на занятиях живописи
- Автор научной работы
- Кукенков, Валерий Игнатьевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Екатеринбург
- Год защиты
- 1998
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Развитие профессионального творчества студентов средствами русской иконописи XIV-XV веков на занятиях живописи"
На правах рукописи
Кукеиков Валерий Игнатьевич
Развитие профессионального творчества студентов средствами русской иконописи Х1У-ХУ веков на занятиях живописи
13. 00. 01 - общая педагогика
АВТОРЕФЕРАТ диссертации па соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Екатер1шбург 1998
Работа выполнена на кафедре декоративно-прикладного искусства в Уральском государственном профессионально-педагогическом университете.
Научные руководители:
доктор педагогических наук Романцев Геннадий Михайлович; кандидат педагогических наук, доцент Дудина Марина Михайловна
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор Аничкин Сергей Александрович; кандидат философских наук, доцент Рунева Татьяна Анатольевна
Ведущая организация
Нижнетагильский государственный педагогический институт
Защита состоится "2Я " сжг^ер.^_ 1998 г. в Ю часов
аудитории О-¿о 2. на заседании диссертационного совета Д 064.38.01 г присуждению ученой степени кандидата педагогических наук по спет альности 13. 00. 01 - общая педагогика в Уральском государственно профессионально-педагогическом университете по адресу: 620012, Ек теринбург, ул. Машиностроителей, 11.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Уральского г сударственного профессионально-педагогического университета.
Автореферат разослан "28" сентября 1998 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
Г.Д. Бухарова
Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Современная педагогическая прак-(гка выдвигает на первый план рассмотрение вопросов о ценностных риорптетах российского образования, обновлении содержания и форм оспитания, повышении качества и эффективности педагогической дея-гльности, об информационном обеспечении учебного процесса.
Вместе с тем, это многообразие в системе образования привело к еопределептгости педагогов в выявлении системы ценностей, идей и деалов, которые могли бы быть восприняты современной учащейся олодежью в качестве источника личпоспгого развития и духовного са-оопределення. В вузах информационно-технологическое содержать бразования нередко 1тревалирует над духовно-ценностным, господству-г культ абстрактной «новганы», утрачивается культурная нреемствен-ость классического российского образования.
Особенности исторического и культурного развития России оказан существенное влияние на становление и развитие самобытных школ зобразителъного искусства, которые в свою очередь повлияли на про-ессионалъную подготовку художников. Система обучения изобрази-;льному творчеству в Древней Руси представляет собой сложный и ма-эизученпый процесс, реконструкция которого плодотворно повлияла ы на развитие содержания и технологии образования современной Росли. Период древнерусской иконописи ХГУ-ХУ веков явился временем нтенсивного развития многообразных художественных школ (новго-эдекой, московской, владимирской). Осмысление опыта подготовки и бучения художников-иконописцев вызывает несомненный интерес и сгуально с точки зрения выявления культурологических основ педаго-иеской практики, возможностей преемственности данного педагогиче-шго наследия.
Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловле-а следующими обстоятельствами:
во-первых, совершенствованием системы подготовки художников-гдагогов, развитием новых форм и подходов в обучении живописи бу-лцих преподавателей щобразительного искусства в системе профее-тонально-педагогического образования;
во-вторых, важностью изучения творческого опыта древнерусской коноииси и применением его в системе подготовки художников-;дагогов;
в-третьих, необходимостью создания новых технологий обучения ивоииси, способствующих совершенствованию а развитию профес-юнального творчества студентов.
Степень разработанности проблемы и теоретическая база i следования. Теоретическое исследование творческого профессиона; ного развития личности впервые обнаруживается в европейской дух< ной традиции эпохи эллинизма. В данный период творчество и проф сиональное ремесло рассматривались как тождественные по своей щ роде виды деятельности. Платон и Аристотель подчеркивали идешт ность утилитарного и творческого. Но уже в средние века творчестве профессиональное мастерство были отнесены к абсолютно различи мирам: первое - к божественному, второе - к материальному.
В эпоху Возрождения возникает иная оценка места и роли проф( сионального творчества в различных сферах человеческой деятельное В европейском Ренессансе гармония творчества была проверена алг< рой мастерства (Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль). Именн< этот период формируется педагогика художественного творчества, р; сматриваются вопросы обучения профессиональному творчеству в сс] ре искусства. Данная традиция существовала на протяжении Х1П-Х веков. В философских и эстетических системах данного периода раз{ батывались специальные теории общекулыурного и профессиональнс развития индивида, своеобразная «педагогика творчества», в центре i торой оказывались механизмы творческого самоопределения и самор< лизации личности в процессе преобразующей деятельности.
Осмысление проблем профессионального творчества было бы i возможно без использования мыслительного потенциала отечественн культуры. Особенно следует выделить идеи и концепции таких мысл телей, как H.A. Бердяев, И.А. Ильин, Н.О. Лосский.
Представленная историческая ретроспектива позволяет- более п боко исследовать современные педагогические подходы и идеи, р< смотренные в рамках определенных культурологических традиций.
За последние два десятилетия научные исследования в области г дагогического знания о природе и мехаштзмах творческого развит личности существенно расширились и дифференцировались. Сложили новые направления: психология и педагогика художественного, научи го и технического творчества. Ведущее положение в науке заняли т называемые «уровневые» концепции творчества, анализирующие е путем структурного расчленения, выделения и исследования копкре ных видов и форм творчества. В центре внимания исследователей ока; лись профессиональные виды творчества: художественное, научное техническое. Таким образом, проблема профессионального творчест обретает многомерность своего проблемного поля и все чаще станов irr объектом анализа не только отдельных наук, но и требует к себе ко плексного подхода.
В современной литературе можно выделтъ три основных подхода соответственно, три основные концептуальные модели профессио-тьного творчества: психологическую, оиерационально-кибернетиче-то и культурно-историческую. В исследовагаш рассматриваются пре-ущества и недостатки каждой модели:. Результатом подобного рас-угрения явилась разработка автором культурно-исторической модели )фессионального творчества. Автор акценпгрует внимание на разли-\ творчества любительского и профессионального, требующего сне-шьной подготовки, соответствующего уровня образования и соци-ной компетентности. Профессиональное творчество не является, по :ншо автора, отдельным видом творческой деятельности, а характе-ует социальное качество многообразных видов человеческой дея-ьности.
На формирование авторской позиции оказали влияние работы оте-гвеготых психологов и педагогов. Психологические исследования . Ананьева, JLC. Выготского, Э.Ф. Зеера, А.Н. Леонтьева, Я.А. Поно-ева, С.А. Рубинштейна, а также педагогические работы В.И. Андрее-Ю.К. Бабанского, B.C. Безруковой, А.Л. Гройсмана, И.И. Карпуши-А.Н. Лука, A.A. Мелгас-Пашаева, Г.М. Романцева, К.Д. Ушинского шсь исходной методологической и идейной основой настоящего хртационпого исследования.
Искусствоведческую базу диссертации составили работы культу->пгческот о характера, определенным образом рассматривающие об-[уманистичсскис основания русской культуры и образования. К можно отнести исследования М.В. Алпатова, A.B. Вшшера, Лазарева, Д.С. Лихачева, Б.В. Раутенбаха, Е.И. Соколова Трубецкого, П.А. Флоренского.
Необходимо отметить сложившееся за последние десять лег на-ление системно-структурного подхода в искусствоведении и этно-!ии, в центре внимания которого оказались педагогические аспекты чесгва, выявленные в религиозной кулыуре. Педагогический попал религиознохо искусства сегодня только начинает осмысляться, следования подобного рода носят скорее описательный характер, а {алитичсский. Такими исследованиями являются работы В.Н. Вол, А.П. Орловой, М.Н. Стельмаховича, М.Г. Тайчинова, Е.П. Христо-
Выделе1шые выше аспекты изучения профессионального творчест-различю,1х гуманитарных науках указывают на степеш, научной 1ботанности проблемы и позволяют отметить, что избранное нами тление исследования - развитие профессионального творчества iHTOB средствами русской иконописи - дает возможность осмысле-viexaiui3MOB преемствешюсти и совершенствования современного
педагогического процесса в высшей школе. Данный спектр нерешенк проблем обусловил выбор предметного поля исследования, его целя задачи.
Наиболее сложной методической проблемой современной педа] гической практики является проблема всеобщей обучаемости студеш художественной деятельности. Действительно, алгоритм обучения вс студентов продуктивному художествешюму творчеству в современн образовании не найден. Тезис о том, что каждый человек является тв( цом и художником, до сих пор остается абстрактным и априорным I стулагом педагогической практики вследствие отсутствия технолог его реализации. Другой наиболее значимой проблемой, возникающе! процессе обучения изобразительному искусству, является утрата мо" вации к художественному творчеству. Решение данной проблемы пр< ставляется автору наиболее существенным шагом в развитии техноло] обучения изобразительному искусству. Без осмысления данной проб, мы тезис о всеобщей обучаемости изобразительному творчеству оста ся практически нереализуемым.
В современной педагогической практике эстетическое воспитш и художественное развитие студентов реализуются либо в форме осв ния узкопрофессиональных умений и навыков (так называемая худо ственная грамотность), либо _в форме информационного знциклопед ма. Однако многознание не развивает художественные способности узкий профессионализм не способствует личностному творчеству. Е художественной информированности и владении конкретными навы ми изобразительной деятельности студенты подчас демонстрируют : развитое художественное мышление и воображение, ограниченно! творческого потенциала.
На наш взгляд, проблема заключается в отсутствии четких ме низмов включения студенгов в процесс культурного диалога. По кр; ней мере, подобный процесс не связывается с личностным развита человека, за рамками внимания остается субъективный мир, потреб] сти, интересы самого индивида, его самодеятельное мышление и чув вование не включаются в процесс культурного диалога.
Проблема развития культурного диалога применительно к прак ке обучения художественной деятельности состоит, по нашему мнеш в разработке технолопш профессионального творчества студентов.
Итак, очерченное проблемное поле определяет авторскую иссле, вательскую стратегию и искомую структуру противоречий Познани; педагогической практики. Противоречия всеобщности и индивидуа ности в творческом процессе, художественной традиции и современ сти, знания и ценности, мира кулыуры и жизненного мира молодого
века, творческого и репродуктивного в самодеятельной практике сту-нтов определяют основные направления разработки предлагаемой ав-рской технологии художественного образования.
Выбор темы исследования, ее практическая значимость и педаго-ческий смысл определяются проблемой формирования ценностного «осознания и навыков профессионального творчества студентов.
Объект исследования - профессиональное творчество студентов . основе изучения традиций древнерусской иконописи.
Предмет исследования - процесс формирования, развития и со-ршенствования профессиональной деятельности студентов на заняти-живописи.
Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и спериментальная проверка технологии развития профессионального орчества студентов, обучающихся декоративно-прикладному искус-ву.
Гипотеза исследования - профессиональное творчество студентов
* лучит наиболее полное развитие, если будет' основываться на опыте, едствах и традициях русской иконописи XIV-XV веков, на модели и хполопш творческой деятельности студентов.
Достижение сформулированной цели диссертационного исследо-тшя предполагает решение следующих задач:
п разработать технологию обучения профессиональному творчест-
• студентов, опираясь на опыт русской икошлшеной школы;
п выделить традиции самоопределения личности в педагогическом 1следии русской иконописной школы XTV-XV веков;
а рассмотреть модель развития профессионального творчества удеитов в процессе обучения иконописи;
я определить цели и задачи опытно-экспериментальной работы по зданию условий для преемственности традиций самоопределения гчности на основе технолопш обучения студентов древнерусской пко-
1ПИСИ.
Методологической основой исследования является методология льтурно-историческою подхода к познанию социальных явлений, ■ховного генотипа народа, который влияет на культуру, образование и спитание. Изучение культурологического контекста древнерусской охи делает необходимым обращение к трудам таких историков, как В. Арциховскии, А.11 Афанасьев, В.И. Даль, A.A. Коринфский, Д.С.. гхачев, Б. А. Рыбаков и др.
На формирование общей методологической концепции болын влияние оказали идеи о самоценности человеческой личности, ее своб де, целостности и творческой природе, развитые в отечественной фил софии и педагогике (H.A. Бердяев, И.А. Ильин, П.И. Ковалевский, А. Ф. Лосев, B.C. Соловьев, В.Н. Сорока - Росинский, E.H. Трубецкой К.Д. Ушинский,.).
В работе реализуется принцип системного подхода.к познанию профессионального творчества и механизмов его развития (выделяюта основания структурного многообразия видов профессионального творчества, их иерархия, морфология, характер связей, этапы развития). В системном исследовании процессов творчества автор опирался на рабо ты И.В. Блауберга, В.Н. Кузьмина,, В.Н. Садовского, А.И. Уемова, . Э.Г. Юдина.
В диссертации реализуются также принципы аксиологическог ценностного подхода к пониманию природы творческой деятельносп Формирование ценностной сферы самосознания рассматривается авк ром в качестве основы творческого самоопределения и определяющи условия личностной самореализации. Произведения, И.А Ильин! Н.О. Лосского, E.H. Трубецкого, С.Л. Франка существенно повлияли и выработку авторского взгляда на исследуемую проблему.
В ходе теоретической и практической работы использовались слс дующие методы исследования: метод наблюдений, экспериментальны метод, методы системного анализа, педагогического моделирования : проектирования, социологические методы (анкетирование, тестирова ние, интервью, коптеит-апализ документов и т.д.). Фактологическую ос нову исследования составили труды по истории цивилизаций и искус ствоведеншо (М.В. Алпатов, H.A. Барская, A.B. Бобров, Д.Ф. Говин ский, H.A. Дмитриева, В.И. Касиян, В.Н. Лазарев, Н.В. Покровский Е.И. Соколов и др.).
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Разработана модель развития профессионального творчества i технология его освоения студентами.
2. Представлена историческая реконструкция самобытной системь воспитания и образования в отсчесгвешюй иконописной школе живоии си.
3. Создана экспериментальная модель реализации традиций древнерусской педагогики в современном образовательном процессе.
4. Выявлены исихолого-педагогические особенности развитая профессионального творчества студентов на опыте освоения древнерусской иконописи.
Практическая значимость исследования состоит в том, что автор орабатывает технологию моделирования процесса обучения профес-юналытому творчеству и реализует ее в процессе педагогического экс-;римента.
Практическая значимость исследования заключается в создании >вой учебной программы и технологии обучения изобразительному юрчеству. Разработанная методика может быть использована для подковки преподавателей декоративно-прикладного искусства. Автором оработаны конкретные рабочие программы по курсам живописи, де->ративной живописи и икоиопнеи. Материалы и выводы, сделанные в 1ссертации, особенно в ее экспериментальной части, могут быть ис->льзованы при организации учебно-воспитательного процесса в учеб->м заведешш.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные оретнческие положения и результаты исследования были изложены юсертантом на научных и научно-практических конференциях: Рос-шской научно-практической конференции "Повышение академическо-уровня учебных заведений на основе новых образовательных техио-1гийн (Екатеринбург, 1997), научно-теоретической конференции «Ак-альные проблемы культурологии» (Екатеринбург, 1997), 3-й научно-юктической конферешцш молодых ученых и специалистов УГШГУ [нновациошше технологии в педагогике и на производстве" (Екате-гибург, 1997), конференции «Воспитание духовности» (Екатеринбург, 98), 2-й Всероссийской научно-практической конференшш «Психо-дактика высшего и среднего образования» (Барнаул, 1998).
Результаты данного исследования отражены в 10 научных iiy6jui-циях, рабочих программах и методических указаниях к практическим иятиям по живописи для студентов вузов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Профессиональное творчество, не являясь отдельным видом дея-пьности, характеризует ее социальное качество и требует специальной дготовки, соответствующего уровня образования и социальной ком-гентности.
2. Процесс обучения профессиональному творчеству студентов явится технологией моделирования духовного содержания социальных гений и предстает как культурно-истортеский диалог, способ личпо-юй коммуникации в контексте культуры.
3. Модель профессионального творчества слудентов представляет Зой операциональную систему деятельности с определештой последо-гельностыо (алгоритмом) практических действий.
4. Традиции обучения художника, сложившиеся в древнерусско иконописи XIV-XV веков, являются основой формирования систем] знаний, умений и навыков профессионального творчества педагоге! художников.
Структура и объем диссертации. Структура диссертации об? словлена последовательностью постановки и решения основных зада исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключени списка литературы и приложения. Общий объем работы составляет \1 страница, библиографический список включает 230 наименований.
Основное содержание работы
Во введении обосновывается актуальность темы, определяет» степень ее разработанности, формулируются цель и задачи исследов ния, его теоретическая и методологическая основа, научно-практическ; значимость. Формулируются основные положения, выносимые на заш ту, описывается практическое внедрение результатов исследования.
В первой главе «Развитие профессионального творчества студе тов средствами русской иконописи XIV-XV веков» рассматривает сущность и структура профессионального творчества, определяется е место и роль в социокультурных процессах и системе современного о разования. Реконструируется педагогический опыт русской иконопи ной школы по созданию условий ценностного самоопределения личн ста и развитию механизмов обучения профессиональному творчеству.
В первом параграфе «Методологические проблемы изучения тве чества» развивается деятелъностная концепция профессионально творчества В качестве его субстанциональной основы рассматривает творческая самодеятельность, раскрывающая природу и сущность тве чества как такового. Творческая самодеятельность, по мнению авто] не представляет собой какого-либо самостоятельного вида деятельное а фиксирует ее социальное качество. Проводится различие между щ родной активностью как необходимой естественной предпосылк творчества и собственно творчеством как таковым, дается критика р личных форм природного редукциоштзма и концепций эмерджентн эволюции. Творчество выражает целесообразную преобразующую су ность человеческого отношения к миру и это качественно отличает < от процессов саморазвития природных систем. Творчество предел как социокультурное по своей природе явление.
По своей сущности творчество является социальной самодеяте. ностью, в процессе которой осуществляется самореализация человек; развитие предметного мира культуры. Рассматриваются такие каче венные характеристики творчества, как его целостность, универса
ю
ность и культурно-историческая определенность. Раскрываются критерии творческой деятельности, дается критика «бессубъектных» концепций продуктивного развития. Творчество определяется как упиверсаль-но-преобразующая, целостная культурно-историческая самодеятельность, в процессе которой осуществляется саморазвитие творческих сил и способностей людей. Предлагается структура творческих сил личности и основные формы их реализации.
Во втором параграфе «Значение педагогического опыта древнерусской иконописи в развитии творческого потенциала студентов» рассмотрены современные концепции обучения художественной деятельности, применяемые в практике преподавания в художественных школах, училищах и вузах: теории графической грамотности Н.С. Ростовцева и B.C. Кузина, диалога культур B.C. Библера, полихудожественного образа Б.П. Юсова, приобщения к мировой художественной культуре как части духовной культуры Б.М.Неменского. Раскрываются достоинства и недостатки представленных теорий. Главным моментом авторской технологии является принцип целостности творческой деятельности, который не был в полной мере реализован в существующих программах по изобразительному искусству. Реализуя данный принцип, автор обращается к опыту древнерусской иконописи как истоку целостной технологии обучения студентов профессиональному художественному творчеству.
Иконопись представляет собой зримый образ Совершенного в человеческом мире - абсолютной ценности Истины, Добра, Красоты, Веры. В-ней создается установка на внутреннее духовное содержание, раскрывается смысл и сущностное значение жизни. Совершенное духовное содержание, заключенное в иконе, становится основой формирования цегаюстного самосознания молодого художника. В иконе представлена иерархия ценностей - различение абсолютного и относительного, всеобщего и единичного в жизни, что не позволяет художнику впасть в субъективизм и релятивизм «своеволия индивидуальности». Икона открывает нам символическое значите мира, его многоплановость как систему смыслов и значений, скрытых за обыденностью. Значение педагогического опыта, сконцентрированного в древнерусской иконописи, состоит прежде всего в развитии ценностных основ педагогики творчества.
Цель иконы - показать духовную сущность мира и человека в идеальном и совершенном значении. Опыт иконописи - это опыт любящего сердца, стремления к реализации и утверждению Совершенного в жизни. Проходя такой путь, молодой художшш не просто обретает профес-
сиональные умения и навыки, а созидает свою внутреннюю духовносп художественное мышление.
Опыт обучения мастерству, сложившийся в русской иконопиа важен для развития не только ценностного содержания образования, н и технологии обучения профессиональному творчеству.
В третьем параграфе «Технология моделирования профессис налыюй творческой деятельности студентов на занятиях живописи рассматривается сущность профессионального творчества и его струь тура, предлагается новая технология творческого моделирования, ирс/ сгавляющая собой ряд этапов: 1) формирование наглядного образ* 2) раскрытие идеальной сущности образа иконописи; 3) творческо произведение студента как выражение социальной коммуникации люде в сфере культуры.
На основе структуры деятельности дается операциональная модел профессионального творчества: ориентационно-целевой, мотивации; ный, организационно-технологический, содержательный и регулиругс щий компоненты деятельности. Представлена структурно-функционалт пая модель профессионатьного творчества.
Система обучения мастерству в русской иконописи осуществлю лась в форме диалога учителя и ученика и основывалась на традиция соборности, т.е. индивидуального свободного объединения людей, пс стигающих и разделяющих единые духовные ценности. Опыт совмест ного духовного созерцания Совершенного был актом личностного сте новлення и учителя, и ученика. Сегодня, решая проблемы определени ценностных основ педагогики, содержания и формы образования, ли обращаемся к забытому в педагогике опыту обучения творчеству, слс жившемуся в древнерусской иконописи.
Историческая реконструкция наследия отечественной педагогик: художественного творчества решает общие мировоззренческие пробле мы современного образования (определение целей, смысла и содержа 1шя образования) и чисто дидактические задачи (создание новых живс писных приемов и стилей, композиционных и колористических регае ний). Обучение иконописи формирует целостность личности, ибо икон представляет собой модель мира и космоса, системы духовных ценнс стсй. Символизм иконы выявляет всеобщее и универсальное содержали жизни, представленное в чувственном образе.
Творческий процесс иконописи основан на точном повторени очередности технологических операций. Причем канон был отточен ве ками и представлял собой стройную систему операции. Сущность дж ной системы состоит в том. что ученики сначала последовательно ос ваивают отдельные приемы и операщт, выявляют свази между ними,
затем выполняют всю работу комплексно. Сочетание операционально-сти и комплексности дашюй технологии позволяет сформировать целостность профессионального творчества студентов.
Опираясь на реконструкцию иконописной технологии, автор диссертации предлагает онеращюнально-комплексную модель творческой деятельности студентов, обучающихся изобразительному творчеству. Модель представляет собой ряд последовательных этапов, операций и приемов, позволяющих каждому студенту освоил, художественный алгоритм творческой деятельности. В модели выделяются пять основных этапов творческой деятельности: целевой, организационный, операциональный, оценочный и этап личностного совершенствования.
Данная структурная модель дополняется моделью функциональной, где фиксируются противоречия творческой деятельности, свойст-вешше каждому этапу творческой деятельности.
В представленной модели выделяются несколько уровней творческой деятельности: репродуктивный, аналитический, технологический и продуктивный. На первом уровне студент создает копию, работая по образцу, на втором уровне он осмысливает технологию создания произведения, на третьем - осуществляет отбор материалов, необходимых для выбранной технологии, и, наконец, на четвертом уровне он создает свое гворческое произведение. Модификации на данных уровнях зависят от культурологической и профессиональной подготовки студента.
Овладение моделирующей технологией становится определяющим в профессиональном становлении художника и является составной частью подготовки специалиста в области дскораппшо-прнкладного искусства в университете, художественном училище и школе.
Разработка модели профессиональной деятельности позволила вы-шешггь систему знаний, умений и навыков, необходимых преподавате-ж> живописи, а также создать ценностное поле личностного самоопределения и самореализации творческого потенциала студентов.
Глава вторая «Экспериментальная модель развития профессионального творчества студентов в процессе обучения живописи» посвя-цена ходу и результатам педагогического эксперимента, который про-юдился автором в течегаге четырех лет со студентами 1-5 курсов, обу-шощимися на кафедре декоративно-прикладного искусства Уратьского государственного профессионально-педагогического университета.
В первом параграфе «Технология развития профессионального гворчесгва студентов на занятиях живописью» выявлены специфические методические принципы реализации предлагаемой автором модели обучения художественному творчеству. Начальным этапом эксперимента явился текущий мониторинг, позволивший определить уровень раз-
вития мотивациошгой сферы учащихся, структуру их потребностей и интересов. Итоги мониторинга дали возможность выявить кризисы профессионального становления молодого художника, возникающие в различные периоды обучения. Применение мониторинга позволило выявить цикличность кризисов развития и природу различного рода деформаций профессионального становления. Результатом проведения мониторинга явилась корректировка содержания обучения и его методики. Основным направлением методической работы кафедры стало увеличение доли творческой самостоятельной работы студентов, повышение общественной значимости их работ, коллективное обсуждение художественных работ студентов, применение инновационных технологий.
В экспериментальной модели обучения студентов были выделены основные этапы. На первом этапе студенты копируют работы мастероЕ живописи, осваивают профессиональные приемы живописи. Применение этих методов на данном этапе позволяет студентам правильно и последовательно выполнить все приемы технологии живописи (компози ционное и цветовое решение, сюжет, освоение плоскостного про стран ства). Завершением первого этапа становится разбор типичных ошибо! в выполнении новых живописных приемов. Сначала индивидуальную I групповую оценку в баллах ставят сами студенты, а затем комиссией преподавателей дается экспертная оценка. Такой комплексный подход 1 выполнению задания позволяет достаточно объективно применять ] практике обучения студентов разработанные критерии мастерства.
Второй этап развития творческой деятельности связан с реализаци ей приемов и методик репродуктивной деятельности. Студент выиолня ет уже не копию, а самостоятельную работу, но по технологии, котора была освоена на первом этапе. Основной задачей этапа становится пс иск самостоятельных художественных решений темы и примсняютс несложные комплексные творческие задания.
На третьем этапе технологические приемы творческой работы си< тематизируются, включается творческий поиск, самоконтроль, самс оценка, самостоятельное овладение приемами письма.
Четвертый этан характеризуется выявлением индивидуально! стиля, ценностных ориентации, поиском новых форм профессионалы« го творчества.
Последовательность этапов технологии отражает структуру созд; ния художественного образа, характеризуется системностью, последов; тельностыо, операционалыюстыо и позволяет нндиаидуализирова; процесс обучения.
Второй параграф «Организация и ход экспериментальной работы» »аскрывает организационные основы и условия проведения педагогиче-:кого эксперимента. Общие положения эксперимента бьши сформули-юваны в авторской модели творческой деятельности студентов, которая ¡формировалась в итоге практической работы в вузе. Практика творче-:ких мастерских и творческих задашш позволила организовать процесс )бучсния студентов индивидуально в диалоге с преподавателем.
Общими задачами эксперимента явились определение структуры 'чебно-творческих заданий, формирование системы оценок и анализа -ворческих ошибок и реализация непрерывности художественного обра-ования.
На каждом из этапов была осуществлена диагностика знаний, уме-шй и навыков, уровня творческого развития студентов.
В третьем параграфе «Результаты педагогического эксперимен-а» значительное место отведено анализу различных программ, методик, доделей обучения художественному творчеству, применяемых в педаго-ической практике современного образования.
В ходе эксперимента были созданы контрольная группа и экспери-гентальная из 24 человек, работающая по авторской методике. Осуществлен сравнительный анализ результатов обучения по традиционной и шновационной технологиям. Эксперимент, проведенный по новой ме-одике, выявил значительный рост профессиональных качеств и творче-;кой самодеятельности в экспериментальной группе по сравнению с ;онтролыгой. Особенно это характерно для этапа создания самостоятельных творческих работ. Студенты экспериментальной грущгы пока-шш наиболее высокий уровень в композиционном решении, формиро-¡ании индивидуального художествешюго стиля и поиске новых изобра-ителышх форм.
Резулг»татом эксперимента явилась реализация дифференпирован-юго, индивидуального подхода в обучении студентов живо1шси. Экспе-»иментальная проверка эффекпшности предлагаемой методики показа-га, что у студентов происходит переход от репродуктивного характера 1еятелыгости к творческому, формируется система умений и навыков [рофессионального творчества, художественное мышление, многообра-ие стилевых и композициошшх решений.
В заключении резюмируются результаты исследования и опреде-[яются проблемы, которые, по мнению автора, необходимо решать в [роцессе дальнейшей разработки педагогики творчества.
Педагогическое наследие древнерусской иконописи имеет непре-:одящую ценность для решения мировоззренческих проблем современ-гого образования. Нами видится важнейшее призвание современной
шей школы в сознательной постановке задачи воспитания учащихся кг преемников великих культурных традиций отечественной истории и п датогики. Все это содействует решению серьезных проблем совреме) ной педагогической теории и практики: выработки мировоззренческо] идеала, развития смысложизненных ориентаций у студентов, в о спит ния исторического сознания. Обращение человека к своим духовны истокам и родовым корням является важнейшей основой, «культурнс почвой» для роста индивидуальности и творческого развития личности
Реконструкция педагогического опыта обучения профессионал: ному мастерству, сформировавшегося в древнерусской иконописи, п< зволяет сформулировать ценностные ориентиры художественного тво] чества. Педагогическое наследие школы русской иконописи позволж определить социальную форму профессионального обучения художш ков-педагогов - творческие мастерские, где обучите строится в форл индивидуального культурного диалога учителя и ученика и основано I духовной общности всех учаспшков образовательного процесса.
В процессе педагогической практики была создана и реализована педагогическом процессе модель профессионального творчества студе] тов, представляющая собой систему последовательных этапов, операцн и уровней деятельности студентов.
В ходе реализации модели профессионального творчества бь проведен педагогический эксперимент, показавший значительный рос творческого потенциала у студентов экспериментальной группы, выр; зившийся в создании собственного авторского стиля и формотворчеств повышении самостоятельности и самоконтроля в оценке и проекторов; нии своей творческой деятельности. В процессе опытш экспериментальной работы была разработана система критериев резул! тативности деятельности студентов, их оценки и самооценки, систем творческих заданий и карт самооценки студентов, пакет тестов и аикс по текущему мониторингу, разработан компонентный анализ профе! сионального творчества студентов.
Компонентный анализ выявил существенное различие результате в контрольных и экспериментальных группах. Если на первых этапа различия в уровне выполнения творческих работ были несущественнь то на завершающих этапах эксперимента, когда целью творческой до тельности становится создание новых стилевых форм, результаты ра: личпы. Так, на всех уровнях творческой деятельности студенты экеш рименгальной труппы показали более высокие результаты, продемона рировали новизну не только в художественных приемах, но и, главны, образом, в поиске новых изобразительных форм и стилевом решени произведения. Все это доказывает значительное повышение творческог
потенциала студентов экспериментальной группы как в процессе художественной деятельности, так и при оценке, контроле результатов своей деятельности.
Там, где работа студентов требовала репродуктивных навыков, по-сазатели в контрольной и экспериментальной группах были практически идентичны. Однако на уровне творческих самостоя тельных заданий луденты экспериментальной группы демонстрировали свое явное твор-юское преимущество.
Экспериментальная работа выявила приоритет поэтапной системы [юрмировашш профессиональных умений и навыков у студентов, обу-гающихся живописи. В ходе практической работы со студентами была шработана система оценок профессионального мастерства, методы и [юрмы самоконтроля и самооценки деятельности студентов.
В ходе экспериментальной работы над освоением наследия древне->усской иконописи были выявлены практические механизмы прсемст-снности традиций в современном образовательном процессе.
Древнерусское педагогическое наследие во всей его многогранно-ти становится источником преемственности педагогической практики и сновой своеобразия отечественной педагогики профессионального об-азования и формирования самосознания российского общества.
Основные результаты диссертации отражены в следующих убликациях автора:
1. Методические указания к практическим занятиям по живописи ля студентов ПЫУ курсов. - Екатергшбург: Изд-во Урал. гос. нроф.-пед. н-га, 1996.-10 с.
2. Живопись: Метод, указашгя. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. роф.-пед. ун-та, 1996. - 24 с.
3. Методические указания к художественно-творческому практи-уму по иконописи и темперной живописи. - Екатеринбург: Изд-во рал. гос. проф.- пед. ун-та, 1997.- 36 с.
4. Развитие творческой самостоятельности студентов // Учебно-етодаческое обеспечение преподавания педагогических дисциплин; ез. докл. науч. конф. - Екатерш1бург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, т.- С. 91-92.
5. Развитие самостоятельности в творческой деятельности студеп-)в на занятиях живописи, рисунка, композиции средствами и методами ,'сской иконописной школы // Инновационные технологии в педагогике на производстве: Тез. докл. пауч.-практ. конф. мол. ученых и специа-1стов. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.- пед. ун-та, 1997.-.100-101.
6. Формирование самостоятельного художественно-образного мышления у студентов педвуза на примере русской иконописной шкод // Человек в мире культуры: Тез. докл. респ. науч.- практ. конф. / Перм обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Пермь, 1991.- С. 43-44.
7. Инновации в гуманитарном образовании // Повышение академ ческого уровня учебных заведений на основе новых образовательш технологий: Тез. докл. Рос. науч.-практ. конф. - Екатеринбург: Изд-Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. - С.23-24.
8. Реформаторство, культура и искусство в России // Актуальн проблемы культурологии: Тез. докл. конф. - Екатеринбург: Изд-Урал.гос.ун-та, 1997,- С.89-90.
9. Декоративная живопись как средство духовного становлен личности на основе древнерусской живописи // Воспитание духовност Тез. докл. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1998,- С.200.
10. Дифференцированный подход в развитии творческой самостс тельности студентов кафедры декоративно-прикладного искусства Психодидактика высшего и среднего образования: Тез. докл. II Вссрс науч.-практ. конф. - Барнаул: Изд-во Барнаул, гос. пед. ун-та, 1998
С.311.