Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Методика изучения древнерусской живописи на факультативных занятиях в 10 классе

Автореферат по педагогике на тему «Методика изучения древнерусской живописи на факультативных занятиях в 10 классе», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Мосина, Вера Романовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1993
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Методика изучения древнерусской живописи на факультативных занятиях в 10 классе"

РГ6 од

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ЖДЕРАДШ I 0 иАПинШГУТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ СОВЕТ К ИЗ.39.01

На правах: рукописи

МОСИНА Вера Романовна <'

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЖИВОПИСИ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ В 10 КЛАССЕ

Специальность 13.00.02 - методика преподавания изобразительного искусства

АВТОРЕФЕРАТ

диссертация на сожскание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва - 1993

Работа выполнена в Московском государственном открытом педагогическом института.

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, профессор А. А. УНКОВСКИЙ

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор Т. С. КОМАРОВА

заслуженный работник культуры РСФСР, кандидат искусствоведения, профессор А. Д. АЛЕХИН

Ведущая организация: Московский педагогический университет

Защита состоится " " 1993 Года в ^ часов

на заседании специализированного совета К 113.39.01 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в Институте общего образования Министерства образования Российской Федерации по адресу: 109044, Москва, Крутицкий вал, 24.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института.

Автореферат разослан " ^ " ^Л/^^с 1993 года.

Ученый секретарь

специализированного совета

ТКАЧЕВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Формирование творческой, духов-эй личности человека в школьные годы определяется в большей зрэ уровнем его художественного образования и эстетического эспитания.

Для учителя изобразительного искусства одной из самых ак-^альных задач является воспитание культуры восприятия произве-эний искусства: это создает возможность влияния изобразительно искусства на личность школьника. Видное- место в мировой тожественной культуре занимает изобразительное искусство эевней Руси. Замечательные произведения русской средневековой 1В0ПИСИ обладают необбыкновенным потенциалом в духовном и эс-згическом воспитании подрастающего поколения. Существующая рактика сохранения, реставрации и использования памятников эевнерусской культуры обеспечивает возможность приобщения сольной аудитории к произведениям искусства далекого прошлого.

Воспитание зрителя - сложный процесс, включающий работу кущ, активность эмоций, творческое воображение. Проблема вос-1тания и развития квалифицированного зрителя исследуется соименной наукой широко и многогранно. Основательный вклад в титле теории художественного восприятия внесен трудами Н. Н. •лкова, Е. И. Игнатьева, М. С. Кагана, Т. С. Комаровой, В.-С. гзина, Г. В. Лабунской, Б. С. Мейлаха, С. X. Раппопорта, П. М. юбсона и др.

Об искусстве как особом способе связи человека с человеком сворится в работах В. Ф. Асмуса, А. В. Бакрпшского, Л. С. Высокого, А, А. Леонтьева, С. Я. Рубинштейна.

Решению проблем методики преподавания истории изобразитель-то искусства способствуют труда известных специалистов в об-юти эстетического воспитания и художественного образования драстащего поколения Г. В. Беда, С. Е. Игнатьева, Э. И. Ку-шшной, В. С. Кузина, Н. Н. Ростовцева, А. А. Унковского, Е. В. рохова, Т. Я. Шпикаловой, А. С. Хворостова и др. Одна из этих облем - изучение и восприятие произведений, созданных далекой льтурой. Особое значение художественного наследия для эстетиного воспитания отмечают А. Д. Алехин, В. Г. Бросова, Г. К. гнер, С. И. Масленицын и др. Они ставят проблему приобще-

ния школьников к древнерусскому искусству, считая ее одной из самых сложных, трудных и вместе с тем ответственных»

Однако специальных работ, посвященных проблеме изучения и восприятия древнерусской живописи старшеклассниками пока.нет.

Необходимость исследования данного предмета в настоящий момент обусловлена реальным фактом включения в жизненную сферу учащихся произведений иконописи. В последнее время отмечается значительное возрастание интереса к памятникам религиозной культуры со стороны деятелей искусства, науки, широкого зрителя, в том числе учащихся школ, порой недостаточно подготовленных к общению с такими произведениями искусства.

Стремление освоить иное по своим параметрам искусство, почувствовать его своеобразие обогащает культуру воспринимающего, насыщает ее дополнительной художественной информацией, духовными качествами, которые она до этого не имела. В связи с этим чрезвычайно важной является задача формирования у учащихся интегрированного отношения к произведениям древнерусской живописи, умения воспринимать их в сложном комплексе функций и значений, умения определять их художественную ценность. Проблема прюбщения старших школьников к древнерусской живописи осложнена тем, что до сих пор не была предметом широкого специального анализа в психолого-педагогической литературе.

Следовательно, актуальность названной темы прежде всего обусловлена практическими причинами художественно-воспитательного характера.

Непреходящее значение для решения этой проблемы в любых ее вариантах имеют труды видных теоретиков и историков древнерусского искусства М. В. Алпатова, В. Г. Бросовой, г. К. Вагнера, М. А. Ильина, В. Н. Лазарева, А. И. Некрасова, Л. А. Успенского и др., представляющие собой научное осмысление результатов художественного восприятия этого искусства специалистами.

Включение древнерусского искусства на равных правах в эстетическую практику учащихся будет способствовать формированию у школьников представления об отечественной культуре как целостном явлении, даст возможность преодолеть серьезные упущения в сфере художественного развития личности старшеклассников.

Анализ и обобщение научных исследований по вопросу эстети-

ческого воспитания учащихся старших классов показал, что в педагогической науке и практике недостаточно разработаны вопросы восприятия живописи в целом, древнерусской - в частности. Нам представляется, что основной источник трудностей в развитии школьников-зртелей древнерусской живописи заключается в невнимании к формированию эстетической отзывчивости, то есть способности "настраивать" свое восприятие на жанровую и стилистическую специфику иконописи. Это свойство понимается наш, в соответствии с современными исследованиями, как готовность зрителя к активному синтезу впечатлений на основе постоянно обогащающихся представлений и знаний о сущности, природе иконописи, пз-'реживаний, эмоций и чувств, специфических именно для произведе-. ний такого рода.

Учитывая большое социальное и педагогическое значение' эстетического воспитания старшеклассников на материале древнерусского искусства, недостаточную теоретическую и практическую разработанность дачной проблемы, мы сосредоточили свое внимание на формировании готовности школьников к восприятию древнерусской живописи в ее жанровой и стилистической специфике.

Все вше сказанное определяет актуальность нашего диссертационного исследования и обусловливает выбор темы данного исследования - "Методика изучения дреачерусской живописи на факультативных занятиях в 10 классе".

Проблемой исследования является: разработка и экспериментальная проверка метлдичесиж путей и средств приобщения старшеклассников к древнерусской живописи в процессе постижения и освоения ее жанровой природы.

Решение данной проблемы и составило цель исследования.

Объект исследования: процесс изучения древнерусской живописи на факультативных занятиях в 10 классе общеобразовательной нколы.

Предметом исследования являются: особенности восприятия древнерусской живописи в старшем школьном возрасте и методические пути формирования жанрового подхода к древнерусской живописи на факультативных занятиях.

Гипотеза исследования: процесс приобщения к древнерусской живописи учащихся 10 класса становится эффективным, если:

„ - древнерусское искусство рассматривать как неотъемлемый компонент художественной культуры старшеклассников;

- системе факультативных занятий по изучению произведений иконописи придать исследовательский характер, активизирующий познавательную деятельность учащихся в постижении специфики иконописи в' ее основных жанрово-стилистических проявлениях, в соответствии с чем разработать экспериментальную методику изучения древнерусской живописи;

- формирование интереса школьников к древнерусской живописи и совершенствование художественного вкуса находится в прямой зависимости от развития чуткости к основным законам создания и жизни жанров иконописных произведений.

.В соответствии с указанными целью, объектом, предметом и гипотезой исследования, были поставлены следующие задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать материалы по проблеме исследования в трудах по педагогике, психологии, искусствоведению, эстетике, методике преподавания изобразительного искусства.

2. Дать теоретическое обоснование психолого-педагогических проблем, связанных с изучением древнерусской живописи старшеклассниками на факультативных занятиях.

3. Исследовать влияние жанрового зрительского подхода к произведениям древнерусской живописи на формирование устойчивого интереса к иконописи у старшеклассников и, в конечном итоге, на художественное разштие школьников.

4. Разработать и экспериментально проверить систему занятий по изучению древнерусской живописи на факультативе "История изобразительного искусства" в 10 классе, обеспечивающую возможность повышения уровня художественного образования и эстетического воспитания старшеклассников.

Теоретической основой исследования являются научные концепции развития эстетической и духовной культуры личности, современные исследования по средневековой эстетике, теория жанров в древнерусском искусстве, труды по искусствознанию, психологии, педагогике, художественному образованию и эстетическому воспитанию.

Для решения поставленных задач были использованы следующие

методы исследования:

- изучение и анализ психолого-педагогической, искусствоведческой, эстетической и методической литературы по проблеме исследования;

- изучение и анализ действующих программ школьного цикла, кружков, факультативов по истории изобразительного искусства, программ лекториев по изучению древнерусской живописи при Центральном доме художника и Всероссийском музейном объединении "Государственная Третьяковская галерея";

- прямое и косвенное наблюдение за учебным процессом в школах, на занятиях музейных лекториев и во время проведения экскурсий;

- анкетирование, интервьюирование, беседы со школьниками, студентами художественно-графического факультета Московского государственного открытого педагогического института, учителями изобразительного искусства, мировой художественной культуры и истории, музейными оаботниками;

- практическая работа в школе в качестве руководителя факультатива по истории изобразительного искусства;

- педагогический эксперимент по формированию у учащихся

10 класса' жанрового зрительского подхода к произведениям древг-. нерусской живописи на Факультативных занятиях.

Исследование проводилось на базе средних школ Ш 40, 121, 1284, 555, 107 г. Москвы.

Анкетированием, собеседованием и интервьюированием /выборочно/ были охвачены студенты художественно-графического фа- , культета Московского государственного открытого педагогическо-: го института, студенты Факультета русского языка и литературы и математического Факультета МГОПИ, проходящие специализацию по истории искусств на Факультете дополнительных педагогических профессий на отделении "Руководители школьных факультативов "История изобразительного искусства",

В обшей сложности в опытно-экспериментальном исследовании приняло участие более 400 учащихся 10 класса, около 100 студентов и 20 учителей.

Этапы исследования. Исследование проводилось в течение 1984-92 гг.

I. Подготовительный этап /1984-86 гг./ состоял в теоретическом изучении проблемы исследования, анализе педагогической практики эстетического воспитания в старших классах общеобразовательной школы на мате-риале древнерусского искусства; в определении' пели и задач педагогического эксперимента, разработке его методики. К концу этого этапа были определены исходные позиции исследования, его рабочая гипотеза, предмет, задачи и методы экспериментальной работы. Параллельно апробировалась методика поискового эксперимента.

II. Основной этап /1987-90 гг./. Осуществлялся констатирующий эксперимент с целыэ выявления сложившейся педагогической практики по приобщению старшеклассников к древнерусской живописи. Был организован и проведен формирующий эксперимент, показывающий эффективность разработанной нами методики проведения факультативных занятий по изучению древнерусской живописи, результативность примененных нами методов.

III. Заключительный этап /1990-92 гг./ посвящен обработке результатов экспериментальной работы и уточнению полученных выводов.

Научная новизна и теоретическая ценность исследования заключается в анализе особенностей древнерусской живописи с точки зрения использования ее в учебно-воспитательном процессе на факультативных занятиях в 10 классе общеобразовательной школы; выявлении педагогических условий элективного использования жанрового подхода к произведениям дрешерусской живописи в процессе приобщения школьников к древнерусскому художественному наследию.; в научном обосновании и разработке педагогической модели методики изучения дрешерусской живописи на факультативных занятиях. Раскрыта перспективность формирования у старших школьников чуткости к жанровым и стилистическим особенностям произведений иконописи, определяющей собой новый уровень в развитии художественной культуры старшеклассников.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана и экспериментально проверена эффективная методика изучения десятиклассниками древнерусской живописи на факультативных занятиях; выявлено влияние жанрового зрительского подхода к произведениям иконописи на формирование и развитие у школьников интегрированного эстетического восприятия иконописи, ин-

тересов, ассоциативного мышления, умений и навыков анализа произведений средневековой русской живописи.

Результаты исследования могут быть использованы при составлении учебных планов и программ для общеобразовательных и художественных школ, художественно-графических факультетов педагогических институтов, при написании учебных пособий. Данная работа может оказать практическую помощь учителям в качестве методических рекомендаций по вопросам художественного развития школьников путем формирования у них чуткости к жанровым особенностям древнерусской живописи, может быть положена в основу совершенствования содержания и методики факультативов по истории изобразительного искусства.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена использованием комплекса взаимосвязанных методов изучения проблемы: научной методологией; организацией опытно-экспериментальной работы; использованием современных достижений педагогической науки, психологии изобразительного искусства, искусствознания, эстетики, методики преподавания изобразительного искусства. Достоверность проведенного исследования гарантируется объемом собранных в процессе экспериментальных занятий материалов, их многогранностью и репрезентативностью, методами научного анализа,выразившими изменение; отношения десятиклассников к древнерусской живописи, степень усвоения основных понятий, возросший интерес к различным жанрам древнерусской живописи.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались и получили одобрение на научно-теоретических и практических конференциях профессорско-преподавательского состава МГОПИ /1990-92 гг/, на заседаниях кафедры швописи художественно-графического Факультета МГОПИ, в публикациях автора.

Результаты исследования внедрены в практику работы общеобразовательных шксл № 40, 107, 555, 1284, 121 г. Москвы, используются в практике преподавания истории искусств на художественно-графическом факультете и факультете дополнительных профессий МГОПИ.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения, содер-

жит 162 страниц основного текста, 9 таблиц, 8 иллюстраций. Список литературы насчитывает 170 наименований.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность исследования, проблема, формулируются объект и предмет,- ^аскт5ыты цель и задачи, гипотеза, определены методология и методика исследования, показана научная новизна, теоретическая и практическая ценность,

В первой главе "Изучение древнерусской живописи старшеклассниками как психолого-пецагогическая проблема" определяются место и роль эстетического воспитания и художественного образования учащихся 10 класса общеобразовательной школы на мате опале древнерусской живописи, раскрываются научно-теоретические основы•приобщения старшеклассников к древнерусской живописи и ее роли в нравственном и духовном формированию! личности, учитываются возрастные особенности повышения эффективности обучения и эстетического воспитания учащихся средствами русской средневековой живописи.

Специалисты по изобразительному искусству осознают значимость разработки методики изучения древнерусского искусства в школе, но в то же время этот важнейший аспект проблемы эстетического воспитания и художественного образования по существу остается малоизученным в методическом плане. В научных изданиях по истории и теории древнерусской живописи отражена ее многоуровневая структура, но хочется обратить внимание на особенности и спевдфику древнерусской живописи с точки зрения проблем, возникающих в процессе изучения иконописи на факультативных занятиях. Такое выделение проблемы диктуется как объективными потребностями художественно-педагогической практики, так и логикой развития самой теории древнерусской живописи.

Древнерусская живопись является самостоятельным видом живописи, имеющим многовековую историю. Особое значение в плане исследования приобретает вопрос о жанрах древнерусского искусства, открывающий, благодаря труду Г. К. Вагнера, перед исследователями жанровой структуры и системы древнерусского искусства широкие перспективы, показывающий, что понятие жанра с полным правом может быть применено к древнерусскому изобразительному искусству наряду с такими устоявиимися понятиями как

стиль, композиция,образная система и др. В искусствоведении утвердилась мысль об активности и жизнедеятельности Форш произведения, в которой отражается развитие "живописи, ее движение вперед, то есть жанр обладает способностью к движению и разви-тию.% Изменчивость законоЬ, по которым живет жанр, происходит в связи с требованиями времени, но функции жанра - величина постоянная. Для нас особенно важны следующие основные функции жанра: жанр - единица в классификации произведений и показатель их традиционных черт; жанр помогает эстетической коммуникации; он призван дать, хоть и формализованное, но целостное представление о произведении. В зависимости от жанра каждое произведение обладает такими стилистически;® особенностями, которые свойственны только данному произведению. Законы живописных жанров неразрывно связаны со способом воплощения переживания художника. Исходя из этого переживания, можно представить себе ту художественную логику, которая подсказала иконописцу выразительные средства конкретизации этого переживания, благодаря которому древнерусская живопись и воспринимается нами как живая картина человеческой .духовной жизни.

Иконопись - сложное для восприятия искусство. Лишь после того, как десятиклассники восприняли все многообразие переживаний автора иконы, они могут прийти к выводам, определяющим круг идей, которые несет в себе произведение средневековой культуры. Канр становится структурообразующим элементом, ключом, который помогает учащимся открыть для себя иконопись. Жанровый подход свидетельствует о богатстве и разнообразии норм творчества древнерусских художников. Древнерусская живопись имеет свой художественный язык, неотъемлемой частью которого являются специфические жанры: символико-цогматизирующяе, повествовательные и репрезентативные, объединяющие ряд поджанров. Именно с учетом этого явления мы подходим к вопросу об усвоении зрителем-школьником наглядных представлений о средствах и методах изображения в средневековой живописи. Более или менее определенный жанр приближает процесс художественного восприятия к переживанию много раз испытанной эмоции. Наполнение категории жанра искусствоведческим содержанием способствует развитию у школьников интереса к иконописи, готовности вступить в диалог с автором, эстетической отзывчивости на авторские средства выражения.

Изучение жанровой направленности произведений древнерусской живописи более интенсивно способствует устранению отмеченных недостатков эстетического развития и формированию зрителя как участника художественного процесса.

Исходя из этого; диссертант выделяет основную задачу -формирование у школьников представлений и" понятий о различных жанрах древнерусской живописи. В процессе этой работы у десятиклассников вырабатывается особое жанровое чувство, формируется эстетическая отзывчивость и закрепляется устойчивый интерес к древнерусской живописи, что является характерным показателем художественного развития личности школьника.

Экспериментальная система занятий разработана на основа действующей программы Факультативного курса "История изобразительного искусства. X класс". Автор предлагает усовершенствовать программу, введя раздел "Древнерусская живопись", и в границах этого раздела построить занятия на основе их сцепления по жанровому признаку произведений древнерусской живописи, с использованием теоретико-искусствоведческого принципа как стержневого. В этой части излагаются теоретические основы приобщения старшеклассников к древнерусской живописи, описано осмысление задач предстоящей учебной деятельности, планирование работы, построение системы занятий.

Изучая историю древнерусского искусства, учащиеся постигают вековую мудрость народа в очертаниях его искусства, у них Формируется взгляд на отечественную культуру как целостное, многогранное и многофункциональное явление, что помогает решению задач эстетического, нравственного и духовного воспитания подрастающего поколения.

При повышении эффективности обучения и воспитания школьников на основе изучения древнерусской живописи необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности, без которых невозможен высокий уровень знаний, умений, интеллектуальных потребностей. Возрастные особенности у школьников предполагают развитие и формирование всех индивидуальных особенностей личности, поэтому важен учет реальных условий, в которых развивается личность. Учитывая динамику психики необходимо выявлять ее достоинства и недостатки в межличностных отношениях, в отношении к историческому прошлому, в уважении к традициям народа.

Анализ психолого-педагогической проблемы изучения древнерусской живописи на Факультативных занятиях в 10 классе, современного развития науки в области художественного восприятия, а также существующего педагогического опыта использования древнерусского искусства в художественном образовании и эстетическом воспитании учащихся позволяет сделать следующие выводы:

- существует широкий спектр обстоятельств, усиливающий или ослабляющий интерес учащихся к произведениям древнерусской живописи;

- особенностью суждений по вопросу об эстетической ценности произведений дрешерусской живописи является то, что учащиеся

не всегда могут разверчуть свои суждения и соответствующим образом их обосновать. Анализ оценочных суждений учащихся подтверждает положение о необходимости формирования у них системы искусствоведческих знаний по древнерусской живописи;

- неразработанность названной психолого-педагогической проблемы, системного подхода в работе со старшеклассниками в сфере их приобщения к древнерусской живописи, существенно снижает их интерес, и, в свою очередь требует научно-педагогических поисков содержания, активных форм и методов приобщения учащихся старших классов к древнерусской живописи.

Во второй главе "Формирование художественной культуры стар-иеклассников в процессе изучения произведений древнерусской живописи" раскрывается методика обучения, методы и пути реализации образовательных и воспитательных задач при изучении десятиклассниками дрешерусской живописи на Факультативных занятиях, излагается способы обучения основам искусствоведческого анализа произведений древнерусской живописи, пути формирования художественного интереса учащихся к иконописи.

На занятиях по изучению древнерусской зчивописи формируется активное отношение учащихся к культурному наследию Древней Руси, зистема основных понятий по предложенному учебному материалу, 5то составляет стержень содержания обучения и пронизывает все виды учебной работы.

Как показывает проведенное нами исследование, психолого-педагогические основы экспериментального обучения языку древнерусской живописи представляют собой систему взаимосвязанных науч-кых основ. Психологический аспект проблемы тесно связан с проб-

лемой эстетического восприятия произведений древнерусской живописи, воздействия ее на личность учащихся, и, в конечном итоге, с проблемами эстетического развития и формирования личности учащихся. Педагогический аспект, представляющий собой дидактические принципы, приобретает в условиях преподавания свое конкретное, специфическое содержание, определяет те закономерности содержания, экспериментальной методики, которые обеспечивают наиболее успешное овладение учащимися знаний по древнерусской живописи.

Анализируя результаты педагогического эксперимента по формированию жанрового подхода, автор особое внимание уделяет проблеме восприятия. В работе подчеркивается, что жанровый подход не самоцель. Он выступает лишь как определенный принцип восприятия, воспитания ощущения эстетических качеств древнерусской живописи. Для учащихся общий характер иконописи не сразу становится понятен, ведь то, что иконопись - самый субъективный, но вместе с тем и самый всеобщий род живописи, необходимо понять не только умом, но и обязательно пережить. Как показывает исследование, эту способность можно воспитать, существует прямая зависимость между способностями восприятия древнерусской живописи, развитием эстетических способностей и эмоциональных качеств личности.

В процессе занятий в качестве ведущк методов применяются исследовательский метод, метод художественного анализа и сравнительный метод, так как замечено, что факультативы, не обладающие исследовательской направленностью, не вызывают интереса у учащихся.

Предлагаемая методика изучения древнерусской живописи на факультативных занятиях, опирающаяся на указанные выше психолого-педагогические принципы, значительно эффективнее традиционной, при которой эти основы используются отрывочно, не в полной мере. Под влиянием экспериментального обучения успешнее происходит овладение десятиклассниками языком .древнерусской живописи, вырабатывается вдумчивое отношение к иконописи. Без этого е-е красота, непреходящее художественное значение, заключенные в ней идейно-эстетические и этические ценности остаются нескрытыми, а потому и неусвоенными, что обедняет представление не только об иконописи, но и живописи как специфической области духов-

ной культуры.

Практика ведения факультатива по экспериментальной программе убеждает, что теоретическая база, на основе которой разработана и реализована серия занятий по изучению древнерусской живописи, методически оправдана. Когда мы говорим о системе занятий по выработке зрительской отзывчивости у учащихся, то имеем в виду включение в круг рассмотрения различных жанров иконописи, продуманное введение теоретических понятий и их раскрытие в процессе анализа конкретных произведений. Такой подход позволил познакомить учащихся с лучшими образцами средневековой иконописи и системой теоретических понятий: образ, жанр, иконография, стиль, канон др. На основе их усвоения осуществляется движение к более глубокому осмыслению понятия "поэтики жанра" произведений древнерусской живописи, определенных закономерностей развития иконописи, укрепляется представление о диалектическом характере произведений иконописи как эстетических явлений. Конкретный анализ икон в этом случае способствует художественному развитию старшеклассников. Происходит своего рода движение по восходящей: от первоначального знакомства с материалом - к углублению и закреплению его на практических занятиях, а затем - к самостоятельному анализу иконописных произведений с установкой на жанр, я, наконец, - апробация результатов самостоятельной исследовательской работы в различных сферах ученической деятельности.

Результаты формирующего эксперимента убеждают, что осущест-зить воспитательные цели в процессе преподавания древнерусской швописи можно лишь тогда, когда школьники воспринимают художественное произведение как целостное идейно-эстетическое яале-ше. Через постижение художественных образов школьники приходят : постижению нравственного императива произведений иконописи, : осмыслению поднимаемых в них духовно-этических проблем. При юсприятии произведений средневековой живописи не все стороны :роизведения /в силу культурных, социальных и временных причин/ ывают до конца поняты учащимися, однако вневременность и обще-еловечность нравственного идеала способствует возникновению есного контакта между художником и зрителем. Кроме того, воз-ействие подлинного произведения искусства так велико, что до редела обостряет интуицию, заставляет работать с особым напря-знием воображение. Трудно переоценить значение личности автора

в формирован™ нравственного облика учащихся. На факультативных занятиях учитель имеет большую, чем на уроках, возможность использовать различные средства, позволяющие полнее и глубже раскрыть духовный мир средневекового художника.

Анализ произведений иконописи требует знания теории и умения применять эти знания на практике. Наблюдения показали, что глубина анализа по сравнению с началом занятий по древнерусской живописи возросла н их концу. Если в начале" занятий учащиеся оценивали произведения иконописи без учета их жанровой специфики, то по мере формирования жанрового подхода совершенствовалось художественное видение, умение эстетической оценки.

При проверке качества усвоения основополагающих понятий, выяснилось, что результаты, полученные в экспериментальных группах, там, где применялась обучающая методика, выше, чем в контрольных. В итоге реализации экспериментальной программы коэффициент полноты усвоения понятий повысился с 0,4 до 0,75 в экспериментальных группах и с 0,35 до 0,5 в контрольных.Значение коэффициента эффективности применяемой методики по полноте усвоения понятий составило 1,25 , что свидетельствует о достаточно высокой эффективности экспериментальной методики.

Методом рейтинга были выявлены возросшие, по сравнению с учениками контрольных групп, теоретические знания и выработанные умения анализа произведший древнерусской живописи с уста- ■ новкой на жанр.

Последним этапом выявления результатов проведенного исследования явилось тестирование, позволившее наглядно продемонстрировать алгоритм движения в художественном развитии десятиклассников. Констатация уровня развития с помощью индекса дифференциации в начале и конце занятий по экспериментальной программе да- . ла результат: первичное тестирование - АД=0,36; вторичное -ВИ=0,15. Таким образом, алгоритм движения художественного развития учащихся освоивших экспериментальную программу КР=АД-Щ= =0,21. Математический анализ результатов педагогического эксперимента является уточняющим, он подтверждает наблюдения, анализ письменных работ, анкетирования о влиянии факультативных занятий по древнерусской живописи на формирование художественной культуры учащихся.

В заключении диссертации подведены основные итоги работы,

сделаны следующие выводы:

I; Изучение проблемы приобщения учащихся 10 класса общеобразовательных школ к наследию древнерусской культуры - средневековой живописи выявило существенные возможности в деле повышения эффективности эстетического воспитания. Древнерусская живо-тсь представляет собой материал большого диапазона и глубины, 1то способствует динамическому формированию культуры чувств, оптимизации процесса интеллектуально-эмоциональных операций.

2. На основе проведенного анализа выявлено, что существующий в педагогической практике подход к изучению древнерусской швописи не является совершенным. Специфика содержания и формы февнерусского искусства, его роль в эстетическом воспитании ¡таршеклассников предъявляет особые требования к тому, чтобы был ьзят верный аспект, чтобы были найдены эффективные методические фиемы для раскрытия сущности и ценности средневековой иконописи.

3. В ходе исследования была подтверждена выдвинутая нами ипотеза.

4. Установлено, что художественный интерес к древнерусской ивописи - это избирательная направленность личности на искусство

концентрированной знаковой структурой. Интерес к иконописи лри-бретает осознанную форму у школьников лишь к старшим классам, тому способствуют психолого-возрасгные особенности раннего юно-еского возраста, когда возникают и утверждаются сознательное тношение к освоению знаний и потребность в самовыражении. Древ-ерусская живопись в разнообразии ее жанров является одним из ажнейших факторов формирования у школьников художественного от-ошения к действительности, культуры эстетического восприятия.

5. Отношение учащихся к эстетическим и социальным ценностям, аюшченным в произведениях древнерусской живописи, влияет на зтойчивость выбора ими объектов художественных предпочтений, зиление интереса к средневековой религиозной живописи, ценност-¿е ориентации. Тем самым устанавливается непосредственная связь зжду эстетическим воспитанием и формированием нравственной попади личности.

6. Проведенное экспериментальное исследование показало, что целенаправленно организованных формах факультативных -занятий

) изучению иконописи заключается один из путей приобщения стар-[X школьников к этому искусству. Исследовательский характер

этих занятий способствует воспитанию полноценного восприятия десятиклассниками произведений иконописи. Многоплановое наблюдение над художественной "тканью" произведений древнерусской живописи убеждает учащихся не только в значимости идейно-эстетического уровня произведений иконописи, но и в содержательности формы этих произведений.

7. Установлено, что жанровый подход позволяет разработать систему занятий по исследованию древнерусской живописи в ее жанровых проявлениях. Для того, чтобы выработать у старших школьников остроту восприятия произведений иконописи в их своеобразии, необходимо брать для анализа произведения определенной жанровой направленности. Это способствует созданию установки

на жанровое восприятие иконописи, образуется синтез понятийного и эмоционального уровней восприятия произведений, помогающий полному и глубокому усвоению древнерусской живописи в единстве формы и содержания.

8. Воспитание чуткости к жанрово-стилистическим особенностям древнерусской живописи способствует выработке особого жанрового зрительского подхода, оказывающего влияние на различные эстетические способности старшеклассников. Совершенствование художественной культуры учащихся в области древнерусской живописи является неотъемлемой частью личностного развития десятиклассников, их нравственного и эмоционального потенциала. .

9. Разработанная модель приобщения старшеклассников к древнерусской живописи на факультативных занятиях позволяет расширить виды деятельности учащихся, связанные с художественным образованием. Экспериментальная программа ориентирует учителей на обеспечение усвоения учащимися определенной суммы и&о-новедческих знаний, умений и навыков в области художественной культуры, позволяющей старшеклассникам полнее интегрироваться

в современный творческий процесс.

10. Исследование проблемы щи общения учащихся старших классов общеобразовательных школ может быть продолжено по таким направлениям, как например:

- вопросы нравственного воспитания и эстетического развития учащихся средствами древнерусской монументальной живописи;

- расширение возрастных границ для формирования жанрового