автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Освоение студентами художественно-графических факультетов традиций русской иконографии в процессе профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства
- Автор научной работы
- Козлов, Геннадий Васильевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1998
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Освоение студентами художественно-графических факультетов традиций русской иконографии в процессе профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства"
#
V МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ 4 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
КОЗЛОВ Геннадий Васильевич
ОСВОЕНИЕ СТУДЕНТАМИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ТРАДИЦИЙ РУССКОЙ ИКОНОГРАФИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Специачьность 13.00.02-теория и методика обучения изобразительному искусству
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва 1998
Работа выполнена на кафедре живописи Чувашского государственного педагогического института имени И.Я. Яковлева.
Научный руководитель - кандидат педагогических наук,
профессор
УНКОВСКИЙ Андрей Алексеевич
Научный консультант - доктор педагогических наук,
профессор АР ЧАЖНИКО В А Людмила Григорьевна
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,
профессор
ШПИКАЛОВА Тамара Яковлевна, кандидат педагогических наук, профессор
ЛОМОВ Станислав Петрович
Ведущая организация - Московский педагогический
государственный университет
Защита состоится 1998 г. в^_^часов на
заседании диссертационного совета К 113.25.05 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук при Московском государственном открытом педагогическом университете по адрсс\: 109544, Москва, Верхняя Радищевская, д. 16/ 18.
С диссертацией молено ознакомиться в библиотеке МГОПУ. Автореферат разослан ¿-лйгв««? 1998 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета, ур
кандидат педагогических наук, //
доцент // ^л/Л ГеворгянН.Р.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность исследования. Значение профессиональной деятельности учителей изобразительного искусства, предмета в наибольшей степени обращенного к творчеств}: В руках педагога-художника находится удивительный инструмент воздействия - искусство живописи.
Огромное влияние на формирование духовного мира, как самого учителя, так и школьника может оказать древнерусское искусство -яркое и самобытное явление мировой художественной практики. В настоящее время уже не вызывает сомнения тот факт, что приобщение человека к истокам родной культуры, к веками выработанным народом духовным ценностям способно стать основой формирования творческой личности, внести гармонию в этот процесс, благодаря своему мощному нравственному и эстетическому потенциал}'. В этой связи значительный интерес представляют художественные традиции древнерусского изобразительного искусства, в частности, иконографии. Однако, как показывает анализ действующих учебных планов, программ и пособий, именно этот аспект не находит в них должного отражения, не используется в процессе подготовки будущих учителей тот нравственный и эстетический потенциал, что заложен в древнерусском изобразительном искусстве.
Следует отметить, что систематическое изучение сокровищ древнерусского изобразительного искусства началось фактически только в начале XX века, что обусловлено объективными причинами. Рубеж XIX и XX столетий явился поворотным моментом в изучении искусства древних мастеров: иконы ХШ-ХУ1 веков открыли свои тайны благодаря новой технике их реставрации, что позволило исследователям (М.В.Алпатов, В.Н.Лазарев, П.П.Муратов и др.) судить об особенностях развития и творчества отдельных иконописных школ, об их традициях, а также о жизни и творчестве отдельных художников.
В педагогических исследованиях последних лет рассматриваются вопросы внедрения в практик}' обучения различных методов художественного воспитания (Н.М.Молева, З.И.Фомичева и др.), построенных на педагогических идеях отдельных художников (М.Л.Кле-коев). Однако, эти методы, как правило, имеют отношение либо к зар}бежному искусству, либо к эпохе расцвета реалистического искусства в России. Необходимо заметить, что к проблеме изучения древнерусского искусства в школе начинают обращаться некоторые
исследователи. Так, диссертационная работа и учебное пособие Мосиной В.Р. внесли определенный вклад в разработку методики преподавания древнерусского искусства в старших классах общеобразовательной школы. Других исследований, посвященных выше обозначенной проблеме нами, к сожалению, не обнаружено. Таким образом, чаще всего ценнейшие художественные достижения Древней Руси часто остаются недоступными как для учителей изобразительного искусства, так и для их воспитанников.
Учитывая теоретическую неразработанность и практическую значимость проблемы, связанной с исследованием художественного наследия древних мастеров изобразительного искусства и возможностями его использования в подготовке студентов художественно-графических факультетов, мы определили тему нашего исследования: "Освоение студентами художественно-графических факультетов традиций русской иконографии в процессе профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства".
Цель исследования - рассмотрение и анатиз художественных традиций древнерусской живописи, разработка путей их освоения в школьной практике и при подготовке учителей изобразительного искусства.
Объект исследования - процесс профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства.
Предмет исследования - использование художественных традиций русской иконографии в профессиональной подготовке современного учителя изобразительного искусства.
Гипотеза исследования. Совершенствование процесса профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства на художественно-графическом факультете будет более успешным при условии: 1) серьезного изучения древнерусской живописи в историческом контексте; 2) освоения художественных традиций (идейного содержания икон, изобразительных приемов и средств его воплощения), способствующих лучшему пониманию иконы студентами и учащимися; 3) целенаправленного внедрения путей и методов освоения древнерусской живописи в школьную практику (на уроках изобразительного искусства).
Исходя из цели, объекта и предмета исследования, были намечены следующие задачи:
1) проанализировать эволюцию русской иконографии в ХП-ХУП вв., художественные традиции иконописных школ, выявив наиболее актуальное и ценное с точки зрения современного художе-
ственного образования и эстетического воспитания студентов и школьников;
2) разработать спецкурс по изучению художественного наследия древнерусской иконописи студентами художественно-графического факультета;
3) определить возможности использования материалов спецкурса на занятиях по живописи, композиции и колористике в процессе
. профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства.
В соответствии со спецификой и характерными особенностями исследования его методологическую основу составили: принципы историзма (З.И.Равкин), единства эстетического и этического в искусстве (М.С.Каган, В.А.Разумный и др.), системности и диалектического единства мира (И.В.Бла\берг, Э.Г.Юдин и др.), закономерности художественного восприятия (Н.Н.Волков, Л.С.Выготский, Е.И.Игнатьев, В.С.Кузин, П.М.Якобсон), теория и методика эстетического воспитания (А.Я.Зись, Б.Т.Лихачев, С.ПЛомов, ЛЛ.Печко, Ю.У.Фохт-Бабушкин, Т.Я.Шпикалова и др.), а также системно-целостный анализ художественных традиций древнерусского изобразительного искусства (М.ВАлпатов, В.Н.Лазарев и др.).
В диссертации применялись следующие методы исследовательской работы:
- теоретический анализ трудов педагогов, психологов, искусствоведов по проблеме художественного восприятия; произведений классиков отечественной и мировой философ™, позволяющий интерпретировать изу чаемую проблему как культурно-историческое явление;
- методы эмпирического уровня: целенаправленное педагогическое наблюдение, анкетирование, беседы;
- опытно-экспериментальная работа на базе художественно-графического факультета, лицея №1 и школ №№24, 42, 49, 34 г.Чебоксары.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в диссертации рассматривается богатое наследие русской иконографии с позиций его использования в образовательном процессе учебных заведений высшей и средней ступени.
Установлено, что художественные приемы древнерусских мастеров непосредственно взаимосвязаны с идейным содержанием русской иконы, а их освоение способствует наиболее эффективному развитию художественного восприятия уже в школьном возрасте.
Раскрыты возможности включения этого наследия в практику обучения в современных художественных учебных заведениях и в общеобразовательной школе. На основе изучения опыта работы учителей изобразительного искусства в школах и с учетом ряда упущений, существующих в преподавании историко-теоретических дисциплин на художественно-графическом факультете, автором разработан спецкурс (тематический план представлен во второй главе диссертации) и учебно-методическое пособие (в помощь студентам художественно-графических факультетов) по изучению древнерусской иконографии.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что его результаты используются в лекционных курсах по истории искусств и колористики, материалы диссертации могут служить источником совершенствования прежних и появления новых приемов и методов работы с учащимися в ходе освоения практических дисциплин. - рисунка, живописи, технологии живописных материалов. Разработанный факультативный курс по изучению древнерусской иконографии может стать для будущих учителей изобразительного искусства важным этапом в их работе со школьниками.
Определяя положения, выносимые на защиту; автор исходит из убеждения, что "народ, не помнящий своего прошлого, не имеет и будущего". Данный тезис указывает на необходимость изучения опыта прошлых лет и в искусстве. В контексте современных требований к учебно-воспитательному процессу художественные традиции древнерусского изобразительного искусства представляют собой объективную ценность, имеют непреходящее значение и могут быть использованы в условиях профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Изучение древнерусской иконописи является необходимым условием профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства, поскольку- позволяет студентам обратиться к истокам зарождения изобразительного искусства на Руси, постичь духовность древнерусской живописи, ее нравственные начала и общечеловеческую ценность.
2. Разработанный и апробированный автором спецкурс способствует полноценному развитию личности будущего учителя изобразительного искусства, так как формирует у него бережное отношение к культуре своей страны, а также обогащает его профессиональный багаж знаниями об идейной и содержательной стороне искусст-
ва иконописи и особенностях его художественного языка.
3. Освоение традиций русской иконографии поможет учителю изобразительного искусства донести до школьников богатый мир русской иконы, проникнуть в ее содержание, изучить детей понимать ее язык.
Основной опытно-экспериментальной базой исследования был избран художественно-графический факультет Чувашского государственного педагогического института им. И.Я.Яковлева. Исследование осуществлялось в три этапа.
На первом этапе (1994-1995 гг.) осуществлен теоретический анализ проблемы, включивший в себя изучение психолого-педагогической, философской, искусствоведческой и методической литературы по обозначенной проблеме.
На втором этапе (1995-1997 гг.) в ходе констатирующего и обучающего экспериментов на базе художественно-графического факультета Чувашского пединститута и школ города Чебоксары проверена и скорректирована гипотеза исследования, а также разработан и апробирован спецкурс "Древнерусская иконография".
На третьем этапе (1997-1998 гг.) проведены анализ и обобщение результатов экспериментального исследования, сформулированы выводы, закончено литературное оформление диссертационного материала.
Достоверность выводов и результатов исследования обусловлены четкостью определения соискателем теоретических позиций, формированию которых способствовал анализ художественных традиций иконографии в философском, искусствоведческом и педагогическом аспектах, а также рассмотрение их в историческом плане; методологической обоснованностью экспериментального исследования; возможностью использования учебного материала на разных уровнях образовательной системы (школа, вуз).
Апробация результатов исследования осуществлялась по следующим направлениям:
1. Проведение опытно-экспериментальной работы на базе художественно-графического факультета Чувашского госпединститута им. И.Я. Яковлева и в школах г.Чебоксары.
2. Выступления автора с докладами на семинарах аспирантов и соискателей в Чувашском пединституте, на ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава и межвузовских конференциях.
3. Издание учебно-методического пособия "Эволюция русской
иконографии" и статей в сборниках научных трудов Чувашского педагогического института.
4. Внедрение результатов исследования в учебный процесс по курсам "Колористика", "История искусств" и на занятиях по академической живописи на художественно-графическом факультете ЧГПИ им. И.Я. Яковлева.
5. Обсуждение результатов исследования на кафедре живописи Чувашского госпединституга.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены проблема, цель, объект, предмет, задачи, методология, методы исследования, сформулирована гипотеза и положения, выносимые на защиту, изложены научная новизна, теоретическая и практическая значимость, пути апробации и внедрения полученных результатов.
В первой главе освещается историко-теоретический и педагогический аспекты проблемы путем анализа соответствующей литературы. В первом параграфе, посвященном эволюции русской иконографии, рассматриваются исторические условия появления иконы на Руси, связанные с принятием от Византии христианства в момент создания раннефеодального государства с центром в Киеве.
Как показывает анализ литературных источников, принятие христианства как господствующей религии имело для древней Руси ряд важных последствий. Одним из них явилось поднятие культуры Киевской Руси, грамотности, образования, развитие зодчества и живописи. Однако, русское христианство носит своеобразный характер, соединяя новую церковную идеологию с языческим обожествлением природы. Эти черты языческого мировоззрения находят отражение, в частности, в живописи и придают ей жизнерадостность, оптимизм, которые отсутствуют в византийском искусстве.
Особенностью древнерусской живописи можно считать и способ усвоения принципов византийского искусства, к чему; по словам В.Н.Лазарева, стремились буквально во всех странах. Но лишь Киевская Русь, сделав византийское наследие своим достоянием, дала ему глубокое творческое претворение. Канонические установления, полученные от Византии, воспринимались не как внешние рамки и
ограничения, а как крепкое основание, на котором только и возможно созидание во всей полноте жизни отдельного человека и всего народа. Одной из главных черт русского изобразительного искусства и это необходимо объяснять учащимся, является ее свободолюбивый характер, поскольку именно он служил источником великих достижений в области древнерусской иконописи.
Это внутренняя духовно-творческая свобода была одной из причин развития множества русских иконописных школ. Так, в исторической перспективе можно проследить последовательное развитие и угасание школ Киевского и Владимиро-Суздальского княжеств, а после дробления последнего - Ярославской, Костромской, Ростовской и других школ. Одна из древнейших, Новгородская школа, тем не менее, достигает своего расцвета лишь в начале XIV века, а после создания централизованного Российского государства в XV веке на первый план выдвигается Московская школа живописи.
Подъем русского искусства в XV веке определяется тем, что народный дух приобретает несвойственную ему дотоле способность к сопротивлению иноземным влияниям: рушатся попытки обратить Россию в латинство, а русская иконопись, достигая своего расцвета, впервые освобождается от ученической зависимости, становится вполне самобытной и русской. Наиболее яркое выражение эти изменения находят в творчестве А.Рублева, в частности, в выполненных им образах святых, которые подкупают своей благостностью и добротой. Рублев и его современники близко подошли к классическому образу человека цельного, гармоничного, мудрого, доброго и прекрасного. Необходимо заметить, что данный образ представляет собой идеал человека, формированию которого неоднократно приступали педагоги разных эпох.
Проявление данных ренессансных тенденций в русском искусстве периода образования Русского централизованного государства тесно связано с укреплением духовного единства русского народа и ростом национального самосознания, появление которого академик Д.С. Лихачев считает одним из самых показательных моментов эпохи нарождающегося гуманизма. Гуманистическая направленность древнерусского изобразительного искусства ясно прослеживается во всех его сюжетах и образах. Поэтому несомненную пользу для учащихся и студентов представляет восприятие и анализ иконописных изображений. Так, образ Богоматери становится для них вечным символом сострадания и материнской любви, образ Георгия -олицетворением защитника слабых, победы добра над злом, и сю-
жет ''Успение" - воплощением венной проблемы жизни и смерти, а изображение "Преображения Господня" приводит студентов к мысли о превосходстве духовного начала над физическим. Богатая содержанием и идеями русская икона способна дать современной молодежи пищу для размышлений о настоящем и будущем, пробудить стремление к самосовершенствованию и благим деяниям.
В процессе дальнейшего развития русской иконописи (XVI век) проникновенный лиризм и поэтическая мягкость постепенно уступают место пышному великолепию, торжественности и изысканности. Кроме того, в живописи XVI века находит отражение рост просвещения и расширение крута интересов русских людей, благодаря чему иконопись приобретает в ряде случаев новый, светский характер. Для современного подрастающего поколения представляет несомненный интерес ознакомление с новыми сюжетами, в которых своеобразно отразился дух данной эпохи.
Во втором параграфе рассматриваются художественные традиции русской иконографии: принцип обратной перспективы, инвариантность письма, атакже символичность изображения и цвета. Фронтальное построение и обратная перспектива иконы способствовали привлечению внимания зрителя к одной точке, каковой, как правило, были глаза святого, с целью более глубокого погружения вглубь композиционного построения. Многие художники в своем творчестве обращались к этому принципу; его же используют педагоги на занятиях по курсу "Композиция". Кроме того, для христианской живописи характерен принцип инвариантности художественного мышления, выражающийся в стремлении использовать в произведении стереотипные элементы. Так, все изображения "набирались" из небольшого ряда цветовых и пластических символов, обладающих устойчивыми художественными значениями.
Глубокой символикой обладает и цветовой строй иконы. Так, пурпурный цвет - цвет божественного и императорского достоинства, только Богоматерь изображалась в пурпурных одеждах. Красный цвет - цвет пламенности, и в то же время знак истинности воплощения Христа. Белый цвет в иконах часто противостоит красному как символ божественного цвета и святости. Однако, из всех цветов один только золотой, солнечный, означает центр божественной жизни, а все прочие находятся по отношению к нему в некотором подчинении, словно иконописец предутадывает открытую веками позже тайну солнечного спектра.
Еще одной специфической чертой русской художественной тра-
диции можно считать пейзажное мышление, благодаря которому в древнерусской иконописи сформировался национальный образ природы. Понимание п восприятие может стать одним из источников воспитания у современной молодежи бережного отношения к окружающему миру. Это больше чем образ Земли в душе, это способность к узнаванию в природе и перенесению в природу того, что определяется как национальный образ истины. Сложилось это издревле, изначально: то. во что верил чело век, то и светило емув красках пейзажа, то и созерцал он в природе, как говорили в старину "умными очами".
В третьем параграфе подчеркивается мысль о необходимости прививать детям со школьной скамьи интерес и уважение к культурным достижениям прошлых эпох, о том, что в современной школе надо учить не только познавать, но, познавая, любить. В этом смысле на первый план выдвигается не столько проблема образования, сколько проблема воспитания.
Мировое древо культуры имеет множество ветвей национальных культур, каждая из которых отличается неповторимым своеобразием, вносящим свои чудесные достижения в духовную сокровищницу планеты. Идея единства и неразрывной преемственности культуры является основным двигателем и главным показателем эволюции человечества. В связи с вышесказанным автор поднимает вопрос о воспитании детей в духе Прекрасного, а самым универсальным средством в условиях современной школы являются уроки искусства.
Открытые и\же досту пные специалистам великие традиции искусства необходимо не только всячески охранять, но и всячески внедрять в современную жизнь, ибо только тогда может быть достигнута цель - преображение человечества. А для школьников именно уроки искусства могут стать путеводителем в мир истинной Красоты. От созерцания и восприятия прекрасных образов, которые развивают воображение, чувства, вкус, - к пробуждению в детях творческого начала - великим этическим переживаниям, преображающим человека, утончающим его дух. Таков путь самосовершенствования, начинать который молено уже в школе.
Подтверждением правомерности наших рассрвдений мы обнаружили в исследованиях М.Г. Неклюдовой и Н. И. Киященко. В первом рассматривается непреходящее значение традиций иконописи для творчества художников всех поколений вплоть до наших дней. В другом подчеркивается, что педагогика искусства призвана форми-
ровать поколение "'культуротворящих исторических личностей"', поскольку существует неразрывная связь художественных произведений с нравственными критериями личности, убеждениями, представлениями человека о жизненно важных для общества и лично для него ценностях.
В проанализированных нами школьных и вузовской программах наблюдается лишь эпизодическое использование этого материала. Обращаясь к искусству Древней Руси, авторы, как правило, делают акцент на декоративно-прикладное искусство, забывая при этом, что вся жизнь русского человека была также связана с христианскими обрядами и их изобразительными воплощениями в виде храмов, фресковых росписей, икон. Более того, народное декоративное искусство настолько крепко сплелось с христианскими традициями, символикой, что подчас бывает трудно определить, где заканчивается одно и начинается другое.
История материальной и духовной культуры России, в том числе иконографии, предлагается к рассмотрению лишь в восьмом классе в ходе бесед об искусстве. Однако на наш взгляд, идейная насыщенность и многообразие форм русской иконописи позволяют широко использовать ее в разных классах не только в ходе бесед, но и в практических заданиях, способствующих пониманию языка данного вида искусства.
Разумеется, что достичь этого можно при условии, если учитель изобразительного искусства сам владеет навыком прочтения иконы, разбирается не только в исторических условиях возникновения и развития иконографии, но и в особенностях иконописных изображений (образах, сюжетах, композиционных принципах, колористических решениях). Как свидетельствует рассмотренная нами программа для художественно-графических факультетов пединститутов (1988), данная проблема частично решается лишь в курсе "Истории искусств". Но и здесь иконопись фигурирует как второстепенный элемент украшения храмов, не раскрывается ее сущность, не рассматриваются ни колористические, ни композиционные приемы иконописного письма.
Вышеназванные недостатки программы побудили автора к разработке и введению на художественно-графическом факультете спецкурса по освоению будущими учителями изобразительного искусства традиций русской иконографии.
Во второй главе представлены материалы опытно-экспериментальной работы, которая осуществлялась в несколько этапов. Базой
для исследования служили художественно-графический факультет Чувашского госпединститута, а также пять школ города Чебоксары (лицей №1, школы №№ 49,34 . 24, 42). В работе были задействованы 87 студентов, 6 преподавателей изобразительного искусства и 82 школьника младшего и среднего возраста.
Опрос учителей и школьников показал, что древнерусская иконопись не изучается в школе, этот материал не предусмотрен программой, и учителя не знают, как к нему подступиться. Кроме того, учителя отметили как неблагоприятную тенденцию сокращение часов по рисованию, музыке, художественному труду, связанное с ранней профориентацией, что требует больше времени для изучения математики, английского языка и других "серьезных" дисциплин. В результате этого дети лишаются возможности в полной мере освоить культурное наследие своих предков. Данное обстоятельство заставляет нас серьезнее подойти к вопросу профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства, заботясь об их всестороннем развитии.
Наш педагогический эксперимент мы строили с учетом дидактических принципов: воспитывающего обучения, научности, сознательности и активности учащихся, а также систематичности и последовательности обучения. Все они охарактеризованы в первом параграфе.
Принцип воспитывающего обучения заключен в том нравственном потенциале, который несут в себе идеи и образы русской иконы. Принцип научности предполагает усвоение системы достоверных, научно обоснованных знаний, касающихся как языка живописи, так и закономерностей его восприятия зрителем. Необходимо учитывать, что одним из главных условий эстетического восприятия произведения изобразительного искусства является настроенность, подготовленность, иначе говоря "установка" зрителя (Волков Н.Н.). Данная установка, с одной стороны, определяется всем предшествующим художественным опытом личности, а с друтой, - непосредственно созданным в данный момент предрасположением к восприятию. Следовательно, в создании подобной установки большая роль отводится преподавателю, который служит для учащихся проводником в мир изобразительного искусства.
Разработка спецкурса потребовала сведений об исходном уровне знаний студентов в области древнерусской живописи. С этой целью было организовано констатирующее анкетирование среди студентов первого курса художественно-графического факультета. Проводилось
оно одновременно в письменной форме и охватило в течение двух лет 87 студентов. Выбор пап на первый курс по нескольким причинам: во-первых, первокурсники еще достаточно "чисты", поскольку только начинают получать профессиональное образование; во-вторых, программой первого курса предусмотрено изучение "Колорис-тики", в процессе чего студенты получат некоторые знания о цветовом строе иконы.
Анкета включата десять вопросов, которые касались наиболее общих тенденций и проблем развития иконописи на Руси и предполагали наличие у студентов определенных знаний, художественной наблюдательности, а также умения размышлять. В результате анкетирования самое матое количество ответов было получено на пятый вопрос (касавшийся русских иконописных школ) -18,6 % всех опрошенных, а самое большое - 100% - на седьмой (о цветовой гамме). Однако и здесь далеко не все ответы можно было признать верными, поскольку в оценке колористического строя иконы студенты ориентировались на близкую и знакомую им палитра реалистической живописи. То же самое касапось и других вопросов. В итоге верными оказались в среднем 27,65 % полученных ответов.
Анализ результатов анкетирования показал, что большинство студентов имеют поверхностные знания и смутные представления о процессе развития иконописного искусства на Руси, о его идейной сущности и средствах ее воплощения, одним из которых является колористический строй иконы. Второй частью констатирующего эксперимента являлся анализ академических работ по живописи, выполненных те ми же студентами в первом семестре. Постановка представляла собой натюрморт из двух-трех простых по форме и цвету предметов. Задачи: определить характер и напряжение предметного цвета различных объектов натюрморта, найти общую гармонию декоративных пятен в композиции. Анализируя выполненные студентами работы, мы пришли к выводу; что основная часть студентов справилась с определением предметного цвета, но в части гармонизации декоративных пятен у большинства из них возникли затруднения. Полученные результаты еще более укрепили нас в намерении разработать и апробировать спецкурс "Древнерусская иконография" на первом курсе художественно-графического факультета, поскольку одной из закономерностей колористического строя русской иконы является цветовая гармония.
Второй этап исследования (1995-1997) включал в себя обучающий эксперимент по древнерусской иконографии в первом семестре
первого курса, предваряя изучение студентами "Колористики:', осуществляемое во втором семестре. Одним из обоснований такой последовательности может служить такой факт, что искусство иконописи во временном отношении существовало значительно раньше реалистической живописи, на материале которой строится курс "Коло-ристики".
В обучающем эксперименте участвовали 42 студента, из числа тех, что уже были охвачены на констатирующем этапе. Обучающий эксперимент включал в себя занятия разных видов: лекционные, практические, а также ознакомительные. Все они были направлены на то, чтобы представить студентам наиболее полную картину развития иконописи на Руси, а, кроме того, дать им возможность на практике воплотить некоторые из принципов иконописного письма. Лекционный материал (20 часов) построен таким образом, чтобы, познакомив студентов с историей развития иконописи, подвести их к пониманию идейного содержания, образной основы иконы и средств их воплощения.
Особый акцент сделан на иконописи ХГУ-Х V веков, когда образный строй иконы достиг наибольшей ясности и выразительной силы. Однако русская икона поражает нас не только своей одухотворенностью, но и цветом, его безусловной гармонией и эмоциональной глубиной. Именно поэтому на лекциях внимание студентов обращалось на отличия в цветовом и композиционном строе иконы и реалистической картины. Благодаря сравнительному анализу студенты убедились, что икона отличается от картины не только крутом образов, но и тем, что в ней нет глубины пространства в современном понимании: фигуры и вещи не окутаны воздухом. "Плоскостность" иконы являлась следствием изобразительного мышления иконописца, которое подчинялось, с одной стороны, легенде, а с другой, - выразительному узору цветовых пятен, подчеркивая тем самым символическое значение изображаемого.
Таким образом, одним из главных средств передачи содержания является колористический строй иконы. В его основе лежит локальный цвет: в противоположность современной трактовке цвета, распадающегося на оттенки (рефлексы, цветные тени), цвет каждого предмета в иконе дан отдельным пятном, кое-где перекрытым пробелами и затемнениями. Каждая часть одежды, каждый предмет, лики, волосы охарактеризованы своим цветом, при этом между отдельными пятнами локального цвета мы не видим ни непрерывных, ни дробных переходов. Кроме того, нужного звучания цвета иконописец до-
стигал удельным весом и расположением цветовых пятен, их соседством и относительной величиной. Не вызывая конкретных ассоциаций с предметным миром, цвет иконы вызывает глубоко заноженные общие ассоциация, которые могут принять у разных людей различную конкретную форму: Сила цвета, способная вызвать эти ассоциации, достигается в лучших образцах русской иконы широким использованием контрастных пар цветов с подчинением их цветовой доминанте и строгим линейным ритмом, выделяющим главное цветовое звучание и главные элементы сюжета. Наконец, еще одной особенностью колористического строя иконы можно считать характерное понимание белого цвета: в отличие от реалистической живописи чисто белый цвет существует в иконе на равных правах с другими основными цветами
Полученные на лекциях знания по истории развития и особенностям русской иконописи студенты имели возможность применить на последующих семинарских занятиях (10 час.). Первое из них было посвящено вопросу воплощению содержания иконы средствами цветовой выразительности. Именно с точки зрения взаимосвязи колористического строя иконы и ее содержательных задач студентам предлагалось проанализировать несколько произведений: "Преображение" кон. XIV в., А.Рублев "Крещение" и "Вознесение" нач. XV века. Цель этой работы: понять и объяснить смысл построения цветовых соотношений в той или иной иконе. На следующем (втором) занятии к анализу были представлены произведения художников кон. XIX- нач. XX вв., в той или иной мере унаследовавших традиции русской иконописи. Студентам предстояло определить, какие именно традиции древнерусского искусства воплотились в работах Врубеля, Рябушкина, Рериха и Петрова-Водкина. Одной из них и является колористический строй иконы.
Некоторые его стороны студенты осваивали на последующих трех занятиях в процессе выполнения практических заданий по колорис-тике. Студентам были предложены следующие задания: 1. "Обобщение цвета на основе оптического смешения локальных цветовых пятен"; 2. "Деформация пространства при помощи локальных цветовых пятен"; 3. "Создание равновесия на плоскости путем сочетания локальных цветовых пятен с пустотами белого листа".
Цель первого задания состояла в том, чтобы помочь студентам глубже понять намерения древнерусского мастера в применении тех или иных цветовых сочетаний с доминирующим значением контрастной пары. Предварительно преподаватель разъяснял суть задания:
студенты должны на основе своих знаний цветового крута и закономерностей цветовых сочетаний создать в изображении иллюзию зеленого. оранжевого или фиолетового цвета путем не физического (на палитре), а оптического смешения основных цветов (красного, синего, желтого). Достигнуть такого эффекта можно, располагая рядом небольшие цветовые пятна или нанося краску точками на определенном цветовом фоне, который должен быть контрастным цвету; возникающему вновь.
Используя свойство контрастных цветов усиливать друт друга, студенты вывели следующие варианты решения данного задания: 1. синий + желтый = зеленый на красном фоне; 2. красный + желтый = оранжевый на синем фоне; 3. красный + синий = фиолетовый на желтом фоне. Студенты могли самостоятельно выбрать форму воплощения задания: предметы или геометрические фигуры.
В качестве домашней работы они выполняли второе задание по колористике, посвященной деформации пространства при помощи локальных цветовых пятен. Его целью являлось осознание студентами законов построения пространства в иконе. В ходе предварительного рассуждения преподаватель объяснял, в чем заключалось задание: создать впечатление выгнутого и вогнутого изображения с помощью сочетания локальных цветовых пятен. Была также предложена и одна из форм воплощения: углубление, воронка, и наоборот, выступ, выпуклость в центре листа. В процессе выполнения задания студенты использовали свои знания о пространственных свойствах цвета: холодные цвета являются "отступающими", а теплые - "выступающими"; а также придавали большое значение и светлоте цвета, учитывая, что светлые цвета оптически увеличивают, а темные -оптически уменьшают изображение.
Представленные студентами работы по первому и второму заданиям обсуждались в начале следующего (четвертого) занятия. После чего к выполнению предлагалось третье задания. Предварительно опять следовало объяснение преподавателя, показавшего на примерах анализа икон XV века "Сошествие во ад", "Снятие с креста", "Введение во храм" и др. использование белого цвета в иконописи. От студентов требовалось умение грамотно расположить цветовые пятна на плоскости белого листа, чтобы создать впечатление уравновешенности и целостности изображения.
Теоретическим обоснованием данного задания для нас явился анализ процесса восприятия иконы, который начинается с того, что зритель видит общий цветовой строй (пятна и их соотношения) и
только потом всматривается в детали. Так, например, новгородской иконе XV века "Чудо о Флоре и Лавре" первое, что бросается в глаза (по определению студентов) - это ритмичность и перекрестная симметрия локальных цветовых пятен. Такое умелое сочетание подчеркивает присущую древнерусской живописи цветовую орнаменталь-ность, что, тем не менее, не нарушает целостности формы. Совместно со студентами были намечены возможные формы воплощения данного задания: бабочка, осенний лист, прямоугольное панно.
Разбор выполненных работ происходил на последнем (пятом) занятии, где обобщались результаты всех трех заданий. Все без исключения студенты справились с заданиями, разница заключалась лишь в количестве представленных вариантов - от одного до трех. Так, в первом задании все три возможных варианта выполнили 50% студентов, два из трех - 33,3%. Второе задание также выявило различные цветовые решения: например, 25% студентов изобразили выпуклое и вогнутое пространство при помощи растяжки по светлоте одного цвета, что тоже является верным решением. С третьим заданием справились все студенты, но большинство из них (66,6%) выбрали вариант заполнения локальными цветовыми пятнами белого альбомного листа без обращения к конкретной предметной форме.
Таким образом, все три задания достигли своей цели - практическое освоение студентами некоторых особенностей колористического строя русской иконы. На последнем занятии были обсуждены и выявлены возможности использования материала данных заданий на уроках изобразительного искусства в школе. В ходе обучающего эксперимента, помимо аудиторных занятий, было организовано посещение музеев и действующих в Чебоксарах храмов, а по окончании курса студенты писали и защищали реферат на одну из выбранных тем.
С целью определения результативности обучающего эксперимента был проведен контрольный срез: анкетирование в экспериментальной и контрольной группах. Контрольная группа состояла из студентов того же первого курса, а за основу была взята анкета контактирующего этапа исследования. Результаты анкетирования красноречиво свидетельствуют о различном уровне знаний контрольной и экспериментальной группах. Так, если в контрольной группе на предложенные вопросы не смогли ответить в среднем 23,32% студентов, то в экспериментальной группе таковых не оказалось. Кроме того, в экспериментатьной группе было дано больше полных раз-
вернуты.ч ответов, чем в контрольной (соответственно - 80% и 14,5%).
Помимо этого результативность обучающего эксперимента наглядно проявилась в академических работах, выполненных студентами первого курса во втором семестре. Анализ работ (натюрморт из двух-трех предметов с использованием ограниченной палитры -охра, английская красная, ультрамарин) показал, что работы студентов экспериментальной группы выгодно отличаются от соответствующих работ в контрольной группе. У первых точнее найдены цветовые сочетания, лучше материализованы цвет и фактура предметов постановки.
Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность разработанного спецкурса "Древнерусская иконография" в деле подготовки будущих учителей изобразительного искусства.
В заключении обобщаются основные результаты исследования, формулируются общие выводы:
1. Обзор эволюции и художественных традиций русской иконографии доказывает существование органической взаимосвязи между историческим прошлым нашей страны и развитием ее искусства, поэтому познание студентами первого способствует более глубокому осознанию второго и наоборот.
2. Богатое по своему нравственному и эстетическому потенциалу искусство древнерусской иконописи предоставляет большие возможности для профессионачьного развития будущих учителей изобразительного искусства.
3. Анализ ныне действующих программ для школы и вуза показывает, что выше названный пласт русского искусства в недостаточной мере осваивается как школьниками, так и студентами.
4. Изучение художественных традиций русской иконографии студентами художественно-графического факультета позволяет им глубже проникнуть в основу и колористического строя не только древнерусской иконописи, но и других видов изобразительного искусства.
5. Разработанный нами спецкурс способствует развитию у студентов чувства цветовой гармонии, что позволяет им более грамотно выполнять задания по академической живописи и колористике.
Данное исследование не претендует на универсальность и предполагает дальнейшее изучение проблемы.
По теме исследования автором опубликованы следующие работы:
1. К вопросу о значении древнерусской живописи для формиро-
вания духовного потенциала подрастающего поколения //Формирование социально устойчивой личности учащейся молодежи в современных условиях: опыт, проблемы, перспективы. - Чебоксары, 1996 .-С.141-143.
2. Эволюция русской иконографии /в помощь студентам художественно-графического факультета/. Учебно-методическое пособие.-Чебоксары, 1997.-60 с.
3. Проблема традиций в русской живописи и ее значение для профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства //Сборник научных трудов студентов и аспирантов. -Чебоксары, 1997.-С. 114-118.
4. Символизм - одно из главных средств передачи идейного содержания русской иконы //Вестник Чувашского государственного педагогического института им. И.Я. Яковлева. 1(2). - Чебоксары, 1998 - С.65-70.
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Козлов, Геннадий Васильевич, 1998 год
ВВЕДЕНИЕ с. 3
ГЛАВА 1. Историко-теоретический и педагогический аспекты проблемы
1.1. Эволюция древнерусской иконографии 12
1.2. Художественные традиции русской иконописи 39-62 1.3. Идеи и образы русской иконографии вдержании художественного воспитания подрастающего поколения 62
ГЛАВА 2. Содержание и методика экспериментальной работы
2.1. Принципы и методы организации педагогического эксперимента 78
2.2. Констатирующий эксперимент 86
2.3. Обучающий эксперимент 93
2.4. Результаты экспериментальной работы 109
Введение диссертации по педагогике, на тему "Освоение студентами художественно-графических факультетов традиций русской иконографии в процессе профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства"
Актуальность исследования. В настоящее время, когда социальной переоценке подвергается широкий спектр ценностей, особую значимость приобретает эстетическое воспитание и художественное образование подрастающего поколения. Не стоит в стороне от этих требований и педагогическая наука. В условиях изменения общечеловеческих запросов стали уже нетерпимыми многочисленные штампы и стереотипы, накопившиеся за последние десятилетия в педагогической теории и практике.
Необходимость качественного обновления системы образования, ориентация ее на раскрытие творческого потенциала человека требуют существенных изменений в содержании и методах обучения отдельным дисциплинам. В связи с этим трудно переоценить значение профессиональной деятельности учителей изобразительного искусства, предмета в наибольшей степени обращенного к творчеству. В руках педагога-художника находится удивительный инструмент воздействия - искусство живописи.
Огромное влияние на формирование духовного мира, как самого учителя, так и школьника может оказать древнерусское искусство - яркое и самобытное явление мировой художественной практики. В настоящее время уже не вызывает сомнения тот факт, что приобщение человека к истокам родной культуры, к веками выработанным народом духовным ценностям способно стать основой формирования творческой личности, внести гармонию в этот процесс, благодаря своему мощному нравственному и эстетическому потенциалу. В этой связи значительный интерес представляют художественные традиции древнерусского изобразительного искусства, в частности, иконографии. Однако, как показывает анализ действующих учебных планов, программ и пособий, именно этот аспект не находит в них должного отражения, не используется в процессе подготовки будущих учителей тот нравственный и эстетический потенциал, что заложен в древнерусском изобразительном искусстве.
Следует отметить, что систематическое изучение сокровищ древнерусского изобразительного искусства началось фактически только в начале XX века, что обусловлено объективными причинами. До того, как художники научились «чистить» иконы, т.е. освобождать древние краски от насевших на них копоти и позднейших записей, искусствоведы и историки имели возможность судить об иконах только по образцам конца XVH и XVTH веков ( впрочем, для этого периода характерно угасание уникального вида искусства, образцы же XTV-XV веков - периода расцвета иконописи -, казалось, утрачены были навсегда). Именно начало XX века явилось поворотным моментом в изучении искусства древних мастеров: иконы ХШ-ХУ1 веков открыли свои тайны благодаря новой технике их реставрации, что позволило исследователям (М.В.Алпатов, В.Н.Лазарев, П.П.Муратов и др.) судить об особенностях развития и творчества отдельных иконописных школ, об их традициях, а также о жизни и творчестве отдельных художников.
Нужно признаться, наша духовная необразованность не дает возможности «читать» икону, это «Евангелие для неграмотных», подобно тому, как могли «читать» ее русские крестьяне в ХШ-ХУП веках. Мы не знаем языка иконописи, смысла тех символов, с помощью которых икона «разговаривает» с человеком и с помощью которых он постигает ее идейное содержание. Кроме того, мы почти не имеем, к сожалению, способности и возможности воспринимать древнерусскую икону в ее историческом и литературном аспектах. Совершенным образцом той высшей реальности, о которой напоминает нам икона, написанная красками, может считаться лишь православное богослужение в целом - с его таинствами, гимнографической и музыкальной организацией богослужения, храмовой архитектурой и организацией пространства внутри храма, системой росписи, иконостасом (лишь небольшой частью которого является икона). Восприятие иконы в естественном контексте той духовной культуры, в которой она была создана, и в том священном ритме, в котором она жила в Древней Руси, нами уже утеряно. Но движимые желанием помочь современному человеку войти в мир древней иконы, современные иконописцы пытаются возродить каноническую церковную живопись в действующих православных храмах, по тому же пути идут и те, кто возрождает древний знаменный распев. Следует также заметить, что попытка приоткрыть для детей завесу над величием и красотой русской иконы вполне под силу и педагогу изобразительного искусства, для чего вначале он сам должен принять и осознать это явление.
В педагогических исследованиях последних лет рассматриваются вопросы внедрения в практику обучения различных методов художественного воспитания ( Н.М.Молева, З.И.Фомичева и др. ), построенных на педагогических идеях отдельных художников ( М.Л.Клекоев ). Однако, эти методы, как правило, имеют отношение либо к зарубежному искусству, либо к эпохе расцвета реалистического искусства в России. Таким образом, получается, что ценнейшие художественные достижения Древней Руси часто остаются недоступными как для учителей изобразительного искусства, так и для их воспитанников.
Учитывая теоретическую неразработанность и практическую значимость проблемы, связанной с исследованием художественного наследия древних мастеров изобразительного искусства и возможностями его использования в подготовке студентов художественно-графических факультетов, мы определили тему нашего исследования: «Освоение студентами художественно-графических факультетов традиций русской иконографии в процессе профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства».
Цель исследования - рассмотрение и анализ художественных традиций древнерусской живописи, разработка путей их освоения в школьной практике и при подготовке учителей изобразительного искусства.
Объект исследования - процесс профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства.
Предмет исследования - использование художественных традиций русской иконографии в профессиональной подготовке современного учителя изобразительного искусства.
Гипотеза исследования. Совершенствование процесса профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства на художественно-графическом факультете будет более успешным при условии: 1) серьезного изучения древнерусской живописи в историческом контексте; 2) освоения художественных традиций (идейного содержания икон, изобразительных приемов и средств его воплощения), способствующих лучшему пониманию иконы студентами и учащимися; 3) целенаправленного внедрения путей и методов освоения древнерусской живописи в школьную практику (на уроках изобразительного искусства).
Исходя из цели, объекта и предмета исследования, были намечены следующие задачи:
1) проанализировать эволюцию русской иконографии в XII-XVII вв., причины ее расцвета и упадка, художественные традиции иконописных школ; даявив наиболее актуальное и ценное с точки ървтя. современного гу-ДРкесгьфвд о^^ ожееттшо-граормчеетого факультета; 3) возможности жиолузозант >•.;живописи', кошай иции.г .и, кодариети к©- в вроцееее: просрее-шсшлвдой подготовки учителей тлвобраеительыого искусства.
В соответствии со спецификой и характерными особенностями исследования его методологическую основу составили: принципы историзма (З.И.Равкин), единства эстетического и этического в искусстве (В.А.Разумный, М.С.Каган и др.), системности и диалектического единства мира (И.В.Блауберг, Э.Г.Юдин и др.), закономерности художественного восприятия (Л.С.Выготский, П.М.Якобсон, Н.Н.Волков, В.С.Кузин,
Е.И.Игнатьев), теория эстетического воспитания (Б.Т.Лихачев, А.Я.Зись, Л.ППечко, Ю.У.Фохт-Бабушкин и др.), а также системно-целостный анализ художественных традиций древнерусского изобразительного искусства (М.В.Алпатов, В.Н.Лазарев и др.).
В диссертации применялись следующие методы исследовательской работы:
- теоретический анализ трудов педагогов, психологов, искусствоведов по проблеме художественного восприятия; произведений классиков отечественной и мировой философии, позволяющий интерпретировать изучаемую проблему как культурно-историческое явление;
- методы эмпирического уровня: целенаправленное педагогическое наблюдение, анкетирование, беседы; опытно-экспериментальная работа на базе художественно-графического факультета, лицея №1 и школ №№24,42,49, 34 г. Чебоксары.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в диссертации рассматривается богатое наследие русской иконографии с позиций его использования в образовательном процессе учебных заведений высшей и средней ступени.
Установлено, что художественные приемы древнерусских мастеров непосредственно взаимосвязаны с идейным содержанием русской иконы, а их освоение способствует наиболее эффективному художественному восприятию иконы уже в школьном возрасте.
Раскрыты возможности включения этого наследия в практику обучения в современных художественных учебных заведениях и в общеобразовательной школе. На основе изучения опыта работы учителей изобразительного искусства в школах и с учетом ряда упущений, существующих в преподавании историко-теоретических дисциплин на художественно-графическом факультете, автором разработан спецкурс ( тематический план представлен во второй главе диссертации ) и учебно-методическое пособие ( в помощь студентам художественно-графических факультетов ) по изучению древнерусской иконографии.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что его результаты используются в лекционных курсах по истории искусств и колористики, материалы диссертации могут служить источником совершенствования прежних и появления новых приемов и методов работы с учащимися в ходе освоения практических дисциплин - рисунка, живописи, технологии живописных материалов. Разработанный факультативный курс по изучению древнерусской иконографии может стать для будущих учителей изобразительного искусства важным этапом в их работе со школьниками.
Определяя положения, выносимые на защиту, автор исходит из убеждения, что «народ, не помнящий своего прошлого, не имеет и будущего». Данный тезис указывает на необходимость изучения опыта прошлых лет и в искусстве. В контексте современных требований к учебно-воспитательному процессу художественные традиции древнерусского изобразительного искусства представляют собой объективную ценность, имеют непреходящее значение и могут быть использованы в условиях профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Изучение древнерусской иконописи является необходимым условием профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства, поскольку позволяет студентам обратиться к истокам зарождения изобразительного искусства на Руси, постичь духовность древнерусской живописи, ее нравственные начала и общечеловеческую ценность.
2. Разработанный и апробированный автором спецкурс способствует полноценному развитию личности будущего учителя изобразительного искусства, так как формирует у него бережное отношение к культуре своей страны, а также обогащает его профессиональный багаж знаниями об идейной и содержательной стороне искусства иконописи и особенностях его художественного языка.
3. Освоение традиций русской иконографии поможет учителю изобразительного искусства донести до школьников богатый мир русской иконы, проникнуть в ее содержание, научить детей понимать ее язык, способствует формированию всесторонне развитой личности.
Основной опытно-экспериментальной базой исследования был избран художественно-графический факультет Чувашского государственного педагогического института им. И.Я.Яковлева. Исследование осуществлялось в три этапа.
На первом этапе (1994-1995 гг.) осуществлен теоретический анализ проблемы, включивший в себя изучение психолого-педагогической, философской, искусствоведческой и методической литературы по обозначенной проблеме.
На втором этапе (1995-1997 гг.) в ходе констатирующего и обучающего экспериментов на базе художественно-графического факультета Чувашского пединститута и школ города Чебоксары проверена и скорректирована гипотеза исследования, а также разработан и апробирован спецкурс «Древнерусская иконография».
На третьем этапе (1997-1998 гг.) проведены анализ и обобщение результатов экспериментального исследования, сформулированы выводы, закончено литературное оформление диссертационного материала.
Достоверность выводов и результатов исследования обусловлены четкостью определения соискателем теоретических позиций, формированию которых способствовал анализ художественных традиций иконографии в философском, искусствоведческом и педагогическом аспектах, а также рассмотрение их в историческом плане; методологической обоснованностью экспериментального исследования; возможностью использования учебного материала на разных уровнях образовательной системы (школа, вуз).
Апробация результатов исследования осуществлялась по следующим направлениям:
1. Проведение опытно- экспериментальной работы на базе художественно-графического факультета Чувашского госпединститута им.И.Я.Яковлева и в школах г.Чебоксары.
2. Выступления автора с докладами на семинарах аспирантов и соискателей в Чувашском пединституте, на ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава и межвузовских конференциях.
3. Издание учебно-методического пособия «Эволюция русской иконографии» и статей в сборниках научных трудов Чувашского педагогического института.
4. Внедрение результатов исследования в учебный процесс по курсу «Колористика» на художественно-графическом факультете ЧГПИ им. И.Я.Яковлева.
5. Обсуждение результатов исследования на кафедре живописи Чувашского госпединститута.
Структура диссертации. Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены проблема, цель, объект, предмет, задачи, методология, методы исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе освещены основные этапы эволюции русской иконографии, художественные традиции русской иконописи, нашедшие свое отражение, как в идейном содержании иконы, так и в приемах его воплощения; а также охарактеризовано современное состояние проблемы использования художественных традиций русской иконографии в эстетическом воспитании подрастающего поколения.
Во второй главе излагаются принципы организации экспериментальной работы, результаты констатирующего и обучающего этапов исследования, сформулированы основные выводы исследования.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог нашему исследованию, выделим его основные моменты. Изучение многочисленной литературы по истории искусств, посвященной древнерусской живописи убедило нас в том, что в XI-XVII веках иконопись была в великом почете на Руси. Несмотря на большое количество школ, каждая из которых отличалась некоторым своеобразием, идейная сущность и функциональная направленность иконописи как искусства оставалась неизменной. Наиболее ценным для нас, потомков, является то, что каждое иконописное изображение несет в себе частицу духа той эпохи, когда она была создана, а каждый образ, пусть в обобщенном виде, но выражает определенную идею.
В искусствознании, психологии и педагогике стало уже хрестоматийным положение о том, что сущностью образа является единство общего и особенного, объективного и субъективного, содержания и формы. Более того, образ является сплавом и средством передачи мыслей и чувств, воспроизводя жизнь и концентрируя идейно-художественную информацию вокруг явления, события, он несет эмоционально-окрашенные, диалектически взаимосвязанные в своем существе элементы познания и оценки действительности.
Таким образом, древний мастер пытался не только воплотить общее (особенности и уровень развития культуры определенной эпохи), но и отразить частное (свое собственное видение и оценку происходящего). Благодаря этому русская иконопись, по сравнению с византийской, являясь отражением мироощущения русского человека, наполнена светом, человечностью, жизнелюбием и оптимизмом. Воплощая в себе общечеловеческие идеи мира, добра и вечности, русская икона всегда понятна и доступна тем, кто владеет ее своеобразным языком.
Именно на это и направлено наше исследование: предоставить будущим учителям изобразительного искусства возможность познакомиться с источником возникновения живописи на Руси, традициями в изобразительных приемах иконописи, а также проследить эволюцию и преемственность художественных традиций древнерусской живописи в современном искусстве. Одной из главных особенностей иконописи мы считаем ее колористический строй, для которого характерно использование небольшого количества основных цветов и локальных цветовых пятен, в отличие от современной живописи, где цветовая гамма значительно обогащена за счет смешивания красок на палитре и в процессе работы на холсте. К характерным особенностям иконописного письма относится и цветовая символика (закрепление определенного цветового тона за конкретным образом или предметом), которая играла значительную роль в передаче идейной сущности образа, помогала понять ее, не прибегая к детализации изображения.
Разработанный нами спецкурс «Древнерусская иконография» предназначен для студентов художественно-графических факультетов, где осуществляется подготовка учителей изобразительного искусства для общеобразовательных школ. Для проведения обучающего эксперимента мы выбрали первый семестр первого курса, так как следом во втором семестре в учебном плане предусмотрено изучение «Колористики», науки о цвете.
Проводимый в течение двух лет обучающий эксперимент убедил нас, что предварительное освоение колористических особенностей иконописи обогащает художественные представления и профессиональный багаж студентов, способствует более качественному выполнению ими академических работ по живописи. Тем не менее, совсем не исключена возможность изучения древнерусской иконографии и на более старших курсах, поскольку тогда студенты будут иметь возможность применить полученные знания на педагогической практике в школе.
Необходимость введения данного спецкурса была подсказана, во-первых, обращением к опыту работы учителей изобразительного искусства в школах города. Оказалось, что никто из них не знает, как подступиться к этому вопросу, особенно в младших классах. Со старшими школьниками единственным методом они считают беседы по древнерусскому искусству и экскурсии в музей и храмы города.
Такое положение дел не покажется странным, если обратиться к школьным программам по изобразительному искусству, их анализ мы попытались осуществить в §3 первой главы. Во-вторых, анализ вузовской программы для художественно-графических факультетов также свидетельствует о весьма поверхностном изучении древнерусской иконописи в «Истории искусств», несмотря на то, что никто не отрицает ее значения в становлении русского реалистического искусства. Поэтому вполне уместным здесь будет призыв Н.Рериха: «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего», прозвучавший еще в начале 20-х годов нашего столетия.
Первоначальное анкетирование студентов первого курса и анализ их академических работ по живописи, последовательно в 1996 и 1997 годах, показали, что студенты имеют приблизительное и поверхностное представление об иконописи как искусстве, а также невысокий уровень развития чувства цветовой гармонии. Для обучающего эксперимента из этих же студентов были сформированы группы, которые в течение одного семестра занимались дополнительно по курсу «Древнерусская иконография». Как было отмечено во второй главе нашего исследования, занятия со студентами проходили в различных формах: лекции, семинары, экскурсии, диспуты, написание и защита реферата.
Конечная цель занятий - освоение студентами художественных традиций русской иконографии как теоретически, так и практически - была достигнута. Контрольный срез в конце обучающего семестра наглядно показал, что студенты из экспериментальных групп значительно превосходят своих сокурсников по уровню знаний и практических умений (см. §4 гл.2). Это нашло подтверждение, в частности, в том, что далеко не все студенты контрольных групп ответили на большинство вопросов, а в ответах допустили много ошибок, чего нельзя сказать о результатах анкетирования в экспериментальных группах Кроме того, полученные в ходе освоения спецкурса практические навыки нашли свое отражение в академических работах студентов экспериментальных групп, что выгодно отличало их от работ других студентов. Немаловажным является и тот факт, что в ходе практических занятий спецкурса были намечены варианты заданий для работы учителя на уроках изобразительного искусства как в младших, так и в старших классах, что несомненно станет для студентов хорошим подспорьем в их дальнейшей профессиональной деятельности.
Таким образом, разработанный нами спецкурс «Древнерусская иконография» является весьма эффективным в процессе профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства, которые призваны стать для школьников проводниками вечных общечеловеческих ценностей, так умело зашифрованных в древних иконописных изображениях.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Козлов, Геннадий Васильевич, Москва
1.Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне.- М., 1982
2. Аксенов Ю.Г., Левидова М.М. Цвет и линия. Практическое руководство по рисунку и живописи. Вып.1.- М.: Сов.художник, 1976.- 301с.
3. Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры: Межвузовский сб.науч.тр./ Шуйс.пед.ин-т; Редкол.: Т.Я.Шпикалова, Л.В .Ершова.- Шуя, 1994.- 196с.
4. Алексеев С.С. О колорите.- М., 1974.
5. Алехин А.Д. Изобразительное искусство.- М., 1984.
6. Алехин А.Д. О языке изобразительного искусства.- М., 1973.
7. Алпатов М.В. Краски древнерусской иконописи.- М., 1974.
8. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие: Кн.для учителя.- М., 1990.
9. Алпатов М.В. Художественный мир древнерусских икон // Алпатов М.В. Этюды по всеобщей истории искусств.- М., 1979.- С.161-176.
10. Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства. Т.1.- М.: Искусство, 1967.-216 с.
11. Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства // Художественное творчество.-Л., 1982.-С. 234-245.
12. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды.- М.: Педагогика, 1980. Т.1.-228 с.
13. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей.- М., 1964.
14. Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека // Познавательные процессы: ощущения, восприятие.- М., 1982.- С. 7-31.
15. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление.- М.: Мысль, 1988.- 253 с.
16. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие.- М., 1974.- 392 с.
17. Арчажникова Л.Г. Совершенствование подготовки учителя музыки в условиях высшего заочного педагогического образования.- Методические рекомендации.- М., 1985.- 46 с.
18. Арчажникова Л.Г. Структура профессиональной деятельности учителя музыки // Подготовка учителя музыки к профессиональной деятельности в школе.- Ярославль, 1985.- С. 5-17.
19. Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки //■ Авто-реф.дисс.докт.пед.наук.-М., 1986.-36 с.
20. Арчажникова Л.Г. Формирование профессиональной направленности мышления учителя музыки // Вопросы исполнительской подготовки учителя музыки.-М., 1984.-С. 8-18.
21. Бабанский Ю .К. Избранные педагогический труды.- М.: Педагогика, 1989.- 560 с.
22. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.-М.: Просвещение, 1985.-208 с.
23. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание.- М., 1925.240 с.
24. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи.- М.: Просвещение, 1993.
25. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты.- М., 1989.
26. Блауберг И.В., Юдин Б.Г. Понятие целостности и его роль в. научном познании.- М.: Знание, 1972.- 48 с.
27. Блауберг И.В. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности.-М.,1969.- 48 с.
28. Блонский П.П. Избранные психологические произведения.- М.: Просвещение.- 547 с.
29. Боголюбов Н.С. Изобразительное искусство, IV курс: Учеб.метод.пособие для студентов-заочников худож.-граф.фак.пед.ин-тов.- М., 1988.
30. Бодалев А.А. Психология личности.- М., 1988.- 187 с.
31. Борев Ю.Б. Эстетика.- М.: Политиздат, 1988.- 496 с.
32. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве.-М., 1990.- 140 с.
33. Буйновская Л.Г. Проблема адекватности эстетического восприятия произведений искусства// Автореф. канд.филос.наук.- М., 1982.- 21 с.
34. Буслаев Ф.И. Общие понятия о русской иконописи // Буслаев Ф.И. О литературе: Исследования. Статьи.- М., 1990.- С. 294-388.
35. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики.- Киев, 1991.- 406 с.
36. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси.- М.: Искусство, 1993.-255 с.
37. Валентайн К. Психология красоты / Результаты экспериментальных исследований.- Л., 1926.- 136 с.
38. Ванслов В. Всестороннее развитие личности и виды искусства.- М., 1966.
39. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов.- М., 1988.
40. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства.- М., 1985.
41. Витковский Н.С., Щербо А.Б., Джола Д.И. Формирование эстетической культуры младших школьников.- Киев: Радянска школа, 1980.- 134 с.
42. Возрастная и педагогическая психология под ред.А.В.Петровского.- М., 1978.
43. Волков Н.Н. Восприятие картины.- М., 1976.- 32 с.
44. Волков Н.Н. Цвет в живописи.- М.: Искусство, 1984.- 311 с.
45. Выготский Л.С. Психология искусства.- М., 1986.
46. Гамаюнов В.Н. Рисунок и живопись. Ведение в теорию изображения.- М., 1971.
47. Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика. Методология, теория,практика.-Киев, 1986.
48. Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике.- Санкт-Петербург, 1995.- 372 с.
49. Грегори P.JI. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия.- М., 1982.
50. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении.- М.: Педагогика, 1972.- 423 с.
51. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика.- 1995, №1.- С. 29-39.
52. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретич. И экс-перим.психологич.исслед.- М.: Педагогика, 1986.- 240 с.
53. Давыдова С.Д. Формирование эстетических оценок младших школьников под воздействием искусства // Автореф. канд.пед.наук.- М., 1991.- 22 с.
54. Дайн Г.Л., Шпикалова Т.Я. Народная русская игрушка: Альбом для учащихся 1-4 кл.-М., 1983.
55. Додонов Б.И. Эмоция как ценность.- М.: Политиздат, 1978.- 272 с.
56. Елизова Е.А. Эстетическая деятельность в системе нравственного воспитания младших школьников // Автореф. канд.пед.наук.- М., 1989.- 16 с.
57. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения (Условность древнего искусства).-М., 1970.- 123 с.
58. Зайцев А.С. Наука о цвете и живописи.- М., 1986.
59. Занков Л.В. О предмете и методах дидактических исследований.- М., 1962.
60. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т.1.- М.,1986.-316 с.
61. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей.- М., 1961.
62. Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина слова подвижнические.-М., 1858.
63. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-8 классы. Под общ.ред.Б.М.Неменского.-М.: Просвещение, 1990.- 143 с.
64. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративноприкладного искусства / Программа для 5-8 кл.под ред.Т.Я.Шпикаловой.-М.: Просвещение, 1994.- 128 с.
65. Изобразительное искусство. 1-3 классы.- М.: Просвещение, 1991.- 29 с.
66. Изобразительное искусство. 5-8 классы.- М.: Просвещение, 1991.- 80 с.
67. Изобразительное искусство. 8-11 классы / Сост.В.С.Кузин, М.Н.Сокольникова.- М.: Просвещение, 1991.-16 с.
68. Икона / Сост.А.С.Кравченко, АЛ.Уткин.- М., 1993.- 253 с.
69. Искусство: Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика: Ч.З. Русское искусство/ Сост.М.В .Алпатов, Н.Н.Ростовцев.-М., 1989.
70. Искусство и дети. Эстетическое воспитание за рубежом. Сост.В.Шестаков.-М., 1969.
71. Исследование проблем психологии творчества / Под ред.Я.А.Пономарева.-М., 1983.
72. Каган М.С. Морфология искусства.- М., 1972.- 440 с.
73. Кантор И.М. Понятийно-терминологический аппарат педагогики.-М.,1980.
74. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности.-М., 1959.
75. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Теория отражения и проблемы эстетики.-М.: Искусство, 1983.- 224 с.
76. Клекоев М.Л. Педагогические идеи художников // Автореф. . канд.пед.наук.- Санкт-Петербург, 1992.- 17 с.
77. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество.- М.-Педагогика, 1990.- 142 с.
78. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб.пос.- М., 1991.
79. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования.- М.: АО «Столетие», 1994,-142 с.
80. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения.- М., 1955.
81. Кравков С.В. Цветовое зрение.- М., 1951.
82. Краевекий В.В. Методология педагогического исследования: Учеб.пособие для курсов повышения квалификации науч.-пед.кадров.-Самара, 1994.- 162 с.
83. Краевекий В.В. Проблемы научного обоснования обучения: методологический анализ.- М.:Педагогика, 1977.- 264 с.
84. Краевекий В.В. Теоретические основы процесса обучения в советской школе.- М., 1989.
85. Кузин B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3-классах: Пособие для учителя.- 2-е изд., М., 1983.
86. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе.- М., 1977.
87. Кузин B.C. Психология.- М., 1982.- 256 с.
88. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности.- Л., Изд. Ленингр.ун-та, 1967.- 183 с.
89. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя.- Л.,1985.-32 с.
90. Лазарев В.Н. Русская иконопись (от истоков до начала XVI века).- М., 1983.- 160 с.
91. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М., 1975.- 304 с.
92. Леонтьев А.Н. Избранные психологические исследования: В 2-х тт.- М.: Педагогика, 1983 .Т. 1.- 391 с.
93. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения.- М.: Педагогика, 1981.- 185 с.
94. Лернер И .Я. Учебный предмет, тема, урок.- М., 1988.- 80 с.
95. Лихачев Д.С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого.-М.-Л., 1962.
96. Лихачев Д.С. Культура Руси эпохи образования русского национального государства.- Л., 1946.
97. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси.- М., 1970.
98. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси.- М.: Просвещение, 1981.- 336 с.
99. Макаренко А.С. Методы педагогических исследований.- М., 1979.
100. Максимов Ю.В. У истоков мастерства: Народное искусство в художественном воспитании детей: Из опыта работы.- М., 1983.
101. Мастера искусства об искусстве.- М., 1970.
102. Матисс А. Сборник статей о творчестве.- М., 1958.- 98 с.
103. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие.- М., 1985.
104. Методологические проблемы развития педагогической науки / под ред.П.Р.Атутова и др.- М., 1985.
105. Миронова Л.Н. Цветоведение: Учебное пособие.- М., 1984.- 286 с.
106. Мойнова М.М. Развитие художественно-образных представлений младших школьников в изобразительной деятельности // Автореф. . канд.пед.наук.-М., 1993.- 16 с.
107. МосинаВ.Р. Древнерусское искусство в школе.- М., 1992.
108. Муратов П.П. Русская живопись до середины XVII века.-В кн.: Игорь Грабарь. История русского искусства, VI.- М., 1914.- С. 5-406.
109. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избр.психол.тр.- М.,1995.-356 с.
110. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции.- М., 1982.- 319 с.
111. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия.- М.: Музыка, 1972.- 384 с.
112. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца ХЕХ-начала XX века.- М.: Искусство, 1991.- 396 с.
113. Некрасов А.И. Древнерусское изобразительное искусство.- М., 1937.
114. Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания.-М., 1981.
115. Новлянская З.Н. Эстетическое отношение как один из индикаторов художественных способностей // Художественное творчество.- Л.: Наука,1983.- С. 216-220.
116. Оганов A.JI. Логика художественного творчества.- М., 1972.
117. Осетров Е.И. Живая Древняя Русь.- М., 1985.
118. Петров Ю.А. Культура мышления. Методологические проблемы научно-педагогической работы.- М., 1990.
119. Петрушин В.И. Музыкальная психология. Пособие для учащихся и студентов сред. И высш.муз.учеб.завед.- М.: ТОО «Пассим», 1994.- 303 с.
120. Пипер Мифология и символика христианского искусства.- Веймар, 1847.
121. Пластические искусства. Краткий терминологический словарь / под общ.ред.А.М.Кантора.- М., 1994.- 160 с.
122. Платонов К.А. Проблемы способностей.- М., 1972.
123. Повышение эффективности уроков изобразительного искусства / под ред.В.С.Кузина.-М., 1975.
124. Пономарев Я.А. Психология творчества.- М., 1976.
125. Попова О.С. Искусство Новгорода и Москвы первой половины XIV века. Его связи с Византией.- М., 1980.
126. Принцип развития в психологии.- М., 1978.
127. Проблемы воспитания и образования молодежи в национальной школе. Сб.тучных трудов аспирантов и преподавателей.- Чебоксары, 1996.-125 с.
128. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии.- М., 1978.
129. Психическое развитие младших школьников / Под ред.В.В.Давыдова.-М.: Педагогика, 1990.- 160 с.
130. Психология восприятия: Материалы советско-норвежского симпозиума.-М.: Наука, 1989.-194 с.
131. Психология процессов художественного творчества.- Л., 1980.
132. Психология эмоций. Хрестоматия.- М., 1984.- 287 с.
133. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность, формы, методы.-М., 1969.- 190 с.
134. Рапацкая JI.А. Формирование художественной культуры учителя музыки в условиях высшего музыкально-педагогического образования // Авто-реф. докт.пед.наук.- М., 1991.- 36 с.
135. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. Проблемы художественного творчества.- М., 1978.
136. Раппопорт С.Х. Художественное восприятие и развитие художественной культуры школьника // Эстетическая культура и эстетическое воспи-тание:Кн.для учителя / Под ред.Н.И.Киященко и др.- М.: Просвещение, 1983.- С. 231-255.
137. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. Очерк основных методов.- М., 1980.- 288 с.
138. Рерих Е.И. Письма. Т.2,- Рига, 1940.- 335 с.
139. РерихН.К. Берегите старину.- М., 1993.- 72 с.
140. Рерих Н.К. Держава Света. Сост.Д,Н.Попов.- М.: Йзобразит.искусство, 1993.- 321 с.
141. Рерих Н.К. О Вечном.- М.: Политиздат, 1991.
142. Рерих Н.К. По старине // Собр.соч., кн. 1,1914.
143. Рерих Н.К. Стремиться к Прекрасному.- М., 1993.- 120 с.
144. Роль искусства в развитии способностей школьников / Под ред.Е.К.Чухман.- М.: Педагогика, 1985.- 144 с.
145. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.- М.: Просвещение, 1980.- 240 с.
146. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х тт. Т.2.- М.: Педагогика, 1989.-488 с.
147. Русская икона. Альбом / Вступ. ст.Е.Н. Варламовой. М.: Изобразительное искусство, 1994.
148. Симонов П.В. и др. Происхождение духовности.- М.: Наука,1989.-350 с.
149. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. В помощь начинающему исследователю.- М., 1986.- 150 с.
150. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики.- М.: Педагогика, 1984.- 96 с.
151. Сластенин В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность.- М.: Магистр, 1997.- 223 с.
152. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб.пособие для студентов пед.учеб.заведений.-М.: Школа-Пресс, 1997.- 542 с.
153. Сластенин В.А., Филиппенко Н.И. Культура умственного труда студентов: Учеб.пособие,- М.: Прометей, 1994.- 108 с.
154. Современная дидактика: теория-практике. Под ред. И.Я.Лернера, И.К.Журавлева.-М., 1994.-288 с.
155. Современные проблемы истории образования и педагогической науки. Т.1. Под ред. З.И.Равкина.-М., 1994.- 189 с.
156. Соловьев B.C. Собрание сочинений, т. 7.- Спб., 1903.
157. Сохор А.Н. Восприятие и оценка искусства обществом и их воздействие на художественное творчество // Вопросы социологии искусства.- Л., 1980.-С. 41-58.
158. Столович Л.Н. Эстетическая и художественная ценность: сущность, специфика, соотношение.- М., 1983.- 64 с.
159. Структура и уровни эстетического сознания у старшеклассников / Под ред. Е.П.Крупник и др. М., 1989.- 126 с.
160. Тальберг Н. История русской церкви.- Издание Свято-Успенского Пско-во-Печерского монастыря, ч. 1,1994.- 528 с.
161. Творческий процесс и художественное восприятие / Под ред. Д.Д.Благой, Б.Ф.Егорова, Б.М.Кедрова, Б.С.Мейлаха.- М., 1978.
162. Теплов Б.М. Избранные труды.- М., 1985. Т. 1.- 225 с.
163. Тихомиров М.Н. Исторические связи России со славянскими странами и Византией.- М., 1969.
164. Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе.- Новосибирск, 1991.-111 с.
165. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита.- М., 1980.
166. Унковский А.А. Цвет в живописи,- М., 1983.
167. Успенский Б.А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиции формы.- М., 1970.- 223 с.
168. Успенский Л.А. Богословие иконы православной церкви.- Московский патриархат, 1989.- 475 с.
169. Философия русского религиозного искусства ХУ1-ХХ вв. Антология / Сост., общ.ред. и предисловие Н.К.Гаврюшина.- М.: Прогресс, 1993.- 400 с.
170. Художественная деятельность / Отв. ред. В.И.Мазепа.- Киев, 1980.-295 с.
171. Цойгнер Г. Учение о цвете.- М., 1971.
172. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности.- М., 1994.
173. Чистяков П.П. Письма. Записные книжки. Воспоминания.- М., 1953.593 с.
174. Шевченко Г.П. Эстетическое воспитание в школе.- Киев: Радянска школа, 1985.- 144 с.
175. Шегаль Г.М. Колорит в живописи.- М., 1957.
176. Шмелев И.П. Дуплекс-модулер, или система модульных квадратов. Полный канон.- В кн.: Проблемы синтеза искусства и архитектуры.- Л., 1974.
177. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителя.- 2-е изд., перераб. и доп.- М., 1979.
178. Шпикалова Т.Я. Современные художественные промыслы: Альбом цветных репродукций для учащихся 1-3 кл.- М., 1983.
179. Шульга Р.П. Искусство и ценностные ориентации личности.- Киев: Нау-кова думка, 1989.- 118 с.
180. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.- М.: Педагогика, 1988.- 205 с.
181. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 1986.- 144 с.
182. Эстетическое отношение подростков к искусству и действительности.
183. М.: АПН СССР, 1983.- 235 с.
184. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия.- М.,1964.- 86
185. Якобсон П.М. Психология художественного творчества.- М., 1971.