автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие традиций народной сельской школы в истории Псковской губернии 19 - начала 20 века
- Автор научной работы
- Новикова, Александра Геннадьевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Псков
- Год защиты
- 2002
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Новикова, Александра Геннадьевна, 2002 год
Введение . 3
Глава 1. Теоретические и методологические предпосылки исследования педагогических традиций
1.1 .Сущность и природа учений о традиции . .12
1.2.Основные характеристики педагогической традиции в конце
19- начале 20 века.56
Выводы по первой главе.91
Глава 2.Особенности становления традиций сельской школы
Псковской губернии.93
2.1 .Религиозно-нравственное наследие церковно - приходской школы . .96
2.2.Роль земства в развитии сельской народной школы.131
2.3.Историческая преемственность традиций сельской народной школы для современности. 162
Выводы по второй главе.185
Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие традиций народной сельской школы в истории Псковской губернии 19 - начала 20 века"
Одним из важнейших звеньев в цепочке, соединяющей поколения и столетия, является образование. На его основе происходит целенаправленное формирование личности, ориентированной на саморазвитие. Современная государственная образовательная политика сегодня направлена на модернизацию всех звеньев образовательного процесса. В данной ситуации структурно-содержательная реструктуризация сельской школы признаётся необходимой не только для устойчивого развития образования, но и для реформирования аграрного сектора страны.
Подчёркивается, что сельская школа является единственным интеллектуально-культурным центром села, от результатов её деятельности в прямой зависимости находится решение многих социально-культурных и социально-экономических вопросов на селе.
Изменившиеся социальные условия ставят перед сельской школой новые образовательные задачи. В этой связи остро встаёт вопрос об улучшении качества и доступности образования за счёт более эффективного использования материально-технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов сельских общеобразовательных учреждений на основе их концентрации и кооперации.
Перспективным направлением реструктуризации должен стать комплексный подход, учитывающий особый социо-культурный статус сельской школы, демографические особенности региона, накопленный позитивный опыт и традиции сельских школ.
За историю российского образования сложился особый самобытный тип сельской школы, неимеющий аналогов в западноевропейских системах образования. Этот феномен действительно является нашим педагогическим наследием. Бесценный опыт сельской школы сохраняет свою значимость и актуальность сегодня, поэтому в настоящее время возрастает потребность в его переосмыслении. Сегодня необходимо учесть как положительные, так и отрицательные стороны результатов её многосторонней деятельности.
Рассматривая проблемы современной сельской школы в территориальных рамках, мы отмечаем, что Псковская губерния во многом отражает типичные черты, объединяющие её со всей Россией. Она на протяжении 19 - начала 20 века оставалась в постоянных границах, являлась ярко выраженным сельскохозяйственным регионом, что чрезвычайно важно для нашего исследования.
В диссертационном исследовании предпринята попытка осмыслить сложившуюся систему традиций сельской школы с точки зрения учения о традиции, что, как нам представляется, даст возможность полнее и глубже уяснить причины её нынешних проблем, поможет определить место и роль сельской школы в социуме, с тем, чтобы процесс реструктуризации способствовал эффективному развитию сельской школы. Этим и обусловлена актуальность темы исследования.
В педагогической науке и образовательной практике глубоко исследованы проблемы современной сельской школы. Этому вопросу посвящены работы Г.Ф.Суворовой, М.П.Гурьяновой, А.Е.Кондратенкова, Р.М.Шерайзиной, П.А.Жильцова и др.
История педагогики имеет в своём арсенале ряд обстоятельных работ, анализирующих деятельность земств в сфере народного образования (В.Ф.Абрамов, Е.Князев, С.А.Крылова, З.Д.Днепров, В.Н.Лещиков и др.).
Осмысление значимости религиозно-нравственного наследия для образования и воспитания раскрывается в трудах Б.М.Бим-Бада, Б.С.Гершунского, Е.П.Белозерцева, Н.Д.Никандрова, М.Г.Тайчининова, В.Ю.Троицкого и др.
Однако проведённый нами анализ многочисленных источников по данной проблематике, позволяет заключить, что процессы формирования сельской школы как осооого типа^становлений ее традиции, сложившихся в результате /1еятельности местных органов самоуправления - земств, а также: церкви, сельских обществ, подвижников - просветителей, в их взаимосвязи и взаимообусловленности ещё не нашли достаточного теоретического осмысления и обобщения, а поэтому не стали эффективным средством для решения проблем современной сельской школы.
Представляется, что культурно-исторический и сравнительный анализ традиций церковно-приходских, земских, министерских школ позволит обобщить их опыт, осмыслить его теоретически и использовать при реструктуризации общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, что, как нам представляется, даст возможность полнее и глубже уяснить три важные проблемы, а именно:
- каково место и роль современной сельской школы в решении социально-культурных и социально-экономических вопросов на селе;
- каковы общие причины, вызвавшие кризисное состояние сельских школ;
- в чём состоит то общее, характерное для системы традиций сельской школы Псковской губернии 19 - начало 20 века, что может способствовать её эффективной структурно-содержательной реструктуризации.
Учитывая характер проблемы, её актуальность, теоретическую неразработанность, определена тема исследования: «Развитие традиций народной школы в истории Псковской губернии 19 -начала 20 века».
Целью данного исследования является: изучение и обобщение исторического опыта и традиций сельской народной школы Псковской губернии 19-начала 20 века.
Объект исследования - сельские народные школы Псковской губернии 19-начала 20 века.
Предмет — система традиций в процессе становления народной сельской школы Псковской губернии 19 - начала 20века.
Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
I.Изучить теоретические подходы к учению о традиции в качестве мировоззренческой и методологической основы.
2.Установить характерные червы, которые обусловливают характер педагогических традиций и закономерности их проявления в 19 - начале 20 века в России.
3.Определить уникальные и особенные традиции земских, церковноприходских школ Псковской губернии 19 - начала 20 века.
4.Исследовать качественные характеристики современной сельской школы.
5. Установить преемственность педагогических традиций для структурно-содержательной реструктуризации сельской школы сегодня.
Источниковедческую базу исследования составили разнообразные по характеру материалы: архивные, нормативные документы, монографии, диссертационные исследования, теоретические труды по истории образования, философии, психологии, антропологии, материалы педагогической прессы.
Теоретико-методологической базой исследования явились труды, посвященные:
- различным подходам к учению о традиции /И.Т.Касавин, К.Э.Маркарян, И.Д.Плахов, О.А.Сергеева, И.В.Суханов, Д.М.Угринович, Е.Шацкий/.
- историко-педагогические и философские аспекты образования /В.В.Зеньковский, И.Е Киреевский, С.А.Рачинский, В.В.Розанов, В.Н. Сорока-Росинекий, Л.Н.Толстой, К.Д Ушинский, С Т. Шацкий/ -концептуальные подходы к проблеме сельской школы /М.П.Гурьянова, П.А.Жильцов, Р.Н.Князев, А.Копылова, А.Е.Кондратеньков, Г.Ф.Суворова, Е.Н.Степанов, Р.М.Шерайзина/.
Решение поставленных задач потребовали привлечения и использования следующих методов педагогического исследования: -теоретический анализ историко-педагогической, психологической, философской, социологической, исторической и другой литературы по исследуемой проблеме; -изучение архивных материалов,
- анализ нормативной документации,
- проблемно- сравнительный педагогический анализ полученных данных;
-статистические методы обработки; -графическое представление результатов.
Хронологические рамки исследования: начало 19 века /период реформаторских преобразований в России/ - до начала 20 века / до Октябрьской революции /. Это обусловлено тем, что именно в начале 19 века, было образовано Министерство народного просвещения, и начались крупные реформы системы образования. Уставом 1804 года устанавливалась единая стройная система народного образования. В Уставе 1828года определены школьные программы и учебные планы приходских училищ. Распространение школьной сети является заслугой различных ведомств. Духовному ведомству разрешалось, начиная с 1834года открывать школы при церквях. Министерство государственного имущества, образованное в 1837году также способствовало значительному распространению сельских приходских училищ. С 1844 года рекомендован приём девочек из крестьянских семей в приходские училища. А крестьянская реформа, приведшая к отмене крепостного права, предопределила массовое открытие народных сельских школ. С появлением новых органов местного самоуправления - земств /1864г./ начинается развитие разных типов сельских школ в России. Развитие и становление сельской школы проходило хотя и медленно, но по восходящей линиии. Эволюционный процесс её развития был прерван революционными изменениями, приведшими к утрате уже сформировавшихся традиций сельской школы
Логический ход исследования. Исследование начинается с теоретического анализа учения о «традиции» и основных характеристик педагогических традиций в конце 19 - начале 20 века. Изучение информационно-справочной и научной литературы показывает, что не существует единой точки зрения на само понятие «традиция». Во многих источниках под традицией понимают «нормы», «ценности», «опыт», наследие», «обычаи». В связи с этим традицию наделяют самыми разнообразными функциями - передачи опыта, регулирования общественных отношений, оценивания духовного наследия. К изучению феномена традиции учёные подходят с разных точек зрения: системного, культурологического, информационного, аксиологического и других подходов. Поэтому перед нами встала задача осмысления и обобщения теоретической модели «традиция», в которой мы выделили следующие компоненты:
1 информационно-групповой опыт;
2 духовное наследие;
3 устоявшиеся обычаи;
4 культурные ценности;
5 социальные нормы;
6 коллективную память.
В настоящее время термин «традиция» применяется во всех сферах общественной и материальной жизни, это интегративное, многофункциональное понятие.
При анализе проблем современной сельской школы выяснилось, что сам феномен «сельская школа» не имеет единого определения, это собирательное понятие, которым обозначаются различные по типам и видам образовательные учреждения, расположенные в сельской местности, разнообразные по наполняемости, территориальному расположению и социальному окружению.
Сопоставляя теоретические основы учения о традиции с педагогической теорией и практикой сельской школы, мы установили, что процесс формирования педагогических традиций происходит по общим законам традициеведения. Причём, в ходе исследования нам стало ясно, что школа выполняет основную функцию традиции - трансляцию группового опыта и духовного наследия.
В связи с вышеизложенным, мы попытались найти новый подход к решению проблем современной сельской школы, а именно: при структурносодержательной реструктуризации общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, не отрываться от устоявшихся традиций сельской школы, а исходить из того, что традиция - это не только связующее звено между поколениями, но и открытая система, способная усваивать инновации. Потеря педагогических традиций делает невозможным развитие сельской школы, в то время как меняющаяся традиция может извлекать из коллективной памяти необходимые сегменты опыта и выстраивать из них новые порядки. Исходя из этого, мы изучили опыт церковно-приходских и земских школ Псковской губернии 19 - начала 20 века и пришли к выводу, что выявленные ведущие признаки системы управления сельской школой, такие как: общественно-государственный характер управления, типовое разнообразие сельских школ, многоканальное и* финансирование являются характерными тенденциями, способствующими определению возможных путей решения существующих проблем сельской школы и её дальнейшему развитию.
Исследование проводилось в несколько этапов:
1 этап, проходивший в 1998-1999г.г., предполагал изучение философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, выделение основных направлений исследования, составление программы исследовательской работы;
2 этап /1999 -2001 г.г./ был связан с теоретическим анализом проблемы, изучением архивных источников, проектированием и реализацией констатирующего анализа;
3 этап /2001-2002 г.г./ заключался в обработке и оформлении результатов исследования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены определенной и четкой методологической позицией, использованием комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования, опорой на теоретические положения, получившие раскрытие в научных трудах по философии, психологии и педагогике.
Научная новизна исследования состоит в том что: -выявлена логическая взаимосвязь между теоретичекими положеними учения о традиции и процессами становления педагогических традиций; -определен инвариантный комплекс условий, характеризующий систему управления сельской школы Псковской губернии 19 - начала 20века, а именно: а) в общественно-государственном характере образования, выраженном в создании Попечительских советов, частично наделённых административными функциями; б) в типовом разнообразии школ; в) в независимом институте наблюдателей - экспертов; г) в многоканальном финансировании - государственном, общественном, частном.
Данный комплекс условий может стать основой реструктуризации сельской школы современной России.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: -уточнены сущностные характеристики понятия «традиция»; -выделены ценностные основы педагогических традиций сельской школы Псковской губернии конца 19- начала 20века;
-установлена зависимость поступательного развития педагогических традиций сельской школы от социально-экономического преобразования села;
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы диссертации могут быть использованы:
- для прогнозирования и проектирования приоритетных направлений развития образовательных систем в сельской местности нашего региона;
- в лекционной работе, при разработке спецкурсов и семинаров по педагогике и истории педагогики в вузе;
- при проведении семинаров в системе повышения квалификации учителей.
Апробация результатов исследования осуществлялась на постоянно действующем методологическом аспирантском семинаре ПГПИ, на заседаниях кафедры педагогики ГТГПИ, на педагогических совещаниях и научно-практических конференциях сельских школ Палкинского района Псковской области.
На защиту выносятся следующие положения:
1 Педагогические традиции являются определяющими в выборе стратегических направлений процесса реструктуризации сельской школы на современном этапе.
2. Для оптимальной реструктуризации современной сельской школы необходим инвариантный комплекс условий, опирающийся на традиционные ценности, обеспечивающие эволюционное развитие системы управления, который заключается: а) в общественно-государственном характере образования, выраженном в создании Попечительских советов, наделённых правами по управлению сельской школой; б) в типовом разнообразии школ; в) в многоканальном финансировании.
3.Культурно-педагогические и социальные функции сельской школы являются определяющими в процессе духовного возрождения села при условии их интеграции и взаимозависимости.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений, иллюстрирована таблицами, схемами.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Выводы по 2 главе
В данной главе мы рассмотрели традиции церковно-приходских и земских школ, проанализировали проблемы современной сельской школы. На основании результатов исследования нам удалось выделить ведущие признаки, характеризующие систему управления сельской школы Псковской губернии 19 - начала 20 века, которые состоят:
- в общественно-государственном характере образования, выраженном в создании Попечительских советов, имеющих широкие полномочия в делах управления школой;
- в предоставлении широких возможностей для открытия школ не только государством, но и сельскими и городскими обществами, церквями, частными лицами; в типовом разнообразии школ, выделявшем одновременно действующие земские, церковно-приходские, министерские, воскресные школы и школы грамоты. Данные школы могли быть как одноклассные, так и двухклассные и второклассные;
- в многоканальном финансировании. Средства на содержания школ поступали от государства, земств, церквей, монастырей, сельских и городских общин, частных лиц, через плату за обучение; в независимом специальном институте народных инспекторов, наблюдателей;
- в создании специальных комиссий по аттестации выпускников разных типов школ.
В ходе изучения проблем современной сельской школы мы обнаружили, что малочисленность детского коллектива, недоукоплектованность педагогическими кадрами, слабая материально-техническая база привели к психологической монотонности педагогического процесса, низкому качеству знаний, ущемленности в финансовоэкономическом положении учащихся сельских школ по сравнению с городскими.
На основании проведенного анализа мы пришли к выводу, что сельская школа выступает как самобытная и самодостаточная система, выполняя не только образовательные, но и социально-культурные функции на селе, при этом являясь безальтернативным образовательным пространством. Выступая в роли носителя культурно-исторической традиции, духовных ценностей народа, школа привносит в жизнь каждой сельской семьи творческое начало, основы гуманного отношения к окружающему миру. Если школьная среда по своему культурно-образовательному уровню возвышается над окружающей действительностью, то она позитивно влияет на культурный уровень населения. Результатом такой деятельности, может стать сельское партнерское сообщество, основанное на гуманистических и демократических принципах.
Таким образом, выявленные ведущие признаки системы управления сельской школы мы можем рассматривать, как сложившиеся закономерности, которые и являются определяющими направлениями процесса реструктуризации образовательных учреждений, расположенных в сельской местности.
Сельская школа за полувековой период становления сформировалась как самодостаточная система, способствующая не только распространению грамотности среди крестьян, преобразованию уклада хозяйствования деревни, но и осуществляющая духовную связь между поколениями, передающая жизненый опыт и традиции в образовании.
Однако революционные изменения в начале 20 века прервали естественный ход развития сельской школы, нарушили систему традиций, разорвали устоявшиеся связи, что негативно отразилось на его нынешнем состоянии. Поэтому мы считаем необходимым при реструктуризации сельской школы на современном этапе, не нарушая преемственности педагогических традиций способствовать прорастанию их корней, а также учитывать как современные особенности общественно-политической ситуации в стране в целом, так и социально-экономическое состояние каждого отдельного региона.
Заключение
Изучение педагогических традиций земских, церковно-приходских школ позволило нам составить адекватное представление о становлении и развитии сельской народной школы в конце 19 - начале 20 века в Псковской губернии. Объективный исторический анализ архивных источников, полная фактическая информация, решили для нас проблему, как полной идеализации педагогических ценностей сельской школы, так и их огульного отрицания.
Исследуя систему традиций сельской школы в дореволюционной России, и её проблемы на современной этапе, мы обратили внимание на теоретические законы функционирования традиции. Оказалось, что «старое» как таковое, никогда не повторяется. А повторяемость того или иного педагогического явления происходит по принципу восходящего движения в совершенно новых условиях общественно-экономической жизни.
В процессе теоретического анализа нам удалось установить, что одним из фундаментальных условий многоукладности, самобытности и самоорганизации образования на селе явилось заимствование различных педагогических теорий Запада и утверждение национальных традиций народной педагогики. Данные процессы происходили на фоне противостояния общественных и государственных сил в праве за управление системой образования, определением путей её развития.
Жизнеспособность самых элементарных школ грамоты, можно сегодня объяснить лишь тем, что обществу удалось здраво осмыслить все разнообразные, жизненные, реальные обстоятельства, условия и возможности, которые они знали досконально, и принять решение - как лучше организовать сельскую школу, и какую школу. Сельские общины, сами принимали участие в создании школ, с интересом относились к устройству библиотек, народных чтений.
Вместе с тем, они отторгали многие типы школ и формы образования, например, узкопрактического, специализированного или сельскохозяйственного, приняв общее образование. Программы сельских школ варьировались в зависимости от местных условий. В процессе создания и функционирования сельских школ использовались разные источники финансирования. Особую роль в развитии сельской школы сыграла частная инициатива. Она имела разнообразный характер, пожертвования на строительство школ денежных средств, сдача помещений под школы, создание библиотек, устройство благотворительных просветительских мероприятий. Однако значительно важнее количественного аспекта - сам пример благородного, бескорыстного участия людей в образовании, создающий неповторимость школы, живую историческую преемственность поколений, возвышающий человеческое достоинство.
В настоящее время, когда сельская школа переживает кризисные явления, решать образовательные проблемы, выбирать образовательные стратегии развития без учета педагогических традиций нельзя. В ходе нашего исследования мы определили характерные управленческие закономерности, которые, на наш взгляд, могут составить основу преемственности педагогических традиций сельской школы и стимулировать ее развитие. Данные закономерности заключаются в общественно-государственном характере управления, многоканальном финансировании, в типовом разнообразии школ.
Мы убедились в том, что категория «традиция» даёт богатейший материал для аналитического изучения архиважных проблем развития образования на селе. Сама «педагогическая традиция» абсорбирует ценнейший опыт сельской школы и приподносит его нам для переосмысления и использования при структурно-содержательной реструктуризации сельской школы, и так происходит на каждом этапе совершенствования образовательной системы.
Гинетическое рассмотрение вопроса помогло нам понять, что педагогическая система «сельская школа» воспринимает этническое «я» каждого народа, а что-то отторгает в силу своей чужеродности и несвойственности данному организму.
Сельская школа, заботясь о своем выживании, открыта новым веяниям, передовым педагогическим технологиям. Школа способствует формированию свободных демократических отношений между детьми и взрослыми, развитию общественных начал в управлении разными сторонами жизни общества.
Как будет дальше развиваться сельская школа, зависит от общества в целом. Если сельские малокомплектные школы будут закрываться, неминуемо старение и вымирание деревни. Укрупнение центральной школы села, улучшение ее материального положения, оснащения современным оборудованием, внедрение новых технологий, открытие интернатов при школах, возможно, повысит уровень учебно-воспитательного процесса, на время, но может прерваться естественный процесс её развития. В педагогической практике - укрупнение школ, а в обществе - устранение неперспективных деревень, не дало положительных результатов. Результаты наших исследований педагогических традиций сельской школы, с точки зрения традициеведения, позволяют нам судить о том, что в данном случае возможна гибель самобытной сельской школы как системы. Необходимо учитывать время для установления обратных связей и укоренения традиции. Зарождение новых традиций чаще всего происходит при нестабильном положении в обществе, социально-экономических противоречиях, в момент, когда происходит смена поколений. В настоящее время в процессе реструктуризации сельской школы необходимо расширить имеющийся информационный фонд о педагогических традициях для того, чтобы сложились все условия для построения современной модели её развития.
Естественное развитие сельской школы, как образовательного феномена на селе, обеспечивало, и развитие агропромышленного сектора страны > и влияло на формирование культуры села. При нарушении сложившихся педагогических традиций теряется неповторимый национальный колорит, рвутся связи между поколениями. Нарушение веками устоявшихся педагогических традиций, обращенных к своим корням, вызывает отчуждение школы от собственного народа, от своего национального опыта, поэтому при реструктуризации сельской школы и необходимо учесть механизмы действия законов традиции.
Мы полагаем, что теоретические выводы работы могут оказаться значимыми для процесса структурно-содержательной реструктуризации образовательных учреждений, расположенных в сельской местности.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Новикова, Александра Геннадьевна, Псков
1.Абрамов В.Ф. Земство, народное образование и просвещение. //Вопросы истории. 1998, №8, с.44-61
2. Аверкин ВН., A.M. Цирульников. Управление вариативными образовательными системами. Великий Новгород, 1999- 119с.
3. Андреева И.Н. Основные тенденции развития социальной работы в России /18 начало 20в./ Автореферат
4. Андреева Т.М. Знания были вбиты, как гвозди. // Псков 1995, №3-с.75
5. Арутюнов С.А. Обычай, ритуал, традиция. // Советская этнография 1982, №2 с.97-98
6. Астахов А.И. О школе, земле и хлебе. М.Педагогика, 1984 -111с.
7. Базаров И В. Социально-педагогические основы развития сельской школы в современных условиях. Автореферат
8. Баркова Н.Н. Нравственный идеал в русской педагогике. //Педагогика. 1998, №2 с.70-75
9. Барсегян И.А. О классификации форм культурной традиции. // Советская этнография. 1982, №2 с.102-103
10. Ю.Бахтин М М. Эстетическое наследие и современность. Межвузовский сборник статей Мордовский университет. 1992 - 175с.
11. П.Бачче МБ. Школа С.А.Рачинского как педагогическая система. Автореферат.
12. Белинский В.Г., Герцен А.И., Чернышевский Н.Г., Добролюбов. -Педагогическое наследие. М. .Педагогика 1988. -493с.
13. Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в России. //Педагогика 1998.ЖЗ с.30-35
14. М.Беляева В.А. Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной культуре. Автореферат.
15. Бернштейн Б.М. Традиция и социокультурные структуры. //Советская этнография. 1982, №2 с. 107-109
16. Блонский П.П. Курс педагогики. М.,1916, с.4
17. J 7.Болотин. Социология и образование. //Социологические исследования. 1992, №3
18. Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. 1977, т.26
19. Булгаков А. Дом у околицы. //Семья и школа, 1991, №11 с.26-28, №12 с.23-25
20. Бунаков Н.Ф. Педагогический словарь в 2т.
21. Белинский П.П. Сельская действительность. //Социологические исследования. 1996,№10 с.35-43
22. Величкина В.М. Педагогическая и общественная деятельность народных учителей сельской дореволюционной школы. Автореферат.
23. Верняев И И. Крестьянский социум Псковского края (вторая половина 19 первая четверть 20в.). Историко-этнографические исследования. Диссертация. С-Пб., 1999
24. Вестник образования 2001, №8 апрель, с.3-5
25. Вестник образования 2002, №7 апрель, с.8
26. Вестник Псковского губернского земства (1886,1894, 1895, 1898,1899, 1901, 1903, 1904, 1907, 1908, 1909, 1912)
27. Виногорадова В. Сельский социум: Негативные явления и потенциальные ресурсы. // Директор школы 2000 №2, с.27-33
28. Власова В.Б. Об исторических типах традиционной ориентации. //Советская этнография. 1982, №2, с.112-114
29. Выдающийся деятель земской школы. К 150- летию Бунакова Н.Ф. //Начальная школа. 1987, №11
30. Гагаев П.А. Размышления о судьбах русской школы. //Педагогика. 1998, №6
31. Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры //Педагогика 1998 №2 с.49-57
32. Гохман В.М. География культурных традиций и её место в их комплексном использовании. // Советская этнография. 1982, №2, с.110-112
33. Гурьянова М.П. Российская сельская школа как социокультурный феномен. //Педагогика. 1999, №7 с.23-28
34. Гурьянова М.П. Взаимодействие сельской школы и окружающей среды. //Народное образование. 1991, №3 с.26-29
35. Гликман И. Религия и школа. //Учитель. 1999, №6
36. Гошуляк Л.Д. Становление и развитие земской концепции народного образования в дореволюционной России 1865-1917. Автореферат
37. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Сочинение в 15т. т.З.М.:Ди-Дин. Выпуск 3, 1994
38. Давыдова Н.М. Региональная специфика сознания россиян. //Общественные науки и современность. 1997, №4 с.12-25
39. Доклады Псковской губернской земской управы. Псков 1889
40. Доклады Псковской губернской земской управы чрезвычайному губернскому земскому собранию. Псков 1909
41. Доклад, читанный в заседании комиссии по вопросу о преобразовании средней школы 14 января 1900. Протоиерей Н.Елонский. О средней школе нового типа для сельского населения на Руси. //Народное образование. 2000, №2 с.320
42. Егоров В. Ни в городе Богдан. //Народное образование. 1990, №7 с.47-55
43. Емельянова В.В. Сельская школа больше других нуждается в государственной поддержке. //Народное образование. 2000, №2 с.76-77
44. Епархиальные ведомости (1894-1895, 1897-1899, 1901-1907, 1909-1913)
45. Жильцова П.А., Величкина В.М. Учитель сельской школы. М. Просвещение. 1985, 159с.
46. Закон Российской Федерации об образовании. М.,1992 47.3еньковский В. Русская педагогика в 20в. М.1960
47. Значение сельской школы выходит за рамки чисто образовательной отрасли.//Первое сентября. 1998, №29, 20 апреля49.3иятдинова Ф.Г. Образование и наука в трансформирующемся обществе. //Социс. 1998, №11 с.66-72
48. Известия Академии педагогических наук РСФСР. №33, М.1951 Вопросы ^ истории русской педагогики С. 151-19251 .Интеллектуальный потенциал провинции. //Человек, 1996, №4 с. 142-148
49. Исламшин Р.А. Национально-культурное возрождение глазами учителя. Социологические исследования. 1998, №11 с.80-84
50. И шумит под окнами та же ребятня. //Псковская правда. 1998, 24 февраля
51. Касавин И Т. Познания в мире традиций. М.: Наука.1990, 202с.
52. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика.1982,704с.
53. Козырева Е.И. Педагогические условия повышения уровня педагогической культуры сельского учителя. Автореферат.
54. Колчина Т В. Народные училища в России в 30-50-х годах !9века. Д иссертаци я. М., 1973,208с.
55. Кондратенков А.Е. Записки директора школы. М. :Педагогика. 1975,64с.
56. Кондратенков А.Е. Труд и талант учителя. М.:Просвещение. 1988,207с.
57. Кондратенков А.Е. Сельская общеобразовательная школа на современном этапе. М. :Педагогика. 1979,174с.
58. Копылова А. Сохранение сельской школы основа духовного возрождения села. //Педагогический вестник. 1999, №5(212) с.2
59. Корнетов Г. Русская педагогика в поиске самобытных традиций. //Учительская газета. 1993, №39 с.8бЗ.Костенко И.П. Глупость или злой умысел? К истории разрушения русской школы.//Литературная Россия.1994, №27 с.5
60. Коган Л.Н. Духовный потенциал провинции вчера и сегодня. //Социологическеие исследования. 1992, №4 с. 122-130
61. Квашнина Л.Н. Образование и религиозно-нравственное воспитание на Архангельском севере в 18 19в. Автореферат.
62. Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и его отношении кпросвещению в России. М. Современник. 1984,383с.
63. Ключевский В. О. Два воспитания. М.:Мысль. 1990,с.5-28
64. Князев Е. Огни в тёмном поле. О роли земства в Российском образовании. //Директор школы. 199,7 №6 с.51-57
65. Крапивенский С.Э. Социальная философия. Волгоград .1996,с.351
66. Краткий словарь по философии. М.: Издательство политической литературы. 1982,430с.
67. Крылова. Роль земства в развитии уездной начальной школы на рубеже 19-20в.//Начальная школа. 1996, №5с.52-53
68. Культурология Энциклопедия 20в. СПб. 1998, с.265
69. Кумарин В. Жизнь без выбора, или исторический урок советской школы. //Народное образование. 1999, №1-2 с.64-70
70. Лебедев П.А. Учитель народных учителей к 140- летию Д.Н.Тихомирова. //Начальная школа. 1984, №11
71. Левин Н.Ф. Бароны Вревские и Вревская школа. //Псков. 1996,№5
72. Лещиков В.Н. Земская школа Псковской губернии. //Псков. 1996, №4-6
73. Лещиков В.Н. Педагогические кадры Псковской губернии во второй половине 19 начале 20вв. (Историко-статистический обзор). //Псков. 1994, №1 1 с.62-74
74. Лещиков В.Н. Строительство зданий для учебных заведений Пскова во второй половине 19 начале 20вв. //Псков. 1997, №7 с. 113-119
75. Лузина Л.М. Теория воспитания: философско-антропологический подход. Псков. 2000,187с.
76. Макаренко А.С. Воспитание гражданина. Педагогические раздумья. М.:Просвешение. 1988, 302с.
77. Макарева Н.Н. Духовные ценности народной педагогической культуры. //Педагогика 1998, №1 с.81
78. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции. //Советская этнография. 1982, №2 с.78-115
79. Материалы Всероссийского совещания руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации. Белгород. 1994 -175с.
80. Медведко С.В. Функции традиций во взаимоотношениях религий и политики. //Годичные научные чтения: Российская цивилизация: этнокультурные и духовные аспекты. М.1997, Выпуск 7 с.199-204
81. Медынский Е.Н. История педагогики в связи с экономическим развитием общества, т.3.Русская педагогика. Издание 2.М.1929
82. Медынский Е.Н. История педагогики. М.1947
83. Мирончук О.Д. Многопрофильная сельская школа. // Школа и производство. 1991,№1 с.30
84. Мусорин Н.П. В сельской школе после звонка. М. :Просвещение 1989,96с.
85. Национальные духовные традиции и будущее русского образования. //Педагогика. 1998, №2 с.3-7
86. Николаев И.Н. Школа в Высоком.//Псков.1996, №5
87. Новиков А.И., Александрова Е.Я. Философия образования в контексте русской культуры. Информационно-аналитический сборник. Выпуск 1. М.1997, с.63-67
88. Новиков А.И. Образование и экономика: кто кому поможет. //Народное образование.2002, №1 с. 11-12
89. Обновление содержания образования в сельской школе. //Начальная школа. 1996, №11 с.60
90. Образование в Российской Федерации: указатель действующихзаконодательских и нормативных актов. М.:Логос. 1999, 97с.
91. Образование как фактор развития языков и культур этническихменьшинств. Материалы международного семинара. СПб. 1998, 300с.
92. Образование на рубеже веков: традиции и инновации. //Материалы 2международной научно-практической конференции. СПб.1. ЛОНПРО. 1999,395с.
93. Обухов А. Исследовательская деятельность подростков в деревняхрусского севера. //Народное образование. 2002,№3 с. 14-15
94. Об участии Псковского губернского земства в деле начального народногообразования. Псков. Типография губернского земства. 1898, выпуск 1 и 2 99.0 двух типах просвещения на Руси. //Высшее образование в России. 1997, №12 с.86
95. Ожегов С И. Словарь русского языка. М.:Русский язык. 1984,с.96
96. ЮЗ.Ососков А.В. Начальное образование в дореволюционной России (18611917). М.:Просвещение. 1982,208с.
97. Пасечник Л.В. Организационно-педагогические условия становления гувернёрской системы образования в современной России. Автореферат.
98. Пеньков Е М. Социальные нормы регуляторы поведения личности. М.1972,с.16
99. Юб.Перевезенцев. Русская идея и философия национального образования. //Учитель. 197 7,№2
100. Плахов В.Д. Традиция и общество. М.Мысль. 1982, 220с.
101. Плоти не кий Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. Учебное пособие. М. :Логос. 1998,230с.
102. Подберёзкин А. Духовное наследие России и образование. (Содержание, проблемы и перспективы). //Обозреватель. 1999, №5 май
103. Ю.Полонский В.М. Методы исследования проблем образования. //Педагогика. 1994, №2 с.10-15
104. Народное образование. 2002, №1 с.89
105. Православная церковь и образование. //Интервью с ректором Православного Свято-Тихоновского Богословского института протоиереем Б.Воробьёвым.//Педагогика. 1998, №1 с.611 15. Праздников Г.Л. Традиция как диалог культур. //Советская этнография .1981 ,№3
106. Пригожин И. Порядок из хаоса. М. :Прогресс. 1986
107. П7.Прыскина Е.А. Государственная система общего образования Российской провинции в прошлом столетии. //Регионология.1998, №2 с. 132136.
108. Псковский край в истории России. Составитель Е.И.Иванов. 2-е издание. Псков: ПОИПКРО, с.200-288
109. Равкин З.И. Современные проблемы историко-педагогических исследований.//Педагогика. 1994, №1 с.89-96
110. Равкин З.И. Есть ли будущее у прошлого. //Воспитание школьников. 1993, №5 с. 13-15
111. ГРадин М. Энциклопедия общественных наук.
112. Рачинский С.А. Сельская школа. М.:Педагогика.1991,с.173с.
113. Розанов В В. Сумерки просвещения. М.1980.
114. Руткевич М. Изменение социальной роли общеобразовательной школы в России. //Народное образование. 1999, №1-2 с.55
115. Сарингулян К.С. О регулятивных аспектах культурной традиции. //Советская этнография. 1982,№2 с.99-101
116. Саркисян И. Как перестраивается сельская школа. //Народное образование. 1996, №3с.70-72
117. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. М.:Академия.2000,336с.
118. Семыкин Н.П., И.И.Бака. Трудовая подготовка в сельской школе. М. :Педагогика. 1980,79с.
119. Сергеева О.А. Соотношение новаций и традиции в цивилизационномпроцессе. //Философия и общество. 1999,№2 с. 190-213
120. Сила не в силе. Сила в любви. // Псковская правда. 1998, 15 января
121. Словарь педагогического обихода. -Псков. 2001,87с
122. Словарь русского языка, т.4 М.: Русский язык. 1988
123. ЗЗ.Сластёнин В.А. и др. Педагогика. Учебное пособие. М.:Школа -пресс.1998, с.492-498
124. Смирнов С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. М.:Академия.2001,с.451-469135. «Советская педагогика» в Целинограде. Круглый стол. //Советская педагогика. 1990, №4 с. 101
125. Соловьёва М.Ф. Земская начальная школа во второй половине 19 -начале 20 в в. Автореферат
126. Сорока-Росинский. Педагогические сочинения. М:Педагогика. 1991,240с.
127. Статистический обзор Псковской губернии за 1909 Псков.: Издание Псковского губернского статистического комитета.
128. Статистические очерки. Псков. 1883, с.21
129. Стеклов М.Е. Школьный апостол. (С.А.Рачинский). //Педагогика. 1998, №2
130. Степанов Е.Н. Воспитательная система сельской школы. Псков. 1997, 146с.
131. Стрижев А. Высокое призвание. //Воскресная школа. 1998, №3
132. Суворова Г.Ф. Совершенствование учебного процесса в малокомплектной начальной школе. М. :Педагогика. 1980, 88с.
133. Суворова Г.Ф. Внеклассная воспитательная работа в сельской начальной школе. М. :Просвещение. 1980,112с.
134. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат. 1976, 216с.
135. Сучков И. Судьба «опасной реформы». //Учительская газета. 1996, №14 с. 19
136. Сысоева Е.К. Образовательная политика в России (60-90г. 19в.).
137. Педагогика. 1997, №2 с.99-105
138. Ткаченко В. Верим тому слову, за которым дело. //Народное образование. 1991, №1
139. Ткаченко Е.В. Сельская школа: проблемы и перспективы //Регионология. 1995, №3 с.5 1-63
140. Токарев С.А. Аксиологический подход к культурной традиции. //Советская этнография. 1982,№2 с. 104
141. Толковый словарь живого великорусского языка, т. 14 В.И.Даль. 1882.
142. Толковый словарь иностранных слов. М. :Русский язык. 1998.
143. Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова. 4-х т. М.1938,том4.
144. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М.1989, с.54-69
145. Тумунович Т.Ж. Этнопедагогика агитских бурят. Автореферат.
146. Угринович Д.М. Обряды, за и против. М.1975, с. 15-16
147. Устроитель народной школы Н.А.Корф. //Начальная школа. 1984, №11с.76-79
148. Учитель учителей Н.Ф.Бунаков. //Начальная школа. 1997, №11
149. Ушаков К. Сельская школа: возможности, порождённые слабостями. //Директор школы. 1999, №3
150. Ушинский К.Д.Педагогические сочинения в 6т. М.1989,т.4 161 Федосеева И.Л. Научная справка. Образование в Псковской губернии во второй половине 19 начале 20 в.в. Псков. 1995
151. Филиппов В.М. Гуманистическая роль образования: православие и воспитание. //Педагогика. 1998, №3 с.65
152. Фоменко Н.В. Уроки нравственности «Азбуки» Л.Н.Толстого. //Начальная школа. 1993, №3
153. Харламов. Педагогика. Учебное пособие. М. .Юристъ. 1997,507с.
154. Хрестоматия по педагогике для педагогических училищ. М. :Просвещение. 1967, 715с.
155. Чистов К.В.Традиция, «традиционные общества» и проблема варьирования.//Советская этнография. 1982,№2 с. 105-107
156. Чичканова Т.А. Ментальность провинции: местные сообщества и судьба традиций. //Регионология. 1997, №4 с.227-237
157. Школьный затворник. //Первое сентября. 1995, 21 марта
158. Шерайзина P.M. Сельский учитель. Социально-педагогический портрет. СПб. 1993, 132с.
159. Шацкий СТ. Избранные педагогические сочинения в двух томах. М.:Педагогика. 1980, т.1-304с., т.2-416с.
160. Шацкий Ежи. Утопия и традиция. М.: Прогресс. 1990,332с.
161. Шарафутдинов З.Т. Историческая преемственность в развитии татарского национального образования. Автореферат.
162. Эволюция образовательных систем и управления процессом обучения. Псков. 1995,113с.
163. Эймонтова Р.Г. Просвещение в России первой половины 19в. //Вопросы истории. 1976, №10с.78-93.
164. Обобщённые качественные характеристики и функции обычая и традиции1. ТРАДИЦИЯ ОБЫЧАЙ1 . Выражают общее, массовое, повторяющее, означают правило, 1. D норму, порядок.
165. D 3 2. Являются средством стабилизации общественных отношений ию о осуществляют их воспроизводство.
166. Юридически не регламентируемые установления, которыеп о ддерж и ваются общественным мнением.
167. Это универсальное, 1. Не способен менятьсясобирательное понятие. структурно, перестраиваться
168. Охватывает объекты социального и обогащаться.наследия (духовные и 2. Это форма поведения,
169. D о материальные), а также процесс и связанная с деятельностью,
170. X А способы наследования. имеющей практическое
171. V 3. Воспроизводит и стабилизирует значение.mlm S х общественные отношения через 3. Нормирует человеческуюформирование духовных качеств. деятельность путемпредписаний действий вконкретных ситуациях.