автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие творческой активности старших дошкольников в театрализованной деятельности
- Автор научной работы
- Андреева, Ирина Геннадьевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Саратов
- Год защиты
- 2001
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Андреева, Ирина Геннадьевна, 2001 год
Введение.
ГЛАВА 1. Развитие творческой активности как психолого-педагогическая проблема.
1.1 .Теоретико-методологические основы развития творческой личности.
1.2.Творческая активность как содержательная составляющая в структуре личности.
1.3.Роль театрализованной деятельности в развитии творческой активности личности старшего дошкольника.
ГЛАВА 2. Педагогическая система развития творческой активности личности старших дошкольников средствами театрализованной деятельности.
2.1. Сущность и структура педагогической системы развития творческой активности личности старших дошкольников.
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования динамики развития творческой активности средствами театрализованной деятельности.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие творческой активности старших дошкольников в театрализованной деятельности"
В современных социокультурных условиях, когда идет процесс непрерывного реформирования, кардинального изменения всех общественных институтов, умения неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи, проектировать предполагаемый конечный результат приобретают особую значимость. Творчески мыслящий человек способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, намечать новые цели, обеспечивать себе большую свободу выбора и действий, то есть, в конечном счете - наиболее эффективно организовать свою деятельность при решении задач, поставленных перед ним обществом. Именно творческий подход к делу является одним из условий воспитания активной жизненной позиции личности.
Общеизвестно, что предпосылки к дальнейшему творческому развитию и саморазвитию личности закладываются в детстве. В этой связи возросшие требования предъявляются к начальным этапам становления личности ребенка, особенно к дошкольному, во многом определяющему дальнейшее ее развитие.
Вопросы детского творчества, являясь одними из самых спорных и сложных, интересуют не одно поколение ученых. Различные аспекты творческого развития личности освещены в работах JI.C. Выготского, Б.М. Теплова, В.В. Медушевского, Б.В. Асафьева, Е.В. Бондаревской, О.С. Газмана и многих других ученых.
Возникновение и развитие различных направлений детской художественно-творческой деятельности рассматриваются в исследованиях Б.М. Йеменского, В.А. Левина, Е.Ю. Сазонова (школьный возраст), Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной.
Однако, как показывает практика, при всем богатстве и разнообразии исследований творческого развития личности, недостаточно освещенными остаются вопросы развития творческой активности личности ребенка дошкольного возраста. Требующее разрешения противоречие наблюдается между относительной готовностью педагога к осуществлению творческого развития ребенка и неумением, а в ряде случаев и невозможностью создания необходимых для успешного протекания этого процесса условий.
Возникшее противоречие указывает на необходимость дальнейшей теоретической разработки и практического разрешения данной проблемы, что и обусловило выбор темы нашего исследования: «Развитие творческой активности старших дошкольников в театрализованной деятельности».
Целью исследования является разработка, научное обоснование и экспериментальная проверка эффективности педагогической системы развития творческой активности старших дошкольников.
Объектом исследования выступает театрализованная деятельность старших дошкольников.
Предметом исследования является развитие творческой активности старших дошкольников в театрализованной деятельности.
В основу исследования положена следующая гипотеза. Процесс развития творческой активности личности старшего дошкольника будет результативным, если:
• он приобретает характер педагогической системы, раскрывающей динамику становления личности и учитывающей психолого-педагогические условия протекания этого процесса;
• проектируемая педагогическая система базируется на диагностично поставленных целях и задачах развития, носит личностно-ориентированный характер;
• научно-методическое обеспечение процесса развития творческой активности представлено совокупностью авторской программы интегрированного спецкурса «Развитие творческой активности личности ребенка старшего дошкольного возраста»; методикой организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста; средствами диагностики уровней творческой активности личности; выявлением психолого-педагогических условий поддержки развития личности старшего дошкольника со стороны воспитывающего взрослого.
Достижение поставленной цели может быть обеспечено путем решения следующих задач.
1. Уточнить сущность понятий «творческое развитие личности» и «театрализованная деятельность» посредством анализа исследуемой проблемы в философской, психолого-педагогической, культурологической литературе и образовательной практике.
2. Определить место творческой активности в структуре личности старшего дошкольника и ее проявления в театрализованной деятельности.
3. Выявить роль театрализованной деятельности в развитии исследуемого качества личности.
4. Разработать и научно обосновать ряд диагностических методик и критериальный инструментарий, позволяющие проследить динамику развития творческой активности старших дошкольников.
Методологическую основу исследования составляют:
• фундаментальные положения по философии и психологии гуманистического подхода к воспитанию (Н.Д. Никандров, Ю.М. Орлов, А.В. Петровский, А. Маслоу, Ж. Пиаже, К. Роджерс);
• концептуальные идеи личностно-ориентированного педагогического процесса (Е.В. Бондаревская, Л.Г. Вяткин, А.А. Вербицкий, Г.И. Железов-ская, М.В. Кларин, В.В. Сериков);
• концепция деятельностного подхода в развитии личности (JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, JI.H. Леонтьев, Д.Б. Эльконин);
• философские концепции творческого развития личности (Н.А. Бердяев, М.М. Бахтин, Б.А. Лезин, А.А. Потебня и др.);
• теория активности, как важнейшего проявления жизнедеятельности личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский);
• концептуальные идеи о специфике художественно-творческой деятельности ребенка 6-7 лет (Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина Т.С. Комарова, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Б.М. Неменский, Б.М. Теплов);
• концепция одаренности (П. Торренс, Д. Гилфорд, С.Л. Рубинштейн, Н.С. Лейтес).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: содержательный анализ научных источников, включая диссертационные исследования, учебных и учебно-методических материалов, касающихся организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ); опыта педагогических инноваций; педагогическая диагностика; прямое и косвенное наблюдение, опросные и тестовые методы, беседа, анкетирование; системный анализ и синтез художественной деятельности старших дошкольников; математическая обработка экспериментальных данных; педагогический эксперимент, анализ продуктов театрализованной деятельности старших дошкольников, сравнение, обобщение.
База и этапы исследования: эксперимент проводился с 1997 по 2000 годы на базе педагогического факультета Балашовского филиала СГУ им. Н.Г. Чернышевского, Центра развития ребенка «Дубравушка», ДОУ «Золотой ключик», методического кабинета отдела народного образования Балашовского района.
На первом этапе (1997 - 1998 гг.) осуществлялся теоретический анализ философской, психологической, культурологической, историко-педагогической литературы, современных педагогических и методических разработок в области проблемы развития творческих способностей детей, организация эмпирического исследования по изучению массовой образовательной практики в дошкольном образовании в области развития творческих способностей детей. На этом этапе удалось выявить теоретические основы исследования.
На втором этапе (1998 - 1999 гг.) проводилась первичная апробация условий и средств эффективного и целенаправленного развития творческой активности старших дошкольников.
На третьем этапе (1999 - 2000 гг.) проводился формирующий эксперимент в его завершенном виде, что позволило выявить степень эффективности разработанной нами педагогической системы. Осуществлялось оформление диссертационной работы и подготовка методических рекомендаций для воспитателей.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что в нем:
• Выведены на новый качественный уровень и обогащены содержательно категории, характеризующие процесс развития творческой активности старших дошкольников.
• Проанализированы теоретико-методологические подходы к организации театрализованной деятельности старших дошкольников.
• Предложены научно-методическое обеспечение процесса развития творческой активности старших дошкольников, диагностический инструментарий и критериальные показатели уровней творческой активности.
• Определено и эффективно реализовано содержание театрализованной деятельности старших дошкольников в развитии их творческой активности.
• Разработана авторская педагогическая система развития творческой активности дошкольников.
Практическая значимость исследования заключается в важности полученных результатов для реализации идеи развития творческой личности дошкольника, в применимости диагностических методик в практике дошкольного воспитания. Разработанное содержание и технология развития творческой активности старших дошкольников в театрализованной деятельности могут быть использованы для конструирования процесса дошкольного воспитания различных образовательных учреждений.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались:
• глубокой проработкой методологических, технологических и педагогических основ организации театрализованной деятельности дошкольников;
• соответствием методов исследования его целям и задачам;
• тесной связью теоретических исследований с практикой обучения и воспитания дошкольников;
• репрезентативностью выборки и использованием методов математической статистики для проверки достоверности полученных экспериментальных результатов;
• решением поставленных в исследовании задач.
На защиту выносятся:
1. Педагогическая система развития творческой активности старших дошкольников в театрализованной деятельности.
2. Сущность и компонентный состав творческой активности старших дошкольников.
3. Диагностические методики выявления уровней творческой активности.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Выводы по второй главе
Данные, полученные в ходе аналитической и экспериментальной работы, позволили сделать ряд выводов, подтверждающих верность выдвинутой гипотезы.
1. Эффективным средством развития творческой активности личности старшего дошкольника является полномерное использование театрализованной деятельности, которая может выступать как самоценная, наравне с игровой, музыкальной, изобразительной.
2. Развитие творческой активности личности старшего дошкольника происходит постепенно в условиях творческого взаимодействия педагога и ребенка с различными видами театрального искусства. При таком взаимодействии ребенок, овладевая театрализованной деятельностью, вбирает в себя все самое ценное, что может дать человеку театральное искусство.
3. Развитие творческой активности личности старшего дошкольника успешно осуществляется в рамках специально организуемой педагогической системы, включающей в себя: этапы экспериментальной работы, определяющие логику развития творческой активности старших дошкольников; содержательный компонент, включающий содержание театрализованной деятельности на каждом из этапов экспериментальной работы; методику организации театрализованной деятельности, которая представлена системой комплексных занятий, позволяющих развивать творческую активность, в логике их постепенного усложнения; диагностические методики, определяющие уровни развития творческой активности личности, выступающих в качестве контрольных срезов на этапах экспериментальной работы.
4. В процессе экспериментального исследования отработана последовательность реализации авторской программы "Ступени" развития творческой активности личности старших дошкольников средствами театрализованной деятельности.
5. Данные, полученные в ходе экспериментальной работы, показали тенденцию к преимущественному преобладанию более высокого уровня развития творческой активности личности старших дошкольников экспериментальной группы, что доказывает эффективность разработанной нами педагогической системы и подтверждает верность исходной гипотезы нашего исследования.
Заключение
Рассмотрение вопроса о развитии творческой активности старших дошкольников решает одну из актуальных задач, поставленных перед современным дошкольным образованием требованиями личностно- ориентированного педагогического процесса. Результаты проведенного нами исследования позволяют сделать ряд выводов, подтверждающих верность исходной гипотезы.
Усиление гуманистических тенденций, определяющих возрастание роли человеческого фактора в жизни общества, потребность современного общества в специалистах творческого потенциала в разных областях деятельности актуализирует проблему становления творческой личности. Именно творческий подход к делу является одним из условий воспитания активной жизненной позиции человека.
Предпосылки к творческому развитию и саморазвитию личности закладываются в детстве. В этой связи возросшие требования предъявляются к начальным этапам становления личности ребенка, особенно к дошкольному, во многом определяющему дальнейшее ее развитие.
В нашем исследовании мы пришли к выводу, что развитие творческой личности старшего дошкольника - сложный социально-психологический многофакторный процесс. Базовой основой развития личности является наличие потенциалов к познавательной, коммуникативной, творческой деятельности с необходимым уровнем креативности и творческой активности.
Старший дошкольный возраст характеризуется интенсивным процессом перестройки мотивационной сферы, формированием эмоциональной сферы, благодаря чему у ребенка возникает новое отношение к себе, дающее новые возможности ориентировки в окружающей действительности. А потому данный возрастной период наиболее сензитивен, восприимчив, благоприятен для развития творческой активности личности.
Эффективным средством развития творческой активности личности дошкольника выступает театрализованная деятельность, направленная на восприятие, осмысление художественного образа и передачу этого образа в своем продукте. Театрализованная деятельность выступает как самоценная, наравне с игровой, музыкальной и изобразительной.
Развитие творческой активности старших дошкольников успешно осуществляется в рамках специально организованной педагогической системы, включающей в себя: этапы экспериментальной работы, определяющие логику развития творческой активности старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности; содержательный компонент, включающий содержание театрализованной деятельности на каждом из этапов экспериментальной работы; методику организации театрализованной деятельности, представленной системой занятий, позволяющих развивать творческую активность в логике их постепенного усложнения; диагностические методики, определяющие уровни творческой активности старших дошкольников, выступающих в качестве контрольных срезов на первом и заключительном этапах экспериментальной работы.
Нами были выделены следующие этапы экспериментальной работы: организационный; обучающий; творческий.
Под этапом мы понимаем временной отрезок, направленный на развитие творческой активности в процессе реализации театрализованной деятельности в рамках поставленных задач.
Организационный этап. Организуется пространственно-ориентацион-ная развивающая среда. Создаются условия благоприятные для включения личности в творческую деятельность. Определяются уровни творческой активности старших дошкольников с помощью заданий начального контрольного среза.
Обучающий этап. Предлагаются упражнения на развитие творческого воображения, мышления, способностей; этюды на эмоциональное состояние, на выразительность движений, жестов, пластичности; расширение кругозора ребенка, его знаний. На этом этапе происходит постепенно усложнение обучения.
Творческий этап. На этом этапе детям даются самостоятельные творческие задания. Определяются уровни творческой активности старших дошкольников с помощью итогового контрольного среза.
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); отдельные упражнения по этике; упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.
Были выявлены и описаны наиболее информативные критерии оценки развития творческой активности личности дошкольника:
1. Способность к творчеству.
2. Коммуникативность.
3. Интеллектуальные особенности творческой личности.
4. Произвольность в театрализованной деятельности.
5. Эмоциональность и выразительность.
6. Самооценка и самокритичность.
Способность к творчеству - оригинальность в решении игровой ситуации, представлении своего героя; инициативность, то есть умение предложить интересную идею или тему игровой драматизации; уклонение от шаблона; импровизация авторского текста; исследовательский интерес; наличие творческого потенциала.
Коммуникативность ~ наличие связной речи, то есть умение понятно и четко изъясняться; умение общаться со сверстниками; умение слышать партнера по игре; способность регулировать с помощью речи собственную деятельность.
Интеллектуальные особенности творческой личности - воображение; способность к анализу; способность к обобщениям; речь; память; эмоциональное восприятие.
Произвольность в театрализованной деятельности - способность идентифицировать себя с характером персонажа; контроль над этапами игровой деятельности; умение подчиняться правилам игры.
Эмоциональность и выразительность - восприимчивость; умение распознавать эмоциональное состояние другого человека; эмоциональный тонус; способность к сопереживанию; способность к эмоциональным открытиям; умение выразить свое отношение к характеру героя и произведению в целом; артистичность.
Самооценка и самокритичность - умение оценить результаты своей деятельности; умение найти ошибки и исправить их без помощи взрослого; умение критично относиться к своему исполнению.
На основании данных критериев было выделено три уровня творческой активности личности дошкольника:
1. Неконструктивный уровень.
2. Исполнительский уровень.
3. Продуктивный уровень.
Неконструктивный уровень включает в себя следующие качественные показатели.
Ребенок не проявляет инициативы, шаблонность в решении проблем, неоригинальность в выборе характеристик персонажей, отсутствие любознательности, незаинтересованность, отсутствие полной реализации творческого потенциала.
Ребенок замкнут, неспособен регулировать свое поведение, проявляет нежелание общаться со сверстниками, не умеет слушать педагога.
У ребенка отсутствует целостное дифференцированное восприятие окружающего мира, нечеткость в анализе, расплывчатость обобщений, затруднения в запоминании, забывчивость и неточность воспроизведения, несвязность речи, обрывочность высказываний, отсутствие планирующей и регулирующей функций речи, отсутствие воображения и фантазии.
У ребенка не сформировано умение представить условные характеристики персонажа, неспособность разграничить реальную и условную воображаемую ситуацию, ребенок не способен контролировать ход развития сюжета, не умеет подчиняться правилам игры и инструкциям педагога.
Ребенок не уверен в себе, отрицательный эмоциональный фон настроения, колебания настроения, невыразительность, неумение распознавать эмоциональное состояние другого человека, заторможенность.
У ребенка не сформирована способность к самооценке, но он стремится оценить результат партнеров по игре, ожидает помощи взрослого, преобладает некритичность.
Исполнительский уровень включает в себя следующие качественные показатели.
Ребенок проявляет нежелание выходить за рамки знакомых ранее сценариев, расставаться с любимыми героями, заинтересован играть только положительных героев, отмечается наличие любознательности, ребенок способен к частичной реализации творческого потенциала.
Ребенок в общении со сверстниками односторонен, проявляет избирательность в общении, способен инструктировать партнера по ходу сценария.
У ребенка восприятие константно, память непроизвольная, кратковременная, механическая, наблюдается проявление предпосылок словеснологического мышления, то есть анализируя, ребенок выбирает только существенные характеристики; сравнивая, ищет различия; обобщает конкретные понятия. У ребенка хорошо развита зрительная память, в речи преобладает диалог, недостаточный словарный запас, у ребенка сформировано умение воспринять условность игровой ситуации.
Ребенок может отождествлять себя с исполняемой ролью, наблюдается несформированность устойчивых форм контроля деятельности, поведения, нечеткое осознание правил игры.
У ребенка наблюдается легкая возбудимость, он восприимчив и впечатлителен, умеет выразить свое отношение к характеру конкретного героя, обладает выразительностью мимики, четкостью в движениях.
У ребенка либо завышенная, либо заниженная оценка собственных возможностей, критичное отношение к партнерам по игре, целенаправленный поиск ошибок отсутствует.
Продуктивный уровень характеризуется следующими качественными показателями.
Ребенок инициативен, активен в выборе необычных ролей, способен к импровизациям, проявляет оригинальность в решении проблем, вносит в спектакли элементы современности, присутствует творческий потенциал.
Ребенок контактен, проявляет общительность и раскрепощенность, умеет понятно и четко выражать свои мысли, регулирует и планирует свою деятельность с помощью речи, слышит партнера по игре.
У ребенка наблюдается эмоциональное восприятие, сформированы основные мыслительные операции, хорошая вербальная память, речь представлена в форме монолога, развито творческое воображение, расцвет фантазии.
Ребенок способен показать отрицательные и положительные стороны характера героя, у него сформировано понимание двуплановости игровой ситуации, ребенок умеет контролировать свои действия на всех этапах, умеет подчиняться правилам игры.
У ребенка устойчивый эмоционально-положительный фон настроения, он способен к эмпатии, ему свойственны эмоциональные открытия, присутствует эмоциональное отношение к произведению в целом, ярко выраженная артистичность, умение войти в образ.
У ребенка сформирована адекватная самооценка, критичное отношение к своему исполнению, стремление исправить ошибки.
На основании вышеизложенных положений была организованна опытно-экспериментальная работа в подготовительных к школе группах в ДОУ «Золотой ключик» и Центре развития ребенка «Дубравушка». Для ее реализации потребовалась разработка авторского специализированного курса «Развитие творческой активности личности ребенка старшего дошкольного возраста», которая велась диссертантом в течение 1997-2000 учебных годов; составление комплекса занятий по театрализованной деятельности; подбор методов взаимодействия педагога и ребенка, организации театрализованной деятельности в ДОУ; подбор диагностических методик, определяющих уровни развития творческой активности старших дошкольников.
Анализ результатов, полученных на первом и заключительном этапах опытно-экспериментальной работы, отражал тенденцию к преимущественному преобладанию более высокого уровня развития творческой активности дошкольников экспериментальной группы, что указывает на эффективность разработанной педагогической системы и подтверждает верность основных положений гипотезы нашего исследования.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Андреева, Ирина Геннадьевна, Саратов
1. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности. Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987. - С.34-41.
2. Амоношвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества. Киев.: Освита, 1991. - 111 с.
3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т., М.: Педагогика, 1980.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JI., 1968.
5. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. /Инновационный курс. Казань: Изд. Казанского университета. - 1996. - 568 с.
6. Андронова Т.Д. Формирование у студентов педвузов умения анализировать педагогические явления. Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1980. - 16 с.
7. Анохин П.К. Теория функциональной системы. //Успехи физиологических наук. 1970. №1.-С. 19-54.
8. Аркин Е.А. Дошкольный возраст. М., 1948.
9. Артемова JI.B. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспит. дет сада. М.: Просвещение, 1991. - 127 е., ил.
10. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976,- 158 с.
11. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: МГУ, 1984.- 105 с.
12. Асмолов А.Г., Петровский В.А. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности. //Вопросы психологии. 1978 - №1. -С. 70 -80. .
13. Ашиков В. «Семицветик» программа культурно-экологического образования дошкольников. // Дошкольное воспитание. - 1998. - №2. - С. 34.
14. Ашиков В., Ашикова С. Совместная творческая деятельность педагога и детей в программе "Семицветик". //Дошкольное воспитание. 1999. -№1.-С. 38-45.
15. Байкова JI.А. Технология игровой деятельности. Рязань, 1994.
16. Басина Е.З., Нежнова Т.А. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. М.: Педагогика, 1988. - 133 с.
17. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. - 421 с.
18. Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. М., 1991.-318с.
19. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов, ун-та, 1983. - 176 с.
20. Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей. //Психологический журнал. 1995. Т. 16. №5., 37-45 с.
21. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981. - 96 с.
22. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психол. исследование. М., 1968.
23. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М.: Знание, 1976. - 96 с.
24. Бурно М.Е. Творчество как средство самовыражения. /Материалы Всесоюзной конференции. Уфа-Москва, 1990.
25. Валицкая А.П. Культуроведческая школа: концепция и модель образовательного процесса.// Педагогика. 1998. - №4. - С. 12 - 23.
26. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. 4.2. /Фролов И.Т. -М.: Политиздат, 1989. 639 с.
27. Введение в философию: Учебник для выс. учеб. заведений. В 2 ч. Ч. 1. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1989. - 367 с.
28. Воспитание детей в игре: Пособие для воспит. дет. сада. /Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1983. - 192 е., ил.
29. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997.-96 с.
30. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. //Вопросы психологии. 1966. №6. С.75.
31. Выготский Л.С. История развития высших психических функций //Собр. соч. М., 1983.-Т.З.
32. Выготский Л.С. Мышление и речь. //Избр. пед. исследования. М., 1956.
33. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. М., 1956.
34. Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности. М., 1989.
35. Гак М.Г. Диалектика коллективности и индивидуальности. М., 1967.
36. Глотова Т.А. Творческая одаренность личности. Проблемы и методы исследования. -Екатеринбург, 1992. 83 с.
37. Гнатко Н.М. Проблема креативности и явление подражания. М., 1994. - 117 с.
38. Голубева З.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий. //Вопросы психологии. -1983.-№3.
39. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М.: Политиздат., 1989.
40. Давыдов В.В. Психологические проблемы воспитания и обучения подрастающего поколения. //Вопросы психологии. 1977. - №5.
41. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. /В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 2-е, перераб. СПб.: Акци-дент, 1996.-224 с.
42. Дошкольная педагогика. /Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. -М.: Просвещение, 1988. 394 с.
43. Дронова О., Левищева И. Диагностика и формирование представлений о красоте в старшем дошкольном возрасте. //Дошкольное воспитание. -1996,- №6.-С. 98-101.
44. Дьяченко О.М. Воображение дошкольников. М., 1986.
45. Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. М.: Педагогика, 1975.
46. Запорожец А.В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников. М.: Просвещение, 1974. - С. 24-50.
47. Зись А.Я. Философское мышление и художественное творчество. М.: Искусство, 1987. - 274 с.
48. Игра дошкольника. /Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1989. - 286 е., ил.
49. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. /Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Говорова, Л.И. Цеханская; Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьченко. -М.: Просвещение, 1989. 127 е., ил.
50. Ильина Т.А. Педагогика. М.: Просвещение. 1987. - 496 с.
51. Инновационные учебные заведения в России. /Под ред. Э.М. Никитина. -М., 1992.-106 с.
52. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов./ Сост. Н.Б. Мчедлидзе и др. Под ред. С.Ф. Егорова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 432 с.
53. К вопросу о синтезе искусств в педагогическом процессе в дошкольном учреждении. //Дошкольное воспитание. 1995. - №4. - С. 15-21.
54. Каган М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). -М.: Политиздат, 1974. 328 с.
55. Карандашев Ю.Н. Опыт ознакомления студентов старших курсов с новой периодизацией онтогенеза личности. //27 създ КПСС и актуальные проблемы совершенствования подготовки учительских кадров. Вильнюс, 1986.-С. 143-148.
56. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. М.: Политиздат, 1983. -256 с.
57. Коваленко Е.И. Детское творчество как педагогическая проблема. //Материалы научно-практической конференции. Нежин, 1990.
58. Коган В.З. Понятие "активности личности" как категория социальной психологии. //Некоторые проблемы личности: Сб. аспирантских работ. -М„ 1971.-С. 128.
59. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учебных заведений. М.: Изд. Центр «Академия», 2000. -416 с.
60. Комарова Т. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей. //Дошкольное воспитание. 1998. - №10. -С. 65 -67.
61. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1955.
62. Кон И.С. Как построить свое "Я". М„ 1991.
63. Концепция развития народного образования Саратовской области на 1991-2000 гг. Саратов, 1991. - 31 с.
64. Кравчук J1.B. Сказка, как начальная философия в формировании и развитии художественного вкуса у детей дошкольного возраста. М., МПГУ им. В.И. Ленина, 1996.
65. Краткий психологический словарь. М., 1985.
66. Крупская Н.К. Пед. соч. М., 1974. Т. 5.
67. Крупская Н.К. Пед. соч. М., 1974. Т. 6
68. Кряжева Н.А. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: "Академия развития", 1997. - 208 с.
69. Кудрявцев Т.В. Психология творческого мышления. М., 1975.
70. Куревина О.А., Васильева Л.С. Синтез искусств в эстетическом воспитании дошкольников: Программа, учебно-методическое пособие для дошкольных учреждений. М., 1993. - 56 с.
71. Левшин Л.А. Логика педагогического процесса. М.: Знание, 1980. -96 с.
72. Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности. //Вопросы психологии. -1988,- №4.-С. 98.
73. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. - М., 1977.
74. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983, Т. 2. - 320 с.
75. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
76. Леонтьев А.Н. Эмоциональное воспитание. //Дошкольное воспитание. 1981. №8. С.43.
77. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей. М., 1952. Т. 2
78. Лисина М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей в первые семь лет жизни. //Вопросы психологии. 1978. №5. С. 73-77.
79. Локк Дж. Мысли о воспитании. //Педаг. соч. М.: Учпедгиз, 1939. -С.67-224.
80. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 1980.-275 с.
81. Лук А.Н. Мышление и творчество. М., 1976. - 144 с.
82. Лук А.Н. Проблемы научного творчества. М., 1979.
83. Макаренко А.С. Пед. соч. М., 1984. Т.4.
84. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности. // Вопросы психологии. 1989. - №6. - С. 23 - 33.
85. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.-208 с.
86. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников. //Дошкольное воспитание. 1999. - №11. - С. 6-14.
87. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспит. дет. сада. /Под ред. Т.А. Марковой. М.: Просвещение, 1982. - 128 е.,ил.
88. Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. Пермь, Пермское книж. изд-во, 1973.-291 с.
89. Мильруд Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя. //Вопросы психологии. 1987. -№6.
90. Мир детства. Дошкольник. /Под ред. А.Г. Хрипковой; отв. ред. А.В. Запорожец. М.: Педагогика, 1979. - 416 с.
91. Миславский Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности. //Вопросы психологии. 1988. - №3 - С. 71.
92. Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников: Пособие для учителей начальных классов. М., 1975. - 88 с.
93. Морева Н. Вопросы музыкального воспитания в психолого-педагогической теории. //Дошкольное воспитание. 1998. - №2. -С. 114-116.
94. Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. М.: Знание, 1983.-96 с.
95. Мухина B.C. К проблеме социального развития ребенка. //Психологический журнал. 1980. - №5. - С. 43-53.
96. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. М.: Просвещение, 1986. -144 с.
97. Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии.// Вопросы психологии. 1957. - С. 142 - 154.
98. Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии. //Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: МГУ, 1982.-С. 39-52.
99. Немов Р.С. Детская психология. М.: Просвещение, 1981.
100. Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для уч-ся пед. уч-щ, пед. ин-в и работников системы подгот., повышения квалификации и перепод. пед. кадров. М.: Просвещение, 1990. - 301 с.
101. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7. М.: Педагогика, 1992.- 160 с.
102. Никитин Б.Г. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. 3-е изд. доп. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.
103. Новикова Г.П. Приобщение старших дошкольников к миру художественной культуры. //Сб. науч. ст. М.: МГПУ им. В.И. Ленина. - 1988.
104. Новикова JI.И. Деятельность детского коллектива как фактор его развития. //Деятельность, общение, игра в развитии коллектива и формировании личности школьника. М., 1983.
105. Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду. /Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Г.Н. Пантелеев и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1989. - 79 с.
106. О теории и практике творческой деятельности детей. //Дошкольное воспитание. 1965. -№5. С. 13.
107. Общая психология: Учеб. пособие для студ. пед. инстит. /В.В. Богословский, А.А. Степанов, А.Д. Виноградова и др.; Под ред. В.В. Богословского и др. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1981 -383 е., ил.
108. Основные направления работы по программе "Развитие" (новый вариант). //Дошкольное воспитание. 1999. -№8. - С. 45-60.
109. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. /Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др.; Под ред. Ю.К. Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1988. - 479 с.
110. Пестолоцци И.Г. Памятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода. //Избран, пед. произвел.: в 3 т. М., 1963.
111. Петровский А.В. Быть личностью. М., 1990. - 112 с.
112. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. -125 с.
113. Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности. //Вопросы психологии. 1987. -№1.
114. Петровский В.А. К пониманию личности в психологии. //Вопросы психологии. 1981. №2. - С. 40-46.
115. Петровский В.А. Принцип отраженной субъективности в психологическом исследовании личности //Вопросы психологии. 1985. - №4.
116. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология: Учеб. пособие для ПК ИПР. -М.: Высш. шк„ 1977. 247 с.
117. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 е.: ил.
118. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - кн. 2: Процесс воспитания. - 256 с.
119. Пономарев Я.А. К вопросу об исследованиях психологического механизма "принятия решения" в условиях творческих задач. Проблемы принятия решения. -М., 1976. С. 319-326
120. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. -280 с.
121. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. - 303 с.
122. Программа воспитания и обучения в детском саду. /Отв. ред. М.А. Васильева. М.: Просвещение, 1985. - 174 с.
123. Психологические проблемы детской игры. //Дошкольное воспитание. -1975. №10. - С.73.
124. Психология и педагогика игры дошкольника. /Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. М.: Педагогика, 1974.
125. Радуга: Прогр. и руководство для воспитателей дет. сада. /Т.Н. Дороно-ва, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.; Сост. Т.Н. Доронова. М.: Просвещение, 1994.-208 с.
126. Рошаль Г.Н. Кино и дети. М., 1971.
127. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., АПН СССР, 1957.
128. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности. К философским основам современной педагогики //Вопросы философии. 1989. -№4.
129. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. - 424 с.
130. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979. - 352 с.
131. Руссо Ж-Ж. Эмиль, или О воспитании. //Педаг. соч.: В 2т. М., 1984. Т.1.
132. Савенков А.И. Основные подходы к разработке концепции одаренности. // Педагогика. 1998. - №3.
133. Сакулина Н.П., Ветлугина Н.А., Езикеева В.А., Карпинская Н.С. Художественное воспитание в детском саду. М.: Учпедгиз, 19554. - 200 с.
134. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. / Под ред. Н.А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1980. - 280 е.; ил., 4 л. ил.
135. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. М.: Знание, 1976. - 64 с.
136. Семенов И.Н. Системное исследование мышления в процессе решения творческих задач. Автореф. М., 1990. - 20 с.
137. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия и организация творческого мышления. //Вопросы психологии. 1983. - №2.
138. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996.- 192 е., ил.
139. Сластенин В.А., Подымова JI.C. Педагогика. Инновационная деятельность.-М., 1997.-320 с.
140. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: МГУ, 1985. - 230 с.
141. Сорокина М., Миланович Л. Программа "Театр творчество - дети". //Дошкольное воспитание. - 1996. - №11. - С.7.
142. Сорокина Н. Играем в кукольный театр. //Дошкольное воспитание. -1998.-№9, 11. С.128-142, С. 147-158.
143. Спиркин А.Г. Философия: Учеб. для студ. вузов. М.: Гардарики, 1998. -816с.
144. Станкевич Л.П. О типах, формах и уровнях социальной активности личности. //Вопросы исторического материализма и критика некоторых концепций буржуазной социологии. М., 1969. - С. 194
145. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982.-231 с.
146. Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: "Академия развития", 1997. - 240 с.
147. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1973. - 270 с.
148. Театр, семья, школа. Сб. статей. Сост. Ю.А. Зубков. М.: Педагогика, 1975.- 128с.
149. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2 т. Т.1. М.Педагогика, 1985. - 328 с.
150. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. -М„ 1957.
151. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. - 192 е., ил.
152. Трик Х.Е. Основы направления экспериментального изучения творчества. /Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. МГУ, 1981. - 400 с.
153. Усова А.Н. Роль игры в воспитании детей. /Под ред. Запорожца А.В. -М„ 1976.
154. Ушинский К.Д. Избр. соч. М„ 1974. Т. 3
155. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М., 1974. Т. 1.
156. Ушинский К.Д. Собр. соч. -М.: АПН СССР, 1950. Т. 10.
157. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста. Харьков: "Фолио", 1996. - 462 с.
158. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.
159. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. М., 1963.
160. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1973.
161. Формирование познавательной активности школьников. Сборник статей. Ростов-на-Дону, 1971. - 192 с.
162. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. -М.: Просвещение, 1985. 224 с.
163. Фурмина Л.С. Возможность творческих проявлений дошкольников в театрализованных играх. М., 1972.
164. Хомерики О.Г. и др. Развитие школы как инновационный процесс. Ме-тодич. пособие. М., 1997.
165. Художественное творчество и ребенок. Монография. /Под ред. Н.А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. - 380 с.
166. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. М., 1998. -253 с.
167. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. - 208 с.
168. Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры. - М., 1994.
169. Щедровицкий Г.П. Методологические замечания к педагогическому исследованию, игры. М., 1966. - 45 с.
170. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.
171. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. - 304 с.
172. Эстетическое воспитание в детском саду. /Под ред. Н.А. Ветлугиной. -2-е изд., М.: Просвещение, 1985. - 207 с.