автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие женского образования и воспитания у народов Северного Кавказа в XIX-начале XX вв.
- Автор научной работы
- Дзампаева, Жанна Татаркановна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Владикавказ
- Год защиты
- 2004
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Развитие женского образования и воспитания у народов Северного Кавказа в XIX-начале XX вв."
На правах рукописи
Дзампаева Жанна Татаркановна
РАЗВИТИЕ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ У НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В XIX - НАЧАЛЕ XX вв.
Специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Владикавказ 2004
Работа выполнена в Северо-Осетинском государственном университете им.К.Л.Хетагурова
Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор
Хатаев Еристау Елканович
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Чеджемов Сергей Русланович;
кандидат педагогических наук, доцент Лазарева Лидия Михайловна
Ведущая организация Республиканский институт повышения
квалификации работников образования РСО-Алания
Защита состоится А Ж _ 2004 г. в /У часов на заседании диссертационного совета К 212.248.03 при Северо-Осетин-ском государственном университете им. К.Л.Хетагурова по адресу: 362025, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46, к. 4, ауд. 1.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Северо-Осе-тинского государственного университета им. К.Л.Хетагурова.
Автореферат разослан
2004 г.
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат педагогических доцент
.Мкртычева
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ,
Актуальность исследования. Поиск новых путей социально-политического и духовно-нравственного развития общества обострил интерес к проблемам обучения и воспитания как к одному из социальных и культурных явлений. Так как воспитание и образование личности есть необходимый, постоянный элемент общества и фактор социального развития, то вопросы, посвященные воспитательно-образовательному процессу, были и продолжают оставаться актуальными и в наше время. Становится все более очевидным, что современная школа призвана творчески изучать богатейший воспитательный опыт народов Северного Кавказа, накопленный на протяжении тысячелетий, и сделать его достоянием подрастающих поколений. В основе этого опыта лежит народная педагогика, к которой в настоящее время обращаются во всех странах, имеющих многовековую историю.
Изучение опыта прошлого необходимо для совершенствования воспитательной системы, так как прошлое, настоящее и будущее находятся в неразрывном единстве. Не зная прошлого, невозможно познать настоящее и предвидеть будущее. Вместе с тем, опираясь на прошлое, можно определить наиболее актуальные задачи современной практики обучения и воспитания подрастающей смены. Такой методологический подход поможет определить и наиболее актуальные проблемы истории отечественного образования и педагогической мысли, подлежащие изучению, показать взаимосвязь школы и научной педагогической мысли народов Северного Кавказа с современной практикой обучения.
Для решения этих задач представляется важным по-новому осмыслить историко-педагогические, историко-эт-нографические, лингвистические и фольклорные произве-
РОС Н\ЦИС1!А.1ЬНАЯ БУЕЛИОТГКА С.Г!€тгр$ург ОЭ 200
дения как дореволюционных, так и современных авторов о проблемах воспитания и обучения.
Важная роль в сборе этих материалов, произведений о кавказских горцах и их жизни принадлежит представителям дореволюционной передовой русской науки, известным ученым-кавказоведам М. Ковалевскому, К. Коху, Ф. Леонтовичу, В. Миллеру, Л. Модзалевскому, Я. Неверову, Д. Семенову, А. Шегрену, П. Услару и др.
Значительный интерес представляют материалы путешествий русского академика В.Б. Пфафа по ущельям Северной Осетии, этнографические очерки о черкесах Н,О. Карлгофа и Г.Ф. Чурсина, записки о ингушах Г.Вертепова, заметки о малых народностях Кавказа Л.И. Лаврова и т.д.
Этнографические аспекты истории горцев, издавна привлекавшие внимание иностранных и русских ученых, в конце XIX - начале XX века изучались Е.С. Барановым,
A.M. Дирром, А.Н. Дьячковым-Тарасовым, С.А. Егиазаро-вым, Л.В. Малининым, А.А. Миллером, В.М. Сысоевым, Н.С Щукиным и мн. др.
Во второй половине XIX - начале XX века вопросы школы, просвещения и семейного воспитания горских народов стали предметом изучения наиболее просвещенной части кавказского общества. Ряд ценных сведений о воспитании и образовании (в том числе и женском) имеется в статьях М. Абаева, Г. Алкадари, Т. Блаева, С. Габиева, Б. Га-тиева, К. Гарданова, Г.Дзасохова, А. Долгиева, И. Канукова, И. Кармова, П. Кешокова, И. Магомаева, А. Мутушева, М. Хаджиева, К. Хетагурова, А. Шарипова и др.
Интересные материалы по женскому воспитанию и образованию северокавказских народов содержат опубликованные в послевоенные годы XX века монографии
B.И. Абаева, М.О. Косвена, А.Х. Магометова, Я.С. Смир-
новой, М.Д. Сикорского, Л.А. Чибирова и др. В изучение данной проблемы определенный вклад внесли также Л. Га-боева, Э. Каргиев, В. Магометова, М. Тотоев и др., выступавшие в начале 90-х годов XX в. на страницах газет и журналов с публикациями о возникновении и развитии женского школьного дела на Северном Кавказе.
Вопросы женского воспитания и образования частично нашли отражение в работах и современных ученых: Т.З. Бесаевой, З.С. Бузоевой, В.К. Гарданова, Х.В. Дзуцева, З.М. Кайтуковой, Б.А. Калоева, А.Н. Мусукаева, М.'А. Ме-ретукова, А. Скачкова, А.Ю.Слановой, З.Б. Цаллаговой, Е.Е. Хатаева, СР. Чеджемова и др., однако данные авторы не ставили целью своего исследования всестороннее раскрытие генезиса женского образования, их статьи и очерки носили, в основном, обзорный исторический характер. Поэтому, несмотря на обилие научных изысканий, посвященных проблеме женского воспитания и образования, до настоящего времени нет ни одного исследования, которое полностью бы раскрывало специфику поднимаемой проблемы. Этим и обусловлен выбор темы диссертационной работы «Развитие женского образования и воспитания у народов Северного Кавказа в XIX - начале XX вв.».
Проблемой исследования является выявление генезиса теории и практики воспитания и образования горянки. Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: прогрессивная педагогическая мысль и школа народов Северного Кавказа (XIX - начало XXвв.).
Предмет исследования: вопросы теории и практики женского воспитания и образования у народов Северного Кавказа.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что в современных условиях подготовки педагогичес-
ких кадров региональной системой образования необходимо изучать и использовать богатейший опыт организации женского воспитания у народов Северного Кавказа, формы и методы подготовки кадров в женских образовательных учреждениях, ориентации на их работу с различными категориями учащейся молодежи.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, гипотезой и целью исследования были выделены следующие задачи:
- показать прогрессивные последствия исторического акта присоединения народов Северного Кавказа к России для их духовного развития;
- проанализировать роль и практическую деятельность миссионерских организаций, видных просветителей и ученых-кавказоведов в решении вопросов женского воспитания и обучения;
- определить основные этапы генезиса теории и практики женского образования на Северном Кавказе;
- рассмотреть идеи народной и прогрессивно-демократической педагогики Северного Кавказа XIX - начала XX вв. о двойственном положении женщины-горянки в обществе, проблемах ее воспитания и образования.
Методологическую основу исследования составили философско-антропологические и педагогические идеи о человеке и его воспитании, философские положения о социально-исторической обусловленности характера деятельности образовательных учреждений и педагогической мысли народов, о необходимости творческого и бережного отношения к духовному наследию прошлого.
В процессе работы использовались следующие научно-педагогические методы исследования: изучение архивных источников; теоретический анализ историко-эт-нографических, историко-педагогических, философских,
литературных произведений; изучение и анализ трудов дореволюционных российских ученых и горских просветителей по истории педагогической мысли народов Северного Кавказа.
Источниковую базу. исследования составили архивные материалы Центрального государственного архива РСО-А, Центрального государственного архива Кабардино-Балкарской Республики; учебники, учебные программы северокавказской школы дореволюционного периода; труды по истории, этнографии, этнопсихологии, народной и этнической педагогике; устное народное творчество и художественная литература; публикации дореволюционных и современных авторов; материалы периодической печати.
Наиболее существенными результатами исследования, определяющими его научную новизну, являются следующие:
- выявлена и проанализирована одна из важных проблем историко-педагогического регионоведения - генезис теории и практики женского воспитания и образования у горских народов;
- проанализированы и обобщены педагогические воззрения русских ученых-кавказоведов и горских просветителей, их практическая деятельность в решении проблем женского воспитания и образования;
- раскрыты основные этапы становления и развития женских школ на Северном Кавказе;
- дан анализ взаимодействия школы, семьи и передо -вой общественности в вопросах воспитания и обучения женщин-горянок.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определена роль Осетинской духовной комиссии и Общества восстановления православного христианства
на Северном Кавказе, их видных деятелей в создании условий для появления первых женских школ и развития других женских учебных заведений в этом регионе; раскрыты вопросы двойственного положения женщины-горянки в семье и обществе; показано значение борьбы российских и горских просветителей за эмансипацию и равноправие женщины-горянки с мужчиной, условия для привлечения горянок в женские школы и их воспитания в духе общечеловеческой гуманности, уважения общечеловеческих ценностей и развития их самостоятельности; представлена общая характеристика возникновения первых очагов женского образования, развития сети женских училищ, прогимназий и гимназий на Северном Кавказе, имеющие важное значение для духовного развития горских народов в целом; проанализированы новые и малоизвестные материалы, способствующие более объективной оценке деятельности по воспитанию и обучению женщин на Северном Кавказе в рассматриваемый период.
Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы могут быть использованы в процессе школьного и вузовского обучения, в системе подготовки и переподготовки учительских кадров, а также при написании студентами и аспирантами дипломных и диссертационных работ. Использование результатов исследования будет способствовать расширению научных представлений студенческой и аспирантской аудиторий о педагогической мысли горских народов, о специфике воспитания и образования горянок.
Достоверность научных результатов обеспечена соответствием методов и поставленных задач исследования широкой источниковой базе, дающей реальную возможность вскрыть закономерный характер процессов воспита-
ния и обучения горянок, зарождения, становления и развития женских школ на Северном Кавказе.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Любое общество, заботящееся о своем воспроизводстве, о воспитании подрастающего поколения в духе гуманности и уважения общечеловеческих ценностей, должно заботиться о системе образования, особенно о женском воспитании и обучении.
2. Основные категории воспитания и образования женщин-горянок необходимо рассматривать в контексте политических и социально-экономических условий, исторически сложившихся на Северном Кавказе в XIX веке.
3. Зарождение очагов просвещения и развитие женских школ на Кавказе связано с присоединением народов Северного Кавказа к России, в результате чего произошло их приобщение к передовой русской культуре. Этот исторический акт стал определяющим в появлении первых образованных женщин в этом регионе..
♦ 4. Центральными вопросами северокавказской народной педагогики, отображавшей непростую жизнь горянки и ее двойственное положение в обществе, являлись:, формирование у девочек в процессе воспитания духовно-нравственных и эстетических качеств, их подготовка к созданию семьи и ведению домашнего хозяйства, выработке своеобразной культуры поведения, которая олицетворяла бы цель народной педагогики - воспитание идеальной во всех отношениях горянки.
. 5. Женские школы сыграли важную роль в развитии просвещения народов Северного Кавказа. Из их стен, в особенности из Ольгинской женской школы в Осетии, вышло много учительниц, всецело посвятивших себя делу народного образования. Развитие женского образования опреде-
ляюшим образом меняло взгляд горцев на женшину-горян-ку, на ее роль в семье и обществе.
6. Педагогическая мысль народов Северного Кавказа способствовала развитию женских школ в этом регионе, вооружению горянок-педагогов прогрессивными методами и приемами воспитания детей и подготовки их к будущей жизни.
Организация и этапы исследования:
Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа:
1 этап. 2001-2002 гг. - определение темы исследования, предварительное ознакомление с проблемой изученности состояния женского воспитания и образования на Северном Кавказе в контексте национальной педагогической системы; анализ историко-этнографической, этнопеда-гогической и этнопсихологической литературы и архивных материалов; определение основных направлений научного поиска.
2 этап. 2002-2003 гг. - сбор научной информации и материалов для диссертации, издание статей по проблеме исследования, определение научного аппарата, методологии и методов исследования.
3 этап. 2003-2004 гг. - обработка и систематизация, обобщение и литературное оформление текста диссертации. Издание учебного пособия для студентов и аспирантов.
Апробация результатов и внедрение в практику. Результаты, полученные в ходе исследования, обсуждались на заседании кафедры педагогики Северо-Осетинс-кого государственного университета им. К.Л. Хетагурова и кафедры социологии и политологии Северо-Кавказского горно-металлургического института (государственного технологического университета) в 2002-2004 гг., на науч-
но-практических конференциях по итогам научной работы в указанных вузах, на региональных и республиканских конференциях во Владикавказе(2002-2004 гг.), Нальчике (2004 г.), Пятигорске (2004 г.). Они внедрены в учебный процесс в Северо-Осетинском государственном университете им. К.Л. Хетагурова при чтении лекционного курса «Школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа».
Структура диссертации: работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.
. И. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, задачи, объект и предмет исследования, сформулирована гипотеза исследования, показаны научная новизна, теоретическое и практическое значение работы, а также основные положения, выносимые на защиту. -
В первой главе «Прогрессивные последствия исторического акта присоединения народов Северного Кавказа к России для их духовного развития» представлен общий анализ социально-политических и духовных предпосылок развития школы и просвещения народов Северного Кавказа, в том числе и женских школ.
Исследование показало, что прогресс школьного образования на Северном Кавказе стал возможен лишь после присоединения горцев к России с конца XVIII века и, в особенности, с 60-х годов XIX в., хотя влияние России на них началось задолго до этого исторического акта и шло различными путями.
Первыми распространителями грамотности среди горских народов были русские священники, обучавшие их детей русскому языку. Кроме них, такие функции выполняли переводчики при военных гарнизонах на Кавказе. Прави-
тельство создавало здесь аманатские группы из заложников и школы военных воспитанников.
Вторая половина XVIII века связана с деятельностью миссионерских организаций на поприще просвещения кавказских горцев. К этим организациям, действовавшим от имени русского правительства, следует отнести «Осетинскую духовную комиссию» и «Общество восстановления православного христианства на Кавказе». Первая действовала здесь с 1745 г. по 1860 г., а вторая - с 1860 г. до 1917 г. Эти организации внесли неоценимый вклад в становление и развитие просвещения горцев Кавказа, в разработку педагогических основ не только правительственных мужских учебных заведений, но и женских школ. Усилия православного школьного ведомства ценны тем, что способствовали вовлечению горянок в правительственные школы. Изменялся статус горянки в обществе, ее роль и место в семье, в воспитании детей и подготовке их к жизни.
О создании важных и необходимых условий для этого процесса еще в начале XIX в. писали Султан Хан-Гирей, Шора Ногмов и др. Однако реализация этих прогрессивных начинаний стала возможной только во второй половине XIX в.
Вторая глава «Проблема воспитания и образования горянки в народной и прогрессивно-демократической педагогике Северного Кавказа XIX - начала XX вв.»
посвящена неоднозначной трактовке положения женщины-горянки. В ней выявлены воззрения русских и кавказских мыслителей на двоякое положение женщины в горском обществе, характеризующееся, с одной стороны, уважением к женщине как к матери и воспитательнице детей, хранительнице очага и традиций, а с другой - ее подчиненным положением в семье, такими явлениями, как калым, умыкание невест, избегание и пр.
Народной педагогикой, придававшей особое значение положению женщины в горском обществе, оно также оценивалось весьма неоднозначно. С одной стороны, женщину боготворили, с другой - она была полностью зависима от мужской воли (отца, мужа, сыновей), о чем свидетельствуют произведения народного фольклора: «Дом без женщины сиротлив» (кар.), «Женщина - опора семьи» (адыг.), «Нет ничего на свете лучше хорошей жены» (даг), «В доме, где нет хозяйки, баркдда (изобилия) нет» (осет.), и вместе с этим: «Насколько длинны волосы женщины, настолько она глупа» (инг.), «У женщины волос длинный, а ум короткий» (абадз.), «Ум женщины не настолько длинен, как длинны её волосы» (осет.) и т.д.
Уважительное отношение к женщине нашло свое отражение в народных сказках об умных девушках-советчицах, о женщинах—прекрасных мастерицах, о любящих матерях, о верных подругах и сестрах. Обычай почитания женщины красной нитью проходит через эпосы всех северокавказских народов, сохранивших образцы глубоко почтительного отношения древних горцев к женщине. Защищая честь и достоинство женщины, нарты часто ставили на карту свою жизнь. Выдающиеся нартские женщины пользовались всеобщим уважением, им поклонялись, с ними советовались в критических ситуациях. Однако тот же фольклор запечатлел и много негативного в жизни женщины: ее кабальное положение в доме отца, затем - мужа. Примером тому являются многочисленные женские песни-плачи о несбывшейся судьбе.
Двоякое отношение горцев к женщине показывали в своих произведениях и все побывавшие на Кавказе российские исследователи и путешественники. Так, А. Берже, К. Борисевич, И. Бларамберг, М. Ковалевский, Д. Лавров, Ф. Леонтович, П. Услар, А. Шегрен, Л. Штедер и др., опи-
раясь на горские адаты, отмечали высокое положение жен-шины в обществе, нераспространение на нее кровной мести, какая бы кровная вражда не была между фамилиями, никогда не убивали женщину. Если же кто-нибудь совершал подобное преступление, то этим он навлекал на себя величайшее презрение общества. Если авторитет мужчины не в состоянии был разрешить возникший конфликт, то, как к крайней мере, прибегали к помощи женщины. В кровопролитной схватке родовой мести или драке женщина являлась единственной силой, способной приостановить разъяренных врагов.
Но просветители горских народов высвечивали и другую сторону жизни горянки. М. Ковалевский отмечал, что обычное право, как и шариат, предписывало, чтобы все члены семьи беспрекословно повиновались ее главе; Ф. Ле-онтович указывал, что власть мужа над женой поддерживалась его фактически односторонним правом на развод; И. Иванюков и М. Ковалевский писали, что при разводе по инициативе жены ее родные должны были вернуть брачный выкуп; Н Харузин свидетельствовал, что в случае развода родителей дети и по адатам, и по шариату принадлежали отцу.
Вместе с российскими учеными общественное бесправие женщин отмечали и горские просветители (К. Атажу-кин, А. Гассиев, Г. Дзасохов, Ш. Ногмов, К. Хстагуров и др.), находившие причину угнетенного положения женщины в семье и обществе в сохранившихся обычаях старины: похищении девушек, калыме, избегании, указывая на то, что бесправность женщины поддерживалась именно этими обычаями, из-за которых мужчина относился к ней как к существу более низкому. Подобные принципы передавались из поколения в поколение и пагубно влияли на воспитание молодежи. Поэтому, последовательно освещая отри-
цательные последствия указанных обычаев, просветители горских народов ратовали за их быстрейшее искоренение, находя для этого единственную возможность — образование населения.
В третьей главе «Становление и развитие женских школ на Северном Кавказе» представлен краткий анализ истории создания Владикавказской девичьей школы А. Колиевым и ее преобразование во Владикавказскую женскую гимназию, проанализировано зарождение и развитие женского образования во всех районах Северного Кавказа. Особое внимание уделено рассмотрению постановки обучения и методам работы в женских учебных заведениях, а также вопросам взаимодействия семьи, женских школ и общественности в решении проблем воспитания горянок.
Одними из первых женских учебных заведений в крае были открывшиеся в конце 50-х годов XIX века частные школы А. Зурабовой-Кубатиевой в Урсдоне, И. Ревазовой в Алагире, С. Петровой в Дешлагаре, которые имели недолгую жизнь и были закрыты по разным причинам, не оставив заметного следа в истории образования горянок, но именно им принадлежит пальма первенства женского образования в Северо-Кавказском регионе. Зачинателем женского образования на Северном Кавказе по праву считается Алексей (Аксо) Виссарионович Колиев (1823-1866 гг.), протоиерей и видный осетинский просветитель, открывший в 1862 году во Владикавказе в своем доме и на свои средства женскую школу для осетинских девочек. Школа эта со временем превратилась в предмет гордости осетинского народа, просуществовала до 1917 года, а в 1920 году на ее базе был создан пединститут, деятельность которого связана с именами многих представителей осетинской интеллигенции - Ц. Гадиева, Г. Дзасохова,
С. Кокиева, X. Уруймагова, К.Хетагурова, Г. Цаголова, Г. и Д. Шанаевых и др.
В 60-е годы XIX века были продолжены попытки создания женских школ в Дербенте и Темир-Хан-Шуре. На базе последней в 1875 году открывается четырехклассная, а с 1880 года — пятиклассная прогимназия. В 1860 г. в Нальчике основана бесплатная женская школа для детей русских поселенцев. В 1865 г. в Пятигорске по инициативе А.О. Смирновой открыта первая и единственная в Ставропольском крае женская школа, существовавшая исключительно на благотворительные средства, затем преобразованная в двухклассное училище Министерства народного просвещения.
> Для зарождающихся женских школ нужны были квалифицированные кадры учителей. Помимо Ольгинской школы в Осетии подготовкой педагогических кадров занималось Владикавказское духовное училище, открывшееся в сентябре 1836 года. Из стен этого миссионерского заведения вышли известные просветители А. Гассиев, А. Колиев, М. Сухиев, В. Цораев и др.
Кузницей педагогических кадров для Северного Кавказа стала Ставропольская гимназия, на базе которой в 1851 году усилиями её директора Я. М. Неверова были организованы специальные педагогические классы.
В 1871 году на Кавказе была открыта Кубанская учительская семинария. Ее директор Д. Семенов провел в семинарии ряд нововведений: открыл специальное отделение (IV класс), двухклассное женское училище с педагогическими классами, которые по мере возрастания их контингента фактически превратились в женскую учительскую семинарию.
Женские учебные заведения открывались в основном в христианской части Северного Кавказа, в мусульманс-
ких же районах вопросы развития женского образования решались крайне медленно и неэффективно. Кабардинская учительская школа, открытая педагогом К.Атажукиным в 1866 году, и Карачаевское женское отделение при Учку-ланском 2-классном училище, открытое М. Карабашем в 1904 году, из-за антирусской агитации представителей мусульманства просуществовали недолго.
Несмотря на то, что школам духовного ведомства удалось наладить дело женского просвещения, постановка учебного процесса в них зачастую оставляла желать лучшего. Тем не менее, несмотря на все трудности становления на Северном Кавказе образования, оно способствовало повышению статуса женщины в обществе: на нее уже не смотрели как на вещь, на безмолвное существо. Открывающиеся школы, а также выступления представителей прогрессивной общественности и педагогов-просветителей в печати способствовали перелому в отношениях горцев к женщине.
Вдохновляемые передовыми идеями русской демократической и педагогической мысли, поддерживаемые лучшими представителями российской и горской интеллигенции, прогрессивно настроенные учителя, такие как Е. Битаров, С. Газданов, сестры Газдановы, М. Гарданов, Е. Доева, А. Кану ков, М. Плющ, М. Туриев, X. Уруймагов, А. Цаллагов и многие другие, не только энергично добивались открытия новых учебных заведений, но и боролись за светскую школу, выступая против обучения, пронизанного религиозно-нравственным духом, требовали введения в школе учебников и учебных пособий, составленных на принципах передовой педагогики того времени, прогрессивных методов обучения. Просветители-педагоги (М. Абаев, Г. Дзасохов, Я. Неверов, Л. Модзалевский, Д. Семенов, X. Уруймагов, Н. Цагов, и др.), анализируя учебно-воспитательный про-
цесс, делали акцент на усилении связи обучения с жизнью, с семейным воспитанием. Практической деятельностью, а также посредством своих публикаций они стремились улучшить систему и методы обучения и воспитания, ратовали за то, чтобы школа готовила не покорных слуг для представителей имущего класса, а людей инициативных, творчески развитых, способных в будущем стать полезными для общества.
• В заключении изложены основные выводы диссертационного исследования.
1. Прогресс школьного образования на Северном Кавказе стал возможен только после присоединения его к России Пионерами просветительского движения в крае были представители православного духовенства, чья деятельность носила миссионерский характер. Одной из российских православных организаций, поднимавшей вопросы образования горцев стала "Осетинская духовная комиссия" (1745 г.), преобразованная впоследствии (1860 г.) в "Общество восстановления православного христианства на Кавказе".
О необходимости и важности женского образования писали как российские, так и горские просветители. Поборники женского образования понимали, какую огромную роль играет женщина в семье, занимаясь воспитанием детей, осознавали, что судьба каждого ребенка находится в руках матери и его будущее зависит от того, какими детскими впечатлениями будут наполнены его душа и разум.
Деятельность по созданию и совершенствованию школ в определенной степени ограничивалась целями просветительского курса царского правительства, что тормозило развитие народного образования. Тем не менее, несмотря на противоречивость российской политики в области школьного строительства, благодаря деятельности «Обще-
ства», энтузиазму и усилиям лучших представителей горской интеллигенции и работавших на Кавказе российских ученых, на Северном Кавказе разрабатывалась горская письменность, создавалась система национального образования, включающая в себя учебные заведения различных типов как для мальчиков, так и для девочек.
2. Народная педагогика, горские и российские просветители придавали большое значение проблемам положения женщины обществе, которое было весьма неоднозначным. С одной стороны, женщину уважали и почитали, видя в ней воспитательницу детей и хранительницу очага, а с другой - она была полностью зависима от мужской воли (отца, мужа, и даже сыновей), о чем свидетельствуют про-изведени народного фольклора: в кавказских пословицах и поговорках, нартском эпосе прослеживается противоречивое отношение к женщине - воспевая красоту, мудрость и трудолюбие женщин, показывается их тяжелая доля.
Неоднозначность отношения горцев к женщине отражена и во многих произведениях российских ученых-путешественников и исследователей Кавказа, описывавших почтительное отношение к женщине в обществе (нераспространение на нее кровной мести), так и негативные стороны ее жизни. Российские и горские просветители причины бесправного положения женщины в семье и обществе находили в сохраняющихся обычаях старины: похищении девушек, калыме, избегании, кровной мести, которые передаваясь из поколения в поколение и пагубно влияли на воспитание молодежи. Поэтому, освещая отрицательные аспекты указанных обычаев, просветители горских народов ратовали за их быстрейшее искоренение, указывая при этом на то, что без развития образовании, в том числе женского, коренным образом изменить отношение к женщине в семье и обществе невозможно.
3. Первыми ростками женского образования в СевероКавказском регионе можно считать частные школы А. Зу-рабовой-Кубатиевой в Урсдоне, И. Ревазовой в Алагире, С. Петровой в Дешлагаре. По разным причинам они просуществовали недолго. «Успешной» женской школой на Северном Кавказе стала школа, открытая в 1862 году во Владикавказе протоиреем и видным просветителем А.В. Ко-лиевым, превратившаяся со временем в предмет гордости осетинского народа. Она просуществовала до 1917 года, а в 1918 году на ее основе был создан педагогический институт.
В 60-е годы XIX века на Северном Кавказе были открыты и другие женские школы — в Нальчике, Дербенте, Темир-Хан-Шуре, Пятигорске, которые остро нуждались в квалифицированных педагогах. Важную роль в деле подготовки учительских кадров сыграли Ольгинская школа и Владикавказское духовное училище в Осетии, Ставропольская гимназия, Кубанская учительская семинария, Кабардинская учительская школа, Карачаевское женское отделение при Учкуланском 2-хклассном училище и др.
Обучение в женских учебных заведениях, большинство из которых относилось к духовному ведомству, зачастую оставляло желать лучшего. Однако, несмотря на все трудности становления на Северном Кавказе женского образования, оно привело к перелому в отношении горцев к женщине, чему способствовали и выступления представителей прогрессивной общественности, педагогов-просветителей. Вдохновляемые передовыми идеями русской демократической и педагогической мысли и поддерживаемые лучшими представителями российской и горской демократической интеллигенции, педагоги-новаторы добивались не только открытия новых учебных заведений, но
и боролись за светскую школу, за введение прогрессивных методов обучения, использование учебников и учебных пособий, построенных на принципах дидактики, анализируя учебно-воспитательный процесс, они делали акцент на усилении связи обучения с жизнью, с семейным воспитанием.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:
1. Дзампаева Ж.Т. О проблеме женского воспитания // Тезисы докладов межвузовского научно-теоретического семинара «Проблемы преподавания гуманитарных наук в свете современных требований». Нальчик, 2002. С. 20-21.
2. Дзампаева Ж.Т, К вопросу о воспитании культуры толерантности на Кавказе // Тезисы докладов межвузовской научно-теоретической конференции «Актуальные проблемы совершенствования преподавания социально-гуманитарных наук». Владикавказ: Терек, 2003. С. 32-35.
3. Дзампаева Ж.Т. Нравственно-этические проблемы положения горской женщины в народной педагогике Северного Кавказа // Вопросы психологии. Владикавказ: СОГУ, 2004. С.95-98.
4. Дзампаева Ж.Т. Эволюция семейных отношений в конце XIX - начале XX вв. и их значение для воспитания горянки // Тезисы докладов межвузовской научно-теоретической конференции. «Актуальные проблемы совершенствования преподавания социально-гуманитарных наук». Владикавказ: Терек, 2004. С.23-24.
5. Дзампаева Ж.Т. Семейное воспитание в контексте горской народной педагогики // Вопросы социологии, психологии и социальной работы. Вып. 5. Владикавказ: СОГУ, 2004.С. 31-34.
6. Дзампаева Ж.Т. К вопросу о социальном положении женщины-горянки в семье и обществе // Объединенный на-учныйжурнал. Москва: Тезарус, №12. 2004. С. 63-64.
7. Дзампаева Ж.Т. Проблемы воспитания и образования горянки в народной и прогрессивно-демократической педагогике Северного Кавказа XIX - начала XX вв.: Учебное пособие. / Под ред. проф. 3. К. Каргиевой. Владикавказ: Терек, 2004. 58 с.
Подписано в печать 11.05.2004. Усл. п. л. 1,4. Тираж 100 экз. Заказ № 72.
Полиграфический центр Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л.Хетагурова, 362025, г.Владикавказ. ул.Ватутина, 46.
•f M П 34
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Дзампаева, Жанна Татаркановна, 2004 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ПРОГРЕССИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО АКТА ПРИСОЕДИНЕНИЯ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА К РОССИИ ДЛЯ ИХ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ.
1.1. Социально-политические и духовные предпосылки развития школы и просвещения народов Северного Кавказа.
1.2. Истоки просвещения и разработки письменности для горских народов Северного Кавказа. Роль православного христианства в развитии школ на Кавказе.
Выводы.
ГЛАВА II. ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ГОРЯНКИ В НАРОДНОЙ И ПРОГРЕССИВНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА XIX - НАЧАЛА XX ВВ.
2.1. Народная педагогика Северного Кавказа о двойственном положении женщины-горянки в семье и обществе.
2.2. Оценки русских ученых-кавказоведов и просветителей-педагогов горских народов положения женщины-горянки в семье и обществе.
Выводы.
ГЛАВА III. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖЕНСКИХ ШКОЛ
НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ.
ЗЛ. Вопросы организации и постановка обучения во Владикавказской девичьей школе А. Колиева и ее преобразование в женскую гимназию
3.2. Женские школы в системе православного ведомства Кавказа.
3.3. Постановка обучения и методы работы в женских учебных заведениях Северного Кавказа.
3.4. О взаимодействии семьи, женских школ и общественности по воспитанию горянок.
Выводы.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие женского образования и воспитания у народов Северного Кавказа в XIX-начале XX вв."
Актуальность исследования. Поиск новых путей социально-политического и духовно-нравственного развития общества обострил интерес к проблемам обучения и воспитания как к одному из социальных и культурных явлений. Воспитание и образование личности есть необходимый постоянный элемент общества и фактор социального развития, потому вопросы, посвященные воспитательно-образовательному процессу, были и продолжают оставаться актуальными в наше время. Становится все более очевидным, что современная школа призвана творчески изучать богатейший воспитательный опыт народов Северного Кавказа, накопленный на протяжении тысячелетий, и сделать его достоянием подрастающих поколений. В основе этого опыта лежит народная педагогика, к которой в настоящее время обращаются во всех странах, имеющих многовековую историю.
Изучение опыта прошлого необходимо для совершенствования всей нашей воспитательной системы, так как прошлое, настоящее и будущее находятся в неразрывном единстве. Не зная прошлого, невозможно познать настоящее и предвидеть будущее. Вместе с тем, опираясь на прошлое, можно определить наиболее актуальные задачи современной практики обучения и воспитания подрастающей смены. Такой методологический подход поможет определить и наиболее актуальные проблемы истории отечественного образования и педагогической мысли, подлежащие изучению, показать взаимосвязь школы и научной педагогической мысли народов Северного Кавказа с современной практикой обучения.
Для решения этих задач представляется важным по-новому осмыслить историко-педагогические, историко-этнографические, лингвистические и фольклорные произведения как дореволюционных, так и современных авторов о проблемах воспитания и обучения.
Важная роль в сборе этих материалов, произведений о кавказских горцах и их жизни принадлежит представителям дореволюционной передовой русской науки, известным ученым-кавказоведам М. Ковалевскому, К. Коху, Ф. Леонтовичу, В. Миллеру, JI. Модзалев-скому, Я. Неверову, Д. Семенову, А. Шегрену, П. Услару и др.
Значительный интерес для темы диссертации представляют материалы путешествий русского академика В. Б. Пфафа по ущельям Северной Осетии, этнографические очерки о черкесах Н. О. Карлго-фа и Г. Ф. Чурсина, записки о ингушах Г.Вертепова, заметки о малых народностях Кавказа Л. И. Лаврова и т.д.
Этнографические аспекты истории горцев, издавна привлекавшие внимание иностранных и русских ученых, в конце XIX - начале XX вв. изучались Е. С. Барановым, А. М. Дирром, А. Н. Дьячковым-Тарасовым, С. А. Егиазаровым, Л. В. Малининым, А. А. Миллером, В. М. Сысоевым, Н. С. Щукиным и мн. др.
Во второй, половине XIX - начале XX вв. вопросы школы, просвещения и семейного воспитания горских народов стали предметом изучения наиболее просвещенной части кавказского общества. Ряд ценных сведений о воспитании и образовании (в том числе и женском) содержат статьи М. Абаева, Г. Алкадари, Т. Блаева, С. Габие-ва, Б. Гатиева, К. Гарданова, Г.Дзасохова, А. Долгиева, И. Кануко-ва, И. Кармова, П. Кешокова, И. Магомаева, А. Мутушева, М. Хаджиева, К. Хетагурова, А. Шарипова и др.
Материал по женскому воспитанию и образованию северокавказских народов содержат опубликованные в послевоенные годы XX в. монографии В. И. Абаева, М. О. Косвена, А .X. Магометова, Я. С. Смирновой, М. Д. Сикорского, Л. А. Чибирова и др. В изучение данной проблемы определенный вклад внесли также Л. Габоева, Э. Кар-гиев, В. Магометова, М. Тотоев и др., выступившие в начале 90-х годов XX в. на страницах газет и журналов с публикациями о возникновении и развитии женского школьного дела на Северном Кавказе.
Вопросы женского воспитания и образования частично нашли отражение в работах и современных авторов: Т. 3. Бесаевой, 3. С. Бузоевой, В. К. Гарданова, X. В. Дзуцева, 3. М. Кайтуковой, Б. А. Калоева,,А. Н. Мусукаева, М. А. Меретукова, А. Скачкова, А. Ю. Слановой, 3. Б. Цаллаговой, Е. Е. Хатаева, С. Р. Чеджемова и др., однако данные авторы не ставили целью своего исследования всестороннее раскрытие генезиса женского образования, их статьи и очерки носили, в основном, обзорный исторический характер. Поэтому, несмотря на обилие научных изысканий, посвященных проблеме женского воспитания и образования, до настоящего времени нет ни одного исследования, которое полностью бы раскрывало специфику поднимаемой проблемы. Этим и обусловлен выбор темы диссертационной работы «Развитие женского образования и воспитания у народов Северного Кавказа в XIX - начале XX вв.».
Проблемой исследования является выявление генезиса теории и практики воспитания и образования горянки. Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: прогрессивная педагогическая мысль и школа народов Северного Кавказа (XIX - начала XX вв.).
Предмет исследования: вопросы теории и практики женского воспитания и образования у народов Северного Кавказа.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что в современных условиях подготовки педагогических кадров региональной системой образования необходимо изучать и использовать богатейший опыт организации женского воспитания у народов Северного Кавказа, формы д методы подготовки кадров в женских образовательных учреждениях, ориентации на их работу с различными категориями учащейся молодежи.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, гипотезой и целью исследования были выделены следующие задачи:
- показать прогрессивные последствия исторического акта присоединения народов Северного Кавказа к России для их духовного развития; проанализировать роль и практическую деятельность миссионерских организаций, видных просветителей и ученых-кавказоведов в решении вопросов женского воспитания и обучения;
- определить основные этапы генезиса теории и практики женского образования на Северном Кавказе; рассмотреть идеи народной и прогрессивно-демократической педагогики Северного Кавказа XIX - начала XX вв. о двойственном положении женщины-горянки в обществе, проблемах ее воспитания и образования.
Методологическую основу исследования составляют фило-софско-антропологические и педагогические идеи о человеке и его воспитании, философские положения о социально-исторической обусловленности характера деятельности образовательных учреждений и педагогической мысли народов, о необходимости творческого и бережного отношения к духовному наследию прошлого.
В процессе работы над диссертацией нами использованы следующие научно-педагогические методы исследования: изучение архивных источников; теоретический анализ историко-этнографических, историко-педагогических, философских, литературных произведений; изучение и анализ трудов дореволюционных российских ученых и горских просветителей по истории педагогической мысли народов Северного Кавказа.
Источниковую базу исследования составили архивные материалы, извлеченные автором из Центрального государственного архива РСО-А, Центрального государственного архива Кабардино-Балкарской Республики; учебники, учебные программы северокавказской школы дореволюционного периода; труды по истории, этнографии, этнопсихологии, народной и этнической педагогике; устное народное творчество и художественная литература; публикации дореволюционных и современных авторов, материалы периодической печати.
Наиболее существенными результатами исследования, определяющими его научную новизну, являются следующие:
- выявлена и проанализирована одна из важных проблем исто-рико-педагогического регионоведения - генезис теории и практики женского воспитания и образования у горских народов;
- проанализированы и обобщены педагогические воззрения русских ученых-кавказоведов и горских просветителей, а также их практическая деятельность в решении проблем женского воспитания и образования;
- раскрыты основные этапы становления и развития женских школ на Северном Кавказе;
- дан анализ взаимодействия школ, семьи и передовой общественности в вопросах воспитания и обучения женщин-горянок.
Теоретическая значимость исследования в том, что в нем определена роль Осетинской духовной комиссии и Общества восстановления православного христианства на Северном Кавказе и их видных деятелей в создании условий для появления первых женских школ и развития других женских учебных заведений в этом регионе; раскрыты вопросы двойственного положения женщины-горянки в семье и обществе; показаны значение борьбы российских и горских просветителей за эмансипацию и равноправие женщины-горянки с мужчиной и их роль в подготовке условий для вовлечения горянок в женские школы и воспитания их в духе общечеловеческой гуманности, уважения общечеловеческих ценностей и развития их самостоятельности; представлена общая характеристика возникновения первых очагов женского образования, развития сети женских училищ, прогимназий и гимназий на Северном Кавказе, что имело важное значение для духовного развития горских народов в целом; проанализированы новые и малоизвестные материалы, что способствовало более объективной оценке деятельности по воспитанию и обучению женщин на Северном Кавказе в рассматриваемый период.
Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы могут быть использованы в процессе школьного и вузовского обучения и в системе подготовки и переподготовки учительских кадров, а также при написании студентами и аспирантами дипломных и диссертационных работ. Использование результатов исследования будет способствовать расширению научных представлений студенческой и аспирантской аудиторий о педагогической мысли горских народов, о специфике воспитания и образования горянок.
Достоверность научных результатов обеспечена соответствием методов и поставленных задач исследования, широкой источни-ковой базой, дающей реальную возможность вскрыть закономерный характер процессов воспитания и обучения горянок, зарождения, становления и развития женских школ в северокавказском крае.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Любое общество, заботящееся о своем воспроизводстве, о воспитании подрастающего поколения в духе гуманности и уважения общечеловеческих ценностей, должно заботиться и о системе образования, особенно о женском воспитании и обучении;
2. Основные категории воспитания и образования женщин-горянок необходимо рассматривать в контексте политических и социально-экономических условий, исторически сложившихся на Северном Кавказе в XIX в.
3. Зарождение очагов просвещения и развитие женских школ на Кавказе связано с присоединением народов Северного Кавказа к России, в результате чего произошло их приобщение к передовой русской культуре. Этот исторический акт стал определяющим в появлении первых образованных женщин в этом регионе.
4. Центральными вопросами северокавказской народной педагогики, отображавшей непростую жизнь горянки и ее двойственное положение в обществе, являлись формирование у девочек в процессе их воспитания духовно-нравственных и эстетических качеств, их подготовка к созданию семьи и ведению домашнего хозяйства, выработке своеобразной культуры поведения, которая олицетворяла бы цель народной педагогики - воспитание идеальной во всех отношениях горянки.
5. Женские школы сыграли важную роль в развитии просвещения народов Северного Кавказа, из их стен, в особенности из стен Ольгинской женской школы в Осетии, вышло много учительниц, всецело посвятивших себя делу народного образования. Развитие женского образования определяющим образом меняло взгляд горцев на женщину-горянку, на ее роль в семье и обществе.
6. Педагогическая мысль народов Северного Кавказа способствовала развитию женских школ в этом регионе, вооружению горянок-педагогов прогрессивными методами и приемами воспитания детей и подготовки их к будущей жизни.
Организация и этапы исследования: Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа: 1 этап. 2001 - 2002 гг. - определение темы исследования, предварительное ознакомление с проблемой изученности состояния женского воспитания и образования на Северном Кавказе в контексте и национальной педагогической системы; анализ историко-этнографической, этнопедагогической и этнопсихологической литературы и архивных материалов; определение основных направлений научного поиска.
2 этап. 2002 - 2003 гг. - сбор научной информации и материалов для диссертации, издание статей по проблеме исследования определение научного аппарата, методологии и методов исследования.
3 этап. 2003 - 2004 гг. - обработка и систематизация, обобщение и литературное оформление текста диссертации. Издание учебного пособия для студентов и аспирантов.
Апробация результатов и внедрение их в практику. Результаты диссертационного исследования, обсуждались на заседании кафедры психологии и педагогики Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова и кафедры социологии и политологии Северо-Кавказского горнометаллургического института (государственного технологического университета) в 2002 - 2004 гг., на научно-практических конференциях по итогам научной работы в указанных вузах, на региональных и республиканских конференциях во Владикавказе(2002 - 2004 гг.), Нальчике (2004 г.), Пятигорске (2004 г.). Они внедрены в учебный процесс в Северо-Осетинском государственном университете им. К. Л. Хетагурова при чтении лекционного курса «Школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа».
Структура диссертации: работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Выводы
Первыми провозвестниками женского образования в Северокавказском регионе стали частные школы А.Зурабовой-Кубатиевой в Урсдоне, И. Ревазовой в Алагире, С.Петровой в Дешлагаре. Но эти учебные заведения имели недолгую жизнь и закрывались по разным причинам, не оставив заметного следа в образовании горянки. Поэтому зачинателем женского образования на Северном Кавказе является Алексей (Аксо) Виссарионович Колиев (1823 - 1866 гг.), протоиерей и видный осетинский просветитель, открывший в 1862 г. во Владикавказе в своем доме и на свои средства женскую школу для осетинских девочек. Школа эта со временем превратилась в предмет гордости осетинского народа, прожила до 1917 г., а в 1918 г. стала пединститутом. С ее деятельностью связаны имена многих представителей осетинской интеллигенции, как Г.Дзасохов, С. Кокиев, X. Уруймагов, К.Хетагуров, Г. Цаголов, Г. и Д. Шанаевы и др.
В 60-е годы также были сделаны попытки открыть женские школы в Дербенте и Темир-Хан-Шуре. На базе последней в 1875 году открывается четырехклассная, а с 1880 г. - пятиклассная прогимназия. В 1860 г. в Нальчике была открыта бесплатная женская школа для детей русских поселенцев. В 1865 г. в Пятигорске по инициативе А.О.Смирновой была открыта первая и единственная в Ставропольском крае женская школа, которая существовала исключительно на благотворительные средства. В 1897 г. она была преобразована в двухклассное училище Министерства народного просвещения.
Но для вновь открывающихся женских школ нужны были квалифицированные кадры учителей. Помимо Ольгинской школы в Осетии выпуском педагогических кадров занималось и Владикавказское духовное училище, открытое в сентябре 1836 года. Из стен этого миссионерского заведения вышли известные просветители А. Коли-ев, М. Сухиев, В. Цораев и др.
Крупным поставщиком учительских кадров на Северном Кавказе стала Ставропольская гимназия, в которой в марте 1851 г. её директором Я.М.Неверовым были организованы специальные педагогические классы.
В 1871 г. семинарии на Кавказе открылась Кубанская учительская семинария. Директор Д.Семенов провел в ней ряд нововведений: открыл специальное отделение (IV класс) двухклассное женское училище с педагогическими классами, которые по мере возрастания их контингента фактически превратились в женскую учительскую семинарию.
Женские учебные заведения открывались в основном в христианской части Северного Кавказа, в мусульманских же районах дело развития женского образования продвигалось крайне медленно. Из-за антирусской агитации мулл они существовали недолго. Примером тому служат Кабардинская учительская школа, открытая педагогом К.Атажукиным в 1866 г. и Карачаевское женское отделение при Уч-куланском двухклассном училище, открытое в 1904 г. учителем М. Карабашем.
Несмотря на то что школам духовного ведомства удалось наладить дело женского образования, постановка учебного процесса в них оставляла желать лучшего. Поэтому просветители-педагоги (М.Абаев, Г.Дзасохов, Л.Модзалевский, Я.Неверов, Д.Семенов,
Х.Уруймагов, Н.Цагов, и др.)? анализируя учебно-воспитательный процесс, делали акцент на усилении связи обучения с жизнью, с семейным воспитанием. Они стремились по мере сил, благодаря своим публикациям улучшить обучение и воспитание и ратовали за то, чтобы школа готовила не покорных слуг для представителей имущественного класса, а людей инициативных, творчески развитых работников для народного хозяйства, полезных и нужных для общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование показало, что зарождение школьного образования стало возможным лишь после присоединения Северного Кавказа к России в середине XVIII в. Но влияние Российской империи на горцев началось задолго до этого добровольного акта и шло различными направлениями.
Первыми сеятелями книжных знаний среди горских народов были русские и византийские священники, разными путями попавшими на Северный Кавказ. Они обучали детей местных национальностей русскому языку. В начале XVIII столетия такую работу проводили здесь ученые Российской академии и переводчики при военных гарнизонах на Кавказе. Таким образом, первая половина XVIII в. была временем зарождения первых очагов просвещения, началом развития школьного образования на Северном Кавказе, когда правительство создавало здесь аманатские группы и школы военных воспитанников при военных гарнизонах.
Вторая половина XVIII в. связана с просветительско-миссионерской деятельностью лиц русского происхождения, действовавших от имени русского правительства примерно с 40-х годов XVIII в. Одной из таких организаций на Северном Кавказе стала "Осетинская духовная комиссия", созданная правительством в городе Моздоке в 1745 г. в противовес усиливавшемуся здесь влиянию ислама, препятствовавшему присоединению горцев к России и зарождению среди них светского образования и русской культуры. В 1860 г. "Осетинская духовная комиссия" была преобразована в "Общество восстановления православного христианства на Кавказе", также сыгравшее важную роль в развитии школы и грамотности на Кавказе. Эти организации открывали школы и способствовали созданию условий для возникновения горской письменности, которая разрабатывалась как российскими учеными (Н. Грациловский, Н.Муравьев, П.Услар, А.Шегрен, И.Чепиговский и др.), так и горскими просветителями (осетины - Г.Такаов, И.Ялгузидзе, дагестанцы - Казем-Бек, М.Хандиев, Э-М.Шапсугов, адыги - К. Атажукин, Ш.Ногмов, С.Хан-Гирей, черкес - У.Берсей и др.).
Создание алфавитов как самими горцами, так и представителями российской интеллигенции на Северном Кавказе дало толчок становлению школьного дела в регионе. Но их деятельность по созданию кавказской письменности ограничивалась целями просветительского курса царского правительства, что порою сковывало их действия. И, все же, несмотря на противоречивость российской школьной политики в области школьного строительства, усилиями российских ученых и горских просветителей создавалась система национального образования, которая в дальнейшем привела к открытию разных типов учебных заведений не только для мальчиков, но и для девочек, положение которых народной педагогикой и просветителями горских народов оценивалось неоднозначно.
Так, народная педагогика придавала большое значение проблеме положения женщины в горском обществе, которое было весьма неоднозначно. С одной стороны, женщину боготворили, видя в ней хранительницу очага, а с другой - она была полностью зависима от мужской воли - отца, мужа, затем сыновей. Это нашло своё отражение и в народном фольклоре. Так, в кавказских пословицах и поговорках прослеживается противоречивое отношение к женщине: «Насколько длинны волосы женщины, настолько она глупа» (инг.), «У женщины волос длинный, а ум короткий» (абадз.), «Ум женщины не настолько длинен, как длинны её волосы» (осет.) и т.д. Но одновременно те же пословицы и поговорки показывают значимость женщины, прославляют ее ум, красоту: «Дом без женщины сиротлив» (кар.), «Женщина - опора семьи» (адыг.), «Нет ничего на свете лучше хорошей жены» (даг.), «В доме, где нет хозяйки, баркада (изобилия) нет» (осет.) и т.д. Уважительное отношение к женщине нашло свое отражение в народных сказках об умных девушках-советчицах, о женщинах - прекрасных мастерицах, о любящих матерях, о верных подругах и сестрах. Идея почитания женщины красной нитью проходит через нартовский эпос всех без исключения северокавказских народов, который сохранил образцы глубоко почтительного отношения древних горцев к женщине. Защищая честь и достоинство женщины, нарты часто ставят на карту свою жизнь. Выдающиеся женщины нартов пользуются всеобщим уважением, им поклоняются, с ними советуются в критических ситуациях. Однако тот же фольклор запечатлел и много негативных моментов в жизни женщины: ее кабальное положение в доме отца, затем - мужа. Примером тому являются многочисленные женские песни-плачи о несбывшейся судьбе.
Двоякое отношение горцев к женщине показывали в своих произведениях и все побывавшие на Кавказе российские исследователи и путешественники. Так, А.Берже, К.Борисевич, И.Бларамберг, М.Ковалевский, Д.Лавров, Ф. Леонтович, П.Услар, А.Шегрен, Л. Штедер и др., опираясь на горские адаты, описывали неоднозначное положение горянки в семье и обществе.
Прежде всего, они отмечали высокий вес женщины в обществе, нераспространение на нее кровной мести. Какая бы кровная вражда не была между фамилиями, никогда не убивали женщину. Если же кто-нибудь совершал подобное преступление, то этим он навлекал на себя величайшее презрение общества. Поэтому если авторитет мужчины не в состоянии был решить возникшего конфликта, то, как к крайней мере, прибегали к помощи женщины. В кровопролитной схватке родовой мести или драке женщина являлась единственной силой, способной приостановить разъяренных врагов.
Но просветители горских народов высвечивали и другую сторону жизни горянки. М. Ковалевский отмечал, что обычное право, как и шариат, предписывало, чтобы все члены семьи беспрекословно повиновались ее главе; Ф.Леонтович указывал, что власть мужа над женой поддерживалась его фактически односторонним правом развода; И.Иванюков и М.Ковалевский писали, что при разводе по инициативе жены её родные должны были вернуть брачный выкуп; Н.Харузин свидетельствовал, что в случае развода родителей дети и по адатам и по шариату принадлежали отцу.
Вместе с российскими учеными общественное бесправие женщин отмечали и горские просветители (К. Атажукин, А.Гассиев, Г.Дзасохов, Ш.Ногмов, К.Хетагуров и др.). Причину этого они находили в сохранившихся обычаях старины: похищении девушек, калыме, избегании. Они указывали на то, что бесправность женщины поддерживалась именно этими обычаями, из-за которых мужчина относился к ней как к существу более низкому. И такие принципы передавались из поколения в поколение и пагубно влияли на воспитание молодежи. Поэтому, последовательно освещая отрицательные аспекты указанных обычаев, просветители ратовали за их быстрейшее искоренение, заключающееся в становлении женского образования в крае.
Первыми провозвестниками женского образования в Северокавказском регионе стали частные школы А.Зурабовой-Кубатиевой в Урсдоне, И. Ревазовой в Алагире, С.Петровой в Дешлагаре. Но эти учебные заведения имели недолгую жизнь и закрывались по разным причинам, не оставив заметного следа в образовании горянки. Поэтому зачинателем женского образования на Северном Кавказе является Алексей (Аксо) Виссарионович Колиев (1823-1866 гг.), протоиерей и видный осетинский просветитель, открывший в 1862 г. во Владикавказе в своем доме и на свои средства женскую школу для осетинских девочек. Школа эта со временем превратилась в предмет гордости осетинского народа, прожила до 1917 г., а в 1918 г. стала пединститутом. С ее деятельностью связаны имена многих представителей осетинской интеллигенции - Г.Дзасохова, С. Кокиева, X. Уруймагова, К.Хетагурова, Г. Цаголова, Г. и Д. Шанаевых, и др.
В 60-е годы также были сделаны попытки открыть женские школы в Дербенте и Темир-Хан-Шуре. На базе последней в 1875 г. открывается четырехклассная, а с 1880 г. - пятиклассная прогимназия. В 1860 г. в Нальчике была открыта бесплатная женская школа для детей русских поселенцев. В 1865 г. в Пятигорске по инициативе А.О.Смирновой была открыта первая и единственная в Ставропольском крае женская школа, которая существовала исключительно на благотворительные средства. В 1897 г. она была преобразована в двухклассное училище Министерства народного просвещения.
Но для вновь открывающихся женских школ нужны были квалифицированные кадры учителей. Помимо Ольгинской школы в Осетии выпуском педагогических кадров занималось и Владикавказское духовное училище, открытое в сентябре 1836 г. Из стен этого миссионерского заведения вышли известные просветители А. Колиев, М. Сухиев, В. Цораев и др.
Крупным поставщиком учительских кадров на Северном Кавказе стала Ставропольская гимназия, в которой в марте 1851 г. её директором Я.М.Неверовым были организованы специальные педагогические классы.
В 1871 г. на Кавказе открылась Кубанская учительская семинария (директор Д.Семенов). Он провел в семинарии ряд нововведений: открыл специальное отделение (IV класс) двухклассное женское училище с педагогическими классами, которые по мере возрастания их контингента фактически превратились в женскую учительскую семинарию.
Женские учебные заведения открывались в основном в христианской части Северного Кавказа, в мусульманских же районах дело развития женского образования продвигалось крайне медленно. Из-за антирусской агитации мулл они существовали недолго. Примером тому служит Кабардинская учительская школа, открытая педагогом К.Атажукиным в 1866 году и Карачаевское женское отделение при Учкуланском 2-хклассном училище, открытое в 1904 году учителем М. Карабашем.
Не смотря на то, что школам духовного ведомства удалось наладить дело женского образования, постановка учебного процесса в них оставляла желать лучшего. Поэтому просветители-педагоги (М.Абаев, Г.Дзасохов, Л.Модзалевский, Я.Неверов, Д.Семенов, Х.Уруймагов, Н.Цагов, и др.)? анализируя учебно-воспитательный процесс, делали акцент на усилении связи обучения с жизнью, с семейным воспитанием. Они стремились по мере сил, благодаря своим публикациям улучшить обучение и воспитание и ратовали за то, чтобы школа готовила не покорных слуг для представителей имущественного класса, а людей инициативных, творчески развитых работников для народного хозяйства, полезных и нужных для общества.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Дзампаева, Жанна Татаркановна, Владикавказ
1. Абаев В.И. Избранные труды: религия, фольклор, литература. Владикавказ, 1990. 1 12 с.
2. Адыги, балкарцы, карачаевцы в известиях европейских авторов XIII XIX вв. Нальчик, 1974. 314 е.
3. Агишев Н.М., Бушей В.Д. Материалы по обозрению горских и народных судов Кавказского края. СПб., 1912. 215 с.
4. Акты Кавказской археографической комиссии. Т. XIII. Тифлис, 1904.
5. Антология педагогической мысли Северной Осетии /Сост. Э.К.Каргиев, С.Р.Чеджемов. Владикавказ, 1993. 235 с.
6. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи //Советская этнография, 1953, № 4. С. 222.
7. Ардасенов X. Очерк развития осетинской литературы. Орджоникидзе, 1959. 138 с.
8. Аристова Т. Культура и быт народов Северного Кавказа. М., 1968. 215 с.k
9. Атажукин К. Избранные труды. Нальчик, 1969. 247 с.
10. Баев Г. Владикавказская осетинская женская школа им. её имп. величества княгини Ольги Федоровны //Казбек, 1899, № 556.
11. Баев Г. Из жизни горцев //Новое обозрение, 1897, № 4486.
12. Басари с. Абхазия в географическом, этнографическом отношениях. Сухуми, 1923. 323 с.
13. Батразов В.К. Осетинский народный фольклор. М., 1956. 125 с.
14. Белогуров А. Ю. От века к веку: История образования в Северной Осетии. Под ред. А. В. Чеджемова. М., 2001, 420 с.
15. Белинский В.Г. Статьи о классиках. М., 1970. 423 с.
16. Берже А. Выселение горцев с Кавказа// Русская старина, 1882.1. Ш № 1. С.165-166.17,18,19,20