Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Реализация педагогических идей М. К. Тенишевой в условиях развития вариативного образования на селе

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Эрдман, Ольга Эдуардовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Смоленск
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Реализация педагогических идей М. К. Тенишевой в условиях развития вариативного образования на селе», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Эрдман, Ольга Эдуардовна, 1999 год

Введение

Глава 1. Педагогические идеи М.К.Тенишевой

1.1 Сельская школа нового типа, организованная М.К. Тенишевой

1.2 Взгляды М.К. Тенишевой на приобщение школьников к русскому народному декоративно-прикладному искусству

Глава 2. Педагогические идеи М.К. Тенишевой в условиях современного образования на селе

2.1 Педагогические идеи М.К.Тенишевой как основа формирования модели современной сельской школы

2.2 Формы организации занятий по изучению наследия М.К. Тенишевой в школе и в вузе как региональный компонент образования

Введение диссертации по педагогике, на тему "Реализация педагогических идей М. К. Тенишевой в условиях развития вариативного образования на селе"

Актуальность исследования обусловлена тем, что в современной ситуации усиления социальной напряженности, характерной для Российского общества, происходит экспансия ценностей западной культуры, поэтому особенно значимыми становятся вопросы воспитания подрастающего поколения на основе народного искусства, обращение к ценностям которого позволяет решать задачи роста национального самосознания, влияет на сохранение этнокультур- . ных традиций, на появление идеалов, способствующих сплочению общества.

В настоящее время к проблеме сохранения и развития народного искусства привлечено внимание большого числа деятелей науки и культуры. Однако, широкое внедрение в практику школы образовательных программ, основанных на народном искусстве, сдерживается рядом обстоятельств: недостаточной подготовкой кадров, слабой методической обеспеченностью, нехваткой материалов для работы и т.д.

Много трудностей при изучении художественного наследия прошлого предстоит преодолеть сельской школе. Это объясняется тем, что в сельской местности были нарушены структуры, позволяющие естественным путем передавать традиции искусства предков. Кроме того, в процессе обучения недостаточно принимался во внимание региональный аспект.

Возможны различные пути решения данной проблемы. Мы остановились на одном из них - на осмыслении опыта Марии Клавдиевны Тенишевой, создавшей в Талашкине Смоленской губернии в конце XIX века сельскохозяйственную народную школу, и на определении механизмов его использования в настоящее время.

М.К.Тенишева известна в России и за ее пределами как идейный организатор Талашкинского художественного центра. Другие стороны деятельности М.К.Тенишевой, в том числе и просветительство, пока остаются вне зоны активного внимания общественности. Педагогических работ, посвященных организации княгиней сельскохозяйственной школы в Талашкине, пока нет. Литературные источники, из которых можно узнать о жизни и творчестве М.К. Тенишевой, немногочисленны. Это в основном книги и статьи искусствоведа Л.С.Журавлевой.

М.К.Тенишева ставила цель подготовить специалистов, способных вести сельское хозяйство в новой форме, называемой сейчас фермерской.

В настоящее время в связи с демократическими изменениями, происходящими в нашей стране, для сельской школы открываются перспективы построения обучения с учетом специфических условий, сложившихся в силу социальных и природных факторов. Появляются более широкие возможности применения передового педагогического опыта прошлого. В связи с чем, в работах большого числа исследователей особое внимание уделяется вопросам обеспечения в сельской школе условий для формирования личности школьника, обладающего духовными ценностями земледельца и способного преобразовать жизнь села. Рассматривается данная проблема в разных аспектах. Организационно-педагогические основы функционирования сельских школ, выявление и обоснование вариантов дифференцированных стратегий образования в сельской местности рассматриваются в работах М.И.Зайкина (90, 91), В.А.Кишеева (110), Л.М.Перминовой (159), А.М.Слободчикова (190), A.M. Ци-рульникова (224), В.В.Черепанова (226), P.M. Шерайзиной (229) и др

Педагогической культуре учителя как фактору развития сельской школы, особенностям подготовки будущего учителя посвящены работы А.Е. Кондра-тенкова (122), А.П. Чалова (225), P.M. Шерайзиной (228, 229), И.С. Якиманской (237) и др.

Специальное место в научно-исследовательской литературе отводится такой актуальной тематике, как вариативное содержание трудового обучения в сельской школе (З.А. Алферьева (212), А.И. Астахов (15), И.П. Ашихмин (18) и др.) Этой проблеме в последние годы посвящаются диссертации (В.А. Горбунов (71), B.C. Рахманов (17), Г.А. Романова (184), Э.И. Трофимова (211) и др.). Особое внимание исследователи уделяют выявлению и обоснованию ведущих тенденций трудового обучения и воспитания, адекватности трудовой подготовки учащихся социальному заказу и целям развития общества.

Вопросы слияния Талашкинской школы и художественных мастерских по изготовлению изделий декоративно-прикладного характера на основе народного искусства также представляют собой интерес для исследователей, так как в настоящее время ведется разработка региональных программ по изучению народного творчества.

Труды ученых, находящихся у истоков изучения проблемы художественно-эстетических ценностей народного декоративно-прикладного искусства (А.Б. Бакушинского (19,20), В.М.Василенко (52), В.С.Воронова (61), А.И. Некрасова, А.Б.Салтыкова (188) и др.), отражают особенности крестьянских промыслов и отношения к ним различных слоев общества. В данных трудах особенно ярко прослеживаются различия в отношении форм бытования народного искусства в начале XX века и в наши дни.

В настоящее время исследователи (П.Г.Богатырев (30), Г.К.Вагнер (4851), А.С. Канцедикас (108), М.А.Некрасова (143-146), Т.М.Разина (173), С.Б.Рождественская (182-183) др.) указали на новые концептуальные подходы в раскрытии народного искусства, которые должны стать опорными при руководстве культурно-просветительной работой по приобщению школьников к народным традициям.

Формы и способы передачи опыта творчества в конкретных регионах рассматриваются в работах этнопедагогической направленности В.Ф. Афанасьева (6), Г.Н. Волкова (55-57), Г.Д. Гачева (67), Г.С.Голошумовой (69), Т.А.Полуниной (63) и др.

Понятия традиции, преемственности, художественного наследия, ценностей, народного миропонимания и культуры раскрываются в работах Э.А. Бал-лера (21), Д.Д.Благого (28), Г.Н.Бочарова (34), В.С.Гусева (73), А.А.Каменского (107), Л.А.Когана (118), Д.С. Лихачева (132, 133) и др.

Педагогические пути "вхождения в мир искусства", основанные на принципе гуманизации образования - «ненасильственном принятии личностью ценностей» показываются в работах Ю.Б.Алиева (3), И.П.Волкова (60), А.А.Мелик - Пашаева (138), Б.М. Неменского (94), В.С.Кузина (95), Б.П.Юсова (53, 236)и др.

Формированию ценностного отношения к искусству, развитию творческой активности школьников на основе изобразительного искусства и синтеза искусств посвящаются сегодня многие диссертации (Т.С.Анисимова (10), И.В.Бурцева (47), Л. П. Ильенко (98), Т.А.Рассадина (174)и др.)

Большой вклад в разработку проблемы преподавания народного искусства в школе и воспитания на национальных традициях внесли ученые-педагоги Б.В.Нешумов (152), М.Ю.Новицкая (148,149), Г.А.Поровская (165), В.Г.Смирнов (197), Т.Я. Шпикалова (231-234), А.С.Хворостов (221) и др. В последние годы в диссертационных работах подчеркивается необходимость более широкого использования средств народного искусства как фактора духовно-нравственного воспитания школьников (Г.С. Голошумова (69), А.Я. Горош-ко (71), Е.С. Лыкова (134), С.Н. Новиков (147) и др.)

Положения, разработанные в этих трудах, способствовали определению общих подходов нашего исследования. Анализ научных работ показал, что большинство исследователей рассматривает вопрос совершенствования воспитания на основе народных традиций как первостепенный в своем решении. Однако теория и практика современной сельской школы не в полной мере отвечает поставленным педагогической наукой задачам.

Таким образом, противоречия между потребностями в воспитании на основе традиций и недостаточной разработанностью соответствующих моделей школ определили актуальность проблемы исследования. Решение этой проблемы составляет цель исследования - на основе изучения просветительской деятельности М.К.Тенишевой определить возможности использования данного опыта в условиях современности.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в сельской школе.

Предмет исследования - процесс становления и развития педагогических идей М.К.Тенишевой, возможности их использования в современных условиях.

Задачи исследования:

1. Изучить документы, архивные материалы, опубликованную литературу, освещающую педагогические начинания М.К.Тенишевой.

2. Определить значимость организованной М.К.Тенишевой сельскохозяйственной школы как учебного заведения нового типа для развития образования в период первого десятилетия XX века и в настоящее время.

3. Проанализировать взгляды М.К.Тенишевой и организационные средства претворения педагогических идей в жизнь села, направленные на вовлечение сельских школьников в художественно-творческую деятельность, основанную на народном декоративно-прикладном искусстве.

4. Выявить современные тенденции построения вариативного обучения на основе народного искусства, учитывающего специфические условия села, и определить приемлемость педагогических идей М.К.Тенишевой по организации сельской школы в наши дни.

5. Разработать программы спецкурсов по изучению творческого и педагогического наследия М.К.Тенишевой в школе, на художественно-графическом факультетах педагогических вузов.

Гипотеза исследования:

Реализация педагогических идей М.К.Тенишевой возможна в том случае, если:

- оправдается предположение о том, что в начале XX века тенишевская школа представляла собой один из оптимальных вариантов для подготовки подростков к новым эффективным формам ведения сельского хозяйства и культурно-бытовым отношениям высокого уровня;

- ее педагогические идеи не утратили своего значения в условиях современной системы образования;

- будет сохранена модель Талашкинской школы в целом и будут созданы необходимые организационно- педагогические условия по адаптации ее идей к потребностям современной школы;

- занятия по изучению наследия М.К.Тенишевой будут способствовать воспитанию патриотических чувств у школьников.

В определении значения элементов модели школы М.К.Тенишевой для настоящего времени мы отталкивались от того, что методологическим основанием реорганизации сельской школы должны стать идеи многоукладное™, разнообразия, вариативности, учета окружающей среды и социальных условий, приближения учебного процесса к реальной жизни и, одновременно, ориентация на усвоение школьниками новых технологий, культуры быта.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

- диалектико-исторические концептуальные положения теории гуманизации обучения, воплощающие в себе непреходящие ценности духовной жизни общества и имеющие в настоящее время первостепенное значение для определения перспектив развития сельской школы (Ш.А.Амонашвили (5), О.С. Ани-симов (9), В.К.Дьяченко (78), В.В.Краевский (125), Ю.Н.Кулюткин (127), В.С.Леднев (129), А.Б.Орлов (151), B.C. Прокопюк (171), В.А.Сластенин (193) и т.д.);

- положения о целостности и взаимообусловленности социальных и культурно-педагогических явлений в процессе воспитания личности (Л.И.Бажович, Л.С.Выготский (64,65), В.В.Давыдов (74), Л.А.Коган (118), И.С.Кон (121), С.Л.Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.);

- положения о трудовой подготовке школьников, отвечающей требованиям научно - технического прогресса (П.Р. Атутов (16,17), С.Я. Батышев (22), Е.А. Климов (112), В.А. Поляков (164), В.Д.Симоненко (192,193), Д.А. Тхор-жевский (216) и др.); w - положения о преемственности, традициях, художественном наследии и приобщении подрастающего поколения к народному искусству (Э.А.Баллер (21), П.Г.Богатырев (30), Г.К.Вагнер (49), Г.Д.Гачев (67), В.С.Гусев (73), М.А.Некрасова (144,145), Д.С.Лихачев (132,133) и др.).

Основные источники исследования:

- архивные материалы и документы;

- дневниковые записи М.К.Тенишевой, изданные в книге «Впечатления моей жизни»;

- издания периодической печати, содержащие материалы по изучаемой проблеме;

- научно-исследовательская литература по теории и истории педагогической мысли.

В работе комплексно использовались следующие методы исследования:

- сравнительно-исторический метод (теоретический анализ философской, психолого-педагогической, этнопедагогической, методической, искусствоведческой литературы);

- метод получения ретроспективной информации (теоретический анализ и обобщение литературных источников, документов и архивных материалов); метод сбора и обработки текущей информации (педагогический анализ и оценка современных тенденций организации педагогического процесса, раскрытых в научно-исследовательской литературе; анализ учебных программ, действующих в настоящее время в педагогических вузах, училищах, колледжах, средних общеобразовательных учреждениях; изучение и обобщение передового педагогического опыта использования народного декоративно-прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ);

- опытно-исследовательский метод (изучение учебной и творческой деятельности школьников в экспериментальных школах путем наблюдения, бесед с учителями, учащимися, анкетирования; анализ учебных работ школьников, выполненных на занятиях в экспериментальных и контрольных группах; статистическая обработка материалов исследования, педагогический эксперимент - обучение школьников и студентов по разработанным программам; анализ результатов эксперимента).

Опытно- экспериментальной базой исследования послужили: Талашкин-ская и Пригорская школы Смоленской области, художественно-графический факультет Смоленского государственного педагогического факультета.

Этапы исследования:

Первый этап (1990 -1994гг.) - поисковый. На этом этапе велся сбор материалов, содержащих сведения о педагогической деятельности М.К.Тенишевой.

Второй этап (1994-1995гг.) - теоретический. Продолжалось изучение литературы по теме исследования. Разрабатывалась методика исследования на основе классификации и интерпретации выявленных материалов.

Третий этап (1995-1997гг.) - накопление данных. Он включал проведение констатирующего и формирующего экспериментов.

Четвертый этап (1997-1998гг.) - обобщающий. Проводились обработка данных педагогического эксперимента, апробация результатов.

Научная новизна и теоретическая значимость работы определяется тем, что в ней:

1. Проанализирован опыт М.К.Тенишевой , который имел много положительного в деле постановки образования на селе в соответствии с этническими, культурными, социальными и природными окружающими условиями.

2. Дана оценка педагогических взглядов М.К.Тенишевой на роль народного искусства и приобщения к нему сельской молодежи.

3. Определена организационная модель взаимодействия тенишевской сельскохозяйственной школы и среды, выявлены возможности реконструкции этой модели в наши дни.

4. На базе собранного материала теоретически была обоснована педагогическая технология использования опыта М.К.Тенишевой.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности применения его результатов для разработки теоретических и практических вопросов организации сельской школы с позиций учета прошлого передового опыта М.К.Тенишевой по организации сельской школы - хозяйства, для разработки программ по изобразительному искусству, построенных на основе народного искусства; в апробации программы спецкурса «Педагогическое наследие М.К.Тенишевой» для студентов старших курсов художественно-графического факультета, в апробации программы спецкурса для школьников.

Достоверность исследования обусловлена опорой на современные достижения педагогической и психологической науки; тщательным анализом научной, архивной, искусствоведческой, методической литературы по проблеме; внедрением в практику методических рекомендаций и программ по изучению опыта педагогической и творческой деятельности М.К.Тенишевой и их положительной оценкой преподавателями ВУЗов и школ, музейными специалистами, искусствоведами.

На защиту выносятся три группы результатов:

1. Аналитические:

1.1. Сельская школа, организованная М.К.Тенишевой, была передовой для своего времени в сравнении с другими учебными заведениями.

1.2. Идеи М.К.Тенишевой по организации сельской школы ценны в настоящее время при переходе современной системы образования от унифицированных принципов построения образования к вариативным.

2. Теоретические:

2.1. Изучение педагогической деятельности М.К.Тенишевой может стать существенным региональным компонентом профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства и художественного труда, так как данная деятельность представляет яркий положительный пример культурно-преобразующего воздействия школы на жизнь крестьян близлежащих деревень.

2.2. Модель тенишевской школы в Талашкине может быть воссоздана, исходя из современных требований к образованию, что продемонстрировало бы отношение потомков к своему историческому и культурному наследию.

3. Прикладные:

3.1. Программы спецкурсов по изучению наследия М.К.Тенишевой для школьников 8 классов общеобразовательных школ, для студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов.

3.2. Методические пособия к названным спецкурсам.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:

1. В практике работы экспериментальных школ (Талашкинской средней школы, Пригорской средней школы Смоленского района), где диссертантом проводились занятия, знакомящие школьников с жизнью и творчеством М.К.Тенишевой, направленные на вовлечение в мир народного искусства.

2. В процессе занятий педагогического кружка в Смоленском государственном педагогическом университете, который посещали студенты старших курсов (в 1997-1998 году - 4 курс) художественно-графического факультета была апробирована программа спецкурса «Педагогическое наследие М.К.Тенишевой в школе».

3. В 1996 -1997 уч. году в Талашкинской средней школе апробирована программа спецкурса «Талашкино - всемирно известный художественный центр».

4. В 1997-1998 гг. внедрены в практику работы Пригорской и Талашкинской школ отдельные элементы программы. В Смоленском педагогическом лицее, в ряде школ города и области (средние школы № 28, № 33, № 10 г. Смоленска, средняя школа № 2 г. Гагарина и т. д.) в 1995-1998 гг. проводились занятия и мероприятия, знакомящие с «тенишевским наследием» при консультациях со стороны диссертанта.

5. При обсуждении материалов диссертации на заседаниях кафедры педагогики Смоленского государственного педагогического университета, на заседаниях научно-методического совета по подготовке учителя к работе в сельской школе СПТУ.

6. При обсуждении докладов на научно-практических конференциях: Республиканская научно-практическая конференция «Современная специфика учебно-воспитательного процесса сельской школы» (Молодечно, 1990), Международная научно-практическая конференция «Социально - психологические проблемы ментальности» (Смоленск, 1996), Всероссийские научно - практические конференции «Вариативное образование на селе. Актуальные проблемы организации, содержания и технологии обучения» (Арзамас, 1997), «Культура и образование: проблемы и перспективы развития» (Смоленск, 1997), Международная научно-практическая конференция «Культура, искусство, образование: проблемы, перспективы развития» (Смоленск, 1998), научная конференция «Письменность и культура Смоленщины. История и современность» (Смоленск, 1998) и др.)

7. На Тенишевских чтениях (1995, 1998 гг.), где автором были представлены доклады по исследуемой проблеме и творческие работы учащихся и студентов экспериментальных групп.

8. Через опубликование работ по теме диссертации.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы по §2.

В качестве рекомендаций мы предлагаем учителям учесть в своей работе следующие моменты:

1 .Имя М.К.Тенишевой известно местным школьникам с раннего детства. Из-за того, что информация полученная детьми, бывает самой противоречивой, необходимо постоянно выявлять, что именно знают дети, каковы их взгляды. Желательно осуществлять связь с родителями через совместные задания по сбору материала о былом села.

2.Отбор тем занятий, форм и методов обучения ведется с учетом требований, предъявляемых к преподаванию искусствоведческих художественных дисциплин, строящихся на основе народного искусства.

З.В связи с тем, что восприятие современного ребенка воспитано на яркости телевизионных передач, то занятия должны выглядеть не скушными лекциями, а эмоционально - насыщенными «погружениями» в историческое прошлое Талашкина. Для этого следует использовать интересный для школьников исторический материал, сопровождаемый наглядностью: старинными фотографиями, красочными иллюстрациями работ талашкинских художников, настоящими предметами старины и т.д.

4.Важным в художественно-творческой деятельности школьников является формирование умений и навыков. В подрастковом возрасте идет переоценка школьниками своих художественных способностей, что затрудняет организацию каких-либо занятий, связанных с рисованием. Поэтому предлагается давать конкурсные задания, а также задания по разработке проектов, написания рефератов, сочинений и т.д.

5.Активизировать обучение помогут такие средства, как игры, диспуты, экскурсии, занятия - театрализованные представления и т.д.

В пропаганде тенишевского наследия большую роль играет учитель, поэтому важно знакомство с ним будущих учителей. Разработанная и апробированная диссертантом программа спецкурса «Педагогическое наследие М.К.Тенишевой» для студентов ХГФ педагогических институтов решает задачи формирования у студентов интереса к использованию в будущем опыта княгини.

Опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность разработанной программы.

136

Заключение

Придите и владейте, мудрые. Влагаю дар мой в руцы ваша. Блюдите скрыню сию, и да пребудут вовеки сокровища ея во граде Смоленске на служение народа русского» - написано Марией Клавдиевной Тенишевой на эмалевом блюде, выполненном руками княгини, на котором она поднесла в Смоленске в 1911 году ключи от историко-этнографического музея «Русская старина» (83,с.3) Эти слова М.К. Тенишевой надо воспринимать не только как призыв беречь уникальную коллекцию, собранную ею, а скорее как нравственный завет сохранять традиции русского народного искусства, как обращение к потомкам продолжать начатое благородное дело.

Исходя из задач, поставленных перед исследованием, был проанализирован опыт М.К.Тенишевой по организации сельскохозяйственной школы, в результате чего мы пришли к следующим выводам:

1. Талашкинская школа была передовым учебным заведением в конце XIX - начале XX веков, так как она представляла собой один из оптимальных вариантов для подготовки молодежи к новым эффективным формам ведения сельского хозяйства; в ней воплотились идеи прогрессивных деятелей общества того времени (И.А.Анопова, С.А.Владимирского, С.Н. Кривенко, П.А. Кропоткина, И.А. Стебута и др.); она полностью отвечала требованиям, предъявляемым к демократическим учреждениям; в "Уставе" школы были заложены гуманистические принципы организации учебно-воспитательного процесса; материальная база школы представляла собой образец обеспечения учебного процесса необходимыми материалами; школа имела отчетную документацию, благодаря которой происходила корректировка педагогического процесса.

2. Предпосылками создания данной школы стали: стремления либеральной общественности вывести деревню из кризисного состояния через просвещение, перейти к прогрессивным формам хозяйсвования; моральные качества М.К.Тенишевой, ее желание сделать свое имение культурным центром.

3. Художественные мастерские, организованные при школе, сыграли роль проводника тенишевских идей развития народного искусства. Мастерские и школа имели большое значение в становлении имения - "культурного гнезда, оказывающего эстетическое влияние на окружающую среду, на население.

Пользуясь сравнительно-историческим методом, были выявлены педагогические идеи М.К. Тенишевой и организационные средства претворения этих идей в жизнь села. Стержневая идея - это интеграция школы с потребностями развития села. Она определила направленность учебного процесса, его содержание и форму.

Школа, просуществовавшая 10 лет, стала образцом проектирования нового по своей сути учебного заведения. Позитивным моментом являлось внедрение в практику данного проекта за короткие сроки.

В процессе анализа результативности модели школы, созданной М.К. Тенишевой, нами было доказано, что организация нового учебного заведения для села потребовала от княгини не только больших материальных затрат, но и особой последовательности действий, а именно: во-первых, были детально продуманы концептуальные аспекты создания школы и поставлены реальные цели с учетом перспективной оценки развития образования и необходимости замены противодействующих устаревших норм ведения сельского хозяйства; во-вторых, были решены структурно операциональные аспекты реализации экспериментальной модели; создана специальная программа, где соблюдались правила "гибкости", что означало своевременный сбор информации и внесение изменений, улучшающих работу школы; определена структура учебного процесса в соответствии с типом школы, в которой прослеживается заданность (с позиций гуманизации образования) соотношений умственных и физических нагрузок, теоретических и практических работ учащихся, учебного, общественно-полезного, производительного труда; в-третьих, в соответствии с проектом были построены и оснащены всем необходимым оборудованием школа, общежития для учеников, дома для учителей, хозяйственные постройки, библиотека и т.д. (это было задумано как единый комплекс - "школьный городок"); при школе было создано автономное ученическое хозяйство; в - четвертых, особое внимание княгиня обратила на подготовку специалистов для своей школы и на популяризацию ее работы.

Все это вместе взятое позволило М.К. Тенишевой воплотить в целом свой проект. В диссертации названы вопросы, которые княгине не удалось решить. Здесь мы, в первую очередь отмечаем низкий уровень поддержки среди учителей идей княгини, несформированный механизм взаимодействия в школьном коллективе, неумение М.К.Тенишевой "привлечь на свою сторону крестьян".

Вопрос о слиянии художественных мастерских и школы был рассмотрен отдельно, так как мы предполагали, что именно данная связь повлияла на превращение Талашкина в художественный центр.

В процессе изучения данной проблемы были определены мотивы обращения княгини к народному искусству. Это увлеченность княгини коллекционированием "старинных вещей", что объясняется развитием в обществе тенденции обращения к "заветам предков". Особенно повлиял на выбор направления деятельности М.К.Тенишевой Абрамцевский художественный центр.

Мы выделили этапы становления художественного центра в Талашкине. Первый этап - это приглашение в свое имение художников и музыкантов, превращение его в "творческую дачу". Вторым этапом стало постепенное включение элементов эстетического воспитания в учебный процесс: организация балалаечного оркестра, самодеятельного театра, занятий рисованием и т.д. Создание художественных мастерских при школе знаменовало собой завершающий этап. С переходом в него М.К. Тенишева достигла того, что Талашкино приобрело известность в России и за границей.

Рассмотрение зависимости действий М.К. Тенишевой от условий, в которых находилось народное искусство, позволило выделить подходы, способствующие названным выше переменам. Мы считаем, что к основным движущим силам относились: творческая и собирательская (по составлению коллекции предметов старины) деятельность М.К. Тенишевой; координация новаторских поисков художников Талашкина, совмещение этнографических изысканий с работой музея "Русская старина"; оказание действенной помощи крестьянам, занимающихся промыслами; вовлечение учащихся в совместный творческий труд; популяризация талашкинских художественных мастерских через выставки, публикации в журналах и т.д. Определенные внешние факторы способствовали организации работы художественных мастерских "русского искусства". К ним мы относим: сохранившиеся в деревне обрядовый комплекс и вещественно-культурную среду, владение жителями традиционными ремеслами.

Противодействующими силами были: заполнение рынка более дешевой, но некачественной продукцией капиталистических предприятий, неблагоприятная экономическая ситуация, связанная с I - ой мировой войной.

Разрешение противоречий между потребностями в развитии народного искусства и его кризисным положением на рубеже XIX и XX веков потребовало от М.К. Тенишевой комплекса последовательных действий, основанных на соответствующих идеях.

Данные идеи можно свести к трем основным:

- Идея "отношения к народному искусству как к особому виду человеческого бытия".

- Идея "неприемлемости прямого копирования предметов крестьянского искусства".

- Идея "создания новых предметов быта на основе использования русских старинных узоров и форм".

Исследование этого вопроса привело к двум важных для дальнейшей экспериментальной работы выводам:

1. В целом (в отношении копирования, канона и новаторства, создания современных декоративных изделий на основе использования народных традиций и т.д.) идеи, воплощенные М.К. Тенишевой в талашкинских художественных мастерских, соответствуют взглядам на сохранение и развитие народного искусства сегодня.

2. Опыт М.К. Тенишевой по созданию при школе художественных мастерских "русского искусства" представляет интерес в настоящее время, так как княгиня использовала ряд идей, которые позволили соединить досуг школьника с учебным процессом, а, главное, поднять творчество обычных крестьянских детей на значительную высоту.

В целях выяснения путей реализации педагогических идей М.К. Тенишевой в наше время были проанализированы тенденции развития современной школы.

Сравнение проблем, возникающих в тенишевской школе - хозяйстве с задачами, решаемыми современными сельскими учебными заведениями, дает право сказать, что в настоящее время сложились определенные условия для реализации идей М.К. Тенишевой. К таковым относятся: открытие фермерских школ, нацеленность обучения в них на постижение сельскими школьниками духовных основ земледельца; направленность на организацию учебного процесса, в котором учитывается специфические особенности окружающей среды, потребности развития села и личности.

Таким образом, оценка современных тенденций организации педагогического процесса позволили сделать вывод о том, что теоретически возможно осуществление модели тенишевской школы с художественными мастерскими в настоящее время.

С целью определения практических путей реализации модели тенишевской школы в 1995-1997 уч.гг в Талашкинской и Пригорской средних школах Смоленской области был осуществлен педагогический эксперимент.

Констатирующий эксперимент, проведенный в этих школах показал, что включение занятий, направленных на изучение тенишевского наследия, уже в настоящее время приносит положительный результат, но не хватает определенных мер и условий, чтобы активизировать работу в этом направлении.

Данные о социально-демографическом составе населения Талашкина, о структуре, специфических особенностях и проблемах учебно-воспитательного процесса в экспериментальных школах, об отношении учащихся, их родителей, учителей к тенишевскому наследию позволили отметить достаточно высокий интерес респондентов к историческому прошлому поселка Талашкина, связанному с периодом деятельности М.К. Тенишевой и желание восстановления художественного центра.

АО "Талашкино" и школа не имеют программ, нацеленных на решение столь масштабной задачи как "продолжение дела, начатого М.К. Тенишевой". Однако, показатели констатирующего эксперимента в Пригорской школе оказались лучше, чем в Талашкинской, потому как в первой на протяжении последних пяти лет ведется разработка и внедрение программы на тенишевскую тематику.

Изучение предлагаемых современной педагогической наукой способов проектирования образования и накопленного педагогического опыта доказывает перспективность функционирования тенишевской модели с/х школы с художественными мастерскими в наши дни. Естественно для построения этой модели требуется прохождение нескольких этапов:

1. Этап преодоления педагогических стереотипов, теряющих свою эффективность в условиях сельской школы, и одновременная демонстрация преимуществ модели с/х школы М.К.Тенишевой.

2. Этап внедрения в учебный процесс элементов новых программ, обеспечивающих активизацию художественно-творческой деятельности, связанной с освоением народного искусства родного края.

3. Этап построения экспериментальной площадки «Сельская фермерская школа с художественными мастерскими».

4. Этап дальнейшего развития данной образовательной модели.

Первые два этапа проводятся в жизнь уже сегодня. Следующие этапы требуют специальной научной разработки и государственной поддержки.

Разработанная автором программа для 8 кл. «Талашкино - всемирно известный художественный центр» является одним из вариантов, который можно использовать на втором этапе. Она составлена на основе выявленных нами предпочтений, интересов, типологических особенностей учащихся 8-11 классов экспериментальных школ, с учетом современных дидактических требований к преподаванию искусствоведческих и краеведческих дисциплин. Апробация программы позволила определить актуальные направления работы учителей по активизации деятельности учащихся по освоению названного краеведческого материала.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Эрдман, Ольга Эдуардовна, Смоленск

1. Абрамов В.Ф. Земская статистика народного образования // СОЦИС.-1996. №9.-С.83-88.

2. Аграрный рынок и сельскохозяйственное предпринимательство в западном регионе Российской Федерации ( ХУ11-ХХ вв.): Тез. докл. науч. конф,-Смоленск: СГПУ, 1998.-375 с.

3. Алиев Ю.Б. Становление художественной культуры школьника с позиций дидактического знания./ Теория и практика современного образования: Материалы Межд.науч.практ.конф.: в 2ч. 4.11.- Тула: ТГУ, 1997.-235 с.

4. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.-Минск: Университетское, 1990.-559 с.

5. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике.-М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1996.- 494 с.

6. Анастасьев А.И. Народная школа.- М.: Изд. А.Д. Ступина, 1913.- 577 с.

7. Андреев В.В.: Материалы и документы.- М.: Музыка, 1986.- 850 с.

8. Андреев Е.Н. Школьное дело в России. Наши общие и специальные школы./ Антология педагогической мысли.- М.: Высш. школа, 1989,- С.195-214.

9. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления./ ИНО АН СССР, Всесоюзный методологический центр.- М.: Экономика, 1991.-416 с.

10. Анисимова Т.С. Формирование ценностных ориентаций старшеклассников: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Краснодар, 1996.- 16 с.

11. Анопов И.А. Опыт систематического обозрения материалов ремесленного образования в России.- СПб., 1889.- 183 с.

12. Анопов И.А. По вопросу о средней общеобразовательной школе с применением ее к запросам и нуждам современной жизни некоторых местностей России.- СПб., 1891.- 27 с.

13. Антология педагогической мысли России второй половины 19 начала 20 века.- М.: Педагогика, 1990,- 603 с.

14. Археологический и этнографический музей кн. М.К. Тенишевой в селе Талашкино близ Смоленска //Исторический вестник .-1901,- Т.86,- 375 с.

15. Астахов А.И. О школе, земле и хлебе.- М.: Педагогика, 1984,- 112 с.

16. Атутов П.Р., Поляков В.А. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников.- М.: Просвещение, 1985.- 128 с.

17. Атутов П.Р. Связь трудового обучения с основами наук: кн. для учителя.-М.: Просвещение, 1983.- 128 с.

18. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. М.: Сов. художник , 1981.-351с.

19. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М.: Культура и просвещение, 1922. - 66 с.

20. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969.-294с.

21. Батышев С.А. Реформа профессиональной школы. Опыт, поиск, задачи, пути реализации. М.: Высш. школа, 1987. - 340 с.

22. Батышев С.А. Трудовая подготовка школьников. Вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 1981. - 356 с.

23. Белогорцев И. Талашкино. Смоленск : Кн. изд-во, 1950. - 152 с.

24. Белый А. Символизм /Книга статей. М.: Мусачет, 1910. - 635 с.

25. Бенуа А.Н. Мои воспоминания : кн. 4, 5. М.: Наука, 1990. - 743 с.

26. Битякова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997. - 298 с.

27. Благой Д.Д. О традиции и традиционности //Традиции в истории культуры.-М.: Наука, 1980.-С. 85- 104.

28. Бобринский А. А. О некоторых символический общих знаках первобытной орнаментики всех народов Европы и Азии. М.: Товарищество типогр. А.И. Мамонтова, 1902. - 12 с.

29. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971.

30. Боровиков Л.И. Принцип народности в теории и практике нравственно эстетического воспитания школьников. // Нравственно - эстетическое воспитание учащихся. - Новосибирск, 1988. - С. 80 - 87.

31. Бочаров Г.Н. Деятельность художников по возрождению народного искусства. Абрамцево. Талашкино. // Русская художественная культура конца 19 начала 20 века. М.: Наука, 1969. 402 с.

32. Бочаров Г. Не забывая традиции. О разделении декоративно прикладного искусства. // Художник. -1991. - №4 - С. 23 - 29.

33. Бочкарева М.А. Взаимосвязь общеобразовательной и профессиональной подготовки учителя в учительских семинариях России второй половины

34. XIX начала XX века: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 1996.- 16 с.

35. Броневщук С.Г. Сельская школа : профильное обучение и профильная подготовка учащихся. В помощь руководителям и учителям сельских школ. -М., 1995. 109 с.

36. Будаев Д. Вопросы сохранения культурного наследия //Край Смоленский. -1993. -№3-4 -С. 173 177.

37. Будаев Д.И. Земство в школьном курсе : "История Смоленщины" // Краеведение и патриотическое воспитание в школах Смоленщины. Смоленск, 1997. - С. 34 - 36.

38. Будаев Д.И. Источники по изучению истории сельских поселений Смоленщины //Преподаватели обществоведы размышляют, советуют, спорят. Вып. 2 - Смоленск : СОИУУ, 1996. - С. 19 - 23.

39. Будаев Д.И. К вопросу о динамике процесса разложения крестьянства в пореформенной России //Положение крестьянства нечерноземной полосы России в 60 90 годах 19 века. - Смоленск: СГПИ, 1983. - С. 121 -135.

40. Будаев Д.И. Смоленская губерния в 1861 1917 годах: учебное пособие к спецкурсу. М.: Изд. обр. РСФСР, Смоленск: СГПИ, 1990 . - 90 с.

41. Будаев Д.И. Смоленская деревня в конце 19 начала 20 веков. К вопросу о темпах, уровне и степени развития аграрного капитализма. Смоленск: Моск. рабочий, 1972. - 467 с.

42. Будаев Д., Будаева О. Смоленское земство во второй половине XIX начала

43. XX вв.// Край Смоленский. 1994. - №5 - С. 9 -15.

44. Будаева О.Д. Земские сельские начальные школы Смоленской губернии //Модели культуры. Смоленск: СГПИ, 1992. - С. 171 -175.

45. Будаева О.Д. Смоленское земство и народное образование //Из истории

46. Смоленщины. Смоленск, 1996. - С. 80 - 89.

47. Будаева О.Д. Деятельность Смоленского земства в области народного образования в конце 19 начале 20 века. //Общественное движение в центральных губерниях России во второй половине 19 начала 20 вв. Рязань, 1981. -С. 69 - 86.

48. Будаев Д.И., Рябков Г.Т. К вопросу о формировании сельской буржуазии в 19 начале 20 вв. (по материалам Смоленской губернии) //Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. - Вильнюс, 1974. - С. 280 - 291.

49. Бурцева И.В. Воспитание духовности у старшеклассников средствами изобразительного искусства в условиях групповой деятельности.: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. - 18 с.

50. Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М.: Искусство, 1987.-285 с.

51. Вагнер Г.К. Несколько тезисов о народном искусстве. //Декоративное искусство. 1997. - №2 - С. 30.

52. Вагнер Г.К. О природе народного искусства. //Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традаций.: Материалы Всесоюзной конф. М., 1991. - С. 16 - 25.

53. Вагнер Г.К. , Владшевская Т.В. Искусство древней Руси. М.: Искусство, 1993. - 254 с.

54. Василенко В.М. Народное искусство : Избр. труды о народном творчестве 10 20 вв. - М.: Сов. художник, 1974. - 294 с.

55. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников: Рекомендации к разработке комплексных программ по искусству для школ и внешкольных занятий./ НИИ ХВ АПН; Под ред. Г.Г. Шевченко, Б.П.Юсова.- Луганск, 1990,- 180 с.

56. Владимирский С.А. Низшая профессиональная школа России, что от нее требуется и что она дает. // Труды Всероссийского торгово-промышленного съезда,- СПб., 1896. Вып. 9- С. 42-51.

57. Волков Г.Н. Педагогу великое имя народ. //Народное образование .- 1989. -№12-С. 62-67.

58. Волков Г.Н. Этнопедагогизация современного воспитания //Мир образования .- 1997 -№2 С. 66-71.

59. Волков Г.Н. Этнопедагогика.- Чебоксары: Чувашское кн. изд., 1974. 376 с.

60. Волков И.П. Художественная студия в школе.: книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. - 125 с.

61. Волков И.П. Цель одна дорог много: проектирование процессов обучения. - М.: Просвещение, 1990. - 159 с.

62. Волков И.П. Учим творчеству. М.: Педагогика, 1988. - 94 с.

63. Воронов B.C. О крестьянском искусстве: Избр. труды. М.: Сов. художник, 1972.-370 с.

64. Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1976. -384с.

65. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1967,- 93 с.

66. Выготский Л.С. Детская психология.// Собр. соч.: В 6 т.- М.: Педагогика,1984.- Т.4.-433 с.

67. Выготский Л.С. Психология искусства.- М.: Педагогика, 1987.- 344 с.

68. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.,1985.- 379 с.

69. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М.: Сов. писатель, 1988. - 448 с.

70. Годовой отчет за 1904 год о состоянии Талашкинской низшей сельскохозяйственной школы 1-го разряда, учрежденной княгиней М.К.Тенишевой . -Смоленск, 1905. - 63 с.

71. Голошумова Г.С. Воспитание гуманистических представлений младших школьников на материале декоративно прикладного искусства Урала. /Автореф. дис. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1995. - 18 с.

72. Горская Н.И. Земство и культура ( Из истории Смоленского земства ) // Культура и образование. Проблемы, перспективы развития./ Матер. Всерос. науч. конф. 4.1, Смоленск, - 1997. - С. 87-94.

73. Горошко А.Я. Методика формирования художественного интереса сельских школьников 1-4 классов на материале русского народного декоративно-прикладного искусства.: Дис. канд. пед. наук. М., 1992. - 242 с.

74. Горбунов В.А. Личностно ориентированная подготовка школьников к с/хтруду в фермерских хозяйствах в условиях перехода к рынку: Автореф. дис. канд.пед. наук.- Киров, 1997,- 16 с.

75. Гусев B.C. О специфике восприятия фольклора.// Творческий процесс и художественное восприятие.- J1.: Наука, 1987. С.79-90.

76. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований./ АПН СССР.- М.: Педагогика, 1986.- 239 с.

77. Диалектика и теория творчества. / Под ред. С.С. Гольдеррихта, A.M. Коршунова. М.: МГУ, 1987.- 198 с.

78. Диалектика субьектно-обьектно отношений в научном и художественном творчестве./ Под ред. С.Н. Титова. Воронеж: ВГУ, 1990, - 190 с.

79. Доватор Р.Л. Проблемы трудового воспитания и обучения в прогрессивной русской педагогике (конец 19 начало 20 вв.) // Сов. педагогика. - 1978. -№2 - С.105-113.

80. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. -М.: Просвещение, 1991.-321с.

81. Журавлева Л.С. Княгиня Мария Тенишева.- Смоленск: СГПИ, 1992.- 237 с.

82. Журавлева Л.С. Кн. Мария Тенишева.- Смоленск.: Полиграмма, 1994.-319с.

83. Журавлева Л. Питомцы Талашкинской школы. // Сельская правда. 1976. -6 июля.

84. Журавлева Л.С. " Придите и владейте, мудрые." М.: Моск. рабочий, 1990. -143 с.

85. Журавлева Л.С. Редкие фотографии / Из фондов Смоленского обл. музея изобр. искусств им. С.Т. Коненкова, связанные с жизнью М.К. Тенишевой. // Панорамма искусств .- М., 1980,- Вып. 3.- С. 367-373.

86. Журавлева Л.С. Талашкино: Очерк путеводитель. - М.: Изобр. искусство, 1989.-207с.

87. Журавлева Л.С. Тенишевы и русская школа. // Сов. педагогика. 1990.12.- С.106-111.

88. Журавлева JI. Школа в Талашкине. // Рабочий путь. 1988. - 15 ноября.

89. Журавлева JI. Педагогическое наследие князей Тенишевых. // Учитель Смоленщины,- 1995,- № 11,12, 1996,- № 2, 3, 6, 8,9.

90. Заир Бек Е.С. Теоретические основы обучения педагогическому проекти-рова-нию.: Автореф. дис. докт. пед. наук.- СПб., 1995.- 35 с.

91. Зайкин М.И. Технологические направления развития вариативного образования сельских школьников. // Сельская школа в новых социально экономических условиях.: Материалы межрегион, конф./ Под общ. ред. Р.И. За-харенковой,- Смоленск - 1997. - С. 130-132.

92. Зайкин М.И. Феномены малокомплектных школ.- Горький: Волго-Вятское кн. издательство, 1990. 141 с.

93. Золотухин Д.С. Трудовое воспитание сельских школьников: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1990. 157 с.

94. Идрисова Р.Н. Педагогические основы подготовки будущих учителей к использованию народной педагогики в формировании трудового образа жизни сельских школьников.: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1995.-17с.

95. Изобразительное искусство: 1-4 кл.(для сельской малокомплектной шко-лы):Прогр. общеобр. учрежд. /Мин-во обр. РФ.-М.:Просвещение, 1995.-29с.

96. Изобразительное искусство: 1-9 кл: Прогр. общеобр. учрежд.; MHO РФ / Авт. B.C. Кузин, Н.Н. Ростовцев, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова,- М.: Агар, 1996,- 85 с.

97. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 кл.: Прогр. с крат, метод, рек. / Мин-во обр. РСФСР, НИИ худож. воспитания АПН СССР; Науч. рук. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 1990.- 143с.

98. Ильенко Л.П. Педагогические основы эстетического воспитания и развития школьников (1-9 кл.) средствами интегрированного курса предметов искусств.: Автореф. дис. канд. пед. наук М., 1996,- 19 с.

99. Историко-этнографический музей кн. М.К. Тенишевой в Смоленске. // Ис-тори-ческий вестник. -1911.- Т.126.(окт.) С.358-387.

100. История России (10-20 вв.). Курс лекций./ Под ред. Б.В. Леванова.- М.: ЗелО, 1996.- 742 с.

101. История педагогики как учебный предмет: (международный опыт): Учеб. пособие./ Авт. коллектив: К. Салимова, Э. Йоханнинтмейер, Р. Олдридж и др.; Под ред. К.И. Салимовой.- М.: Роспедагенство, 1996,- 230 с.

102. История России с древнейших времен до наших дней. / А.С. Орлов, В.А.Георгиев и др.- М.: Проспект, 1997,- 544 с.

103. История России: С начала 18 до конца 19 века. / А.Н. Сахаров, Л.В. Милов и др. М.: Act, 1997., - 544 с.

104. История Смоленщины: Уч. пос. для учащихся 8-10 кл. школ Смоленской обл. / Шмидт, А.А. Кондрашенков.- Смоленск, 4.1 1994,- 180 с.

105. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга./ Сост. А.И. Баженова, В.И. Вардугин.- Саратов: Надежда, 1993.-320 с.

106. Калитинский А.П. Вступительная статья к книге М.К. Тенишевой «Впечатления моей жизни», изданной во Франции в 1933 г. // Талашкино. Сб.документов.- Смоленск: Посох, 1995.- С.521-524.

107. Каменский А. А. О смысле художественной традиции.// Критерии и суждения в искусствознании. М.: Сов. художник, 1986.- С.215-253.

108. Канцедикас А.С. уроки народного искусства./ Сер. Искусство, 1986.- №7-М.: Знание, 46 с.

109. Касимов Н.Л. Встречи с прекрасным. Очерк об опыте эстетического воспитания в сельской школе.( Романовская ср. школа ).- Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1975.-112с.

110. Клетнова Е.Н. Символика народных украс Смоленского края.- Смоленск, 1924.-47 с.

111. Климов Е.А. Психология профессионала: Изб. псих, труды.- М.: МОДЭК,1996,- 400 с.

112. Климов Е.А., Носкова О.Г. История технологии труда в Росии: Уч. пособие,- М.: МГУ, 1992.-221 с.

113. Ключевский В.О. Сочинения в 8 т.- М.: Политиздат, 1959. Т.8- 492 с.

114. Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории.- М.: Терра, 1996.-173с.

115. Княгиня М.К. Тенишева. Впечатления моей жизни.- JL: Искусство, 1991,-287с.

116. Княгиня М.К. Тенишева и основанный ею историко-этнографический музей в Смоленске.// Нива.-1911.- №28.- С.519-520.

117. Коган JI.A. Народное миропонимание как составная часть истории общественной мысли.// Вопросы философии.- 1963.- №2- С. 82-92.

118. Козлов В.И. О некоторых методологических проблемах изучения этнической психологии.// Сов. этнография.- 1983.- №2 С.74-79.

119. Коллекция Тенишевой.// Мир искусства.- 1899.- С.109-134.

120. Кон И.С. Ребенок и общество.- М.: Наука, 1988,- 269 с.

121. Кондратенков А.Е. Сельская общеобразовательная школа на современном этапе.- М.: Педагогика, 1979.- 174 с.

122. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе. Проект./ НИИ худож. воспитания АПН СССР, НИИ шк. Министерства образования РСФСР, НИИ психологии АПН СССР, ИУУ РСФСР,- М„ 1990,15 с.

123. Котряков Н.В. Педагогический труд в русской школе.// Сов. педагогика.-1985,-№4,- С. 123-126.

124. Краевский В.В. Гуманистическая ориентация в педагогике и культурологический подход к содержанию образования.// Проблемы современного образования.- Тула: ТГУ, 1997.- С. 265-269.

125. Краткие хозяйственно-статистические сведения по Смоленской губернии.-Смоленск: Электро-Типо-Литография Я.Н. Подземского. 1912.- 299 с.

126. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мышление учителя. Личностные механизмы и понятийный аппарат.- М.: Педагогика, 1990.-104 с.

127. Куро Т.И. Состояние школьного дела в Смоленской губернии накануне

128. Великой Октябрьской социалистической революции (1905-1917гг.) // Из истории народного образования на Смоленщине.- Смоленск, 1970.- С. 7-21.

129. Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы.-М.: Педагогика, 1991.

130. Лернер Л.В. Сколько цветов у радуги, или Дни Афанасия Лунева: Об учителе-энтузиасте, с. Пархомовка Харьковской области . М.: Педагогика, 1990,- 286 с.

131. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Ч.2.- СПб, 1901.- 407 с.

132. Лихачев Д.С. Великое наследие.// Изб. работы: В 3 т.- Л.: Худ. литература, 1987, Т.2- 493 с.

133. Лихачев Д.С. Прошлое-будущему: Статьи и очерки.-Л.: Наука, 1985.-575с.

134. Лыкова Е.С. Развитие декоративности в изобразительной деятельности младших школьников: Автореф.дис. канд. пед. наук.- М., 1996,- 16 с.

135. Малютин С. Постройки в имении М.К. Тенишевой в Талашкино Смоленской губернии. // Мир искусства.- 1903.- №4.- С. 161-165.

136. Марков А.П. Духовная культура России: Социально- педагогические проблемы саморазвития.: Авт. дис. докт. пед. наук.- СПб., 1993.- 40 с.

137. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное воспитание. М.: Искусство. 1985.- 318 с.

138. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности.- М.: Знание, 1981.- 96 с.

139. Меньшикова Е.А. О творческой лаборатории народного учителя.// Начальная школа.- 1993.-№12.- С. 4-10.

140. Милашевский И.А. Очерки истории сельскохозяйственного образования в России.- СПб., 1893.- 143 с.

141. Мировая художественная культура: Прогр. общеобр. учреждений. / Мин. обр. РФ. М. : Просвещение, 1995,- 299 с.

142. Народная культура. Авторские программы предмета./ Гл. ред. Ю.В. Васильев, М.: Русское поле, 1993.- 191 с.

143. Народное творчество: перспективы развития и формы социальной организации: Сб. науч. трудов. М.: НИИ Культуры, 1990. - 189 с.

144. Некрасова М.А. Народное искусство как тип художественного творчества. -Л.: Искусство, 1981. №11. - С. 8 -13.

145. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры : Теория и практика. М.: Изоб. искусство, 1983. - 344 с.

146. Некрасова М.А. О формах развития народного искусства и некоторых вопросах творчества. // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Л.: Искусство, 1981. - С. 60 - 80.

147. Новиков С.Н. Методические основы эстетического воспитания учащихся сельских малокомплектных школ средствами народного декоративно прикладного искусства.: Автореф. дис. докт. пед. наук. - М., 1995. - 30 с.

148. Новицкая М.Ю. Народная культура как основа создания комклесной гуманной системы обучения и воспитания. // Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры.: Межвуз. сборник науч. трудов. Шуя, 1994. - С. 121 -134.

149. Новицкая М.Ю. Человек и природа в народной культуре. Методические рекомендации к занятиям 1-го года обучения по программе факультатива «Введение в народоведение» М.: Центр планетариум, 1994. - 27 с.

150. О музее княгини М.К. Тенишевой. // Журналы Смоленской городской Думы 1907. Смоленск, 1908. - С. 386 - 389.

151. Орлов А.Б. Проблемы перестройки психолого педагогической подготовки учителя. // Вопросы психологии. - 1988. - №1. - С. 16 - 26.

152. Орлова А.П. Преемственность народной и научной педагогики в развитии теории нравственного воспитания (на материале рус., укр., белорус, народной педагогики): Автореф. дис. докт. пед. наук,- М., 1996,- 34 с.

153. Основы декативного искусства в школе: Уч. пособие для студентов художественно графических факультетов педагогических институтов./Под ред.Б.В. Нешумова, Е.Д. Щедрина. - М.: Просвещение, 1981. - 175 с.

154. Осокин В.Н., Рыбченков Б.Ф., Чаплин А.П., Федоров В.В. Художники Земли Смоленской. Л.: Художник РСФСР, 1967. - 138 с.

155. От осени до осени. Хрестоматия. / Сост. М.Ю. Новицкая. М.: Центр планетариум, 1994. - 152 с.

156. Отчет за 1903 г. о состоянии Талашкинской с.-х. школы 1-го разряда.1. Смоленск, 1904. 92 с.

157. Отчет о состоянии Талашкинской кн. М.К. Тенишевой низшей с.-х. школы.-СПб, 1903.-75 с.

158. Памятная книжка Тенишевского училища в С.-Петербурге.-СПб,1902,-120с.

159. Перминова JI.M. Теоретические основы конструирования содержания школьного образования: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1995. - 38 с.

160. Пирумова Н.М. Земская интеллигенция и ее роль в общественной борьбе до начала 20 века. / Отв. ред. В.Я. Лаверичев, АН СССР, Ин т истории СССР. - М.: Наука, 1986. - 268 с.

161. Письма Н.К. Рериха к М.К. Тенишевой. // Встречи с прошлым. М., 1985. -Вып. 2 - С. 96 - 106.

162. Плюхин В. «Их мысли и раздумья в тех четких узорах .» Как приобщить детей к народному искусству. // Дошкольное воспитание. 1998. - №1. - С. 95 - 100.

163. Полунина Т.А. Национально-региональные аспекты управления системой школьного образования.:Автореф. дис. канд. пед. наук Тюмень, 1996.-22с.

164. Поляков В.Н., Ставровский А.Е. Общая методика трудового обучения в старших классах. М.: Просвещение, 1980. - 110 с.

165. Поровская Г.А. Народное декоративно-прикладное искусство в системе профессиональной педагогической подготовки учителей начальных классов педагогических факультетов пединститутов.: Дис. канд. пед. наук. М., 1990,- 196 с.

166. Проблемы народного искусства. / Под ред. М.А. Некрасовой и К.А. Макарова . М.: Изобр. искусство, 1982. - 168 с.

167. Программы восьмилетней школы. Изобразительное искусство. Науч. рук. Б.П.Юсов. М.: Просвещение, 1981. - 143 с.

168. Программы сельской общеобразовательной школы./ НИИ шк. РАО.- М.: Просвещение.-163 с.

169. Программы факультативных курсов и модульных тем для сельской школы./ РАОИОШ, Лаб. пробл. сельск. шк.- М.: Просвещение, 1994.- 158 с.

170. Произведения С.В. Малютина в собрании Смоленского музея: Каталог/

171. СГиМЗ.- Смоленск, 1982.-23 с.

172. Прокопюк В.И. Самообразование учителей в контексте гуманной парадигмы развития человека: Автореф. дис. докт. пед. наук,- СПб. 1996,- 43 с.

173. Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры // Педагогика,- 1995.- №5.- С. 87 91.

174. Разина Т.Н. О профессионализме народного искусства. М.: Сов. художник, 1985.- 192 с.

175. Рассадина Т. А. Императивы русской культуры в нравственных ориентаци-ях студентов педагогического вуза: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.,1995. 16с.

176. Рахманов B.C. Подготовка старшеклассников в агроклассе к труду крестьянском (фермерском) хозяйстве: Автореф. дис. канд. пед .наук.-Брянск,1996,- 17с.

177. Рачинский С.А. Сельская школа: Сб. статей / Сост. Л.Ю. Стрелкова, М.: Педагогика, 1991. - 176 с.

178. Репин И.Е. Избранные письма: В 2 т. Т.2. М.: Искусство, 1969. - 463 с.

179. Рерих Н.К. Памяти М.К. Тенишевой // Тенишева М.К. Эмаль и инкрустация. Прага, 1930. - С. 8 -14.

180. Рерих Н.К. Старина // Новое время. 1903. - 23 дек.

181. Ридигер В. Новый тип народной сельскохозяйственной школы. Самара, 1916. -37 с.

182. Родник: Художественные крестьянские изделия под руководством М.К. Тенишевой и А.А. Погосской. М.: Тип. В. Рихтер, 1903. - 12 с.

183. Рождественская С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. М.: Наука, 1981. - 208 с.

184. Рождественская С.Б. О народном искусстве в современном мире // Народное прикладное искусство. Актуальные вопросы истории и развития. Рига:

185. Зинагке, т„989. С. 11- 29.

186. Романова Г.А. Экономическая деятельность школьников в процессе производительного труда как средства их подготовки к новым условиям хозяйствования: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. - 24 с.

187. Ростиславов А. О тенишевском музее // Старые годы. 1911. - №7 - 9. - С.202.203.

188. Рыбаков Б.А. Ремесло древней Руси. М.: Изд - во АН СССР, 1948. -192 с.

189. Рыбаков Б.А. Макрокосм в микрокосмосе народного искусства // Декоративное искусство 1975. - №1 - С. 30 - 33, №3. - С. 38 - 43.

190. Салтыков А.Б. Самое близкое искусство / Сб. изб. работ. М.: Просвещение, 1969.-295 с.

191. Сборник программ интегрированных курсов «Искусство». / Мин. обр. РФ. М.: Просвещение, 1995. - 221 с.

192. Святополк Четвертинская Е.К. Кн. М.К. Тенишева: Некролог // Тенишева М.К. Эмаль и инкрустация. - Прага, 1930. - С. 5 - 7.

193. Святополк Четвертинская Е.К. Воспоминания о Смоленске // Русь. -1907.-№303.

194. Симоненко В.Д. Основы домашней экономики.-Брянск: БГПУ, 1995.-189с.

195. Симоненко В.Д. Основы предпринимательства.-Брянск: БГПУ, 1996-276с.

196. Ситько P.M. Традиции народной педагогики // Педагогическое образование без отрыва от производства: Ежегодник: Вып. 5 / МГОПУ. М., 1995. -С. 93 - 104.

197. Ситько P.M. Российские традиции и обряды в современной городской школе // Управление школой. 1997. -№17.-С. 15-16.

198. Слободчиков А.М., Юсупов В.З. Проектирование развития системы образования на селе // Вариативное образование на селе. Актуальные проблемы организации, содержания и технологии обучения: Материалы Всерос. конф. 4.1.-Арзамас, 1997. -С. 5-8.

199. Смирнов В.Г. Изучение искусства родного края как проблема и как средство эстетического воспитания учащихся средней общеобразовательной школы: Дис. канд. пед. наук. М., 1976. - 264 с.

200. Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе: Кн. для учителей. -М.: Просвещение, 1987. 144 с.

201. Смоленский край в литературе и фольклоре. / Под общ. ред. В.В. Ильина. -Смоленск: Траст имаком, 1995. - 335 с.

202. Спиркин А.Г. Человек, культура, традиция // Традиция в истории культуры. М.: Наука, 1980. - С. 5 - 14.

203. Стебут И.А. Основные начала организации сельскохозяйственных учебных заведений. Казань, 1909.

204. Стеклов М.Е. Школьный апостол: (С.А. Рачинский)// Педагогика.- 1988.-№2.- С. 64-70 с.

205. Сурин П.Г. Краткий очерк развития и состояния женского сельскохозяйственного образования. СПб., 1902. - 14 с.

206. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1975. - 272 с.

207. Сухомлинский В.А. Об эстетической среде. Павлышская средняя школа. -М.: Просвещение, 1969. 389 с.

208. Сучков И.В. Учительство в Росси в конце 19 начале 20 вв. / Автореф. дис. докт. пед. наук. - М., 1995. - 40 с.

209. Талашкино. Изделия мастерских кн. М.К. Тенишевой. СПб.: Содружество, 1905. - 76 с.

210. Talachkino. СПб., 1906. 81 с.

211. Талашкино. Сборник документов. / Сост. Л.С. Журавлева. Смоленск: Посох, 1995. - 543 с.

212. Трофимова Э.И. Преемственность в воспитании учащихся в процессе подготовки к труду в с/х производстве: Автореф. дис. канд. пед. наук .- М., 1995, 16с.

213. Трудовое воспитание в городской и сельских школах: Учебн. пособие. / Авт. З.А.Алферьева, Л.Н.Анисимова, Э.Д.Новожилов.-М.:МОПИ, 1990.-74с.

214. Трудовое воспитание сельских школьников. Опыт Селезневской ср. школы./ Под ред. А.Е. Кондратенкова.- М.: Моск. рабочий, 1974.- 107 с.

215. Трудовое обучение: 5-9 кл. сельской школы: Сельский дом и семья.: Программы для общеобр. учреждений / MHO РФ; Г.И. Белова, B.C. Блоков, В.В. Есипова и др.; Под ред. В.А. Кольней.- М.: Просвещение, 1997,- 60 с.

216. Трудовое обучение: Технология. 1-4 кл. сельской школы: Сельский дом и семья: Программы ср. общеобр. учрежд./ MHO РФ; Под ред. Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко.- М.: Просвещение, 1997.- 223 с.

217. Тхоржевский Д.А. Практикум по курсу «Методика трудового обучения» -М.: Просвещение, 1980,- 112 с.

218. Устав Талашкинской низшей сельскохозяйственной школы 1-го разряда в имении кн. М.К. Тенишевой, при селе Талашкино.- Смоленск, 1901.- 20 с.

219. Ушинский К.Д. О народности в обществ, воспитании: Собр. соч. Т.2.- М.-Л.: Изд. АПН РСФСР, 1948,- С. 69-116.

220. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.- М.: Учпедгиз, 1945.

221. Фортунатов А.Ф. К вопросу о целях сельскохозяйственного образования в России.-М., 1901.-37 с.

222. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 1988.- 174 с.

223. Художественный мир Смоленщины. 8 кл. Уч. пос. по курсу «Родной край».- Смоленск.: Траст-Имаком, 1994.- 195 с

224. Цирульников A.M. Из тайных архивов русской школы,- М.: Педагогика-Преесс, 1992.- 128 с.

225. Цирульников A.M. Педагогические основы вариативной организации сельской школы.- М., 1991.- 207 с.

226. Чалов А.П. Педагогические проблемы подготовки учителя сельской школы: Автореф. дис. доктора пед. наук.- Л., 1982.- 39 с.

227. Черепанов В.В. Управление развитием инновационных процессов в сельских школах: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Екатеринбург, 1995.- 19 с.

228. Шатский С.Т. Искусство как элемент детской жизни.// Революция- искусство дети,- М.: Просвещение, 1966.- С. 118-122.

229. Шерайзина P.M. Сельский учитель: социально-педагогический портрет (инновационная деятельность сельского учителя).- СПб.: ИОВ РАО- 1993,153 с.

230. Шерайзина P.M. Социально-педагогические условия развития образования на селе. / Сельская школа в новых социально-экономических условиях. Проблемы, поиски, перспективы.: Матер, межрегион, конфер.- Смоленск, 1997,- С.15-18.

231. Шкиндер В.И. Управление развитием сельской школы в современных условиях.- Екатеринбург, Пермь: Ур. ГПУ, 1997,- 148 с.

232. Шпикалова Т.Я. Возрождение национальной культуры в современных условиях развития школьного и вузовского образования.// Тезисы докладов Всеросийской науч.-практ. конфер. художественно-графических факууль-тетов.- Магнитогорск, 1996.- С.21-22.

233. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1979.- 192 с.

234. Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней школе (Теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути ее реализации): Дис. докт. пед. наук,-М., 1988.- 346 с.

235. Юбилейный земский сборник.- СПб, 1914,- 467с.

236. Юсов Б.П. Актуальные проблемы совершенствования методической подготовки учителей изобразительного искусства // Вопросы истории, теории и методики преподавания ИЗО.- М.: МГПИ им. Ленина, 1980.- С. 127-137.

237. Якиманская И.С. Психологические аспекты совершенствования труда учителя сельской школы.- М.: МГПИ, 1988.