Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Региональный компонент общего среднего образования как средство развития национального самосознания учащихся

Автореферат по педагогике на тему «Региональный компонент общего среднего образования как средство развития национального самосознания учащихся», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Прокошенкова, Людмила Петровна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Чебоксары
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Региональный компонент общего среднего образования как средство развития национального самосознания учащихся», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Региональный компонент общего среднего образования как средство развития национального самосознания учащихся"

РГВ 01

2 7 ДЕК 21»

На правах рукописи

Прокошенкова Людмила Петровна

Региональный компонент общего среднего образования как средство развития национального самосознания учащихся (на примере Чувашской Республики)

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Чебоксары - 2000

Работа выполнена в Чувашском государственном университете им. И. Н. Ульянова

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор

В. К. Кириллов, действительный член НАНИ ЧР заслуженный деятель науки Чувашской Республики

Официальные оппоненты - доктор педагогических наук, профессор

П.А. Апакаев

кандидат педагогических наук, доцент Л. Н. Малова

Ведущая организация - Чувашский государственный педагогический

университет им. И. Я.Яковлева

Защита состоится 30 ноября 2000 г. в 14.00 часов на заседали] диссертационного совета Д 064.15.04 по защите диссертаций на соискани ученой степени доктора педагогических наук в Чувашском государственно) университете им. И. Н. Ульянова по адресу: 428015, г. Чебоксары Московский проспект, 15.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета. Автореферат разослан^/октября 2000 г.

Учёный секретарь диссертационного совета:

О.А. Маркиянов

Общая характеристика работы

Актуальность. Возрастание роли общечеловеческих ценностей существенно меняет положение человека в национальной и многонациональной среде. Ныне в условиях демократизации и обновления общества российские граждане получили простор для выражения своих национальных интересов. И очень важно сегодня определить оптимальные направления и варианты сочетания национальных и федеральных интересов, выработать рычаги регулирования практической деятельности с учетом последствий такого взаимодействия для перспектив развития национальных и интернациональных процессов в конкретном регионе и стране в целом.

Нами был проведен анкетный опрос среди учащихся 12-17 лет (более 100 человек) городов и районов Чувашской Республики (Чебоксары, Алатырь, Канаш и Канашский район, Новочебоксарск, Цивильск, Вурнарский, Батыревский районы и др.) с целью выявления уровня национального самосознания. На вопрос: «Ты говоришь по-чувашски?» - 59,6% городских школьников и 43,7% сельских ответили отрицательно, хотя у 65,3% опрашиваемых и мать и отец чуваши, кроме того, родились и выросли дети в Чувашии. Мы считаем это важным показателем снижения уровня национального самосознания, поскольку, как будет показано ниже, именно язык является ведущим средством формирования национального менталитета.

Формирование национального самосознания учащихся является сложной, многогранной, крайне недостаточно разработанной проблемой. Она, прежде всего, касается вопросов развития национальной школы. Проблемами национальной школы занимались многие исследователи: Н. И. Ильминский, П. Ф. Каптерев, П. И. Ковалевский, К. Д. Ушинский и др., в том числе ученые га Чувашии, например, Н. И. Ашмарин, Анисимов Г. А., Н. Г. Краснов, Е. В. Васильев, В. И. Сергеев, М. И. Скворцов, Г. Н. Волков, М. Р. Федотов, Г. В. Родионов, В. Г. Егоров, Т. В. Кириллова, Г. И. Комиссаров, Т. Н. Петрова, С. П. Горский, М. Я. Сироткин, И. А. Андреев и др. Вместе с тем, ряд ученых других

регионов страны внесли вклад в развитие педагогической науки республики вопросам национальной школы, в том числе, по чувашской: В. Ф. Афанаа Д. А. Балика, М. Д. Василенко, Н. Ф. Збандуто, А. И. Кондаков, Н. Константинов, Н. Н. Кузьмин, А. Ф. Эфиров, Э. И. Сокольникова и др. зарубежных исследователей проблем чувашской школы и чувашского яз! можно назвать таких ученых, как Август Альквист, Иожер Буденц, Дур Вихман, Бернат Мункачи, Дюла Немет, Хейкки Паасонен, Густав Дл Рамстут, Ангал Регупи, Мартин Рясянен и др.

Но в этих исследованиях проблема национальной школы и националы! самосознания освещались с общефилософских, общепедагогичесх лингвистических, искусствоведческих, историографичеких, демографическ этических позиций. Вопрос о национальном компоненте содержа) образования, призванном формировать у учащихся националы самосознание, чувство принадлежности к нации, вплоть до настоящ времени остается крайне слабо разработанным, что подтверждается наш исследованиями. Мы считаем, что анализ проблемы национальной шкс должен осуществляться в неразрывном единстве с социально-экономически духовно-нравственными и" другими особенностями развития региона, 1 взаимодействие этих сфер общественной жизни служит объективной осна формирования сознания человека, в том числе, национального.

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» устанавливае право введения национально-регионального компонента содержа) образования республик и регионов страны, который является эффективн средством национального образования и воспитания подрастают поколения. Вместе с тем, современная педагогика не выработала нау обоснованных позиций по определению содержания национадь регионального компонента образования в аспекте развития националы! самосознания школьников. Это определило противоречие, определив! проблему исследования: между необходимостью разработки национадь

-ионального компонента образования и отсутствием научно-обоснованной ицепции для такой разработки.

Цель исследования состоит в обосновании ^цачейия иационально-тюнапьного компонента общего среднего образования для развития ционального самосознания учащихся. Объект исследования - содержание общего среднего образования. Предмет исследования - национально-региональный компонент общего ¡днего образования.

Гипотеза исследования: национальный компонент содержания эазования способствует эффективному формированию национального ¿осознания у учащихся, если выполняются следующие принципы его отбора: соответствие содержания национально-регионального компонента феде-шгому компоненту в части изучения общеобразовательных дисциплин и ¡ширише его за счет введения дополнительных разделов и предметов; формирование навыков устной (литературной) и письменной речи учащихся I родном языке); 3) отражение основных особенностей данной нащш; обязательное включение сведений о других нациях и народностях, »кивающих по соседству "с данной нацией; 5) включение сведений юпедагогики (особенности быта и воспитания детей в семье и пр.); 6) учет ¡бенностей христианской морали в учебно-воспитательной работе.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой в исследовании ¡дполагается решить следующие задачи:

1. Выявить сущность, тенденции развития процесса формирования национального самосознания учащихся в системе среднего образования.

2. Выявить состояние проблемы формирования национально-регионального компонента образования в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике.

3. Провести ретроспективный анализ способов и методов формирования национального самосознания чуваш в различные этапы развития нащш.

4. Определить значение национально-регионального компонен содержания общего среднего образования в формирован! национального самосознания учащихся на материале Чувашем Республики.

Методологической основой исследования явились философские положен! о единстве и многообразии социальных процессов, сущности националы^ особенностей (Р. Г. Абдулатипов, Л. Н. Гумилев, Р. С. Кириллов и др Теоретической основой исследования явились фундаментальные работы области содержания образования ( Ю. К. Бабанский, В. В. Краевский, В. ] Леднев, И. Я. Лернер, Д. Н. Никандров, В. А. Сластенин, С. Г. Шаповаленко др.), национального образования и воспитания (Н.И.Ильминский, П.1 Ковалевский, Б.Д. Лихачев, К.Д. Ушинский, И. Я. Яковлев и др.), истор! педагогики (Н. Г. Краснов, Е. Н. Медынский, Т. Н. Петрова и др этнопедагогики ( Е. В. Васильев, Г. Н. Волков, Д. Е. Егоров и др.), истор! чувашского народа (В. Д. Данилов, В. Д. Дмитриев, Б. И. Павлов и др.), также работы по психологии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.).

Для решения поставленных задач были использованы следующие метод исследования: анализ и обобщение философской, педагогическо исторической и социальной литературы по проблеме исследования, анаш нормативных документов, учебных программ, учебников, учебных методический пособий, а также национально-регионального компоне1г образования, анкетирование и беседы с учителями и учениками, обработ! данных анкетного опроса, теоретический анализ, экспериментальные метод математический аппарат для количественного и качественного анали экспериментальных данных и др.

Этапы исследования:

Первый этап (1986-1992). Начало осмысления проблемы национального интернационального воспитания учащихся и студентов, осознание значимост но вместе с тем слабой изученности, проблемы национального воспитания (в • время педагоги занимались преимущественно интернациональны

оспитанием). По теме диссертационного исследования начали публиковать аботы.

Второй этап (1992-1997). С 1992 года мы начали работу по обобщенщо илософских концепций национального вопроса, опыта национального оспитания в зарубежных странах, исторических аспектов становления ационального самосознания чуваш. В это время был собран и обработан сновной материал исследования.

Третий этап (1997-2000). С 1998 года начался этап подготовки акопленного материала к защите, оформление диссертации. Тема получила ктуальное звучание в связи с введением в общеобразовательные учреждения [увашии национально-регионального компонента. Увязав проблемы ационального образования и воспитания с содержанием национально» егионалыюго компонента, мы получили проблему, по которой сделали ршзеденные выводы и заключения.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые ассмотрена зависимость между содержанием образования и ростом ационального самосознания учащихся. Кроме того, в исследовании выявлены сновные средства формирования "и развития национального самосознания одрастающего поколения в различные этапы исторического развития нации.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что:

— была выявлена зависимость между экономическим, политическим, социальным состоянием нации и средствами формирования и развития национального самосознания подрастающего поколения;

— были определены факторы, способствующие росту национального самосознания школьников;

— были сформулированы принципы отбора содержания национально-регионального компонента образования.

Разработанные положения имеют практическое значение при отборе одержашш национально-регионального компонента образования, в процессе

организации и проведения национального образования и воспитали школьников в урочное и внеурочное время.

Достоверность и обоснованность положений и выводов исследовани обеспечивается опорой на методологические положения философии педагогики, разнообразием источников информации, учетом данных массовог и передового опыта, анализом результатов анкетного опроса, применение средств и методов, адекватных характеру исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В области образования средством разрешения противоречия межд усилением центральной власти федеративного государства и сохранение самобытности и самостоятельности нащш и народов, населяющих ег< является национально-региональный компонент содержания образования.

2. Факторы, влияющие на формирование и развитие национальног самосознания школьников, это 1) национальная среда (язык, быт, традицга географические особенности местопроживания нации и пр.); ^ национальное образование (приобщение к культуре, литературе, знакомств с богатством литературного языка нации, ее историей и пр.); : межнациональное общение (осознание уникальности национальны ценностей и определение места нации в мировом сообществе).

3. Принципы отбора национально-регионального компонента общего среднег образования: 1) соответствие содержания националыю-региональног компонента федеральному компоненту в части изучени общеобразовательных дисциплин, и расширение его за счет введет! дополнительных разделов и предметов; 2) формирование навыков устно (литературной) и письменной речи учащихся ( на родном языке); ! отражение основных особенностей данной нации; 4) обязательно включение сведений о других нациях и народностях, проживающих г соседству с данной нацией; 5) включение сведений этнопедагогш (особенности быта и воспитания детей в семье и пр.); 6) учет особенносте христианской морали в учебно-воспитательной работе.

Апробация и внедрение. Результаты исследования обсуждались на седаниях и научно-методических семинарах кафедры иностранных языков, ;торическом, филологическом, а также экономическом факультете /вашского государственного университета им. И. Н. Ульянова в течение 1992->00 гг., на международном семинаре «Становление и функционирование кггитута Уполномоченного при Европейском суде по правам человека», юходившем в г. Чебоксары 4-5 ноября 1999 г., на Парламентской Ассамблее :рноморского экономического сообщества, проходившей в г. Чебоксары в '98 г., на научно-практическом семинаре «Сельская школа как региональный ¡разовательно-культурный центр» в г. Арзамасе 27-28 сентября 2000 г., на гждународной научно-практической конференции «Этнопсихология в тременной системе национального образования и воспитания» в г. Элиста 16-Î октября 2000.

Публикации. По материалам исследования опубликованы монография, два 1ебных пособия, статьи и тезисы, общим объемом 21, 5 п. л.

Структура диссертационной работы: Работа состоит из введения, трех ¡ав, заключения, библиографического списка использованной литературы и 5ух приложений. Общий объем текста - 172"с., из них 158 с. - основной текст, шсок литературы из 198 наименований.

Основное содержание диссертации

Во введении обоснованы выбор темы диссертационного исследования, его стуальность, определяются проблема, цель, объект и предмет исследования, [юрмулированы гипотеза, задачи диссертационного исследования, научно )гументирована методология, методы, логическая структура работы.

В первой главе «Состояние проблемы формирования национального (мосознания в учебно-воспитательном процессе средней обще-Зразовательной школы» дано понятие национального самосознания, зссмотрена его сущность и тенденции развития; проведен анализ зарубежного шта по проблеме формирования национального самосознания учащихся;

рассмотрен опыт формирования национального самосознания учащихся практике работы современных общеобразовательных школ.

Диссертационное исследование построено на следующих концептуальщ положениях, полученных в ходе теоретического анализа философско педагогической, социальной, исторической литературы в первой главе:

1. Историческая судьба любой нации, народа, этноса протекает в тест связи с другими народами. Культура, национальные особенное являются частью мировой культуры, дополняют ее своими ценностям вбирают культурные ценности других наций и народов.

2. Национальное самосознание - это осознание национальной общност которое порождается общностью экономических связей, территори языка, а также некоторых общих традиций, национальных особенное™ культуры, психологии.

3. Тенденция развития национального самосозншшя заключается доминировании развитого национального самосознания на ф01 высокой образованности подавляющего большинства представителе нации, в отличие от самосознания на уровне подсознания (неразвитого характерного для слабо просвещенных наций.

4. В национальном самосознании можно выделить уровни: развил национальное самосознание (когда человек понимает, ценит и мож( выделить национальные особенности своей нации по сравнению другими) и неразвитое (на уровне подсознания, формируемое языко! бытом, общением с сородичами и пр.).

В исследовании мы будем различать следующие состояния наций:

I. По степени независимости (независимое, в подчинении, подчиняе другие нации и народности).

II. По состоянию межнациональных отношений с соседними нацизм (более сильное с более слабым в социально-экономическом и культурно развитии, более слабый с более сильным в социально-экономическом культурном развитии, дружеское равноправие, изолированные).

III. По степени просвещенности нации (образована только элита, 5разована большая часть населения, всеобщее образование).

IV. По степени религиозного влияния на образование (религиозное зразование единственно возможное, религиозное образование доминирует, юновозможны религиозное и светское образование, наиболее распространено 5етское образование).

Говоря о средствах и методах национального воспитания на различных гапах развития государства, необходимо подчеркнуть, что в положении одчинения нации более сильному государству или народу, ведущими редствами национального воспитания являются средства этнопедагогики: зык, традиции, быт, среда обитания, национальное искусство (песни, пляски, удожественные поделки и пр.). Если государство подчиняет другие народы, о, как правило, оно навязывает свою национальную культуру, менталитет ругим нациям и народам, при этом интенсивно развивая свою собственную ациональную культуру. Бывают, впрочем, и исключения. Так, из кономических и политических соображений правительство суверенного осударство может насильственно внедрять культуру и идеологию другого арода (например, реформы Петра I в России).

В исследовании показано, что религия имеет весьма противоречивое начение в аспекте национального воспитания. С одной стороны, мировые «литии (христианство, мусульманство, конфуцианство и др.) основаны на нании и изучении религиозных книг, что требует от прихожан определенной тепени просвещенности. Поэтому церковь всегда уделяла серьезное внимание |бразованию молодежи. С другой стороны, религия несет в себе, как правило, :ультуру и менталитет народа, чуждого многим нациям, исповедующим эту юлигию. То есть идет процесс подавления истинно национального 1енталитета, а это ведет к ущемлению национального самосознания. Однако с 'веренностью можно сказать, что религия является объединяющим звеном для 1ародов, исповедующих одну и ту же религию.

Отметим, что на вопрос анкетного опроса среди учащихся городов и се Чувашской Республики на вопрос: «Ты ходишь в церковь? С родителями ил: один?» - 53,8% ответили положительно, причем 38% из них ходят в церксш самостоятельно. К сожалению, этот же опрос показал весьма слабую осведомленность детей в религиозных проблемах, даже на вопрос: «Какрт религию исповедуют чуваши?» 25,6% ответили, что не знают.

При анализе зарубежного опыта национального образования мы сделал! вывод о том, что современная зарубежная школа весьма озабочена ypoвнe^ образования учащихся, поскольку образованность нации напрямую влияет и ее экономическое положение, политический статус в мире и пр. Однако, 1 школах, как правило, не учитывают особенности национальных меньшинст, и стремятся сохранить и развить самобытность малых народов и этносов населяющих государство. В развитых странах более распространено светско образование, религиозное образование и воспитание получают большинсш учащихся, но в отделенных от школы учреждениях (воскресные школы и пр.).

Обобщение опыта работы по национальному образованию российски школ позволяет сделать вывод, что в условиях федеративного государств! возможны следующие формы работы в этом направлении:

1. На государственном уровне механизмом являются государственньн образовательные стандарты. На этом уровне учащиеся, не зависимо от национальности, приобретают определенную сумму знаний дш приобретения будущих профессиональных навыков, формированю мировозрения, принятия государственного устройства.

2. На региональном уровне средством формирования национально« самосознания является национально-региональный компонент. На это& уровне учащиеся осознают себя частью определенной общности люде? (нации), понимают ее уникальность, самобытность и место в мировое сообществе.

3. На школьном уровне (школьный компонент содержания образования' для формирования национального самосознания национальны*

меньшинств практикуется включение национального компонента на уровне одной школы. В этом случае школа может стать не только центром обучения и воспитания молодежи, но и национальным центром города или области.

Во второй главе «Историко-сопоставктельный анализ формирования тнопалыюго самосознания в школах Чувашии» рассмотрены средства и ягоды формирования национального самосознания чуваш в революционный период; проанализирована деятельность И. Я. Яковлева по звитию национального самосознания чуваш; охарактеризована национальная кола и формирование национального самосознания учащихся в советский риод.

Большая часть истории чувашского народа - это зависимое положение (от тар или русских). Такое положение не способствовало культурному и ономическому росту нации, более того, во времена татаро-монгольского ига ваши даже лишились своей письменности. Сохранить общность наши в рнод отсутствия национальных школ, а, следовательно, и национальное мосознание, чуваши смогли за счет обучения подрастающего поколения едствами этнопедагогики: язык, устное народное творчество, прикладное [родное искусство, быт, традиции и др. Христианизация чуваш (ранее они Ш1 язычниками) позволила установить культурные контакты с русскими, а лигию сделать средством обучения и воспитания молодежи.

Деятельность И. Я. Яковлева в контексте рассматриваемой проблемы при поставлении с обозначенными в первой главе эпохами проходила в период, когда чуваши находились в положении зависимой (от русских) нации, то есть положении более слабого с более сильным, 2) когда образована только щиональная элита (как правило, более обеспеченная), 3) религия имела ¡ограниченное влияние на образование. В результате его деятельности на ниве юсвещения наряду со средствами этнопедагогики в воспитании и (разовании чуваш получили распространение чувашские школы, едагогическая система Яковлева основана на использовании религии не

только как средства воспитания, но и средства обучения и приобщения мировой и русской культуре.

И. Я. Яковлев был государственным человеком и проводил в жго! политику государства. В то время это была политика «руссификащ! инородцев», что, по замыслу правительства, должно было решить д! проблемы: 1) усиление центральной власти за счет однородности решоно: 2) повышение образованности населения для обеспечения рост экономического благосостояния страны.

Заметим,, что на вопрос анкетного опроса учащихся 12-17 лет шке Чувашии летом 1999 года: «Кто такой И. Я. Яковлев?» - 29,2% ответили, что в знают, из тех, кто назвал деятельность Яковлева, ответы распределил!« следующим образом: «просветитель» - 29,2%, «писатель» - 19,2%, «создател чувашского алфавита» - 14,1%, «поэт» - 3,8%, «педагог» - 2,5%, «ученый» 2,5%, «философ» - 2,5%, «художник» - 0,8%.

С первых дней после Октябрьской революции 1917 г. было провозглашен право всех граждан на образование независимо от расовой и национально принадлежности, социального положения, равноправие в образовании жешци и мужчин, объявление" единой трудовой школы с преподаванием на родно языке, светскости образования. К 1929-30 учебному году число школ Чувашской республике удвоилось по сравнению с дореволюционны периодом. В них обучалось 80% детей. В целях усиления образовательног потенциала республики в 1930 г. в Чебоксарах был открыт педагогический, через четыре года учительский институты. Начиная с 1930 г. кадры учителе готовили в 7 педагогических техникумах республики. В 1940 году в Чуваши насчитывалось 1057 школ, в том числе начальных - 598, неполных средних средних - 455. В них обучалось 189292 человека, что составляло 175 школ и одну тысячу населения.

В 1949 году правительство Чувашии приняло постановление «О осуществлении всеобщего обязательного семилетнего обучения детей Чувашской АССР». В 1950-51 учебном году в общеобразовательных школа

¡спублики обучалось 209 тыс. учащихся. В 1959 г. в республике работало 1110 кол, в которых обучалось 170 тыс. учащихся. Содержание образования в пот период было направлено на развитие национальной самобытности в шках многонационального государства. «Расцвет наций», как можно назвать от период, прекратился после реформы 1959 года, когда в Советском Союзе ал объявлен курс на «руссификацию» нерусского населения.

26 июля 1960 года решением бюро Чувашского обкома КПСС и Совета ннистров ЧАССР было принято постановление «О переходе к обучению [ащихся в V-VII классах на русском языке и мерах по улучшению изучения сского языка и литературы в чувашской школе». Во исполнение (становления в республике было прекращено издание учебников на ■вашском языке для учащихся V-VII классов. Преподавание всех предметов i русском языке даже в отдаленных сельских школах начиная с V класса, пывало непреодолимые трудности. «Породилась недооценка родного вашского языка в обучении, ибо одновременно шло сокращение часов на учение чувашского языка. Стал падать социальный престиж родного языка в азах его носителей. Даже в райцентрах с чисто чувашским населением почти 1всеместно школы были переведены на русский учебный план, чувашский в ex перестали изучать даже как предмет. В городских и рабочих поселках обще не стало национальных школ» (Димитриев В. Д. История и ционалыше проблемы чувашского народа // Народная школа,- 1994.- № 4.-е. 8. с. 56). Резкое снижение количества национальных школ показано в блице 1.

Таблица 1.

Национальные школы в Чувашской Республике

Всего В том числе

од школ Чувашских Русских Татарских Мордовских С многонац. составом

40 1057 814 166 19 17 22

83 670 491 48 14 1 116

91 694 499 48 15 1 131

Соотношение чувашских школ от общего количества

1200

1000

800

400

600

200

0

О Общее кол-во школ

М Чувашские школы

1940 1983 1991

В 70-80-х годах во всех автономных республиках РСФСР усилило процесс перехода национальных школ на русский язык обучения, с каждьи годом увеличивалось число учащихся нерусской национальное« обучающихся на русском языке с I класса. По результатам проведенного нам анкетного опроса только 3,8% школьников 12-17 лет, обучающиеся в городах селах Чувашии, назвали в качестве любимого предмета в школе чувашски язык и чувашскую литературу. Хотя 15,3% школьников нравится изучат русский язык, а 24,4% - русскую литературу.

Таким образом, для советского периода развития чувашской наци характерна (как и для других периодов) полная зависимость систем! образования от политики государства, частью которого является чувашски народ. Ведущим средством формирования национального самосознани являлась национальная среда.

В третьей главе «Национально-региональный компонент содержаии общего среднего образования в Чувашии, его становление и развитие установлено соотношение федерального и регионального компоненте стандартов общего среднего образования и их значение в формировать единого образовательного пространства России; проведен анализ нормативны документов, устанавливающих содержание национально-региональног компонента общего среднего образования чуваш; сформулированы принцип!

5ора содержания национально-регионального компонента общего среднего разования; проведен анализ содержания национально-регионального мпонента общего среднего образования Чувашской Республики в аспекте звития национального самосознания учащихся; рассмотрены методы и едства этнопедагогики для развития национального самосознания чувашских сольников.

В первом параграфе третьей главы было показано, что наиболее |фективное устройство многонационального государства для учета циональных особешюстей проживающих в стране людей - это федерация, гдерации присуще противоречие в виде двух противоположных устремлений: иление центральной власти и стремление к самостоятельности регионов. В ¡ласти образования средством разрешения этого противоречия является еде!ше национально-регионального компонента. Федеральный компонент андартов образования является гарантией существования единого >разовательного пространства России. Национально-региональный компонент ражает специфику национальных, экономический, культурно-исторических и )угих особенностей региона.

На основе анализа нормативных документов и при сопоставлении "данных выводами первой главы, мы сделали вывод, что демократизация нашего лцества привела к усилению субъектов Федерации. Отдельные регионы, :обешго национальные республики, получили реальную возможность усилить )ст национального самосознания населения. В области образования средством щионального воспитания школьников является национально-региональный эмпонент содержания образования.

В диссертации было показано, что для формирования и развития щионального самосознания учащихся необходимы: национальная среда [зык, быт, традиции, географические особенности местопроживания нации и р.); национальное образование (приобщение к культуре, литературе, 1акомство с литературным языком нации, ее историей и пр.); ежнациональное общение (осознание уникальности национальных ценностей

и определение места нации в мировом сообществе).

На основе выводов, полученных в первой и второй главе, а таю материала третьей главы были сформулированы принципы отбо национально-регионального компонента общего среднего образования:

1) соответствие содержания национально-регионального компонен федеральному компоненту в части изучения общеобразовательщ дисциплин, и расширение его за счет введения дополнительных раздел* и предметов;

2) формирование навыков устной (литературной) и письменной ре1 учащихся (на родном языке);

3) отражение основных особенностей данной нации;

4) обязательное включение сведений о других нациях и народности проживающих по соседству с дшшой нацией;

5) включение сведений этнопедагогики (особенности быта и воспитан! детей в семье и пр.);

6) учет особенностей христианской морали в учебно-воспитательной работ( Анализ содержания национально-регионального компонента Чувашей

Республики показал, что в нем отражены основные особенности "чувашскс нации, но практически не реализован принцип сравнения и сопоставлен! национальных особенностей чуваш с особенностями ближайших соседа (татар, марийцев, башкир, мордвы и др.), а также почти нет сравнения русскими и определения места чувашской нации в мировом сообществе. Кро\ того, на основе анализа опыта многих зарубежных стран мы пришли к выводу воспитывающей функции религии, для многонационального государсп религия также является средством сближения наций (наряду с двуязычием Потенциальные возможности религиозного воспитания совершенно ! реализованы в национально-региональном компоненте Чувашии.

Этнокультурная среда может не только формировать национально самосознание на уровне подсознания (слабо развитого самосознания), но

>ыть средством организованного использования для национального воспитания мчащихся. Средствами этнопедагогики являются:

— устное народное творчество (сказки, загадки, пословицы и пр.),

— музыкальное воспитание (песни и пляски),

— эстетика быта, одежды, труда, игр и досуга,

— спортивные национальные игры,

— национальный орнамент (чувашская вышивка).

Результаты анкетного опроса среда учащихся 12-17 лет школ городов и »айонов Чувашии показали, что чувашский быт теряет свою национальную (краску. Так, 100% школьников сказали, что не носят в повседневной жизни гацноналыгой чувашской одежды, 35,9% мало знают чувашских песен, а 48,7% ¡е знают вовсе, 52,6% не умеют танцевать чувашские народные пляски. Даже [увашские народные сказки 16,7% школьников не знают, а из тех, кто знает -16,9% не любят их читать и слушать. Поэтому воспитание в семье, [спользование этнокультурных ценностей для формирования национального самосознания детей и подростков становится все более актуальным.

Средства этнопедагогики для национального воспитания школьников южно использовать как в урочное, так и во внеурочное время. Во внеурочное :ремя это может быть:

— проведение национальных праздников и чествование памятных дат исторического значения, юбилеев выдающихся деятелей культуры, науки и народных героев;

— проведение олимпиад, выставок по национальной культуре, спортивных соревнований по национальным видам спорта и играм;

— проведение фольклорных концертов с исполнением национальных песен и танцев;

— организация конкурсов на лучшее приготовление национальных блюд и другие мероприятия.

Таким образом, в третьей главе определено значение национально-югионального компонента общего среднего образования: национально-

региональный компонент в сфере образования является средством разрешена: противоречия, присущего федеративному государству, между усиленно центральной власти федеративного государства и сохранением самобытности 1 самостоятельности наций и народов, населяющих его. Определены принщшь отбора национально-регионального компонента, проведен его анализ н; примере Чувашской Республики.

В заключение было показано, что все задачи в исследовании выполнены гипотеза подтвердилась, положения, выносимые на защиту, нашли сво! должное обоснование.

Содержание диссертации отражено в следующих работах:

1. Прокошенкова Л. П. Воспитание любви к Советскому Союзу как основ; формирования интернациональных чувств молодежи ГДР // Тезись докладов региональной научно-практической конференции «Актуальны! проблемы теории и практики коммунистического воспитания студента высших учебных заведений в свете решений XXVII съезда КПСС» Чебоксары, 22-24 мая 1986 г. - С. 103-105.

2. Прокошенкова Л. П. Английские и немецкие причастия прошедшей времени и их чувашские и русские соответствия // Межвузовский сборнш научных трудов «Коммуникативная направленность как условш интенсификации обучения иностранному языку» - Чебоксары, изд. ЧТУ 1988.-С. 71-77.

3. Прокошенкова Л. П. Федеративный и региональный компонент общегс среднего образования в федеративном государстве. Учебное пособие. ■ Чебоксары, 1999. - 86 с.

4. Прокошенкова Л. П. Современные методы формирования национальногс самосознания. Учебное пособие. - Чебоксары, 1999. - 9. ) с.

5. Прокошенкова Л. П., Кириллова Л. В. Интернационализация деятельносп Чувашского госуниверситета им. И. Н. Ульянова как предпосылка успешного функционирования региональной экономики // Сборник научны?

21

трудов «Региональная экономика: эффективность, конкурентоспособность, ценообразование». - Чебоксары, изд. ЧТУ, 2000. - С. 27-31.

1. Прокошенкова Л. П. Ачасен наци анланулахне аталантарасси // Таван Атал N 9 2000 г., - Чебоксары, РГУП ИПК " Чувашия", - С. 67-68 Прокошенкова Л. П., Михайлова Л.В., Шашков В.Н. Перевод поэмы А.Смолина " Чучукасси ачи". - Чебоксары: Чуваш. Кн. Изд-во, 2000. — С.

!. Прокошенкова Л. П. Исторические корни и современные проблемы национального воспитания. Монография. - Чебоксары, 2000. - 112 с.

). Прокошенкова Л. П. Уровни национального самосознания // Материалы научно-практического семинара «Сельская школа как региональный образовательно-культурный центр», Арзамас, 27-28 сентября 2000 г. - С. 56.

Ю.Прокошенкова Л. П. Средства этнопедагогики для формирования национального самосознания школьников // Материалы международной научно-практической конференции «Этнопсихология в современной системе национального образования и воспитания», Элиста, 16-18 октября 2000. - С.

Автореферат разрешен к печати диссертационным советом Д 064.15. Чувашском государственном университете им. И.Н. Ульянова.

109-158.

76-78.

Управление статистики Чувашской Республики Отдел оперативной печати

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Прокошенкова, Людмила Петровна, 2000 год

Введение ^

Глава 1. Состояние проблемы формирования национального самосознания в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы п. 1.1. Национальное самосознание: понятие, сущность и тенденции развития п. 1.2. Анализ зарубежного опыта по проблеме формирования национального самосознания учащихся п. 1.3. Опыт формирования национального самосознания учащихся в практике работы современных общеобразовательных школ

Краткие выводы

Глава 2. Историко-сопоставительный анализ формирования национального самосознания в школах Чувашии п. 2.1. Формирование национального самосознания чуваш в дореволюционный период п. 2.2. И. Я. Яковлев и его деятельность по развитию национального самосознания чуваш п. 2.3. Национальная школа и формирование национального самосознания учащихся в советский период

Краткие выводы

Глава 3. Национально-региональный компонент содержания общего среднего образования в Чувашии, его становление и развитие п. 3.1. Соотношение федерального и регионального компонентов стандартов общего среднего образования и их значение в формировании единого образовательного пространства России п. 3.2. Анализ нормативных документов, устанавливающих содержание национально-регионального компонента общего среднего образования чуваш п. 3.3. Обоснование принципов отбора содержания национально-регионального компонента общего среднего образования £

3.4. Анализ содержания национально-регионального компонента общего среднего образования Чувашской Республики в аспекте развития национального самосознания учащихся * п. 3.5. Методы и средства этнопедагогики для развития национального самосознания чувашских школьников ' 3 &

Краткие выводы

Введение диссертации по педагогике, на тему "Региональный компонент общего среднего образования как средство развития национального самосознания учащихся"

Актуальность. Возрастание роли общечеловеческих ценностей существенно меняет положение человека в национальной и многонациональной среде. Ныне в условиях демократизации и обновления общества российские граждане получили простор для выражения своих национальных интересов. И очень важно сегодня определить оптимальные направления и варианты сочетания национальных и федеральных интересов, выработать рычаги регулирования практической деятельности с учетом последствий такого взаимодействия для перспектив развития национальных и интернациональных процессов в конкретном регионе и стране в целом.

Нами был проведен анкетный опрос среди учащихся 12-17 лет (более 100 человек) городов и районов Чувашской Республики (Чебоксары, Алатырь, Канат и Канашский район, Новочебоксарск, Цивильск, Вур-нарский, Батыревский районы и др.) с целью выявления уровня национального самосознания. На вопрос: «Ты говоришь по-чувашски?» -59,6% городских школьников и 43,7% сельских ответили отрицательно, хотя у 65,3% опрашиваемых и мать и отец чуваши, кроме того, родились и выросли дети в Чувашии. Мы считаем это важным показателем снижения уровня национального самосознания, поскольку, как будет показано ниже, именно язык является ведущим средством формирования национального менталитета.

Формирование национального самосознания учащихся является сложной, многогранной, крайне недостаточно разработанной проблемой. Она, прежде всего, касается вопросов развития национальной школы. Проблемами национальной школы занимались многие известные исследователи: Н. И. Ильминский, П. Ф. Каптерев, П. И. Ковалевский, К. Д. Ушинский и др., в том числе ученые из Чувашии, например, Н. И. Ашмарин, Анисимов Г. А., Н. Г. Краснов, Е. В. Васильев,

В. И. Сергеев, М. И. Скворцов, Г. Н. Волков, М. Р. Федотов, Г. В. Родионов, В. Г. Егоров, Т. В. Кириллова, Г. И. Комиссаров, Т. Н. Петрова, С. П. Горский, М. Я. Сироткин, И. А. Андреев и др. Вместе с тем, ряд ученых других регионов страны внесли вклад в развитие педагогической науки республики по вопросам национальной школы, в том числе по чувашской: В. Ф. Афанасьев, Д. А. Балика, М. Д. Василенко, Н. Ф. Збандуто, А. И. Кондаков, Н. А. Константинов, Н. Н. Кузьмин, А. Ф. Эфиров и др. Из зарубежных исследователей проблем чувашской школы и чувашского языка можно назвать таких ученых, как Август Альквист, Иожер Буденц, Дурью Вихман, Бернат Мункачи, Дюла Немет, Хейкки Паасонен, Густав Джон Рамстут, Антал Регупи, Мартин Ряся-нен и др.

Но в этих исследованиях проблема национальной школы и национального самосознания освещались с общефилософских, общепедагогических, лингвистических, искусствоведческих, историографичеких, демографических, этических позиций. Вопрос о национальном компоненте содержания образования, призванном формировать у учащихся национальное самосознание, чувство принадлежности к нации, вплоть до настоящего времени остается крайне слабо разработанным, что подтверждается нашими исследованиями. Мы считаем, что анализ проблемы национальной школы должен осуществляться в неразрывном единстве с социально-экономическими, духовно-нравственными и другими особенностями развития региона, ибо взаимодействие этих сфер общественной жизни служит объективной основой формирования сознания человека, в том числе, национального.

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» устанавливается право введения национально-регионального компонента содержания образования республик и регионов страны, который является эффективным средством национального образования и воспитания подрастающего поколения. Вместе с тем, современная педагогика не выработала научно обоснованных позиций по определению содержания национально-регионального компонента образования в аспекте развития национального самосознания школьников. Это определило противоречие, определившее проблему исследования: между необходимостью разработки национально-регионального компонента образования и отсутствием научно-обоснованной концепции для такой разработки.

Цель исследования состоит в обосновании значения национально-регионального компонента общего среднего образования для развития национального самосознания учащихся.

Объект исследования - содержание общего среднего образования.

Предмет исследования - национально-региональный компонент общего среднего образования.

Гипотеза исследования: национальный компонент содержания образования способствует эффективному формированию национального самосознания у учащихся, если выполняются следующие принципы его отбора: 1) соответствие содержания национально-регионального компонента федеральному компоненту в части изучения общеобразовательных дисциплин и расширение его за счет введения дополнительных разделов и предметов; 2) формирование навыков устной (литературной) и письменной речи учащихся (на родном языке); 3) отражение основных особенностей данной нации; 4) обязательное включение сведений о других нациях и народностях, проживающих по соседству с данной нацией; 5) включение сведений этнопедагогики (особенности быта и воспитания детей в семье и пр.); 6) учет особенностей христианской морали в учебно-воспитательной работе.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой в исследовании предполагается решить следующие задачи:

1. Выявить сущность, тенденции развития процесса формирования национального самосознания учащихся в системе среднего образования.

2. Выявить состояние проблемы формирования национально-регионального компонента образования в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике.

3. Провести ретроспективный анализ способов и методов формирования национального самосознания чуваш в различные этапы развития нации.

4. Определить значение национально-регионального компонента содержания общего среднего образования в формировании национального самосознания учащихся на материале Чувашской Республики.

Методологической основой исследования явились философские положения о единстве и многообразии социальных процессов, сущности национальных особенностей (Р. Г. Абдулатипов, JI. Н. Гумилев, Р. С. Кириллов и др.). Теоретической основой исследования явились фундаментальные работы в области содержания образования ( Ю. К. Бабанский, В. В. Краевский, В. В. Леднев, И. Я. Лернер, Д. Н. Никанд-ров, В. А. Сластенин, С. Г. Шаповаленко и др.), национального образования и воспитания (Н.И.Ильминский, П.И. Ковалевский, Б.Д. Лихачев, К.Д. Ушинский, И. Я. Яковлев и др.), истории педагогики (Н. Г. Краснов, Е. Н. Медынский, Т. Н. Петрова и др.), этнопедагогики ( Е. В. Васильев, Г. Н. Волков, Д. Е. Егоров и др.), истории чувашского народа (В. Д. Данилов, В. Д. Дмитриев, Б. И. Павлов и др.), а также работы по психологии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение философской, педагогической, исторической и социальной литературы по проблеме исследования, анализ нормативных документов, учебных программ, учебников, учебных и методический пособий, а также национально-регионального компонента образования, анкетирование и беседы с учителями и учениками, обработка данных анкетного опроса, теоретический анализ, экспериментальные методы, математический аппарат для количественного и качественного анализа экспериментальных данных и др.

Этапы исследования:

Первый этап (1986-1992). Начало осмысления проблемы национального и интернационального воспитания учащихся и студентов, осознание значимости, но вместе с тем слабой изученности проблемы национального воспитания (в то время педагоги занимались преимущественно интернациональным воспитанием). По теме диссертационного исследования начали публиковать работы.

Второй этап (1992-1997). С 1992 года мы начали работу по обобщению философских концепций национального вопроса, опыта национального воспитания в зарубежных странах, исторических аспектов становления национального самосознания чуваш. В это время был собран и обработан основной материал исследования.

Третий этап (1997-2000). С 1998 года начался этап подготовки накопленного материала к защите, оформление диссертации. Тема получила актуальное звучание в связи с введением в общеобразовательные учреждения Чувашии национально-регионального компонента. Увязав проблемы национального образования и воспитания с содержанием национально-регионального компонента, мы получили проблему, по которой сделали приведенные выводы и заключения.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые рассмотрена зависимость между содержанием образования и ростом национального самосознания учащихся. Кроме того, в исследовании выявлены основные средства формирования и развития национального самосознания подрастающего поколения в различные этапы исторического развития нации.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что: —была выявлена зависимость между состоянием нации (экономическим, политическим, социальным и пр.) и средствами формирования и развития национального самосознания подрастающего поколения; были определены факторы, способствующие росту национального самосознания школьников; были сформулированы принципы отбора содержания национально-регионального компонента образования.

Разработанные положения имеют практическое значение при отборе содержания национально-регионального компонента образования, в процессе организации и проведения национального образования и воспитания школьников в урочное и внеурочное время.

Достоверность и обоснованность положений и выводов исследования обеспечивается опорой на методологические положения философии и педагогики, разнообразием источников информации, учетом данных массового и передового опыта, анализом результатов анкетного опроса, применением средств и методов, адекватных характеру исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В области образования средством разрешения противоречия между усилением центральной власти федеративного государства и сохранением самобытности и самостоятельности наций и народов, населяющих его, является национально-региональный компонент содержания образования.

2. Факторы, влияющие на формирование и развитие национального самосознания школьников, это 1) национальная среда (язык, быт, традиции, географические особенности местопроживания нации и пр.); 2) национальное образование (приобщение к культуре, литературе, знакомство с богатством литературного языка нации, ее историей и пр.); 3) межнациональное общение (осознание уникальности национальных ценностей и определение места нации в мировом сообществе).

3. Принципы отбора национально-регионального компонента общего среднего образования: 1) соответствие содержания национально-регионального компонента федеральному компоненту в части изучения общеобразовательных дисциплин, и расширение его за счет введения дополнительных разделов и предметов; 2) формирование навыков устной (литературной) и письменной речи учащихся ( на родном языке); 3) отражение основных особенностей данной нации; 4) обязательное включение сведений о других нациях и народностях, проживающих по соседству с данной нацией; 5) включение сведений этнопедагогики (особенности быта и воспитания детей в семье и пр.); 6) учет особенностей христианской морали в учебно-воспитательной работе.

Апробация и внедрение. Результаты исследования обсуждались на заседаниях и научно-методических семинарах кафедры иностранных языков, исторического, филологического, а также экономического факультета Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова в течение 1992-2000 гг., на международном семинаре «Становление и функционирование института Уполномоченного при Европейском суде по правам человека», проходившем в г. Чебоксары 4-5 ноября 1999 г., на Парламентской Ассамблее Черноморского экономического сообщества, проходившей в г. Чебоксары в 1998 г., на научно-практическом семинаре «Сельская школа как региональный образовательно-культурный центр» в г. Арзамасе 27-28 сентября 2000 г., на международной научно-практической конференции «Этнопсихология в современной системе национального образования и воспитания» в г. Элиста 16-18 октября 2000.

Публикации. По материалам исследования опубликованы монография, два учебных пособия, статьи и тезисы, общим объемом 21,5 п. л.

Структура диссертационной работы: Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и трех приложений. Общий объем текста - 183 е., из них 166с. - основной текст, список литературы из 197 наименований.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Заключение

Подводя итог проведенного исследования, отметим, что все задачи выполнены, гипотеза получила подтверждение.

На основе анализа философской, исторической, педагогической, социальной литературы мы установили зависимость между средствами формирования и развития национального самосознания и различным состоянием нации (ее экономическое положение, образованность, политическая самостоятельность и пр.).

В аспекте уровня развития национального самосознания, мы выделили следующие этапы исторического развития нации:

I. По степени независимости:

1) независимое, свободное;

2) в подчинении;

3) подчиняет другие нации и народности.

II. По состоянию межнациональных отношений с соседними государствами:

1) более сильное с более слабым в социально-экономическом и культурном развитии,

2) более слабый с более сильным в социально-экономическом и культурном развитии,

3) дружеское равноправие,

4) изолированные.

III. По степени просвещенности нации\

1) образована только элита,

2) образована большая часть населения,

3) всеобщее образование.

IV. По степени религиозного влияния на образование:

1) религиозное образование единственно возможное,

2) религиозное образование доминирует,

3) равновозможны религиозное и светское образование,

4) наиболее распространено светское образование.

Проводя ретроспективный анализ развития чувашской нации, мы пришли к заключению, что если нация находится в состоянии подчинения и зависимости от другой нации, то средством формирования национального самосознания являются особенности этнической среды; если нация имеет политическую и экономическую независимость, то средством формирования национального самосознания, наряду с этнической средой, является национальная компонента содержания образования.

На основе анализа философской, психологической, педагогической и социальной литературы определили понятие национального самосознания: Под национальным самосознанием понимали сознание национальной общности, которое порождается общностью экономических связей, территории, языка, а также некоторых общих традиций, национальных особенностей культуры, психологии. Тенденция развития национального самосознания заключается в доминировании развитого национального самосознания на фоне высокой образованности подавляющего большинства представителей нации, в отличии от самосознания на уровне подсознания (неразвитого), характерного для слабо просвещенных наций.

Обобщая опыт зарубежных стран по проблеме формирования национального самосознания школьников мы пришли к заключению, что современная зарубежная школа весьма озабочена уровнем образования учащихся, поскольку образованность нации напрямую влияет на ее экономическое положение, политический статус в мире. Однако, в школах, как правило, не учитывают особенности национальных менынинст, не стремятся сохранить и развить самобытность малых народов и этносов, населяющих государство. В развитых странах более распространено светское образование, религиозное образование и воспитание получают большинство учащихся, но в отделенных от школы учреждениях (воекресные школы и пр.).

Обобщение опыта работы по национальному воспитанию российских школ позволил сделать вывод, что в условиях федеративного государства возможны следующие формы работы:

1. На государственном уровне централизованно (механизмом являются государственные образовательные стандарты). На этом уровне учащиеся, не зависимо от национальности, приобретают определенную сумму знаний для приобретения будущих профессиональных навыков, формирования мировоззрения, принятия государственного устройства.

2. На региональном уровне механизмом является национально-региональный компонент. На этом уровне учащиеся осознают себя частью определенной общности людей (нации), понимают ее уникальность, самобытность и место в мировом сообществе.

3. На школьном уровне (школьный компонент содержания образования). Для формирования национального самосознания национальных меньшинств практикуется включение национального компонента на уровне одной школы. В этом случае школа может стать не только центром обучения и воспитания молодежи, но и национальным центром города или области (как в случае с описанным выше опытом работы еврейской школы в Днепропетровске).

Ретроспективный анализ развития национального самосознания чуваш в различные этапы развития нации показал, что большая часть истории чувашского народа - это зависимое положение (от татар или русских). Такое положение не способствовало культурному и экономическому росту нации, более того, во времена татаро-монгольского ига чуваши даже лишились своей письменности. Сохранить общность нации в период отсутствия национальных школ, а, следовательно, и национальное самосознание, чуваши смогли за счет обучения подрастающего поколения средствами этнопедагогики: язык, устное народное творчество, прикладное народное искусство, быт, традиции и др. Христианизация чуваш (ранее они были язычниками) позволила установить культурные контакты с русскими, а религию сделать средством обучения и воспитания подрастающего поколения.

Деятельность И. Я. Яковлева в контексте рассматриваемой проблемы при сопоставлении с обозначенными в первой главе эпохами можно считать проходила в период, 1) когда чуваши находились в положении зависимой (от русских) нации, то есть в положении более слабого с более сильным, 2) когда образована только национальная элита (как правило, более обеспеченная), 3) религия имеела неограниченное влияние на образование. В результате его деятельности на ниве просвещения наряду со средствами этнопедагогики в воспитании и образовании чуваш, получили распространение чувашские школы. Педагогическая система Яковлева основана на использовании религии не только как средства воспитания (что бывает обычно), но и средства обучения и приобщения к русской культуре. Высокоразвитое национальное самосознание подвигло И. Я. Яковлева заняться образованием чуваш, но вместе с тем, в его системе чувствуется трепетное отношение к русской культуре. Причину того, что Яковлев недооценивал самобытность чувашского народа мы видим в том, что, во-первых, Яковлев был выходцем из сельской глубинки, крестьянином. Чувашские крестьяне, как правило, обладают национальным самосознанием на уровне подсознания, не стремясь развить его. Во-вторых, особенностью национального менталитета чуваш является неразвитое чувство национальной гордости, которое позволяет мирно уживаться с людьми разных национальностей и столетиями жить в подчинении. Но главное, И. Я. Яковлев был государственным человеком и проводил в жизнь политику государства. В то время это была политика «русификации инородцев», что, по замыслу правительства, должно было решить две проблемы: 1) усиление центральной власти за счет однородности регионов, 2) повышение образованности населения для обеспечения роста экономического благосостояния страны.

Реальностью национальной политики государства в советский период было противопоставление слов и дела: провозглашая независимость развития наций, права наций на самоопределение, на деле государство (как и в царской России) вело в области образования русификаторскую политику. Цели этой политики были те же (см. выше), но методы иными. Главное отличие - отлучение церкви от школы. В основу содержания воспитательной работы легли положения коммунистической морали, преобладающими направлениями стали военно-патриотическое и интернациональное воспитание подрастающего поколения. Таким образом, для советского периода развития чувашской нации характерна (как и для других периодов) полная зависимость системы образования от политики государства, частью которого является чувашский народ.

Анализ содержания национально-регионального компонента Чувашской Республики показал, что в нем отражены основные особенности чувашской нации, но практически не реализован принцип сравнения и сопоставления национальных особенностей чуваш с особенностями ближайших соседей (татар, марийцев, башкир, мордвы и др.), а также почти нет сравнения с русскими и определения места чувашской нации в мировом сообществе. Кроме того, на основе анализа опыта многих зарубежных стран мы пришли к выводу о воспитывающей функции религии, для многонационального государства религия также является средством сближения наций (наряду с двуязычием). Потенциальные возможности религиозного воспитания совершенно не реализованы в национально-региональном компоненте Чувашии.

Этнокультурная среда может не только формировать национальное самосознание на уровне подсознания (слабо развитого самосознания), но и быть средством организованного использования для национального воспитания учащихся. Средствами этнопедагогики являются: устное народное творчество (сказки, загадки, пословицы и пр.), —музыкальное воспитание (песни и пляски), эстетика быта, одежды, труда, игр и досуга, —спортивные национальные игры, —национальный орнамент (чувашская вышивка). Средства этнопедагогики для национального воспитания школьников можно использовать как в урочное, так и во внеурочное время. Во внеурочное время это может быть: проведение национальных праздников и чествование памятных дат исторического значения, юбилеев выдающихся деятелей культуры, науки и народных героев; проведение олимпиад, выставок по национальной культуре, спортивных соревнований по национальным видам спорта и играм; проведение фольклорных концертов с исполнением национальных песен и танцев; организация конкурсов на лучшее приготовление национальных блюд и другие мероприятия.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Прокошенкова, Людмила Петровна, Чебоксары

1. Абдулатипов Р. Г. Человек. Нация. Общество. М.: Политиздат, 1991.-224 с.

2. Андреев И. А. Национальная школа, ее проблемы и перспективы развития // Народная школа. 1997. - № 1. - С. 1-4.

3. Артемьев Г. А. и др. Таван самах кенекеле еслемелли катартусем. 3-меш. кл.- 1972.-48с.

4. Архив Министерства просвещения РСФСР, материалы по всеобщему среднему образованию, оп. 2-а, ед. хр. 1011, т. 3.

5. Архив Совета Министров Чувашской АССР, оп. 1-а, ед. хр. 1181, т. 2.

6. Архив Совета Министров Чувашской АССР, on. 1, ед. хр. 1357, т.4.

7. Афанасьев П. О. Школы среди инородцев Казанского края до Н. И. Ильминского // ЖМНП. С.-Пб, 1913. - 51с.

8. Бартольд В. История востоковедения в Европе и России. Л.: 1928.-387с.

9. Бауэр О. Национальный вопрос и социал-демократия. СПб., 1909.- 172с.

10. Бекирова Л. С. Национальные традиции и общечеловеческие ценности // Ученые записки Сарат.гос.ун-т. вып. 1997. - С. 61-65

11. Большая Советская Энциклопедия. Т. 17, с. 1111-1113.

12. Буниятов 3. Азербайджан VII-IX вв. Баку, 1965. - 380с.

13. Васильев Е. В. Воспитание к доброте и гуманности (Экспериментальная программа воспитательной работы на основе чувашской народной педагогики) // Народная школа. 1998. - № 5/6. - С. 18-24.

14. Власова С. В. Образование XXI века. Каким ему быть? // Общественные науки и современность. 1999. - № 2. - С. 190-192.

15. Волков Г. Н. О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1965. - 60 с.

16. Волков Г. Н. Чувашская народная педагогика. Чебоксары, 1958.- 264с.

17. Волков Г. Н. Этнопедагогика чувашского народа (В связи с общностью народных педагогических культур): Дис. . д-ра пед .н-к, М., 1967.

18. Волков Г. Н. Чаваш тавранасче, малаллах анталасче // Народная школа.- 1992. -№ 1.-С. 11-14.

19. Волков М. А. Незабываемые годы. Чебоксары, 1986. - 48 с.

20. ГААО. Ф. 28. ОП. 2. Д. 22. Л. 91-102 а

21. Гарунов Э. Г. О формировании национальной и интернациональной позиции учащихся // Советская педагогика. 1989. - № 10. - С. 32-37.

22. Гумилев JI. Н. Этногенез и биосфера Земли М.: Гидрометиздат, 1990.-221 с.

23. Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. -М., 1981.-359с.

24. Данилов В. Д., Павлов Б. И. История и культура чувашского народа: Учеб. пособие. Чебоксары, 1996.

25. Данилов В. Д., Павлов Б. И. История и культура Чувашской Республики // Народная школа. 1998. - № 2. - С. 62-68.

26. Демков М. И. История русской педагогики. Т. 1. Ревель, 1895.-341с.

27. Димитриев В. Д. История и национальные проблемы чувашского народа // Народная школа.- 1994.- № 4.- С. 1-8.

28. Димитриев В. Д. Чувашия в эпоху феодализма. (XVI нач. XIX вв.) - Чебоксары, 1986. - 455с.

29. Драгунский Д. В. Макрополитика (заметки о детерминантах национального поведения) И Полис: политические исследования. 1995. -№ 5. - С. 34-47.

30. Дроздова Г. Г. Идеи глобального образования и школа Чувашской Республики: Учеб. Пособие. Чебоксары, 1995. - 109 с.

31. Егоров В. Г. Первая печатная грамматика чувашского языка 1769 года // Тюркологический сборник.-М., 1951. -С.83-87.

32. Егоров Д. Е. Ученые-педагоги Чувашии и их вклад в развитие просвещения и педагогической науки. Чебоксары, 1997. - 359с.

33. Егорова 3. В, Никитин В. М. Диалектические противоречия педагогического процесса и развивающейся личности, их система, целостность. Чебоксары, ЧГПУ, 1999. - 269 с.

34. Ефимов В. Е., Юшков С. Пперремеш класра "Таван челхе" учебникпа еслемелли методика катартавесем. Ш., 1964. - 48с

35. Ефимов Л. А. Системы просвещения нерусских народов и чувашской школы Поволжья и Приуралья последней трети XIX начала XX веков. - Чебоксары, 2000. - 259 с.

36. Ефимов С. Е., Отачкин А. С. Чаваш челхи. 2-меш класс валли. -Ш., 1976

37. Жирков Е. П. Как возродить национальную школу: идеи и новые подходы. Концепция; Шаги Республики Саха (Якутия): М., Просвещение, 1992.-239 с.

38. Закон ЧАССР «О языках в Чувашской ССР»: Принят 27 октября 1990 г. Верховным Советом Чувашской Республики.

39. Закон Российской Федерации «Об образовании»: Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 10 июля 1992 // Российская газета. 1992. - 31 июля. - С. 1-3.

40. Закон Чувашской Республики «Об образовании» // Народная школа. 1993. - № 2-3. - С. 1-37.

41. Закон Чувашской Республики «Об образовании» // Народная школа. 1997. - № 3. - С. 1-30.

42. Земляков А. Е. Педагогическое наследие И. Я. Яковлева и современная школа. Чебоксары, 1994. - 128с.

43. Иван Яковлевич Яковлев. Чебоксары, 1986. -516с.

44. Изоркин А. В., Горшков А. Е. Центр гуманитарных наук Чувашии. Чебоксары, 1980. -136с.

45. Ильминский Н. И. Избранные места из педагогических сочинений. Казань, 1892. - 138с.

46. Ильминский Н. И. Казанская центральная крещено-татарская школа. Казань, 1891. - 157с.

47. Ильминский Н. И. К истории инородческого просвещения. Казань, 1884.-273с.

48. Интеграция региональных систем в образовании // Регионоло-гия.-1997. -№>1.-С. 79-96.

49. Исмуков Н. А. Диалектика общего и особенного в развитии национальной культуры. Чебоксары, 1992. - 254с.

50. Историко-статистическое обозрение учебных заведений Санкт-Петербургского учебного округа с 1715 по 1825 год включительно. Сост. А. Воронов. СПб., 1849. - 69с.

51. История Чувашской АССР: в 2-х т. Т. 1. -1966. 259с. - Чебоксары, 1966.

52. История Чувашской АССР: в 2-х т. Т.2. -1967. 279с. - Чебоксары, 1972.

53. Канюков и др. Чувашская литература для VII класса. Чебокары, 1972.

54. Каптерев П. Ф. История русской педагогики. СПб., 1915. -746с.

55. Каховский В. Ф. Памятники истории и культуры Чувашской АССР. Чебокары, 1969. - 120с.

56. Кинелев В. К. К единой системе образования в России: Доклад министра общего и проф. образования РФ на коллегии Министерства общего и проф. образования РФ // Регионология. 1997. - № 1 . - С. 5978.

57. Кириллов В. К., Кириллова Т. В. Система образования Чувашской Республики и ее развитие. Чебоксары, 1995. - 55с.

58. Кириллов Р. С. Просвещение и религия // Народное образование. 1994.-№ 1.-С. 1-9.

59. Ковалевский П.И. Национальное воспитание и образование в России. СПб., 1910.- 410с.

60. Комаров В. Культура межнационального общения // Народное образование. 1993. - № 5. - С. 65-67.

61. Комиссаров Г. И. Материалы по истории народного образования среди чуваш дооктябрьского периода. // НА ЧНИИ, отд. 11, ед.хр. 13, 14.

62. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература. - 1993. - 64 с.

63. Краснов Н. Г. Выдающийся чувашский педагог-просветитель. -Чебоксары, 1992.-429с.

64. Краснов Н. Г. Иван Яковлевич Яковлев. Жизнь. Деятельность. Педагогические идеи. Очерки. Чебоксары, 1976.- 272с.

65. Краснов Н. Г. Педагогическое наследие И. Я. Яковлева и становление национальной школы чувашского народа: Дис. .д-ра пед. наук. Казань, 1995.-360с.

66. Краткий философский словарь / Под ред. М. Розенталя, П. Юдина.-М., 1954.-703 с.

67. Куличенко М. И. Расцвет и сближение наций в СССР. М., 1981.-444с.

68. Кураков JI. П. Источники национального просвещения // Вести Альма Матер. 2000. - 28 апреля. - С. 3.

69. Куранов М. Культура межнационального общения школьников // Педагогика. 1992. - № 7/8. - С. 41-44.

70. Латышев В. В. Известия древних писателей, греческих и латинских, о Скифии и Кавказе. Т. 1. СПб., 1893.

71. Ленин В. И. О праве наций на самоопределение. Полн. собр. соч., т. 25.-С. 255-320

72. Лихачев Б. Д. Национальная идея и содержание гражданского воспитания // Педагогика. 1999. - № 4. - С. 10-15.

73. Лихачев Д. С. Развитие русской литературы XI-XVII вв.: Эпохи и стили. Л.: 1973.- 254с.

74. Лодж О. Школьное обучение и реформа школы / Пер. с англ. Лермантовой. СПб., 1905. - 137с.

75. Лукоянов Г. В., Юшков С. П. и др. Учебник чувашского языка для V-VI классов. Чебоксары, 1971. - 51с.

76. Магницкий В. К. Материалы к объяснению старой чувашской веры. Казань, 1881.-268с.

77. Макаров М. П. Илья Николаевич Ульянов и просвещение чуваш. Чебоксары, 1958.- 159с.

78. Малькова 3. А. Школа и педагогика за рубежом. М.: Просвещение, 1983.- 191 с.

79. Маркелов И. А. Культура возрождения народа. Чебоксары, 1969.-218с.

80. Маркс К., Энгельс Ф. Классова борьба во Франции. Соч. Т. 7. -С.23-49.

81. Медынский Е. Н. История русской педагогики до Великой Октябрьской социалистической революции. М., 1938. - 512 с.

82. Мижуев П. Г. Современная школа в Европе и Америке. М., 1912.-247 с.

83. Мирский Г. «Общность судьбы» и национальное самосознание // Мировая экономика и международные отношения. 1998. - № 4. - С. 516.

84. Михайлов С. М. Труды по этнографии и истории русского, чувашского и марийского народов. Чебоксары, 1972.

85. Михайлов С. М. Чувашские разговоры и сказки. Казань, 1853.-130с.

86. Мовсесян А. X. Из истории армянской школы и педагогики. -Ереван, 1968.- 238с.

87. Народная энциклопедия научных и прикладных знаний. Т. 10: Народное образование в России. М., 1910.351с.

88. Народы Сибири. М.; Л., 1952. -379с.

89. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Российская газета.- 1999. 3 декабря. С. 6-7.

90. Национальная культура и языки в школе. // Педагогика. 1992. -№5/6.-С. 14-21.

91. Национальная школа: проблемы и перспективы. // Народная школа. 1992.-№ 1.-С. 3-11.

92. Николаев П. Н. Букварь. Ш, 1982. -127с.

93. Никольский Н. В. Народное образование у чуваш. Казань, 1906.- 36с.

94. Новиков А. Народность всегда актуальна. // Директор школы. -2000.-№ 1.-С. 25-30.

95. Обухов В. В. Народное образование в Мюнхене. Б.м., 1910 г. -263 с.

96. О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1966 г.

97. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сб. документов и материалов. М., 1984. -111с.

98. Образование в Чувашской Республике. Чебоксары, Госкомиздат. РФ, 1994.

99. Одюков И. И., Лукоянов Г. В. Учебник чувашской литературы для IV класса. Чебоксары, 1969.-72с.

100. Омаров М. С. Руководство партийной организацией Дагестана развитием народного образования в республике (1959-1965 гг.): Авто-реф. дис. канд. пед. наук, Нальчик, 1971. -22с.

101. Основы марксисткой философии. М.: Полит, лит-ра, 1959. -671 с.

102. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в./Отв. ред. Э. Д. Днепров. М., 1989.-480 с.

103. Павлов И. П. Чувашский язык для IV класса. Чебоксары, 1969.-143с.

104. ПАЧО, ф. 1, оп. 145, д. 35, 157 л.

105. Педагогическое наследие И. Я. Яковлева и его использование в современной школе : Тезисы докладов к Республиканской конференции, посвященной 140-летию со дня рождения и 120-летию Симбирской чувашской школы : Чебоксары, 1988.- 232с.

106. Петрова Т. Н. История воспитания и педагогической мысли чувашского народа в XV- XVIII вв. : Дис. . д-ра пед. наук. М., 1996.-402с.

107. Петрова Т. Н. Чувашская педагогика как феномен мировой цивилизации. М, 2000. - 92 с.

108. Письма Победоносцева к Александру III, т. 2. М., 1926. -357с.

109. Президентская программа "Новая школа" // Народная школа. -1997.-№2.-С. 1-18.

110. Программа по чувашской литературе для IV-VII классов. Чебоксары, 1970.

111. Программа по чувашской литературе для VIII-X классов. Чебоксары, 1970.

112. Программа по чувашскому языку для I-III классов. Чебоксары, 1970.

113. Программа по чувашскому языку для IV-VIII классов. Чебоксары, 1966.

114. Программа по чувашскому языку для IV-VIII классов. Чебоксары, 1970.

115. Прокошенкова Л. П. Ачасен наци анланулахне аталантарасси // Таван Атал 2000 г., Чебоксары, РГУП ИПК " Чувашия", - С. 67-68

116. Прокошенкова Л. П. Воспитание любви к Советскому Союзу как основа формирования интернационалистских чувств молодежи ГДР // Тез. докл. 1986.-С. 103-105.

117. Прокошенкова Л. П. Исторические корни и современные проблемы национального воспитания. Чебоксары, ЧТУ, 2000. - 112 с.

118. Прокошенкова JI. П., Михайлова J1.B., Шашков В.Н. Перевод поэмы А.Смолина " Чучукасси ачи". Чебоксары: кн. изд-во, 2000. - С. 109-158.

119. Прокошенкова Л. П. Современные средства формирования национального самосознания. Чебоксары: изд. ЧТУ, 1999. - 90 с.

120. Прокошенкова Л. П. Средства этнопедагогики для формирования национального самосознания школьников //Этнопсихология в современной системе национального образования и воспитания, Элиста, 1618 окт. 2000:-С. 76-78.

121. Прокошенкова Л. П. Уровни национального самосознания // Материалы научно-практического семинара Сельская школа как региональный образовательно-культурный центр, Арзамас, 27-28 сентября 2000 г.: Материалы науч.-практ. Семинара. 2000 - С. 56.

122. Прокошенкова Л. П. Федеративный и региональный компонент общего среднего образования в федеративном государстве: Учебное пособие. Чебоксары, 1999. - 86 с.

123. Прохоров Г. М. Прошлое и вечность в культуре Киевской Руси // Человек и история в средневековой философской мысли русского, украинского и белорусского народов. Киев, 1987. -267с.

124. ПСЗРИ. Собр. 2. Отд. 2. Т. XXXVI. -СПб., 1863.

125. ПСЗРИ.- T.XLII.- Ч.1.-1868.

126. ПСЗРИ. Собр. 2. Отд. 2. Т. XLIII. -СПб., 1873.

127. ПСЗРИ. Собр. 2. Отд. 1. Т. XLV. - СПб., 1874.

128. ПСЗРИ. Собр. 2 Дополнение к Т. LII СПб., 1877.

129. Развитие общественных наук в Чувашии за годы Советской власти // Труды НА ЧНИИ. Вып. 99. Чебоксары, 1980. -139с.

130. Республиканские компоненты образовательных стандартов // Народная школа. 1998. - № 2. - С. 41-61.

131. Романенко С. А. Типология процессов национального самоопределения // Общественные науки и современность. 1999. - № 2. - с. 66-74.

132. Романова Т. В. Развитие системы общего образования Чувашии между двумя ее реформами (1959-1984 гг.): Дис. . канд. пед. наук. -Чебоксары, 1999.-223 с.

133. Савельев П. С. Казанские чуваши. // ЖМВД, Ч. 90 Казань, 1856.-С. 13-21.

134. Самария /Пер. В. Л. Вяткина // Справочная книга Самаркандской области. Т. VI. 1898. -С. 315-316.

135. Сбоев В. А. Чуваши. М.; 1865.- 215с.

136. Сергеев Т. С. Культура Советской Чувашии. К 70-летию автономии республики. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1989. - 335 с.

137. Синоптикус. Государство и нация. СПб., 1906.- 447с.

138. Сидоров Г. С. Всеобщее среднее образование молодежи в Чувашской АССР в 1966-1970 гг. Чебоксары, 1975.- 151с.

139. Сироткин М. Я. Ватам шкули 8-меш кл. веренмелли кен. -Ш.: Кен. изд-ви: Чаваш литератури: 1971. 192с.

140. Сироткин М. Я. Чаваш литератури. Юкл. Ш.: Чаваш кен. изд-ви:, 1974.-208с.

141. Сироткин М. Я., Хлебникова Г. Я. Чувашская литература для X класса. Чебоксары, 1973.

142. Скворцов М. И., Григорьев А. Г. Культура родного края (Учебная программа. 5-9 классы // Народная школа. 1998. - № 3. - С. 92-95.

143. Смирнов И. П. Региональная политика и национальная доктрина образования // Материалы собрания Академии проф. образования, Москва, 19 января, 1999.-С. 14-21.

144. Соколова 3. На просторах Сибири. М., 1981.- 158с.

145. Степанов Н. С. Очерки истории чувашской советской школы. -Чебоксары, 1959.-232с.

146. Страницы истории высшей школы Чувашии / Под ред. В. Д. Ди-митриева. Чебоксары, 1992. - 190с.

147. Счетчиков Н. Г. Переход на новое содержание образования в общеобразовательных школах Чувашской АССР (1967-1975) // Вопросы истории культурного строительства в Чувашской АССР (Труды ЧНИИ, вып. 102). Чебоксары, 1980. - 157с.

148. Тадевосян Э. В. Диалектика интернационального и национального в советской государственности. М.: Знание, 1979. - 64 с.

149. Тайчинов М. Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе // Педагогика.-1999. № 2. -С. 30-35.

150. Троицкий В. Школа и возрождение национального самосознания. // Воспитание школьников. 1997. - № 3. - С. 16-24.

151. Трофимов А. А. Древнечувашская руническая письменность: Памятники. Алфавит. Дешифровка. Чебоксары, 1993. - 51с.

152. Трофимов А. Т. Народное образование в Чувашии за 15 лет (1920 1935). - Чебоксары, 1935.- 215с.

153. Умаров М., Лалаев Р. Еще раз о языке обучения в национальной школе. // Русский язык в национальной школе. 1966. - № 1.-С.27-31.

154. Ушинский К. Д. Собрание сочинений Т.5. М., 1949. -591с.

155. Филиппов В. М. Об основных подходах к формированию национальной доктрины образования // Материалы собрания Академии проф. образования, Москва, 19 января, 1999. М., 199. - С. 1- 15.

156. Филиппова Д. С. Учебник чувашской литературы для V класса. -Чебоксары, 1970.

157. Фукс А. А. Записки Александры Фукс о чувашах и черемисах Казанской губернии. Казань, 1840. -329с.

158. Фурман Д. Е. Украина и мы: национальное самосознание и политическое развитие // Свободная мысль. 1995. - № 1. - С. 17-19.

159. Харисов Ф. Ф. Национальная культура в воспитательном процессе // Педагогика. 1999. - № 2. - С. 51-57.

160. Хлебников Г. Ятаван литература. 6 кл. валли. Чебоксары, 1972.- 247с.

161. Хорватия между войной и самостоятельностью. Загреб, 1991. -С. 31-34.

162. Центральный государственный архив Чувашской Республики. Фонд 221, опись 22, Дело 1223, л. 113.

163. Центральный государственный архив Чувашской Республики. Фонд 221, опись 31, Дело 859, л. 17-19.

164. Чувашская АССР за 70 лет. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1990. - 102 с.

165. Шаповалов В. Школа как основа дружбы // Народное образование. 1997. - № 8. - С. 106-108.

166. Школа: по пути реформ (с VI съезда учителей) // Советская Чувашия, 1987.- 19 марта. С. 3-4.

167. Эфиров А. Ф. Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири. -М., 1948.-280с.

168. Яковлев А. И. Иван Яковлевич Яковлев (1848-1930)- Чебоксары, 1948.- 119с.

169. Яковлев И. Я. Чаваш халахне пана халал. Ш., 1992. -30с.

170. Яковлев И. Я. К вопросу об инородческой миссии в Поволжье // НА ЧНИИ, отд. 111, ед. хр. 61.

171. Яковлев И. Я. Моя жизнь. М.: 1997. - 704с.

172. Яковлев И. Я. Симбирская учительская школа и ее роль в просвещении чуваш. Чебоксары, 1959.-144с.

173. Armstrong Nations befor Nationalism. Chapel Hill, 1982.

174. Banac I. The National Question in Yugoslavia. Ithaca, New York,1984.

175. Ed. (by) F. Barth Ethnic Groups and Boundaries. Boston, 1969.

176. Fuller G. The Next Ideology. "Forcing Policy", -1995. -Spring. -NO 98 P25.

177. Gellner E. Nations and Nationalism. Ithaca, 1983.

178. Gotlieb G. Nation Against State. New York, 1993.

179. Gurr T. Minorities at Risk. Washington, 1993.

180. Krawchenko B. Social Change and National Consciousness. London,1985, p. 251

181. Krejci J., Velimsky V. Ethnic and Political Nations in Europe. New York, 1981.

182. Littlifield Frank C. Germany and Yugoslavia 1933-1941. Columbia University, 1988.

183. Mason P. Patterns of Dominance. London a/ oth., 1970 .

184. Moynihan D. P. The Idea of Law in the Conduct of Nation. // Loyalties,-N. Y., 1984.

185. Nagel. J. The Political Construction of Ethnicity. // Competitive Ethnic Relations./ Ed/: Olzak S., Nagel J., N. Y., 1986.

186. Nash M. The Cauldron of Ethnicity in the Modern World. Cchicago, 1989.

187. O'Kane J. The Crooked Ladder: Gangsters, Ethnicity and the American Dreams. New Brunswick, 1992.

188. Olzak S. The Dynamics of Ethnic Competition and Conflict. Stanford, 1992.

189. Seton-Watson H. Nations and States. London. 1977.

190. Smith A. The Ethnic Origins of Nations. Oxford, 1986.

191. Sowell T. Markets and Minorities. N. Y., 1981.

192. Sowell T. The Economist and Politics of Race: An International Perspective. N. Y., 1983.

193. The Columbia History of Eastern Europe in the Twentieth Century/ Ed.: Held J. New York, 1992. P.306-342.

194. Theories of Nationalism. N. Y., 1971.