Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Роль системы обучения в развитии национального самосознания студентов

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Кассихина, Валентина Евгеньевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Сочи
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Роль системы обучения в развитии национального самосознания студентов», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Кассихина, Валентина Евгеньевна, 2002 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ.

1.1. Национальное самосознание как психолого-педагогический феномен.

1.2. Проблема развития национального самосознания в ^ зарубежных и отечественных исследованиях.

1.3. Состояние развития национального самосознания студентов в современных условиях.

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ

НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ.

2.1. Характеристика традиционной школы и условия формирования национального самосознания.

2.2. Педагогические условия развития национального самосознания студентов в образовательной гуманистической системе обучения.

2.3. Экспериментальное исследование влияния гуманистической ; системы образования на развитие национального самосознания студентов.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Роль системы обучения в развитии национального самосознания студентов"

Актуальность исследования. В свете многочисленных проблем, которые ставит перед человеком XXI век, образование и воспитание индивидуума является необходимым условием для того, чтобы дать человечеству возможность продвигаться вперед к идеалам мира, демократии, социальной справедливости.

Мир стремится реализовать идеи великих педагогов о гуманистической школе, деятельность которой должна сконцентрироваться на личности молодого человека, создать условия для развития всех его сил и способностей. Без осознания глубинных связей педагогических идей, явлений и факторов в их целостности и взаимодействии в рамках общекультурного процесса эти идеи осуществить невозможно.

Современные реформационные процессы, проходящие в нашей стране, касаются всех сфер развития общества и становятся причинами изменения реалий жизни, переосмысления целей, задач, путей воспитания и обучения в новых социальных, политических, культурных условиях.

Переход к цивилизационной логике развития, ориентация на построение правового государства и последовательное формирование гражданского общества заметно актуализировали проблему национального сознания и самосознания как предмета психологического и педагогического анализа.

Динамизм социальных процессов, обострение противоречий между социальными группами и политическими силами, острота возникающих в обществе кризисных ситуаций ведут к принципиальному изменению интерпретации содержания сознания и самосознания. Важность исследования национального сознания объясняется тем, что нет ни одного политического, общественного и социального вопроса, который можно было бы разработать без учета общечеловеческих ценностей.

Культура межнациональных отношений является особой сферой человеческих отношений, так как они возможны лишь между свободными, равноправными и ответственными индивидуумами. Структура современного мира представляет собой взаимосвязанные аспекты субъектов бытия индивида; они имеют отношение ко всем проявлениям его жизни: процессам становления и развития человека как личности, взаимному притяжению и отчуждению людей, конкретным формам выражения противоречий, обогащению интернационалистических и патриотических чувств. Развитие национального самосознания требует своего решения в контексте с многочисленными психологическими, юридическими и методическими проблемами обучения и воспитания личности, так как подразумевает политическую, нравственную и правовую характеристику личности, её мировоззренческую позицию.

Традиционная педагогика переживает кризис, связанный с тем, что педагогические концепции системы обучения и воспитания личности не соответствуют современному научному знанию о человеке, обществе, мотивах его поведения.

Проблема воспитания и развития национального самосознания нашла отражение в трудах Аристотеля, Гиппократа, Демокрита, Платона, Сократа, Геродота. Мысли об идеальном и разностороннем воспитании граждан нашли новое звучание в педагогических построениях Г. Гегеля, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, 3. Фрейда, И. Канта, И. Фихте, К.А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Н. Лацаруса, Р. Бернса, Р. Декарта, Т. Кампанеллы, Т. Липпса, Т. Мора, Ф. Рабле, X. Штейнталя, Я.А. Коменского и др.

Проблемы национальных особенностей, национального характера, разные аспекты самосознания изучались в философской, психологической, социологической, педагогической, этнографической литературе (Вызова В.М., Вяткин Б.А., Зинченко В.П., Крупник Е.П., Лебедева Н.М., Леонтьев А.Н., Мамардашвили М.Н., Столин В.В., Сухарев A.B., Тагирова P.A., Хоти-нец В.Ю. и др.).

Обучение и воспитание в контексте конкретной культуры Российского государства ,как изначально многонационального сообщества, в своих трудах рассматривали Ананьев Б.Г., Бердяев H.A., Водовозов В.Д., Острогорский В.П., Новиков Н.И., Гумилев А.И., Пирогов Н.И., Рубинштейн C.JL, Толстой J1.H., Ушинский К. Д., Шпет Г.Г. и др.

В 60-80-е годы двадцатого столетия актуальной становится теория нации и национальных отношений, методологическое обоснование сущности и содержания национальной психологии как явления общественного сознания (Арутюнов С.А., Арутюнян С.М., Баграмов Э.А., Бороноев А.О., Гаджи-ев А.Х., Гнатенко П.Н., Горячева А.И., Даждомиров А.Ф., Джандиль-дин Н.Д., Калтахчян С.Т., Кукушкин В.Н., Кцоева Г.У., Пименов В.В., Поршнев Б.Ф., Старовойтова Г.В., Ядов В.А.). Возрождение национального самосознания тесно связано с проблематикой гуманизации всех сфер жизнедеятельности общества и, прежде всего, обучения и воспитания (Дубровина И.А., Берулава М.Н., Бондаревская Е.В., Зимовина O.A., Никандров Н.Д., Семенов И.Н. и др.).

Рассматривая национальное самосознание как одну из форм общественного сознания, в которой находит отражение жизнь общества, следует отметить, что национальное сознание можно рассматривать и как составную часть целостности (этноса) и одновременно - как относительно автономное самостоятельное образование, которое чаще всего проявляет себя как определенная совокупность психологических (эмоционально-чувственных) образований (Бердяев H.A., Вернадский Г.В., Волков И.П., Дробижева JI.M., Ильин И.А., Караковский В.А., Кузьмин М.Н., Шне^ендорф З.К. и др.).

Различные аспекты национального самосознания рассматривали в своих работах Абдоков С.А., Багдасарова А.Б., Ибрагимова М.А., Иванова С.Ю., Левкович В.П., Мин Л.В., Ратанова Т.А., Шогенов A.A. и другие.

В то же время, практически отсутствуют исследования, посвященные развитию национального самосознания студентов при обучении их в условиях многонациональной среды и в различных образовательных системах. Это и определило выбор темы нашего исследования: «Роль системы обучения в развитии национального самосознания студентов».

Цель исследования: выявить влияние гуманистической образовательной системы на развитие национального самосознания в условиях многонациональной среды.

Объект исследования: национальное самосознание студентов.

Предмет исследования: развитие позитивно-конструктивного национального самосознания студентов в многонациональной среде в рамках гуманистической образовательной системы.

Гипотеза исследования: развитие позитивно-конструктивного национального самосознания студентов, отражающего требования современного общества, будет успешным, если система обучения в вузе будет строиться: с учетом структуры национального самосознания, отражающей целостно-образную, интеллектуально-аналитическую, целенаправленно-деятельностную стороны самосознания; при введении в содержание учебно-воспитательного процесса комплекса знаний об особенностях языка, традиций, культуры общения, направленных на развитие национального самосознания студентов в многонациональной среде; с учетом педагогических условий, влияющих на развитие всех структурных компонентов национального самосознания студентов (регуля-тивно поведенческих, контролирующих, эмоциональных, мотивационных) в процессе обучения студентов в многонациональной среде.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования, поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать состояние разработанности проблемы развития национального самосознания в истории зарубежной и отечественной педагогики, выявить приоритетные направления его развития у студентов в условиях традиционной системы обучения;

2. Уточнить определение понятия «национальное самосознание» и его структуру;

3. Разработать педагогические условия развития позитивноконструктивного национального самосознания студентов в гуманистической системе обучения;

4. Экспериментально проверить влияние разработанных педагогических условий на развитие позитивно-конструктивного национального самосознания студентов в гуманистической системе обучения.

Методологическую основу исследования составили: теория гуманизации образования (М.Н. Берулава, И.В. Бестужев-Лада, И.В. Дубровина,

Л' И.А. Зимняя, Е.И. Климов), концептуальные представления о гармонизации межэтнических отношений (И.П. Волков, А.П. Здравомыслов,

B.А. Караковский, М.Н. Кузьмин, Н.Д. Никандров, З.К. Шнекендорф), психолого-педагогический подход к исследованию национального самосознания (В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев,

C.Л. Рубинштейн и др.).

Методы исследования: теоретический анализ психологощ, педагогической литературы; анкетирование; наблюдение; контент-анализ высказываний старшеклассников и студентов разных национальностей; методы математической статистики.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнено понятие национального самосознания как сложного структурного образования, представленного позитивно-конструктивным, индифферентным и деструктивным уровнями. Конкретизированы содержание и структура национального самосознания студента, включающие характеристику знаний об особенностях своих состояний: самопереживание, самоактуализация, положительная или отрицательная идентификация, самонаблюдение, самоанализ, саморефлексия, самовыражение, самоутверждение себя как представителя конкретной национальности в различных системах обучения в условиях многонациональной среды, в процессе национального взаимодействия, профессионального обучения, общения. Разработаны педагогические условия развития позитивно-конструктивного национального самосознания в гуманистической системе обучения, предполагающие учет в развитии национального самосознания студентов институционального знания об особенностях нации и эмпирических знаний и представлений студентов; осознание значимости профессиональной компетентности как необходимого условия роста профессиональной карьеры вне зависимости от национальности личности; понимание особенностей проксемиче-ского поведения у представителей разных национальностей; представление межкультурного общения как социокультурного механизма, обеспечивающего согласие между людьми разных национальностей в процессе их взаимодействия; опору на вариативность национального самосознания, представленного обыденным сознанием, отражающим этнобытовые особенности и традиции повседневной жизни, и институциональным знанием; развитие коммуникативной культуры с учетом национальных традиций и особенностей родного языка; организацию межнациональных молодежных объединений как среды общения с другими нациями; приобщение к ценностям культуры, нормам поведения и взаимоотношений в многонациональной среде; учет национальных особенностей, специфики межличностного общения и взаимодействия; одобрение и поддержку заимствования разных элементов культурного наследования путем взаимообмена ценностями.

Практическая значимость работы заключается в том, что её результаты могут быть использованы преподавателями вузов для развития национального самосознания молодежи. Разработаны программа и содержание спецкурса, направленные на развитие национального самосознания, включающие такие разделы, как: "Специфика развития национального самосознания в многонациональной среде", "Понятие и структура национального самосознания", "Культура межнационального общения в молодежных объединениях" и др.

Достоверность научных результатов исследования обеспечивается непротиворечивостью исходных теоретико-методологических позиций, их обоснованностью, экспериментальной проверкой теоретических разработок и подтверждением результатов в ходе их апробации; корректным использованием методов сбора и проверки материала; системностью обработки экспериментальных данных, включающей качественные и количественные оценки.

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе Черноморской гуманитарной академии (г. Сочи).

Положения, выносимые на защиту:

1. Современный этап реформирования высшей школы характеризуется г

Т' развитием национального самосознания за счет внешних детерминант межнационального общения; опорой на общие стандарты поведения, требования и нормативы; несформированностью социального опыта культуры межнациональных отношений; искаженным представлением о взаимосвязи профессионального роста и национальности; отсутствием молодежных объединений как среды общения с представителями других этнических групп и национальностей.

V» 2. Национальное самосознание - сложное структурное образование проявляется как позитивно-конструктивное, индифферентное и деструктивное. Национальное самосознание определяет регулятивно-поведенческие и мотивационные компоненты взаимодействия студентов в многонациональной среде. В гуманистической системе обучения развивается позитивно-конструктивное национальное самосознание личности.

3. Национальное самосознание студентов в процессе их взаимодействия в многонациональной среде будет носить позитивно-конструктивный характер в том случае, если будет осуществляться на основании выполнения следующих педагогических условий: учет в развитии национального самосознания студентов институционального знания об особенностях нации и эмпирических знаний и представлений студентов; осознание значимости профессиональной компетентности как необходимого условия роста профессиональной карьеры вне зависимости от национальности личности; понима-«г» ние особенностей проксемического поведения у представителей разных национальностей; представление межкультурного общения как социокультурного механизма, обеспечивающего согласие между людьми разных национальностей в процессе их взаимодействия; опора на вариативность национального самосознания, представленного обыденным сознанием, отражающим этнобытовые особенности и традиции повседневной жизни, и институциональным знанием; развитие коммуникативной культуры с учетом национальных традиций и особенностей родного языка; организация межнациональных молодежных объединений как среды общения с другими нациями; приобщение к ценностям культуры, нормам поведения и взаимоотношений в многонациональной среде; учет национальных особенностей, специфики межличностного общения и взаимодействия; одобрение и поддержка заимствования разных элементов культурного наследования путем взаимообмена ценностями.

4. Гуманистическая образовательная система обучения значительно расширяет возможности для развития позитивно-конструктивного национального самосознания студентов при обучении их в многонациональной среде, которая является пространством взаимодействия, общения, обмена культурными и духовными ценностями студентов.

Апробация результатов исследования: материалы исследования обсуждались на заседаниях лаборатории гуманизации образования при Научно-образовательном центре Российской академии образования в г. Сочи; на заседании кафедры педагогики Института экономики, права и социологии (г. Сочи); на республиканском симпозиуме "Российское образование на пороге XXI века: проблема гуманизации образования" (Сочи, 1997); на всероссийском научном симпозиуме "Роль и место образования в развитии Российского общества" (Сочи, 1998); на всероссийском научном симпозиуме "XXI век - перспективы развития образования: предложения к разработке национальной доктрины" (Сочи, 1998); на международном симпозиуме "XXI век: воспитание личности в свете гуманистической образовательной парадигмы" (Сочи, 2000); на международной конференции "Личность в современном мире" (Сочи, 2001); на "IV всероссийской научно-практической конференции" (Пермь, 2001).

Публикации. По материалам исследования имеется 4 публикации.

Структура диссертации: выполненное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Проведенный анализ педагогической теории и практики свидетельствует о том, что в образовательном пространстве высшей школы практически не учитываются особенности развития национального самосознания студента.

Исследования касались, прежде всего, поиска путей гармонизации межнациональных отношений средствами образования, поощрения двуязычного и межкультурного общения. К основным особенностям развития национального самосознания в традиционной системе обучения следует отнести ориентацию на учет внешних детерминант межнационального общения, опору на общие стандарты поведения, требования и нормативы. Современный этап реформирования высшей школы характеризуется несформированностью социального опыта культуры межнациональных отношений; искаженным представлением о взаимосвязи профессионального роста и национальности; отсутствием молодежных объединений как среды общения с представителями других этнических групп и национальностей. Гуманистический подход утверждает самоценность каждой личности, предполагает развитие у неё механизмов самосознания, самоосмысления, саморефлексии, самоактуализации в условиях удовлетворения межличностных отношений, межличностного общения и признания её национальных, этнобытовых, культурных, языковых особенностей.

2. Национальное самосознание студента является сложным структурным образованием и представлено позитивно-конструктивным, индифферентным и деструктивным уровнями. Анализ особенностей национального самосознания у студентов в начале экспериментальной работы показывает, что 35 % представителей всех национальностей в контрольной и экспериментальной группах наибольшее значение придают самоидентификации себя как представителя определенной нации, около 34 % студентов отмечают приверженность к специфическим формам культуры и национальному языку. Менее 26 % студентов признают необходимым уважение обычаев и традиций людей других национальностей и соответствующее им поведение. Только 13% студентов осознает значимость знания и соблюдения особенностей межнационального общения. 89% студентов указывает на отсутствие социокультурного опыта взаимодействия в многонациональной среде.

В гуманистической системе обучения развивается позитивно-конструктивный уровень национального самосознания личности, который характеризуется: знанием культуры своего народа и осознанием значимости культуры других народов и этнических групп для жизнедеятельности в многонациональной среде; высоким уровнем понимания значимости межнациональной коммуникации и родного языка; осознанием значимости межнационального диалога для гармонизации межнациональных отношений; потребностью в культурном взаимопонимании, стремлении узнать духовный мир представителей других национальностей для расширения духовных связей и контактов; выражением в поведении и взаимодействиях позитивных национальных традиций; контролированием эмоционального компонента поведенческой активности, характерного для данной национальности, и регулированием своих действий и поступков; социальной адаптацией к жизни в многонациональной среде; достаточным самоутверждением себя как представителя определенной нации во взаимодействии с педагогами, сокурсниками, друзьями; осознанием общности и различий культур разных народов; потребностью общения на родном языке в своей национальной среде и на государственном языке при общении в межнациональной среде; высокой степенью выраженности двуязычия, проявляемого в сфере не только межнациональных, но и внутринациональных контактов; самоактуализацией себя как представителя своей нации и своей этнической группы; стабильным характером самоидентификации, потребностью в самоуважении, конструктивным действием механизмов социально-психологической защиты своей национальной принадлежности; осознанием значимости профессиональной подготовки, как базиса профессиональной карьеры и профессиональной компетентности, независимо от национальности; знанием лучших национальных традиций и стремлением следовать им; толерантным отношением к быту, культуре, поведению, обычаям, традициям, общению и другим национальным особенностям представителей разных национальностей.

3. Развитие конструктивно-позитивного национального самосознания студентов будет осуществляться наиболее эффективно при соблюдении следующих выявленных нами педагогических условий: учета в развитии национального самосознания студентов институционального знания об особенностях нации и эмпирических знаний и представлений студентов; осознания значимости профессиональной компетентности, как необходимого условия роста профессиональной карьеры, вне зависимости от национальности личности; понимания особенностей проксемического поведения у представителей разных национальностей; представления межкультурного общения, как социокультурного механизма, обеспечивающего согласие между людьми разных национальностей в процессе их взаимодействия; опоры на вариативность национального самосознания, представленного обыденным сознанием, отражающим этнобытовые особенности и традиции повседневной жизни, и институциональным знанием; развития коммуникативной культуры с учетом национальных традиций и особенностей родного языка; организации межнациональных молодежных объединений как среды общения с другими нациями; приобщения к ценностям культуры, нормам поведения и взаимоотношений в многонациональной среде; учета национальных особенностей, специфики межличностного общения и взаимодействия; одобрения и поддержки заимствования разных элементов культурного наследования путем взаимообмена ценностями.

4. В процессе экспериментального исследования доказано влияние учета педагогических условий на развитие позитивно-конструктивного национального самосознания студентов в гуманистической системе обучения.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Кассихина, Валентина Евгеньевна, Сочи

1. Адлер А. Индивидуальная психология. // История зарубежной психологии: тексты / Под. Ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан М., 1986.

2. Аксентьев A.B., Аксиев А.З. Современные этнокультурные процессы на Северном Кавказе // Проблемы философии культуры: Сборник статей. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. С.80.

3. Актуальные проблемы гуманизации образования. Оренбург, 1996.

4. Альбуханова-Славская К.А. Психология активности личности в социальной психологии. //Психология личности и образ жизни// Ответственный редактор Шорохов Е.В.- М., Наука, 1987. с. 10-14.

5. Аминов H.A. Социально-психологические предпосылки формирования гуманистического и прагматического стилей. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990.

6. Арутюнов С.А. Народы культуры: Развитие и взаимодействие. -М.: Наука, 1989. С.20-21.

7. Арутюнов С.А. Народы культуры: Развитие и взаимодействие. —М.: Наука, 1990.-С.22.

8. Арутюнян С.М. Проблемы исследования культуры жизнеобеспечения этноса// Советская этнография. 1983. №2. С.22-32.

9. Асмолов А.Г. Психология личности. М., Изд. МГУ, - 1990, - 340.С.

10. Атутов П.Р., Будаева М.М. Методологические проблемы национального образования // Педагогика. -2001. -№2. -С.25-32.

11. Бабкин И.О., Пирцхалава З.Р., Хоц А.Ю. Аналитическая информация по результатам социологических исследований проблем межэтнических отношений на Ставрополье // Этнические проблемы современности. Вып.4. Ставрополь, 1999. С.60-79.

12. Баграмов Э.А. К вопросу о научном содержании понятия «национальный характер». -М., 1973. 128 с.

13. Башиева Ж.А. Основные тенденции развития начальной школы современной Кабардино-Балкарии. -Пятигорск, 2000г. 63 с.

14. Бердяев H.A. Самосознание. -М., 1995г. -С.74.

15. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. -М., 1988. 98 с.

16. Берулава М.Н. Гуманизация образования: проблемы и перспективы. Бийск, 1996.-64 с.

17. Берулава М.Н. К проблеме гуманизации образования // Индивидуализация обучения как необходимое условие гуманизации учебно-воспитательного процесса: Сб. научных трудов. Сочи, 1998. - С. 11-28.

18. Берулава М.Н. Анализ традиционных моделей обучения //Концепция и программа развития общеобразовательной школы/ Под ред. М.Н. Берулава. -Сочи: СФИТО и РАО, 1998.

19. Берулава М.Н. Берулава Г.А. Концепция работы современной школы в русле парадигмы гуманизации образования. Сочи, -1997. - 52 с.

20. Берулава М.Н. Гуманизация образования: проблемы и перспективы. — Бийск, 1995.

21. Берулава М.Н. Гуманизация образования: состояние и перспективы //Гуманизация образования. 1994. -№ 1.

22. Берулава М.Н. К работе современной школы в контексте гуманизации образования // Гуманизация образования. Ежегодник — Франкфурт-на-Майне; Берлин; Берн; Нью-Йорк; Париж; Вена, 1995.

23. Берулава М.Н. Общепедагогические подходы к гуманизации образования // Педагогика. 1994. -№5.

24. Берулава М.Н. Основные идеи и понятия теории гуманизации образования // Проблемы индивидуализации обучения. Сочи: СФИТО и РАО, 1999.

25. Берулава М.Н. Особенности интегральной модели обучения, реализуемой в рамках гуманизации образования. //Концепция и программа развития общеобразовательной школы / Под ред. М.Н. Берулава. — Сочи: СФИТО и РАО,1998.

26. Берулава М.Н. Развитие творческих способностей личности в аспекте гуманизации образования //Гуманизация образования. —1998. -№1.- С.24-36.

27. Берулава М.Н. Современные модели обучения в свете концепции гуманизации образования // Гуманизация образования. -1994. №2. —С.3-8.

28. Берулава М.Н. Теория и практика гуманизации образования. — М.: Гели-ос АРВ, 2000.-340 с.

29. Бестужев-Лада И. Поворот школы к человеку // Народное образование.- 1995. №4. - С.14-16

30. Бызова В.М Ценностные ориентации представителей коми и русского этносов // Психологический журнал. 18\984. Т.9., №3.

31. Бюллетень центра содействия развитию и правам расовых, этнических и лингвистических меньшинств. №1, 1999г. Авт. Коробова «Тендерные исследования. Религия, образование.

32. Вентцель К. Н. Свободное воспитание: Сб. научных трудов. М., 1960. -83 с.

33. Всеобщая Декларация прав человека // Права человека, культура мира, демократия. Документы международных организаций по воспитанию и обучению. М., 1998. - С.73-88.

34. Вундт В. Психология народов. -СПб., 1902.

35. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. -М., 1960.

36. Гасанов З.Т. Особенности формирования культуры межнационального общения в многонациональном регионе //Педагогика. 1994. №5. С. 12.

37. Гасанов H.H. О культуре межнационального общения //Социально-политический журнал. -1997г. №3. С.233.

38. Гладких C.B. Этнические стереотипы и проблемы межкультурного общения. // Этнические проблемы современности. Вып.5. 1999. С.57-65.

39. Горячева А.И. Является ли психологический склад нации признаком нации? // Вопросы истории. 1967. №8. С.91-105.

40. Гребенюк Н.И. Самосознание народа как диалектическое созвучие всего мира. // Этнические проблемы современности. Вып.5. 1999. С.65-68.

41. Даждомиров А.Ф. Социально-психологические проблемы национальной определенности личности // Советская этнография. 1977. №3. -С.3-14.

42. Джандильдин Н.Д. Природа национальной психологии. -Алма-Ата, 1974.

43. Дутов A.B. Гуманизация физического воспитания студентов в высших учебных заведениях: Автореф. Дисс.канд. пед. наук. Сочи, 1999.

44. Ермакова Н.М. О некоторых проблемах гуманизации современного образования //Гуманизация образования — императив XXI века /Под ред. И.А. Зимней. Набережные Челны, 1996. Вып.1.

45. Жуковский Н.В. Этнокультурное образование в многонациональном регионе. // Педагогика. 2001. -№3. -С.37-40.

46. Зимовина O.A. Индивидуализация обучения в рамках гуманистической образовательной парадигмы. М: МАГО, 1999. - 87 с.

47. Зимовина O.A. Индивидуализация обучения на основе учета когнитивного стиля. Бийск, 1997. - 77 с.

48. Зимовина O.A. Индивидуализация обучения студентов с учетом доминирующих у них когнитивных стилей. Сочи: Издательство Научно-образовательного центра РАО, 2000 - 254 с.

49. Зимовина O.A. Профессиональное самоопределение молодежи в новых экономических условиях. Бийск, 1993. - 67 с.

50. Зимовина O.A. Психолого-педагогический аспект проблемы когнитивных стилей. М.: НЦС и МО, 1998. - 75 с.

51. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания //Вопросы философии. -1991. -№2.

52. Ибрагимова М. А. О проблемах развития этнической культуры // Этнические проблемы современности. Вып. 5. Проблемы гармонизации межэтнических отношений в регионе.: Материалы науч. конференции (14-15 сентября 1999 г.).- Ставрополь, 1999.- С.68-70

53. Ибрагимова М.А. О проблемах развития этнической культуры. // Этнические проблемы современности. Вып.5. 1999. С.68-71.

54. Иванова С.Ю. К вопросу о роли системы образования в процессе гармонизации межэтнических отношений. // Этнические проблемы современности. Вып.6. 2000. С.71-76.

55. История философии: Запад-Россия-Восток (кн. вторая: Философия XV XIX вв.) - М., 1996. - 146 с.

56. Каменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. М., 1955. —98с.

57. Караковский В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности целостного учебно-воспитательного процесса. — М., 1993. — 106 с.

58. Караковский В.А. Воспитай гражданина (Записки директора школы). -М., 1987.-76 с.

59. Караковский В.А. Новикова Л.И. Селиванов Н.Л. Воспитание ? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем.-М., 1996.-72 с.

60. Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма //Педагогика . 1998. - №5. - С.21-28.

61. Косенок И.П. Оценка проекта культур: журнал «Народное образование» №3, 1998.

62. Кузнецов В.А., Чеченов И.М. История и национальное самосознание (проблемы современной историографии Северного Кавказа). -Пятигорск, 1998.-С.9.

63. Кцоева Г.У. Опыт эмпирического исследования этнических стереотипов. // Психологический журнал. 1986. т.7., №2. С.88-92.

64. Лебедева Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла // Психологический журнал. 1999. т.20. №6. С.48-58.

65. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х Т. Т.1, -М.: Педагогика, 1983 г. 227 с.

66. Магомедов Р. Исторический опыт, драматическое настоящее и надежда на будущее говорят одно: нам с Россией по пути // Дагестанская правда. №177. 2 сентября 1999 года.

67. Макаренко A.C. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. — М., 1977.-Т.1.-112 с.

68. Малышев Ю.Т. Органиционно-педагогические основы управления муниципальной образовательной системы в условиях актуализации новых приоритетов в образовании. // Образование города на пути к XXI веку. -Майкоп, 2000г.

69. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная музыка. -М., 1983г.

70. Международный научный симпозиум: «XXI век: воспитание личности в свете гуманистических образовательных парадигм (27-30 сентября 2000г.). -Сочи. Дагомыс. ИЭПИС, 2000.

71. Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. -Пятигорск, 1998г.

72. Михайлов Ф.Г. Сознание и самосознание. -М., 1991.

73. Моисеев H.H. Современные антропогенез и цивилизационные разломы // Вопросы философии. 1995. №1. С.11.

74. Мудрик A.B. Личностный подход в воспитании // Магистр. — 1991. -№7. С. 10-12.

75. Муртузилаев А.И. Дагестан: размышление педагога над студенческой анкетой. С.51-57.

76. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (проект). //Народное образование №2, 2000. С.203-210.

77. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика.-1998.- №4. -С. 18-22.

78. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. 1998.- №3. - С.6-10.86. «Образование в РФ», -М.: Госкомстат, 1995г.

79. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1917-1941).-М., 1980.- 126 с.

80. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР 19611986 г.-М., 1987.- 132 с.

81. Педагогика №6 2001г. «Патриотизм в педагогике», рецензия Круглова Ю.Г. на книгу филолога, д.н. Троцкого В.Ю. «Словесность в школе»- С.3-8.

82. Педагогика: журнал №98, п.4 ст. «К идеалам мира через культуру и образование».

83. Педагогические взгляды и деятельность Н.К. Крупской — М., 1969.- 141 с.

84. Первезенцев C.B. «О смысле бытия и философии образования русского народа». // Педагогика №8, 2001. С.93-98

85. Первезенцев C.B. О смысле бытия и философии образования русского народа. // Педагогика. 2001. -№8. -С.93-98.

86. Песталоцци И. Г. Избранные педагогические произведения. — М., 1965. -98 с.

87. Пирогов Н.И. Вопросы жизни. Избранные педагогические сочинения. -M., 1953.-205 с.

88. Ратанова Т.А, Шогенов A.A. Психологические особенности этнического самосознания горских евреев и осетин (на материале диаспор кабардино-Балкарии) //Психологический журнал, 2001, том 22, №3. 37-48.

89. Редель А.И. Российский менталитет: к социологическому дискурсу. //Социологические исследования. -2000. -№12.

90. Российский бюллетень по правам человека. -М., 1991. С.6, 10, 11, 13, 99101.

91. Ростовцева Е.В. Гражданское воспитание учащихся в условиях гуманизации образования. Сочи, -1997. - 24 с.

92. Рубинштейн М.М. Социально-правовые представления и самоуправление у детей. М., 1925. - 128 с.

93. Рубинштейн С.JT. Бытие и сознание. О месте психологического во всеобщей взаимосвязи явлений мира. М., 1957.-250 с.

94. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. -М., 1959. -С.158

95. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. -М., 1976. С.255-381.

96. Сингер Б.Дж. Демократичное решение проблем этнического множества //Вопросы философии. -1994. №4.

97. Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.-С. 146.

98. Столин В.В. Самосознание личности. -МГУ, 1984. 136 с.

99. Супрунова Л .Л. «Гуманистическая направленность государственной образовательной политики на Северном Кавказе». // Педагогика №5, 2001.- С.30-39.

100. Супрунова Л.Л. Гуманистическая направленность государственной образовательной политики на Северном Кавказе. // Педагогика. 2001. -№5.- С.30-39.

101. Сухомлинский В.А Сердце отдаю детям. — Киев, 1977. — 212 с.

102. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М., 1971. - 135 с. Ш.Тишков В.А. Социальное и национальное в историкоантропологической перспективе // Вопросы философии. -1990. №12.

103. Толстой Л.Н. Педагогическое сочинения. М., 1953. - 187 с.

104. Троцкий В.Ю. Словесность в школе. // Педагогика. 2001. -№6. С.3-8.

105. Улыбина Е.В. Категория этноцентризма как элемент семантической структуры обыденного сознания. // Этнические проблемы современности. Вып.5. 1999. С.138-145.

106. Усова A.B. Нравственное воспитание подрастающих поколений один из важнейших компонентов гуманизации образования // Гуманизация образования. - 1998. - №1.

107. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы. Собрание сочинений.-М., 1948.- 121 с.

108. Федеральный закон №12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.96. г. — М.,1996.

109. Филипов Ю.В. Социализация этносов, 1997г. 98 с.

110. Философский словарь. М., 1991. - 230 с.

111. Фрейд 3. Психология бессознательного. -М., 1989. 238 с.

112. Харисок Ф. Насущная потребность общества. //Народное образования №6, 1999.-С.28.

113. Холодная М.А. Гельфман Э.В. Интеллектуальное воспитание личности //Педагогика. 1998. - №1.

114. Хоровиц Д. Ирредентизм, сепаратизм и самоопределение // Национальная политика в Российской Федерации. —М.: Наука, 1993. С. 157.

115. Хоц А.Ю. Информационная революция и ее влияние на гармонизацию межэтнических отношений. // Этнические проблемы современности. Вып.5. 1999. С.145-149.

116. Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. -М., 1977. — 157 с.

117. Шадце А.Ю. Обычное право и его роль в гармонизации межэтнических отношений. // Этнические проблемы современности. Вып.5. 1999. С. 149153.

118. Шнекендорф З.К. Воспитание учащихся в духе культуры мира, взаимопонимания, прав человека // Педагогика. 1997. - №2

119. Шнекендорф З.К. К идеалам мира через культуру и образование //Педагогика. 1998. - №4.

120. Шнекендорф З.К. Путеводитель по конвенции о правах ребенка. — М.,1997.-67 с.

121. Этнические проблемы современности. Вып. 5. Проблемы гармонизации межэтнических отношений в регионе.: Материалы науч. конференции (14-15 сентября 1999 г.).- Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. 164 с.

122. Этносоциальные проблемы Сибири. Вып.2, -Новосибирск, 1997г. -187 с.

123. Юнг К.Г. Настоящее и будущее // Аналитическая психология: прошлое и настоящее. -М.: Матис, 1995. С.119.

124. Buhler, С. (1969с). Das integrierte Selbst. In: С. Buhler. & F. Masarik, Lebenslauf und Lebensziele. (S.282-299). Stuttgart: Fischer.

125. Flechsigm K.-H.: Einfuhrung in die Interkulturelle Didaktik. O.O. 1996.

126. Golz, R. Probleme des Verglaichs deutscher und russischer Fragestellungen der Padagogik im gegenwartigen Transformationsprozes. :Humanisieung der Bildung. Nr. 1/2000. S.91-122.

127. Hansen, A. (1994). A riot of voices: racial and ethnic variables in interactive oral history interviewing. In E. McMahan and K.Rogers. Interactive oral history interviewing. Hillsdale, New Jersey: Lawrence Eribaum Associates.

128. Herman, S.N. (1977). Jewish identity: a social psychological perspective. London: Sage.

129. Sisk T.D. Power Sharing and International Mediation in Ethnic Conflict. U.S. Inctitute of Peace Press. 1996. P.l.

130. Tenorth, H.-E.: Konzeptionelle Mogichkeiten (.) In: Böhme, G./Tenorth, H.-E.: Einführung in die Historische Padagogik. Darmstadt 1990.

131. Veblen Th. The Theory of Business Enterprise. -N.Y., 1994.