Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Содержание и методы формирования гуманистической позиции студентов педагогического университета

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Позднякова, Оксана Константиновна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Самара
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Содержание и методы формирования гуманистической позиции студентов педагогического университета», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Позднякова, Оксана Константиновна, 2000 год

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор Владимир Петрович Бездухов

Самара

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ В ТЕОРИИ и ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Позиция учителя как система его отношений к миру, учащимся и к себе

1.2. Ценностные основания гуманистической позиции учителя

1.3. Изучение гуманистической позиции студентов

ГЛАВА П. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ опытно

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ: ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

11.1. Подходы к определению содержания формирования гуманистической позиции студентов в процессе обучения в педагогическом университете

11.2. Организация экспериментальной работы по формированию гуманистической позиции студентов

11.3. Анализ эффективности опытно-экспериментальной ^ работы по формированию гуманистической позиции студентов педагогического университета

Введение диссертации по педагогике, на тему "Содержание и методы формирования гуманистической позиции студентов педагогического университета"

Суть социально-экономических перемен, происходящих в обществе и находящих свое выражение в переосмыслении ценностей и норм взаимодействия человека с миром и людьми, заключается в переводе неявного, которое раньше переживалось, в явное, которое, расширяя границы личности, открывает новые каналы познания «Я» среди «Они» в этом многоликом мире. Социально-экономические перемены обусловили вполне закономерное возвращение к Человеку, целью разворачивающейся деятельности которого является другой человек.

Взаимодействие учителя с учеником, в ходе которого происходит предъявление себя другому, делает их открытыми перед социумом, перед людьми, перед собой. Открытость учителя (ученика) означает, что отношения, реализуемые в его деятельности, имеют целевой характер, а сама цель (другой человек) воспроизводится вместе с отношением в процессе деятельности и взаимодействия. Взаимодействие между учителем и учеником, будучи производным от их совместной деятельности, личностно по своей природе, поскольку в нем происходит развитие и становление рефлексивно-ценностных отношений к миру, к людям, к себе. В этих отношениях фиксируется нацеленность учителя на ученика, ученика на учителя. Однако осознанность и целенаправленность реализуемых и педагогом, и школьником отношений «не заданы наперед, но принадлежат индивидам как бесконечно становящиеся, развивающиеся в них способности воспроизведения своей человеческой жизнедеятельности» (В.В.Сильвестров), в которую входит и воспроизведение отношений, в своей совокупности образующих адекватную им позицию учителя (ученика).

Воспроизводя отношения, учитель привносит в содержание взаимодействия с учащимися соответствующий его жизненной философии, его ценностям «порядок», который приобретает характер способа, средства включения учащихся в систему многообразных отношений, ценностно опосредуемых ими при достижении сформированных педагогом целей обучения и воспитания.

Взаимодействие учителя и учащихся предполагает наличие общего основания содержания деятельности, цель которой не обращена к устанавливающемуся педагогом порядку, но становится способом ориентации учащихся на такие ценности, которые, имея значение для всех, определяют тем самым то общее, что объединяет всех людей.

Это общее основание деятельности не предваряет процесса достижения цели в направлении формирования гуманистической позиции ученика, не задает цели, но составляет проблему его осознания во всех особенных моментах взаимодействия учителя и учащихся. Общее лежит в основаниях особенной позиции каждого субъекта деятельности. Знание учителем способов формирования общего - это знание того, как формируется субъектность ученика, его способность понимать себя как другого и другого как себя. Основу такого понимания составляют гуманистические ценности, которые «единодушно приняты во всех высших формах культуры» (Э. Фромм) и, будучи реализованными в деятельности, выявляют позицию школьника, взаимодействующего с миром и с людьми.

В настоящее время стало очевидным, что без ориентации учителя на созидание подлинно человеческой жизни и ее воспроизведения во взаимодействии с учащимися не удастся ориентировать детей на созидание системы новых гуманистических ценностей.

Идея формирования гуманистической позиции ученика является не просто отображением тенденций гуманизации образования, но стимулирует поиск реальных механизмов реализации ее высокозначимых идей. Появилось понимание того, что, если раньше педагогическая деятельность могла быть ориентирована на одни и те же образцы, на которых воспитывалось множество поколений, то теперь образцы меняются на протяжении жизни одного поколения.

Это обусловливает трудности педагогической деятельности, направленной на формирование у входящего в жизнь ученика системы ценностей как внутренних ориентиров, осознаваемых в качестве смыслов жизни.

Проблема позиции личности - это далеко не новая научная проблема. Сформулированная в психологии (Б.Г.Ананьев, К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Божович, И.С.Кон), она была конкретизирована в педагогических исследованиях Г.И.Аксеновой, С.Г.Вершловского, Л.Н.Лесохиной, Т.В.Шадриной.

Анализ научной литературы и изучение реальной педагогической практики выявили, что в зависимости от того, как проблема позиции вписана в круг научных интересов исследователей, выбираются основные аспекты ее изучения в рамках объекта конкретных наук.

В контексте этики категория «позиция» связывается с понятием «призма ценностей». Через призму ценностей фильтруется вся информация, воспринимаемая и перерабатываемая индивидом в «личное достояние»; этот фильтр носит нормативно-ценностный характер (Л.Б.Волченко, В.В.Поляхова). Согласно психологической науке, «позиция личности, как субъекта общественного поведения и многообразных отношений представляет собой сложную систему отношений . установок и мотивов, которыми она руководствуется в деятельности, целей и ценностей, на которые направлена деятельность» (Б.Г.Ананьев), а «внутренняя позиция, складывающаяся из того, как ребенок на основе своего предшествующего опыта . относится к тому объективному положению, какое он занимает в настоящее время и какое положение он хочет занимать . обусловливает определенную структуру его отношений к действительности, к окружающим и к самому себе» (Л.И.Божович). Согласно педагогической науке, позиция учителя «выражает степень внутреннего принятия (усвоения) молодым педагогам социальной роли учителя, отношение к новому социальному положению и обусловленной этими детерминантами профессиональной деятельности» (С.Г.Вершловский), а позиция учителя как способ реагирования в ситуации педагогической деятельности связана с развитой системой ценностных ориентаций (Л.Н.Лесохина).

Для дальнейшего углубления научных представлений о формировании гуманистической позиции студентов необходимо, на наш взгляд, исследовать ее сущность и содержание, характер ее становления у студентов педагогического университета, которые будут способны формировать у учащихся систему гуманистических отношений.

Как показывает опыт образовательных учреждений, даже те учителя, которые целенаправленно и осознанно выстраивают деятельность учащихся, в процессе которой дети присваивают ценности, формируют у них систему гуманистических отношений, образующих содержание гуманистической позиции, все еще не развивают у ребенка способности к такому ценностному измерению человека, которое в итоге дает ответ на вопрос, что есть Человек, в чем Правда человека.

Стремление найти разрешение названного противоречия и определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане это проблема обоснования ценностных оснований гуманистической позиции. В практическом плане - проблема определения содержания и методов формирования гуманистической позиции студентов педагогического университета. Студенты осваивают систему ценностей индивидуального человеческого существования и фундаментальные ценности, а также осознают необходимость развивать у учащихся потребность в ценностном (гуманистическом) измерении человеческих отношений.

Объект исследования - гуманистически ориентированный процесс общепедагогической подготовки.

Предмет исследования - формирование гуманистической позиции студентов как компонент общепедагогической подготовки.

Цель исследования - теоретическое обоснование ценностных оснований гуманистической позиции учителя и определение педагогических условий, соблюдение которых позволяет приобщать студентов к гуманистическим ценностям.

Гипотеза исследования. Гуманистическая позиция студентов педагогического университета есть система их отношений, позволяющих отражать, осмысливать, преобразовывать педагогическую действительность и оценивать ее по гуманистическим критериям.

Мы исходим из мысли, что формирование гуманистической позиции студентов возможно, если освоенные ими ценности индивидуального человеческого существования и фундаментальные ценности, реализуемые во взаимодействии с учащимися, становятся критерием ценностного измерения полноты человеческих отношений. Последнее будет реально, если нормы педагогической деятельности отождествляются студентами с гуманистическим содержанием аксиологической формы культуры.

Формирование гуманистической позиции студентов педагогического университета предполагает, что

- систематизация студентами осваиваемых ценностей, которые регулируют их отношения с социальной и педагогической действительностью, с учащимися, сочетается с развитием у них целостной педагогической рефлексии;

- такая внутренняя рефлексивная работа осуществляется на основе интеграции различного типа научного знания, воссоздающей целостность внутренних ориентиров студентов по формированию гуманистических отношений учащихся к миру, к людям и к себе;

- моделирование педагогической деятельности в различных организационных формах обучения, воссоздающее рефлексивные отношения студентов к учащимся, сочетается с формированием опыта приобщения учащихся к ценностям;

- формирование системы гуманистических отношений студентов дополняется развитием эмпатийных отношений, позволяющих встать на позицию ученика, через сочувствие, сопереживание, «вчувствование» придти к пониманию ребенка как самого себя;

- формированию резюмирующих личностные качества гуманистических отношений студентов к миру, к людям и к себе способствует такая организация обучения, при которой предметом анализа становятся трудности, возникающие перед рефлектирующими студентами в аудиторное и во внеаудиторное время, а сам анализ ведется с точки зрения гуманистических критериев в контексте перехода ценностей «для себя» в ценности «для другого»

Задачи исследования.

1. Раскрыть ценностные основания гуманистической позиции учителя.

2. Конкретизировать научное представление о сущности и содержании гуманистической позиции учителя.

3. Выявить систему ценностных ориентаций и личностных качеств, проявляющихся в реализуемой студентами позиции.

4. Обосновать содержание общепедагогической подготовки и исследовать педагогические условия, обеспечивающие формирование гуманистической позиции студентов.

5. Выявить эффективность экспериментальной работы путем сравнительного анализа ценностных ориентаций первокурсников и выпускников педагогического университета.

Положения, выносимые на защиту.

1. Главным при определении содержания общепедагогической подготовки должна стать полнота отношений, в которые включаются студенты в различных организационных формах обучения в аудиторное и во внеаудиторное время и которые позволяют им отбирать, систематизировать и обобщать ценности, превращая их в содержание гуманистической позиции. Освоенные ценности становятся критерием ценностного измерения полноты отношений студентов к учащимся тогда, когда нормы педагогической деятельности, ориентированной на приобщение учащихся к ценностям индивидуального человеческого существования и фундаментальным ценностям, отождествляются ими с содержанием аксиологической формы культуры.

2. В течение долгого времени формировавшаяся в сознании учителя идея единого основания педагогической позиции не может быть лишь дополнена тезисом, что не существует единых образцов, на которых возможно воспитывать множество поколений. Требуется определение общего, находящегося в основании особенной позиции каждого педагога. Его выявление должно быть осуществлено на основе теоретического анализа подходов к определению ценностей в их общечеловеческом смысле. В основу формирования гуманистической позиции студентов педагогических вузов необходимо положить ценности индивидуального человеческого существования и фундаментальные ценности, которые, принимая форму мотива, регулируют и направляют деятельность по воспитанию гуманистически ориентированного ребенка.

3. Формирование гуманистической позиции студентов должно быть основано на развитии у них рефлексивных и эмпагийных отношений. Моделирование этих отношений должно осуществляться в процессе решения педагогических задач, выполнения творческих индивидуальных, групповых и коллективных заданий, в групповых дискуссиях, в ходе анализа реальных проблем школьной жизни, которые возникают в общей системе практической педагогической деятельности, а реализация этих отношений - во взаимодействии с учащимися в период педагогической практики. Развитие рефлексивноэмпатийных отношений студентов становится возможным тогда, когда осмыс ление ими своих педагогических действий как в моделируемой, так и в реальной деятельности осуществляется по критерию развития ученика, достижения им успеха, своего соучастия в развитии ребенка и «сопровождает» студентов к истокам своего внутреннего, противоречивого мира.

Новизна исследования. В исследовании определяется тем, что в нем

- раскрыты ценностные основания гуманистической позиции учителя (реализация освоенных учителем ценностей есть реализация адекватных их содержанию отношений, образующих его гуманистическую позицию; на основе принятых и исповедуемых ценностей учитель строит свои отношения с учащимися, определяет приоритеты и критерии их развития, формирует цели совместной деятельности);

- конкретизировано научное представление о сущности и содержании гуманистической позиции учителя (сущность заключается во взаимном переходе ценностей «для себя» в ценности «для другого» в процессе педагогического взаимодействия; терминальные ценности и инструментальные ценности, фундаментальные ценности образуют содержание гуманистической позиции и определяют отношения учителя к социальной и педагогической действительности, к людям и к самому себе);

- выявлены структура ценностных ориентации студентов и система их личностных качеств, определяющих гуманистическую позицию;

- определены педагогические условия, соблюдение которых позволяет формировать гуманистическую позицию студентов в процессе их обучения в педагогическом университете.

Теоретическая значимость исследования.

Обоснование содержания общепедагогической подготовки - системы гуманистических отношений к миру, к людям и к себе - составит основу для новых теоретических представлений о подготовке учителя к реализации идей гуманизации образования, о содержании образования в педвузе. Результаты исследования расширяют научные представления о роли рефлексии и эмпатии в формировании гуманистического сознания студентов педвузов, способствуют раскрытию механизма возникновения у студентов потребности в философ-ско-этическом осмыслении педагогических проблем.

Практическая значимость исследования. Его результаты, направленные на совершенствование педагогического руководства формированием у студентов и школьников гуманистических отношений к миру, к людям и к себе, способствуют обновлению содержания общепедагогической подготовки студентов на уровне педагогических дисциплин и на уровне научного материала педагогических дисциплин; в исследовании вскрыты возможности педагогических дисциплин и педагогической практики в формировании гуманистической позиции студентов; разработаны и апробированы содержание и методика преподавания проблемного семинара «Гуманистическая позиция учителя».

Методологической основой исследования являются отечественные и зарубежные философско-аксиологические теории, раскрывающие проблемы ценностей человеческого существования, современные психологические и педагогические теории и концепции гуманизации образования.

Источниками исследования являются фундаментальные положения

- о единстве позиции и направленности личности (К.А.Абульханова-Славская, Г.И.Аксенова, Б.Г.Ананьев, В.Н.Аниськин, Л.И.Божович, З.И.Васильева, С.Г.Вершловский, А.В.Зосимовский, И.С.Кон, Л.Н.Лесохина, В.Н.Сагатовский, Л.С.Славина, В.Э.Чудновский, Т.В.Шадрина);

- о рефлексивной природе сознания и мышления человека (Ю.Н.Кулют-кин, В. А. Лекторский, В.А.Лефевр, И.Н.Семенов, С.Ю.Степанов, Г.С.Сухобская, В.С.Швырев).

Существенное значение в концептуальном плане имеют

- теория ценностей, разработанная в философско-этических исследованиях (О.М.Бакурадзе, Б.С.Братусь, В.Брожик, В.П.Выжлецов, О.Г.Дробницкий, М.С.Каган, М.Момов, В.Н.Сагатовский, М.Б.Туровский);

- основные положения методологии педагогики и методики исследования (М.Н.Алексеев, В.В.Давыдов, М.А.Данилов, В.И.Загвязинский, В.С.Ильин, В.В.Краевский, А.И.Пискунов, В.М. Полонский, М.Н.Скаткин);

- современные концепции гуманизации образования (И.Ю.Алексашина, В.П.Бездухов, В.С.Библер, С.Г.Вершловский, В.Г.Воронцова, А.В.Кирьякова И.А.Колесникова, Ю.Н.Кулюткин, А.А.Мелик-Пашаев, В.А.Сластенин, Г.С.Сухобская, Е.И.Шиянов, В.И.Щеголь);

- положения о сущности целостного педагогического процесса и его обусловленности социальными и психологическими факторами (Ю.П.Азаров, Ю.К.Бабанский, В.П.Беспалько, Б.П.Битинас, В.В.Давыдов, В.И.Загвязинский, В.С.Ильин, В.М.Коротов, И.Я.Лернер, Б.Т.Лихачев, Л.Ф.Спирин, Г.И.Щукина);

- концепции личностно-ориентированного образования и обучения (Д.А.Белухин, Е.В.Бондаревская, Ю.Н.Кулюткин, А.Б.Орлов, В.В.Сериков, И.С.Якиманская).

Базой исследования являются: опыт подготовки педагогических кадров в различных регионах страны; опыт педагогической деятельности учителей школ г.Самары; опыт повышения квалификации педагогических кадров в Самарском институте повышения квалификации работников образования.

Работа выполнялась на базе института филологического образования Самарского педуниверситета.

Исследование проводилось в несколько этапов:

1 этап (1994-1997 гг.). В процессе изучения педагогической действительности, конкретного опыта деятельности учителей и преподавателей высших педагогических заведений по реализации идей гуманизации образования была осознана важность и необходимость осмысления ценностных оснований педагогической позиции. Проведенный анализ научной литературы, исследований, тематически близких нашему, позволил обосновать исходные позиции, проблему, объект, предмет исследования, сформулировать его цель и задачи. Результатом этого этапа явилось определение гипотезы, методологии и методов исследования, обоснование его программы.

2 этап (1997-1999 гг.). В ходе экспериментальной работы, сочетавшейся с анализом положений личностио-ориентированной педагогической науки и осмыслением опыта деятельности учителей по формированию гуманистических отношений учащихся к миру, к людям и к себе, проверялась и уточнялась гипотеза исследования, корректировались методы обучения, анализировались и систематизировались полученные данные. Результатом этого этапа явились разработка и реализация содержания общепедагогической подготовки в. аспекте формирования гуманистической позиции студентов.

3 этап (1999 - 2000 г.). Теоретическое осмысление результатов экспериментальной работы послужило основой для определения педагогических условий, способствующих формированию гуманистической позиции студентов. Выявлены ценностные ориентации и личностные качества студентов, проявляемые в реализуемых студентами отношениях к социуму, к учащимся и к себе. Проведено оформление результатов исследования.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: анализ философской, этической, психологической, педагогической литературы; социологические методы (анкетирование, беседы); наблюдение (прямое, косвенное, включенное); экспериментальные методы (констатирующий и формирующий варианты эксперимента); изучение и обобщение опыта педагогической деятельности; математико-статистические методы (средние значения, среднее квадратическое отклонение показателей, корреляционно-регрессионный анализ).

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии исследования, ее соответствием поставленной проблеме, его осуществлением на теоретическом и практическом уровнях, применением комплекса методов, адекватных его предмету, возможностью повторения экспериментальной работы, репрезентативностью объема выборки и значимостью экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в тезисах докладов, опубликованных автором. Они обсуждались и получили одобрение на международных и республиканских научно-практических конференций (Самара, Санкт-Петербург, Орск). Материалы исследования внедрялись автором в процессе педагогической деятельности Самарском педуниверситете.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ВЫВОДЫ

1. Установлено, познание и преобразование педагогической действительности в направлении формирования гуманистической позиции студентов, которая, будучи реализованной во взаимодействии с субъектами образования, становятся одним из факторов гуманизации педагогического процесса и в вузе, и в школе, требует, чтобы деятельность преподавателя педагогического университета осуществлялась в рамках гуманистической парадигмы образования.

Гуманистическая парадигма образования обладает возможностями в воспитании свободной, самостоятельной личности студента, деятельность которого, будучи пронизанной рефлексивными процессами, ориентирована на воспитание человеческого в ребенке.

2. Обосновано, что для формирования гуманистической позиции студентов требуется развить у них способность к рефлексии и эмпатии.

Рефлексия - это осмысление студентами своих педагогических действий по критерию развития ученика, достижения им успеха в деятельности; это осмысление действий ученика с позиции их направленности на других людей, на благо для себя и для другого; это осмысление своего соучастия в развитии ребенка и соучастия ученика в содействии развитию другого; это осмысление себя как другого и другого как себя в их встречном движении друг к другу.

Эмпатия - это способность студента глазами ученика посмотреть на мир и, проникая во внутренний его мир, «подняться» до уровня детского незнания. Эмпатия как в чувствование, соучастие, сочувствование, позволяет сопровождать ребенка к истокам своего внутреннего, порою противоречивого мира.

3. Выявлено, что одним из способов развития у студентов эмпатийно-рефлексивных отношений является их приобщение к системе ценностей, систематизация и присвоение которых в процессе обучения становится отправной точкой для становления адекватных их содержанию системы отношений к миру, людям и себе, системы отношений, образующих содержание гуманистической позиции студентов.

В отношениях студентов к ученику и его деятельности реализуются его личностные качества, субъектно воспринимаемые детьми, с которыми взаимодействуют студенты в педагогическом процессе. Наиболее адекватным способом в деятельности преподавателя вуза, приобщающего студентов к системе ценностей, развивающего рефлексивные и эмпатийные отношения, является включение студентов в личностно-ориентированное обучение, создающее условия для творческой самореализации, для объективации себя в многообразных формах жизнедеятельности. В условиях личностно-ориентированного обучения студент не просто вступает в отношения к объекту познания (опосредованно или непосредственно) и к другим людям, а переживает это отношение как свое отношение. Он не просто принимает педагогические решения, но и признает за учеником право на самореализацию, самоопределение и свободный ценностный выбор.

4. Установлено, что реализация идей личностно-ориентированного обучения обеспечивает связь между теоретическими положениями о содержании гуманистической позиции и их реализацией в деятельности преподавателя педагогического университета. Эта связь достигается посредством формирования содержания общепедагогической подготовки на уровне педагогических дисциплин и на уровне научного материала педагогических дисциплин и одновременным процессом реализации теоретических положений.

5. Установлено, что развитие и становление рефлексивных отношений студентов к ученику, к себе и к другим людям достигается в процессе решения студентами специально подобранных задач и участия их в соответствующих учебных диалогах, где происходит осмысление студентами системы ценностей, сопоставление этих ценностей с теми, которые сложились у студентов ранее, до поступления в вуз, переосмысление системы последних, их коррекция, дополнение или изымание из нее отдельных ценностей, исследование смыслов ценностей.

Эмпатийные отношения к окружающим, а главное к детям, зарождаются и развиваются в процессе специальных имитационных игр, где студенту дается возможность встать на позицию другого, прежде всего ученика, взглянуть на ту или иную проблему его глазами, вчувствоваться в его ощущения, переживания.

6. Выявлена роль интеграции педагогического и филологического знания в процессе формирования гуманистической позиции студентов. Художественная литература с ее яркостью, образностью явилась средством, позволяющим «приблизить» студентов к миру детства, обогатить сложившееся у них восприятие детской субкультуры пониманием смысла этого основополагающего периода развития личности.

Влияние литературы не столько на интеллектуальную, сколько на эмоциональную сферу личности позволяет студентам не просто осмысливать, но и ощущать, чувствовать детство, как наиболее хрупкий и ранимый этап жизни.

7. Установлено, что единство познавательной и практической деятельности студентов в процессе формирования гуманистической позиции обусловливает овладение ими системой ценностей и опытом их реализации в учебно-воспитательном процессе педагогического университета и школы.

Отправным в формировании ориентировочной активности студентов на присвоение ценностей является «введение» их в образ учителя, который способен к «вчуствованию», прочуствованию мира ребенка. Такое «введение» в образ учителя базируется на сообщение студентам знания о ценностях и становлении отношения к знанию, реализуемому во взаимодействию с сокурсниками, учениками. Соотнесение студентами осваиваемых ценностей с реальной педагогической практикой вызывает у них потребность в рефлексивном анализе собственных педагогических действий в различных организационных формах обучения и в период педпрактики.

8. Установлено, что формирование личностного ценностного отношения к педагогической деятельности, ориентированной на воспитание человеческого в ребенке, отношения, объемлящего познавательное, эмоциональное и оценочное в их единстве и взаимодействии, требует реализации принципов интеграции различного типа научного знания, единства теории и практики, гуманизма и другие принципы.

9. Выявлено, что созидание ценностной системы студентов, ее наполнение педагогическим содержанием, осмысление ценностных ориентаций требует формировать у них способность к оценке, критерием которой является отрефлексированное различного типа знание. Ведущая роль в интеграции различного типа научного знания отводится единству педагогического и филологического знания, которое «восходит» или «возвращается» по уровням ценностей педагогической рефлексии, усиливая тем самым гуманитарную составляющую общенаучного уровня рефлексии.

10. Установлено, что связь между осваиваемыми студентами ценностями и опытом их реализации в педагогической действительности вуза или школы достигается как посредством создания ситуаций ценностного выбора (личност-но-ориентированных ситуаций) через триаду «задача - диалог - игра» в различных организационных формах обучения: игра-имитация, игра-инсценировка, игра-дискуссия, ролевая и деловая игра; в процессе решения педагогических задач (задача-иллюстрация, задача-оценка, задача-упражнение), так и в период педагогической практики.

Принятие решений на основе осмысления трудностей, с которыми сталкиваются рефлектирующие студенты в учебном процессе и во внеаудиторное время (педагогическая практика, вечера, творческие мастерские и т.д.), и выполнение этих решений открывает им ценностную «зону ближайшего развития» как собственного, так и другого - сокурсника, ученика.

В требовании при решении педагогических задач, при осуществлении ценностного выбора, при выполнении заданий в аудиторное и во внеаудиторное время использовать различный тип научного знания заложена возможность развития целостной педагогической рефлексии.

11. Установлено, что развитию рефлексивных и эмпатийных отношений, пронизывающих гуманистические отношения, способствует сочетание познавательного, оценочного и творческого при овладении опытом реализации освоенных терминальных, инструментальных ценностей и ценностей высшего порядка. Предметом анализа студентов, который ведется с позиции ценностей как гуманистических критериев, являются реальные проблемы современной школьной жизни и сохранившиеся, сохраняющиеся проблемы, которые заключены в произведениях художественной литературы.

12. В результате сравнения выявленной иерархии ценностей-целей в смысловой сфере выпускников с аналогичной в момент поступления в педагогический университет установлен переход таких ценностей как интересная работа, жизненная мудрость, творчество на более высокие ранги. Данные ценности, раскрывая педагогическую составляющую гуманистической позиции студентов, инициируют их деятельность, реализуются в ней, порождая адекватную им систему отношений между выпускниками и детьми.

Выявленные связи и отношения между ценностями-целями, как системообразующим началом педагогической деятельности, показывают вектор ее смысловой направленности «на другого» - терпеливое, бережное, чуткое, заинтересованное личностное отношение студентов к учащимся.

13. Выявлено, что выпускники предрасположены при достижении терминальных ценностей использовать прежде всего те инструментальные ценности, которые как способы деятельности направлены «на другого». Образованность, воспитанность, самоконтроль, ответственность, реализуемые в деятельности, приобретают статус гуманистических, поскольку они, воплощаясь в облике учителя, реализуясь в его педагогической деятельности, «работают» на развитие ученика при достижении целей образования, обучения, воспитания.

Установленные связи между целями-средствами указывают на воплощение в системе ценностей выпускников требований, предъявляемых к современному учителю и его педагогической деятельности в условиях гуманизации образования: быть чутким, справедливым, терпеливым, уважать мнение других и т.д. Данные требования, предъявляемые к себе и детям, став достоянием сознания выпускника, определяя содержание его субъективной ценностной системы, выступают в качестве отношений, реализуемых во имя «на другого» - ученика.

В смысловой сфере выпускников актуализируются такие фундаментальные ценности высшего порядка как семья, человек, труд. Студенты готовы к признанию в каждом человеке, прежде всего в ребенке, уникальной, неповторимой личности, к признанию реальной ценности человека. Возникает заинтересованность человека в человеке, на основе которой строятся отношения, в которых реализуется гуманистическая позиция.

14. Установлен выход на первый план блока личностных качеств «самостоятельности», что свидетельствует о возросшей инициативности студентов, об овладении ими творческим подходом к решению педагогических задач. Выпускники осмысливают и осознают функцию ценностей как критерия для анализа достигнутых результатов по формированию у школьников гуманистического отношения к окружающему миру, другим людям и самим себе, что указывает на овладение будущими учителями опытом формирования гуманистической позиции учащихся.

12. Установлено, что доминирующая направленность ценностных ориен-таций фиксирует гуманистическую позицию выпускников. Позиция эта внутренне согласована. Обнаруженные в ней противоречия фиксируются на одном уровне. Вследствие этого отсутствует рассогласованность при достижении терминальных ценностей и их реализация с помощью инструментальных ценностей. В смысловой сфере выпускников выявлена иерархическая упорядоченность ценностей, сформированных в процессе их обучения в педуниверситете.

Факт построения в смысловой сфере выпускников определенной иерархической упорядоченности ценностей, составляющих содержание гуманистической позиции - признак эффективности экспериментальной работы по формированию гуманистической позиции будущих учителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема формирования гуманистической позиции студентов педунивер-ситета - это социально-педагогическая проблема. Ее решение связано с подготовкой учителя, способного формировать у школьников систему ценностных отношений к миру, к людям и к себе, позицию, позволяющую учащимся адекватно оценивать сложную социальную ситуацию развития общества с точки зрения общечеловеческих ценностей.

Решение данной проблемы потребовало выявить существующие в этической, психологической и педагогической науках подходы к определению понятия «позиция человека».

В результате анализа научной литературы и исследований, тематических связанных с нашим, установлено, что понятие «позиция человека» объемлет социальные, психологические и нравственные характеристики.

Социальные характеристики позиции раскрывают объективные условия существования личности человека: условия труда; характер деятельности; права и обязанности, вытекающие из статуса; социальные роли (функции). Психологические характеристики - потребности, стремления, установки и мотивы деятельности и взаимодействия человека. Нравственные характеристики позиции личности человека - это ценности, принятые и исповедуемые им во взаимодействии с миром и людьми.

В зависимости от того, как проблема позиции личности вписана в круг научных интересов, выбираются различные доминирующие аспекты ее изучения: социальный, социально-психологический, профессионально-педагогический, нравственный, психологический и т.д. Сопоставление различных точек зрения ученых относительно определения понятия «позиция» дает нам основание считать нравственную, социальную, жизненную и т.д. позицию видовыми по отношению к ценностной позиции личности человека как родовому понятию.

Принципиальную значимость для нашего исследования имело выявления общего и различного в понятии «позиция человека».

Общее заключается в том, что совокупность отношений человека к миру, людям и себе образуют свойственную человеку позицию.

Различия связаны главным образом с доминированием конкретных отношений в реализуемой в конкретный момент жизнедеятельности позиции. Доминирование нравственных отношений, например, над собственно профессиональными, или социальными, или ценностными и т.д. дает представление о нравственной позиции человека. Доминирование профессионально-педагогических отношений - о профессионально-педагогической позиции.

Однако, как показал анализ научной литературы, каждому виду позиции присущи свои специфические характеристики. Так, спецификой социальной позицией является то, что она связана со статусом личности и выполняемыми ее социальными ролями. Особенность социально-профессиональной позиции проявляется в степени внутреннего принятия человеком своей социальной роли.

Несмотря на то, что каждый вид позиции имеет свою специфику, в основаниях каждого вида позиции находится присущая ей система ценностей, реализация которых в деятельности есть реализация адекватных этим ценностям отношений.

В основаниях гуманистической позиции учителя находятся гуманистические ценности, реализация которых есть реализация гуманистических отношений. Гуманистические ценности - это ценности, реализованные во имя и ради развития ребенка, его становления как личности, индивида и субъекта деятельности. Ценности как мотивы деятельности, в которых реализуется позиция, определяют строение мотивационной сферы (психологическая характеристика позиции), как ценностные ориентации - строение смысловой диспозиционной системы (социальные и нравственные характеристики позиции).

Раскрытие в исследовании понятия «гуманистические ценности» дает основание утверждать, что гуманистические ценности определяют не единое, а общее в позиции учителя. Такая позиция, не наполненная политическим или идеологическим содержанием, становится тем началом, которое объединяет, сплачивает учителей и учащихся в их стремлении к созиданию жизни, достойной человека.

Одним из центральных вопросов исследования была проблема определения системы ценностей, образующих как содержание гуманистической позиции учителя, так и содержание специфического компонента общепедагогической подготовки студентов - системы норм отношений к миру, к людям и к себе. Решение этой проблемы связано с определением системы ценностных ориента-ций, которые осмысливаются студентами при изучении различных учебных дисциплин, а так же регулируют их отношения к осваиваемому научному знанию, к своей деятельности и к деятельности детей, с которыми студенты взаимодействуют в период педагогической практики.

Содержание гуманистической позиции учителя образуют терминальные, инструментальные ценности и фундаментальные ценности высшего порядка в статусе гуманистических ценностей, то есть реализуемых во благо ученика.

Гуманистическая позиция студентов формируется в процессе обучения в педагогическом университете, когда они, систематизируя осваиваемые ценности, познают сущность и содержание гуманистической позиции и овладевают опытом ее реализации во взаимодействии с детьми.

Экспериментальную работу по формированию гуманистической позиции студентов, базировавшуюся на реализации ценностного и личностно-ориентированного подходов, направляла идея о том, что формировать у учащихся систему норм отношений может тот учитель, который присвоил систему ценностей, инициирующих и направляющих его деятельность по приобщению учащихся к ценностям.

В процессе экспериментальной работы особое внимание уделялось реализации таких принципов подготовки: принцип гуманизма, принцип интеграции различного типа научного знания, принцип рефлексивности педагогического процесса, принцип единства теории и практики, принцип непрерывности формирования гуманистической позиции студентов.

Основой процесса формирования гуманистической позиции студентов было их включение в систему эмпатийных и рефлексивно-ценностных отношений в аудиторное и во внеаудиторное время. Рефлексия в педагогической деятельности - это осмысление студентом своих педагогических действий по критерию развития ученика, достижения им успеха в деятельности, это осмысление действий ученика с позиции их направленности на людей, на благо для себя и для других, это осмысление своего соучастия в развитии ученика и соучастия ученика в содействии развитию другого, наконец, это осмысление себя как другого и другого как себя в их встречном движении друг к другу, это осмысление результатов выбора ценностей, реализуемых во имя и ради развития ученика. Эмпатия учителя, как способность глазами другого человека посмотреть на мир, проникать во внутренний мир человека, чтобы сопровождать его в путешествии к истокам самого себя (К.Роджерс), в единстве с его рефлексией обеспечивает педагогу выход из полной поглощенности собственным внутренним миром в мир другого человека, позволяет ему занять позицию над педагогической действительностью с ее противоречиями и, благодаря этому, осмыслить ее с точки зрения гуманистических критериев.

При реализации теоретических положений мы исходили из того, что гуманистическая позиция студентов, содержание которой составляет система отношений (ценностей), формируется в процессе личностно-ориентированного образования. Преподаватель вуза должен учитывать следующее:

1. Студент как субъект педагогической рефлексии самостоятельно постигает сущность и содержание гуманистической позиции.

2. Студент как субъект деятельности, осознает, что а) рефлексивный анализ осуществляемой деятельности возможен, когда он оценивает результаты как своей, так и ученика познавательной, ценностно-ориентационной и иной деятельности по критерию освоенности ценностей, развитости личностных качеств, проявляющихся в этических, аксиологических, праксеологических отношениях, в которые включаются студенты (учащиеся) в педагогическом процессе, б) реализуемые им ценности затрагивают внутренний мир «другого»;

3. Студент как субъект общения, понимает, что а) обмен ценностями в общении ведет не только к их освоению, но и отвержению таких, которые не представляют для него или для учащихся значения (свобода ценностного выбора), б) в процессе общения происходит слияние с окружающими людьми в нравственном отношении или обособление, выделение личностного «Я» (самореализация, самовыражение).

В опытно-экспериментальной работе содержание общепедагогической подготовки рассматривалось в тесной связи с предстоящей самостоятельной педагогической деятельностью. Приобщение студентов к ценностям, наполнение ценностных ориентаций педагогическим содержанием, развитие личностных качеств (блоки качеств «ответственности», «самостоятельности», «исполнительности») осуществлялось таким образом, чтобы присвоение ценностей становилось отправной точкой для формирования у школьников системы норм отношений к миру, к людям и к себе, способствовало становлению у них гуманистической позиции.

Учитывая специфику института филологического образования, суть которой заключается в гуманитарной направленности педагогического процесса, мы привлекали студентов к анализу как моделируемых в учебном процессе, так и реальных (имевших место в период педпрактики) личностно-ориентированных ситуаций.

Особая роль в процессе формирования гуманистической позиции студентов отводилась сочетанию различных видов учебных занятий с педагогической практикой. Это сочетание преследовало цель - развитие у студентов целостной педагогической рефлексии, уровнями которой являются общенаучная, теоретическая педагогическая и практическая педагогическая рефлексия.

В требовании осмысливать трудности, с которыми сталкиваются студенты в аудиторное и во внеаудиторное время, заложена возможность развития у них способности к эмпатии и рефлексии.

В результате было установлено, что процесс формирования гуманистической позиции студентов, предполагающий развитие у них эмпатийных и рефлексивных отношений через освоение ими системы ценностей с их последующей реализацией во взаимодействии с учащимися, сокурсниками, становится эффективным тогда, когда соблюдаются следующие педагогические условия:

- нормы педагогической деятельности, отождествляемые студентами с гуманистическим содержанием ценностей как аксиологической формы культуры, становятся критериями измерения полноты складывающихся отношений между ними и учащимися;

- овладение студентами опытом реализации ценностей во имя развития ученика, базирующееся на систематизации осваиваемых ценностей, которые регулируют их отношения с социальной и педагогической действительностью, с учащимися, дополняется развитием у них целостной педагогической рефлексии;

- становление способности студентов к философско-этической и педагогической рефлексии базируется на воссоздании в педагогическом процессе целостности внутренних их ориентиров по формированию гуманистических отношений учащихся к миру, к людям и к себе;

- моделирование педагогической деятельности в различных организационных формах обучения, воссоздающее эмпатийные и рефлексивно-ценностные отношения студентов к учащимся, сочетается с формированием у них опыта приобщения учащихся к ценностям;

- формирование системы гуманистических отношений студентов дополняется развитием у них эмпатийных отношений, позволяющих им встать в позицию ученика, через «вчувствование», сопереживание, сочувствие придти к пониманию ребенка как самого себя;

- анализ трудностей, с которыми сталкиваются студенты как в аудиторное, так и во внеаудиторное время ведется с точки зрения гуманистических критериев в контексте перехода ценностей «для себя» в ценности «для другого», с токи зрения взаимопринятия друг друга как морального императива.

Выполненное нами исследование проблемы формирования гуманистической позиции студентов педагогического университета вносит определенный вклад в возможность воспитания гуманистически ориентированного ребенка. Мы осознаем, что не все поставленные нами задачи решены в равной мере глубоко и основательно. Вместе с тем, исследование выявляет ряд проблем, изучение которых может и должно быть продолжено. В частности, это изучение того, как учитель, формируя гуманистическую позицию учащихся, развивает у них способность к эмпатии, к рефлексии.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Позднякова, Оксана Константиновна, Самара

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980. - 337 с.

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.299 с.

3. Алексашина И.Ю. Тенденция гуманизации и гуманитаризации в научном и учебном познании в области естествознания // Гуманизация образования: Теория. Практика. Санкт-Петербург, 1994. - С. 62 - 68.

4. Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования. Гуманизация образования как предмет теоретической рефлексии и практического освоения учителем. Санкт-Петербург: Петрополис, 1997. -153 с.

5. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1980. - 232 с.

6. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания: Избранные психологические труды. М.: Институт практической психологии; Воронеж: Модэк, 1996. - 382 с.

7. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М.: Мысль, 1988.-253 с.

8. Аниськин В.Н. Профессиональная позиция преподавателя вуза и оценка ее как социально-педагогическая проблема // Развитие творческих и коммуникативных способностей личности. Сборник трудов молодых ученых. Самара, 1996. - С. 20-26.

9. Артюхова И.С. Ценности и воспитание // Педагогика. 1999, № 4. -С. 117-121.

10. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.

11. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.-158 с.

12. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: МГУ, 1990. - 367 с.

13. Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Зейгарник Б.В., Петровский В.А., Субботский Е.В., Хараш А.У., Цветкова JI.C. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопросы психологии. 1979, № 4,- С. 35-45.

14. Бакурадзе О.М. Природа морального суждения. Тбилиси, 1982.84 с.

15. Бездухов В.П. Гуманистическая направленность учителя. Самара - Санкт-Петербург: СамГПУ, 1997. - 172 с.

16. Бездухов В.П. О ценностном подходе к отбору содержания нравственного воспитания // Интеграционные процессы в образовании взрослых. Материалы научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 1997. - С. 107 - 111.

17. Бездухов В.П. Теоретические проблемы становления гуманистического стиля педагогической деятельности будущего учителя: Учебное пособие по спецкурсу. Самара: СГПИ, 1992. - 104 с.

18. Бердяев H.A. Самопознание. М.: СП «ДЭМ», 1990. - 334 с.

19. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1988. - 399 с.

20. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. - 420 с.

21. Берулава М.Н. Гуманизация образования: направления и проблемы // Педагогика. 1996, № 4. С. 23 - 27.

22. Берулава М.Н. Общепедагогические подходы к гуманизации образования// Педагогика. 1994, № 5. С. 21 - 25.

23. Берулава М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования // Педагогика. 1996, № 1. С. 9-11.

24. Библер B.C. Школа диалога культур: введение в программу // Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы. М., 1994. - С. 239 - 252.

25. Бим-Бад Б.М., Петровский A.B. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1991, № 1. С. 3 - 8.

26. Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. М.: Знание, 1981. -64 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Этика»; № 3).

27. Бодалев A.A. Личность и общение: Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 324 с.

28. Бодалев A.A. Психология о личности. М.: МГУ, 1988. - 188 с.

29. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблема формирования личности. М.: Педагогика, 1995. - 230 с.

30. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

31. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. Сборник статей. М.: 1972.- С. 7- 44.

32. Бондаревская E.B. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования//Педагогика. 1994, № 4. С. 11 - 17.

33. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность//Педагогика. 1999, № 3. С. 37- 43.

34. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995, № 4. С. 29 - 36.

35. Бондаревская Е.В., Бермус Г.А. Теория и практика личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1996, № 5. С. 72 - 80.

36. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности (Психологическое исследование). М.: Знание, 1985. - 64 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Этика»; № 3).

37. Брожик В. Марксистская теория оценки / Пер. со словац. М.: Прогресс, 1982. - 264 с.

38. Буравихин В.А. Учитель и общество // Педагогика. 1996, № 5. -С. 60-63.

39. Буякас Т.М., Зевина О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей культурных символов в индивидуальном сознании // Вопросы психологии. 1997, № 5. С. 44 - 56.

40. Васильева З.И. Нравственное воспитание в учебной деятельности. Научно-методическое пособие для студентов пединститутов и учителей школ. Л.: ЛГПИ, 1973.- 135 с.

41. Вербицкий A.A. Психология контекстного обучения // Теоретико-методологические проблемы педагогики в условиях становления и развития целостной системы непрерывного образования. М., 1988. - С. 151 - 179.

42. Вербицкий A.A. Совершенствование педагогического процесса в вузе // Советская педагогика. 1988, № 6. С. 73 - 82.

43. Вербицкий A.A., Бакшаева H.A. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении//Вопросы психологии. 1997, № 3. С. 12-21.

44. Вершловский С.Г. Проблемы гуманизации школьного образования // Гуманизация образования: Теория. Практика. Санкт-Петербург, 1994. -С. 5 -14.

45. Вершловский С.Г. Социально-педагогические проблемы профессионального становления учителя // Особенности социально-профессиональной позиции молодых учителей. Сборник научных трудов. -Л., 1981,- С. 6-22.

46. Волченко Л.Б., Поляхова В.В. Нравственная позиция личности // Моральный выбор. М., 1980. - С. 54 - 67 с.

47. Воронцова В.Г. Аксиологические аспекты готовности учителя к решению проблем гуманизации образования // Гуманизация образования: Теория. Практика. Санкт-Петербург, 1994. - С. 15 - 36.

48. Вульфов Б.З. Учитель: профессиональная духовность // Педагогика. 1995, № 2. С. 48-52.

49. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.З. М.: Педагогика, 1983. - 368 с.

50. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет, 1996. - 156 с.

51. Вяткин Л.Г., Железновский Г.И. Опыт развития познавательной самостоятельности студентов//Педагогика. 1993, № 1. С. 61 - 66.

52. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. М.: Знание, 1984. - 79 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология»; № 7).

53. Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования. Вып. 2. М., 1995. - С. 16 - 45.

54. Ганжин В.Т. Моральная рефлексия и выбор И Моральный выбор. -М.: Мысль, 1980. С. 172 - 194.

55. Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры. М.: Московский психолого-социальный институт, 1997. 177 с.

56. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Совершенство, 1998.-608 с.

57. Гершунский Б.С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании//Педагогика. 1992, № 5-6. С. 3-13.

58. Голубева И.К. Развитие эстетической культуры общения в педагогике сотрудничества в высшей школе // Формирование личности студента в процессе профессионально-педагогической подготовки. М., 1988. - С. 26-34.

59. Громова Л.А. Управление нравственными процессами в вузах // Актуальные проблемы нравственного воспитания студентов. Межвузовский сборник научных трудов. Саратов, 1983. - С. 23 - 27.

60. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня: (В описаниях их авторов и исследователей / Ред.-сост. Е.И. Соколова; Под общ. ред. Н.Л. Селивановой. М.: Педагогическое общество России, 1998. - 333 с.

61. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика. 1995, № 1. С. 29-39.

62. Давыдов В.В. Проблемы деятельности как способа человеческого бытия и принцип монизма // Деятельность: теории, методология, проблемы. -М.: Политиздат, 1990. С. 239 - 250.

63. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. Т.З. М.: Русский язык, 1989. - 555 с.

64. Джампольски Д. Как обрести внутреннее равновесие и оздоровить свои отношения с окружающими: Мини-курс: Разговор с учителем / Пер. с англ. М.: Просвещение, 1990. - 45 с.

65. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М.Н.Скаткина. М.: Просвещение, 1982. - 319 с.

66. Дробницкий О.В. Мир оживших предметов. М.: Политиздат, 1967. -351с. (Над чем работают, о чем думают философы).

67. Дробницкий О.В. Понятие морали. М.: Наука, 1974. - 388 с.

68. Дьяченко М.И., Кандыбович JI.A. Психология высшей школы: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: БГУ, 1981. - 383 с.

69. Дэвис Ф. Полная уверенность в себе / Пер. с англ. Минск: Попурри, 1996. - 506 с.

70. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М.: Просвещение, 1989. - 189 с.

71. Жуков Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решения. Социально-психологический подход к проблеме // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. - С. 254 - 264.

72. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. - 221 с.

73. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991, № 2. С. 15-36.

74. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика. 1997, № 5. С. 3-16.

75. Зосимовский A.B. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. М.: МГУ, 1982. - 199 с.

76. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М.: Знание, 1985. - 80 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология»; № 1).

77. Каган М.С. Философия культуры. Санкт-Петербург: Петрополис, 1996.-416 с.

78. Каган М.С. Философская теория ценности. Санкт-Петербург: Петрополис, 1997. - 205 с.

79. Калмыкова З.И. Педагогика гуманизма. М.: Знание, 1990. - 79 с. -(Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология»; № 6).

80. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.: Новая школа, 1993. - 80 с.

81. Кевля Ф.И. Методы активизации формирования педагогической культуры будущего учителя // Активизация форм и методов развития духовной культуры личности студента. Межвузовский сборник научных трудов. Вологда, 1991. - С. 85 - 89.

82. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. -Оренбург, 1996.- 190 с.

83. Кларин М.В. Инновации в обучении: Метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. -М.: Наука, 1997. 222 с.

84. Кларин М.В. Личностная ориентация в современном образовании // Педагогика. 1996, № 2. С. 14-21.

85. Кларин М.В. Метафоры и ценностные ориентации педагогического сознания // Педагогика. 1998, № 1. С. 34 - 39.

86. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов н /Д: Феникс, 1996. 509 с.

87. Кобляков В.П. Этическое сознание. Историко-теоретический очерк взаимодействия морального сознания и этических воззрений. Л.: ЛГУ, 1979.-222 с.

88. Колесникова И. А. О критериях гуманизации образования // Гуманизация образования: Теория. Практика. Санкт-Петербург, 1994. - С. 37-45.

89. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. 367 с.

90. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. 383 с.

91. Корнетов Г.Б. Парадигмы базовых моделей образовательного процесса// Педагогика. 1999, № 3. С. 43 - 54.

92. Котляревский Ю.Л., Шанцер A.C. Искусство моделирования и природа игры. М.: Прогресс, 1992. 103 с.

93. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара: СамГПИ, 1994. - 165 с.

94. Краевский В.В. Педагогика между философией и психологией // Педагогика. 1994, № 6. С. 24 - 31.

95. Краевский В.В. Педагогическая теория: Что это такое? Зачем она нужна? Как она делается? Волгоград: Перемена, 1996. - 85 с.

96. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения (Методологический анализ). М.: Педагогика, 1977. - 264 с.100. «Круглый стол»: Теория и практика личностно-ориентированного образования//Педагогика. 1996, № 5. С. 72-80.

97. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. Л.: ЛГУ, 1967.173 с.

98. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя // Новые исследования в педагогических науках. М., 1972. - С. 9 - 12.

99. Кульневич C.B. Личностная ориентация методологической культуры учителя//Педагогика. 1997, № 5т С. 108-115.

100. Кулюткин Ю.Н. Интеграция знаний учителя как педагогическая проблема // Проблемы интеграции и дифференциации подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Межвузовский сборник научных трудов. Самара: СамГПИ, 1993. - С. 10 - 17.

101. Кулюткин Ю.Н. Личностно-ориентированное обучение и его педагогический смысл // Современные ориентиры в образовании педагогов. -Санкт-Петербург Иркутск, 1998. - С. 9 - 24.

102. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Моделирование педагогических ситуаций. М.: Педагогика, 1981. - 120 с.

103. Кулюткин Ю.Н. Образование взрослых и проблема функциональной неграмотности // Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры. Информ. бюл-нь, № 9. Санкт-Петербург, Новгород, Псков, 1997.-С. 3-7.

104. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

105. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981. 584с.

106. Лесохина Л.Н. Ориентация на воспитательную деятельность и профессиональная позиция молодого учителя. // Особенности социально-профессиональной позиции молодых учителей. Сборник научных трудов. -Л., 1981,- С. 23-41.

107. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX веках). Самара: СИУ, 1997. 85 с.

108. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995. - 280 с.

109. Личность. Внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / Составители Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская. Санкт-Петербург: Институт образования взрослых совместно с издательством «Тускарора», 1996. - 175 с.

110. Лобанова H.H., Косарев В.В., Крючатов А.П. Профессиональная компетентность педагога. Самара Санкт-Петербург: СамВен, 1997. - 106 с.

111. Лодкина Т.В. Активизация творческой деятельности студентов на занятиях по педагогическим дисциплинам // Активизация форм и методов развития духовной культуры личности студента. Межвузовский сборник научных трудов. Вологда, 1991. - С. 89 - 94.

112. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. - 226 с. - (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).

113. Лошаков Д.Г. Методологические и социально-этические проблемы комплексного изучения человека // Вопросы философии. 1988, № 2.- С. 7-43.

114. Львова Ю.Л. Педагогические этюды: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. - 61 с.

115. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: Книга для учителя.- М., 1990. 220 с.

116. Магомедов Н.М. Творить в счастье: Записки педагога. Самара: СИУ, 1996. - 220 с.

117. Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. - 192 с.

118. Маслова H.H. Ответственность как проявление нравственной активности личности // Активизация форм и методов развития духовной культуры личности студента: Межвузовский сборник научных трудов. -Вологда, 1991.-С. 45-51.

119. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики / Пер. с англ.- Санкт-Петербург: Евразия, 1997. 430 с.

120. Мелик-Пашаев A.A. Гуманизация образования: проблемы и возможности//Вопросы психологии. 1989, № 5. С. 11 -18.

121. Минкина H.A. Воспитание ответственностью. М.: Высшая школа, 1990. 143 с.

122. Момов В. Человек, мораль, воспитание: (Теоретико-методологические проблемы) / Пер. с болг. М.: Прогресс, 1975. - 163 с.

123. Моральные ценности и личность. М.: МГУ, 1994. - 176 с.

124. Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской. М.: Педагогика, 1990. - 104 с.

125. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Пер. с англ. -М.: Класс, 1994. 132 с.

126. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. М.: Институт практической психологии; Воронеж: Модэк, 1995. - 356 с.

127. Никандров Н.Д. На путях к гуманной педагогике // Советская педагогика. 1990, № 9. С. 41 -47.

128. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. 1998, № 3. С. 3 - 10.

129. Нравственная жизнь человека: искания, позиции, поступки / Редкол.: А.И.Титаренко (отв. ред,) и др. М.: Мысль, 1982. - 295 с.

130. Олпорт Г.В. Личность в психологии. Санкт-Петербург: КСП+, Ювента, 1998.-413 с.

131. Орлов А.А. Профессиональное мышление учителя как ценность // Педагогика. 1995, № 6. С. 63 - 68.

132. Орлов А.Б. Перестройка психолого-педагогической подготовки учителя//Вопросы психологии. 1988, № 1. С. 22- 29.

133. Осухова Н.Г. О трудностях принятия учителями и студентами идеи гуманизации школы // Формирование личности школьника и студента в условиях демократизации, гуманизации образования. Волгоград, 1992. 4.2. - С. 88-96.

134. Осухова Н.Г. Современные учителя и воспитание или Прошлое и настоящее // Педагогика. 1995, № 3. С. 60 - 63.

135. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 602 с.

136. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А.Смирнова. М.: Академия, 1998. - 512с.

137. Петровский A.B. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. М.: Педагогика, 1984. - 272 с.

138. Петровский В.А. Идея «Я=МИР» в развитии личности // Новые ценности образования. Вып. 3. М., 1995. - С. 27 - 37.

139. Пискунов А.И. Педагогическое образование: цель, задачи и содержание // Педагогика. 1995, № 4. С. 59 - 63.

140. Подласый П.И. Педагогика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Просвещение; Владос, 1996. - 432 с.

141. Попов A.A. Грани духовности // Педагогика. 1996, № 1. С. 4043.

142. Проблемы гуманизации. Новое осмысление старых проблем. Тезаурус / Под ред. Ю.Н.Кулюткина. Санкт-Петербург: Институт образования взрослых Российской Академии Образования, 1997. - 52 с.

143. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещеряковой. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1998. -440 с.

144. Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) // Педагогика. 1995, № 5. С. 87 - 90.

145. Рахматуллина Ф.Р., Курбанова А.Т. Основы педагогического общения. Казань: Казанский университет, 1984. - 60 с.

146. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Пер. с нем. М.: Республика, 1998. - 413 с.

147. Рогова P.M. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентаций личности. М.: Институт развития личности, 1996. -144 с.

148. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1994. - 480 с.

149. Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии. -М.: МГУ, 1986,- С. 200-231.

150. Российская педагогическая энциклопедия в 2-х томах / Гл. ред. В.В.Давыдов. Т. 1. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. - 608 с.

151. Рубинштейн C.JI. Направленность личности // Основы общей психологии. Санкт-Петербург, 1998. - С. 518-531.

152. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. - 127 с.

153. Сагатовский В.Н. Образ жизни и активная жизненная позиция личности // Нравственная жизнь человека: искания, позиции, поступки. М.: Мысль, 1982.- С. 12-33.

154. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии: философские основы мировоззрения: В 3-х ч. 4.1: Введение: философия и жизнь. Санкт-Петербур. : Санкт-Петербургский университет, 1997. - 224с.

155. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. JL: Наука, 1979. - 264 с.

156. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. М.: Новая школа, 1993. - 135 с.

157. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. -М.: Политиздат, 1990. - С. 319 - 344.

158. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. 1994, № 5. С. 16- 21.

159. Симеонова Л. Человек рядом / Пер. с болг. М.: Политиздат, 1989. -158 с.

160. Симонов П.В. Эмоции и воспитание (вопросы воспитания в свете информационной теории эмоций) // Вопросы философии. 1981, № 5. С. 39-48.

161. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов E.H. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. -М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.

162. Словарь русского языка: В 4-х т. Т. 3. М.: Русский язык, 1987.750 с.

163. Смолендев Ю.М. Мораль и нравы: Диалектика взаимодействия. -М.: МГУ, 1989.-200 с.

164. Современная философия. Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. - 511 с.

165. Солженицын А.И. Как нам обустроить Россию: Посильные соображения // Комсомольская правда. Спецвыпуск. 1990, 18 сентября. 16 с.

166. Спирин Л.Ф. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач. Ярославль: Ярославский пединститут, 1974. - 130 с.

167. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. -М.: Российское Педагогическое Агенство, 1997. 174 с.

168. Сухобская Г.С. Гуманистическая направленность обучения будущего учителя // Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры. Информ. бюл-нь, № 8. Санкт-Петербург, Новгород, Псков, 1996. - С. 5-7.

169. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 1989. - 286 с.

170. Сухомлинский В.А. О воспитании совести // Педагогика. 1995, № 4. С. 49-51.

171. Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. М.: Советская Россия, 1978. 93 с.

172. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1971.-335 с.

173. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера. М.: Педагогика, 1983. - 352 с.

174. Тимашев С.Н. Развитие социологии права и ее сферы.// Беккер Б., Босков А. Современная социологическая теория. М., 1961. С. 481 - 543.

175. Титов В.А. Мораль познающая. М.: Знание, 1984. - 64 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Этика»; № 6).

176. Толковый словарь русского языка: В 4-х т. / Под ред. проф. Д.Н.Ушакова. Т. 3. М., 1939. Т.З. - 630 с.

177. Туровский М.Б; Философские основания культурологии. М.: РОССПЭН, 1997.-440 с.

178. Филиппова В.И. Культура и мировоззрение учителя // Педагогика. 1992, № 3-4. С. 58-63.

179. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л.Ф.Ильичев. -М.: Советская энциклопедия, 1983. 839 с.

180. Флах Г. Методологические основы определения содержания подготовки по предмету педагогика // Взаимосвязь теории и практики в процессе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Сборник научных трудов. М., 1990. - С. 9 - 15.

181. Фонарев А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации//Вопросы психологии. 1997, № 2. С. 88-94.

182. Франкл В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.-366 с.

183. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. - 429 с.

184. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. - 415с.

185. Фромм Э. Человек: Кто это такой (или Кто есть человек)? // О человеке. Вып.1: (Пространство и время, люди и вера в его жизнь). М.: Знание, 1991. - 64 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Философия и жизнь»; № 12).

186. Хазард Дж., Вершловский С.Г. Ценностные ориентации советских и американских учителей // Педагогика. 1992, № 3-4. С. 102 - 106.

187. Хмель Т.А. Личностный аспект профессионально-педагогической подготовки студента педагогического вуза // Формирование личности учителя в процессе профессионально-педагогической подготовки. Сборник научных трудов. М., 1988. - С. 4 - 9.

188. Хмелюк Р.И. Подготовка учителя в вузе // Педагогика. 1992, № 9-10. С. 119-120.

189. Целикова О.П. Нравственная целостность личности. М.: Наука, 1983.-158 с.

190. Чирков В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция//Вопросы психологии. 1997, № 3. С. 102-111.

191. Шакеева Ч.А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно-экономических условиях. М.: Институт практической психологии; Воронеж: Модэк, 1998. - 192 с.

192. Шеллинг Ф. Философское исследование о сущности человеческой свободы и связанных с нею предметах // Шеллинг Ф. Сочинения: / Пер. с нем. В 2-х т. Т.2 -М.: Мысль, 1989. С. 86 - 158.

193. Школьник Г.И. От единого мировоззрения к личностным ценностям//Педагогика. 1994, № 5. С. 34-36.

194. Шубинский B.C. Человек как цель воспитания // Педагогика. 1992, № 3-4. С. 37 - 43.

195. Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований (Методологический анализ) // Педагогика и логика. М., 1993. - С. 16 - 200.

196. Щербак Ф.Н. Мораль как духовно-практическое отношение: Методологический аспект. JI.: ЛГУ, 1986. - 176 с.

197. Эльконин Д.Б. Кризис детства и основание проектирования форм детского развития//Вопросы психологии. 1992, № 3-4. С. 7- 13.

198. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975,- С.89- 105.

199. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: СамГУ, 1995. 328 с.

200. Яковлев A.A. Рефлексия и игра. Проблемы методологии. М.: Педагогика, 1984. 179 с.

201. Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь: Избранные психологические труды. М.: Институт практической психологии; Воронеж: Модэк, 1996. - 379 с.1. АНКЕТА

202. Что в данный момент является для Вас наиболее значимым? (Поставьте на 1,2,., 18 место).1. дружба народов;2. культура;3. мир на всей земле;4. наука;5. образование;6. окружающая природа;7. отчий дом;8. родина;9. семья;10. труд;11. человек.