Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Социалистические семейные обычаи и традиции как средство идейно-нравственного воспитания детей

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Мирзоев, Назим Ханджан оглы
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Баку
Год защиты
 1982
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Социалистические семейные обычаи и традиции как средство идейно-нравственного воспитания детей», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Мирзоев, Назим Ханджан оглы, 1982 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА. I. СОШ1Ш^О-Ш1ЩАТО1ЖЕСШЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ОБЫЧАЕВ И ТРАДИЦИЙ В ИДЕЙНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.

§ I. Сущность и особенности семейных обычаев и традиций 20 •

§ 2. Социалистические семейные обычаи и традиции как эффективное средство воспитания детей в духе социалистического гуманизма и патриотизма, пролетарского интернационализма.

§ 3. Социалистические семейные обычаи и традиции и их функции в подготовке сознательных и активных строителей коммунистического общества.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СЕМЕЙНЫХ ОБЫЧАЕВ И ТРАДИЦИЙ В ИДЕЙНО-НРАВСТВЕННОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИИ

§ I. Характеристика основных принципов использования социалистических, семейных обычаев и традиций в идейнонравственном воспитании детей.

§ 2. Пути внедрения социалистических семейных обычаев и традиций в практику идейно-нравственного воспитания подростков, юношей и девушек.

Выводы по второй главе.

ЗАКДШЕНИЕ.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Социалистические семейные обычаи и традиции как средство идейно-нравственного воспитания детей"

По мере развития социалистического общества Коммунистическая партия Советского Союза и Советское государство уделяют все более пристальное внимание идейно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Целеустремленно выполняется указание В.И.Ленина о том, "чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали", которая "служит делу построения коммунизма"(10, с.313 и 316).

Серьезная общественно-политическая значимость повышения эффективности идейно-нравственного воспитания детей и молодежи подчеркивалась в Программе КПСС, в решениях партийных и комсомольских съездов, в материалах пленумов ЦК КПСС, постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, в государственных документах по народному образованию и коммунистическому воспитанию молодого поколения.

С особой силой подчеркнуто значение идейно-нравственного воспитания Ш съездом КПСС, творчески развившим учение В.И.Ленина в условиях развитого социалистического общества. Основой решения этой актуальной проблемы съезд провозгласил комплексный подход к постановке всего дела воспитания, сущность которого заключается в тесном единстве идейно-политического, трудового и нравственного воспитания. Определена также конкретная задача нравственного воспитания, выполнение которой является объективной необходимостью на современном этапе развития нашего общества.

Осуществление коммунистического идеала по воспитанию советских лвдей, в том числе и подрастающего поколения, является одной из главных задач партии: ". добросовестный труд, высокая гражданственность, идейно-нравственные качества - вот чем определяется положение и престиж человека в нашей стране"(18, с.581).

Предметом первостепенной заботы партии, - говорится в передовой газеты "Правда", - была и остается политическая, идейно-нравственная закалка трудящихся, молодой смены (107,с.I). "Стало быть, нужно усиливать воспитательную работу, - подчеркивает Л.И.Брежнев в отчетном докладе ХХУТ съезду КПСС, - я имею в виду и воспитание трудовое, и воспитание нравственное, и воспитание идейно-политическое." (45, с.67).

Конкретное воплощение идей В.И.Ленина, КПСС в жизнь совершается повсеместно с учетом особенностей союзных и автономных республик, областей, краев и национальных округов. В отчетном докладе XXX съезду КП Азербайджана кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС, первый секретарь ЦК КП Азербайджана тов. Г.А.Алиев сказал: "Главные усилия в идеологической сфере были сосредоточены, можно сказать, на возрождении нравственного воспитания. КП Азербайджана осуществила действенные меры, направленные на резкое усиление роли идейно-нравственных факторов во всех сферах жизни республики. Укрепился и значительно обогатился духовный, нравственный потенциал трудящихся, усилилась идейно-политическая направленность воспитательной работы, сложилась стройная система нравственного воспитания"(34, с.181 и 198).

Организуя практическую деятельность по идейно-нравственному воспитанию различных групп населения, наша партия исходит из того, что коммунистическое воспитание в современных условиях представляет собой необычайно сложный, многогранный и много-каналовый процесс, включающий в себя "широкий круг взаимосвязанных проблем семейного воспитания, быта, отдыха, использование свободного времени, правильного понимания личностью своего места в обществе" (46, с.97), Практическая реализация процесса воспитания возможна только при условии "объединения усилий учебных заведений, трудовых коллективов, общественности и семьи" (26, с.272). Таким образом, в осуществлении величественной программы построения коммунистического общества наша партия наряду с другими общественными институтами важное место отводит советской семье, которая является естественной первичной ячейкой общества, где "реализуется прелесть человеческой жизни, куда приходят отдыхать победные силы человека, где растут и живут дети - главная радость жизни"(133, с.35).

Почетная и ответственная роль семьи, законодательно закрепленная в Конституции СССР, объясняется прежде всего тем, что ребенок свой первый жизненный опыт получает именно в семье: психологами доказано, что в первые годы жизни ребенка под воздействием его эмоциональных и речевых контактов с родителями и старшими закладываются основы умственного и духовного созревания сознательного и активного строителя коммунистического общества. Если учесть, что основы характера ребенка закладываются в значительной мере к 5 годам жизни, то как раз в семье и получают свое первичное оформление ведущие качества личности, приобретают более или менее устойчивые очертания основные принципы и нормы поведения будущего гражданина. Отсщца закономерно следует, что развитие ребенка, его будущее место в жизни, в строительстве нового, самого совершенного общества на земле во многом зависит от тех идейно-нравственных уроков, которые он получил в семье.

Эти выводы советской психолого-педагогической науки получили еще одно конкретное подтверждение в материалах секции "Семья в системе нравственного воспитания" Всесоюзной научнопрактической конференции "Формирование активной жизненной позиции: опыт и актуальные проблемы нравственного воспитания", состоявшейся по решению ЦК КПСС 25-27 апреля 1979 года в Баку. В Постановлении ЦК КП Азербайджана по итогам Всесоюзной научно-практической конференции ввдвинуто теоретически обоснованное требование ко всем организациям и учреждениям "вести постоянную, вдумчивую и тактическую работу по укреплению советской семьи; уделять больше внимания повышению ее высокой роли в укреплении морального здоровья общества, воспитать в сознании лвдей ответственность за прочность семьи,." (39, статья 6),

Практика коммунистического строительства неоспоримо свидетельствует о том, что в процессе постепенного перерастания социалистических общественных отношений в коммунистические семья не только не теряет своей социально-политической и воспитательной значимости, как это пытаются "доказать" буржуазные идеологи, а наоборот, превращается в мощный фактор коммунистического воспитания молодого поколения Страны Советов.

Вместе с тем, объективные условия существования развитого социалистического общества требуют не только признания важной роли семьи в общественной жизни, но и все более эффективного использования всех имеющихся средств идейно-нравственного воспитания детей в семье. "Могучим средством закрепления идейно-нравственных высот в практике повседневной жизни, - отмечает XXX съезд КП Азербайджана, - являются социалистические традиции и обычаи. Пропаганда революционных, боевых и трудовых традиций, воспитание на них трудящихся, особенно подрастающего поколения, - одно из главных направлений идеологической работы Компартии Азербайджана. Лучшие из сложившихся у нас гражданских традиций и обрядов вобрали в себя важнейшие ценности реального социализма, отразили прогрессивные достижения истории и культуры азербайджанского народа, они отвечают высоким идейно-политическим , нравственным и художественно-эстетическим критерием" (47, с. 128).

Факты показывают, что в азербайджанской семье, как и во всех национальных семьях других республик нашей страны, в ходе многовековой истории сложились различные обычаи и традиции, которые, передаваясь от поколения к поколению и со временем все более совершенствуясь, оказали огромное влияние на весь уклад ее жизни, на развитие идейно-нравственных качеств подрастающей смены. Вместе с тем "требуется большое терпение, такт, настойчивость, чтобы внедрять в быть социалистическую обрядность, чтобы прочно воши в жизнь новые семейно-бытовые традиции и обычаи. Необходима серьезная научно-атеистическая, агитационно-пропагандистская работа, а главное - вовлечение широкой общественности в борьбу за укрепление, развитие и совершенствование социалистических традиций и обычаев" (46, с. 129). В этом "и сама наука должна быть постоянным "возмутителем спокойствия", показывая, на каких участках наметились застой и отставание, где современный уровень знаний дает возможность двигаться вперед быстрей, успешней" (45, с.43).

Анализ соответствующей философской, социологической, ис-торико-этнографической и педагогической литературы свидетельствует, что социалистические семейные обычаи и традиции как фактор идейно-нравственного воспитания детей мало исследованы. в исследованиях советских философов и социологов Н.С.Сар-сенбаева (168,169), М.М.Саттарова (170,171), А.К.Алиева (56 -57), Ф.и.мирзаханова (143), О.Д.Умурзаковой (184), Л.П.Буевой (87) и других рассматриваются природа и закономерности развития народных и общесоветских обычаев и традиций, их роль в формировании нового человека, анализируются причины существования пережитков прошлого в обычаях и традициях.

Историки и этнографы А.С.Мамедов (137), Г.А.Гулиев (103), А.Кязимов (124) и другие акцентируют внимание на происхождении, развитии ш видоизменении отдельных ритуалов, обрядов,обычаев и традиций в быту.

Однако и первые и вторые группы ученых, указанные выше, затрагивают только национальные и общесоветские обычаи и традиции.

В плане нашего исследования среди философов, социологов, историков и этнографов особый интерес представляют работы И.В. Суханова, Л.Д.Суслопаровой и А.Рахмановой,

И.В.Суханов рассматривает обычаи и традиции как социальный механизм, осуществляющий передачу общественных ценностей от поколения к поколению и тем самым формирующий внутреннее единство и национальное своеобразие культуры народа, рассказывает о прогрессивных и реакционных обычаях и традициях, прослеживает становление новых, нравственно ценных обычаев и традиций, их положительную роль в утверждении морали социалистического общества, в становлении советского образа жизни. Хотя семейным обычаям и обрядам, а также традициям в работах И.В. Суханова отводится незначительное место, весьма существенно здесь то, что автор заостряет вопрос о необходимости их неотложного изучения и целенаправленного применения (176-178).

Л.Д.Суслопарова подчеркивает, что Великая Октябрьская социалистическая революция радикально преобразила социальные отношения, внесла коренные изменения и в семье. Возникли новые, свойственные только советской семье, революционные, патриотические и трудовые традиции. Однако автор, фрагментарно освещает опыт применения таких традиций и перспективы их использования. Но работы Л.Д.Суслопаровой носят не научный, а публицистаческий характер.

А.Рахманова в своей диссертационной работе по философии "Возникновение и развитие традиций и обычаев в советской семье" в историко-логическом плане освещает вопросы происхождения семейных обычаев и традиций, делает попытку раскрыть механизм их формирования и развития, правильно, на наш взгляд, подчеркивает их классовую сущность в антоганистических общественно-экономических формациях. Используя большой фактический материал из жизни киргизской семьи, исследователь раскрывает процесс борьбы нового со старым, показывает объективную основу и субъективные предпосылки рождения новых социалистических семейных обычаев и традиций, стремится проанализировать практику их внедрения в жизнь современной киргизской семьи. Примечательно, что в создании этих обычаев и традиций автор значительное место отводит новой, более серьезной роли женщины в жизни семьи, в воспитании детей. Вместе с тем мы не можем согласиться с А.Рахмановой в отождествлении семейных обычаев и традиций. Автор не раскрывает системы обычаев и традиций, поверхностно, расплывчато обрисовывает их роль и значение в воспитании детей. С162;•

Опубликовано немало работ, посвященных проблемам анализа обычаев и традиций и непосредственно в педагогическом аспекте. Однако один из них характеризуют только школьные традиции С58, 12ь,141), другие - революционные и боевые традиции v49,b0, 110,149,197), третьи - национальные и общесоветские i62,67, 153, 155, 163).

Есть работы {в основном отдельные журнальные и газетные статьи), в которых в той или иной мере затрагивается опыт совместной работы школы, семьи и общественности в воспитании детей Сби,9ь,1иО,14У и др.). Но ни в одной из них социалистические семейные обычаи и традиции не освещаются должным образом, хотя для изучения данной проблемы они небезинтересны.

Среди очень малочисленных педагогических исследований, прямо или косвенно посвященных семейным обычаям и традициям (147, 148, 150, 166, 173, 180, 182), наибольший интерес представляют три кандидатские диссертации: С.Р.Рыгзенова ("Воспитание подростков в семье и школе на народных трудовых традициях", 166), Г.И.Скретнева ("Проблема влияния советских народных традиций на формирование нравственных качеств личности младшего школьника в семье", 173) и С.С.Танхасаевой ("Прогрессивные народные традиции в современной практике воспитания в семье и сельской школе Бурятии", 180). В этих диссертациях характеризуются национальные обычаи и традиции каждой республики, ставится вопрос о необходимости использования прогрессивных народных обычаев и традиций в нравственном воспитании детей в семье и школе. Но в этих работах смешиваются семейные, национальные (народные), общесоветские обычаи и традиции, нет целостного подхода к проблеме, не учитываются особенности этих обычаев и традиций, отождествляются семейные "обычаи" и "традиции", нет конкретных советов и рекомендаций о принципах, путях и формах использования этих обычаев и традиций в воспитании.

Что же касается исследования социалистических семейных обычаев и традиций в Азербайджанской ССР, то следует отметить, что в нашей республике эта проблема в педагогическом аспекте пока еще никем специально не разрабатывалась. Поэтому полагаем, что результаты нашего исследования в какой-то мере восполнят этот пробел.

Таким образом, предпринятый нами анализ соответствующей литературы и конкретная практика использования социалистических семейных обычаев и традиций в идейно-нравственном воспитании детей и молодежи в Азербайджанской ССР свидетельствует, что педагогическая наука еще недостаточно глубоко вникла в суть семейных обычаев и традиций, в особенности методики целенаправленного внедрения и реализации их, а значит и не оказывает серьезного влияния на повышение эффективности их воспитательного воздействия на детей и молодежь в условиях жизнедеятельности современной социалистической семьи. Между тем глубокое изучение, систематизация социалистических семейных обычаев и традиций, разработка принципов и путей их применения в конкретно- исторической обстановке, подготовка научно обоснованных, действенных рекомендаций по их позитивному совершенствованию - все это оказало бы очень большую реальную помощь родителям и воспитателям в процессе идейно-нравственного воспитания детей в семье.

Необходимость практического решения этой проблемы в условиях нашей республики неоднократно отмечалась в различных партийных и государственных документах. А после Октябрьского (1971 года) Пленума ЦК КП Азербайджана эта проблема занимает особое место и постоянно находится в центре внимания всех партийных, комсомольских и других общественных организаций Азербайджанской ССР.

Следовательно, актуальность данной проблемы заключается, во-первых, в ее педагогической неразработанности в специфических условиях Азербайджанской ССР, во-вторых, в ее жизненной необходимости, по причине чего она включена в план координационных исследований НШ ПН Азербайджанской ССР и согласована с Советом по координации педагогических исследований в СССР (181, с. 154).

Исходя из вышеизложенного и с учетом того, что высшим эталоном развития прогрессивных семейных обычаев и традиций являются социалистические семейные обычаи и традиции, мы определили тему исследования: "Социалистические семейные обычаи и традиции как средство идейно-нравственного воспитания детей", В работе особое внимание уделяется идейной стороне нравственности, ее методологическому обоснованию. Мы считаем, что идейно-нравственное воспитание - это то же самое нравственное воспитание, но с акцентом на его идейную сторону. Как справедливо отмечает А.В.Иващенко, понятие "идейно-нравственное воспитание" не позволяет ограничить процесс воспитания только формированием общечеловеческих добродетелей (честность, доброта, отзывчивость, чуткость, порядочность и др.). Оно синтезирует наиболее существенные, закономерные качества личности общества развитого социализма (коммунистическая идейность, советский патриотизм, пролетарский интернационализм, коммунистическое отношение к труду, социалистический гуманизм, коллективизм, социальная активность) (109, с. 11-12)•

Объектом нашего исследования является социалистическая семья, ее деятельность по идейно-нравственному воспитанию подростков, юношей и девушек посредством прогрессивных семейных обычаев и традиций.

Предмет исследования - процесс использования социалистических семейных обычаев и традиций в вдейно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

Цель исследования предполагает раскрытие сущности и воспитательных возможностей социалистических семейных обычаев и традиций в условиях жизнедеятельности азербайджанской семьи, выявление и характеристика основных принципов использования их идейно-нравственного потенциала в коммунистическом воспитании подростков, юношей и девушек, освещение путей внедрения социалистических обычаев и традиций в практику идейно-нравственного воопитания детей в семье, а также разработка научно-обоснованных практических рекомендаций по использованию обычаев и традиций в идейно-нравственном воспитании.

Данная цель определила конкретные задачи исследования:

- раскрыть сущность социалистических семейных обычаев и традиций, показать их особенности;

- проанализировать воспитательные возможности использования азербайджанских социалистических семейных обычаев и традиций для совершенствования идейно-нравственного воспитания подростков, юношей и девушек;

- вскрыть и охарактеризовать основные принципы использования социалистических семейных обычаев и традиций в идейно-нравственном воспитании подрастающего поколения;

- выявить актуальные пути внедрения социалистических обычаев и традиций в практику идейно-нравственного воспитания подростков, юношей и девушек в азербайджанской семье и дать РЯД соответствующих практических рекомендаций.

При достижении поставленной цели и решении намеченных задач мы руководствовались следующей гипотезой: в обществе развитого социализма, где коммунистическое воспитание детей стало поистине всенародным делом, внедрение и применение социалистических семейных обычаев и традиций в практике идейно-нравственного воспитания детей и юношества будет достаточно эффективным при соблюдении ряда социально-педагогических условий:

-если воспитание осуществляется с учетом сущности и специфических особенностей социалистических семейных обычаев и традиций;

- если рационально используется идейно-нравственный потенциал прогрессивных обычаев и традиций;

- если практика идейно-нравственного воспитания подростков, юношей и девушек в семье осуществляется в соответствии с социально обусловленными принципами построения процесса коммунистического воспитания;

- если используется совокупность различных путей внедрения позитивных народных обрядов, обычаев, традиций и ритуалов в семейную практику идейно-нравственного совершенствования подрастающей смены.

Методологической основой исследования явилось марксистско-ленинское учение о коммунистическом воспитании, о взаимосвязи - взаимообусловленности общественной и семейной жизни, о сущности брачно-семейных отношений и ее особенностях на разных исторических этапах развития общества, о сущности и особенностях обычаев и традиций.

Для достижения цели и решения поставленных задач была использована адекватная им методика изучения проблемы. Она включила в себя педагогически целесообразную систему методов исследования:

I. Наблюдение. Успешному выполнению работы во многом способствовал наш многолетний опыт занятий с учащимися и контактов с их родителями, постоянное общение с сельскими жителями Азербайджанской ССР, знание конкретных условий их быта и образа жизни.

Непосредственные многолетние наблюдения за воспитанием детей через посредство прогрессивных семейных обычаев и традиций осуществлялись с 1965 года. Выполнение обязанностей учителя и классного руководителя средних школ № I и № 2 Исмаиллинского района, посещение семей школьников, общение со всеми членами семей, участие в мероприятиях, организуемых представителями общественности и семейными коллективами, позволили автору основательно изучить состояние взаимоотношений в наблвдаемых семьях, сделать выводы о том, какими обычаями и традициями пользуется каждая семья, как к ним относятся члены семейного коллектива и как родители применяют их в процессе идейно-нравственного воспитания детей,

2. В процессе исследования важное место занимало изучение и анализ следующих необходимых материальных источников: а) трудов классиков марксизма-ленинизма, раскрывающие вопросы нравственного воспитания подрастающей смены, роль семьи в развитии общества, сущность обычаев и традиций (I-I3); б) Программы КПСС, материалов ХХУ и ХХУТ съездов КПСС, XXIX и XXX съездов КП Азербайджана, решений комсомольских съездов и пленумов, законов и постановлений партии и правительства, указаний общественно-политических и государственных деятелей нашей страны по вопросам идейно-нравственного воспитания детей и молодежи (14-48); в) трудов выдающихся педагогов - К.Д.Ушинского,Н.К.Крупской, А.С.Макаренко о воспитательной роли прогрессивных обычаев и традиций (185-187, II8-I2I, 128-135); г) философской, этнографической, исторической, научно-популярной, художественной литературы, газетных и журнальных статей (см.: список использованной литературы); д) методологических трудов современных советских ученых-педагогов О.С.Богдановой (80-82), Н.И.Болдырева (83-85), А.Ю.Гордина (99), И.В.Гребенникова (100-102), А.В.Иващенко (138), Н.М.Кязимова (122-123), И.С.Марьенко (138-149),Н.Е.Мой-сеш (144-145), М.А.Мураджанова (146), А.М.Низовой(151-152), И.Ф.Харламова (188) и многих других о нравственном воспитании подрастающего поколения; е) этнопедагогики азербайджанского народа, рассматривавмой в научных трудах А.Ш.Гашимова, М.А.Мурадханова, Ю.Р.Талы-бова, А.А.Тагиева и других (94, 95, 146, 179 и др.).

3. В выборном исследовании с охватом 95 семей широко использовались беседы, интервью и анкетные опросы.

Данные для исследования были собраны в двух городах (Баку, Кировабад) и 27 населенных пунктах из 7 сельских районов, центрами которых являются Ахсу, Геокчай, Закатали, йсмаиллы, Куткашен, Лачин, Шемаха.

Диссертант имел 540 зафиксированных личных бесед с родителями и другими членами семей, организовал 194 интервью с родителями учащихся, классными руководителями, подростками и старшеклассниками, представителями общественности, провел анкетный опрос 300 родителей. Для определения количественно-качественных оценок результативности использования отдельных социалистических семейных обычаев и традиций применялась статистическая обработка полученных данных.

4. Анализ и обобщение собранного материала. С помощью анкетных данных, результатов наблюдений, бесед, изучения материалов республиканской периодической печати, анализировался и обобщался широкий эмпирический материал из опыта использования прогрессивных семейных обычаев и традиций в идейно-нравственном воспитании подрастающей смены. Наиболее значимымв в этом плане мы считаем монографическое изучение соответствующего положительного опыта 9 семей (из них - 5 сельских). Все это дало нам возможность выявить основные принципы использования социалистических семейных обычаев и традиций в идейно-нравственном воспитании детей, выделить и охарактеризовать конкретные пути реализации выявленных принципов в практике семейного воспитания в условиях Азербайджанской ССР.

Полученные сведения еще более выросли и дополнились в процессе обсуждений и диспутов на теш семейных обычаев и традиций, организованных нами для студентов очного и заочного отделений АПИШиЛ им, М.Ф.Ахундова и для старшеклассников школы № 44 Насиминского района г. Баку. Ряд вопросов обсуждался в ходе научно-педагогических конференций, организованных нами в АПИРЯиЛ им. М.Ф.Ахувдова и в сельских районах по линии Педоб-щества республики и республиканского общества "Знание".

В результате обобщения собранного фактического материала нами был сделан ряд выводов как общего, так и специфического характера.

Новизна исследования заключается:

- в выявлении и систематизации новых социалистических семейных обычаев и традиций, обусловленных советским образом жизни, а также в определении обычаев и традиций, утративших свою положительную социально-педагогическую значимость;

- в осуществлении первой попытки систематизации и обобщения положительного опыта идейно-нравственного воспитания детей в азербайджанской семье через посредство социалистических семейных обычаев и традиций;

- в раскрытии сущности и особенностей социалистических семейных обычаев и традиций применительно к условиям Азербайджанской GGP;

- в анализе идейно-нравственного потенциала социалистических семейных обычаев и традиций современной азербайджанской семьи для коммунистического воспитания детей; в в определении и характеристике основных принципов использования социалистических семейных обычаев и традиций в идейно-нравственном воспитании подростков, юношей и девушек;

- в выявлении актуальных путей внедрения социалистических семейных обычаев и традиций в практику идейно-нравственного

- 18 воопитания детей и молодежи в современной азербайджанской семье.

Практическая значимость исследования заключается в выявлении потенциальных возможностей и положительного опыта идейно-нравственного воспитания детей и юношества в современных азербайджанских семьях посредством социалистических семейных обычаев и традиций, в выявлении и характеристике сущности принципов использования прогрессивных семейных обычаев и традиций в развитом социалистическом обществе, в показе путей внедрения семейных обычаев и традиций в семейную воспитательную практику, в разработке научно обоснованных рекомендаций по эффективному внедрению и использованию социалистических семейных обычаев и традиций для идейно-нравственного воспитания подростков, юношей и девушек в условиях Азербайджанской ССР.

Достоверность проведенного исследования определяется исходными методологическими и теоретическими позициями, документами об апробации результатов работы, количественным и качественным анализом массовых данных, а также представительной базой и методикой, адекватной целям и задачам исследования.

Апробация результатов исследования осуществлялась на за-нятияз родительских университетов и лекториев в гг. Баку, Кировабаде, на родительских собраниях городских и сельских школ; на районных конференциях по проблемам семейного воспитания,на республиканской научной конференции по теме "Актуальные проблемы коммунистического воспитания в свете решений ХХУ съезда КПСС" (Баку, 1978); на совместных заседаниях кафедр и научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава АПИРЯиЛ им. М.Ф.Ахудцова по итогам научно-исследовательских работ за 1974, 1975, 1976, 1977 годы; в сообщениях в отделе взаимодействия школы, семьи и общественности НИИ педагогиче

- 19 ских наук Азербайджанской ССР, на конференциях молодых ученых этого института (Баку, I975-I98I). Результаты исследования пропагандировались также в процессе лекционных и лабораторно-практических занятий по педагогике в АПИРЯиЛ им. М.Ф.Ахундова.

Внедрение результатов исследования в практику осуществлялось посредством разработки научно обоснованных советов и рекомендаций по использованию социалистических семейных обычаев и традиций и внедрение их в быт, в жизнь азербайджанских семей через республиканские и районные газеты, через журналы ("Женщина Азербайджана", "Начальная школа и дошкольное воспитание", "Азербайджанская школа", "Культурно-просветительная работа"), через руководство соответствующими секциями научно-практических конференций в Исмаиллинском, Лачинском, Шемахин-ском и других районах Азербайджанской ССР, проводившихся республиканским обществом "Знание" и педагогическим обществом, районными отделами народного образования, кафедрой педагогики АПИРЯиЛ им. М.Ф.Ахувдова, через организацию и проведение конференций и диспутов, посвященных семейным обычаям и традициям, со студентами дневного и заочного отделений АШРЯиЛ им.М.Ф. Ахундова, со старшеклассниками из вышеуказанных районов, а также в школе № 44 Насиминского района г. Баку.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В свете материалов ХХУТ съезда Коммунистической партии Советского Союза, "Основных направлений экономического и социального развития СССР на I98I-I985 годы и на период до 1990 года", а также материалов XXX съезда Коммунистической партии Азербайджана исключительную актуальность приобретает изучение идейно-нравственного воспитания подрастающих поколений. Коммунистическая партия рассматривает успешное решение задачи воспитания детей и молодежи в духе высокой коммунистической сознательности, готовности, воли и умения строить коммунизм как важнейшее условие окончательного построения и завершения коммунистического общества, а потому придает столь серьезное значение исследованию вопросов, связанных с использованием воспитательного потенциала реальной деяствительности развитого социалистического общества в подготовке сознательных и активных участников процесса созидания самого совершенного общества на земле. "Партийные работники, - указывает Г.А.Алиев, - ждут от ученых глубокого теоретического осмысления опыта и проблем нравственного воспитания, всестороннего раскрытия закономерностей морального развития личности в условиях зрелого социалистического общества, исследований причин и путей преодоления антиобщественных явлений. Необходима организация комплексных научных исследований наиболее эффективных форм и методов нравственного воспитания, координация усилий специалистов различных отраслей общественной науки и практики" (32, с. 59).

Конкретное социально-педагогическое исследование, организованное и проведенное диссертантом, дает возможность подойти к рассмотрению сущности семейных обычаев и традиций как к специфическим общественным явлениям, которые вызываются семейными отношениями, по своей сути и содержанию являются исторически сложившимися принципами, нормами и правилами коллективного поведения людей в семье, характеризующиеся относительной устойчивостью и обобщенностью, преемственно передающиеся от старших поколений к младшим и позволяющие интенсивно формировать духовные качества детей и молодежи на революционных, боевых и трудовых традициях старших поколений.

Исходя из методологической основы марксистско-ленинского учения о семье как первичной ячейки общества в виде отношений между мужем и женой, родителями и детьми, выполняющей различные функции, включая природно-биологическую, социальную, экономическую и духовную, мы определяем характер семейных обычаев и традиций как исторический, социально-классовый и глубоко диалектичный, а механизм зарождения, образования и закрепления семейных обычаев и традиций в виде групповых действий, вложившихся на основе многократного удовлетворения потребностей семейного коллектива, рассматриваем как близкий к механизму зарождения, образования и закрепления индивидуальных человеческих привычек.

Вскрыта диалектическая взаимосвязь семейных обычаев и традиций с национальными и общечеловеческими. При видимом сходстве между собой семейные обычаи и семейные традиции не тождественны, они имеют свои специфические отличия, характеристика которых дается наш на страницах диссертации.

Среди специфических особенностей социалистических семейных обычаев и традиций мы выделяем в качестве наиболее присущих им детерминированность конкретно-историческими условиями, современной практикой коммунистического созидания, тенденцией постоянно обогащать свое содержание наиболее прогрессивными элементами из духовной жизни социалистического общества, соответствующими коммунистической идеологии и морали, относительной унификацией с прогрессивными национальными и межнациональными обычаями и традициями под их воздействием, исключительной заинтересованностью социалистического общества в культивировании самых актуальных социально ценных и идейно-нравственно воспитывающих семейных обычаев и традиций, тенденцией к расширению сферы действия, участием представителей разных возрастных групп в их создании, внедрении и совершенствовании.

Проведенное исследование дает возможность оценивать использование социалистических обычаев и традиций как эффективное средство воспитания подростков, юношей и девушек в семье прежде всего в духе социалистического гуманизма и патриотизма, пролетарского интернационализма. При этом воспитание у детей и молодежи социалистического гуманизма мы понимаем и характеризуем в качестве объективной необходимости, одного из условий построения коммунистического общества, а сам социалистический гуманизм рассматриваем как качество личности нового типа, как производное от всей воспитательной деятельности нового общественного строя, его идеологии и мировоззрения. С помощью конкретных примеров из практики семейного воспитания характеризуется зависимость успеха воспитания социалистического гуманизма у детей и юношества в семье от формирования глубокого чувства уважения к женщине, к старшим людям, выработки чувства гостеприимства и заботы о малышах, а кроме того раскрывается такая особенность диалектики возникновения и упрочения гуманистических обычаев и традиций, как борьба с вредными, отрицательными обычаями и традициями, унаследованными от прошлого.

Большое внимание на страницах диссертационной работы уделено характеристике социалистических семейных обычаев и традиций как эффективного средства подготовки сознательных и активных строителей коммунистического общества.

Отмечая новый, социалистический характер советской семьи в качестве одной из решающих социально-педагогических основ использования социалистических семейных обычаев и традиций в процессе подготовки сознательных и активных строителей коммунизма, мы считаем исходным моментом в организации этой области воспитательной работы элементарное приучение детей к осознанному соблюдению социалистической дисциплины и выработки у них коммунистического отношения к выполению своих трудовых и общественных обязанностей.

Как существенное звено и одна из социально-педагогических основ в решении названных актуальных педагогических задач подробно, с анализом разнообразных конкретных фактов характеризуется выработка у подростков, юношей и девушек сознательной дисциплины и трудолюбия.

Теореическое осмысление эмпирического материала, полученного в результате проведенного исследования, позволили выявить и кратко охарактеризовать основные принципы использования социалистических семейных обычаев и традиций в идейно-нравственном воспитании детей, рассматриваемые нами как исходные положения, которыми родители и общество в целом руководствуются при организации воспитательного процесса в семье. Сюда входят: коммунистическая общественная направленность семейных обычаев и традиций, связь социалистических семейных обычаев и традиций с конкретной практикой коммунистического строительства, учет реальных условий их использования, систематичность и всеобщий характер использования, добровольный характер соблюдения обычаев, внедрения, закрепления, сохранения традиций, учет возрастных особенностей детей при осуществлении идейно-нравственного воспитания их через посредство социалистических обычаев и традиций семьи. Конкретную реализацию данных принципов мы рекомендуем осуществлять с позиции требований комплексного подхода к организации и проведению воспитательной работы, а также предлагаем учитывать их диалектический характер, отрицающий догматичность и незыблемость их положений, предполагающий творческое осмысление и применение в реальных условиях.

Неразработанность анализируемой проблемы побудила автора к определению путей целеустремленного внедрения социалистических обычаев и традиций в практику идейно-нравственного воспитания подростков, юношей и девушек в семье при организующем и направляющем участии КПСС, ВЛКСМ, профсоюзов через специализированные советы и комисии, общеобразовательные и специальные учебные заведения, общественность, лекционную пропаганду общества "Знание", с помощью научно-педагогических газет и журналов, периодической печати, радио, телевидения, художественной литературы, театра, кино.

Проведенное исследование дает возможность сформулировать ряд практических рекомендаций по повышению эффективности использования социалистических обычаев и традиций в семье с целью идейно-нравственного воспитания подростков, юношей и девушек.

1. В местных советах и комиссиях по пропаганде и внедрению социалистических обычаев и традиций целесообразно создать специализированную секцию, которая способна решить квалифицированно и на высоком уровне конкретные задачи пропаганды и внедрения социалистических обычаев и традиций в практику семейного воспитания; эту секцию могут составить аксакалы-сторонники прогрессивных обычаев и традиций, пенсионеры-активисты, самые авторитетные труженики промышленных и сельскохозяйственных предприятий, представители передовой интеллигенции.

2. Школам, республиканскому обществу "Знание" и его местным отделениям через систему работы с родительской общественностью и через сеть родительских лекториев, университетов с отделениями

- 161 будущего родителя, молодой семьи, семейного воспитания шире и настойчивее пропагандировать положительный опыт использования социалистических семейных обычаев и традиций для идейно-нравственного воспитания подростков, юношей и девушек.

3. Эффективности работы по внедрению социалистических семейных обычаев и традиций с целью идейно-нравственного воспитания детей в значительной мере будет способствовать организация широкого изучения прогрессивных народных обычаев, традиций, обрядов и ритуалов для последующего внесения в создаваемые актуальные обычаи и традиции наиболее ценных в воспитательном отношении элементов быта и фольклора той или иной национальности.

4. Для значительного повышения эффективности проводимых социально-педагогических и психологических исследований по рассматриваемой проблеме к изучению, анализу и обобщению позитивного опыта использования социалистических обычаев и традиций в семейной практике идейно-нравственного воспитания подростков, юношей и девушек следует шире привлекать учителей школ, классных руководителей 5-10 классов как лвдей, наиболее подготовленных в области педагогической теории и имеющих особенно тесную связь с семьями учащихся.

5. Необходима специальная подготовка квалифицированных инструкторов-консультантов по пропаганде и внедрению в жизнь со-веской семьи социалистических обычаев, традиций, обрядов и ритуалов (подобно тому, как это осуществляется в деятельности отделений ритуалистики институтов культпросветработников Народной Республики Болгарии).

6. С целью подготовки старшеклассников к умелому осуществлению идейно-нравственного воспитания детей в условиях их будущих семей через использование социалистических обычаев и традиций в средних общеобразовательных и специальных учебных заве

- 162 дениях целесообразна организация чтения цикла лекций о научных основах, содержания и методике этой деятельности.

7. Для подготовки будущих учителей к квалифицированному проведению пропаганды среди родителей прогрессивных элементов народных обрядов, обычаев и традиций и внедрения их в семейную практику идейно-нравственного воспитания детей в программы педагогических учебных заведений необходимо включить специальный курс по использованию социалистических семейных обрядов, традиций и ритуалов в коммунистическом воспитании подрастающей смены»

8. Назрела необходимость организовать выпуск специализированного республиканского журнала, посвященного вопросам организации семейного воспитания, или создать специальный отдел в редакции журнала "Азербайджан мектеби"("Школа Азербайджана"), в котором бы наряду с освещением вопросов рациональной организации труда, быта и отдыха в семье квалифицированно раскрывались вопросы использования социалистических семейных обычаев и традиций с целью коммунистического воспитания детей и молодежи.

9. Необходимо через серии очерков, репортажей, интервью в центральных, республиканских и местных периодических изданиях отражать и пропагандировать деятельность родителей в области идейно-нравственного воспитания детей через умелое, продуманное использование прогрессивных национальных и общечеловеческих обрядов, обычаев, традиций и ритуалов во всем ее многообразии.

10. Следует актуализировать и сделать более конкретным со-држание радиожурнала Азербайджанского радио "семья и школа"; при подготовке передач упор делать на обстоятельный анализ и объективную оценку фактов использования родителями социалистических семейных обычаев и традиций в идейно-нравственном воспитании детей и молодежи, показывать лучший в республике опыт проведения традиционных семейных мероприятий.

11. О целью убеждения родительской массы в огромной социальной ценности и серьезной воспитательной значимости применения в практике идейно-нравственного совершенствования детей в семье прогрессивных народных обычаев и традиций необходимы тщательно продуманная подготовка и регулярный показ по телевидению оперативных репортажей непосредственно из примерных семей о поучительных фактах использования таких обычаев и традиций, наглядная демонстрация лучших образцов проведения коммунистически выдержанных, идейно воспитывающих семейных обрядов и ритуалов.

12. Азербайджанским писателям, поэтам, драматургам, деятелям киноискусства смелее и шире изображать жизнь, быт, отдых современной советской семьи, через документальное и художественное изображение конкретных фактов использования революционных, боевых и трудовых традиций с целью коммунистического воспитания детей в семье показывать отличительные черты советского образа жизни.

13. Мы считаем объективно необходимой!: и социально-педагогически целесообразной работу по подготовке и широкому опубликованию адресуемых семье сценариев подготовки и проведении различных праздников революционного, военно-патриотического, трудового, бытового характера с рекомендациями по методике их проведения.

14. С целью усиления художественно-эстетической стороны проведения социалистических семейных обычаев и традиций, придания им эмоциональной торжественности и романтической окрашенности композиторам, поэтам, художникам, артистам и другим работникам искусства следует создать отвечающие высокому художественному вкусу образцы традиционной ритуалистики (свадебные, застольные песни, частушки, музыку, плакаты и т.п.).

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Мирзоев, Назим Ханджан оглы, Баку

1. Маркс К. Проект закона о разводе. Маркс., Энгельс Ф.- Соч., 2-е изд., т. I, с. I6I-I64.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 16, с. 1-250.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд., т. 27, с. 1-402.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч., 2-е изд., т. 3, с. 3-52.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. -Соч., 2-е изд., т.4, с. 419-459.

6. Маркс К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании: Сборник.- М.: АПН РСФСР, 1957. 397 с.

7. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. - Соч., 2-е изд., т.21, с. 23-178.

8. Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся? Полн. собр. соч., т.2, с. 505-550.

9. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 40, с. 1-40.

10. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. Соч., 5-е изд., т.41, с. 298-518.

11. Ленин В.И. Полн. собр. соч., 5-е изд., т. 16, с. 1-26.

12. Ленин В.И. Полн. собр. соч., изд. 5-е, т.29, с. 318-320.

13. Ленин В.И. Полн. собр. соч., 5-е изд., т.36, с. I-I78.

14. Брежнев Л.И. 50 лет Советскому Азербайджану. Баку: Азер-нешр, 1975, с. I-I4.

15. Брежнев Л.И. Отчет ЦК КПСС и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики: Докл. ХХУ съезду КПСС. 24 февраля 1976 г. М.: Политиздат, 1976. - III с.

16. Брежнев Л.й. Ленинским курсом. М.: Политиздат, т.2, 1970, с. 20-38.17