автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование нравственных качеств у подростков средствами народных традиций, обрядов и обычаев
- Автор научной работы
- Юнусов, Ифтихор Бахтиерович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2004
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Формирование нравственных качеств у подростков средствами народных традиций, обрядов и обычаев"
На правах рукописи
ЮНУСОВ ИФТИХОР БАХТИЁРОВИЧ
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ, ОБРЯДОВ И ОБЫЧАЕВ (НА МАТЕРИАЛЕ КАЗАХСТАНА)
13.00.01- общая педагогика, история педагогики и образования
Москва - 2004
Работа выполнена на кафедре педагогики и психологии Южно-Казахстанского педагогического университета Республики Казахстан
Научный руководитель
■ доктор педагогических наук, профессор Чарыев И.Т.
Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
- доктор педагогических наук, профессор Аксенова Э.А.
- кандидат педагогических наук, доцент Землянская Е.Н.
Тульский Государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
Защита состоится часов
на заседании Диссертационного совета Д 008.008.03 при Институте содержания и методов обучения РАО по адресу: 119909, г. Москва, ул. Погодинская, 8.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института.
Автореферат разослан « -/«¡Т» сенгяГрд 2004 г.
Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук
В.И. Дрига
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.
Актуальность темы исследования: В свете процессов обновления общества и противоречивости развития духовной жизни народа стала более ощутимой (имевшая место в недавнем прошлом) проблема недооценки национальных культур, традиций и обычаев. Назрела необходимость в учёте традиций и обрядов для решения сложнейших и многогранных вопросов межнациональных отношений.
Возрастает значение использования в идейно-воспитательной работе как прогрессивных национальных традиций братских народов, так и интернациональных, трудовых, боевых традиций народа, которые складывались в ходе строительства новой жизни. Требуется глубокий анализ и теоретическое осмысление роли и значения этих традиций в формировании подрастающего поколения.
В связи с развалом СССР и образованием независимых самостоятельных государств особую актуальность и жизненную важность приобретают проблемы преемственности традиций, способствующие внутреннему развитию этих стран. Вместе с тем, говоря о необходимости соблюдения преемственности, последовательности, взвешенности в развитии традиций, нельзя забывать о том, что путь к прогрессу общества - это, прежде всего, преодоление устаревших традиций и привычек, застойных явлений, консерватизма.
Исследование роли традиций и преемственность в развитии культуры становится всё более актуальным, перспективным направлением в научно-исследовательском поиске. Это обусловливается, главным образом, происходящими в мире глубокими переменами в социально-политических, экономических, духовных отношениях, которые требуют серьёзного социально-научного анализа процесса передачи от поколения к поколению, от одного народа к другому их традиций, социокультурного опыта. В этом несомненное содействие окажет научное обобщение путей развития прогрессивных традиций народов СНГ и мирового сообщества.
Отмеченные положения нашли своё отражение в Конституции Республики Казахстан, в Законе Республики Казахстан «Об образовании», в концепции национальной программы школы Республики Казахстан и в других директивных документах Парламента Республшш ^Сазахстан.__
■1 ? «Л
* 'ЛЯ
Актуальность данной проблемы обусловливается и необходимостью психолого-педагогического, философско-социологического анализа традиций как важного компонента духовной жизни общества, их зависимости от материального производства, социально-политических отношений. Богатый исторический опыт народа, знания навыков предшествующих поколений всегда будут вызывать большой интерес у представителей не только общественно-политической мысли, но и любого гражданина.
Воспитанию молодежи на традициях народной культуры посвящено множество трудов известных ученых. В них рассматриваются значение и мудрость народных традиций, обрядов и обычаев, их роль в воспитании подрастающего поколения.
Идея отражения в содержании обучения, воспитания и развития личности школьников национальной специфики местности не является новой. На важность связи обучения и воспитания с окружающей детей жизнью, использования «местного элемента» в содержании образования, становления и развития личности, его нравственных качеств, как важного источника знаний, указывали еще основоположники русской (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, СТ. Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский и др.) и зарубежной (ЯЛ. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистер-вег и др.) педагогики. Высказывания этих ученых получили свое дальнейшее развитие в трудах П.П. Блонского, Л. С. Выготского, М.М. Бахтина. Современный аспект формирования личности учащихся на традициях национальной культуры принадлежит Н.П. Денисюку, В.Д. Плахову, И.В. Суханову, Н.Р. Романовой, Д.М. Угриновичу и др. Среди трудов ученых Средней Азии и Казахстана следует отметить работы А. К' Алиева, И. Джаббарова, И.М. Муминова,, М.Б. Садыкова, Б.С. Саламова, Н.С. Сар-сенбаева, О.П. Умурзаковой, Ю.Х. Цавкилова, А. Чотанова, Н.М. Закови-ча, К. Калилова, И.А Макатова и др.
Во многих опубликованных работах по нравственному воспитанию личности на традициях национальной культуры, религии и свободомыслия народов, вопросы духовной жизни освещались односторонне, зачастую превалировал иллюстративный подход, где рассказывалось подробно, как проводятся новые трудовые, календарные, семейно-бытовые обряды в различных районах, областях, краях, без какого-либо анализа, обобщений, выводов и предложений. Отсутствовало чёткое разграничение понятий
«традиция», «обряд», «ритуал», слишком узко рассматривалось понятие «обычай» (его больше связывая с прошлым), роль национальных традиций в общественном развитии раскрывалась поверхностно, либо преувеличивалась, либо допускалась ее недооценка.
Проблема формирования нравственно зрелой личности на традициях национальной культуры столь сложна и многогранна, что вопрос об их роли и месте в человеческой жизни привлекает внимание не только философов, историков, юристов, этнографов, педагогов, психологов, но и представителей культурологических наук и других областей знаний
Указанная проблема, не являясь специальным предметом исследования, нашла свое отражение и в отдельных философских трудах (А И. Ар-нольдова, А А Алимбетова, М С. Джунусова, А И Бромлея, А К. Уледова, Э.А. Баллера, М М Хайруллаева, Х.П Пулатова, С Ш Шермухамедова, А К Валиева, М. Кудайкулова, И С. Кунантаевой, К А Дусенбаева и др ), которые посвящены вопросам истории и теории культурного развития народов, национальному вопросу, культуре быта, религии, проблеме воспитания и нравственности, этики, эстетики, идейно-политической работы
Все это подчеркивает актуальность и своевременность осмысления народных традиций, обрядов и обычаев как глобального, многопланового социального образования, позволяющего с новой стороны осветить широкий круг явлений общественной жизни, в свете нынешнего политического положения и теоретического мышления. Особую значимость приобретает механизмы выявления роли и места преемственности народных традиций в развитии культуры, изучения сложных диалектических взаимосвязей нашей культуры с культурой предшествующих эпох, позитивных и негативных сторон культурной жизни при нынешнем этапе развития анализа соотношения культуры и традиций. Такой подход имеет значение и для решения практических задач качественного обновления общества, прежде всего - повышения роли самого человека, создателя и носителя народной культуры
Вопрос о роли народных традиций в общественном развитии, их месте и значении в материальной и духовной жизни народов интересовал многих философов, историков, правоведов и других представителей общественных наук на протяжении многих веков
Проблемы народной педагогики и семейного воспитания исследовали современные учёные среднеазиатского региона, среди них: К.Ж. Вен-фиков, К.Б. Жарикбаев, Л.Э. Измайлов, М.А Орифи, СР. Раджабов, И.О. Обидов, К.И. Салимов, Х.Д. Джонназаров, А.Г. Умаров, Н.Ш. Шодиев, др.
Особо следует подчеркнуть вклад автора первых публикаций по народной педагогике Г.Н. Волкова, первооткрывателя исследований татарской народной педагогики Я.И. Ханбикова, таджикской - М. Арипова, A.M. Маннонова, М. Сайфуллаева и др., узбекской - А.К. Минавварова, З.Ф. Миртурсунова, А.И. Мусурманова, Г.У. Убайдуллаева, Б.А Кадырова, СВ. Фахриддинова, грузинской - А.Ф. Хинтибидзе, азербайджанской -А.Ш. Гашимова, туркменской - К. Пирлиева.
Народные традиции с точки зрения возможностей использования их в учебно-воспитательной работе в школе исследованы С. Исанбаевым, А. Алиевым, Э. Мирзохоновым, М. Муродовым, Ж. Бишимовым, М. Сайфул-лоевой и др.
Названные авторы с большой научной полнотой и глубиной исследовали общие вопросы народной педагогики, её использование в школе. Тем не менее, в их трудах проблемы формирования нравственных качеств у детей средствами семейных традиций не нашли исчерпывающего решения. Авторы либо рассматривают их в узком смысле, либо ограничиваются отдельной формой народных традиций.
Идеи настоящего исследования обусловлены всем ходом развития историко-педагогической науки и педагогической практики, а также требованиями, предъявляемыми к ним на современном этапе развития нашего общества.
Необходимость теоретического исследования и практической разработки эффективных методов и средств использования народных традиций и обычаев в формировании нравственных качеств у детей обусловила актуальность темы исследования «Формирование нравственных качеств у подростков средствами народных традиций, обрядов и обычаев (на материале Казахстана)».
Цель исследования - научно-педагогическое обоснование эффективных форм и методов нравственного воспитания подростков на основе народных традиций, обрядов и обычаев.
Объектом исследования являются народные традиции, обряды и обычаи как фактор формирования у подростков нравственных качеств.
Предмет исследования - процесс формирования нравственных качеств у подростков на основе народных традиций, обрядов и обычаев.
Гипотеза исследования состоит из предположения о том, что воспитание нравственных качеств у подростков на основе народных традиций, обрядов и обычаев будет успешным при условии систематического и преемственного взаимодействия всех воспитательно-образовательных социальных институтов: семьи, общеобразовательной школы, дошкольных и внешкольных учебно-воспитательных учреждений, учреждений культуры и других институтов развития личности.
Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы исследования были определены следующие задачи:
• на основе изучения литературных источников выявить специфические особенности народных традиций, обрядов и обычаев, обобщить и систематизировать их в целях рационального использования в формировании нравственных качеств у подростков;
• определить педагогический потенциал народных традиций, обрядов и обычаев в воспитании нравственных качеств у подростков;
• выявить показатели сформированности нравственных качеств подростков, на воспитание которых влияют народные традиции, обряды и обычаи;
• провести дидактический анализ путей, методов и форм воспитания нравственных качеств у подростков средствами народных традиций, обрядов и обычаев;
• разработать методические рекомендации по использованию народных традиций, обрядов и обычаев для формирования нравственных качеств у подростков.
Методологическую основу исследования составляют современные философские, социологические, психологические и педагогические труды об общих законах развития общества, передовые идеи народов Центральной Азии, научные концепции и теоретико-методологические основы психологических и педагогических наук; Конституция Республики Казахстан, Закон «Об образовании», «Концепция национальной школы» и другие нормативные документы по вопросам образования Республики Казахстан;
мысли и идеи классиков Средней Азии и Казахстана, посвященные вопросам образования и воспитания подрастающего поколения.
Методы исследования: изучение и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; социально-педагогический анализ программ, учебников и учебных пособий по воспитанию детей на основе традиций народной педагогики; сбор и обработка этнопедагогического материала в сельских и городских районах; изучение и обобщение опыта совместной деятельности семьи, школы и общественности по использованию народных традиций, обрядов и обычаев; наблюдение, опросы, тестирование и анкетирование; опытно-экспериментальная работа; качественный и количественный анализ результатов исследования.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (1998-2000гг.) проводился анализ философской, этнографической, психолого-педагогической и методологической литературы по проблеме диссертационного исследования; изучался опыт использования народных традиций, обрядов и обычаев у народов Южного Казахстана; осуществлялся сравнительный анализ содержания, традиций семейного воспитания, влияния окружающей среды, и др.; осуществлялась подготовка к проведению опытно-экспериментальной работы по использованию народных традиций, обрядов и обычаев; был проведен констатирующий эксперимент.
На втором этапе (2001-2002 гг.) обобщался полученный материал; проводилась опытно-экспериментальная работа, определялись основные направления использования народных традиций, обрядов и обычаев в нравственном воспитании подростков; разрабатывались методические рекомендации.
На третьем этапе (2002-2004 гг.) завершалась опытная работа, проводился анализ и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы, обработка полученных данных, литературное оформление диссертационного исследования.
Базой для исследования явились общеобразовательные школы № 15, № 4 им. Аль-Фараби, №1 им. Юсуф Саремий Сайрамского района Чимкентской области, №№ 51,52, 54 г. Чимкента, а также в исследовании участвовали семьи, родительские комитеты и общественные организации го-
рода Чимкента и сельских районов Сайрамского района Чимкентской области.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов обеспечивается всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций; рациональным сочетанием теоретического и экспериментального исследований, количественного и качественного анализа материалов; применением совокупности методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; разнообразной базой опытной работы, практическим подтверждением основных положений исследования в ходе эксперимента.
Научная новизна исследования:
выявлены народные традиции, обряды и обычаи, способные оказать воздействие на подростков в формировании их нравственных качеств; уточнены воспитательные возможности отдельных' народных традиций, обрядов и обычаев;
определена значимость народных традиций, обрядов и обычаев в контексте воспитания нравственных качеств у подростков как целостного явления, связанного с изучением мировоззрения, среды обитания, образа труда, быта, творчества этноса в конкретном регионе;
выявлены методы, средства и формы использования народных традиций, обрядов и обычаев, обеспечивающие успешное воспитание у подростков нравственных качеств;
разработаны методические рекомендации по использованию народных традиций, обрядов и обычаев для формирования нравственных качеств у подростков.
Теоретическая значимость исследования состоит в определении социально-педагогических факторов взаимодействия и взаимосвязи социальных институтов в осуществлении воспитания подрастающего поколения средствами народных традиций, обрядов и обычаев.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты создают предпосылки для научного обеспечения педагогической деятельности, направленной на формирование нравственных качеств у подростков на основе национальных традиций, обрядов и обычаев. Разработанные рекомендации могут быть использованы родителями, воспитателями школ, молодёжных комитетов, дошкольных и внешкольных
учебно-воспитательных учреждений при организации и проведении мероприятий, связанных с семейными и народными традициями, обрядами и обычаями, в процессе повышения квалификации работников образования и социального воспитания, для педагогического просвещения родителей, а также в образовательном процессе педагогических вузов, колледжей и училищ.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты и основные положения исследования поэтапно докладывались и получили одобрение на международных (г.Чимкент, 1998,1999,2000, 2001 гг.) и республиканских (г.Чимкент, 2001, 2002) научно-практических конференциях; на заседаниях кафедры общей педагогики Худжандского государственного университета имени академика Б. Гафурова; на ежегодных студенческих конференциях, конференциях профессорско-преподавательского состава, конференциях молодых учёных и аспирантов ЮжноКазахстанского педагогического университета, Южно-Казахстанского технического университета имени М.Луэзова, Среднеазиатского института мировой экономики и права, Института усовершенствования учителей Чимкента и Чимкентской области.
Методические рекомендации внедрены в школах № 15, № 4 им. Аль-Фараби, №1 им. Юсуф Саремий Сайрамского района Чимкентской области, №№ 51,52, 54 г. Чимкента; основные теоретические положения и выводы исследования используются при подготовке студентов в ЮжноКазахстанском педагогическом университете.
Положения, выносимые на защиту:
1. При существующей нестабильности социально-политических настроений в обществе, неустойчивости духовно-нравственных идеалов молодежи проверенные веками национальные традиции и прогрессивные идеи народной педагогики обладают богатым воспитательно-образовательным потенциалом, способным оказать положительное влияние на формирование нравственных качеств подрастающих поколений.
2. Народные традиции, обряды и обычаи впитали в себя многовековой уклад жизни народа - особенности его трудовой деятельности, характерные черты быта, климато-географические условия обитания и т.д. и как органическая часть народной культуры играют воспитательную роль, включаясь в социально-педагогическую деятельность не как самоцель, а
как компонент, обеспечивающий формирование нравственных качеств личности подростка.
3. Воспитание подрастающего поколения на народных традициях, обрядах и обычаях будет эффективным при условии взаимодействия всех социальных институтов развития личности, базирующегося на интегрированном воспитывающем влиянии этнокультурной среды.
4. Осуществление воспитательной работы в реальной жизнедеятельности людей обусловливает органическое внедрение народных традиций, обрядов и обычаев в процесс социализации подростков, создает необходимые условия для возрождения и развития форм народной культуры, являющихся духовно-нравственной основой общества, способствует глубокому знанию молодым поколением творчества своих предков и помогает сохранить преемственность народной культуры от поколения к поколению.
Объём и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, иллюстративных материалов, схем, графиков, диаграмм, библиографии и приложения.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы исследования, определены объект и предмет, сформулированы цель, гипотеза, поставлены задачи, раскрыты методологические и теоретические основы, указана база исследования, выделены этапы опытной работы, раскрыты методы исследования, научное и теоретическое значение, показана практическая значимость диссертационной работы, указываются пути апробации и внедрения полученных результатов, изложены положения, выносимые на защиту.
Первая глава «Научно-педагогические основы традиций, обрядов и обычаев, их влияние на нравственные качества учащихся» содержит анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме воспитания нравственных качеств у детей, здесь раскрыты основные подходы к исследованию взаимосвязи семейных традиций и обрядов как составной .части общечеловеческой морали и нравственного воспитания подростков.
Во второй главе «Формы, методы и средства воспитания нравственных качеств у подростков на основе традиций, обрядов и обычаев» освещаются вопросы соотношения идей народной педагогики и содержания
воспитательной работы в городских и сельских школах Республики Казахстан, пути и средства применения народных традиций в практике воспитательной работы современной школы, анализируются результаты опытной работы по использованию народных традиций в учебно-воспитательном процессе.
В заключении диссертации подведены итоги исследования и сформулированы основные выводы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ.
В работе большое внимание уделено раскрытию содержания научных идей великих философов и педагогов по проблеме нравственного воспитания личности. В условиях демократизации страны воспитание молодежи в духе общечеловеческих нравственных ценностей, воспитание достойных членов общества имеет важное теоретическое и практическое значение. Человеческое общество не может существовать без определенных правил поведения. Но имеются правила поведения и нормы, которые живут в сознании людей, существуют в форме традиций и обычаев. Эти нравственные нормы отличаются от отдельных правил своим определенным местом и ролью. В диссертации подробно освещаются вопросы, связанные с определением понятий «нравственность», «нравственные качества» и их роли в обществе.
Анализ педагогической, научно-методической, философской литературы показал, что существует множество трактовок понятия «нравственность». В исследовании рассмотрены наиболее часто употребляемые определения «нравственности», каждое из которых кажется по-своему правильным в контексте рассмотрения данной проблемы. Интегрируя существующие определения, можно предложить следующее определение - нравственностью является поведенческая сторона человеческих отношений, а ее частью является норма повседневного поведения людей в различных сферах и ситуациях.
Проведенный в диссертации анализ понятия народной традиции показывает, что диапазон суждений по этому поводу достаточно широк. В различных исследованиях понятие «традиция» охватывает самые разные аспекты социальной культуры. Одни авторы понятие народной традиции свели к идеологическим отношениям, другие рассматривают ее как массо-
вое социально-психологическое явление, третьи определяют ее как установившееся выражение символических изменений человеческого усилия и его структурных производных. Мы в своем исследовании придерживаемся позиции, которая определяет традиции как нормативные правила опыта человеческой жизни.
В диссертации на основе изучения литературных источников и народных традиций конкретной этнической общности (на примере Казахстана) выявлены специфические особенности народных традиций, обрядов и обычаев, которые развиваются вместе с обществом, обновляются, совершенствуются. На основе обобщения и систематизации народных традиций проведена их структуризация, позволяющая рационально использовать их для формирования нравственных качеств молодежи. Народные традиции структурированы по содержанию (трудовые, учебные, бытовые, спортивные и т.д.), по принадлежности к различным сообществам (общенародные, национальные, территориальные, профессиональные и т.д.), по сферам проявления (политические, художественные, религиозные и т.п.). В каждой из групп народные традиции разделены на подгруппы. Например, по содержанию они разделены на шесть подгрупп:
1. Традиции, связанные с семейными событиями: акика (стрижка волос), бешик туйи (колыбельная церемония), суннат туйи (обрезание), свадьба, уй туйи (новоселье) и др.
2. Традиции, связанные с родственными обрядами: траур, погребение, хатми курон (поминовение) и др.
3. Праздничные традиции: Новый год, Навруз, Урожай, День Независимости и др.
4. Новые этапные традиции: окончание школы, вуза, первая зарплата, проводы на пенсию и др.
5. Трудовые традиции: хашар (семейные субботники), мерос (семейный бизнес), приобщение детей к делу и труду и др.
6. Традиции, связанные с домашним бытом: встреча гостей, ведение домашнего хозяйства, уход за ребенком и др.
Известно, что становление личности происходит в контексте общечеловеческой и этнической культуры. Человек является носителем единого коллективного опыта конкретных поколений, формирование его психических свойств, личностных качеств происходит в заданных жизненных си-
туациях в соответствии с установившимися общественными и межчеловеческими связями. Под влиянием социума у каждого индивида формируется определенная система нравственных эталонов, одним из важных источников формирования которых являются народные традиции, обряды и обычаи. Рассмотрение народных традиций в данном контексте позволяет объективно оценить психологические возможности этого феномена как «образца», в котором в концентрированном виде сосредоточились, зафиксировались лучшие черты, качества личности, выработанные многими поколениями людей.
Объектом нашего исследования выступают народные традиции, обряды и обычаи как фактор формирования нравственных качеств у подростков. Выбор данного возраста объясняется тем, что такие нравственные качества, как доброта, уважение к старшим, трудолюбие, честность, формируются именно в подростковом возрасте. Обоснованию значимости использования в нравственном воспитании средств народных традиций, обрядов и обычаев предшествовал проведенный в рамках данного исследования всесторонний анализ воспитательного потенциала народных традиций с учетом сложившихся по этому возрасту позиций в научной литературе, а также на основе изучения современного состояния этого вопроса в реальной жизни.
В соответствии с поставленной в исследовании задачей было выделено более 50 нравственных качеств, на формирование которых могут оказать влияние семейные традиции. С целью определения воспитательных возможностей семейных традиций список этих качеств был предложен ученым-педагогам, учителям, родителям и представителям общественности. Опрашиваемые должны были определить степень влияния той или иной традиции, того или иного обряда на формирование у детей наиболее, на их взгляд, важных нравственных качеств. Результаты опроса приведены в таблице 1.
Анализ результатов проведенного опроса показывает, что большинство отвечавших на вопрос о роли и месте семейных традиций в воспитании подрастающего поколения указали на их очень высокий потенциал в воспитании нравственных качеств у подростков. Вместе с тем, широкий диапазон ответов (от 15,6% до 40,3%) свидетельствует о том, что возможности отдельных семейных традиций в воспитании нравственных качеств
не определены, они используются в воспитательной практике не достаточно эффективно. Это подтверждает необходимость определения методов, средств и форм использования народных традиций, обрядов и обычаев, обеспечивающих успешное воспитание у подростков нравственных качеств.
Таблица 1.
Влияние семейных традиций на формирование нравственных качеств (в %)
Нравственные качества Семейные традиции
Акиа (угощение по случаю рождения пебснкака"! Праздник колыбели Обряд обрезания Свадьба Праздник по случаю новоселья Праздник Новый Год 1 Л а Праздник урожая Хашар Семейные игры Религиозные праздники Похороны Молитвы по душам усопших
Справедливость 20,4 31,4 21,5 41,4 33,5 19,7 15,6 18,7 21,3 35,6 17,6 23,7 20
Патриотизм 21.8 19,7 23.7 30,7 19,7 15,6 18,7 21,3 35,6 23,7 14,6 23.9 16,9
Честность 25.4 30 30 25,7 23.7 27,7 21,3 20.7 16.6 30,6 17.8 23.3 23.9
Дружелюбие 27.2 34 36.2 20.4 31,8 21,8 27,2 22.4 24,6 25,4 26,6 30,5 21,6
Гуманизм 17,2 23,7 22,4 20,4 20,4 30.5 16.6 21,3 19.5 33,7 30,5 25,4 32,7
Совестливость 20,4 31,8 21,5 33,5 19,7 15,6 13.7 21,3 35,5 17,6 23,7 29,1 25
Скромность 25,4 30 30 25,7 23,7 20,7 20,3 15,6 30,5 17,7 23,9 17,7 16,9
Трудолюбие 21,8 23,7 23,7 30,7 19,7 15,6 18.7 21,3 35,6 29,7 17.6 23.9 17,9
Доброжелательность 20.7 18.6 22,6 29.6 18,6 17,6 17,7 20.2 22,6 18,7 22,8 18,8 15,8
Честь 19.3 30,7 19,3 31.3 17,5 15,6 16,5 19,2 33,2 15,4 21,5 27 23,2
Правдивость 20,7 18,6 22,6 46,6 29,6 18,6 15,6 17,6 20,3 35,6 40,3 22,6 35,5
Щедрость 26,6 31,6 31,1 26,8 42,5 29,8 28.8 22,4 21,8 16,7 31.6 18.8 24,4
Солидарность 25 32 34 18,2 40,1 29,6 19,6 25 20,2 22,4 35,3 29,2 24,4
Почтительность 21 23,7 25,7 23.7 23,7 33,8 19,9 24,7 22.8 36.7 33,8 28,7 22,8
Научный подход к воспитанию нравственных качеств позволил обнаружить требования принципов воспитания, включающие учет возрастных, половых и индивидуальных особенностей подросткового организма, систематичность и последовательность, связь с жизнью. Это подразумевает такую организацию жизнедеятельности подростков, при которой с уче-
том возможности школы, семьи, общества, индивидуальных особенностей личности все ее стороны развиваются в единстве.
В разработке научных позиций и практических мероприятий по использованию народных традиций в воспитании подрастающих поколений важно, особенно сейчас, в период, когда все более углубляется общечеловеческие связи и контакты, в период гуманизации общества, создавать систему мер, которые бы переплетали разные традиции, вычленяя их прогрессивные начала и нивелируя отрицательные.
Народная традиция как передача наследия этнических общностей может стать мощным средством воспитания. Важнейшим условием освоения традиции, является приобщение к ней не столько через информацию, сколько через соучастие, через достижение эффекта присутствия, который осуществляется в деятельности. Эта деятельность создает возможность подростку реализовать, утвердить себя. В процессе этой деятельности подросток признается окружающими равноправным членом общества, что удовлетворяет его потребность в социальном признании. Следует отметить, что все действия по усвоению норм функционирования этнической общности связанны с развитием мотивационной сферы личности, а народные традиции, обряды и обычаи, как правило, при всей сложности их структуры и содержания несут на себе элемент, общезначимый для данного социума, всех его членов, в том числе и младших.
Социальная активность человека воспитывается в течение всей его жизни, но ее основа закладывается в детстве. Только в этом случае подростки могут проявить себя в качестве личности на пороге к самостоятельной жизни. С целью определения видов социальной деятельности, их распространенности мы провели анкетирование, беседы и интервью с учителями, воспитателями, родителями, выпускниками, закончившими школу год назад, и учащимися.
. Анализ ответов показывает, что не все родители осознают значение социальной деятельности, не интересуются этим вопросом, не всегда поддерживают инициативу и желание своих детей, особенно дочерей.
Эта проблема требует проведения идейно-политической, нравственно-эстетической работы среди родителей. В связи с этим в диссертации освещены вопросы усовершенствования методики работы школы, семьи и общественности, повышения педагогической культуры родителей.
В диссертации подробно раскрывается опыт работы школ, дошкольных и внешкольных воспитательных учреждений, а также семей, привлеченных к опытно-экспериментальной работе.
Особое внимание удалено вопросу совместной работы семьи и дошкольных воспитательных учреждений. В этих целях проанализированы программы, методические материалы, формы и методы организации и проведения занятий с детьми дошкольного возраста. В исследовании обобщается и описывается опыт работы передовых воспитателей.
В воспитании нравственных качеств подростков большое значение имеет совместная деятельность семьи и коллективов, занимающихся воспитанием детей по месту жительства. Обобщив результаты исследования в области воспитания нравственных качеств личности, можно прийти к выводу, что совместная деятельность государственных учреждений, семьи и общественности, всех социальных институтов в решении данной проблемы занимает важное место. Для этого требуется объединить усилия и создать определенное «воспитательное общество», которое объединит в себе семью как первоначальный институт воспитания, штатных воспитателей школ, педагогические коллективы, работников системы народного образования, внешкольные культурно-просветительские, спортивные организации, органы милиции, суд и прокуратуру, работников средств массовой информации, общественность, а также учащихся не только в качестве объекта воспитания, но и активного его субъекта.
В диссертации подробно освещены воспитательная деятельность названных социальных институтов. В ходе исследования были выявлены новые формы взаимодействия и взаимосвязи социальных институтов в области воспитания подрастающего поколения средствами народных традиций: фольклорные концерты и смотры, выставки и конкурсы творческих работ, проведение праздников и обрядов, этнографические экскурсии, концертные выезды, творческие встречи и т.п. Разнообразие форм зависит от наличия в каждом конкретном случае соответствующих институтов развития личности и от уровня функционирования их как составной части системы воспитания и формирования личности.
На основе анализа деятельности социальных институтов по возрождению, сохранению и пропаганде народных традиций, обрядов и обычаев в диссертации приведены разработанные в ходе исследования реко-
мендации по совершенствованию методики их работы. Суть их заключается в следующем.
• С целью изучения и использования в воспитательной деятельности необходимо всемерно развернуть работу по выявлению новых традиций, а наряду с этим по искоренению устаревших обычаев, отживших понятий, вредных взглядов, негативных явлений. Обновление общества предлагает не только широкую пропаганду общенациональных норм, традиций, достижений, но четкую, предельно ясную оценку национальной борьбы с любыми заблуждениями, отклонениями и ошибками в области национальных отношений, проявлением чуждых взглядов и нравов, в какой бы форме это не проявлялось.
• Необходимо создать условия для неформального межличностного общения подростков, обратить внимание на семейные связи, которые крепнут и становятся прочнее, на отношения детей и их родителей. Особую роль в нравственном воспитании подрастающего поколения занимают учреждения искусства: театры, музеи, филармонии, именно эти острова культуры профессионально, на высоком уровне мастерства доносят до ума и сердца ребёнка красоту народной культуры, пробуждают интерес к ней, способствуют расширению знаний о предмете исследования у разных слоев и социальных групп социума.
• С целью популяризации традиционной народной культуры необходимо создавать и внедрять постоянно действующие региональные воспитательные программы, способствующие усилению взаимодействия и взаимосвязи социальных институтов в осуществлении воспитания подрастающего поколения средствами народных традиций, обрядов и обычаев.
Диагностика уровня нравственного развития подростков на констатирующем этапе опытной работы позволяет лишь поверхностно судить о реальном состоянии нравственного воспитания. Сложность решения этой проблемы состоит в многофакторности влияний, воздействующих на ребенка: внешние факторы - среда, школа, семья и внутренние - жизненный опыт, уже накопленный подростками, внутренние установки, мотивы. Все это затрудняет разработку научной диагностики нравственного развития детей.
Выявлению конкретных путей, форм и методов нравственного воспитания подростков на основе использования народных традиций, обрядов
и обычаев предшествовало изучение уровня сформированности нравственных качеств у подростков. Показателями наличия этих качеств у обследуемых являются: понимание роли нравственных качеств; умение оценить значение нравственных качеств; умение реализовать нравственные качества в своей деятельности; умение оценивать наличие нравственных качеств у окружающих.
Все участники эксперимента были разделены на контрольные и экспериментальные группы. Работа по формированию нравственных качеств подростков по предложенной в исследовании методике проводилась лишь в экспериментальных группах. С ними были проведены консультации по методике проведения семейных традиций, даны методические указания. Кроме того, были подготовлены и реализованы оптимальные варианты и планы формирования всех видов нравственных качеств в совместной работе семьи, школы и общественности, других социальных институтов.
Всего экспериментом в течение трех лет было охвачено 5 общеобразовательных школ Сайрамского района, 4 махалли, 2 ЖЭКа и 50 семей города и сельских районов Чимкентской области Республики Казахстан.
До начала эксперимента и на завершающем этапе исследования были проведены контрольные срезы для определения динамики формирования нравственных качеств подростков.
Детям из контрольных и экспериментальных семей были предложены следующие задания:
1. Из трех ответов, раскрывающих понятие нравственного качества, выберите правильный, на Ваш взгляд, ответ или дайте свой вариант ответа.
2. Какие из указанных нравственных качеств Вы считаете сформированными у Вас?
Результаты полученных ответов отражены в таблице 2.
Полученные до эксперимента результаты свидетельствуют о низком уровне сформированности нравственных качеств как у детей из экспериментальных, так и контрольных семей, о необходимости разработки и внедрения эффективных путей формирования нравственных качеств у подростков.
Из таблицы видно, что целенаправленное проведение мероприятий по формированию нравственных качеств подростков дало положительные результаты. Если в контрольных семьях средний балл был 3,0, то после
эксперимента этот балл составил 3,3, в экспериментальных семьях -соответственно 3,3 и 4,3. Это доказывает, что выдвинутые предположения подтвердились и разработанная в ходе исследования методика проведения мероприятия оказалась эффективной.
Таблица 2.
Уровень сформированности нравственных качеств подростков до и после эксперимента (в баллах).
ПП' Нравственные качества Баллы
Контрольные семьи Экспериментальные семьи
до после до после
1. Справедливость 3,1 3,3 3,4 4,3
2. Патриотизм 2,9 3,4 3,5 4,2
3. Честность 3,1 3,5 3,6 4,4
4. Дружелюбие 3,3 3.5 3,6 4,5
5. Гуманизм 3 3,4 3,6 4,2
6. Совестливость 3,1 3,3 3,1 4,5
7. Скромность 3,2 3,3 3,2 4,4
8. Трудолюбие 3,1 3,2 2,9 4,4
9. Доброта 3,2 3,2 3,3 4,5
10. Честь 3,1 3,0 3,3 4,3
11. Правдивость 3 3,5 3,2 4,4
12. Щедрость 2,8 3,4 2,9 3,9
13. Чуткость 2,8 3,4 3,4 4,1
14. Почтительность 2,7 3,2 3,5 4,3
Средний балл 3,0 3,3 3,3 4,3
По результатам исследования сделаны следующие общие выводы.
В результате проведенной работы нашли подтверждение положения, высказанные в гипотезе исследования о том, что воспитание нравственных качеств у подростков на основе народных традиций, обрядов и обычаев будет успешным в том случае, когда:
• осуществляется систематическое и преемственное взаимодействие всех воспитательно-образовательных социальных институтов: семьи, образовательной школы, дошкольных и внешкольных учебно-воспитательных учреждений, учреждений культуры и других институтов развития личности.
• в полной мере используются воспитательные и развивающие возможности народных традиций, обрядов и обычаев как целостного явле-
ния, связанного с изучением мировоззрения, среды обитания, образа труда, быта, творчества этноса в конкретном регионе;
• организуется воспитательная деятельность всех социальных институтов в области воспитания подрастающего поколения, объектом которой являются народные традиции, обряды и обычаи: фольклорные концерты и смотры, выставки и конкурсы творческих работ, проведение праздников и обрядов, этнографические экскурсии, концертные выезды, творческие встречи и т.п. Такая деятельность позволяет решать целый ряд учебно-воспитательных задач, так как через нее подростки получают возможность изучения творчества своих предков, она помогает сохранить преемственность народной культуры от поколения к поколению.
Кроме того, на основе анализа психолого-педагогической литературы и наблюдения за деятельностью подростков определены педагогические основы нравственного воспитания школьников средствами народных традиций, обрядов и обычаев.
В ходе исследования также было определено место народных традиций, обрядов и обычаев в системе формирования личности. Положительный результат от использования их в формировании нравственных качеств у подростков зависит от ряда условий:
• обновление общества предлагает не только широкую пропаганду общенациональных норм, традиций, достижений, но четкую, предельно ясную оценку борьбы с любыми заблуждениями, отклонениями и ошибками в области национальных отношений, проявлением чуждых взглядов и нравов, в какой бы форме это не проявлялось;
• особое внимание в нравственном воспитании подрастающего поколения должно быть уделено неформальному межличностному общению подростков, семейным связям, отношениям детей и их родителей, деятельности учреждений искусства, которые способны профессионально, на высоком уровне мастерства донести до ума и сердца ребёнка красоту народной культуры, пробудить интерес к ней;
• необходимо создание и внедрение постоянно действующих региональных воспитательных программ, способствующих усилению взаимодействия и взаимосвязи социальных институтов в осуществлении воспитания подрастающего поколения средствами народных традиций, обря-
дов и обычаев, обеспечивающих популяризацию традиционной народной культуры.
Данное исследование рассматривается как определенный этап работы. Научный и практический интерес представляет создание научного обеспечения педагогической деятельности, направленной на формирование нравственных качеств у подростков на основе национальных традиций, обрядов и обычаев, выявлении факторов эффективного взаимодействия всех социальных институтов развития личности, базирующегося на интегрированном воспитывающем влиянии этнокультурной среды. В дальнейшем предстоит научно-методическая и практическая разработка проблемы педагогической поддержки нравственного и социального становления подростков на основе использования элементов национальной культуры.
Основные положения и результаты проведенного исследования отражены в следующих публикациях автора:
1. Юнусов Б.С, Юнусов И.Б., Ирметов У А Основы духовности: Учебное пособие. - Чимкент, 2002. - 129 с.
2. Юнусов И.Б. Традиции, обычаи и обряды народов средней Азии: Монография. - Чимкент, 2002. - 69 с.
3. Юнусов И.Б. Социальная роль народных традиций и обрядов: Материалы Международной научно-теоретической конференции. - Чимкент, 2003.-С. 5-8.
4. Юнусов И.Б. Интеграция в содержании учебников русского языка в казахской школе: Материалы III Международной научно-практической конференции. - Алма-Ата, 2003. - С. 3-7.
5. Нарметов Э.Н., Юнусов И.Б. Устойчивое развитие в условиях глобальной конкуренции (эколого-экономическое последствия обмеления Аральского моря): Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции «Бизнес и образование: вектор развития», 1516 апреля 2004 г. - Алма-Ата, 2004. - С. 15-17.
6. Нарметов Э.Н., Юнусов И.Б. Активные методы обучения - основа самопознания и компетентности. Сборник материалов IV Международной научной конференции «Наука и образования - ведущий фактор стратегии», 24-25 июня 2004 г. - Караганда, 2004. - С. 32-35.
Издательство Института содержания и методов обучения РАО Москва, 103062, ул.Макаренко, д.5/16. Тираж 100 экз.
H 68 86