Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Влияние социальных институтов воспитания на подготовку старшеклассников к семейной жизни

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Рахимзода Хуррам
Ученая степень
 доктора педагогических наук
Место защиты
 Душанбе
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Влияние социальных институтов воспитания на подготовку старшеклассников к семейной жизни», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: доктора педагогических наук, Рахимзода Хуррам, 2002 год

Введение.3

ГЛАВА I. СЕМЬЯ - ОСНОВА ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СЕМЬЯНИНА

§1. Социальная основа изменений нравственных отношений в семье.24-

§2. Педагогические основы нравственного воспитания старшеклассников в семье и их подготовка к семейной жизни.58

§3. Особенности родительского авторитета в семье и его роль в воспитании старшеклассников.136

ГЛАВА И. ПРОБЛЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ

СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ НА УРОКАХ "ЭТИКА СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ"

§ 1. Психолого-возрастные особенности старшеклассников и их значение в работе школы по подготовке старшеклассников к семейной жизни.154

§2. Предмет "Этика семейной жизни" - основа подготовки старшеклассников к семейной жизни.178

§3. Содержание и методика организации внеклассной работы по подготовке старшеклассников к семейной жизни.213

ГЛАВА III. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ВОСПИТАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

§ 1. Роль средств массовой информации в подготовке старшеклассников к семейной жизни.236

§2. Внешкольная работа как один из факторов нравственного воспитания старшеклассников.245

ГЛАВА IV. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ПОДГОТОВКЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

§ 1. Педагогическое взаимодействие школы и семьи.263

§2. Педагогическое просвещение родителей как условие стабильности воспитания учащихся.280

§3. Влияние социальных институтов воспитания на подготовку старшеклассников к семейной жизни.294

Введение диссертации по педагогике, на тему "Влияние социальных институтов воспитания на подготовку старшеклассников к семейной жизни"

Социально-экономические изменения в период демократизации общественной жизни в Таджикистане обусловили необходимость решения кардинальных проблем, связанных с человеческим фактором. Среди них весьма специфичными являются проблемы укрепления семьи, формирование нравственных отношений в быту, подготовка подрастающего поколения к семейной жизни.

Подготовка старшеклассников к семейной жизни - это комплекс морально-педагогических воздействий, оказываемых школой, семьей и общественностью с целью формирования у учащихся морального сознания, развития соответствующих чувств, выработки нравственных убеждений, свойств характера, навыков и привычек, связанных с готовностью к браку и семейной жизни, а также руководство их самоподготовкой в этом направлении.

Проблема подготовки старшеклассников к семейной жизни, как актуальная задача, требующая всестороннего решения, была выдвинута в последние десятилетия. До этого времени подготовка детей к семейной жизни в основном осуществлялась на основе существующих традиционных норм поведения и установившихся правил семейной жизни в обществе. Однако в современных условиях традиционные средства подготовки старшеклассников к семейной жизни не могут отвечать требованиям сегодняшнего дня.

В связи с развитием общества, изменениями общественных отношений, сложность процесса утверждения качественно новых взаимоотношений между людьми в новом демократическом обществе, включая и новизну семейных взаимоотношений, а также проживание молодых супругов отдельно от родителей, что ослабляет силу семейных традиций, уменьшает воспитательный потенциал семьи.

Известная особенность развития современных юношей и девушек, выражающаяся в их ускоренном физическом созревании, заключается (наряду с возникновении ранних браков, число которых в последние годы растет. Вместе с тем недостаточный социальный и нравственный опыт, слабая психологическая готовность к выполнению сложных супружеских, бытовых и родительских обязанностей нередко эти браки приводят к распаду.

Статистика разводов свидетельствует, что во всех республиках бывшего СССР в последние годы резко возросло число разводов. Согласно данных средств массовой информации России,эта тенденция особенно заметна в республиках Прибалтики, Украины и Белоруссии. Согласно этим данным, из числа 1000 заключенных браков в России распадаются 50% молодых семей. Статистика свидетельствует, что четыре пятых всех разводов совершается супругами, которые состояли в браке более трех лет. Почти все эти семьи имели детей. В результате каждый год сотни тысяч детей остаются на воспитании матерей. Из года в год растет число неполных семей. Это отрицательно сказывается на воспитании детей, на их подготовке к семейной жизни. Плохо то, что, не получив соответствующего отцовского воспитания, они сами находятся в затруднении в воспитании своих будущих детей.

Проанализировав причины разводов в бывшем СССР} социолог И. В. Бестужев-Лада приходит к выводу, что основными причинами распада семей являются: пьянство, бытовое неустройство молодых людей, создавших семью, несправедливое разделение домашнего труда в семье, этическое невежество супругов, физиологическая и психологическая несовместимость.

По данным исследователя К. Дзакоева, чем больше разница в возрасте супругов, тем короче сроки их совместного проживания. При заключении брака многие не обращают внимание на разницу в возрасте, на национальность, разное социальное положение, руководствуясь при выборе спутника жизни высокими моральными принципами. Однако в дальнейшей семейной жизни многие из них оказываются неподготовленными для преодоления дополнительной психологической нагрузки.

Поспешность вступления в брак, кратковременность знакомств молодых людей - еще одно обстоятельство, которое Е. Я. Соловьев считает причиной многих разводов.

Учитывая национальные обычаи и традиции народов Средней Азии, можно в этот перечень причин разводов для таджикских семей добавить: не сохранение девичьей чести, бездетность, неверность мужа или жены, брак без любви. В последние годы среди некоторых слоев населения (религиозных деятелей, коммерсантов, полевых командиров и других) появилась тенденция к многоженству. Обычно, вступая в брак в очередной раз, такие люди скрывают от невесты наличие первой жены и брак под любым предлогом совершается не в государственном органе, а религиозным путем.

Узнав действительное положение, некоторые женщины уходят от таких мужей, другие, подчиняясь уговорам родителей и учитывая будущую материальную обеспеченность,становятся второй, а иногда и третьей женой "нового таджика".

Об этой нежелательной тенденции особо резко высказался Президент Республики Таджикистан Э. Ш. Рахмонов на совещании работников административных и силовых структур. В своем выступлении президент отметил, что все граждане республики перед законом равны и дал указание привлекать к ответственности любые попрания прав женщин и нарушения Конституции Республики Таджикистан.

Анализ статистических данных показывает, что в последние годы количество разводов увеличилось и в Республике Таджикистан, и тысячи детей воспитываются в неполных семьях, как правило без отца. Как свидетельствуют статистические данные, за последние 5 лет в республике неуклонно растет число разводов и одновременно растет смертность среди детей. Максимум разводов приходится на первые пять лет семейной жизни. Таким образом, развод в нашей республике - социальная проблема молодежи.

Согласно анализу данных Института материнства и детства, смертность среди новорожденных в основном так^же приходится на первые роды, т.е. у молодых матерей. В этой связи можно предполагать, что девушки, вступающие в брак, не подготовлены к материнству, уходу за новорожденным, не знают правил кормления, гигиены ребенка, профилактики и защиты их здоровья.

В последние годы Правительство Республики Таджикистан уделяет особое внимание качественному улучшению системы народного образования. Принят Закон Республики Таджикистан "Об образовании" (1993 г.), утверждена Концепция национальной школы, Концепция воспитательной работы, внесшая координальные изменения в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы. Наряду с важнейшими мерами помощи семьям в улучшении условий воспитания подрастающего поколения и социализации личности, на школу возлагается обязанность усиления взаимодействия с семьей, общественностью по подготовке выпускников школ к будущей семейной жизни. С этой целью введен в старших классах предмет "Этика семейной жизни".

Следовательно, важность подготовки старшеклассников к семейной . жизни и недостаточное влияние семьи в этом направлении диктуют необходимость организации специальной работы в условиях общеобразовательной школы.

Основными сторонами воспитания будущего семьянина является следующее:

1. Социально-гражданская подготовка, предполагающая уяснение старшеклассниками социальной сущности семьи, общественного значения укрепления семейных союзов, формирование у юношей и девушек убеждений о тесной связи понятий гражданин и семьянин.

2. Нравственная подготовка, включающая в себя воспитание нравственных качеств: доброты, честности, человечности, верности, ответственности за свои поступки, отзывчивости, чуткости, душевности, заботливости, трудолюбия.

3. Психологическая подготовка с целью ориентации юношей и девушек на будущую семейную жизнь, как необходимое условие гармоничного развития психологических качеств личности: привития свойств, необходимых для жизни в семейном коллективе (уживчивость, терпимость, уважение интересов других людей, их склонностей, привычек); формирование умений понимать психологию других людей.

4. Юридическая подготовка, ставящая своей целью воспитание у старшеклассников чувства ответственности за создание и сохранение будущей семьи, воспитание детей, ознакомление с основами семейного законодательства Республики Таджикистан.

5. Педагогическая подготовка, в содержание которой входит вооружение будущих родителей основными знаниями об особенностях воспитания детей в семье, привитие важнейших навыков и умений ухода за ребенком и его воспитание в раннем дошкольном возрасте.

6. Санитарно-гигиеническое и половое просвещение, составными компонентами которого являются сообщение об анатомо-физиологическом строении мужского и женского организмов, привитие навыков личной и семейной гигиены, а также ознакомление с некоторыми интимными сторонами жизни.

7. Физическое воспитание, в процессе которого решаются задачи укрепления здоровья и закаливания, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности организма, подготовка к трудному и сложному процессу, связанному с рождением и воспитанием детей, необходимостью сочетать труд на производстве с выполнением домашних трудовых обязанностей.

8. Хозяйственно-экономическая подготовка, содержащая в себе помимо формирования качеств: трудолюбия, бережливости, утверждения принципа равного участия супругов в домашних хозяйственных делах, также многочисленные практические умения и навыки,необходимые в семейном быту.

В нравственном воспитании учащихся призвана активное участие принимать общественность, что специально отмечается в основных направлениях и проблематике педагогических исследований в свете требований "Закона Республики Таджикистан об образовании" и "Концепции национальной школы".

Таким образом, перед обществом поставлена ответственная задача -подготовка старшеклассников к семейной жизни.

Правительство всегда уделяло внимание укреплению семьи и воспитанию физически здоровых детей. Свидетельством тому Законы республики об оказании помощи многодетным семьям, единовременное пособие при рождении каждого ребенка, продление частично оплачиваемого отпуска матерям по уходу за детьми до 3-х лет, бесплатное лечение и обеспечение лекарствами детей и т.п.

С учетом важности проблемы воспитания подрастающего поколения и роли молодежи в будущем страны, Правительство должно, на наш взгляд, взять на себя координацию взаимодействий социальных институтов воспитания.

Семья - это основа государства и нынешнее молодое поколение, будущие семьи - будущее страны. Какое поколение будет воспитано, такое будет и будущее страны.

В этом жизненно важном деле значительную роль должна играть система общественных институтов воспитания. Анализируя важность общественного воспитания, профессор С. Кадыров отмечает, что "В отличие от семейного и школьного воспитания общественное воспитание имеет значительно более широкий диапазон приемов и средств, не ограниченный жесткими временными рамками, что сейчас еще недостаточно учитывается при организации общественного воспитания. Особую ценность данное обстоятельство приобретает для обеспечения действенных взаимосвязей общественности, семьи и школы в целях организации и активного функционирования целенаправленной, глобальной системы формирования всесторонне развитой личности.

Таким образом, общественное воспитание на современном этапе представляет собой одно из ведущих звеньев процесса формирования личности нового человека" (95, 14).

Научное и практическое решение проблемы семьи, семейно-бытовых и брачно-семейных отношений не может быть глубоким без учета социально-экономических, культурных условий развития республики.

Средняя Азия относится к территории с традиционно высокой рождаемостью и ранней брачностью, где внутрисемейные ограничения рождаемости не практикуются (77, 62). Репродуктивный период как в прошлом, так и в настоящее время у большей части семей, особенно в сельской местности, растягивается на весь жизненный цикл семьи. Современные демографические исследования, посвященные проблеме планирования семьи, выявили, что в Средней Азии у некоторых групп женщин сохраняется ориентация на многодетную семью/'ибо среди них стойко сохраняются еще традиции большой семьи, поддерживаемые национальными формами организации быта в целом" (220, 77).

У народов Средней Азии, в том числе у таджиков, семейно-бытовые и брачно-семейные отношения складывались веками и передавались из поколения в поколение. Многие из них продолжают существовать и в современных семейных отношениях народов Средней Азии и Казахстана. Отсюда вытекает необходимость: во-первых, использовать веками накопленный народом положительный опыт в нравственном воспитании новых поколений, пополнять его новым современным содержанием, обобщать его формы, во-вторых, решительно искоренять все то, что отжило свой век (суеверие, религиозные догмы, ущемляющие права женщин и др.), и являются помехой в нравственном воспитании, подготовке старшеклассников к семейной жизни и создании нормальной современной семьи.

Тысячелетиями в процессе трудовой, бытовой и семейной жизни создавались традиции, обычаи и обряды, соблюдение которых обеспечивало функционирование общества. Воспитательное усилия народа были направлены на максимальную полную передачу мыслей, чувств, привычек подрастающему поколению. Молодежь через семейный быт, традиции, обычаи и обряды перенимала опыт старших поколений и в такой сфере, как семейно-бытовые и брачно-семейные отношения, опыт, который закреплялся в сознании, духовной культуре, образе жизни.

Пройдя долгое историческое развитие, до наших дней дошло немало таджикских народных традиций, обычаев, которые могут оказывать позитивное влияние и воспитывающее воздействие на подготовку молодежи к семейной жизни, на ее повседневное поведение в родительской семье.

Семья как важное звено общества оказывает непосредственное и сильное влияние на всестороннее его развитие путем воспроизводства населения, обогащения материальными и духовными ценностями, именно в ней воспитывается характер и формируется духовный облик будущих граждан общества. К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что "семья есть отношения между супругами, отношения родителей и детей", семейные отношения затрагивают каждого члена общества. Необходимо отметить, что семейные отношения являются определенной формой общественных отношений. Естественно, когда речь идет об интересах семьи и интересах общества, здесь не может быть никаких различий. Интересы семьи и общества являются общими интересами государства.

Научный интерес к данной проблеме вызван, во-вторых, тем, что в дальнейшем развитии демократического общества нравственным общественным отношением молодежи принадлежит будущее; во-вторых, в семье закладываются основы всестороннего гармоничного развития ребенка; в-третьих, учебный предмет "Этика семейной жизни", введенный в старших классах общеобразовательной школы, является средством пропаганды нравственного образа жизни и одновременно средством систематической борьбы с предрассудками, реакционными и религиозными взглядами на семью; в-четвертых, этот предмет позволяет учащимся получить информацию о семейной жизни, о взаимоотношениях полов, семье и браке таджикского народа, организовать педагогическое руководство процессом подготовки к семейной жизни, с использованием сведений из истории, культуры и искусства народов Востока, а также таджикского народа, т.е. конкретизировать теоретические положения на близком и доступном для учащихся материале, фактах, примерах; в-пятых, от учителя "Этики семейной жизни" в большей степени, чем от учителей других предметов, требуется знакомство с семейным бытом учащихся, установление контакта с родителями старшеклассников и общественностью. Он должен активизировать работу родительских комитетов; наладить связь с общественностью района, микрорайона, колхоза, села и с трудовыми коллективами, где работают родители старшеклассников; обеспечить выступления по теме урока медиков, работников милиции, прокуратуры, судов и людей, воспитавших достойных детей; наладить связь с внешкольными учреждениями.

Большое влияние на семейно-бытовые и брачно-семейные отношения в дореволюционном Таджикистане оказывали правовые нормы и правила мусульманской религии (шариат). Некоторые из них были направлены на подготовку молодежи к семейной жизни и регулировали семейные отношения в быту. Октябрьская революция внесла огромные изменения в жизнь народов Средней Азии, в том числе таджикского народа, в корне изменились брачно-семейные отношения. Вместе с тем, у определенной части таджикских семей еще бытуют пережитки шариата, мусульманской психологии, препятствующие равноправию женщин в семье и обществе.

По данным Ассоциации "Женщины науки Таджикистан" любое несчастье особенно остро переживают женщины в молодом возрасте от 19 до 25 лет. Именно эти молодые девушки, женщины за помощью чаще других обращаются в Кризисный центр, действующий при поддержке бюро "Женщины в развитии". Как правило, подавляющее большинство этих женщин стали жертвами. ни улицы, ни случайного подонка. Они стали жертвами своей собственной семьи. О жертвах домашнего террора, как правило,мы узнаем по факелу, в котором, как свеча, сгорает женщина, не в силах больше терпеть издевательства, побои, угрозы, смертельно уставшая от безысходности своего положения.

Эти факты исключительные, их немного. Но куда больше женщин, перенесших физическое или психологическое насилие, при этом продолжают жить со своими проблемами. Они выбрали жизнь, но она им опостылела.

Насилие в семье - не частное дело. Это трагедия для семьи, для самой женщины, детей, но в первую очередь для общества. Женщина, подвергающаяся насилию, испытывает тяжкие последствия в своей дальнейшей жизни. Она перестает быть личностью, она не в состоянии воспитывать полноценных детей. На нее постоянно давит чувство вины в случившемся, несмотря на ее очевидную невиновность, чувство незащищенности, неуверенности в себе и в свои силы.

Только в 1998 году в Центр за помощью обратилось более 300 женщин, около 1000 женщин звонили по телефону доверия. И все это происходит в столице республики Душанбе, а каково положение женщин на периферии, к сожалению, таких данных нет. Такие Центры начали создаваться в Кофарни-хонском, Айнинском и Турсунзадевском районах. Однако эта проблема требует не только работы Центра, а пристального внимания всего общества. Насилие в семье - это не частное дело, а трагедия и в первую очередь общества.

В практической деятельности школ Таджикистана этим вопросам уделяется недостаточное внимание: отсутствует специальная литература, не обобщен положительный педагогический опыт работы. За годы советской власти, как показал опыт, таджикский народ создал богатый опыт, который с успехом может быть использован в подготовке к семейной жизни.

Все это показывает необходимость специального исследования данной проблемы, разработки научно-методических рекомендаций, пересмотра и дополнения учебных программ "Этика семейной жизни", подготовки рекомендаций по подготовке старшеклассников к самостоятельной семейной жизни. Все эти разработки, несомненно, окажут помощь учителям, родителям и другим внешкольным учреждениям, помогут им объединить усилия в подготовке старшеклассников к семейной жизни.

Проблемам семьи, семейно-бытовых и брачно-семейных отношений и подготовки старшеклассников к семейной жизни были посвящены ряд научных работ таджикских исследователей. К ним относятся докторская диссертация И. Арабова "Нравственная подготовка старшеклассников к семейной жизни социально-педагогическая проблема" (14, 147) и кандидатская диссертация И. Арабова "Нравственная подготовка старшеклассников: к семейной жизни" (13, 19), в которых в основном рассматриваются вопросы важности нравственной подготовки старшеклассников к семейной жизни, негативный характер брачно-семейных традиций и обычаев, положение женщин в семье, насаждавшийся веками шариатскими законами и мусульманской религией. В диссертациях раскрывается совместная внеклассная работа школы и семьи в подготовке старшеклассников к семейной жизни.

Салимова Д. в кандидатской диссертации "Нравственное воспитание сельских девушек" анализирует положение девушек в семье, негативное отношение религии ислам к равноправию женщин в обществе, бытующие реакционные традиции и обычаи по подготовке девушек к замужеству. Рассматриваются пути преодоления этих пережитков на уроках и во внеклассной работе и подготовка девушек к равноправному браку.

В работе С. Исоева "Народные традиции и опыт по трудовому воспитанию детей в семье" обобщается и анализируется народный опыт таджикской семьи, народные и новые общесоветские трудовые традиции, праздники и их значение в трудовом воспитании детей (83, 150).

В диссертации Мирзоева А. X. "Социалистические семейные обычаи и традиции как средство идейно-нравственного воспитания детей" рассматриваются традиции и обычаи, рожденные социалистическими условиями жизни, пути их внедрения в практику идейно-нравственного воспитания подростков, юношей и девушек (144, 178). Пашкова М. И. в диссертации "Дифференцированный подход к старшеклассникам в процессе их нравственной подготовки к семейной жизни" рассматривает сущность дифференцированного подхода в нравственной подготовке страшеклассников к семейной жизни в условиях изучения курса "Этика и психология семейной жизни" (155, 19).

Верещагина Н. С. в диссертации "Формирование нравственных основ семейной жизни у старшеклассников" рассматривает, как решаются задачи подготовки старшеклассников к семейной жизни на уроках литературы и во внеклассной работе (53, 70).

Танхасаева С. С. исследовала проблему использования бурятских народных традиций в системе учебно-воспитательной работы в сельской школе и в семье. Она проанализировала состояние использования народных традиций в школе и семье и рекомендует пути активного использования бурятских традиций в нравственном воспитании учащихся.

Как видим, в последние десятилетия внимание исследователей было обращено к значению и роли народной педагогики в воспитании подрастающего поколения, выявлению оптимальных условий и средств их воздействия на нравственную, трудовую воспитанность школьников и подготовки их к самостоятельной жизни.

Значительный интерес для исследования избранной нами темы представляют работы В. Е. Зарайченко, А. Красовского, Д. В. Луцика, Г. Матуле, А. Я. Студенте, Ф. Тимофеевой, М. И. Пашковой, посвященные роли специальных курсов "Основы знаний о семье", "Знания о семье", "Основы подготовки к семейной жизни", "Этика и психология семейной жизни" в образовательно-воспитательной работе со старшеклассниками в процессе изучения этих курсов как одного из важнейших средств подготовки их к семейной жизни, материнству и отцовству (179, 24).

Существенный вклад в разработку проблем семьи внесли ученые европейских стран - Чехословакии, Венгрии, Болгарии, особенно Германии; в их трудах значительное место занимают вопросы полового воспитания детей и юношества, ими исследуются педагогические аспекты проблемы, принципы, содержание и методы полового воспитания в семье и школе, специальная подготовка учительских кадров, просветительская работа среди родителей и др.

Вопрос о необходимости всестороннего воспитания девушек в XIX веке ставили революционеры-демократы В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, выступающие против ограничения социаль* ной роли женщины, против воспитания в девочках только "домашней", "семейной" психологии.

По мнению выдающихся русских педагогов, в воспитании женщины "заключается воспитание всего человечества", И. Н. Ульянов, конкретизируя эту идею, подчеркивал, что грамотная девочка - грамотная мать, грамотная мать - грамотная семья, грамотная семья - грамотное государство.

Вопрос подготовки молодежи к семейной жизни нашли свое отражение в произведениях мыслителей таджикского народа Абуали Сино, Саади, Кай-ковуса, Насреддина Туси, Ахмада Дониша и многих других.

Проблема подготовки к семейной жизни многогранна. Разнообразные ее аспекты (моральные проблемы брака, семьи, хозяйственные функции семьи, проблемы воспроизводства населения, нравственные нормы личных отношений, психологическая и этико-эстетическая характеристика чувства любви, физиолого-гигиенические проблемы семейной жизни и др.) исследуются социологами, психологами, экономистами, медиками, правоведами. Анализ научно-педагогической литературы выявляют различные позиции исследователей при подходе к данной проблеме. Однако различие мнений в трактовке общей ее направленности не нарушают единства взглядов исследователей на ведущую роль нравственного начала в подготовке будущих отцов и матерей.

Для исследования представляют интерес работы: А. Г. Хрипковой, Д. В. Колесова, А. Г. Харчева, Н. Г. Юркевича, Е. Г. Балагушкина, А. Хашимова, С. Исламова, П. Н. Тимошенко, а также работы, в которых раскрываются психологические и педагогические аспекты проблемы исследования А. А. Бода-лева, В. А. Крутецкого, И. С. Кона, Д. В. Колесова, Н. Б. Сельверовой, Р. Г. Гуровой, Ю. Б. Рюрикова.

Исследования психологов помогают проникнуть в психолого-возрастные особенности юношеского возраста, понять психологические механизмы их отношений к противоположному полу, любви, дружбе, товариществу, взаимопониманию в школьном и семейном коллективах, рассмотреть психолого-педагогические механизмы формирования готовности старшеклассников к семейной жизни. Они являются основой для выбора форм и методов работы со старшеклассниками в процессе преподавания предмета "Этика семейной жизни".

Теоретическая разработка проблем семьи, народной педагогики и ее использование в нравственном воспитании молодежи внимание исследователей привлекло в основном в шестидесятых годах, но, Как отмечает И. В. Суханов (180) и Н. П. Денисюк (72), она исследована еще недостаточно. Такое положение является характерным и для педагогических исследований.

Определенный вклад в разработку данной проблемы внесли С. Н. Сар-сенбаев (170), А. К. Алиев (4, 5, 6), Г. Наджимов (150), А. Чотонов (209), Д. М. Угринович (193), И. В. Суханов (180), Н. П. Денисюк (72) и другие, в исследованиях которых рассматриваются роль этнопедагогики и народных традиций в нравственном воспитании подрастающего поколения, молодежи, определяется их место в общественной и семейно-бытовой жизни, в общественном сознании, раскрываются ряд функций, которые они выполняют в общественной жизни.

Эти исследования служили опорой при разработке нами социальных, психолого-педагогических функций, раскрывалась взаимосвязь простых норм нравственности, выработанных в быту таджикским народом с нормами поведения молодежи в семье и обществе в настоящее время.

Большой интерес представляют работы этнографического и этнопеда-гогического характера по проблеме семьи и быта у народов Средней Азии и Казахстана, в частности, у таджиков, которые позволили выявить традиции, обычаи и нравы в семейно-бытовых и брачно-семейных отношениях, а также вопросы полового воспитания в этнопедагогике этих народов.

Исследования ученых, посвященные семье, быту, семейно-брачным отношениям, психологическим основам полового воспитания молодежи по вопросам нравственной подготовки молодежи к семейной жизни, безусловно, вносят определенный вклад в разработку проблемы подготовки старшеклассников к семейной жизни. Однако, во-первых, среди них нет специальных работ по взаимодействию семьи, школы и общественности по подготовке старшеклассников к семейной жизни. При отсутствии взаимосвязей между институтами общественного воспитания, воспитательный процесс по подготовке старшеклассников к семейной жизни получает неполный, незавершенный характер. Более того, слабые связи общественных организацией с семьей и школой, не полное использование семейного и школьного воспитательного опыта ограничивает возможность более активного влияния на воспитание высоких нравственных качеств личности, затрудняет формирование качеств; во-вторых, введен уже несколько дет в старших классах учебный предмет "Этика семейной жизни", содержание которого позволяет использовать различные формы и методы педагогического воздействия на нравственное воспитание в процессе учебы; в-третьих, программы и учебники педагогических вузов и программы институтов переподготовки и усовершенствования учителей не предусматривают подготовку и переподготовку педагогических кадров по воспитательной работе со старшеклассниками, родителями и общественностью, без которых невозможно обеспечить сотрудничество школы, семьи и общественности.

Таким образом, социально-педагогическая актуальность проблемы и ее недостаточная, на наш взгляд, разработанность определили тему нашего исследования-"Влияние социальных институтов воспитания на подготовку старшеклассников к семейной жизни".

Объект исследования - старшеклассники общеобразовательных школ Республики Таджикистан и их семьи.

Предмет исследования - процесс совершенствования подготовки старшеклассников к семейной жизни посредством целенаправленной деятельности социальных институтов воспитания, содержание, структура и формы работы школ и семьи по подготовке старшеклассников к семейной жизни.

Цель исследования - выявление оптимальных средств взаимодействия институтов воспитания, обеспечивающих совершенствование подготовки старшеклассников к семейной жизни.

Приступая к исследованию,мы выдвинули следующую гипотезу: подготовка старшеклассников к семейной жизни будет успешно осуществляться, если: а) будут использованы возможности активизации и координации усилий социальных институтов воспитания; б) при организации учебного процесса будут учитываться психоло-возрастные и национальные особенности старшеклассников; в) обучение по предмету "Этика семейной жизни" для мальчиков и девочек будет проводиться дифференцированно, а учителя, ведущие предмет, будут образцом носителя нравственности; г) подготовка к семейной жизни старшеклассников будет осуществляться в тесном единстве воспитательной деятельности семьи, школы и общественности; д) будет проводиться педагогическое просвещение всего населения республики и с этой целью возобновится работа народных университетов педагогических знаний для родителей.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи: раскрыть возможности социальных институтов воспитания в подготовке старшеклассников к семейной жизни; изучить специфику и возможности деятельности семьи, школы и внешкольных организаций по подготовке старшеклассников к семейной жизни; выявить эффективные пути и средства усовершенствования процесса подготовки старшеклассников к семейной жизни; определить пути координации деятельности социальных институтов воспитания по подготовке старшеклассников к семейной жизни и педагогическому просвещению населения республики; разработать научно обоснованные методические рекомендации и пособия по взаимодействию семьи, школы и общественности в подготовке старшеклассников к семейной жизни.

Методологической основой исследования явились учения философов о возникновении семьи и ее роли в обществе, идеи об исторически закономерном развитии семейно-брачных и брачно-семейных отношениях; соответствующие статьи Конституции Республики Таджикистан, Положение Совета Министров Республики Таджикистан о семье и браке и воспитании детей, Закон Республики Таджикистан "Об образовании" и Концепция национальной школы Республики Таджикистан, опорой для исследования явились труды мыслителей и классиков таджикской литературы, труды зарубежных и таджикских педагогов, психологов, социологов, философов, а также передовой опыт взаимодействия семьи, школы и общественности в воспитании и подготовке молодежи к семейной жизни.

Методы исследования: изучение и анализ философской, психологической и педагогической литературы по интересующей проблеме; изучение и обобщение опыта взаимодействия социальных институтов воспитания, опытно-экспериментальная работа, педагогическое наблюдение, индивидуальные и коллективные беседы с родителями, учителями, представителями общественности и старшеклассниками, анализ проблемных ситуаций, анкетирование, анализ письменных работ и проблемных сочинений, интервьюирование, изучение документации школ, материалов бюро ЗАГС, судов, касающихся брачно-семейных отношений.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем уточнена педагогическая сущность понятия комплексная подготовка старшеклассников к семейной жизни в семье, школах и внешкольных организациях, проанализированы его структурные компоненты; рассмотрены основные особенности процесса подготовки старшеклассников к семейной жизни во взаимодействии социальных институтов воспитания, обосновано дифференцированное обучение мальчиков и девочек на уроках "Этики семейной жизни"; на основании соответствующего научно-педагогического анализа, многолетней и целенаправленной опытно-экспериментальной работы впервые определено и дополнено содержание учебника "Этика семейной жизни", определена система педагогического воздействия на старшеклассников в подготовке их к семейной жизни посредством семьи, школы и общественности в их взаимодействии.

Этапы исследования:

1. 1991 - 1992 гг. - констатирующий эксперимент, в процессе которого изучался и обобщался опыт преподавания предмета "Этика семейной жизни" и его влияние на подготовку старшеклассников к семейной жизни, использование народной педагогики и народных традиций в процессе его преподавания; изучалась философско-социологическая, психолого-педагогическая, демографическая литература по проблеме; разрабатывалось теоретическое обоснование и программа опытно-экспериментальной работы поискового и формирующего этапов.

2. 1993 - 1995 гг. - поисковый эксперимент, были внесены корректировки в программу и содержание курса; изучались старшеклассники и их семьи; апробировались формы и методы работы в школе; производились сравнительные срезы с помощью анкет, коллективных и индивидуальных бесед; проводились занятия по поднятию уровня педагогических знаний родителей, согласно подготовленной экспериментальной программы.

В этот период определялись функции родительских комитетов, общественных организаций по нравственному воспитанию и подготовке старшеклассников к семейной жизни.

3. 1995 - 1997 гг. - формирующий эксперимент, целью которого являлась опытно-экспериментальная проверка действенности разрабатываемой педагогической системы, ее эффективности в нравственной подготовке старшеклассников к семейной жизни; уточнялись и совершенствовалась работа со старшеклассниками, их родителями и общественностью; корректировались формы и методы работы как с коллективом класса, так и индивидуальная работа с учащимися и родителями, особенно по преодолению негативных влияний и представлений о брачно-семейных отношениях, взаимоотношений полов; обобщались результаты исследования и они внедрялись в практику работы школ и общественности.

База исследования - опытно-экспериментальная работа проводилась в VIII - IX классах средних школ №63 города Душанбе, №1,2, 27, 29, 30 Яванского района. Работа велась и в ряде других школ республики, в связи с непосредственным участием соискателя во встречах с учащимися, их родителями, родителями'и общественностью, как автором учебника "Этика семейной жизни".

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем уточнена педагогическая сущность понятия "комплексная подготовка старшеклассников к супружеской жизни в семье, школах и внешкольных организациях", проанализированы его структурные компоненты; рассмотрены основные особенности процесса оптимальной к семейной жизни во взаимодействии социальных институтов воспитания; обосновано дифференцированное обучение мальчиков и девочек на уроках этики семейной жизни: на основании соответствующего научно-педагогического анализа, многолетней и целенаправленной опытно-экспериментальной работы впервые определено и дополнено содержание учебника "Этика семейной жизни", в подготовке их к семейной жизни посредством семьи, школы и общественности в их взаимодействии.

Практическая значимость исследования состоит в разработке методического пособия и рекомендаций для учителей по предмету "Этика семейной жизни", включения исследовательского материала в практику работы общеобразовательных школ Таджикистана и родительских педагогических университетов, в популяризации положительного педагогического опыта среди учителей республики.

На основе полученных результатов предполагается разработать практические рекомендации для семьи, школы и общественных организаций, предприятий по организации воспитания и подготовки старшеклассников к семейной жизни.

На защиту выносятся следующие положения:

- воспитательные возможности и особенности таджикской семьи в подготовке старшеклассников к семейной жизни;

- совместная деятельность школы, семьи и общественности в подготовке старшеклассников к семейной жизни в условиях Республики Таджикистан;

- дифференцированное обучение девочек и мальчиков при изучении предмета "Этика семейной жизни";

- создание центра по координации усилий в подготовке молодежи к семейной жизни и повышению педагогических знаний родителей.

Апробация результатов исследования прошла в ряде школ Республики

Таджикистан, на международной конференции "Проблемы воспитания в народной педагогике" (1987 г.), на республиканской конференции "Роль общественных организаций в воспитании трудных подростков" (1997 г.), на конференциях учителей Яванского (1996 г.), Колхозабадского района (1995 г.), на конференции учителей города Душанбе и районов республиканского подчинения (1997 г.), на семинаре работников Управления образования и районов города Душанбе (1998 г.), на семинаре директоров школ Яванского района (1998 г.), на семинаре директоров и заместителей директоров по учебно-воспитательной работе школ города Душанбе (1999 г.), а также в публикациях по теме исследования в республиканской прессе и выступлениях по республиканскому радио и телевидению.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась внедрением в практику школ дифференцированного обучения предмета "Этика семейной жизни" применением различных методов развития познавательной деятельности старшеклассников и их родителей совместными усилиями социальных институтов воспитания, решением задач, адекватных целям исследования, использованием необходимых и достаточных эмпирических данных, математических методов обработки результатов экспериментов, внедрением положений исследования в практику школ и внешкольных учреждений, репре-зентивностью сделанных выборок, согласованностью выводов с теоретическими положениями дидактики.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

5. Результаты исследования показали, что подготовка старшеклассников к семейной жизни требует всестороннего в тесном контакте и взаимодействии. При осуществлении комплексного подхода к воспитанию необходимо руководствоваться системой принципов: принцип связи воспитания с жизнью; принцип единства умственного и трудового воспитания в семье, школе, институтами общественности; принцип единства требовательности, доверия и уважения; принцип учета индивидуальных особенностей, половых различий. Следование этим принципам в организации воспитательной работы со старшеклассниками при подготовке их к семейной жизни, несомненно, приводит к достижению поставленной цели - формирование идейных основ будущего семьянина.

6. Большое познавательно-воспитательное значение имеют межпредметные связи предмета "Этика семейной жизни" с историей, таджикской и русской литературой, историей религии, биологией и анатомией, основой государства и права, этикой. Целесообразное использование знаний учащихся по этим предметам позволяют углубить знания старшеклассников об исторических формах семьи и брака, национальных, как прогрессивных, так и негативных семейно-бытовых и брачно-семейных традициях, раскрыть отличие феодально-религиозного, буржуазного законодательства от современного демократического законодательства о семье и браке и другие вопросы. Так формируются знания старшеклассников о правовых законах и моральных нормах семьи и брака.

7. Эксперимент подтвердил необходимость широко практиковать методы работы с учащимися как на уроке, так и во внеклассной работе, активизирующие мысль, деятельность учащихся: беседы с элементами диспута, лекции с элементами беседы, наблюдения, обобщение эмпирического опыта, рассказы учащихся о межличностных отношениях в семье, анализ полученной информации (телепередачи, радиопередачи, статьи в периодической печати и т.п.), письменные работы творческого характера (доклад, сочинение, рассказ), объяснение научных понятий, встречи с врачом, юристом, с членами интересной семьи, многодетной матерью, работниками хукумата, практические занятия и задания, специально созданные ситуации, психологические и педагогические задачи. Таким образом, учащиеся включались в активную деятельность: мыслительную, поведенческую, организаторскую, творческую.

8. Преподавание "Этики семейной жизни" требует от учителя знакомства с семейным бытом старшеклассников, контакта с родителями, привлечение их к работе по воспитанию будущего семьянина, подготовке старшеклассников к семейной жизни, использования позитивного семейного опыта, народных традиций, знаний по педагогике и психологии. Проявляя большую тактичность, преподаватели используют коллективные формы работы с родителями, но большое внимание уделяют индивидуальной работе с семьей, отдельными ее членами с тем, чтобы искоренить пережитки религиозного отношения к женщине и во взаимоотношениях между юношами и девушками, шариатские представления о браке и разводе, о семье. Большое значение имеет включение родителей в совместную деятельность с детьми в школе, использование общественного мнения - так осуществляется педагогическое руководство, формируются ценностные ориентации семейного коллектива.

9. Результаты опытно-воспитательной работы убедительно показывают, что целенаправленная деятельность общественности по подготовке старшеклассников к семейной жизни во взаимосвязи со школой и семьей оказывают эффективное влияние на торможение развития отрицательных качеств личности старшеклассника, прививают им нормы нравственной морали.

Учитывая то, что наркомания в последние годы получает широкое распространение среди молодежи республики, необходимо развить спортивные и физкультурные секции и клубы, туристские лагеря. Привлекать школьников и молодежь к занятиям по спорту и культурно-массовым мероприятиям, заполнить свободное время молодежи и отвлечет от вступления в неофициальные молодежные группировки. Одновременно усилить просветительскую и профилактическую работу среди молодежи о вреде влияния наркотических средств на здоровье человека посредством бесед, лекций и средствами массовой информации.

10. Исследование подтвердило, что недостаточная подготовленность родителей к воспитанию детей, отсутствие знаний по основам педагогики, медицине, праву, непонимание ими сложного процесса развития ребенка отрицательно сказывается на воспитание детей и подготовке их к семейной жизни. В связи с этим целью педагогического просвещения родителей и всего населения необходимо создать в республике Координационный совет педагогического просвещения населения с привлечением заинтересованных министерств, учреждений, комитетов и общественных организаций и создание аналогичных Советов в областях, городах и районах, вменив в их обязанности пропаганду педагогических, правовых, медицинских, экологических знаний среди населения.

11. Проведенные беседы с учителями показали, что необходимо повысить квалификацию учителей, ведущих предмет "Этика семейной жизни", с этой целью в педагогических средствах и высших учебных заведениях ввести курс "Основы семейной жизни". При Центральном институте переподготовки, повышения квалификации работников образования и методической службы организовать курсы подготовки и повышения квалификации учителей "Этики семейной жизни", проводить систематически семинары в городах и районах с учителями этого предмета.

Осуществляемые в республике преобразования, демократизация общества, перестройка системы образования и воспитания, удаления особого внимания учительской интеллигенции дают надежду, что отмеченные проблемы будут успешно решены.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблеме подготовки молодежи к семейной жизни, взаимоотношений в семье и ее укреплению придавалось особое значение еще с древних времен. В священной книге зараастрийцев "Авесте" поднимался вопрос о семье и нравственных нормах брачно-семейных отношений. Вопросы нравственного воспитания молодежи поднимались и в трудах мыслителей таджикского народа, начиная с Авиценны и Ахмада Дониша.

При Советской власти вопросу укрепления семьи и подготовки молодежи к семейной жизни уделялось особое внимание. В связи с этим во всех общеобразовательных школах был введен предмет "Этика и психология семейной жизни", который призван дать учащимся не только определенные знания, но и формировать их взгляды, убеждения, практику поведения, как будущих семьянинов, готовых к выполнению социальных функций семьи.

Реализация названных направлений воспитания требует комплекса системы мер педагогического воздействия, в числе которых -использование воспитательного потенциала уроков "Этика семейной жизни"; разнообразные формы внеурочной воспитательной работы; создание нормальных условий для воспитания в семье и привлечение общественности к реализации намеченных воспитательных мероприятий. Для успешного решения поставленных задач необходимо использование воспитательных возможностей социальных институтов воспитания и координация деятельности школы, семьи и общественности в деле воздействия на подготовку старшеклассников к семейной жизни.

В современных условиях, когда в следствии экономических трудностей ослаблена воспитательная работа в школах и семьях, когда не на должном уровне находится связь школы, семьи и общественности, требуется внимательно и ответственно сосредоточиться на вопросе улучшения качества работы в общеобразовательных школах республики. Главную роль в осуществлении этой важной задачи призваны сыграть взаимодействие и сотрудничество школы, семьи и общественности. Поэтому в деле формирования личности старшеклассника и подготовки его к самостоятельной семейной жизни необходимо согласованное педагогическое взаимодействие всех социальных институтов;принимающих участие в воспитании.

Результаты проведенного исследования по данной проблеме позволяют сделать ряд выводов:

1. Повышение эффективности воспитания зависит от координации действий и единства требований к учащимся, семье, школе и общественности. Для этого необходимо активизировать деятельность комиссий профсоюзных комитетов по содействию семье, школе и в воспитании детей и старшеклассников; повышать действенность родительских комитетов в общеобразовательных школах; восстановить кружковую работу в школах и внешкольных учреждениях.

2. Проведенная экспериментальная работа по дифференцированному обучению предмета "Этика семейной жизни" юношей и девушек в школах г. Душанбе Яванского района подтвердила наши предположения об эффективности раздельного обучения и воспитания юношей и девушек при изучении этого предмета. При ведении урока соответствующего полу, и юноши, и девушки чувствуют себя раскрепощено, повышается их активность. Они могут задавать учителю или учительнице вопросы, касающиеся полового воспитания, физиологического устройства организма и вести интимные беседы, связанные с супружеством и супружескими отношениями. Как показали результаты эксперимента, активность юношей и девушек на уроках "Этика семейной жизни" повысилась более чем в два раза. Не только учителя и старшеклассники, но и родители поддержали дифференцированное обучение старшеклассников по предмету "Этика семейной жизни".

3. Содержание предмета "Этика семейной жизни" предъявляет ряд требований к личности учителя: широта кругозора, начитанность, общительность, умение расположить к себе и контактность, такт, нравственная чистота, глубокое знание возрастной и половозрастной психологии, старшеклассников, семьи, ее традиций, взаимоотношений в семье. Желательно, чтобы этот предмет вел учитель с положительным семейным опытом, имеющий детей, пользующийся авторитетом и уважением среди учащихся и родителей.

Для осуществления успешного полового воспитания,-как верно считал, на наш взгляд, А. Г. Харчев,-важно, чтобы наставник находился "на определенной возрастной дистанции" от воспитаемого и пользовался у последнего доверием и авторитетом. Кроме того, он должен быть вхож "в интимный мир воспитаемого, хорошо и всесторонне знать его". (197.135).

4. Исследования и наши эмпирические наблюдения за опытом работы в школах убеждают в первостепенном влиянии нравственно-психологического климата семьи и стиля взаимоотношений в ней на становление характера отношений между родителями и детьми.

К старшим классам, - отмечает И. С. Кон, - стиль взаимоотношений с родителями давно уже сложился и "отменить эффект прошлого опыта невозможно" (112.83). Учитывать этот опыт при преподавании предмета "Этика семейной жизни" крайне необходимо потому, что старшеклассники на себе испытали, например, особенности стилей отношений: авторитарный, либеральный и демократический, понимают воздействие стиля отношений на становление их характера, взаимоотношений с родителями и взрослыми и ДР

Поэтому в процессе преподавания предмета необходимо особое внимание уделять приемам и методам работы учителя с учащимися.

Список литературы диссертации автор научной работы: доктора педагогических наук, Рахимзода Хуррам, Душанбе

1. Абу Абдулло Рудаки. Душанбе, 1958.

2. Абуали ибни Сино. Асархои мунтахаб. (Избранные произведения). -Душанбе, 1990, т. 2,449 с.

3. Абрамов Г.С. -Возрастная психология. Учебник для студентов вузов. -М., 2001,-704 с.

4. Айни С. Бухара, Душанбе, 1981, 375 с.

5. Алиев А. К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1968. - 290 с.

6. Алиев А. К. Народные традиции и их роль в формировании нового человека. Автореферат канд. дис. .канд. философ, наук. Махачкала, 1968. -22 с.

7. Алиев А. К. Новая жизнь новые традиции. - Махачкала, 1966. - 99 с.

8. Ананьин В. О семейных традициях. // Семья и школа. 1968. - №10.10 с.

9. Андреев М. С. Таджики долины Хуф. Сталинабад, 1958. - 527 с.

10. Андреев Ю. Супружество. // Советская Россия. 1980. - №159.

11. Антология таджикской поэзии. Душанбе, 1958.

12. Антипина 3. Г. Место ритуала в системе традиций и обычаев и его роль в формировании коммунистического мировоззрения. Автореферат канд. дис. .канд. философ, наук. Иркутск, 1972. - 19 с.

13. Антонов А.И., Борисов А.Л. -Кризис семьи и пути её преодоления. -М., 1994.

14. Арабов И. Нравственная подготовка старшеклассников к семейной жизни. Автореферат дис. . канд. пед. наук. М., 1979. 19 с.

15. Арабов И. На пороге семейной жизни. Душанбе, 1990. - 147 с.

16. Арабов И., Рахимов X. Нравственное воспитание школьников. -Душанбе, 1985, 55 с.

17. Арабов И., Рахимов X. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. // Мактаби совета. 1984, - №6.

18. Арабов И., Рахимов X. Решающее значение семьи и школы в формировании личности ребенка. Душанбе, 1985. - 16 с.

19. Арабов И., Рахимов X. Этика и психология семейной жизни. Программа курса для IX X классов. - Душанбе, 1981. - 38 с.

20. Арабов И., Рахимов X. Этика и психология семейной жизни. Душанбе, 1986.-81 с.

21. Аркин К. А. Письма о воспитании детей. М., 1961. 152 с.

22. Арутюнов В. X. Идеи воспитания в армянских народных сказках. Автореферат дис. . канд. пед. наук. Ереван, 1968. 22 с.

23. Аширов Н. Ислам и нации. М., 1975. 144 с.

24. Аширов Н. Нравственные поучения современного ислама. М.: Знание, 1977. 64 с.

25. Афзалов X., Рахимов Б. История педагогики таджикского народа. -Душанбе, 1994,-189 с.

26. Айни С. Бухара. Книга 2. Душанбе, 1981. - 357 с.

27. Бабаев Г. О. О семейном воспитании детей. Махачкала, 1962. -87с.

28. Бабанский В. К. Комплексный подход к воспитанию школьников. // Воспитание школьников. 1978. - №3, - 19 - 25 с.

29. Базаров А. Некоторые особенности и пути формирования атеистического мировоззрения таджикского дехканства. Душанбе, 1971. - 210 с.

30. Балагушкин Е. Г. Социальная сущность семьи. М., 1969. - 49 с.

31. Бахур В. Т. Эмоции: плюсы и минусы. М., 1975. - 95 с.

32. Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 1. М., 1953. - 574 с.

33. Берг А. И. Кибернетика и общественные науки. М., 1964. - 252 с.

34. Бестужев-Лада И. В. Семья: вчера, сегодня, завтра. М., 1979. - 95 с.

35. Бинтнева И. Общественные традиции. Алма-Ата, 1974. - 75 с.

36. Бобринский А. А. Горцы верховьев Пянджа: Очерки быта. М., 1908. - 150 с.

37. Богданова О. С., Марьенко И. С. Беседа классного руководителя об этике. М.: АПН, 1958. - 255 с.

38. Богданова О. С. Метод наблюдения в исследованиях проблем воспитания. // Сов. педагогика. 1970. - №11. - 61 - 69 с.

39. Богданова О. С., Катаева JI. И., Шамшулина В. И. О нравственном воспитании подростков. М., 1979. - 111 с.

40. Бодалев А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л.: ЛГУ, 1970.- 135 с.

41. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968.-464 с.

42. Болдырев А. И. Классный руководитель. М., 1978. - 269 с.

43. Болдырев А. И. Методика воспитательной работы в школе. М., 1981.-223 с.

44. Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников. Вопросы теории. М., 1979. - 224 с.

45. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. -СПБ, 2001,-304 с.

46. Брудный В. И. Обряды вчера и сегодня. М., 1960. - 200 с.

47. Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968.

48. Буева Л. П. Социальная среда и формирование личности. М., 1971. - 204 с.

49. Булыгин Л. С. Семья и быт в период коммунистического строительства. Л., 1966.-23 с.

50. Вагабов М. В. О путях преодоления пережитков ислама в брачно-семейных отношениях. М., 1978. - 56 с.

51. Васильева 3. К. Семья и ее функции. М. 1975. - 70 с.

52. Вахмянин Г. И. Не подлежит оправданию. М., 1986. - 127 с.

53. Верб Л. Я. Половое воспитание старших школьников как морально-педагогическая проблема. Автореферат диссертации . кандидата пед. наук. -Л., 1972. 18 с.

54. Верещагина И. С. Формирование нравственных основ семейнойжизни старшеклассников. Автореферат диссертации . кандидата пед. наук. -Алма-Ата, 1973. 20 с.

55. Взаимодействие школы, семьи и общественности в коммунистическом воспитании. М., 1978. - 14 с.

56. Волков Г. Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары, 1970.-93 с.

57. Вопросы семейного воспитания. Иваново, 1971. - 116 с.

58. Гафуров Б. Таджики. М., 1972. - 424 с.

59. Гафарова М. К. Духовный облик женщин советского Таджикистана. -Душанбе, 1969.-257 с.

60. Глаголев В. Г. Эмоционально-психологические основы советской обрядности. М., 1978. - 40 с.

61. Гребенников И. В. Взаимодействие семьи и школы в воспитании учащихся. М., 1977. - 56 с.

62. Гребенников И. В. Воспитательный климат семьи. М., 1976. - 46 с.

63. Гребенников И. В. Основы семейной жизни. М., 1991, - 210 с.

64. Гребенников И. В. Школа и семья. М., 1985. - 175 с.

65. Гришин Д. М., Колдунов Я. И. Руководство воспитанием школьников. -М, 1975. 176 с.

66. Гурова Р. Г. Выпускник средней школы. М., 1977. - 176 с.

67. Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания. М., 1971.176с.

68. Данскер О. JT. Народная песня таджиков Дарваза. ИООИ АН Тадж. ССР. - 1956, №10-11.е.137-153

69. Дарский J1. В. Формирование семьи. М., 1972. - 208 с.

70. Дашдамиров А. Ф. Социально-психологические проблемы национальной определенности личности. Сов. этнография. - 1977. - №3; с 3 - 14

71. Дониш А. Наводир ул Вакое. Душанбе, 1986. - 24 с.

72. Демографический энциклопедический словарь. М., 1985. - 328 с.

73. Денисюк Н.П. Традиции и формирование личности. -Минск, 1979.136с.

74. Джалилов А. Из истории положения женщин Средней Азии до и после распространения ислама. Душанбе, 1974. - 43 с.

75. Донцов И.А. Личное самосовершенствование и мораль. М., 1975.64 с.

76. Дриздо А., Милц Л. Люди и обычаи. М., 1976. - 176 с.

77. Дружинина Б. А. Опыт оценки нравственной воспитанности учащихся. // Сов. педагогика. 1969, №11, с.50 - 58.

78. Ершова Н. М. Правовые вопросы воспитания детей в семье. М., 1971. - 108 с.

79. Журавлев В. И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы. Ростов-на-Дону, 1972. - 199 с.

80. Захарова Л. И. Растут в семье мама и папа. М., 1978. - 160 с.

81. Закон Республики Таджикистан "Об образовании".-Душанбе, 1994.40 с.

82. Иванов М. И. Брак, семья, дети. М., 1983. - 144 с.

83. Иванова Н. А., Королев В. А., Седучин П. И. Новое законодательство о семье и браке. М., 1970. - 134 с.

84. Иконникова С.И., Лисовский В. Г. Молодежь вступает в жизнь. Л., 1969.-40 с.

85. Иконникова С. И. Молодежь. Л., 1974. - 166 с.

86. Икрами Дж. Признаю себя виновным. Душанбе, 1973. - 116 с.

87. Интернациональное и национальное в социалистическом образе жизни советского народа. М., 1985. - 292 с.

88. История таджикского народа. Т. 3, кн 1. -М.196Ц, 205 с.

89. Исламов С. Семья и быт. Душанбе, 1988. - 78 с.

90. Исоев С. Народные традиции и опыт по трудовому воспитанию детей в семье. Диссертация . кандидата пед. наук. Ташкент, 1980. - 150 с.91. Истины.-М., 1968.-318 с.

91. История таджикского народа. М., 1964. - 356 с.

92. Ишанкулов X. Г. Брак и свадьба у населения Ходжента в новое время. Душанбе, 1972. - 121 с.

93. Калинин М. И. О коммунистическом воспитании. М., 1956. - 382 с.

94. Кадыров С. Проблемы организации педагогического воздействия на трудных подростков в системе общественного воспитания. Диссертация . доктора пед. наук. Алма-Ата, 1990. - 357 с.

95. Козачковский В. А. От феодализма до победы социализма. Душанбе, 1966. - 270 с.

96. Коммунист Таджикистана. 1987. -21 августа.

97. Кабусноме. Душанбе, 1986. - 449 с.

98. Кадиров К.Б. История педагогической мысли таджикского народа. -Душанбе, 1998, -223 с.

99. Кисляков Н. А. Очерки по истории Каратегина. Душанбе, 1954.224с.

100. Кисляков Н. А. Очерки по истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана. JL, 1969. - 240 с.

101. Кисляков Н. А. Семья и брак у таджиков. М. - Л.: АН СССР, 1959 - 269 с.

102. Климов Е. Т. Новые обычаи и праздники. М., 1964. - 172 с.

103. Климов Е. И. Праздник пришел в твой дом. Пермь, 1965. - 87 с.

104. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. М., 1972.165 с.

105. Ковалев А. Г. Самовоспитание школьников. М., 1967. - 101 с.

106. Козлов В. И. Динамика численности народов. М., 1969. - 407 с.

107. Колесов Д. В., Сельверова Н. Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. М., 1978. - 224 с.

108. Комилов М. Изменение социальной среды и формирование новой личности. Душанбе, 1971. - 23 с.

109. Кон М. С. Психология юношеской дружбы. М., 1973. - 95 с.

110. Кон М. С. Социальная личность. М., 1967. - 388 с.

111. Кон М. С. Психология старшеклассников. М., 1980. - 130 с.

112. Кон М. С. Психология юношеского возраста. М., 1979. - 174 с.

113. Конкина В. 3. Традиции воспитывают. М., 1975. - 50 с.

114. Королев Ю. А. Семья, государство, общество. М., 1979. - 280 с.

115. Коротов В. М. Развитие воспитательной функции коллектива: Проблемы общей методики воспитательного процесса. М., 1974. - 280 с.

116. Коротов В. М. Воспитательная работа в школе. М., 1977. - 274 с.

117. Коган М. С. Человеческая деятельность. М., 1974. - 328 с.

118. Кибернетика и общественные науки. М., 1964. - 252 с.

119. Кузьмин Н. С. Основы социальной психологии. М., 1980. - 112 с.

120. Культура семейных отношений. М., 1980. - 112 с.

121. Курилев А. К. Коммунизм и равенство. М., 1976. - 223 с.

122. Лавров А. С., Лаврова О. В. Вы, ваш ребенок и мир вокруг. М., 1972.-192 с.

123. Лобан А. Л. Ядовитое семя. С., 1966. - 95 с.

124. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1981.-572 с.

125. Локк Д. Побои, награды, регламентация в книге "Мудрость воспитания".-М„ 1988.- 196 с.

126. Лук А. И. Эмоции и чувства. М., 1972. - 79 с.

127. Луначарский А. В. О народном образовании. М., 1958. - 559 с.

128. Луначарский А. В. О воспитании и образования. М., 1976. - 190 с.

129. Лутфуллоев М.Л. Возрождение таджикской педагогики. -Душанбе, 1997,-147 с.

130. Магомедова 3. М. Прогрессивные традиции народов Дагестана как средство нравственного воспитания. Махачкала, 1980. - 56 с.

131. Маджидов Р. М. Особенности формирования научно-атеистического мировоззрения женщин. Душанбе, 1977. - 85 с.

132. Макаренко А. С. Воспитание в труде. Макаренко А. С. Соч., т. 7. -М., 1957. - 396 с.

133. Макаренко А. С. Книга для родителей. М., 1983. - 159 с.

134. Макаренко А. С. Мудрость воспитания. М., 1988. - 78 с.

135. Мельникова О. Т. К проблеме исследования фактов, влияющих наэффективность массовой коммуникации в детской аудитории. // Советская педагогика. 1984. - №12. - 29 с.

136. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения, Т.З.-М.Д966 -640 с.

137. Марьенко И. С. Организация и руководство воспитательной работой в школе. М., 1974. - 223 с.

138. Марьенко И. С. Основные источники и стимулы нравственного развития личности школьника. // Советская педагогика. 1970. - №6. - 34 с.

139. Марьенко И. С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М., 1980. - 183 с.

140. Марьенко И. С. Процесс нравственного воспитания в советской школе. Диссертация . доктора пед. наук. М., 1970. - 776 с.

141. Мельникова О. Т. К проблеме исследования фактов, влияющих на эффективность массовой коммуникации в детской аудитории. // Сов. педагогика. № 12, 1984.-29 с.

142. Методы педагогических исследований. (Под редакцией А. И Пис-кунова и В. Г. Воробева), М. 1979. - 255 с.

143. Мирзоев Назым Холджан Оглы. Социалистические семейные обычаи и традиции как средство идейно-нравственного воспитания детей. Баку, 1982.-178 с.

144. Миронов А. И. Критический период детства. М., 1979. - 96 с.

145. Можаев П. П. Традиции средство воспитания нового человека. -Л.: Лениздат, 1968. -29 с.

146. Монахов И. И. Проблемы интересов эффективности воспитания школьников. П Советская педагогика. 1977. - №2. - 61 - 70 с.

147. Мохтолова Н. Т. Бытовые традиции. Улан-Удэ. 1975. - 75 с.

148. Муратова М. М. Народные традиции и их функции в процессе нравственного формирования личности школьника. Диссертация . кандидата пед. наук. М., 1976. - 168 с.

149. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детсвто, отрочество. Учебник для студентов вузов. -М., Академия, 200, 456 с.

150. Наджимов Г. Отношение марксизма к народным традициям. -Ташкент, 1965. 155 с.

151. Низова В. М. Острые углы воспитания. М., 1975. - 93 с.

152. Никитина Л. А. Я учусь быть мамой. М., 1983. - 93 с.

153. Общество и молодежь. Сб. статей. М., 1973. - 222 с.

154. Обидов И. О. Очерки мухтасари маорифи халки Точикистон. Д.1965.

155. Обидов Т. О. История развития народного образования в Таджикской ССР (1917 67). Д. 1968.

156. Пахлавонов А. Педагогические взгляды мыслителей таджикского народа в XVI-XVII веках. -Душанбе, 1994, 240 с.

157. Пашкова М. И. Дифференцированный подход к старшеклассникам в процессе их нравственной подготовки к семейной жизни. Автореферат диссертации . кандидата пед. наук. М., 1986. - 19 с.

158. Переведенцев В. И. Школа и молодая семья. М., 1982. - 96 с.

159. ПинтА. А. Это всем родителям Кн. 1. М., 1971. - 383 с.

160. Попов А. С. Сам себя воспитывать должен. М., 1980. - 95 с.

161. Порыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.-351 с.

162. Проблемы быта, брака и семьи. Сб. статей. Составители Н. Соловьев, Ю. Лазаченко, 3. Янкова. Вильнюс, 1970. - 247 с.

163. Разумихина Г. П. Мир семьи. М., 1986. - 208 с.

164. Рахимзода X. Семья и общество. Душанбе, 1999. - 232 с.

165. Рахимзода X. Этика семейной жизни. Душанбе, 1997. - 157 с.

166. Рахимов X. Уроки жизни. // Мактаби Совета. 1983. №1. - с. 17 - 20

167. Рахимов Б. Воспитание навыков и привычек культурного поведения детей младшего школьного возраста в таджикской семье. Диссертация . кандидата пед. наук. Ташкент, . - 316 с.

168. Рувинский Л. И., Арет Л. Я. Самовоспитание школьников. М., 1976. - 160 с.

169. Рюриков Ю. Б. Три увлечения: любовь, ее вчера, сегодня и завтра. -М., 1968.-240 с.

170. Саидбаев Т. С. Ислам и общество. М., 1978. - 253 с.

171. Сарсенбаев А. С. Обычаи, традиции и общественная жизнь. Алма-Ата, 1974. - 227 с.

172. Сарсенбаев А.С. Обычаи и традиции в развитии. -Алма-Ата, 1965.35с.

173. Семья сегодня. Сб. статьей. М., 1979. - 119 с.

174. Собкина В. С., Толстых В.В. Воспитательные возможности. // Сов. педагогика. 1984. №12. - 36 с.

175. Соловьев Н. Я. Семья в социалистическом обществе.-М., 1981 .-63с.

176. Согдианские документы с горы Муг. Душанбе, 1962. - 18 с.

177. Содружество школы, семьи и общественности. Курск, 1970.- 81 с.

178. Социальная психология. М., 1987. - 113 с.

179. Стрелков В. А. Барьеры белой смерти. М., 1989. - 287 с.

180. Студенте А. Я. Повышение педагогического потенциала семьи. -Рига, 1980. 24 с.

181. Суханов И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976.-211 с.

182. Суханов И. В. Обычаи, обряды и традиции как социальное явление. Горький, 1973. - 256 с.

183. Сухарева О. А. Квартальная община позднефеодального города Бухары.-М., 1976.-316 с.

184. Сухарева О. А. Свадебные обряды таджиков Самарканда и некоторых других районов Средней Азии. И., 973г 3/0с

185. Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника-подростка и юношеского возраста. М., 1961. 223 с.

186. Сухомлинский В. А. О воспитании. М., 1975. - 272 с.

187. Сухомлинский В. А. Письма к сыну. М., 1979. - 96 с.

188. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. Новосибирск, 1985. - 224 с.

189. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа. М., 1969.-393 с.

190. Танхасова С. С. Прогрессивные народные традиции в современной практике воспитания в семье и сельской школе Бурятии. Диссертация . кандидата пед. наук. М., 1979. - 197 с.

191. Тимошенко JI. Н. Воспитание старшеклассниц. М., 1983. - 143 с.

192. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч., т. 68. М., 1955. - 279 с.

193. Трсотников В. Н. Человек и информация. М., 1979. - 187 с.

194. Угринович Д. М. Обряды за и против. М., 1975. - 175 с.

195. Уледов Л. К. Общественное мнение советского общества. -М.,1963,

196. Фирсин И. И. Обрядность и ее место в социалистическом образе жизни. -М., 1977.-48 с.

197. Харламов И. Ф. Теория нравственного воспитания: историческая и современная проблематика и основные педагогические идеи. Диссертация доктора пед. наук Минск, 1972. - 362 с.

198. Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. М., 1979. - 367 с.

199. Харчев А.Г. Быт и семья в социалистическом обществе. -Д., 1960.13с.

200. Харчев А. Г. Нравственность и семья. М., 1981. - 39 с.

201. Харчев А. Г., Алексев В. Г. Образ жизни, мораль, воспитание. М., 1977. - 50 с.

202. Хошимов А., Балогушин В. Г. Сущность и нравственная основа семьи. Душанбе, 1975. - 299 с.

203. Хошимов А. Формирование новых семейно-бытовых отношений у народов Средней Азии. Душанбе. 1972. - 196 с.

204. Хрипкова А. Г. Разговор на трудную тему. М., 1970.

205. Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. Девочка подросток - девушка. - М.,1981.-228 с.

206. Хрипкова А. Г., Колесов Д.В. Мальчик подросток - юноша. - М.,1982.-207 с.

207. Цветаев М. А. О некоторых особенностях таджикских народныхмелодий. Труды АН Таджикской ССР. т. XII. Сталинабад, 1956. - 107 с.

208. Чередниченко Г. А. Выпускнице школы: умение, труд, материнст-вою-М., 1982.-92 с.

209. Чертков А. В. Об обычаях и обрядах. М., 1976. - 64 с.

210. Чотонов А. О. О революционных и патриотических традициях. -Фрунзе, 1968.- 106 с.

211. Шарипов В. Ш., Зохидов Ш. Годы великих свершений. Душанбе, 1977.-94 с.

212. Шацский.Избранные педагогические сочинения. -М.;1958.-81 с.

213. Шингаров Г. X. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М., 1971.

214. Шмелев А. Г. Острые углы семейного круга. М., 1986. - 96 с.

215. Шумилин Е. А. Психологические особенности личности старшеклассника. М., 1977. - 152 с.

216. Щекочихина Ю. Предисловие к разговору. // Литературная газета. 1984, №23.

217. Щепанский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969. 141142с.

218. Этика и психология семейной жизни. (Под ред. И.В. Гребенникова). М., 1984.

219. Этика семейной жизни. Учебно-методические рекомендации. (Составитель Рахимов X.). Душанбе, 1984. - 31 с.

220. Юркевич Н. Г. Советская семья. Минск, 1963. - с.

221. Янкова З.А. Советская женщина. Социальный портрет. М., 1978.-77с.

222. Янкова 3. А. Городская семья. М., 1997. - 106 с.