автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Традиционная педагогическая культура как средство подготовки старшеклассников к семейной жизни (на материале Чувашской Республики)
- Автор научной работы
- Иванов, Семен Михайлович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Чебоксары
- Год защиты
- 1996
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Традиционная педагогическая культура как средство подготовки старшеклассников к семейной жизни (на материале Чувашской Республики)"
Р Г Б ОЛ
1 В ОПТ Г-
На правах рукописи
ИВАНОВ Семен Михайлович
ТРАДИЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ (на материале Чувашской Республики)
13.00.01 - общая педагогика
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Чебоксары - 1996
Работа выполнена в Чувашском республиканском институте образования
Научный руководитель - действительный член РАО .доктор
педагогических наук, профессор, ВОЛКОВ Г.Н.
Официальные оппоненты - доктор педагогических наук, профессор
Ведущее учреждение - Институт национальных проблем образова-
Защита состоится " 26 " сентября 1996 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета К 113. 67. 01 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в Чувашском государственном педагогическом институте им. И.Я.Яковлева по адресу: 428000, г.Чебоксары, ул. К.Маркса, д. 38.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Чувашского государственного педагогического института им. И.Я.Яковлева.
КИРИЛЛОВ В.К.,
кандидат педагогических наук, доцент ИВАНОВ В.Н.
ния Российской Федерации
Автореферат разослан
Ученый секретарь диссертационно: совета, профессор
ЛГ1П1ЛП Т7АТ") Д ТГТТ^ПТ/ПтТГГГ А -ПА-ПЛТ!!!
иоиЩл ллгнл.1г^г/ю1У1пм г АЬиш
- "Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном обществе, когда меняются социальные ориентиры и утрачиваются привычные для прежних поколений нравственно-этические ценности, познание человека, смысла его жизни, воспитание истинно гуманной личности становится главной задачей педагогической науки.Педагогика призвана способствовать превращению каждого человека в субъекта своего развития, способного совершенствовать себя и, тем самым, -окружающих.
Семья является важнейшей средой формирования человека. История убедительно свидетельствует, что общество, пренебрегающее семьей, терпит большой ущерб, а если это происходит в течение продолжительного времени, то оно вообще деградирует.
В своем завещании чувашскому народу великий педагог и просветитель И.Я.Яковлев писал: "Берегите семью: в семье опора народа и государства. Семейные заветы всегда были крепки среди чуваш. Охраняйте же это сокровище. В семейном счастье - защита от жизненных испытаний. Крепкой и дружной семье не страшны внешние житейские невзгоды. Берегите целомудрие, бойтесь вина и соблазнов: если обережете семью, обережете детей и создатйте крепкую опору для мирного и спокойного труда".
Родители - первые и естественные воспитатели ребенка. Их влияние на детей огромно. К сожалению, процессы урбанизации нарушили традиционную трехпоколенную семью и оторвали детей от родителей, дедупек и бабушек. А отец и мать, особенно молодые, в большинстве случаев недостаточно подготовлены к выполнению роли воспитателей, часто они не знают, что вредно, и что полезно для ребенка, чему и как учить его. Ведь к воспитанию будущих детей молодежь специально не готовят.
В настоящее время серьезную социальную и педагогическую проблему представляют внебрачные связи, беременность и рождение детей вне брака. Материнство в раннем возрасте, тем, более,вне нормальной семьи, приводит к негативным последствиям как для матери, так и для ребенка, В таких экстремальных условиях часть матерей плохо обращаются со своими детьми, вследствие чего у малышей отмечаются отклонения в психическом развитии.Распад семейных связей, отчуждение детей от семьи и родителей от детей показывает, что воспитательный потенциал семьи еще не полностью реализован.По
мнению академика Г.Н.Волкова, чем больше участников педагогического процесса, понимающих суть .воспитательного дела и желающих его улучшить, тем эффективнее будет,его положительное воздействие на подрастающее поколение. Именно в этом ценность народных традиций: народная педагогика есть педагогика масс, всеобщая педагогика, а не удел только педагогов-профессионалов. Юноши и девушки, обучающиеся в старших классах шкод,, училищах и техникумах являются будущими родителями. Через несколько лет почти все они становятся первыми и естественными воспитателями своих детей. Но до сих пор проблема формирования педагогической культуры старшеклассников с целью подготовки их к воспитанию своих детей не была предметом специального исследования. Необходимо хотя бы элементарное психолого-педагогическое просвещение молодежи этой возрастной группы, ибо современная школа по существу не дает такой подготовки. Наивно предполагать, что человек достигший брачного возраста, автоматически готов к семейной жизни. К отцовству и материнству молодежь нужно готовить специально - как к самой сложной и ответственной деятельности. Особую значимость это приобретает в связи с необходимостью положительного влияния на ребенка уже с пренатального периода его развития.
Наше исследование показало, что большая часть родителей не .умеет правильно ставить воспитательные цели, выбрать для их достижения оптимальные методы и средства, предвидеть конечные результаты. В значительной мере это усугубляется ослаблением связей между поколениями, забвением традиционного опыта народного воспитания. Часть населения задачи воспитания понимает весьма узко -кормить, одевать, обучать детей. Но воспитание не может ограничиваться только телесным и умственным развитием: воспитание есть питание духа человека, его духовное развитие до "образа и подобия Божьего", до максимального приближения к гуманистическому идеалу.
При работе над темой диссертации автор старался полнее привлечь фактический материал к современным и местным условиям, а также труды отечественных и зарубежных педагогов и психологов.
Большой вклад в решение проблемы формирования педагогической культуры учителей, воспитателей внесли Я.А.Коменский, И.Г.Песта-лоцци, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, И.Я.Яковлев, Н.К.Крупская, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.
Проблему общности народных педагогических культур глубоко исследует Г.Н.Волков. Одним из первых он начал разрабатывать пе-
дагогическую культуру как научную категорию. Сущность педагогической культуры разносторонне определяется в трудах Ю.П.Азарова, В.А.Сластенина, Г.И.Школьника, Я.Л.Коломинского, В.А.Кан-Калика,
A.В.Мудрика др.
Вопросы педагогической культуры родителей рассмотрены И.В.Гребенниковым, Н.В.Кузьминой,. Ю.Л.Левковым и др.
В научном обосновании целей, содержания-, методов подготовки школьников к семейной жизни могут оказать большую помощь труды
B.А.Сухомлинского, Ю.К.Бабанского, В.М.Коротова, Б.Т.Лихачева, И.С.Марьенко, А.Г.Харчева, В.И.Переведенцева, И.В.Бестужева-Лады, И.В.Дубровиной, С.В.Ковалева, В.А.Титаренко, М.Г.Тайчинова, Э.В.Чудновского, Н.Е.Шурковой.Л.П.Буевой и др.
В плане нравственно-трудовой подготовки школьников к семейной жизни большой интерес представляют труды этнопедагогов А.Ф.Афанасьева, Г.С.Виноградова, Г.Н.Волкова, А.Ш.Гашимова, А.Э.Измайлова, Я.И.Ханбикова и др.
В зарубежной литературе вопросы подготовки родителей к воспитанию детей наибольее полно представлены в исследованиях Т.Гордона, Р.Дрейкуреа, Д.Дрешера, Д.Добсона, Р.Кэмпбелла, М.Холла (США), А.Бертин (Франция ),Р.Нойберта ( Германия ), Ю.Х.Хямяляйнен (Финляндия ) и др.
Анализ научных трудов указанных и других авторов показывает, что вопросы формирования педагогической культуры старшеклассников специально не рассматривались. Одни исследователи (А.Г.Ахвердов,
C.В.Ковалев, Е.Д.Марьясис, А.С.Меликсетян) в подготовке молодежи к семейной жизни большое внимание уделяют половому и медицинскому просвещению. Другие (Е.В.Васильев, А.Т.Каспржак, О.Г.Максимова, М.Г.Харитонов и др.) исследуют проблемы ранней педагогической профориентации. В имеющихся исследованиях авторы уделяют недоста-. точно внимания подготовке старшеклассников к семейной жизни в условиях национальных школ. Существует противоречие между социальной потребностью заблаговременной подготовки молодежи к семейной жизни и уровнем знаний о педагогических условиях ее осуществления с использованием традиционной педагогической культуры. С учетом этого противоречия и была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия , при которых использование традиционной педагогической культуры наилучшим образом содействует успешной подготовке старшеклассников к семейной жизни ? Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - деятельность педагогического коллектива средней общеобразовательной школы по подготовке учащихся к семейной жизни.
Предмет исследования - использование традиционной педагогической культуры в процессе подготовки старшеклассников к семейной жизни в учебное и внеучебное время.
Задачи исследования:
а) раскрыть сущность традиционной педагогической культуры;
б) изучить опыт работы школ по подготовке старшеклассников к семейной жизни с использованием традиционной педагогической культуры в условиях Чувашской Республики;
в) на основе опытно-экспериментальной работы выявить педагогические условия , при которых деятельность учителей по подготовке старшеклассников к семейной жизни с использованием традиционной педагогической культуры будет наиболее эффективным;
г) дать научно-обоснованные методические рекомендации учителям пр подготовке старшеклассников к семейной жизни.
■ В нашем исследовании мы исходили из гипотезы, что формирование' педагогической культуры у старшеклассников может быть успешным и эффективным при условии: 1) планирования и организации учебно-воспитательного процесса с учетом достигнутого уровня готовности старшеклассников к семейной жизни;
2) внедрения спецкурса " Семейная педагогика" в учебно-воспитательный процесс школы с целью вооружения их традиционной педагогической культурой;
■3).обеспечения их педагогически направленной деятельностью в урочное и внеурочное время ;
4) оптимальной организации жизнедеятельности учащихся в школе и вне ее с использованием народных традиций и обычаев использования самоуправления старшеклассников с привлечением родителей, учителей, учащихся начальных классов, воспитанников детских дошкольных учреждений для развития их педагогических умений и навыков.
В процессе проведения исследования эта гипотеза уточнялась, обогащалась и дополнялась.
Методологическую основу исследования составляют признанные в науке положения о влиянии социальной среды на развитие личности, взаимосвязи семьи и общества, преемственности поколений, об отношении к духовному наследию, о своеобразии и самобытности нацио-
нальных культур, б том числе и традиционной культуры воспитания; теория системного подхода к воспитанию..
Методы исследования . Изучение ..и анализ философской, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование; изучение и обобщение массового передового опыта; анализ воспитательной деятельности педагогических коллективов и семей; педагогический эксперимент. Существенной особенностью естественного педагогического эксперимента является специальная целенаправленная работа по формированию педагогической культуры у старшеклассников.
Исследования проводились в три этапа, с 1986 по 1996 г.г. в средних общеобразовательных школах Канашского, Комсомольского, Иб-ресинского районов, в Чебоксарском энергетическом техникуме.
1 этап - (с 1986 по 1991 г.г.) - включал изучение философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, опыта работы школ.
2 этап - { с 1991 по 1994 г.г) - продолжение изучения опыта работы передовых учителей; разработка критериев оценки уровня сформированное™ педагогической культуры старшекласссников; разработка программы и методических рекомендаций для учителей по формированию педагогической культуры старшеклассников и , на-этой основе, повышение профессионально-педагогической культуры учителей-экспериментаторов, проведение опытно-экспериментальной работы.
3 этап - (с 1994 по 1996 г.г).- апробация и подведение итогов опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе Старовыслин-ской средней школы Комсомольского р-на, Малобикшихской СШ, Еолыпе-бикшихской СШ, Сутайкасинской СШ, Канашского р-на, Чебоксарского энергетического техникума и оформление диссертации.
На защиту выносятся следующие положения :
1. Привитие старшеклассникам традиционной педагогической культуры обеспечивает эффективную подготовку молодежи к семейной жизни
и значительно повышает воспитательный потенциал семьи.
2. Формирование педагогической культуры старшеклассников может быть оптимальным при максимальном приобщении учащихся - старшеклассников к педагогической деятельности на учебных занятиях и вне их, организации шефской работы над детьми младшего возраста.
3. Практическая педагогическая деятельность старшеклассников с учащимися младшего возраста способствует раннему социальному взрослению старшеклассников, формирует чувство ответственности,
педагогического такта, содействует естественному, ненавязчивому формированию у учащихся младшего возраста идеала для подражания.
4.Обеспечение педагогической направленности обучения и воспитания старшеклассников стимулирует их интерес к изучению истории и культуры своего народа, общечеловеческой культуры, способствует формированию социально активной личности.
5.Введение в средней школе куреа"Семейная педагогика" повышает качество подготовки старшеклассников к семейной жизни,способствует формированию и развитию интереса к педагогической деятельности, служит важным инструментом преемственности воспитательного процесса.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
- изучен и обобщен передовой опыт школ Чувашской Республики по использованию традиционной педагогической культуры народа в подготовке старшеклассников к семейной жизни;
- выявлены и проанализированы воспитательные возможности чувашских народных традиций в подготовке юношей и девушек к семейной жизни, обобщен семейно-родовой аспект этнопедагогического опыта;
- определены педагогические условия успешного использования традиционной педагогической культуры чуваш в подготовке старшеклассников к семейной жизни.
- выявлены критерии и основные показатели сформированное™ педагогической культуры у старшеклассников;
- обогащена и конкретизирована технология подготовки старшеклассников к семейной жизни в современных условиях.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что разработанные в диссертации методические рекомендации учителям , программа курса " Семейная педагогика" для старшеклассников могут быть успешно использованы в учебно-воспитательном процессе в современной национальной школе , на курсах повышения квалификации работников образования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись ■при чтении спецкурсов для учителей, классных руководителей, работающих в старших классах, заместителей директоров по воспитательной работе школ и профтехучилищ,методистов районных и городских методкабинетов в Чувашском республиканском институте образования Курс "Семейная педагогика" введен в учебные планы ряда школ Канаш-ского, Комсомольского, Ибресинского районов Чувашской республики.
Методические рекомендации, разработанные в ходе эксперимента,нашли применение в практике преподавания курса "Семейная педагогика".
Основные положения диссертации получили отражение в выступлениях и публикациях на Российской научно-практической конференции "Системный подход: проблемы совершенствования воспитания в современных условиях" (г.Чебоксары, май 1992 г.); Международных научно-практических конференциях "Проблемы формирования нравственной устойчивости личности учащихся в современных условиях (г.Чебоксары, май 1993 г.) и " И.Я.Яковлев- и^ просвещение народов Поволжья" (г.Ульяновск, ноярь 1993 г.); Республиканских научно-практических конференциях "Современный сельский учебно-воспитательный комплекс: проблемы и перспективы" (г.Чебоксары, апрель 1994 г.),"Народная педагогика и начальная школа: этнические традиции и проблемы воспитания" (г.Чебоксары, июнь 1993 г.),"Формирование духовной культуры школы" (г.Чебоксары, апрель 1994 г.), "Современная семья и ее проблемы" (Чебоксары, октябрь 1994 г.), Международной научно-практической конференции "Диалектика общечеловеческого и национально особенного в воспитательно-образовательных системах" (г.Чебоксары, март 1995 г.) и др.
Диссертация состоит из введения, двух глав,, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Во "Введении" обосновывается актуальность проблемы, определяются объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы исследования. Дана характеристика методологических основ, научной новизны, теоретической и практической значимости исследования.
В первой главе " Теоретические основы формирования педагогической культуры старшеклассников" раскрывается сущность традиционной педагогической культуры, анализируется опыт работы Симбирской чувашской учительской школы и школ Чувашии, выделяются типичные затруднения и недостатки работы учителей по подготовке старшеклассников к семейной жизни.
Во второй главе " Условия формирования педагогической культуры старшеклассников как средство подготовки их к семейной жизни " раскрывается методика организации и проведения опытно-экспериментальной работы, рассматриваются ее результаты, выделяются условия формирования педагогической культуры старшеклассников.
В "Заключении" подведены итоги исследования, сформулированы теоретические выводы и практические рекомендации. В приложении даны материалы опытно-экспериментальной работы.
- 8 -
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Приступая к исследованию мы определили:ключевые понятия и раскрыли сущность формирования педагогической' культуры старшеклассников. В научной литературе понятие "культура" определяется .как возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание.''•■Культура" изначально была связана с понятием "воспитание". Взрослые призваны не только кормить, одевать и обучать ребенка, но и питать его душу той культурой, которая была выработана этносом, общиной, государством , всем человечеством в процессе их развития.Культура - это способ и мера развития человека, уровень развития общества, средство достижения поставленной цели.
Традиционную педагогическую культуру мы понимаем как совокупность материальных и духовных ценностей, выработанных человечеством для передачи из одного поколения другому с целью успешного осуществления деятельности по совершенствованию воспитателя, вос-питуемых и окружающей среды в соответствии с единым законом эволюции. В исследовании она рассматривается прежде всего как средство подготовки старшеклассников к воспитанию в будущем своих детей используя традиции чувашского народа.
Словом "старшеклассники" мы обобщенно обозначаем юношей и девушек , обучающихся в старших классах средней общеобразовательной школы' (10-11 кл.), гимназий, лицеев, учащихся профтехучилищ, техникумов в возрасте от 15 до 18 лет.
Средство - все то, что необходимо для реализации цели.
Под подготовкой к семейной жизни мы понимаем:
1) формирование у детей способности быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, привитие умений и навыков самообслуживания, самоуправления, бесконфликтного преодоления жизненных трудностей с целью облагораживания среды;
2) формирование умений и навыков достижения оптимальных результатов в воспитании детей и самовоспитании; в умении создавать атмосферу любви и взаимного уважения, выработки и развития в каждом таких чувств как верность, преданность, ответственность;
3) умение изучать личность; ставить конечные цели и конкретные воспитательные задачи, планировать и выбирать оптимальные педагогические средства; объективно оценивать процесс воспитания, вносить в него необходимые изменения, позволяющие добиться более высокого результата; предвидеть результаты своего воздействия на
окружающих; анализировать и ставить цели для восхождения на более высокий уровень культуры; -,■■'•
о: 4) выработка умений жить и трудиться в соответствии с вековыми традициями народа, научить мыслить и действовать по единым законам Вселенной - по законам Истины, Добра и Красоты.
Педагогизация содержания образования - это определение и использование возможностей каждого учебного предмета и внеклассных мероприятий в развитии целостной личности старшеклассников как потенциальных воспитателей. Главное место в традиционной педагогической культуре отводится родителям, семье.
Связи, существующие между матерью, отцом и .будущим ребенком, любовь родителей к ребенку, их мысли о нем расширяют формирующиеся возможности ребенка, которые развиваются на протяжении всей жизни. Это требует соответствующей подготовки будущих родителей к воспитанию своих детей.
Опрос, проведенный среди части родителей Чувашской Республики с целью выявления степени их подготовленности к воспитанию детей, показал, что только 12 % матерей и 15 % отцов повседневно используют традиционную педагогическую культуру в воспитании своих детей; 62 % матерей и 63 % отцов прибегают к народной мудрости воспитания время от времени (иногда), а 26 1 матерей и 22 % отцов имеют весьма смутное представление о традиционной культуре воспитания.
Результаты опроса старшеклассников о том, как часто их родители беседуют с ними о воспитании детей в будущей семейной жизни, приведены в следующей таблице .
NN 1 Ф о р м а ответов т к девушки 1 юноши 1
1 1 ч а с т о 12 % 14% 1
2 1 и н О г Д а 1 12 г 1 18 % 1
3 1 о ч е н ь редко ! 74 % 1 50 % 1
4 1 н и к О г д а (не помню) 1 12 % 1 28 % 1
Опрос показал, что большинство родителей общаются . с детьми в основном по вопросам учебы, о выборе профессии, способах получения заработков и т.д. Меньше всего родители разговаривают с-детьми о том, как использовать полученные в школе знания во взрослой,
семейной жизни, о подготовке к миссии материнства и отцовства. Часть опрашиваемых отвечала, что их родители считают: "жизнь сама научит, нас никто не воспитывал, мы сами по себе выросли и неплохо живем".
Ввиду имеющейся сегодняшней запущенности педагогического всеобуча чрезвычайно актуальны следующие положения Г.Н.Волкова: "Высокая педагогическая культура всегда есть показатель высокой культуры народа в целом, первая имеет определяющее значение для последней. Самые усиленные попытки развить какие-то конкретные стороны культуры приводят обычно только ко временным успехам. Развитие культуры может стать глобальным только при условии, если культурная работа опирается на высокую культуру воспитания подрастающего поколения".
В нашей опытно-экспериментальной работе мы постоянно опирались на народную педагогику, сила которой в естественности, непрерывной действенности, индивидуализации и дифференциации с раннего возраста, иерархизированности отношений, опоре на движении совести и интуиции, преемственности вечно нового жизненного опыта, высокой жизневозрождающей духовности, массовом участии в воспитании.
Каждый из родителей, а также и каждый член семьи е той или иной степени является учителем и воспитателем детей. При этом они в массе своей не имеют специального педагогического образования. Исходя из этого, целесообразно считать педагогическую деятельность всеобщей, а педагогическую подготовку обязательной.
Наш опыт потвердил, что в теоретической и практической подготовке старшеклассников к отцовству и материнству значительную помощь оказывает курс "Семейная педагогика". Целью этого курса является формирование педагогической культуры у старшеклассников для создания надежной, прочной семьи и правильного воспитания в будущем детей. Структура курса нами определена следующим образом:
1 раздел. Педагогическая культура старшеклассников как будущих родителей-воспитателей, пути ее формирования. Включает следующие темы: Культура. Педагогическая культура как условие воспитания детей. Педагогическая импровизация. Понятие о семье. История семьи, значение моего имени, фамилии. Семья и ее функции. Родители в моей жизни. Мои ближайшие родственники. Уроки жизни, полученные мною от родителей, близких родственников. Воспитательный потенциал семьи. Использование воспитательных возможностей народ-' ных традиций и обычаев в формировании педагогической культуры.
Конфликты, их причины и пути разрешения в обучении и воспитании детей в семье и школе. Методика самосовершенствования.
II раздел. Психолого-педагогическое учение о личности и ее развитии. Темы: Понятие о человеке, о его назначении, о смысле жизни (Кто я ? Какой я ? Зачем я ? Что дали мне родители ? Что зависит от меня в совершенствовании себя и окружающих ?). Основные факторы формирования личности и ее развитие. Методы изучения личг,. ности в народной педагогике. Личность воспитателя. Требования, предъявляемые к воспитателю. Чувашский народный идеал совершенного человека.
III раздел. Профессионально-педагогическая специализация старшеклассников как путь становления личности родителя-воспитателя. Этот раздел знакомит учащихся с профессионально-педагогической специализацией старшеклассников как воспитателей. Он предусматривает темы: Содержание и методы Боепитания детей в семье. Внутриутробный период развития ребенка и возможности педагогики. Воспитание детей дошкольного возраста в семье. Воспитание детей школьного возраста. Самовоспитание и самоуправление - средство развития организаторских и коммуникативных способностей воспитателя. Использование традиций народной педагогики в воспитании детей. Практическая педагогическая работа старшеклассников. Составной частью каждого урока по "Семейной педагогике" являлось., разъяснение и рвекрытие педагогических терминов и наиболее распространенных педагогических понятий, таких как "педагогическая культура", "педагогическое мастерство","воспитание","образование", "обучение", "педагогическая техника", "объекты и субъекты воспитания", "микроклимат" (к уроку 2) ."педагогическая импровизация", "озарение", "воображение", "вдохновение", "публичное воплощение педагогической идеи", "мгновенный анализ", "осмысление" (к уроку 3). В ходе анализа, выявляя воспитательные возможности народных традиций совместно с учащимися осмысливались такие понятия: "опыт поколений", "традиции", "обычаи", "этнопедагогика", "этнопсихология", "дух", душа", "воля", "разум". Изучение персонажей народной педагогики возрождало давно забытые понятия "ача кету^е" (ребячий пастух) , "ача тури" (ребячий судья), "ача тар^и" (ребячий слуга), "аечах" , "шуреухал" (мудрый старец) и др. Особый интерес у учащихся вызывают понятия: "эмбриональная педагогика", "пренатальный период развития", "генетика", "эволюция" и др.
Использование на уроках предметов культуры, их музыкальное
оформление поднимало эмоциональный тонус учащихся, обогащало их духовный мир. Как правило, на уроках использовались произведения -великих музыкантов разных времен и народов: В. А.Моцарта,Л.В.Бетховена, М.Мусоргского, П.И.Чайковского, И.С.Баха и'др.), звучали песни о родине,; матери, любви и дружбе, колыбельные и др.
■Процесс педагогической деятельности старшеклассников в подшефных группах, классах часто чередовался с испытаниями в умении сочинять сказки, писать стихи, песни о добре,любви, мужестве, честности, ответственности.
Юноши и девушки научились составлять композиции из цветов и веток, лепить, рисовать, изготовлять мягкие игрушки, куклы, вышивать, вязать. Большой интерес вызывал составление подвижных игр с детьми.
Большое внимание уделялось проведению специальной работы со старшеклассниками по изучению и обсуждению трудов великих народных педагогов Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского, И.Г.Песталоцци, П.Ф.Лес-гафта, И.Я.Яковлева, С.Т.Шацкого, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского. С целью совершенствования знаний по теории и практике воспитания старшеклассники изучали опыт воспитания в многодетной семье, писали рефераты, выступали перед сверстниками , проводили игры с учащимися начальных классов, воспитанниками детских садоЕ.
К.Д.Ушинский указывал: "Как нельзя жить по образу другого народа, как бы заманчив не был этот образ, точно так же нельзя воспитываться по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана" .
Огромное значение для формирования педагогической культуры девушек и юношей в нашей практике имел опыт Симбирской чувашской учительской школы И.Я.Яковлева, откуда выходили саше надежные мужья, самые преданные жены. Это была и школа семейного типа по теплоте отношений, и настоящий университет по уровню и многосторонности подготовки специалистов. С учетом этого мы направляли свои усилия на
1. Организацию жизни и деятельности экспериментальных школ "на простых семейных началах", без формализма, принужденности и натянутости в отношениях между воспитанниками и педагогами.
2. Учебный предмет " Семейная педагогика" в школах преподавали лучшие в нравственном и профессиональном отношении учителя.
3. Наиболее подготовленные учащиеся принимали активное учас-
тие в распространении педагогических знаний среди сверстников. Все имели возможность совершенствовать свои организаторские и коммуникативные способности в шефской работе с учащимися младших классов. Каждый старший ученик стремился быть примером и учителем для младших.
4. Учащимся постоянно прививали любовь к искусству родного народа, к мировой культуре.
5. При проведении различных воспитательных мероприятий, дёл широко использовали народные традиции и обычаи, сопровождаемые национальными песнями и танцами.
6. Учащихся воспитывали на лучших произведениях русской и чувашской литературы , на примерах идеальной жизни, идеального отношения к дому, обязанностям и окружающим их людям.
Важное место в подготовке старшеклассников к семейной жизни занимало отобранные многими поколениями, закрепленные традицией формы народного воспитания - испытания или инициации (от лат. 1п1Иа11о обряды посвящения, связанные с переходом детей и молодежи из одной возрастной группы в другую).Любое событие, любой праздник, коллективный труд мы превращали в испытание.
Посиделки (улах, ларма), обряд "хер сари" (девичье застолье), сельские молодежные игрища (уяв, вайа, тапа, хер поххи) были местом состязаний на знание пословиц, поговорок, загадок,сказок, песен, местом знакомства молодых людей. Общественное мнение поощряло сочинять и петь свои песни, вышивать новые узоры. Это стимулировало песенно-музыкальное и художественно-эстетическое творчество учащихся. Подобная творческая деятельность, безусловно, влияла на развитие и передачу опыта народной педагогики нашим воспитанни-кас, на формирование у них педагогической культуры .
Испытания-инициации почти у всех народов были и сейчас являются ценной формой подготовки юношей и девушек к семейной жизни. От постепенного освобождения их из-под родительского контроля через тщательный выбор невесты или жениха до свадьбы, признания молодой семьи всем обществом - таким был путь прохождения испытаний у чувашского народа.
Плач невесты, обряд замены девичьего головного убора тухъя на женский хушпу, особая прическа, смена девичьей одежды женской со специфическими украшениями и орнаментами - все это в конце инициации являлось свидетельством перехода невесты к новой жизни, к новым обязанностям.
Решающим испытанием готовности чувашской молодежи к семейной жизни было -отношение к детям. К девушке или. юноше во время какого-либо. занятия направляли малыша. Если девушка разговаривала с ним не наклонившись к нему или-не брала его на руки, . то опытному человеку нетрудно было определить ее отношение к детям,.. а следовательно - готовность к выполнению родительских функций.
Основным критерием зрелости девушки как будущей матери-воспитательницы, была ее любовь к детям, умение общаться с ними, развлекать их, учить их добрым поступкам.
В своей опытной работе мы также использовали публичные инициации и изолированные испытания (отдельно для юношей и девушек). Каждый старшеклассник принимал непосредственное участие в олимпиадах, викторинах, конкурсах, практически решал педагогические ситуации и задачи, включающие теоретические и практические вопросы родительской педагогики. Каждый сдавал письменные и устные зачеты по курсу "Семейная педагогика", участвовал в подготовке - художественной самодеятельности в подшефных классах и организовывал их выступление перед родителями. Каждый ученик испытывался в роли организатора игр с малышами детского сада ; руководителя походов и экскурсий с детьми младшего школьного возраста; помощника руководителя различных кружков и секций ; консультанта и исполнителя в разных педагогических делах; в качестве судей, мудрых советников в разрешении конфликтных ситуаций. Пройдя, таким образом, через всевозможные испытания, они приобретали практический опыт работы с детьми с учетом их индивидуальных, возрастных особенностей, условий среды, уровня педагогической культуры.
В диссертации подробно анализируется ход опытно-экспериментальной работы. В нем определено примерное содержание педагогической подготовки старшеклассников к семейной жизни - воспитанию в будущем своих детей; показано, как это содержание реализуется б современной школе, раскрыты основные условия и определены пути формирования педагогической культуры старшеклассников с использованием народного опыта подготовки молодежи к отцовству и материнству. Опытно-экспериментальная работа позволила нам определить необходимые для хорошего семьянина качества:
- любовь к окружающим людям, забота о них, способность со-чувствавоть, сопереживать, сострадать;
- готовность принять на себя обязанности по отношению к членам семьи и ответственность за организацию достойного для человека
I с
- 1и -
жизнедеятельности;
- наличие умений и навыков в работе по содержанию семьи, осознание необходимости физического и интеллектуального труда для нравственного совершенствования;
- честность, верность, чувство долга и потребность в труде, терпимость к неудачам, скромность, уважение и любовь к своеобразию каждого человека;
- постоянная работа по повышению культуры мышления, т.к. абсолютное большинство процессов в педагогической деятельности мыслительные.
Как показало наше исследование, подготовка старшеклассников к семейной жизни проходит успешно при условии, если:педагоги вооружены теорией и практикой использования традиционной педагогической культуры в воспитании учащихся;
- они выявляют уровень готовности старшеклассников к семейной жизни; планируют учебно-воспитательный процесс и организуют жизнь и деятельность учащихся используя народный опыт воспитания;
- осуществляют индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся при формировании у них педагогической культуры;
- образ жизни педагога и педагогического коллектива, семьи и родителей является образцом высокой педагогической культуры для старшеклассников; имеется возможность постоянного пребывания в материальной и духовной сфере культуры родного народа, и других этносов;
- жизнь и деятельность детей в разнополом и- разновозрастном коллективе имеет педагогическую направленность;
- осуществляется оптимальное соотношение теоретического и практического материалов в изучении специального курса " Семейная педагогика" в старших классах, ее органическая связь с другими учебными предметами в урочное и внеурочное время;
- реализуются воспитательные возможности каждого учебного предмета с целью подготовки старшеклассников как будущих воспитателей;
- самообслуживание, самоуправление и другая деятельность старшеклассников используется для совершенствования педагогических умений и навыков ;
- старшеклассники длительное время выполняют педагогические поручения, включающие некоторые функции классного руководителя, помощников руководителей спортивных секций, предметных кружков, обязанностей консультантов и сами практически являются организато-
рами педагогических дел;
- старшеклассники воспринимают окружающий мир в его постоянном развитии, в целостной взаимосвязи;
- постоянно формируется потребность в самообразовании, самовоспитании, в познании традиционной педагогической культуры народа : и ее передачи младшим.
Изложенные в работе выводы и рекомендации, конечно, не могут претендовать на окончательное решение всей проблематики формирования педагогической культуры старшеклассников как средство подготовки их к семейной жизни. Предметом дальнейшего исследования в намеченном направлении могут быть,на наш взгляд, такие вопросы, как деятельность семьи по повышению педагогической культуры детей; формы и методы педагогического просвещения разных возрастных групп населения; обобщение конкретного опыта семейного воспитания с использованием традиционной педагогической культуры и т.д.
Основные положения диссертационного исследования изложены в следующих публикациях:
1. Использование народной педагогики в воспитании детей в семье // Системный подход: Проблемы совершенствования воспитания в современных условиях. Часть 2.- Чебоксары, 1992.- С.104-107.
2. Разрешение конфликтов в процессе формирования нравственно устойчивой личности // Проблемы формирования нравственно устойчивой личности учащихся в современных условиях. Часть 2. - Чебоксары, 1993. - С.139-140.
3. Формирование педагогической культуры учащихся Симбирской чувашской школы // И.Я.Яковлев и просвещение народов Поволжья. -Ульяновск, 1993. - С.148-149.
4. "Семейная педагогика". Программа и методические рекомендации к факультативному курсу для учащихся 9-10 классов. - Чебоксары, 1994,- 25 с.
5. Духовность и содержание воспитательной работы в школе // Формирование духовной культуры школы. - Чебоксары, 1994. -С.69-70.
6. Формирование педагогической культуры старшеклассников как средство подготовки их к семейной жизни // Современная семья и ее проблемы. - Чебоксары, 1994. - С.72-75. ,
7. Персонажи чувашской народной педагогики "ача тарой" и "ача KéTVgé", // Журнал "Xajiáx шкулё" (Народная школа).' -Чебоксары. 1994. - N 5. - С. 81-85.
8. Педагогическая направленность образовательно-воепитатель-ной ситемы как средство подготовки молодежи к семейной лизни. // Диалектика общечеловеческого и национально особенного б воспитательно-образовательных системах.- Чебоксары,1995.- С. 60-61.
9 . Конфликты в свете народной педагогики и пути их разрешения // Журнал "Халах шкуле" (Народная школа). - Чебоксары, 1995,- N 3 - С.47-55.
10. Народная педагогика в физическом воспитании учащихся начальных классов // Этнопедагогика в современной национальной школе. - Чебоксары, 1995. - С.78-80 ( в соавторстве).
11. Педагогическая направленность в деятельности детей младшего школьного возраста // Этнопедагогика в современной национальной школе. -1995. - G.SS-89.
1". Экология семьи и педагогическая культура будущих родителей // Экологический вестник Чувашии. Вып. 10 - Чебоксары, 1995. - С.142-146.
Подписано в печать 20.06.1996 г. Формат 60x34/16. Бумага офсетная Печ.л. 1.0 Тираж 100 экз., заказ 3 йэдательстзово Чувашского РИО