автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Социально-педагогические проблемы становления и развития калмыцкой национальной школы
- Автор научной работы
- Мукаева, Лидия Николаевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1995
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Социально-педагогические проблемы становления и развития калмыцкой национальной школы"
► Г Б ОД
• 2 (Ш 1905
На правах рукописи
МУКАЕВА Лидия Николаевна
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕКЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КАЛМЫЦКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
13.00.01. Теория и история педагогики
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва 1995
Работа выполнена в Научно-исследовательском институте наци
ональных проблем образования.
Научный консультант - доктор философских на/к, профессор Саидбаев 1 Официальные оппоненты - доктор педагогических наук.
Ведущая организация - Калмыцкий государственный университет
дании диссертационного совета К11309.01 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в Институте национальных проблем образования Министерства образования Российской Федерации по адресу: 105077, Москва, ул. Первомайская, 101
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института
Автореферат разослан "_"_ 1995 г.
Ученый секретарь специализированного совета.
профессор Пидкасистый П.И.; кандидат педагогических наук, доцент Пылаева B.C.
Защита состоится _ октября 1995 г. в
час. на засе-
кандидат педагогических наук
Л.В. Козуля
общая характеристика работы.
Актуальность темы. Демократические преобразования, происходящие в российском обществе, позволили приступить к созданию практически первой в истории калмыков подлинно национальной школы, отражающей дух народа, базирующейся на этнокультурных традициях воспитания и тесно связанной с прошлым, настоящим и будущим нации. Национальное образование делает свои первые шаги - в скором времени появится калмыцкая начальная школа. Естественно, что проблемы ее жизнедеятельности оказались в центре внимания общественности: только школа в состоянии возродить родной язык, национальную культуру, многовековые традиции и жизненные ценности, утерянные значительной частью народа. К тому же именно школа готовит подрастающее поколение к жизни в будущем, быстро меняющемся мире, и от нее зависит во многом социальное самочувствие нации, то место, которое она займет в российском, мировом сообществе.
Поэтому строительство национальной школы должно быть свободным от вкусовщины, навязывания собственного видения проблемы отдельными учеными и педагогами, деятелями культуры и общественных движений, основываться на строго научном фундаменте. Единственным критерием истинности избранного пути в данном случае являются интересы учащихся, которым придется жить и трудиться в совершенно отличных от реалий сегодняшней действительности условиях нового века, нового тысячелетия.
Актуальность научного подхода к проблеме возрастает и потому, что калмыцкую национальную школу приходится создавать в сво-
еобразных условиях. Коренное население, исповедующее буддизм, составляет немногим менее половиы населения республики, а больше половины составляют русские, аварцы, чеченцы, ненцы и др., которые являются представителяни христианской и мусульманской цивилизаций. В таких условиях неверно избранная линия на развитие национального образования может сказаться на интересах некоренного населения, негативно отразиться на межнациональных отношениях и, подчеркнем, на судьбах и самих учащихся - калмыков.
Однако разработка научных основ развития национальной школы в республике, и в целом системы образования практически только начинается. Истории калмыков, их культуре в прошлом посвящены труды И.А. Житецкого, h.a. Нефедьева, Н. Спасского, Н. Страхова, К.К. Кичикова, У.Э. Эрдниева. Их труды позволили нам в полной мере представить историю формирования калмыцкого народа, специфические черты его общественного и культурного развития. А это, в свою очередь, способствовало пониманию современных социокультурных проблем народа и сквозь их призму рассмотреть актуальные вопросы строительства национальной школы.
Истории народного образования в Калмыкии в доревопюционный и советский периоды посвящены научные исследования В.у. Килгано-ва, Д.Ц-Д. Номинханова, Н.Ш. Ташнинова и др. В ни: содержится большой фактический материал, на основе которого мы сделали саои обобщения о состоянии калмыцкой национальной школы в далеком и недавней прошлом и выводы, необходимые для решения актуальных задач её строительства.
История буддизма и его учение, состояние в Калмыкии с давних времен до наших дней, деятельность религиозных школ прошлого рассматриваются в трудах Г.О. Авляева, э.П. Бадмаевой, И.
Долгана, А.И. Карагодина, В.И. Корнева, К.А. Наднеевой, И.И. Орехова и др.
Отдельный аспектам жизнедеятельности современной калмыцкой национальной школы посвящены работы А.Б. Панькина, H.H. Убушае-ва. Особо следует в этой связи отметить многочисленные публикации О.Д. Мукаевой, рассматривающей этно-педагогические аспекты возрождения и развития национальной школы, этнокультурные традиции воспитания ит.д. . -.
Заметную помощь в.постановке и решении теоретических, социально-демографических аспектов калмыцкой национальной школы оказали труды В.К. Бацына, А.И. Величука, Г.Н. Волкова, М.В. Дьяч-кова, М.Б. Ешича, Е.П. Жиркова.М.Н. Кузьмина, Х.Х. Сукунова, A.A. Сусоколова, Е.В. Ткаченко, Р. Хайруллина, концептуально рассматривающие развитие национального .образования в целом в России и отдельных регионах.
Однако работ, рассматривающих проблему калмыцкой национальной школы в тесной взаимодействии с историческим опытом и современным уровнем развития самого этноса и его образования и воспи-• -
тания, подвергающих теоретическому анализу деятельность вновь созданных национальных классов, нет вовсе. Нет^и научных попыток рассмотреть проблему национального образования сквозь призму социально-демографической ситуации в республике, в единстве с развитием системы образования в республике в целом. Все эти вопросы впервые стали объектом исследования в настоящей диссертации.
Гипотеза исследования. Диссертационное исследование строилось ма следующем положении:
проблемы создания и развития калмыцкой национальной школы будут успешно решены, если:
- учитывается исторический опыт этноса и его системы образования и воспитания, современный уровень социо-культурного развития нации;
- исходя из языковой ситуации и сохранности этнокультурных традиций, работа будет вестись экспериментальным путем, постепенно охватывая детей обучением на родном языке;
- берется в расчет социально-демографическая характеристика этноса, многонациональный характер республики;
- решение вопроса не будет рассматриваться изолированно от развития системы образования в республике в целом;
национально-региональный компонент не сведется только к национальному, а вбирает в себя изучение истории, культуры, религии, традиций воспитания всех народов республики - региона.
Проблема исследования - выявление социальных, исторических, социально-демографических, религиозных и т.д. факторов, оказывающих влияние на состояние национального образования.
Цель исследования определение путей развития калмыцкой национальной школы, системы образования в республике в целом.
Объект исследования: калмыцкая национальная школа в ее историческом развитии и современном состоянии.
Предмет исследования - социально-педагогические основы дальнейшего развития калмыцкой национальной школы.
Диссертант исходил из того, что конкретно-исторический подход к национальной школе позволит глубже проникнуть в суть проблемы, четко и всесторонне учесть все факторы, влияющие на ее современное состояние и перспективы развития.
В ходе исследования поставлены и решены следующие задачи: история национальной школы рассмотрена в единстве с исто-
рией этноса, общественным развитием;
- выявлены объективные факторы, определяющим образом действующие на состояние национальной школы, перспективы ее дальнейшего развития;
- всестороннему анализу подвергнута деятельность национальных классов - первоосновы формирующейся калмыцкой национальной школы;
- с учетом социально-демографических, религиозных и иных факторов рассмотрен вопрос о национально-региональном компоненте образования в многонациональной республике.
Методологической основой исследования стали:
- исторический подход к объяснению настоящего состояния национальной школы;
- рассмотрение задач национальной школы в тесном единстве с проблемами социального и духовного развития самой нации, интересами учащихся, который предстоит жить и трудиться в течение как минимуна первой половины XXI века;
- поиск путей развития национальной школы коренного населения с учетом интересов других народов, населяющих республику;
- необходимость выборочного подхода к традициям воспитания, которые формировались в принципиально отличных от современных социально-экономических условиях.
Нетопы исследования носят комплексный характер, использовались труды по общей истории, истории народного образования, религиоведению философии и социологии, педагогике. Широко привлекались статистические данные по экономике и культуре, социальным вопросам и демографии.
Материал исследования был собран в результате анализа всех
материалов, касающихся создания национальной школы в республике, в ходе посещения учебных заведений, встреч с руководителями системы образования, учителями и учениками, непосредственного участия в организации экспериментальных школ и национальных классов, постоянного изучения их деятельности. .
База исследования - разнообразный фактический материал, характеризующий современное состояние образования, в том числе национального, в Республике Калмыкия. Исследование осуществлялось в 1989-1995 г.г. и включало в себя следующие этапы:
- Первый этап (1989-1991) - изучение и анализ государственных актов и .программ, ставших правовой основой создания национальной школы, сбор фактического материала, отражающего общественное настроение, видение путей развития образования коренного населения, практическое участие в решении новых задач школьного строительства;
- Второй этап (1991-1993) - сбор и анализ материалов, касающихся новых форм национального образования, участие в решении теоретических и практических проблем создания национальных классов, экспериментальных школ;
- Третий этап (1993-1995) - изучение результатов деятельности национальных школ, их критический анализ, рассмотрение проблем национальной школы в связи со сложившейся в республике социально-демографической ситуаций, развитием системы образования в целом.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования в том, что в нем впервые проблема калмыцкой национальной школы рассмотрена в тесной связи с историко-культурным опытом и современным 'уровнем развития этноса, социально-демографической ситуа-
цией в республике. Диссертация является первой работой, в которой деятельность становящейся калныцкой начальной школы подвергнута комплексному анализу, намечены теоретические основы дальнейшего развития образовательной системы республики в целом с учетом ее многонационального характера.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что она дает цельную картину состояния национальной калмыцкой школы, определяет возможные пути, рамки ее развития как составной части системы образования республики, выявляет исходные позиции, которыми при этом следует руководствоваться. Диссертация дает начало научным поискам, направленным на создание концепции развития основной многонациональной по составу школы республики, включающую в себя и калмыцкую национальную школу.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Определяя пути развития калмыцкой национальной школы следует исходить из интересов учащихся и их будущего, а не конъюнктурных соображений взрослых, учитывать исторический опыт этноса, его системы образования. Создание национальной школы необходимо поставить в тесную связь с состоянием социо-культурного развития нации.
2. Подлинно национальная калмыцкая школа только начинает свой путь. Существовавшая до революции, в 20-30-ых годах и 1958-1962 гг. школа была калмыцкой только по языку обучения, а не по содержанию образования и воспитания. Она должна опираться на многовековый опыт воспитания, накопленного народом, но этот опыт нельзя идеализировать, пытаться механически перенести в современную действительность, сводить к "сувенирным" формам-обрядам, ритуалам, праздникам и т.д.
3. Социально-демографическая, особенно языковая ситуация в республике не позволяет без экспериментальных исследований начинать обучение всех детей-калкыков на ровном языке. Экспериментальные классы, в которых учеба ведется на родном языке - основа начальной калмыцкой школы - доказали свои жизнедеятельность. Однако их деятельность нуждается в дальнейшем изучении.
В условиях Калмыкии могут быть эффективными и школы, в которых обучение ведется одновременно на двух - калмыцком и русском - языках.
Непременным требованием к учебникам в национальных классах является сочетание в них опоры на ценности этнической культуры с общероссийским и общечеловеческими началами, открытостью к взаимодействию со всеми культурами.
Апробация и внедрение исследования связаны прежде всего с теми изменениями в постановке национального образования в республике, которые проиэоали за последние годы. К ним автор имеет непосредственное отношение. Основные положения диссертации излагались и отстаивались на коллегии Министерства (департамента) образования, в выступлениях перед работниками органов народного образования, руководителями школ, учителями, перед широкой общественностью, а также в ряде научно-практических кс .ференций.
Структура диссертации! она состоит иэ иведения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, общий объем работы - страницы машинописного текста.
Основное содержание исследования
"Введение" посвящено обоснованию актуальности темы исследования, определению объекта, предмета, цели и задач иссертации, этапов и методов работы над ней, выявлению теоретической и практической значимости. Здесь же излагаются положения, выдвигаемые на защиту.
"Идея калмыцкой школы в свете историко-культурного опыта этноса" - так озаглавлена первая глава диссертации. При определении путей развития калмыцкой школы, содержания обучения и воспитания в ней, подчеркивается в работе, следует исходить из интересов детей и их будущего, а не конъюнктурных соображений взрослых. Чтобы не допустить ошибок в этом вопросе, глубже проникнуть в суть проблемы, необходимо четкое представление об историческом опыте этноса, его системы образования и воспитания. Такой подход позволит объективно отобрать из опыта прошлого необходимое для создания национальной школы, поставить ее развитие в тесную связь с жизнедеятельностью нации, проблемами ее со-цио-культурного развития, требующими своего решения.
Проследив формирование калмыков - единственного в Европе народа "азиатского" происхождения и исповедующего буддизм, автор подробно освещает факторы, оказавшие решающее воздействие на формирование его психологии, жизненных ценностей, состояния школы и воспитания подрастающего поколения.
В Калмыкии в начале XX века господствовали доиндустриаль-ные, феодальные отношения, тесно переплетенные с остатками родовых - патриархальных традиций, обычаев и норм. Большинство насе-
ления вело кочевой образ жизни и заниналось экстенсивным животноводством, земледелие на занимало в экономике сколько-нибудь значимого места. Промышленное производство отсутствовало вовсе. Ведущая роль в общественной и личной жизни калмыков принадлежала буддийским организациям и духовенству. В их же руках практически полностью находилось образование народа.
Приачав, вслед за историками, недостатки в деятельности ху-рульных (религиозных) школ, автор тем не менее считает, что следует более внимательно, не однобоко отрицательно, подходить к их оценке, внимательно изучить их опыт. Хурульные школы являлись трансляторами многовекового опыта общения народа с природой, его эмпирических знаний в различных областях в новые поколения. Многие века они оставались единственным очагом образования, через своих питомцев несли в степь высокие этические нормы буддизма, собирали и хранили культурные ценности народа. Характеризуя новые типы образовательных учреждений, возникших в связи с потребностями царской администрации, а также в результате усилий самого населения, автор делает вывод: до Октябрьской революции не сложилась в полном смысле калмыцкая национальная школа - массовая, светская, ведущая занятия на родном языке учащихся. Причина же такого явления кроется не в отсутствии у калмыков стремления к образованию, а в уровне социально-экономического развития общества, невостребованости знаний и науки, отсутствии общестВен-нгй потребности в образованных людях, в национальной политике царской России.
Отдавая должное усилиям Советского государства по созданию в довоенный период массовой калмыцкой школы и его результатам, автор, на основе осуществленного им анализа, приходит к выводу,
что она являлась национальной только по языку обучения, но не по содержанию обучения и воспитание. Однако, указывается в работе, в 20-30-в годы действовали отдельные формы и методы решения проблем национального образования, которые могут быть применены и в наши дни (Совет по просвещению национальных меньшинств при Наркомпросе, школы-интернаты с приданными им земельными участками, инвентарем, техникой и т.д.).
Длившаяся тринадцать лет депортация калмыцкого народа (1943-1957) оказало губительное воздействие на становящуюся систему его образования, стала первопричиной трагического для судеб народа кризиса языка и культуры.
Анализируя деятельность созданной после возвращения на родину калмыцкой начальной школы (1958-1962), ее учебники, автор делает вывод, что она работала по стандартным для всей страны учебникам (даже по родному языку) и была национальной только по языку обучения. Но и эта школа была вскоре закрыта и долгие годы дети родной язык изучали в таком же объеме, как иностранный.
С учетом исторического опыта этноса и его образования, автор высказывает свое отношение к ведущимся несколько лет в республике дискуссиям о национальной школе, рассматривает имеющиеся авторские концепции, программы.
Подлинно национальная школа, по мнению диссертанта, начинает свои первые шаги, и поэтому важно с самого начала поставить ее развитие на научную основу, с учетом условий, в которых учащиеся будут жить, тенденций развития страны, всего человечества. В работе предпринята попытка определить наиболее важные факторы, требующие первоочередного внимания при этом (отсутствие индустриального этапа развития, депортация, социально-классовая струк-
тура этноса и т.д.). Высказываясь эа широкое использование национальной школой многовекового народного опыта воспитания, автор одновременно указывает на то, что этот опыт нельзя рассматривать в виде готовых идей и формул, которые при желании могут быть автоматически перенесены в современную социо-культурную ситуацию. Он выступает против чисто внешней, "сувенирной" подачи эт-но-культурных традиций - через обряды, ритуалы, одежду и др., считает, что из опыта прошлого надо брать то, что будет способствовать успешной адаптации молодежи к современным условиям. Особый акцент автор делает на необходимости всестороннего учета уровня владения калмыками и их детьми родным яэыкон. По материалам исследования,осуществленного Министерством образования, 2,5% детей слабо владеют родным языком, а 95-98% вовсе не знают его.
Вторая глава диссертации - "Становление калмыцкой школы: направления поиска, первые итоги" - посвящена итогам двухлетней деятельности калмыцких национальных классов и проблеме сочетания национального и общечеловеческого в учебниках для них.
Охарактеризовав важнейшие государственные акты и документы начала 90-ых годов и ныне действующее "Степное уложение (Основной Закон) Республики Калмыкия", автор подчеркивает что они стали правовой основой создания подлинно национальной калмыцкой школы. Но ее создание, с учетом специфических проблем республики, потребовало от органов народного образования предварительного изучения отношения родителей к перспективе обучения своих детей на родном языке и самих учащихся к открытию национальных школ. Отношение, как показали исследования, было положительным. Затем автор подробно останавливается на других результатах исследований - незнании детьми и их родителями родного языка, от-
сутствии языковой среды. Такая ситуация, уникальная в своей роде, подчеркивается в работе, не позволяла без предварительной подготовки, изучения всевозможные последствия обучения детей хоть и на родном, но непонятном для них языке, решать вопрос о национальной школе, где обучение велось бы с первого класса на родном языке. К тону же отсутствовали подготовленные педагогические кадры, учебники и учебные пособия и т.д. Следовало, безусловно, учитывать и другое: обучение на родном языке не должно отразиться на общей подготовке учащихся, овладении ими основами знаний по другим предметам, особенно русским языком, без которого невозможна их дальнейшая учеба.
С учетом всех обстоятельств, главным напраолением было избрано создание начальной калмыцкой школы, причем решено создавать ее не сразу, не охватывать ею всех калмыцких детей, а придти к ней постепенно, экспериментальным путем. Тан, где имелись соответствующие возможности, начали создаваться первые классы с обучением на родном языке (т.н. национальные классы), число которых с каждый годом растет.
Одновременно с участием ряда научных учреждений начат долгосрочный эксперимент, направленный на разработку концепции национально*. школы, основанной на этнопедагогике, учи ывающ«..! этнопсихологические особенности детей и т.д. В диссертации подробно раскрыта деятельность одной иэ таких школ - Ульдюцинской средней школы Приютненского района.
Основное внимание в работе уделяется итогам двухлетней деятельности национальных классов, критическому анализу результатов их обследования, по мнению автора, эксперимент по созданию национальных классов - основы начальной школы, в целом можно считать
удавшимся. Но их деятельность, подчеркивает диссертант, нуждается в дальнейшем объективном и беспристрастном изучении, такой же оценке, а не в приукрашивании достигнутых результатов.
Как считает автор национальные классы не следует считать единственно возножной формой образования детей - калмыков.' В специфических условиях республики весьна перспективными являются и школы, где обучение ведется на двух языках - русском и калмыцком. В диссертации, на примере одной из таких школ, показаны достоинства такого подхода, проблемы, возникшие при этом.
Заключительная часть главы посвящена учебникам для национальных классов, практически первым, носящим подлинно национальный характер, о тех требованиях, которые, по мнению автора, как минимум должны предъявляться к их созданию: необходимости сочетания национального и опоры на ценности этнической культуры с общероссийским и общечеловеческими началами; состязательности, открытости при определении будущих авторов, привлечении учителей-практиков; обеспечение содержательной и методической преемственности в изучении предметов во всех классах начальной школы, межпредметных связей; обеспечении комплексного характера учебников по отдельным предметам, составлении их по общим педагогическим принципам; создании альтернативных учебников, пособий и т.д.
Работа по созданию учебников в республике незакончена. Поэтому в диссертации содержится детальный анализ учебников для 1-2 национальных классов, их соответствия указанным требованиям, раскрыты характерные для них особенности, включая учет уровня знания школьниками родного языка, отличия от учебников прошлых лет, их достоинства и недостатки. В частности, обращается внимание на трудности, связанные с решриигм покроем о том, нл каком
языке и по какому учебнику учащиеся должны изучать математику, почему не удалось в полной мере обеспечить преемственность и межпредметные связи в отдельных учебно-методическом комплексах. Серьезным недостатком является и отсутствие альтернативных пособий, литературы в помощь учителям и родителян, низкий полиграфический уровень изданных книг и т.д.
Отсутствие научно обоснованной и официально действующей концепции развития систем«« образования в республике, считает автор, сдерживает разработку концептуальных и методических подходов к созданию учебников для основной иколы, не позволяет предпринять практические шаги в этом направлении.
"Социально-педагогическим проблемам развития образования в многонациональной республике" Посвящена третья - последняя глава диссертации. Начинается она с рассмотрения перспектив дальнейшего развития калмыцкой национальной школы а контексте социально-демографической ситуации в республике. В связи с тем, что начальная калмыцкая школа практически создана, в республика ведутся острые дискуссии о том, в каком направлении ей дальше разви-/
ваться. Изучив имеющиеся предложения на этот счет, диссертант группирует их по следующим направлениям: 1) дальнейшее обучение на родном языке отрицательно скажется на интеллекта детей, их подготовленности к освоению современных профессий, осложнит им дальнейшую жизнь; 2) дети могут освоить родной'язык, историю и культуру своего народа через увеличение часов на изучение калмыцкого языка и различные факультативы, поэтому обучение с первого класса следует вести на родном языке; 3) для детей калмыков нет проблемы знания русского языка, следовательно, начальная школа должна быть полностью калмыцкой, а дальше следует только
гуманитарный цикл вести на родном языке; 4) необходимо, начиная с 1996 года, приступить к созданию средней калмыцкой школы.
Отдавая должное аргументации авторов всех подходов, автор выдвигает собственное видение■проблемы, заключающееся в следующем. Будущее калмыцкой национальной школы должно рассматриваться в тесной связи с языковой ситуацией среди калмыков и реальными возможностями ее кардинального изменения, для чего следует объективно оценить достигнутые национальными классами результаты, с научных позиций определить понятие "владение калмыцким языком". Рассматривать вопрос о сроках перехода основной школы (5-9 классы) с учетом имеющейся уже сейчас нехваткой учителей калмыцкого языка и литературы (по другим предметам их нет вообще), отсутствием учебников, учебно-методических пособий и т.д. Немаловажное значение имеет и вопрос о том, какое количество детей калмыков (с учетом их численности, расселения по республике) можно охватить обучением на родном языке. Дело в том, что реально далеко не в каждом селении возможно создание не только национальной иколы, но и национального класса.
Диссертант высказывается за всемерное развитие и совершенствование национального образования, создание полноценной калмыцкой школы. Но такая школа не ножет создаваться без основательной подготовки, волевым методом. Иначе будет дискредитирована сама идея национальной школы.
Анализируя реально сложившуюся социально-демографическую ситуацию в республике, автор приходит к выводу, что проблемы национальной школы нельзя рассматривать изолированно от функционирования в целом системы образования республики, которая должна в полной мере отражать интересы всех народов, ее населяющих (русс-
ких, казахов, аварцев и т.д.)» развитие их языка, истории, культуры и т.д. Это должно найти свое отражение в базисном учебном
_ I
плане, :особенно в его разделах, отражающих национально-региональный, школьный компоненты. Образование, по мнению автора, должно объединять, а не разъединять народы по национальным рамкам. В связи с этим диссертант критическому анализу подвергает предлагаемый отдельными авторами базисный учебный план средних общеобразовательных школ республики, в котором не находится достаточного места языку, культуре, прикладному искусству и т.д. некоренных народов Калмыкии.
Необходимость учета многонационального, поликонфессионального характера республики автор раскрывает при определении места религии в национально-региональном компоненте образования. Калмыкия является единственной в России республикой, где совместно проживают значительные группы последователей трех мировых религий - буддизма, христианства и ислама. Диссертант поддерживает идею о том, что буддизм и его ценности должны занять заметное место в учебно-воспитательном процессс калмыцкой школы, и в связи с эти подробно рассматривает роль этой религии в формировании калмыцкого народа, становлении и развитии национальной культуры (хотя и не стоит, подчеркивает автор, преувеличивать возможности религии в духовно преобразовании общества). Но такую же роль в истории других народов, указывает диссертант, сыграли христианство (православие) и ислам. В соответствии с действующими государственными актами, считает автор, в средней школе республики следует, в рамках рекомендованных Министерством образования- РФ курсов "История религий", "Религиоведение", "Великие книги" и т.д., изучать в старших классах все три религии.
В заключении подведены итоги диссертационного исследования, определены требующие своего решения актуальные проблемы развития калмыцкой национальной школы.
По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:
1. Состояние, проблемы и задачи образования в Республике Калмыкия на современном этапе // Августовская конференция работников образования Республики Калмыкия. Элиста, 1994, 0,9 п.л.
2. Роль и значение инновационных учреждений • в развитии системы образования республики // Учебное заведение нового типа в национальной системе образования Республики Калмыкия. Элиста, 1994, 0,8 П.Л.
3. Роль и функции национальной шхолы в возрождении калмыцкого народа (в печати) // Республиканский семинар-совещение "Государственная программа возрождения и развития калмыцкого народа. Элиста, 15 февраля 1995 г." - 0,4 п.л.
4. Здоровье подрастающего поколения - основа процветания республики // Женщины в миротворчестве и созидании. М., 1994 -3,25 п.л. (в соавторстве).