Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Русско-калмыцкое содружество в становлении и развитии народного образования Калмыкии, XIX-20-40 гг. XX века

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Аппаева, Ялман Борисовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Элиста
Год защиты
 2001
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Русско-калмыцкое содружество в становлении и развитии народного образования Калмыкии, XIX-20-40 гг. XX века», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Аппаева, Ялман Борисовна, 2001 год

ВВЕДЕНИЕ.

1. СОСТОЯНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛМЫКИИ

В СЕРЕДИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА.

1.1. Ретроспективный анализ русско-калмыцкого содружества.

1.2. Государственная идеология России в области народного образования в отношении нерусского населения.

Выводы по 1 главе.

2. РУССКО-КАЛМЫЦКОЕ СОДРУЖЕСТВО КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛМЫКИИ.

2.1. Развитие русско-калмыцкого содружества в области народного образования XIX века.

2.2. Влияние общественно-педагогической мысли России XIX начала XX века на становление народного образования Калмыкии.

2.3. Основные направления развития народного образования и школы в Калмыкии (20-40-е гг. XX века).

Выводы по 2 главе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Русско-калмыцкое содружество в становлении и развитии народного образования Калмыкии, XIX-20-40 гг. XX века"

Актуальность разрабатываемой проблемы. В условиях кризиса межнациональных отношений в современной России стало особенно актуальным изучение истории становления и развития общности населяющих ее больших и малых народов, выявление традиций и создание новых механизмов их взаимодействия. Повышенный интерес к глубинным истокам культурно-исторического и духовного наследия стал феноменом нашего времени. Он объясняется осознанием уникальности и неповторимости каждой национальной культуры как части общечеловеческой. Происходит возрождение национального самосознания народов и их культур, что находится в прямой зависимости от направленности национальной системы образования. Образование многонационального государства призвано сохранять не только язык, культуру, самобытность каждого народа, но и формировать единые идеалы гражданственности и патриотизма.

Реалии нынешнего целостного, хотя и противоречивого мира вызвали к жизни мощные интеграционные тенденции, которые начинают оказывать доминирующее влияние на образование. Отсюда и постоянный, неослабевающий интерес исследователей к разнообразным аспектам развития образования в условиях полиэтничности. Региональный компонент позволяет представить Россию как полиэтническое, поликонфессиональное, поликультурное общество.

История педагогики устанавливает связь между процессами, происходящими в воспитании, обучении, образовании и общественно-экономическом развитии, обобщая то положительное, что было накоплено в педагогической теории и практике [ 81 ].

Существует неразрывная связь между изменениями в общекультурном развитии общества и педагогическом процессе. Обращаясь к истории педагогики, мы стремимся выявить наиболее ценные идеи для использования в рамках современного российского образования. История российской системы образования дает богатый материал для глубокого и серьезного изучения всех аспектов данной проблемы. Особый интерес, на наш взгляд, представляет исследование развития системы образования для нерусских народов в XIX - 2040-е гг. XX в., в частности калмыков. Это объясняется тем, что школа в этот период переживала наиболее сильные преобразования и являлась инструментом для сохранения баланса интересов в сфере межнациональных отношений [ 22,165].

Исследователи выделяют следующие особенности этнического самосознания калмыцкого и русского народов, проживающих на территории России: 1. Калмыцкий народ, проживающий совместно с русским народом несколько веков при длительном межэтническом контакте способствовал созданию «культурного типа», отличающегося большой толерантностью; 2. Русские не только не являются антагонистами, но и часто выступают арбитрами в урегулировании межэтнических конфликтов. [ 68,165].

Однако понятие этнического самосознания нуждается в новом осмыслении и соотнесении с реалиями современной действительности, потому что в России конца XX века произошли кардинальные изменения, приведшие к крушению социалистической системы и переходу на новый путь развития. Разрушение единого народно-хозяйственного комплекса, экономического, политического, идеологического пространства, переход на рыночные отношения требует новых подходов, новой трактовки социально-культурных, этнических процессов, потому что в условиях всесторонних реформ они взаимосвязаны между собой. Однако прежние национально-культурные отношения стали дисгармоничны и противоречивы. Хотя совсем недавно они трактовались как идеальные: национальные по форме, социалистические по содержанию, интернациональные по своей духовной устремленности. Это свидетельство того, что многонациональной культуре при социализме исподволь превращалась в рупор политических идей, а ученые умалчивали, о том колоссальном ущербе, который наносился социалистической идеологией национальной культуре народов, населявших СССР. Такой подход приглушал в общественном сознании проблемы этнических общностей, потому что целенаправленно культивировались стереотипные суждения о сближении и расцвете социалистических наций.

Обращение к историческому прошлому народного образования может дать импульс для новых идей, позволит, критически осмыслив имеющийся опыт, вернуть «хорошо забытое старое», которое будет способствовать решению задач, стоящих перед нашим обществом.

Отличительной особенностью развития российского государства на современном этапе является стремление к поиску национальной идеи, консолидирующей прогрессивные, творческие силы социума. В основе национальной идеи лежит позитивное восприятие своего исторического прошлого, отыскание смыслов общественного бытия через осмысление собственных национальных корней и возрождение лучших народных традиций. Это обстоятельство актуально и для Калмыкии, так как она представляет собой многонациональный субъект РФ. Калмыкия сегодня находится в поиске собственного пути формирования и упрочнения межнациональных отношений в республике и за ее пределами, реализуя на практике тезис "Единая Калмыкия - в единой России", который является велением исторического времени, его закономерностей на рубеже столетий.

В России, как и в любом демократическом государстве, национальная политика должна строиться на основе тщательного и своевременного учета национально-специфических интересов населяющих ее народов, их взаимодействия друг с другом, а также с общенациональными, общегосударственными интересами развития всего сообщества народов Российской Федерации. Образовательное пространство России и ее субъектов также должно развиваться на основе оптимального баланса образовательных интересов Федерации в целом, ее регионов, конкретной школы, и, в конечном счете, человека, являющегося конечной точкой приложения усилий определенных национальных систем образования. Поэтому историко-педагогические исследования, относящиеся к изучению исторического прошлого российского образования и Калмыкии, приобретают особую значимость.

Данное исследование посвящено выявлению значения русско-калмыцкого содружества в становлении и развитии народного образования Калмыкии. В связи с этим актуальность данной работы заключается в том, что она связана как с регионализацией, так и с федерализацией образования.

Исследование базируется на широком спектре разнообразных трудов дореволюционных, советских и современных историков: на работах по истории педагогики, по вопросам образования, философии образования, педагогики высшей и средней школы, русской и калмыцкой истории, истории культуры калмыцкого народа и других публикациях.

Особенно важными для нашего исследования являются гуманистические идеи народной педагогики К.Д. Ушинского [236,237,238] Н.А. Корфа[124], Л.Н. Толстого[227], П.Ф. Каптерева[107]. Они заложили основы школы, организованной на демократических принципах (народность и учет национальных особенностей, общественность и открытость в работе школ, создание дружественной атмосферы и взаимопонимания).

В дореволюционный период издано немало работ, освещавших историю, культуру и быт калмыков, состояние народного образования Калмыкии. Среди них необходимо выделить труды И. Нефедьева[158], М. Новолетова[189], П.И. Небольсина[155], И.А. Житецкого [89,90], П.С.Палласа[171], Г. Прозрителева[196], В.М. Бакунина[28], А.С. Пушкина[199], A.M. Позднеева [182,183,184,185,186], А.Д. Сильницкого[210], Н.А. Спасского [213,214], С.Ф. Фарфоровского[239,240].

В советское время написаны работы, которые содержали ценные факты* суждения и выводы по истории народного образования. Часть вопросов, связанных с развитием русско-калмыцкого сотрудничества в области культуры освещена в исследованиях литературоведов и лингвистов Калмыкии: Ц.-Д. Номинханова[160], А.В. Бадмаева[23,24,25], Н.Ц. Биткеева[37], Б.А. Боваева [41], С. Бургуковой[51], Л.С. Бурчиновой [52,53,54] и др.

Специальной разработке вопросов истории развития народного образования и школьного дела в Калмыкии посвящены историко-педагогические труды Н.Ш. Ташнинова[223], В. И. Килганова[108], В. Ф. Ефремовой[85,86,87,88], О. Д. Мукаевой [178,179]и др.

Настоящим подвижникам, много лет проработавшим в калмыцкой степи и внёсшим большой вклад в просвещение калмыцкого народа, посвящены работы О.Д. Мукаевой «Жизнь - служение народу»[178], П.Н. Суссеева «Наш Ээмчи»[219], Л.С. Бурчиновой «Учёный, педагог, человек»[55], Г. М. Борликова «Учёные Калмыкии» [48].

В работах современных исследователей уделяется пристальное внимание пониманию национального образования Калмыкии (А.Б. Панькин[174], Е.В. Сартикова[207,208], Л.Н. Мукаева[147], И.М. Корнилова[121], М.В. Воробьева[62]).

Интересны работы по истории Калмыкии, потому что история народного образования калмыков тесно связана с особенностями развития республики, её экономической и культурной политикой.

Определённый материал о развитии народного образования содержится в более общих работах: монографии Ц.-Д.Д. Номинханова «Очерки истории культуры калмыцкого народа»[160], а также в коллективном труде «Очерки истории Калмыцкой АССР (В 2-х томах)»[168,169]. Это характерные образцы советской историографии периода «развитого социализма».

Также были использованы работы культорологического и этнографического характера, среди них необходимо выделить прежде всего монографии У.Э. Эрдниева «Калмыки»[253], Г.О. Авляева «Происхождение калмыцкого народа»[1], А.Т. Митирова «Ойраты - калмыки: века и поколениях^ 145], А.Н. Команджаева «Положение ламаистской церкви в калмыцком обществе (конец XIX - начало XX вв.)»[113].

Поскольку калмыцкая школа - составная часть системы российского народного образования, то важно проследить общую историческую ситуацию в области образования, правительственной политики, общественно-педагогического движения России.

В советской историографии надо отметить коллективные труды под редакцией А. Пискунова, Э.Д. Днепрова[81], а также работы, связанные со становлением и развитием сети общеобразовательных учебных заведений (Н.А. Константинова, В.Я. Струминского[119], Е.Н. Медынского[142], А.Н. Джуринского[80]), по общественно-педагогическому движению (М.В. Михайловой, P.J1. Доватора, Б.К. Тебиева). Особое внимание обращено на работы, в которых раскрывалась проблема геополитики в истории образования нерусских народов (Б.К. Тебиев, М.Г. Тайчинов, С.В. Грачёв).

В исследованиях А.Б. Ольневой[164], К. Бержанова[36] на обширном фактическом материале показана история развития образования национальных окраин России.

Следующая группа работ связана с проблемой возрождения и изучения русских гуманистических традиций в образовании (Е.В. Бондаревская[42], В.И. Данильчук[76], В.В. Зайцев[94], A.M. Саранов[206], О.Д. Мукаева[148,149], С.В. Куликова[ 132],М.В. Савин[204], А.А. Салютина[205]).

Ретроспективный анализ развития народного образования Калмыкии середины XIX в. - 20-40 гг. XX в. показывает, что процесс становления национальной образовательной системы осуществлялся на основе поиска гуманистических тенденций в педагогике (народность, учет национальных особенностей, создание дружественной атмосферы и взаимоотношений).

С другой стороны, можно утверждать, что в отечественной историографии отсутствуют исследования, специально посвященные роли русско-калмыцкого содружества в становлении и развитии народного образования. Всё это определило проблему нашего исследования: какое влияние оказало русско-калмыцкое содружество на становление и развитие народного образования Калмыкии. Актуальность проблемы, а также потребность педагогической науки и образовательной практики в использовании накопленного положительного опыта для дальнейшей демократизации и гуманизации педагогического процесса в национально-региональной системе образования обусловили выбор темы исследования: «Русско-калмыцкое содружество в становлении и развитии народного образования Калмыкии (середина XIX в. - 20-40 гг. XX в.)».

Объект исследования: народное образование Калмыкии середины XIX в.-20-40 гг. XX в.

Предмет исследования: русско-калмыцкое содружество в области образования в середине XIX в. - 20-40 гг. XX в.

Цель исследования: выявить сущностные характеристики феномена русско-калмыцкого содружества как основы становления и развития народного образования Калмыкии середины XIX в. - 20-40 гг. XX в.

Поставленная цель определила следующие задачи:

1. Провести ретроспективный анализ зарождения русско-калмыцкого содружества.

2. Показать основные направления государственной идеологии России в области народного образования в отношении нерусского населения.

3. Раскрыть содержательные аспекты русско-калмыцкого содружества в области народного образования XIX века.

4. Выявить пути влияния общественно-педагогической мысли России XIX в. - начала XX в. на становление народного образования Калмыкии.

5. Охарактеризовать развитие народного образования и школы в Калмыкии конца XIX в. - 20-40 гг. XX в.

Теоретико-методологическая основа исследования: исследование осуществлялось с позиций целостного подхода, с применением идей аксиологического, культурологического и цивилизационного подходов к изучению историко-педагогического процесса, исходя из законов диалектического материализма, достижений отечественной философской, культурологической, педагогической, исторической и историко-педагогической науки, связанных с изучением развития народного образования, национальной культурой, социально-экономическим и общественно-политическим развитием нашей страны.

Выбор методов исследования определялся спецификой объекта и предмета исследования, характером поставленных задач, а также источниковой базой работы. Особое внимание уделялось историческому и логическому, ретроспективному методу, методам компаративистики и бинарных оппозиций. Данные методы применялись в целях обобщения и сопоставления однородных фактов, выяснения общих закономерностей и отличительных особенностей развития русско-калмыцкого содружества.

Хронологические рамки исследования - середина XIX века до 20-40-х гг. XX в. Вместе с тем логика историко-педагогического исследования, предписывающая анализировать динамику протекания определенных процессов в их единстве, обусловила необходимость обращения к более ранним периодам отечественной истории.

Начальный хронологический рубеж (середина XIX века) связан не только формально с серединой XIX века, но и со временем глобальных преобразований российского социума, затронувших без исключения все стороны общественной жизни, экономику, политику, культуру, идеологию, нравственность, образование. В этих условиях получило большой импульс национальное самосознание народов России, усиление их тяги к просвещению.

Второй рубеж знаменует преобразование Калмыцкой автономной области в Калмыцкую АССР и её в целом успешное, хотя и противоречивое развитие до 40-х годов XX века. Он связан, во-первых, с завершением полосы послереволюционных школьных реформ. Во-вторых, этот рубеж связан с ростом образовательного уровня населения Калмыкии и социальными последствиями этого процесса - рождение калмыцкой советской интеллигенции, то есть той интеллектуальной профессиональной структуры, которая гарантировала дальнейшее успешное развитие народного образования.

Источниковая база исследования: проведенный нами ретроспективный анализ понятия русско-калмыцкого содружества показывает, что для обоснования процесса становления и развития русско-калмыцкого содружества в конкретно-историческом периоде XIX в. - 20-40 гг. XX в. необходимо опираться на социально-культурные, теоретико-методологические и эмпирические источники.

Социально-культурный источник содержит в себе программно-целевые установки в сфере образования, господствующие в данном обществе в тот или иной конкретно-исторический период его развития (постановления правительственных органов по народному образованию, правила и программы учебных заведений, уставы начальной школы России). В них содержатся преобладающие программно-целевые установки в сфере образования, которые дают реальную возможность определить актуальные для него в данное время национально-ценностные приоритеты.

Теоретико-методологический источник включает труды, исследования классиков отечественной педагогической мысли, уделявших много внимания национальным ценностям в образовании (Н.И. Пирогов - идея общечеловеческого воспитания; К.Д. Ушинский - народность как основополагающий принцип образования; Н.А. Корф - принцип общеобразовательности народных школ и др.).

Эмпирический источник - архивные материалы (Государственный архив Российской Федерации; Национальный архив РК; Государственный архив Астраханской области; документальный фонд Калмыцкого краеведческого музея имени Н.Н. Пальмова), позволившие рассмотреть реальный процесс развития русско-калмыцкого содружества в деле народного образования (в том числе доклады и отчеты комиссий по народному образованию Калмыкии, статистические и публицистические материалы).

Этапы исследования: на первом этапе (1998-1999 гг.) проводился анализ философской, педагогической и исторической литературы, разрабатывались теоретические основы и программа исследования, определялась источниковедческая база, в результате были выработаны основные направления русско-калмыцкого содружества в деле народного образования (середина XIX - начало XX веков).

На втором этапе (1999-2000 гг.) на основе архивных материалов анализировалась практика развития русско-калмыцкого содружества в народном образовании Калмыкии (начало-середина XX века). В 1999-2000 годах на педагогическом факультете и факультете калмыцкой филологии и культуры осуществлялась апробация материалов исследования в курсе «История образования и педагогической мысли», «История педагогики».

III этап исследования (2000-2001 гг.) объединяет такие виды деятельности, как теоретическое и методическое осмысление хода и результатов исследования, оформление в диссертационный текст, развитие и уточнение выводов предыдущих этапов.

Научная новизна результатов исследования: впервые рассмотрен феномен русско-калмыцкого содружества как основы развития образовательной системы Калмыкии середины Х1Хв. - 20-40-х гг. XX в.: проведён ретроспективный анализ и обозначены основные тенденции развития образования.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что исследование вносит вклад в развитие истории и теории педагогики, углубляя и обогащая знания о развитии сотрудничества, совместной деятельности представителей русской и калмыцкой интеллигенции в народном образовании Калмыкии. Раскрыты сущность и содержание понятия «русско-калмыцкое содружество» как качественная характеристика народного образования Калмыкии данного периода.

Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы в реформировании и модернизации современного российского образования в отношении субъектов РФ и стать основой для разработки спецкурсов и спецсеминаров в системе подготовки современного учителя по курсу «История образования и педагогической мысли».

Положения, выносимые на защиту: I. Исторически русско-калмыцкое содружество зарождается в начале XVII века и связано с началом добровольного присоединения Калмыкии к России, которое послужило толчком к развитию сотрудничества в области культуры и просвещения. Установление экономических и культурных связей, взаимообмен производственными и культурными достижениями требовал налаживания отношений дружбы и сотрудничества в области образования. Изучение экономики, истории, культуры, естественных ресурсов Калмыкии русскими учеными положило начало русско-калмыцкому содружеству.

II. Государственная идеология России в области народного образования в отношении калмыцкого народа носила русификаторский характер, однако миссионерская деятельность повлияла на формирование нового отношения к калмыкам как к равноправным субъектам цивилизационного процесса (создание начальных школ и учебно-методическое их обеспечение; подготовка педагогических кадров из числа коренного населения).

III. Период середины XIX - начала XX века в истории Калмыкии характеризуется как время повышенного интереса представителей русской интеллигенции к судьбе калмыцкого народа, проявлявшегося в сотрудничестве интеллигенции Калмыкии с учеными-востоковедами, с русскими учителями.

В это время складывается феномен русско-калмыцкого содружества, как основы становления и развития народного образования Калмыкии. Содержательные аспекты русско-калмыцкого содружества заключаются в сотрудничестве русской и калмыцкой интеллигенции, в совместной деятельности, основанной на дружественных, гуманистических межнациональных отношениях учителей русской и калмыцкой национальности в деле народного образования Калмыкии.

IV. Демократизация общественно-педагогического движения во 2-ой половине XIX - начале XX веков в России оказала большое влияние на становление народного образования Калмыкии. Это влияние характеризуется следующими тенденциями:

1. Расширение сети начальных школ (аймачные, народные, частные школы).

2. Открытие женских школ.

3. Совместное обучение девочек и мальчиков.

4. Зарождение профессионального образования.

5. Бесплатное обучение за счет общественного калмыцкого фонда.

V. Дальнейшее развитие русско-калмыцкое содружества в 20-40-х годах XIX века в становлении и развитии народного образования Калмыкии осуществлялось по следующим направлениям:

1. Создание новой советской школы по типу «массовая школа-массовый учитель-массовый учащийся-единый стандарт».

2. Организация подготовки учителей проходила через учительские семинарии, педагогические курсы, практику учителей проводили в специально устраиваемых учительских семинариях опытных школ.

3. Совершенствование учебно-методической работы в калмыцких школах, повышение роли периодической печати в создании калмыцкой советской школы.

4. Подготовка научных кадров национальной интеллигенции Калмыкии. Апробация результатов исследования. Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии КГУ, на республиканских научно-практических и учительских конференциях (1998

2001 гг.), докладывались на межвузовских научных конференциях (Элиста, 1999; Майкоп, 2000; Астрахань, 2001); результаты исследования освещались на международной научно-практической конференции, посвященной 390-летию добровольного вхождения калмыцкого народа в состав России (Элиста, 1999) и на международной научно-практической конференции «Этнопедагогика и этнопсихология в современной системе национального образования и воспитания» (Элиста, 2000).

Внедрение результатов исследования. Материалы исследования использовались при разработке программ курсов «История образования и педагогической мысли», «История педагогики», на семинарских занятиях на факультетах педагогическом и калмыцкой филологии и культуры Калмыцкого государственного университета.

Достоверность полученных результатов обеспечивается целостным подходом к решению проблемы, методологической обоснованностью научных положений, ретроспективным анализом теории и практики формирования образовательной системы, анализом архивных документов, адекватностью методов задачам и логике исследования, сопоставимостью полученных результатов исследования с другими данными педагогических исследований по рассматриваемой проблеме.

База исследования: педагогический факультет и факультет калмыцкой филологии и культуры КГУ.

Объем и структура диссертации: общий объем диссертации страниц. Она состоит из введения (3-15с), двух глав(17-84с;85-181с), заключения(182-191с), списка архивных документев( 23 наименований) и библиографии(254 наименований), одного приложения.

Структура диссертации определена логикой и последовательностью решения задач исследования.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

2. Результаты исследования показывают, что политика царского правительства в области народного образования в отношении калмыцкого народа, да и всех малых народов, населяющих Российскую империю, направлена была на русификацию местного населения. Важная роль отводилась в освоении покоренных территорий православной церкви, ее образовательным структурам - приходским и монастырским школам, открываемым для нерусских детей, а также миссионерским организациям, объединившим усилия светских и духовных деятелей на поприще христианского просвещения калмыцкого народа. Колониальные интересы требовали определенных знаний о языке, быте и этнопсихологии калмыцкого народа, в целях выработки эффективных путей приобщения нерусских этносов к российской государственности и идеологии православия.

Источники характеризуют политику церковных и гражданских властей в отношении инородческого образования как авторитарно-репрессивную, нацеленную на создание единообразной школы для всех народов, без учета их языковых, бытовых и этнопсихологических особенностей. Принудительность и схоластика, свойственные дореволюционной российской школе в целом, в инородческих училищах нередко обретали интертрофированные формы. Трудности обучения усугублялись отсутствием достаточного количества методически грамотных учителей, знающих родной язык учащихся, а также необходимых переводов учебной вероучительной литературы.

Таким образом, назрела необходимость в выработке принципиально новых подходов к просвещению нерусского населения. Выражая геополитические устремления правительства, она в то же время отвечала образовательным запросам калмыцкого народа, получившего стимул обучаться на родном языке. Преодолев непонимание значительной части русского общества, сторонники просвещения посредством родного научения добились возведения системы Н.И. Ильминского в ранг официальной политики государства. Н.И. Ильминский - один из тех российских деятелей, которых повлияли на формирование нового отношения к нерусским жителям империи как к равноправным субъектам цивилизационного процесса, имеющим свою самобытную историю, культуру и образ жизни. Функционировавшие миссионерские учебные заведения внесли определенный вклад в распространение грамотности, становление национального учительства. Цели и ценностные ориентации системы Н.И. Ильминского носили двойственный характер. Добиваясь известной степени свободы для родных наречий и элементов традиционной культуры нерусских народов, педагоги-миссионеры преследовали прежде всего конфессиональные интересы. Противоречивость системы отражала неоднозначность взаимоотношений национального и общечеловеческого, светского и религиозного компонентов российского образования в целом. Проведенное нами исследование показало, что в основном преподаватели миссионерских школ не соблюдали основного принципа в обучении - преподавания на родном языке. Но вместе с тем мы отмечаем, что в рассматриваемый период несмотря на усилившееся сопротивление представителей официальной педагогики России осуществляется, хотя и слабо, подготовка «нового поколения» инородческих учителей (единоплеменное учительство) издание переводческой, учебно-методической литературы. Разработанные Н.И. Ильминским принципы и методы обучения, подготовки учительства, работа над созданием учебно-методической литературы для двуязычных школ получили признание в первые годы Советской власти и остаются актуальными по сей день.

Таким образом, миссионерская деятельность, преследовавшая политику царского правительства, оказала положительное влияние на становление русско-калмыцкого содружества в области образования.

3. Середина XIX - начало XX вв. характеризуется как время интенсивного развития русско-калмыцкого содружества в развитии народного образования Калмыкии. В результате исследования были определены основные направления русско-калмыцкого содружества в области народного образования: 1) дальнейшее научное изучение Калмыкии русскими учеными и помощь калмыцкому народу в организации научных экспедиций; 2) создание русско-калмыцкого научно-педагогического общества; 3) сотрудничество русских и калмыцких педагогов в создании учебно-методической, переводческой литературы для народных школ; 4) вовлечение передовой интеллигенции Калмыкии в общественно-педагогическое движение России.

Культурно-просветительская деятельность русских ученых вызывала определенные симпатии у местного населения. Передовые представители калмыцкого народа и талантливые мастера народного творчества всемерно содействовали успешному проведению научных экспедиций, они служили в экспедициях переводчиками и проводниками, сообщали русским ученым ценные сведения об истории и быте калмыков. Содружество и сотрудничество между передовыми русскими учеными и калмыцкими деятелями народного образования продолжало расти и крепнуть. В этом благородном деле значительную роль сыграла русская востоковедческая наука, центром которой был Петербургский университет. В последней четверти XIX века здесь значительно усилилось изучение монгольских языков, в том числе калмыцкого»^ Студенты восточного факультета получали знания в области живых монгольских наречий (калмыцкий, монгольский, бурятский языки). Они овладевали чтением исторических текстов, изучали литературу монгольских народов.

Мы считаем, что большая заслуга русских ученых и писателей в те годы состояла в том, что они проявили инициативу в изучении и публикации калмыцкого фольклора, исторических сочинений ойратских и калмыцких авторов. Тем самым они знакомили прогрессивную общественность России с духовной культурой калмыцкого народа и способствовали расширению русско-калмыцких культурных связей и содружества в развитии народного образования.

Развитие и укрепление педагогических связей и содружества русских и калмыцких учителей в конце XIX- начале XX века происходили в сложной обстановке. В это время обострилась борьба между двумя культурами -демократической и реакционной. Исследование показало, что в конце XIX -начале XX в. в. прогрессивные учителя под влиянием общественно-педагогического движения России активно включались в борьбу за культурное возрождение своей нации, за развитие грамотности, просвещения и культуры в Калмыкии.

Середина XIX - начало XX века - период интенсивного приобщения и адаптации калмыков к европейской системе образования через российскую. И за период с середины XVII в. до 1917 года сложилась система светского начального образования, которая сыграла определенную положительную роль в становлении и развитии русско-калмыцкого содружества. В этот период передовые представители русской и калмыцкой интеллигенции стали создавать совместные учебники и учебно-методические пособия для детей, ратовали за создание народных школ, пытались осуществить начальное обучение детей на родном языке. Работая, рука об руку с опытными русскими учителями, молодые калмыцкие коллеги перенимали опыт и шаг за шагом совершенствовали методику обучения калмыцких детей русской грамоте. Все это, вместе взятое, способствовало культурному сближению и укреплению дружбы между русскими и калмыцкими народами.

Немаловажное значение в укреплении русско-калмыцкого содружества играло создание национально-демократического союза «Хальмг Тангчин туг» («Знамя Калмыцкого народа»), членами которого были учителя-калмыки студенты. Они выдвигали демократические требования: национальное возрождение и просвещение калмыков, организация национальных школ.

4. В результате исследования выявлены основные направления народного образования в 20-40 гг. XX века:

1) создание новой советской школы в Калмыкии. Пользуясь отнюдь не столько экономическими средствами и убеждениями, а всей мощью государственного административного «регулирования» культуры, она насаждала школы, курсы, пункты ликвидации неграмотности и другие культурные учреждения: отдавая приоритет политике и идеологии. Эта власть рассматривала народное образование как средство формирования «нового человека», преданного идеям социализма. В создании новой советской школы были положительные и отрицательные моменты. Отрицательно то, что был объявлен поход против «пережитков прошлого», т.е. против традиционных ценностей духовной культуры калмыков, прежде всего буддийской религии и церкви. Этот подход был характерен для всех национальных культур, включая русскую. В результате были разрушены калмыцкие хурулы и хурульские школы. А ведь они были единственными хранителями национальных духовных традиций, обрядов. Положительно то, что учет опыта дореволюционной передовой русской школы, особенно земской, привлекали к работе опытных преподавателей старой школы;

2) организация педагогических курсов, учительских семинаров и устройство опорных школ, где учителя проходили практику по типу земской. В подготовке нового отряда учителей, в создании первых педагогических учебных заведений в Калмыкии большую роль сыграли опытные русские и калмыцкие учителя, которые, не жалея сил, самоотверженно трудились на этом благородном поприще, воспитывая учительскую молодежь в духе любви и уважения к профессии учителя. В становлении и развитии педагогического образования Калмыкии была оказана братская помощь со стороны Наркомпроса РСФСР и вузов Центральной России. На педагогических курсах работали представители Ленинграда, Астрахани. Были созданы опорные школы при улусах;

3) совершенствование учебно-методической работы в калмыцких школах.

Для оказания постоянной методической помощи учителям Калмыкии к был создан Научно-методический совет, который был преобразован в Методическое бюро, которое занималось разработкой программ и методических руководств, применительно к новым программам. В результате совместных усилий опытных русских и калмыцких учителей происходило оживление педагогической и методической мысли в Калмыкии: создавались первые учебные планы, программы и методические материалы, расширялось сотрудничество русских и калмыцких учителей и работников народного образования;

4) в истории расширения русско-калмыцкого культурно-просветительского содружества, а также в развитии педагогической мысли в Калмыкии большое значение имели журналы, которые, объединяя представителей прогрессивной педагогики, передовых учителей и деятелей народного образования, освещали на своих страницах злободневные вопросы просвещения и обучения;

5) в организации профессионального образования, одной из важных задач являлась подготовка специалистов средней и высшей квалификации. Калмыкия чрезвычайно нуждалась в них. Так, были созданы Калмыцкий педагогический техникум, сельскохозяйственный техникум в Башанте, фельдшерско-акушерская школа в Элисте. Как мы видим, формирование слоя специалистов среднего звена было продиктовано потребностями сохранения калмыцкого народа. Подготовка квалифицированных кадров для нужд Калмыкии велась в вузах Москвы, Ленинграда, Саратова, Астрахани. В предвоенные годы проводится подготовка научных кадров калмыцкой национальности для организации научно-исследовательской работы в Калмыкии.

Материалы данной работы свидетельствуют, что развитие народного образования и в целом культуры калмыцкого народа в условиях советского общества имеет два этапа. На первом из них (20-е годы) уделялось большое внимание развитию национального языка, строительству национальных школ. На втором этапе (30-е годы) государство притормозило эту работу и фактически возобновило политику русификации.

Выше мы уже отмечали, что Калмыкия до Великой Отечественной войны достигла успехов в деле народного образования. Народ стал грамотнее, культурнее. Появились профессиональные специалисты, появилась своя интеллигенция, которая стала влиятельной социальной группой, естественно, заинтересованный в развитии национального самосознания.

Реабилитация репрессированного народа, восстановление национальной государственности и современный курс руководства страны на возрождение национальной культуры дают уверенность, что будет восстановлено цивилизованное соотношение национальной духовности калмыцкой и великой русской культуры и сейчас важен пример прошлого, опыт калмыцкой национальной культуры 20-х годов. Возрождение национальной школы, основными чертами которой должны стать разнообразие содержания, форм и методов организации обучения на национально-культурных традициях, должна быть ориентированна на воспитание нового гражданина-патриота, демократа и гуманиста. Поэтому, национальная школа должна развиваться на основе диалога культур. Это новый тип современной школы, способной обеспечить духовно-нравственное и общекультурное возрождение народа.

Таким образом, история русско-калмыцкого содружества и сотрудничества в области народного образования являет собой великолепный пример братских связей и взаимоотношений между народами их прогрессивными деятелями народного образования Калмыкии (XIX в. - 20-40 гг. XX в.). Позволяет охарактеризовать как великолепный пример братских связей и взаимоотношений между народами, основанных на дружбе, сотрудничестве и единстве в достижении поставленной цели - воспитании человека-гражданина, осознающего себя частью этноса, частью сообщества наций.

В процессе решения проблемы развития русско-калмыцкого содружества в становлении и развитии народного образования Калмыкии в XIX в - 20-40 гг. XX в. выявлены перспективы дальнейшего ее исследования: сделать предметом специального рассмотрения и выявить традиции русско-калмыцкого содружества в области просвещения как основы для решения актуальных проблем демократизации современной школы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изменения, происходящие в российском обществе в области политики, экономики, социальных отношений, вызвали рост межнационального самосознания этносов. Геополитическое положение России как евроазиатского многонационального государства привлекает внимание к изучению культуры межнациональных отношений и гуманизации этнических взаимоотношений.

Проведенный нами анализ архивных официальных документов Российского государства, источников всеобщей истории и культуры, мемуарной литературы, периодической печати позволил раскрыть сущность и основные направления развития русско-калмыцкого содружества в области народного образования Калмыкии с XIX в. до 20-40 гг. XX века. Нами было также установлено, что содружество как общественное явление в каждую историческую эпоху изменялось, развивалось. Оно было обусловлено господствующими в обществе духовно-материальными условиями жизни, уровнем социально-культурного состояния общества, образовательной средой, религией. Исследование, проведенное на основе современных подходов к историко-педагогическому прогрессу, подтверждает тезис о том, что русско-калмыцкое содружество сыграло важную роль в становлении и развитии народного образования Калмыкии, что позволяет выявить тенденции и перспективы их развития в области образования.

В результате решения поставленных в работе задач, можно сделать следующие выводы:

1. Калмыцкий народ прошел сложный путь этнического, цивилизационного развития. История калмыков непосредственно связана с и историей их предков-ойратов. Калмыки имели определенные культурные навыки и традиции, приобретенные ойратами в ходе многовекового исторического развития: вполне устойчивые традиции летописания, устного народного творчества, национального искусства, зая-пандитскую письменность. Многие черты этой культуры, испытав воздействие времени, по мере расширения взаимосвязей с другими народами, особенно с русским народом, стали приобретать новые черты, которые составили основу самобытной культуры калмыцкой народности в новых исторических условиях.

В первой половине XVII века в результате присоединения Калмыкии к России складывались благоприятные предпосылки для установления русско-калмыцкого содружества в области культуры. Труды русских ученых и путешественников, а также произведения русских писателей впервые познакомили прогрессивную общественность России с жизнью, бытом калмыцкого народа, с его народной педагогикой и его письменностью и своеобразной культурой калмыков. Вхождение калмыков в состав централизованного русского государства установило экономические и культурные связи с калмыцким народом, взаимообмен производственными и культурными достижениями между русским и калмыцким населением лег в основу установления дружбы и взаимопонимания.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Аппаева, Ялман Борисовна, Элиста

1. Авляев Г.О. Происхождение калмыцкого народа. - Москва-Элиста, 1994,169с.

2. Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии отечественного образования. М., 1994.

3. Актуальные вопросы теории и истории отечественной науки. М., 1995.

4. Алексеева П.Э. В. Татищев и калмыки // Теегин герл. 1984. № 3,с105-107.

5. Алексеева П.Э. Вклад в отечественное калмыковедение. // Теегин герл 1981, №6.

6. Алексеева П.Э. Давние корни двуязычия. //Теегин Герл, 1990, №2.

7. Амбурцумов Е.А., Ермак Л.Н. Интеллигенция в дореволюционной России ив СССР. // БСЭ, 3-е издание, 1972. Т. 10.

8. Аммосов К.М. Калмыцкие улусные училища в учебно-воспитательном отношении. Астрахань, 1898.

9. Амур-Санан A.M. Мудрешкин сын: Избранное. Элиста: Калм. кн. изд-во,1979.

10. Амур-Санан A.M. О калмыках. // Жизнь национальностей 1920. 2 декабря.

11. Амур-Санан A.M. Положение в Калмыцкой степи // Жизнь национальностей. 1919. 1 июня.

12. Анджукаев З.Я. Хонин Косиев: Жизнь и деятельность. Биографическийочерк. Элиста, 1992,35с.

13. Андреев В.М. Эвристика для творческого саморазвития. Казань, 1994, 245 с.

14. Антология педагогической мысли России второй половины XIX -начала XXвека. -М., 1990.

15. Аппаева Я.Б. Из истории деятельности русской интеллигенции в деле просвещения русского народа // Этнопедагогика педагогика жизни. Элиста: АПП «Джангар», 2001. С. 262-263.

16. Аппаева Я.Б. Русско-калмыцкое содружество в становлении и развитии школьного дела Калмыкии // Международная конференция, посвященная 390-летию добровольного вхождения калмыцкого народа в состав России: Сб. КИГИ РАН «Молодые ученые». Элиста, 1999. С. 8.

17. Аристов В.В. Адъюнкт Российской словесности: в ст.: Все началось спутеводителя. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1975.

18. Астраханские губернские ведомости. 1859, № 33

19. Астраханский государственный педагогический университет на рубежевеков. Изд-во АГПУ, 2000.

20. Бабин. В.Т.Проблемы национальной школы в Государственной Думе IV созыва: Автореф. дис. канд. ист. наук/Рос.гос.пед.ун-т им.А.И.Герцена. СПб, 1992-20с

21. Бадмаев А.В. Ойратское письмо и его создатель // Известия Калмыкии 1992. 1 сентября.

22. Бадмаев А.В. Предсказание мудрого ламы. // Известие Калмыкии, 28 июля2000.

23. Бадмаев А.В., Лыткин И.С.- калмыковед. // Ученые записки. Выпуск 5.

24. Серия филологическая. Элиста, 1967.

25. Бадмаев Н. Домашне-религиозный быт приволжских калмыков.1. Астрахань, 1899,

26. Бадмаева Т.Б. Танцевальный фольклор калмыков. Элиста, 1982.

27. Бакунин В.М. Описание калмыцких народов, а особливо из нихторгоутского, и поступков их ханов и владельцев. Элиста, 1995.

28. Банзаров Д. Собр. Соч. М., 1955.

29. Батмаев М.М. Политическая история калмыцкого ханства в русской ,историографии // Калмыковедение. Вопросы историографии и ! библиографии. Элиста, 1988. II

30. Беленчук JI.H. Концепция национального воспитания на рубеже XIX-XX вв.//Педагогика 1999, №5, с89-93.

31. Беликов Т.Н. Участие калмыков в войнах России. Элиста, 1960.

32. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 12 т. СПб, 1901.

33. Бентковский И.В. Одежда калмыков Большедербетовского улуса Сборникстатистических сведений о Ставропольской губернии. Выпуск №2, 1869.

34. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века иначала XX века. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990.

35. Бержанов К. Русско-казахское содружество в развитии просвещения.1. Алма-Ата, 1965.

36. Биткеев Н.Ц. Джангарчи. Элиста, 2001.

37. Бичеев Б. Владимир, отец Велимира (из жизнеописания В.А. Хлебникова). //

38. Известия Калмыкии, 31 июля 1999.

39. Бичурин Н.Я. Историческое обозрение ойратов или калмыков с XVстолетия до настоящего времени. Элиста, 1991.

40. Бобровников А. Грамматика монголо-калмыцыкого языка. Казань, 1849.

41. Боваев Б.А. Охранительная и миссионерская клерикальная литература IIполовины XIX начала XX века о Калмыкии. // Калмыковедение. Вопросы историографии и библиографии. - 1988.

42. Порох В.П. Нужды и запросы народного образования в Калмыцкой области, 1920-1923 гг. // Жизнь национальностей. №№ 3,4.- М., 1923.

43. Порох В.П. Среди калмыков (о положении просветительской работы среди калмыков). // Жизнь национальностей. №№ 1, 2. 1922.

44. Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань: Изд-во Казанского университета, 1989, 205 с.

45. Примерные программы по русскому языку и арифметике для улусных и аймачных школ Калмыцкой степи. Астрахань, 1915.

46. Проблемы этнической истории народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1980.

47. Прозрителев Г. Военное прошлое наших калмыков. 1812-1911. -Ставрополь, 1912.

48. Протоколы учредительного съезда у федерации национальных и территориальных союзов учителей и других деятелей по народному образованию. СПб., 1907.

49. Психология. Словарь /под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, М.^Политиздат, 1990, 494 с.

50. Пушкин А.С. Путешествие в Азрум. Собр. соч. В 5 т., т. 4,1. СПб, 1994.

51. Пюрвеев Д.Б. «Или адаптироваться, или - умереть» (последнее интервью великого евразийца Л.Гумелева). // Литературная Россия, 25 февраля 2000.

52. Пюрвеев Д.Б. Архитектура Калмыкии. М., 1975.

53. Рерих Н.К. Алтай-Гималаи. М., 1974.

54. Романов А.С. Печать Калмыкии 20-х годов. Элиста, 1971.

55. Савин М.В. Развитие гуманитарной направленности содержания гимназического образования в России И-ой половины Х1Х-начала XX в. ВГПУ, 1998.

56. Санджиев А. Живая легенда. Элиста, 1995.

57. Саранов A.M., Куликова С.В. Ориентация студентов педагогического вуза в гуманитарных идеях педагогики России конца XIX начала XX веках. // Обучение студентов педагогике. Аспект технологии. // - Волгоград, 1996.

58. Воробьева М.В. Культурно-просветительная деятельность российской интеллигенции в Калмыкии (вт. Пол. XIX нач. XX вв.). Автореф. дис. кан. ист. наук. Волгоград, 1998.

59. Воейков А.Ф. Описание калмыцкого народа. // Сын отечества. СПб, 1822, №6, с260.

60. Времен связующая нить: Сборник статей. / Сост. Б. Бадмаев, И.В. Лиджиев, И.В. Борисенко. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1984, 109с.

61. Вырщиков А.Н., Никонов К.М. Российская национальная идея. Некоторые суждения о государственности, демократии и культуре, свободе и человеческом достоинстве. Волгоград: Изд-во ВГПУ, 1998.

62. Всесоюзная перепись населения 1937 года. Краткие итоги. М., 1991.

63. Всесоюзная перепись населения 1939 года: основные итоги / Под ред. Ю.А. Полякова. М.: Наука, 1992.

64. Гасанов З.Т. Нац-ые отношения и воспитание культуры межнац-ого общения//Педагогика, 1996, №6, с 51-55.

65. Гессен С.М. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995,448с.

66. Гоголь Н.В. Волжские калмыки в Астраханской губернии. // Теегин Герл, 1963, №2, с 83-84.

67. Голстунский К.Ф. Монголо-ойратские законы 1640 г., дополнительные указы Галдан-Хун-Тайд-Жи и законы, составленные для волжских калмыков при калмыцком хане Дандук Даши СП: 1980, с 24-137.

68. Грачев С.В. Геополитика в истории образования нерусских народов. // Педагогика, № 7, 2000, с 64-69.

69. Грачев С.В. Н.И. Ильминский и просвещение нерусских народов Поволжья. // Педагогика, 1995 № 4, с 80.

70. Грачев С.В. Педагогическая система Н.И. Ильминского и ее развитие в теории и практике просвещения нерусских народов Поволжья: Автореферат дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Нижний Новгород, 1995.

71. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. М., 1993, с 61.

72. Данильчук В.И. Теоретические основы гуманитаризации образования в средней школе. СПб, 1997.

73. Десять лет калмыцкой автономной области (1920-1930 гг.), Астрахань, 1931.78.Джангар. М., 1958.

74. Джангар. Калмыцкий народный эпос. Элиста, 1978.

75. Джуринский А.Н. История педагогики. М., 2000, 430с.

76. Днепров Э.Д. Народное образование как предмет историко-педагогического исследования//Советская педагогика, 1986, №3, с 107-114.

77. Добролюбов Н.А. Избр.пед.соч. -Москва, 1986.

78. Дуброва Я.П. Быт калмыков Ставропольской губернии до издания закона 15 марта 1892 г. Казань, 1888.

79. Дуброва Я.П. Быт калмыков Ставропольской губернии. Казань, 1899.

80. Ефремова В.Ф. Из истории просвещения дореволюционной Калмыкии. // Вестник НИИ ЯЛИ. 1968. № 3.

81. Ефремова В.Ф. Коренизация калмыцкой национальной школы в 1925-1933 гг.//Ученые записки ЛГПИ им.А.И.Герцена. Т39, 1970, с 201-213

82. Ефремова В.Ф. Народные школы в Калмыкии в конце XIX начале XX веков. Развитие науки в Калмыцкой АССР. Ч. 3. - Элиста, 1969.

83. Ефремова В.Ф. Очерки истории школьного образования Калмыкии. Дис. канд. пед. наук. Л., 1969.

84. Житецкий И.А. Астраханские калмыки (наблюдения и заметки). -Астрахань.

85. Житецкий И.А. Очерки быта астраханских калмыков. Этнографические наблюдения. 1884-1886.

86. Журавский Г.Е. Из истории просвещения в дореволюционной России. Под ред. Днепрова Э.Д. М.: Педагогика, 1978.92.Журнал МВД. 1914. № 236.

87. Журнал Министерства внутренних дел (в дальнейшем сокращенно: МВД). 1896. № 191.

88. Зайцев В.В. Принцип свободы в построении начального образования: методологические основы, исторический опыт и современные тенденции: Монография. Волгоград: Перемена, 1998.95.3акруткин В.А. К истории изучения «Джангара». Ростов, 1940.

89. Из истории движения за национальную школу в Калмыкии (к 60-летию Союза учителей "Хальмг Тангчин Туг") // Элиста, 1967, 99с.

90. Инструкция для начальных школ Калмыцкой степи Астраханской губернии. Астрахань, 1915.

91. Иориш И. Позднеев А.М.-калмыковед. // Записки КНИИЯЛИ. Вып.1. -Элиста, 1960, с 208-215.

92. Ипполитова Н. За пушкинской строкой. Литературные этюды. // Теегин Герл, 1999, №4, с 53-70.

93. История Советской Конституции в декретах и постановлениях Советского правительства 1917-1936. М., 1936.

94. Историографические и методологические проблемы изучения отечественной школы и педагогики. Сб.научн.трудов. АПН СССР НИИ общей педагогики//под ред. Э.Д.Днепрова, О.Е.Кошелевой. М.,1983, 316с.

95. Калмыцкая АССР. Элиста, 1938.

96. Калмыцкая область за 10 лет революции. Астрахань, 1927.

97. Калмыцкая степь. Астрахань, 1923.

98. Калмыцкая хрестоматия для чтения в старших классах калмыцких школ. -СПб, 1907.

99. Кануков Х.Б. Избранные статьи, речи и выступления. Сб. док-в и материалов. Элиста, 1973.

100. Каптерев П.Ф. Новая русская педагогия, ее главные идеи, направление и деятельность. СПб., 1887.

101. Килганов В.У. Становление школьного образования в Калмыкии. -Элиста, 1968, 35с.

102. Кичиков М.Л. Исторические корни дружбы русского и калмыцкого народов. Образование калм. гос-ва в составе России. Элиста, 1966, с 53-55.

103. Козин С.А. Джангариада: Героическая поэма калмыков. Введение в изучение памятника и перевод торгоутской его версии. // АН СССР, Институт востоковедения. M.-JL: Изд-во АН СССР, 1940, 249с.

104. Кольдонга Содном. О "поголовном крещении" калмыков. // Новое русское слово (Нью-Йорк), 1985. 7 сентября.

105. Кольдонга Содном. Судьба донских калмыков, их веры и духовенства. -США. Издание автора, 1984.

106. Команджаев А.Н. Положение ламаистской церкви в калмыцком обществе (конец XIX начало XX вв.). // Orient. Вып.1. - СПб., 1992.

107. Команджаев Е.А. Становление государственной системы здравоохранения в Калмыкии в конце XIX начале XX вв. // Проблемы отечественной и всеобщей истории. Сб. науч. трудов. - Элиста: КГУ, 1998.

108. Комплексные программы для единой трудовой школы 1 ступени Автономной калмыцкой области на 1926-1927 гг. Элиста, 1927.

109. Комплексные программы для трудовой национальной школы 1 ступени Автономной калмыцкой области (1:2:3 года обучения). Астрахань, 1928.

110. Коновалов И.С. Основы методики русского языка в калмыцкой (инородческой) школе. Астрахань, 1922.

111. Коновалов И.С. Программа по русскому языку в калмыцкой трудовой школе 1 ступени. Астрахань, 1992.

112. Константинов Н.А., Струминский В.Я. Очерки истории начального образования в России. М., 1979.

113. Корнейчук Ф.Ф., Равкин З.И. Очерки по истории советской школы и педагогики 1921-1925 гг.

114. Корнилова И.М. Зарождение высшего образования в Калмыкии (19171929 гг.) // Проблемы отечественной и всеобщей истории. Элиста, 1998.

115. Корсункиев Ц.К. О преподавании гуманитарных и естественно-научных дисциплин в калмыцких монастырских школах: XIX начало XX вв. // Вопросы истории ламаизма в Калмыкии. - Элиста, 1987.

116. Корсункиев Ц.К. Программа обучения в школах при калмыцких хурулах. Ламаизм в Калмыкии. Элиста, 1977.

117. Корф Н.А. Земский вопрос : (О народном образовании). СПб., 1864, 64с.

118. Костенков К.И. Исторические и статистические сведения о калмыках, кочующих в Астраханской губернии. СПб, 1870.

119. Котвич В.Л. Джангариада и джангарчи. // Ученые записки КНИИЯЛИ, вып. 5. Серия филологическая. Элиста, 1967.

120. Котвич В.Л. Опыт грамматики калмыцкого разговорного языка. -Петроград, 1915.

121. Кочешков Н.В. Декоративное искусство монголоязычных народов XIX -середины XX веков. М., 1979, 190с.

122. КПСС в резолюциях. Т.2. М., 1984.

123. КПСС в резолюциях. Т.З. М., 1984.

124. Кудайбергенова H.11I. Основные этапы формирования калмыцкой советской интеллигенции // Развитие советской Калмыкии в братской семье народов СССР. Элиста, 1982.

125. Куликова С.В. Гуманистическая направленность педагогической мысли и учебные заведения нового типа в России конца XIX начала XX вв. Дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. - Волгоград, 1996.

126. Культура Калмыцкой АССР. Элиста, 1967, 81с.

127. Культурное строительство в РСФСР. 1917-1920 гт. Т. 1. 4.1. М., 1983.

128. Куманев В.А. Культурный прогресс ранее отсталых народов СССР (развитие массового просвещения в 20-е годы) // Советская культура: история и современность. М., 1983.

129. Лыткин Г. Исторический очерк письменности монголов и ойратов. //Астраханские губернские ведомости 1859, №№ 32, 33.

130. Львовский Н. Образование при хурулах. // Православный благовестник. 1893. №2.

131. Манджиев Н. Школа моя, деревянная. // Известия Калмыкии, 13 июля 2000.

132. Марков А.С. Рукописи об истории и религии калмыцкого народа. // Материалы II краеведческой конференции. Астрахань: ААГПИ, 1989.

133. Маслов А.Г. Страницы былого. Элиста, 1962, 156с.

134. Материалы к докладу Пюрбеева А.П. "О советском, хозяйственном и культурном строительстве Калмыцкой АССР". Элиста, 1936.

135. Медынский Е.Н. История русской педагогики до Великой Октябрьской социалистической революции. М., 1938.

136. Минкин Г.З. Об общественном строе и колониальной политике царизма. -Элиста, 1968.

137. Миссионерский сборник. Астрахань, 1910.

138. Митиров А.Г. Ойраты-калмыки: века и поколения. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1998, 382с.

139. Митиров А.Г. Орнамент монгольских народов как историко-этнографический источник. // Вестник Калмыцкого КНИИЯЛИ, вып. 10. -Элиста, 1974, с 152.

140. Мукаева Л.Н. Национальная школа: путь к возрождению. // Известия Калмыкии. 1993, 31 августа.

141. Мукаева О.Д. Жизнь служение народу. Биог. очерк о Ц.П. Петкиеве. // Светить всегда. - Элиста, 1978.

142. Мукаева О.Д. Содружество. // Советская Калмыкия, 1 июня 1984.

143. Мукаева О.Д. Учебно-воспитательная работа в учреждениях интернатного и полуинтернатного типа Калмыцкой АССР. Элиста, 1978, 166с.

144. Наберухин А., Очиров Н. К 105-летию со дня рождения Советской Калмыкии. 22 августа, 1991.

145. Навеки вместе. Элиста, 1984, 107с.

146. Народное образование в РСФСР. М., 1969.

147. Народное образование в СССР: общеобразовательная школа. Сб. док-в 1917-1923 гг. -М., 1974.

148. Небольсин П.И. Очерки быта калмыков Хошеутовского улуса. Библиотека для чтения 1852. Т. 113, май-июнь, с 107-115.

149. Немичев И.С. Народная учительница. Биогр. очерк о Т.Д. Юрковой. -Элиста, 1978.

150. Ненароков А.П. К вопросу об уровне грамотности народов России в предоктябрьский период // Советская культура: история и современность. -М., 1983.

151. Нефедьев И. Подробные сведения о волжских калмыках. СПб 1834.

152. Новолетов М. Калмыки. Исторический очерк. СПб, 1884.

153. Номинханов Д.Ц.-Д. Очерки истории культуры калмыцкого народа. -Элиста, 1969.

154. О Джангаре: Сб. научн. статей. Элиста, 1963, 111с.

155. Овшинова Т. Всего лишь малая частица . // Время Калмыкии, 23 августа 2000.

156. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка//РАН., 3-е изд., М, 1996.

157. Ольнева А.Б. Народное образование в Астраханском крае, XIX начало XX вв. Дис. канд. пед. наук. - Тбилиси, 1987.

158. О концепции нац-ой школы в России//Профессионал, 1995, №3-4, с 5.

159. Отчет Президиума Облисполкома калмыцкого трудового народа о своей деятельности за время с 1.11.28 по 1.01.30. Элиста, 1930.

160. Очерки истории Калмыцкой АССР. В 2-х томах. Т.1 Дооктябрьский период. М., 1967, 430с.

161. Очерки истории Калмыцкой АССР. Т.2.Эпоха социализма. М., 1970,432с.

162. Очерки истории Калмыцкой организации КПСС. Элиста, 1980.

163. Очир-Горяев В.Э. К истории формирования отечественного калмыковедения (Первые граммати калмыцкого языка). // Калмыковедение. Вопросы историографии и библиографии. Элиста, 1988.

164. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской иперии. ч. 2.- СПб, 1809.

165. Пальмов Н.Н. О калмыцких ремеслах. // Калм. степь № 1-6. -Астрахань, 1929.

166. Пальмов Н.Н. Очерк истории калмыцкого народа за время его пребывания в пределах России.

167. Панькин А.Б. Образование для калмыков (истоки, реалии, перспективы) / Под ред. В.В. Серикова. Элиста, 1997, 220с.

168. Педагогический колледж им. Х.Б. Канукова: история: факты, воспоминания. // Сб. статей, Элиста, 1995, 96с.

169. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1987 г. Т.Н. Астраханская губерния. Тетрадь 1-2. СПб., 1899-1904.

170. Первый Общекалмыцкий съезд Советов. Протоколы. Элиста. 1971.

171. Пирогов Н.И. Избранн. пед. соч. М.: Учпедгиз., 1958.

172. Писемский А.Ф.Полное Собрание сочинений. Т.VI. СПб. 1895, cl63-207.

173. Письма Пальмова Н.Н. к Канукову Х.Б. Элиста, 1968.

174. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., Высшая школа, 1984, 174 с.

175. Позднеев A.M. Записка о преобразовании учебной части у калмыков Астраханской губернии. СПб., 1889.

176. Позднеев A.M. Исторический очерк развития русских школ у калмыков. -СПб., 1905.

177. Позднеев A.M. Калмыцкая хрестоматия для чтения в старших классах калмыцких народных школ. СПб., 1907.

178. Позднеев A.M. Об образовании инородцев ламаитов. - СПб., 1905.

179. Позднеев A.M. Учебник тибетской медицины. СПб., 1906.

180. Полн. собр. законов Российской империи I собр. т. IV 1800.

181. Полн. собрание ученых путешествий по России. СПб, 1992. 1-4.

182. Положение об управлении калмыцким народом 1847 г.

183. Попов А. Грамматика калмыцкого языка. Казань, 1848. C.VIII.

184. Порох В.П. Нужды и запросы народного образования в Калмыцкой области, 1920-1923 гг. // Жизнь нац-стей. №№ 3, 4. М., 1923, с 106-111.

185. Порох В.П. Среди калмыков (о положении просветительской работы среди калмыков). // Жизнь национальностей. №№ 1, 2. 1922.

186. Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань: Изд-во Казанского университета, 1989, 205 с.

187. Примерные программы по русскому языку и арифметике для улусных и аймачных школ Калмыцкой степи. Астрахань, 1915.

188. Проблемы этнической истории народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1980.

189. Прозрителев Г. Военное прошлое наших калмыков. 1812-1911. -Ставрополь, 1912, 143с.

190. Протоколы учредительного съезда у федерации национальных и территориальных союзов учителей и других деятелей по народному образованию. СПб., 1907.

191. Психология. Словарь /под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, М.-.Политиздат, 1990, 494 с.

192. Пушкин А.С. Путешествие в Азрум. Собр. соч. В 5 т., т. 4,1. СПб, 1994.

193. Пюрвеев Д.Б. «Или адаптироваться, или - умереть» (последнее интервью великого евразийца Л.Гумелева). // Лит-ая Россия, 25 февраля 2000.

194. Пюрвеев Д.Б. Архитектура Калмыкии. М., 1975, с 56-59.

195. Рерих Н.К. Алтай-Гималаи. М., 1974, 180с.

196. Романов А.С. Печать Калмыкии 20-х годов. Элиста, 1971.

197. Савин М.В. Развитие гуманитарной направленности содержания гимназического обр. в России Н-ой пол. XIX-начала XX в. ВГПУ, 1998.

198. Салютина А.А Поиск нац. образ, идеала в пед. науке и практике Рос. XIX нач. XX вв. Волгоград, 2000.

199. Саранов A.M., Куликова С.В. Ориентация студентов педагогического вуза в гуманитарных идеях педагогики России конца XIX начала XX веках. // Обучение студентов педагогике. Аспект технологии. // - Волгоград, 1996.

200. Сартикова Е.В. Образование Калмыкии: истоки и становление. Элиста, 2000, 160с.

201. Сартикова Е.В. Роль народного образования в создании условий преодоления культурной отсталости калмыцкого народа (с начала XX века до второй мировой войны). Автореф. дис. канд. ист. наук. М., 1995.

202. Сборник инструкций и директив по Всеобучу и ликбезу в Калмыцкой области на 1930-1931 гг. Элиста, 1931.

203. Сильницкий А.Д. Краткий очерк состояния начального образования в калмыцкой степи Астраханской губернии в связи с современным бытом калмыков. СПб. 1907.

204. Словарь соврем, рус. лит. языка АН СССР: в 17 т. Т. 14. М-П., 1963.

205. Смирнов П. Путевые заметки по Калмыцким степям Астраханской губернии. Элиста, 1999, 247с.

206. Спасский Н.А. Образование калмыков Астраханской губернии и меры к его улучшению // Православный благовестник. 1894, № 4, с 43.

207. Спасский Н.А. Очерки школьного образования у калмыков. СПб., 1907.

208. Степное Уложение (Основной закон) Республики Калмыкия. Элиста, 1994.

209. Степной И. Школьное дело в Калмыцкой степи Астраханской губернии // Вестник воспитания. 1911. № 5, с 140-166.

210. Страхов Н.А.Нынешнее состояние калмыцкого народа.-СПб, 1810,с 19-43.

211. Суржок А.И. Пушкин и калмыки. 3-е изд. испр. и дополн. Элиста, 1991, 190с.

212. Сусеев П.Н. Наш эмчи. Биогр. очерк о С.Р.Залькинде. Элиста, 1978.

213. Сычев Д.В. Из истории калмыцкого костюма. Элиста, 1973, 55с.

214. Таванец С.Д Задачи культурной революции в Калмыкии в восстановительный период. // Революционные, боевые и трудовые традиции трудящихся Калмыкии. Элиста, 1990.

215. Тайчинов М.Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном государстве. // Педагогика, № 2, 1999 с. 30-35.

216. Ташнинов Н.Ш. Очерки истории просвещения Калмыцкой АССР. -Элиста, 1969, 150с.

217. Тебиев Б.К-Г. Правительственная политика в области образования и общественно-пед. движение в России, конца XIX начала XX вв. Автореф. Дис. на соиск. уч. ст. доктора пед. наук. - М., 1996, с 24-93.225. Теегин герл. № 6. 1986.

218. Толстой JI.H. Пед. Сочинения.- изд-во АПН РСФСР, M-JL, 1948, 398с

219. Толстой JI.H. Собр. соч. В 22 т. М., 1994.

220. Труды особого совещания по вопросам образования восточных иностранцев. СПб., 1905.

221. Труды съездов улусных попечителей. Астрахань, 1910.

222. Уластаева Б.В. Мотивы интернационализма и дружбы народов в калмыцкой литературе. В кн.: Воспитание дружбой. Элиста, 1974.

223. Ульянов И.Н. Астраханские калмыки, их домашние религиозный быт и общественно-религиозные нужды. СПб., 1910.

224. Усов Д. По поводу введения русского алфавита для калмыцкого языка. // Ойратские известия. 1922. 3 -4.

225. Устав калмыцкого хурула, утвержденный ламой калмыцкого народа и Астраханским губернатором в 1847 г. в соответствии с указом царя Николая I от того же года.

226. Учебные программы по русскому языку для 1, 2,3 и 4 годов обучения трудовой национальной школы 1 ступени Автономной калмыцкой области. -Астрахань, 1928.

227. Ученые записки. Вып 3. Сер. Филология. Письма. 1969.

228. Ушинский К.Д. Поездки по России. Ярославль: Верхне-Волжское изд-во, 1969.

229. Ушинский К.Д. Родное слово. Соч. Т.П. M.-JL, 1948.

230. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 8 т. М., 1951, с 482-564.

231. Фарфаровский С.В. Народное образование у калмыков Ставропольской губернии. Ставрополь, 1908.

232. Фарфоровский С. Народное образование среди калмыков Большедербет в связи с их бытом и историей. // ЖМКНП., 1910: т. XX кн.

233. Философский экциклопедический словарь. М., 1989, 214с.

234. Флит Н.В. Школа в России в конце XIX нач.ХХ вв.- JL, 1994.

235. Фонштейн В.Е. Грамотность и культурно-просветительные учреждения Калмобласти. Калмыцкая область, 1926. № 1.

236. Хара-Даван Э. Чингис-хан как полководец и его наследие культурно-исторический очерк Монгольской империи. Элиста, 1991.

237. Хозяйственное и культурное состояние Автономной области калмыцкого трудового народа. Астрахань, 1927.

238. Цирюльников A.M. История образования в портретах и документах. М.: Владос, 2001.

239. Чапчаев А.А. Становление и развитие высшего образования в Калмыкии // Основные этапы и закономерности развития Калмыцкой АССР в условиях социализма. Элиста, 1982.

240. Чернышевский Н.Г. Избр. пед. соч. М., 1983.

241. Чичерина С.В. Как началось дело просвещения восточных инородцев. СПб., 1907.

242. Чонов Е. Калмыки в русской армии XVII-XVIII веках в 1812 году. -Пятигорск, 1912.

243. Шевченко Т.Г. Дневник. М., 1931, с 141-142.

244. Шестаков Н. Соображения о системе инородцев, обитающих в губерниях Казанского учебного округа. СПб, 1869.

245. Эрдниев У.Э. Калмыки. Элиста, 1995.

246. Эрендженов К. Золотой родник. Элиста, 1985.1. Архивные источники

247. Государственный архив Российской Федерации, ф.296 Совет по просвещению народов нерусского языка (Совнацмен) НКП.

248. Калмыцкий краеведческий музей им. Н.Н. Пальмова. Документальный фонд.

249. НА АО Национальный архив Астраханской области. Ф. 688 -Астраханское муз.училище.

250. НА АО Ф. Р 2364 Астраханский пединститут (1934-1957 гг).

251. НА АО Ф. Р 2661 Астраханский государственный институт народного образования (1917-1922 гг.).

252. НА РК Национальный архив Республики Калмыкия Ф. И-1 Главный пристав (1801-1897 гг.).

253. НА РК Ф. Р 495. Личный фонд Пашкова Б.К. (1891-1970 гг.)

254. НА РК, Ф. И. 17 - Манычское улусное управление (1804-1917 гг.).

255. НА РК, Ф. И. 21 - Большедербетовское улусное управление (1820-1917 гг.)

256. НА РК, Ф. Р 112 - Представительство Калмыцкой автономной области при Президиуме ВЦИК (1920-924; 1924-1938 гг.).

257. НА РК, Ф. Р -115 Приволжский улусный исполком (1920-1941 гг.).

258. НА РК, Ф. Р -122 Калмыцкий педагогический техникум (1924-1943 гг.).

259. НА РК, Ф. Р -123 Калмыцкий пед. рабфак (1933-1939 гг.).

260. НА РК, Ф. Р 13 - Калмыцкий областной совет профессиональных союзов (1919-1937 гг.).

261. НА РК, Ф. Р 131 - Совет народных комиссаров КАССР ( 1935-1943 гг.).

262. НА РК, Ф. Р 150 Коллекция фондов личного происхождения. 1890-1962.

263. НА РК, Ф. Р 25 - Калмыцкий областной отдел народного образования (1918-1929 гг.), с 1935 г. - Наркомпрос КАССР.

264. НА РК, Ф. Р 3 - Калмыцкий облисполком (с 1935 г. - СНК КАССР).

265. НА РК, Ф. Р 4 - Центральный исполнительный комитет по управлению калмыцким народом (1917 - 1919 гг.).

266. НА РК, Ф. Р 8 - Калмыцкий пединститут (1933-1944 гг.).

267. НА РК, Ф. Р 9 - Облздравотдел (1915-1935 гг.).

268. Научный архив Калмыцкого института Калмыцкого гуманитарных исследований РАН, ф. 6 сектор этнографии.

269. НА РК, Ф. И-9 Управление калмыцким народом (1836-1917 гг.).