автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Средства формирования педагогической культуры как основы готовности студентов к профессиональной деятельности
- Автор научной работы
- Анненкова, Ольга Олеговна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Саратов
- Год защиты
- 2002
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Анненкова, Ольга Олеговна, 2002 год
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Сущностные характеристики образования
1.2 Философско-педагогические основы общей культуры и педагогической культуры
Выводы
ГЛАВА И. КОМПЛЕКС СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ
2.1 Педагогическая культура как основа готовности студентов к профессиональной деятельности
2.2 Ход и результаты формирующего эксперимента Вы воды
Введение диссертации по педагогике, на тему "Средства формирования педагогической культуры как основы готовности студентов к профессиональной деятельности"
Проходящие в стране социально-экономические преобразования, морально-нравственное и духовное обновление общества зависят прежде всего от культуры и творческого саморазвития личности. Очень важно, чтобы каждый человек, получивший образование в том или ином учебном заведении, был не только вооружён знаниями, умениями и навыками, но и приобщён к культуротворчеству: "Образовать человека - значит помочь ему стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, т.е. научить жизнетворчеству" [27;с.10]. Данная задача становится особенно актуальной, когда речь идёт о подготовке будущих педагогов, которые должны обладать не только высокой квалификацией, но и культурой.
Особую актуальность приобретают вопросы, связанные с формированием профессионально компетентной личности, способной самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи на основе сотворчества учителя и ученика. Этому способствует создание определённых педагогических условий в вузе для развития личности педагога - носителя общечеловеческих ценностей, открытого культуре и обществу.
В настоящее время акцент внимания в подготовке педагогических кадров обращен как к специализированное™ учителя (фундаментальность предметной составляющей), так и к формированию его педагогического мастерства и педагогической культуры.
Согласно Государственному образовательному стандарту среднего специального и высшего музыкального образования, музыкант-педагог должен иметь основательную философскую и историческую подготовку, знать художественно-музыкальные стили, мыслить категориями личностно-ориентированного обучения. Основная цель - овладение музыкальной профессией, то есть овладение навыками исполнительского мастерства. Однако на данном этапе проявилась проблема невостребованности в должной степени музыкантов в сфере искусства. Статистика утверждает, что только 30% работают музыкантами в сфере культуры, остальная часть осваивает педагогическую деятельность в детских музыкальных, общеобразовательных школах и других учебных заведениях.
В современных условиях социально-экономической жизни страны следует уже в стенах учебного заведения ориентировать обучающихся на выживаемость в сложившихся рыночных отношениях, на подготовку специалиста с определенным запасом знаний, умений, навыков педагогической деятельности, специалиста, обладающего не только высокой общей культурой, но и основами педагогической культуры.
Проблема «перестройки» сознания музыканта с чисто исполнительской деятельности на педагогическую освещена в ряде исследований Л.А.Баренбойма, А.И. Лагутина и др. В основном отбор абитуриентов в учебные заведения происходит по результатам проверки музыкальных способностей и в меньшей степени обращается внимание на склонности к педагогической деятельности.
Вопросы формирования готовности к педагогической деятельности рассматривались в отечественных исследованиях с позиций: психологического состояния субъекта, возникающего для удовлетворения потребности; состояния мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективность выполнения определённых действий; определённой системы качеств.
В работах С.Л.Рубинштейна, В.С.Мерлина, Г.И.Щукиной рассматривалась структура готовности как единство побудительной и исполнительной готовности.
Профессиональную педагогическую готовность понимают как сложное структурное образование, ядром которого являются: положительные установки, мотивы, ценности учительской профессии (К.М. Дурай-Новикова); определённое функциональное состояние, как избирательная активность (Г.А. Алфёрова); сложное личностное образование, многоплановая и многоуровневая структура качеств, свойств, состояний. Вопросы формирования культуры будущих преподавателей разрабатывались в своё время П.П.Блонским, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинским. Культуротворческая деятельность человека и её взаимосвязь со всеми сторонами общественной жизни привлекают внимание философов ММ. Бахтина, М.С. Кагана, JI.H. Когана. В работах О. А. Абдуллиной, Е.В. Бондаревской, С.А. Сластёнина внимание уделяется не только общепедагогической подготовке преподавателей, но и культуре личности педагога.
Появился ряд диссертационных исследований, посвящённых нравственной, этической, профессиональной, эстетической, эмоциональной культуре будущего учителя (Т.Ф. Белоусова, О.М. Доронина, Т.В. Иванова, О.П. Морозова, Г.А. Ястребова). В работах изучены многие аспекты культуры личности учителя и пути её формирования в учебно-воспитательном процессе.
Проблема формирования культуры будущего преподавателя начинает занимать одно из центральных мест в исследованиях в области формирования личности педагога.
Педагогическая культура рассматривается как:
- часть общей культуры (Е.В.Бондаревская, Т.Н.Левашёва, Н.Г.Матвеева);
- определённая степень овладения педагогическим опытом, степень его совершенства в педагогической деятельности (А.В.Барабанщиков);
- синтез высокого профессионализма и личных свойств педагога (Т.В.Иванова);
- психолого-педагогическое интегративное качество личности педагога (Н.В. Кузьмина);
- основа, способствующая подняться к вершинам педагогического мастерства, как системообразующий компонент в целостной структуре педагогического мастерства (В.Н.Зайченко).
Одни исследователи изучают отдельные стороны педагогической культуры (Э.А. Гришин, Н.Б. Крылова и др.), другие выделяют уровни сформированности педагогической культуры (Е.В. Бондаревская и др.), третьи - структуру педагогической культуры: аксиологический, технологический, личностный, творческий аспекты (Е.В. Бондаревская, Е.Н. Шиянова и др.).
При всей несомненной теоретической и практической значимости многочисленных исследований, проблема формирования педагогической культуры и совершенствования подготовки педагогических кадров в условиях реформирования системы образования в России остаётся открытой для научного поиска.
Практика деятельности высших музыкальных учебных заведений испытывает острую потребность в обосновании и разработке теоретико-методологических аспектов и адекватного методического обеспечения процесса формирования педагогической культуры, что позволит наметить пути решения ряда проблем, обусловленных следующими противоречиями:
- между объективными требованиями времени, запросом общества в подготовленных музыкантах-педагогах и недостаточным уровнем педагогической культуры личности;
- между профессиональной ориентацией и реализацией личностью духовных потребностей;
- между потребностями в повышении профессиональной педагогической направленности музыканта-педагога и отсутствием научно-теоретического обоснования и методического обеспечения педагогических условий, средств по формированию педагогической культуры.
Исходя из актуальной и особой значимости теоретико-прикладных исследований, применения новых технологий обучения в формировании готовности к профессионально-педагогической деятельности студентов института искусств сформулирована тема исследования: «Средства формирования педагогической культуры как основы готовности студентов к профессиональной деятельности (на примере института искусств)».
Данная работа является составной частью комплексного исследования темы «Научно-методические основы формирования педагогической культуры специалистов», разрабатываемой кафедрой психологии и педагогики Волгоградской государственной академии физической культуры (№ регистрации 019.900.022.69).
Вследствие этого научной задачей диссертации является выбор средств формирования педагогической культуры как основы готовности студентов к профессиональной деятельности.
Современное состояние работы института искусств по подготовке специалистов в сфере музыкального образования свидетельствует, что в сложившихся в стране социально-экономических условиях имеется ряд проблем, связанных с решением задач модификации системы музыкального образования. К ним можно отнести, с одной стороны, совершенствование системы обучения в институте искусств в соответствии с требованием современного этапа развития общества, с другой стороны, повышение затрат денежных средств на решение теоретико-педагогических, организационных и финансовых задач.
В связи с этим необходима разработка научно-методического аппарата, позволяющего сопоставить уровень сформированности исполнительского мастерства и готовности студентов (будущих музыкантов-педагогов) к профессионально-педагогической деятельности, а также следует определить комплекс средств по формированию не только общей, но и педагогической культуры.
Таким образом, цель исследования заключается в разработке педагогически целесообразных средств формирования педагогической культуры у будущих музыкантов-педагогов.
Объектом исследования является образовательный процесс в институте искусств.
Предмет исследования - средства формирования педагогической культуры музыкантов-педагогов во взаимосвязи с развитием общей культуры.
Гипотеза исследования заключается в том, что формирование педагогической культуры как основы готовности к профессиональной деятельности будет проходить успешно, если:
- в качестве цели этого процесса выступает педагогическая культура музы канта-педагога;
- содержание учебно-воспитательных занятий структурируется адекватно поставленным целям;
- методика учебных занятий будет представлять систему поэтапного воздействия на психические, нравственные, эстетические стороны личности на основе активизации учебного процесса, а также использования проблемно-деятельностного подхода в его организации.
Исходя из научной проблемы, цели диссертационного исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Выявить сущность понятия «педагогическая культура» будущих музыкантов-педагогов.
2. Обосновать педагогические средства формирования педагогической культуры в учебно-воспитательном процессе высшего учебного заведения.
3. Разработать и апробировать комплекс средств формирования педагогической культуры как основы готовности студентов к профессиональной деятельности в условиях образовательного процесса в институте искусств.
Методологическую базу исследования составили научные положения, раскрывающие философское и педагогическое учение о сущностных характеристиках образования (А.Андерсон, П.Бурдье, Дж.Дьюи, Б.Саймон, Дж.Слауд, А.Хэлфи, Е.В.Бондаревская, О.С.Газман, С.В.Кульневич, В.В.Сериков, Ю.В.Сенько, И.С.Якиманская и др.); теорию педагогической деятельности и её управления (Ю.К.Бабанский, А.А.Вырщиков, В.С.Ильин, И.Ф.Исаев, Н.В.Кузьмина, В.А.Сластёнин, и др.); структуру личности и закономерности её развития (В.С.Мухина, Д.Б.Эльконин и др.); положения, раскрывающие вопросы методологии педагогической науки (В.С.Ильин, В.В.Краевский, Н.В.Кузьмина и др.); идеи системного целостного подхода (Б.Г.Ананьев, Ю.К.Бабанский, В.С.Ильин, В.В.Краевский и др.) и личностно-ориентированного (Е.В.Бондаревская, Л.Г.Вяткин, Г.И.Железовская, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и Др.); теоретические исследования профессионально-педагогической культуры (А.С.Макаренко, Ю.П.Азаров, П.П.Блонский, В.Н.Зайченко, В.А.Кан-Калик, Н.В.Кузьмина, Н.Д.Никандров, А.И.Щербаков и др.).
Методы исследования: метод историко-педагогического анализа научных источников, их сопоставление, теоретический анализ психологических, педагогических, философских, методических трудов по теме исследования; педагогическое моделирование процесса обучения, ориентированное на формирование педагогической культуры; прогнозирование условий функционирования педагогического процесса по формированию педагогической культуры; частные эмпирические методы педагогических исследований (интервьюирование, тестирование, анкетирование); опытно-педагогическая работа.
В работе над диссертацией использован личный опыт автора в качестве преподавателя института искусств им. П.А. Серебрякова (1992-2002 гг.).
Опытно-экспериментальная база исследования: Волгоградский муниципальный институт искусств имени П. А. Серебрякова.
Организация исследования: исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (1994-1997 годы) с позиции системно-целостного подхода к личности и учебно-воспитательному процессу проводился теоретический анализ проблемы и отбор материала путём обобщения накопленного научного знания и практического опыта; изучались теоретические концепции содержания образования, методов, средств и технологий обучения, обобщались знания по профессионализации, индивидуализации развивающейся личности. На этой основе разрабатывался замысел, формировался научно-логический аппарат исследования, уточнялась гипотеза, проводилось обследование студентов по выявлению уровня сформированности общей и педагогической культуры, проводились сравнения полученных данных. Определялась сущность понятий «культура», «педагогическая культура», их состав, структура. Многолетний опыт работы позволил сконструировать педагогическую модель развития педагогической направленности будущих музыкантов-педагогов и выявить возможности улучшения работы преподавателя по формированию общей и педагогической культуры в их единстве в процессе занятий.
На втором этапе (1998-1999 годы) были разработаны содержание и методика формирующего эксперимента, применялись качественные и количественные методы обработки материала, проводился анализ полученных данных, накапливался материал практического опыта.
На третьем этапе (2000-2001 годы) обобщались результаты опытной и экспериментальной работы по формированию педагогической культуры в учебно-воспитательном процессе, вырабатывались практические рекомендации, формировались основные выводы исследования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются согласованностью предложенных подходов с теоретическими положениями педагогической науки, репрезентативностью используемых статистических данных, согласованностью теоретических и экспериментальных исследований с их результатами. В диссертации обобщён 10-летний опыт работы автора.
Научная новизна и теоретическое значение исследования состоит в том, что:
- впервые в обновлённой образовательной ситуации формирование педагогической культуры как основы готовности студентов института искусств к профессиональной деятельности является предметом исследования;
- теоретически углублены представления о сущности педагогической культуры;
- обоснован комплекс средств формирования педагогической культуры в условиях института искусств;
- конкретизирована сущность, структура, содержание процесса формирования педагогической культуры студентов института искусств;
- показана целесообразность и возможность построения процесса формирования педагогической культуры студентов института искусств как базы профессиональной деятельности на основе плюрализма зарубежной и отечественной педагогики.
Теоретическая значимость исследования состоит также в том, что в нём определены средства формирования педагогической культуры как основы готовности студентов института искусств к педагогической деятельности, что представляет одну из актуальнейших проблем в сфере музыкального образования в современных условиях. Результаты исследования позволяют осуществить более широкий подход к решению проблем профессиональной подготовки будущего музыканта-педагога.
Практическая значимость исследования состоит в обосновании и апробации комплексно-целевой методики и путей её внедрения в практику работы вузов. Результаты исследования создают необходимую основу для становления будущего музыканта-педагога, обладающего высокой педагогической культурой. Материалы исследования уже учтены при организации учебного процесса практиками и могут быть использованы при организации спецкурсов для преподавания в сфере музыкального образования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Педагогическая культура, как целостное образование личности, составляет часть общей культуры и является системообразующим компонентом в целостной системе образования.
2. Эффективность формирования педагогической культуры будущих музыкантов - педагогов обусловлена совокупностью взаимодополняющих педагогических средств, их адекватностью целям обучения, включением в содержание образовательного процесса педагогически целесообразных ситуаций профессиональной направленности, специфической структурой педагогической деятельности, усиливающей влияние на личность отбором содержания образования, изменения принципов и закономерностей его подачи, системой организационных форм, средств, технологий обучения, наличием эмоционального аспекта в учебной деятельности.
3. Авторская технология процесса формирования педагогической культуры включает взаимосвязанные блоки методики: развитие познавательного интереса, формирование готовности к педагогической деятельности, тестирование и оценка уровней сформированности педагогической культуры, прогнозирование саморазвития будущих музыкантов-педагогов.
Апробация работы и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались на Международных конгрессах, межвузовских и внутривузовских научно-теоретических конференциях (1999
2002 гг.), на научно-практической конференции Волгоградской государственной академии физической культуры (2001 г.). Основное содержание диссертации отражено в 5 публикациях.
Результаты исследования используются в учебном процессе Волгоградского муниципального института искусств им.П.А.Серебрякова, в педагогическом училище № 1 г.Волгограда, в Волгоградском государственном педагогическом университете, в Волгоградской государственной академии физической культуры.
Структура диссертации: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Общий объём работы составляет 175 страниц машинописного текста, содержащего 3 таблицы, 5 схем, список литературы из 258 наименований, 6 приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
ВЫВОДЫ
1. Дидактические условия развития педагогической культуры будущего музыканта-педагога определялись на основе системно-целостного подхода к его организации. Целостной системе свойственны все своеобразные функции, предопределённые её компонентами. Система периода «зрелости» имеет относительно чёткую начальную границу, выраженную в завершении дифференциации компонентов вследствие перехода различий между основными составляющими компонентами в её противоположность, становясь развитым компонентом другой системы высшего порядка. Составляющими компонентами стали мотивы, цель, средства, результат деятельности.
2. Психологические особенности развития студентов младших курсов (15-17 лет) характеризуются становлением мировоззрения, что обуславливает формирование направленности личности, изменение содержания и соотношения основных мотивационных тенденций. Поэтому выбор будущей профессии есть отражение потребности в нахождении своего места в трудовой деятельности, а значит, и определения стратегических целей всей жизнедеятельности.
3. По данным исследования были выявлены 5 уровней развития педагогической культуры, основными характеристиками которых являются: а) первый уровень («низкий») - неприятие педагогической деятельности как показателя для музыканта «карьеры неудачника»; б) второй уровень («переходный-1») - учёт возможности для себя педагогической деятельности, дополняющей деятельность музыканта-исполнителя; в) третий уровень («средний») - достаточно устойчивый интерес к педагогической деятельности, исходящей чаще из-за заниженной оценки своих исполнительских возможностей; г) четвёртый уровень («переходный-2») - активная заинтересованность в педагогической профессии, в возможности передавать свой опыт, в создании своей школы исполнительского мастерства; д) пятый уровень («высокий») - сознательная позиция педагога-профессионала, определение дальнейшей деятельности до поступления в учебное заведение.
Исходя из этого, нами были отобраны определённые средства и методы, позволяющие добиться понимания значимости предстоящей педагогической деятельности для студентов «низшего» уровня, например, введение ориентирующих на педагогическую деятельность лекций, организация дискуссий, круглых столов, использование видеозарисовок для обсуждения и т.п.
4. Процесс формирования педагогической культуры музыканта-педагога проходил в несколько этапов. При постановке целей этапов ориентировались на уровни сформированности готовности студентов к педагогической деятельности. В качестве системы средств использовались личностная позиция автора-педагога, педагогические ситуации, модернизированное содержание курса «Педагогика» с учётом современных требований.
5. Проведённое исследование позволяет сделать вывод, что в 2000-2001 учебном году: а) на 58,06 % больше студентов ответили, что хотят в дальнейшем заниматься педагогической деятельностью; б) на 11,89 % меньше студентов ответили, что не желают заниматься педагогической деятельностью; в) на 53,22 % меньше студентов не определились в выборе дальнейшей деятельности.
Таким образом, нами были определены дидактические условия развития педагогической культуры в учебно-воспитательном процессе. К ним мы отнесли системно-деятельностный подход в построении курса «Педагогика», логическую последовательность и взаимосвязь тематики курса лекций и практических занятий, знание психологической характеристики студентов младших курсов института искусств, акцентирование внимания на побудительной стороне готовности студентов к профессиональной деятельности, организация субъект-субъектных отношений в учебном процессе, педагогизация процесса обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Особенность современного этапа развития общества заключается в возросшем интересе к проблеме человека, его уникальности. Отсюда - рост требований со стороны общества к педагогической науке, её теоретическому уровню и эффективности в процессе формирования личности.
Изменения современной системы образования, характеризующейся демократизацией и гуманизацией, индивидуализацией и различными формами дифференциации содержания обучения, а также усложнение социокультурной среды требуют от педагога мобильности и гибкости, умения ориентироваться в мире педагогической культуры. В настоящее время, когда в системе образования существует множество парадигм, проблемы формирования педагогической культуры и совершенствования подготовки педагогических кадров являются актуальными и требующими научного поиска. Формирование культуры будущего преподавателя как части общей культуры, где образование становится тождественным культуре (Е.В.Бондаревская), акцентирует внимание на культурологическом подходе к обучению.
Готовность студентов института искусств к педагогической деятельности рассматривалась как аспект целостной личности, что позволяет выявить возможности личности будущего музыканта-педагога в целом в развитии личности своих питомцев.
Педагогический анализ структуры готовности студентов к профессиональной деятельности на каждом уровне её развития позволяет выявить зависимость развития готовности от уровня сформированности педагогической культуры, отношения к педагогической деятельности. Это, в свою, очередь позволяет более обоснованно описать средства повышения всей системы подготовки педагога, каждого её компонента в отдельности.
В авторской модели в качестве основного звена учебно-воспитательного процесса в системе формирования педагогической культуры как основы готовности студентов к профессиональной деятельности была представлена взаимосвязь учебных занятий (лекций, семинаров), поскольку они обладают достаточными возможностями в приближении к реальным условиям педагогической деятельности.
В опытно-экспериментальной работе была поставлена задача выявить резервы средств формирования педагогической культуры в условиях обучения в институте искусств.
Анализ возможностей выбранных средств формирования педагогической культуры у студентов осуществлялся с позиции целостного подхода.
В ходе исследования были использованы и такие средства, как усиление внимания к актуализации и обогащению знаний студентов по педагогике, психологии, в которых раскрываются цели, содержание, методы воспитания, обучения детей в современных условиях и овладение которыми предупреждает затруднения будущих музыкантов-педагогов в профессиональной деятельности. Кроме того, увеличивался удельный вес в процессе обучения педагогических ситуаций поэтапного овладения студентами умениями, необходимыми для решения педагогических задач, развития педагогического воображения, мышления.
Педагогические ситуации были наполнены конкретным содержанием деятельности музыканта-педагога.
В организационно-методическом плане педагогические ситуации представляли собой:
- ситуации «проигрывания» конкретных дел (взаимное обсуждение методики решения ситуации, постановки задач, деловая игра и т.д.);
- ситуации углубленного педагогического анализа и самоанализа педагогической деятельности.
Все ситуации служили целям поэтапного формирования педагогической культуры.
Для преодоления затруднений в ходе учебных занятий широко использовался индивидуальный подход в соответствии с уровнем развития педагогической культуры и отношением студентов к педагогической деятельности.
Готовность будущих музыкантов-педагогов к дальнейшей педагогической деятельности и самоопределению в педагогической культуре побуждают к поиску средств и методов формирования педагогической культуры будущих специалистов в области музыкального искусства. Педагогическая культура, являясь целостным образованием личности, предстаёт системообразующим компонентом педагогического мастерства, что требует комплексно-целевой методики самого процесса формирования. Отсюда необходимость определённых блоков методики:
- методика развития познавательного интереса;
- методика развития готовности к педагогической деятельности;
- методика тестирования, оценки уровней сформированности педагогической культуры;
- методика прогнозирования саморазвития музыкантов-педагогов.
Нами учитывалось, что современная система принципов подготовки студентов к педагогической деятельности предусматривает профессионально-личностное авансирование, креативность профессионального поведения, субъективацию, индивидуализацию, движение от целостных интегративных характеристик личности педагога к конкретным умениям и навыкам.
Исследование показало, что процесс формирования педагогической культуры как основы готовности к профессиональной деятельности будет осуществляться эффективно, если будут актуализированы такие функции учебных занятий, как:
- активизация положительного отношения студентов к педагогической деятельности;
- мобилизация психолого-педагогического знания на решение педагогических ситуаций;
- побуждение к самостоятельности, творческой поисковой деятельности в процессе выполнения конкретных педагогических заданий;
- стимулирование потребности в самоутверждении в качестве музыканта-педагога на основе личностно-ориентированного образования;
- побуждение к самообразованию, интеллектуальному и нравственному развитию личности в целом.
В исследовании представлен комплекс средств формирования педагогической культуры, который достаточно продуктивно способствовал продвижению студентов к более высокому уровню её сформированности, что указывает на эффективность всей системы педагогических воздействий. Проведённое исследование позволяет сделать общие выводы о некоторых важных условиях и средствах, повышающих эффективность формирования педагогической культуры в институте искусств.
Данное исследование не могло охватить все организационно-педагогические проблемы. Такой важный вопрос, как эмоции, боязнь сцены в контексте речевого общения в деятельности музыканта-педагога, требует дальнейшего разрешения.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Анненкова, Ольга Олеговна, Саратов
1. A.И.Пискунова). М.: Моск. гос. пед. и нет. им. В.И.Ленина, 1972. - 260 с. Аверьянов А.Н. Категория «система» в диалектическом материализме. Автореф. дисс. канд.фил.наук. - Алма-Ата, 1871. - 22 с.
2. Акопян К.З. Учебное пособие по теории культуры. Н.Новгород: Нижегор. пед. инст., 1993. - 84 с.
3. Актуальные проблемы культуры XX века. М. : О-во «Знание» РФ, 1993. - 191 с.
4. Актуальные проблемы музыкальной педагогики: Вып. 62 (Отв. ред.
5. B.А.Авратинер, Ф.Г. Авраамов). М., 1982. - 102 с.
6. Арисменди де АЛ. Дошкольное музыкальное воспитание. Пер. с исп. (Общ.ред. М.Шауре). М.: Прогресс, 1989. - 120 с.
7. Архангельский С.И. Роль и функции дидактической подготовкистудентов и формирование социально-активной личности учителя. М.: МГПИ им.В.И.Ленина, 1984. - 151 с.
8. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М. - Л.: Музыка, 1965. - 160 с.
9. Барабанщиков А.В., Муцынов С.С. Педагогическая культура преподавателя высшей военной школы. М.: ВПА, 1985. - 173 с.
10. Барабанщиков A.M. Проблемы педагогической культуры преподавателей вузов (к вопросу о сущности педагогической культуры) // Советскаяпедагогика. 1981. № 1. С. 71 -77
11. Баренбойм Л.А. За полвека : Очерки. Статьи. Материалы. Л.: Советский композитор, 1989. - 368 с.
12. Баренбойм Jl.А. Путь к музицированию: Исследование. Л.: Советский композитор, 1989. - 352 с.
13. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или Какопределить организаторские и коммуникативные качества личности. -М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. 176 с.
14. Белоусова Т.Ф. Педпрактика как фактор формирования основ педагогической культуры студента педагогического вуза. Дис. канд.пед.наук. Ростов-на-Дону,1989. - 217 с.
15. Бергман И. Латерна магика. Пер. со швед. М.: Искусство, 1989. - 286 с.
16. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческихвзаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Пер. с англ. (Общ ред. М.С.Мацковского). СПб. : Лениздат, 1992.-400 с.
17. Бим-Бад Б.М. Воспитание человека обществом и общества человеком // Педагогика. 1996. № 5. С. 3-9
18. Богуславский М.В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала XX века // Педагогика. 2000. № 4. -С.63-70
19. Бондаревская Е.В. В защиту « живой» методологии // Педагогика. № 2.1998,- С. 102-105
20. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Ростов-на-Дону : Изд-во РПУ ,1995. - 32 с.
21. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. 1999. № 3. С. 37-43
22. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4.- С. 29-35
23. Бондаревская Е.В., Белоусова Т.Ф. Основы педагогической культуры учителя: Программа и рекомендации по спецкурсу. Ростов-н/Дону: ргпи, 1989.-44 с.
24. Бондаревская Е.В., Белоусова Т.Ф. Программа и методика изучения педагогической культуры учителя. Ростов-н/Дону: РГПИ, 1988. - 28 с.
25. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов н/Дону: Творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.
26. Борев Ю.Б. Эстетика. М. : Политиздат, 1988. - 496 с.
27. Бочкарёв JI.J1. Психология музыкальной деятельности. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. - 352 с.
28. Бродецкий А .Я. Внеречевое общение в жизни и искусстве. -Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. 192 с.
29. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. - 208 с.
30. Валицкая А.П. Нужна ли России высшая педагогическая школа? // Педагогика. 2000. № 4. С. 3-7
31. Введение в культурологию (Под общ. ред. В.А.Сапрыкина). М.: Изд-во МГИЭМ, 1995.-210 с.
32. Вейнингер О. Пол и характер. М.: ТЕРРА, 1992. - 480 с.
33. Верб М.А. Взаимосвязь эстетической и педагогической культуры будущего учителя // Проблемы эстетического образования и воспитания студентов пединститутов. Вып. 338. Свердловск: СГПИ, 1981. - С.3-10
34. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: Изд. Центр «Академия», 1999. 168 с.
35. Вопросы воспитания музыкального слуха: Сборник научных трудов, Л.: ЛОЛГ, 1987.- 198 с.
36. Вопросы музыкальной педагогики: Вып. 2 (Ред.-сост. В.И.Руденко). М.: Музыка, 1980.-112 с.
37. Воробьёв Н.Е., Иванова ТВ. О формировании культуры личности учителя труда / Формирование личности школьника и студента в условиях демократизации, гуманизации образования : Сб.науч.тр. 4.2. -Волгоград : Перемена, 1992. 176 с.
38. Воротникова Е.Н. О совершенствовании учебного процесса в музыкальных школах // Педагогика. 2001. № 4. С.44-47
39. Выготский JT.C. Психология искусства (Под ред. М.Г.Ярошевского). -М.: Педагогика, 1987. 344 с.
40. Габдулхаков P.P. Культорологический подход к пониманию педагогических систем / Педагогические системы в школе и вузе : технологии и управление. Тезисы докл. Российской науч. конф. -Волгоград : Перемена, 1993. 315 с.
41. Газман О.С. Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы. Сб. науч.тр. (Под ред. О.С.Газмана). М.: Изд-во АПН СССР, 1989.- 150 с.
42. Газман О.С. Воспитание : цели, средства, перспективы. Новое педагогическое мышление (Под. ред. А.В.Петровского). М. Педагогика, 1989. -280 с.
43. Гармаев А.Ц. Этапы нравственного становления ребёнка. М., 1991. -87 с.5356