Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Теоретические основы формирования нравственной культуры старшеклассников в процессе изучения художественной литературы

Автореферат по педагогике на тему «Теоретические основы формирования нравственной культуры старшеклассников в процессе изучения художественной литературы», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Махмадалиев, Саймумин Гуломович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Курган-Тюбе
Год защиты
 2010
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Теоретические основы формирования нравственной культуры старшеклассников в процессе изучения художественной литературы», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Теоретические основы формирования нравственной культуры старшеклассников в процессе изучения художественной литературы"

На правах рукописи

МАХМАДАЛИЕВ САЙМУМИН ГУЛОМОВИЧ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (на материалах общеобразовательных школ Республики Таджикистан)

13.00.01- Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Курган-Тюбе - 2010

4840214

Работа выполнена на кафедре педагогики и психологии Курган-Тюбинского государственного университета имени НосираХусрава

Научный руководитель: доктор педагогических наук,

профессор, член-корреспондент Академии образования Таджикистана Шукуров Тагайбобо Абдуалимович

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Шаропов Шавкат Ахмадович,

кандидат педагогических наук Кадырова Малохат Бахшиллоевна

Ведущая организация: Таджикский Национальный университет

Защита состоится « '/Я ъ&е 2010 г. в

заседании Диссертационного совета ДМ 737.016.01 по щ

е,0

_» часов на

заседании Диссертационного советй ДМ 737.016.01 по присуждению ученой степени доктора и кандидата педагогических наук в Курган-Тюбинском государственном университете имени Носира Хусрава (ул. Айни, 67).

С диссертацией можно ознакомиться в научной и электронной библиотеке Курган-Тюбинского государственного университета имени Носира Хусрава.

Автореферат разослан « Ж

» 2010 г,

Ученый секретарь Диссертационного совета, доктор физико-математических наук, профессор

А.Ш. Комилов

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Основы духовного облика высоконравственной личности начинают закладываться еще в раннем возрасте, но особенно важное значение в их формировании играет общеобразовательная средняя школа.

Культурное и социальное состояние развития общества, так или иначе, но всегда находило свое отражение в целях и задачах обучения и воспитания подрастающего поколения. В современную эпоху -эпоху глобальных перемен во всех сферах человеческой жизнедеятельности происходит и кардинальное обновление средней школы в направлении максимального удовлетворения духовных и интеллектуальных потребностей развивающейся личности. Все вышесказанное напрямую относится к таджикской общеобразовательной системе Таджикистана.

Ранее формирование всесторонней развитой личности не было реально гуманистически направленным, так как в процессе преподавания практически не учитывались в достаточной мере внутренние потребности самих учащихся. Изменить сложившуюся ситуацию можно именно через гуманизацию образования как одно из основных направлений формирования личности.

В Законе Республики Таджикистан «Об образовании» (1994г.) образование расценивается, как «...стратегическая задача, имеющая приоритетное значение в развитии личности, общества, государства. В нем поставлены задачи обучения и воспитания в условиях демократического, правового, светского государства, а именно подготовка высокообразованных, творчески мыслящих, гармонично развитых граждан, обладающих глубокими знаниями, умениями, профессиональными навыками».

Между тем анализ практики обучения и воспитания в общеобразовательных школах Таджикистана свидетельствует о несоответствии между требованиями общества и существующим уровнем подготовки учащихся к самостоятельной жизни. В силу сказанного, решение этой проблемы как никогда актуально для молодого демократического государства.

1 Закон Республики Таджикистан «Об образовании». Душанбе, 1994. С.8.

3

Коренные изменения в политической, экономической и культурной жизни общества настоятельно требуют подъема уровня нравственного воспитания молодого поколения. Проповедуя человечность и доброту, великодушие и справедливость, школа призвана воспитывать не только образованного, но и высоконравственного гражданина общества. Поэтому сегодняшняя школа должна быть в постоянном поиске наиболее эффективных методов обучения и воспитания.

Таджикский народ является носителем древней культуры. Богатое наследие оставили ему великие мыслители своего времени Рудаки и Фирдавси, Абуали Ибн Сино и Носири Хусрав, Саади и Руми, которые воспевали в своем творчестве лучшие человеческие добродетели. Многие их идеи определили искания западных литераторов и философов. По мнению автора, именно при изучении художественной литературы, у школьников формируется нравственная культура, вырабатываются моральные ценности. Благодаря слову они приобщаются к общечеловеческой сокровищнице гуманистических идей.

Любое общество должно проявлять заботу о состоянии нравственности подрастающего поколения, формировать у граждан нравственную культуру, отвечающую требованиям эпохи и историческим условиям. Социум, не заботящийся о своем нравственном здоровье, обречен.

Трансформация общественных отношений настоятельно требует также выработки нового взгляда на цель, задачи, содержание обучения и воспитания школьников. Актуальность исследования усиливается в связи с реальным состоянием культурного развития молодежи.

Старшеклассники, находящиеся на ступени личностной социализации, являются наиболее незащищенными и уязвимыми в обществе; в период своего формирования они особенно сильно подвержены влиянию негативных проявлений. В настоящее время общеобразовательная школа не всегда располагает средствами для полной реализации базисного учебного плана. Между тем, выпускник школы должен быть личностью с высокой духовной культурой.

В связи с этим особую значимость приобретает проблема формирования нравственной культуры школьников. При этом необходимо иметь ввиду специфику и возможности

общеобразовательной школы.

Развивающаяся личность находится в сложной социокультурной ситуации, поскольку испытывает влияние новых идей и ценностей, разнообразных культурных форм, стилей и направлений. В связи с этим система образования не может ограничиться только трансляцией социокультурных норм и готового научного знания. Назначение ее состоит в воспитании личности, способной ориентироваться в сложном социокультурном пространстве, умеющей обрести в нем собственную систему культурных ценностей.

Степень разработанности проблемы. Исторический опыт показывает: переход на новый уровень развития всегда сопровождается пересмотром и последующим кардинальным обновлением системы образования.

Широко развернувшееся в последние годы научное обсуждение путей образования, создания новых технологий личностного развития школьников свидетельствует об интересе общества к духовной культуре личности. Вопросы о путях формирования духовных позиций в современном обществе с учетом происходящих в мире изменений обсуждаются на конференциях, симпозиумах, конгрессах.

В силу объективных требований общественной жизни на современном этапе особенно активный поиск ведется в сфере гуманистически ориентированной психологии и педагогики (А.Г. Асмолов, М.Н. Берулава, A.B. Брушлинский, И.А. Зимняя, И.Я. Лернер, В.А. Петровский, В.В. Рубцов, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, E.H. Шиянов, И.С.Якиманская и др.) Одним из методологических принципов гуманизации образования признан культурологический подход, имеющий своим основанием аксиологию — учение о ценностях и ценностной структуре мира.

Вопросы нравственного воспитания нашли свое отражение в произведениях мыслителей таджикского народа Рудаки, Фирдоуси, Абуали Сино, Хафиза, Ахмада Дониша и многих других. Необходимо отметить, что ученые Таджикистана - М.Лутфуллоев, И.Х.Каримова, Т.А.Шукуров, Ф.Шарипов, А.Пахлавонов, А.Миралиев,

Дж.Шарифов, Арабов И, Б.Маджидова, Х.Рахимзода, И.Мирзоев, А.Нуров, Абдурахимов К.С. и др. - также внесли свой вклад в исследование проблемы нравственной культуры школьников.

Основываясь на принципах культурологического личностно-ориентированного образования, автор рассматривает образование как часть культуры, которая, с одной стороны, питается ею, а с другой-влияет на ее сохранение и развитие через человека. Отмечается, что ценности культуры, ставшие достоянием культурологического образования и духовные ценности не разделимы и помогают личности обрести смысл своего существования, определить цели своей жизни.

Культурологический принцип требует повышения статуса гуманитарных дисциплин, их обновления, освобождения от примитивной назидательности и схематизма, выявления их духовности и общечеловеческих ценностей. Учет культурно-исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой-важнейшее условие конструирования новых учебных планов и программ.

Историко-педагогический анализ позволяет сделать вывод, что, несмотря на огромный массив научной информации по нравственному воспитанию учащихся, вопросам формирования нравственной культуры уделялось все же недостаточно внимания.

В предлагаемом исследовании автор обращается к юношескому возрасту, включенному в психологической литературе в широкое понятие «подростковый возраст». В этот период социальная ситуация развития, о которой говорил Л.С. Выготский, чрезвычайно важна, так как происходит становление самосознания личности, что предъявляет особые требования к организации процесса обучения. Как фактор гуманизации обучения, выделяется содержательный аспект, учитывающий специфику изучаемого предмета, в данном случае литературы - дисциплины гуманитарного цикла, наполненной личностными ценностями и смыслами.

Сегодня гуманизация образования в педагогической литературе связывается с обеспечением выживаемости человека, комфортным существованием в будущем, сохранением нравственно-духовной культурной среды, что является предметом пристального внимания исследователей. Обозначенная актуальность проблемы, анализ психолого-педагогической, философской литературы, изучение материалов диссертаций, монографий, опыта обучения в общеобразовательной школе показали, что проблеме нравственного воспитания старшеклассников уделяется неоправданно мало внимания,

б

в частности организация процесса формирования нравственной культуры старшеклассников в проанализированных автором трудах практически не рассматривается. Эти вопросы до сих пор остаются слабо изученными.

Таким образом, недостаточная разработанность научно-исследовательского направления по нравственному воспитанию подрастающего поколения обуславливает наличие периода переходного состояния общества следующих противоречий в его развитии:

- между социальной потребностью личности с высоким уровнем нравственной культуры и неразвитостью населения;

- между нравственным поведением и деятельностью;

между низкими образовательными качествами окружающей среды и ориентацией определенного числа общеобразовательных школ на высокий уровень образования в связи с потенциальным возрастанием значения образованности в условиях складывающегося рынка труда;

- между социальной ситуацией развития личности (юношеский возраст) и отсутствием возможности удовлетворения образовательных и культурных потребностей.

Самое главное - анализ современной педагогической практики позволяет утверждать, что в настоящее время выявляется основное противоречие: между признанием необходимости формирования нравственной культуры в общеобразовательных учреждениях и недостаточной разработанностью педагогических условий ее осуществления. Это явное противоречие и обусловило тему диссертационного исследования: «Теоретические основы формирования нравственной культуры старшеклассников в процессе изучения художественной литературы» (на материалах общеобразовательных школ Республики Таджикистан).

Объектом исследования является процесс формирования нравственной культуры старшеклассников.

Предмет исследования: формирование нравственной культуры старшеклассников при изучении художественной литературы в учебно-воспитательном процессе.

Цель исследования: определение теоретических основ формирования нравственной культуры старшеклассников в процессе

7

изучения художественной литературы и проверка их результативности в опытно-экспериментальной работе.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза: формирование нравственной культуры старшеклассников в процессе изучения художественной литературы будет более успешным при реализации комплекса педагогических условий, включающего:

1) использование потенциальных возможностей таджикской литературы и создание благоприятных педагогических условий, способствующих развитию нравственной культуры старшеклассников в учебном процессе и разнообразной внеклассной работе;

2) реализацию содержания формирования нравственной культуры через воспитательно-образовательные программы, созданные на основе многообразных видов деятельности, диалогического режима общения, ситуации успеха, вариативности содержания обучения, дифференциации обучения, учитывающей потребности, особенности, склонности учащихся;

3) мотивационные основы для активного включения старшеклассников в воспитательно-образовательный процесс с учетом самостоятельной творческой деятельности, ориентированной на развитие нравственности и учитывающей социально-психологические и возрастные особенности.

Для достижения цели с учетом выявленных противоречий и сформулированных гипотез были поставлены следующие задачи исследования:

- рассмотреть формирование нравственной культуры школьников как философско-педагогическую проблему,

обосновать теоретические подходы к формированию нравственной культуры старшеклассников и место ее в системе общей культуры человека;

- определить содержание и педагогические условия формирования нравственной культуры старшеклассников в процессе изучения художественной литературы и проверить их эффективность в ходе опытно-экспериментальной работы;

разработать практические рекомендации по формированию нравственной культуры старшеклассников в процессе изучения художественной литературы.

Методологическую основу исследования составили: философские и педагогические взгляды выдающихся ученых о формировании нравственной культуры личности; системно-структурный подход к анализу педагогических явлений, процессов, психолого-педагогическая теория познавательной деятельности учащихся, Закон Республики Таджикистан «Об образовании», Концепция национальной школы, Национальная концепция образования, Национальная концепция воспитания, Государственный Стандарт образования Республики Таджикистан, методологии научного педагогического исследования, позволяющие обосновать сущность и содержание процесса формирования нравственной культуры старшеклассников в процессе изучения художественной литературы.

Для решения поставленных задач и подтверждения гипотезы использовались следующие методы исследования:

- теоретический анализ проблемы на основе изучения исторической, философской, психолого-педагогической и методической литературы;

- целенаправленное изучение учебного процесса: наблюдение, проведение анализа письменных работ и бесед с учащимися, изучение ученических работ, работа с учителями;

- проведение педагогического эксперимента в школах Хатлонской области и анализ его результатов.

База исследования: средние школы № 2, 5, 20, 1 Бохтарского и № 1, 3, 56 Вахшского района Хатлонской области. Исследованием было охвачено 250 школьников и педагогов.

Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе (2004-2005 гг.) осуществлялось изучение состояния проблемы исследования отечественной и зарубежной литературы по проблеме, формулировались основные позиции исследования и методы проведения констатирующего эксперимента.

Второй этап (2005-2007 гг.) - разработка научно-методических основ формирования нравственной культуры, разработка и апробация экспериментальных курсов по литературе, проведение формирующего эксперимента.

Третий этап (2007-2010 гг.) - разработка учебно-методического материала по литературе и внедрение разработанной педагогической технологии в воспитательно-образовательный процесс, теоретическое обобщение результатов исследования.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании научных подходов к исследованию актуальной педагогической и социальной проблемы нравственной культуры старшеклассников; в определении необходимых педагогических условий успешности такого формирования нравственной культуры; в разработке содержания и методике осуществления сформированности нравственной культуры старшеклассников (на материале изучения литературы).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- выявлены теоретические подходы к формированию нравственной культуры старшеклассников в следующих аспектах:

1) уточнение понятийного аппарата по проблеме формирования нравственной культуры;

2) обоснование личностного, деятельностного, диалогического и культурологического подходов к формированию нравственной культуры старшеклассников;

3) оценка роли и места учебной и внеучебной деятельности как средства формирования нравственной культуры;

разработан и экспериментально проверен комплекс педагогических условий, обеспечивающих формирование нравственной культуры старшеклассников:

1) включенность старшеклассников в воспитательно образовательный процесс с учетом самостоятельной творческой деятельности, ориентированной на развитие нравственности и учитывающей социально-психологические, возрастные особенности;

2) активная поддержка творческого роста ученика со стороны педагога;

3) адекватный целям и решаемым задачам обучения, воспитания выбор содержания процесса формирования нравственной культуры;

- сформулированы критерии сформированности нравственной культуры старшеклассников: когнитивные критерии (степень обученности, креативность); аффективные (отношения, ценностные ориентации, потребности, мотивация учащихся); деятельностные

ю

(овладение общеучебными умениями и осуществление рефлексивного самоанализа).

Практическая значимость исследования состоит в разработке общепедагогического подхода к воспитанию учащихся и путей создания педагогических условий для формирования нравственной культуры, методического обеспечения уроков литературы и внеурочной работы для учителей.

На защиту выносятся следующие положения: -комплекс педагогических условий, включающий: организационную, содержательную и мотивационную составляющие, обеспечивающие успешное формирование нравственной культуры старшеклассников в школе в соответствии с критериями готовности к творческой и исследовательской деятельности;

-процесс формирования нравственной культуры старшеклассников должен быть ориентирован: в содержательном плане на воспитательно-образовательную программу, построенную с учетом критериев готовности к творческой и исследовательской деятельности; в организационном плане-на принципы гуманизации образования, активные методы обучения, воспитания, сочетание индивидуальных, групповых, коллективных форм работы, творческую рефлексивную и самостоятельную деятельность.

Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются исходными теоретическими положениями, сочетанием теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных объекту, целям и задачам исследования, этапным характером опытно-экспериментальной работы, проверкой выводов, сделанных в исследовании, на практике.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационной работы и результаты изложены в публикациях автора, некоторые из них опубликованы в рецензируемых изданиях ВАК РФ.

Материалы исследования апробировались:

-на научно-методических, теоретических семинарах и заседаниях кафедры педагогики;

-на республиканских научно-практических конференциях (20042009гг).

и

-на ежегодных научно-практических конференциях среди студентов и профессорско-преподавательского состава Курган-Тюбинского государственного университета им. Н.Хусрава (1995-2010гг).

-на курсах повышения квалификации учителей и преподавателей Института повышения квалификации учителей Хатлонской области.

В опубликованных автором работах, пособии, методических рекомендациях, статьях содержатся основные идеи исследования и пути их использования в практической педагогической деятельности.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Основное содержание диссертации

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены основные характеристики научного аппарата исследования: цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, методология и методы исследования; обоснованы научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; сформулированы положения, выносимые на защиту; приведены сведения об апробации, достоверности и результатах исследования.

В первой главе - «Формирование нравственной культуры старшеклассников в общеобразовательной школе как педагогическая проблема» - на основе анализа философской, педагогической, психологической литературы, автор рассматривает формирование нравственной культуры личности как организацию психолого-педагогических условий, направленную на формирование нравственно-целостной, творчески активной и гармонически развитой личности, способной воспринимать, переживать, оценивать и преобразовывать явления действительности.

Проблема формирования нравственной культуры старшеклассников неразрывно связана с подготовкой к жизни, с воспитанием, умением строить жизнь «по законам добра».

Нравственное воспитание и формирование нравственной культуры по своему содержанию есть непрерывный, постоянный процесс превращения существующих моральных знаний во внутренний мир человека, усвоение им норм, правил, установок, привычек, обычаев и т.д., выработанных предыдущими поколениями и существующими для

него как объективная данность, которую он должен воспринять и усвоить.

Проблема нравственной культуры находится на границе этики и теории культуры. В настоящее время существуют два подхода к раскрытию сущности понятия «нравственная культура». Первый начинается с раскрытия сущности родового понятия - «культура», а второй подход - видового - «нравственность».

Таким образом, нравственная культура личности - это сложная программа, включающая освоенный опыт человечества, который помогает поступать нравственно в традиционных ситуациях, а также творческие элементы сознания - нравственный разум, интуицию, способствующие принятию морального решения в проблемных ситуациях.

При анализе проблемы формирования нравственной культуры старшеклассников на уроках литературы ставилась задача выявить специфику их отношения к произведениям искусства и литературы. Определенная зависимость формирования нравственной культуры старшеклассников от уровня художественных знаний позволила автору начать исследование проблемы с анализа художественной осведомленности.

Под художественной осведомленностью диссертантом понимается у учащегося наличие определенных сведений по литературе.

Для определения степени развития художественной осведомленности у старшеклассников общеобразовательной школы условно выделяются три уровня, которые представляют собой иерархию усвоения испытуемым эмоционально — нравственного опыта многих предшествующих поколений и отражают развитие его мировоззрения как показателя зрелости старшеклассника.

1-й уровень - репродуктивный, узнавание, т.е. воспроизведение с подсказкой извне информации на основе полученных знаний, приобретенных умений и навыков. Это уровень знакомства, на нем определяется степень усвоения испытуемыми изученного материала.

2-й уровень - репродуктивно-поисковый - поиск самостоятельных решений (без подсказки извне) на основе воспроизведения информации по памяти и с опорой на интуицию, догадку. На этом уровне определяется степень самостоятельных суждений.

13

3-й уровень - творческий, на нем определяется способность испытуемого ориентироваться в новых проблемных ситуациях, что характеризует степень его художественной осведомленности.

Оценка степени художественной осведомленности испытуемого проводилось на основании комплекса критериев (данные критерии являются примерными, они могут уточняться):

1) способности самостоятельно пользоваться приобретенными знаниями, умениями, навыками.

2) умение понятно, грамотно, аргументированно излагать свои мысли;

3) наличие собственной «копилки» художественных произведений;

4) умение самостоятельно выделить в художественном произведении главную мысль, необходимую для выполнения задания;

5) умение пользоваться художественными источниками и литературой по теме.

В качестве закономерности в процессе исследования выделена прямая зависимость между уровнем отношения старшеклассников к искусству, литературе и характером их непосредственного участия в художественной деятельности. Сложность структуры деятельности определяется уровнем развития нравственно-художественной потребности, которая может быть рассмотрена в виде следующих модификаций:

- потребность в получении эстетической информации;

- потребность в художественно - исполнительской деятельности, то есть оригинальная интерпретация художественного текста;

- потребность в передаче эстетической информации через акт художественного творчества, предусматривающего создание некой первичной нравственно - художественной ценности.

Таким образом, личность может выступать как объект, испытывающий влияние искусства, и как субъект, создающий «художественное произведение». Изучение уровня художественной осведомленности старшеклассников общеобразовательной школы показало, что в основном им присуща способность к творческой художественной деятельности. В то же время установлено, что особенностью художественного восприятия у некоторых старшеклассников является бедность ассоциаций, неразвитость воображения и мышления в целом.

Итак, задача формирования нравственной культуры старшеклассников общеобразовательной школы на уроках литературы заключается в изменении характера их нравственно - художественной ориентации, то есть корректировки сложившегося отношения к произведениям искусства и литературы.

Анализ социальных, психолого-педагогических особенностей формирования нравственной культуры старшеклассников общеобразовательной школы позволил наметить, проверить и предложить старшеклассникам апробированную систему формирования в соответствии с социальными условиями, уровнем художественной осведомленности, уровнем сформированности нравственной культуры и возрастными особенностями.

Во второй главе - «Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственной культуры старшеклассников в общеобразовательной школе» - выявлены педагогические условия формирования нравственной культуры старшеклассников общеобразовательной школы в учебном процессе, а также проанализированы ход и результаты проведенной опытно-экспериментальной работы в школах Хатлонской области.

Литература - тот предмет, который можно использовать для того, чтобы научить школьников самостоятельно учиться, добывать знания и обучаться навыкам, необходимым для эффективной деятельности, уметь полноценно включиться в коллективную мыследеятельность. Такой ученик сможет построить образ самого себя и вписать его в более широкий образ будущего. Значимость нравственных знаний в этом процессе не только сохраняется, но и еще больше возрастает. Общеобразовательная школа может считать свою миссию исполненной тогда, когда ученик будет способен вступить на путь постоянного, непрерывного самообразования.

При этом необходимо не только формирование предметных знаний, умений и навыков, но и развитие коммуникативных свойств, разработка творческих способов деятельности, которые помогут выпускнику школы в его интеграции в профессиональное, социальное сообщество, в реализации жизненных планов. Достижение этих целей возможно там, где ведущая роль в познавательной деятельности принадлежит учащимся. Для реализации этих целей необходим выход

15

за рамки учебного пространства в другое пространство образовательное пространство. Оно должно быть организовано по-другому, строиться на другом материале.

Культуре нельзя обучить, ее можно лишь сформировать. Поэтому главенствующая роль в предлагаемой автором технологии обучения принадлежит процессу воспитания, а не образования. Это не значит, что нужно отказаться от сообщения знаний, в том числе готовых. Знания рассматриваются здесь, как и все содержание воспитательно-образовательного процесса, как средство, а не как самодовлеющая цель. В данном случае большое значение имеет внеклассная работа.

Внеклассная работа обладает следующими возможностями: создает условия для самореализации личности школьника; ориентирует учащихся на подлинные духовные ценности; обеспечивает развитие индивидуальных интересов и склонностей старшеклассников и др.

Экспериментальная работа осуществлялась в три этапа: констатирующий эксперимент, формирующий, анализ результатов данных экспериментальной работы.

Экспериментальная работа проводилась в течение 2005-2010 учебных годов в общеобразовательных школах № 1, 2, 5, 20 Бохтарского и № 1, 3, 56 Вахшского районов; в процессе отработки форм, методов и приемов формирования нравственной культуры старшеклассников в эксперимент были включены общеобразовательные учреждения Бохтарского, Вахшского районов Хатлонской области.

Исследование проводилось по двум направлениям. Первое направление осуществлялось на уроках, второе - при проведении внеклассной работы.

На начальном этапе были изучены теоретические положения избранной проблемы, на основе которых были обоснованы методологические, теоретические положения исследования, проведен поисковый эксперимент.

В ходе исследования были решены основные задачи и получены экспериментальные данные, подтверждающие справедливость выдвинутой в начале исследования гипотезы.

Первым этапом исследования стали: анализ и оценка научной и методической деятельности; анализ философской, педагогической, психологической литературы, освещающей проблему формирования

16

нравственной культуры. В ходе изучения литературы были определены основания актуальности проблемы формирования нравственной культуры старшеклассников, психолого-педагогические особенности учеников старших классов, дана характеристика особенностей воспитательно-образовательного процесса в школе.

Высокие темпы изменения социальных, культурных, экономических условий жизнедеятельности человека выдвигают на первый план новые требования к системе образования. В первую очередь, это: создание необходимых условий для формирования личности, способной и готовой самостоятельно действовать. Значимыми на современном этапе развития общества становятся и такие качества личности, как готовность к образованию и нравственному самосовершенствованию, ответственность, целеустремленность.

Ведущими условиями формирования нравственной культуры старшеклассников являются: учет влияния различных факторов на формирование нравственной культуры; взаимосвязь урочных, внеурочных форм деятельности, дифференциация обучения и деятельности; формирование мотивации ученика средствами содержания предмета. Полученные экспериментальные данные и результаты позволяют сформулировать следующие выводы:

Сложность формирования нравственной культуры старшеклассников обусловливается действием следующих факторов: факторами социального воздействия на формирование ценностных ориентации; факторами психологического и возрастного характера; факторами специфики учебного предмета.

Дифференциация обучения и деятельности способствует развитию самостоятельности, ответственности, совершенствованию творческого подхода; стимулирует активное стремление к применению имеющихся знаний на практике.

Ведущими условиями формирования нравственной культуры старшеклассников является полноценное личностное развитие, наличие разных интересов, формирование мотивационной сферы. Мотивы играют одну из доминантных ролей при формировании нравственной культуры.

В процессе организации реализуются следующие способы учебной деятельности: репродуктивно-познавательная деятельность,

17

частично - поисковая деятельность, игровое моделирование, исследовательская и творческая деятельность:

- реальное включение учащихся в соответствующие виды деятельности;

- интеграция теоретических и практических знаний в содержание учебных дисциплин через дополнение содержания базисного учебного плана профильным обучением;

- использование гибких форм и методов обучения, изменяющихся в зависимости от конкретного содержания различных видов деятельности (в том числе и самостоятельной работы).

При анализе и оценке было резюмировано, что исследование ведется с учетом психологических и возрастных особенностей и социальных характеристик учащихся, имеет значительный потенциал. Кабинеты литературы в школах соответствовали тем требованиям, которые способствовали наиболее полной реализации поставленных автором задач.

Основной задачей проведения эксперимента было обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой нравственных знаний, умений, необходимых как для повседневной, так и будущей деятельности. Главное условие эффективности формирования нравственной культуры старшеклассников - это целенаправленное выделение учебного времени на классные и внеклассные занятия.

Для оценки эффективности формирования нравственной культуры старшеклассников как формы организации обучения автором изучались: интересы учащихся старших классов; отношение учащихся к предметам гуманитарного профиля; активность и участие во внеурочных мероприятиях; мотивы выбора профиля; планы и намерения на ближайшее время; учитывалась также успеваемость по предмету (литература, таджикский язык, история).

В ходе исследования с целью объективной оценки каждого участника эксперимента использовались два метода контроля: анкетирование и сочинение, что позволило в совокупности учесть объективные и субъективные факторы, влияющие на уровень сформированности основ нравственной культуры старшеклассников. Интерес старшеклассников объяснялся, во-первых, привлекательностью содержания курсов, разнообразием познавательной деятельности, гуманитарной направленностью; во-вторых, возможностью уже в процессе обучения

18

участвовать в олимпиадах; в-третьих, более углубленной подготовкой к поступлению в вузы (литература, история, психология).

Уровни сформированности нравственной культуры старшеклассников

Групп Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

до после ДО после до после

экспе- экспери- экспери- экспери- экспери- экспери-

римента мента мента мента мента мента

ЭГ 36,8 % 12,3 % 63,2 % 42,7 % - 45%

КГ 35% 35% 65% 65% - -

Анализ результатов по критерию «уровень сформированности знаний основ нравственной культуры» в экспериментальной и контрольной группах позволяет сделать следующее заключение: ученики экспериментальной группы имеют высокий уровень — 45 %, тогда как в контрольной группе этот показатель вообще отсутствует.

Обращает на себя внимание тот факт, что в процессе эксперимента выявились три уровня сформированности нравственной культуры старшеклассников гуманитарной группы, в том числе и высокий (планируемый и желаемый), который характеризует сочетание теоретической подготовленности с развитым нравственным чувством и образностью мышления при восприятии художественного произведения. Это объясняется следующими причинами:

- в экспериментальной группе с углубленным изучением гуманитарных дисциплин непродолжительное время группа представляла хорошо сплоченный коллектив с доброжелательной атмосферой, что способствовало успешному протеканию воспитательно-образовательного процесса;

- поскольку ведущим видом деятельности является учебно-профессиональная деятельность, то их познавательные интересы большей частью были ориентированы на будущее. Поэтому всякая новая информация, новый предмет изучения рассматривались старшеклассниками через призму их практической деятельности в будущем. Подобная тенденция в последние годы особенно усилилась в старших классах. Отсюда - восприятие большинством учащихся всего,

19

что изучалось на занятиях спецкурсов, как весьма ценного и полезного для их будущей профессии, и, как следствие, значительное увеличение интереса к изучаемому;

- в гуманитарной группе учащиеся активно участвовали и в занятиях литературного клуба.

Экспериментальное исследование показало возможность формирования нравственной культуры старшеклассников путем создания предложенных автором педагогических условий, что ведет к повышению ценностного отношения к литературе как искусству слова, развитию самостоятельности мышления, нравственному личностному росту.

Проведенное исследование в целом подтвердило выдвинутые на защиту положения и позволило сделать следующие выводы:

1. Доказано, что формирование нравственной культуры старшеклассников необходимо рассматривать как интегративное понятие, включающее философский, социально-экономический, психолого-педагогические аспекты; как ключевую проблему нравственного воспитания молодежи; следует учитывать, что нравственная культура является одним из значимых компонентов общей культуры молодежи.

2. Обоснованы и теоретически и практически реализованы основные организационные, мотивационные и содержательные условия формирования основ нравственной культуры старшеклассников.

3. Определено, что продуманное преподнесение учебного материала по таджикской и мировой литературе способствует формированию нравственной культуры старшеклассников, содействует расширению их кругозора.

4. Установлено, что формирование нравственной культуры старшеклассников связано с развитием мотивационной сферы учащихся: с интересом, способностями, потребностями в деятельности.

5. Умелое использование произведений нравственного содержания при изучении таджикской литературы повышает воспитательный потенциал уроков по данному предмету.

6. Важнейшим условием повышения воспитательного воздействия изучаемого программного материала являются тщательная

подготовка к урокам, поиск и применение наиболее эффективных методов преподавания.

7. Педагогический эксперимент подтвердил эффективность использования путей и приемов нравственного воспитания в процессе обучения. Цели, поставленные в работе, достигнуты. Полученные результаты в значительной степени внедрены в практику.

На основании проведенного исследования, автором рекомендуется следующее:

1. Создать необходимые условия для систематического и эффективного использования материалов нравственного содержания в учебной и внеклассной работе (оптимальное построение урока, игровые приемы, конкурсы, викторины, направленные на формирование нравственной культуры старшеклассников).

2. Изучение учителями и работниками системы образования содержания и методики организации классных и внеклассных работ по формированию нравственной культуры старшеклассников.

3. Включение в программу обучения таджикской литературы материалов нравственного содержания.

4. Для широкого использования материалов нравственного характера в процессе познавательной деятельности учащихся необходимо организовывать конференции, семинары, диспуты и т.д.

Проблема формирования нравственной культуры старшеклассников с учетом особенностей перехода к использованию личностно-ориентированной модели образования на всех ступенях образовательного процесса сложна и многогранна.

Полученные в исследовании выводы не претендуют на исчерпывающее раскрытие рассматриваемой проблемы. Накопленный теоретический и фактический материал требует дальнейшего уточнения, развития.

Дальнейшего исследования требует вопрос о преемственности в формировании нравственной культуры между различными возрастными группами школьников, вопрос влияния родителей на нравственное воспитание детей.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

Статьи, опубликованные в изданиях из Перечня ведущих рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК:

1. Махмадалиев С. Условия формирования нравственной культуры старшеклассников общеобразовательной школы в учебном процессе // Вестник Таджикского национального университета. Серия гуманитарных наук. Душанбе. 2010. № 4 (60). Ч. 2. С.260-262.

2. Махмадалиев С. Психолого-педагогические возможности школы в процессе формирования нравственной культуры старшеклассников // Вопросы психологии и педагогики. Курган-Тюбе, 2010. № 2. С. 48-51.

3. Махмадалиев С. Особенности формирования нравственных качеств старшеклассников // Вопросы психологии и педагогики. Курган-Тюбе, 2010. №4. С. 53-56.

4. Махмадалиев С. Проблема формирования нравственной культуры старшеклассников // Вестник Таджикского национального университета. Серия гуманитарных наук. Душанбе. 2010. № 9 (65). С.305-308.

Статьи, опубликованные в других научных журналах и изданиях:

5. Махмадалиев С. Педагогические условия формирования нравственной культуры старшеклассников общеобразовательной школы в учебном процессе. (Методическое пособие). Курган-Тюбе, 2007.-40 с.

6. Махмадалиев С. Эффективные пути формирования нравственной культуры старшеклассников во внеклассной учебной работе на уроках литературы. (Методическое пособие). Курган-Тюбе, 2008.-42 с.

7. Махмадалиев С. Формирование нравственной культуры старшеклассников на уроках литературы // Материалы международной научно-практической конференции, посвященной «Образованию и педагогическим проблемам с точки зрения новых культурных и технических ценностей». Душанбе. 2010. С. 64-68.

8. Махмадалиев С. Формирование нравственной культуры старшеклассников с учетом возрастных особенностей // Материалы республиканской научно-практической конференции, посвященной «Году образования и технической культуры». Курган-Тюбе, 25-26 ноября 2010. С. 76-78.

Сданов печать 1.11.2010г. Разрешено в печать 8.12.2010г. Формат 60x84 Чш гарнитура литературная. Объем 1,5 п.л. Бумага офсетная. Печать офсетная. Тираж 100 экз. ООО «Матбаа» 734140, г. Курган-тюбе, ул. Муминова 19 «Б»

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Махмадалиев, Саймумин Гуломович, 2010 год

Введение.

Глава 1. Формирования нравственной культуры старшеклассников в общеобразовательной школе как педагогическая проблема.

1.1. Нравственная культура как философско-педагогическая проблема.

1.2. Психолого-педагогические возможности общеобразовательной школы в процессе формирования нравственной культуры старшеклассников.

1.3. Характеристика содержания современного воспитательнообразовательного процесса общеобразовательной школы.

Выводы по первой главе.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственной культуры старшеклассников в общеобразовательной школе.$

2.1. Педагогические условия формирования нравственной культуры старшеклассников общеобразовательной школы в учебном процессе.

2.2. Эффективные пути формирования нравственной культуры старшеклассников во внеклассной учебной работе на уроках литературы.

2.3. Программа и ход опытно-экспериментальной работы по формированию нравственной культуры старшеклассников.

Выводы по второй главе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Теоретические основы формирования нравственной культуры старшеклассников в процессе изучения художественной литературы"

Актуальность темы исследования. Ведущая система непрерывного образования принадлежит общему среднему образованию. Именно они закладывают основы духовного облика высоконравственной личности, составляют базу для образования и самообразования.

Культурное и социальное состояние каждого этапа развития нашего общества находило свое отражение в целях и задачах обучения и воспитания подрастающего поколения. В эпоху самопознания и самосознания членов общества происходит обновление средней школы в направлении максимального удовлетворения духовных и интеллектуальных потребностей развивающей личности.

Задача формирования всесторонней развитой личности не была реально гуманистически направленной, так как не учитывала в достаточной мере внутренние потребности самих учащихся. Перспективы решения этих задач открываются через гуманизацию образования как одного из основных направлений формирования личности.

В Законе Республики Таджикистан «Об образовании» (1994) образование провозглашается, как «.стратегическая задача, имеющая приоритетное значение в развитии личности, общества, государства. В нем поставлены задачи обучения и воспитания в условиях демократического, правового, светского государства, а именно подготовка высокообразованных, творчески мыслящих, гармонично развитых граждан, обладающих глубокими знаниями, умениями, профессиональными навыками».1

Анализ практики обучения и воспитания в общеобразовательных школах свидетельствует о несоответствии между требованиями

1 Закон Республики Таджикистан «Об образовании». - Душанбе, 1994.-С.8. общества и существующим уровнем подготовки учащихся к самостоятельной жизни.

Коренные изменения в политической, экономической и культурной жизни общества настоятельно требуют подъема уровня нравственного воспитания молодого поколения. Проповедуя человечность и доброту, великодушие и справедливость, школа призвана воспитывать не только образованного, но и высоконравственного гражданина общества. Поэтому сегодняшняя школа должна быть в постоянном поиске наиболее эффективных методов обучения и воспитания честности, любви и братства, милосердия.

Таджикский народ является носителем древней культуры. Богатое наследие оставили ему великие мыслители своего времени А.Рудаки и А.Фирдавси, Абуали Ибн Сино и Носири Хусрав, Саади и Дж.Руми, которые воспевали человечность во всех ее направлениях. Западные исследователи всегда утверждали, что гуманизм и гуманистические идеи впервые нашли отражение в литературе народов Запада. Они не учли, что еще 2700 лет тому назад Зардушт в своей священной книге «Авесто» провозгласил: Благие намерения, Благое дело и Благое слово. Таким образом, изучая художественную литературу, у школьников формируется нравственная культура, и они приобщаются к сокровищницам гуманистических идей.

Формирование нравственной культуры школьников общеобразовательной школы всегда интересовала ученых-педагогов. Так, труды Н.И.Болдырева, К.Н.Аргентина, Л.Н.Михайлова, А.В.Тихонова и др. посвящены этой проблеме.

Любое общество, заботящееся о своем воспроизводстве, должно проявлять заботу о состоянии нравственности, формировать у граждан нравственную культуру, ответствующую требованиям эпохи и историческим условиям, передавать моральные ценности последующим поколениям. Общество, не заботящееся о своем нравственном здоровье, - это обреченное общество.

Степень разработанности проблемы. Исторический опыт показывает: переход на новый уровень развития всегда сопровождается пересмотром и последующим кардинальным обновлением системы образования.

Широко развернувшееся в последние годы научное обсуждение путей образования, создания новых технологий личностного развития школьников свидетельствуют об интересе общества к духовной культуре личности. Вопросы, связанные с духовной культурой, обсуждаются на конференциях, симпозиумах, конгрессах.

Трансформация общественных отношений настоятельно требует также выработки нового взгляда на цель, задачи, содержание обучения и воспитания школьников с высокой нравственной культурой. Актуальность исследования усиливается в связи с реальным состоянием культурного развития молодежи. Закрываются клубы, библиотеки, внешкольные учреждения. Старшеклассники, находящиеся на ступени личностной социализации, являются наиболее незащищенными и уязвимыми в обществе; в период своего формирования они подвержены влиянию негативных проявлений, что особенно ярко проявляется при относительной свободе. В настоящее время общеобразовательная школа не всегда располагает средствами для полной реализации базисного учебного плана. Между тем, выпускник школы должен быть личностью с высокой духовной культурой.

В связи с этим особую значимость приобретает проблема формирования нравственной культуры школьников. При этом необходимо принимать во внимание специфику и возможности общеобразовательной школы.

Развивающаяся личность находится в сложной социокультурной ситуации, поскольку испытывает влияние новых идей и ценностей, разнообразных культурных форм, стилей и направлений. В связи с этим система образования не может ограничиться только трансляцией социокультурных норм и готового научного знания. Назначение ее состоит в воспитании личности, способной ориентироваться в сложном социокультурном пространстве, умеющей обрести в нем собственную систему культурных ценностей, реализовать свою «Я - концепцию» («специфические убеждения, с помощью которых вы определяете, кто вы есть»).

В силу объективных требований общественной жизни на современном этапе особенно активный поиск ведется в сфере гуманистически ориентированной психологии и педагогики (А.Г. Асмолов, М.Н. Берулава, A.B. Брушлинский, И.А. Зимняя, И.Я. Лернер, В.А. Петровский, В.В. Рубцов, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, E.H. Шиянов, И.С.Якиманская и др.) Одним из методологических принципов гуманизации образования признан культурологический подход, имеющий своим основанием аксиологию — учение о ценностях и ценностной структуре мира.

Необходимо отметить, что ученые Таджикистана М.Лутфуллоев, И.Х.Каримова, Ф.Шарипов, А.Пахлавонов, Т.А.Шукуров, А.Миралиев, Дж.Шарифов и др. сыграли большую роль в изучении и исследовании проблемы нравственной культуры школьников.

Основываясь на принципах культурологического личностно-ориентированного образования, мы рассматриваем образование как часть культуры, которая, с одной стороны, питается ею, а с другой -влияет на ее сохранение и развитие через человека. Только ценности культуры, ставшие достоянием культурологического образования, помогают личности обрести личностные смыслы и духовные ценности.

Культурологический принцип требует повышения статуса гуманитарных дисциплин, их обновления, освобождения от примитивной назидательности и схематизма, выявления их духовности и общечеловеческих ценностей. Учет культурно-исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой - важнейшее условие конструирования новых учебных планов и программ.

Историко-педагогический анализ позволяет сделать вывод, что, несмотря на огромный массив научной информации по нравственному воспитанию учащихся, вопросам формирования нравственной культуры уделялось недостаточно внимания.

В нашем исследовании мы обращаемся к юношескому возрасту, в психологической литературе включенному в широкое понятие «подростковый возраст». В этот период социальная ситуация развития, о которой говорил Л.С. Выготский, чрезвычайно важна, так как происходит становление самосознания личности, что предъявляет особые требования к организации процесса обучения. Как фактор гуманизации обучения нами выделяется содержательный аспект, учитывающий специфику изучаемого предмета, в данном случае литературы - дисциплины гуманитарного цикла, наполненной личностными ценностями и смыслами.

Сегодня гуманизация образования связывается с обеспечением выживаемости человека, комфортным существованием в будущем, сохранением нравственно-духовной культурной среды и является предметом пристального внимания исследователей. Обозначенная актуальность проблемы, анализ психолого-педагогической, философской литературы, изучение материалов диссертаций, монографий, опыта обучения в общеобразовательной школе показал, что среди исследований проблемы нравственного воспитания старшеклассников неоправданно мало внимания уделяется организации процесса формирования нравственной культуры старшеклассников. Эти вопросы до сих пор остаются слабо изученными в теоретическом отношении.

Таким образом, недостаточная разработанность научно-исследовательского направления, периода переходного состояния общества выявляют следующие противоречия:

- между социальной потребностью в личности с высоким уровнем нравственной культуры и неразвитостью у населения;

- между нравственным поведением и деятельностью; между низкими образовательными качествами окружающей среды и ориентацией определенного числа общеобразовательных школ на повышенные уровни образования в связи с потенциальным возрастанием значения образованности в условиях складывающегося рынка труда;

- между социальной ситуацией развития личности (юношеский возраст) и отсутствием возможности удовлетворения образовательных и культурных потребностей.

Тем не менее, анализ современной педагогической практики позволяет утверждать, что в настоящее время выявляется основное противоречие: между признанием необходимости формирования нравственной культуры в общеобразовательных учреждениях и недостаточной разработанностью педагогических условий ее осуществления.

Выявленное главное противоречие обусловило тему диссертационного исследования: «Теоретические основы формирования нравственной культуры старшеклассников в процессе изучения художественной литературы» (на материалах общеобразовательных школ Республики Таджикистан).

Объектом исследования являются старшеклассники как субъекты нравственного воспитания.

Предмет исследования: формирование нравственной культуры старшеклассников при изучении художественной литературы в учебно-воспитательном процессе.

Цель исследования: определение теоретических основ формирования нравственной культуры старшеклассников в процессе изучения художественной литературы и проверить их результативность в опытно-экспериментальной работе.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза: формирование нравственной культуры старшеклассников в процессе изучения художественной литературы будет успешным, если реализован комплекс педагогических условий, включающий:

1. востребовать потенциальные возможности таджикской литературы и создать благоприятные педагогические условия, способствующие развитию нравственной культуры старшеклассников в учебном процессе и разнообразной внеклассной работе;

2. реализацию содержания формирования нравственной культуры через воспитательно-образовательные программы, созданные на основе многообразных видов деятельности, диалогического режима общения, ситуации успеха, вариативности содержания обучения, дифференциации обучения, учитывающей потребности, особенности, склонности учащихся;

3. мотивационные основы для активного включения старшеклассников в ходе воспитательно-образовательного процесса в самостоятельную творческую деятельность, ориентированную на развитие нравственности и учитывающую социально-психологические и возрастные особенности.

Для достижения цели с учетом выявленных противоречий и сформулированных гипотез определяем задачи исследования:

- рассмотреть формирование нравственной культуры школьников как философско-педагогическую проблему; обосновать теоретические подходы к формированию нравственной культуры старшеклассников и место ее в системе общей культуры человека;

- определить содержание и педагогические условия формирования нравственной культуры старшеклассников в процессе изучения художественной литературы и проверить их эффективность в ходе опытно-экспериментальной работы; разработать практические рекомендации по формированию нравственной культуры старшеклассников в процессе изучения художественной литературы.

Методологическую основу исследования составили: философские и педагогические взгляды выдающихся ученых о формировании нравственной культуры личности; системно-структурный подход к анализу педагогических явлений, процессов, психолого-педагогическая теория познавательной деятельности учащихся, Закон Республики Таджикистан «Об образовании», Концепция национальной школы, Национальная концепция образования, Национальная концепция воспитания, Государственный Стандарт образования Республики Таджикистан, методологии научного педагогического исследования, позволяющей обосновать сущность и содержание процесса формирования нравственной культуры старшеклассников в процессе изучения художественной литературы.

Для решения поставленных задач и подтверждения гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ проблемы на основе изучения исторической, философской, психолого-педагогической и методической литературы;

- целенаправленное изучение учебного процесса: наблюдение, проведение анализа письменных работ и бесед с учащимися, изучение ученических работ, работа с учителями;

- проведение педагогического эксперимента в школах Хатлонской области и анализ его результатов.

База исследования: средние школы № 2, 5, 20, 1 Бохтарского и № 1, 3, 56 Вахшского района Хатлонской области. Исследованием было охвачено 157 школьников и педагогов.

Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе (2004-2005 гг.) - изучение состояния проблемы исследования отечественной и зарубежной литературы по проблеме, формулирование основных позиций исследования и проведение констатирующего эксперимента.

Второй этап (2005-2007 гг.) - разработка научно-методических основ формирования нравственной культуры, разработка и апробация экспериментальных курсов по литературе, проведение формирующего эксперимента.

Третий этап (2007-2010 гг.) - разработка учебно-методического комплекса к каждому курсу по литературе и внедрение разработанной педагогической технологии в воспитательно-образовательный процесс, теоретическое обобщение результатов исследования.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании научных подходов к исследованию актуальной педагогической и социальной проблемы нравственной культуры старшеклассников; в определении необходимых педагогических условий успешности такого формирования нравственной культуры; в разработке содержания и методике осуществления сформированности нравственной культуры старшеклассников (на материале изучения литературы).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- выявлены теоретические подходы к формированию нравственной культуры старшеклассников в аспектах:

1. уточнения понятийного аппарата по проблеме формирования нравственной культуры;

2. обоснования личностного, деятельностного, диалогического и культурологического подходов к формированию нравственной культуры старшеклассников;

3. оценки роли и места учебной и внеучебной деятельности как средства формирования нравственной культуры; разработан и экспериментально проверен комплекс педагогических условий, обеспечивающих формирование нравственной культуры старшеклассников:

1. включенность старшеклассников в ходе воспитательно-образовательного процесса в самостоятельную творческую деятельность, ориентированную на развитие нравственности и учитывающую социально-психологические, возрастные особенности;

2. активная поддержка творческого роста ученика со стороны педагога;

3. адекватный целям и решаемым задачам обучения, воспитания выбор содержания процесса формирования нравственной культуры;

- формулированы критерии и показатели сформированности нравственной культуры старшеклассников: когнитивные критерии (степень обученности, креативность); аффективные (отношения, ценностные ориентации, потребности, мотивация учащихся); деятельностные (овладение общеучебными умениями и осуществление рефлексивного самоанализа).

Практическая значимость исследования состоит в разработке общепедагогического подхода к воспитанию учащихся и путей создания педагогических условий для формирования нравственной культуры, методического обеспечения уроков литературы и внеурочной работы для учителей.

На защиту выносятся следующие положения: комплекс педагогических условий, включающий: организационную, содержательную и мотивационную составляющие, обеспечивающее успешное формирование нравственной культуры старшеклассников в школе в соответствии с критериями готовности к творческой и исследовательской деятельности;

- процесс формирования нравственной культуры старшеклассников должен быть ориентирован: в содержательном плане на воспитательно-образовательную программу, построенную с учетом критериев готовности к творческой и исследовательской деятельности; в организационном плане - на принципы гуманизации образования, активные методы обучения, воспитания, сочетание индивидуальных, групповых, коллективных форм работы, творческую рефлексивную и самостоятельную деятельность.

Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается исходными теоретическими положениями, сочетанием теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных объекту, целям и задачам исследования, этапным характером опытно-экспериментальной работы, проверкой выводов, сделанных в исследовании, на практике.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационной работы и результаты изложены в публикациях автора, часть из которых опубликована в рецензируемых изданиях ВАК РФ.

Материалы исследования апробировались:

- на научно-методических, теоретических семинарах и заседаниях кафедры педагогики;

- на республиканских научно-практических конференциях (20042009гг).

- на международных научно-практических конференциях (2010г.). на ежегодных научно-практических конференциях среди студентов и профессорско-преподавательского состава Курган-Тюбинского государственного университета им. Н.Хусрава (19952010гг).

- на курсах повышения квалификации учителей и преподавателей Института повышения квалификации учителей Хатлонской области.

В опубликованных автором работах, пособии, методических рекомендациях, статьях содержатся основные идеи исследования и пути их использования в практической педагогической деятельности.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. В нее вошли также 6 таблиц.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы по первой главе

Культурологический подход, рассматривающий социальные явления, в том числе и специфически образовательные, воспитательные, под углом зрения феноменологической социологии, которая фиксирует и концептуализирует субъективные проявления как последствия объективных социальных процессов, отражающихся в определенных типах культуры, понимаемой и как степень усвоения общественных норм, и как сумма духовных богатств, накопленных человечеством, и как способ человеческой деятельности.47

Реализация вышеназванного методологического принципа (культурологического подхода: имеющего своим основанием аксиологию — учения о ценности и ценностной структуре мира;

47 Матис В.И. Проблема национальной школы в поликультурном обществе. -Барнаул: Изд-во БГПУ, 1997. - 328 с. ценностные ориентации — обобщенная характеристика элементов внутренней структуры личности, которые закреплены внутренним опытом индивида) осуществляется во взаимосвязи с учетом возрастных особенностей личностного, деятельностного, диалогического подходов.

Анализ особенностей формирования нравственных качеств человека в юношеский период позволяет выделить следующие существенные новообразования. У старшеклассников появляется ряд потребностей: потребность в определении своего места в мире, в социуме, потребность в обретении чувств индивидуальной самотождественности, обусловленная развитием самосознания, потребность в оценке собственных потенциальных возможностей и жизненных перспектив. В когнитивном плане отличием этого возраста становится формирование индивидуального стиля умственной деятельности, а в эмоциональном плане наблюдается рост уровня тревожности от 12 к 16 годам.

Проблема формирования нравственной культуры у старшеклассников неразрывно связана с нравственным воспитанием. Необходимость нравственного воспитания диктуется всем ходом социально-экономической перестройки нашего общества.

Обращаясь к истории психолого-педагогических идей о нравственном воспитании школьников, мы убеждаемся в следующем: вся многовековая история отечественной и зарубежной педагогики есть свидетельство великой силы гуманизма и любви в воспитании детей, явившихся созидательными началами национальной системы воспитания.

Для эффективного решения проблем формирования нравственной культуры старшеклассников мы считаем необходимым выделить следующие группы основных особенностей социально-экономических условий, в которых осуществляется сегодня деятельность общеобразовательной школы:

1. Социально-экономические особенности.

2. Социально-демографические особенности.

3. Отсутствие в социуме школы дошкольных и внешкольных воспитательных учреждений и т.д.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ШКОЛЕ

2.1. Педагогические условия формирования нравственной культуры старшеклассников общеобразовательной школы в учебном процессе

Педагогические условия являются компонентом целостного педагогического процесса и определяются целями и принципами деятельности. Эффективность педагогического процесса во многом определяется созданием оптимальных условий деятельности. При этом условия определяются внешними по отношению к педагогическому процессу факторами - социально-экономическим положением в стране и внутренними факторами - политикой в области образования и деятельностью руководителей образовательного процесса.

Под педагогическими условиями нами понимается единство знания психологических и возрастных особенностей старшеклассников, подходов к воспитательно-образовательному процессу; комплекса основных условий.

Педагогические условия в некоторых исследованиях подразделяются на организационные, содержательные,

48 мотивационные. Организационные условия включают такие компоненты, как позиция педагога, позиция ученика, характер и формы педагогического взаимодействия, последовательность этапов организации образовательного процесса и др.

Условия характеризуются качественной и количественной составляющей, определяемыми целями и содержанием деятельности. В исследованиях выделяются следующие связи и отношения;

- условие является целевой категорией;

- имеет видовую (психологические, социальные, дидактические и т.д.) и качественную (благоприятные, реальные и т.д.) характеристики;

- условие может быть ситуацией;

- условие может создаваться при определенных обстоятельствах, в определенной среде, в процессе деятельности;

- условие может принимать любую форму;

- в определенных условиях может начаться какая-либо деятельность, проявиться какая-либо закономерность;

- условие может быть связью, обуславливающей существование чего-то.

Условия в педагогическом процессе определяют движение от цели к результату, поэтому остальные компоненты педагогического процесса (субъекты педагогического процесса, содержание, методы и средства, а также ресурсы) становятся комплексом педагогических условий.

48 Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / К психологическим основам научной организации труда, учения, спорта. - Казань: Изд-во Казанского Унта, 1969.- 158 с. j

Говоря об условиях формирования нравственной культуры старшеклассников в образовательном процессе, необходимо выделить следующий комплекс основных условий:

1) организационные (позиция педагога и учащихся в процессе формирования нравственной культуры на уроках литературы в гуманитарной группе, этапы движения учащегося в образовательном процессе, формы и методы организации процесса формирования нравственной культуры на уроках литературы и во внеурочное время);

2) содержательные (виды деятельности учащихся в процессе формирования нравственной культуры — исследовательская, познавательная, принципы построения образовательного процесса, информационное обеспечение процесса формирования нравственной культуры);

3) мотивационные (проведение тренингов для формирования мотивации к совместной деятельности, организации ученических конференций, литературных рингов, турниров, спектаклей, концертов, конкурсов по защите составленных сборников, экскурсоводов, чтецов, презентация литературных композиций, альбомных листов; историко-культурный комментарий, кроссворды, библиотечные уроки, литературные гостиные с целью формирования интересов учащихся к учебной деятельности и внеучебной).

4) Организационные, содержательные и мотивационные условия определяются в первую очередь образом желаемого результата — более высоким уровнем формирования нравственной культуры, интереса к гуманитарной профессии.

Позиция педагога в процессе педагогической поддержки старшеклассников на уроках литературы определяется следующими требованиями: во-первых, педагог должен постоянно стремиться к повышению своей нравственной культуры, строить свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска: -анализом педагогической ситуации, проектированием результата в соответствии с исходными данными;

-анализом имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; -оценкой полученных данных; -формулировкой новых задач; во-вторых, обязательным является демократический стиль общения педагога с учащимся; в-третьих, педагогу необходимо обеспечивать и поддерживать доброжелательную психологическую атмосферу, располагающую к активному обсуждению и анализу нравственных проблем; в-четвертых, исключается использование в качестве материала для анализа нравственных ситуаций индивидуальные жизненные события учащихся и их работы без их согласия.

Активная позиция ученика в процессе изучения литературы как содержательного условия формирования нравственной культуры обусловлена самой природой деятельности. Нравственная культура — это, прежде всего, личностная культура человека. Пассивное усвоение («заучивание» и «воспроизведение») литературы как содержательного условия формирования нравственной культуры не решает задач самоопределения, не формирует у ученика потребности в использовании полученных знаний и совершенствовании приобретенных умений, в конечном итоге - безрезультатно.

Позиция старшеклассников при изучении литературы как содержательного условия формирования нравственной культуры продуктивна, когда становится субъектной, когда ученик воспринимает как значимые и необходимые опыт целеполагания, анализа жизненных ценностей, планирования, проектирования и реализации собственных замыслов.

Значимыми характеристиками позиции педагога и учащегося в процессе изучения литературы как содержательного условия формирования нравственной культуры становятся, таким образом, активность, субъектность, ориентация на сотрудничество.

Следующее организационное условие, обеспечивающее достижение поставленных педагогических задач - определенная последовательность этапов движения учащегося в образовательном процессе. Изучение литературы как содержательного условия формирования нравственной культуры проходит пошагово через спецкурсы.

Первый шаг - систематизация представлений о нравственной культуре; следующий шаг - участие в ежегодной конференции, позволяющий на практике осуществить проверку знаний, умений, навыков основ нравственной культуры через защиту рефератов; завершающий шаг - реализация целей в виде прохождения экзаменов в школе и вступительных экзаменов в выбранное учебное заведение.

Методы организации педагогического процесса, используемые при изучении литературы как содержательного условия формирования нравственной культуры, - методы проблемного обучения (метод проблемного обучения составляет органическую часть системы проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формулировка нравственных проблем, подведение учащихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача - направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней. На уроках этот метод используется при знакомстве с особенностями творчества поэта, писателя), метод дискуссии (при аналитической беседе, на уроках-диалогах, на семинарах, мини-конференциях, после просмотра видеофильмов и т.д.). С целью стимулирования активности учащихся используется метод игрового моделирования (при анализе ценностных ориентиров, при отработке навыков принятия решения, при закреплении опыта литературоведческого анализа - интерпретации стихотворных и прозаических текстов, создания сборников стихов, литературных композиций), метод анализа жизненных ситуаций также способствует повышению познавательного интереса, и активности учащихся используется при решении литературных и ситуационных задач.

Организационные условия включают систему проверки и регистрации достижений учащихся (контрольно-тестовые работы по темам, тестовый опрос по содержанию текстов, сочинения, викторины, кроссворды, ринги по художественной культуре и литературе, турниры). Консультации по подготовке к окружным, районным, областным, региональным олимпиадам, школьным викторинам позволяют осуществлять личностно-ориентированный подход к учащимся в процессе освоения экспериментальных курсов.

Содержательные условия - введение новых информационных блоков (материал по литературе, самостоятельные, творческие, исследовательские работы), использование диагностики для продуктивного освоения умений по организации исследовательской деятельности. Информационное обеспечение деятельности описывается в следующем параграфе диссертационного исследования.

Важнейшим содержательным условием формирования нравственной культуры является диагностика (выявление и учет) уровня сформированности основ нравственной культуры личности.

Системная диагностика качества образования сегодня становится одной из важнейших задач педагогической теории и практики. В качестве предмета диагностики рассматриваются различные компоненты педагогического процесса: цели и содержание образовательных программ, формы и методы, а также дидактические средства обучения и воспитания личности и коллектива, условия и результаты образовательного процесса.

Педагогические исследования, посвященные проблемам диагностики качества обучения, нацелены в основном на диагностику когнитивного компонента (знаний, умений и навыков как результата обучения). На наш взгляд, не менее значимой при анализе качества образования является диагностика аффективного компонента, который рассматривается М.В.Клариным как определенное эмоционально-личностное отношение к явлениям окружающего мира, его осознание и проявление в деятельности.

В образовательной практике существует проблема дефицита собственно педагогических средств диагностики аффективного компонента, поскольку данная область традиционно описывается психологическими терминами и понятиями. Особенно значимыми на сегодняшний день в педагогической практике представляется поиск педагогических средств диагностики эмоционально-ценностного отношения личности к изучаемому материалу, так как происходит смена парадигмы: от информационной к личностно-ориентированной.

Не менее значимой проблемой, на наш взгляд, при использовании педагогической диагностики в практике образования является узкое понимание функций диагностики. Диагностические функции в педагогической практике зачастую сводятся к функции контроля, что сужает, а иногда сводит к нулю эффективность диагностики как процедуры, направленной на усовершенствование педагогического процесса.

Диагностика осуществляется на начальном и конечном этапах педагогического процесса, выполняя следующие функции: стимулирование познавательной активности, развитие мотивационной сферы в области нравственной, информирование участников педагогического процесса о состоянии процесса формирования нравственной культуры для построения индивидуальной воспитательно-образовательной траектории. Сравнительный анализ данных начального и конечного этапов послужил содержательной основой для совершенствования процесса формирования нравственной культуры старшеклассников общеобразовательной школы.

Цель диагностики на начальном этапе обучения: выявление уровня сформированности нравственной культуры старшеклассников гуманитарной группы 9-х классов.

Сформированность рассматривается в рамках данного исследования как интегральное образование значимых качеств личности, , как психологическое новообразование, в состав которого входят различные компоненты. Данная диагностика охватывает:

• когнитивный компонент (знания, представления, умения учащихся):

1. Знание мира нравственной культуры (диагностируется посредством выявления информированности учащихся);

2. Представление о собственных ценностях (диагностируется посредством определения учащимися их ценностных предпочтений);

3. Знание о формах нравственной деятельности (нравственная деятельность - это совокупность практических действий и поступков, направленных на формирование нравственной культуры, а также на реализацию системы установок, целей и задач по формированию нравственных взглядов, чувств, убеждений; к формам относятся нравственный опыт, нравственное самовоспитание. • аффективный компонент (отношения, ценностные ориентации, потребности, мотивация учащихся) диагностируются педагогическими средствами, в которые включаются беседы, наблюдения.

Обсуждение результатов диагностики позволяет учащемуся в личностно-ориентированной беседе с педагогом определить индивидуальную воспитательно-образовательную траекторию движения в процессе формирования нравственной культуры.

Анализ результатов диагностики выявил наличие показателей сформированности в основном 2-х уровней: средний и низкий: средний - приемлемый, удовлетворительный; низкий - недостаточный, неопределенный. Учащиеся, продемонстрировавшие средний уровень сформированности нравственной культуры, характеризуются следующими показателями:

1) ориентируются в мире знаний о нравственности, но есть пробелы;

2) имеют средний уровень познавательной мотивации;

3) проявляют готовность к познанию и развитию умений и навыков по формированию нравственной культуры.

Учащиеся, продемонстрировавшие низкий уровень сформированности нравственной культуры, характеризуются следующими показателями:

1) не ориентируются в мире знаний о нравственности; 2) демонстрируют низкий уровень к познанию и развитию умений и навыков по формированию нравственной культуры;

3) имеют низкий уровень познавательной мотивации; Распределение в процентном отношении старшеклассников в зависимости от уровня сформированности нравственной культуры представлено в таблице 1.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Махмадалиев, Саймумин Гуломович, Курган-Тюбе

1. После получения разных по содержанию ответов на поставленный вопрос, учащимся было предложено прочитать написанные на доске строки из стихотворения великого Саади:

2. Учащимся было предложено еще глубже вникнуть в сущность этих великих строк, попытаться понять мысль Саади с помощью нескольких проблемных вопросов:

3. Живут ли люди разных национальностей на вашей улице?2. Как вы ладите с ними?

4. Как по-вашему, чем различаются друг от друга люди разной расы?

5. Цель Саади показать лицо истинно прекрасного человека. Поэтому мало иметь красивую внешность, красивую одежду. По мнению великого поэта, человека делает красивым и благородным его внутренняя красота, красота мыслей и поступков.

6. Внеклассная работа относится к области досуга школьников, который может быть целенаправленно организован.

7. В качестве методологической основы кружковых занятий использовались следующие подходы.

8. Учащиеся знакомятся с понятиями и содержанием теории нравственной культуры в процессе изучения литературы (через знакомство с поэтами, традициями, направлениями, течениями, основами стиховедения, поэтики).

9. Создается теоретическая база для дальнейшего моделирования, апробации навыков.

10. Этап этап практической пробы.

11. Развитие содержания общего среднего образования: Сб. науч. трудов / Под ред. В.А. Полякова, Л.Н. Боголюбова. М.: ИОСО РАО, 1997. -320 с.

12. Этап этап теоретико-практический.

13. Выделение последовательных этапов учебной деятельности учащихся позволило создать следующую схему движения учащихся в учебных спецкурсах, обеспечивающих эффективное формирование нравственной культуры (см. рис 1.).

14. Цель деятельности педагога — создание комфортных условий и организация педагогической поддержки формирования нравственной культуры.

15. Культурологический подход.

16. Подключение школьника к атмосфере культуры и ее категориям возможно именно на уроках литературы, что задано самой словесной природой искусства.

17. Лихачев Д.С. Об эстетическом изучении памятников культуры прошлого // Вопросы литературы. 1963.- №3.

18. Лихачев Д.С. Об эстетическом изучении памятников культуры прошлого // Вопросы литературы. 1963.- №3.-с.11.

19. Возраст старшеклассников наиболее открытый культуре. Все более и более расширяя активное культурное пространство в сознании учеников, приходим к урокам - диалогам с эпохой.

20. Проследим, как меняется характер деятельности старшеклассника в анализе литературного произведения при систематическом введении его в общекультурную атмосферу.

21. Учащиеся 9-го класса входят в логику перехода от одного культурного слоя к последующему путем проблемного сопоставления эпох культуры.

22. Системный, деятельностный, личностный и культурологический подходы предполагают некоторую конкретизацию и структуризацию как организационно-содержательного плана, так и контрольно-диагностических процедур.

23. Существующие в настоящее время подходы к обучению (модели учебного процесса), разрабатываемые в современной педагогической науке, были проанализированы нами с точки зрения задач формирования нравственной культуры. Выделились четыре подхода.

24. Технологический подход к обучению (освоение четко заданного образца).

25. Исследовательский подход к обучению (поиск и выработка нового знания).

26. Игровой подход к обучению (игровое моделирование и экспрессия).

27. Дискуссионный подход к обучению (диалоговая, коммуникативная деятельность).

28. Игровой подход осуществляется в кружках через включение в процесс формирования нравственной культуры игр и игровых элементов, позволяющих активизировать позицию учащихся.

29. Игры способствуют осознанному восприятию теоретико-литературных понятий и развитию креативных способностей учащихся.

30. Сущность самостоятельной работы определяется через 1) описание путей руководства ее выполнения, 2) описание форм организации учебных занятий. В силу этого самостоятельная работа определяется

31. Наши наблюдения свидетельствуют: даже элементарными приёмами работы с книгой, чтения, разбивкой текста на смысловые части (постановка вопросов к тексту и т.д.) наши ученики почти не владеют.

32. На протяжении всех лет обучения в старших классах используется памятка о пяти способах чтения.

33. Чтение (динамичное, партитурное) — просмотр — дня предварительного ознакомления с текстом при помощи аннотации, оглавления или перелистывания страниц. При этом отбирается, отмечается карандашом всё, что в данный момент важно читателю.

34. Выборочное чтение позволяет отобранный материал просмотреть ещё раз, не торопясь, внимательно, углубленно.

35. Сканирование быстрый просмотр текста с целью найти нужную дату, фамилию, название книги, произведения, цитату.

36. Быстрое чтение (от 500 и боле слов в минуту) способ чтения дополнительной научной литературы и газетных статей. Овладение им требует специальной подготовки.

37. Углубленное чтение, или его ещё называют аналитическим комментированием. Это критическое изучение содержания текста с целью его глубокого осмысления, сопровождающееся выпиской фактов, цитат, составлением тезисов и т.д.

38. Если учащиеся выполняют работу творческого характера с использованием цитат, то не помешает им дать несколько советов по стилистике:

39. Тут же указываются способы и приёмы его выполнения.

40. Предлагается образец этой работы (последовательность действий может быть разной).

41. Творческая деятельность для учеников должна начинаться с освоения правил, норм написания реферата.

42. Начальный этап творчества поможет ученикам в дальнейшем выйти за рамки реферативной работы и заняться исследованиями или проектом.

43. Частично-поисковая деятельность организуется на этапе предварительного сбора информации об особенностях теории нравственной культуры.

44. Достоинства игровых технологий заключаются в том, что с их помощью организуется практическая проба; активизируется процесс формирования нравственной культуры старшеклассников.

45. Исследовательская деятельность позволяет выработать умения и навыки, которые необходимы при осуществлении проектной деятельности.

46. Программа и ход опытно-экспериментальной работы по формированию нравственной культуры старшеклассников

47. Исследование проводилось по двум направлениям. Первое направление осуществлялось на уроках, второе — при проведении внеклассной работы.

48. На начальном этапе были изучены теоретические положения избранной проблемы, на основе которых составлены методологические, теоретические положения исследования, проведен поисковый эксперимент.

49. Но необходимо не только формирование предметных знаний, умений и навыков, но и формирование коммуникативных свойств, творческих способов деятельности, которые помогут выпускнику в его

50. Внеклассная работа обладает следующими возможностями: создает условия для самореализации личности школьника; ориентирует учащихся на подлинные духовные ценности; обеспечивает развитие индивидуальных интересов и склонностей старшеклассников и др.

51. Цели и задачи работы кружков: воспитание любви к поэзии и культуре; выявление и развитие творческих способностей; формирование навыка осознанного отношения к музыке, живописи; формирование нравственно — эстетического вкуса.

52. Внеклассная деятельность направлена не только на обретение внутреннего духовного мира, воспитания достоинства, сопереживания, волнения души и ума, но и на потребность в общении друг с другом.

53. Основные формы работы индивидуальные занятия, беседы по теме, ситуационные занятия, встречи с поэтами.

54. И поэтическое слово вливается в душу, воздействуя на ум, душу всеми своими богатствами, в том числе и звуком, эмоциональным настроем, достигая самых тайных глубин нашего сердца.

55. Сердцевиной педагогической деятельности является внеклассная работа. Проведение занятий литературных клубов для учащихся всегда праздник.

56. Только нужно проводить их систематически. И кружковая работа, и клубы хороши, прежде всего, тем, что способствуют мыслительно-исследовательской деятельности ученика, умению общаться друг с другом, общению с совершенными художественными созданиями.

57. С целью определения результативности деятельности клубов нами используется следующая система методов диагностики: наблюдение, анкетирование, анализ продуктов деятельности и др.

58. Значимыми на современном этапе развития общества становятся и такие качества личности, как готовность к образованию и нравственному самосовершенствованию, ответственность, целеустремленность.