Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Теоретические основы педагогики ненасилия

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Козлова, Антуанетта Георгиевна
Ученая степень
 доктора педагогических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 1997
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Теоретические основы педагогики ненасилия», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: доктора педагогических наук, Козлова, Антуанетта Георгиевна, 1997 год

Введение.

Глава I. Традиционная школа и альтернативные гуманистические течения в педагогике.

1.1 Роль традиций и инноваций в развитии школы и педагогики.

1.2 Генезис идей теории свободного воспитания в европейской педагогической науке.

1.2.1 Развитие концепции свободного воспитания как идейного источника педагогики ненасилия.

1.2.2 Воспитание к свободе в вальдорфской педагогике.

1.2.3 Становление идей свободного воспитания в русской педагогике.

1.3 Ненасилие как основополагающий принцип современных гуманистических течений в педагогике.

1.3.1 Педагогический аспект проблемы прав человека.

Выводы к главе 1.

Глава II. Историко-методологические основы педагогики ненасилия как самостоятельного течения.

II. 1 Эволюция в философском осмыслении феномена свободы.

11.2 Врожденные программы человека и общественная мораль.

11.3 Ценность идей ненасилия как методологическая основа современной педагогики.

Выводы к главе II.

Глава III. Сущность педагогического процесса в условиях реализации идей педагогики ненасилия.

III. 1 Формирование педагогического коллектива как гармонии индивидуальностей.

- и

111.2 Профессионализм и нравственная позиция учителя в педагогическом процессе.

111.2.1 Способы ненасильственного взаимодействия.

111.2.2 Выбор нравственной позиции.

111.3 Социализация подрастающих поколений в меняющемся мире.

111.4 Воспитание планетарного сознания - стратегическое направление педагогики ненасилия.

III.4.1 Обучение миролюбию.

III.4.2 Обучение с целью уменьшения насилия.

Выводы к главе III.

Глава IV. Проблемы опытно-экспериментальной работы по реализации идей педагогики ненасилия в образовательных учреждениях инновационного типа.

IV. 1 Анализ тенденций развития школы-лаборатории по проблемам педагогики ненасилия.

IV.2 Реализация концепции ненасилия в преподавании предметов педагогического цикла в высшей школе.

Выводы к главе IV.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Теоретические основы педагогики ненасилия"

Актуальность темы исследования определяется в первую очередь ее направленностью на будущее, стремлением изменить существующий мир к лучшему и сделать жизнь людей достойнее. XX век - кульминационный период современной цивилизации, век великих научных открытий и свершений и, вместе с тем, век самых разрушительных войн, революций и катастроф.

Выдающиеся достижения науки и техники: освоение ядерной энергии, космические полеты, компьютеры и средства массовой коммуникации в корне изменили среду обитания человека и открыли широкие перспективы для развития человечества. Но наряду с этим, как отмечают многие философы, социологи и психологи, технический прогресс не сопровождался нравственным совершенствованием человека. Основными стимулами научно-технического прогресса продолжают оставаться стремление людей к достижению военного превосходства и к наживе любой ценой.

На арене активных действий зачастую функционируют безнравственные политики, безответственные ученые, аморальные деятели искусства. Средства массовой информации, умело манипулируя общественным мнением, формируют образ "героя нашего времени" как беспринципного прагматика, руководствующегося в своей жизни принципом "цель всегда оправдывает средства". Во всех сферах нашей жизни обман, насилие и террор становятся привычным явлением. Иными словами, наблюдается моральная деградация общества. Перед человечеством нависла реальная угроза самоуничтожения.

Чтобы выжить в существующем мире, человек должен изменить свой менталитет - он уже достаточно изменил внешний мир, теперь настала пора меняться ему самому. Нужны новые ориентиры и идеалы, которые бы сделали человека более ответственным за все происходящее в мире. Нравственное совершенствование, гуманизация во всех сферах человеческой деятельности является единственной альтернативой, способной вывести человечество из кризисов, порожденных XX веком.

История развития человечества XIX-XX веков дала нам немало примеров высокого гражданского мужества в борьбе за идеалы ненасилия. Лев Толстой в России, Махатма Ганди в Индии, Мартин Лютер Кинг в США всем своим авторитетом, и даже ценой собственной жизни прокладывали путь новому мировоззрению.

С библейских времен и по сей день общество пытается карать зло в соответствии с заповедью Моисея "око за око, зуб за зуб", поручая это государству в лице армии, вооруженных стражей порядка, суда, тюрем и т.д. Но зло в мире от этого не только не исчезло а, напротив, возросло. Это происходит потому, что насильственная борьба была направлена не на уничтожение самого зла, а на уничтожение его носителей. Но силы зла невещественны, они заключены в самой природе человека - это гордыня, жестокость, алчность. и с ними нельзя бороться физическими средствами. А значит существует только один путь - путь через ненасилие, любовь, внутреннее самосовершенствование.

В настоящее время историческая эстафета осуждения насилия и утверждения высшей ценности человеческой жизни из области философских идей перешла в сферу международных массовых движений, объединяющих людей разных профессий: "Врачи за предотвращение ядерной войны", "Педагоги за мир и взаимопонимание", Международное экологическое движение

Green Peace", "Психологи за мир" и др., многие из которых действуют под эгидой ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Наиболее массовым движением прогрессивных педагогов, выступающих против принуждения, подавления достоинства детей, развития способности у них к ненасильственному взаимодействию с природой, человеком и миром в целом стало международное движение прогрессивных педагогов против насилия. Это движение послужило основой для объединения педагогов разных стран в Международную Ассоциацию "Педагогика ненасилия", члены которой ведут активную работу во многих регионах мира по внедрению идей ненасилия в практику обучения и воспитания. В нашей стране руководство Ассоциацией "Педагогика ненасилия" осуществляют ученые В.А.Ситаров и В.Г. Маралов, которые сумели организационно объединить усилия педагогов, ученых и практиков на реализацию идей педагогики ненасилия в жизнь.

Педагогика ненасилия интегрировала многое из того, что накоплено гуманистической педагогикой, переосмысливая позитивный опыт решения проблем реализации принципа ненасилия в педагогическом процессе. В настоящий момент настала необходимость изменить статус педагогики ненасилия и рассматривать ее не просто как общественное движение, а как самостоятельное течение в классической педагогике. Это влечет за собой необходимость разработки теоретических основ, приемов и способов ненасильственных действий, что и определило тему и направление нашего исследования: "Теоретические основы педагогики ненасилия".

Объектом исследования является совокупность теоретического знания о сущности развития личности в педагогическом процессе.

Предмет исследования - становление педагогики ненасилия как гуманистического течения в традиционной педагогике.

Цель исследования - разработка теоретических основ педагогики ненасилия и способов ненасильственного взаимодействия в педагогическом процессе.

Гипотеза исследования состоит из ряда предположений:

• традиционная педагогика рассматривается нами как проверенная временем теория, находящаяся в диалектическом единстве с альтернативными течениями, существующими как объективная необходимость для разрешения глобальных проблем развития педагогической науки. Выдвигая новые парадигмы воспитания, обучения и социализации, альтернативные течения всегда опираются на традиционную педагогическую теорию, обогащая и дополняя ее;

• педагогика ненасилия, возникшая в недрах общественного педагогического движения, обретает черты самостоятельной области знаний в традиционной педагогике, опирающихся на принцип ненасилия в природе и обществе;

• внедрение идей педагогики ненасилия в массовую педагогическую практику сопровождается изменением нравственной позиции учителя и школьников и предполагает обучение с уменьшением насилия, снижение агрессивности и проявления деструктивного поведения в педагогическом взаимодействии;

• новое мировоззрение, формируемое на основах педагогики ненасилия, способствует выбору собственного пути развития школы, который определяется нравственной миссией образовательного учреждения и самоценностью школьного образования.

Определение цели, гипотезы позволило сформулировать следующие задачи исследования:

1 .Рассмотреть генезис идей теории свободного воспитания как предпосылки и источника идей педагогики ненасилия;

2. Обосновать роль традиций и инноваций в развитии педагогической теории;

3.Выявить основные тенденции развития альтернативных течений в современной гуманистической педагогике и определить их общее и особенное с педагогикой ненасилия;

4.Определить предметную область и понятийно-категорийный аппарат педагогики ненасилия;

5.Изучить причины деструктивности человеческого поведения и наметить пути ее нейтрализации;

6.Определить способы ненасильственного взаимодействия в педагогическом процессе и их влияние на выбор нравственной позиции педагога;

7.Выявить основные черты и тенденции развития социализации школьников в условиях изменяющегося мира;

8.Рассмотреть проблемы воспитания планетарного сознания на основах идей педагогики ненасилия;

9.Изучить и обобщить опыт преподавателей и коллективов образовательных учреждений, реализующих на практике идеи теории педагогики ненасилия;

Теоретико - методологические основы исследования:

• диалектический метод познания, основанный на взаимозависимости и взаимообусловленности явлений объективного мира, на преодолении глобального кризиса в развитии природы и общества;

• генезис идей естественного и свободного воспитания базировался на положениях, изложенных в трудах: К.Н.Вентцеля, Ф.Гансберга, Л.Гурлитта, Э.Кей, М.Монтессори, Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстого, А.Ферьера, Г.Шаррельмана и др.;

• проблемы структуры педагогической деятельности - на основе научных взглядов: В.И.Гинецинского, Н.В.Кузьминой, А.А.Реана;

• проблемы нового глобального мышления и воспитания планетарного сознания: Н.Аббаньяно, Л.Н.Гумилева, М.В.Кабатченко, М.Липмана, В.Г.Маралова, Г.Маркузе, Д. Радьяра, Ж.Семлена, В.А.Ситарова, Э.Фромма;

• актуальные проблемы гуманистической педагогики, обоснованные в трудах: И.Г.Абрамовой, Ш.А.Амонашвили, Т.А.Барышевой, И.П.Волкова, Е.Н.Ильина, Е.И.Казаковой, Ф.Карлгрена, В.Клайна, Э.М.Краниха, С.Ю.Курганова, А.Ф.Никитина, А.П.Тряпицыной, С.Френе, В.Ф.Шаталова, Е.Н.Шиянова, З.К.Шнекендорфа, Р.Штайнера и др.;

• ненасилие как принцип в философии, этике, педагогике опирается на воззрения: Р.Г.Апресяна, Ж.Ванье, М.Ганди, А.Гжегорчика, А.А.Гусейнова, М.-Л.Кинга, В.Г.Маралова, Э.Патриджа, Р.В.Петропавловского, В.А.Ситарова, П.Сорокина, М.Т.Степанянц, В.С.Степина, Л.Н.Толстого, Г.Торо, Р.Холмса, Р.Эмерсона и др.;

• концепция свободы личности и путей ее достижения рассматривается в исследовании на основах философских взглядов: св.Августина, Ф.Аквинского, Н.А.Бердяева, А.Камю,

Конфуция, Платона, Ж.-П.Сартра, Сиддхартхи Гаутамы, С.Л.Франка, Э.Фромма, О.Шпенглера, К.Ясперса;

• природа человеческой деструктивности рассматривается в соответствии с идеями, высказанными в работах: Н.Аббаньяно, В.Р. Дольника, К.Лоренца, Г.Маркузе, Ф.Ницше, А.Печчеи, З.Фрейда, Э.Фромма;

Ведущими методами исследования являлись:

• теоретический анализ историко-педагогических учений классиков философии, педагогики и психологии;

• междисциплинарное изучение исследуемой проблемы в философии, этике, этологии, политологии, этнографии;

• сравнительно-исторический, генетический и дихотомический методы;

• интегративный и дифференцированный терминологический анализ содержания и основных понятий исследования (контент-анализ);

• методы опроса (анкетирование, интервьюирование и др.);

• монографические характеристики и биографический метод;

• изучение и обобщение позитивного опыта работы по реализации идей ненасилия в практике образовательных учреждений;

• проектирование и проведение опытно-экспериментальной работы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в диссертации:

• представлена концепция педагогики ненасилия как альтернативного гуманистического течения в традиционной педагогике;

• приведен результат дидактического анализа альтернативных гуманистических течений в педагогике в их взаимозависимости и взаимосвязи как диалог и как возможность взаимодополнения на основах принципа ненасилия;

• определена сущность и эволюция философского содержания понятий: свободы личности, нравственной ответственности, общественной морали в историко-методологическом аспекте;

• изучен генезис идей теории естественного и свободного воспитания как прообраза реализации принципа ненасилия в педагогической практике;

• раскрыта биологическая природа и психическая сущность деструктивного поведения и обозначены способы его нейтрализации;

• сформулирована концепция ненасилия как основы изменения стереотипа поведения подрастающих поколений на принципах новой морали и стратегии педагогики будущего;

• определены принципы формирования личности учителя и взаимодействия его в коллективе, работающем в условиях реализации идей ненасилия;

• научно обоснован и реализован в виде региональной программы новый тип взаимодействия школ и музеев как одного из эффективных условий обеспечения свободного выбора средств обучения;

• выявлены условия рациональной организации и функционирования образовательного учреждения в режиме школы-лаборатории по проблемам педагогики ненасилия;

• осуществлена экспериментальная проверка курса "Этнопедагогика" на основах идей педагогики ненасилия, раскрывающего истоки ментальности, пути и средства передачи от поколения к поколению опыта воспитания человеческого в человеке;

• дана оригинальная трактовка дефиниции планетарного сознания на основе принципа "единства в многообразии".

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

Проведенное исследование является обобщением опыта ценностных, культурологических, правовых ориентации; педагогического процесса. Историко-теоретические и научно-методические положения могут быть основой для дальнейших исследований в области обновления содержания и форм подготовки учителя, усовершенствования профессиональной деятельности, духовного становления и развития личности педагога на основах идей педагогики ненасилия. Выводы и рекомендации могут найти применение в курсах лекций, на семинарских, лабораторно-практических занятиях по введению в педагогику, истории отечественной педагогики, этнопедагогике, основам педагогических теорий, в проведении педагогической практики студентов, а также спецкурсов в педвузах. Результаты опытно-экспериментальной работы могут быть использованы в организации деятельности научного сообщества педагогов, работающих в режиме школы-лаборатории по проблемам ненасилия. Полученные в ходе экспериментальной работы результаты и выводы положены в основу научно-методических рекомендаций по воспитанию планетарного сознания школьников на основах принципа ненасилия.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлены:

• оснащенностью исходных позиций исследования адекватными отношениями его предмета, задач, логики и методов, воспроизводимостью в массовой практике результатов исследования;

• системным подходом к философским, этическим, психологическим и педагогическим аспектам в определении ведущих идей педагогики ненасилия;

• большим охватом участников ОЭР и привлечением к исследованию учащихся, студентов разных факультетов РГПУ им.А.И.Герцена, преподавателей образовательных учреждений Санкт-Петербурга;

• обработкой полученных эмпирических результатов на основе количественных и качественных методов исследования, контент-анализа, что позволило сформулировать обобщенные выводы.

Положения, выносимые на защиту:

• ядром традиционной педагогики является проверенная временем консервативная теория, объективно отражающая исторический путь становления педагогической науки, тогда как альтернативные течения представляют ее вариативную часть, существующую как средство разрешения глобальных проблем развития;

• педагогика ненасилия - это самостоятельное течение в гуманистической традиционной педагогике, формирующее новую парадигму педагогического взаимодействия как путь самосовершенствования и последовательного приближения к идеалу;

• основными понятиями в педагогике ненасилия являются: свобода во всех ее проявлениях, деструктивность человеческого поведения, идущая от его биологической природы, ненасилие как общечеловеческая жизнеутверждающая ценность, новое мировоззрение на основах планетарного сознания, нравственная ответственность;

• овладение теоретическими основами педагогики ненасилия сопровождается изменением нравственной позиции всех участников педагогического взаимодействия, использованием новых ненасильственных воздействий в воспитании, обучении и социализации школьников; изменением стереотипа поведения и, связанного с ним, нравственного климата в школе, укоренением созидательного и конструктивного стиля в управлении образовательным учреждением;

Апробация и внедрение результатов исследования: Основная опытно-экспериментальная работа проводилась на базе школы-гимназии (школы-лаборатории) № 67 Петроградского района Санкт-Петербурга. Личное участие соискателя состоит в теоретической и практической разработке основных идей и положений исследования, внедрения его результатов в качестве научного руководителя. Отдельные направления исследования проводились на базе тридцати девяти школ и Районного методического кабинета Красносельского района и сорока пяти музеев Санкт-Петербурга, где разрабатывались и внедрялись идеи свободного выбора средств обучения, а также проблемы взаимодействия школ и музеев в педагогическом процессе. Широко использовалась база РГПУ им. А.И.Герцена, где исследованием были охвачены студенты четвертого и пятого курсов факультетов: иностранных языков, естествознания, коррекционной педагогики, дополнительных педагогических профессий.

Руководство по организации и проведению VIII Международной и X, XII, XV Всероссийских конференций по проблемам педагогики ненасилия, а также Региональной конференции по взаимодействию школ и музеев позволили автору исследования наиболее полно обсудить ход опытно-экспериментальной работы по проблемам научного поиска.

Материалы исследования докладывались: на заседании Круглого стола, посвященного вопросам эстетического воспитания младших школьников (Ленинград, 1989); на межвузовской научной конференции: "Проблема самореализации личности в педвузе и общеобразовательной школе" (Киев, 1990); на Всесоюзной научной конференции: "Художественное наследие в контексте современной культуры (социологические аспекты)" (Ленинград, 1991); на Республиканском научно-практическом семинаре: "Музей и подрастающее поколение "(Санкт-Петербург,

1991); на IV конференции по педагогике ненасилия: "Роль искусства и культуры в воспитании в духе ненасилия" (Москва,

1992); на III Международной конференции: "Педагогика ненасилия в деятельности породненных школ" (Москва, 1992); на международном семинаре: "Этнопедагогика в современной образовательной парадигме" (Санкт-Петербург, 1994); на III Всероссийской конференции: "Проблемы взаимодействия школы и музеев" (Санкт-Петербург, 1994); на VII Международной конференции по педагогике ненасилия: "Воспитание свободной, независимой, ответственной личности" (Санкт-Петербург, 1994); на Международной научно-методической конференции: "Культурология в системе гуманитарного образования технических и естественнонаучных специальностей: проблемы методологии и методики преподавания" (Санкт-Петербург, 1994); на

Международной конференции: "Музей и школа" (Санкт-Петербург, 1995); на X Всероссийской конференции по педагогике ненасилия: "Педагогика как диалог -диалог педагогик" (Санкт-Петербург, 1995); на городской научно-практической конференции: "Опытно-экспериментальная работа в школах г.Санкт-Петербурга" (Санкт-Петербург, 1995); на XI Всероссийской конференции по педагогике ненасилия: "Учитель современной школы" (Санкт-Петербург, 1996); на Всероссийской конференции: "Традиции и новации в педагогике ненасилия" (Киров, 1996); на XV Всероссийской конференции по педагогике ненасилия: "Защитим детство!" (Санкт-Петербург, 1997).

По теме исследования опубликованы: монографии "За педагогикой ненасилия - будущее.", "Педагогика ненасилия: планирование и организация ОЭР", а также свыше 40 научных работ.

Структура диссертации соответствует логике исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии (218 источников, цитируемых в работе), предметно-именного указателя и приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Результаты исследования широко используются в практике работы высшей педагогической школы при подготовке будущих учителей, способных в своей работе реализовать идеи педагогики ненасилия.

В целом, разработанные теоретические основы педагогики ненасилия, получили широкое распространение в практике работы различных образовательных учреждений инновационного типа, что подтверждает их актуальность и востребованность.

Заключение

В настоящем исследовании представлена концепция педагогики ненасилия как альтернативного гуманистического течения в традиционной педагогике. Исследование носит теоретико-эксперименальный характер, что позволило рассмотреть и критически осмыслить объект теоретических поисков, которым является теоретическое знание о сущности развития личности в педагогическом процессе, а также представить совокупность реальных явлений, характеризующих педагогику ненасилия с позиции новой морали и нетрадиционного мышления.

Проникновение идей педагогики ненасилия в существующую педагогическую науку и практику предполагает глубокие изменения во взаимоотношениях человека с природой, обществом и другими людьми и носит пролонгированный характер последовательного приближения к идеалу.

Педагогика ненасилия базируется на концептуальном положении о необходимости изменения представлений о роли разума и сознания на пути к новому мировоззрению, к новым ориентирам и идеалам, которые сделают человека ответственным за все происходящее в мире.

Зародившаяся в недрах прогрессивного общественного движения педагогов мира, выступающих за преодоление насилия как в открытом, так и в скрытом виде, педагогика ненасилия к середине 90-х годов оформляется как самостоятельное течение в педагогической науке, аккумулируя в себе достижения позитивного опыта гуманистической традиционной педагогики, связанного с возрождением духовности в людях.

Рассматривая традиционную педагогику с диалектических позиций, мы представляем ее как разнообразие концепций, включающих в себя инвариантную (традиционную) и вариативную (инновационную) части, что обусловлено необходимостью ее развития и адаптации в изменяющемся мире. Традиция в философском понимании носит дуалистичный характер: с одной стороны, она выступает, как стабильность, неизменность социальных норм, передаваемых из поколения в поколение, а, с другой, - как база для инноваций. Иными словами, традиция существует во имя нового, а новое возникает на основе традиций. В своем исследовании мы стремились показать, что, вбирая в себя все самое лучшее, традиционная педагогика эволюционизирует под воздействием альтернативных течений, которые и составляют инновационную часть педагогической науки.

Педагогика ненасилия имеет свой особый характер педагогического взаимодействия. Формируя новую парадигму воспитания как путь самосовершенствования, педагогика ненасилия предполагает большую духовную работу над собой, которая выражается во внешнем поведении человека более сложно, чем простое подчинение правилам коллективной дисциплины, будь то партийной, религиозной или какой-либо другой. Своеобразием педагогики ненасилия является то, что, преследуя цель единения по определенному принципу, она, в то же время, не стремится к созданию коллектива единомышленников, а рассматривает коллектив лишь с позиции гармонии индивидуальностей. В единении такого рода нет ничего автоматизирующего, фатального и неизбежного. Речь может идти только о взаимопонимании в духовной сфере, которого можно достичь, поддерживать в течение длительного времени и корректировать с изменением жизненных обстоятельств.

Обобщая сказанное, можно отметить, что педагогика ненасилия имеет свои теоретические основы, содержание, формы и методы воспитания, обучения и социализации, отличающиеся от других альтернативных течений своей направленностью на изменения внутреннего мира человека.

Разработка теоретических основ педагогики ненасилия базировалась на использовании исторического, цивилизационного, эволюционного, аксиологического и антропологического подходов.

Теоретические основы педагогики ненасилия по своему логическому построению рассматривались на разных уровнях:

1. Теоретические предпосылки исследования. К ним мы относим: философские концепции и тенденции развития свободы личности и ненасилия в обществе; генезис идей естественного и свободного воспитания в европейском сообществе; природу человеческой деструктивности в поведении и требования общественной морали; актуальные проблемы гуманистической педагогики; перспективные идеи современного педагогического образования; концептуальное выражение идей ненасилия в законах и документах об образовании.

2. Методолого-теоретические ориентиры для выбора логики исследования. К ним мы прежде всего относим новые педагогические идеи и требования общества, связанные с направленностью нашего исследования на будущее, на создание новых идеалов воспитания, на нравственное совершенствование как учителя, так и учащихся, на гуманизацию во всех сферах человеческой деятельности, критическое осмысление педагогических и общественных явлений, обладающих эвристической функцией.

3. Уточнение и расширение понятийно-категорийного аппарата исследования. Были уточнены смысл и значение, а также даны определения принципов, понятий, явлений, процессов, составляющих понятийно-категорийный аппарат педагогики ненасилия.

Теоретические основы педагогики ненасилия были рассмотрены нами в трех аспектах: историко-философском, этическом, психолого-физиологическом.

• Историко-философский аспект, в котором прослежена эволюция взглядов мыслителей прошлого, теологов и современных философов по кардинальной проблеме понятия свободы во всех ее проявлениях, является первым звеном в цепи фундаментальных представлениях о теоретических основах педагогики ненасилия.

Понятие свободы и признания права на свободу как ценности, естественно присущей самой природе человека, является центральным положением в педагогике ненасилия. Одним из важнейших императивов личности в обладании свободой является положение, что свобода одного индивида (или какой-то группы, части общества) не может быть достигнута за счет подавления или ограничения свободы другого индивида (другой группы или части общества). В связи с этим верным является утверждение о том, что если источник права - свобода, то ее реализация предполагает создание равных для всех стартовых возможностей.

Свобода - это непреходящая ценность и основополагающая сущность человеческого бытия. Всякая попытка подавления свободы приводит к социальному напряжению, переходящему в разрушительную ярость самоутверждения и слепое бунтарство, либо аномию, то есть состояние общества, которое характеризуется отсутствием, либо неустойчивостью социальных и моральных императивов, при этом люди оказываются вне своей культуры, подражая чужим и далеко не лучшим образцам и идеалам. Конфронтация внешнего (объективного) и внутреннего (субъективного) в человеке равносильна моральной деградации.

Свободой нельзя обладать индивидуально и к ней нельзя прийти через насилие. Имманентным и соответствующим свойством свободы является формирование чувства свободы воли и сопутствующим свойством свободы является выбор. Это неразрывно связанные понятия: свобода воли предполагает выбор и, наоборот, выбор предусматривает наличие свободы. Путь к свободе всегда лежит через внутреннюю убежденность и веру в идеалы. Для педагогики ненасилия главным является утверждение, что только свободный учитель может воспитать свободного человека.

• Этический аспект теоретических основ педагогики ненасилия позволил раскрыть в исследовании основные источники нравственной силы и убеждений ученых и мыслителей, через такие понятия как насилие и ненасилие, добро и зло, вера в идеалы справедливости и показать, что ненасилие следует рассматривать как общечеловеческую ценность и жизнеутверждающий принцип, предполагающий новую концепцию человека, в которой он становится не средством, а высшей ценностью. Рассматривая идеал ненасильственного поведения с этической точки зрения, можно констатировать, что он является труднодостижимым моральным идеалом, но в силу своей притягательности многие люди безоговорочно его принимают и пытаются следовать ему в своей жизни.

• Психолого-физиологический аспект теоретических основ педагогики ненасилия предусматривает изучение природы человеческой деструктивности и определение методов и способов ее нейтрализации. В исследовании проводится мысль, что оставаясь неотъемлемой частью природы, человек наделен комплексом врожденных программ, которые помогли ему выжить в процессе эволюции и продолжают оказывать позитивное воздействие как фактор выживания в экстремальных ситуациях. Но только мораль и разум делают человека человеком, ибо они помогают ему пройти путь социализации, осмыслить и скорректировать свое поведение на основе критериев добра и зла. В исследованиях современных ученых-биологов установлено, что в естественных условиях сознание и интеллект не противостоят инстинктам, а диалектически сосуществуют друг с другом, взаимно дополняя и усиливая роль каждого из них. Среди доминирующих инстинктов человека выделяются: воля к жизни (З.Фрейд), агрессивность (К.Лоренц), воля к власти (Ф.Ницше). Но в то же время можно утверждать, что человек, будучи разумным существом, способен блокировать инстинкты, изменять их направленность, либо, пользуясь терминологией Фрейда, сублимировать, то есть переводить их в план высшей к* интеллектуальной деятельности.

Психолого-физиологический аспект позволил также научно обосновать новый подход к рассмотрению возрастных особенностей школьников, путем введения понятия импринтинг как наиболее эффективного возрастного периода для восприятия идей и навыков, позволяющий оптимально с минимальным принуждением организовать процесс обучения и воспитания школьников. На этом положении построены все интенсивные технологии обучения, а также формы и методы воспитания в педагогике ненасилия.

Рассматривая понятийно-категорийный аппарат педагогики ненасилия, мы пришли к выводу, что философские идеи ненасилия в педагогике могут быть трансформированы в понятиях: принцип ненасилия, ненасильственные действия, проблемы ненасилия, воспитание в духе ненасилия и др. В исследовании дана подробная педагогическая интерпретация вышеназванных педагогических терминов.

XX век породил многочисленные кризисы, которые невозможно преодолеть, не меняя глобальных представлений о роли разума, духовности и месте человека в природе и обществе. Выходом из сложившейся ситуации может явиться Новый разум, в основе которого заложен парадоксальный принцип "единство в многообразии", так как только при этом личность может сохранить свою индивидуальность в сообществе. Необходимы новые идеалы, которые сделали бы человека более ответственным за все происходящее в мире. Приземленный прагматизм и эгоцентризм современного человека постепенно изживают себя, ощущается потребность в возрождении духовности, но уже на основе Нового разума. Этот процесс по своему масштабу можно назвать человеческой революцией. Чувство глобальности, любовь к справедливости и нетерпимость к насилию составят основу человеческих взаимоотношений. Новый разум будет свободен от принудительных жизненных стремлений и социокультурного и идеологического "присмотра", скорее он будет содержаться в душе, в том внутреннем (субъективном), что составляет основу внешнего (объективного).

Ненасилие как принцип может стать универсальной этической концепцией человека будущего, где человек является высшей ценностью. Соответствующие методы и приемы в педагогике ненасилия выбираются на основе этического принципа абсолютного уважения человека. К ним относятся ненасильственные действия, составляющие содержание инструментария деятельности педагога-воспитателя. Это - анализ конфликта, намеренные воздействия, достижения равноправного диалога, засвидетельствование ценностей, переговоры и посредничество.

Педагогика ненасилия как гуманистическое течение разрабатывает идею воспитания у подрастающего поколения планетарного сознания, призванного расширить современные узкие рамки общественного сознания, а также его составляющих: национального, религиозного, исторического и других форм, и поднять уровень сознания до понимания им общечеловеческих ценностей. Планетарное сознание - это форма общественного сознания, включающая в себя знания об этносах, глобальных проблемах человечества, представления об эволюции жизни на Земле, отражающая опыт взаимодействия между людьми, природой и обществом с позиции ответственности за все происходящее в мире. Результатом воспитательной деятельности становится обретение личностью чувства свободы, социальной ответственности, толерантности и умения жить и работать в сотрудничестве и согласии. В исследовании структура планетарного сознания представлена в единстве трех компонентов: когнитивного, мотивационного и поведенческого. Результатом воспитания планетарного сознания является новое мировоззрение, адекватно отражающее те изменения, которые происходят в человеке, в природе и обществе. Глобализация сознания однозначно приводит к объединению знаний, представлений, взглядов, идеалов и убеждений в целостную картину мира.

Основные теоретические положения педагогики ненасилия апробировались в ходе опытно-экспериментальной работы в течение семи лет на базе школы-гимназии № 67, образовательных учреждений Красносельского района и в РГПУ им.А.И.Герцена.

Было выявлено, что для успешной реализации идей педагогики ненасилия необходимо выполнение трех наиболее важных условий. В первую очередь, это подготовка педагогического коллектива к работе в новых условиях; затем - изменение структуры управления инновационным образовательным учреждением на основах демократизации и - расширение свободы выбора форм, методов, приемов, средств обучения и воспитания как для учащихся, так и для преподавателей.

Ключевой фигурой в процессе реализации идей педагогики ненасилия является учитель. Именно он должен сделать свой первый шаг на пути морального совершенствования. Это сложный и тернистый путь и требует от учителя большого личного мужества, способности подняться на более высокую нравственную ступень развития и своим примером доказать возможность действовать ненасильственно. Это принципиально новый момент в подготовке учителя, поскольку существующая система готовит учителя в основном в рамках дисциплинарной модели взаимоотношений.

В процессе проведения опытно-экспериментальной работы в школе-лаборатории достигнут значительный прогресс в области изменения взаимоотношений в коллективе и накоплен позитивный опыт ненасильственного воздействия в процессе обучения и воспитания гимназистов. Школа-лаборатория стала базовым учреждением для участников Международной Ассоциации "Педагогика ненасилия". Участники школы-лаборатории пользуются широкими правами в распространении позитивного опыта по реализации идей педагогики ненасилия. На базе школы-лаборатории проводятся ставшие традиционными апрельские Международные (Всероссийские, региональные) конференции по различным аспектам педагогики ненасилия.

Список литературы диссертации автор научной работы: доктора педагогических наук, Козлова, Антуанетта Георгиевна, Санкт-Петербург

1. Аббаньяно Н. Мудрость жизни./Пер. с итал. А.А.Зорина.-СПб.: Изд. "АЛЕТЕЙЯ", 1996. 320 с.

2. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. высш. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1990. - 141 с.

3. Абрамова И.Г. Риск в профессии учителя. М., 1994

4. Абрамова И.Г. Теория педагогического риска: Автореф. дис. доктора педаг. наук, ф- СПб.: РГПУ, 1996. 42 с.

5. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться: Педагогика гармонического развития. М.: Политиздат, 1989. - С. 106109

6. Аллак Ж. Вклад в будущее: приоритет образования/Пер.с англ. И.В.Китаева. М.: Педагогика - Пресс, 1993. - 168 с.

7. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. -М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. 496 с.

8. Ангеловски К. Учителя и инновация: Кн. для учителя: Пер. с макед. М.: Просвещение, 1991. - 159 с.

9. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. -Казань: Изд- во Казанского университета, 1996. 567 с.

10. Ю.Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем. М.: Наука, 1980. - 197 с.

11. Антология ненасилия/Общ.ред. Г.Джибладзе Москва-Бостон, 1992. - 256 с.

12. Апресян Р.Г. Ненасилие с этической точки зрения. - В кн.: Этика ненасилия/Общ. ред. А.А.Гусейнова. - М., 1991. - С. 59-65

13. Ахаян Т.К. Педагогические очерки к построению курса История образования. СПб., 1996. - 71 с.

14. Ахметова И.Ф. Концептуальные подходы к преподаванию прав человека в средней школе зарубежных стран: Автореф. дис. канд. педаг. наук. М., 1995. - 39 с.

15. Базовое педагогическое образование. (Педагогический аспект). Материалы к учебным программам. СПб.: Образование, 1993. - 59 с.

16. Батракова И. С. Теоретические основы организации педагогического процесса в современной школе: Автореф. дис. доктора педаг. наук. СПб., 1995. - 37 с.

17. Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально- педагогических техникумов. -Екатеринбург: Издательство "Деловая книга", 1996. 344 с.

18. Бердяев Н. А. Русская идея: Основные проблемы рус. мысли XIX в. и начала XX в. Париж: VMCA - PRESS, 1971.-259 с.

19. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. - 480 с.

20. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеч. взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеч. судьбы: Пер. с англ./Общ. ред. М.С.Мацковского. М.: Прогресс, 1988. - 399 с.

21. Библер B.C. Мышление как творчество. (Введение в логику мысленного диалога). М.: Политиздат, 1975. - 399 с.

22. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века: Лекции по педагогической антропологии и философии образования/ Рос. Открытый ун-т. М: РОУ, 1995.-111 с.

23. Битинас Б.П. Введение в философию воспитания. М.: Фонд духовного и нравственного образования.-1996,- 141 с.

24. Буланже П.А. Будда. Конфуций. Жизнь и учение/Сост. С.В.Игошина. М.: Искусство, 1995. - 319 с.

25. Вентцель К.Н. Идеальная школа будущего и способы ее осуществления // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической революции). М.: Просвещение, 1974. -527 е.- С. 428-438

26. Вентцель К.Н. Освобождение ребенка. Декларация прав ребенка. Смоленск: Изд-во Губ. ком. нар. проев. Смоленск, губ., 1918. - 23 с.

27. Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. М.: Практические знания, 1915. -107 с.

28. Взаимодействие школы и музеев.: Сб. теоретико-методических материалов/Отв. ред. А.Г.Козлова. СПб.: Образование, 1992. - Вып.1. -126 с.

29. Взаимодействие школы и музеев.: Сб. теоретико-методических материалов/Под ред. О.А.Ботяковой, А.Г.Козловой. СПб.: Образование, 1994. - Вып.П. -175 с.

30. Взаимодействие школы и музеев.: Сб. теоретико-методических материалов/Под ред. А.Г.Козловой, Е.В.Пролет. СПб.: Образование, 1995. - Вып. III. - 160 с.

31. Взаимодействие школы и музеев.: Сб. теоретико-методических материалов/Под ред. А.Г.Козловой, JI.Е.Смирновой.-СПб.: Образование, 1995. Вып. IV,- 197 с.

32. Воспитание свободной. независимой, ответственной личности: Тез. докл. Седьмая Международная конф. по педагогике ненасилия/Под ред. А.Г.Козловой, В. Г.

33. Маралова, В.А. Ситарова. В 2-х ч. - СПб., 1994. -1ч,- 140 е.; 2 ч.-121с.

34. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей// Положение детей в мире. 1991. -ЮНИСЕФ

35. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., 1991

36. Гаджиев К.С. Размышления о свободе// Вопросы философии. 1993. № 2. - С.33-46

37. Ганди М.К. Моя вера в ненасилие.//Вопросы философии. -1992.-№3.-С.65-66

38. Ганди М.К. Моя жизнь М.: Наука, 1969. - 612 с.

39. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию/ Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. М.: "Школа-Пресс", 1995.-448 с.

40. Гжегорчик А. Духовная коммуникация в свете идеала ненасилия // Вопросы философии. 1992. - № 3. - С.54-64

41. Гинецинский В.И. Проблема структурирования мирового образовательного пространства/ЯТедагогика. 1997. - № 3. -С. 10-15

42. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1992. -151 с.

43. Горбунов-Посадов И.И. Воспитание человека и народа// Свободное воспитание и свободная школа. 1918. - № 8-9. -С.6-22

44. Государственный доклад "Положение детей в Российской Федерации, 1993 год". М.:Дом, 1994. - 120 с.

45. Горохова Т. Маленький принц в вальдорфской школе/ЛТедагогика. 1994. - № 3. С.117-119

46. Госс Ж. Ключевые представления гуманистического и христианского ненасилия. В кн.: Этика ненасилия/ Общ. ред. А.А. Гусейнова. - М., 1991. - С.6-14

47. Гуманитарные основы гимназического образования в школах Петербурга/Под ред.докт.пед.наук О.Е.Лебедева. -СПб.: Центр педагогической информации, 1995. 228 с.

48. Гурлитт Л. О воспитании. СПб.: Изд-во газеты "Школа и жизнь", 1911. - 173 с.

49. Гусейнов А.А. Этика ненасилия//Вопросы философии. -1992.-№З.С.72-81

50. Данилов М.А., Малинин В.М. Структурно-системные исследования педагогических явлений и процессов//Советская педагогика. -1971. № 1. - С.73-95

51. Демидова Е.В. Идея ненасилия в русской общественно-философской мысли первой трети XX века (Книга И.А.Ильина "О сопротивлении злу силой" и полемика вокруг нее. Автореф. дис.канд. философ, наук. - М., 1996. -20 с.

52. Дж. ван Гиг Прикладная общая теория систем. М., 1981

53. Джибладзе Г. Н. Сущность руссоизма. Тбилиси: Изд-во Тбил. ун-та, 1983. - 131 с.

54. Дизель П.М., Мак-Кинли Раньян У. Поведение человека в организации. -М., 1993

55. Докинз Р. Эгоистичный ген/Пер. с англ. М.: Мир, 1993. -318 с.

56. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в компании птиц и зверей. М.: Педагогика-Пресс,1994. 208 с.

57. Древнекитайская философия. М.: 1972-1973. - Т. I-II

58. Ежеленко В.Б. Педагогический метод.- СПб.: РХГИ, 1995. -338 с.

59. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. Учебное пособие для студентов педагогического бакалавриата, педагогов практиков.-СПб.: Просвещение,1995.-234 с.

60. Иванов Е.В. Свободное воспитание как педагогическое направление в Западной Европе в первой трети 20-го века: -Автореф. дис. канд. педаг. наук. СПб., 1997. - 19 с.

61. Идеи ненасилия в литературном и педагогическом наследии Л.Н.Толстого: Тез. докл. Пятая конф. по педагогике ненасилия (Москва, 24-26 сентября 1993 г.) / Отв. ред. -Л.П.Лаптева. М., 1993. - 112 с.

62. Кабатченко М.В. Педагогика мира: постановка проблемы, ее обоснование// Советская педагогика. 1989. - № 1. -С.132 -137

63. Казакова Е.И. Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентационный подход). Автореф. дис. доктора педаг. наук. СПб., 1995. -34 с.

64. Карлгрен Ф. Воспитание к Свободе/ Пер.с нем. М.: Московский Центр вальдорфской педагогики, 1992. - 272 с.

65. Кеберле Н.В. Развитие идей свободного воспитания в России (Л.Н.Толстой, К.Н.Вентцель): Автореф. дис. канд. педаг. наук. СПб., 1995. - 19 с.

66. Кей Э. Век ребенка/Пер. с нем. Е.Залога и В.Шахно/Под ред. Ю.И.Айхенвальда. СПб.: Изд-во Д.Н.Ефимова, 1905. -300 с.

67. Кинг М.-Л. Любите врагов ваших. //Вопросы философии. -1992.-№3.-С.66-71

68. Кинг М.-Л. Паломничество к ненасилию. В кн.: Ненасилие: философия, этика, политика. - М.: Наука, 1993. -188 с.-С.175-187

69. Кинг М.-Л. Философия ненасилия: шесть принципов/ из книги "Путь к свободе'7/Антология ненасилия. Москва-Бостон, 1992. - С.62-65

70. Кирьякова А.В. Ориентация школьников на социально значимые ценности: (Теория и диагностика): Учебное пособие к спецкурсу/Рос. Гос. пед. ун-т им. А.И.Герцена -Л.: РГПУ, 1991.-83 с.

71. Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. Как воспитать победителя/Пер.с англ./Общ. ред. и вступ. ст. А.В.Мудрика. М.,- Д.: Прогресс, Учебный центр - Антарес, 1991. - 283 с.

72. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта).- Рига, НПЦ Эксперимент, 1995,- 176 с.

73. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. -222 с.

74. Козлова А.Г. Сократическая беседа как метод развития творческого мышления учащихся. СПб., РГПУ им. А.И.Герцена- Депониров. рукопись. - 1990, февраль. - 22 с.

75. Козлова А.Г. Этнопедагогика (на основах педагогики ненасилия). СПб.: "VERBA MAGISTRI", 1997. - 35 с.

76. Конаржевский Ю.А. Формирование педагогического коллектива единомышленников. Псков, 1994. - 133 с.

77. Конвенция о правах ребенка. Положение детей в мире.-ЮНИСЕФ,- Женева, 1991. 41 с.

78. Концепция воспитания учащейся молодежи//Педагогика. 1992.-№3-4.-С.11-19

79. Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. М.: ИТПиМИО РАО, 1993. - 135 с.

80. Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях//Советская педагогика. 1970. - № 9. - С.103-115

81. Кракова Я.А. Мир и сотрудничество: Как это можно делать в классе. (Пособие для учителей). М., 1991

82. Краних Э.М. Свободные вальдорфские школы/Пер. с нем. В.Загвоздкина. М.:"Парсифаль" - Изд-во Моск. Центра вальдорфской педагогики, 1993. - 40 с.

83. Кричевский В.Ю. Профессиональная деятельность директора школы как объект междисциплинарного исследования. Автореф. дис. докт. педаг. наук. - СПб.: РГПУ, 1993. - 36 с.

84. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. СПб., 1996

85. Кузьмина Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., Рыбинск, 1993. - 54 с.

86. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс 1975. -511 с.

87. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. -М.: Просвещение, 1989. 127 с.

88. Лазарев B.C., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. М., 1994

89. Лебедев О.Е. Демократическая школа в Петербурге. Проблемы управления развитием региональнойобразовательной системы. СПб.: Центр педагогической информации, 1996. - 168 с.

90. Липман М. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия//Вопросы философии. 1995. - № 2. -С.111-121

91. Лоренц К. Агрессия (так называемое "зло"): Пер. с нем.М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1994. 272 с.

92. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества/ТВопросы философии. 1992. - № 3. - С.39-54

93. Лувсанцерен Г. Идеи ненасилия и миролюбия в традициях буддизма. В кн.: Этика ненасилия/'Общ.ред. А.А.Гусейнова. - М., 1991.-С.117-118

94. Маврин С. А. Педагогические основы организации целостного процесса воспитания школьников. Автореф. дис. доктора педаг. наук. - Екатеринбург, 1996. - 38 с.

95. ЮО.Майор Ф. Призыв к ненасилию/АСурьер ЮНЕСКО. 1993. - Декабрь. - С. 19

96. Макаренко А.С. Книга для родителей. Макаренко А.С. Педаг. соч.: В 8-ми т. Т.5/Сост.: Л.Ю.Гордин, А.А.Фролов. - М.: Педагогика, 1985. - 336 с.

97. Макиавелли Н. Государь,- СПб.: Азбука, 1997. 192 с.

98. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения М.: Просвещение, 1988. - 191 с.

99. Малахов Н.Д. Нововведения на муниципальном уровне управления образованием. М., 1993 - 149 с.

100. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности.-Тбилиси: Мецшереби, 1984.-82 с.

101. Маралов В.Г. Ненасилие как профессиональная позиция педагога. В кн.: Учитель современной школы: Тез.докл.

102. Одиннадцатая Всерос. конф. по педагогике ненасилия. -СПб.: "VERBA MAGISTRI", 1996. С.5-8 Ю7.Маралов В.Г., Ситаров В.А. Педагогика ненасилия// Магистр, апрель. - 1992. - С.50-55

103. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. (Философское исследование учения Фрейда)/Пер. с англ. Киев: Госуд. библ. Украины для юношества, 1995. - 314 с.

104. Маслоу А. Самоактуализация//Психология личности. Тексты. -М., 1982. 110 с.

105. Менегетти А. Онтопсихологическая педагогика. Psicologica Editrice di Т. Menegetti-Roma. 1992./Пер. с итал. Д.Петрова. - 72 с.

106. Метод научной педагогики Марии Монтессори/Сост. З.Н.Борисова и др. Киев: Дшова Украша, 1993 - 132 с.

107. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело, 1994.-215 с.

108. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка. М., 1920.-210 с.

109. Пб.Назаретян А.П. Историческая эволюция морали: прогресс или регресс//Вопросы философии. 1992. - № 3. - С.82-94

110. Ненасильственные движения и философия ненасилия: состояние, трудности, перспективы (материалы "круглого стола")//Вопросы философии. 1992. - № 8. - С.3-29

111. Никитин А.Ф. Педагогика прав человека: Пособие для учителей. М.: НМО "Творческая педагогика" МП "Новая школа". - 1993. - 120 с.

112. Никитин А.Ф., Соколов Я.В. Об изучении прав человека в средней школе//Преподавание истории в школе. 1990. -№ 5. - С.73-91

113. Никитин А.Ф. Права человека: Пособие для средней школы. -М., 1993. 138 с.

114. Никитин А.Ф. Программа факультативного курса "Права человека'У/Пиш. 1992. -№ 3-4. - С.28-31

115. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. В кн.: Ницше Ф. Соч. в 2-х т.т. Т.2/Пер. с нем./ Сост., ред. и авт. примеч. К.А.Свасьян. - М.: Мысль, 1990. - 829 с.123.0конь В. Введение в общую дидактику. М., 1990

116. Основы вузовской педагогики/Под ред. Н.В.Кузьминой, И.А.Урклина. JL: изд-во Ленингр. ун-та, 1972. - 311 с.

117. Певзнер М.Н. Реформаторское движение в педагогике Западной Европы (конец XIX начало XX века): Автореф. дис. доктора педаг. наук. - СПб., 1997. - 42 с.

118. Педагоги за права человека//Преподавание истории в школе. 1991. - № 3. - С. 143-147

119. Педагогика как диалог- диалог педагогик (альтернативные направления в педагогике)//Многоуровневое педагогическое образование. Вып. 7. Программы учебных курсов по педагогике. 4.2.- СПб.Юбразование, 1996.-177 с.

120. Педагогика как диалог диалог педагогик: Тез. докл.Десятая Всерос. конф. по педагогике ненасилия/Под ред.А.Г. Козловой, В.Г.Маралова, В.А.Ситарова. - СПб., 1995 - 206 с.

121. Педагогика мира Международный опыт. - Томск, 1991. -40 с.

122. Педагогика мира: История, теория, практика:/Движение "Педагоги за мир и взаимопонимание". Координационный Совет. М., 1992. - Вып. I. - 209 с.

123. Педагогика ненасилия: реалии и перспективы: Тез. докл. Шестая науч. конф. Магнитогорск, 22-24 ноября 1993 г./ Отв. ред. Л.П.Лаптева. - М, 1993. - 114 с.

124. Петербургская школа. Теория и практика формирования многовариативной образовательной системы/Под ред. О.Е.Лебедева СПб.: Центр Педагогической информации, 1994

125. Петерсон Н. Вальдорфская педагогика воспитание к Свободе. - В кн.: Педагогика как диалог - диалог педагогик: Тез. докл. Десятая всерос. конф. по педагогике ненасилия. - СПб., 1995. - С.59-60

126. Печчеи А. Человеческие качества/Пер. с англ.О.В.Захаровой;/Общ.ред.Д.М.Гвишиани. М.: Прогресс, 1985. - 312 с.

127. Пиманова О.В. Развитие идей ненасилия в отечественной педагогике второй половины XIX начала XX вв.: Автореф. дис. канд. педаг. наук. - М., 1996. - 16 с.

128. Положение детей в России, 1992 г.: (Социол. порт.) В.Г.Арсенов, Г.П. Буданова, И.С. Демьяненко и др., НИИ детства Рос. дет. фонда. М.: Дом, 1993. - 81 с.

129. Попов П.С. Лунь юй. Изречения Конфуция, учеников его и других лиц. СПб., 1910

130. Права ребенка: Основные международ, документы: Подгот. НИИ детства Рос. дет. фонда/Ред.-сост. Е.М.Рыбинский. М.: Дом, 1992. 68 с.

131. Права человека в школе/Хрестоматия и методические материалы к курсу "Права человека". М., 1993

132. Права человека: Основные международные документы: Сб. документов. М., 1989. - 160 с.

133. Принципы ненасилия: Классическое наследие/Отв. ред.В.М.Иванов. М.: Прогресс, 1991. - 233 с.

134. Пять испытанных инновационных концепций. Нидерланды: Общий педагогический учебный центр (APS), 1995. 82 с.

135. Радьяр Д. Планетаризация сознания. От индивидуального целому/Пер. с англ.- М.: REFL-book, К.: Ваклер, 1995.- 304 с. Серия "Философия сквозь века".

136. Разработка образовательных стандартов петербургской школы. 1995 год. СПб.: ЦПИ, 1995. - 180 с.

137. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 2. Средневековье. - ТОО ТК "Петрополис", 1994. - 368 с.

138. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1995. - 529 с.

139. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ./Общ.ред. и предисл. Исениной Е.И.- М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1994.480 с.

140. Роджерс К.Р. К науке о личности. В кн.: История зарубежной психологии. (30-60 гг. XX в.): Тексты./Халл К., Скиннер Б., Миллер Д. и др./Под ред. П.Я.Гальперина.- М.: изд-во Московск. ун-та, 1986. 344 с. - С.200-230

141. Роль искусства и культуры в воспитании в духе ненасилия: Тез. докл. Четвертая конференция,- СПб., 24-26 ноября 1992 г./Отв. ред. Л.П. Лаптева. М., 1992. - 176 с.

142. Руссо Ж.- Ж.Педагогические сочинения: В 2-х т. /Под ред. Г.Н.Джибладзе; Сост. А.Н.Джуринский. М.:Педагогика, 1981.

143. Санникова М.Ю. Правовое воспитание старшеклассников с позиций теории отношений. Автореф. дис. канд. педаг. наук.-СПб., 1996.-22 с.

144. Сахаров А.Д. Мир, прогресс, права человека. Л.: Сов.писатель, 1990. - 126 с.

145. Семлен Ж. Выход из насилия. -В кн.: Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990.-С. 84-85

146. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика ненасилия. МИП "NB Магистр". - 1994. - 132 с.

147. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика ненасилия -гуманизм в действии. М., 1990. - 92 с.

148. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Психология и педагогика ненасилия,- М.: Клуб "Реалисты", 1997. 336 с.

149. Скалкова Я. и др. Методология и методы педагогического исследования./Пер. с чеш. М.: Педагогика, 1989. - 219 с.

150. Скотт Джини Г. Способы разрешения конфликтов. Киев, 1991,- 132 с.

151. Словарь современного русского литературного языка, Т. XV./Под ред. Г.А.Качевской и Е.Н. Толикиной. М- Л.: АПН СССР, 1963.- 1286 с.

152. Смирнов Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. Л.: 1977

153. Соблюдение прав ребенка: Вып.1. Международные документы,- СПб., 1997,- 52 с.

154. Современный словарь иностранных слов: Изд-во "Рус. яз.", Ок. 20 ООО слов. - М.: Рус. яз., 1993. - 740 с.

155. Современный философский словарь/ Под ред. д.ф.н., проф., В.Е.Кемерова. Москва-Бишкек -Екатеринбург, 1996. - 608 с.

156. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество/Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. - 543 с.

157. Степанов П.П. Гуманистическая сущность морали//Философские перспективы человечества. М, 1993.-С.87- 92

158. Степин B.C. Перспективы цивилизации: от культа силы к диалогу и согласию. В кн.: Антология ненасилия/Общ. ред. Г.Джибладзе. - Москва-Бостон, 1991. - С.66-76

159. Струве Н. А. Православие и культура. М., 1992

160. Суворова Н.Г. Школьникам о правах человека//Преподавание истории в школе (ПИШ). 1990. -№ 3. - С.124-130

161. Сумерки богов/Сост. и общ. ред. А.А.Яковлева: Перевод. -М.: Политиздат, 1990. 398 с.

162. Теория и практика воспитания в духе ненасилия: Тез. докл. всесоюз. студенч. семинара (Москва, 19-21 апреля 1990 г.) М., 1990.-92 с.

163. Тимофеев А.И. Иван Ильин: мораль и сопротивление злу силою//Русская философия: новые решения старых проблем,- СПб., 1993. 4.2 - С.53-57

164. Толстой JI.H. Общие замечания для учителя. В кн.: JI.H. Толстой Педагогич.соч./ Сост. Н.В.Вейкшан (Кудрявая). -М.: Педагогика, 1989.- 544 с.

165. Толстой Л.Н.Дневники//Собр.соч. в 22 тт. Т. 22 - М.: Худож. лит., 1985

166. Толстой Л.Н. Соединять в себе любовь к делу и к ученикам//Учитель: Статьи. Документы. Педагогич. поиск. Страницы литературы. М., 1991

167. Традиции и инновации в педагогике ненасилия: Тез. докл. Всерос. конф./Под ред. В.С.Данюшенкова, В.А.Ситарова. -Киров: Изд-во Вятского госпедуниверситета, 1996. 202 с.

168. Тряпицына А.П. Педагогические основы творческой учебно-познавательной деятельности школьников. Автореф. дис. доктора педаг. наук. Л., 1991. - 35 с.

169. Управление современной школой. Пособие для директора школы/Под ред. чл.-корр. Российской академии образования, д-ра пед. наук М.М.Поташника. М.: АПП ЦИТП, 1992. - 168 с.

170. Учитель современной школы: Тез. докл. Одиннадцатаявсерос. конф. по педагогике ненасилия (Санкт-Петербург 26 апреля 1996 г.)/Под ред. А.Г.Козловой, В.Г.Маралова, В.А.Ситарова. СПб.: "VERBA MAGISTRI", 1996. - 279 с.

171. Философский энциклопедический словарь/Гл. редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалев, В.Г.Панов М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.

172. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию: переговоры без поражения (пособие по ведению диалога): Пер. с англ./Отв. ред. Кремешок. -М.: Наука, 1990. 155 с.

173. Франк С.Л. Духовные основы общества: введение в социальную философию. Париж, 1930. - 430 с.

174. Франкл В. Человек в поисках смысла./Пер. с англ. и нем./Общ. ред. Л.Я. Гозмана, Л.А. Леонтьева; М.: Прогресс, 1990. - 366 с.

175. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия: Сборник.: Пер. с нем. М.: Прогресс Литера, 1992. -567 с.

176. Френе С. Педагогические инварианты. В кн.: Избранные педагогические соч.: Пер. с франц./Сост., общ.ред. и вступ. ст. Б.Л.Вульфсона. - М.: Прогресс, 1990. - 304 с.

177. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности: Перевод/Авт. вступ. ст. П.С.Гуревич. М.: Республика, 1994.-447 с.

178. Фромм Э. Бегство от свободы: Пер. с англ./Общ. ред. П.С.Гуревича. М.: Издательская группа "Прогресс", 1995.- 256 с.

179. Фромм Э. Человек для себя. Минск: Коллегиум, 1992. -253 с.

180. Холличер В. Человек и агрессия. 3. Фрейд и К. Лоренц в свете марксизма. М.: Прогресс, 1975. - 132 с.

181. Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений /Под ред. М.М.Поташника. М.: Новая школа, 1994. - 64 с.

182. Хомяков А. С. Сочинения: В 2 т. М.: Моск. филос. фонд: Медиум, 1994. Т.1 -586 с.

183. Челидзе Л.Л. Диалог Сократа и проблема равенства людей//Культура и общественное развитие. Тбилиси, 1979

184. Шамова Т.И., Малинин А.Н. и др. Инновационные процессы в школе как содержательно-организационная основа механизма ее развития. М.: 1993

185. Шарп Дж. Роль силы в ненасильственной борьбе// Вопросы философии. 1992. - № 8. - С.3-29

186. Шато Ж. Жан-Жак Руссо, его философия воспитания. -Париж, 1988

187. Шиянов Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. Учебное пособие.- М.-Ставрополь, 1991. 179 с.

188. Шнекендорф З.К. Правовые акты ООН в вузовском курсе педагогики//Педагогика. 1992. - № 1-2. - С. 16-21

189. Шпенглер О. Закат Европы.- Новосибирск: ВО "Наука". Сибирская издательская фирма, 1993. 592 с.

190. Штайнер Р. Философия свободы. Основные черты одного современного мировоззрения. Пер. с нем. Ереван: "Ной", 1993.-224 с.

191. Штейнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки //Вестник теософии. 1908. - № 9-10. - С.2-22

192. Шуберт Э. История и цели вальдорфской педагогики. В кн.: Гуманизация образования. Теория и практика/Под ред.

193. B.Г.Воронцовой СПб.: СПГУПМ, 1994. - С.87-96

194. Щедровицкий Г. П. и др. Педагогика и логика. М., 1993 204.Этика ненасилия. Материалы междунар. конф. /Под общ.ред. А.А.Гусейнова. М., 1991. - 242 с. 205.Этическая педагогика./Сб. избранных работ Валявского А.С. -СПб., 1993.-51 с.

195. Юлина Н.С. Философия для детей//Вопросы философии. -1993. № 9. - С.151-158

196. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. М.: Политиздат, 1991. - 227 с.

197. Ясперс К. Цель свобода//Новое время. - 1990. - № 5.1. C.34-37

198. Bartram М. & Walton R. Correction: A Positive Approach to Language Mistakes. London, Language Teaching Publica tions, 1994. - 122 p.

199. Bease G. Jean-Jacques Rousseau; l'apprentiasage de l'humanite.P., 1988

200. Bloom B.S. All our children learning: A primer for parents, teachers and other educators. N.Y., Lnd., 1975

201. Jhateau J. Jean-Jacques Rousseau. Sa philosophie de l'education.- P.,1962

202. Mitscherlich A. Die Idee des Friends und die menschliche Aggressivitat, Frankfurt, 1970. 234 s.

203. Osgood Ch. The Representational Model and Relevant Research Methods. J, de S. Pool (Ed). Trends in Content Analyais. Urbana, 1959, pp. 33- 38

204. PlattnerM. Rousseau's state of nature. Illinois, 1979

205. Rousseau G.G. Oeuvres Completes. Paris, 1826

206. Stride Toward Freedom Montgomery Story. By Martin Luther King, JR. New York, 1958. - 230 p.

207. Zimand R. Problem tradicji. Proces historycshy w literaturze i szucbie, Mfterialy sesji naurjwej (may 1965) Warszawa, 1967

208. Предметно-именной указатель Аббаньяно Никола (1901-1977) 9,135,136,137

209. Абрамова Ирина Георгиевна (р.1948 ) 9,841. Августин св. Блаженный

210. Александрович (р. 1931) 9, 71, 75, 77, 204

211. Апресян Рубен Грантович 9, 72, 140, 147

212. Аристотель (Aristoteles: 384-322 до н. э.) 20,81,1071. Бабанский Юрий

213. Константинович (1927-1987) 98 Барышева Тамара

214. Александровна (р. 1947 ) 9, 87 Батракова Инесса Сергеевна (р.1949) 71

215. Бахтин Михаил Михайлович (1895-1975) 801. Бердяев Николай

216. Александрович (1874-1948) 9, 118

217. Берн (Berne: 1910-1970) Эрик 194, 198

218. Библер Владимир Соломонович 81,251

219. Бим-Бад Борис Михайлович 17, 25, 56

220. Битинас Бронислав 76, 161, 223, 236, 265

221. Блум (Bloom) Бенджамин Сэмюэл (р.1913) 224, 247 Бубер Мартин (1878-1965) 80, 114

222. Будда (Сиддхартха Гаутама) (563 483 гг. до н.э.) 10, 117,145, 157

223. Ванье Жан(УашегДеап) 9,140 Вентцель Константин

224. Врожденные программы 121, 122,123,127, 132 Вседозволенность 88, 136, Всеединство 37, 76 Выборжизненного пути 7 . позиции 8,190,192 свободный . 11, 194, 293 Выготский Лев Семенович (1896-1934) 81, 225, 233

225. Гаджиев К. С. 192 Ганди Мохандас Карамчанд (Махатма) (1868-1948) 5, 9, 145, 148, 149, 158, 172, 194, 196, 197,268

226. Ганелин Шолом Израилевич (1894-1974) 47

227. Гансберг Фриц (1871-1950) 9, 45,49

228. Генезис 8, 9, 11, 37, 66, 98, 125 Гессен Сергей Иосифович (1887-1950) 245,294 Гжегорчик Анджей 9, 140, 153 Гинецинский Владислав Ильич (р. 1955) 9,2151. Горбунов-Посадов Иван

229. Иванович (1864-1940) 63 Госс Жан 72,140,150 Гуманизация 24, 228, 229, 236, 2581. Гуманизм 39как этическое понятие 39, 100, 101новый" . 138современный (эгоцентристский) . 33, 102,103

230. Гумилев Лев Николаевич (1912-1992)9

231. Гурлитг Людвиг (1855-1931) 9, 47, 48, 631. Гусейнов Абдусалам

232. Абдулкеримович (р. 1939) 9, 140, 142,150

233. Дарвин (Darwin: 1809-1882)1. Чарльз Роберт 122

234. Давыдов Василий Васильевич1930-1993) 991. Движениемассовое (общественное) 5, 6, 11-12, 73,236прогрессивных педагогов 5, 6, 73реформаторское . 70

235. Демократизация 25, 75, 204 Деструктивностьчеловеческая . 10,13,101,129 Детимаргинальные . 30 Джеймс (James: 1842-1910) Уильям 84 Джибладзе Г.Н. 38 Дистервег(В1ез1епуе§: 17901866) Фридрих Адольф Вильгельм 56, 281 Дольник Виктор Рафаэльевич 10, 122, 126

236. Дьюи (Dewey: 1859-1952) Джон 27,28, 41,44,63

237. Занков Леонид Владимирович (1901-1977) 99

238. Зейдель Роберт (1850-1933) 49 Зрелостьсоциальная . 107, 216, 217 школьная . 216, 217

239. Иванов Игорь Петрович (192319.) 8,75,77

240. Иисус Христос (4 г. до н.э.- 30) 140, 145, 151, 157, 193 Ильин Евгений Николаевич (р. 1936) 9, 75, 77

241. Ильин Иван Александрович (1882-1954)31,118, 145,255 Импринтинг 223,224,227 Инновация 8, 93-95, 98 Инстинкт 107, 122, 123, 127, 130, 135, 136, 198 . жизни 137смерти (деструктивные побуждения) 124,1251. Кабатченко Михаил

242. Владимирович (род. в 1948) 9, 237

243. Казакова Елена Ивановна (род. в 1958) 9,86,284 Камю Альбер (1913-1959) 9, 25, 112

244. Кант Иммануил (1724-1804) 55, 121,180

245. Каптерев Петр Федорович (1849-1922) 471. Караковский Владимир

246. Кеберле Наталия Викторовна1963 по н.вр.) 43, 61

247. Кей Эллен (1849-1940) 9, 47, 97

248. Кинг Мартин-Лютер 5, 9, 145,149, 150, 151, 152, 157, 194, 195,196, 197, 268

249. Клайн (Cline: р. 1932) Виктор 9, 85, 861. Коллективединомышленников 12как гармонияиндивидуальностей 12, 164 . как "роевое начало" 31, 111 Коллективистическая направленность 162, 163 Констан Бенжамен (1767-1830) 20

250. Конфронтация 30 Конфуций (Кун Фу-цзы: 551478 . до н.э.) 10, 114, 144, 147, 157

251. Краних Эрнст-Михаэль 9, 58,

252. Кузьмина Нина Васильевна (р. 1923) 9,181

253. Курганов Сергей Юрьевич 9, 81

254. Кьеркегор (Kierkegaard: 18131855) Серен 25,112 Лай Вильгельм Август (1862-1926)49

255. Лебедев Олег Ермолаевич 69, 211,225,263 Легитимность 105, 125 Леонтьева Татьяна

256. Владимировна 284, 285 Липман Мэтью (р 1935 г.) 9, 238, 241,243

257. Лоренц Конрад (1903-1989) 10, 123, 125, 127, 128, 130, 131, 132, 134,169,170

258. Макаренко Антон Семенович (1888-1939) 76, 208, 226, 251 Макиавелли (Machiavelli: 14691527) Никколо 23,110 Максимова Валерия

259. Николаевна (р.1935 г.) 220, 241 Маралов Владимир Георгиевич (р.1950 г.) 6, 9, 71, 73, 75, 143, 184, 185, 194, 199, 205, 282, 288 Маргинальность 30

260. Назаретян Акоп Погосович 125

261. Независимость 56, 59, 89, 185, 198, 199,292 Нейтрализациядеструктивного поведения 11,16, 33, 53, 56, 58, 60, 61, 87, 118 см. сублимация

262. Ненасильственные действия 6,153, 185, 187, 195,259, 287 Никитин Анатолий Федорович 9,88,90, 92,93

263. Ницше Фридрих (1844-1900) 10, 123, 132, 133,134,151, 160 Новый разум 2321. Обучениемиролюбию 236, 237 .с целью уменьшения насилия 237, 242, 244

264. Объединяющая идея 163 Опытпередовой педагогический. 23, 24, 25

265. Опытно-экспериментальная работа (ОЭР) 11-14, 69, 162, 163, 165, 172, 174, 178, 192, 193, 205, 207, 216, 228, 261, 266, 278, 2951. Ориентации (ориентиры)ценностные 10, 145, 214, 217,295

266. Ответственность 19, 26, 46,57, 77, 84, 102, 140, 155, 181, 187, 199, 210, 227, 234, 269, 284

267. Радьяр Дэйн (Dane Rudhyar) (p. 1900)9

268. Разум 21, 55, 56, 87, 92,102 Новый .65

269. Реан Артур Александрович (р. 19) 9, 181,284

270. Роджерс (Rogers: 1902-1987) Карл 77, 184, 194, 195, 201, 226 Руссо (Rousseau: 1712-1778) Жан Жак 9, 35-44; 45, 61, 65, 991. Самоактуализация 32

271. Сартр (Sartre: 1905-1980) Жан-Поль 80,112,

272. Семлен Жак 9, 194, 198, 199,257

273. Ситаров Вячеслав Алексеевич (р.1950 г.) 6, 9, 35, 71, 73, 75, 143, 194, 199, 205, 288 Скаткин Михаил Николаевич 981. Соборность 119 Сознаниепланетарное . 9, 12, 158, 233, 235,252

274. Сократ (Sokrates:oK.470-oic.399 до н.э.) 81, 104, 107, 144, 145 Сорокин Питирим

275. Александрович (1889-1968) 9, 146

276. Социализация 8, 17, 73, 207, 208, 209, 210, 214, 227, 228, 236, 260

277. Справедливость 104, 139, 161, 226,1. Степанянц Мариэтта

278. Тиграновна 9, 140 Степин Вячеслав Семенович 9, 140,141, 142

279. Стиль деятельности, отношений и руководства в коллективе авторитарно-догматический. авторитарно-императивный 261 демократический конструктивный. 14 созидательный. 14 Сублимация 84, 125,127

280. Толерантность 20, 95, 244, 254, 256,269

281. Толстой Лев Николаевич (18281910) 5, 9, 31, 33, 43, 60, 61, 62, 65, 76, 119, 120, 145, 148, 152, 153, 157, 162, 182, 183, 189, 194, 200, 268, 281,288, 289 Торо Генри Дэвид (1817-1862) 9, 145, 148, 268

282. Традиции 8, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 25, 28, 29, 60, 67, 88, 90-92, 94, 95, 98, 132, 136, 139, 175, 177, 184, 234, 251, 252, 255, 273, 298

283. Тряпицына Алла Прокофьевна (р. 1949 г.) 9, 691. Ушева М. Н. 61

284. Федоров Николай Федорович (1828-1903) 120

285. Ферьер Адольф (1879-1960) 9, 27,41,44, 46

286. Фома Аквинский (Thomas Aquinas: 1225-1274) 9, 20, 107 Франк (Francke: Семен Людвигович (1877-1950) 10, 103, 121

287. Франкл (Frankl: р. 1905) Виктор

288. Фрейд (Freud: 1856-1939) Зигмунд 10, 123, 129, 132, 134 Френе Селестен (1896-1966) 9, 28

289. Фромм Эрих (1900-1980) 10, 113, 114, 129, 134, 167, 274 Хайдеггер (Heidegger: 18891976) Мартин 9 Холмс Р. 9, 140

290. Хомяков Алексей Степанович (1804-1860)119

291. Ценности 22,155, 210, 257, 268, Цивилизация 132, мировая. 138 нерепрессивная. 70 техногенная . 18, 141,142

292. Константинович 9, 91, 92 Шопенгауэр Артур (1788-1860) Шпенглер Освальд (1880-1936) 10, 111,23124

293. Штейнер (Штайнер) Рудольф (1861-1925) 9, 51, 52, 53, 54, 56, 59

294. Эмерсон Ральф Уолдо (18031882) 9, 145, 148, 268 Этнопедагогика 11, 13, 15, 245, 251,283,298, 299, 300, 301

295. Юнг (Jung:1875-1961) Карл Густав

296. Ясперс (Jaspers: 1883-1969) Карл 10, 80, 104, 105