Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Теоретико-методическое обоснование комплексного использования фольклора в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Коряжкина, Елизавета Алексеевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Теоретико-методическое обоснование комплексного использования фольклора в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Коряжкина, Елизавета Алексеевна, 2000 год

Введение.

Глава I. Народная педагогика и эстетическое воспитание детей.

1.1. Исходные термины и понятия.

1.2. Фольклор в отечественной истории эстетического воспитания детей.

1.3. Анализ современного состояния эстетического развития детей средствами фольклора.

1.4. Педагогическая концепция эстетического воспитания детей средствами фольклора.

I Глава II. Опытно-экспериментальное исследование комплексного использования фольклора в эстетическом воспитании детей.

2.1. Характеристика приемов и методов комплексного использования фольклора в программах эстетического воспитания детей.

2.2. Психолого-педагогическая оценка эффективности комплексного обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе фольклора.

2.3. Социологические показатели эффективности воздействия фольклора на развитие личности ребенка.

2.4. Организационно-педагогическая модель функционирования детского фольклорного центра.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Теоретико-методическое обоснование комплексного использования фольклора в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста"

Актуальность избранной темы исследования обусловлена повышенным вниманием современной науки, культуры и общества в целом к общечеловеческим ценностям. Ведущая тенденция в развитии человечества - движение к целостному миру - выдвигает эстетическую культуру личности на роль одного из главных факторов восстановления в нем "природосообразной целостности" /76, с.99/.

Процессы, реализующие на практике идею гуманизации воспитания, отличаются национальным своеобразием воспитательной системы, сложившейся в той или иной стране. "Гуманизм как норма социальной жизни неизбежно интернационален. Именно через проникновение общемировых "стандартов" в национальные системы воспитания и может идти их гуманизация в современном мире", утверждает О.Н.Козлова. При этом особое значение приобретает опыт отечественных ученых и практиков, так как он ".позволяет наиболее органично, естественно изменять нашу систему воспитания на базе собственной национальной духовности" /там же, с.97/.

Вместе с тем, состояние эстетического воспитания в современной России характеризуется углублением разрыва между научно-теоретическими достижениями и реальной педагогической практикой. Это противоречие не в последнюю очередь обостряется из-за социально-экономической нестабильности. Для научно-теоретического осмысления произошедших в стране политических изменений и выработки новых педагогических концепций потребовался определенный период времени. После долгого периода дисбаланса в пользу интересов "общества" (точнее, требований господствующей идеологии) педагогика "повернулась лицом" к человеку.

Возникшая перед педагогами задача "перестройки" своей деятельности осложнилась и тем, что сам образ ученика, совсем недавно такой привычно однородный и целостный, буквально на глазах начал "расплываться" из-за усилившегося социального расслоения общества, многообразия стилей жизни, культурно-образовательной дифференциации населения.

Тем временем у общества назрела потребность в воспитании творческой индивидуальности, что выразилось в стихийном создании негосударственных учреждений дополнительного образования, в которых малыши начинают учиться с четырех, а в иных и с трех лет. Следует отметить, что традиционной отечественной педагогике в области эстетического воспитания этот возраст мало знаком, прежде всего в аспекте его психо-физиологических особенностей. Необходим также учет некоторых новых социальных факторов, существенно влияющих на содержание дошкольной педагогики. В новых условиях кризис сферы общественного воспитания усугубился разрушением двух государственных систем - дошкольного и внешкольного образования. Вследствие резкого расслоения общества по имущественному цензу основная масса детского населения оказалась выброшенной на улицу, а созданные "альтернативные" учреждения - кооперативные детские сады, негосударственные центры, клубы и дома детского творчества, - лишенные государственной поддержки наряду с уцелевшими традиционными, превратились в элитарные, престижные, доступные далеко не всем детям.

В угрожающем положении находится средняя школа, которую уже нельзя назвать общеобразовательной, так как учеников остается все меньше. Ведь получив паспорт в 14 лет (что означает официальное разрешение на трудоустройство), многие ли подростки удержатся от искушения "быстро и легко" получить лучшее в жизни "по-европейски", иными словами, достигнуть желаемого уровня потребления кратчайшим путем? Выбор пути, связанного с поиском собственного предназначения, достойной жизненной цели для реализации природных склонностей и способностей, к сожалению, останется удачей немногих, возможно, единиц.

В этой связи возрастает значение задач личностного развития ребенка на более ранних этапах его жизни. Дошкольный и младший школьный возраст сегодня оказываются тем ответственным периодом, когда должен максимально проявиться природный потенциал ребенка как основа формирования жизненных устремлений личности. Не менее важно успеть подготовить будущего члена общества к выполнению многообразных социальных ролей, - полноценная творческая самореализация вне социума невозможна.

По мнению социальных психологов, в наш "век скоростей" смена жизненных ценностей у разных поколений происходит каждые пять лет /80/, таким образом, за период демократических изменений в стране одно поколение в педагогическом смысле уже "упущено". В ситуации отмены государственной монополии на образование всю ответственность за его результаты общество возлагает на профессионалов в сфере педагогики. В преодолении кризисного состояния системы воспитания и образования ведущая роль принадлежит духовному "капиталу" нации, а значит, - носителям национальной культуры, тем творческим личностям, которые владеют этими ценностями и способны передать их потомкам.

В этой ситуации особую значимость приобретает как разработка новых культурологических образовательно-воспитательных моделей, так и новых институциональных структур.

ПРОБЛЕМА. Исходя из вышеизложенного, проблема исследования формулируется следующим образом: каковы педагогические условия комплексного использования фольклора в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста?

Решение этой проблемы представляет собой ЦЕЛЬ исследования.

Такие ключевые понятия педагогики как "обучение", "развитие" и "воспитание", интерпретируются автором исходя из специфики исследуемой ситуации. Обучение рассматривается не просто как передача тех или иных знаний, умений и навыков, но как овладение новыми технологиями поведения в процессе постоянного диалога и взаимообмена информацией между педагогом и детьми, как взаимообучение на основе "взрослого" и "детского" опыта.

Воспитание понимается как комплекс воздействия всей суммы факторов воспитывающего характера на ребенка: окружающая среда, семья, сверстники, формы досуга и т.д. Все эти факторы связываются в целенаправленной организации фольклорной среды как педагогически осмысленного жизненного опыта детей в современных условиях.

Исходя из данной трактовки учебно-воспитательного процесса, в развитии детей приоритетным является формирование у них таких личностных качеств и способностей, которые позволяют им творчески адаптироваться к реальным сложностям современного большого и малого "социума". Следовательно, народная педагогика в данном контексте рассматривается как вся система педагогических воздействий на личность на основе традиций и опыта предшествующих поколений, способствующих социализации личности с учетом этнических и региональных различий.

Теме возрождения традиционных форм национального эстети- . ческого воспитания и образования посвящены труды многих современных деятелей науки и культуры /19, 24, 46, 81, 96 и др./. Среди наиболее препятствующих этому процессу факторов авторы особо выделяют, во-первых, отсутствие базовой национальной культуры у нескольких поколений взрослых членов общества вследствие уничтожения ее в эпоху тоталитаризма /82, 160, 174/. Отмечается и тот факт, что сами традиционные формы не адаптированы к современным условиям воспитания детей /76, 106, 113/.

Следовательно, исходя из специфики функционирования воспитательно-образовательных учреждений, действительная проблема состоит в разработке способов адаптации содержания традиционной национальной культуры применительно к педагогическому опыту специалистов определенной категории и в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей того или иного конкретного возраста.

Актуальность исследования заключается и в том, что мало изучены педагогические возможности комплексного использования фольклора в эстетическом воспитании детей. 5 настоящее время образцы традиционного народного искусства оказались в фокусе внимания многих работников сферы образования и воспитания, прежде всего в связи с отменой прежнего, в большинстве своем идеологизированного дидактического материала. Возвращаясь к общечеловеческим ценностям, педагоги стремятся заполнить возникший репертуарный "вакуум" безусловно наиболее достойным учебным материалом - произведениями традиционного русского фольклора. Однако, для освоения их детьми преподаватели зачастую используют прежние принципы, методы и формы. В организации фольклорного материала для 4-5-летних малышей иногда применяются жанровый и тематический принцип /143/. В младших классах школьникам предлагается "изучать" образцы фольклора методами языкознания и литературоведения /63, с. 64/; в детских концертах русские народные песни продолжают звучать в форме академического дирижерско-хорового исполнения (по стандарту "руки по швам").

Имеются попытки создания учебных программ для общеобразовательной школы /113. 167, 177/. Одной из первых разработана экспериментальная программа "Фольклор в школе" для 1-3 классов (составители Л.В.Шамина и Л.Л.Куприянова); издана "Школа русского фольклора" для обучения в младших классах (под ред. проф. М.Т.Картавцевой); программа "Мир народной культуры" М.Ю.Новицкой также предназначена для начальной школы.

Дошкольные учреждения, в том числе все детские сады, в основном работают по программе музыкального воспитания, разработанной достаточно подробно силами сотрудников НИИ дошкольного воспитания под руководством проф. Н.А.Ветлугиной /29/. Однако, в этой программе очень мало места уделено детскому традиционному фольклору.

Недостаточно разработан и комплексный подход к эстетическому воспитанию личности. За последнее десятилетие в педагогической практике возникли разнообразные комплексные формы эстетического воспитания детей, в том числе и с включением в занятия нескольких видов искусств. Опыт зарубежной практики свидетельствует о положительных результатах использования синтеза искусств в эстетическом воспитании /108, 109/. Но в нашей стране до сих пор проводились лишь единичные исследования по изучению подобных форм эстетического воспитания /22, 32, 169/, не обоснованы научные принципы комплексного подхода, нет научно разработанных методик. Кроме того, почти не изучена возможность использования - в качестве синтезирующего различные виды искусств фактора - фольклора как целостного комплекса материальных и духовных ценностей традиционной национальной культуры.

В основу исследования легла ГИПОТЕЗА о том, что комплексное использование фольклора как дидактического материала возмсь жно пои соблюдении следующих условий:

- включение фольклора в художественно-эстетическую деятель ность детей, направленную на формирование социализирующих моде лей поведения;

- творческая трансформация фольклорного материала с учетом особенностей городского образа жизни подрастающего поколения;

- психолого-педагогическая диагностика особенностей развития детей как условие эффективного усвоения учебного материала.

Задачи исследования:

- анализ современного состояния освоения фольклора детьми в городских учреждениях образования и воспитания;

- адаптация принципов "народной педагогики" в качестве оснований комплексной программы эстетического воспитания детей:

- разработка теоретической и организационно-педагогической модели функционирования детского фольклорного центра в условиях городской среды;

- социально-педагогический эксперимент: разработка критериев и показателей эффективности методов эстетического воспитания и культурологической деятельности на основе фольклорных образцов;

- апробация экспериментальной программы эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста в Детском фольклорном центре.

Предмет исследования - художественно-эстетическая деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе комплексного освоения фольклорных образцов.

Объект исследования - педагогический процесс по освоению детьми традиционной народной культуры в сфере дополнительного образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Комплексное использование фольклора в педагогическом процессе предполагает поиск единого смыслового содержания фольклорных образцов в рамках выбранного репертуара, способствующего формированию у детей целостных нравственно-эстетических и мировоззренческих установок. В этом случае целостность эстетического развития ребенка выражается степенью связи освоенности фольклорных образцов и поведенческих стереотипов.

2. Достижение результата предполагает наличие в дидактическом материале фольклорных образцов, обладающих полимодальной структурой, т.е. активизирующих одновременно все системы восприятия в синтезе различных видов художественно-эстетической деятельности. Последняя при этом играет роль адекватного фольклору художественно-творческого метода его освоения.

3. В роли главных критериев эффективности эстетического развития детей должны выступать изменения в сенсорных системах и фиксироваться в социально-психологических параметрах личностного развития.

Для решения исследовательских задач была использована система взаимодополнительных методов, основным из которых стал длительный (в течение десяти лет: 1987-1997 гг.) социально-педагогический эксперимент в группах комплексного эстетического развития детей возраста 4-8 лет. В рамках эксперимента были использованы и другие методы: сравнительный анализ результатов художественно-эстетической деятельности, анкетирование, тестирование детей (психологическая диагностика), а также математический, статистический и графический анализ результатов экспериментального исследования.

Теоретическую основу работы составили труды известных отечественных и зарубежных философов, педагогов и психологов (М. С. Каган, М.М. Бахтин, В. А. Разумный, И. С. Кон, Л.С.Выготский, В.А.Сухомлинский, Б.М.Теплов, Н.А.Ветлугина, Л.В.Шамина; Б.М.Неменский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Дж.Гилфорд, Р.Банд-лер, Дж.Гриндер, А.В.Запорожец, Л.А.Венгер и др.), видных деятелей науки, искусства и культуры (Д.С.Лихачев, В.Я.Пропп, В.Е.Гусев, Е.М.Мелетинский, М.Н.Мельников, М.Ю.Новицкая, Г.М.Науменко, К.Я.Чуковский, В.И.Белов и др.), а также исследования по общей педагогике, дидактике, художественному образованию, эстетическому воспитанию, искусствознанию, эстетике и фольклористике /11, 28, 37, 50, 54, 75, 96, 118, 155, 158 и др./.

Научная новизна заключается как в осуществлении самого исследования - длительного социально-педагогического эксперимента в условиях изменявшейся в стране социокультурной ситуации, так и в его результатах.

В области теории: Разработаны концептуальные обоснования новых подходов в эстетическом воспитании. Наряду с существующими концепциями и программами "комплексности", автор разработал свою версию на основе особого вида художественно-творческой деятельности - фольклора, как наиболее целостно представленного синтеза различных видов искусства в их традиционном бытовании. Полифункциональность фольклора как особого социокультурного феномена позволяет актуализировать различные виды педагогического воздействия в контексте социализации: социально-исторические, информативные, коммуникативные, эстетические, творческие и др.

Принципиальная новизна заключается также в использовании ранее неизвестных отечественной педагогике методов измерения эффективности комплексного обучения детей путем сравнения показателей тестовой диагностики их сенсорных систем. Данная методика базируется на результатах исследований зарубежных психологов Р.Бандлера и Дж.Гриндера - создателей так называемой теории нейролингвистического программирования. В результате применения указанной диагностики показаны преимущества экспериментальной комплексной программы эстетического воспитания и социокультурного освоения эстетических (фольклорных) образцов детьми со "средним" уровнем способностей.

Практическая значимость заключается в создании и апробировании новой институциональной структуры - детского фольклорного центра эстетического воспитания. Программы *) и методики, разработанные в данном центре, могут быть использованы в других общеобразовательных и воспитательных учреждениях (школах, гимназиях, центрах детского творчества и др.), а также в сфере подготовки работников культуры. Комплексная программа эстетического воспитания детей подготовлена к изданию по заказу Республиканского центра русского фольклора в 1993 г. (см. архив ГРЦРФ МК РФ).

Помимо апробации комплексной программы эстетического воспитания детейдяикольного и младшего школьного возраста в течение десяти лет в условиях дошкольного образовательного учреждения (детский эстетический Центр "Золотой петушок", .Москва), теоретические и методические положения диссертации внедрялись в учебном процессе Института переподготовки работников искусств, культуры и туризма МК РФ, а также были представлены на конференциях: "Проблемы перестройки в вузах культуры", МГИК, 1987; "Комплексная программа эстетического воспитания населения: пути разработки и реализации", НИИК, 1988; "Проблемы интернационально-патриотического воспитания молодежи в сие-те нового политического мышления", Одесса, 1989; "Традиционная культура и образование". Краснодар, 1991; "Культура России: возрождение или упадок?", Москва, 1997; "Театр - дети - образование", С.-Петербург, 1998.

Результаты научно-практического опыта реализации комплексной программы вошли в серию репертуарных сборников произведений русского детского фольклора, представленных в виде своеобразных дидактических моделей - сценических композиций, нотных партитур для ансамбля народных инструментов, обработок песенного фольклора для пения в сопровождении четырехручного ансамбля на фортепиано (так называемых форм "домашнего музицирования"), а также экспликаций сказочных спектаклей и театрализованных календарных праздников.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Рукопись диссертации содержит 182 страницымашинописного текста, приложения - 141 стр. Библиография насчитывает 185 наименований.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ВЫВОДЫ. Анализ вышеописанного материала, полученного в результате статистической обработки собранных анкет, показывает следующее:

1. В Центре "Золотой петушок" занимаются дети из различных социальных слоев населения, большинство родителей относятся к категории людей с высшим образованием, активных в духовной и культурной жизнедеятельности, осознающих ответственность за будущее своих детей и необходимость создания адекватных условий для их полноценного и всестороннего развития.

2. Большинство (84,5%) учащихся посещают комплексные занятия всегда с удовольствием, в учебной группе чувствуют себя комфортно (89,8%), учатся охотно, проявляя в зависимости от индивидуальных предпочтений большой интерес к тем или иным видам художественно-эстетической деятельности.

3. Уже в итоге первого учебного года родители всех учащихся (100%) отмечают положительные изменения в поведении своих детей: появление у них позитивных качеств и свойств в различных сферах личностного развития - общительности, самостоятельности, инициативности, организованности. Наиболее часто констатируются в анкетах такие новообразования, как трудолюбие, любознательность, активность, сообразительность и богатое воображение. Наряду с этим родителей радует исчезновение у детей некоторых присущих дошкольному возрасту негативных особенностей: робости, застенчивости, скованности, несобранности и медлительности.

4. Из наблюдений за детьми в домашней обстановке родители фиксируют расширение у испытуемых круга интересов благодаря новым увлечениям различными видами художественно-эстетического творчества: пением, музицированием, рисованием и лепкой, танцами, театрализацией (86,3% респондентов).

В целом результаты проведенного социологического опроса родителей учащихся выявили факт адекватности созданных организационно-педагогических форм комплексного эстетического воспитания возрастным и индивидуально-психологическим особенностям дошкольников и младших школьников, что подтверждается положительным к ним отношением большинства учащихся, комфортным самочувствием детей в учебном коллективе, а также желанием самих родителей продолжать обучение своего ребенка в следующем учебном году (78,9% опрошенных). Об эффективности комплексного обучения на основе фольклора в решении задач личностного развития свидетельствует признанный всеми родителями учащихся (100%) факт позитивных изменений в динамических и волевых особенностях поведения детей, а также в социальной, познавательной и мотивационной сферах развития личности.

2.4. Организационно-педагогическая модель функционирования детского фольклорного Центра

Анализ результатов проведенного исследования позволил разработать базовую организационно-педагогическую модель функционирования детского фольклорного Центра, независимо от ведомственной принадлежности, состава учредителей, форм собственности. Своеобразие данной модели состоит в том, что она строится не по "учрежденческому", а преимущественно по функциональному принципу и потому может быть реализована в самых разнообразных социокультурных, правовых и экономических условиях. Рассмотрим подробно данную модель.

Исследование показало, что для организации деятельности детского фольклорного Центра необходимо наличие как минимум трех взаимосвязанных и взаимодополняющих целей, определяющих его функционирование на долгую перспективу: формирование эстетического сознания, общих и специальных художественных способностей учащихся с дошкольного возраста, развитие их интересов и склонностей к различным видам художественно-эстетической деятельности. При этом учебно-воспитательный процесс основывается на синтезе различных видов искусств при использовании в качестве дидактического материала произведений традиционного русского фольклора и художественно-прикладного народного творчества.

Педагогический процесс организационно подразделяется на два этапа: 1-й для дошкольников. 2-й - для детей школьного возраста. Эти этапы отличаются существенно друг от друга прежде всего по признаку "синкретичность" - "специализация" в освоении художественно-эстетической реальности.

Соответственно, в дошкольном возрасте необходимо создать условия для комплексного эстетического развития детей, основанного на синтезе разных видов и жанров фольклора, разнообразной игровой деятельности, празднично-обрядовой культуре. Второй этап предполагает - при сохранении данного комплекса -увеличение объема той или иной специализации в зависимости от склонностей ребенка (театральное, музыкальное, изобразительное искусство и др.).

Важно отметить, что длительное наблюдение и собственная опытно-экспериментальная работа показывают необязательность сохранения фольклорной доминанты на втором этапе, с учетом специфики городского образа жизни детей (усиление в школьный период влияния СМИ, интеллектуализации учебного процесса в школе, компьютерных технологий, книжно-письменной культуры и проч.), а также в силу общей готовности учащихся данного возраста к освоению достижений мировой художественной культуры.

В то же время, сохранение нравственно-этического, мировоззренческого "ядра" народной педагогики остается крайне важным как социализирующий и педагогический фактор в противовес опасной тенденции к усилению индивидуализма, криминальной психологии, стяжательства и других негативных проявлений в школьном возрасте. Религиозное воспитание при всем его благотворном воздействии не может в полной мере решить такую задачу по многим объективным причинам (поликонфессиональная, полиэтническая и поликультурная страна, неотлаженность взаимоотношений государства и церкви, отсутствие разнообразных "светских" педагогических технологий, связывающих глубинные пласты религиозной культуры с повседневной жизнедеятельностью людей).

Особая педагогическая задача - соответствие филогенетического (на основе традиций народной педагогики) и онтогенетического (/98, с.45/) развития ребенка. Для ее решения необходима диагностика как психофизиологических особенностей детей, так и их художественно-исполнительских навыков, уровней развития музыкального слуха, ритмического чувства, пластики и т.д.

Таким образом, педагогический процесс разворачивается на пересечении образцов народной культуры и результатов психолого-педагогической диагностики. Как известно, фольклор сочетает в себе традиционные и инновационные элементы, благодаря которым действует принцип его преемственности, транслируемости во времени. На основе использования данного свойства фольклора оправдал себя опыт предварительной разработки дидактических моделей, обеспечивающих сбалансированность этих элементов относительно независимо от индивидуальных особенностей стиля педагогической работы того или иного специалиста.

Основным разработчиком и координатором в реализации таких моделей должен быть художественный руководитель, ответственный за органичное объединение различных видов искусств на каждом занятии и в программах сценических выступлений детей (принцип комплексности). Подготовленная педагогическая программа в данном случае должна включать в себя качественные и количественные критерии социального, психофизиологического и эстетического развития: число "репертуарных единиц", сроки их освоения, уровень дидактической сложности фольклорных образцов.

Согласно Комплексной программе учебно-воспитательный процесс организован в форме интегрированных занятий по практическому освоению детьми языков различных видов искусств, овладению средствами выразительности музыки, хореографии, изобразительного и театрального искусства в различных видах художественного творчества: пении, инструментальном музицировании, танце, рисовании, лепке, разыгрывании фольклорных игр, театрализованных обрядовых представлений и постановке музыкальных спектаклей по русским народным сказкам.

Тематический учебный план структурно основывается на цикле русских народных календарных праздников, таких как Святки, Масленица, Осенины и других, к которым приурочены сценические выступления детей. В процессе подготовки и участия в детских календарных праздниках каждый ребенок имеет возможность проявить свои творческие способности и исполнительские навыки, приобретенные в различных видах художественно-эстетической деятельности.

Учебным материалом Комплексной программы служат произведения традиционного русского фольклора и народного художественно-прикладного искусства. Детям предлагаются для освоения песни, игры, хороводы, сказки, обряды и другие образцы разных жанров русского фольклора в строго определенной последовательности, позволяющей сформировать у них метро-ритмическое чувство, музыкальную память и слух, навыки чистого интонирования, координации движений тела. Речь также идет о формировании национального стиля художественного мышления и чувства патриотизма, любви к своему народу у всех учащихся.

Уже к концу первого учебного года (на подготовительной 9 ступени) у пятилетних малышей формируются умения петь в диапазоне октавы, ритмично играть на ударных народных инструментах. Они овладевают первоначальными навыками координации движений в хороводе, пляске, начинают осваивать азбуку русского орнамента в аппликации и рисунке. В следующие два года, на 1-й и II-й ступенях комплексного курса, дошкольники самостоятельно изготавливают элементы театральных костюмов, маски и декорации к сказочным спектаклям, осваивают народную манеру сольного и ансамблевого исполнения песен разных жанров фольклора, разучивают орнаментальные хороводы и плясовые композиции, разыгрывают роли в обрядовых театрализованных представлениях, иллюстрирующих народные календарные праздники.

Принцип сочетания исполнительских навыков в комплексном обучении обусловлен не только национальной традицией, но, что важнее, - психологическими возрастными особенностями ребенка-дошкольника. Самим учащимся, благодаря синкретизму детского мышления, такой синтез представляется естественным, а их зрителям - на показательных выступлениях - художественно оправданным. так как учебный репертуар композиционно выстраивается в сценических формах, основанных на принципах исполнения фольклорных произведений. Синкретизм фольклора - соединение в нем напева, слова и движения - позволяет сочетать в детском творчестве сразу несколько видов художественно-эстетической деятельности. С помощью приемов театрализации пение, например, интегрируется с движением как два равноправных средства выразительности художественного образа.

Метод обучения на всех комплексных занятиях - игровой. При этом дети проходят в учебном процессе все возрастные этапы развития форм игры: от забав с игрушками и подражаний через сюжетно-ролевую - к игре-драматизации, подготавливающей их к созданию художественного образа героя или персонажа в музыкальном спектакле.

Самостоятельное создание художественного образа становится доступным детям, конечно, не сразу. Первые попытки оригинального творчества, нестандартных решений они совершают на протяжении длительного периода развития навыков импровизации и сочинения. Но для того, чтобы обеспечить на каждом задании эмоционально-насыщенную атмосферу свободного творческого самовыражения, над выстраиванием любой сценической формы - будь то музыкальная игра, народный танец, игровой хоровод или спектакль - совместно работают педагоги-специалисты различных художественных направлений: режиссер, фольклорист, хореограф, хормейстер, дирижер-инструменталист и художник.

На примере экспериментальной разработки дидактических моделей (образцов педагогической технологии) в детском фольклорном Центре "Золотой петушок" можно выделить следующие их виды в зависимости от художественно-исполнительских особенностей: "музыкальная игра", "игровая композиция" ("песенно-инструмен-тальная, ритмико-пластическая, хореографическая и т.п.), "игровой (орнаментальный) хоровод", "театрализованное обрядовое представление", "музыкальный спектакль ("живой" или кукольный) по русской народной сказке", "театрализованное народной действо (посиделки, ярмарка)".

Как видно из самих названий этих моделей, они являются своеобразным организационно-педагогическим средством, объединяющим усилия педагогов различных художественных специализаций. Кроме того, в данном случае соблюдается реализация такой генетической характеристики фольклора, как максимальная сближенность содержания репетиционной и концертно-исполнительской деятельности. Каждое занятие становится маленьким театрализованным представлением, позволяющим "проживать" его участникам соответствующие предлагаемым обстоятельствам роли, исполнительские действия, игровые ситуации.

Особая ответственность возлагается на художественного руководителя, выполняющего сложную задачу приведения творческих замыслов всех специалистов в соответствие с требованиями Комплексной программы и разрабатывающего совместно с ними сводный репертуарно-тематический план комплексных занятий.

Однако не следует думать, что дидактические модели представляют собой некие жесткие структуры. Выбор конкретных фольклорных образцов, на основе которых будет создана та или иная модель, педагоги осуществляют самостоятельно. Кроме того, педагоги могут ввести в план удачные композиции-модели из прошлого опыта, вправе наполнить известную форму новым содержанием, если оно принципиально не искажает эстетическую и мировоззренческую направленность традиционного искусства.

Своеобразный профессиональный "цех" составляет методическая служба Центра. Ее особенность в детском фольклорном Центре заключается в постоянной востребованности методической продукции всем педагогическим коллективом, а также в связи с этим максимальной сориетированности методической деятельности на реальный, "живой" педагогический процесс.

В обязанности методиста входит: формирование фонда фольклорных текстов для сказочных персонажей и героев театрализованных обрядовых представлений; методист предоставляет, например, художнику литературу для создания эскизов костюмов, масок, декораций будущих постановок, другие наглядные материалы. Педагог любой специализации может заказать методисту отбор двух-трех вариантов одной песни для выбора наиболее подходящего к уровню возможностей детей конкретного возраста и года обучения, либо нескольких образцов под определенную художественную идею.

Определенное общее направление коллективной творческой мысли придает строго зафиксированная в Программе последовательность освоения традиционных народных праздников и обрядов, а также степень участия в них учащихся на каждой ступени комплексного обучения.

Сформированный таким образом сводный план становится руководством к дальнейшим действиям: репертуарная тетрадь для каждой учебной группы заполняется готовыми дидактическими моделями (т.е. экспликациями сценариев различных композиций, спектаклей, обрядовых представлений и т. п.) и текстами фольклорных образцов для новых дидактических моделей. Сводный ре-пертуарно-тематический план нужен также руководителю Центра для контроля, с одной стороны, учебно-воспитательного процесса в целом, и с другой, - за работой всего педагогического коллектива и каждого специалиста в отдельности. Для всех сотрудников центра это своеобразный "календарь", по которому устанавливаются сроки изготовления декораций, театральных масок, пошива новых костюмов к спектаклям, даты сводных и генеральных репетиций, отчетных выступлений детей и праздничных мероприятий.

В сводном плане отражены главные взаимосвязи как между педагогами, так и между группами в общем учебно-воспитательном процессе на учебный год. В отличие от него, репертуарная тетрадь каждой учебной группы служит "настольной книгой" для всех специалистов: педагогов, концертмейстеров и методистов. Любой преподаватель заходит в класс к детям одновозрастной группы с репертуарной тетрадью в руках и после своего занятия передает ее другому педагогу по соответствующему предмету.

В репертуарной тетради фиксируются результаты дальнейшей конкретизации творческих замыслов каждого педагога, а также все создаваемые детьми новые фольклорные образцы. В конце учебного года на педсовете новые дидактические модели и образцы творчества получают оценку своих художественных и педагогических достоинств в ходе коллективного просмотра видеозаписей детских праздничных и отчетных мероприятий, после чего лучшие из них занимают место в разделе соответствующей ступени обучения репертуарного фонда Центра. Такой фонд гарантирует жизнеспособность всей технологии педагогического процесса при любых ситуациях реальной жизни, например, в случае смены педагогов или включения в коллектив малоопытного специалиста.

В летний период подведение итогов работы за истекший учебный год практически сливается с этапом подготовки реперту-арно-тематического плана на новый учебный год, что позволяет регулировать учебную нагрузку детей, разнообразить дидактический материал по ролям для каждого ребенка с учетом его достижений на предыдущей ступени обучения, т.е. ориентироваться на его "зону ближайшего развития", исходя из его индивидуальных возможностей, причем как уже выявленных, реализованных, так и предполагаемых, потенциальных.

Особая педагогическая и этическая проблема заключается в характере взаимодействия педагогов детского фольклорного Центра и родителей учащихся в системе платного обучения. Изучение опыта работы и некоторая систематизация возможных социальных позиций родителей по отношению к сотрудникам Центра позволяет выделить следующие варианты:

1. Взаимодействие по принципу "покупатель-продавец". Родитель занимает подчеркнуто отстраненную позицию по отношению к педагогам, демонстрирует нежелание прямо или косвенно участвовать в работе детского Центра. Обосновывает свою позицию тем, что он уже оплатил свое участие соответствующими денежными средствами.

2. Взаимодействие "ревизор - ревизуемый". Позиция близка первой, но более агрессивна. Родитель настроен на поиск недостатков в работе педагогов и при каждом удобном случае старается выразить свои претензии.

3. Роль "помощника, "соучастника". Это безусловно наилучший вариант для взаимодействия родителей и педагогов, позволяющий создавать подлинный союз воспитателей в решении единых творческих задач.

4. Взаимодействие по типу "нейтральный наблюдатель - демонстратор". В роли демонстраторов своей "продукции" выступают педагоги и дети, а родителям достаточно участия детей в работе центра. Содержание и качество занятий их мало интересует. Могут при этом выполнять разовые поручения педагогов, если их об этом персонально просят.

Огромный "жизнестроительный" потенциал фольклора позволяет все вышеназванные позиции направить в созидательное русло через непосредственное приобщение родителей к моделям фольклорного поведения и творчества.

Формальность взаимоотношений поначалу преодолевается знакомством родителей с каждым педагогом и сотрудником Центра на общем родительском собрании, затем - обращением их друг к другу по имени и отчеству. Как правило, после каждого занятия педагоги делятся с некоторыми родителями лично своими замечаниями и наблюдениями за детьми, в обстановке свободного общения консультируют их по вопросам эстетического воспитания и развития.

Непосредственное участие родителей предусмотрено во всех праздничных мероприятиях. После сценических выступлений детей педагоги и родители ведут беседу за чайным столом у самовара, во время проведения коллективных фольклорных игр все взрослые участвуют в них наравных с детьми. В Масленицу устраивается традиционный конкурс родительских блинов с призами, ко дню рождения своего чада родители берут на себя организацию сладкого стола для всей одновозрастной группы, а именинник получает подарок от детского Центра.

Применяются также стимулы экономического характера: участие в обеспечении жизнедеятельности Центра оценивается в денежном выражении, и на эту сумму снижается плата за обучение ребенка. Многие административные и хозяйственные обязанности выполняют родители учащихся, получая возможность не оплачивать обучение своих детей. Именно таким образом осуществляется в Центре уборка и ремонт помещений, стирка белья, обслуживание детей за чайным столом, пошив и реставрация концертных костюмов, ремонт мебели и оборудования, изготовление декораций и сценического реквизита, доставка материалов на личном автотранспорте и многое другое.

Предоставление права бесплатного обучения своих детей всем сотрудникам Центра сближает союз родителей и работников, так как и те и другие по отношению к детским группам в целом оказываются в одинаковых ролях. Здоровая состязательность между учебными группами в достижении успехов сплачивает детей и взрослых внутри каждого маленького коллектива, в результате начинают "работать" механизмы самоорганизации и самоуправления.

В заключение напомним об участии родителей в создании особого "педагогического пространства" - фольклорной среды, анализ которой представлен в § 1 второй главы.

В детском фольклорном Центре продумана гибкая система стимулирования серьезного отношения детей и родителей к учебной деятельности. В частности, при равных стартовых условиях родители "круглых отличников" по итогам учебного года получают возможность льготной, 50%-ной оплаты стоимости обучения в следующем году. Как поощрение воспринимается детьми и участие в гастрольных концертах, на съемках ТВ в детских передачах, сольные выступления в театрализованных представлениях.

В финансово-экономическом отношении детский фольклорный Центр может стать полностью самоокупаемым при условии освобождения его от уплаты всех налогов, а также аренды и коммунальных услуг (что, кстати, является нормой во всех цивилизованных странах). Основной источник финансирования - ежемесячная плата родителей за обучение детей. Дополнительные средства складываются из единовременных поступлений от организаций-спонсоров и доходов от собственных благотворительных мероприятий, которые расходуются на материальное оснащение - приобретение музыкальных инструментов, оргтехники, мебели, игрушек, новогодних подарков и прочих материалов.

Как показывает многолетний авторский опыт руководства подобным образовательным учреждением, детский фольклорный центр способен полностью удовлетворять потребности той категории родителей, которые предпочитают для своих детей домашнее (семейное) воспитание до поступления в школу. Помимо комплексных занятий по эстетическому развитию детей, их родителям здесь обеспечена высококвалифицированная помощь психологов и педагогов в решении проблем воспитательного, учебно-методического и социально-диагностического характера (выявление природных склонностей и способностей, анализ общих черт интеллекта и др.).

Максимальная учебная нагрузка, обеспечиваемая центром ребенку-дошкольнику - 5-12 пед.часов, в возрасте от 6 до 15 лет - до 14 педагогических часов в неделю, однако индивидуально-допустимую норму определяет специалист-психолог, предлагая родителям оптимальный вариант для каждого года обучения ребенка.

Дети школьного возраста посещают занятия в центре с целью получения дополнительного - художественно-эстетического - образования, позволяющего им поступить затем в среднее специальное образовательное учреждение художественного профиля: музыкальное, театральное, хореографическое, художественно-прикладное училища или школы, колледжи культуры и искусства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог всему диссертационному исследованию, можно сделать следующие утверждения.

Анализ современного состояния эстетического воспитания детей средствами фольклора выявил основную его проблему - поиск адекватности произведений народной художественной культуры особенностям индивидуального развития ребенка. С нашей точки зрения, ее решение лежит на пересечении определенных свойств восприятия и поведения ребенка со скрытым в каждом фольклорном образце способом его освоения.

Комплексное использование фольклора, согласно результатам исследования, зависит от ряда определяющих факторов, среди которых:

- особая фольклорная среда, трактуемая как совокупность ситуаций социального взаимодействия педагогов, родителей и детей в роли равноправных партнеров единого творческого процесса по реконструкции и развитию фольклорного комплекса;

- учет индивидуальных социально-культурных и психофизиологических особенностей развития учащихся, своеобразия социального окружения;

- отбор фольклорных образцов с целью обеспечения сбалансированности развития всех сторон личности ребенка как члена коллектива и исполнителя фольклорного произведения.

Учет данных факторов предполагает выделение в качестве приоритетных следующих педагогических целей:

- целостное нравственно-эстетическое развитие ребенка средствами народной педагогики;

- гармоничное психофизическое развитие детей в процессе освоения образцов фольклора и художественного исполнительства;

- развитие исполнительских навыков детей независимо от их культурного уровня и наличия соответствующих способностей.

Реализация этих педагогических целей обусловила специфику приемов и методов комплексного использования фольклора в эстетическом воспитании детей. Главная педагогическая стратегия заключалась в поэтапном овладении детьми фольклорным материалом в соответствии с устоявшимися стереотипами повседневной игровой деятельности. На первых этапах включения ребенка в народную культуру традиционный фольклор "растворён" в привычном игровом опыте (знакомые игровые сюжеты, правила, персонажи), затем фольклорные образцы начинают приобретать для детей самостоятельную художественно-эстетическую значимость. На завершающем этапе приоритетным становится творческое преобразование детьми фольклорного материала на правах новых оригинальных образцов в традиционном стиле.

Базовым элементом создаваемой в этом случае фольклорной среды становятся фольклорные источники, организуемые как комплексный дидактический материал, способный максимально учитывать врожденные задатки, особенности восприятия и поведения каждого ребенка. В соответствии с этой установкой первым требованием к используемому фольклорному материалу были его адекватность возрастным особенностям детей и максимальное разнообразие в учебно-воспитательном процессе объектов духовной и материальной культуры, начиная от художественных произведений фольклора и кончая предметно-вещной и архитектурнопланировоч-ной структурой (помещение, интерьер, сценография и т.д.). Таким образом, понятие "фольклорный источник" трактуется достаточно широко: это все наглядно представленные формы и знаково-символические элементы, актуализирующие художественно-игровую активность детей с учетом их индивидуальных особенностей (доминант восприятия и поведения в связи с возрастом и предпочитаемыми элементами фольклорной среды).

Особое место в экспериментальной методике занимало создание педагогических ситуаций, формирующих образцы народного этикета в поведении и взаимоотношениях взрослых с детьми и детей между собой, социально адаптационные программы поведения. Учитывалась и такая особенность детского восприятия любого педагогического содержания, как стремление освоить его прежде все го практически, в собственном детском опыте. Поэтому при использовании на комплексных занятиях трех основных педагогических методов - наглядных, словесных и практических, - преобладала последняя группа методов.

Исследование подтвердило целесообразность применения следующего принципа отбора и классификации фольклорных образцов при составлении "фонда" дидактических материалов - сочетание жанровой принадлежности (песенный, поэтический, обрядовый фольклор и др.) с уровнем психофизиологических возможностей детей определенного возраста. Как показал проведенный нами длительный эксперимент, оправдала себя педагогическая технология анализа структуры фольклорных произведений с точки зрения их полимодальности, т.е. возможности воздействия их на все три основные системы восприятия ребенка: визуальную, аудиальную и кинестетическую. В нашем опыте в качестве структурных элементов выделялись: форма, цвет, интонация, ритмический рисунок и другие компоненты, имеющие значение универсальных сенсорных эталонов.

В ходе исследования были выделены универсальные дидактические модели, способные вместить в себя все разнообразие вышеназванных элементов. Наиболее эффективными оказались модели, обобщенно названные "игра", "сказка" и "праздник". В целом при составлении учебно-методического репертуарного плана предпочтение следует отдавать фольклорным образцам, обеспечивающим взаимодействие всех систем восприятия и развитие тех сторон личности ребенка, которые значимы для исполнения фольклорного произведения.

В процессе исследования получила подтверждение необходимость ранней диагностики художественных способностей детей в зависимости от ведущей системы восприятия. Результаты этой диагностики позволили разработать программы сбалансированного развития всех сторон личности ребенка.

Как показало исследование, благодаря комплексному обучению детей различным видам художественно-эстетического творчества изменения в их системах восприятия "обгоняют" формирование у детей навыков исполнительской деятельности. Данный результат кардинально меняет всю систему критериев педагогической эффективности эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Акцент смещается в сторону внутреннего эстетического и социального развития (эстетический вкус, образное мышление, творческая фантазия, мировоззрение) .

На раннем этапе комплексного обучения важным становится сформировавшийся у ребенка тип ведущей сенсорной системы, определяющий ускоренное развитие соответствующих навыков художественно-эстетической деятельности. Исследование показало, что при этом развиваются и другие системы восприятия.

Выявлена была и специфика дошкольного возраста в восприятии художественной информации - целостность, синкретичность, активизация всех органов чувств. Отсюда возникают соответствующие требования к фольклорному материалу: отбор из всего многообразия образцов, обеспечивающих закрепление в памяти ребенка предметных образов, составляющих целостное эмоционально-чувственное впечатление и создающих многокрасочную, дифференцированную картину мира в детском сознании. При этом сведена к минимуму отвлеченно-логическая и словесно-понятийная информация.

В ходе изучения эффекта комплексного воздействия на различные сенсорные системы установлено наличие взаимопроникающих отношений между ними и возможность их взаимовлияния через субмодальные связки, образуемые эквивалентными параметрами разных каналов восприятия. В процессе комплексного обучения детей навыкам художественно-эстетической деятельности на основе фольклора происходит синхронное воздействие на все анализаторы, вследствие чего возникает возможность переноса в различении признаков из одной сенсорной системы в другую. Таким образом, эффективность фактора комплексности заключается в преодолении "одноканальности" восприятия, восполнении его частичности за счет образования в нем внутренних межканальных связей.

Наконец, с помощью экспериментальных данных доказано отсутствие абсолютной зависимости между продуктивностью комплексного обучения на основе фольклора и уровнем природной одаренности ребенка. Все применяемые в педагогической практике методики оперируют фактором изначального уровня способностей к той или иной художественно-эстетической деятельности. В предлагаемом комплексном подходе этот фактор учитывается лишь на этапе подготовки учебного плана (в частности, для конкретной одновозрастной группы определенного года обучения). Основные же результаты педагогической работы, соответствующие целям заявленной концепции эстетического воспитания, достигаются в одинаковой степени успешно как одаренными, так и детьми со средним уровнем общих и художественных способностей.

Анализ результатов проведенного исследования позволил разработать базовую организационно-педагогическую модель функционирования детского фольклорного Центра, реализация которой не зависит от ведомственной принадлежности, состава учредителей, форм собственности. Согласно предлагаемой модели, педагогический процесс организационно подразделяется на два этапа: первый для дошкольников, второй - для детей школьного возраста. Эти этапы отличаются существенно друг от друга прежде всего по признаку "синкретичность" - "специализация" в освоении художественно-эстетической реальности.

Соответственно, в дошкольном возрасте необходимо создать условия для комплексного эстетического развития детей, основанного на синтезе разных видов и жанров фольклора, разнообразной игровой деятельности, празднично-обрядовой культуре. Второй возрастной этап предполагает - при сохранении данного комплекса - увеличение объема той или иной специализации в зависимости от склонностей ребенка (театральное, музыкальное, изобразительное искусства и др.).

Как показывает многолетний авторский опыт руководства детским фольклорным Центром, это образовательное учреждение способно полностью удовлетворять потребности той категории родителей, которые предпочитают для своих детей домашнее (семейное) воспитание до поступления в школу. Максимальная учебная нагрузка, обеспечиваемая Центром ребенку-дошкольнику, - 6,5-12 пед.часов в неделю, в возрасте от 7 до 15 лет - до 14 пед.часов, однако индивидуально-допустимую норму определяет специалист-психолог, предлагая родителям оптимальный вариант для каждого года обучения их ребенка.

Дети школьного возраста посещают занятия в Центре с целью получения дополнительного - художественно-эстетического - образования, позволяющего им затем поступить в среднее специальное образовательное учреждение художественного профиля: музыкальное, театральное, художественно-прикладное училища или школы, колледжи культуры и искусств.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Коряжкина, Елизавета Алексеевна, Москва

1. Детский фольклор В кн.: Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество.-Л.: Просвещение, 1983.-С 299-312.

2. Культурные "переживания" в детском фольклоре. В сб.: Мир детства и традиционная культура /Материалы П1 чтений памяти Г.С. Виноградова/ Сост. В.М.Григорьев, М.Д.Мухлынин.- М.: ВНМЦНТи КНР им.Н.К.Крупской, 1990. - С. 45-46.

3. Дошкольное музыкальное воспитание/ Пер. с исп.-М.: Прогресс,1989.-176 с.

4. Искусство и визуальное вослриятие./Пер. с англ. В.Н. Самохина.-М.: Прогресс, 1974. -392 с.

5. Культивирование народной песни в музыке города. В кн.: Асафьев Б.В. (Игорь Глебов). Русская музыка от начала XIX столетия.-М.-Л.:АСАОЕМ1 А, 1930.-320 с. (С. 105-116).

6. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд.2-е.-Л.:Музыка, 1973. 143с.

7. О народной музыке /Сост. И.Земцовский, А.Кунанбаева. -Л.: Музыка, 1987. 248 с.

8. Работа, с детским самодеятельным ансамблем ложкарей/ Методич. пособие. -М.: ВНМЦ им. Н.К.Крупской, 1990.100 с.

9. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогическихисследований. М.: Педагогика, 1982. - 192 с.

10. Бакушинский A.B. Исследования и статьи. М.: Сов.художник, 1981. -351с.

11. Бандлер Р., Гриндер Дж. Структура магического./Пер. с англ. Мешанина Ю,

12. В 2-х томах. Т. 1 198Sr.(229.c.), Т. 2 - 1989г.(201 с.)-Новосибирск.: Новосиб. гос. пед .ин-т.

13. Бандлер Р. Используйте свой мозг для изменений/ Пер. с англ. М.:

14. НПО "Прагма", 1988. 183 с. /Под ред. С. и К. Андреас.14 . Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Исследование.Изд.2-е, доп. -Л:

15. Сов. композитор,1979. 351 с.15 .Батуев A.C., Соколова Л.В. О соотношении биологического и социальногов природе человека.//Вопр. психол., 1994-№1. -С. 81-92.

16. Батурина Г.И., Кузина Г.Ф. Народная педагогика в воспитаниидошкольников. М.: А.П.О., 1995. 72 с.

17. Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7-ми т. Т.5./Ред. С.Г.Бочаров,

18. Л.А.Гоготишвили. М.: "Русские словари", 1996. - 731 с.

19. Бекина С.И.и др. Музыка и движение ( Упражнения, игры и пляски длядетей 6-7 лет). М.: Просвещение, 1984. - 88 с.

20. Белов В. Лад: Очерки о народной эстетике. Архангельск: Сев.-Зап. кн.из-д-во, 1985.

21. Большунова Н.Я. Место сказки в дошкольном образовании.//Вопр.психол.,1993,№5. -С. 39-42.

22. Валлон А. Истоки характера у ребенка./Пер. с франц. М.Р.Гинзбурга.

23. Вопропсихологии,. 1990, № 6. С. 121-133.

24. Васеха Л.Н. Возвращение к Берегине. Коляда / Методич.рекомендации для учителей музыки, музыкальных работников дошкольных учреждений, руководителей клубных и кружковых фольклорных объединений. -Новосибирск: учебно-методический Центр, 1992. 25 с.

25. Васильев И.А. Поплужный В.Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление.1. М.: МГУ, 1980. 192 с.24 . Васильецова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1988.-157 с.

26. Величкина 0., Иванов А., Краснопевцева Е. Мир детства в народнойкультуре (Село Плёхово: обучение основам музыкальной традиции). -М.: Всерос.Дом нар. Творчества. 1992. - 147с.26. Венгер Л. А.

27. Педагогика способностей. М.:3нание?1973,- 96 с.

28. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. М.: Знание, 1994,- 240 с.

29. Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребенка. М: Просвещение,1967.415с.

30. Ветлугина H.A., Кенеман A.B. Теория и методика музыкального воспитанияв детском саду / Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.-М: Просвещение, 1983.-255 с.

31. Виноградов Р.С Русский детский фольклор. Кн. 1. Иркутск, 1930. -234 с.31 . Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М: Искусство 1989. - 253 с.

32. Ворожейкина О.И. Синтез искусств в формировании эстетического вкуса умладших школьников в процессе обучения изобразительному искусству./Автореферат дис. на соискание уч.степ.канд.яед.наук.- М., 1996,- 20с.

33. Воспитатели и дети: источники роста /Пособие для методистовдошкольного и начального школьного образования, преподавателей, психологов./ Под ред. В.А. Петровскою.- М.: АО "Аспект-Пресс", 1994.- 155 с.

34. Восточнославянский фольклор: Словарь научной и народной терминологии/Редкол.: К.П. Кабашников и др. Минск: Наука и техника, 1993,- 478 с.

35. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте

36. Психологический очерк. -М.: Госиздат РСФСР, 1930. 80 с.

37. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.//Вопр.психол., 1966.-№6 . -С. 62-76.

38. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. - 576 с.

39. Генезис сенсорных способностей/ Под ред. Л.А. Венгера.- М.: Педагогика,1976,- 256 с.

40. Генисаретский О.И. К сравнительной оценке различных системэстетического воспитания. НИО Информкультура, Вып. З.-М., 1983.-10 с.

41. Гильбо Е.В. Психологический смысл рационалистической критикипсихоанализа. //Вопр. Психол., 1990-№1.41 .Гилярова Н. Новогодние поздравительные песни Рязанской области.

42. М.: Сов. композитор, 1985.- 40 с.

43. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: Масс Медиа,1995,240с.

44. Гончаров В.И. Исследование двигательной п.амяти.//Вопр.психол., 19913.-С 75-79.44 . Готсдинер А.Л. К проблеме многосторонних способностей.

45. Вопр.психол., 1991.-№4. С. 82-88.45 .Гошовский В. У истоков народной музыки славян. М.: Сов.комп-тор,1971,- 303 с.

46. Григорьев В.М. Педагогика народной игры. В сб.: Мир детства и традиционная культура. Материалы Ш чтений памяти Г.С. Виноградова/ Сост. В.М.Григорьев, М.А.Мухлынин. - М.: ВНМЦНТ и КПР им.Н.К Крупской, 1990. - С.92-94.

47. Т.Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. М.:ГРДНТ, 1994,243с.

48. Гриндер М. Исправление школьного конвейера. М.: НПО "Прагма",1990,-210 с.49 .Гусев В.Е. Проблемы фольклора в истории эстетики. М.-Л.:Изд-во АН СССР, 1963.-204 с.

49. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л.: Наука, 1967. -318 с.51 .Гусев В.Е. о специфике восприятия фольклора ( К проблемесинестезии в искусстве). В кн.: Творческий процесс и художественное восприятие. - Л.: Наука, 1978 (211 с)-С. 79-89.

50. Гусев В.Е. Фольклор как элемент культуры. В кн.: Искусство в системе культуры / Сост. и отв. ред. М.С. Каган. - Л.: Наук^, 1987.-С. 33-45.53 . Гусев В.Е. Русская народная художественная культура.

51. Теоретические очерки). Санкт-Петербург: СПШТМиК, 1993.- 110 с.

52. Гусинский Э.Н. Образование личности /Пособие для преподавателей.

53. М.:Интерпракс, 1994. 136 с.

54. Давлетов. К.С. Фольклор как вид искусства. М.: Наука, 1966. - 365с.

55. Давыдов В.Р. Приобщение детей к искусству театра. В кн.:

56. Эстетическое воспитание школах искусств. ./Сост. П.В.Халабузарь. М. .Просвещение, 1988. - С. 6; -76.5?. Давыдов В.В.

57. Генезис и развитие личности в детском возрасте. //Вопр.психол., 1992, №1.-С. 22 32.

58. Детский быт и фольклор: Сб. первый. /Под ред. О.И. Капица. Л.:Изд-во

59. Гос. Рус. Географич. Об-ва,. 1930. 70 с.

60. Детский фольклор: Примерная программа для фольклорных иэтнографических кружков-М.: ВНМЦ НТ и КПР , 1987. -23 с.

61. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики/

62. Под ред. М.Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. -319 с.61 . Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Элементы "карнавальной культуры" вразвитии ребенка-дошкольника. //Вопр.психол. 1994. -№2гС. 77-87.

63. Русские песни. Прибаутки. Скороговорки. Считалки. Сказки.Игры. Вып. 3./ Сост. Г.М. Науменко. -М.: Сов. композитор, 1984. - 95 с.

64. Проблемы психологии развития (читая О.Мандельштама) / Вопр. психол. 1991. №4-6; 1992.№ 3 -6.66 .Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. Н.: Тривола, 1995. 64 с.67 .Золотухина-Аболина Е.В. О специфике высших духовных ценностей.//

65. Философские науки, 1987. № 4.-С. 11-19.

66. Живая вода / Сб. материалов для рассказывания детям младшего возраста. М.- Пг.: Госиздат. 1923 - 198 с.

67. Общекультурная функция языка искусства. В сб.: Искусство, в системе культуры./ Сост. и отв. ред. М.С.Каган - Л.: Наука, 1987,- С. 80-85.

68. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / Учебное пособие для работников образования М.: АРЕНА, 1994.-222с. Введение в теорию воспитания /Пособие для преподавателей. М.: Интерпракс, 1994,- 208 с.

69. Мир человека в слове Древней Руси. Л.: Изд-во Лен. Университета, 1986. -312 с.

70. Художественная одаренность как объект экспериментально-психологических исследований. В кн.: Искусствознание и психология художественного творчества / Отв. ред. А.Я. Зись, М.Г.Ярошевский-М.: Наука, 1988. -С. 321- 334.

71. Комплексная программа эстетического воспитания населения: пути разработки и реализации /Сб. научн.тр. НИИ культуры. ~М,, 1987. 342с.80.Кон И. С.

72. Подготовка молодежи к браку и семейной жизни. //Социологические исследования. 1983.№1.-С. 190-192.81 .Королева К.П. Семейное воспитание и школа в России./ Пособие для педвузов. М.: АО Капитал и культура, 1994. 155 с.

73. Куприянова Л.Л. Активизация творческой деятельности младшихшкольников при освоении музыкального фольклора. Дисс. на соиск. уч.степ. канд.пед.наук. М., 1989. - 149 с.

74. Поэтика русского фольклора./Учеб. пособие для вузов. -М.: Высшая школа, 1989. 208 с.

75. Деятельность. Сознание. Личность. Изд-е2-е. -М.: Политиздат, 1977. -304 с.

76. Актерское восприятие текста как "эталонная модель" художественного восприятия. В кн.: Искусствознание и психология художественного творчества /Отв.ред. АЯ.Зись, М.Г.Ярошевский. - М.: Наука, 1988. - 210 с. (С. 153-177).

77. Заметки о русском. М.:Сов.Россия, 1984. - С. 54.

78. Преподавание пения и музыки в ЕТШ. Лад, 1-й сб-к. -Санкт-Петербург: Музотдел НКП, 1919. - С. 9-10.

79. Руководство по субмодальностям. Воронеж : НПО МОДЭК ,1994. -89 с.

80. Максимов Л.К. и др. Психологические основы новых педагогических технологий. //Вопр. психол., 1991,№2. -С. 174-177.

81. Мелетинский Е.М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов.//Вопр.философии, 1991, №10. С. 41-47.

82. Мелик-Пашаев А., Невлянская 3. К проблеме "общего" и "специального" вхудожественно-творческой одаренности человека. В кн.:

83. Искусствознание и психология художественноготворчества /Отв. ред. А.Я.Зись, М.Р.Ярошевский. М. : Наука, 1988.- С.307-320.

84. Мельников М.Н. Детской фольклор и проблемы народной педагогики. Всб.: Сибирский фольклор. Вып. 2. Новосибирск, 1971. -С. 78-102.

85. Мельников H.H. Формообразующая роль внеэстетических функцийнекоторых жанров фольклора. В кн.: Полифункциональность фольклора. Сб. научи. Тр. -Новосибирск: НГПИ, 1983.-С. 118-127.

86. Мельников М.Н. Проблемы экологии культуры и их место в современной системе нравственного и эстетического воспитания детей и молодежи / Материалы науч. конференции "Социально-культурные процессы в Сибири". Омск, 1985. - С.93-96.

87. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М.: Просвещение, 1987240с.

88. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие/ Подред. Н.В. Кузьминой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. - 172 с.

89. Мир детства и традиционная культура / Материалы Ш чтений памяти

90. Г.С.Виноградова (Виноградовские чтения) /Сост. В.М.Григорьев, М.А.Мухльшин.-М.:ВНМЦНТиКПРим. Н.К.Крупской ?1990,- 175 с.

91. Миролюбов Ю. Русский языческий фольклор: Очерки быта и нравов. /вступ. ст. С.Ю. Ключников. М.: Беловодье, 1995. - 320 с.

92. Миропольский С. О музыкальном образовании народа в России и в

93. Западной Европе.Изд.З-е. С.-Петерб.: тип.Глазунова, 1910.-248 с.

94. Мудрость народная: Жизнь человека в русском фольклоре. / Младенчество.

95. Детство. Вып. I. Сост. В.Аникина. -М.: Художественная литература, 1991. 580 с.

96. Мудрость народная: Жизнь человека в русском фольклоре/ Детство.

97. Отрочество. Сост. В.Аникина. М.: Художественная литература, 1994. -517 с.

98. Музыкальный фольклор и дети: Научно-методическое пособие./Составление и общая редакция Л.В. Шаминой. М.: Республиканский Центр русского фольклора, 1994,- 100 с.

99. Мухлынин М.А. Игровой фольклор и детский досуг/ Методическоепособие,- М.: ВНМЦНТ и КПР им. I-К.Крупской., 1987. -39 с.

100. Назайкинский Е. Взаимосвязи интервальных и ступеневых представленийв развитии музыкального слуха.- В кн.: Воспитание музыкального слуха.Сб.ст./Рел. и сост.А.П. Аряигя»ОР.- М. • 1977.- С.25-77.

101. Юб.Науменко Г.М. Фольклорная азбука. Учебное пособие для начальной школы,- М.: Изд.Центр Академия; 1996,- 136с.

102. Некоторые вопросы теории и практики эстетического воспитания в

103. Англии, Канаде и США (реферативный обзор зарубежной печти) / Сост. З.С. Бугаева. М.: НИИ культуры, 1986,- 39с

104. Неменский Б.М. Эмоционально-образное познание в развитиичеловека.//Вопр. психол., 1991, № З.-С. 9-16.

105. Новицкая М.Ю. Русский детский вне^игровой фольклор (стихотворныежанры). Дисс. На соиск.уч.степ.канд.филол.наук.-М., 1984.1.l. Новицкая М.Ю. Программа "Мир народной культуры" в начальной школе. //Живая старина. № 2, 1994. С. 55 -57.

106. Новицкая М.Ю. Человек и природа в народной культуре /Методическиерекомендации к занятиям 1-го года обучения по программе факультатива "Введение в народоведение". -М.: Центр Планетариум, 1994. 26 с.

107. Обухова ЛФ., Чурбанова С.М Развитие дивергентного мышления вдетском возрасте. М.: Изд-во МГУ, 1994. - 80 с.115^. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995. -360 с.

108. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей вобщеобразовательной школе. Л.: Музыка, 1972. -152 с.

109. Одаренные дети: Пер. с англ. /Под ред. Г.В.Бурменской, В.М.Слуцкого. -М,: Прогресс, 1991.-376 с.

110. Введение в общую дидактику: пер. с польск. Л.Г.Кашкуревича, Н.Г. Горина. М.: Высш.шк., 1990. -382 с.

111. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики/ Пособие для студентов психологических факультетов. М.: Логос, 1995.-224 с.

112. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста /Под ред.

113. Плотников В.И. Фольклор и русское изобразительное искусство П-й п.

114. Х1Хв.--Л.: Художник РСФСР, 1987.

115. Поддьяков H.H. Новый подход к развитию творчества у дошкольников.

116. Вопр. психол., 1990. № 1. С, 16-19.

117. Покровский Д.В. Фольклор и музыкальное восприятие//Восприятиемузыки / Ред.-сост. В.Н. Максимов. М.: Музыка, 1980,-С.244-255.

118. Покровский. Е.А. Детские игры, преимущественно русские. Репринтноевоспроизведение/Н.В. Головкин-ред. ;статьи, библиография :А.В .Грунтовский- "Историческое наследие", Санкт-Петербург, 1994,- 387 с.

119. Померанцева Э.В. Детский фольклор. В кн.: Богатырев П.Г. и др. Русскоенародное творчество. М.: Высш.шк.,1966,- С. 292-302.

120. Попов B.C. Русская народная песня в детском хоре. М.: Музыка,1985. -80 с.

121. Потебня A.A. Мысль и язык. К.: СИНТО, 1993. - 192 с.132. . Поют дети / Сост Е.А. Краснопевцева.- М.: Сов.Россия,1989,- 80 с.

122. Проблема цвета в психологии / Отв.ред. H.H. Корж,. А.А.Митькин. М.:1. Наука, 1993. 207 с.

123. Пропп В .Я. Морфология сказки. -Л. "АС ADEMI А", 1928,- 152 с.

124. Пропп В Я. Фольклор и действительность/Избр.статьи,- М.:Наука,1976,- 325 с.

125. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальноевоспитание дошкольников / Пособие для студентов пед.ин-тов, учащихся пед.уч-щ и колледжей, муз. руководителей и воспитателей дет.садов. М.: Просвещение: Владос, 1994. 223 с.

126. Разумный Е.А. Эстетическое воспитание: Взаимодействиеобщеобразовательных школ и учреждений культуры //Социол. исследования,- 1984, №2-£. 71 -76.

127. Разумный В.А., Михайлова. Е.В. Основополагания интегративной системыобразования (Педагогика. Мистагогика. Диэтетика). М.: Международный Центр художественно-образовательных систем. 1995. -12 с.

128. Разумный В.А. Эстетический всеобуч. Принципы организации. Методика.

129. Программное обеспечение: Пособие для работников клубных учреждений. М.: ВНМЦ НТ и КПР МК СССР, - 88с.

130. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду/

131. Конспекты занятий и сценарии праздников.- Под ред. А. В. Орловой. Владимир: Владимирский институт усовершенствования учителей?1995.-184 с.

132. Рыбаков Б.А. Русское прикладное искусство X ХШ вв. - JL: Аврора, 1971.

133. Рыбникова М.А. Русские пословицы и поговорки.-М.: Изд-во Академии наук1. СССР, 1961.-210с.

134. Сатуновский Я. Странный мир считалки //Дошкольное воспитание, 1969.-№6.-С. 121 -124.

135. Селезнева Е.Н. Понятие предмета эстетического воспитания: к методологииопределения. В сб.: Методологические проблемы теоретико-прикладных исследований культуры. - М.: НИИ культуры, 1988. -301с. (Q274-287).

136. Симонов П.В. Мотивированный мозг. М.:Наука, 1987. - 268 с.

137. Симонов П.В. Информационная теория эмоций и психология искусства. -Вкн: Искусствознание и психология художественного творчества./ ред. А.Я.Зись, М.Г.Ярошевский. М.: Наука, 1988. - С. 50-65.

138. Симонович-Ефремова Н. Записки петрушечника и статьи о театре кукол. Л.:1. Искусство, 1980. -271 с.

139. Система эстетического воспитания школьников: Сб. ст./ Под ред.

140. С.АГерасимова. -НИИ худож. воспитания АПН СССР. М.: Педагогика, 1983.-264 с.

141. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. Изд.2-е. -М.: Педагогика, 1984. -95 с.153 . Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований: В помощь начинающему исследователю.-М.:Педагогика. 1986. 152 с.

142. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5 т. -К., 1979-1980.

143. Театр как средство эстетического развития. / Сост. А.В.Каменец.- М.:1. ГИВЦ МК РФ, 1992. 43 с.

144. Теория и практика педагогического эксперимента/Под ред.

145. А.И.Пискунова, Воробьева Г.В. М.: Педагогика, 1979. -208 с.

146. Теплов Б.М. Избранные труды в 2-х томах. Т. 1. М.: Педагогика,1985. -329 с.

147. Тищенко П.Д. Культура знания и культура умения. В сб.:

148. Методологические проблемы теоретико-прикладных исследований культуры. М.: НИИ культуры, 1988.-с105-116.

149. Сост. А.В.Каменец. М.: ГИВЦМК РФ, 1995,- 85 с.

150. Учите детей петь (Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет) /Книга для воспитателя и муз.руководителя дет. сада. /Сост.Т.М.Орлова, С.И.Бекина. -М.: Просвещение, 1987. 144 с.

151. Фольклорный театр/Сост. А.Некрылова и Н.Савушкина. М.:1. Современник, 1988. 472 с.1б¥. Фольклор в школе/Составитель Л. Куприянова, 1-11 кл. -М.:

152. Всероссийское музыкальное общество, 1991 г. 6,0 п,л.

153. Фохт-Бабушкин К .У. Искусство и духовный мир человека (Обособенностях воздействия искусства на личность). М.: Знание, 1982. - 1 12с.

154. Хангельдиева И.Г. Синтез искусств как средство выразительности.

155. Философские науки", 1991.№7. -М: Высшая школа. -С.45 55.170 . Христиан сен Л. JI. Ладовая интонационность русской народной песни. М.

156. Сов.комп-тор, 1976. 390 с.171 . Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности; проблемы,суждения, мнения/ Пособие для учащихся. М.: Интерпракс, 1994. -384 с.172 . Чуковский К.И. От двух до пяти. М.: Сов. писатель, 1955.- 234 с.

157. Шамина Л.В., Маркова Д.В. Режиссура народной песни. / Мегодич.

158. Пособие. М. : ВНМЦ иКПР им. Н.К. Крупской, 1985.-60с.

159. ШаминаЛ.В. Об организации обучения музыкальному фольклору всовременной системе народного образования. В сб.: Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Вып. 1.- М.: НИИ культуры, 1990.-С. 135 - 154.

160. Шевандрин Н.И. Применение методов психодиагностики в педагогическойпрактике,- Ростов н /Д: РГПУ, 1993. 88 с.

161. Шевцов Е.В. Эстетическое воспитание: Пути и проблемы.

162. М.: Педагогика, 1088.- 212 с. 177 . Школа русского фольклора (обучение в младших классах).Под ред. М.Т.

163. Картавцевой. М.: МГИК, 1994. - 69 с.

164. Шмаков С.А. Игры учащихся-Феномен культуры,- М.: Новая школа,1994.-240 с.

165. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа./Сост. иобщая ред. Л.А. Баренбойма. М.: Сов.композитор, 1978. - 367 с.

166. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. - 304 с.181 . Эстетика: Словарь/Под общ.ред. А.А.Беляева и др. М.: Политиздат, 1989.-447 с.

167. Эстетическое воспитание детей в КПУ (справка) / Сост.Б.И.Березин. М.:

168. НИО Информкультура, серия IV, Вып. № 5, Информ.сообщение №2, 1984. -12 с.

169. Энциклопедический словарь по культурологии./Под общ.ред. A.A.

170. Радугина.- М.: Центр, 1997,- 478 с.

171. Эстетика: Краткий словарь./Кн. для учителя. Под ред. М.Ф. Овсянникова.

172. М.: Просвещение, 1983.- 223 с.

173. Культурология. Теория и история культуры./ Под ред. И.В.Кондакова идр. М.: Центральный институт непрерывного образования Общества "Знание" России, 1996.сп 00 16/644 - б 2т

174. РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРОЛОГИИ1. На правах рукописи

175. КОРЯЖКИНА Елизавета Алексеевна

176. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОЛЬКЛОРА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНЙИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

177. Специальность 13.00.01 общая педагогика1. ДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степени кандидата педагогических наук