автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Теория и практика народного образования в деятельности декабристов в Сибири
- Автор научной работы
- Жаринов, Андрей Геннадьевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Жаринов, Андрей Геннадьевич, 2000 год
Введение.
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования деятельности декабристов в области народного образования.
1 .Методологические основания подхода к теоретическим взглядам и практической деятельности декабристов в области народного образования.
2. Понятие образования в теоретическом и историческом контексте.
Глава 2. Теоретико-педагогические и сотщально-исторические истоки взглядов и практической деятельности декабристов в области народного образования.
1 Теоретико-педагогические истоки взглядов декабристов на проблему народного образования.
2. Социально-исторические условия формирования взглядов декабристов.
Глава 3,Деятельность декабристов в Сибири в области народного образования.
1. Декабристские проекты развития образования в Сибири.
2.Практическая образовательная деятельность декабристов в Сибири.
3. Результаты образовательной деятельности декабристов в Сибири.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Теория и практика народного образования в деятельности декабристов в Сибири"
Проблема народного образования в наше время приобретает особое значение. Социальные перемены, происходящие в найти дни, вносят существенные изменения в педагогическую теорию и практику, содействуя осуществлению в педагогике принципов гуманизма, свободы, демократизации. Особое значение в этой связи приобретает отход от узкоутилитарного понимания образования, сводящего его лишь к обучению. Это позволяет утвердить в образовании приоритет воспитательного компонента, содействующего выработке нравственных ценностей и мировоззрения личности. Такой подход позволяет содействовать становлению подлинно гармонично развитой личности.
К тому же проблема полноценного образования становится особенно актуальной, если принять во внимание некоторые наметившиеся в последние годы негативные тенденции в развитии образования (расширение платного характера образования, постепенно ограничивающее возможность его получения широкими слоями людей, уменьшение интеллектуального и нравственного уровня многих учащихся, определенное снижение качества образования в обычных, не элитарных, школах и т.д.)
Все это во многом предопределяет необходимость нового взгляда на проблему образования, что требует обращения к педагогическому наследию прошлого, в том числе к педагогическим взглядам декабристов и их деятельности в Сибири по народному образованию. Движение декабристов оставило заметный след в истории нашей страны, в том числе в истории педагогики, Восстание декабристов, ставшее итогом борьбы тайных обществ против самодержавия и крепостного права, не поставило точку в их деятельности. В сибирской ссылке декабристы проводили серьезную работу по развитию культуры Сибири, по народному образованию. Эта образовательная деятельность имеет большое значение для современного историко-педагогичеекого знания, так как многие ее принципы перекликаются с теми принципами, которые реализуются в сегодняшней системе образования. При изучении в сегодняшних условиях взглядов и деятельности декабристов в области народного образования важен новый взгляд на проблему. Следует подчеркнуть:
-значимость современных методологических подходов к историко-педагогическому знанию для исследования образовательной деятельности декабристов;
-преемственность взглядов декабристов и их идейных и социальных истоков;
-целостный характер теоретических и практических поисков декабристов по народному образованию;
-широкую гуманистическую направленность педагогической системы декабристов;
-необходимость введения в научно-педагогический оборот новых фактических материалов, их анализа на основе определенных методологических оснований.
Цель исследования: выявление и раскрытие теоретических взглядов и практической деятельности декабристов в области народного образования и определение их значения для современного историко-педагогического знания.
Задачи исследования:
-обогащение и конкретизация методологических подходов и теоретических аспектов в изучении проблемы образовательной деятельности декабристов в Сибири;
-выявление исторических- социальных, философских, политических, педагогических- истоков формирования взглядов декабристов на проблему народного образования;
-анализ основных педагогических идей и образовательной практики декабристов на основе расширения фактических данных об их деятельности в Сибири;
-доказательство значимости теоретических взглядов и практической деятельности декабристов в Сибири в области народного образования для современного историко-педагогического знания.
Объект исследования: истоки и сущность педагогических идей декабристов и их практической деятельности по народному образованию в Сибири.
Предмет исследования: процесс становления взглядов декабристов на народное образование и их реализация в практической деятельности отдельных декабристов.
На защиту выносятся следующие положения, характеризующие весь комплекс подходов декабристов к проблеме народного образования и мировоззренческие предпосылки их становления.
-педагогические взгляды и практическая образовательная деятельность декабристов исследуются с позиций современных методологических подходов как система, отражающая общие для них социальные и педагогические идеи;
-между политической деятельностью декабристов в период до декабря 1825г. и их образовательной деятельностью в Сибири существует идейная преемственность;
-утверждение идей о праве каждого человека на свободу, защиту его достоинства определяет гуманистическую сущность целей, содержания и организации образования, отношений между его субъектами в деятельности декабристов в области народного образования в Сибири;
-декабристы утверждали идею о социальной значимости образования для духовного и социально-экономического развития народов Сибири и России в целом.
Исследование опирается на изучение литературы о мировоззрении декабристов и его истоках, об их деятельности в Сибири вообще и их педагогической деятельности, архивных материалов, мемуарных источников и т.д.
Историографическая и источниковедческая база исследования очень обширна и может быть разделена на несколько групп.
Во-первых, это литература, освещающая методологические подходы к анализу историко-педагогических явлений, позволяющая определить методологические основания исследования ( работы З.И. Равкина, Г.Б. Корнетова, К.М. Кантора, Л.М. Лузиной, Е.Н. Медынского, К.Д. Радиной, З.И. Васильевой и других авторов).
Во- вторых, это педагогические труды С И. Гессена, Ю.К. Бабанского, В.А. Сухомлинского, А.П, Тряпициной, О.Е. Лебедева, Э.Д. Днепрова, Б.С. Гершунского и других исследователей, раскрывающие теоретические подходы к определению сущности понятия образования как одного из ведущих понятий исследования, а также функций, целей, содержания образования.
Третью группу составляют исторические и историко-педагогические труды, освещающие теоретико-педагогические и социально-исторические истоки формирования взглядов декабристов на проблему образования народа. Это литература о философских и социальных идеях декабристов, педагогических взглядах французских и русских просветителей, реформах первой четверти XIX века, создании и деятельности различных декабристских организаций, их программных документах, восстании 14 декабря 1825 года. Она позволяет понять идейную и социальную основу педагогических взглядов и практической деятельности декабристов в Сибири. К этой группе относятся работы Т.Б. Длугач, Н.К. Шильдера, М.И. Нечкиной, А.В. Предтеченского, СВ.
Мироненко, И.Я. Щипанова, Т.С. Буториной, Г.П. Шатровой, Ю.Д. Трухачева, З.И. Равкина и других авторов.
Наконец, большой пласт исследований посвящен непосредственно теоретическим педагогическим взглядам, педагогической деятельности декабристов в Сибири, а также их деятельности в Сибири в целом. Это работы Э.Г. Хаптагаевой, Н.М. Дружинина, В.Ф. Афанасьева, В.Г. Бальжиева, М.Ю. Барановской, Ф.А. Кудрявцева, С.Я. Штрайха, В.Ф. Ретунского и других исследователей.
Эти труды внесли значительный вклад в исследование взглядов декабристов, их политической и культурной (в том числе педагогической) деятельности, выявление ее принципов и характерных особенностей, а также социальных условий, в которых она протекала, философских предпосылок становления их общественно-политических идей. В них сформировался взгляд на декабристов как на сторонников широких антифеодальных социальных преобразований и деятельных просветителей народа Сибири
В то же время нам представляется, что в них недостаточно целостно представлены теоретические взгляды и практическая деятельность декабристов в области образования народа. Кроме того, большинство исследований о декабристах, написанных в советское время, опиралось на господствовавший тогда формационный подход, сужавший многообразие мировоззренческих идей декабристов. Их деятельность рассматривалась преимущественно как -этап развития революционного движения в России, причем с классовых позиций, определявших место декабристов в общественной жизни России как дворянских революционеров. При этом недостаточно учитывались их реформаторский потенциал, целостность их мировоззрения, включающего взаимосвязанные социальные и педагогические идеи, тесная связь педагогических взглядов декабристов и их практической образовательной деятельности в Сибири с их философскими, социально-историческими и педагогическими истоками, несколько недооценивалась личностная ориентация декабристской педагогики.
Также в работе используются разнообразные источники- мемуары, письма, записки декабристов и их современников, данные о положении образования в Сибири во второй четверти XIX века и т.д. Часть из них опубликована и широко использовалась в научной литературе, но нуждается в новом рассмотрении, в иных ее оценках (например, воспоминания М.С. Знаменского, И.Д. Якушкина, записки М.А, Бестужева). Другие источники (воспоминания Н.А. Белоголового, П.И. Першина- Караксарского и т.д.) опубликованы, но мало использованы или не использованы в трудах исследователей истории педагогики и должны быть введены в научно-педагогический оборот. Наконец, еще одну группу источников составляют архивные материалы (пособие И.Д. Якушкина по закону Божьему, записки Ф.П. Шаховского о методах обучения грамматике, статистические данные об уровне развития образования в сибирских губерниях и ряд других), содержащие ценные сведения о взглядах и практике декабристов в области образования народа.
Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, приложения, списка литературы и источников.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
выводы, а также дело об осмотре директором училищ учебных заведений Тобольской губернии(2.19), которое характеризует отношение представителей местной власти к школе И.Д. Якушкина.
Образование, которое давали в Сибири декабристы, действительно открывало перед их учениками новые горизонты, давало им новые возможности. Еще только призывая детей пойти учиться, декабристы (например, И.Д. Якушкин(2.25), В.К. Кюхельбекер^. 60)) убеждали их в пользе обучения. Ведь даже перспектива, обучившись грамоте, стать приказчиком у купца или писарем для многих сибирских детей из бедных крестьянских семей уже означала возможность поднять свой социальный статус, улучшить свое положение и сделать свою жизнь богаче и разнообразнее. Образование необходимо было тем, кто хотел стать купцом, а ведь купцы не только вели торговлю, но и путешествовали, узнавая много нового; к тому же многие купцы пользовались большим уважением в Сибири. Неплохой была и перспектива, приобретя навыки в различных ремеслах, в том числе практически неизвестных в этом крае, стать полезным для своих земляков мастером. Открывала образовательная деятельность декабристов в Сибири и более широкие возможности перед их учениками, например, стать священником или чиновником (тем более, что потребность в грамотных чиновниках в Сибири была достаточно велика).
Некоторые из учеников декабристов продолжили их дело по просвещению Сибири. Наконец, были среди обучавшихся декабристами и те, кто, продолжив затем образование, поступал в высшие учебные заведения, в том числе в столице и заканчивал их. Наконец, образование, даваемое декабристами, формировало учеников как добродетельных людей, преисполненных любви к своему Отечеству, к другим людям, готовых служить благу своей станы и народа.
Сведения о большинстве учеников декабристов или отсутствуют вовсе, или являются крайне скудными. Тем ценнее сохранившиеся в воспоминаниях современников или в некоторых опубликованных работах свидетельства о судьбе некоторых из них, наглядно показывающие, какие возможности открывались перед теми, кого обучали и воспитывали находившиеся в сибирской ссылке декабристы, и каковы были результаты этого педагогического воздействия.
Хорошо известно, что огромное духовное воздействие декабристов испытал на себе известный русский ученый, активно проявивший себя и на поприще общественной деятельности, Д.И. Менделеев, семья которого была дружна с декабристами. Это отмечал, в частности, Б.О. Эристов.(1.138)
Известно, что ученица И.Д. Якушкина А Н. Балакшина, вместе со свой младшей сестрой стала заведовать рукодельным классом в его женском училище, ибо "горячо сочувствовала трудам Ивана Дмитревича, стала самой ревностной его сотрудницей". (1.122,с. 134)
Старший сын купца Д.Д. Старцева С.Д. Старцев, подготовленный М.А. Бестужевым, уехал учиться в Московский университет.
Ученик Бестужевых A.M. Лушников испытал на себе громадное влияние своих педагогов. По воспоминаниям людей, знавших его, духовный облик и убеждения Лушникова сформировались под воздействием декабристов.
Он и купцом стал, по воспоминаниям В. Лушникова, в частности, и потому, что, как убеждал его Н А. Бестужев, поездки по просторам Сибири и за ее пределами могли дополнить книжное образование и помочь ему шире познать окружающую действительность. (2.29)
Уже М.А. Бестужев отмечал как важное качество Лушникова "стремление приобретать. умственный капитал"(2.29,с.48)
И И. Попов указывал, что это стремление породило в A.M. Лушникове страсть- покупать хорошие книги, читая которые, он знакомился с русской литературой, а также, что он стал заниматься деятельностью по просвещению Сибири. Он активно участвовал в литературных вечерах, проводившихся в Кяхте градоначальником Деспот- Зеновичем, содействовал открытию типографии и общественной библиотеки в Кяхте. Он организовал одну из первых в России женских гимназий (вначале это была прогимназия) и, будучи председателем ее попечительского совета, собирал и сам жертвовал средства на ее содержание. Причем плата за обучение была невысокой, а за неимущих платили председатель и члены попечительского совета, если же их было много, то все кяхтинское купечество. По инициативе A.M. Лушникова было создано хорошо оборудованное пособиями и библиотекой реальное училище, попечителем которого он являлся; плата за учебу в нем взималась так же, как и в женской гимназии. Кроме того, Лушников содействовал организации стипендий при учебных заведениях, организовал и содержал школы в двух селениях, ежегодно жертвовал сотни книг в селенгинскую библиотеку.(2.48)
Своих собственных детей A.M. Лушников также не "стеснял. в выборе профессий и не препятствовал их стремлениям к образованию".(2.48,с. 50)
Поэтому вполне справедливой является такая оценка его деятельности: "Толчок, данный декабристами, не прошел для Лушникова даром".(1.111,с.24) Влияние декабристов на дальнейшую, в том числе просветительскую, деятельность отмечал и Ж.Т. Тагаров.(1.120) Действительно, всю эту его просветительную деятельность можно рассматривать как прямое продолжение деятельности декабристов в Сибири в области образования, как следствие благотворного духовного влияния Бестужевых на взгляды и поступки самого Лушникова, интеллектуальные и нравственные способности которого они в свое время разглядели.
Как было отмечено Е. Петряевым, получивший образование в казематской школе, а затем под руководством И.И. Горбачевского Б.В. Белозеров, помимо занятий торговлей, золотоискательством, содействовал просвещению: пожертвовал дом для селенгинского женского училища и более 20 лет его содержал, также на его средства была открыта начальная школа в деревне Тарбагатай (за Байкалом). Сам Белозеров любил книги, он же собрал и сохранил сделанные Н А. Бестужевым портреты декабристов и другие реликвии, связанные с ними.(1.90) Таким образом, еще один ученик декабристов продолжил заботу о просвещении Сибири.
Наиболее же способным учеником И И. Горбачевского, по словам П И. Першина- Караксарского, был И.С. Елин, который затем окончил иркутскую гимназию (причем поступил сразу в четвертый класс ее), а затем- Московский университет, получив диплом врача, стал ассистентом доктора С П. Боткина, для завершения своего образования поехал в Берлин и Вену. К сожалению, несомненно талантливый Елин рано умер из-за болезни.(2.44) Но то, что ученик декабриста (причем обучавшийся у него не только элементарным знаниям, но и, очевидно, в объеме части гимназического курса) поступил в Московский университет, а затем работал у известного врача, говорит об основательности полученного им у Горбачевского первоначального образования.
Еще один ученик Горбачевского- А.П. Пертпин- стал руководителем первой забайкальской забастовки рабочих.(1.125)
Ученик А.П. Юшневского и А.В. Поджио, сын небогатого купца Н А. Белоголовый, по его воспоминаниям, после обучения у декабристов поступил в Москве в пансион Эннеса, причем сразу в третий класс, "так как подготовлен был хорошо".(2.26,с.289) Затем он закончил медицинский факультет Московского университета, после чего вернулся в Иркутск в качестве врача.(2.26) Помимо профессиональной деятельности он и его брат возглавляли кружок передовой иркутской интеллигенции-"Общество зеленых полей", члены которого организовывали в Восточной Сибири воскресные школы, газеты, то есть вели просветительскую работу.(1.69) Белоголовый интересовался политической жизнью России и Европы, за свои настроения находился под надзором властей. Из-за болезни и наступления реакции в восточной Сибири со второй половины 60-х гг. Белоголовый жил в Петербурге, где занимался сначала медицинской практикой, а потом написанием мемуарных очерков.(2.26) Ему, как указывают Н.Н. Александрова и Н.П. Матханова, были свойственны "необыкновенная добросовестность, искреннее сострадание больным., высокая гуманность и бескорыстие"(1.2,с.553) Безусловно, что на формирование этих его качеств личности, а также его прогрессивных общественных взглядов значительное воздействие оказали декабристы. И, конечно, полученное у них образование позволило Белоголовому с успехом продолжить его в Москве, став затем известным врачом.
Из работ П И. Рощевского(1.107) , а также Н.Н. Александровой и Н.П. Матхановой(1.2) видно, что это воздействие декабристов испытал и М.С. Знаменский, сын священника С.Я. Знаменского, активно помогавшего И.Д. Якушкину в его педагогической деятельности. Он обучался в доме М.И. Муравьева-Апостола, в школе И.Д. Якушкина, потом под присмотром М.А. и Н.Д. Фонвизиных и ПС. Бобрищева- Пушкина проходил курс в Тобольской семинарии. Декабристы обнаружили в нем склонность к рисованию и помогли продолжению его образования: сначала он обучался живописи у тобольского семинариста- самоучки, потом- в петербургской духовной семинарии по классу рисования. После окончания учебы он преподавал рисование в Тобольской семинарии и гимназии, а в дальнейшем вел активную работу художника в сатирических журналах, причем главной темой его демократического по характеру творчества была общественная жизнь Сибири. Также М.С. Знаменский известен занятиями этнографией, археологией и литературой.( 1.107) Всю жизнь он "заботился о прославлении своего края, об улучшении морального климата родного Тобольска, защищал интересы угнетенных малых народов Сибири".(1.2,с.549) Характерно, что и этот ученик декабристов стал очень образованным человеком с передовыми воззрениями.
Примечательна и судьба внебрачного сына Н А. Бестужева и бурятки Сабилаевой А Д. Старцева, о котором рассказывала Е.М. Даровская.(1.25) А Д. Старцев в раннем детстве воспитывался и обучался отцом среди других детей, а затем жил в семье усыновившего его сибирского купца Д.Д. Старцева, друга НА. Бестужева, поэтому, несмотря на его родство с последним, его судьбу можно рассматривать как судьбу местного жителя-ученика декабриста. Как отмечала Е.М. Даровская, до смерти отца А Д. Старцев "рос в обстановке самых широких интересов, разнообразной физической и умственной деятельности, демократизма, патриотизма и интернационализма, высокой нравственности".(1.25,с.135) Впоследствии А Д. Старцев был приказчиком у Старцевых и Лушниковых в Кяхте, затем купцом. Содействия развитию русско- китайских торговых и дипломатических отношений, он отстаивал интересы России, проявляя при этом уважение и к интересам китайцев. Он применял прогрессивные методы ведения сельского хозяйства, его предприятия выпускали кирпич, черепицу, посуду и другие изделия, очень необходимые для хозяйственного обустройства жизни сибиряков. Работники предприятий А Д. Старцева -люди разных национальностей- жили в соответствии со своим национальным укладом. Доверял он служившим у него бывшим каторжникам, ссыльным, детям ссыльных и сам пользовался уважением работников. Кроме того, А Д. Старцев был человеком образованным, интересовался историей и культурой стран Востока, собирал книги, рукописи, коллекции (в том числе единственную в мире по полноте коллекцию предметов буддистского культа, которую он отказался продать парижскому музею). Также он оказывал материальную поддержку научным обществам, ученым (на изучение быта бурят и т.д.), изданию книг (в том числе русско- китайского и китайско-русского словарей), созданию музея в Кяхте, ремонту церквей, содержал школы, детский приют, библиотеки. Помогал А Д. Старцев и распространять издания Герцена в Сибири.(1.25) Таким образом, А Д. Старцев проявил себя патриотом, интернационалистом. Он содействовал развитию прогрессивного экономического уклада и просвещению Сибири, по-доброму относился к людям и, очевидно, не был чужд передовых идей. Безусловно, во всем этом сказалось декабристское влияние на его духовный облик.
Известно, что некоторые выпускники школы в Петровском каземате успешно сдавали экзамены в высшие и средние учебные заведения столицы, поступали в Горный институт, куда за счет средств декабристской артели отправляли наиболее способных учеников.(1.4)
Так сложилась судьба некоторых из учеников декабристов. Несмотря на различие выбранных ими жизненных путей, в их судьбах можно обнаружить много общего. Всех их отличала высокая образованность, они с успехом продолжили своё обучение, начало которому положили декабристы, или самообразование. Они проявляли заботу о благе своего народа, оказывая содействие распространению просвещения, а некоторые из них - и развитию экономики своего родного края. Тем самым ученики декабристов способствовали социально-экономическому и культурному прогрессу в Сибири как неотъемлемой части России, напрямую продолжая важное дело, начатое их наставниками. Таким образом, они проявили себя патриотами своего Отечества. Ученикам декабристов были свойственны гуманное отношение к людям, готовность оказать им помощь, уважение к людям любой национальности. Характерно, что они придерживались передовых социальных взглядов, а некоторые из них принимали непосредственное участие в прогрессивной общественно-политической деятельности, осознавая свой гражданский долг. Все они тем или иным образом проявили социальную активность. Все это в значительной мере являлось плодами обучения и воспитания, полученного ими у декабристов Таким образом, в деятельности бывших учеников декабристов нашли свое практическое воплощение те гуманистические принципы, которыми руководствовались их наставники, занимаясь образованием народа Сибири. Следовательно, можно сделать вывод, что образовательная деятельность декабристов в Сибири оказалась очень плодотворной. И вполне можно согласиться с Э.Г. Хаптагаевой в том, что из среды учеников и друзей декабристов "выросла сибирская интеллигенция, вышли ее общественные деятели".(1.125) Эту же мысль подчеркивал Н.Н. Фирсов(1.123) . Кстати, по данным Л.Б. Нарусовой, из числа учеников декабристов вышли потом восемь профессоров университетов сибирских университетов.(1.78)
В дальнейшем большую поддержку развитию просвещения в Сибири оказали купцы, на что указывает Г,А. Ноздрин (1.81), а среди них, как уже говорилось, были и ученики декабристов.
Успешность образования в декабристских школах подтверждали и свидетельства ряда представителей властей. Несколько таких свидетельств имеется в отношении ялуторовского училища, созданного Якушкиным. В частности, проводивший в 1842г. ревизию в Сибири сенатор граф Толстой во время посещения этой школы, как указывал И. И. Пущин, "влиянием своим заставил директора гимназии. сознаться, что эта школа единственная и образцовая во всей Сибири"(2.65,с.314). С восторгом, по словам М. А. Фонвизина, отзывался о ней и курганский смотритель училища Т. К. Каренгин.(2.62) Директор училищ Тобольской губернии отмечал, что оно "замечательно быстрыми успехами учащихся".(2.19,л. 1) Декабристы также оказали влияние на возникновение и деятельность в Сибири других учебных заведений.
Опыт И.Д. Якушкина имел большое значение не только для развития образования в Ялуторовске(1.87), но его перенимали в Кургане и Ишиме(1.104).
Как указывает Н.М. Полунина, в 1845г. был открыт Девичий институт, который последовательно возглавляли К К. Кузьмина, жившая несколько лет в семьях декабристов С.П. Трубецкого и Н.М. Муравьева, М.А. Дорохова, дружившая с декабристами, и Е.П. Липранди, братья которой были близки с декабристами в период создания тайных обществ. (1.93) И.Д. Якушкин переписывался с ними, давая им советы, в 1855г. посетил школу, как и сиропитательный дом Е. Медведниковой, дружа с его начальницей Е.П. Ротчевой. По словам Н.М. Полуниной, под влиянием декабристов, программа этих учебных заведений расширилась, включив в себя, кроме обычных для таких школ начатков письма, чтения, счета, рукоделия, домашнего хозяйства, также историю, географию, естествознание, грамматику русского языка, рисование, пение, гимнастику.(1.93)
М.С. Знаменский отмечал, что созданная Якушкиным школа для девочек стала "праматерью для тобольской Мариинской школы и для омских женских заведений".(2.26) Женская школа в Тобольске, как отмечал В.Ф. Ретунский, создавалась по инициативе живших там декабристов, в частности хозяйственными делами, связанными с ее организацией, занимался A.M. Муравьев. В создании Мариинской школы в Тобольске, в наблюдении за ходом учения и расходами в ней по приглашению тобольского губернатора П.Ф. Прокофьева участвовал декабрист П.Н. Свистунов.(1.103)
При прямой помощи М.К. Кюхельбекера в Баргузине было в 1844г. открыто русское приходское училище.(1.9)
Братья М.А. и Н А. Бестужевы помогали бурятам- ученикам русско-монгольской школы, снабжая их книгами и другими пособиями.(1.58)
Таковы факты, свидетельствующие о том, что декабристы не только своей собственной образовательной деятельностью, но и личным примером содействовали развитию просвещения в Сибири.
За время пребывания декабристов в Сибири (и не без их прямого или косвенного влияния) в положении народного образования в ней произошли определенные изменения.
К 1848 году, когда просветительская деятельность декабристов была в самом разгаре, в Енисейской губернии было 3 приходских училища, 3 уездных, 1 частный пансион с 401 учащимся168 , в Иркутской и Якутской областях 7 уездных училищ и 30 приходских, 1 воспитательное заведение с 1923учеником170 , в Тобольской губернии 1 уездное училище, 8 приходских училищ, 8 казачьих школ, 2 воспитательных заведения со 1749 учащимися и 706 учениками церковно-приходских школ. Таким образом, количество получающих образование возросло в 2-2,5 раза.172
Принимая во внимание все данные, касающиеся практической педагогической деятельности в Сибири, можно сделать ряд выводов о ней.
Благодаря установке декабристов на образование всех людей независимо от сословия и национальности значительно расширился крут людей, получавших в Сибири, образование стало более массовым, а потому действительно оно имело народный характер. Также последовательно декабристы расширяли многостороннее обучение, преподавая своим ученикам гуманитарные, естественно- научные предметы, ремесло, занятия сельским хозяйством. При этом декабристы использовали многообразные методы работы, направленные на повышение познавательного интереса учащихся. Тем самым декабристы давали своим ученикам возможность приобрести как энциклопедические знания, так и практические навыки (последние вырабатывались освоением ремесленных и сельскохозяйственных занятий). Кроме того, декабристы внесли существенный вклад в распространение нравственных ценностей в Сибири, стремясь сформировать в каждом из своих воспитанников полноценную личность. Поэтому они воспитывали своих учеников в духе патриотизма, любви к ближним. Таким образом, образование было поистине гармоничным, ибо было направлено на формирование интеллектуальных, физических, нравственных качеств. Поэтому вполне естественно, что целый ряд учеников отличился как своей широкой образованностью, так и социальной активностью: от заботы о просвещении до включения в социально-политическую борьбу.
Также это образование и его последствия имели достаточно большое значение для развития Сибири. Существенно продвинулся культурный прогресс, а это давало возможность на новой основе содействовать и социально-экономическому прогрессу этого региона. В свою очередь это призвано было дать толчок дальнейшему развитию страны.
Принципиально важное значение имело творческое (с серьезными нововведениями) применение наиболее успешных методов и форм обучения. Тем самым прокладывался дальнейший путь развития педагогических идей и практики.
Заключение и выводы.
В освещении проблемы педагогической деятельности декабристов в Сибири характерны, с одной стороны, богатство исследовательской литературы и источников, позволяющее опираться на них в научном исследовании, а с другой стороны, их пестрота, освещение ими разных отдельных сторон этой деятельности, причем с совершенно разных методологических позиций в советский и дореволюционный периоды историко-педагогических исследований, требующие выработки нового и целостного подхода в изучении этого вопроса.
Изучение в современных условиях проблемы образовательной деятельности декабристов в Сибири позволяет обогатить и конкретизировать методологические подходы к историко-педагогическому знанию. Господствовавший в советской исторической и историко-педагогической литературе формационный подход исходил из приоритета классовых оценок, что позволяло рассматривать декабристов как дворянских революционеров, которые преимущественно из сочувствия к простым людям, а также из-за отсутствия возможности продолжать революционную борьбу занялись в Сибири просвещением народа. Нам представляется, что этот подход значительно ограничивал возможности полноценной характеристики деятельности декабристов по образованию народа. При этом недооценивались реформаторский потенциал декабристов, тесная связь их педагогической теории и практики с их мировоззрением в целом и политической борьбой до 1825 года, системность их идей и деятельности в области образования народа, ориентация образовательной деятельности декабристов на удовлетворение интересов не только простого народа, но и отдельной человеческой личности.
Применение же к анализу историко-педагогических явлений в комплексе формационного, цивилизационного, культурологического и антропологического подходов, взаимообогащающих друг друга позволило проанализировать педагогическую теорию и практику декабристов в Сибири с разных сторон. Благодаря этому появилась возможность в большей мере учесть все многообразие определявших ее объективных социально-экономических, политических , культурных условий России в целом и Сибири, а также субъективные условий: особенности становления личностных качеств и взглядов декабристов, их отношения к этому процессу. Это помогло выстроить соответствующим образом систему рассмотрения материала и не только оценить конкретную образовательную деятельность декабристов, но и вычленить критерии этой оценки- широта ее охвата, степень ее глубины и разносторонности, характер формируемых ею мыслительных возможностей человека и, самое главное, вырабатываемые ею нравственные ценности.
Рассматривая целостно данную проблему с выделением разных ее аспектов и принимая антропологический подход в оценке историко-педагогических явлений как стержневой (но не единственный), мы смогли увидеть, что гуманистический характер образования, которое давали декабристы, проявился не только в их добром отношении к своим воспитанникам. Это позволило нам увидеть, что гуманистической была прежде всего сама ориентация декабристов на формирование человеческой личности, гармонично развитой, обладающей богатым интеллектуальным и нравственным потенциалом, имеющей широкие возможности жизнедеятельности независимо от сословной или национальной принадлежности, а также готовой, в свою очередь, всеми силами содействовать благу других людей и своего Отечества. Таким образом, гуманистическая направленность народного образования, дававшегося декабристами, была его стержневым принципом.
Также изучение теоретических педагогических взглядов декабристов на основе нового подхода позволяет рассмотреть их более целостно, в тесной связи с их идейными истоками и системой взглядов декабристов в целом.
И в историко-педагогической литературе советского периода подчеркивалась связь педагогических взглядов декабристов с идеями русской просветительской педагогики XVIИ века, однако взгляды французских просветителей на проблему образования применительно к России, как правило, рассматривались исключительно в связи с их влиянием на реформы просвещения, проводившиеся при Екатерине П. В то же время как раз в екатерининское царствование педагогические взгляды Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо и других французских просветителей не нашли своего целостного воплощения на практике. В ходе же разработки и реализации реформы просвещения в царствование Александра I и особенно в ходе педагогической деятельности декабристов в Сибири основные принципы просветительской педагогики именно и закладывались в основу построения системы образования на практике. Именно из этой педагогики пришло к декабристам понимание образования как единства неразрывно связанных между собой обучения и воспитания, направленных на становление духовно и нравственно сильной, всесторонне развитой личности, ориентированной как на гармонию с природной средой, так и на проявление активной социальной позиции в борьбе за преобразование общества на началах свободы и равенства между людьми. Причем влияние на становление педагогических воззрений декабристов в той или иной степени оказали взгляды просветителей, отличавшиеся между собой- Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, К. Гельвеция, Ж. Ламетри, Н. И. Новикова, А Н. Радищева. Это доказывает, что имело место не механическое заимствование декабристами взглядов просветителей на образование, а их творческое, осмысленное восприятие и переработка. Причем переработка этих идей, как и ланкастерской системы взаимного обучения, осуществлялась декабристами с учетом российской действительности и условий Сибири.
Таким образом, можно подчеркнуть преемственность процесса становления педагогических идей от французских просветителей до декабристов. Следовательно, декабристская теория образования была неразрывно связана с прогрессивными педагогическими учениями XV111 века как России, так и Европы, при этом являясь важным этапом в развитии педагогики. Также нам представлялось очень важным подчеркнуть, что важным истоком деятельности формирования педагогических взглядов декабристов и их мировоззрения в целом, а это не нашло должного освещения в советских историко-педагогических исследованиях, являлись самая успешная реформа Александра I -в области просвещения, созданные или преобразованные в результате нее учебные заведения, особенно такие специфические, как Царскосельский Лицей и училище колонновожатых, морской корпус, а также Московский университет. В них происходило становление будущих декабристов как великолепно образованных и свободомыслящих людей, что сыграло важную роль в выработке их взглядов на проблему образования народа и в соответствующей их практической деятельности в Сибири.
Важный вклад в формирование взглядов декабристов внесли Отечественная война 1812г. и заграничный поход русской армии 18131814 гг., заставившие многих молодых дворян по-новому, с осознанием своей ответственности за судьбу страны, взглянуть на существовавшие в России острые социальные проблемы, на жизнь ее народа и подвигнувшие их на практические действия в защиту его интересов.
Кроме того, педагогические взгляды декабристов являются неотъемлемой частью их мировоззрения. В центре и философских, и социально-политических, и педагогических идей декабристов стоял человек. Понимание человека как носителя естественных прав, попираемых существующей социальной системой, и, следовательно, стремление это положение изменить, добиться обеспечения свободы, духовного и материального благополучия человека отличало всю систему взглядов декабристов и определяло их практическую социальную деятельность. Это характерно было и для периода политической борьбы декабристов, и для их педагогических занятий во время сибирской ссылки. В этом проявилась целостность идей декабристов в периоды до и после декабря 1825 г.
Но в период сибирской ссылки происходит эволюция взглядов декабристов. Причем ее следует рассматривать не только как результат вынужденного отхода их от революционной борьбы, наличия известных преград на пути их деятельности в Сибири или проявления их идейного кризиса, о чем писали советские исследователи. Эта эволюция в значительной мере стала также следствием того, что декабристам в сибирских условиях пришлось гораздо лучше и глубже понять российскую действительность, то есть по сути социальную почву для тех преобразований, которые они планировали осуществить. Ведь до ссылки декабристы были знакомы с повседневной жизнью народа довольно поверхностно и потерпели политическое поражение прежде всего из-за этой оторванности от него. Их попытки изменить весь социально-экономический и политический строй страны с помощью узкой группы лиц, без решающей поддержки общества в огромной Российской империи были обречены на провал. Поэтому в Сибири взгляды декабристов, сохранив основополагающие принципы, стали более реалистичными, ориентируясь на постепенное изменение социальных условий с помощью просветительской подготовки народа не только к их восприятию, но и к готовности участвовать в их осуществлении. Причем эти преобразования должны были осуществляться прежде всего на местах, то есть они приближались к конкретным нуждам и чаяниям людей.
Характерно, что период сибирской деятельности декабристов оказался и более плодотворным, если иметь в виду практические результаты, чем предшествующий ее период. Хотя, если рассматривать эти результаты с точки зрения прежних декабристских замыслов, они могут показаться очень скромными, но надо прежде всего иметь в виду, что те замыслы не только не были, но и не могли быть в конкретных исторических условиях того времени воплощены в жизнь в своем полном виде.
Практический вклад декабристов в историю педагогики также достаточно велик, что доказывает материал, приведенный в нашем исследовании. Декабристам удалось добиться существенного изменения в положения с образованием в тех местностях Сибири, где они находились на поселении. Практическая образовательная деятельность декабристов в Сибири определялась их теоретическими педагогическими взглядами, учитывая при этом также специфику местных условий.
Причем чрезвычайно важным в этой деятельности было то, что многие из декабристов стремились не просто обучить детей местных жителей элементарным знаниям, но обеспечить полноценное развитие образования с опорой на самые передовые идеи и с ориентацией на конкретные и очень широкие социальные потребности сибирского края.
Важно было само расширение круга людей, получавших образование, ломка социальных и национальных преград, существовавших на этом пути. По сути дела, впервые в России реально создавалось подлинно народное образование.
Содержание этого образования было широким, многосторонним, ориентировалось на формирование общеобразовательных и специальных знаний, а также весьма разнообразных умений и навыков. У некоторых декабристов наметилась его дифференциация. Тем самым у учеников декабристов вырабатывался целостный духовный облик, и появлялось больше возможностей для выбора дальнейшего жизненного пути.
Методы декабристского образования ориентировались на формирование познавательного интереса учащихся, их мыслительных способностей, на выработку у них чувства собственного достоинства и уважения к другим людям, умения иметь и отстаивать свою социальную позицию.
Ряд декабристов сполна использовал потенциал, предоставлявшийся природой и культурой Сибири. Используя его, они повышали в глазах учеников ценность знания, связывая его с тем, что было ребятам близко и дорого, способствовали формированию в детях любви к родному краю, своему народу, а через это- любви к Отечеству.
Конечно, у разных декабристов по-разному проявилось конкретное воплощение на практике всех этих принципов. Наиболее целостную по своим целям, задачам, содержанию, методике систему образования среди декабристов создал И.Д. Якушкин. В то же время у братьев Бестужевых в образовании ярче всего проявилась его практическая направленность.
В целом декабристам удалось своей деятельностью оставить важный след в становлении гуманистического процесса. Именно благодаря ориентации на учет потребностей, интересов, возможностей и способностей человеческой личности декабристы смогли достичь больших успехов. Особенно важно то, что реализованная ими модель образования абсолютно всеми своими компонентами- составом учащихся, содержательной стороной, методикой обучения и путями нравственного воспитания (включая использования огромного духовного потенциала религии)- была обращена к человеку.
В образовательной деятельности ссыльных декабристов в Сибири огромную важность имеет сам феномен личности педагога. Люди, не имевшие специального педагогического образования, в большинстве своем не имевшие до этого и соответствующего опыта, к тому же пережившие тяжелое крушение своих прежних жизненных планов и попавшие в совершенно новую для себя социальную среду, благодаря своей энциклопедической образованности, широте мысли, высочайшему моральному облику и передовым общественным взглядам добились значительных успехов в обучении и воспитании детей и заслужили любовь и признание своих учеников и многих других жителей Сибири,
Образование в деятельности декабристов имело и большое социальное значение. Оно выступало как важная движущая сила общекультурного процесса. Содействуя выработке знаний, умений, навыков, нравственных качеств и мировоззрения людей, оно одновременно было направлено на подъем духовного уровня Сибири. Причем через формирование нового культурного облика общества оно призвано было способствовать и подъему производительных сил этого региона России. Таким образом, благодаря формированию слоя людей, обладавших всеми духовными возможностями для осуществления социальных преобразований, образование, по замыслу декабристов, должно было стимулировать культурный и социально-экономический прогресс страны.
Безусловно, все эти идеи и принципы тесно перекликаются с сегодняшними исканиями педагогической науки и практики, ее гуманистическими принципами. И сегодня, когда идет напряженный поиск разных вариантов выбора содержания и методов образования, когда делается акцент на его гармоничности и дифференциации, на приоритете в нем воспитательного компонента, связано это в первую очередь опять же с теми социальными задачами, которые призвано решить образование. Именно образование во многом определяет главную линию социальной жизнедеятельности людей, связанной с коренной сменой всей системы общественных отношений.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Жаринов, Андрей Геннадьевич, Санкт-Петербург
1. Азадовский М.К. Мемуары Бестужевых как исторический и литературный памятник.// Воспоминания Бестужевых. М.-Л., 1951-с.581-678.
2. Александрова Н.Н, Свидетели эпохи. //М. Знаменский. Исчезнувшие люди, Н. Белоголовый. Воспоминания сибиряка. Иркутск, . 988-с 531558.
3. Андриянова Л.В. Обучение как компонент образовательного процесса.// Актуальные проблемы непрерывного педагогического образования, Вып.2. СПб, 1995,-с 168-173
4. Афанасьев В.Ф, Культурно-просветительная, педагогическая и общественная деятельность ссыльных декабристов в Сибири, Якутск, 1989.-41с,
5. Афанасьев В.Ф Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. Якутск, 1966,-344с.
6. Бальжиев В.Г. Педагогическая деятельность декабристов в Бурятии.// Из истории просвещения Восточной Сибири. Иркутск, 1972 -с 136-156,
7. Барановская М.Ю. Декабрист Н, Бестужев. М,1954 -295с.
8. Басина М.Я. Жизнь Пушкина. Книга I B садах Лицея, СПб,1996-172с.
9. Башаров Г.П., Коновалов С,С,, Эренпрайс Л И, В Баргузинской долине, Улан-Удэ, 1968 -96с
10. Бим-Бад В М , Петровский А.В. Образование в контексте социализации.// Педагогика. №1,1996.
11. Богданова М М Декабрист- крестьянин П Ф Дунцов- Выгодский Иркутск, 1959-116с
12. Булкин А.П. Региональные проблемы с позиций философии образования/Юбразование- средство развития региона.М, 1994.-с.52-60.17.5
13. ЛЗ.Ьуторина 1С. М.В. Ломоносов и педагогическая мысль России XVIIIb. Вологда, 1990.-93с.
14. Н.Васильева З.И. Исторические ретроспективы педагогической концепции развития личности.// Историко-педагогическое измерение в образовании СПб, 1999,-с,5-Г1,
15. Васильева Л.Н. Жена и муза. /./ Московская школа вчера, сегодня, завтра. № 2,1999.-с.52-60.1 16 Введение в культурологию,М,1996.-336с,
16. Войтик П. Декабристы- просветители Сибири.//Сибирские огни, 1957, № 3.-с.175-176,
17. Гершунский Б.С. Прогнозирование развития образования: проблемы и перспективы//Образование в современном мире: состояние и тенденции развития,М,1986,-с.200-220,
18. Гершунский Б.С. Философия образования для 21-го века MJ998 -608с,
19. Гессен А.И. Жизнь поэта, М, 1972-479с,
20. Даровская Е М А Д Старцев- сын Н.А. Бестужева//Сибирь и декабристы. Вып.2 Иркутск, 1981,-с. 133-158
21. Деревцов И. А Педагогические идеи А Н Радищева М, 1962,-9"1с.
22. Дидактика средней школы, М,1975 -303с.
23. Длугач Т Б Подвиг здравого смысла или рождение идеи суверенной личности М, 1995 -222с
24. Длугач Т.Б. Спор о воспитании// Некоторые характеристики эпохи Просвещения. М, 1989. -с 40-58.
25. ЕЗО.Дмитренко В. А., Люрья НА, Образование как социальный институт.Красноярск, 1989, -182с,1 3i Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. М, 1994.-241с.
26. Довнар- Запольский М.В. Тайное общество декабристов. М,1906-340с.
27. Дружинин Н.М. Декабрист И,Д. Якушкин и его ланкастерская школа.// Ученые записки Московского городского педагогического института. Т.2. Кафедра истории СССР. Вып. 1. М, 194i.
28. Дружинин Н.М Декабрист Никита Муравьев. М, 1933.-404с,
29. Дух отрицанья, дух сомненья. М,1977.-303с.
30. Ерасов Б.С, Культура, религия и цивилизация на Востоке, М,1990-207с.
31. Желваков Н. Методологические проблемы современной истории педагогики.// Проблемы научной педагогики. Сборник 3. М,1929.
32. Жолудев Д.Г. Из истории народного образования в Красноярском крае.// Ученые записки Енисейского государственного педагогического института. Кафедра марксизма-ленинизма. Т. 1 Вып.1. Енисейск, 1958-с.121-195.
33. Зубарев Н. Сущее благо для низших сословий. /У Тюменская правда, 1975, 26.12.
34. Инновационные процессы в образовании. СПб, 1997.
35. История педагогики.М,1982.-367с.
36. История педагогики. Т.2.М, 1998.
37. История философии. Т. I М,1957.-718с.1 44 Кантор К.М. История против прогресса. М,1992.-150с.1 45 .Каптерев П.Ф. История русской педагогики Пг, 1915 .-746с
38. KapmoK И.А., Павлов М.Н. Влияние неформальных объединений лицеистов Царскосельского Лицея на выбор жизненных путей.// Декабристские чтения-1. Гродно, 1990.-с.32-35.
39. Кирьякова А В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург, 1996-188с.
40. Козырев А.В, Воспитание и образование в России в I половине XIX века: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. докт. пед. наук. Ставрополь, 1948.-16с.
41. Коноплев В.Ф, Образование и социалистический образ жизни //Образование и воспитание в системе социалистического образа жизни. Л, 1977.
42. О.Константинов НА., Струминский В.Я. Очерки по истории начального образования в России. М, 1953 -272с.1 51, Копы лов АН. Декабристы о Сибири и перспективах ее исторического развития. //Декабристы и Сибирь. Новосибирск, 1977 -с.35-49,
43. Копылов АН, Малышева М П. Декабристы и просвещение Сибири в первой половине XIX в. // Декабристы и Сибирь. Новосибирск, 1977 -с. 89-108.
44. Кошкина В С Конструирование программы развития региональной образовательной системы (на примере Ленинградской области): Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. докт. пед. наук. С11б,1992-20с.
45. Кудрявцев Ф.А. Декабристы братья Кюхельбекеры на поселении /7 Декабристы в Бурятии. Верхнеудинск, 1927-с 18-30.
46. Кудрявцев Ф.А. История бурят- монгольского народа М-Л, 1940-242с.1 59.Культурно- просветительская деятельность декабристов в Сибири. Иркутск. 1973.-27с.
47. Лебедев О.Е. Теоретические основы педагогического целеполагания в системе образования: Автореф, дисс. на соиск. учен. степ. докт. пед. наук. СПб, 1992.-22с.
48. Лебедев П.А, Психолого-педагогическое наследие П.Ф, Каптерева. М, 1998.-144с.
49. Леднев B.C. Содержание образования: проблемы и перспективы. М,1989.-35с.1 бЗ.Лившиц-Эзрохи О.Я Педагогические взгляды Дени Дидро МД952 -22 л.
50. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб, 1994.-414с.
51. Лузина Л.М. Лекции по теории воспитания. Псков,1995.
52. Лузина Л.М. Философско-антропологический подход в современной методологии воспитания. СПб, 1999-86с.
53. Луначарский А.В. С) народном образовании.М,1958.
54. Максимов С В. Сибирь и каторга. Ч, III СПб, 1871
55. Матханова Н.П. Декабрист А.В. Поджио и его воспитанники братья Белоголовые. // Сибирь и декабристы. Вып. 1. Иркутск, 1978.-с.89-102.
56. Момджян X.H. Клод Адриан Гельвеций //Гельвеций К А. Сочинения. Т.1. М,1973.1 76.Моносзон Э.И. Образование/ТПедагогическая энциклопедия. М,1974 -T3.-c.i42.
57. Московский университет и развитие философской и общественно-политической мысли в России. М, "1957.-470с.
58. Нарусова Л.Б, Декабризм: проблемы истории в современном изучении, СПб, 1996.-92с.
59. Нечкина М,В, Декабристы М, 1982.-183с.
60. Образование и культура. Томск, 1989,-236с.1,83 Образование. Творчество. Развитие, Обнинск, 1995,-116с.
61. Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида, СПб, 1995.
62. Петряев Е. Ученик и друг декабристов. // Забайкальский рабочий, 1959, 20 12.
63. Подласый И.П Педагогика. М,1996.-632с,
64. Покровский M.H. Александр I. // История России в XIX в.Т.1 М,1907,-с.31-66.
65. Полунина Н.М. Декабристы в Иркутске (1845-1856).// Памяти декабристов. Иркутск,1975.-с.7-20.
66. Порох В.И., Порох ИВ. Вступительная статья. // Якушкин И.Д. Мемуары, статьи, документы. Иркутск, 1993.-c.5-12.
67. Предтеченский А,В, Очерки общественно- политической истории России в первой четверти XIX века. М.-Л, 1957,-456с.
68. Пыпин А Н, Общественное движение в России при Александре I. СПб, 1885,-544с.
69. Равкин З.И. Педагогика Царскосельского лицея пушкинской поры. М, 1993.-151 с,
70. Равкин З.И. Теоретические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии современного отечественного образования// Историко-педагогические основания стратегии развития отечественного образования, М. 1994.-с.3-10.
71. Балакшин B.C. Культурная деятельность декабристов.// Знаменская Р.А, Хрестоматия по истории Сибири Иркутск, 1930.-е. 127-128.
72. Балакшина О Н. Воспоминания.// Дум высокое стремленье. Иркутск, 1975.-е. 178-181.
73. Басаргин Н В. Воспоминания, рассказы, статьи. Иркутск, 1988.-543с.
74. Батеньков Г С. Сочинения и письма. Иркутск, 1989.-523с.
75. Беляев А.П. Воспоминания.// Русская старина. 1881 Т.30-е.799-838, Т.31-е.327-370.
76. Бестужев М.А. Записки.// Русская старина 1881 Т.32.-с.601-620.
77. Брызгалова М. Встречи с декабристами.// Тайные общества в России в начале XIX столетия. М, 1926,-с, 179-191.2 8, Воспоминания И,П. Корнилова о его путешествии в 1848-1849 гг. по
78. Дидро Д. Собрание сочинений в 2т. Т.2. М,1991.-604с.
79. Дидро Д, Собрание сочинений в 10т. Т.10, М,1947.-568с.2.22,Документы о масонских и других тайных обществах, РГВИА, ВУА, Д.889.
80. Ефимов И.В. Замечания на воспоминания Л.О. Львова.// Русский архив, 1885,№ 12. -с. 553-564.
81. Записки Ф,П, Шаховского о методах обучения детей русскому языку.
82. ГАРФ, ф.635, on. 1, д.53. 2.25.Знаменский М.С, Воспоминания. //Записки, статьи и письма декабриста И.Д Якушкина. М -Л ,1951.
83. Знаменский М.С. Исчезнувшие люди. Белоголовый НА. Воспоминания сибиряка. Иркутск, 1988.-560с,
84. Из воспоминаний О.И. Ивановой о своем отце И.А. Анненкове.// Декабристы в воспоминаниях современников, М, 1988,-с.343-348,
85. Кюхельбекер В,К, Сочинения. Л, 1989,-574с.
86. Лушников В. Записки старого кяхтинца.//Байкал. 1975,№5.-с. 157-159.
87. Якушкин И Д Мемуары, статьи, документы Иркутск, 1993. 2,34.0 духе воспитанников Царскосельского Лицея. РГВИА, ВУА, д 877 2.35 Отчет по учебной части Енисейской дирекции училищ ( 1836г.), РГИА, ф.733, оп.95, д.934.
88. Отчет по учебной части Енисейской дирекции училищ (1848г.), РГИА, ф.733, оп,95, д 1011.
89. Отчет по учебной части Иркутской дирекции училищ (1836г.), РГИА, ф,733, оп.95, д.936.
90. Отчет по учебной части Иркутской дирекции училищ (1848г.), РГИА, ф.733, оп.95, д. 1013.
91. Отчет по учебной части дирекции училищ Тобольской губернии (1836г.), РГИА, ф.733, оп.95, д.937.
92. Отчет по учебной части Тобольской дирекции училищ (1848г), РГИА, ф.733, оп.95, д. 1015.
93. Отчет по учебной части Томской дирекции училищ (1836г.), РГИА, ф.7 33, оп.95, д.938.
94. Отчет по учебной части Томской дирекции училищ (1848г.), РГИА, ф.733, оп.95, д. 1017.
95. Памятная книжка императорского Александровского Лицея на 18561857 гг. СПб, 1856,
96. Першин- Караксарский П И. О И.И. Горбачевском.//Исторический вестник, 1908 Т. 114.-с.537-569.
97. Письма ученика декабристов.// Сибирский архив. i9!2, № 5.-с.376.
98. Письмо Н А. Бестужева И.П. Корнилову. РГИА, ф.377, д.488.
99. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения.Т. 1 М,1981,-653с.25 2, Русс кие просветители Т 1 М, 1966. -440с,
100. Свербеев Д.Н. Из воспоминаний.// Московский университет в воспоминаниях современников. М, 1989.-е 64-79
101. Семенов С. Декабристы в Ялуторовске.//Русская старина. 1882,-с.279-283.
102. Созонович А.П. // Записки, статьи и письма декабриста И.Д. Якушкина, М.-Л.,1951-е, 133-144.
103. Созонович А.П. Заметки по поводу статьи К.М, Голодникова "Государственные преступники в Кургане".// Декабристы. Материалы для характеристики. М, 1907. -с. Г22-171.
104. Сперанский М М. Проекты и записки. М.-Л,, 1961.-244с
105. Тимковский Е.Ф. Московский университет в 1805-1810 гг. Из воспоминаний.//Московский университет в воспоминаниях современников. М, 1989,-с.60-63.
106. Тучков ПА. Записки.// Русская старина. 1881. Т.32.-с.455-457.
107. Устные рассказы и легенды о декабристах в Сибири. Иркутск, 1937 -84с.
108. Учебное пособие по закону Божьему, составленное И.Д. Якутикиным ГАРФ, ф.279,оп.1, д.39.
109. Фонвизин М.А, Сочинения и письма. Т.1. Иркутск, 1979,-480с,
110. Францева М.Д. Воспоминания.// Исторический вестник. 1888, № 5 -с. 397-409.
111. Юшневский А.П. Письма //Письма декабриста Алексея Петровича Юшневского и его жены Марии Казимировны из Сибири. Киев, 1908 -172с.
112. Якушкин И.Д. Мемуары, статьи, документы. Иркутск, 1993.-399с
113. Якушкин И.Д. Письма.//Декабристы: новые материалы. М, 1955 -375с.
114. Якушкин И.Д. Письма.//Декабристы: летописи государственного литературного музея. М, 1938.-566с.
115. Якушкин И.Д. Записки, статьи и письма декабриста И.Д. Якушкина. М,-Л.,1951-740с.