Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Теория и практика нравственно-эстетического воспитания в современной общеобразовательной школе Франции

Автореферат по педагогике на тему «Теория и практика нравственно-эстетического воспитания в современной общеобразовательной школе Франции», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Ришар, Елена Олеговна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1991
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Теория и практика нравственно-эстетического воспитания в современной общеобразовательной школе Франции"

— АКАДЕМИЯ 1ЩШШ1ЧЕСШХ НАУЗС СССР ' ЙАУЧЕЮ-ШСВДОБАТЕЛЬСКИЙ ШСТИ17Т ТЕОРШГ И МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ

На правах рукописи

РИШАР Елена Олеговна

ТЕОЕШ И ПРАКТИКА * 11РАЕСТВШ ПЮ-ЭСТЕЯ'ПЗСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ОЭДЕОЕРАЗОМТШйОЙ ШКОЛЕ ФРАКЦИИ

13.00.01 - Теория и зотория педагогики

Авторе ф в р а т дяооортацяа на сопоканпе ученой степени кандидата пэдагоготеокзх наук

Москва

1991-

Работа вдполнена в Научно-исследовательском институте теории к методов воспитания АЛН СССР. ^л-;':--;/^^

Научный руководитель ' Официальные оппоненты.

Ведущее учреждение ■ ;. .

- доктор педагогических наук,: профессор Т.Ф.ЯШИНА

: - доктор педагогических наук, у профессор А.Н.ДЕУРИНСКИЙ ::,

г кандадат. педагогических наук .■' И.А.САЛОНА

- Московский государственный . .. лингвистический университет

Залдата состоится " 5 11 марта 1992 г. в 16 час. 30 мин, на заседании е. легализированного совета К 018.05,01 в НИИ теории I и методов воспитания АПН.СССР по адресу: 1199С6 Москва, ул.Пого-динская, 8. .;■ - ' ■ " : ''V

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института.

Автореферат разослан

1991 г.

Ученый секретарь -специализированного совета, кандидат педагогических наук

ПОПОВА Г.Н.

:' ОНЩШ ХАРАКТЕРИСТИКА Д-ЮСЕРТАЩ!01Ш0Я РАНШ1

... АтуГ7ольность то?лт коолодовзпнд. Сегодня в нашей стране . повышение культуры.общества становится условием дальнейшего развития демократии и общественного прогресса. С задачам! формирования духовного облика растущего человека связаны настойчивые призыва педагогов и ученых гуманизировать современную школу, поскольку только очеловеченная школа мояет восполнить дефицит духовности,- нравственности растущего человека. По мнению ряда советских педагогов и исследователей, едва ли на все явления нашей зизни, кЬторые принято объединять иод именем "бездуховности" связаны с тем, что многие-поколения людей на получают в школьные года полноценного эстотического воспитания.

Нз случайно на Всесоюзном съезде работников народного образования, проходивши, в. нашей стране 20-22 декабря 1988 года, подчеркивалась необходимость резкого улучшения нравственно-эстетического воспитания в советской школа как одного из средств гуглашзапет, даквадзции опасного* разрыва между техническим могущестззом чэловака и уровнем его социального сознания, нравственности. В качества пути преодоления этого разрыва предлагалось увеличить объем.и улучшить качество преподавания гуманитарных знаний, спосббствукгтх воспитании духовно -богатой личности, ориентированной па .нравственные общечеловеческие ценности»

; 3адача улучшения нравственно-эстетического воспитания были выдвинуты такзе в "Проекте концепции1 общего среднего образования как.базового в единой.системе непрерывного образевания", разработанной коллективом ученых АШ СССР. Одной из программ Проекта стала Программа нравственно-эстетического воопптания, уровень разработки которой, по мнению советских ученых, будет зависеть от имансифшсации подагогичеоких знаний, координирования научных исследований и практики преподавания дисциплин худояеотвенно-эотетического цикла в нашей стране и в рамках международного сотрудничества. В связи с этим актуализируется задача изучения и обобщения международного опыта теории п практика нравотвенно-эстетического воспитания и прежде всего - в наиболее развитых странах,' гдо за послед-

нее десятилетие значительно усюшлоя иятерео к форьшрова- : :. вию нравствен.,ости ребенка .через эстетическое воспитание.

В частности* во Франции о начала 80-х годов а1. .авизировалась кампания по радикально«? обновлению эстетического' воспитания, формирующего духовный мир,личноота.Меры, пред-принятие государством в этом направлении, были вызваны рядом идентичных проблем и задач, стоящих перед советокой школой. ' ,

Обобщение-опыта работы по нраасменно^-эстетачеокшу воспитании в" зарубевной школе предотавляет для советской педагогики преаде всего практические интерес. Многие советские исследователи обращались к изучение этого опыта. Б совете-, кой педагогике изучении проблем нравственно-эстетического воспитания в зарубежной школе посвяданы несколько кандидатских диссертационных исследований. Теории и тактику нравственного воспитания учащихся США конца 60-х - начала 80-х годов исследовала Л.М.Данилова, проблемы воспитания творческой активности учащихся США средствами-искусства - Е.Б.Евла-дова, систему художественно-эстетического воспитания современной школы США г- Н.Н.Соковнина •, В диссертации Т.А.Оксак исследуется эстетическое воспитание в немецкой реформаторской педагогике, в диссертации Е.И.Ткачевой - нравственное воопитание в современной английской педагогике.

, Ряд советских исследователей специально занимался проблемами нравственно-эстетического воспитания во^ Франции. Так в кандидатской диссертации Ю.Н.Ракчеевой исследованы концепции эстетического воспитадая, сложившиеся во французской педагогике в школе за период с конца XIX века до начала Второй мировой войны. Т.А.Резникова изучила проблемы формирования духовных потребностей французских школьников 70-х годов, в том числе - эстетических и нравственных потребностей. Отдель ные аспекты нравственно-эстетического воспитания школьников Франции затронута в докторской диссертации А.Н.Дкуринокого-в анализа программ французской школы конца XIX века - до периода Второй мировой войны, в докторской диссертации Б.Л.ВУЛ фсона при анализе тенденций развития французской школы после Второй мировой войны до 1970 го^а. В кандидатской дассертаци

Э.¿.Саповой ааализируетоя содерхание образования французской шкояи 60-х годов. М.И.Цуногова исследует в кандидатской диссертации начальную шкоду Франции 70-х годов. Некоторые аспекты содэрзаппя образования во французской школе рассматриваются различными исследованиями: в монографиях и статьях Б.Л.Дульфсона( А.Н.Д!у1пшского, Б.ТЛпхачевэ; в статьях Т.А.РазникавОй, Н.И.Реквзовой, И.В.Шявйфер я других авторов.

у;ВоФранции такяа имеются специальные Исследования, раскрывавшие некоторые аспекты н^вствонно-эсмтв^аопого воспи- • тания во французской школа ¿ Наиболее крупные из них - монография Л.Порша "Эстетическое воспитание", характеризуйся средства эстатаческого воспитания а начальной школа и колле-"во Франции 70-х годов} доногра^ая ЖЛайфа "Нравственное и социальное, воспитание", анализирующая влия..гв социального ок-рукения на нравственное становление личности учащегося. Кроме того, ао франоти практический оинт работы по воспитанию через искусство находит отрагенне в ра злачных педаготачео-кпх досье щзеав, культурных центров. Центров каникул и досуга. Работа пжо.* в этом направлении освещается в рззлпчтгг досье Национального института падагоглчосклх исследований.

Вместе о íeií, анализ йиощейоя литературы по проблеме исследования показывает, что современное состояние теории а практики нравственно-эстетического восстания во французской сколе не отразено полностью в современной французской п советской яитегатуре. Для анализа я практического использования представляют большой интерес - раввитые педагогические традиций французской школы, ее повпшнное внимание в настоящее; врешх к проблемам нравственно-эстетичен^ п успесное решение этих проблей.

: Принимая во внимание актуальность теки я недостаточную ее разработанность, мы выбрали в качестве теш нашего ио- • следования: "Теория и практика нравственно-эстетического ■ воспитания в современной общеобразовательной школе Франции".

Объарт исо^едо^адпя: воспитание подраставшего поколения в современной школе Франции.

Цредмрт цос^рддаания: эстетическое воспитание как средство нравственного формирования личности школьника.

Цель исследования: дать обобщенную характеристику состояния и выя: ть тенденции развития нравственно-эстетического восштаря. в современной шкоде Франции. . - '

Конкретные зздчи включат1 сладуший круг исследовательских вопросов:

1. Раскрыть тооротдкочлетодологичеснио основы нравствен-: но-эсгетического' воспитания :во Франции. •» =-: ■ -.. .-.■.

2.'Охарактеризовать его ведущие современные концепции в показать, их влияние .на практику во французской около. '• •,'•'

3. Проанализировать содерканиэ, формы и метода кравст-./ венно-эстетического воспитания в учебном процессе оовремеа- . ной школы Франции, а также во внеклассных и внешкольных воог. .питательных учреждениях, культурных центрах.' ч ; ::

4. Выявить основные направления совершенствования нрав-» стзеино-зстетического воспитания учащихся во фращузской , школе, определить ого позитивные момента.

- . Методологическая основа исследования. Выработке исходных методологических позиций данного диссертационного исследования иослужили фундаментальные труды ведущих советских и зарубежных философов, социологов и психологов о. роли искусства в фохшровашш личности, ..эстетическом воспитании ' как средстве ее нравственного становления; программные документы советского государства и Франции по вопросам гуманизации и демократизации общества и пколы.

Источники исследования: монографии советских и зарубак-ных исследователей французской школы; оригинальные документы и книги Национального института педагогических ксследо- -• ваний .Франции; педагогические досье Партазкого регйоцальиот го центра педагогической документации при Академии наук: Франции; досье музеев, культурных центров. Центров каникул и досуга Франции; статьи и обзоры 'ведущих французских педа-, гогических журналов и газет; программы, учебники, учебнпо пособия, библиографические- ориентации для преподавателей французских началышх вкол, коллегой, лицеев. :

. Меуодн исследование: . '.';'.

- теоретический анализ зарубежной и советокой философ- . ской, социологической, психологической и специальной литературы по теме исследования; - . .. ■ •

. - метод отатпотичоского анализа; ■■■•■.■■ - мотод интервьюирования (преподавателей школ, университета Сорбонна, продставитетаЗ Службы образования культурных центров; ответственных за воспитательную работу при Пе-дагогическзх оакторахКультурных служб музеев Парша; ащма-торов Центров каникул а досуга Франции);

- изучэпие и обобщение педагогического опнта работы парижских начальных школ, коллежей, лицеев, а также культурных ti воспитатвлышх центров (ш. Hopsa Пошщду д Городка Валяет); крупнейших музеев Парвяа и парижского региона -

;Лувра, Opee, Гнмв, Музея афршивского и океанийского искусств; Варсаля; Центров каникул и досуга французских провинций: в 'Верхней Савойе л Ношандии. ; . На sasmrv, шпооятод слеяштрте положепп..;

л - характернотпка тооротико-iía тодологических основ и но-взйшх концепций правственно-эстстлчзского воспитания в оов- . рошнной французской школе;

- обобщение практиканравотзанно-эстстпческого воопнта-ппй во Французски школе - па уроке, во внеурочной и внешкольной деятельности. •

Научная-Повизаз л.теоретическая значимость исследования заключаются в обобщении теории и прзктяки праиствешо-эоте-тпчзского воспитания во французской шкгле на современном этапа; в показе основных направлений асредств соверизнст- . вовашя воспитания французских школьников средствами искусства.

■■■■■■',: Драугичэокое. значение работа: ■

. Псслодсзашм обогащает научное представление новой информацией о оостояпиз прзБСТвенно-остетичсского воспитапяя в современной французской школа и мозат Сать использовано , в практике работа советской школ« п внешкольных воспитательных учреждений; в лекциях преподавателей вузов, ИШС, <ШК, щи чтении курсов зарубеш)Й педагогики; аспирантами и научными сотрудниками, изучащши проблемы оорубехной педагогики .

Лпрр.За'ж.тйртАтшшм Основные результаты исследования доложены, обсуждены на заседаниях лаборатории теории и методики воопитател: 'ого: коллектива НИИ.ТиМВ АПН СССР (1989, 1990); на научноч.1ет одических конференциях аспирантов и научных сотрудников НИИ ТвМВ АПН СССР (1989, 1990), излоаены в ряде публикаций автора. .

Во оответствии с логикой исследования структура диссеп- ; тагощ состоит из; введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. , ,

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

■-.. Во введении одределяются'актуальность исследования^ его объект, предмет.'цель," конкретные исследовательские задачи; -V характеризуются теоретико-методологическая основа, методы исследования; форь^лируются положения, выносимые на .защиту; обо<5новываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

■,'■:■" В пепвой главе "Теоретико-методологические основы нравственно-эстетического воспитания" анализируются основные • философские, социологические, психологические учения фран- : цузских ученых и исследователей; новейшие концепции нравственно-эстетического воспитания во французской педагогике; принципы нравствэкно-эстетэтеского воспитания, изложенные в программных документах французского правительства.

На теорию и практику нравственно-эстетического воспитан: ния оказали влияние многие направления французской философе?, кой мыелл: эволюционистское, эпистемологическое, экзистенциалистское течения,, христианская философия; "натураяиотичес- ■ кие".и "ненатуралистичеокие" школы моральной философии, а также различные "модели" философии воспитания.

Из различных школ социальной психологии в исследовании выделены три, оказавшие особое влияние на таор;я> л практику нравственно-эстетического воспитания: ролевая теория," теория социального научения, теория когнитивного развития. . .

Кроме того, нравственно-астетйческбе воспитание'во французской школе определили: "социология морали", пдои социал-дарвинистской школы и школы социологии семьи. , :

Кроме философских, психологических, социологических тео-

рий» повлиявших на французскую педагогику, в диссертации . рассматриваются различные концепции нравственно-эстетического воспитания исследователей зарубежных стран, разработанных применительно к уоловяям Франции Национальным институтом подагоглческих исследований г.Паризз.

Исходя из определения нравственности как единства сформировании* у личности нравственных чувств, мыслей, поведения, американские исследователи концепции нравственного воспитания выделяют: модель рационального построения (Д.Щайвер), модель осозн?ванпя (П.Щк-ФейлЬ модель: уяснения ценноотей (С .Симон, Л.Рзтс, М.Хармин), модель анализа цанностай (Д.Кумбс,М.Меук, ДЛзйдшк), модель когнитивного нравственного развития (Л.Коль' борг), модель социальной деятельности (Ф.Ньшеяя).

: На практику нрав'ствегао-эстатического воспитания современной школа Франции оказывают влияние такге существующие- во -французской педагогика с начала XX века концепции эстетичес- . кого воспитания: "свободной экспрессии", "украшения окружения", "формирования эстетической культуры".. ..;

Сопраменная ркола Франции испытывает наибольшее влияние '. концепция "Воспитания через искусство", заимствовавшей мяо-

• гае идеи пз вши изложенных концепций. Концепция, получившая распространение в. Западной Европа в послевоенное вреш, была переработана для условий Франции коллз: ; 'ивом ученых Национального института педагогических исследований г.Шриза: М.Бутор, П.Бурдьо, Й.Вожнаром, Р.Гализо, Г.Гратьо-Альфаядеря,

. Г.Л.Маршалем, Л.Порша п другими. .

Термин ."нравственно-эстетическое" воспитание не употреб-

• ляется как таковой в новейшей концепции, но ее теоретические идеи обосновывают нравственное становление личности через ее эстетическое воспитание, художественное образование, культурную деятельность.

Эстетическое воопиганиа понимается французскими последователями как формирование у учащихся эстетического видения мира и себя в этом мирз через развитие эстетического вкуса учащихся и их сенсибилизацию. Художественное образование понимается как составная часть эстетического воспитания, означающая одновременно обучение искусству и воспитание искусством. Художественное образование трактуется 'э- концепция как

консенсус между полученными знаниями и развитием духовной культуры личнс.ти в процесса ее обучения. Культурная деятель-■ ность рассматривается как необходимость длясоцааж^ации личности и обеспечения непрерывности воспитательного воздейст-г вия на личность через различные сферы искусства, что обеспечено во Франции культурной политикой государства, направленной на приобщение широких ыаса к воспитанию через лскусотво. Культурная политика обеспечивает помощь школе во внешкольной -работе по воспитании школьников через искусство.

В диссертации подробно анализируются вое части концепции "Воспитания через искусство", повлиявшие на формирование : ' во французской педагогике различных педагогических течений. . ; Так, первая составная часть концепции - "эстетическое воспитание", заимствовав из концепции "украшения окружения" и Мо-дали рационального построения понимание социальной среды как решающего фактора для нравственного становления личности воо-питуемого, конкретизировалась во французской школе Педагогикой окружркзщвй среда и музеев, ориентирующей школу на нравст-' венное воспитание учащихся через эстетику окружения повсед- : невной жизни и фонды музеев.

V Вторая часть концепции - ^художественное образование" - . включила из Модели анализа ценностей,Модели уяснения ценностей, Модели когнитивного нравственного развития идею о воспитании через суждение ребенка о нравственности его "языка морали", формирующего нравственность личности.^Художественное л образование концепции "Воспитания через искусство" было дополнено во Франции положением о необходимости изучения тео- ■ рии и истории искусства в школе и нашло воплощение 'в Падаго-гике изображения, ориентирующей учащихся наанализ ("чтение") произведений искусства и умение передавать коммуникацию в своем собственном творчестве, развивающем воображение, фантазию, нравственные качества личности. , . ■■. ■ Третья часть концепции -."культурная деятельностьразвила идеи концепций "свободной'экспрессии", "формирования эств- : тической культуры". Модели осознавания, Модели ооциальной деятельности о необходимости практической деятельности ребенка в области культуры я искусству для его нравственного ста-. ' новления, социализации. Оаа воплотилась в Педагогике таорчео-

„ кого пробувдения и свободного выразепия, ориентирующей школу на использование всех сфер искусства доя творческого са-мовнраже^ отчности;. способствующего нравственному станов- .f ленив.'

. Новая концепция "Воспитания через искусство" ■ определила . потребность в разработке и обновленного содержания программ, ; форм п кз тодов воспитания во французской, школе.. Методологи-'.; чесшсля предпосылкам! для этого стали■ поотановления; французского правительства.о демократизации, гуманизации французской школы, издание нового Закона о худозоствешюм образовании. . . 'Па основе принятых постаноаченнй п ЗаконаМинистерством '' национального образования Франции балл определены цели, зада--ча, принципы и основные напрашшнля совершенствования нрав-ственно-зотетического воспитания в современной общеобразовательной школе Франции. • •

; . В соответствии с тремя составными частями концепции била . определены три целй нравственно-эстетического воспитания:- ■

- нравственное становление личности на основе развития ■'■■ее духовного богатства, эмоциональной насыщенности, сенсибилизации; л;-.'■'.•'.'.''■.*.■

.- формирование у личности художественно-эстетической культуры;

привитие ей способности к широкой культурной деятель- •

' ности.

, ,'• ;■ Эти цели определили конкретные задачи нравственно-эсте- . тячоского воспитания во французской Школе. К ним французе- .. .кие специалисты относят эмоциональное развитие учащихся че- ' рез изучение юли дисциплин худозественпо-зстотического;цикла, рэзштие их эстетического вкуса, способности к эстетической, оценке; форшрование на основе изучения и анализа поступков и образа жизни героев произзедеияй искусства критериев оценки собственного поведения, для; осознанного воздействия. ; , на отанотеНйе своих нравственных качеств; развитие, у учащихся способностей к творчеству, инициативе через импровизацию .и; самовыражение-в различных областях искусства.

Общие цели и задачи нравственно-эстетического воспитания во французской школе определили основные принципы воспитания через.искусство. К ним отнесено: введение изучения иокусст-

ю

ва на всех ступенях обучения общеобразовательной школы, принцип непрерывности воспитательного воздействия ксцсусства в результате деятельности различных культурных и восрктатель-пых учреждений, принцип историзма при изучении искусства я наук в их единство и взаимовлиянии, отракание в каадой преподаваемой науке культурного наследия различных народов.

В исследовании выявлены основные направления совершенствования нравственно-эстетического воспитания во французской , школе. К ним мокко отнести: улучшение профессиональной подготовки учителей по дисциплинам художества пно-зстатичвского : , • цикла; введение в толп для работы творческих работников кс.........кусства, расширение в общеобразовательных сколах количества

разнообразных студий для■ занятий творческих:работников с уча-, цккися искусством; поощрение сотрудничества школ со спацпа-1 --. лизированньош учебнши и воспитательными учревдокаямд дая -\ координирования воспитательного воздействия и обмена опытом; \ развитие на местах - в микрорайонах, кварталах, округах раз. личных к!1п02 анимации для полноценного проведения досуга ' . ;. V учащихся И ДРУГИО.

' •' . Перечисленные цоли, задачи, принципы и направления совершенствования нравственно-зстзтического воопитания во французской школе легли в основу создания новых программ обучения, разработки новых форм и методов воспитательного воэдай-ствия на учащихся, анализу которых посвящен специальный параграф второй главы.

■ Вторая главе "Содержание. формы и методы нравстввнно-эстетического воспитания в современной общеобразовательной школе Франции" содержит обобщение опыта работы школ, внешкольных воспитательных и культурных учреждений, анализ программ, школьных учебников и учебных пособий, осиовных форм и мето- . дов нравственно-эстетического воспитания.

Анализируя в целом программа общеобразовательной школы, можно отметить, что в отличив от предыдущих программ, в них ■ вводенн кроме традиционных предметов "одзыка" и "изобразительное искусство", такке и другие области искусства: ниво-пись, скульптура, орхитнктура, искусство фотографии, кино, топтро, тпнпа и т.п. Так, в начальной школе на дисциплины худслосгЕокно-эстетичесхого цикла п предметы, изучающие раз-

; личные облаоти искусства, отводится до 58% учебного времени, в коллеже - до 50$, В .лицее широкое изучение искусства осуществляется на гуманитарных сектах (до 40/5 учебного време-' . пи) и на секциях, ориентирующих на профессии, связанные с искусством (до 84% учебного времени). Из 22 различных секций лицея 5 смают гуманитарную и художественно-эстетическую .пал-. , равленность, прячем г.з зтгх пяти секций три введены новыми программами в 1987 году. Расписание занятий в начальной школе, ; коллеже и лицее, изменено с целью выделения дополнительных ча- ;

- сов для занятий учащимися искусством. Для этого введены интегрированные курсы. по точным наукам, и созданы "классы с изменен-

■:-нш расписанием" для одаренных детей, позволяющие сочетать , ■занятия в. ппсоле о углубленныгл изучением.искусства в районных консерваториях и культурных центрах.

- ' .. Содержание новых програш воплотилось во вновь изданных в 1987-1990 годах учебниках и учебных пособиях по всем дисциплинам. Учебники были дополнены в соответствии с новыми целями и 'задачами'новым материалом. Из них были.удалены устарев-

■ ще сведения, расширены разделы, изучающие искусство, увэли-. чан иллюстративный материал. Особое внимание в соответствии с новой направленность» французской школы на воспитание через искусство обращено на создание учебных пособий по изучению различных областей исзсусстваг одзыки, изобразительных кскусстз{ фотографии,' эстетики, архитектуры, евдльптуры, техники' худо-яеетвенного изображения.

.;.; - Новые программы и-учебники предопределила и направление . поисков'новых форм и методов'преподавания и воспитания в : урочной, внеурочной и внешкольной деятельности французской школы.-''Исходными-, позициями для разработки французскими учителями новых форм, и методов воспитательного, воздействия' на личность -через искусство являются положения о там, что искусство ' воздействует на:■ личность через' непосредственное восприятие ею произведений искусства, рассматриваемых как "графический перевод с"различных'языков фундаментальных концепций чело. вечества"; через обучение "чтении" изображенного или представленного в форгле; через творческое свободное самовыражение. '

В работе, подробно рассматриваются последовательные этапы, по которшл во французской школе изучаются различные области

искусства: это этап визуального ознакомления о произведением искусства, этапы, связанные о изучением история искусства, .,„■■■ техники изображения, пластики теории искусства (оттенки н сочетания цветов, изучение перспективы, пропорций, пласти-' ческих связей в искусстве и т.д.), обучением умению кома^ни-кации в искусстве.

'¡Различные этапы ознакомления учащихся с искусством пршле-няются во французской школе по возрастным периодам на подго- • товительном курсе, элементарном и среднем цикле начальной :: школы, обзорном цикле и цикле ориентации коллежа. В лицее ка ' воспитание через искусство осуществляется в различных секци-^ ^""ях-на уроках музшш и изобразительного искусства. Все остальные области искусства изучаются в зависимости от профессио-1 - нальной\ ориентации секций.

1 ■ Основной формой занятий во французской школе остаетоя \ . урок,но вида уроков, на которых изучается искусство, разно-\ образны: "уроки-открытия", на крторых учащиеся в процессе \ . самостоятельной творческой работы "открывают" дая себя новые \ знания; "уроки-интограциа", включающие интегрированное вое-' \ питательное воздействие различных областей искусотва; "уроки-диалоги"; направленные на выражение в литературно-зудожеот-• : венной форме знаний об искусства; "уроки-экскурсии", сочетаю-■ щяе полученные теоретические знания с практической работой • : в музеях, ателье; "уроки чтения картин", обучающие визуальной коммуникации и т.д.

, ■ Методы работы преподавателей по воспитанию учащихся через искусство на различных уроках разнообразны. Они включают гак "хорошо забытое старое" (метода Гийсма и интуитивный, метод свободного рисунка и преподавания по Леонардо да Винчи), так и новые метода, получившие название "вовлекающие": метод "открытий", мотод интеграции и др.

Воспитание через искусство в урочной работе французских шкод способствует формирования у, учащихся эотетичеокой грамотности, эстетического вкуса, эмоциональной особенности контактировать с произведением искусства - эстетического наслаждения на осноьа полученных теоретических знаний, практических работ; развитию чувственности учащихся, их сенсибилизации; форшрована» "основных добродетелей" личности на оонове

изучения искусства и свободного самовыражения в творчестве, испрозлзация в искусстве, причем искусство понимается фран- ' . , .цу эстамп, специалистами imk. "концепция гармонии", передающей : . ,,мысли различных эпох, поколений, народов о ¡сизии, боге, че- . ■ ловеке, природе, нравственных представлениях человечества.

Еще более насыщена воспитательная работа чорез искусство : во внеклассной и внешкольной работе. Это воспитательная рабо-• та является составной частью гсей воспитательной работы во . Франции, получившей название, "аниглация" и выполняемой специ-v ально. подготовленными; педагогагт-воспитателяш-аниматорами. -

В работе подробно рассматривается анимация как педагога- ■ / ческое'явление, получившее особеяное распространение во Фран-'ции в 80-е годы в связи с намерением государства обеспечить культурное проведение-досуга, учащихся, сформировать личность : . через, систему дисциплин художественно-эстетического цикла, осуществить связи "социальная среда,- школа", "скола - микрорайон".:

В диссертации выделяются, различные вида анимации и ее ■ использования во внеурочной и внешкольной-работа. К основным .' видам анимации французские авторы относят: музыкальную, включающую занятия музыкой, пением,' импровизациями;-литературно-. - художественную, направленную на сенсибилизации учащихся по ' отношению.к литературной и художественной формам выражения; театральную, способствующую интегрированному проявлению всех сфер ис1сусства в выражении; аудиовизуальную, "зак.рошхяюпо'ю -полученные худозествонно-эатетичео1ше навыки: культурную, включающую изучение окрукающай культурной среды: квартала, ' района, города, страны. ...

Все вида'.;анимации включаются в содержание так называемых . "занятий культурой",'являющихся формой проведения воспитатель- , ной работы через искусство. Из них;интерес представляют ела--дующие: 'Трансплантационные занятия;. Городские занятия. Недели-события, Занятия по художественному приобщению, Вотчинные занятия. : .'"•- .

Трансплаптапиоялие' -'занятия, которые переносятся из . ". школьных аудиторий в художественно-артистическую среду , . (ателье при школах для изучения школьниками искусства с мае-терами-профессксналага), основаны на изучении всех видов

\искусства. Занятия осуществляются в основном методами:- наблюдения, аа работой деятелей искусства, изучения теории и истории искусства, выполнения практических работ* * Городские занятия - занятия по изучению культуры й нау- / - ки городов, проводимые во Франции в Городке Виллет - крупном культурном дентро, включающем многочисленные экйпоаиции, демонстрирующие шгтеграадш наук и искусства, культурного развития человечества* Городские занятия проводятся во внешкольное шремя методами: практической работы в многочисленных : ателье Городка; просмотра фильмов и видеосюкетов.с пооледую-. ' ,-щим обсуждением, организуемым аниматором; тематических заня-' --телеконференций, организуемых аниматорами при помощи компьютера "напрямую" с различными группами учащихся по проб, лемам, темам и методикам, заданным аниматорами; экскурсий, \ "нгучннх прогулок" (самостоятельное изучеше экспозиций по специально разработанным Слуабой образования Городка ыагпщу-там; различных игр, манипуляций с предметами.. -;.•■■..'■

I К Недели-события проводятся в дни школьных каникул о целью ' ; Д. более углубленного изучения школьниками искусства методом ■: у''погружения'' в художественную среду в течение недели - двояти . Л дней. На Неделях-событиях изучаются различные области искус- ' } ; 'ства при помощи циклических посещений, позволяющих освоить ■";>

-крупные темы по искусству. . .-•.•••-.- ••

; А Занятия по худозественному приобщешш позволяю® ознако- .

мяться с коллекциями музеев Франции. Они проводятся Ледагоги-, чесетлш секторами Культурных слуяб музеев различными матода-; ми: игры (игры-путешествия, игры-исследования, игры-поиска, ' ■ кгры-расследовапия и т.д.)¡экскурсии, (экскурсии-исследования, "Д1ш открытых дверей", "чтение картин", экскурсии-сравнения, экскурсии-изучения легенд, мифов, сказаний), конференции; / циклические посещения музеев; спектакли, музыкальные вечера, способствующие интегрированному воздействию на учащихся различных областей искусства; самостоятельная работа в медиата-хах; индавидуальнио посещония по гидам-карточкам; практическая работа в ателье но всем вкдам искусства; манипуляции о

- Вот'шшше занятия - занятия по прнобтонив учащихся к изу-чб!П'.ю культурного наследия французской провинции. Основной

погод работ - пнтагрпровакноо воздействие всех видов искусства ва учащихся; изучение,теории и истории искусства; практические работн. Проведению Вотчинных занятий способствуют Центры каникул п досуга, обеспечивающие полноценный отдах и воспитанна учащихся в чаон досуга и в дни школьных каникул. Разнообразный форш и метода внеурочной и внешкольной деятельности по воспитанию через искусство способствуют нравственно-глу становлении личности ребенка.

■ В заключении диссертации обобщаются итоги проведенного исследования: .

■ I. Теоретико-методологическими основами нравственно-эстетического воспитания в современной французской школе стали философские¿ психологические, социологические концептуальные взгляды французских и зарубежных ученых. Из них наибольшее .влияние на педагогику, и школу Франции ока зали идеи. экзистен-

■ циализма,. христианской философии; Модели передачи культурных; ценностей философии воспитания, социолого-психологической теории когнитивного развития, социологии морали. '

2. Из ведущих.зарубежных концепций нравственно-эстетического воспитания практику воспитания современной школы Франции определила новейшая концепция "Воспитания чероз искусство", 'конкретизировавшаяся во французской школе Педагогикой окружающей среды и музеев, Педагогикой изображения, Педагогикой творческого пробуждения и свободного выражения.

3. Содержание нравственно-эстетического воспитания в сов-, ременной французской школе отразилось в иовыч программах, где значительно увеличился удельный вес художественно-эстетичес-' ких дисциплин и дасцщиин, изучающих различные области искусства, что составило в начальной школе (II-7 классы) 58% учебного времени/в коллеге (6-3 классы) - 50% учебного времени.

В лицее из 22 различных секций 5 ориентируют на профессии, связанные;с искусством, причом три из них введены во француз-: скую школу новыми программами. Содержание внеурочной и внешкольной работы по врспитаняю через искусство включает творческую деятельность школьников в ателье при школах и в различных культурных центрах. Формой нравственно-эстетического .воспитания в школе являются различные типы уроков; во внеурочной и внешкольной работе - разнообразные "занятия культурой".

Методы работы по воспитанно через искусство включает в шко- • \ ле: игровые методы, метод "открытий", метод интеграции различных видов искусства; вне школы - различные "вовлекающие" методы.

4. В исследова!шн были выкалены основные напроаления со. версенствования нравственно-эстетического воспитания школьников во французской школе: улучшение профессиональной подготовки учителей по дисциплинам худокественно-эстетического ■■цикла; введение в школы для работы творческих работников пс- . кусства; расширение в общеобразовательных школах количества разнообразных студий для занятий с учащимися искусством; поощрение. сотрудничества школ со. специализированными учебными : заведениями и культурными центрами; для- обмана опытом работы; развитие на местах - в микрорайонах, кварталах, округах раз- ■ личных видов анимации для полноценного проведения досуга учащихся. В практике советской школы могут быть использованы : многие позитивные моменты опыта работы французской школы по ... нравственно-эстетическому воспитании учащихся: содержание,

формы и методы урочной, внеурочной,, внешкольной работы; роз-\ личные индивидуальные: приемы французских учителей и'ешшато-\ ров в учебно-воспитательной работе; приемы использования на-\ учно-технических достижений в процессе воспитания. . ' V Исследуемая тема диссертации многоаспектна и не может • быть исчерпана настоящей работой. Необходимым.и перспективным представляется дальнейшее изучение анимации как педагогического явления; исследование связей "школа-семья-микрорайон"; обобщение опыта работы многочисленных ателье при школах.

Приложение к диссертации включает словарь тесминоэ, схему образования ».современной школе франции, расписание занятий по предметам, включающим изучение различных областей искусство в начальной школе и коллеже; расписание занятий секций лицея, ориентирующих на выбор профессий, связанных о искусством. Л:

Основные положения диссертационного исследования отраже-ин в следующих публикациях; '

1, Акт70ль;ше проблемы художественно-эстетического воспитания (по с тропикам французской педагогической печати) // Сои.педагогика. - 1991. - Я I. - С. 136-138.

2. Некоторые аспекты совартанствования нравотвенно-эс-татичоокого воспитания в. аоврамвшюй школе Франции // Развитие теории п практики воспитания: актуальные проблемы и пути их решения в условиях перестройки: Сб.науч.тр. / НИИ общих проблем воспитания АНН СССР. - М„ 1989. - С. 136-143.

- Лап. вОЦНИ "Школа я педагогика" 19.03.90 г., № 67-90.

3. Новые подхода н культурной политике во Франции // Актуальные проблемы социального воспитания: Научно-методический бюллетень. - М., Запорокьа: АПН СССР, 1990. - !5 6.

- С. 101-103.

. 4. Эстетическая деятельность французских школьников как фактор их нравственного становления // Актуальные проблемы теории и практики воспитания подрастающего поколения в условиях демократизации школы: Сб.науч.тр. / НИИ общих проблем воспитания АПН СССР. - М., 1990; - С. 154-162. - Доп. в (ДНИ "Школа и педагогика" 18.03.91г., № 56-91.

5. Городок Виллет - ношй кул^турно-досуговый центр молодежи // Актуальные проблемы социального воспитания: Научно-методический бюллетень. - М.: АПН СССР, 1991. - № 7 (в печати). ■

Педлисьяо в'нечйь 23.12.91. Фермат 60x84/^ Объем 1.0 п.л. Тирах 100 экз. 3®к»з ^ 274!

-Р«т»зрммт ШГЛСО и УК АПН СССР. 103062, Мвсква, Лялин п. , д. 3<