автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Традиции художественного образования в подготовке специалистов в профильных ССУЗ
- Автор научной работы
- Даричева, Елена Николаевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Казань
- Год защиты
- 2001
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Даричева, Елена Николаевна, 2001 год
Введение
Глава 1. Педагогические традиции художественного образования - 14 как средство подготовки специалистов в профильных ССУЗ
1.1. Особенности подготовки специалистов в ССУЗ художест- - 14 9 венного профиля
1.2. Традиции как средство обучения и воспитания
1.3. Сущность педагогических традиций художественного об- разования
Выводы по главе
Глава 2. Использование традиций художественного образования в - 64 подготовке специалистов в профильных ССУЗ | 2.1. Становление и развитие традиций художественного обра- ф зования в России в середине 19 - начале 20 века
I 2.2. Социокультурное пространство становления художест- венного образования в Поволжье
2.3. Педагогические традиции Казанской художественной - 107 I школы
2.4. Развитие педагогических традиций художественного об- разования в советский период
2.5. Возрождение педагогических традиций художественного - 154 * образования в современной России
Выводы по главе
Введение диссертации по педагогике, на тему "Традиции художественного образования в подготовке специалистов в профильных ССУЗ"
Актуальность исследования. Система среднего профессионального Ф образования занимает сегодня прочное и значительное место в удовлетворении образовательных потребностей личности, общества, государства. В последние 10-15 лет существенно возросло внимание к ее научному обеспечению. Однако анализ проведенных исследований свидетельствует о том, что до сих пор неоправданно мало внимания уделяется подготовке в ССУЗ специалистов в области культуры и искусства. Между тем, они играют существенную роль в повышении общего культурного и духовного уровня развития общества.
Реальность современной жизни такова, что кризисные состояния во многих социальных сферах, вызывают необходимость реформирования всей системы воспитания и образования в стране. Снижение общего культурного уровня, утрата частью молодежи интеллектуальной и психологической самостоятельности приводит к социальной и культурной дезинтеграции в обществе.
Деформация общественного сознания, в первую очередь, отразилась на мировоззрении и нравственном поведении молодежи. Особую тревогу вы* зывает сегодня ее моральная индифферентность, отсутствие четко выраженных взглядов и позиций. От выбора, который сделает молодежь, от тех ценностей, которые будут определять ее поведение, в решающей степени зависит будущее страны.
Краткий анализ причин кризисного состояния современного образования позволяет сделать вывод, что главная проблема сводится, в конечном итоге, к преодолению разрыва между «культурой» и «человеком», которые 4 являются центральными категориями педагогики. Признание же их взаимодействия, направленного на становление личности и ее духовное развитие, определяет сущность новой философии образования.
Никакая реформа, утверждают ученые, - политическая, экономическая или правовая, не сможет оздоровить социум в полной мере, пока не будет сведен к минимуму дефицит духовности. Более того, переживаемый об-% ществом кризис непосредственно связывают с кризисом самого человека, его духовной культуры (Д.С. Лихачев).
Недостаток духовной культуры определяет ориентацию современной образовательной политики на гуманизацию и гуманитаризацию образовательной системы и образовательной политики в целом. Они понимаются, прежде всего, как способ введения человека в универсальное пространство культуры и овладения общечеловеческими ценностями. В этом пространстве нет обособления отдельных дисциплин, а есть конкретная проблематика, существующие образцы и относительно фиксированные способы творческого мышления и деятельности.
Одним из наиболее перспективных путей совершенствования процесса гуманизации и гуманитаризации образования является преподавание дисциплин художественного цикла. Освоение ценностей художественной культуры - это область человеческой деятельности, которая развивает универсальные духовно-творческие способности и служит средством многостороннего воспитания личности.
Роль художественно-образовательной деятельности в гармонизации личности достаточно убедительно показана в работах многих известных авторов (В.В. Алексеева, П.В. Богомолова, И.П. Волков, А.В. Гулыга, Д.Б. Кабалевский, М.С. Каган, Д.С. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Б.П. и Е.А. Никитины, Н.К. и Е.И. Рерихи и др.). В этой области разработаны целые системы, направленные на нравственное, художественно-изобразительное и интеллектуальное развитие личности.
Формирование целостного мировосприятия основывается на приобщении к трем способам миросозерцания: рационально-логическом - наука, провиденциально-аксиологическом - религия и эмоционально-образном - искусство (171, с. 7). Эмоционально-образное мировосприятие формирует художественная культура и художественное образование.
Художественное образование как система включает в себя не только ф развитие эмоционально-чувственной сферы, основанной на восприятии эстетически обусловленных явлений окружающей среды, но и формирование специфической способности понимать и мыслить категориями и понятиями, в основу которых входит художественный образ. Не всякий может и должен научиться рисовать, но каждый должен получить представление об искусстве и научиться общаться с ним. В результате и рождается оригинальный и неповторимый внутренний мир человека.
Признание важной роли художественного воспитания в процессе становления личности, заставляет по-новому взглянуть на проблемы художественного образования и выдвигает высокие требования к подготовке профессиональных кадров - учителей рисования, изобразительного искусства, художников и дизайнеров, которых наряду с вузами, готовят и в средних профессиональных учебных заведениях художественного профиля.
Период обучения в среднем профессиональном художественном учебном заведении является важным этапом социально-профессионального становления художника-педагога. Сегодня развитие художественных ССУЗ * должно быть направлено на формирование конкурентоспособных специалистов, обладающих высоким профессиональным уровнем, духовной культурой, нравственным потенциалом, гражданским самосознанием. Специалистов, умеющих найти оптимальное, эффективное и адекватное ситуации и времени решение, способных выстоять в жестких условиях рыночной экономики и духовного кризиса общества.
Однако существующие реформы, средства, методы и формы художественного образования не соответствуют требованиям подготовки такого специалиста. Одним из способов разрешения данного противоречия является возрождение и использование в учебном процессе в художественных ССУЗ педагогических традиций художественного образования. От того, насколько мы оценим, используем опыт предшествующих поколений, во многом зави
• сит успешное решение сегодняшних проблем.
Традиция - это специфическое образование, обеспечивающее преемственность связей и отношений, в рамках социальной организации, а также некоторые исторически обусловленные формы организации и регулирования общественной жизни. Традиции выполняют ряд важных социальных функций: закрепляют и воспроизводят общественные отношения, регулируют жизнь и деятельность отдельных граждан, консолидируют и мобилизуют их на достижение общих целей и задач, содействуют трансляции социального опыта. Выступая основой для формирования нравственных качеств, выполняя миротворческую функцию, традиции содействуют решению образовательных задач.
Следовательно, чтобы решить проблемы современной системы образования, возрождения ее духовных основ можно и нужно изучить и использовать передовой педагогический опыт прошлого, педагогические традиции дореволюционной художественной школы. В их новом осмыслении и кроется ответ на многие нынешние педагогические проблемы.
Возрождение традиций художественного образования и их использование в современном художественно-образовательном процессе предполагает выявление и изучение самих традиций, восстановление целостной картины их развития в разные конкретно-исторические периоды. В этой связи возрастает актуальность изучения педагогических традиций как важного средства профессиональной подготовки будущих художников-педагогов.
В определенной степени этому способствуют исследования, посвященные использованию традиций в воспитании и обучении (A.JL Бугаева, Н.Г. Габдрахманов, З.Г. Нигматов, М.В. Никитин, Р.А. Сахипова). Особый интерес для данного исследования представляют работы, посвященные развитию творческого стиля деятельности будущих художников (Е.М. Чибире-ва), национально-региональному компоненту содержания художественно-графического образования студентов педагогического вуза (Ф.С. Сулеймано-ва).
В то же время анализ проведенных до сих пор исследований свидетельствует, что педагогические традиции художественного образования не были предметом научных исследований. Имеет место явное противоречие между объективной необходимостью в профессиональной подготовке конкурентоспособных специалистов художественного профиля, наличием педагогических традиций, обеспечивающих ее, с одной стороны, и невостребованностью этих традиций, с другой стороны.
Это противоречие и обусловило выбор проблемы исследования: каковы сущность педагогических традиций художественного образования и возможности их использования в подготовке специалистов художественного профиля в ССУЗ?
Цель исследования - изучить традиции художественного образования и обосновать возможность их использования в процессе подготовки специалистов художественного профиля в средних специальных учебных заведениях.
Объект исследования - процесс подготовки специалистов художественного профиля в средней профессиональной школе второй половины 19 -конца 20 века.
Предмет исследования - педагогические традиции художественного образования как средство профессиональной подготовки специалистов в профильных ССУЗ.
В исследовании, носящем историко-педагогический характер, мы исходим из гипотезы о том, что использование педагогических традиций художественного образования в России середины 19 - начала 20 века будет эффективным средством подготовки будущих художников-педагогов в ССУЗ, если:
-путем ретроспективного теоретического анализа выявить исторические и социально-педагогические предпосылки возникновения и развития педагогических традиций художественного образования;
-осуществить их систематизацию и классификацию, экспертную оценку и экспериментально выявить возможности их возрождения в современных условиях.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности ССУЗ художественного профиля как составной части системы среднего профессионального образования, выявить и обосновать тенденции их развития.
2. Определить сущность педагогических традиций художественного образования.
3. Выявить исторические, социально-педагогические предпосылки возникновения и охарактеризовать педагогические традиции художественного образования.
4.Теоретически и экспериментально обосновать возможности практического использования традиций художественного образования в современном образовательном процессе.
Методологической основой исследования явились философские концепции образования и культуры (антропологическая, культурологическая), опирающиеся на принципы историзма, научности, объективности, плюрализма, идеи взаимосвязи и взаимообусловленности социальных, экономических, культурологических и педагогических, объективных и субъективных факторов развития образования.
Методологическому и теоретическому анализу проблемы способствовали:
- идеи гуманизации, гуманитаризации и регионализации системы образования (Ш.А. Амонашвили, JI.A. Волович, Г.В. Мухаметзянова и др.);
- концепции стратегического приоритета развития образования (Б.С. Гершунский, М.И. Махмутов, Г.В. Мухаметзянова, Н.Д. Никандров, A.M.
Новиков и др.);
- идеи интеграции гуманитарной и профессиональной подготовки специалистов в ССУЗ (J1.A. Волович, В.Ш. Масленникова, Г.В. Мухаметзянова);
- идеи, раскрывающие роль художественной деятельности в гармонизации личности (Н.А. Бердяев, А.В. Гулыга, Д.С. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Н.К. и Е.И. Рерих, Б.П. Рождественнский, Н.Ф. Федоров, Т.В. Шуртакова, П.Д. Юркевич и др.);
- теории творческого развития и саморазвития (В.И. Андреев, К. Ю. t> Бабанский, В.В. Давыдов, B.C. Кузин, П.Н. Осипов, JI.M. Попов, Н.Ю. Посталюк, Д.Б. Эльконин, Б.П. Юсов и др.);
- концепции социально-профессионального становления будущих специалистов в ССУЗ (Б.С. Алишев, Э.Ф. Зеер, В.Ш. Масленникова, J1.M. Митина, П.Н. Осипов, Т.М. Трегубова).
Особое методологическое значение для исследования имели труды по истории образования, педагогики и культуры М.В. Богуславского, Р.А. Ва-леевой, Г.Н. Волкова, В.И. Додонова, Г.И. Ибрагимова, З.Г. Нигматова, Е.Г.
Осовского, З.И. Равкина, Л.П. Тихоновой, Я.И. Ханбикова и других.
Источниковедческую базу исследования составили:
- фонды Национального Архива РТ: фонд Казанской Городской Губернской Земской Управы, фонд Попечителя Казанского учебного округа, фонды Казанской художественной школы;
- фонды Научного Архива Государственного музея изобразительных искусств РТ - фонд Казанской художественной школы;
- фонды отдела редких книг и рукописей библиотеки имени Н.И. Лобачевского Казанского Государственного университета;
- материалы периодической печати;
Для решения поставленных в исследовании задач использовались методы: теоретические - анализ философской, социологической, психологической, педагогической литературы, нормативных документов; изучение и анализ архивных документов по истории художественного образования; изучение и обобщение традиционного и инновационного педагогического опыта; эмпирические - социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опросы (анкетирование, интервьюирование, беседа), изучение результатов учебной и внеучебной деятельности студентов.
Базой исследования служили Казанское, Чебоксарское, Йошкар-Олинское художественные училища и училище искусств г. Набережные Челны.
Этапы исследования.
Первый (1994-1997) - поисковый, в процессе которого выявлялись и описывались педагогические традиции художественного образования.
Второй (1998-2000) - аналитический, в процессе которого анализировались и изучались возможности использования традиций в современном образовательном процессе.
Третий (2000-2001) - обобщающий, в процессе которого шло обобщение, интерпретация полученных результатов, оформление диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- выявлены и показаны особенности ССУЗ художественного профиля и тенденции их развития;
- определена сущность педагогических традиций художественного образования;
- выявлены социально-педагогические предпосылки и условия развития традиций художественного образования, воссоздана целостная картина становления художественного образования в Поволжье;
- проведена систематизация и классификация педагогических традиций художественного образования в России второй половины 19 - начала 20 века, осуществлена периодизация их развития;
- обоснована возможность возрождения педагогических традиций художественного образования в процессе подготовки художников в современных условиях средней профессиональной школы.
Достоверность и обоснованность содержащихся в диссертации положений и выводов обеспечивается представительной и надежной методологической и источниковедческой базой, адекватностью методов исследования, в том числе результатами длительного социально-педагогического эксперимента, его целям и задачам.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты обеспечивают педагогов и художников-педагогов научно обоснованными и практическими выводами о возможности использования традиций художественного образования в качестве средства воспитания и обучения в образовательном процессе. Теоретические положения и выводы о сущности традиций художественного образования, их месте и роли в системе подготовки художников-педагогов могут быть использованы при создании учебных и методических пособий по художественному образованию и воспитанию.
Апробация результатов и выводов исследования осуществлялась в ходе выступлений автора на Поволжской региональной научно-практической конференции художественных училищ и училищ искусств «Современные проблемы подготовки специалистов художественного профиля в СПУЗ» (Казань, 2000), на Международной, двух Всероссийских и ряде республиканских научно-практических конференциях на методических совещаниях и семинарах в учебных заведениях профессионального образования, путем публикации статей в Казанском педагогическом журнале «Профессиональное образование».
На защиту выносятся следующие основные положения;
1. Особенности (психологические, учебно-методические, организационные) и тенденции развития среднего профессионального художественного образования (культурная идентификация со своим народом, интеграция предметов и усиление межпредметных связей, интеграция традиций различных художественных «школ», смещение акцента с объектов искусства на выявление своего творческого «Я»).
2. Исторические и социально-экономические предпосылки развития педагогических традиций художественного образования, характерные для каждого конкретно-исторического этапа, выделенного в исследовании (середина 19 - начало 20 вв., 20-е гг. - середина 20 в., 40 - 80-е гг. 20 в., 90-е гг. 20 в-)
3. Педагогические традиции художественного образования, подлежащие возрождению в системе среднего профессионального образования (индивидуальность обучения, творческая организация учебного процесса, рейтинговая система оценок, система персональных мастерских и обучение по классам, выставочная и музейная деятельность, сочетание теоретических и практических занятий).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающих 200 наименований архивных документов и научных работ.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Выводы по главе
На протяжении 19 - 20 вв. педагогические традиции художественного образования прошли разные стадии развития:
• становление и развитие традиций художественной педагогики (начало 19 - середина 19 в.);
• формирование системы функционирования и распространения традиций (конец 19 - начало 20 вв.);
• полный отказ и уничтожение традиций (1920г. - середина 20 в.);
• реформирование традиционной художественной педагогики (40-е-80-е гг. 20 века);
• возрождение и инновирование педагогических традиций в новых исторических условиях (90-е гг. 20 века).
Зарождение и формирование педагогических традиций художественного образования связано с открытием в России в 18 веке Академии Художеств.
Возникновение и становление педагогических традиций художественного образования было вызвано конкретно-историческими условиями развития России. Историческими предпосылками возникновения традиций стали:
- либеральные реформы второй половины 19 века в России;
- реформы в сфере образования (1864,1872,1891,1915-1916 гг.), вводившие начальное художественное образование в средней школе;
- разработка государственной педагогической концепции в области эстетического воспитания;
- формирование государственной системы художественного образования.
Социально-педагогическими предпосылками возникновения и формирования традиций художественного образования явились:
- децентрализация среднего художественного образования, создание сети частных и государственных художественных школ;
- деятельность Академии художеств - центра художественного образования в России;
- деятельность общественных организаций, занимавшихся вопросами художественного образования (группа различных художественных обществ);
- создание Товарищества Передвижных художественных выставок, приведшее к реформированию Академии художеств;
- формирование авторских систем и методов художественной педагогики (К.П. Брюллов, И.Е. Репин, П.П. Чистяков, Д.Н. Кардовский).
Зародившись в академической среде, традиции содействовали развитию художественного образования, распространяясь из центра в провинции. Этому способствовали: деятельность Академии Художеств, включавшая методическую опеку, конкурсы и выставки работ учеников провинциальных школ, педагогическая деятельность учеников Академии, деятельности добровольных художественных обществ, персональная творческая деятельность художников «академистов».
Провинциальные художественные школы, опираясь на педагогические традиции Академии, создавали и свои. Они отражали экономические и социокультурные особенности региона, педагогические и художественные приоритеты создававших и работавших в них художников-педагогов. Имелись свои педагогические традиции и в Казанской художественной школе, их можно подразделить на несколько видов:
• Организационно-педагогические - особенности, принципы и формы организации учебного процесса. Демократические принципы школьного устава, широкие полномочия педагогического совета, обеспечивающие вариативность учебных программ, привлечение к преподаванию лучших педагогов города, деятельность воскресных классов - все это содействовало быстрому росту популярности школы. Специально разработанный режим занятий, наличие научного и художественного отдела, система обучения по классам, рейтинговая система оценок обеспечивали высокий уровень учебного процесса.
• Учебно-методические - методика преподавания и обучения. Использование различных методов художественной педагогики, индивидуальность обучения, творческий характер занятий, принцип «постепенности обучения», работа с натурой, обучение различным художественным техникам, широкая музейная и выставочная деятельность позволяли достичь высокого качества подготовки специалистов.
• учебно-воспитательные - организация и осуществление эстетического воспитания, проведение внеучебных мероприятий воспитательного характера. Воскресные чтения, литературные и музыкальные вечера, семейные вечера, концерты с «туманными картинами», костюмированные балы создавали в школе духовную атмосферу, необходимую для становления творческой личности.
В конце 19 - начале 20 века в стране сложилась и функционировала система художественного образования, включавшая начальное, среднее и высшее художественное образование. К этому времени был накоплен и значительный методический багаж, представленный педагогическими системами Брюллова, Зарянко, Репина, Чистякова, Кардовского и других художнико-педагогов. Методы преподавания выдающихся художников, принципы художественного воспитания, организация учебного процесса составляли те традиции, на основе которых развивалось художественное образование в России.
Преемственность развития художественного образования, как и всего искусства и культуры, была нарушена революцией 1917 года. Старая система художественного образования была разрушена провозглашением создания «нового искусства». Однако, несмотря на прогрессивные идеи руководителей художественной политики в стране, создать принципиально новую систему художественного образования так и не удалось. Отказ от признания необходимости «школы» как основы любого творчества привел только к разрушению старого, но не смог способствовать созданию полноценной системы художественного воспитания и образования.
Несмотря на реакционную по отношению к старым традициям политику государства, сама жизнь диктовала необходимость возврата к традициям прошлого. Утверждение принципа «социалистического реализма» в советском искусстве способствовало частичному признанию и возрождению традиций, знакомству с лучшими достижениями выдающихся художников. Реалистическое искусство возродило понятие художественной «школы» как основы профессиональной подготовки специалистов-художников. В условиях советской действительности с тотальной коммунистической идеологией полного восстановления педагогических традиций так и не произошло.
Изменение общественного строя в стране в начале 90-х г.г., следствием чего стала реформа образования, отказ от единой идеологии, демократизация культурной жизни, изменение ценностных приоритетов, усиливает значение художественного воспитания и образования, для полноценного функционирования которого и служат педагогические традиции. Их возрождение стало насущной потребностью наших дней. Ведущие искусствоведы, руководители художественных вузов, художники-педагоги утверждают, что педагогические традиции являются той основой, на которой держится и развивается вся система художественного образования. Выявление, изучение и возрождение педагогических традиций поможет художественной культуре выстоять в наше смутное время и создаст фундамент для будущего развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обострение противоречий между воспроизводством культурной традиции и процессами экспансии упрощенных форм массовой культуры требует возрождения российской цивилизационной традиции, возвышает приоритет духовной сферы. От правильного понимания духовных идеалов, овладения системой общечеловеческих ценностей, соблюдения общечеловеческих норм в значительной степени зависит эффективность решения задач и во всех остальных сферах жизни: социальной, экономической и политической. Сегодня особенно важно духовно-нравственное, граждански активное воспитание подрастающего поколения.
Недостаток духовной культуры определяет ориентацию современной образовательной политики на гуманизацию и гуманитаризацию образования, посредством которых молодое поколение должно войти в мировое культурное пространство. Это возвышает значимость и весомость художественной культуры, которая призвана помочь формированию творческой личности, понимающей произведения искусства, обладающую художественным вкусом.
Понимание красоты мира, природы, человека, его многогранной духовной деятельности через познание нравственных и культурных ценностей -вот наиболее эффективный путь духовного развития личности. Эти задачи призвано выполнять художественное образование.
Художественное образование можно рассматривать на двух уровнях: общее - приобретение знаний и навыков в сфере художественной культуры, специальное - подготовка художественных кадров. Оно включает:
- образование и обучение средствами искусства,
- художественное самообразование,
- образование в процессе самостоятельного художественного творчества.
Одним из элементов системы художественного образования в России является среднее профессиональное художественное образование. Малое количество художественных вузов, трудности, связанные с поступлением и обучением, возможность получить профессиональное образование в достаточно короткие сроки превращают ССУЗ художественного профиля в основной источник получения художественного образования.
Процесс обучения в среднем художественном учебном заведении имеет ряд особенностей, обусловленных характером профессии художника. Они могут быть условно разделены на три группы:
- психологические, связанные с творческим характером учебного процесса, особенностями сенсорной сферы обучающихся, их образным мышлением, особенностями восприятия и художественными способностями;
- учебно-методические, включающие особенности учебного процесса - индивидуальный характер обучения, специфические требования, предъявляемые к художнику-педагогу, необходимость использования различных методов обучения (метод личного или совместного творчества, методы изучения натуры, технические приемы художественной практики);
- организационные, проявляющиеся в специфических формах обучения, особом режиме занятий, в наполняемости групп, в материальном и техническом обеспечении учебного процесса, в необходимости музейной практики и выставочной деятельности.
ССУЗ художественного профиля, являясь элементом системы среднего профессионального образования, отражают и все происходящие в ней изменения. В них проявляются общие тенденции развития среднего профессионального образования со своей спецификой - его гуманитаризация, фун-даментализация, регионализация, а также тенденция к усилению социализации.
Со спецификой проявления общих тенденций связаны специфические тенденции развития среднего художественного образования: интеграция предметов и усиление межпредметных связей, подчинение всех предметов композиции; интеграция основных и вспомогательных художественных предметов; обучение по принципу «ведущего педагога»; интеграция различных художественных «школ»; смещение акцентов с объекта искусства на выявление своего творческого «Я»; культурная идентификация со своим народом.
Одной из вероятных причин общего снижения уровня культуры является разрушение естественноисторических связей, преемственности традиций. На каждом историческом этапе культура отражает в форме традиций нормы и правила, ценности и идеалы, отношения человека к себе и к окружающему миру. Традиция - универсальный механизм социального наследия, осуществляющий связь прошлого с настоящим и будущим. Традиция, помогая становлению личности, ее социальной адаптации, регламентируя отношения между личностью и личностью, личностью и обществом, выступает средством воспитания и обучения.
Атмосфера многообразных традиций окружает человека с первых дней жизни и завершает его жизненный цикл. Это семейные, национальные, нравственные, религиозные, бытовые, трудовые и многие-многие другие. Особое место среди них занимают педагогические традиции, представляющие собой совокупность педагогически организованных отношений, которые поддерживаются и передаются большинством участников педагогического процесса. Все традиции, используемые для достижения целей и задач образования, могут выступать в качестве педагогических.
Предметом данного исследования были педагогические традиции художественного образования. Вхождение в мировое художественное пространство, так же как и процесс профессионального становления художника, неизбежно предполагает изучение классического наследия, знакомство с художественными традициями прошлого. Процесс художественного обучения проходит 3 этапа, каждый из которых связан с изучением традиций:
- освоение основных академических традиций;
- частичное трансформирование традиций;
- создание нового произведения на основе изучения традиций, составляющих его основу.
Педагогические традиции художественного образования - это совокупность педагогически организованных отношений, передающихся и воспроизводящихся в процессе усвоения знаний и навыков в области изобразительного искусства. Сущность педагогических традиций художественного образования проявляется в том, что они обеспечивают сохранение самой системы художественного образования, сохраняют принципиальный подход к признанию необходимости художественной «школы», способствуют изучению лучших достижений художественной теории и практики, содействуют сохранению преемственности художественной педагогики, участвуют в формировании творческой личности.
Формирование педагогических традиций художественного образования в России началось с учреждения в 18 веке Академии Художеств, долгое время сохранявшей за собой главенствующую роль в художественной жизни России. Появление на протяжении всего 19 века других художественных учебных заведений содействовало возникновению целой системы функционирования и распространения педагогических традиций.
Возникновение и становление педагогических традиций художественного образования связано с историческим и социально-педагогическими предпосылками, создавшими условия для их функционирования. Предпосылками развития традиций явились:
- демократические реформы в России во второй половине 19 века;
- реформы в области образования(1864, 1872, 1891, 1915-1916гг.), вводившие рисование в качестве основного предмета в начальной и средней школе;
- разработка государственной концепции в области эстетического воспитания;
- деятельность Академии художеств, являвшейся центром художественного образования в России;
- создание системы государственных художественных учебных заведений;
- возникновение сети частных рисовальных школ;
- деятельность общественных художественных организаций, занимавшихся вопросами художественного образования (Товарищество Передвижных художественных выставок, группа художественных обществ и союзов);
- формирование авторских систем и методик художественного обучения (К.П. Брюллова, И.Е. Репина, П.П. Чистякова, Д.Н. Кардовского), становление художественной педагогики.
Изменения, произошедшие в России после 1917 года, уничтожение всей старой культуры, вызвали и отказ от педагогических традиций художественного образования. Попытка создать новое искусство не увенчалась успехом, жизнь доказала необходимость возврата к лучшим традициям прошлого. Но особенности нашего государства, пресловутый «остаточный принцип» финансирования не позволили полностью восстановить то, что было утрачено.
Свои педагогические традиции сложились и в Казанской художественной школе, созданной в 1895 году при поддержке Академии Художеств. Их можно объединить в три группы:
- организационно-педагогические, связанные с особенностями, формами и принципами организации учебного процесса (система обучения по классам, рейтинговая система оценок, специфический режим занятий, система переводных экзаменов, деятельность воскресных классов, требования к абитуриентам, использование домашних заданий и т.д.);
- учебно-методические, обусловленные методикой преподавания и обучения (метод личного творчества, метод обучения по аналогии с творчеством педагога, «метод поверочного испытания», постепенность обучения, методические принципы изучения натуры, техники и технологии живописи);
- учебно-воспитательные, связанные с организацией эстетического воспитания, проведением внеучебных мероприятий воспитательного характера (литературные и музыкальные вечера, семейные вечера, воскресные чтения, концерты, костюмированные балы и т.д.). На основе подобных традиций существовало дореволюционное художественное образование.
Реформа образования, демократические изменения в стране, переоценка ценностей, приоритетное развитие культуры сегодня создают необходимые условия для возрождения педагогических традиций художественного образования, являющихся своеобразным завещанием ушедших поколений. Благодаря традициям удается сохранить художественную школу, преемственность художественной педагогики и обеспечить функционирование системы художественного образования.
Возрождение педагогических традиций должно затронуть все уровни художественного образования, но наиболее важно оно для средних художественных учебных заведений, потому что именно здесь происходит процесс овладения основами изобразительной грамоты, закладывается школа, формируется будущий художник, дизайнер, художник-педагог. Среднее художественное образование обеспечивает необходимый уровень профессионализма, в дальнейшем происходит лишь шлифование, усовершенствование уже полученных знаний и навыков.
Процесс возрождения традиций сегодня является своеобразным признанием заслуг прошедших поколений, а у них было и есть чему поучиться. Российская художественная школа дала миру великих художников, педагогов, патриотов. Использование их наследия, выраженного в педагогических традициях, может способствовать:
• возрождению ценностей духовной культуры;
• включению в пространство мировой художественной культуры;
• созданию разнообразных учебных программ;
• внедрению в учебный процесс оптимальных форм и методов преподавания;
• знакомству и применению педагогических систем выдающихся художников-педагогов;
• более совершенному овладению техникой художественного мастерства;
• интеграции обучения и воспитания в подготовке специалистов художественной сферы.
• развитию самостоятельного творческого мышления;
• достижению духовной свободы через самосовершенствование и жизнь в искусстве;
• созданию основ для творчества и новаторства.
Наша задача не уничтожать старое, а изучать лучшие достижения искусства предшествующих эпох. За предыдущие тысячелетия искусство создало совершенные художественные формы и способы их освоения. Приобщение к ним особо актуально сегодня, когда материальное преобладает над духовным, падает интерес к искусству, усиливается потребительское отношение к культуре.
Совершенно очевидно, что сложившийся уровень реальной культуры народа и его художественно-творческих потребностей адекватно отражает ситуацию во всех сферах нашей жизни - экономике, политике, образовании, морали. Поэтому одна из главных задач реализации различных программ культурно-эстетического развития и художественного образования состоит в выявлении, изучении и использовании глубинных механизмов, обеспечивающих преемственность в развитии культуры, сохранения и обогащения ее этнических, национальных и общечеловеческих ценностей.
Этим механизмом и являются традиции. Использование педагогических традиций художественного образования в подготовке специалистов художественного профиля способствует повышению качества художественного образования, содействует формированию духовно развитой личности, обладающей самостоятельным творческим мышлением и профессионализмом.
Таким образом, в проведенном исследовании в соответствии с его целью поставлена и решена важная социальная и историко-педагогическая проблема - выявлены и показаны педагогические традиции художественного образования и обоснованы возможности их использования в процессе подготовки специалистов в средних профильных учебных заведениях.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Даричева, Елена Николаевна, Казань
1. Аберкромби Н. и др. Социологический словарь / Под ред. Е.А. Ерофеева; пер. с англ. М.: ОАО «Изд-во экономика», 1999. - 428с.
2. Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования / Под ред. З.И. Равкина. М.: Просвещение, 1991. - 280 с.
3. Александрова Е.Я. Художественное образование в России (культурологический анализ): Автореф. . док. культурол. наук. М., 1997. - 27 с.
4. Алишев Б.С. Структура ценностного мира личности: ценности и популяции // Профессиональное образование: Казанский педагогический журнал. -2000.-№2.-С. 18-26.
5. Амонашвили Ш.А. Единство цели: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987. -208 с.
6. Анисимов П.Ф. Среднее профессиональное образование на рубеже веков // Среднее профессиональное образование. 2000. - №1. - С. 2-6.
7. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство, архитектура: Терминологический словарь / Под общ. ред. A.M. Кантора. М.: Эллис Лак, 1997. - 736 с.
8. Бакушинский А.В. Исследования и статьи: Избранные искусствоведческие труды. М.: Сов. художник, 1981. - 351 с.
9. Бахрушин Ю.А. Воспоминания. М.: Художественная литература, 1994. -700 с.
10. Ю.Бердяев Н.А. Кризис искусства / Репринтное изд. М.: СП «Интерпринт», 1990.-47 с.
11. Берсон М.С. Культурная жизнь Казани 1880-х гг. в освещении «Волжского Вестника»: Дисс. . канд. ист. наук. Казань, 1982. - 195 с.
12. Богуславский М.В. Граф Игнатьев // Магистр. 1993. - № 4. - С. 2-8.
13. Большая советская энциклопедия. В 30-ти томах. Т.26. М.: Сов. энциклопедия, 1977. - 624 с.
14. Бродский И.А. Педагогическая деятельность И.Е. Репина // Вопросы художественного образования: Темат. сб. науч. тр. Вып. 10. Д.: Изд-во ин-та живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, 1974. - С. 19-31.
15. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Человечество это народы. - М.: Мысль, 1991.-391 с.
16. Бугаева А.Л. Традиционная педагогическая культура народов Севера: Дисс. . док. пед. наук. Москва, 1996. - 380 с.
17. П.Васнецов В. об искусстве. Современники о художнике // Юный художник. 1998. -№3.- С. 15.
18. Волков А. Искусство в первоначальном образовании // Вестник воспитания. 1898.-№2.- С. 165-166.
19. Волков Г.Н. Мы обозначены единым словом человек //Народное образование. -1997.-№ 5. - С.82-86.
20. Волович J1.A. Система эстетического воспитания учащихся профтехучилищ. М.: Высш. шк., 1988. - 167 с.
21. Выготский J1.C. Психология искусства. М.: Сов. художник, 1965. -327 с.
22. Габдрахманов Н.Г. Школьные традиции как средство нравственного воспитания: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Казань, 1997. - 18 с.
23. Герасимов М.М. Заметки о конференции // Народное просвещение, 1926. -№11.-С. 128-135.
24. Гершунский Б. С. Философско-методологические основы стратегии образования в России. М.: ИТП и MHO РАО, 1993. - 160 с.
25. Гинзбург И.В. К истории Академии художеств в 19 веке // Вопросы художественного образования: Темат. сб. науч. тр. JI.: Изд-во ин-та живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, 1974. - Вып. 9. - С. 3-16.
26. Глезерман Г.Е. Соотношение объективных условий и субъективного фактора в строительстве коммунизма. М. Знание, 1966. - 32 с.
27. Глазунов И.С. Наша культура это традиция. - М.: Современник, 1991. -205 с.
28. Грицай A.M. О состоянии и задачах преподавания рисунка в среднем звене художественного образования // Вопросы художественного образования: Темат. сб. науч. тр. Л.: Изд-во ин-та живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, 1977. - Вып. 21. - С. 3-18.
29. Гулыга А.В. Взять всю культуру // Студенческий меридиан, 1998. №7. -С. 19-22.
30. Единая трудовая школа. М.: Изд-во ВЦИК Советов РСК депутатов, 1918. -36 с.31 .Еженедельник Народного комиссариата просвещения РСФСР. 1924. - № 2. - 161 с.
31. Езерская Н.А. Передвижники и национальные художественные школы народов России. М.: Изобр. искусство, 1987. - 266 с.
32. Живопись: Программа для художественных училищ. М.: Метод, каб. Московского художественного училища памяти 1905 г., 1995. - 35 с.34.3агвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. М.: Изд-во АСО ПИР, 1995. - 320 с.
33. Закон РФ «Об образовании». М., 1992. - 23 с.
34. Зотов А.И. Академия художеств СССР. М., 1960. - 107 с.
35. Ибрагимов Г.И. Формы организации обучения: теория, история, практика. Казань: Изд-во «Матбугат йорты», 1998. - 244 с.
36. Из протокола общего собрания Педагогического общества. Казань: Типолитография Казанского Императорского Университета, 1901. - 10 с.
37. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. М.: просвещение, 1984. - 319 с.
38. Ильинский А. Из истории педагогических идей в г. Казани. Казань: Типография Казанского Университета, 1916. - 48 с.41 .История Казани. Книга 1. Казань: Татарское кн. изд-во, 1988. - 352 с.
39. История педагогики Татарстана: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. Шарафутдинова З.Т. и Ханбикова Я.И. Казань: Изд-во Казан, гос. пед. ун-та, 1998. - 307 с.
40. Каган М.С. Философская теория ценностей. С.- Пб.: Петорополис, 1997. -205 с.
41. Казанский педагогический музей. Казань: Типолитография Казанского императорского Университета, 1909. - 30 с.
42. Календарь указатель по Казани на 1882 г. - Казань, 1881. - 104 с.
43. Кантор Г.М. Музыкальное образование в Казани в 19 веке // Из истории музыкальной культуры и образования в Казани: сб. науч. тр. Казань: Изд-во Казан, гос. консерватории, 1996. - С. 9-29.
44. Кардовский Д.Н. Об искусстве. М.: Изд-во Акад. Художеств СССР, 1960.- 340 с.
45. Карпова Е. К. Казанское музыкальное училище в дооктябрьский период // Из истории музыкальной культуры и образования в Казани: Сб. науч. тр. -Казань: Изд-во Казан, гос. консерватории, 1996. С.35-50.
46. Касавин И.Т. Познание в мире традиций. М.: Наука, 1990. - 208 с.
47. Юпочевская Е. П. Из истории скульптурного отделения Казанской художественной школы // Вопросы художественного образования: Темат. сб. науч. тр. Д.: Изд-во имн-та живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, 1985,- Вып. 8.-С. 50-59.
48. Коменский Я.А., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие.- М.: Педагогика, 1987. 412 с.
49. Кондаков С. Н. Юбилейный справочник имп. Академии художеств 1764-1914.-С.- Пб., 1914.-316 с.
50. Кондратьева О. Воспитать художника //Юный художник. 1999. - №10. -С. 20-24
51. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического воспитания школьников. Проект /Авторы: Б.М. Неменский, А.А. Мелик-Пашаев, Е.К. Чухман и др. М.: ВНИК «Школа», 1989. - 26 с.
52. Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. -М.: ИТП МИО РАО, 1993.- 135 с.
53. Корнетов Г.Б. Русская педагогика в поиске самобытных традиций // Учительская газета. 1999. 5 окт.
54. Краткий исторический очерк о деятельности семейно-педагогического кружка. Казань: Типолитография окружного штаба, 1914. - 65 с.
55. Крути И. Русский театр в Казани. М,: Искусство, 1958. - 340 с.
56. Кузин B.C. Психология. М.: Высш. шк., 1974. - 280 с.
57. Культура. Традиции. Образование. М.: НИИ культуры, 1990. - 263с.
58. Кумысников. X.JI. Истоки сценического реализма /Очерки истории дооктябрьского татарского театра/. Казань: Тат. кн. изд-во, 1982. - 136 с.
59. Лисовский В. Г. Академия художеств: историко-искусствоведческий очерк. Л.: Лениздат, 1982. - 224 с.
60. Литяйкина О.Г. Проблемы эстетического воспитания в педагогической концепции России кон. 19 нач. 20 века: Дис. . канд. пед. наук. - Саранск, 1997.-243 с.
61. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: Дет. лит., 1989,- 380с.
62. Лутовинов В. И., Полетаев Е.Г. Методология воспитания российской молодежи // Педагогика. 1989. - № 5. - С. 46-52.
63. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1989. -154 с.
64. Масленникова В.Ш., Юдин В.П. Педагог и культура. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1981. - 111 с.
65. Махмутов М.И. Как мыслим так и живем // Профессиональное образование: Казанский педагогический журнал. - 1996. - №2. - С. 6-17.
66. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981. -96 с.
67. Молева Н.М., Белютин Э.М. Русская художественная школа втор. пол. 19 в. нач. 20 в. - М.: Искусство, 1967. - 391 с.
68. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. - 413 с.
69. Мочальский Д.К. О дипломных работах по станковой и монументальной живописи // Вопросы художественного образования: Темат. сб. науч. тр. -Д.: Изд-во ин-та живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, 1976. -Вып. 16. С. 16-27.
70. Мурашко Н.И. Киевская школа рисования: Воспоминания старого учителя. -Киев, 1907.- 121 с.
71. Муртазина JI.M. Казанские архитекторы конца 18 начала 20 века: биографический справочник. - Казань: Татполиграф, 1999. - 72 с.
72. Мухаметзянова Г.В. Стратегия реформирования системы среднего профессионального образования. М.: Магистр, 1995. - 222 с.
73. Назипова Г.Р. Накануне золотого тысячелетия: казанские музеи в начале 20 века // Казань. 2000. - №4. - С. 32-41.
74. Научный архив Казанского Государственного музея Изобразительных искусств РТ, ф. КХШ, д. 8.
75. НА ГМИИ РТ, ф. КХШ, д. 10.
76. Национальный архив РТ, ф. 81, on. 1, д. 1708.
77. НАРТ, ф. 81, оп. 14, д.54.
78. НА РТ, ф. 92, on. 1, д. 6471.
79. НА РТ, ф. 92, on. 1, д. 6648.
80. НАРТ, ф. 564, on. 1, д. 4.
81. НА РТ, ф. 564, оп. 1,д. 20.85.НАРТ, ф. 564, оп. 1,д.ЗО.
82. НАРТ, ф. 564, on. 1, д. 31.87.НАРТ, ф. 564, on 1, д.36.
83. НАРТ, ф. 564, on. 1, д. 40.
84. НА РТ, ф. 564, on. 1, д. 42.
85. НА РТ, ф. 564, on. 1, д. 80.
86. НАРТ, ф. 564, оп. 1,д. 97.
87. НА РТ, ф. 564, on. 1, д. 120. ^ 93.НАРТ, ф. 564, on. 1, д. 146.
88. НАРТ, ф. 564, on. 1, д.203.
89. НА РТ, ф. 564, on. 1, д.249.
90. НАРТ, ф. 564, on. 1, д. 251.
91. НАРТ, ф. 564, on. 1, д. 279.
92. НА РТ, ф. 564, on. 1, д.356.
93. НА РТ, ф. 564, on. 1, д. 424.
94. НА РТ, ф. 1431, on. 1, д. 1.
95. НА РТ, ф. 1431, on. 1, д.13.
96. НА РТ, ф. 1431, on. 1, д. 14.
97. НА РТ, ф. 1431, on. 1, д. 15.
98. НА РТ, ф. 1431, on. 1, д. 20.
99. НА РТ, ф. 1431, on. 1, д. 46.
100. НА РТ, ф. 1431, on. 1, д. 70.
101. НА РТ, ф. 1431, on. 1, д. 85.
102. НАРТ, ф. 1431, on. 1, д. 86.
103. НА РТ, ф. 1431, on. 1, д. 87. 110.НАРТ, ф. 1431, on. 1, д. 88. 111 .На РТ, ф. 2812, оп. 1,д. 9. 112.НА РТ, ф. 2812, on. 1, д. 32.
104. З.Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца 19 -начала 20 в. М.: Искусство, 1991. - 395 с.
105. Неменский Б.М. Культура искусство - образование: цикл бесед. - М.: Центр ХКО, 1994. - 79 с.
106. Нехорошее Ю. Пензенскому художественному училищу 100 лет // Юный художник. - 1998. - № 4. - С. 16-20.
107. Нб.Нигматов З.Г. Использование советских традиций в воспитании учащихся: Учебное пособие. Казань: Изд-во КГПИ, 1985. - 71 с.
108. Нигматов З.Г. Народные традиции как средство воспитания социалистической гуманности у старших подростков (на материалах школ ТАССР): Автореф. дис. . канд. пед. наук. Казань: 1980, - 24 с.
109. Никитин М.В. Педагогические традиции в коллективе среднего профессионального учебного заведения: Автореф. дис. . канд. пед наук. Казань, 1984.-22 с.
110. Новиков A.M. Проблемы гуманизации профессионального образования // Педагогика. 2000. - №9,-С. 3-11.
111. Новиков A.M. Профессиональное образование России: перспективы развития. М.: ИЦПНПО РАО, 1997. - 254 с.
112. Орешников В. М. Задачи художественных Вузов в области идейно-художественного воспитания студентов // Вопросы художественного образования: Темат. сб. науч. тр. Л.: Изд-во ин-та живописи, скульптуры и архитектуры, 1976. - Вып. 16. - С. 3-16.
113. Отчет Казанской художественной школы за 1903 г.127.Отчет КХШ за 1909 г.128.Отчет КХШ за 1910 г.129.0тчет КХШ за 1911 г.130.Отчет КХШ за 1912 г.131.Отчет КХШ за 1913 г.
114. Павлов А.П. Реформа среднего образования // Вестник воспитания. -1905. -№ 1. С. 1-58.
115. Пед агогика искусства и школа. М.: Сов. художник, 1982. - 292 с.
116. Педагогический словарь для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2000. - 176 с.
117. Первый отчет о деятельности Казанского Общества любителей изящных искусств. Казань: Типография Губернского правления, 1897. - 20 с.
118. Пинегин М. Казань в ее прошлом и настоящем. Очерки Казанской истории. -С-Пб, 1890. -604 с.
119. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М.: Высш. шк., 1993. - 736 с.
120. Плахов В.Д. Традиции и общество: опыт философско-социологического исследования. М.: Мысль, 1982. - 220 с.
121. Попов Л.М. Психология самодеятельного творчества студентов. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1990. - 236 с.
122. Посталюк Н.Ю. Педагогика сотрудничества: путь к успеху. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1992. - 104 с.
123. Поцукова Т.А. Влияние традиций на инновационные процессы в сфере образования в России конца 19 начала 20 в.: Дисс. . канд. пед. наук. -Новосибирск, 1998. - 205 с.