Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Традиционалистско-консервативная парадигма как фактор результативности образовательной системы Японии

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Герасимова, Наталья Ивановна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Карачаевск
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Традиционалистско-консервативная парадигма как фактор результативности образовательной системы Японии», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Герасимова, Наталья Ивановна, 2000 год

ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ТРАДИЦИОНАЛИСТСКО - КОНСЕРВАТИВНОЙ

ПАРАДИГМЫ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ СТАНОВЛЕНИЯ В ЯПОНИИ

1.1. Понятие парадигмы и основные черты традиционалистскоконсервативной парадигмы образования в современной Японии.

1.2. Процесс становления дореформенной системы образования в Японии.

1.3. Особенности реформ японской системы образования

ГЛАВА И. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПАРАДИГМ ЗАПАДНОЙ И ВОСТОЧНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ЯПОНИИ.

2. 1. Специфические характеристики взаимодействия национальной культуры, воспитания и образования в Японии.

2.2. Социально-педагогическая ситуация в современной Японии 85 2. 3. Синтез традиционного восточного воспитания и европейской модели образования как фактор результативности японской системы образования.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Традиционалистско-консервативная парадигма как фактор результативности образовательной системы Японии"

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена противоречивым взаимодействием двух разнонаправленных тенденций. С одной стороны, в современном мире обнаруживается стремление к интернационализации образования. Тогда как, с другой стороны, прослеживается ориентация на национальную идентичность, проявляющуюся на всех уровнях культуры, в том числе и в сфере образования. Эти процессы сопровождаются взаимным влиянием основных педагогических парадигм, что приводит к образованию качественно новых синтетических моделей образования.

Появлению данного исследования способствует также нерешенность некоторых важных вопросов педагогической теории. В частности, до последнего времени недостаточно разработана методология соотнесения конкретной системы образования с тем или иным типом образовательной парадигмы; недостаточно изучены факторы, обеспечивающие эффективность функционирования образовательной парадигмы в современной социокультурной ситуации, а также условия сохранения национальной идентичности конкретных образовательных систем.

В работе мы предприняли попытку исследовать характер функционирования в системе образования Японии заимствованных западных образовательных моделей и технологий, что позволяет, с одной стороны, делать заключения о возможности взаимодействия различающихся образовательных парадигм в принципе, и, с другой стороны, получить своеобразную характеристику системы образования отдельной страны.

Традиционалистско-консервативная модель образования, сложившаяся в рамках культурной парадигмы Европы, на данный момент остается наиболее распространенной моделью в мировом образовательном пространстве. Адаптированная к условиям иной культурной среды, традиционалистско-консервативная парадигма доказала свою жизненность, в частности в Японии, образовательная система которой является одной из наиболее результативных. Актуальность темы исследования определяется необходимостью выявления условий, которые способствуют высокой эффективности новых образовательных моделей в процессе их активного взаимодействия.

Приведенные обстоятельства обусловили выбор темы исследования "Традиционалистско- консервативная парадигма как фактор результативности образовательной системы Японии".

Продуктивным для данного исследования является обращение к трудам классиков отечественной и зарубежной педагогики, работам по философии и методологии образования (М .В. Богуславский, Е. В. Бондаревская, П.П. Блонский, К.Н. Вентцель, Б.С. Гершунский, В.В. Давыдов, И.А. Колесникова, Я.А. Коменский, Г.Б. Корнетов, И.Б. Котова, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, В.Я. Пилипповский, Ж.-Ж. Руссо, JI.JI. Супрунова, Г.П. Щедровицкий, С.Б. Узденова).

Методологической основой исследования является мысль о принципиальной возможности синтеза элементов разнородных образовательных парадигм, высказанная в трудах М.В. Богуславского, Д.А. Иванова, Т. Куна, Г.Б. Корнетова, В.Я. Пилипповского.

При анализе образовательной парадигмы Японии мы опирались на работы А. Амано, Ю. Берндта, Б. Бернье, Ю.В. Боярчук, А.Н. Джуринского, Конфуция, А. Котэ, Н.И. Кликунова, З.И. Мальковой, M.JI. Родионова, Т. Сакаия, К.И. Салимовой, Д. Сенсома, С. Судзуки, Т. Ямадзаки; а также на компаративные исследования С.Г. Галагановой, С.Н. Коваль, К.И. Конрад, В.А. Пронникова, М.Т. Степанянц, Т.Н. Снитко, A.M. Ушкова .

В качестве базы источников в работе были также использованы основные документы по образованию Японии, учебные планы, программы и образовательные стандарты.

Объектом исследования является система образования в Японии.

Предметом исследования выступает развитие традиционалистско-консервативной модели образования в Японии.

Настоящая работа преследует цель выявить факторы стабильности и результативности традиционалистско-консервативной модели образования в Японии.

Гипотеза исследования содержит предположения о том, что система образования Японии обладает признаками консервативно-традиционалистской парадигмы смешанного типа, возникшей в результате синтеза элементов различных образовательных матриц. Нами высказывается также мысль о том, что эффективность применения традиционалистско-консервативной парадигмы смешанного типа в Японии определяется наличием в ее структуре компонента китайско-конфуцианской образовательной модели.

В соответствии с целью, объектом, предметом, гипотезой исследования были поставлены задачи, которые мы представляем здесь как последовательность осуществляемых шагов исследования:

1. Теоретическое определение типа образовательной системы Японии путем выделения наиболее существенных признаков и соотнесения их с основными известными нам парадигмами образования.

2. Анализ генезиса системы образования как продукта ассимиляции китайско-конфуцианской культуры.

3. Рассмотрение особенностей адаптации и развития европейской образовательной модели в другой культурной среде (в системе образования Японии).

4. Рассмотрение особенностей реформ образования как ключевых моментов смены образовательной парадигмы.

5. Сопоставление типов мышления и мировоззренческих установок, принадлежащих противоположным культурам Запада и Востока.

6. Выявление специфических характеристик японской школы, что в свою очередь позволяет определить своеобразие западной консервативной модели образования.

7. Анализ социально-педагогической ситуации Японии как взаимодействия образовательной системы и условий социально-экономического развития страны.

8. Выявление факторов, определяющих эффективность традиционалистско-консервативной парадигмы образования в социально-педагогической ситуации современной Японии.

Поставленные в работе задачи потребовали для своего решения применение теоретического типолого - характерологического анализа, который мы и заявляем как основной метод исследования. В исследуемой образовательной модели (система образования в Японии) выявляются основные признаки парадигм известных в педагогической науке типов. Затем специфика данной исследуемой области характеризуется по наличию в ней признаков указанных типов, собственных специфических черт и особого способа сочетания характеристик, принадлежащих различающимся образовательным парадигмам. В качестве сопутствующих методов для решения поставленных задач использовались: системный, компаративный, аксиологический и историко-педагогический методы исследования.

Научное исследование проходило в несколько этапов.

На первом этапе (1995 - 1996) изучалась философская, психологическая, педагогическая и методологическая литература; определялись предмет, объект, цель и задачи исследования, рабочая гипотеза.

Второй этап (1996 - 1998) был посвящен выделению основных направлений исследования, уточнялись теоретические положения и ключевые понятия, составляющие основу исследования.

На третьем, заключительном этапе (1998 - 2000) анализировались, уточнялись и обобщались различные теоретические исследования, формулировались выводы, оформлялись материалы диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость проведенного исследования заключаются в определении принципиальной возможности представления образовательной модели в качестве парадигмы смешанного типа. В нашем случае система образования Японии определяется как традиционалистско - консервативная парадигма с включением компонентов рационалистической парадигмы и элементов китайско-конфуцианской образовательной матрицы. Впервые дается анализ развития системы образования как смены парадигм. Исследуется китайско-конфуцианский компонент как фактор, определяющий специфику традиционалистско-консервативной парадигмы, функционирующей в ареале восточной культуры и выступающий условием ее эффективности.

Практическая значимость диссертации определяется возможностью использовать выводы диссертации о характере взаимодействия разнородных образовательных парадигм в педагогической ситуации современной России.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены системным подходом к анализу и изучению объекта исследования, логикой построения исследования в соответствии с целями и задачами данной работы.

Апробация результатов исследования осуществлялась на III республиканской научно-практической конференции "Сравнительная педагогика и проблемы образования в современном мире" (Карачаевск, 1997), на научных конференциях ПГЛУ, посвященных инновационным процессам в образовании (Пятигорск, 1998-1999), на международной научно-практической конференции "Информационные технологии в образовании" (Шахты, 1999), на научно-практической конференции РГЭА "Новые технологии в образовании" (Ростов н/Д, 2000). Материалы исследования использовались при проведении лекционных и семинарских занятий со студентами педагогического университета. Результаты исследования могут быть также использованы в цикле лекций по курсу "Зарубежная педагогика" в институтах повышения квалификации учителей, в системе подготовки специалистов для системы внеклассной и воспитательной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Образовательная парадигма Японии представляет собой традиционалистско- консервативную парадигму смешанного типа, включающую компоненты разнородных образовательных матриц.

2. Традиционалистско- консервативная парадигма в социокультурном пространстве Японии представлена совокупностью общих и специфических признаков.

3. Специфичность и эффективность традиционалистско-консервативной парадигмы определяется наличием в ее структуре китайско-конфуцианского компонента.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и 6 приложений. Библиографический список включает 196 источников, из них 71 - на иностранных языках.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами исследование показало, что развитие консервативно-традиционалистской модели образования в иных условиях, а именно в социокультурной среде Востока, привело к появлению в ней новых черт, обусловленных культурной спецификой региона применения.

Нами были исследованы основные характеристики японской системы образования на разных этапах ее развития.

Анализ педагогической литературы показал, что в VI- XIX вв. система образования Японии находилась под сильным влиянием китайской культуры и развивалась как неотъемлемая часть образовательного пространства китайско-конфуцианского ареала.

На втором этапе развития образовательной системы, т.е. с 1868 года в рамках общей политики европеизации страны был осуществлен переход к новой образовательной парадигме, обусловленный социальным заказом общества, приступившего к индустриализации страны. Этим объясняется характер реформ, проводимых в образовании: складывалась знаниевая ориентация в образовании, образовательными приоритетами становятся демократизация образования и развитие основного ядра академических знаний. Новая образовательная модель, а именно консервативно-педагогическая парадигма, на момент ее заимствования и адаптации к условиям средневековой Японии обладала всеми признаками психолого-педагогической и социально-педагогической модели, отражающей уровень педагогической культуры Запада конца XIX века.

После второй реформы образования (1946) японская система образования испытала на себе влияние рационалистической школы, а в период после третьей реформы (1987) усилился интерес к педагогическим концепциям гуманитарной парадигмы.

Проведенное нами исследование показало, что развитие традиционалистско - консервативной модели образования в иных условиях, а именно в социокультурной среде Востока, привело к появлению в ней новых черт, обусловленных культурной спецификой региона применения.

Результатом развития традиционалистско - консервативной парадигмы является образовательная модель смешанного типа, включающая элементы разнородных парадигм. Ее особенность состоит в сочетании образовательных парадигм двух полярных матриц культуры, а именно, европейской и восточной.

Раскрыты особенности функционирования традиционалистско консервативной парадигмы образования в Японии. Дан анализ социально-педагогической ситуации, выявлены основные направления развития традиционалистско - консервативной парадигмы, предполагающие усиление гуманитарной компоненты в ее структуре.

Рассмотрение современной социально - педагогической ситуации в Японии показывает, что современная система образования представляет собой целостную, многоуровневую систему, логично выстроенное культурное пространство, обеспечивающее решение насущных педагогических задач.

В Японии сохраняется высокий статус учителя и образованности. Существует понимание того, что получение хорошего образования важно не только для самого человека, но и отвечает национальным интересам. Соединение усилий государства, учащихся и их родителей создает социально-экономические условия для расширения и совершенствования образовательной системы Японии.

В качестве основного условия эффективности традиционалистско -консервативной парадигмы, определяемой нами как парадигма смешанного типа, выделяется китайско-конфуцианский компонент образовательной модели. В качестве сопутствующих условий результативности образовательной модели выступают: высокий социальный престиж образования; культ учителя; образовательная политика государства, направленная на закрепление педагогических кадров; создание условий для постоянного повышения квалификации учителей; высокий уровень финансирования образования; оказание помощи и поддержки новаторской педагогической деятельности; обеспечение нормативно-правовой основы управления школой.

Проведенное исследование подтверждает выдвинутую гипотезу о том, что традиционалистско - консервативная парадигма образования сформировалась как парадигма смешанного типа в процессе развития и ассимиляции элементов различных парадигм. Синтез традиций и новаций, представляющих собой гармоничное соединение тысячелетней традиции нравственного воспитания на Востоке и опыта школьного дела на Западе, определяет эффективность традиционалистско-консервативной парадигмы в современной Японии.

В качестве системообразующего компонента выступило новое содержание образовательной деятельности, сопровождающееся усилением основных постулатов (положений) европейской модели образования восточными установками нравственного воспитания. Нами установлено, что особенности традиционалистско - консервативной парадигмы заключаются в оптимальном сочетании интересов личности и государства, что находит отражение в системе нравственного воспитания, в основу которого положены конфуцианские ценности.

Слияние в рамках единой парадигмы европейских технологий обучения и традиционного опыта нравственного воспитания способствовало их взаимному обогащению и развитию, а также возникновению новых концепций, учитывающих особенности синтетической модели образования в Японии и особенности каждого из ее конституирующих элементов: консервативно - традиционалистской парадигмы и китайско-конфуцианской модели образования.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Герасимова, Наталья Ивановна, Карачаевск

1. Азаров В.Н. Духовность и современная школа // Педагогический Вестник.-1997.-№8.- С.24-29.

2. Алексеевская Н. Особенности духовной японской традиции// Фумото. -1999.-№1.-С. 42- 49.

3. Алпатов В.М. Новые дискуссии о будущем японской письменности// Япония 1991-1992: Ежегодник.- М.: Наука, 1994. С. 245-249.

4. Беднякова О. Раздумья под трель школьного звонка // Япония сегодня. -1999.-№ 5. С.6-7.

5. Белая книга по образованию в Японии. (Генеральное обследование учебных заведений: 1992 финансовый год)// Япония о себе и мире. 1994. -№8. - с. 5575

6. Берндт Ю. Лики Японии / Пер. с нем.- М.: Наука, 1988. 300 с.

7. Богай Е. Дети в Японии. // Фумото. 1999.- № 1.- С. 64-65.

8. Богословский Л. К вопросу о характеристике японцев // Удар Солнца или Гири- чувство чести / Сост.В.С.Пинхасович.- М.:СПб.: Рос.гос.б-ка: Летний сад, 1999.-С. 83-88.

9. Богословский Л. Бусидо // Удар Солнца или Гири чувство чести / Сост.В.С.Пинхасович.- М.:СПб.: Рос.гос.б-ка: Летний сад, 1999.- С.89-152.

10. Ю.Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. О педагогических парадигмах // Магистр. -1992. -май. -С.15-21.11 .Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. № 4. - С. 11-17.

11. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1997. - 30 с.

12. Боярчук Ю.В. Японская школа: Проблемы и перспективы // Педагогика, 1996.-№3.-С.107-111.

13. Боярчук Ю.В. Общеобразовательная школа современной Японии.- Пущино: ОНТИ ПНЦ РАН, 1996. 144 с.

14. Боярчук Ю. В. Успехи народного образования в Японии // Вестник Рос. гуманит. науч. фонда. 1996. - № 1. - С. 163 -167.

15. Боярчук Ю. В. Нынче велосипед изобретают под Фудзиямой // Чужая азбука : Еженед. прил. к "Учительской газете ". 1996. - 18 апреля.- С.З.

16. Боярчук Ю. В. "Дзюка " для самых маленьких : Нач. образование в Японии // Чужая азбука : Еженед. прил. к "Учительской газете ". 1996.- 28 марта. - С. 4.

17. Боярчук Ю.В. Развитие образования в современной Японии: Реформа сред.шк. и образоват. стандарты . // Школьные реформы и образовательные стандарты. М. 1995. С. 23-51.

18. Боярчук Ю.В. Японский образовательный феномен // Педагогический калейдоскоп. 1997. - 31 март. - С.7.

19. Боярчук Ю.В. Высокообразованное общество основа экономических достижений: опыт Японии. // Magister. - 1997. - № 2. - С. 85-95

20. Боярчук Ю.В. Высокообразованное общество: опыт Японии. // Мир образования. 1997. - № 3. - С. 30-33

21. Боярчук Ю.В. Японская школа: проблемы и перспективы // Начальная школа. 1998.-№ 9. С. 28-31.

22. Боярчук Ю.В. Японская школа: принцип связи с жизнью // Воспитание школьника. 1997. - № 5.- С. 12-17.

23. Бондарко А. Японские девочки и мальчики. Какие они? // Начальная школа. -1998.-№ 9.-С. 8-15.

24. Васильев А.С. История Востока.- М.: Наука, 1972.

25. Введение в культурологию. М.: Владос,1996.

26. Волгин Н.А. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем. -М.: ОАО "Изд-во "Экономика", 1998. 255 с.

27. Вульфсон Б.В. Последипломное образование в развитых странах //

28. Педагогика. 1993. - № 3. - С.86-89.

29. Галаганова С.Г. Восток: традиции и современность // Запад и Восток. Традиции и современность.- М.: Знание, 1993. С.6-103.

30. Гинбаяси К., Чошанов М., Ямазаки Н. Радостные уроки, или почему японские дети любят математику // Народное образование. 1991. - № 12.- С. 21-26.

31. Гирисович B.C. Справочник менеджера образования в 2-х т. М.: Новая школа, 1995. -Т.1.- 140 с.

32. Денисов Ю.Д. "Экономика, основанная на знаниях" настоящее и будущее Японии // Японский опыт для российских реформ. - 1998. - Вып. 1. - С. 24-31.

33. Джуринский, А. Н. Чему и как учат школьников в Японии. М.: Рос. пед. агенство, 1997. - 84 с.

34. Диалог цивилизаций: Восток Запад // Вопросы философии. - 1993. - № 6. -С. 43-52.

35. Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. T.l. -М.: Мысль, 1972. - 386 с.

36. Еркович С. Образование в Японии от периода сегуната до наших дней // Народное образование. 1997. - № 4. - С. 26-34.

37. Завьялова О.И. Токио и токийцы: будни, выходные и праздники. М.: Наука.

38. Иванов Д.А. Философско-методические основания педагогической деятельности, реализующей личностно-ориентированное содержание образования//Вопросы философии, 1992 № 3-4. - С.65-82.

39. История Японии. Т.1. С древнейших времен до 1868 г./ Отв. редактор А.Е.Жуков. М.: Институт востоковедения РАН, 1998. - 659 с.

40. История Японии. Т.2. 1868 1998 / Отв. редактор А. Е. Жуков. - М.: Институт востоковедения РАН, 1998. - 703 с.

41. Кадыбайкина М. Не вызубрил не выйдешь // Учительская газета. - 1997. - № 21.-С.З.

42. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Годовой цикл / Коллективная монография под руководством Р.М.Джарылгасиновой, М.В.Крюкова.- М.: Наука, 1989. 360 с.

43. Катагари И. Проблемы преподавания истории педагогики в Японии // Истории педагогики как учебный предмет (Международное исследование) -М.: Наука, 1995.-С.165.

44. Кейка Сени. Школьная реформа как центральная проблема истории педагогики//История педагогики как учебный предмет (Международное исследование)- М.: Наука, 1995. С.75

45. Кейси Осима ,Фуруя Кейси. Эпоха Мейдзи и рождение современной Японии //Курьер ЮНЕСКО. 1986.- С.31-33.

46. Коваль С.Н., Холин Ю.В. Дух воина: Философия и практика дзэн.-Краснодар: Маерли, 1993. 224 с.

47. Колесникова И. А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика, 1995. № 6. - С. 84-89.

48. Конрад Н.И. Избранные труды. Синология. М.: Наука, 1977.- 416 с.

49. Конрад Н.И. Очерк истории культуры средневековой Японии.- М.: Искусство, 1980.

50. Кликунов Н. Д. Принципы функционирования японской системы образования и ее экономические особенности // Magister. 1996. - № 4. -С. 50-59.

51. Кун Т. Структура научных революций. М.: Наука, 1971. - 268 с.5 5. Лекторский В. А. Культура, культурология, образование (материалы "круглого стола") // Вопросы философии. 1997. - № 2. - С. 3-5.

52. Леонтьева Е.Ю. Специфика европейского мышления (философско-методологический аспект) // Автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 1993. - 17 с.

53. Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры. Тарту, 1979.

54. Малькова З.А.Стратегия развития образования для XXI века в Японии // Сб.науч.трудов: Прогностические модели систем образования в зарубежных странах.- М.: РАО Ин-т теоретической подготовки и международных исследований в образовании, 1997. С. 83-104.

55. Малявин В.В. Основные этапы развития школьного образования в Древнем и Средневековом Китае // Очерки истории школы и педагогической мысли древнего и средневекового Востока: Сб.науч.тр./ Под редакцией К.И.Салимовой.-М.:изд.АПН СССР, 1988. С. 57-66.

56. Мараини Ф. Япония: Обряды и традиции.-М.:Наука, 1980.

57. Маркарьян С.Б. Государственная политика Японии в отношении религии // Японский опыт для российских реформ. 1998. - Вып.4.- С.49-57.

58. Маршакова-Шайкевич И.В. Сравнительный анализ вклада стран в общемировой прогресс науки // Вопросы философии. 1998. - № 1. - С. 43-49.

59. Матятин Т.И. Школа Японии: изнанка прогресса // Педагогический вестник. -1995.-№5.-С. 56-62.

60. Мещеряков А.Н. Герои, творцы, хранители японской старины. М.: Наука, 1988. - 240 с.

61. Микаберидзе Г.В. США-Япония: чья школа лучше? // Сравнительная педагогика. 1996. - Вып. 3. - С. 67-76.

62. Моисеев А.И. Многообразие школ: плюсы и минусы // Народное образование. 1997. - № 4. - С. 48-51.

63. Молоднякова Э.В., Маркарьян С.Б. Японское общество: книга перемен (полтора века эволюции). М.: Наука.- 1996. - 372 с.

64. Молоднякова Э.В. Преподавание национальной истории в Японии: государственная политика и общественное мнение // Японский опыт для российских реформ. 1998. - Вып. 4. - С. 58-66.

65. Молоднякова Э.В. Политика в сфере образования. Япония. Послевоенная государственная политика: вызовы и ответы.- М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 1998. С. 244-264.

66. Нагата X. История философской мысли Японии / Пер.с яп.- М.: Прогресс, 1991.-416 с.

67. Накорчевский А.А. Синто. СПб.: "Петербургское Востоковедение", 2000. -464 с.

68. Нанивская В.Т. Система "морального воспитания" в японской школе // Япония. Идеология, культура, литература. М.: Мысль, 1989.

69. Народное образование в Японии в вопросах и ответах.// Япония о себе и мире, 1994-№8.-С. 76-100.

70. Норман Г. Возникновение современного государства в Японии. М.: ИВЛ, 1961.

71. Общество и образование в современном мире /Сост. Г. Е. Еремеев . М.: ИНПО, 1993. -94 с.

72. Основы философии в вопросах и ответах. Ростов: издательство Феникс, 1997. - 448 с.

73. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Уч. пособие для студентов ср. пед. учеб. заведений / С.А.Смирнов, и.Б.Котова, Е.Н.Шиянов и др. М.: Академия, 1998. - 512.

74. Педагогика и логика. Сб. научных статей под ред. Г.П.Щедровицкого. М.: Касталь, 1993. -416 с.

75. Подготовка специалистов в области гуманитарных и социально-экономических наук : ( Материалы для сравнительного анализа). М.: Госкомвуз России, 1995. - 86 с.

76. Познакомьтесь: Япония. Информационное издание посольства Японии, 1994.

77. Пилиповский В.Я. Традиционалистско-консервативная парадигма в теории обучения на Западе // Педагогика. 1992. -№ 9-10. - С. 106-113.

78. Пилиповский В.Я. Рационалистическая модель школы и процесса обучения на Западе // Педагогика. 1993. - № 2. - С. 107-111.

79. Почему молодежь убегает от науки? // Япония сегодня. 1995. - № 6. - С. 5.

80. Преображенский "В школьном мундире" // Семья и школа. 1990. - .№3.

81. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы: этнографические очерки.- М.: Наука, 1983.- 147 с.

82. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы. М.: Наука, 1985. - 351 с.

83. Радугин А.А. Философия: Курс лекций.- М.: Центр, 1996. 336 с.

84. Разумовский В.Г. Маленькие секреты большого успеха // Педагогика. 1993.- № 2. С. 11-115.

85. Родионов М.Л. Народное образование в Японии и его проблемы // Межвузовское совещание по вопросам сравнительной педагогики. М.: МГПИ.- 1969. - С. 36-40.

86. Родионов М.Л. Дальний Восток // Очерки истории школы и педагогической мысли древнего и средневекового Востока: Сб.науч.тр. / под редакцией К.И.Салимовой.-М.: изд. АПН ССР, 1988. С. 189-196.

87. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах. М.: РПЭ, 1999. Т.2.- С. 659-600.

88. Сакаия Таити. Что такое Япония?/ Пер.с яп. М.: Партнер Ко Лтд, 1992. - 336

89. Салимова К.И. Встречи и беседы с японскими педагогами // Народное образование. -1989. № 12. - с.12-14.

90. Салимова К.И. Восхождение к успеху. Воспитание в Японии: история и современность.- Токио, 1993. 235 с.

91. Сальвин Е.Г. Конфуцианские идеи в этическом учении японского народа // Удар Солнца или Гири- чувство чести / Сост. B.C. Пинхасович.- М.: СПб.: Рос.гос.б-ка: Летний сад, 1999. С. 153-184.

92. Сатыбалдинова К. Учитель и преподаватель (Восток и Запад: традиции и современность) // Вестник высшей школы Alma mater. 2000. - № 1.- С. 26-30.

93. Саркисов К.О. Политика сохранения национальной культуры. Япония // Послевоенная государственная политика: вызовы и ответы. М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 1998. - С.265-281.

94. Сенсом Дж.Б. Япония: Краткая история культуры. Серия "Пилигрим"/ Пер. с англ. СПб.: Издательство "Евразия", 1999. - 576 с.

95. Сидоров В. Провозвестие XX века / /Живая этика. М.: Республика, 1992. - С. 379-388.

96. ЮО.Снитко Т.Н. Предельные понятия в Западной и Восточной лингвокультурах. Монография. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1999. - 156 с.

97. Соколов А.И. Высшая школа Японии и ее реформа в 70-е годы. Научно-аналитический обзор.- М.: Наука, 1975. С.48.

98. Ю2.Соколов А.И. Япония: Экономика и образование. М.: Наука, 1982. - 216 с.

99. Степанянц М.Т. Человек в традиционном обществе Востока (Опыт компаративистского подхода) // Вопросы философии. 1991. - № 3. - с. 140151.

100. Ю5.Судзуки С. Реформа образования в Японии // Педагогика. 1992. - № 3-4. -С. 53-57.

101. Юб.Супрунова JI.JI. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы // Педагогика, 1999. - № 4. - с. 64-73.

102. Супрунова JI.JI., Тарасова О.А. Проблема поликультурного образования в исследованиях современных зарубежных ученых // Вестник ПГЛУ. -2000. -№ 1. С. 74-79.

103. Ю8.Тавровский Ю.В. Загадки "японского духа". М.: Советская Россия, 1989. -128 с.

104. Тихоцкая И.С. Система образования в Японии: уроки негативного опыта // Японский опыт для российских реформ. 1998.- Вып.З. - С. 76-83.

105. ПО.Тихоцкая И.С. Структурный кризис в системе образования Японии // Япония 90-х: кризис системы или временные сбои? М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 1998. - С. 199-230.

106. Ш.Ткаченко Е. Российское образование в Японии // Педагогика 1992. - № 3 -4.-С. 21-24.

107. Тояма С. Мейдзи исин. Крушение феодализма в Японии. М.: Изд-во Восточной литературы, 1959.

108. Ушков A.M. Взаимодействие культур Запада и Востока // Запад и Восток. Традиции и современность. М.: Знание, 1993. - С. 103-139.

109. Ушков A.M. Китайско-конфуцианский культурный ареал // Запад и Восток. Традиции и современность. М.: Знание, 1993. - С.178-194.

110. Федоришин М.С. Диалог мировоззрений // Человек и мир в японской культуре. М.: Наука, 1985. - С. 247-258.

111. Философский словарь.- М.: Политиздат, 1987. 406 с.

112. Фукукава Синдзи. Мировые тенденции развития в Японии воспринимаются неоднозначно //Япония сегодня. 1998. - № 1.- С.5.

113. Шабаева М.Ф. История педагогики. М.: Высшая школа, 1982.

114. Шелестова Е.Н. Эстетика и религия японцев как противоречиво функционирующая целостность // Человек и мир в японской культуре. М.: Наука, 1985. - С. 258-266.

115. Япония: полвека обновления. Сборник статей. Отв.ред. В.Б.Рамзес. Москва: изд-во Толк АОЗТ "Техноплюс", 1995 г. 468.

116. Япония 90-х: кризис системы или временные сбои? М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 1998. - 280 с.

117. Япония: конец XX века. Последние тенденции трансформации. М.- 1996.

118. Японский феномен. М.: Наука, 1996.

119. Япония. Идеология, культура, литература. М.: Мысль, 1989.

120. L'Abandon des etudes au secondaire. 21.04.98. Alaincote@geocite.co.jp

121. AkiraNohara. Ima katei de gakko de. Tokyo, 1993.

122. Amano Ikuo:hisorique du debat sur la reforme de l'education. Alaincote@geocite.co.jp

123. Bernier B. Culture et modernite au Japon.Vol.22-3, 1998. Mars 1999- Pauline Curien: proanth@ant.ulaval.ca

124. Bernier В., Le Japon contemporain, une economie nationale, une economie morale Montreal, Les Presses de TUniversite de Montreal.- 1995.

125. Bernier B. et M. Richard, 1995, "Fudo" and "Jomon" Some Japanese Intellectuals Define Japanese Culture" 223-246, m M-S Chen, C.Comtois et L N Shyu (dir ), East Asia Perspectives Montreal, ACEA

126. Berque A. Etre humain sur la terre. Paris.Gallimard.- 1996.

127. Bourdieu P., 1980, Le sens pratique Pans, Editions de Minuit.

128. Brian J. Vc Veigh. Life in a Japanese women' college.

129. Byron K., Marshall. Learning to be modern, japanese political discourse on education, 1994.

130. Les caracteristiques du systeme d'education japonais.Pour enfants japonais seulement. 1998. Alaincote@geocite.co.jp

131. Les caracteristiques du systeme d'education japonais. 1998. Alaincote@geocite.co.jp

132. Comaroff Jean et John Comaroff, 1991, Of Revelation and Revolution Christianity, Colonialism, and Consciousness in South Africa Chicago, University of Chicago Press.

133. Le cours d'economie domestique. 23.07.98. Alaincote@geocite.co.jp

134. Le Cri de desespoir d'un enseignant japonais. 15.04.98. Alaincote@geocite.co.jp

135. Le darvinisme educatif. 09.09.98. Alaincote@geocite.co.jp

136. De l'origine du systeme d'ecriture japonais. Etienne Deschenaux. Paris, 199799.

137. De la Bastide Henri. Les quatre voyages au coeur des civilisations. Editions du Rocher, Monaco, 1985, p.177-180 (p.225).

138. Une ecole omnipresente. 19.08.98. Alaincote@geocite.co.jp

139. Les ecoles secondares unifiees. Alaincote@geocite.co.jp

140. Eisuke Sakakibara. Japan and a world in the twenty-first century: Beyond progressivism.// Japan Currents.Vol l.No.7 July 1997, p.14-18

141. Eisenstadt S. N., 1996, Japanese Civilization Chicago, University of Chicago Press

142. Fumio Nanjo. A soft future.The introduction of Rei Naito to the Venice biennale // Japan Currents.Vol l.No.7 July 1997, p.30-32

143. Gusdorf G., 1982, Fondements du savoir romantique Paris, Payot

144. Hamaguchie E., 1982, Kanjinshugi no shakai Nippon Tokyo, Nihon Keizai Shmbunsha.

145. Histoire de l'education. Shotoku Taishi. Alaincote@geocite.co.jp

146. Histoire de l'education japonaise: Kamakura et Muromachi. Alaincote@geocite.co.jp

147. Histoire du systeme d'education japonais: L'Antiquite(du YI au XII siecle). 1997. Alaincote@geocite.co.jp

148. Histoire du systeme d'education japonais: Le Moyen Age (du YII au XYI siecle). 1997. Alaincote@geocite.co.jp

149. Histoire du systeme d'education japonais: Periode pre-moderne ou Epoque Edo(1603-1868). 1997. Alaincote@geocite.co.jp

150. Histoire de l'education japonaise: la periode Edo. 22.07.98. Alaincote@geocite.co.jp

151. Histoire du systeme d'education japonais: Caracteristiques principales du systeme d'education japonais. 1997. Alaincote@geocite.co.jp

152. Hsu F. L. K. , 1975, "Iemoto" The Heart of Japan. New York, John Wiley and Sons.

153. Les indecis du secondaire. 29.01.99. Alaincote@geocite.co.jp

154. L'industrie des examens. Alaincote@geocite.co.jp

155. L'Integration des reseaux en milieu scolaire japonais: Abuneken. Alaincote@geocite.co.jp

156. Ivy M., 1995, Discourses of the Vanishing Modernity, Phantasm, Japan.

157. Chicago, University of Chicago Press 162Japan: Profile of a nation. Kodansha International. Tokyo- 1995. 360 p.

158. Kato H. L'image culturelle de la France au Japon.//Dialogues et cultures. Lausanne, 1992-N7. p.36-42

159. Kazuo Ishizaka. School Education in Japan. // Reference series-5. Tokyo; 1966, p.52

160. Keishi Saeki. Individuality and the abandonment of education// Japan Currents.Vol l.No.7 July 1997, p. 10-12

161. Kurimoto K. La transmission des valeurs.-Le cas japonais.// Les amis de Sevres. 1988-N 131.p.22-29

162. Kelly W., 1993, "Finding a Place in Metropolitan Japan: Ideologies, Institutions, and Everyday Life" 189-216, in A Gordon (dir ), Postwar Japan as History. Berkeley, University of California Press.

163. Leavitt J., 1991, "The Shapes of Modernity : On the Philosophical Roots of Anthropological Doctrines", Culture, XI, 1-2 :29-42.

164. La 1е<?оп d'un lutteur de sumo: Kokoro. 29.07.98. Alaincote@geocite.co.jp

165. Lock M , 1993, Encounters with Aging Mythologies of menopause in Japan and North America Berkeley et Los Angeles, University of California Press.

166. Masayasu Hosaka. Japan's coban system. //Japan Currents.Vol l.No.7 July 1997, p.27-28

167. Les mots de l'education japonaise (1). 10.03.98. Alaincote@geocite.co.jp

168. Les mots de l'education japonaise (2). 10.03.98. Alaincote@geocite.co.jp

169. Les mots de l'education japonaise: Les universites de cycle court. 8.07.98. Alaincote@geocite.co.jp

170. Mitsuharu Miyamoto. Charasteristics of japanese corporate education//Japan Currents.Vol l.No.7 July 1997. P.7-10

171. Murata Eiichi. Le sens de la pMdagogie de Freinet au Japon. Bulletin International 18 Spiicial Japon, 1998.

172. Murakami Y. , K. Shumpei et S. Sato, 1979, Bunmei to shite no "Ie shakai". Tokyo, Chuo Koronsha.

173. Nakane C., 1974, La societe japonaise. Paris, Armand Colin.

174. Nobiyuki Kaji. The japanese need history textbooks based on their historical perceptions//Japan Currents.Vol l.No.7 July 1997,p.l2-14

175. Plumyene J., 1979, Les nations romantiques Paris, Fayard.

176. La predominance du secteur prive. Alaincote@geocite.co.jp

177. Quelques pas dans le monde japonais de l'education. 24.02.98. Alaincote@geocite.co.jp

178. La reforme de l'education au Japon: et 9a continue. 14.12,98. Alaincote@geocite.co.jp

179. Rapport de recommandation du quatorzieme Conseil de Deliberation sur les problemes juveniles. Decembre. 1997. Alaincote@geocite.co.jp

180. Rohlen T. Japans Hight Scools. New-York, 1986.

181. Sakai N., 1997, Translation and Subjectivity On "Japan" and Cultural Nationalism. Minneapolis, University of Minnesota Press.

182. Sasaki Mizue. View of Today's Japan. Tokyo, 1995. P.75-75

183. The secret of education lies in respect for tradition and the cultivation of sentiment//Japan Currents.Vol l.No.7 July 1997. P.4-7.

184. Schoppa L.Education reform in Japan. -NY, 1991.

185. La societe des etudes a vie, ou a la recherche d'un nouveau. Cotealain@yahoo.com

186. Takazawa S. Tenshin Okakura's prayer and call of "Asia is one".// Japan Currents N 7, 1997, p.23-25

187. Tetsuya Miyazaki. Compensated dating and postwar public Japan//Japan Currents .Vol l.No.7 July 1997, p.29.

188. Tobin J. Japanese Preschools and the Pedagogiy of Selfhood //Rosenberg, Nancy R. Japanese Sense of Self. Cambrige, Cambrige University Press.

189. Umesao T. et M. Tada (dir.), 1972, Nihon bunka no kozo Vol. 1, Tokyo, Kodansha.

190. Les Universites de cycle court. 8 juin 1998. Alaincote@geocite.co.jp

191. Vogel Ezra. Comment devenir japonais// L'Express.8-14 avril 1983/ p/132-140.

192. Yamazumi Masami. Histoire de l'education japonaise, 1996, 21-me edition

193. Yuki Shiose. La classe avec ou sans dieux. Bulletin de l'AAQ. Vol.3, no.2, 1997.

194. Watsuji T. , 1935, Fudo: Ningengakuteki kosatsu. Tokyo, Iwanami shoten, 1937. - Rinrigaku Tokyo, Iwanami shoten.