Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Ценностные ориентации в сфере искусства как фактор формирования социально-активной позиции старшеклассников

Автореферат по педагогике на тему «Ценностные ориентации в сфере искусства как фактор формирования социально-активной позиции старшеклассников», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Скворцова, Ирина Анатольевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1991
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Ценностные ориентации в сфере искусства как фактор формирования социально-активной позиции старшеклассников"

АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НОТ СССР НАУЧНО-ИСО-тепОЕ^ТгЛЬС!^ }П£Бшт ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ

На правах рукописи УДК 373-123.5/125.2

СКВОРЦОМ ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В СФЕРЕ ИСКУССТВА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ ПОЗИЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

13.00.01. - Теория и история педагогики

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук -

Москва 1991

Работа наполнена в Научно-исследовательском институте теорш и истории хшдагогики АПН СССР

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Т.Н.Мальковская

Специальные оппоненты:доктор пялягогическтгх наук, профессор А.В.Мудрик; кандидат педагогических яаук ЕЛ.Коротеава

Ведущее учреждение: Институт молодежи, кафедра психологии, педагогики и детского движения

Защита состоится

В " "чаСОЕ

на заседании специализированного совета Д 018.07.01 при Научно-исследовательском институте теории и истории педагопжи Академии^педагогических наук СССР (129278, Москва, ул.Павла Корчагина, д. 7).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке НИИ теории и истории педагогики АПН СССР.

Автореферат разослан " " _1991 г.

Ученый секретарь специализированного совета/ ВД.Путшшн

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность темы. Усиление потребности общества в социально ценной деятельности личности, в более раннем её включении в творческой роли в различные сферы этой деятельности ставит задачу формирования у молодежи активной социальной позиции.

Успех воспитательных воздействий находится в прямой зависимости от позиции носпитаника: его отношения к этим воздействиям, собственной активности, самостоятельности действий и поступков. В контексте такого подхода особое значение имеет формирование у подрастающего поколения ориентации на систему духовных ценностей, которые определяют направленность социальной активности, устойчивость жизненной позиции, в конечном счете - уровень социальной зрелости воспитаника.

Основы изучения и формирования активной социальной г. >зицпи личности в общэпедагогическом плане были заложены выдал .¡шися советскими педагогами Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, С.Т.кашам, впервые поставившими вопросы овладения подрастающими поколениями социальными ценностями, общественными нормами и правилами ноеого общежития. Сущность активной позиции личности раскрывалась шли через цели, задачи и средства процесса воспитания.

Современная педагогика, синтезируя подходи общественных наук, определяет социальную позицию личности как интегратиЕноэ духовно-практическое образование, которое находит выражение в избранном личностью на основе её ценностей способа включения в различные сферы жизнедеятельности. Содержательная,сторона социальной позиции представлена основными жизненными отношениями, имеющими практическую направление сть и проявляющимися в реальном поведении (Б.П.Битинас, Б.ЗЛ ульфов, Т.Н.Мальковская, К.Д. Радина, В.Е.Радио! эв и др.).

Процесс'формирсчания активной социальной позиции исследовался педагогами в различных видах деятельности: учебной, трудовой, общественной, художественно-творческой (И.Д.Аванес).--;, Т.С.Буто-рина, Е.И.Коротеева, Н.Ф.Радионова, М.И.Рудакевич и ,гр.). Изучалось влияние различных коллективов: временных, внешкольных, ученических, классных на формирование активной позицшш учащихся (В.Н.Баранок, В.Д.Иванов, В.Е.Радионов, Е.В.Титова и др.). Важным аспектом в разработке проблей стало изучение социальных

и педагогических факторов, а также педагогических средств, ак-

тиаиэирующих личностную позицию школьника,таких, как самоуправление, общественное мнение, самооценка учащихся, общественное поручение (Н.Я.Иванова, Г.М.Логугенко, Н.Г.Скобелкина, Г.Г. Федорова и др.).

Иной подход к изучению и формированию позиции заключается в тон, что причиной, определяющей характер формирования и проявления, и одновременно показателем развития жизненной позиции выступают ценностные ориентации личности (К.А.Абульханова-Слав-ская, Л.И.Анциферова, М.Г.Казакина, Б.Ф.Ломов, Т.Н.Мальковская).

Особое место в ценностно орцентационной системе личности принадлежит ценностным ориентациям (ЦО) в сфере искусства, в-силу специфики самого искусства как ф-эпоыаиа общественного сознания.

Искусство - мощный фактор развития эмоциональной активности человека, которая является супзственным условием эффективности любой деятельности. Эмоциональная активность в старлеи школьном возрасте начинает решающим образом определять развитие активности функциональной, что отмечалось Л.С.Выготским (1926), Л.И.Бо-жович (1968),,А.В.Петровским (1973), К.Д.Радиной (1975), A.B.Запорожцем (1976). Органическое слияние функциональной и эмоциональной активности, на что и способно воздействовать искусство, независимо от его вида, формирует устойчивость позиции, в силу того, что в ней развивается мировоззренческое начало и социальная потребность в присвоении общественных идей.

Анализ современного передового педагогического опыта директоров московских школ С.Р.Богуславского (Ji 79), В.А.Караковского (* 825), Е.А.Ямбурга (Ä 109) свидетельствует о широких возможностях искусства в социальном становлении школьной молодежи, в формировании у старшеклассников активной социальной позиции, поскольку соприкосновение с духовной стороной искусства и художественное освоение действительности способствует формированию гражданских чувств, обогащает опыт школьников в нравственно-эстетической оценке мира. Однако такая практика организации эмоционально-ценностного отношения к действительности ещё не стала массовой.

В последние десятилетия педагогические исследования вопросов использования искусства в воспитательных целях характеризовались углубленными работами по локальным вопросам. Изучались отношения и интересы школьников к искусству и эстетическим ценностям .(A.A. Буров, Н.А.Ветлугина, Е.В.Квятковский, Л.П.Печко, Т.Д.Полозова, Ю.У.Фохт-Бабушкин, Р.Х.Чернявский, Е.К.Чухман, Ю.В.Шаров и др.); раскрывались воспитательные возможности различных видов искусства

как средства воздействия на интересы, потребности, вкусы учащихся, на формирование отдельных компонентов их эстетического сознания в условиях школы и внешкольных учреждений (Л.А.Без-бородова, Л.С.Волобуева, В.С.Гуров, И.С.ЛеЕшина, З.П.МорозоЕа, Ю.Н.Усов и др.); исследовались формы и методы организации художественной и эстетической деятельности учащихся, помогающие воспитанию общественно значимых сеойств личности (В.В.Горшкова, Н.К.Голубев, Е.С.Туренская, Л.В.Школяр п др.).

Несмотря на столь многостороннее рассмотрение проблемы воспитания школьников средствами искусства, вопросы формирования социально активной позиции учащихся как стержневого образования личности под влиянием ценностных ориентаций в сфере искусства оказались вне поля зрония исследователей.

Возросиая общественная значимость проблемы, недостаточная разработанность её общетеоретических и методических осн^в, а также потребность школьной практики определили выбор темд исследования: "Ценностные ориентации в сфера*искусства как фактор формирования социально активной позиции старшеклассников".

Объект исследования - социальная позиция старшеклассников современной общеобразовательной школы.

Дремлет исследования - формирование социальной позиции стартах школьников под влиянием их ценностных ориентация в с£арз искусства.

Цель исследования - разработать педагогические подходы к формированию активной социальной позиции старших школьников под влиянием их ценностных ориентаций в сфере искусства.

Бццеленче данного предмета исследования обусловлено исходит предположением о том, что связь I3 в сфере искусства с социальной позицией личности школьника сзноЕана на центральной функции искусства,'заключг зщейся в гуманизации всей системы отнесений личности и преобра-звании эмоционально-ценностного опыта человека. В процессе овладения искусством как ценностью происходит стимулирование эмоциональной активности личности. ¿^Зиваясь органического слияния эмоциональной активности с фунгадал альной деятельностью, задаваемой учебно-Еоспитагельнцм процессом шкалы, можно воздействовать на социальную позицию школьника, преобразуя её ситуативный, исполнительский'характер в устойчивый, инициативней..

В соответствии с намеченной целью к исходной гипотезой в ис-

- А -

следовании решались следующие задачи:

- охарактеризовать состояние социальной позиции и ценностных ориентаций в сфере искусства современного старшеклассника, выявить основные противоречия в их проявлениях;

- дать психолого-педагогическую характеристику понятий "позиция" и "ценностные ориентации" личности, определить осиовые функции ценностных ориентаций в формирования позиции;

- выявить специфические регулятивные свойства ценностных ориентаций в сфере искусства, влияющие на социальную позицию школьников;

- раскрыть условия аффективной организации процесса формирования социальной позиции старших школьников с учетом их ценност-|шх ориентаций в сфере иску с ива.

Методологической основой исследования явились положения марксистской философии о сущности человека как совокупности общественных отношений, обуславливающих социальную детерминацию процесса формирования личности с учетом личностной активности; о дея-тельностной природе этого процесса; а также - общая теория ценностей. Методологическим ориентиром для нас выступали теоретические положения, конкретизирующие современные задачи и содержание воспитательного процесса, получившие развитие в работах Л.П. Буевой, А.В.Мудрика, Л.И.Новиковой, Б.П.Битинаса и др. Особое внимание уделялось исследованиям, посвященным проблемам ценностно ориентационных отношений учащихся (Г.Н.Болдырева, Г.Е.Залес-ский, Б.С.Круглов и др.), направленности личности школьника (З.И, Васильева, А.В.Зосимовский, Т.Е.Конникова, Х.Й.Лийметс и др.), вопросам формирования мировоззрения и убеждений подрастающих поколений, проблемам нравственного воспитания (М.Г.Казакина, Э.И. Моносзон, Р.М.Рогова, В.С.Шубинский и др.), эстетического воспитания (М.А.Ворб, Б.Т.Лихачев, В.А.Разумный).

Проблема формирования активной социальной позиции подрастающих поколений, рассматриваемая через призму избираемых личностью социальных ценностей, является актуальной и для зарубежной педагогики. Особое место отеодится ей в работах ученых Болгарии (М. Белова, М.Бурова-Илиева, Л.Николов, Е.Тенева и др.); Венгрии (А.Петрикаш, П.Себени и др); Германии (В.Кессель, В.Фридрих и др.); Монголии (У.Лувсандандар и др.); Польши (А.Каминсккй, А. Павиленис, М.Шиманьский и др).

Выдвинутые задачи обусловили использование как теоретических,

- б -

так и эмпирических методов исследования. В теоретические методы входили: анализ философских, психолого-педагогических работ по вопросам социальной активности личности, формирования активной жизненной позиции школьников, самореализации личности школьника в процессе преобразующей деятельности. Основу эмпирических методов исследования составили: включенное наблюдение, предусматривающее изучение существующего в передовой педагогической практике опыта активизации личностной позиции учащихся старших классов средствами искусства; массовое анкетирование учащихся (обработка получанных данных проводилась на ЭВМ ЕС-1045 в Вычислительном центре Минпроса СССР по пакетам прикладных программ "Социолог" , распространяемых ИСИ АН СССР); изучение школьной документации; анализ письменных работ учащихся (сочинений, незаконченных предложений); письменные и устные опросы учителе*, родителей, директоров школ.

На зашит? выносятся следующие положения:

- Исходя из общетеоретического положения о том, что в процесса формирования социальной позиции личности её ДО выполняют такие ведущие функции, как: согласование объективных требований социальной среды с индивидуальными потребностями, ориентация личности на ценности жизни и культуры, отбор информации, перенос отношений, мы полагаем, что ЦО в сфере искусства реализуются в этом процессе.в следующих регулятивных свойствах:

- в оснащении личности опытом эмоционально-ценностного отношения к действительности;

- в соотнесении и коррекции ценностей, имеющихся в обществе, с индивидуальными ценностями, которыми располагает человек;

- в трансформации обобщенного социального опыта в содержание позиции личности, где трансфоршр /вдш механизмом выступает эмоциональное отношение личности к социальной действительности;

- в гуманизации системы отношений личности.

- Педагогический аспект влияния ЦО в сфере искусства на формирование социальной позиция старшеклассника выражает м: в эмоциональном насыщении функциональной деятельности учащпся и их отношений к социальным ценностям; в активизации процессов согласования знаний и представлений школьников об окружающем мира с общественными нормами и ценностями, отраженными в произведениях искусства; в деятельностном включении старших школьников в освоение и умножение социальных ценностей на основе осознания и переживания их как потребностей.

- Бффэктивность организации процесса формирования социально активной позиция старшеклассников с учетом их ЦО в сфере искусства обеспечивается совокупностью объективных и субъектиных условий. Объективные условия связаны с социальной ситуацией в общества и состоянием развития народного образования. К субъективным условиям относятся: а) преобразование отношения к ведущим для старшеклассника видам деятельности в процессе перестройки, содержания деятельности (степени её эмоциональной насыщенности, общественной значимости); б)преобразование характера межличностного взаимодействия в деятельности (что выражается в активизации коллективного начала в деятельности, способствующего обмену ценностями, их универсализации; в повышении потенциала содержательности общения; в гуманизации межличностных отношений); в)развертывание субъектной позиции в деятельности (что связано с усилением таких личностных начал, как инициативность, ответственность, активность, устойчивость).

Исследование проводилось в течение 1981 - 1990 гг. в три этапа. Организация исследования: на I этапе (I98I-I984 гг.) осуществлялся теоретический анализ научной литературы по проблеме; проводилось включенное педагогическое наблюдение, изучалась школьная документация; проводились индивидуальные и групповые беседы с учащимися и учителями; проведен перЕый диагностический опрос по "Анкете интересов и ориентаций школьника"; выдвинута гипотеза и разработана программа исследования.

На II этапе (1984-1986 гг.) изучено решение проблемы преобразования личностной позиции старшеклассников в процессе освоения ценностей искусства в моделях передового педагогического опыта (школы г.Москвы К 825 - директор В.А.Караковский, № 79 - С.Р.Богуславский, № 109 - Е.А.Ямбург); начата опытно-экспериментальная работа на базе школы № 417 г.Москвы, в хода которой выявлен реальный уровень сформированное™ социальной позиции старшеклассников; разрабатывались формы и методы воспитательной работы, направленные на активизацию системы отношений школьников к основным сферам их жизнедеятельности.

На III этапе (1986-1990 гг.) продолжена опытно-экспериментальная работа, в ходе которой проверялись пути активизации социальной позиции старшеклассников с учетом их ЦО в сфере искусства; сделан повторный диагностический опрос по модифицированному варианту анкеты с учетом новых общественных условий; обобщены результаты исследования, осуществлялось их внедрение в практику.

Вазо^ исследования служили коллективы учащихся 8-10 классов общеобразовательных школ № 417 г.Москвы и * 6 г.Железнодорожный Московской области. Опытной работой было охвачено 74 старшеклассника, 26 педагогов, 63 родителя учащихся.

Выборочный диагностический опрос учащихся 8-10 классов, позволивший определить массовые тенденции, проводился в 1982 году на базе школ г.Москвы М 22, 90, 235, 291, 357, 750, 764, 1140 (опрошено 502 школьника), в 1989 году - на базе школ г.Москвы X» 87, 79, 109, 417, 764, 825, Московского государственного училища им. А.В.Свешникова, школ А 6 г.Железнодорожный и Л 25 г.Мытищи Московской области (опрошено 710 учащихся).

Достоверность проведенного исследования подтверждена обобщением и анализом данных, свидетельствующих об изменении у старшеклассников реального отношения к деятельности (учебной, общественной, досуговой) под влиянием целенаправленно формируема ЦО в сфере искусства, о стремлении занять в этой деятельност.' активную, ответственную позицию; использованием для этого разнообразных взаимодополняющих исследовательских"методов; репрезентативностью эмпирических материалов, необходимых для качественной и количественной характеристики исследуемых процессов и явлений; адекватностью выводов диссертации результатам других исследования, близких по тематике к данной работе.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем: - при рассмотрении связи понятий "позиция" и "ценностные ориентации" личности выделены основные функции ценностных ориентаций в социальной позиции личности (согласование объективных требований социальной среды с индивидуальными потребностями, ориентация личности на ценности жизни и культуры, отбор информации, перенос отношений);

- определены специфические регулятивные свойства ЦО в сфере искусства ,'влияющие нг социальную позицию старших школьников (соотнесение и коррекщ ч ценностей, имеющихся в обществе с индивидуальными ценностями; трансформация обобщенного социального опыта в содержание позиции, где трансформирующим механиь/эм выступает эмоциональное отношение личности к социальной де^г твитель-ности; гуманизация системы отношений личности);

- выявлен педагогический аспект вл1ушия ЦО в сфере искусства на формирование социальной позиции старшего школьника, который выражается в: эмоциональном насыщении функциональной деятельности учащихся и их отношешй к социальным ценностям; в активизации

процессов согласования знаний и представлений школышкое об окружающем мире с общественными норма-/,и и ценностями, отраженными в произведениях искусства;.в деятельностном включении старших школьников в освоение и умножение социальных ценностей на основе осознания и переживания их как потребностей;

- дана характеристика состояния и противоречий в проявлениях социальной позиции и ЦО в сфере искусства современного школьника;

- определены объективные и субъективные условия активизации позиции учащихся с учетом их ЦО в сфере искусства. К основным субъективным условиям отнесены: преобразование отношения к ведущим видам деятельности в процессе перестройки их содержания; преобразование характера межличностного взаимодействия в деятельности; развертывание субъектной позиции старшего школьника.

Указанный круг вопросов до настоящего времени не был предметом специального доследования.

Практическая значимость исследования в том, что предложенные . методики изучения ЦО в сфере искусства и позиции старшеклассников, обоснованные условия активизации социальной позиции старших школьников средствами искусства могут быть использованы учителем при организации жизнедеятельности учащихся; теоретические положения и фактический эмпирический материал исследования послужили основой для постоянного цикла лекций для учителей и родителей в опытно-экспериментальных школах и на предприятиях Бабушкинского района г.Москвы; проведенная в исследовании теоретическая разработка изучаемой проблемы и анализ передовой педагогической практики содержит позитивный фонд вдей, которые в современных условиях активно содействуют осуществлению задач перестройки школы и могут быть использованы в курсе лекций по педагогике, при чтении спецкурсов по теории воспитания.

Апробация результатов исследования. Основные положения, ход и предварительные результаты исследования докладывались и обсуждались в лаборатории теоретических проблем формирования социально активной личности (1981-1987 гг.) и в лаборатории методологии педагогической науки (1988-1991 гг.) НИИ теории и истории педагогики АПН СССР; в ходе работы Всесоюзной школы молодых ученых (1982, 1983, 1986 гг.); ва координационном совещании по проблемам формирования социальной активности школьников в условиях взаимодействия социальных и педагогических факторов (НИИ общей педагогики АПН СССР, 1983); на августовских совещаниях учителей

Бабушкинского района г.Москвы )1985, 1985 гг.); на семинаре директоров сельских школ Истринского р-на Московской области (1985); в хода советско-польского семинара по вопросам методологии педагогики (НИИ ОЛ АПН СССР); на Всесоюзной конференции "Воспитательная система учебного заведения как объект педагргического управления" (Рига, 1989 г.); в.материалах, представленных на ВДНХ СССР (19е4, 1985 гг.).

Внедрение результатов исследования в практику осуществлялось в ходе опытно-экспериментальной работы в школах № 417 г.Москец и № 6 г.Железнодорожный Московской области; путем публикаций (8); в научных сообщениях перед директорами и учителями школ, в лекционных выступлениях по линии Всесоюзного общества "Знание".

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа иллюстрирована цифровыми таблицами, графическим ¡^отражением анализируемых данных.

СТРУКТУРА И СОДЕРНАШЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении характеризуется актуальность темы исследования, представлен концептуальный аппарат и инструментарий его реализации.

В главе I - "Исследования ценностных ориентации и социальной позиции школьников в психолого-педагогической литературе" - рассматривается социально-педагогическая сущность таких ведущих личностных характеристик, как социальная позиция и ценностные ориентации в их связи, выявляются регулятивные свойства ЦО старших школьников в сфере искусства и их психолого-педагогические возможности как фактора формирования личностной позиции школьника.

Целью анализа стало рассмотрев ае понятия "социальная позиция" (основными структурными компонетами которого являются социальный опыт и 'активно ;ть личности) с констатацией его основных признаков (интенсивно ть, устойчивость, направленность личности в деятельности) и типологией по разным основаниям (позиция может быть: социальная, жизненная; политическая, нравственная, гражданская и пр.; ученическая, пионерская и пр.).

Философская и психологическая наука акцентирует в социальной позиции то, что она определяется системой отношений личности к действительности, имеет внутренний й Енешний план выражения, при этом первый отражает определенные идеальные отношения человека к окружающему, т.е. - состояние сознания, а второй - деятель-

ностныв проявления, реализуемые в системе поступков, в определенной линии поведения. Общественные науки дают представление о позиции как о целостном духовно-практическом образовании ли-чтности, характеризующем способ "её включения в жизнедеятельность как собственную, так и общества.

В советской педагогике используется понятие "социальная позиция школьника" для характеристики способов его поведения, обусловленных ценностным отношением к окружающей действительности.

Особое значение имеют выводы исследователей, устанавливающих прямую диалектическую связь процессов формирования ЦО учащихся и развертывания их активной социальной позиции с учетом специфики возрастных этапов (В.Г.Алексеева-, Т.Т.Будрина, М.Г.Казакина, В.И.Корсунов, В.А.Кыштымов, Т.В.Фролова и др.). Одним из важных факторов социальной детерминации развития личности, по мнению этих исследователей, выступают выработанные обществом ценности, присваемые личностью в виде её ЦО. Приобщение подрастающих поколений к духовным ценностям общества имеет действенный характер лишь при активной социальной позиции личности, проявляющейся в умении и готовности отстаивать и преумножать эти ценности, утверждать нормы общественной жизни. Позиция личности определяет меру и характер её активности в освоении социальных ценностей.

Содержательный анализ понятий "позиция личности" и "ценностные ориентации" позволил выявить наиболее существенные связи между ними и охарактеризовать ряд специфических функций ЦО в структуре социальной позиции личности. Их главная функция - согласование объективных требований социальной среды с индивидуальными потребностями, выводящая на основной механизм действия и развития ЦО, связанный с необходимостью разрешения противоречий в мотивационной сфере личности (между мотивами желания и долга, нравственного и утилитарного порядка и т.п.). В результате действия этой функции у личности формируется предрасположенность к определенному способу поведения в определенных обстоятельствах, т.е. позиция.

Функция ориентации на ценности жизни и культуры помогает направлять личность в процессе жизнедеятельности на глобальные, общечеловеческие ценности, обращать её к тому интегрированному опыту человечества, что накоплен в областях морали, науки, идеологии и т.д. Эта функция определяет характер и устойчивость отношений человека к миру, к людям, к себе, задаваемых ЦО как психологическим механизмом. ЦО при этом в структуре позиции играют

роль системообразующего признака, так как придают направленность-отношениям человека на важнейшие социальные ценности.

Функция переноса, "перейлокировки" отношений обеспечивает перенос определенным образом сформировавшихся отношений к той или иной ценности, группе явлений на другие, подобные. Такой перенос способствует ориентации человека во есзх многообразных ситуациях • жизнедеятельности. Благодаря ему позиция личности утрачивает си-туативность, приобретает большую устойчивость.

Функция отбора информации связана не только о восприятием норм, правил, ценностей, но и "обработкой", оценкой их в сознании человека в соответствии с его жизненной позицией.

Аксиологический аспект социальной позиции определяет выбор школьниками целей действий, характер готовности и силу устремленности к действию. При разработке общих педагогических подхо-* дов воспитания школьников существенное значение имеет тот факт, что ЦО как-бы предполагают стратегию жизненного поведения личности, её поступков, а социальная позиция обеспечивает реализацию этой стратегии, разворачивая её в тактику. Всё это дает основание считать ЦО сущностным элементом позиции.

Помимо функциональных связей ЦО и позиции личности отмечается их генетическая общность, выражающаяся в едином основании, которым является мировоззрение личности. Перевод всей совокупности обобщенных представлений чоловека о мире, его убеждений, идеалов, принципов познания действительности - всего того, что составляет его мировоззрение - в продуктивную деятельность осуществляется посредством ЦО как специфических социально-психологических механизмов, душ которых мировоззрение выступает основанием, своего рода духовной призмой, через которую воспринимается и переживается всё окружающее. Тем самым мировоззрение выступает и как основание социальной позиции личности.

Социально-психологический и социально-педагогический подходы к изучаемым феноменам имеют определенный параллелизм, при котором достижения специалистов в области психологии и педагогики не обогащают взаимно эти области научных знаний. Существующий разрыв научных подходов поровдает в одном случае знание ориентации человека вне их жизненной реализации в другом - педагоГи' ческую деятельность безотносительно знания её субъекта. Следствием является односторонность научной информации, тормозящая совершенствование педагогического управления воспитанием.

Состояние современного научного знания по анализируемой про-

блеме дает основание утверждать, что междисциплинарный подход к формированию социальной позиции старшеклассников под влиянием их ЦО в сфере искусства может быть эффективна при широком использовании в педагогических исследоыниях следующих достижений социальной психологии; анализа факторов социокультурного развития школьников (влияние среды ближайшего окружения, "значимых других? процессов обособления), учета особенностей сонзитивности в восприятии произведений искусства, развития самосознания; исследования потребности в эмоциональном насыщени:;; особенностей развития самоопределения, саморегуляции.

Эффективность педагогического подхода к формированию активной позиции старшеклассников определяется педагогически грамотным использованием специфических регулятивных свойств ЦО в сфере искусства, которые находят выражение: в оснащении личности опытом эмоционально-ценностного отношения к действительности, являющегося одним иг важнейших элементов совокупного социального опыта; в соотнесении и коррекции индивидуальных ценностей, которыми располагает человек, о ценностями, имеющимися в обществе; в трансформации обобщенного социального опыта в содержание позиции личности, где одним из трансформирующих механизмов выступает эмоциональное отношение личности к социальной действительности и к искусству, как форме её отражения; в гуманизации системы отношений личности,

р главе II - "Анализ социальной позиции и ценностных ориентации в сфере искусства современного старшеклассника и условия их формирования" - характеризуется конкретный материал, полученный в результате олытно-вкоперимвнтальной работы, и принципы использования теоретических положений исследования.

В соответствии с логикой нашего подхода к духовно-практическо] сущности социальной позиции личности, мы исследовали ценностно-смысловой план позиции старшеклассника, представленный совокупно стью ЦО и основных личностных-потенциалов. Для анализа были виде-лены из ценностной структуры личности.её ориентации на искусство как ценность, а из-личностных потенциалов - отношения сгаршеклас сника к ведущим для него сферам жизнедеятельности: учебной, обще ■пвенной, досуговой. В центра анализируемых эмпирических данных били сувдения школьников, о направленности их интерасов в различные сферы жизнедеятельности, о причинности предпочтений видов де ятельности, о приоритетных ценностях, переживаниях и размышлениях в связи с отношением к ценностям жизни и культуры. Эти суждения соотносились с реальной позицией старшеклассника в условиях фактического выбора жизненных ситуаций.

Как основные показатели сформированности ЦО в сфере искусства были использованы данные, обнаружившие эмоциональный отклик школьников на искусство как ценность, а также представи- • вшие оценку личностной значимости искусства (эмоциональный компонент ЦО); данные о сформированности знаний об общечеловеческой и социальной значимости искусства, художественной информированности старшеклассников (когнитивный компонент); данные о направленности ценностных представлений, характеризующих готовность действовать (поведенческий компонент).

В представлениях старшеклассников о личностной, социальной и общечеловеческой значимости искусства сказывается противоречие между чувственным опытом и абстракциями, поставляемыми мышлением. Если высокая оценка личностной значимости искусства (84 Й1 создает предпосылки к поведенческой активности в области художественного общения, то подмена несформированности понятийного мышления в художественной области непосредственным чувственным опытом затрудняет овладение тем социальным опытом, который заключает в себе искусство.

При общей художественной информированности ("насмотренность" - 45$, "наслышанность" - 58$, начитанность - 67$) качественная сторона их ЦО в сфере искусства отличается ограниченностью, что проявляется в специфическом явлении торможения познавательной активности в сфере искусства. Это явление мы обозначили как "когнитивный барьер". Суть его в недостаточной возможности конкретизировать и мотивировать свои художественные интересы (мотивы предпочтений произведений литературы отсутствуют у 37$, кино -у 45$), в их развлекательной направленности (67$) в ущерб проблемно-психологической (33$), в малой вариативности объектов художественных интересов, в недостаточной широте художественного кругозора, проявляющейся в удовлетворительной мере лишь у пятой части школьников старших классов.

Явление когнитивного барьера обращает нас к противоречию между ощутимой потребностью в эмоциональном насыщении посредством искусства и низким уровнем специальной подготовленности старшеклассников к восприятию й оценке художественных явлений.

Поведенческий аспект ЦО в сфере искусства проявляется в спо-, собах объективации этих ценностей в жизни, к которым мы относим: различные формы художественного образования, форы общения по поводу искусства, формы художественно-творческих занятий, моти-еы обращения к искусству.

I. Здесь и далее приводятся средневозрастные (8-10 кл.) количественные показатели интерпретируемых явлений.

- 14 -

Анализ эмпирических данных и передового педагогического опыта показал, что предпочтительные выборы тех шш иных форы художественного образования учащимися зависят не столько от их объективной значимости и содержательности, сколько от авторитета учителя и тех традиций, которые слсжшшсь в педагогическом коллективе.

Сопоставляя данные о способах общения старшеклассников по поводу искусства, мы обнаружили: I/ такой вад социального контакта, как "вертикальное" общение, значительно слабее (25?) представал в структуре художественного общения по сравнении о "горизонтальным" общнием (60$). Это, с1 одной сторож, затрудняет процесс наследования и обмана художественными ценностями между поколениям«:, с другой, позволяет предположить как педагогическое неумение родителей и учителей, так и недостаточно высокий потенциал художественной культуры взрослых дай такого общения; 2/ коллективные форму общения как с искусством, так и по поводу искусства малопопулярны у старшеклассников (4 в 2% соответственно). Тем самым потенциал "коллегиального" освоения искусства, дающего возможность для столкновения, сравнения мнений в оценок, способствующего формированию собственной художественной позиции, используется недостаточно) 3) если самостоятельность в приобщении к художественным ценностям свойственна почти половине учащихся старшего возраста, то стремление обдумать свои художественные впечатления наедине с собой - лишь каждому четвертое старшекласснику. Это говорит о неразвитых потребностях и возможностях рефлексии по поводу искусства, что сЕязано с когнитивным барьером и недостаточным эмоциональным опытом в сфере художественного общения.

Потребность старшеклассников в различных ввдах репродуктивной я художественно-творческой деятельности характеризуется высоким уровнем развития,.превосходящим реальный уровень участия в них о'{ 1,2 до 3 раз. При низком уровне распространенности худокест-взшю-творческих занятий и приближающейся к насыщению потребности в них мы'отмечаем явление самодостаточности в продуктивной художественной деятельности, переживаемое школьниками.

Низкая реальная и потенциальная готовность старшеклассников к художественно-творческим занятиям (19$, 31 %) связана с неболь-щги объемом и пассивным характером их художественных знаний и укзний, закрепощенностьв эмоционального отношения к продуктивной художественной деятельности.

Мотивировки обращения старшеклассников к искусству, раскрывающие причинность поведения учащихся в связи с отношением к искус-

ству как ценности (познавательные - 59,6$; социально-психологические - 53,3%; эстетическио - 46,6$;. развлекательные - 39,4 %'. конъюнктурные - 35,3$; компенсаторные - 28,7$; творческие -23,3$), показывают, что социальная ситуация развития современного старшеклассника благоприятно сказывается на реализации специфической формирующей рола искусства, когда восстановительное ели-' яние искусства на человека (его развлекательно-компенсаторная роль) не самодаЕлеет, а лишь сопутствует в контактах с искусством, обеспечивая определенный баланс формирования и рекреации человека.

Проведенный анализ подтверждает ограниченность педагогического знания об индивидуальном отношении школьника к искусству, особенностях выработки потребности е нем и своеобразии протекания эмоциональных реакций.

Тенденции е проявлении социальной позиции школьников были представлены с точки зрения содержательной характеристики, целе-еой направленности и коммуникативных связей в Еедущих Еидах деятельности (учебной, общественной, досуговой).

Исследование показало, что позиция старшеклассников в учении и общественной деятельности не имеет принципиального различия по своей функциональной направленности, а складыгается в рамках предписаний, в соответствии с жестко заданным школой стереотипом дей-стеий, носит (формализованный, исполнительский характер.

Обнаруженные противоречия в осноеных проявлениях позиции старших школьников в учебной и общественной деятельности выражаются в следующем: на фоне повышенного интереса к узкому кругу учебных предметов обнаруживается бесстрастное эмоциональное отношение к большинству других; осознание личностной значимости учения и широко распространенное стремление к Еысокому конечному результату сочетаются с низкой практической результативностью; высказываемое стремление к углублению знаний на практике продиктоЕано принудительно-прагматическими стимулами; стремление к профессиональному самоопределению в процессе учения не согласуется с низкой потребностью в чтении специальной литературы и в приобретении в свободное от уроков время дополнительных знаний, которые помогут , овладеть будущей профессией; утверждаемое отношение к хорошей учебе в школе как одной из ценностей школьной среды сочетается с неЕысокой потребностью восполнить запущенный учебный материал и во внеурочное время углубить знания по любимому предмету; осо-

знание общественной деятельности как нормы социальной жизни согласуется с пассивностью индивидуального эмоционального отклика на эту норму; мяссоЕое фактическое участие шолышков е общественной работе часто не сопровождается положительным к ней отношением, выраженной заинтересованностью; ориентация на успешный результат в общественной работе сочетается с ощущаием её бессистемности, формализма, бессмысленности; неудовлетворенность обоим положением в общественной деятельности н) рождает стремления его изменить; ярко выраженное возрастное с ремление к самостоятельности и требование учитывать'индивидуальную позицию учащихся в общественной деятельности совмещается с предпочтением пассивных способов учебной работы в классе и преобладанием пассивной роли в общественных делах; декларируемая общая высокая значимость общения со сверстниками в процессе учения и общественной деятельности в реальности оборачивается предпочтением предметно-практической сторона в содержании общения, направленной на взаимодействие не по принципу "со-чувствия", "со-мыслия" или "со-дейстЕия", а лишь на "совпадение", синтонность; определение общения как доминирующего мотива в учебной и общественной деятельности старших школьников сочетается о недостаточной ориентацией на помощь другому в учении и общественной работе, на обмен духовными ценностями, со слабой надеждой на помощь товарищей и родителей.

Результат такого соотояния позиции школьников приводит к тому, что выборы объектов деятельности и степень удовлетворения ею лишены эмоциорально-нраЕственных оснований, так как деятельность носит прагматический характер и воспринимается большинством школьников как обращенная не к личности, а к массе; декларируемые старшеклассниками мотивы учебной и общественной деятельности не являются движущими. На завершающем этапе обучения стремление к высокому конечному результату фиксируется глэеным образом на уровне знаемой нормы, требуемой школьным регламентом, а не переживаемой потребностью.

ДосугоЕая деятельность во всем её видоеом разнообразии имеет ,г;.и школьника преимущество свободного Еыбсра. Но эта свобода не г.х.учает социально значимой реализации, так как старшеклассник оказывается недостаточно подготовленным к содержательной деятель-ьог.ти в свободное от учебы Бремя, что проявляется е актуализации восстанавливающих аспектов досуга в противовес формирующим, в э|фекте»самодостаточности, который преобладает.в духовно-культур-

ной активности школьника на досуге.

Серьезное противоречие заключается в том, что в практике современной школы результативность внеклассной работы всё ещё оценивается массовостью занятий и многообразием форм их проведения. Между тем проделанный анализ показал, что наиболее распространенные досуговые занятия не являются структурообразующими как для духовно-культурной, так и коммуникативно-развлекательной активности. Это подтверждает необходимость учитывать в воспитательной практике не столько массовость и вариативность досуговых занятий школьника, сколько их структурообразующую роль в досуговой деятельности.

Проведенный корреляционный анализ мотивационной направленности старшеклассников в различных видах деятельности, придав большую качественную определенность изучаемым личностным характеристикам, позволил установить некоторые общие особенности в отношении учащихся к общественной и учебной деятельности (как наиболее регламентированным социальными нормами) и художественному' общению (как наиболее личностно значимому).

Услоеия активизации социальной позиции старшеклассников.с учетом их ЦО в сфере искусства анализировались, принимая ео внимание: I) общие и особенные характеристики е проявлении позиции учащихся массовых, авторских и опытно-экспериментальных школ; 2) анализ социально педагогической ситуации в авторских школах г.Москвы (№ 79 - директор С.Р.БогуслаЕский; № 825 - В.А.Караковский, Л 109 - Е.А.Ямбу'рг), создающих предпосылки для активизации социальной позиции учащихся.

Анализ педагогической ситуации, определяющей в каждой из школ характер жизнедеятельности учащихся и направленность процесса их воспитания и развития, позволил Еыделить в качестве важнейшего объективного услоеия воспитательную систему, имеющую силу воспитательного фактора, предполагающего последовательное развертывание форм жизнедеятельности учителей и учащихся. Эти формы направлены нэ-усиление детского самоуправления и разновозрастное сотрудничество. К ним относятся: деятельность общественных соеотов, коллективные творческие дела, многообразные формы познавательно-ТЕорческой деятельности, школьные традиции и ритуалы. Условия активизации позиции старших школьников с учетом их ориентации в сфере искусства органично Еключены в воспитательные системы школ и Еыражаются:

-•в-преобразовании отношения к ведущим дня старшеклассника видам деятельности е процессе перестройки содержания деятельности (степени её емоциональной насыщенн юти, обиистЕенной значимости); -в преобразовании характера межличностного ЕзлимодейсгЕия е деятельности, что проявляется е усилении коллективного начала в деятельности, способствующего обмену ценностями, их универсализации , в повышении потенциала содержательности общения, е гуманизации межличностных отношений}

- в иазьартыьании субъектной позиции е деячельности, что связано с усилением таких личностных начал, как инициативность, ответственность, активность, устойчивость.

Исследование подтвердило исходное предположение о том, что при условии органического слияния эмоциональной активности старшеклассника, происходящего в процессе овладения искусством как ценностью, с функциональными началами деятельности, традиционно задаЕаемшл учебно-воспитательным процессом школы, актуализируется социальная позиция личности, преобразуется её ситуативный, исполнительский характер в устойчивый, инициативный.

Результаты исследования могут быть положены в основу разработки конкретных путей повышения эффективности процесса формирования социально актиЕнон позиции старших школьников в деятельности учителя.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях;

1. Уровень освоения культурных ценностей выпускниками средней школы (на материалах курса литературы) // Ценностные ориентации и интересы школьников. - М.: АПН СССР, 1983. - С. 62-72.

2. Ценностно-ориентационная направленность позиции школьников в сфере искусства // Формирование социально активной позиции 1гчольникое в условиях взаимодействия социальных и педагогических ^ктороЕ. - М.: АПН-СССР, 1984. - С. 122 - 125.

3. Сеязь ценностной ориентации на искусство с общественно ¿:- т1шной позицией старшеклассников // Формирование социально ак-7г.ы:ой позиции молодежи / .Тезисы научн.-практ.конференции. -Архангельск, 1984. - С. 25 - 27.

4. Взаимосвязь ценностных ориентаций и жизненной позиции личности аколытка // Актуальные проблемы форшроЕания социальной активности учащихся. - Ы.: АПН СССР, 1908. - С. 51 - 68.

5. Активизация личностной позиции воспитанника е процессе

организации эстетической стороны жизни (из педагогического опыта А.С.Макаренко) // Тезисы Республ.научн.-практ.конференции. -Суш, 1988. - С. 190 - 191.

6. Теоретические основы экспериментального исследования ценностных ориентации старшеклассников // Теоретико-методологические проблемы педагогики в условиях становления и развития целостной системы непрерывного образования / Тезисы Всесоюзного методологии. семинара. - М.: АПН СССР, 1988. - С. 123 - 125.

7. Неиспользованный потенциал воспитательной системы школы -формирование ценностных представлений старшеклассников об искусстве // Воспитательная система учебного заведения как объект педагогического управления / Тезисы Всесоюзной конференции. - Рига, 1989. - Часть II. - С. 100 - 103.

8. Состояние и проблематика исследования вопросов, формирования эстетической потребности старших школьников // Теоретико-методологические вопросы педагогики. - М.: АПН СССР,. 1990. -

С. 98 - 108.

Автореферат разрешен к печати спецсоветом по рекомендации лаборатории методологии педагогики НИИ теории и истории педагогики АПН СССР.