автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Творческая самореализация школьника в системе интегрированных уроков искусства
- Автор научной работы
- Бурая, Людмила Владимировна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Белгород
- Год защиты
- 2002
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Бурая, Людмила Владимировна, 2002 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ
САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА.
1.1. Творческая самореализация личности как психолого - педагогическая проблема.
1.2. Сущностные конструкты процесса творческой самореализации школьника.
1.3. Критерии и уровни творческой самореализации школьника в образовательном процессе.
1.4. Интегративные образовательные процессы и творческая самореализация личности школьника.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКА В СИСТЕМЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ ИСКУССТВА.
2.1. Система интегрированных уроков искусства.
2.2. Технология творческой самореализации школьника в системе интегрированных уроков искусства.
2.3. Дидактосфера системы интегрированных уроков искусства.
2.4. Динамика творческой самореализации школьников в ходе экспериментальной работы.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Творческая самореализация школьника в системе интегрированных уроков искусства"
Суп» образования начала нового XXI века состоит в создании и обеспечении функционирования образовательной развивающей среды творческого типа, которая инициирует проявление способностей личности. В этой связи традиционные образовательные технологии меняются на принципиально новые, помогающие снимать психологические барьеры в индивидуальном развитии школьника. Учеными в настоящее время создается ориентированная на практику интегративная система общенаучных представлений о творческой природе способностей, одаренности, таланта человека. Образование и уровень компетентности школьника должны обеспечить ему реальную возможность добиться успеха в любой сфере жизнедеятельности, помочь реализовать свои возможности во всех его духовно-нравственных проявлениях.
Положительное воздействие на формирование эстетических ценностей личности школьника может оказывать искусство, в силу своей многосторонней значимости и конкртно-исторического характера.
Изучение сущности и специфики педагогической технологии творческой самореализации школьников подводит к выявлению особых педагогических условий, включающих систему интегрированных уроков искусства, которые формируют восприимчивость к новым идеям, развивают интерес школьника к творческой познавательной деятельности.
Исследования по философии, философии образования и педагогике (С.И.Гессен, И.А.Ильин, П.А.Кропоткин, В.С.Соловьёв, П.А.Флоренский, С.Л.Франк, В.Ф.Эрн), публикации последних лет (С.И.Гершунский, В.А.Сластёнин, Н.Е.Щуркова, Е.А.Ямбург и др.), открывают возможность выявления преемственности исследований представителей Русского духовного ренессанса и современной педагогики.
Основными теоретическими предпосылками для изучения природы творческой самореализации подростка, диагностики и особенностей ее развития является положение о том, что творческая самореализация школьника осуществляется и развивается в творческом обучении (Л.С.Выготский, Н.С.Лейтес, А.Н.Леонтьев, А.А.Мелик-Пашаев, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов и др.), что творческая самореализация является сложным многоуровневым психическим образованием, включающим в себя различные аспекты личности школьника (В.С.Агапов, С.С.Биль, В.А.Богданов, Л.Н.Дроздикова, И.Ф.Исаев, Е.Е.Журавлева, И.В.Золотухина, М.Ю.Коваленко, С.И.Коптева, Т.Н.Розова, В.В.Садовая, М.И.Ситникова, И.В.Сусанина, А.В.Хуторской и др.). Частичное отражение проблема творческой самореализации школьника нашла в исследованиях отечественных психологов (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, В.Д.Шадриков, А.А.Щербаков и др.). Особое внимание проблемам выявления, обучения и воспитания одаренных к различным видам искусства детей уделено в современных исследованиях (Т.В.Абрамова, Ю.Д.Бабаева, Н.С.Лейтес, Т.М.Марютина, А.А.Мелик-Пашаев, З.Н.Новлянская, Л.В.Попова, М.С.Старчеус, В.С.Юркевич и др). На необходимости обновления подходов к содержанию, формам и разработке технологий активной музыкальной деятельности ребенка в условиях общеобразовательной школы акцентируется внимание в работах ведущих учёных-методистов (Э.Б.Абдуллин, В.В.Алексеева, Ю.Б.Алиев, Л.И.Глазунова, Л.В.Горюнова, Н.Л.Гродзенская, И.Э.Кашекова, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская, В.В.Медушевский, В.Г.Ражников, Л.В.Школяр и др.). Одной из актуальных проблем педагогики искусства сегодня называют проблему интеграции искусств (Т.Е Вендрова, З.М.Бородина,Т.Н.Ливанова, Ю.М.Лотман, В.В.Медушевский, А.А.Мелик-Пашаев, В.Г.Маранцман, Ю.А.Солодовников и др.)
Интерес к изучению психологических условий формирования и развития потребности в самореализации и самоактуализации проявляют зарубежные практические психологи (А.Адлер, Г.Айзенк, Л.Бинсвангер, В.Вроом, К.Изард, В.Макдугалл, А.Маслоу, Г.Олпорт, К.Роджерс, Ф.Райс, В.Франкл, Э.Фромм, К.Хорни, У.Шутц, К.Юнг). В зарубежной философии морали конца XIX - начала XX века выделилось самостоятельное течение «этика самореализации», которое рассматривает реализацию индивидом своего «внутреннего Я" как уникального, неповторимого, отличимого от всех других «Я» (Ф.Брэдли, Дж.Мак-Таггарт, Дж.Маккензи, Б.Бозанкет, Б.Боун, М.Колкинз, У.Хокинг, Ж.Бастид, Э.Мунье и Г.Мадинье, Б.Кроче, Ф.Адлер).
Таким образом, нами установлено объективно существующее противоречие между потребностью школьников в самореализации в процессе занятий различными видами искусства и отсутствием научно-методических разработок, специальных программ, образовательных технологий, стимулирующих проявление природной потребности школьников самореализовать свои задатки и способности.
Выявленное противоречие дало основание сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия творческой самореализации школьника в системе интегрированных уроков искусства.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования является самореализация подростка в образовательном процессе школы. Предметом - процесс творческой самореализации подростка в системе интегрированных уроков искусства.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были выдвинуты следующие задачи:
1.Раскрыть сущностные конструкты творческой самореализации личности школьника.
2. Разработать систему интегрированных уроков искусства в 5-8 классах гимназии.
3. Выявить совокупность педагогических условий, обеспечивающих творческую самореализацию школьника.
4. Разработать технологию успешной творческой самореализации школьников на интегрированных уроках искусства.
5.Опираясь на результаты исследования, разработать научно-методические рекомендации, раскрывающие технологию творческой самореализации школьников в системе интегрированных уроков искусства.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что эффективность творческой самореализации школьника будет устойчиво развивающейся при следующих условиях: учёте особенностей природных каналов самореализации школьника; успешности использования технологии творческой самореализации; использовании метода активного эмоционально-интеллектуального освоения искусства; стабильном функционировании системы интегрированных уроков искусства; создании особой дидактосферы уроков искусства; рефлексивной самореализации школьника в эстетической деятельности.
Методологическую основу исследования составляют положения философии, педагогики и психологии о человеке как социальном существе, познающем и преобразующем мир и самого себя, о творчестве как сущностной характеристике человеческой деятельности, о самореализации как высшем уровне функционирования живых систем; о месте и роли творческой самореализации в эстетической деятельности подростка; положения педагогической и музыкальной психологии о сущности и специфике эстетической деятельности школьника; выводы общей и музыкальной педагогики об активизации образовательной деятельности школьников и активности самой личности школьника в процессе развития.
Методы и база исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использована совокупность следующих методов: изучение и теоретический анализ философской, психологической, педагогической, искусствоведческой литературы; педагогическое наблюдение; беседы с учащимися и преподавателями эстетических дисциплин; ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности в качестве преподавателя теоретических дисциплин музыкальной школы, учителя школы, учителя гимназии и преподавателя высшей школы; педагогическое моделирование; методы самооценки и экспертной оценки; педагогический эксперимент, методы математической статистики, изучение Национальной доктрины образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, нормативных документов Министерства образования РФ, областного Управления образования и науки, Программы развития общего образования в Белгородской области на 2000-2005 годы.
Опытно-экспериментальной базой исследования были школы и гимназии Старого Оскола, городские и сельские школы Белгородской области, Белгородский областной научно-методический центр развития образования, Старооскольский городской институт усовершенствования учителей. Основная экспериментальная работа проведена на базе 5-8 классов муниципальной гимназии № 3 города Старый Оскол, где на этапе формирующего эксперимента участвовало 80 человек. В констатирующем этапе эксперимента приняло участие 420 школьников из общеобразовательных школ №№ 8, 12, 13, 20, 21, 24, 25, 27, 30 и эстетической гимназии №18.
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап. Теоретико-поисковый (1993-1995). Изучение и анализ отечественной и зарубежной философской, психологической, социальной, искусствоведческой и педагогической литературы по обозначенной проблеме; разрабатывались исходные позиции исследования; обобщался педагогический опыт на различных уровнях. Результатом этого этапа исследования явилось предположение о необходимости системного подхода к целенаправленному формированию структуры дидактосферы интегрированных уроков искусства и системы уроков.
Второй этап. Опытно-экспериментальный (1995-1998). Работа по экспериментальному обоснованию исследования; обработка и осмысление данных констатирующего эксперимента, их психолого-педагогический анализ. Уточнение описания разработанной методики активного эмоционально-интеллектуального освоения искусства. Обобщение, систематизация результатов, разработка методических рекомендаций по проблеме, осуществление их адаптации в практике школ города и области.
Третий этап. Теоретико-обобщающий (1995-2002).Завершение формирующего эксперимента, анализ опытно-экспериментальной работы, обобщение и систематизация полученных данных по использованию технологии творческой самореализации в системе интегрированных уроков искусства. Оформление исследования в виде кандидатской диссертации.
Научная новизна и теоретическое значение исследования:
Определены сущностные конструкты творческой самореализации личности;
Разработана модель процесса творческой самореализации личности школьника в системе интегрированных уроков искусства;
Разработана технология творческой самореализации школьников в учебной деятельности на уроках искусства общеобразовательной школы;
Обоснован и апробирован авторский метод активного эмоционально-интеллектуального освоения искусства;
Выявлена совокупность педагогических условий, способствующих творческой самореализации школьника в системе интегрированных уроков искусства.
Практическая значимость исследования. Разработана система интегрированных уроков искусства, стимулирующая творческую самореализацию подростка. С учетом выявленных педагогических условий разработаны научно-методические рекомендации по созданию оптимальных условий реализации технологии творческой самореализации школьника и методике активного эмоционально-интеллектуального освоения искусства. Материалы исследования могут применяться в практической работе школ, гимназий, музыкальных школ, учреждений дополнительного образования, колледжей и педагогических вузов.
Достоверность полученных результатов обеспечивается обоснованностью исходных методологических позиций, применением комплекса методов, соответствующих цели и задачам исследования, достаточной выборкой испытуемых, актуальной и статистической значимостью разработанных технологий, контрольным сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом.
Основные положения, выносимые на защиту:
- творческая самореализация личности школьника в системе интегрированных уроков искусства есть продуктивная художественно-эстетическая деятельность, направленная на освоение ценностей культуры и проявление своих индивидуальных возможностей и способностей;
- модель процесса творческой самореализации школьников на уроке искусства, представляет собой мыслительную конструкцию, являющуюся идеализированным образом реального процесса. Она включает в себя такие подсистемы, как диагностику и прогнозирование развития способностей детей; систему интегрированных уроков искусства; интегративное поле творческой самореализации; совокупность индивидуальных способностей; рефлексивную самореализацию личности как результат процесса творческой самореализации;
- разработанный автором метод активного эмоционально-интеллектуального освоения искусства заключается в самостоятельном освоении учащимися художественных образов произведения, его формы и особенностей развития драматургии, с целью его индивидуального постижения;
- технология творческой самореализации школьника в системе интегрированных уроков искусства представляет собой определённую последовательность научно обоснованных этапов (самопознание -самопобуждение - выбор каналов творческой самореализации -акцентуация видов интеллекта) организации педагогической деятельности, осуществление которых приводит к оптимальному решению поставленных задач. совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективность творческой самореализации, к которым мы относим: учёт особенностей природных каналов самореализации школьника; успешность использования технологии творческой самореализации; использование метода активного эмоционально-интеллектуального освоения искусства; стабильное функционировании системы интегрированных уроков искусства; создание особой дидактосферы уроков искусства.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования апробировались на Международных научно-практических конференциях (г. Липецк, 2000г.; г. Новосибирск, 2000г.; г. Москва, 2000г.), на Всероссийских научно-практических конференциях (г. Псков, 1996г.; г. Белгород, 1999г. 2000г., 2001г.; г. Курск, 2001г.), на межвузовской научно-практической конференции (г. Старый Оскол,
1999г.), на региональной научно-практической конференции (г. Белгород, 2001г.), на областной научно-практической конференции (г. Белгород, 1993г.), на областных и районных педагогических чтениях, на международных и областных семинарах директоров школ, заведующих районными, городскими методическими кабинетами, курсах повышения квалификации учителей музыки, учителей МХК в городах Белгород и Старый Оскол (1993, 1994, 1995, 1996, 1998, 1999, 2000гг.). Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики БелГУ. Автор является финалистом областного конкурса «Учитель года -93», победителем первого Международного конкурса профессионального мастерства учителей (Харьков-Белгород,1996). Материалы исследования используются в учебно-воспитательном процессе Белгородского государственного университета, Старооскольского филиала БелГУ и педагогического колледжа. Опубликованы и внедрены в практику технология и методические рекомендации по стимулированию творческой самореализации школьника (общественно-популярный научно-методический журнал МО РФ «Искусство в школе», 1989, 1993, 1995, 1998гг.), описание системы интегрированных уроков и сценарии. Всего по теме исследования опубликовано 24 научно-методических работы.
Структура диссертации определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения, 5 таблиц, 4 схемы, 1 рисунок. Список литературы состоит из 252 источников.Диссертация включает в себя 270 страниц.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Творческую самореализацию личности школьника в системе интегрированных уроков искусства можно определить как продуктивную художественно-эстетическую деятельность, направленную на освоение ценностей культуры и проявление своих индивидуальных возможностей и способностей.
2. Система интегрированных уроков искусства в полной мере обеспечивает оптимальное с точки зрения интересов общества соотношение индивидуально организованных и общественно регулируемых форм духовного потребления с целью выработки самостоятельной творческой позиции школьника в его отношении к культуре, а также практического овладения навыками и умениями истинно культурного мышления.
3. Педагогические условия культурологического образования способствуют благоприятному нравственному климату, то есть стабильно инициируют настрой и направленность отношений школьников на взаимоинтерес, взаимоподдержку и творческое взаимодействие ради успешного результата. TCP личности школьника осуществляется на основе* воспитания духовных потребностей, интересов личности, гармоничного развития материальных и нравственных потребностей, расширения их диапазона, активизации художественно-эстетических потребностей, инициировании творчества, в постоянном совершенствовании своей базовой культуры, культуры межличностных отношений.
4.Творческая самореализация личности школьника осуществляется путём прохождения ступеней самореализации: от самопознания к самопобуждению к выбору каналаТСР через акцентуацию видов интеллекта.
5. Система интегрированных уроков искусства в полной мере обеспечивает оптимальное с точки зрения интересов общества соотношение индивидуально организованных и общественно регулируемых форм духовного потребления с целью выработки самостоятельной творческой позиции школьника в его отношении к культуре, а также практического овладения навыками и умениями истинно культурного мышления.
6. Дидактосфера творческой самореализации школьника в системе интегрированных уроков искусства это практическая реализация синергетического принципа взаимозависимости всех дидактических компонентов эстетического образования, то есть наполнение духовно-нравственным содержанием всего того, что окружает школьника и влияет на экопсихологическое состояние, здоровье, ощущение психологической комфортности, безопасности, ощущение гармоничности социальной среды.
7. Разработанный автором метод активного эмоционально-интеллектуального освоения искусства заключается в самостоятельном освоении учащимися художественных образов произведения, его формы и особенностей развития драматургии, с целью его индивидуального постижения. Дидактические основы развития потребости в самореализации -как обязательное условие - конструирование побудительно-интенсифицирующей дидактосферы, которая представляется нами как гармоничное сочетание средового, эмоционального, социологического, перцептивного и временного элементов, интегрирующих компоненты традиционных уроков музыки, нетрадиционных современных уроков музыки, современных гуманитарных дисциплин и компоненты театральной педагогики.
8. Культуросозидательные условия эстетического воспитания постепенно формируют особую ментальность российского гимназиста, которая в свою очередь составит стабильную основу ментальности российского интеллигента.
9. Эмоционально-интеллектуальная удовлетворённость творческой атмосферой интегрированных уроков искусства становится одним из условий сотрудничества и доброжелательного общения.
10. Диагностирование эстетических потребностей личности школьника подтвердило, что подростковые потребности развиваются по законам расширенного воспризводства: удовлетворённая потребность порождает новую, расширяется и обогащается спектр потребностей, их диапазон, одновременно с этим повышается духовный уровень потребностей,т.е. потребности отдельного подростка растут не только в количественном отношении, но они углубляются и совершенствуются, в результате чего расширяется круг школьников с духовными потребностями.
11. Пролонгированное наблюдение подтвердило положение о механизме культурной детерминации личности школьника - индивидуальное сознание, его структура и иерархия ценностей, комплекс стремлений и позиций, претензий и склонностей, потребностей и интересов, идеалов, норм, образцов, культурных традиций, - в ходе интегративного обучения качественно и количественно возрастают, что свидетельствует о становлении базовой культуры школьника.
12. Творческая самореализация школьника как компонент базовой культуры формирует личность, выделяя её из совокупности индивидов, поскольку человек именно через культуру, как свой продукт, определяющий меру его развития, и как итог бытия, утверждается в мироздании как универсальная самоценность.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Бурая, Людмила Владимировна, Белгород
1. Абасов А. А. Инновации в системе управления гимназией. -М.: Новая школа, 1997. 32 с.
2. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994-207с.
3. Абдуллин Э. Б. Методологическая подготовка учителя музыки: Научно-методические материалы для слушателей курсов повышения квалификации ИУУ по предмету «Музыка». М.: МИРОС, 1992. - 72 с.
4. Агапов В. С. Становление Я концепции в системе духовных потребностей подростков: Автореферат дис. кан. пед. наук / Институт молодежи. -М., 1994. -22 с.
5. Актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания в школе. Очерки (Д. Кабалевский, Л. Горюнова, Т. Вендрова). М.: 1991. -207 с.
6. Александрова Е. Я. Художественное образование в России (историко-культурологический анализ): Автореферат. д-ра культурологических наук. -М.: 1997.-46 с.
7. Алексеева В. В. Цели образовательной области "Искусство" (ООИ)//Искусство в школе,- 2000, №2. С.77.
8. Алиев Ю. Б. Формирование музыкальной культуры школьников -подростков: Автореферат дис. .д-ра пед. наук. М.: Б. и., 1987. -32 с.
9. Алиев Ю. Б. Музыкальное восприятие школьников: сб. статей /под ред. М. А. Румер. -М.: Педагогика, 1975. 160 с.
10. Ананьев Б. Г. Задачи современной психологии искусства: Художественное творчество. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1982.-251с.
11. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания: Избр. психол. труды./ под ред. А. А. Бодалева: Акад. пед. и социал. наук,- М.: Ин-т практич. психолог. :Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.- 382 с.
12. Ангеловски К. Учителя и инновации: Книга для учителя./ Пер. с макед. -М.: Просвещение, 1991. 159 с.
13. Античная музыкальная эстетика / Вступительный очерк и собрание текстов А.Ф.Лосева. М.: Музгиз, 1960. - С.127.
14. Апраксина О. А. Восприятие музыки и анализ ее детьми: методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. -222 с.
15. Архангельский К.С. Некоторые аспекты соотношения научного и художественного // Вопросы социологии и общественного сознания. М.: 1971. Вып. 2.-124 с.
16. Арчажникова Л. Г. Проблемы музыкального воспитания на современном этапе реорганизации общеобразовательной школы: Материалы Всероссийского совещания «Теория и практика художественного и эстетического воспитания школьников». М.: Школа, 1992.- 15б с.
17. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном образовании и просвещении. -Л.: Музыка, 1973. -142 с.
18. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971.-420 с.
19. Асафьев А.Б. Организация преподавания музыки в общеобразовательной школе. М., 1965. -С.66.
20. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: Изд-во МГУ, 1984. -104 с.
21. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров: Психолог: Психопедагог: Психоисторик. / Акад. пед. и социал. наук. М.: Ин-т прак. психологии: Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. -767 с.
22. Бакушинский А. В. Исследования и статьи: Избр. искусствовед, тр. М.: Сов. художник, 1981.-351 с.
23. Бакупшнский А. В. Художественное восприятие. Теоретические основы. Исследования и статьи: Избранные искусствоведческие труды. М.: Сов. художник, 1981.- С.56-78.
24. Басин Е. Я. «Двуликий Янус»: О природе художественного таланта. М.: Магистр, 1996. - 61 с.
25. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. - 502 с.
26. Бахтин М. М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве / Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. - С. 17-28.
27. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства: в 2-х тт. -М. :Искусство: ИЧП «Лига», 1994,- 315 с.
28. Белухин Д. А. Основы личностно-ориентированной педагогики. -М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж:НПО «МОДЭК», 1997. 304 с. В 2-х частях.
29. Биль С. С. Педагогические условия самореализации подростка. Дис. . канд. пед. наук. Екатеринбург, 1995. -183 с.
30. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. М., 1981. - 79 с.
31. Боннар А. Греческая цивилизация. От Иллиады до Парфенона. От Антигоны до Сократа.-Ростов-н/Д: ФЕНИКС, 1994. -1т.-445 с.,2т.-446 с.
32. Бородина З.М. Информационно-интеллектуальная деятельность в развивающем обучении.// Матриалы ежегодного научно-практического семинара "Развивающее обучение ", СПб, 1995.-С.18-19.
33. Борохов Э. А. Мысль в слове. Краткая гуманитарная энциклопедия. -Смоленск: ТРАСТ- ИМАКОМ, 1997. 656 с.
34. Браже Т. Г. Интеграция предметов в современной школе// Литература в школе. №5,1996.- С.150-154.
35. Вагнер Г. К. В поисках Истины. Религиозно-философские искания русских художников. Середина XIX начало XX века. Москва: Искусство. Российский фонд культуры, - 1993. - 175 с.
36. Ванслов В. В. Изобразительное искусство и музыка. JI.: Художник РСФСР, 1977. -224 с.
37. Вахрушев В. С. Уроки мировой литературы в школе: Книга для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1993. - 160 с.
38. Венгер JI. А. Педагогика способностей. М., 1973. - 224 с.
39. Верб М. А. Эстетическая культура школьника. JI., 1997. 175 с.
40. Верб М. А. Формирование эстетических ориентаций старших школьников. Л., 1976. 179 с.
41. Вернадский В. И. Мысли и замечания о литературе и искусстве: Пути в незнаемое. М.: 1996 . - Сб.№ 6.
42. Вершинина Г. Б. «.Вольна о музыке глаголить»: (Музыка на уроках развития речи): Пособие для учителя. -М.: Новая школа, 1996. -192 с.
43. Ветлугина H.A. Художественное творчество и ребенок. М.: «Педагогика», 1988. - 287 с.
44. Винкельман И. И. История искусства древности. -М.: ОГИЗ, 1993, 430 с.
45. Винокурова Н. К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: Книга для детей, учителей и родителей. -М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. -368 с.
46. Волкова Е. В. Произведение искусства в мире художественной культуры. -М.: Искусство, 1988. -162 с.
47. Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству. М.: Педагогика, 1982.- 136 с.
48. Волков Н. Н. Восприятие картины. Пособие для учителя. Изд. 2-е, доп. М.: Просвещение, 1976. - 32 с.
49. Вопросы психологии способностей школьников./ Под ред. Крутецкого В. А. М., 1964,- 303 с.
50. Вульфов Б. 3., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. Изд. 2-е. М.: «Изд-во Магистр», 1999. -112 с.
51. Вульфов Б. 3. Профессиональная рефлексия в непрерывном образовании// Гуманизация образования, 1994, №2. С.23 29.
52. Выготский Л. С. Психология искусства. 3-е изд. - М.: Искусство, 1986. -572 с.
53. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. -96 с.
54. Выготский Л. С. Лекции по психологии. СП б.: СОЮЗ, 1997. -144 с.
55. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. -157 с.
56. Галеев Б. М. Комплексное изучение проблемы синестезии в искусстве: Проблема комплексности в изучении художественного творчества. -Казань: 1980. -97 с.
57. Гафурова Н. О. Конструирование среды, развивающей одаренность личности: дис. . канд. пед. наук: 13.00. 01. Красноярск, -1996.- 165 с.
58. Гегель Г. Эстетика. В 4-х томах./ Перевод под ред. М. Лифшица т. 4. М.: Искусство, 1968. -621 с.
59. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных концепций) М.: Изд-во «Совершенство», 1998. -608 с.
60. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию/отв.ред. и сост. П.В.Алексеев.-М.:иШкола-Пресс",1995.- 448 с.
61. Гиргинов Г. Наука и творчество. -М.: Прогресс, 1979. 365 с.
62. Глазунова Л. И. Функционально-дидактическая музыка как средство профессиональной подготовки будущего учителя: дис.канд.пед.наук:13.00.08. Белгород, - 1999. - 159 с.
63. Горанов К. Художественный образ и его эстетическая жизнь. -М.: Искусство, 1970. -519 с.
64. Горюнова Л. В. Развитие ребенка как его жизнетворчество // Искусство в школе. -1993. -№1. С. 7- 13.
65. Горюнова Л. В. Развитие музыкального восприятия у подростков (На материале слушания музыки в У-У1 классах общеобразовательной школы). Автореферат дис. . канд. пед. наук. М., 1970. -19 с.
66. Гребёнкина Л. К., Анциперова Н. С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы / М.: Центр "Педагогический поиск ", 2000, -160 с.
67. Гринёва С. П. Актуальные проблемы методики преподавания литературы в школе: Учебное пособие для студентов филологических факультетов педвузов и учителей словесности. Белгород: Изд-во Белгор. Гос. Ун-та, 1998. - 146 с.
68. Гродзенская Н. Л. О слушании музыки в начальной школе: Школьники слушают музыку. М.: Музгиз, 1969. -63 с.
69. Громов Е. С. Художественный замысел и его претворение // Искусство. -1965.-№5,-С. 45-50.
70. Гумилёв Л. Н. От Руси к России: очерки этнической истории/ Послесловие С.Б. Лаврова. М. Экопрос, 1992. - 336 с.
71. Гуревич А. Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М., 1993. -67 с.
72. Давыденко Т. М. Теоретические основы рефлексивного управления школой. Дис.д-ра пед.наук,- Москва, 1996. 468 с.
73. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. -М.: Интор, 1996. -541с.
74. Данилюк А. А. Теоретико-методологические основы интеграции в образовании: (Опыт теоретической дидактики): дис. . канд. пед. наук: 13. 00. 01. Ростов н/Д, 1997.-232 с.
75. Дахин А. Н. Интегрированная логика в учебном процессе: дис. .канд. пед. наук: 13. 00. 01. Новосибирск, 1996. -162 с.
76. Джуринский А. Н. Сравнительная педагогика: Учебное пособие для студентов сред, и высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр "Академия ", 1998. - 176 с.
77. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. для учащихся пед. уч-щ. М.: Просвещение, 1989. -207 с.
78. Додонов Б. И. Эмоция как ценность.- М.: Политиздат, 1978.-272 с.
79. Дореволюционная гимназия: содержание и организация обучения / Сост. М. В. Богуславский. / М.: Центр "Педагогический поиск ", 2000 -160 с.
80. Доровской А. И. Дидактические основы развития одарённости учащихся. М.: Российское педагогическое агенство, 1998. - 210 с.
81. Дранков В. Л. Многогранность способности как общий критерий художественного таланта. В кн.: Художественное творчество. Вопросы комплексного обучения. -Л.: 1983. 123 с.
82. Дроздикова Л. Н. Творческая самореализация старшеклассников в условиях системно-целевой дифференциации обучения: дис. . канд. пед. наук. 13. 00. 01. Казань, 1998. -206 с.
83. Дусавицкий А. К. 2 х 2 = X ? Москва: "Информлайн", 1995. - 176 с.
84. Если хочешь быть свободным/ Сенека, Честерфилд, Моруа. М.: Политиздат, 1992 .-381с.
85. Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в ХУ1 ХУЛ столетиях. -М., 1901 Новосибирск : Наука. Сиб. Отд.-ние, 1992. - 246 с.
86. Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Просвещение, 1984. - 251с.
87. Задорина Е. Н. Особенности творческого и интеллектуального развития одаренных школьников: (В музыкальных и математических школах): Автореферат дис. . канд. пед. Наук / РАО, Психологический ин-т. М., 1994. -21 с.
88. Золотухина И. В. Сравнительный анализ творческой самореализации учителей в условиях инновационных и традиционных школ: Дис. .канд. пед. наук: 13. 00. 01. Казань, 1997. -171 с.
89. Зюзько М. В. Пять шагов к себе: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1992. - 173 с.
90. Изард К. Э. Психология эмоций / Перев. С англ. СПб.: Питер, 2000. - 464 с.
91. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О. А. Апраксина. М.: Просвещение, 1990. - 207 с.
92. Исаев И. Ф., Ситникова М. И. Творческая самореализация учителя: культурологический подход. Учебное пособие. Москва-Белгород: Изд -во БГУ, 1999. -224 с.
93. Исаев И. Ф. Школа как педагогическая система: основы управления. Учебное пособие. Белгород: Изд-во БГУ, 1997. - 145 с.
94. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? М.: Сов. композитор, - 1977. -237 с.
95. Кабалевский Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы: Программа по музыке 1 3 кл. М.: Просвещение, 1985.- 223 с.
96. Каган М.С. Художественная деятельность как информационная система. Искусство кино, М., 1975, № 12, С.99-121.
97. Каган М.С. Художественная культура как система / В кн.:Вопросы социологии искусства: Сб. научн. тр.-Редкол.: В.В.Молчанов (отв.ред.) и др.: Ленинград: ГИТМК, 1980,- С.76-97.
98. Кальней В. А., Шишов С. Е. Технология мониторинга качества обучения в системе "учитель ученик". Методическое пособие для учителя. М.: Педагогическое общество России, 1999. - 86 с.
99. Кан- Калик В. А., Хазан В. И. Психологические основы преподавания Литературы в школе. /Учебное пособие для студентов пед.институтов.- М., Просвещение, 1998. 174 с.
100. Ю1.Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание.Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Новая школа, 1996. - 160 с.
101. Кашекова И.Э. Эмоционально-ценностное самоопределение старшеклассников в школе художественно-эстетического направления: дис. . канд. пед. наук: 13. 00. 01. М., 1998. -193 с.
102. Клименко В. В. Как воспитать вундеркинда. Харьков: ФОЛИО, 1996. -463 с.
103. Коваленко М. Ю. Визуально-эмоциональная поддержка самореализации подростка в воспитательно-образовательной среде: Дис. Канд. пед. наук: 13.00.06. Кострома, 1999. - 242 с.
104. Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека. -М.: Мысль, 1984. -252 с.
105. Козлов Н. И. Формула личности. СПб.: Издательство "Питер ", 2000. -368 с.
106. Кон И. С. Личность // Философский энциклопедический словарь. -М., 1989. -С.313 -315.
107. Конаржевский Ю.А. Внутренний менеджмент. М.,1993.- 172 с.
108. Колесов Д. В., Мягков И. Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М.: Просвещение, 1986. - 80 с.
109. Конфуций. Уроки мудрости: Сочинения. М.: ЗАО. Изд.-во ЭКСМО-ПРЕСС, Харьков: изд-во "Фолио", 1999. - 958 с.
110. Концепция образовательной области « Искусство» в 12-летней школе. Проект. МО РФ // Искусство в школе. -2000, № 1. С.59 -65.
111. Концепция содержания образовательной области «Искусство» в 12 -летней школе. Проект. // «Искусство», прил. к газете «Первое сентября», -2000, -№33,- С.7 -9.
112. Концепция структуры и содержания общего и среднего образования (в 12-летней школе). Проект.// Народное образование № 2, 2000,- М.: МО РФ, РАО, ПОР. С. 19-26.
113. Коптева С. И. Развитие самопознания личности посредством художественной перцепции: автореферат дис. . канд. психол. наук./ Белорус. ГТУ им. М. Танка. -Минск, 1997. -21 с.
114. Короткова М. В. Путешествие в историю русского быта. М.: Русское слово, 1998. 256 с.
115. Красильникова М. С. Интонация как основа музыкальной педагогики: проблемы преподавания художественных дисциплин. М.: 1990.- 58 с.
116. Кремлев Ю. А. О месте музыки среди искусств. М.: Музыка, 1966. -69 с.
117. Круглова JI. Ю. Формирование творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования детей: дис. . канд. пед. наук: 13. 00. 01. Челябинск, 1997. -207 с.
118. Крылова Н. Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. 272 с.
119. Кузьмичёв И. К. Лада. Эстетика Киевской Руси. Эстетическое самосознание русичей.- М.: Молодая гвардия, 1990. 301 с.
120. Куликова Е. Н. Развитие самостоятельности школьников средствами интерактивной технологии: Дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 СПб., 1999. - 204 с.
121. Культура современного урока /под ред. проф. Щурковой Н. Е- М.: Российское педагогическое агенство, 1997. 92 с.
122. Культурология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений Ростов н/ Д : изд - во "Феникс", 1999. - 608 с.
123. Кутузов А. Г., Гутов А. Г., Колосс Л. В. Как войти в мир литературы.5 кл.: Методическое пособие,- М.: Дрофа, 1995.-112 с.
124. Латышина Д. И. Воспитание и образование в России (X начало XXI века): Учебное пособие. -М.: Издательский дом «ФОРУМ», 1998. -584 с.
125. Лейтес Н. С. Об умственной одарённости М., 1960.- 223 с.
126. Лейтес Н. С. Способности и одарённость в детские годы. М., 1984.- 256 с.
127. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М., 1971.-235 с.
128. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1997. -304 с.
129. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965, 573 с.
130. Лернер И. Я. Пути совершенствования методов обучения // Народное образование, №6,1969. С. 77-79.
131. Ливанова Т. Западноевропейская музыка ХУ11 ХУ111 веков в ряду искусств. М., «Музыка», 1999. -528 с.
132. Лийметс Х.Й. Как воспитывает процесс обучения? М., 1982. 183 с.
133. Лихачев Б. Т. Воспитательные аспекты обучения. М., 1982. -76 с.
134. Логинова А. А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принципы развития в психологии. М.: Наука, 1978.-167 с.
135. Лотман Ю. М. Семиосфера. С.-Петербург: «Искусство -СПБ», 2000.- 704 с.
136. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970,- 14 с.
137. Лотман Ю. М. Феномен искусства / Семиосфера. С.Петербург: «Искусство-СПБ»,2000,- С.129-136.
138. Лотман Ю. М. Текст и структура аудитории/ Труды по знаковым системам: Вып. 9.- Тарту, 1977 57 с.
139. Лук А. H. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976.- 144 с.
140. Майоров А. Н., Сахарчук JI. Б., Сотов А. В. Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении. Методическое пособие. С-Петербург: СПГУПМ, 1992, 79 с.
141. Мальченкова И. А. Установка художественного восприятия: структура, функционирование, формирование: Автореферат дис. . канд. филос. наук/ Российская Академия гос. службы при Президенте РФ.-М., 1997. -24 с.
142. Маляренко Г. Ю. Природа творчества и пути его активизации. М.: Прометей, 1991.-68 с.
143. Мартыненко Ю. Алгоритмы искусства// Эстетика и современность. Книга для учителя/ Под ред. С. Е. Можнягуна. М., Просвещение, 1978. -192 е., С.139 -171.
144. Медушевский В. В. К проблеме семантического синтаксиса. О художественном моделировании эмоций.// Советская музыка, 1973, №8, С.20-29.
145. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Знание, 1981.-96 с.
146. Мелик-Пашаев А. А. Психологические основы способностей к художественному творчеству: Автореферат дис. .д-ра психол. наук/ РАО, Психологический инст т им. Л. Г. Щукиной. -М., 1994. -36 с.
147. Мелик-Пашаев А. А. Способности человека к художественному творчеству.// "Искусство в школе", № 4, Москва: Просвещение, 1996.-С.11-14.
148. Методика преподавания литературы./ под ред. О. Ю. Богдановой, В. Г. Маранцмана. В 2 ч. Ч.1.- М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994.- 288 с.
149. Мирецкая В. Г. Совершенствование восприятия художественного образа подростками на уроках музыки и литературы: Автореферат дис. . канд.пед. наук. M.: АПН СССР, НИИ художественного воспитания. -1984. -18 с.
150. Мисливец Н. А. Одарённость (виды, проявления, диагностика): Учебно-методическое пособие. Белгород: Изд-во БелГУ, 1999. -60 с.
151. Моруа А. Собр. Соч. в шести томах. Т.6. Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго. Роман. Части 5-8. Литературные портреты: перев. с фр./ Сост. И общ. ред. М.Ваксмахера. М.:Пресса, 1992. - 320 с.
152. Мудрик А. В. Личность школьника и её воспитание в коллективе. -М.: Знание, 1983.-96 с.
153. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. М. : Педагогика, 1984. - 111 с.
154. Музыкальное воспитание в современном мире. М.: Музыка, 1973. -401с.
155. Музыкальное воспитание в странах социализма/ Состав, и ред. А. Л. Островского. Ленинград: Музыка, 1975. - 247 с.
156. Нагибина Н. Л. Стратегия восприятия музыки: Автореферат дис. .канд. пед. Наук / Инс-т психологии РАН. -М., 1995. -18 с.
157. Наумова Н. И. Развитие творческих способностей школьников средствами театрального искусства: Дис. . канд. пед. наук. 13.00.01.-Курган, 1997. - 208 с.
158. Национальная доктрина образования в Российской Федерации.Проект. / Народное образование,-2000,№2, М.:МОРФ, РАО, ПОР, -С.14-16.
159. Немов Р. С. Психология. В 2-х кн. М.: Просвещение: Владос.-1994. -576 с.
160. Нечаева О. С. Формирование и развитие творческих способностей младших школьников в условиях художественно эстетической интеграции различных видов искусств: дис. . канд. пед. наук: 13. 00. 01. -М., 1998,- 202 с.
161. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. Москва, 1987. - 284с.
162. Пашков Б. Г. Русь Россия - Российская империя. Хроника событий 862 - 1917 гг. - М.: Центр.Ком., 1994. - 572 с.
163. Педагогика / Под редакцией Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. - 608 с.
164. Педагогика / Под редакцией П. И. Пидкасистого, М.: Роспедагенство, 1996. - 604 с.
165. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. -3-е изд. -М.: Школа Пресс, 2000. - 512 с.
166. Педагогическая технология: Уч. Пособ. Для студентов педагогических специальностей. Белгород: Изд.-во БелГУ, - 1998. - 400 с.
167. Пешикова Л. В. Организация общения на уроках мировой художественной культуры как средство эстетического развития школьников: Дис. . канд. пед. наук: 13. 00. 01. -М., 1996.- 152 с.
168. Пиличяускас А. Познание музыки как педагогическая проблема./ Музыка в школе, 1989, № 1.- С.6-11.
169. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие. 3-е изд., испр. и доп.- М.: Издательство1. Гном и Д», 2001.-192 с.
170. Поддубный Н. В. Синергетика: диалектика самоорганизующихся систем: Онтологический и гносеологический аспекты. Белгород : Изд-во БелГУ., 1999. - 352 с.
171. Полонский В. М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М.: Новая школа, 1995. - 256 с.
172. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. -М.: Издательский центр «Академия», 1996. 416 с.
173. Психологический словарь. / Под. Ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд.- М.: Педагогика-Пресс, 1998. - 440 с.
174. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1987. 240 с.
175. Психологическое самообразование: читая зарубежные учебники: Проблемы психологии личности. / Под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Школа-Пресс, 1992. - 112 с.
176. Пономарёв Я. А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика .- 1976.-280 с.
177. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка/Под ред. Е. Д. Божович / : Учебное пособие. Москва : Московский психолого-социальный институт, 1999. ~ 224 с.
178. Равкин 3. И. Педагогика Царскосельского Лицея Пушкинской поры (1811- 1817гг): Историко-педагогический очерк. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. - 152 с.
179. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Изд-во "Питер ", 2000. - 656 с.
180. Ражников В.Г. Динамика художественного сознания в музыкальном обучении: Дис. на соискание степени д-ра пед. наук в виде научного доклада: / Моск. ПТУ им. Ленина, М., 1993.-70 с.
181. Ражников В. Г. Резервы музыкальной педагогики. -М.: Знание, 1980. -96 с.
182. Рапацкая Л. А. Русское искусство ХУШ века: ("Рассвет на Неве ") : Кн. для учащихся. М.: Просвещение: Владос, 1995. - 191с.
183. Рапацкая Л. А. Искусство "серебряного века" М.:Просвещение: Владос, 1996. - 192 с.
184. Рождественский Ю. В. Введение в культуроведение. -М.: ЧеРо, 1996. -288 с.
185. Рожков М.Ш., Байбородова JI. В., Вульфов Б. 3. И др. Возвращение воспитания// "Учительская газета ". 1997. - № 48 - С. 11-12.
186. Розова Т. Н. Воспитание готовности школьников к самореализации в гуманизированной среде: Дис. . канд. пед. наук : 13.00.06. Ставрополь, СГПУ, 1999. - 195 с.
187. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х тт. М.: Большая Российская энциклопедия. -1993; 1998.- 608 е., 672 с.
188. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -416 с.
189. Рувинский Л. И. Самовоспитание чувств, интеллекта, воли. -М.: Знание, 1983.- 158 с.
190. Рувинский Л. И. Самовоспитание личности. М.: Мысль, 1984. — 140 с.
191. Салямон Л.О. О физиологии эмоционально эстетических процессов // Содружество наук и тайны творчества. -М., 1968.- 140 с.
192. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М. : Народное образование, 1998. - 256 с.
193. Семёнов B.C. Культура и развитие человека. Вопросы философии, М.,1982, № 4, С.15-29.
194. Семёнов И. Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000.-64 с.
195. Ситникова М. И. Педагогические условия творческой самореализации личности молодого учителя: Дис. . канд. пед. наук : 13.00.01. -Белгород: БГПУ, 1995.- 214 с.
196. Скок Г. Б., Лыгина Н. И., Колесникова Н. И., Низовских Е. В. как спроектировать учебный процесс по курсу: Учеб. пособие для преподавателей. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1999. - 83 с.
197. Скребков С. С. Художественные принципы музыкальных стилей.-М.: Музыка, 1973.-446 с.
198. Сластёнин В.А. Аксиологические основания общего и профессионального образования.// Качество жизни: проблемы системного научного обоснования: Материалы международной научно-практической конференции.-Липецк: ЛГПИ, 2000.- С. 15-25.
199. Сластёнин В. А., Мищенко А. И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. Учебное пособие. М.: Прометей, 1997.- 200 с.
200. Сластёнин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. Москва : Изд-во "Магистр", 1997. 308 с.
201. Словарь по этике / Под ред. А.А.Гусейнова и И.С.Кона. 6-е изд. -Политиздат, 1989. - 447 с.
202. Современная гимназия: Взгляд теоретика и практика / Под ред. Е. С. Полат. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. -168 с.
203. Сокольникова Н. М. Развитие художественно-эстетической активности школьника в системе эстетического воспитания: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.01.-М., 1997.-472 с.
204. Сокольников Ю. П. Системный анализ воспитания школьников. М.: Педагогика, 1986. - 136 с.
205. Солодовников Ю. А. Аксиологотипологическая модель интегративной учебной программы: (На примере художественной культуры) : Дис. .канд. пед. наук : 13.00.01. М., 1996.-215 с.
206. Солодовников Ю. А. Методическое пособие к учебнику-хрестоматии "Человек в мировой художественной культуре " : 6 класс М.: Просвещение, 1999. - 63 с.
207. Социальная психология. Под общ. ред. Г.П.Предвечного и Ю.А.Шерковина. М., Политиздат, 1975. 319 с.
208. Сусанина И. В. Социально-психологический анализ эстетических предпочтений : Автореферат дис. . канд. псих. Наук / Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ.- М., 1997,- 24 с.
209. Сухомлинский В. А. О воспитании. Изд. 2-е.- М.: Политиздат, 1975.- 272 с.
210. Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988.- 174 с.
211. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие / Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. 2-е изд.- М.: Флинта: Наука, 1999. - 336 с.
212. Терентьева Н. А. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. 1-4 классы. Москва: Просвещение, 1994. 78 с.
213. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей: Избранные труды.-Т.1.-М.: Педагогика, 1985.- 335 с.
214. Теплов Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий.- М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 544 с.
215. Тидикис Р. И. Принципы управления процессом воспитания нравственных убеждений. / Проблемы управления процессом воспитания. Под общ. ред. Е. В. Тонкова. - Курск: ГПИ, - 1976.- С.23-24.
216. Тонкое Е. В. Общие основы современной педагогики. Учебное пособие. Москва-Белгород, - 1993. - 55 с.
217. Тонков Е. В. Теория и практика воспитания. Курс лекций по педагогике. Москва- Белгород, - 1992. - 108 с.
218. Трубина И. И. Педагогические условия эстетического воспитания старших школьников в образовательных учреждениях инновационного типа: Дис. . канд. пед. наук: 13. 00. 01. -Кемерово, 1998.- 168 с.
219. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреджений / Под. ред. М. М. Поташникаи В. С. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. - 464 с.
220. Уроки добра и красоты / Методическое пособие для учителей и руководителей школ. Сост Л. Г. Потанина, Н. Е. Щуркова . -Смоленск : СОИУУ, 1995. - 103 с.
221. Ушинский К. Д. О пользе педагогической литературы. В 2-х тт./ Под ред В.Я.Струминского. М., 1953. - 679 с.
222. Философы России 19-20 столетий. Биографии, идеи, труды. Энциклоп. библиогр. словарь. М.: Книга и бизнес, 1995.- 751с.
223. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд.-М.:Советская энциклопедия. 1989. - 814 с.
224. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство как фактор интеллектуально-творческого развития школьников: Сборник научных трудов. М.: Знание, 1973. -ч.1.- С. 200-219.
225. Хазратова Н. В. Формирование креативности под влиянием микросреды: Автореферат дис. . канд. психол. наук / РАН, Институт психологии. -М., 1994.-16 с.
226. Хангельдиева И. Г. Музыка в синтетических искусствах. -М.: Знание, 1987. -6А с.
227. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: в 2-х тт. Пер. с нем. / Под ред. Б. М. Величковского. -М.: Педагогика, 1986.- 408 с.
228. Хуторской А. В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 - 320 с.
229. Царанова А. А. Самореализация личности как предмет философского исследования: Дис. . канд. философ. Наук. ~М., 1992. -169 с.
230. Цукерман В. С. Музыка и слушатель: Опыт социологического исследования. М.: Сов. композитор, 1972. -119 с.
231. Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения. М.: Интерпрайс, 1994. - 384 с.
232. Чошанов М. А. Диагностические умения учащихся // М., Сов. педагогика, 1990.-№3.- С. 40-44.
233. Чошанов М. А. ТМИ теория множественности интеллекта.// М., Директор школы, 2000.- №4.- С.69-75.
234. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996, 320 с.
235. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Деятельность учителей по формированию системы качеств знаний учащихся как объект внутришкольного объекта управления. Уч. пособ. Москва-Белгород. -1993.-85 с.
236. Шестак Н. В. Высшая школа: технология обучения,- М.: Вузовская книга, 2000.-80 с.
237. Щуркова Н. Е. Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника (Методическое пособие для педагогов школы).- Смоленск: СО ИУУ, 1995. 64 с.
238. Эльконин Д. Б. Психология игры. -М.: Педагогика, 1978. -301 с.
239. Юрьев Б. Н. Организаторы, эрудиты, комбинаторы. Докладная записка Коллегии ЦАГИ (конец 20-х годов)./Неделя № 37(1069), 1980.
240. Яворук О. Интегративные курсы: классификация, направления, перспективы// М., Директор школы, 1998, №7,- С.59-64.
241. Якобсон П. М. Психология и художественное восприятие: Художественное восприятие. -М.: Знание, 1977.- 317 с.
242. Якобсон П. М. Чувства, их развитие и воспитание. -М., 1976.- 149 с.
243. Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель: (Теоретические основы и практическая реализация).- М.: Новая школа, 1997.- 352 с.
244. Ямбург Е.А. Школа на пути к свободе: Культурно-историческая педагогика. М.: "ПЕР СЭ", 2000. 351 с.
245. Ярошевский М.Г. Переживание как способность: культурно-историческая парадигма/ Вкн.Б.М.Теплов. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М.: Изд.-во "ИПК", 1998. - С.71-88.
246. Fruehling R., Lacombe J. Paradigm Publishing Inc. New York. 1996.-p. 445.
247. Hanna S.Michael, Wilson L. Gerald. Communicating in business and professional settings. New York: Random Hous. 1988. p.394.
248. Maslow A. H. Lessons from the Peak Experiences Journal of Humanistic Psychology, 2:9.- 1962.
249. Post Emili. ETIQUETTE . // 15th edition Elizabeth L Post . New York:
250. Harper Collins Publishers. 1992. p. 616.