автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Учения Насриддина Туси о воспитании и их использование в системе общеобразовательных учреждений Ирана
- Автор научной работы
- Пак Мостафа Хосейн
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Душанбе
- Год защиты
- 2014
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Учения Насриддина Туси о воспитании и их использование в системе общеобразовательных учреждений Ирана"
На правах рукописи
Пак Мостафа Хосейн
УЧЕНИЯ НАСРИДЦИНЛ ТУСИ О ВОСПИТАНИИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ИРАНА
13.00.01- общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
005546765
Душанбе — 2014
0 3 ДПР 201
005546765
Работа выполнена на кафедре общей педагогики Таджикского государственного педагогического университета им. Садридцина Айни
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент
Абдуллаева Розия Хакимовна
Научный консультант: доктор исторических наук
Бобоев Хайёл Юлдошевич
(Технологический университет Таджикистана)
Официальные оппоненты: - доктор педагогических наук, зав.кафедрой
психологии ТГПУ им.Садриддина Айни Шомуродов Хасан Рузибоевич
- кандидат педагогических наук, зав. кафедрой педагогики и психологии КГУ им.А.Рудаки Гафурова Дилером
Ведущая организация: Таджикский государственный институт языков им.Сотима Улугзаде
Защита диссертации состоится «27» марта 2014 г. в 12 00 часов на заседании Диссертационного совета Д 737.001.01 присуждению ученой степени доктора и кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования» (педагогические науки) при Таджикском государственном педагогическом университете имени Садриддина Айни: 734003, РТ, г.Душанбе, пр.Рудаки, 121.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Таджикского государственного педагогического университета имени С.Айни.
Текст автореферата размещен на сайте ВАК Министерства образования и науки РФ: vak2.ed.gov.ru
Автореферат разослан «25 » февраля 2014 г.
Ученый секретарь диссертационного совета, доктор педагогических наук
Нугмонов М.
1. Общая характеристика работы
Актуальность для науки и практики. Воспитание человека - это важное и сложное дело. В определении судьбы человека в обществе ничего не может быть важнее его. Благодаря воспитанию человеку могут быть привиты моральные качества. Человеку необходимо воспитание для жизни, адаптации с окружающей средой, обществом, использования божественного дара в мире и достижения определенного развития.
Когда человек рождается, он ничего не знает о явлениях и процессах этого мира. Его жизнь заключается только в питании, сне и восприятии окружающего. Но, этот же человек должен скоро стать взрослым, участвовать в политической и общественной жизни, который сможет развиваться и работать, познакомившись с другими людьми, конструктивно определяет направление движения своего поколения.
Воспитание является фактором привыкания к социальной жизни, принятия общественных правил и критериев. Существенное направление любых общественных попыток, восхождение любой нации могут быть определены благодаря воспитанию. Фактор воспитания, с общественной точки зрения имеет значение, которое освобождает человека от недугов недостатков в жизни. Воспитание призывает человека создать семью, продолжать и сохранять ее, устанавливать отношения в семье на основе искренности, откровенности, развития и взаимодействия.
Более того, воспитание человека является важным и необходимым и с экономической точки зрения. Инвестиции в процессе воспитания считаются самыми прибыльными. Воспитание входит в число экономических показателей, создает условия для нормальных учебных возможностей и может стать фактором для подготовки наилучшей и важнейшей работы, а также эффективного производства. Воспитание может развивать усовершенствованный кадровый резерв, повышать уровень занятости, приводить к национальной эффективности.
Как известно, воспитание, с политической точки зрения, может оказать такое же влияние на человека, как это может сделать власть, объединенное, настойчивое, развитое общество с умным и сознательным народом. Основываясь на этом, оно
может принести к политическому строю, основанному на справедливости и равноправии. Воспитание может обусловить свободу и ставить свободу человека в рамках закона и ограничивать свободы других людей.
Безусловно, воспитание является важным фактором распространения культуры и знакомит человека не только с их собственной культурой, но и с культурой другого общества, помогает оценивать культурные ценности этого и другого общества, и настойчиво защищать собственную культуру. В определении степени воспитания огромную роль играет педагогическая наука, способная ставить ее в качестве мотива с целью развития достоинств, высказывания мыслей, объяснения и взаимопонимания, красноречивости и создавать метафоры идей: для возвышения человека.
Такое архиважное значение воспитания известно всем прогрессивным мыслителям. Поэтому воспитание требует того, чтобы с каждым даем по различным их проблемам осуществлялось новое исследование, которое продвигало бы человечество вперёд, к социальному прогрессу.
В связи с этим, изучение, анализ и определение учений Насриддина Туси о воспитании в системе общеобразовательных учреждений Ирана, среди других прогрессивных мыслителей является очень актуальной, поскольку он не только целенаправленно разбирался в сферах мудрости (философии, юриспруденции, математики, астрономии и т.д.), но также и в воспитательных проблемах.
Степень изученности проблемы. Исследованию учения Насриддина Туси о воспитании не только учеными Ирана, но и других игран восточного региона посвящены немногочисленные работы.
Например, Хасан Фарахони в своем сочинении «Анализ воспитательных идей Имама Мухаммад Газали и Насриддина Туси» больше касается различных аспектов учения о воспитании мыслителя, в то время как Насриддин Туси значительнее внимание отводил жизненным вопросам этой проблемы, в частности, светскому воспитанию.
Он, в своем сочинении под названием «Педагогические идеи Имама Мухаммад Газали и Насриддина Туси», показывает, что Имам Мухаммад Газали больше внимания уделял религиозным темам, в то время, как Насриддин Туси исследовал
вопросы природы и небесного пространства и больше всего стремился к решению жизненных и научных вопросов.
Иранский исследователь - Фарзане Никнежади в труде «Влияние воспитательных методов, основанных на представлениях Насридцина Туси и отведённых роли матери в воспитании детей» анализирует воспитательные методы мыслителя и их влияния на изменения отношений в процессе воспитания подрастающего поколения.
Иранский ученый в области педагогики Давуд Мухаммади, используя метод сравнительного анализа, свою работу посвящает изучению воспитательных теорий двух великих мыслителей Востока и Запада - Насридцина Туси и Жан Жака Руссо, которые были видными представителями исламской и христианской цивилизаций. Автор, в основном, концентрирует свое внимание на рассмотрение сходств и различий их воспитательных идей, воспитательных методов и принципов, а также факторов, влияющих на процесс воспитания и обучения. Также основной темой исследования Шухре Сайфи Хисора является «Рассмотрение нравственных и воспитательных мыслей Насридцина Туси». Целью данного исследования является ознакомление с нравственными и воспитательными взглядами этого великого наставника и использование его методов, этапов, целей, нравственных и воспитательных принципов и изложение его принципов мышления в современной системе обучения и воспитания подрастающего поколения.
Отдельными аспектами наследия Насридцина Туси занимались и другие ученые Ирана, к числу которых можно отнести Нурбахша, Карими Калимони, Шафеъзода, Махофир Куруша, Хошими Мино, Бейклик Судоба, Мухаммади Шахноза и др.
Учеными Таджикистана также проведен ряд исследований относительно целого наследия Насридцина Туси, которые имеют важное значение в познании учения этого великого мыслителя о воспитании.
В этом плане заслуживают внимания публикации известного философа, занимающегося изучением наследия Насридцина Туси Идибекова Н.И., в трудах которого изучены философско-педагогические и этические взгляды мыслителя, и особо подвергнута тщательному анализу его теория «свобода
воли:». Однако этот ученый специально и конкретно не рассматривает учение Насриддина Туси о воспитании.
Отдельные аспекты учения Насриддина Туси о воспитании нашли свое отражение в публикацию, таких известных таджикских ученых, как Диноршоев М., Мухамедаоджаев А., Олимов К., Шамолов А., Бобоев Х.Ю. и др.
Педагогические взгляды Насриддина Туси разработаны в научных исследованиях ученых-педагогов Таджикистана: Рахимова X., Ганиевой А., Лутфуллоева 1^/1., Нуриддинова Г., Сайфуллоева М., Афзалова X., Кодирова К.Б., Обидова И., Фаттоева М., Рахимова Б., Мирзоева Г., Гафуровой Д., Сатторова А. Э. и др. Вышеназванные исследователи в своих научных трудах рассматривают отдельные аспекты воспитания прогрессивных мыслителей прошлого и опыт истории культуры и образования. В их трудах рассматриваются и анализируются произведения знаменитых мыслителей Востока - Абу Насра Фараби, Закария Рази, Ибн Сины и др.
Целые исследовании является выявление, анализ, обобщение и оценка учения Насриддина Туси о воспитании и определение их значимости в системе общеобразовательных учреждений Ирана.
Объектом исследования послужили общеобразовательные учреждения Ирана.
Предмет исследованшя - учения Насриддина Туси о воспитании и их использование в системе общеобразовательных учреждений Ирана.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что учения Насриддина Туси о воспитании могут быть эффективно использованы в воспитательно-образовательном процессе, если:
- они в теоретическом и практическом аспекте будут всесторонне анализированы;
- учителя, родители и учащиеся имеют конкретное представление о ценности педагогических изглядов ученого;
- творчески будут использованы в практике, с учетом условий развития современной системы образования Ирана.
Для проверю! гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс теоретических методов: изучение и анализ философских,' социологических, психолого-педагогических исследований, посвященных эпохе жизнедеятельности
Насриддина Туси, влияние наследия классиков таджикско-персидской литературы на формирование педагогических взглядов мыслителя, а также анализ основных его произведений и их интерпретаций; эмпирические методы: беседы, наблюдения, анкетирование учителей, родителей, учащихся о значимости и использовании учений Насриддина Туси в воспитательно-образовательной работе; статистическая обработка данных, полученных в ходе исследования.
Методологическую основу исследования составили концепции философии образования, идеи социологов, психологов, педагогов и методистов по проблемам обучения, воспитания, развития личности в обществе и педагогическая основа использования учения Насриддина Туси о воспитании в современной системе общеобразовательных учреждений Ирана. В исследовании учтены положения закона Исламской Республики Иран. «Об образовании», Государственный стандарт образования и другие нормативно-правовые документы Министерства образования и научных исследований ИРИ; педагогические теории зарубежных стран, в том числе России, Таджикистана, Франции и США, а также использованы наставления из священной книги Коран.
Для достижения поставленной цели и решения сформулированных задач были использованы следующие методы исследования:
- изучение законодательных и нормативно-правовых документов по вопросам воспитания с целью уточнения задач педагогической науки на современном этапе, и определения методологических основ исследования;
- анализ произведений Насриддина Туси, в особенности, его педагогических трудов «Одоб-ал-муаллимин» (Этика учителей), «Ахлоки Носири» (Носирова этика), «Усули омузиш» (Методы обучения) и другие произведения, отражающие вопросы воспитания, образования, школы и культуры;
анализ историко-педагогический и научно-литературоведческой литературы;
изучения состояния проблемы в практике использования учения Насриддина Туси о воспитании в общеобразовательных учреждениях Ирана.
В процессе исследования также были проанализированы труды отечественных и зарубежных авторов по педагогической
науке, использованы материалы периодической печати и другие, источники по данной проблеме.
Экспериментальная база исследования. Исследованием были охвачены 150 общеобразовательных школ провинции Кум, Исламской Республики Иран.
Исследование включало три этапа:
Первый этап (2007-2009) - выявление состояния проблемы путем изучения и анализа педагогической, психологической, исторической и социально-философской литературы, что позволило сформулировать исходные моменты исследования. Прозодиласъ. обработка собранного материала по теме исследования.
..Второй этап (2010-2011) - опытно-экспериментальная работа в общеобразовательных учреждениях., в ходе которой уточнялась и дополнялась гипотеза, характеристика педагогических условий, обеспечивающих эффективность использования полученных результатов исследования.
Третий этап (2012-2013) - систематизация результатов опьглю-экспериментальной работы; обобщение полученных результатов, их апробация и внедрение в практику; корректировка практических результатов и оформление материалов диссертации и автореферата.
Научная новизна диссертационного исследования закл ючается в следующем:
- осуществлена попытка системного анализа учения Насридцина 'Гуси о воспитании и их значимости в системе обучения современных общеобразовательных учреждений Ирана;
- выявлены и подвергнуты анализу особенности учения Насридцина Туси о воспитании по сравнению с другими мыслителями его эпохи и последующих периодов развития восточного и западного обществ;
- раскрыты специфика и сложность системы воспитания в современном Иране и акцентированы главные пути их унификации;
разработаны практические рекомендации по использованию в учебно-воспитательном процессе учений Насридцина Туси о воспитании.
Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты, полученные на основе проведенного комплексного
анализа учения Насриддина Туси о воспитании, являются теоретически важным для современной педагогической науки.
Сформулированные в диссертации положения, выводы, апробированные на основе учений Насриддина Туси о воспитании, М0171 быть использованы как инструмент совершенствования учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений Ирана.
Материалы и научно-практические рекомендации автора могут быть использованы как в качестве дополнительного материала формулирования и корректировки материалов учебно-воспитательного характера, а также элемента содержания учебных курсов по дисциплинам педагогического, психологического и социально-этического направления.
На защиту выносятся следующие положения:
¡.Всестороннее и глубокое изучение творческого наследия великих восточных мыслителей и их педагогических идей даёт возможность учесть нравственные позиции в контексте созданных и написанных ими педагогических произведений, которые, в свою очередь, оказывают позитивное влияние в процессе воспитания, качественном повышении уровня образовательного пространства.
2. Творческое наследие и педагогические идеи Насриддина Туси представляют огромный интерес для анализа и рассмотрения состояния культуры и просвещения эпохи великого мыслителя. Его жизненный путь и педагогические идеи отражают основные тенденции состояния и развития прошлого, видения великого мастера художественного слова и мудрого наставника в формировании и развитии духовной жизни и культуры.
3. Использование учения Насриддина Туси о воспитании играет неоценимую роль в практике учебной и воспитательной работы общеобразовательных учреждений Ирана, ибо они вытекают из нравственных постулатов и воззрений человека -поэта, писателя, мыслителя и мудреца. Его творческое наследие способствует воспитанию подрастающего поколения в духе благородства, взаимопомощи и взаимовыручки, оказания поддержки: в трудные минуты жизни человека.'
4. Рекомендации великого мыслителя -о методах воспитания и обучения, являются Еажной предпосылкой для
научно-обоснованного подхода к решению многих актуальных и жизненно важных проблем воспитания и образования в современном Иране.
Достоверность и обоснованность положений диссертации, практических выводов и рекомендаций определяется обоснованностью его исходных методологических позиций; структурно-логической схемой работы; соответствием комплекса используемых методов предмету исследования и поставленным задачам; анализом результатов эксперимента; материалом личного опыта и экспериментальной работой автора исследования. Основные научные результаты диссертационного исследования нашли свое отражение в опубликованных работах общим объемом 13 печатных листов.
Результаты исследования были представлены на конференциях, а также применены в практике работы самого автора диссертации.
Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе проведения лекций по проблемам эффективности использования учения мыслителей прошлого в учебной и воспитательной работе общеобразовательных учреждений Ирана, в Педагогическом университете г. Кум, в Университете культуры и Университете менеджмента г. Кум.
Некоторые положения диссертационного исследования были изложены автором на международных республиканских научно-практических конференциях в городах Тегеран, Кум, Душанбе и нашли отражение в публикациях автора.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновываются актуальность темы, степень разработанности проблем, объект и предмет исследования, цель и задачи, гипотеза исследования, теоретические и методологические основы исследования; определяются этапы исследования; раскрываются научная новизна, теоретическая значимость и практическая ценность, достоверность и обоснованность результатов исследования; излагаются обстоятельства, затрудняющие решения поставленных перед диссертантом задач.
В первой главе диссертации «Идейные истоки становления и развития учения Насриддина Туси о воспитании»
рассматриваются теоретические вопросы исследуемой проблемы. Данная глава состоит из двух параграфов.
В первом параграфе «Влияние античной и западноевропейской ис трико-педагогической мысли на формирование учеиия Насриддина Туси о воспитании» анализируется история формирования и возрождения теории воспитания; источники возникновения, напраЕшений и их влияние на последующих мыслителей. Анализируя различные точки зрения мыслителей, автор так же рассматривает воспитание как педагогическую категорию в целом. ■
Диссертант считает, что первые попытки теоретических аспектов воспитания, являющиеся прямым продолжением этических размышлений в рамках героического эпоса (Гомер и Гесиод), практической мудрости (Семь Мудрецов), рассматривали пифагорейцы. Более развитое обобщение о воспитании мы находим у Гераклита. Он понимает воспитание как мудрость, как следование законам природы, а не религиозным предписаниям или указаниям законодателя: «Мудрость состоит в том, чтобы гозорить истинное и чтобы, прислушиваясь к природе, поступать с ней сообразно»2. Во фрагментах Гераклита «О природе» содержится важное положение об относительности и взаимозависимости нравственных понятий: «И добро и зло (одно)»2.
Демокрит обобщает предшествующие этические представления. Он первый из античных ученых обращается к внутреннему миру человека. Нравственным • идеалом Демокрита является мудрец, презревший суетность жизни. Мыслитель акцентирует внимание на эк-зистенциональном характере моральных механизмов.
Он вводит в этику понятия стыда и долга как внутренних регуляторов поведения: «Не из страха, но из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков»3. Демокрит
'Материалисты Древней Греции. /Собрание текстов Гераклита, Демокрита, Эпикура. /Под ред. М.А. Дынника - М.: Госполитиздат (Акад. наук СССР ин-ут Философии). -1955. -С. 57.
'Платон. Сочинения., в 3-х т. /Под ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса. -М.: Мысль. - Т2. -611 с.-С. 190.
' Аристотель. Сочинения: В 4т. - М.: АН СССР, ин т философии. - 197:5. -С.6.
особое значение придает таким ценностям, как справедливость, честность, истина, названные позднее общечеловеческими ценностями.
Сократ утверждал, что единственным объектом изучения может быть только человек и, прежде всего, его нравственность, мысль, суммированные Сократом в кратком изречении звучит: «Познай самого себя». Исследуя добродетели, Сократ пришел к выводу, что каждая из них есть определенное знание. Мудрость есть знание, как соблюдать законы. Мужество - знание, как преодолеть опасность. Умеренность, или воздержанность - знание, как обуздывать собственные страсти, Таким образом, он доказывает, что нравственность и знание взаимообусловлены: «Справедливость и всякая другая добродетель есть мудрость».
Основу этики Платона составляет учение об идеях, и учение о душе. В душе Платон различал три части и с каждой связывал только ей присущую добродетель (нравственные ценности): с разумной частью души - мудрость, с волевой частью - мужество, с чувствующей частью - воздержанность. Гармоническое сочетание этих трех основных нравственных добродетелей образует четвертую справедливость. Высшая добродетель, по его мнению, - мудрость. Главная задача нравственного воспитания по Платону - добровольное подчинение законам. «...Надо рассмотреть, какие качества дают человеку наилучшим образом провести свою жизнь. И уже не закон, а похвала и порицание должны здесь воспитывать людей и делать их кроткими и послушными тем законам, которые будут изданы»4.
Наибольшей теоретической глубины достигает учение греков о воспитании у Аристотеля. В «Никмаховой этике» и «Политике» он реалистически анализирует проблемы морали, указывая, что «люди образуют понятия блага и блаженства -сообразно с жизнью, которую они ведут»5.
Аристотель впервые создает классификацию добродетелей и пороков. Основными добродетелями у Аристотеля служат: мужество, умеренность й наслаждениях, мудрость, великодушие, кротость, правдивость, общительность,
4 Шатон. Сочинения., в 3-х томах/ Под ред.А.ф. Лосева и В.Ф. Асмуса. Т.2., -С. 298
5 Аристотель. Сочинения., в 4- х т., С. 17.
любезность, справедливость, которые мы относим к нравственным ценностям. К порокам он относит трусость, скупость, мелочность, малодушие, честолюбие, гневность, хвастовство, грубость, несправедливость.
„Для характеристики добродетелей значимо учение «О золотой середине», которую Аристотель развивает самым тщательным образом: «Добродетель есть известного рода середина, поскольку она стремится к среднему».
Вершиной античной этики явилось учение Эпикура. Учение о благе Эпикур начинает с рассмотрения проблемы удовольствия и страдания. Он выделяет два рода наслаждений: физические - потребность в пище, жилище, одежде и духовные -наслаждения, получаемые от знания и дружбы. Эпикур подчеркивает, чтс начало потребностей человека материально, в этом нет ничего постыдного, ибо здесь обнаруживается естественная необходимость. Полагая наслаждение «началом и целью, блаженной: жизни», Эпикур понятие добродетели связывает с понятием средств достижения этой цели. «Красоту, добродетель и тому подобное следует ценить, если они доставляют удовольствие; если же не доставляют, то надо с ними распрощаться». Выше всего в людских отношениях Эпикур ценит дружбу, основанную на равенстве и единомыслии. «Благодарный человек, всего более занят мудростью и дружбой, одна из них есть благо смертное, другая - бессмертное»6, ибо память о нем сохраняется друзьями.
В теологических спорах о свободе воли, о месте разума в нравственной жизни человека, о «лестнице добродетелей и грехов» пробивались ростки гуманистических воззрений на мораль, которые подготавливали почву для ее освобождения от оков религии. Философия Пьера Абеляра, Бернара Кедровского, Сигера Брабантского подвергает критике схоластические учения Августина. Фомы Аквинского о теологических добродетелях. Добродетель, по мнению Сигера Бра-боннского - естественный навык, своеобразный с требованиями разума, который возникает у человека в деятельности и исчезает, оставаясь без изменения. В трактате последователя Сигера Брабантского - Боэция Дакийского -столь же энергично утверждался земной характер моральных
6 Материалиста Деревней Греции., С.264.
ценностей: «Высшее благо достается силою разума: для теоретического разума это - познание истины, для практического - добрые дела»7.
Второй параграф «Концепция воспитания в священных писаниях ислама как источник учения Насриддина Туси о воспитании» - посвящен анализу аятов Корана и других исламских высказываний по поводу воспитания. С точки зрения аятов и преданий «воспитание» - это воспитанность, присмотр, ухаживание, исправление. У пророка Мухаммада есть одно важнейшее толкование «Каждый, который воспитывает ребенка и этот ребенок скажет: «Ла илаха иллал ла», не станет перед божьим судом».
При всем этом этот хадис указывает на ощутимую и важную роль исламского воспитания и его применение в формировании нравственности человека, его способностей и талантов.
С точки зрения древних ученых, у некоторых из них не было никаких сомнений, что нравственность необходимо формировать во всем человечестве и согласно терминам ученых необходимо нравственность формировать в человеке в виде ангелов. По мнению древних ученых воспитанный человек тот, в которого не вошло то, что называется мудростью, в виде пери или ангелов. Однако если не вошло в гело человека и не смешался с его плотью, то это «состояние», а не мудрость, потому что должна иметь место вечность, и должен быть ангел, для того чтобы быть неисчерпаемым.
Слово «воспитание» исходит от корня «рабу» и имеет значение «созревание» и «развитие». Слово «такзия» также исходит от корня заки, что означает «созревание» и «развитие». В связи сэтим оба, как тарбия (воспитание), так и такзия (формирование) в словаре имеют аналогичные значения. В священном Коране слово такзия применяется при душевных, а слово тарбия - при физических аспектах человека. Слово тарбия (воспитание) употреблено в Коране в двух случаях.
Человек является основной темой и одним из главнейших читателей этой науки, потому что воспитанием считается «обеспечение условий для развития и созревания тех способностей, которые вложены богом». В связи с этим только
7 Шевкина Г.В., Сигер Брабантский и парижские аверроисты ХНв.-М.: Мысль. - 1972. С. 64.
через кого-то он поистине знакомится и затем воспитывается, узнает чего сам достоин, потому что наилучшим источником изучения человека и науки человековедения является источник, который содержит божьи послания - Коран и предания.
В исламских источниках выражено то, что целью послания божьих пророков является воспитание и формирование человека и совершенствование всех его способностей, которые заложены в нем.8
Воспитанием можно считать естественное постепенное и гормональное развитие и совершенствование всех человеческих сил и способностей. Воспитанием является: тип жизненной позиции, которая имеет непосредственное отношение к человеку и является неотъемлемой частью его моральных ценностей. Иранский ученый Муртазо Муггахари относит воспитание к приведению в действие внутренних способностей, которые существуют в нем. В этом значении приходят в действие: все тайные силы человека, придавая им соответствующий вид.9
Некоторые из исследователей при определении обучгаия и воспитания акцентировали внимание на сущности человека и говорили, что воспитание является путеводителем всех аспектов мыслей индивида, что воспитание ребенка на всех этапах его развития, все аспекты и области, касающиеся ребенка - интеллектуальная, социальная, духовная формируют личность человека.10
Воспитанием могут заниматься те, которые приступают к воспитанию детей с раннего детства и на определенном этапе становятся их путеводителями в дальнейшей жизни, ведя их по пути развития и совершенства.
Воспитание является понятием - ■ ёмким, оно распространяется на все области деятельности' человека: физическую и умственную, силы, способности, мощь и другие направления человеческой жизни..'-Однако нравстзешшй фактор является одним из ключевых; : направлений человеческой деятельности. В связи с этим можно говорить о
8 Нахдж- ул- болога (перевод Мухаммад Дашти). -Тегеран, 1992 (1370]. - Т.1. -С. 38.
9 Муртазо Муттахари. Обучшиг и воспитание в исламе. -Тегеран: «Capo», 1989 (1367). • С. 33.
10 Мухаммад Бихишти. Взгляды мусульманских учиных об обучение н воспитании. -Тегеран, 1998 (1376).-Cr5Ü ,
том, что воспитание состоит из разнообразных частей: физическое воспитание, умственное воспитание, религиозное воспитание, половое воспитание, воспитание милосердия, воспитание мистицизма, культурное воспитание, социальное воспитание и др. Муртазо Муттахари пишет: «Воспитание является доведением до совершенства всех человеческих способностей и сохранением между ними определенного равновесия и гармонии, с той целью, чтобы довести воспитанника до совершенного развития».1'
Мирабдулхасан Накибзода пишет: ««Воспитание» имеет три аспекта: обучение, воспитание и развитие. Обучение - это передача вырабатываемых знаний другим; воспитание - это развитие и приведение в действие естественных и внутренних способностей, и, наконец, получение плодов - появление средних изменений, которые нами называются цели».'2
Гулямхусайн Шукухи отмечает, что «Воспитание является плодом бережности, которое в процессе его развития осуществляет путешествие в сторону его совершенства, это действие человека благоразумного, который пытается воспитывать индивида и обучать его. Воспитание является путеводителем процесса развития методов выбранных желающим для создания условий совершенствования и развития человека.
Во второй главе диссертации «Особенности практического применения учения Насриддина Туси о воспитании в системе общеобразовательных учреждений Ирана» анализируются методы и возможность применения учения Насриддина Туси о воспитании в общеобразовательных учреждениях современного Ирана.
В первом параграфе «Методы анализа значимости учения Насриддина Туси о воспитании в системе общеобразовательных учреждений Ирана» анализируется практическая значимость педагогических идей мыслителя в процессе воспитания подрастающего поколения.
Величайшим новаторством в развитии сферы образования являются попытки учёных изменить общественное мнение о воспитании. До тех пор пока не изменится отношение
11 Бокир Курайши. Система исламского воспитания. - Тегеран, 2005 (1383). -С.24.
12 Муртазо Мутаххари. Совершенный человек. -Тегеран, 1998 (1376). -С.3-9.
общества к воспитанию, о его развитии не может быть и речи. Новаторство, имеющее цель сокращения затрат для системы образования, отдаляет ее от Основной цели.
По нашему убеждению, для рассмотрения проблем воспитания в кратчайший срок необходимо создать рабочую группу специалистов различных профилей, связанных со сферой образования, которая в силу своих полномочий могла бы решить проблемы воспитания, а в случае необходимости внести изменения в существующее: законодательство, либо предложить проекты новых законов й экспериментальные проекты для достижения воспитательных целей. Необходимо в определенный срок создать расширенный проект закона. «Об образовании», представить на утверждение в парламент, с целью предотвращения субъективного вмешательства руководителей; добиться функционирования закона. В случае если закон нуждается в доработке, во избежание внесения самовольных изменений государству необходимо подготовить пакет проектов и представить на утверждение в парламент. Указывается, что в долгосрочной перспективе системы образования, специалистам по планированию, средствам массовых информации изменить отношение к воспитанию, внести вклад в решение финансовых проблем системы образования, ■ руководителям общеобразовательных учреждении предоставить возможность развивать и улучшать систему образования, не беспокоясь о финансовых проблемах.
В диссертации отмечается, что решение некоторых проблем не входит н компетенцию системы образования и для их решения необходимо принять следующие меры: повышение зарплаты учителям, с целью привлечения талантливых и способных людей в сферу образования; увеличение финансовых средств для нужд образования; привлечение специалистов с целью реформирования учебных программ и содействия развитию научной подготовки учителей; решение экономических проблем, в связи с их негативным влиянием на процесс воспитания.
Результаты исследования об отрицательном влиянии тестирования на образовательные программы показали, что в настоящее время отбор и прием учащихся, особенно 9-12 классов, методом тестирования является одним из основных препятствий на пути к эффективной работе системы образования. Отметки в
тесте, получаемые за короткое время (за время тестирования) стали причиной ишорирования учебников, активных методов и способов обучения, лабораторных работ, исследований, инноваций, творческого подхода и использования аудиовизуальных оборудований и обесценивания традиционных экзаменов в общеобразователь-ных школах.
Помимо всего, в системе образования существует немало внутренних проблем, таких как низкий уровень избирательности учителей и директоров общеобразовательных школ, нехватка учебных программ для воспитания подрастающего поколения.
Отсутствие заинтересованности учителей в процессе образования, а также отсутствие доверительных отношений между руководством общеобразовательных школ и учащимися, отсутствие методов системной оценки работы школ, сотрудников и учащихся являются основными препятствиями в воспитании ответственного гражданина. Поэтому необходимо найти пути решения перечисленных проблем в создании долгосрочной программы для воспитания ответственного гражданина, так, чтобы каждый год на один шаг приблизиться к поставленным целям образования.
Несомненно, ознакомление учителей с педагогическими идеями великих ученых-педагогов, особенно Насридцина Туси и обладание педагогических знаний, являются важным шагом в решении воспитательных и образовательных сферах деятельности.
Согласно результатам тестирования для определения уровня знакомства с идеями Насриддина Туси о воспитании между учителями-мужчинами и учителями-женщинами общеобразовательных школ различия существуют.
В то время как учителя-мужчины осведомлены в большей степени, чем учителя-женщины, тем не менее, уровень осведомленности учителей-женщин общеобразовательных школ (60% по принятому индексу) оказался меньше ожидаемой нормы.
Малая осведомленность женщин-учителей и в целом всех учителей может быть результатом различных недостатков, одним из которых является незнание педагогических произведений Насриддина Туси, даже в научном и вузовском обществе, и то, что его научные произведения, особенно его педагогические произведения не находятся в центре внимания.
Устранить этот недостаток, с акцентом внимания на роль женщин врожденным и окружающим воздействием матери на ребенка, создание первичной среды и безопасного места для ребёнка, роль матери в ознакомлении детей с обществом являются важными обстоятельствами воспитательного процесса.
В качестве конечных итогов и примеров для общеобразовательных школ мы выделяем учения Насридцина Туси о воспитании, которые наилучшим образом подтверждены и приняты в историко-педагогической науке. Он, как и большинство свош предшественников, придавал. значение моральному воспитанию, и считал, что моральное воспитание является основной базой образовательного и воспитательного процесса и высоко ценил условия восп итания ребенка.
Насриддин Туей считает, что человека следует обучить и воспитать в детстве, и подобно Сократу, он считал, что ребенок как «молодая ветка», которая легко изгибается, что цель образования и воспитания'является достижение счастья..
Воспитательные рекомендации Насридцина Туси следует прививать вначале в семье, и потом в школе. По мнению ученого, учитель ребенка должен быть умным, богобоязненным, приятно говорящим, с чувством собственного достоинства, не . скупым, справедливым и высокоинтеллектуальным человеком. Ребенок, в свою очередь, должен уважать учителя и воспитателя и при необходимости не отказывать им в помощи.
Во втором параграфе анализируется приоритетность практического применения обстоятельств притягивания с целью использования учения Насрщщина Туси о воспитании в общеобразовательных учреждениях.
Приоритетнос ть практического применения обстоятельств притягивания с целью использования учения Насридцина Туси о воспитании учителями общеобразовательных учреждений мы указали в таблице № 1.
Таблица №1.
Ряды вопросов Компонент вопроса исследования Кол-во ответов Средний рейтинг , Рейтинг
2 При восстановлении общений 264 3.22 1
1 При преподавании 264 3.20 ">
3 При столкнсвении с проблемами 264 3.20 3
5 При косвенном воздействии на других 264 2.73 4
4 При прямом воздействии на других 264 2.64 5
Тестированные учителя на вопрос, какие обстоятельства и в какой степени заинтересовывают учителей общеобразовательных школ к применению учения Насриддина Туси о воспитании отражены в первых пяти строках таблицы, после анализа которых, выявился приоритет первых трех ответов:
- при восстановлении общений
- при преподавании
- при столкновении с проблемами
Согласно методике, в созидании, особенно созидании людей (обучение и воспитание) самой первой и основной задачей является восстановление общения. Общение в смысле восстановления психической и умственной с одним человеком, обществом, лиц одного класса, детей одной семьи, молодёжи одного селения и работники одной организации.
Восстановление общения - это первая стадия передачи идей и воспитательных посланий. Поэтому важно, чтобы каждый человек, и особенно каждый учитель полным образом их использовал для передачи своих посланий. Учения Насриддина Туси о воспитании полны наставлениями на эту тему. Родители и воспитатели могут с обращением на них использовать нужные и развить уровень своих успехов на основе обучения и воспитания.
Следует отметить, что протестированные учителя, в основном, были знакомы с педагогическими идеями и мыслями Насриддина Туси и отдают приоритетность, в основном, таким ответам:
-религиозное и нравственное воспитание в учебные и воспитательные программы;
-особое внимание к роли родителей (семьи) в образовании, как одному из современных факторов в воспитании;
- поощрение и наказание в развитии ребенка.
Это отражает, прежде всего, значимость учения Насриддина Туси о воспитании среди опрошенных учителей, которые считают его учёным, имеющим свой взгляд на воспитание нравственности и педагогические идеи. Эта его истинная сущность имеет больше авторитета среди учителей.
На вопрос, какие нравственнь1е взгляды Насриддина Туси применяют учителя в своём практическом поведении, последние ответили:
- акцент на сущность любви как утопии (процветающее общество);
- акцент на воздержание и самоотчетность;
- акцент на процесс духовного очищения от мрака и безнравственности.
Учителя общеобразовательных учреждений, в основном, сочетают идею развития интересов Насриддина Туси с нравственным воспитанием учеников, а также:
- с нравственно-воспитательной программой, сочетаемой с развитием всякой силы и воли;
- с точными нравственными программами и в сочетании с развитием природных сил;
с естественным учебным и воспитательным программированием.
Таким образом, Насриддин Туси, принимая во внимание мудрость «Разговаривай с людьми по мере их ума», рекомендует учителям с целью всестороннего развития и воспитания обучаемых, сначала изучить их характеристики.
Насриддин Туси обращает внимание на синхронность человека с природой, следование за ней и постепенный процесс роста сил. В процессе воспитания ребёнка необходимо знать его природу, постепенный процесс сил его души и одновременно и синхронно с этапами его роста начинать его воспитание.
В соответствии с божественной и религиозной природой, воспитательный план должен быть составлен таким образом, чтобы познакомить человека с началом вселенной, и возвести в степень, где его воля, знание и сила подчиняются божественной воли, знанию и силам т.д.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Выяснилось, что малая осведомленность учителей к учению Насриддина Туси о воспитании связана с тем, что в сфере образования мало предложено возможностей и времени. Поэтому предлагаем устранение преград для использования учения Насриддина Туси о воспитании как основы педагогических теорий в общеобразовательных учреждениях.
2. Осведомленность учителей точных наук ниже ожидаемой нормы связана с сущностью этих наук, которые, в основном, имеют меньшую зависимость с воспитанием и педагогикой.
Поэтому добавление воспитательных уроков в программу этих групп может £1 какой-то мерт снизить этот не достаток.
3. Выяснилось, что осведомленность учителей со стажем работы от 1 до 10 лет меньше ожидаемой нормы вполне естественно и по мере накопления стажа этот недостаток можно устранить. В данное время создание служебных (практических) классов может стать хорошим направлением в решении этой проблемы.
4. Недостаточное распространение среди учеников педагогических идеи Насриддина Туси учителями общеобразовательных школ, прежде всего, связано с малой осведомленностью самих учителей. Поэтому предложение об использовании подходящих методов основано на этой почве.
"" 5. Малая осведомлённость учителей с педагогическими произведениями Насридцина Туси, кроме произведения «Ахлокй Носири» («Носирова Этика») является проблемой и требует серьёзного уточнения причины данного явления.
6. Развитие способностей учителей с усилением их педагогических взглядов.
7. Проведение учебных периодов для учителей с целью большего их. знакомства с педагогическими теориями, особенно с педагогическими учениями Насриддина Туси.
8. Проведение учзбных курсов с учителями для ознакомления их с проблемами, возникающими в процессе воспитания детей.
. , 9. Внесение изменений и дополнений в программы и курсы повышения квалификации учителей, учитывая включение педагогических, идей Насриддина Туси о воспитании.
10. Уточнить осведомленность о педагогических теориях при принятии молодых учителей на работу.
11. Создание общества, занятого различными педагогическими исследованиями по вопросу воспитания, начиная со школьного возраста и далее.
12. Организация центра по созданию учебных программ и подготовке учителей, с целью ознакомления с различными педагогическими теориями воспитания.
13. Выполнение аналогичных исследований по проблеме, охватывающей изучение педагогически):: взглядов других прогрессивных мыслителей, с их дальнейшим применением в общеобразовательных учреждениях Ирана.
14. Сравнительный анализ педагогических теорий
прогрессивных мыслителей прошлого и современного периода.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ НАШЛИ ОТРАЖЕНИЕ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ АВТОРА
I. Статьи, опубликованные в изданиях из Перечня ведущих
рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК МО РФ:
1. Пак Мостафа Хосейн. Кем же был Ходжа Насриддин Туси.// Вестник педагогического университета. Душанбе, 2010.-№1(35). -С.239-242.
2. Пак Мостафа Хосейн. «Воспитательные взгляды Ходжа Насриддина Туси о воспитании детей (на основе книги «Ахлоки Носири»).// Вестник Таджикского национального университета. Душанбе, 2012.- №3/5(93).-С.279-283
3. Пак Мостафа Хосейн. «Воспитательные взгляды Ходжа Насриддина Туси. // Вестник Таджикского национального университета. Душанбе, 2012,- №3/6(9б).-С.257-263.
II. Статьи и методические пособия, опубликованные в
других изданиях и журналах:
4. Пак Мостафа Хосейн. Использование инновационных методов обучения и воспитания учителями начальных классов школ Ирана (учебно-методическое пособие). - Тегеран, 2008, 110 с.
5. Пак Мостафа Хосейн. Методы поощрения школьников старших классов. // Научно-исследовательский журнал «Остандари». - Кум, 2009. 20 с.
6. Пак Мостафа Хосейн. Педагогические взгляды восточных мыслителей и их использование в воспитательном процессе школ Исламской Республики Иран. //Журнал «Образование и культура Ирана. Тегеран, 2009, 7 с.
7. Пак Мостафа Хосейн. Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в иранских семьях. // Сб.научных трудов Университета «Паями Нур». Г.Кум, 2010, - С. 11-16.
8. Пак Мостафа Хосейн. Произведение Насриддина Туси «Ахлоки Носири» (Носирова Этика) и её значимость в воспитании детей младшего школьного возраста в школе и семье. Кум, 2011, -53 с.
Подписано в печать 27.12.2013 г. Формат 60x84. Бумага офсетная 70г/м2 Объём' 1,5 усл.пл. Тираж 100 экз. Заказ № 98
Типография «Сабрина-К» г.Душанбе, ул.М.Турсунзода д.91
24
\
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Пак Мостафа Хосейн, Душанбе
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ТАДЖИКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ САДРИДДИНА АЙНИ
Кафедра общей педагогики
На правах рукописи
04201456445
Пак Мостафа Хосейн
УЧЕНИЯ НАСРЕДДИНА ТУ СИ О ВОСПИТАНИИ И ЕЁ ЗНАЧИМОСТИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ ИРАНА
13.00.01- общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)
ДИССЕРТАЦ ИЯ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент Абдуллаева Розия Хакимовна
Научный консультант: доктор исторических наук Бобоев Хайёл Юлдошевич
Душанбе - 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
3-12
Глава I. ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧЕНИЯ НАСРЕДДИНА ТУ СИ О ВОСПИТАНИИ
§ 1. Влияние античной и западно-европейской историко- педагогической мысли на формирование учений Насреддина Туси о воспитании ..13-32 § 2. Концепция воспитания в священных писаниях ислама как источник
учения Насреддина Туси о воспитании....................................32-49
Выводы первой главе......................................................49-52
Глава II. ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕНИЯ НАСРЕДДИНА ТУСИ О ВОСПИТАНИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ИРАНА
§ 1. Методы анализа значимости учения Насреддина Туси о воспитании в
§ 2. Приоритетность практического применения обстоятельств притягивания для использования учения Насреддина Туси о воспитании в системе
системе образовательных учреждений Ирана
53-96
образовательных учреждений Ирана Выводы второй главе...........
97-132
133-135
ЗАКЛЮЧЕНИЯ
136-140
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
141-153
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность для науки и практики. Воспитание человека - это важное, огромное и сложное дело. В определении судьбы человека в обществе ничего не может быть важнее его. Благодаря воспитанию могут быть достигнуты моральные качества человека. Воспитание человеческой силы и повышение качества жизни также связаны с воспитанием. Человеку необходимо воспитание для жизни, адаптации с окружающей средой, обществом, использования божественного дара в мире и достижения определенного развития.
Когда человек рождается, он ничего не знает о явлениях и процессах этого мира. Его жизнь заключается только в питании, сие и восприятии окружающего. Но этот, же человек должен скоро стать взрослым, участвовать в политической и общественной жизни, который сможет развиваться и работать, познакомившись с другими людьми, конструктивно определяет направление движения своего поколения.
Воспитание является фактором привыкания к социальной жизни, принятия общественных правил и критериев. Существенное направление любых общественных попыток, восхождение любой нации могут быть определены благодаря воспитанию. Фактор воспитания, с общественной точки зрения имеет значение, которое освобождает человека от недугов недостатков в жизни. Воспитание призывает человека создать семыо, продолжать и сохранять ее, устанавливать отношение в семьи па основе искренности, откровенности, развития и взаимодействия.
Более того, воспитание человека является важным и необходимым и с экономической точки зрения. Инвестиции в процессе воспитания считаются самыми прибыльными. Воспитание входит в число экономических показателей, создает условия для нормальных учебных возможностей и может стать фактором для подготовки наилучшей и важнейшей работы, наилучшего и эффективного производства.
Воспитание может развивать эффективный кадровый резерв, повышать уровень занятости, приводить к национальной эффективности.
Как известно, воспитание, с политической точки зрения, может оказать такое же влияние на человека, как это может сделать власть, объединенное, настойчивое, развитое общество с умным и сознательным народом. Основываясь на это, оно может привести к политическому строю, основанному на справедливости и равноправии. Воспитание может обусловить свободу, и ставить свободу человека в рамках закона и ограничивать свободы других людей.
Безусловно, воспитание является важным фактором
распространения культуры, и знакомить человека не только с их собственной культурой, но и с культурой другого общества, оценивать культурные ценности этого общества и другого общества, и настойчиво, защищать собственную культуру. В определенной степени в
воспитании огромную роль играет педагогическая паука, и ставить ее необходимо в качестве мотива с целыо развития достоинств, высказывания мыслей, объяснения и взаимопонимания, красноречивости и создавать метафоры, идей для возвышения человека.
Такое архиважное значение воспитания известно всем прогрессивным мыслителям. Поэтому воспитание требует того, чтобы с каждым днем по различным их проблемам осуществлялось новое исследование, которое продвигало бы человечество вперед, к социальному прогрессу.
В связи с этим, изучение, анализ и определение учения Насреддина Туси о воспитании в системе общеобразовательных учреждений Ирана, среди других прогрессивных мыслителей, является очень актуальным, поскольку он не только целенаправленно разбирался в сферах мудрости (философия, юриспруденция, математика, астрономия и т.д.), но также и в воспитательных проблемах.
Степень изученности проблемы. Исследованию учения Насреддина Туси о воспитании не только учеными Ирана, но и других стран восточного региона посвящены немногочисленные работы.
Например, Хасан Фарахони в своем сочинении «Анализ воспитательных идей Имама Мухаммад Газали и Насреддина Туси» больше касается различных аспектов учения о воспитании мыслителя, в то время как Насреддин Туси, также уделял значительное внимание и жизненным вопросам этой проблемы, в частности - светскому воспитанию.
Он, в своем сочинении под названием «Рассмотрение педагогических идей Имама Мухаммад Газали и Насреддина Туси» занимаясь рассмотрением идей этих двух учёных, показывает, что Имам Мухаммад Газали больше внимания уделял религиозным темам, в то время, как Насреддин Туси исследованием вопросов природы и небесного пространства больше всего стремился к решению жизненных и научных вопросов.
Иранский исследователь - Фарзане Никнежади, в труде «Влияние воспитательных методов, основанных на представлениях Насреддина Туси на изменение взгляда матери в воспитании детей» анализирует воспитательные методы мыслителя, и их влияние на изменения отношения в процессе воспитании подрастающего поколения.
Иранский ученый в области педагогики Давуд Мухаммади, используя метод сравнительного анализа, свою работу посвящает изучению воспитательных теорий двух великих мыслителей Востока и Запада - Насреддина Туси и Жан Жака Руссо, которые были видными представителями исламской и христианской цивилизаций. Автор, в основном, концентрирует свое внимание на рассмотрении сходств и различий их воспитательных идей, воспитательных методов и принципов, а также факторов, влияющих на процесс воспитания и обучения. Также основной темой исследования Шухре Сайфи Хисора является «Рассмотрение нравственных и воспитательных мыслей
5
Насреддина Туси». Целыо данного исследования является
ознакомление с нравственными и воспитательными взглядами этого великого наставника и приобретение его методов, этапов, целей, нравственных и воспитательных принципов и изложение его принципов мышления в современную систему обучения и воспитания подрастающего поколения.
Наряду с вышеназванными учёными Ирана относительно исследования отдельных аспектов наследия Насреддина Туси, другие ученые также опубликовали отдельные работы. К числу таких исследователей можно отнести Нурбахша, Карими Калимони, Шафеъзода, Махофир Куруша, Хошими Мино, Бейклик Судоба, Мухаммади Шахпоза и др.
Учеными Таджикистана также проведен ряд исследований относительно целого наследия Насреддина Туси, которые имеют важное значение в познании учения этого великого мыслителя о воспитании.
В этом плане заслуживает внимания публикации известного философа, занимающегося изучением наследия Насреддина Туси, Идибекова Н.И., в трудах которого изучены философско-педагогические и этические взгляды мыслителя, и особо подвергнута тщательному анализу его теория «свобода воли». Однако этот ученый специально и конкретно не рассматривает учение Насреддина Туси о воспитании.
Отдельные аспекты учения Насреддина Туси о воспитании нашли свое отражение в публикациях таких известных таджикских ученых, как Диноршоев М., Мухамедходжаев А., Олимов К., Шамолов А. и др.
Педагогические взгляды Насреддина Туси разработаны также в научных исследованиях таджикских учёных, таких как Рахимов X., Ганиева А., Лутфуллоев М., Нуриддинов Г., Сайфуллоев М., Афзалов X., Кодиров К., Обидов И., Фаттоев М., Рахимов Б., Мирзоев Г., Гафурова Д., Сатторов Э. и др. Вышеназваные исследователи в своих научных трудах рассматривают многие аспекты воспитания прогрессивных
мыслителей прошлого и опыт истории культуры и образования. В их трудах анализируются и изучены произведения таких знаменитых мыслителей Востока, как Абу Наср Фараби, Закария Рази, Ибн Сина и др.
Целью исследования является выявление, анализ, обобщение и оценка учения Насреддина Туси о воспитании, основных педагогических идеях мыслителя относительно воспитания и определение их значимости в системе общеобразовательных учреждений Ирана.
Объект исследования - общеобразовательные учреждений Ирана.
Предмет исследования - явился процесс и педагогические условия использования учения Насреддина Туси о воспитании в современной общеобразовательной системе Ирана.
Гипотеза исследования основана на предположениях о том, что учения Насреддина Туси о воспитании могут быть эффективно использованы в воспитательно-образовательном процесс если:
-учения Насреддина Туси о воспитания в теоретическом и практическом аспекте будут всесторонне анализированы;
- учителя, родители и учащиеся будут иметь конкретное представление о ценности педагогических взглядов Насреддина Туси;
- они будут творчески использовать в практике педагогические теории Насреддина Туси, с учетом современных условий развития системы образования Ирана.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс теоретических методов: изучение и анализ философских, социологических, психолого-педагогических
исследований, посвященных эпохе жизнедеятельности Насреддина Туси, влияние наследия классиков таджикско-персидской литературы на формирование педагогического взгляда мыслителя, также анализ основных его произведений в финале и интерпретации их; эмпирические методы, беседы, наблюдения, анкетирование учителей, родителей,
7
учащихся о значимости и использовании наследия Насреддина Туси в воспитательно- образовательной работе. Статистическая обработка данных, полученных в ходе исследования.
В соответствии с предметом, целью и гипотезой определены задачи исследования:
- определить педагогическую значимость учения Насреддина Туси о воспитании в образовательных учреждениях;
- выявить особенности практического применения учения Насреддина Туси о воспитании в системе образовательных учреждений;
- разработать теоретическую модель методики значимости учения Насреддина Туси и других прогрессивных мыслителей прошлого о воспитании в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений;
- разработать и реализовать методы анализа значимости учения Насреддина Туси о воспитании в системе общеобразовательных учреждений;
- анализировать критерии приоритетности использования учения Насреддина Туси о воспитании в общеобразовательных учреждениях;
разработать педагогические рекомендации практического применения учения Насреддина Туси о воспитании в современных общеобразовательных учреждениях Ирана.
Методологическую основу исследования составили: концепции философии образования, идеи социологов, психологов, педагогов и методистов по проблемам обучения, воспитания, развития личности в обществе и педагогическая основа использования учения Насреддина Туси о воспитания в современной системе общеобразовательных учреждений Ирана. В исследовании учтены положения закона Исламской Республики Иран « Об образовании», Государственный стандарт образования и другие нормативно- правовые документы Министерства образования, изложенные в Коране, педагогические
теории зарубежных стран, в том числе России, Таджикистана, Франции и США.
Для достижения поставленной цели и решения
сформулированных задач были использованы следующие методы исследования:
- изучение законодательных и нормативно-правовых документов по вопросам воспитания с целыо уточнения задач педагогической науки на современном этапе и определения методологических основ исследования;
- анализ произведений Насреддина Туси , в особенности его педагогических трудов «Одоб-ал-муаллимин» («Этика учителей»), «Ахлоки Носири» - «Носирова этика»), «Усули омузиш» («Методы обучения») и другие произведения, отражающие вопросы воспитания, образования, школы и культуры;
-анализ историко-педагогический и научно-литературоведческой литературы;
- изучение состояния проблемы в практике использования учения Насреддина Туси о воспитании в общеобразовательных учреждениях Ирана.
В процессе исследования также были проанализированы труды отечественных и зарубежных авторов по педагогической науке, использованы материалы периодической печати и другие источники по данной проблеме.
Экспериментальная база исследования. Исследованием были охвачены 150 общеобразовательных учреждений провинции Кум Исламской Республики Иран. Оно включало три этапа:
Первый этан (2007-2009) - выявление состояния проблемы путем изучения и анализа педагогической, психологической, исторической и социально-философской литературы, что позволило сформулировать исходные моменты исследования. Проводилась обработка собранного материала по теме исследования.
Второй этап (2010-2011) - опытно-экспериментальная работа в общеобразовательных учреждениях, в ходе, которой уточнялась и дополнялась гипотеза, характеристика педагогических условий, обеспечивающих эффективность использования полученных результатов исследования.
Третий этап (2012-2013) - систематизация результатов опытно-экспериментальной работы, обобщение полученных результатов, их апробация и внедрение в практику; корректировка практических результатов и оформление материалов диссертации и автореферата.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
- осуществлена попытка системного анализа учения Насреддина Туси о воспитании и его значение в системе обучения современных общеобразовательных учреждениях Ирана;
- выявлены и подвергнуты анализу особенности учения Насреддина Туси о воспитании по сравнению с другими мыслителями его эпохи и последующих периодов развития восточного и западного обществ;
-раскрыты специфика и сложность системы воспитания в современном Иране и акцентированы главные пути их унификации;
-разработаны практические рекомендации по использованию в учебно-воспитательном процессе учения Насреддина Туси о воспитании.
Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты, полученные на основе проведенного комплексного анализа учения Насреддина Туси о воспитании являются теоретически важными для современной педагогической науки.
Сформулированные в диссертации положения, выводы, апробированные на основе учения Насриддина Туси о воспитании, могут быть использованы как инструмент совершенствования учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений Ирана.
Материалы и научно-практические рекомендации автора могут быть
использованы, как в качестве дополнительного материала
формулирования и корректировки материалов учебно-воспитательного характера, а также элемента содержания учебных курсов по дисциплинам педагогического, психологического и социально-этического направления.
На защиту выносится следующие положения:
1.Всестороннее и глубокое изучение творческого наследия великих восточных мыслителей и их педагогических идей даёт возможность учесть нравственные позиции в контексте созданных и написанных ими педагогических произведений, которые, в свою очередь, оказывают позитивное влияние в процессе воспитания, качественном повышении уровня образовательного пространства.
2. Творческое наследие и педагогические идеи Насреддина Туси представляют огромный интерес для анализа и рассмотрения состояния культуры и просвещения эпохи великого мыслителя. Его жизненный путь и педагогические идеи отражают основные тенденции состояния и развития прошлого, видения ве�