Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Сопоставительный анализ нравственных взглядов в педагогических произведениях Абу Хамида Газали и Насриддина Туси

Автореферат по педагогике на тему «Сопоставительный анализ нравственных взглядов в педагогических произведениях Абу Хамида Газали и Насриддина Туси», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Алиреза Мирараб Рази
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Душанбе
Год защиты
 2014
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Сопоставительный анализ нравственных взглядов в педагогических произведениях Абу Хамида Газали и Насриддина Туси», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Сопоставительный анализ нравственных взглядов в педагогических произведениях Абу Хамида Газали и Насриддина Туси"

На правах рукописи

Алиреза Мирараб Рази

СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НРАВСТВЕННЫХ ВЗГЛЯДОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ АБУ ХАМИДА ГАЗАЛИ И НАСРИДДИНА ТУ СИ

Специальность - 13.00.01- общая педагогика, история

педагогики и образования (педагогические науки)

АВТОРЕФЕРАТ

на соискание учёной степени кандидата педагогических наук

Душанбе-2014 005550901

005550901

Работа выполнена на кафедре общей педагогики Таджикского государственного педагогического университета им. С.Айни

Научный руководитель: доктор педагогических наук,

доктор философских наук, профессор Кодиров Каримджон Барфакович

Официальные оппоненты: - доктор педагогических, наук, профессор

Сулаймопи Сафар Исоевич (Академия Образования Таджикистана) - кандидат педагогических наук, доцент

Гафурова Дилером (Кулябский государственный университет им.А.Рудаки)

Ведущая организация: Курган-Тюбинский государственный

университет нм.Носира Хусрава

Зашита состоится «26» июня 2014 г. в «1200» часов на заседании диссертационного совета Д 737.001.01 по защите диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки) при Таджикском государственном педагогическом университете имени С.Айни (734003, г.Душанбе, пр. Рудакн, 121).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ТГПУ имени С.Айни.

Автореферат размещён на сайте ВАК Министерства образования и науки РФ: vak2.ed.ru и сайте Таджикского государственного педагогического университета им.С.Айни tgpu.tj

Автореферат разослан «26» мая 2014 г.

Учёный секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук, доцент

Абдулаева Р.Х.

1.0БЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы исследования. Роль обучения и воспитания в современном мире общеизвестна. Человек своей воспитанностью отличается от других существ, и его сущность развивается только посредством воспитания. Ценность человека также можно определить по степени его обучеиности и воспитанности. Пути достижения совершенного человека, взаимосвязь современных процессов восшгтания, возможно, легко найти во взглядах выдающихся мыслителей прошлого в сфере воспитания и обучения.

В нашем просветительском и цивилизованном мире существует богатое воспитательное и образовательное наследие. Среди выдающихся мыслителен можно назвать такие имена: Абу Хамид Газали, Насриддин Туси и др.

Нравственные взгляды двух выдающихся мусульманских представителей восточной народной педагогики - Абу Хамида Газали и Насрид-дина Туси - могут послужить ключом к решению многих проблем и трудностей образования в современной этике.

Основываясь на том, что мысли Абу Хамида Газали и Насриддина Туси о воспитании весьма полезны, и рассмотрение их размышлений о воспитании весьма актуально.

В области нравственного воспитания историческое рассмотрение нравственных взглядов Абу Хамида Газали и Насриддина Туси свидетельствует о развитости исламской мысли и осведомленности человека об этапах развития и эволюции культуры и познания мира. В связи с этим труды этих ученых способствуют изучению теории и практики воспитания.

Понятие «воспитание» является одним из первоначальных и основных потребностей человеческой жизни, и оно является не только неотъемлемой частью жизни, но сама жизнь от колыбели до могилы является его отражением. Человек только путём правильного воспитания может называться целесообразным и мыслящим существом и добиться своих целей, желаний, чтобы достигнуть высот своего счастья.

Воспитание на базе взглядов и идей прогрессивных мыслителей прошлого имеет огромное значение. Но, с другой стороны, чтобы пройти путь счастья и покорения, необходимы достоверные научные факты, чтобы связывать научные взгляды, и, таким образом, пройти уверенными шагами правильный путь к счастью и покорению и уверенно достичь цели.

В истории, персидско-таджикской педагогики встречаются такие выдающиеся личности, которые вступили в полемику о человеке и о его развитии. Те, которые когда - то в истории педагогики сыграли значительную роль, можно назвать наставниками. Они встречаются в истории до ислама и по настоящее время.

Известно, что бурлящий родник обучения и воспитания, совершенствуясь под влиянием взглядов и мыслей незначительного числа людей в обществе, долгие годы развивался и на протяжении веков многие поколения утоляли свою жажду из этого родника. Рассмотрение этих незначи-

3

тельных взглядов показывает, что выдающиеся мыслители востока сыграли важную роль в теории и практике обучения и воспитания своими яркими воспитательными мыслями. Они смогли привлечь внимание большинства людей, так кгх жизнь и деятельность таких мусульманских представителей истории образования и воспитания может раскрыть очень много интересного мировому сообществу.

Расцвет науки и культуры способствует развитию образования, которое основывается на взглядах, мыслях исторических личностей. На фоне исторических взглядов выясняются неясные стороны образования, раскрываются их нюансы и парадоксы. В этом направлении определяются некоторые аспекты и уточнения, на базе которых образовываются новые направления в области образования. В сфере воспитания важное место занимают нравственные взгляды и мысли выдающихся прогрессивных мыслителей. Актуальность исследования данной темы заключается именно в том, что развитие личности, развитие его культуры, поведения, тесно связано со знанием, знакомством и изучением истории образования, учений и взглядов ученых прошлого.

То, что взгляды мыслителей прошлого являются впечатляющими и целиком посвящены истории педагогики, может способствовать дальнейшему изучению теории и практики воспитания в данном научном исследовании в целом.

Степень разработанности проблемы. Проблема исследования классического наследия к выявление оптимальных педагогических, философских взглядов отдельных мыслителей относятся к числу комплексных и находятся на стыке ряда общественных и гуманитарных наук. Хотя в данной работе эта проблема исследуется с педагогической позиции, тем не менее, возникла необходимость в использовании достижений таких отраслей обществознання, как история, философия, политология, социология и т. д. Необходимость изучения этих исследований выявляется только тогда, когда будет рассмотрен широкий круг научной литературы как западных, так и восточных ученых, сравнение их на уровне современности.

Абу Хамид Газапи и Насриддин Туси два выдающихся гения и крупнейшие представители персидско-таджикской истории и культуры, занимают центральное место в педагогической науке. Нравственные взгляды этих выдающихся ученых веками являются воспитательной короной педагогической культуры, и другие выдающиеся наставники в своей воспитательной деятельности руководствовались и опирались на их мысли и наставления.

В педагогической науке до настоящего времени отсутствует сопоставительный анализ нравственных взглядов в педагогических произведениях выдающихся личностей Абу Хамида Газапи и Насриддина Туси. Кроме некоторых незначительных исторических заметок и нескольких коротких статей, отсутствуют специальные исследования, посвященные данной проблематике.

Рассмотрение взглядов этих ученых показывает, что Абу Хамид Газапи больше коснулся религиозных проблем, а Насриддин Туси, кроме ре-

4

лигиозных взглядов на жизнь, имел склонность к исследованию проблем естества и космоса, то есть уделял большое внимание науке. Абу Хамид Газали относит воспитание к примирению и удовлетворению желания через познание. Однако познание относит к развитию и процветанию естества. Абу Хамнд Газали считает целью воспитания соприкосновение души и разума человека к богу и приближение к Всевышнему. Насриддин Туси считает важность воспитания как регулирующий фактор между тремя человеческими чувствами (страсть, аппетит и речь), однако оба мыслителя придерживаются единого мнения о том, что целью воспитания является приближение к истине. Достижение цели с помощью разума или переход от практики к достоверности и формированию разума является методом воспитания Абу Хамида Газали, а Насриддин Туси придает большое значение в воспитании фактору последовательности природы человека.

Эти мыслители направляют воспитателей воспользоваться в воспитании теорией «привычек». Абу Хамид Газали указывает на очищение поведения и натуры и изменение характера, приводя примеры из жизни пророков, отмечая их одним из лучших примеров нравственности, однако Насриддин Туси рассматривает в воспитании противостояние мудрости и омерзения, считая мудрость соразмерным нравственности, смелости и справедливости, а омерзение - расточительности н небрежности человеческих чувств (страсть, аппетит и речь).

Поэтому сопоставительный анализ нравственных взглядов в педагогических произведениях Абу Хамида Газали и Насриддина Туси представляет большой научный и практический интерес для историко-педагогической науки. Исходя из необходимости изучения нравственных взглядов Абу Хамида Газали и Насриддина Туси, мы в своем исследовании опирались на работы ведущих мировых и отечественных ученых -Миёлора Костуна, Мориса Дабса, Эдварда Томоса, Эйнштейна А, Эмиля Дюркхейма, Хумои Джалалуддина, Фарохани Хасаиа, Сафо Забеулла, Сайда Хусайн Хадивджами, Мухаммада Искандари, Мухаммада Атторона, Муртазо Мутаххари, Накибзода Абдулхусайна, Мехр Алиё Фотиме , Ихдо Хасана Джамоли, Дилшода Техрони, Бехруза Рафии, Бехруза Радом и, Алинаки Файза, Алиризо Аърофи и др.

Различные аспекты нравственного мировоззрения Абу Хамида Газали и Насриддина Туси рассматривались в трудах таджикских ученых Х.С.Афзалова, М.Лутфуллоева, К.Кодирова, М. А. Арипова, И. О. Обидо-ва, X. Рахимова, Б. Рахимова, А.А.Шамолова, З.Диноршоева, У.Х.Абдулатипова, К.Т.Ходжаева и др.

Надо отметить, что игнорирование педагогических, эстетических воззрений этих представителей исторически неоправданно, ибо этот аспект мировоззрения занимает центральное положение в них. В последние годы появилось немало интересных и содержательных работ, посвященных исследованию педагогической мысли Востока.

Среди них следует отметить монографию К.Б Кадырова «История воспитания, школы и педагогической мысли таджикского народа (с древних времен до возникновения Ислама)». Он внес значительный вклад в

5

исследование доисламского педагогического наследия таджикского народа. Автор анализирует влияние педагогической мысли этого периода на формирование и развитие педагогических и дидактических воззрений последующих мыслителей Востока.

Необходимо подчеркнуть, что сопоставительный анализ нравственных взглядов Абу Хамида Газали и Насриддина Туси на проблему образования и воспитания до сих пор не исследован комплексно в монографическом плане. Поскольку настоящее исследование продиктовано насущной необходимостью наиболее полной оценки и характеристики значимости и важности проблемы, считаем необходимым внести ясность в степень изучения её в педагогической науке.

Объектом исследования является сопоставление нравственных взглядов на воспитание в педагогических произведенях Абу Хамида Газали и Насриддина Туси.

Предметом исследования является внедрение в деятельность современной национальной школы нравственных взглядов Абу Хамида Газали и Насриддина Туси, способствующих совершенствованию педагогического процесса.

Цель исследования заключается в выявлении общих закономерностей и специфических особенностей формирования и развития нравственных взглядов Абу Хамида Газали и Насриддина Туси, определение его места в современной педагогической науке. Также целью данного исследования является определение имеющихся сходств и различий в нравственных взглядах Абу Хамида Газали и Насриддина Туси для получения большей информации и приемлемых образцов обучения и воспитания детей, созвучие, содействие в современном обществе. Исходя из этого, сравнение ярко выраженных нравственных взглядов Абу Хамида Газали и Насриддина Туси, применение их в процессе образования и воспитания является важнейшей частю данного исследования.

Для достижения указанной цели определены и выдвинуты следующие задачи:

- выявить исторические, социально-экономические, культурно- педагогические истоки формирования и развития нравственных взглядов Абу Хамида Газали и Насриддина Туси;

- проанализировать систему нравственных идей великих мыслителей и определить их место в современной педагогической науке;

- выявить пути эффективного использования нравственных взглядов и педагогических идей Абу Хамида Газали и Насриддина Туси;

- разработать методические рекомендации, подготовить научно-аналитические материалы по использованию нравственных взглядов Абу Хамида Газали и Насриддина Туси в процессе обучения и воспитания молодого поколения.

Гипотеза исследования. Всестороннее изучение, объективная оценка и сопоставление нравственных взглядов в педагогических произведениях Абу Хамида Газали и Насридина Туси в обогащении и совершенствовании учебно-воспитательной работы, построение педагогической

6

концепции обучения и воспитания помогут восполнить имеющиеся пробелы в национальном и демократическом восприятии подрастающим поколением процессов глобализации мировой культуры. Теоретическую н методологическую основу исследования составляют закономерности и необходимость глубокого изучения культурного наследия прошлого, особенно представителей отечественной педагогической мысли. Методологической базой послужили нормативные документы, фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых - философов, педагогов, психологов, историков и критиков.

В ходе проведенного исследования использованы следующие методы:

- анализ философской, историко-педагогической, востоковедческой литературы, посвященной творчеству и педагогической деятельности Абу Хамида Газали и Насриддина Туси; отбор, систематизация и обобщение нравственных взглядов Абу Хамида Газали и Насриддина Туси; сопоставительный анализ оценки нравственных взглядов Абу Хамида Газали и Насриддина Туси, раскрывающих становление и развитие системы образования и педагогической мысли на современном этапе; процесс исследования в данной научной работе основывается на описательно-аналитическом методе и для достижения цели были использованы книги, вестники, статьи и другие источники, а также соответствующие научные сайты, касающиеся нравственных взглядов Абу Хамида Газали и Насриддина Туси.

Исследование проводилось в четыре этапа:

На первом этапе (2008-2009) были изучены и обобщены теоретико-методологические аспекты вопросов воспитания и нравственной воспитания. На данном этапе были определены место и роль воспитания, особенно нравственное воспитание в системе педагогических знаний.

На втором этапе (2009-2010) выявлены истоки формирования и развития нравственных взглядов Абу Хамида Газали на основе изучения его наследия отечественными и зарубежными учеными.

На третьем этапе исследования (2010-2011) подводится тщательный анализ и выявление нравственных взглядов Насриддина Туси.

На четвертом этапе (2011-2012) были подведены итоги проделанной работы, обобщены результаты исследования, оформлялись выводы и рекомендации.

Исследование основывалось на следующих источниках:

1. Оригинальным источником для рассмотрения нравственных взглядов Абу Хамида Газали и Насриддин Туси являются книги «Кимиёи саодат» («Элексир счастья»), «Ахлоки Носири» («Насирова этика») и «Метод обучения» (Усули омузиш).

2.Суфийское средневековое педагогическое наследие Абу Хамид Газали «Кимиёи саодат» («Элексир счастья»), «Ихиа улум ад-дин» («Воскрешение наук о вере») и др.

3.Фундаментальные труды отечественных и зарубежных исследователей: М. А. Арипова, И. О. Обидова, X. С. Афзалова, К. Б. Кодирова, М.

7

Лутфуллоева, X. Рахимова, Б. Рахимова, Д. С. Комиссарова, А. П. Пахла-вонова, X. X. Тллашева, 3. Раджабова и др.

4.Антология педагогической мысли таджикского народа, Энциклопедия персидско-таджикской прозы, Словарь педагогических терминов и др.

Научная новизна исследования состоит в том, что в истории отечественной педагогики впервые определены социально-педагогические, историко-литературные предпосылки, способствующие формированию нравственно-педагогической концепции творчества Абу Хамида Газали и Насридина Туси.

В работе дается целостный анализ нравственных взглядов этих величайших представителей педагогической мысли. Определено значение нравственного учения Абу Хамида Газали и Насридина Туси в современной истории педагогической мысли, выявлены принципы и методы обучения и воспитания в их педагогических трудах. Впервые в диссертационном исследовании рассмотрены сопоставительный анализ нравственных взглядов в педагогических произведениях Абу Хамида Газали и Насрид-дина Туси в монографическом плане. Идея преобразования структуры, системы обучения и воспитания Абу Хамида Газали и Насриддина Туси сыграла свою историческую роль в жизни народов Средней Азии, она признана одной из существенных составляющих общечеловеческой культуры, представляющей педагогическую ценность и на современном этапе.

Теоретическая значимость работы заключается в целостном анализе нравственных воззрений, педагогических и дидактических идей Абу Хамида Газали и Насриддина Туси. В работе аргументированно и обоснованно показывается морально-этическая доктрина этих великих мыслителей, анализируются вопросы профессионального, семейного, трудового, гуманистического воспитания и обучения в педагогике XI века; раскрываются учения мыслителей об идее гуманного, гармоничного развития личности и её формирования.

Практическая ценность исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы при составлении учебников, программ, учебных пособий по педагогике и педагогической психологии, обогащающие теорию и практику современной педагогической науки. Изучение нравственных взглядов Абу Хамида Газали и Насриддина Туси в сравнительном плане и его соратников позволяют восполнить пробелы, существующие в изучении просвещенческих направлений. В работе освещены многие важные проблемы обучения и воспитания, которые имеют нравственный характер и до сих пор в достаточной мере не изучались и не анализировались. Надеемся, что преподаватели педагогических вузов, а также родители и другие слои общества изъявят желание пользоваться в своей деятельности результатами исследования.

Результаты могут быть применены при разработке соответствующих тем лекционных курсов по обшей педагогике, истории педагогики, методике воспитательной работы, факультативов, спецсеминаров, программ, при создании учебников и учебных пособий по истории школы и педаго-

8

гики (в содержании историко-литературных предметов в школе, а также в воспитательной работе со студентами и школьниками).

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена изучением древних и средневековых письменных источников. При анализе исследуемого историко-педагогического материала введена в научный оборот терминология с учетом современных философских, культурологических концепций, а также совокупность различных методов изучения, адекватных целям и задачам исследования.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации получили отражение в научных публикациях автора, а также на заседаниях кафедры общей педагогики Таджикского государственного педагогического университета им. С. Айни (2009-2012 гг.). Основные положения и выводы исследования апробировались в следующих публикациях автора: «Исследование воспитательных взглядов Имама Мухаммада Газа-ли» (Вестник ТНУ), «Воспитательные взгляды великого мыслителя Му-хаммадтаки Джафари» (Вестник ТНУ) и «Воспитательные взгляды Саади» (Известия АН РТ).

Также основные результаты диссертационной работы докладывались на ежегодных научно-практических конференций в Иране. Основные положения, выносимые на защиту:

1. Специфика взаимодействия социально-педагогических факторов в эпоху средневековья оказала значительное влияние на становление педагогики и дидактики мыслителей; на возникновение и формирование произведений педагогической литературы нравственно-назидательного характера; становление педагогики и дидактики мыслителей Аджама в XI веке способствовало воспитанию, его целям и средствам, развитию принципов и методов обучения; педагогическое наследие в таджикско-персидской литературе оказало большое влияние на развитие педагогической мысли Средневекового Востока.

2. На основе процесса взаимодействия народной педагогики, педагогических идей произведений назидательного характера мыслителей Абу Ха-мида Газали и Насриддина Туси развивалась новая, прогрессивная педагогическая мысль.

3. Нравственные учения мыслителей Абу Хамида Газали и Насриддина Туси подняли на новую ступень гармоничное развитие личности, они пытались проникнуть в суть природы человека, учить социальные и биологические детерминанты воспитания.

4. Создание духовной культуры при отношении современников к прошлому наследию, представление его всемирного нравственно-этического значения в диалектическом отношении с народным этико-религиозным.

5. Освещение основных выводов исследования послужат в качестве достоверных источников обучения и воспитания в педагогическом, психологическом направлениях в соответствии с восточной традицией и культурой.

6. Передовые идеи мыслителей Абу Хамида Газали и Насриддина Туси имеют важное значение в вопросах развития личности, места и роли человека в обществе, умственного, религиозного, физического, трудового,

9

профессионального, семейного, патриотического воспитания, самопознания и т.д.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, степень разработанности проблем, объект и предмет исследования, цель и задачи исследования, гипотеза исследования, теоретические и методологические основы исследования, этапы исследования, источниковая база, научная новизна работы, теоретическая значимость и практическая ценность исследования, достоверность и обоснованность результатов исследования, излагаются обстоятельства, затрудняющие решение поставленных перед диссертантом задач.

В первой главе диссертации - «Теоретико-методологические аспекты нравственных учений в н сто р и ко - педагогической мысли» - рассматриваются теоретические вопросы исследуемой проблемы. Данная глава состоит из двух параграфов.

В первом параграфе - «Попытки обобщения нравственных учений в исторнко - педагогической мысли» - анализируется история формирования и возрождения нравственных взглядов, их источников, возникновение направлений, их влияние на последующих мыслителей. Анализируя нравственные взгляды мыслителей, автор также рассматривает воспитание как педагогическую категорию в целом и нравственное воспитание, в частности.

Диссертант полагает, что первые попытки обобщения моральных процессов, являющихся прямым продолжением этических размышлений в рамках героического эпоса (Гомер и Гесиод), практической мудрости (Семь Мудрецов) рассматривали пифагорейцы. Более развитое обобщение о морали мы находим у Гераклита. Он понимает нравственность, как мудрость, как следование законам природы, а не религиозным предписаниям или указаниям законодателя: «Мудрость состоит в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь к природе, поступать с ней сообразно»1. Во фрагментах Гераклита «О природе» содержится важное положение об относительности и взаимозависимости нравственных понятий: «И добро и зло (единое)».

Демокрит обобщает предшествующие этические представления. Он первый из античных ученых обращается к внутреннему миру человека. Нравственным идеалом Демокрита является мудрец, презревший суетность жизни. Мыслитель акцентирует внимание на экзистенциональном характере моральных механизмов. Он вводит в этику понятия стыда и долга как внутренних регуляторов поведения: «Не из страха, но из чувства

1 Материалисты Древней Греции. /Собрание текстов Гераклита, Демокрита, Эпикура. /Под ред. М.А. Дынника - М.: Госполитиздат (Акад. наук СССР ин-ут ФилосоАии! - 1955 -С 57

10

долга нужно воздерживаться от дурных поступков». Демокрит особое значение придаёт таким ценностям, как: справедливость, честность, истина, названным позднее общечеловеческими ценностями.

Сократ утверждал, что единственным объектом изучения может быть только человек и прежде всего его нравственность; мысль, суммированная Сократом, в кратком изречении звучит: «Познай самого себя». Исследуя добродетели, Сократ пришел к выводу, что каждая из них есть определенное знание. Мудрость есть знание, как соблюдать законы. Мужество - знание, как преодолеть опасность. Умеренность, или воздержанность, - знание, как обуздывать собственные страсти, Таким образом, он доказывает, что нравственность и знание взаимообусловлены: «Справедливость и всякая другая добродетель есть мудрость».

Основу этики Платона составляет учение об идеях и учение о душе. В душе Платон различал три части и с каждой связывал только ей присущую добродетель (нравственные ценности): с разумной частью души -мудрость, с волевой частью - мужество, с чувствующей частью - воздержанность. Гармоническое сочетание этих трёх основных нравственных добродетелей образует четвертую - справедливость. Высшая добродетель, по его мнению, - мудрость. Главная задача нравственного воспитания по Платону - добровольное подчинение законам. «...Надо рассмотреть, какие качества дают человеку наилучшим образом провести свою жизнь. И уже не закон, а похвала и порицание должны здесь воспитывать людей и делать их кроткими и послушными тем законам, которые будут изданы»2.

Наибольшей теоретической глубины достигает учение греков о нравственности у Аристотеля. В «Ннкомаховой этике» и «Политике» он реалистически анализирует проблемы морали, указывая, что «люди образуют понятия блага и блаженства - сообразно с жизнью, которую они ведут»3. Аристотель впервые создаёт классификацию добродетелей и пороков. Основными добродетелями у Аристотеля служат: мужество, умеренность в наслаждениях, мудрость, великодушие, кротость, правдивость, общительность, любезность, справедливость, которые мы относим к нравственным ценностям. К порокам он относит трусость, скупость, мелочность, малодушие, честолюбие, гневность, хвастовство, грубость, несправедливость. Для характеристики добродетелей значимо учение «О золотой середине», которую Аристотель развивает самым тщательным образом: «Добродетель есть известного рода середина, поскольку она стремится к среднему».

Вершиной античной этики явилось учение Эпикура. Учение о благе Эпикур начинает с рассмотрения проблемы удовольствия и страдания. Он выделяет два рода наслаждений: физические - потребность, в пище, жилище, одежде и духовные - наслаждения, получаемые от знания и дружбы. Эпикур подчеркивает, что начало потребностей человека - материально, в этом нет ничего постыдного, ибо здесь обнаруживается естественная

3 Платон. Соч в 3-х т. /Под ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса. -М: Мысль. - Т2. - 611 с. - С. 190.

1 Аристотель. Сочинения: В 4т. - М.: АН СССР, инст-т философии. - 1975. -С.6.

И

необходимость. Полагая наслаждение «началом и целью, блаженной жизни», Эпикур понятие добродетели связывает с понятием средств достижения этой цели. «Красоту, добродетель и тому подобное следует ценить, если они доставляют удовольствие; если же не доставляют, то надо с ними распрощаться». Выше всего в людских отношениях Эпикур ценит дружбу, основанную на равенстве и единомыслии. «Благодарный человек всего более занят мудростью и дружбой, одна из них есть благосмертное, другая - бессмертное»4, ибо память о нем сохраняется друзьями.

В теологических спорах о свободе воли, о месте разума в нравственной жизни человека, о «лестнице добродетелей и грехов» пробивались ростки гуманистических воззрений на мораль, которые подготавливали почву для её освобождения от оков религии. Философия Пьера Абеляра, Бернара Клеровского, Сигера Брабантского подвергает критике схоластические учения Августина, Фомы Аквинского о теологических добродетелях. Добродегель, по мнению Сигера Брабантского - естественный навык, своебразный с требованиями разума, который возникает у человека в деятельности и исчезает, оставаясь без изменения. В трактате последователя Сигера Брабантского -Боэция Дакийского - столь же энергично утверждался земной характер моральных ценностей: «Высшее благо достаётся силою разума: для теоретического разума это - познание истины, для практического - добрые дела»5.

Второй параграф «Нравственное воспитание с точки зрения ислама» - посвящено анализу аятов Корана и других исламских высказываний по поводу нравственной воспитании. С точки зрения аятов и преданий «воспитание» - это воспитанность, присмотр, ухаживание, исправление. У пророка Мухаммада есть одно важнейшее толкование: «Каждый, который воспитывает ребенка и этот ребенок скажет: «Ла шаха шлал ла», не станет перед божьим судом».

При всем этом этот хадис указывает на ощутимую и важную роль исламского воспитания и его применение в формировании нравственности человека, его способностей и талантов.

С точки зрения древних ученых, у некоторых из них не было никаких сомнений, что нравственность необходимо формировать во всём человечестве и, согласно терминам ученых, необходимо нравственность формировать в человеке в виде ангелов. По мнению древних ученых, воспитанный человек тот, в которого не вошло то, что называется мудростью, в виде пери или ангелов. Однако если не вошло в тело человека и не смешалось с его плотью, то это «состояние», а не мудрость, потому что должна иметь место вечность, и должен быть ангел, для того чтобы быть неисчерпаемым.

Слово «воспитание» исходит от корня «рабу» и имеет значение «созревание» и «развитие». Слово «такзпя» также исходит от корня заки, что

* Материалисты Древней Греции. /Собрание текстов Гераклита, Демокрита, Эпикура. /Под ред. М.А. Дышшка - М : Госполитнзяат (Акад. наук СССР ин-ут Философии). - 1955.-С. 224.

5 Шевкина Г.В , Снгер Брабантский и парижский аверрои-сты ХПв М : Мысль - 1972. - С. 64

12

означает «созревание» и «развитие». В связи с этим оба, как тарбия (воспитание), так и такзия (формирование) в словаре имеют аналогичные значения. В священном Коране слово такзия применяется при душевных, а слово тарбия — при физических аспектах человека. Слово тарбия (воспитание) употреблено в Коране в двух случаях.

Человек является основной темой и одним из главнейших читателей этой науки, потому что воспитанием считается «обеспечение условий для развития и созревания тех способностей, которые вложены богом». В связи с этим только через кого-то он поистине знакомится и затем воспитывается, узнает чего сам достоин, потому что наилучшим источником изучения человека и науки человековедения является источник, который содержит божьи послания - Коран и предания.

В исламских источниках выражено то, что целью послания божьих пророков является воспитание и формирование человека и совершенствование всех его способностей, которые заложены в нем.6

Воспитанием можно считать естественное постепенное и гормональное развитие и совершенствование всех человеческих сил и способностей. Воспитанием является тип жизненных позиций, которые имеют непосредственное отношение к человеку и являются неотъемлемой частью его моральных ценностей. Иранский ученый Муртазо Муттахари относит воспитание к приведению в действие внутренних способностей, которые существуют в нем. В этом значении приходят в действие все тайные силы человека, придазая им соответствующий вид.7 Некоторые из исследователей при определении обучения и воспитания акцентировали внимание на сущности человека и говорили, что воспитание является путеводителем всех аспектов мыслей индивида, что воспитание ребенка на всех этапах его развития, все аспекты и области, касающиеся ребенка, - интеллектуальная, социальная, духовная - формируют личность человека.8

Воспитанием могут заниматься те, которые приступают к воспитанию детей с раннего детства и на определенном этапе становятся их путеводителями в дальнейшей жизни, ведя их по пути развития и совершен-

9

ства.

Воспитание является понятием ёмким, оно распространяется на все области деятельности человека: физическую и умственную, силы, способности, мощь и другие направления человеческой жизни. Однако нравственный фактор является одним из ключевых направлений человеческой деятельности. В связи с этим можно говорить о том, что воспитание состоит из разнообразных частей: физическое воспитание, умственное воспитание, религиозное воспитание, половое воспитание, воспитание милосердия, воспитание мистицизма, культурное воспитание, социальное воспитание и др. Муртазо Муттахари пишет: «Воспитание является доведе-

6 Нахдж - ул - боло^ (перевод Мухаммад Дашти). -Тегеран, 1992 <1370). -T.1. -С.38.

7 Муртазо Мутгахарн. Обучение к воспитание в исламе. -Тегеран: «Capo», 1989 (1367). -С. 33.

* Мухаммад Бпхншти. Взгляды мусульманских ученых об обучение и воспитании. - Тегеран,

1998(1376).-С. 50.

' Бокнр KvpaiíuiH. Система исламского воспитания. - Тегеран, 2005 (1383). -С.24.

13

нием до совершенства всех человеческих способностей и сохранением между ними определенного равновесия и гармонии, с той целью, чтобы довести воспитанника до совершенного развития».10

Мирабдулхасан Накибзода пишет: ««Воспитание» имеет три аспекта: обучение, воспитание и выращивание. Обучение - это передача вырабатываемых знаний другим; воспитание - это выращивание и приведение в действие естественных и внутренних способностей, и, наконец, получение плодов - появление средних изменений, которые нами называются цели»."

Гулямхусанн Шукухи отмечает, что «Воспитание является плодом бережности, которая в процессе его развития осуществляет путешествие в сторону его совершенства, это действие человека благоразумного, который пытается воспитывать индивида и обучать его. Воспитание является путеводителем процесса развития методов, выбранных желающим для создания условий совершенствования и развития человека.12

Вторая глава - «Нравственные взгляды Абу Хамида Газали»-посвящена анализу роли педагогических идей и нравственных рассуждений Абу Хамида Газали. В первом параграфе этой главы - «Обучение п воспитание в педагогическом учении Абу Хамида Газали» - анализируются произведения Газали, место и роль обучения и воспитания в его рассуждениях. Газали является первым из тех, кто говорил детально и подробно о воспитании ребенка, и можно с уверенностью утверждать, что он является основоположником науки, которую на сегодня называют «Детской психологией», являющейся важнейшей областью воспитания ребенка. Газали удалось изменить систему образования и воспитания своего времени и выступить против тех методов, которые были широко известны, но были не - эффективными. Одни в то время были беспочвенными и порождали зависть и эгоизм. Он считал гнусным предметом полемику и дискуссии, которые являлись важнейшим методом и мощнейшим научным орудием того времени, используемым только ради хвастовства и победы над противником. Газали в книге «Возрождение религиозных наук» посвятил специальную главу значению науки и ученого, манерам обучения и воспитания своего времени, также систематизации новейших программ.

Газали - крупнейший ученый, выдающийся представитель философской мысли. По существующим сведениям, Газали является автором более 657 книг на темы нравственности, образования; законы шариата, риторики, комментарии аятов и других различных наук, самыми известными из которых являются «Эхёи улум ад- дин» и «Кимиёи саодат», которые были написаны в расцвете его зрелости.

Взгляды Абу Хамида Газали о воспитании и обучении можно найти в книге «Кимиёи саодат». Газали одобряет обучение детей с раннего дет-

Муртазо Мутаххари. Совершенный человек -Тегеран, 1998 (1376). -С.3-9 Мир абдулхусаин Накибзода. Литературный журнал человеческих наук - Тегеран 1998 0376). -С.63. IV.

' Мухснн Шукухи. Источники исламского образования и воспитания. - Тегеран, 2005 (1383). -Сб.

14

ства, так как в детстве обучение похоже на печать гравированную в камне, которая не смывается и остаётся навечно. Он считает детскую душу самой невинной и способной принимать любые знания и науки. «Ребенок - это существо, которое дается нам на сохранение родителями, его сердце непорочно и похоже на тонкий и чистый лист, он непорочен, как земля, которая даёт плоды, которые посеешь».13

Достижением истории обучения и воспитания является то, что выдающееся педагоги оставили после себя, это огромное наследие, 20 из которых были объектом исследования. Однако, к сожалению, в них не даётся точного и ясного определения слову «воспитание». Как-будто не требовалось объяснения, и как - будто они в нужной степени ясно представляли себе цель воспитания, и не посчитали необходимым дать четкое определение данному явлению.

Лбу Хамид Газали также недалек от этой истины, и только лишь по отдельным рассуждениям и анализам мыслителя можно догадаться о том, что он все-таки даёт определение «воспитанию». Исследование богатого наследия Абу Хамида Газали показывает, что всего в трёх местах он излагает своё мнение по поводу воспитания и почти десять раз касается вопросов изменения и улучшения воспитания, этики учителей. В других определениях больше применяется слово «воспитание» в значении «выращивание растений, кормление и воспитание тела и души ребенка».14

Другие выдающиеся мусульманские педагоги вместо слова «воспитание», больше употребляют слова: наказание, награждение, очищение, воздержание. Плутон, Аристотель, Фараби, Авиценна, Мисквайх, Ходжа Насир, Ибн Халдун и многие другие педагоги «воспитание» считают отдельной дисциплиной.

Итак, по его мнению, «воспитание» не является наукой. Это предмет и мастерство, которое зависит полностью от работы и способностей.

В своей книге «Фарзанднома» («Наставления ребёнку») Абухомид Газали отмечает: «Необходимо, чтобы мудрец направил его на верный путь, и отделял его от недостойных поступков. Вместо плохого вселить в него добрые нравы, как крестьянин, ухаживающий за зерном, устраняет чуждые растения, которые появились среди него, и очищает от камней или комков, поливает и удобряет, чтобы в итоге получить хороший и качественный урожай.

В книгах «Эхё улум ад- дин» (Возрождение религиозных наук) и «Кимиёи саодат» («Эликсир счастья») Абу Хамид Газали отмечает, что: «Человек рождается под счастливою судьбой. Однако родители в результате неправильного воспитания направляют его на неверный путь». Абу Хамид Газали в данном случае имеет в виду общество, которое воспитывает ребенка, и другие факторы, влияющие на воспитание ребенка. Из этого следует сделать вывод, что воспитанием является сохранение ребенка в

" Абу Хамил Газали. «Кимиен саодат» («Элекеир счастья»), -Тегеран, 1993 (1371). -С.-123.

Мехр Алис. Сравнение нравственных взглядов Мухаммада Так» Джафари и имам Мухаммад Газали. - Тегеран, 2008 (1386). -С. 65.

15

нормальном и правильном направлении и в последующих этапах. Если кто-то остался за бортом воспитания и не имел возможности получить достойное воспитание, необходима полная компенсация изначального его воспитания, чтобы наверстать упущенное, достойно воспитываться и стать полноценным членом общества.

В книге «Эхёи улуми дин» («Возрождение религиозных наук») подчеркивается: «Если не будет учёных, то люди превратятся в животных». В подтверждение этих слов далее он отмечает: «Учёные поднимают людей из животной низости до человеческой высоты». В другом месте говорит следующее: «Знание имеет место в каждом человеке, а если посеять семена в землю или жемчужину на дне моря, - оба они должны развиваться и дать плоды, человеческие способности также должны развиваться и совершенствоваться. Обучение и воспитание также имеют такое значение, ибо всё зависит от учителя, только посредством обучения учащийся старается походить на учителя. Только обучение и воспитание поможет развивать те способности, которые заложены в человеке.

Второй параграф данной главы- «Роль привычек в обучении и воспитании к её отражение в произведениях Абу Хами да Газали» -посвящено определению места и роли человеческих привычек и его влияние на обучение и воспитание. Также в этом параграфе автор показывает отражение данной проблемы в произведениях Абу Хамида Газали.

Абу Хамид Газали указывает на привычки как на одно из средств и воспитательных методов, которое получило оттенки хороших и добрых нравов, и человечество вопреки потребности к противоречиям, стараниям и долгим противоречиям прибегает к ним. Однако Абу Хамид Газали, который считает привычки воспитательным фактором, выступает против инструментальной и механической воли: «Необходимо всегда иметь в виду цели и банальные побуждения, а также живую связь между душой человека и Богом. Связь, которая внушает уверенность в благосклонных качествах и примитивных склонностях, однако темные деяния не могут омрачать человеческие сердца и испортить их».15 С точки зрения Абу Хамида Газали, нравственность и убеждения упираются на значение и роль привычек. Нравственность имеет две основы: природную, которая дарована из божьей любви, заимствованная, которая приобретается посредством привычек окружающих.

Абу Хамид Газали придерживается мнения ученых относительно понятия привычка как психическое состояние человека. Привычка - это психическое состояние человека, которое появляется в человеке и оставляет свои дополнительные следы на человеческом теле, она склонна к действию, плотно приживается в психике человека, отражается на его поведении и характере без затруднений и лишних эмоций, однако неизбежно выявляется как естественное явление без особых забот. С точки зрения Абу Хамида Газали, существуют два этапа привычек: затруднительный этап поведения- этап, в котором нелегко и негладко удается человеческое

15 Ибрагим Амшш. Ислам, обучение и воспитание. 4-е издание. -Тегеран, 1998 (1376). Т.2.-С. 123.

16

поведение, однако связано с проблемами и определенными трудностями устойчивость действий. Привычки состоят из качества, состояния и душевной стабильности, которые направляют человека на инструментальные и механические деяния.

Абсолютное развитие привычек только тогда может случиться, когда человек проявляет увлеченность к действию и приложил усилия для продолжения постоянства. Если целью воспитания является упорядочение и придание формы поведения, привычки являются основной материей, в которой ребенок формируется и получает определенную человеческую форму. Абу Хамид Газали ещё с младенческого периода рекомендует организовывать достойные условия ребенку.

В воспитании и обучении Абу Хамид Газали признает положительные и отрицательные аспекты. Оно состоит из контроля над страстью, из порицаемой нравственности, направления на путь истины и счастья, душа подобно непорочной земле, с которой необходимо убрать, вырвать сорняки, чтобы на ней росли разнообразные цветы.

Детский период, по мнению Абу Хамид Газали, является самым важным периодом в его жизни и убежден в том, что необходимо использовать моменты этого периода, так как то, что изучает ребенок в этот период, навсегда остаётся в его памяти. Абу Хамид Газали указывает на десять важных задач для ученика: очищение от пристрастий и порочных привычек, таких как гнев, высокомерие и зависть; отстранение от связи с мирским соблазном; непроявление высокомерия в своих знаниях и своего учителя; выбор того стиля, который по нраву учителю; выбор важной науки для обучения; выбор наилучшей науки, то есть выбор божьих наук; воспитание и систематичность в обучении; признание и уважение наук, согласно результатам, основанным на фактах; приближение к Аллаху и достижение божьих границ в интересах ученика; проверка относительно ученых с заключительной целью.

Таким образом, Абу Хамид Газали считает причастными родителей и учителей в счастье и несчастье ребенка и в продолжение рекомендует следующее: «Воспитывать в нем добрые нравы и научить его избегать общества дурной компании, приучить его к трудностям, чтобы не стал эгоистом». Относительно няни ребенка пишет: «Женщина, которая кормит своей грудью ребёнка, должна быть покорной, чтобы имела добрый нрав и была благочестивой, потому что через молоко могут передаваться дурные нравы».

В третьей главе—«Нравственные мысли Насриддина Туси»- анализируются этические взгляды выдающихся мыслителей Абу Джафара нбн Мухаммада нбн Хасана Туси. Туси считается одним из выдающихся ученых и деятелей науки Востока. Он имел богатое наследие в различных отраслях, в том числе относительно нравственности, обучения и воспитания.

" См.: Сайд Махди Соней. Исследование в исламском воспитании и обучении. - Машхад, 2000 (1378). -С.7

Первый параграф -«Позитив нравственности и воспитания в «Ахлоки Носнри» («Носнрова Этика») Насриддина Тусн»- посвящен анализу одного из основных произведений Насриддина Туси, где отражены нравственные принципы. Автор считает, что Насриддин Туси в книге «Ахлоки носири» («Носнрова этика») излагает основные мысли о нравственности и воспитании. В ней даёт свои советы правителю Кахистана Носириддину Абдулфагху Абдурахиму Абимансуру, и данное название книги исходит от имени правителя Носириддин Абулфатха.

Книга «Ахлоки Носири» («Носнрова этика»), с точки зрения стиля, относится к прозе мурсап, она состоит из введения, заключения и трех глав, в которых идет речь о нравственности, о правилах жилищного благоустройства и ведения городской политики. Каждая из глава делится на определенные разделы. Насриддин Туси считает воспитание рождением ангела в человеке путем привычек. В этой книге он отмечает следующее: «Воспитание есть качество, которое должно следовать за природой, чтобы человек мог в совершенстве показать изящество явлений. Природа своего рода учитель, а продукт природы - ученик.

Насриддин Туси убеждён в том, что каждого, кто придерживается определенной дисциплины или, необходимо направить силу именно в ту отрасль, чтобы насладиться вкусом знаний. Действительно, Насриддин Туси конкретизируя роль обучения и воспитания, находит их суть в правильном выборе профессии, иначе вся проделанная работа в воспитании и обучении дело напрасное и бесполезное. Насриддин Туси отмечает, что человек обладает чувством страсти, гнева и разума и эти чувства формируются поэтапно. Первое чувство - чувство страсти, затем - гнева, а последнее - разума. В планировании обучения и воспитания необходимо иметь в виду поэтапное формирование и отражение чувств. Он также подчеркивает, что «Природа человека содержит склонность к получению знаний и практики. Если планирование обучения и воспитания будет систематизироваться на почве образования и мудрости, то человечество будет развиваться достойно и будут формироваться всесторонние способности и научное воззрение.

Первой основной задачей родителей, по мнению Насриддина Туси,-дать ребёнку доброе имя. По его мнению, достойное имя является двигателем, способствующим его дальнейшему развитию, а имя, которое не соответствует ребёнку, всю жизнь будет доставлять ему неудобства. Недостойное имя способствует тому, что у ребенка появится комплекс неполноценности и в его представлении произойдет искажение чувства «я». Если же давать ребенку смешное и недостойное имя, незначимое имя, отмечает насриддин Туси, без сомнения, это оставит в его жизни недобрый след.

Методами воспитания, с точки зрения Насриддина Туси, являются «повторение» и следование за природой человека; он считает важным реа-

См : Сайд Махдн Соней. Исследование в исламском воспитании и обучении -Машхад 2000 (1378).-С. 64.

лизацию методов воспитания на определенных этапах психического и физического развития в воспитании человека. Наличие навыков он связывает с двумя факторами: первый - природа, второй - привычка.

Согласно мнению Насриддина Туси, ребенок после младенческого периода, с учетом его требований и слабостей, склонен к воздействию окружающих. И, возможно, в случае непроявления должного внимания относительно него, он сразу ухватится за безнравственные поступки. «И когда завершится его младенчество, необходимо сразу приступить к его нравственному воспитанию. Прежде чем уловить безнравственность, надо проявить интерес к прилагаемому воспитанию, которое свойственно его природе, так как она зависит от его нужд и слабостей».

Насриддин Туси в своей бесценной книге «Ахлоки носири» («Носи-рова этика») указывает на то, что в воспитании необходимо обратить внимание на природу каждого человека. Он подчеркивает, что в то же время, нравственность является божьим предписанием, диктующим опираться на природу, и нужно соблюдать порядок существования навыков и чувств, поэтому нужно учитывать, к чему склонны чувства и увлеченность, и соблюдать дисциплину, меру относительно этапов развития и совершенствования природы. Содержание и истина следования за природой заключается в том, что для программирования воспитания ребенка и подростка необходимо сначала изучить природные особенности их развития, а затем, учитывая все это, заложить фундамент воспитания. И это фактор, по мнению многих психологов и ученых, преобладает своим воздействием в современном мире.

Насриддин Туси, по поводу преимущества нравственного воспитания придерживается мнения греческих мыслителей и на их фоне рассматривает добродетель умеренной, а умеренность связывает с четырьмя факторами: благочестие, смелость, мудрость и справедливость. Злодейство же относит к трём факторам страстей (пристрастие, гнев и злословие). Хотя мышление Насриддина Туси совпадает с мнением Аристотеля, однако он по поводу безнравственного злодейства имеет свой новый взгляд, который до этого никем не рассматривался. Другие связывали безнравственное злодейство с тем, кто переступил черту и вышел за рамки дозволенного, однако он придерживался мнения, что это проявление слабости и своего рода душевного отклонения в чувствах и эмоциях, что называется «низостью». Своими убеждениями он решал те проблемы и недоразумения, которые порождала безнравственность и в некоторых случаях был заинтересован ими. К примеру, можно напомнить о трёх видах отклонений, с которыми человек может сталкиваться с ними и отмечает, что «подлость» в сознании человека рождает нарушение, и это послужит появлению «огромного гнева». Однако огромный гнев способствует порочности, то есть является отклонением в разумности, которое называют «злодейством» или низостью человека. Достоинство прививается в совокупности

18 Насриддина Туси «Ахлоки Носири» («Носирова этика»), -Тегеран, 1982 (1360). -С.222 " См Гулочхусайн Шукухи. Обучение и воспитание, и их этапы. - Мапкад, 2011 (1389). -С. 46.

19

с толкованием достоинств целомудрия, смелости, чистоты и благосклонности. Таким образом, правильно, что Насриддин Туси считает счастье наивысшей целью нравственного воспитания. В связи с этим такая цель нравственного воспитания с двух сторон имеет положительный аспект в том плане, что человек в своём развитии и нравственном воспитании пройти шаг за шагом несколько этапов.

Во втором параграфе данной главы -«Роль родителей в процессе нравственного воспитания детей» - рассматривается место и роль семейного воспитания и, в частности, родительскогго воспитания, его значения в формировании нравственности детей.

Первой основной задачей родителей, по мнению Насриддина Туси, -это дать ребёнку доброе имя. На его взгляд, достойное имя является двигателем, способствующим его дальнейшему развитию, а имя, которое не соответствует ребенку, всю жизнь будет доставлять ему неудобства. Насриддин Туси в одном из разделов книги «Ахлоки носири» («Носирова этика») дает краткое описание по поводу нравственного воспитания ребенка и приступает к рассмотрению разного поведения, где отмечает следующее: «...И как только ребенок появится на свет, необходимо приступить к его воспитанию. Дать ребёнку доброе имя, иначе в течение своей жизни он всегда будет чувствовать себя несчастным». Недостойное имя способствует тому, что у ребенка появится комплекс неполноценностей и в его представлении произойдет искажение своего «я». Если же дать ребенку смешное и недостойное имя, незначимое имя, отмечает насриддин Туси, без сомнения, оставит в его жизни недобрый след.

Одним из принятых мер в воспитании и обучении считается мушо-вара (консультация, совет). Насриддин Туси об этом пишет следующее: «Во всех случаях, как в социальной, так и в обыденной жизни, человек нуждается в советах и консультациях. В бытовой жизни, в позитивных и отрицательных явлениях жизни, в выборе профессии и ремесел, в деле управления государством, его безопасности, в вопросах войны и мира, а также в социально-политической сфере многое зависит от советов и консультаций, так как с единомышленниками возможно, достичь определенных знаний и навыков и освободиться от тяжестей жизни. Советы и обмен мнениями играют огромную роль в совершенствовании нравственных отношений и улучшении действий. Если человек захочет, то достигнет своей цели, совершенствуя свой внутренний и внешний мир. По поводу освобождения от своих слабостей и сознания недостатков он может обращаться и просить советы у компетентных лиц, должен учиться у них и привыкать к советам и наставлениям; должен видеть свои недостатки, быть самокритичным исправлять свои ошибки и порочность. Любовь, поощрение и наказание, повторения и тренировки, освобождение и уединение, споры и дискуссии являются методами мушовара (консультаций).

Методами воспитания, с точки зрения Насриддина Туси, являются «повторение» и следование за природой человека; он считает важным реализацию методов воспитания на определенных этапах психического и фи-

зического развития человека. Наличие навыков он связывает с двумя факторами: первый - природа, а второй - привычка.

По мнению Насриддина Туси воспитанность человека заключена в трёх особенностях: в воспитании чувств. Человек обладает животными, звериными и ангельскими страстями. Эти три страсти совмещены с непокорной страстью, с чистой и непорочной страстью, согласно учениям мыслителей, ангельская страсть считается послушной и прилежной к воспитанию. Человечество сталкивается с многими трудностями относительно воспитания страстей; и необходимо, чтобы при помощи других чувств они воспитывались. Восприимчивость воспитания среди людей разнообразна. Некоторые из них имеют определенную подготовку в этой области и легко поддаются воспитанию. Такие люди наделены благородством, тонкостью души, стыдливостью и застенчивостью, однако некоторые другие не имеют предварительной подготовки и, напротив, выступают против воспитания и наставлений. Подобно черному камню, который никак не отражает свет.20 Насриддин Туси указывает на наличие человеческих отличий, и считает важным и значимым в воспитании учет особенностей каждого человека. Он считает, что дети более склонны поддаваться воспитанию, чем взрослые, и считает детские годы самым удобным моментом в воспитании ребенка. Необходимо с раннего детства начать воспитание. С любовью надо призывать ребенка к данному значимому предписанию и предотвратить его от общения с безнравственными собеседниками. Убежден в том, что человек - существо, воспринимающее воспитание, посредством которого он достигнет счастья. «В связи с тем, что народ по своей природе способен к восприятию этих двух факторов, появилась необходимость в учителях, наставниках и воспитателях, при помощи которых можно сойти с пути несчастья и порочности. Своим спокойствием и бездействием в этом значении достаточно, чтобы создался барьер, и он нашел путь к вечному счастью, стремление и усилия надо приложить к тому, чтобы идти вперед и достигнуть поставленной цели посредством следования за истиной.

Во всяком случае, восприимчивость воспитания, хотя имеет свои отличительные особенности, считается естественной и структурной и потому считается восприимчивым воспитанием, потому что различные внешние и внутренние факторы формируют человеческую личность.

Результаты данного исследования показывают следующее:

- Абу Хамид Газали рассматривает больше религиозные вопросы воспитания, однако Насриддин Туси наряду с религиозными проблемами воспитания делает упор на природу и Вселенную, мирские и научные вопросы.

- Абу Хамид Газали считает воспитанием принятие мер против страстей, препятствование страстям и совершенствование знаний с учётом природных способностей. Однако Насриддин Туси также считает воспи-

20 Муртачо Мутахари. Обучение II воспитание в исламе. -Тегеран: «Садро», 1989 (1367). -С. 101. Насриддина Туси. «Ахлоки Носири»(«Носироваэтика») -Тегеран, 1982(1360). -С. 144-145.

21

танием уделение большего внимания развитию человечества согласно его природным задаткам и стремлению к совершенству.

- Абу Хамид Газ зли и Насриддин Туси рассматривают целью воспитания стремление человека к божеству и достижению близости и соединение с Аллахом.

- Абу Хамид Газали и Насриддин Туси в воспитательном методе своем рекомендуют всем педагогам применять метод теории привычек.

- Нравственные мысли и взгляды этих мыслителей имели огромное позитивное влияние в обучении и воспитании своего времени.

- Многие воспитательные средства и методы Насриддин Туси широко применяются в обучении и воспитании, в числе которых можно назвать сущность последовательности, сущность формирования способностей, сущность взаимодействия с человеческой природой и акцент на человеческие различия.,Абу Хамид Газали также акцентировал внимание на интерактивные, методы обучения: тренировки, повторение, наблюдение, которые являются методами воспитания в обучении и воспитании.

- С точки зрения Абу Хамид Газали и Насриддин Туси учителя знакомы с со всеми пороками общества. Оба два мыслителя подчеркивают уместность награждения и наказания и выступают категорически против физического воспитания.

Предложения

1. Организация и проведение семинаров и научно-исследовательских конференций педагогическом наследия этих мыслителей;

2. Исследования и другие виды изыскания по поводу другого наследия Абу Хамида Газали и Насриддина Туси;

3. Получение больше полезной информации учителями вузов из книг этих исламских ученых и составление новых научных студенческих рефератов и рассмотрение их бесценного наследия.

4. Получение нужных материалов для системы обучения и образования из нравственного наследия этих мыслителей ученым и педагогов.

В заключении подведены итоги исследования, сформулированы основные выводы диссертации, вытекающие из содержания работы, даны практические рекомендации и предложения.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:

I. Статьи, опубликованные в ведущих научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

]. Алиреза М. Р. Исследование воспитательных взглядов Имама Мухаммеда Газали.//Вестник Таджикского национального университета. -Душанбе, 2011. № 5 (69). -С. 441-446.

2. Алиреза М. Р. Воспитательные взгляды великого мыслителя Му-хаммадтаки Джафари.//Вестник Таджикского национального университета. - Душанбе, 2011. № 5 (69). -С.448-452.

3. Алиреза М. Р. Воспитательные взгляды Саади.//Известия АН РТ. Серия: литературоведение. -Душанбе, 2011. №4. -С. 131-135.

4. Алиреза М. Р. Позитив нравственности и воспитания в «Ахлоки Но-сири» («Носирова Этика») Насриддина Ту с и.//Вестник Таджикского национального университета. - Душанбе, 2014 № 3/5 (142) С.214-220.

5. Алиреза М. Р. Роль привычек в обучении и воспитании и её отражение в произведениях Абу Хамида Газапи.// Вестник Таджикского национального университета. - Душанбе, 2014 № 3/6 (145) С.235-241.

6. Алиреза М. Р. Обучение и воспитание в педагогическом учении Абу Хамида Газали.// Вестник Таджикского национального университета. -Душанбе, 2014. № 3/7 (148). -С.252-256.

7. Алиреза М. Р. Воспитания детей в мыслях Ходжа Насриддина Туей.// Вестник Таджикского национального университета. - Душанбе 2014. №3/8 (151). -С.268-274.

Н. Статьи, опубликованные в других изданиях и журналах:

8. Алиреза М. Р. Культура экономности и её практическое использование в обществе. Научно - исследовательский центр «Гулистон» -Гургон, 2011 г.

9. Алиреза М. Р. Практические пути образования культурного изучения и исследования в образовании и воспитании.//Научно-исследовательский центр « Гулистон». - Гургон, 2011.

10.Алиреза М. Р. Дальнейшая перспектива в исследовании обучения и воспитания.//Научно - исследовательский центр «Гулистон» - Гургон, 2011 (1390). -С.36-41

11.Алиреза М. Р. Воспитательные идеи Имама Мухаммада Газали и Насриддина Туси.//'Образование и воспитание. -Гургон 2011 (1390). -С. 16-24.

12.Алиреза М. Р. Воспитание и его специфические особенности на Востоке. «Молодой ученый» - Москва, 2012. № 10 (45). - С. 313 - 317.

13.Алиреза М. Р. Обучение и воспитание в педагогическом учении Абу Хамида Газали.//Молодой ученый.-2013,- №5. - С. 657-660.

Сдано в набор 21.05.2014 г. Подписано в печать 22.05.2014 г. Формат 60x84 '/¡6.ус.н.л.1,5. Заказ Л? 74. Тираж 100 экз. Отпечатано в типографии ТНУ, ул. Лахути 2.

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Алиреза Мирараб Рази, Душанбе

Министерство образования Республики Таджикистан Таджикский государственный педагогический университет

имени С.Айни

04201 4^5193

Алиреза Мирараб Рази

Сопоставительный Анализ Нравственных Взглядов В Педагогических Произведениях Абу Хамида Газали и

Насриддина Туси

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

13,00,01- общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки )

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, доктор философских наук, профессор Кодиров К.

Душанбе - 2014

Содержание

Введение..................................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

§ 1. Попытки обобщения нравственного воспитания в

историко-педагогические мысли...............................................14

§2. Нравственное воспитание с точки зрения ислама..........................31

ГЛАВА 2. НРАВСТВЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ АБУ ХАМИДА ГАЗАЛИ

§ 1. Обучение и воспитание в педагогическом учении

Абу Хамида Газали................................................................48

§2. Роль привычек в обучении и воспитании и ее отрежение в произведениях Абу Хамида Газали.................................................76

ГЛАВА 3. НРАВСТВЕННЫЕ МЫСЛИ НАСРИДДИНА ТУСИ

§ 1. Позитив нравственности и воспитания в «Ахлоки Носири»

(«Носирова Этика») Насриддина Туси..........................................105

§2. Ответственность родителей в процессе нравственного воспитания детей.........................................................................................128

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................148-155

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................156-164

Введение

Актуальность проблемы исследования. Роль обучения и воспитания в современном мире общеизвестна. Человек своей воспитанностью отличается от других существ, и его сущность развивается только посредством воспитания. Ценность человека также можно определить по степени его обученности и воспитанности. Пути достижения совершенного развитого человека, взаимосвязь современных процессов воспитания, возможно, легко найти во взглядах выдающихся мыслителей в сфере воспитания и обучения.

В нашем просветительском и цивилизованном мире существует богатое воспитательное и образовательное наследие. Среди выдающихся мыслителей можно назвать имена, таких как Абу Хамида Газали, Насриддин Туси и др.

Нравственные взгляды двух выдающихся представителей восточной народной педагогики Абу Хамида Газали и Насриддина Туси - могут послужить ключом к решению многих проблем и трудностей образования в современном этапе.

Основываясь на том, что мысли Абу Хамида Газали и Насриддин Туси о воспитании весьма полезны, и рассмотрение их размышлений о воспитании весьма актуально.

В области нравственного воспитания историческое рассмотрение нравственных взглядов Абу Хамида Газали и Насриддина Туси свидетельствует о развитости педагогической мысли и осведомленности человека об этапах развития и эволюции культуры и познания мира. В связи с этим, труды этих ученых способствует в изучении теории и практики воспитания.

Понятие «воспитание» является одним из первоначальных и основных потребностей человеческой жизни, и оно является не только неотъемлемой частью жизни, но сама жизнь, от колыбели до могилы, является его отражением. Человек только путем правильного воспитания может называться целесообразным и мыслящим существом и добиться своих целей и желаний и достигать высот своего счастья.

Воспитания в школе на базе взглядов и идей прогрессивных мыслителей прошлого имеет огромное значение. Но, с другой стороны чтобы пройти путь счастья и покорения, необходимо достоверные научные факты, чтобы связывать научные взгляды, и таким образом пройти уверенными шагами правильный путь к счастью и покорению и уверенно достичь цели.

В истории персидско-таджикской педагогики, встречаются такие выдающиеся личности, которые вступили в полемику о человеке и о его развитии. Те, которые когда то в истории педагогики сыграли значительную роль, можно назвать наставниками.

Известно, что бурлящий родник обучения и воспитания совершенствуясь под влиянием взглядов и мыслей незначительного числа людей в обществе, долгие годы развивался и на протяжение веков многие поколения утоляли свою жажду из этого родника. Рассмотрение этих незначительных взглядов показывает, что выдающиеся мыслители средневекового Востока сыграли важную роль в теории и практики обучении и воспитании, своими яркими воспитательными мыслями. Они смогли привлечь внимание большинства людей, так как жизнь и деятельность таких выдающихся представителей истории образования и воспитания, может раскрыть очень много интересного мировому сообществу.

Расцвет науки и культуры способствует развитию образования, которое основываются на взглядах, мыслях и исторических личностей. На фоне «исторических взглядов» выясняются неясные стороны образования, раскрываются их нюансы и парадоксы. В этом направлении определяются некоторые аспекты и уточнения, на базе, которых образовываются новые направления в области образования. В сфере воспитания важное место занимают нравственные взгляды и мысли выдающихся прогрессивных мыслителей. Актуальность исследования данной темы заключается именно в том что, развития личности, развитие его культуры, поведения, тесно связано со знанием, знакомством и изучением истории образования, учений и взглядов ученых прошлого.

То, что взгляды мыслителей прошлого являются впечатляющими и целиком посвящены истории педагогики может способствовать дальнейшему изучению теории и практики воспитания в данном научном исследовании в целом.

Степень разработанности проблемы. Проблема исследования классического наследия и выявление оптимальных педагогических, философских взглядов отдельных мыслителей относятся к числу комплексных и находятся на стыке ряда общественных и гуманитарных наук. Хотя в данной работе эта проблема исследуется с педагогической позиции, тем не менее, возникла необходимость в использовании достижений таких отраслей обществознания, как история, философия, политология, социология и т. д. Необходимость изучения этих исследований выявляется только тогда, когда будут рассмотрены широкий круг научной литературы как западных, так и восточных ученых, сравнение их на уровне современности.

Абу Хамид Газали и Насриддин Туси два выдающихся гения и крупнейшие представители персидско-таджикской истории и культуры, занимают центральное место в педагогической науке. Нравственные взгляды этих выдающихся ученых, веками являются воспитательной короной педагогической культуры и другие выдающиеся наставники в своей воспитательной деятельности руководствовались и опирались на их мысли и наставления.

В педагогической науки до настоящего времени отсутствуют сравнительный анализ нравственных взглядов, посвященные деятельности выдающихся личностей, таких, как Абу Хамида Газали и Насриддина Туси. Кроме некоторых незначительных исторических заметок и нескольких коротких статей непосредственно, отсутствуют специальные исследования, посвященные данной проблематике.

Рассмотрение взглядов этих ученых показывает, что Абу Хамид Газали больше коснулся религиозных проблем, а Насриддин Туси, кроме религиозных взглядов на жизнь, имел склонность к исследованию проблем

' I I

естества и космоса, то есть уделял большое внимание науке. Абу Хамид Газали относит воспитание к примирению и удовлетворению желания через познание. Однако познание относит к развитию и процветанию естества. Абу Хамид Газали считает целью воспитания соприкосновение души и разума человека к богу и приближение к Всевышнему. Насриддин Туси считает важность воспитания как регулирующий фактор между тремя человеческими чувствами (страсть, аппетит и речь), однако оба мыслителя придерживаются единого мнения о том, что целью воспитания, является приближение к истине. Достижение цели с помощью разума или переход от практики к достоверности и формированию разума является методом воспитания Абу Хамида Газали, а Насриддин Туси придает большое значение в воспитании фактору последовательности природы человека.

Эти мыслители направляют воспитателей воспользоваться в воспитании теорией «привычек». Абу Хамид Газали указывает на очищение поведения и натуры и изменение характера, приводя примеры из жизни пророков, отмечая их одним из лучших примеров нравственности, однако Насриддин Туси рассматривает в воспитании противостояние мудрости и омерзения, считая мудрость соразмерным нравственности, смелости и справедливости, а омерзение - расточительности и небрежности человеческих чувств (страсть, аппетит и речь).

Поэтому, изучение и сравнительный анализ нравственных взглядов Абу Хамида Газали и Насриддина Туси представляет большой научный ' и практический интерес для историко-педагогической науки. Исходя из необходимости изучения нравственных взглядов Абу Хамида Газали и Насриддина Туси, мы в своем исследовании опирались на работы ведущих

■ I

мировых и отечественных ученых - Миёлора Костун, Морис Дабе, Эдвард Томос, Эйнштейн А, Эмил Дюркхейм, Хумои Джалалуддин, Фарохани Хасан, Сафо Забеулло, Сайд Хусайн Хадивджам, Мухаммад Искандари, Мухаммад Атторон, Муртазо Мутаххари, Накибзода Абдулхусайн, Мехр Алиё Фотима ,

Ихдо Хасан Джамоли, Дилшоди Техрони, Бехруз Рафии, Бехруз Радоми, Алинаки Файза, Алиризо Аърофи.м др

Различные аспекты нравственной мировоззрении Абу Хамида Газали и Насриддина Туси рассматривались в трудах таджикских ученых М.Д.Диноршоева, Х.С.Афзалова, К.Б.Кодирова, М.Лутфуллоева, М. А. Арипова, И. О. Обидова, X. Рахимова, Б. Рахимова, А.А.Шамолова, З.Диноршоева, У.Х.Абдулатипова, К.Т.Ходжаева и др.

Надо отметить, что вопрос о педагогических идеях мыслителей XI века, исследователи не касались. Игнорирование педагогических и эстетических воззрений этих представителей исторически неоправданно, ибо этот аспект мировоззрения занимает центральное положение в них. В последние годы появилось немало интересных и содержательных работ, посвященных исследованию педагогической мысли Востока.

Среди них следует отметить монографию К. Кадырова «История воспитания, школы и педагогической мысли таджикского народа (с древних времен до возникновения ислама)». Он внес значительный вклад в исследование доисламского педагогического наследия таджикского народа. Автор анализирует влияние педагогической мысли этого периода на формирование и развитие педагогических и дидактических воззрений последующих мыслителей Востока.

Необходимо подчеркнуть, что нравственные взгляды Абу Хамида Газали

и Насриддина Туси на проблему образования и воспитания до сих пор не

изучены комплексно в монографическом плане. Поскольку настоящее

исследование продиктовано насущной необходимостью наиболее полной

оценки и характеристики значимости и важности проблемы, считаем

необходимой внести ясность в степень изучения ее в педагогической науке.,

Объект исследования является нравственное воспитание ■ в

педагогических произведениях Абу Хамида Газали и Насрид дина Туси.

Предметом исследования является внедрение в деятельность

современной национальной школы нравственные взгляды Абу Хамида Газали

, 7

и Насриддина Туси, способствующих совершенствованию педагогического процесса.

Цель исследования заключается в выявлении общих закономерностей и специфических особенностей формирования и развития нравственных взглядов Абу Хамида Газали и Насриддина Туси, определение его места в современной педагогической науке. Также, целью данного исследования является определение имеющихся сходств и различий в нравственных взглядах Абу Хамида Газали и Насриддина Туси для получения большей информации и приемлемых образцов обучения и воспитания детей, содействие с современном обществе. Исходя из этого сравнение ярко выраженных нравственных взглядов Абу Хамида Газали и Насриддина Туси и применение их в процессе образования и воспитания является важнейшая часть данного исследования.

Для достижения указанной цели определены и выдвинуты следующие задачи:

выявить исторические, социально-экономические, культурно-педагогические истоки формирования и развития нравственных взглядов Абу Хамида Газали и Насриддина Туси;

- проанализировать систему нравственных идей великих мыслителей и определить их место в современной педагогической науке;

- выявить пути эффективного использования нравственных взглядов и педагогических идей Абу Хамида Газали и Насриддина Туси;

разработать методические рекомендации, подготовить научно-аналитические материалы по использованию нравственных взглядов Абу Хамида Газали и Насриддина Туси в процессе обучения и воспитания молодого поколения.

Гипотеза исследования. Всестороннее изучение, объективная оценка и

сравнительный анализ нравственных взглядов Абу Хамида Газали ; и

Насридина Туси в обогащении и совершенствовании учебно-воспитательной

работы, построение педагогической концепции обучения и воспитания

8

помогут восполнить имеющиеся пробелы в национальном и демократическом восприятии подрастающим поколением процессов глобализации мировой культуры.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют закономерности и необходимость глубокого изучения культурного наследия прошлого, особенно представителей отечественной педагогической мысли. Методологической базой послужили нормативные документы, фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых - философов, педагогов, психологов, историков и критиков.

В ходе проведенного исследования использованы следующие методы: - анализ философской, историко-педагогической, востоковедческой литературы, посвященной творчеству и педагогической деятельности Абу Хамида Газали и Насриддина Туси; отбор, систематизация и обобщение нравственных взглядов Абу Хамида Газали и Насриддина Туси; сопоставительный анализ оценки нравственных взглядов Абу Хамида Газали и Насриддина Туси, раскрывающих становление и развитие системы образования и педагогической мысли на современном этапе; процесс исследования в данной научной работы основывается на описательно-аналитическом методе и для достижения цели были использованы книги, вестники, статьи и другие источники, а также соответствующие научные сайты, касающиеся нравственных взглядов Абу Хамида Газали и Насриддина Туси.

Исследование проводилось в четыре этапа:

На первом этапе (2008-2009) были изучены и обобщены теоретико-методологические аспекты вопросов воспитания и нравственной воспитании. На данном этапе были определены место и роль воспитании, особенно нравственное воспитание в систем педагогических знаний.

На втором этапе (2009-2010) выявлены истоки формирования и развития

нравственных воспитаний и взглядов Абу Хамида Газали на основе изучения

его наследия отечественными и зарубежными учеными. |

I 9

На третьем этапе (2010-2011) были подведены итоги проделанной работы, обобщены результаты исследования, оформлялись выводы и рекомендации. На четвертом этапе (2011-2012) исследовании подводится тщательный анализ и выявление нравственных взглядов Насриддина Туси.

Исследование основывалось на следующих источниках:

1. Оригинальным источником для рассмотрения нравственных взглядов Абу Хамида Газали и Насриддин Туси являются книги «Кимиёи саодат» («Элексир счастия»), («Эхе улум ад-дин »),(«Воскрешение наук о вере») «Ахлоки Носири» («Насирова этика») и «Метод обучения» (Усули омузиш).и др.

2.Фундаментальные труды отечественных и зарубежных исследователей: М.Д.Диноршоева, М. А. Арипова, И. О. Обидова, X. С. Афзалова, К. Б. Кодирова, М. Лутфуллоева, X. Рахимова, Б. Рахимова, Д. С. Комиссарова, А. П. Пахлавонова, X. X. Талашева, 3. Раджабова и др.

3.Антология педагогической мысли таджикского народа, Энциклопедия персидско-таджикской прозы, Словарь педагогических терминов и др.

Научная новизна исследования состоит в том, что в истории отечественной педагогики впервые определены социально-педагогические, историко-литературные предпосылки, способствующие формированию нравственно-педагогической концепции творчества Абу Хамида Газали и Насридина Туси.

В работе дается целостный анализ нравственных взглядов этих

величайших представителей педагогической мысли. Определено значение

нравственного учения Абу Хамида Газали и Насридина Туси в современной

истории педагогической мысли, выявлены принципы и методы обучения и

воспитания в их педагогических трудах. Впервые в диссертационном

исследовании рассмотрены сравнительный анализ нравственных взглядов Абу

Хамида Газали и Насриддина Туси. Идея преобразования структуры, системы

обучения и вос