Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Проблема нравственного воспитания в педагогическом наследии Абу Хамида Газали

Автореферат по педагогике на тему «Проблема нравственного воспитания в педагогическом наследии Абу Хамида Газали», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Арати Фатеме Абдолреза
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Душанбе
Год защиты
 2014
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Проблема нравственного воспитания в педагогическом наследии Абу Хамида Газали», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Проблема нравственного воспитания в педагогическом наследии Абу Хамида Газали"

На правах рукописи

Арати Фатеме Абдолреза

ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ АБУ ХА МИДА ГАЗАЛИ

Специальность -13.00.01- общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)

АВТОРЕФЕРАТ

на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

2 б ит гщ

Душанбе-2014

005550238

Работа выполнена на кафедре общей педагогики Таджикского государственного педагогического университета им. С.Айни

Научный руководитель: -Шомурадов Хасан Рузиевич,

доктор педагогических наук

Официальные оппоненты:- Халимов Абдукарнм,

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и

Ведущая организация: Институт развития образования

Защита состоится « 3 » июля 2СН4 г. в «1200» часов на заседании диссертационного совега Д 737.001.01 по защите диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки) при Таджикском государственном педагогическом университете имени С.Айни (734003, г.Душанбе, пр. Рудаки, 121).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ТГПУ имени С.Айни.

Автореферат размещен на сайте ВАК Министерство образования и науки РФ vak2.ed.gov.ru и на сайте ТГПУ им.Садриддина Айни tgpu.tj Автореферат разослан: 3 июня 20.14 г.

Учёный секретарь диссертационного совета

методики начального обучения Кулябского государственного университета им. А. Рудаки

- Алиев Мирзоали Таварович

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии факультета философии Таджикского национального университета

Абдулаева Р.Х.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования обусловлена тем, что начало XXI века в Иране ознаменовано повышенным вниманием к историческому наследию известных мыслителей прошлого. Одним из условий познания педагогической истины является неразрывная связь истории педагогики с современностью, что побуждает нас постоянно обращаться к их научным трудам.

Развитие педагогической науки и воспитательной практики в Иране немыслимо без творческого освоения наследия, созданного предыдущими поколениями, без выделения в этом наследии того, что принадлежит будущему. В современных документах по модернизации образования сформулирована стратегическая цель, заключающаяся в повышении качества образования и воспитания, подчёркивается приоритет воспитания в образовании, важность формирования нравственной личности, самостоятельной, толерантной, инициативной, обладающей гражданской ответственностью, социальной и культурной компетентностью, способностью к самоопределению, самореализации в современном социокультурном пространстве.

Актуальность воспитательной проблематики в Иране особенно обострилась в последние десятилетия, поскольку утрата традиционных ценностей привела к распространению в общественном сознании не понимания важности воспитательной деятельности, как в школах, так и в социуме в целом.

Анализ творчества Абу Хамида Газали свидетельствует о том, что он был и остаётся величайшим мыслителем Востока. Его творчество многообразно. В нем переплетены идеи и суждения мыслителя, касающиеся разноплановых проблем в области философии, политики и политического искусства, права и законности, поэзии, литературоведения, истории, суфизма. В этом плане Джами получил авторитет универсального мыслителя, обратившего свой взор на разнообразные, но в тоже время злободневные вопросы и проблемы.

В связи с изменением политической структуры общества в Иране изменились нравственные ценности и ориентиры, наиболее остро встала проблема поиска путей нравственного воспитания.

Анализ этико-философской, психолого-педагогической, социологической литературы и педагогической практики подтверждает необходимость преодоления противоречий: между нравственным кризисом человека в Иране и состоянием воспитательной работы в образовательных учреждениях; между

О ъ

необходимостью построения нравственно-образов ательной среды и недостаточным уровнем компетентности педагогов и родителей в решении данного вопроса.

Названные противоречия обозначили проблему исследования: Каковы особенности педагогического наследия Абу Хамида Газали по воплощению в жизнь нравственного воспитания в современных условиях?

Степень разработанности проблемы исследования. Смена нравственных приоритетов влечет за собой пересмотр, переосмысление устоявшихся и разработку новых научных взглядов в сфере нравственного воспитания подрастающего поколения. Гуманистические идеи в области нравственного воспитания, содержащиеся в трудах Аристотеля, Абу Хамида Газали , В.Г. Гегеля, К.А. Гельвеция, И. Канта, Я.А. Коменского, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Саади, Н.Хусроу, Хусаина Воиза Кошифи, представляют значительный интерес и в настоящее время.

Особый вклад в определение концептуальных основ нравственного воспитания внесли труды ученых философов и педагогов России, П.Ф. Каптерев, A.C. Макаренко, Н.И. Новиков, Д.И. Писарев, B.C. Соловьев, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и другие.

Научное и практическое значение этих работ не потеряло своей а:юуальности и на современном этапе развития общества, являясь ценнейшим источником педагогических, философских и психологических идей, оригинальных методик и форм их практического применения.

РешеЕше данной проблемы в Иране связано с именами философов и педагогов Алиризо Аърофи, Эмил Дюркхейм, Мустафо Пок, Мухаммад Искандари, Мухаммад Атторон, Муртазо Мутаххари, Накибзода и других.

Зиачителып.ш вклад в изучение проблемы отношения Газали к философии и педагогике внесли таджикские ученые Х.С.Авзалов, М.Т.Алиев, З.М. Динаршоева, А.Н.Нуров, К. Кадьров, Б. Р.Рахимов, К. Ходжаев, Дж.Файзалиев, A.A. Шамолов, и др.

Взгляды Абу Хамида Газали на проблемы воспитания рассматривались в диссертационных исследованиях М.Т.Алиева, М.Д. Диноршоева, З.М. Диноршоевой, К.Б.Кодирова, А. Халимова, Дж.Фай:!алиева, А.Шамолова.

В диссертации М.Т.Алиева «Идеи воспитания в трудах Имама Мухаммада Газали» анализируются общие закономерности формирования и развития педагогических идей Имама Газали, место педагогических идей Имама Газали в развитии педагогической мысли

XI-XII и последующих веков, а также поиске путей эффективного использования его педагогических идей в нынешних условиях Таджикистана.

Значительный вклад в изучение проблемы отношения Газали к философии и философскому знанию внесла профессор З.М. Диноршоева. Она, в своих работах «Абу Хамид ал-Газали и его «Опровержение философов», «Ал-Газали и его отношение к философским наукам», «Мухаммад ал-Газали и его отношение к философии» освещает сущность критшси Газали философского знания и определяет её мировоззренческую направленность. В её трудах также освещается сущность критики Газали философского знания и определяет её мировоззренческую направленность.

Монография академика К.Б.Кадырова «История воспитания, школы и педагогической мысли таджикского народа (с древних времен до возникновения ислама)» внесла значительный вклад в исследование доисламского педагогического наследия таджикского народа. Автор анализирует влияние педагогической мысли этого периода на формирование и развитие педагогических и дидактических воззрений последующих мыслителей Востока.

A.A. Шамолов в своих научных работах доказывает, что господствующее в историко-философской литературе представление о философии Газали, гак о «схоластической» и «догматической», о самом мыслителе, как о «злейшем враге философии, науки и прогресса», является необоснованным.

Х.Афзалов, Б.Рахимов, в свой книге анализируя воспитательно-образовательные идеи Газали, приходят к выводу, что Газали в решение этих проблем является рационалистом и интеллектуалом.

К.Кадиров в своей докторской диссертации анализирует суфийско-моральную д октрину Абу Хамида Газали, изложенную им в «Воскрешении наук о вере» и дает ей положительную оценку.

К.Ходжаев в четвертой главе докторской диссертации «Педагогические взгляды мыслителей таджикского народа в XI веке», анализируя проблемы добродеяния, с точки зрения Газали, дает им положительную оценку .

Имам Газали оставил после себя большое научно-литературное наследие, но, к сожалению, до сегодняшнего дня оно не стало предметом всестороннего и глубокого изучения и анализа. Ученые считают, что им написано от 48 до 151 произведения, в которых нашли свое отражение почти все области науки, культуры, просвещения, и литера!уры его эпохи.

Достижением истории обучения и воспитания является то, что выдающиеся педагоги оставили после себя, это огромное наследие, 20 книг из которого были объектом исследования. Однако, к сожалению, в них не дается точное и ясное определение слову «воспитание». Как будто не требовгшось объяснения, и как будто они в нужной степени ясно представляли себе цель воспитания, но не посчитали необходимым дагь четкое определение данному явлению.

Однако при всей значимости исследований, посвященных психолого-педагогическим и философским учениям Газали, изучение наследия мыслителя нельзя считать завершенным, поскольку многие аспекты его педагогического учения, остаются спорными и малоисследованными.

В связи с актуализацией, изучение педагогического наследия Абу Хамида Газали о нравственном воспитании е Иране до сих пор недостаточно изучено. Таким образом, недостаточная изученность творческого наследия обусловили выбор темы исследования «Проблема нравственного воспитания в педагогическом наследии Абу Хамида Газали».

Объект исследования - анализ педагогического наследия о нравственном воспитании Абу Хамида Газали.

Предмет исследования - изучение и анализ проблемы формирования нравственного воспитания в педагогическом наследии Абу Хамида Газали.

Цель исследования - определить и научно обосновать проблему нравственного воспитания в педагогическом наследии Абу Хамида Газали; показать значение основных положений его теории для современной практики воспитания.

Задачи исследования состоят в следующем: -определить методологические позиции и проанализировать основные тенденции развития проблемы нравственного воспитания;

- на основе анализа педагогического наследия Абу Хамида Газали раскрыть теоретико-методологические основы его идей о воспитании личности;

- дать характеристику концептуальных положений Абу Хамида Газали о нравственном воспитании, выявить и научно обосновать их гуманистические основы;

- определить актуальные идеи и положения о нравственном воспитании в научном наследии Абу Хамида Газали, которые могут быть использованы в теории и практике современного воспитания детей, описать их прикладное значение и показать реальный опыт

практического освоения педагогических идей учёного в процессе профессионального совершенствования учителей и педагогического просвещения родителей;

- дан логико-исторический анализ основных положений о нравственном воспитании, разработанных Абу Хамидом Газали;

- проведён анализ персидских и арабских первоисточников, а также малоизученных текстов, трактатов Газали и других мыслителей мусульманского средневековья, переводов и соответствующих комментариев на персидском и западноевропейских языках.

Теоретико-методологической основой исследования послужили принципиальные выводы и положения, содержащиеся в произведениях классиков философии и исследованиях специалистов по истории философской и общественно-политической мысли При исследовании системы взглядов мыслителя, автор опирался на историко-логический, сравнительный и системный методы анализа.

Методологическую базу исследования составили этико-философские и психолого-педагогические положения о связи исторического и логического в педагогическом познании; о воспитании как общечеловеческой ценности; о человеке как субъекте деятельности, познания, общения, саморазвития и самореализации; идеи гуманистической личностно-ориентированной педагогики.

В диссертации использовались труды педагогов и психологов в которых обосновывается необходимость учета своеобразия особенностей психического развития личности, создания условий для развития и саморазвития нравственной личности А.Г. Асмолов, A.B. Запорожец, В.А. Петровский, В.А. Сонин, C.JT. Рубинштейн и др.); педагогические исследования, посвященные вопросам гуманизации воспитания, личностно- ориентированного подхода к осуществлению воспитательного процесса (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, P.C. Буре, О.С. Газман, С.А. Козлова, В.Я. Лыкова', В.Г. Маралов, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, В.А. Ситаров, А.П. Сманцер и др.); концептуальные идеи культурологического подхода в воспитании и образовании - О.В. Гукаленко, И.А. Колесникова, Г.С. Меркин, Е.А. Сергеев и др.; идеи о единстве воспитания и обучения (В.А. Караковский, В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев, B.C. Селиванов и др.); историко-педагогические исследования, в которых нашли отражение гуманистические идеи педагогики, актуальные для современной практики воспитания Б.М. Бим-Бад, С.Ф. Егоров, З.И. Рапкин, Л.В. Романюк, Н.П. Сенченков, М. Е. Стеклов и др.

В работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ философской, педагогической и психологической литературы; сравнительно-сопоставительный анализ и синтез,

систематизация, гатссификация, обобщение фактов и явлений; беседа; анкетирование; наблюдение; педагогический эксперимент.

Источниковедческую базу исследования составили труды Абу Хамида Газали, материалы государственного архива литературы и искусства Исламской Республики Иран, современные публикации, диссертационные работы по вопросам нравственного воспитания, исследования различных аспектов педагогического наследия Абу Хамида Газ а ли.

Ошытно-эшпериментальной базой исследования явились школы № 23, № 45,№ 56, № 87 г. Тегерана и средняя школа № 1 г. Шираз Исламской Республики Иран.

Этапы исс ледовании. Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (2007-2008) изучалась научная литература по проблеме исследования, архивные материалы; определялись исходные теоретические позиции.

На_втором этапе (2008-2010) осуществлялся анализ

педагогтеского наследия Абу Хамида Газали в соотношении с современными тенденциями развития нравственного воспитания в гуманисгическом направлении.

На третьем этапе (2010-2014) анализировались и обобщались материалы исследования, обрабатывались экспериментальные данные, формулировались выводы, осуществлялось оформление диссертации. Разрабатывались и внедрялись научно-методические рекомендации по использованию идей Абу Хамида Газали о нравственном воспитании в современной педагогической практике.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- впервые проведено системное исследование нравственного воспитания как: целостного явл ения в педагогическом наследии Абу Хамида Газали;

- на основе аксиологического подхода определены ценностные ориентиры нравственного воспитания в научном наследии Абу Хамил а Газали;

- научно обосновано соответствие гуманистических положений Абу Хамила Газали о нравственном воспитании современным тенденциям развития воспитания; показана продуктивность воплощения его идей в современном образовании.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия «нравственное воспитание», научном обосновании идей Абу Хамида Газали с педагогическом сопровождении нравственного становления личности через призму

современных концептуальных положений развитая воспитания в образовательном процессе.

Практическая значимость исследования заключается в разработке авторской программы и учебного пособия. «Педагогические идеи Абу Хамида Газали и современная практика нравственного воспитания детей», которая может быть использована в процессе повышения образовательного уровня педагогов; составлены конкретные научно-методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений и родителей по нравственному воспитанию детей.

Выводы и результаты исследования могут быть использованы в практике педагогических вузов и колледжей, в системе повышения квалификации педагогических кадров и тем самым могут существенно обогатить содержание и технологию современной деятельности педагогов по нравственному воспитанию. Материалы исследования могут войти в содержание учебников и учебных пособий для педагогических учебных заведений.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются его методологической и теоретической оснащенностью, совокупностью методов исследования, адекватных его задачам и логике, привлечением широкого круга документальных, архивных источников, апробацией результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседании кафедр общей педагогики Тадзкикского государственного педагогического университета имени Садрмддина Айни; докладывались на Международных и Всероссийских научно-практических конференциях (Тегеран 2009), «Общечеловеческие ценности и профессиональное становление личности» (Шираз, 2010), «Преемственность в воспитании детей: теория и практика» (Мешхед, 2011), а также нашли отражение в научных статьях, тезисах докладов и учебном пособии.

Материалы исследования составили основу для разработки программы и методических рекомендаций, посвященных изучению педагогического наследия Абу Хамида Газали. Спецсеминар внедрён в практику школ гг.Тегеран и Шираз, Кум, Мешхед Исламской Республики Иран.

На защиту выносятся следующие положении: 1. Педагогическое наследие Абу Хамида Газали содержит в себе теоретические и практические аспекты гуманистического подхода к

нравственному воспитанию, основанные на опыте педагогической мысли, отражает преемственную линию антропологических и гуманистических традиций в сфере нравственного воспитания.

2. Вопросы формирования нравственного воспитания в произведениях Абу Хамида Газали.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, степень разработанности проблем, объект и предмет исследования, цель и задачи, гипотеза, теоретические и методологические основы исследования; перечислены этапы исследования; раскрываются научная новизна, теоретическая значимость и практическая ценность исследования; доказана достоверность и обоснованность результатов исследования; излагаются обстоятельства, затрудняющие решения поставленных перед диссертантом задач.

В первой главе диссертации «Теоретико-методологические аспекты развития нравственного воспитания в-педагогическом наследии Абу Хамида Газали» раскрываются вопросы формирования его четырехтомного компендиума «Воскрешение наук о вере», который посвящен развитию человеческих способностей, приемам наблюдения за детьми с целью roc воспитания.

Абу Хамид Газали указывал на необходимость с раннего возраста приучать ребенка нравственному воспитанию избегать излишеств, учить умению вести себя за столом, неприхотливости в быгу, закаливанию путем физических упражнений. Только хорошо продуманное нравственное воспитание, по убеждению Абу Хамида Газали, может придать душе ребенка нужную форму. Поскольку основы детской души и характера закладываются родителями, особое внимание он обращал на проблемы семейного воспитания. Для этих целей им был предложен ряд ценных рекомендаций для родителей по воспитанию детей в домашних условиях.

Доводя до логического завершения предлагавшуюся им систему воздействия на ребенка, Абу Хамид Газали разработал свод предписаний для учителя, который, принимая эстафету воспитания от родителей, обязан был последовательно, не нарушая семейных традиций, дальше развивать все хорошее, что уже заложено родителями в ребенке. Нравственность усваивается детьми, считал он, двумя путями — в процессе подражания и самовоспитания. В

реализации этих путей роль, кап родителей, так и учителя чрезвычайно велика. С расширением круга знаний и формированием мышления у детей возрастает возможность самовоспитания, начинающегося с самонаблюдения и самопознания. Ребенок при этом крайне нуждается в мудром руководстве родителей и наставников.

Взгляды Абу Хамида Газали о нравственном воспитании посвящены в книге «Кимиёи еаодат», который одобряет обучения детей с раннего детства, так как в детстве обучение похоже на печать, выгравированную з камне, которая не смывается и остается навечно. Он считает детскую душу самой невинной, и способной воспринимать любые знания и науки. «Ребенок это существо, которое дается нам для сохранение родителями, его сердце непорочно и похоже на тонкий и чистый лист, он непорочен как земля, которая дает плоды, которые посеешь».

Абу Хамид Газали в книге «Кимиёи еаодат» в трех местах показывает формирования нравственного воспитания и почти десять раз касается воп росов изменения и улучшения нравственного воспитания, этики -учителей.

В своей книге «Фарзанднома» («Наставления ребенку») Абу Хамид Газали отмечает: «Необходимо, чтобы мудрец направил его на верный путь и отстранял его от недостойных поступков, Вместо плохого вселить в него добрые нравы, как крестьянин, ухаживающий за зерном, устраняет чуждые растения, которые появились среди него, и очищает от камней или комков, поливает и удобряет, чтобы в итоге получить хороший и качественный урожай».

В книгах «Эхе улум ад-дин» («Возрождение религиозных наук») и «Кимиёи еаодат» («Эликсир счастья») Абу Хамид Газали отмечает: «Человек рождается под счастливою судьбой, однако родители в результате неправильного воспитания направляют его на неверный путь». В данном случае имеет в виду общество, которое воспитывает ребенка, и другие факторы, влияющие на нравственное воспитание ребенка, который является сохранить его в нормальном и правильном направлении и в последующие этапы его жизни. Если кто-то остался за бортом нравственного воспитания и не имел возможности получить достойное нравственное воспитание, необходима полная компенсация его изначального воспитания, чтобы наверстать упущенное, достойно развиваться и стать полноценным членом общества.

В книге «Эхёи улуми дин» («Возрождение религиозных наук») подчеркивается: «Если не будет родителей и учителя, то люди

превратятся ни в что». В подтверждении этих слов далее он отмечает: « Родители и учителя поднимают людей из низости до человеческой высоты». В другом месте говорит следующее: «Знание имеет место в каждом человеке, а если посеять семена в землю или жемчужину на дне моря, оба они должны развиваться и давать плоды. Человеческие способности также должны развиваться и совершенствоваться. Обучение и воспитание имеют такое же значение, ибо все зависит от учителя, только посредством обучения учащийся старается походить на учителя. Только обучение и воспитание поможет развить те способности, которые заложены в человеке. В связи с этим нравственное воспитание играет ключевую и первостепенную роль в формировании личности человека.

В связи с этим Абу Хамид Газали считает нравственное воспитание важнейшим орудием человечества для достижения благородных целей.

Таким образом, Абу Хамид Газали дает следующее определение «нравственное воспитание»: «Учитель должен отдалять воспитанника от плохого поведения и дурных проступков, вместо них должен вселять в нем хорошие и добрые поступки. Он похож на крестьянина, который выращивает пшеницу, и удаляет лишние растения среди урожая, также убирает камни и комки, мешающие зернышкам расти и развиваться, поливает водой и удобрениями, ради того, чтобы получить хороший и богатый урожай».

Абу Хамид Газали, считает нравственное воспиташ1е предписанием созидательным, целью которого является утверждение добрых нравов в человеке, сосредоточивая внимание на обучение и воспитание, которые состоят из контроля над земными страстями и очищением души через постоянное воздержание и нормализацию состояния посредством образования, воздержания, для достижения божественного признания».

Абу Хамид Газали утверждал, что, только опираясь на существующие науки, возможно оставаться спокойным, однако необходима целеустремленность и правильное направление; для того чтобы достичь нравственности и истинного образования, воспитанник нуждается в помощи наставника и достойного учителя. Из сказанного вытекают выводы, что нравственное воспитание— это установка, осуществляемое и необходимое, и если как следует не воспитывать человека, он никогда не сможет стать личностью. Для человека ничто не может быть ценнее, чем воспитание, будь он воспитателем или воспитанником. Воспитание характера (поведение, действия, традиции, привычки)— это открытие желаемое, самостоятельное и целевое

между воспитателем и воспитанником, которое руководствуется высшими законами. Нравственное ¡воспитание развивает человека, охватывает все основные стороны и основы его существа.

В нравственном воспитании учитываются черты характера и природа, чтобы те были напрасны усилия воспитателя. Проявление способностей воспитанником направлено исключительно для его жизненного успеха и счастья.

В нравственной воспиташш Абу Хамид Газали нризнает подчинение и самоуверенность, которые состоят из очищения сердца от дурных помыслов, порицания и наставления на верный и счастливый путь. Подобно земле сердце человека должно быть очищено от бесполезных трав, чтобы на нем расцветали красивые цветы. Он уверен в том, что обучение и воспитание имеют постепенное совершенствование, постоянный и устойчивый характер в процессе жизнедеятельности. Они должны соблюдаться регулярно, чтобы достичь хороших результатов, в виду того, что они являются своего рода совместной деятельностью между воспитателем и воспитанником.

Абу Хамид Газали в своих произведениях придерживается взгляда, что человек является совокупностью способностей и противоположностей с одной стороны, наделенный нравственными качествами. Он уверен, что человек благодаря нравственному воспитанию становится человеком: «Тебе нужно требовать свою суть, чтобы понять — кто та, откуда приниш, и куда путь держишь, с какой целью сотворен, в чем заключается твоя миссия, в ч ем твое счастье, в чем твоя беда? Некоторые из нравственных качеств, которые заложены в тебе, присущи качествам животных, диких зверей, некоторые качества относятся к демонам, а некоторые— к ангелам. К какому из них ты относишься? И какой из них — истина твоего существования, какие беспомощны и беззащитны, а если же не знаешь всего этого, сам не можешь требовать счастья?».

Абу Хамид Газали придерживается мнения о том, что только обучение и воспитание способствуют счастливой жизни человека в этой и потусторонней жизни. Он считает, что в обществе, которое стремится к знанию, науке и образованию, не могут произойти никакие неожиданности и случайные события. Подобного рода общество не содержит в себе фальши, обмана, никто не пытается брать чужого, также в таком обществе никогда не может случиться кровопролитий.

Излагая основные цели нравственного воспитания, Абу Хамид Газали рекомендует следующее: отстранение ребенка от дурной компании, капризных детей, которые привыкли к роскоши,

развлечениям и красивой одежде; привитие скромности, простоты в одежде, еде и средствах личной гигиены; отвлечение от щегольства и излишества, а также от любовных лирических стихотворений; в школе обучать их Корану, хадисам и поэмам, касающимся жизни выдающихся предков, чтобы привить им любовь к честным и добропорядочным людям и стремление к совершенству.

Абу Хамид Газали, говоря о цели нравственного воспитания детей, отмечает следующее: «Внутренний мир несовершенен, пока в нем отсутствуют эти четыре силы: сила науки, сила гнева, сила вожделения и сила балансирования между этими тремя силами. Сила науки должна быть такой, что её благо могло отличать правду от лжи в разговоре и добро от зла в деяниях. Благо силы гнева заключается в том, что оно должно быть в подчинении разума и веры. Благо силы вожделения также должно быть в подчинении и во власти разума, чтобы её покорность далась легко. Благо балансирования между этими тремя силами заключается в том, что гнев и вожделение находятся под властью разума и веры».

Сутью нравственного воспитания он считает приближение внутреннего мира человека ко всевышнему, а заключительной целью обучения и воспитания считает связь, сближение и соединение с создателем.

С точки зрения Абу Хамид Газали цель нравственного воспитания состоит из счастья и веры в жизнь, согласия создателя, подчинения страсти, улучшения нравственности и возрождения шариата пророка. Он считает, что нравственное воспитание является контролем страстей путем постепенного примирения души с правилами и традициями, через образование, уединение, постоянную и продолжительную любовь и привязанность к богу. Другими словами, нравственное воспитание это, которое достигается разумом посредством полноценной нравственности, подчинения, через интересы и контроль над ними.

Одной из целей нравственного воспитания и обучения Абу Хамид Газали считает привитие ребенку добрых нравов. Он отмечает следующее: «Обучение и воспитание освобождают его от дурных привычек, вместо порочных нравов вселяют в него хорошие манеры и нравы». В этом и заключается значение обучения и воспитания. Абу Хамид Газали признает в воспитании родственные связи и необходимость. Нравственное воспитание есть переход от безнравственности к улучшению нравов и достижение человеческого счастья. Сердце подобно земле должно очищаться от лишних трав, чтобы выросли на нем разные цветы.

Абу Хамид Газали в своих произведениях отмечает склонность предрасположенность ребенка к мелодии и музыке, подобно убеждениям Платона, считает его связанным с воспоминаниями о тех мелодиях, через которых душа нашла соединение с телом и излагает мнение о том, что игра является неотъемлемой частью природы ребенка и составной частью его психики. В связи с этим рекомендует использование игр для эффективного обучения ребенка. Родителям рекомендует не препятствовать, если ребенок после школы просит пойти поиграть, потому что игра способствует разгрузке, а если отказать ему в игре, жизнь покажется ему неяркой, и он постарается с помощью хитрости избавиться от тяжести.

Важнейшим периодом жизни человека Абу Хамид Газали считает детство, и он убежден, что необходимо использовать каждый момент этого периода. То, что ребенок изучает в раннем детстве, может сильно повлиять на его дальнейшую жизнь.

Абу Хамид Газали утверждает, что обучающиеся должны быть дружны между собой и сотрудничать друг с другом. Также сн говорит о трудностях, с которыми сталкиваются учащиеся, и отмечает следующее: «Ребенок должен привыкать к трудной и изнуряющей работе, а не к роскошной и аристократической жизни».

Абу Хамид Газали рекомендует подчинение обучающегося родителям и учителям и отмечает: «Ученик должен уважать своего учителя, как больной прислушивается к своему врачу, он также должен слушать наставления и советы учителя всей душой»

Помимо обучения и воспитания, Абу Хамид Газали акцентирует внимание на плохих учениках, направляя их на путь, истины, и отмечает: «Не вложение усилий для обучения и воспитания порочных учеников является до того безответственным, что препятствует обучению порочных учеников». Абу Хамид Газали также акцентировал внимание на обучении девочек, и выступил против их необразованности в свое время. Он предлагает обращаться с ними бережно и деликатно. Абу Хамид Газ;иги рекомендует воспитателю сле/г/тощее: как только ребенок сделает что-то хорошее, его надо сразу взбодрить и дать ему что-то в подарок, чтобы обрадовать его, и хвалить его перед другими. Относительно того, что ребенок допустил какую-либо ошибку, Абу Хамид, Газали отмечает следующее: «Если ребенок сделал ошибку, необходимо пару раз оставить это незамеченным. Если подобное повторится несколько раз, то наедине необходимо его как следует проучить».

В данном аспекте воспитания можно отметить два воспитательных метода: учителя и воспитатели должны уделять внимание воспитательным трудностям ребенка и всегда должны защищать его интересы и личность; нельзя за пустяковые ошибки, которые они допускают, во власти эмоций обижать их и ругать, чтобы не задеть личность ребенка.

Относительно поведения ребенка и разговоров в уединении с ребенком, Абу Хамид Газали рекомендует, быть деликатным, чтобы не запутать ребенка и не опорочить его совсем. Он считает, что воспитатели не должны поучать ребенка перед людьми и критиковать его проступки, так как критика воспитателя может способствовать снижению самооценки ребенка и потере уважения к себе.

В воспитании Абу Хамид Газали считает недостаточным контроль над страстями и желаниями только через принятие жесточайших мер. Контроль над страстями не должен быть направлен во вред интересам человека, а должен его духовно облагораживать. По мнению Газали, страсти человека как корни набота (сахарного тростника), из которых вырастает дерево мудрости и необходимо постоянно ухаживать за ними.

Привычкой, в основном, Абу Хамид Газали считает путь приближения к богу и к цели. Этому в книге «Кимиёи Саодат» («Эликсир счастья») он дает следующее определение: «У каждого, кто привыкает к добрым деяниям, появляется добрый нрав. Секрет в том, как указывает шариат, что доброе дело — это склонение сердца от зла к добру, и то, к чему приучается человек, становится его привычкой. С самого начала ребенок будет избегать школы и обучения, а если обучать его убежденно, то это станет его привычкой, его увлечением станет наука, и он не сможет отвыкнуть, подобно тому, как кто-то разводит голубей, кто-то играет в шахматы, а кто-то сильно увлекается картами, до тех пор пока все наслаждения жизни не становятся для него нормой, и все, что имеет, он тратит на них, однако то, что противоречит его характеру, по привычке станет для него нормой»

Во второй главе «Вопросы формирования нравственного воспитания в произведениях Абу Хамида Газали» анализируются место и роль обучения и воспитания в его рассуждениях.

Абу Хамид Газали является не только благочестивым ученым, он к тому же является крупнейшим представителем исламского мира, чьи взгляды и мысли, научные гипотезы, смелые размышления со времен его жизни до сих пор привлекают внимание ученых, исследователей и являются источником вдохновения прошлого,

сегодняшнего и будущего поколений. Газали— первый из тех, кто говорил детально и подробно о воспитании ребенка, н можно суверенностью утверждать, что он является основоположником науки, которую сегодня называют «Детской психологией», являющейся важнейшей областью воспитания ребенка. Ему удалось изменить систему образования и воспитания своего времени и выступить против тех методов, которые были широко известны, но не были эффективными. Одни в то время были безосновательными и порождали зависть и эгоизм. Он считал скверным. предметом полемику и дискуссии, которые являлись важнейшим методом и мощнейшим научным орудием того времени, используемым только ради хвастовства и победы над противником. Он в книге «Возрождение религиозных наук» посвятил специальную главу значению науки и ученого, манерам обучения и воспитания своего времени, а также систематизации новейших программ.

Определяя <■: нравственное воспитание» Лбу Хамид Газали отмечал: «Нравственной воспитанием является принятие мер относительно страстей через соблюдение определенных правил и способностей и развитие способностей посредством обучения.

Абу Хамид Газали считал нравственной воспитанием стремление человека к истине и приближение к богу подчеркивал основную цель нравственного воспитания - достижение истины. Достижение истины через интеллект или практичность, совершенствовашк разума, являлись методам! учений он, акцентировал свое внимание на природные задатки человека при обучении и воспитании. В воспитательном процессе он рекомендуют воспитателям и педагогам применят!, теорию привычек. Он призывает педагогов не применять физическое наказание по мере возможности и по поводу детских игр и их роли в воспитании ребенка имели особенный взгляд: считали игру средством избавлеЕшя от устапости.

Абу Хамид Газали в дискуссиях о нравственности указывал на изменчивость поведения ребенка и приводил в качестве образца примеры из жизни самых лучших: божьих посланников, считая благочестие причиной мудрости и смелости, а злодейство связывает с безнравственностью и аморальностью (страсти, гнев и злословие).

В педагогическом ученйи Абу Хамида Газали наряду с различными отраслями знаний, педагогическая на>ка занимает одно из ключевых мест. Она в его научном наследии, является продуктом идеологии ислама и представляет собой основу педагогической традиции фарсы язычных народов и их культуры. В ней

прослеживается единство социальной детерминации и основной проблематики моральной жизни. Она имеет дело к неким инвариантам своего рода, архетипом социально-нравственных отношений.

Вопрос формирования нравственного воспитания в педагогическом наследии Абу Хамида Газали лежат такие понятия, как мудрость, активность, благодарность, терпение и т.д., которые составляют сумму определённых нравственно — моральных норм и требований. В рамках этих категорий мыслитель совершенствование человека связывает с процессом нравственного воспитания, при котором человека учат воспринимать положительное, что способствует воспитанию его хороших, ценных нравственных качеств. Через нравственное воспитание человек учится различать и отделять истинное от неправильное.

Он отмечает, что , нравственная воспитания формирует у человека нравственное сознание, правильное представление о положительных, и об отрицательных качествах, о природе человека, о его душевных силах, о смысле его жизни и деятельности, способствует наслаждению жизнью, избавлению от страданий и достижению счастья. Он считает, что педагог должен обладать такими качествами, как справедливость, гуманность, единство слова и дела.

Моральный долг Абу Хамида Газали видел в объяснении людям их обязанностей служить общему делу, интересам народа, в разработке и распространении культуры общения, которая должна основываться на благосклонном и дружественном взаимоотношении. Его задача -разъяснить и доказать людям необходимость добронравия и пагубности злонравия. Воспитывать в них стремление к добродетели, к усвоению профессии как основы благополучия и счастливой жизни, взаимопомощи как основы личного счастья и общественного порядка. С точки зрения мыслителя, каждый воспитатель должен учитывать духовные обстоятельства ученика, быть наблюдательным, разумным и предусмотрительным в области формы обучения и на пути воспитания.

Изучив и проанализировав его педагогические труды, и взгляды, на воспитание мы пришли к выводам: свои научные и литературные трактаты и стихотворения, согласно требованиям времени и потребностям масс, учеников и друзей написал на двух языках: арабском и фарси. Большая часть трудов мыслителя, написана на арабском языке, так как арабский язык в то время считался языком науки.

Но в силу того, что арабский язык был непонятен для большинства населения особенно для трудящихся масс, в силу сего он не был принят ими, ряд своих научных и литературных трактатов и стихотворений Лбу Хамид Газали написал для своих соотечественников на фарси. Эти две особенности творчества Абу Хамид Газали явно бросаются в глаза в процессе изучения его творчества. В соответствии с содержанием и сущностью, стилем и языком, его произведения можно условно разделить на две категории: для народных масс и для ученых и священнослужителей. Газали, взяв во внимание требования аятов Корана и хадисов, написал такие произведения, целью которых был ответ на требования и потребность, понимание и сообразительность, простых людей.

Важный общественный аспект наследия Газали, который постоянно выступал против эксплуатации, деспотизма, насилия и несправедливости, состоит из гуманистического духа и осознания человеком собствен ного достоинства и ценности.

Он, продолжив и дополнив педагогические установки предшественников, приблизив во всех отношениях к жизни и реальности, таким образом, расширил границы этических и педагогических мыслей наших предков, обогатил их новыми мыслями и идеями. В своих книгах "Мизон-ул-амал", "Эхе улум-ад-дин", "Ар-рисолат-ул-ладуният", "Мишкот ул-анвор" философ указывал на эту цель. В этом отношении он не видит отличий между народными массами и учеными схоластической теософии, так как ученые опираются на ум и знания, массы на пересказ.

Абу Хамид Газали считает дружбу, братсгво одними из благороднейших и похвальнейших 1сультов в жизни человека. Он считает друзьями и товарищами тех, сто нить своей дружбы не разрывает и она ни имеет начала и конца. Настоящие друзья даже после разрыва дружбы не раскрывают тайн, секретов друг друга другим. Если же что-то и раскроют, то делают это в доброй, осторожной форме.

Абу Хамид Газали высказывает сплетки, подстрекательство, интриганство, доносительство, навет, насмешки, несоответствующие похвалы и одобрения, лицемерие и двуличность в речах и делах и им подобное Газали считает подлыми и низкими человеческими качествами. Он постоянно подчеркивает, что человек лишь при правильном использовании силы разума, аскетизма и безразличия к богатству и власти, противостоянии дьяволу и воздержания от страстей и плотских вожделений, призн.дтии Бога, служении ему и самосознании может освободиться и защитить себя от оков подлого, низкого нрава.

Исследование педагогических и психологических произведений Абу Хамид Газали, представляют обильный материал для обогащения педагогической науки и поднимают на более высокий уровень роль нравственного воспитания.

Изучение педагогических наследия Абу Хамид Газали показывает, что, он большое внимание уделяет приобретению знаний. По его мнению, морально - нравственное развитие человека первостепенное значение имеет знание. Он считает, что знание и образование являются важнейшими качествами, определяющими достоинства человека.

Педагогические наследия Абу Хамида Газали являются многогранными, они охватывают широкий круг проблем нравственного воспитания, в них можно найти, ответы на многие вопросы нравственности молодёжи обеспеченны советами, наставлениями, мудростью, имеют великую воспитательную силу' играют огромную роль в воспитании добрых нравов, сегодня не потеряли свою теоретическую и практическую ценность. Особенно в такие дни, когда наше общество одолевает не только экономический, но духовный и моральный кризис, полезные советы мыслителя имеют особое значение.

Педагогическое наследие Абу Хамида Газали по своему содержанию 1уманно, оно с самого начала и до конца пронизано идеями человеколюбия. По его мнению, каздый человек должен творить добро и приносить пользу людям. Если человек, напротив, постоянно и преднамеренно причиняет людям и обществу зло, он должен быть отвергнут и презираем.

Мыслитель приходит к выводу, что если человек будет проявлять справедливость и скромность, будет менее упрям и назойлив в отношениях с другими людьми, то он в большей степени будет уважаем ими. Если он добавит к этому благородство, искренность и сострадание по отношению к ним, то без сомнения заслужит их любовь. Но именно эти два качества: справедливость и скромность - и есть два плода добродетельного и благородного образа жизни.

В целом все нравственные явления и моральные качества Абу Хамида Газали рассматривает через призму разума. С его точки зрения, разум создаёт добронравие человека, помогает ему подавить страсти, преодолеть злонравие, достичь цели и счастья .

Благодаря разуму, подчёркивает Абу Хамида Газали, человек познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, основу своей деятельности, свой внутренний духовный мир, свои ощущения и интеллектуальные способности, определяет истинность знания.

В педагогическом наследии Абу Хамида Газали большое внимание уделяется педагогам — воспитателям. По его мнению, для обучения и воспитания человечества роль и ответственность педагога очень велика. Педагог, прежде всего, должен анализировать и оценивать состояние реально существующих социально — педагогических явлений, причин, условий характера и возникновения и развития, прогнозировать результаты обучения и воспитания, возможные трудности и ошибки воспитанника, управлять поведением, дисциплиной и активностью своих питомцев. Кроме того, педагог должен для выработки высоких качеств у людей и хорошего воспитания стараться от всей души, учить верности и уверенности. Учитель должен, кроме своей дисциплины, ещё усвоить психологию, философию; логику, мудрость, методы обучения, такт и педагогическое искусство, чтобы понимать и представлять настроение, физиологию, обстоятельства и состояние воспитанника, уметь сравнивать, сопоставлять и действовать в данной ситуации.

По указаниям и рекомендациям мыслителя, учитывая внешнее состояние и духовную природу воспитанника, при обучении и воспитании очень важны взаимопонимание, подходящие отношения и стабильность знаний.

С точки зрения Абу Хамида Газали, если воспитатель имеет полную информацшо о жизненных обстоятельствах своих учеников, то он достигает больших успехов: во-первых, обучение и воспитание быстрее и успешнее действует на учеников, во-вторых, имеет возможность держать ученика под контролем, в результате чего тот вырастает умным, разумным, зорким и послушным.

Призывая молодёжь к приобретению знаний, Абу Хамида Газали подчёркивает, что человек должен принести пользу своими знаниями. По его мнению, овладение знаниями - не самоцель, ибо приобретённые человеком знания должны приносить пользу обществу, должны быть использованы в единой жизни, они должны способствовать улучшению всей его практической деятельности, облагораживанию его поведения и поступков. По его мнению, для того, чтобы стать разумным человеком, необходимо, прежде всего, учиться. Под невеждой он подразумевает тех людей, которые не были осведомлены о науке, а старались лишь преумножить богатство. Абу Хамида Газали в своих произведениях проявляет глубокое уважение к человеческому разуму, спору в достижении передовой науки и культуры своей эпохи, стремлении связать теорию и практику, прежде всего, рационально обосновать возможности разрешения всех социальных проблем, возникающих в различных ситуациях.

Анализ вопроса формирования нравственного воспитания в педагогическом наследии Абу Хамида Газали ещё раз свидетельствует о том, что он для всестороннего воспитания человека затрагивает во многом занятость человека в жизни, правила поведения и человеческое отношение. Во всех его отношениях педагогических мыслях и взглядах, которые отражены в области нравственного воспитания, можно представить высококачественное совершенствование человека. Сущность высказываний показывает в том, что человек должен во всех сторонах своей жизни и занятости быть высоконравственным и морально восшпуемым.

В педагогическом наследии Абу Хамида Газали освещена вся совокупность нравственных вопросов, волновавших общество и не потерявлшх силу общечеловеческого, глобального характера, свою ценность и в нашей динамичной, социально - культурной эпохе. Среди них - проблема человека и совершенствование его моральных устоев, вопросы о нравственных силах человека, значение разума и знания в моральном совершенствовании, сб отрицательных моральных качествах, таких как гнев, эгоизм, зависть, ложь, скупость, изыскание путей и средств избавления от них. В его произведениях много говорится об этике педагога, о сущности человека, о взаимопомощи как условии существования человеческого сообщества и прогресса человеческой морал и.

Во всяком случае, восприимчивость нравственного воспитания, хотя имеет свои отличительные особенности, считается естественной и структурной и потому считается восприимчивым воспитанием, потому что различные внешние и внутренние факторы формируют человеческую личность.

В заключении псдведены итоги исследования, сформулированы основные выводы диссертации, вытекающие из содержания работы, даны практические рекомендации и предложения.

На основе исследования мыслей о воспитании в произведениях Газали мы сочли необходимым предложить следующие рекомендации:

1.На педагогическое наследие Газали, нужно смотреть как на источник гуманистических мыслей и идей, как на жемчужины высокой пробы в просвещении, и использовать их как ценный теоретико-практический материал в обучении, воспитании подрастающего поколения;

2.Ценнейшее наследие Абу Хамида Газали, которое до нашего времени не потеряло своего значения, достоинства и веса и может служить для развития нравственного воспитания поколений человечества, должно стать предметом всестороннего и глубоко монографического исследования;

3.В целях обогащения современной педагогической науки необходимо обратить особое внимание на педагогические наследия и воззрения тех предков, сочинения которых до сих не изучены.

4. Педагогическое наследие и взгляды Абу Хамида Газали должны преподаваться в школах, в средних и высших учебных заведениях Ирана и Таджикистана, а также стран СНГ, потому что, это будет содействовать более близкому, лучшему знакомству через его труды и мыслями и взглядами о формировании нравственного воспитании молодёжи и т.д. Его произведения должны увидеть свет, должны покинув хранилища и фонды, библиотек и архивов, так, как они направлены на нравственное воспитание молодого поколения, его духовных и моральных качеств расширение кругозора, и осведомленности о традициях и обычаях не только исламского общества, но и всего мира.

5.Произведения и мысли Абу Хамида Газали, как важная часть народной педагогики, могут и имеют возможность и силу сослужить ценную службу на пути дополнения и совершенствования педагогической науки, её обогащения и повышения уровня воспитания в современных условиях. Таким образом, изучение педагогических наследий мыслителей прошлых столетий, могут быть полезным в решении современных проблем обучения и воспитания подрастающего поколения.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ИЗЛОЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ АВТОРА:

I. Статьи, опубликованные в ведущих научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1. Араги Фатеме Абдолреза. Проблема формирования нравственного воспитания в творчестве Абу Хамида Газали. // Вестник Таджикского национального университета. -Душанбе, 2011. №5 (69). -С. 441-446.

2. Арати Фатеме Абдолреза. Место нравственного воспитания в наследие Лбу Хамида Газали.// Вес-шик Таджикского национального университета. -Душанбе, 2011. № 5 (69). -С.

3. Арати Фатеме Абдолреза. Педагогические взгляды Абу Хамида Газали. // Известия АН РТ. Серия: литературоведение. -Душанбе, 2011. №4.-С. 131-135.

4. Арата Фатеме Абдолреза. Абу Хамида Газали о нравственном воспитании молодёжи. // Известия АН РТ. Серия: литературоведение. -Душанбе, 2011. №4. -С. 131-135.

5. Арати Фатеме Абдолреза. Абу Хамид Газоли о воспитании чувства правды, справедливости и терпения личности человека // Вестник Тадааисского национального университета. Серия гуманитарных наук. -Душанбе, 2011. № 7 (72). С.41-45. (на рус. лз.).

6. Арати Фатеме Абдолреза. Проблема добра и добродетельности в творчестве Абу Хамида Газали.//Вестник Таджикского национального университета. Серия гуманитарных наук. -Душанбе, 20.11, № 8 (73). С.55-60 (на рус. яз.).

Статьи, опубликованные в других изданиях:

7. Арати Фатеме Абдолреза. Мораль и её виды в теоретическом и практическом учении Абу Хамида Газали. -Тегеран, 2009. 56. (на персид.яз.).

8. Арати Фатеме Абдолреза. Некоторые вопросы воспитания и образования в творчестве Абу Хамида Ггзали. Сб.научных трудов. - Душанбе, 2009. С. 98-102 (на тадж. яз.).

9. Арати Фатеме Абдолреза. Проблема роли науки и знания во всестороннем развитии личности в воззрениях Абу Хамида Газали.// Материалы республиканской научно-теоретической конференции, посвященной Году образования и технической культуры. -Душанбе, 2010. С. 111-115 (на тадж. яз.).

10. Арати Фатеме Абдолреза. Проблема добра и добродетельности в произведении Абу Хамида Газали «Кимиёи саодат» // Материалы республиканской научно-теоретической конференции, посвященной государственной независимости Республики Таджикистан. -Душанбе, 2010. С. 72-75.

11. Арати Фатеме Абдолреза. Проблема взаимоотношения наставника (учителя) и ученика в творческом наследии Абу Хамида Газали. // Материалы республиканской научно-теоретической конференции, посвященной 20-летию независимости Республики Таджикистан. -Душанбе, 2011. С. 135140 (на тадж. яз.).

12. Арати Фатеме Абдолреза. Проблема трудового воспитания и профессиональной ориентации человека в трудах Абу Хамида Газали.// Материалы научно-теоретической конференции, посвященной 80-летию ТГПУ им. Садриддина Айни. -Душанбе, 2011. С. 68-70.

Подписано в печать 29.05.2014 г. Формат 60x84. Бумага офсетная 70г/м2 Объём 1,5 усл.пл. Тираж 100 экз. Заказ № 29

Типография «Сабрина-К» г.Душанбе, ул.М.Турсунзода д.91

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Арати Фатеме Абдолреза, Душанбе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ

ТАДЖИКИСТАН

ТАДЖИКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им.САДРИДДИНА АЙНИ

04201 459196 и

На правах рукописи

Арати Фатеме Абдолреза

ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ АБУ ХАМИДА ГАЗАЛИ

Специальность -13.00.01- общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель-доктор педагогических наук профессор Шомурадов Хасан Рузиевич

Душанбе -2014

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................3-11

ГЛАВА1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЫСЛИ АБУ ХАМИДА ГАЗАЛИ

1.1.Педагогические предпосылки формирования нравственных идей Абу Хамида Газали...................................................................12-51

1.2. Творческое наследие и педагогические идеи Абу Хамида Газали о нравственном воспитании......................................................51-80

Выводы по первой главы..........................................................80-83

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ АБУ ХАМИДА

ГАЗАЛИ

2.1. Вопросы обучения и воспитания в педагогическом наследии Абу Хамида Газали..................................................................................84-111

2.2.Вопросы формирования нравственного воспитания в произведениях Абу

Хамида Газали.......................................................................111-151

Выводы по второй главы.........................................................151-153

Заключение.........................................................................154-158

Список использованной литературы.........................................159-170

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлено тем, что начало XXI века в Иране ознаменовано повышенным вниманием к историческому наследию. Одним из условий познания педагогической истины является неразрывная связь истории педагогики с современностью, что побуждает нас постоянно обращаться к педагогическим трудам мыслителей прошлого.

Развитие педагогической науки и воспитательной практики немыслимо без творческого освоения наследия, созданного предыдущими поколениями, без выделения в этом наследии того, что принадлежит будущему. В современных документах по модернизации образования сформулирована стратегическая цель, заключающаяся в повышении качества образования и воспитания; подчёркивается приоритет воспитания в образовании, важность формирования нравственной личности, самостоятельной, толерантной, инициативной, обладающей гражданской ответственностью, социальной и культурной компетентностью, способностью к самоопределению, самореализации в современном социокультурном пространстве.

Актуальность воспитательной проблематики особенно обострилась в последние десятилетия, поскольку утрата традиционных ценностей привела к распространению в общественном сознании непонимания важности воспитательной деятельности, как в школах, так и в социуме в целом.

Анализ творчества Абу Хамида Газали свидетельствует о том, что он был и остаётся величайшим мыслителем Востока. Его творчество многообразно. В нем переплетены идеи и суждения мыслителя, касающиеся разноплановых проблем в области философии, политики и политического искусства, права и законности, поэзии, литературоведения, истории, суфизма. В этом плане Газали получил авторитет универсального мыслителя, обратившего свой взор на разнообразные, но, в то же время, злободневные вопросы и проблемы.

В связи с изменением политической структуры общества в Иране изменились нравственные ценности и ориентиры, наиболее остро встала проблема поиска путей нравственного воспитания.

Анализ этико-философской, психолого-педагогической, социологической литературы и педагогической практики подтверждает необходимость преодоления противоречий: между нравственным кризисом человека в Иране и состоянием воспитательной работы в образовательных учреждениях; между необходимостью построения нравственно-образовательной среды и недостаточным уровнем компетентности педагогов и родителей в решении данного вопроса.

Названные противоречия позволить обозначить проблему: Каковы особенности педагогического наследия Абу Хамида Газали по воплощению в жизнь нравственного воспитания в современных условиях Исламской Республики Иран?

Степень разработанности проблемы исследования. Смена нравственных приоритетов влечет за собой пересмотр, переосмысление устоявшихся и разработку новых научных взглядов в сфере нравственного воспитания подрастающего поколения. Гуманистические идеи в области нравственного воспитания, содержащиеся в трудах Аристотеля, Абу Хамида Газали, В.Г. Гегеля, К.А. Гельвеция, И. Канта, Я.А. Коменского, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Саади, Насира Хусрава, Хусаина Воиза Кошифи, представляют значительный интерес и в настоящее время.

Особый вклад в определение концептуальных основ нравственного воспитания внесли труды ученых философов и педагогов России П.Ф. Каптерев, A.C. Макаренко, Н.И. Новиков, Д.И. Писарев, B.C. Соловьев, JI.H. Толстой, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и другие.

Научное и практическое значение этих работ не потеряло своей актуальности и на современном этапе развития общества, являясь ценнейшим источником педагогических, философских и психологических идей, оригинальных методик и форм их практического применения.

Решение данной проблемы в Иране связано с именами философов и педагогов Алиризо Аърофи, Эмил Дюркхейм, Мустафо Пок, Мухаммад Искандари, Мухаммад Атторон, Муртазо Мутаххари, Накибзода и других.

В Таджикистане значительный вклад в изучение проблемы отношения Газали к философии и педагогике внесли Х.С.Авзалов, М.Т.Алиев, З.М. Динаршоева, А.Н.Нуров, К. Кадиров, Б. Р.Рахимов, К. Ходжаев, Дж.Файзалиев, A.A. Шамолов, и др.

Взгляды Абу Хамида Газали на проблемы воспитания рассматривались в диссертационных исследованиях М.Т.Алиева, М.Д. Диноршоева, З.М. Диноршоевой, К.Б.Кодирова, Дж.Файзалиева, А.Шамолова.

В диссертации М.Т.Алиева «Идеи воспитания в трудах Имама Мухаммада Газали» анализируются общие закономерностей формирования и развития его педагогических идей, роль Имама Газали в формировании

педагогической мысли XI-XII и последующих веков, а также в поиске путей их эффективного использования в нынешних условиях Таджикистана.

Значительный вклад в изучение проблем отношения Газали к философии и философскому знанию внесла профессор З.М. Диноршоева. В своих научных трудах «Абу Хамид ал-Газали и его «Опровержение философов», «Ал-Газали и его отношение к философским наукам», «Мухаммад ал-Газали и его отношение к философии» она освещает сущность критики Газали философского знания и определяет её мировоззренческую направленность.

Монография академика К.Б.Кадырова «История воспитания, школы и педагогической мысли таджикского народа (с древних времен до возникновения ислама)» внесла значительный вклад в исследование доисламского педагогического наследия таджикского народа. Автор анализирует влияние педагогической мысли этого периода на формирование и развитие педагогических и дидактических воззрений последующих мыслителей Востока.

A.A. Шамолов в своих работах доказывает, что господствующее в

историко-философской литературе представление о философии Газали, как о

«схоластической» и «догматической», о самом мыслителе, как о «злейшем

враге философии, науки и прогресса» является необоснованным. X. Афзалов,

Б. Рахимов, анализируя в свой книге воспитательно-образовательные идеи

5

Газали, пришли к выводу, что «Газали в решении этих проблем является рационалистом и интеллектуалом».

К.Кадиров в своей докторской диссертации анализирует суфийско-моральную доктрину Абу Хамида Газали, изложенную им в «Воскрешении наук о вере» и дает ей положительную оценку.

К.Ходжаев в четвертой главе докторской диссертации «Педагогические взгляды мыслителей таджикского народа в XI веке», анализируя проблемы добрых одеяния, с точки зрения Газали, дает положительную оценку.

Имам Газали оставил после себя большое научно - литературное наследие, но, к сожалению, до сегодняшнего дня оно не стало предметом всестороннего и глубокого изучения и анализа. Ученые считают, что им написано от 48 до 151 произведения, в которых нашли свое отражение почти все области науки, культуры, просвещения и литературы его эпохи.

Однако при всей значимости исследований, посвященных педагого-психологическим и философским учениям Газали, изучение наследия мыслителя нельзя считать завершенным, поскольку многие аспекты его педагогического учения, остаются спорными и малоисследованными.

В связи с актуализацией изучение педагогического наследия Абу Хамида Газали о нравственном воспитании в Иране до сих пор недостаточно изучено. Таким образом, недостаточная изученность творческого наследия обусловили выбор темы исследования «Проблема нравственного воспитания в педагогическом наследии Абу Хамида Газали».

Объект исследования - анализ педагогического наследия о нравственном воспитании Абу Хамида Газали

Предмет исследования - изучение и анализ проблемы формирования нравственного воспитания в педагогическом наследии Абу Хамида Газали.

Цель исследования - определить и научно обосновать проблему

нравственного воспитания в педагогическом наследии Абу Хамида Газали и

показать значение основных положений его теории для современной практики

воспитания. :

Задачи исследования состоит:

-определить методологические позиции и проанализировать основные тенденции развития проблемы нравственного воспитания;

- на основе анализа педагогического наследия Абу Хамида Газали раскрыть теоретико-методологические основы его идей о воспитании личности;

- дать характеристику концептуальных положений Абу Хамида Газали о нравственном воспитании, выявить и научно обосновать их гуманистические основы;

- определить актуальные идеи и положения о нравственном воспитании в научном наследии Абу Хамида Газали, которые могут быть использованы в теории и практике современного воспитания детей, описать их прикладное значение и показать реальный опыт практического освоения педагогических идей учёного в процессе профессионального совершенствования учителей и педагогического просвещения родителей;

-проведен логико-исторический анализ основных положений о нравственном воспитании, разработанных Абу Хамидом Газали;

- произведён анализ персидских и арабских первоисточников, а также малоизученных текстов, воспитательных трактатов Газали и других мыслителей мусульманского средневековья.

Теоретико-методологическую основу исследования составили принципиальные выводы и положения, содержащиеся в произведениях классиков философии и исследованиях специалистов по истории философской и общественно-политической мысли. При исследовании системы взглядов Абу Хамида Газали автор опирался на: историко-логический, сравнительный и системный методы анализа; этико-философские и психолого-педагогические положения о связи исторического и логического в педагогическом познании; воспитание общечеловеческих ценностей; методы познания, общения, саморазвития и самореализации; идеи гуманистической личностно-ориентированной педагогики.

Мы опирались на психологические труды, в которых обосновывается необходимость учета своеобразия особенностей психического развития личности, создания условий для развития и саморазвития нравственной личности А.Г. Асмолов, A.B. Запорожец, В.А. Петровский, В.А. Сонин, C.JT. Рубинштейн и Др.); педагогические исследования, посвященные рассмотрению путей и средств гуманизация воспитания, личностно-ориентированного подхода к осуществлению воспитательного процесса (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, P.C. Буре, О.С. Газман, С.А. Козлова, В.Я. Лыкова, В.Г. Маралов, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, В.А. Ситаров, А.П. Сманцер и др.; концептуальные идеи культурологического подхода в воспитании и образовании О.В. Гукаленко, И.А. Колесникова, Г.С; Меркин, Е.А. Сергеев и др.; идеи о единстве воспитания и обучения (В.А. Караковский, В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев, B.C. Селиванов и др.; историко-педагогические исследования, в которых нашли отражение гуманистические идеи педагогики, актуальные для современной практики воспитания Б.М. Бим-Бад, С.Ф. Егоров, З.И. Равкин, Л.В. Романюк, Н.П. Сенченков, М. Е. Стеклов и др.

В работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ философской, педагогической и психологической литературы; сравнительно-сопоставительный анализ и синтез,

систематизация, классификация, обобщение фактов и явлений; беседа; анкетирование; наблюдение; педагогический эксперимент.

Источниковедческую базу исследования составили труды Абу Хамида Газали, материалы государственного архива литературы и искусства Исламской Республики Иран, современные публикации, диссертационные работы по вопросам нравственного воспитания, исследования различных аспектов педагогического наследия Абу Хамида Газали.

Базой для опытно-экспериментального исследования явились школы № 23, №45,№56, №87 г. Тегерана и средняя школа № 1 г. Шираз Исламской Республики Иран.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (2007-2008) изучалась научная литература по проблеме исследования, архивные материалы; определялись исходные теоретические позиции.

На втором этапе (2008-2010) осуществлялся анализ педагогического наследия Абу Хамида Газали в соотношении с современными тенденциями развития нравственного воспитания в гуманистическом направлении.

На третьем этапе (2010-2014) анализировались и обобщались материалы исследования; обрабатывались экспериментальные данные; формулировались выводы; осуществлялось оформление диссертации. Разрабатывались и внедрялись научно-методические рекомендации по использованию идей Абу Хамида Газали о нравственном воспитании в современной педагогической практике.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- впервые проведено системное исследование нравственного воспитания как целостного явления в педагогическом наследии Абу Хамида Газали;

- на основе аксиологического подхода определены ценностные ориентиры нравственного воспитания в научном наследии Абу Хамида Газали;

-научно обосновано соответствие гуманистических положений Абу Хамида Газали о нравственном воспитании современным тенденциям развития воспитания;

-показана эффективность воплощения его идей в современное образование Ирана;

- разработаны методические рекомендации для учителей школ и родителей по использованию в учебно-воспитательном процессе педагогических идей Абу Хамида Газали.

Теоретическая значимость исследования заключается в более широком раскрытии понятия «нравственное воспитание»; научном обосновании идей Абу Хамида Газали о педагогическом сопровождении нравственного

становления личности через призму современных концептуальных положений развития воспитания в образовательном процессе.

Практическая значимость исследования обосновывается написанием учебного пособия «Педагогические идеи Абу Хамида Газали и современная практика нравственного воспитания детей», которая может быть использована в процессе повышения образовательного уровня педагогов; автором составлены конкретные научно-методические рекомендации по нравственному воспитанию детей для учителей школ и родителей.

Выводы и результаты исследования могут быть использованы в практике педагогических вузов и колледжей, в системе повышения квалификации педагогических кадров и тем самым могут существенно обогатить содержание и технологию современной деятельности педагогов по нравственному воспитанию. Материалы исследования могут войти в содержание учебников и учебных пособий для образовательных учреждений Ирана.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается его методологической и теоретической оснащенностью, совокупностью методов исследования, адекватных его задачам и логике, привлечением широкого круга документальных, архивных источников, апробацией результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседании кафедры общей педагогики Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни; докладывались на Международных и Республиканских научно-практических конференциях (Тегеран, 2009), «Общечеловеческие ценности и профессиональное становление личности» (Шираз, 2010), «Преемственность в воспитании детей: теория и практика» (Мешхед, 2011), а также, нашли своё отражение в научных статьях, тезисах и учебном пособии.

На защиту выносятся следующие положения: