Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Условия формирования педагогической культуры в рамках международного сотрудничества

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Жамбаагийн Тогтох
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 шуя
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Условия формирования педагогической культуры в рамках международного сотрудничества», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Жамбаагийн Тогтох, 2002 год

ВВЕДЕНИЕ.4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА.13

1.1 Роль и значение объективных и субъективных условий в становлении и развитии педагогической культуры в

Монголии. 13

1.2 Конкретно-сущностное значение и историко-гносеологическая характеристика сформированной в Монголии педагогической культуры .31

1.3 Актуализация психолого-педагогических' аспектов в условиях мирового процесса глобализации.36

1.4 Выводы.47

ГЛАВА 2.ИССЛЕДОВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ ОСНОВ МОНГОЛО-СОВЕТСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ПОДГОТОВКЕ

СПЕЦИАЛИСТОВ.49

2.1 Исторические предпосылки сотрудничества в подготовке монгольских специалистов в СССР.49

2.2 Основные этапы сотрудничества в подготовке монгольских специалистов в СССР и РФ.61

2.3 Выводы.70

ГЛАВА 3. РОЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В МОНГОЛИИ.72

3.1 Социальный заказ и специфика предмета РКИ.72

3.2 Государственная политика по вопросам функционирования русского языка в Монголии.83

3.3 Выводы.94

Введение диссертации по педагогике, на тему "Условия формирования педагогической культуры в рамках международного сотрудничества"

В цикле наук о человеке понятие "культура" принадлежит к наиболее фундаментальным. Данное понятие очень емкое, так как включает в себя и нравственность, и весь круг идей и творчества человека, и быт, и традиции.

Таким образом, «культура - это исторически развивающаяся, многоликая, многослойная система созданных человеком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм и способов их распространения, а также процесс самореализации и раскрытия творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни» (Балакина Т.И.). Культура неотделима от истории народа, так как выражает его коллективную память. "Культура есть память, поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает неразрывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества" (Лотман Ю.М.).

Важным феноменом духовной жизни любого народа является его педагогическая культура. В научной литературе понятие "педагогическая культура" трактовалось по-разному. Так, её связывали с усвоением педагогических знаний, умений и навыков, с вопросами социальной и общей психологии, активным овладением принципами воспитания (Григорьев В.К., Гуревич П.С. и др.). Другие учёные (А. С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.) считали важнейшим компонентом педагогической культуры умение наставника использовать весь арсенал методов, умение наблюдать их в процессе умственного и физического труда воспитанников.

Анализ литературы показал, что понятие "педагогическая культура" не имеет чёткого определения. На наш взгляд, педагогическая культура - это сложное образование, содержащее в себе мировоззренческую, нравственно-интеллектуальную и эмоционально-эстетическую стороны. Поэтому необходимо определить слагаемые педагогической культуры.

Формирование педагогической культуры как одного из качественно новых духовных образований почти не подвержено исследованию как с психолого-педагогической, так и с философско-социологической точек зрения, но важно знать, какие условия влияют на развитие педагогической культуры в той или иной стране, в частности, какова роль международного сотрудничества в процессе формирования педагогической культуры. В нашей работе исследуются в историческом аспекте условия формирования педагогической культуры в процессе сотрудничества России и Монголии.

На пороге прошлого столетия Монголия представляла собой один из самых отсталых регионов мира. Она даже не являлась самостоятельной суверенной страной, независимым государством, находилась под манчьжурско-китайским игом. В дореволюционной Монголии не существовало ни одного учебного заведения, хотя имелась национальная письменность, которая была доступна только представителям имущих классов.

В 1921 году в Монголии произошла революция, явившаяся крутым поворотным моментом в жизни страны. Молодая монгольская республика видела тогда в лице Советской России главного своего партнера, который мог бы помочь ей преодолеть вековую отсталость, заложить прочный фундамент долгосрочного политического, культурно-экономического сотрудничества, в частности, в области подготовки монгольских специалистов в СССР.

Ученые, исследовавшие вопросы монголо-советских отношений в деле создания основ народного образования в МНР ( Ж.Батмунх, Л.Дугэржав, Д.Жамц, Р.Санжаасурэн, Д.Б. Улаамжиев, Ю.Цеденбал), в вопросах распространения русского языка в Монголии как одного из факторов формирования педагогической культуры в стране (Н.Бэгз, С.Галсан, С.Эрдэнэмаам) едины в том, что двустороннее монголороссийское сотрудничество в области образования, просвещения, в подготовке современных монгольских кадров явилось уникальным явлением в духовной жизни монголов, в особенности в формировании современной педагогической культуры в стране. Хотя всеми учеными признается, что сформированная педагогическая культура в Монголии является крупнейшим достижением в духовной жизни трудящихся, однако не исследованы теоретические проблемы обучения и подготовки монгольских специалистов в СССР, не проведен конкретно-системный анализ основных этапов истории монголо-российского сотрудничества в области просвещения и образования в ракурсе определения особенностей истории формирования педагогической культуры в стране, не раскрыта роль русского языка в процессе формирования педагогической культуры в МНР.

Таким образом, актуальность избранной нами темы исследования определяется недостаточной теоретической разработанностью проблемы и практической необходимостью выяснения роли международного сотрудничества стран с целью формирования педагогической культуры.

На основе всего изложенного выше была сформулирована проблема исследования: какие условия могут обеспечить эффективность процесса формирования педагогической культуры в рамках международного сотрудничества?

Цель исследования: научно обосновать и оценить в историческом аспекте монголо-российское сотрудничество в сфере становления и развития педагогической культуры в МНР, выявить объективные (внешние) и субъективные (внутренние) условия, способствующие ее формированию в стране.

Объект исследования: процесс формирования педагогической культуры в условиях международного сотрудничества России и Монголии.

Предмет исследования; условия формирования педагогической культуры и средства их реализации в МНР.

Гипотеза исследования: эффективность формирования педагогической культуры в рамках международного сотрудничества может быть обеспечена, если:

- достигаются правовые соглашения между странами; учитываются объективные (внешние) и субъективные (внутренние факторы) формирования педагогической культуры в одной из стран;

- обобщаются достижения педагогической культуры в обеих странах и внедряется передовой педагогический опыт в практику образовательных убеждений;

- рассматривается язык одной из стран как феномен культуры и средство межкультурной коммуникации.

В ходе работы решались следующие задачи:

- изучить исторические документы, договоры, соглашения, архивные материалы, психолого-педагогическую, мемуарную литературу о ранних этапах культурного сотрудничества Монголии и России; исследовать правовые соглашения международного сотрудничества и ввести в научный оборот исторически важные данные и документы, подписанные руководителями двух стран за период с 1922 года по 2000 год в области двустороннего сотрудничества по обучению монголов в России;

- выявить и проанализировать объективные (внешние) и субъективные (внутренние) факторы, способствующие становлению современной педагогической культуры Монголии;

-определить основные составные элементы сформированной в Монголии педагогической культуры;

- провести периодизацию истории сотрудничества России и

Монголии в области подготовки специалистов в учебных заведениях СССР и определить особенности каждого периода;

- определить роль русского языка как феномена культуры и средства международного сотрудничества в процессе формирования педагогической культуры в МНР.

Методологической основой исследования явились положения философии, социологии, педагогики, психологии о целостности и взаимообусловленности явлений, о деятельности как активной форме взаимодействия.

Теоретическую основу исследования составляют положения общей теории культуры (3,А.Баллер, В.Л.Бенин, Г.Ф.Выжлецов, Г.Н.Зборовский, П.С.Гуревич и др.), правовой культуры (Е.В.Аграмовская, А.Л.Шайдуров, А.Ф.Гранин и др.), психолого-педагогической и производственной культуры (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинпггейн, В.В.Соколова, А.Н.Леонтьев, М.С.Каган и др.), психологии творчества (С.М.Берпггейн, Л.С.Выготский, В.П.Зинченко,Я.А.Пономарев и др.), теории ценностей (А.М.Арсентьев,

A.Бейсенова, Е.П.Белозерцев и др.), теории общей педагогики и дидактики (Ю.Бабанский, Д.Б.Эльконин, А.М.Новиков, Б.Г.Корнетов,

B.А.Сластенин и др.), концепция личностью ориентированного образования (Е.В. Бондаревская и др.), теории формирования профессиональной готовности личности к профессиональной деятельности (Н.В.Кузьмина, Н.МГоноблин, Э.Я.Зеер и др.), роли русского языка как феномена культуры (В. Г. Костомаров, Е.М.Верещагин, А.Д.Дейкина, Т.К.Донская и др.).

При разработке поставленных задач использовались следующие методы исследования;

- теоретический анализ психологической , педагогической , мемуарной литературы, изучение исторических документов и архивных материалов по проблеме исследования;

- анкетирование монгольских специалистов, ученых, монгольских выпускников российских учебных заведений; статистический и качественный анализ результатов исследования.

Исследование проводилось с 1993 года по 2002 г. и включало три этапа.

На нервом этапе (1993-1997 гг.) проводилась разработка программы исследования, анализировалась литература по исследуемой проблематике, определялись понятийный аппарат и методология исследования, производился отбор исторических документов, архивных материалов о процессе формирования педагогической культуры в Монголии и их анализ.

На втором этапе (1998-2001г.г.) продолжались теоретические исследования, отрабатывалась гипотеза, определялись объективные и субъективные факторы формирования педагогической культуры в МНР, намечалась периодизация данного явления.

На третьем этапе (2001-2002 гг.) обобщались и систематизировались материалы исследования, формулировались выводы.

Достоверность результатов исследования обеспечивается единством применяемых теоретических и эмпирических методов, взаимопроверкой данных, полученных различными методами исследования, интерпретацией данных, проведенной на основе методов математической статистики и последующего качественного анализа.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- впервые в истории монголо-российского сотрудничества с научной точки зрения проанализированы исторические документы, отражающие различные аспекты совместной деятельности двух стран в деле обучения и подготовки современных квалифицированных кадров для развития просвещения и образования в МНР; выявлены объективные и субъективные факторы, способствующие становлению педагогической культуры в Монголии, а именно: а) подготовка монгольских специалистов в советских учебных заведениях всех ступеней, б) командировки советских специалистов, педагогов в Монголию на разные сроки, в) совместная российско-монгольская деятельность по внедрению передового педагогического опыта советских преподавателей в практику монгольских образовательных учреждений, г) обобщение достижений педагогической культуры в обеих странах (проведение симпозиумов, круглых столов, научно-практических конференций и т.д.), д) помощь российской стороны в обеспечении посол учебниками, необходимой научной литературой, оборудованием для школьных кабинетов и исследовательских лабораторий;

- определены основные составные элементы сформированной в Монголии педагогической культуры; уровень духовно-правовых отношений, уровень базисно-экономических отношений;

- проведена периодизация истории сотрудничества России и Монголии в области подготовки специалистов в учебных заведениях СССР и определены особенности каждого периода;

- определена роль русского языка как феномена культуры, способствующего установлению и расширению каналов межкультурных отношений.

Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии и обосновании теоретических положений процесса формирования педагогической культуры в рамках международного сотрудничества, что дополняет концепцию межкультурных отношений, в значимости научно обоснованных выводов для развития истории педагогики как науки.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

- показано историческое место, определены роль и значение обучения и подготовки монгольских юношей и девушек в социально-экономическом и культурном строительстве, в духовной жизни республики;

- представлена хронология документов о российско-монгольских двустороннем сотрудничестве, дан их анализ и оценка;

- обобщен опыт осуществления в Монголии принципов дидактики, ее методических и методологических основ;

- представлены конкретные пути процесса формирования педагогической культуры в рамках международного сотрудничества двух стран.

Результаты исследования могут быть использованы при чтении лекций по истории педагогики в вузах, при изучении истории, международных отношений в образовательных учреждениях России и Монголии, а также других странах. Материалы исследования также окажут помощь в работе студентам, аспирантам, докторантам, специалистам-международникам.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на международных конференциях и симпозиумах: азиатско-тихоокеанском региональном семинаре "К вопросу непрерывного образования", Хайдарабад, Индия, 1993 г.; семинаре азиатско-тихоокеанского региона "Управление и планирование образования", Бангконг, Таиланд, 1995; симпозиуме ЮНЕСКО "Реализация программы "Всеобщее образование в Монголии", г. Амман, Иордан, 1996 г.; семинаре руководящих работников просвещения «Развитие народного образования в Монголии», г. Денвер, США, 1997 г.; учредительном совещании ценггра поддержки образования женщин, созданном по инициативе диссертанта в 2002 г.; международной конференции "Русский язык, литература, культура в современном обществе", Ивановский государственный университет, г. Иванове, 2002 г.

На защиту выносятся следующие положения :

1.Педагогическая культура - это сложное образование, содержащее в себе мировоззренческую, нравственно-интеллектуальную и эмоционально-эстетическую стороны.

2. Формирование педагогической культуры в рамках международного сотрудничества - это процесс, происходящий под воздействием как объективных (внешних), так и субъективных (внутренних) условий.

Важным объективным (внешним) условием формирования педагогической культуры в Монголии послужила массовая подготовка монгольских специалистов в СССР, а необходимым субъективным (внутренним) условием - развертывание в стране движения за овладение передовым педагогическим опытом, совместные монголо-советские мероприятия в области просвещения и образования, активная государственная политика МНР, направленная на развитие педагогической науки и образования.

3. Массовое изучение русского языка в МНР является особым условием формирования педагогической культуры в Монголии.

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 205 наименований, и приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

3.3. ВЫВОДЫ

1. Русский язык играл большую роль в формировании педагогический культуры в Монголии. Социальный заказ представляет потребности страны изучаемого языка в передаче посредством учебного предмета системы интеллектуальных и других ценностей.

2. При помощи предмета РКИ русская культура включается в общечеловеческий процесс, способствует установлению и расширение каналов межкультурной коммуникации.

Наше исследование показывает, что важнейшим фактором изучения и распространения того или иного иностранного языка, и в первую очередь, русского, является система народного образования. Сегодня 320 тысяч учащихся и студентов ежегодно изучает русский язык, в общей системе народного образования Монголии прочно утвердилась специфическая методика преподавания русского языка монголам. В результате этого выпускник монгольского вуза в той или иной мере овладевает практическим русским языком.

3. Знание русского языка необходимо монгольскому народу для успешного развития политических, торгово-экономических и культурных связей с Российской Федерацией и другими странами СНГ. В формировании педагогической культуры, подготовке и повышении квалификации преподавателей русского языка с 20-х по 80-е годы XX столетия большую помощь оказывал Советский Союз.

4. Русский язык в течение последних 70 лет вносил и вносит определенный вклад в развитие научного потенциала Монголии. Все диссертации, кроме работ по монголистике и монгольской литературе, писались и защищались до 1990 года на русском языке. На русском языке накоплено огромное количество духовного богатства. Почти половина всех фондов библиотек Монголии - книги на русском языке, переводы с него или через него. До конца 80-х годов русский язык служил основным фундаментом подготовки специалистов. Почти все учебники и учебные пособия монгольских вузов существуют на русском языке, или же в лучшем случае являются переводами русских учебников. Отсюда вытекает вывод о том, что все поколения монгольской интеллигенции получением знаний обязаны русскому языку.

5. Общественно-политической и экономической основой массового изучения и распространения русского языка является провозглашенный высшим руководством страны курс на всестороннее сближение Монголии с Россией. Интерес к изучению русского языка в Монголии в настоящее время возобновляется, о чем свидетельствует запрос со стороны населения, появление десятка частных высших учебных заведений с обучением русскому языку.

Итак, изучение русского языка в Монголии на протяжении 70-ти лет является важным условием формирования педагогической культуры в МНР.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование педагогической культуры в Монголии - это результат сращения как объективных, так и субъективных факторов и обстоятельств, динамично развивающийся процесс, совокупное единство мировых и национальных культур, логически законченная и интеллектуально целостная определенность, вобравшая в себя взаимослияние и взаимодействие базисно-экономических и духовно-правовых отношений монгольского общества.

Эффективность формирования педагогической культуры в рамках международного сотрудничества достигается при следующих условиях:

- соединение объективных факторов (массовая подготовка монгольских специалистов образования в России) и субъективных факторов (развертывание в стране движения за овладение передовым педагогическим опытом, совместные монголо-советские мероприятия в области просвещения и образования, активная государственная политика МНР, направленная на развитие педагогичесой науки и образования) в единый процесс;

- учет особенностей развития образования и культуры каждого этапа в периодизации формирования педагогической культуры в Монголии;

- массовое изучение русского языка как феномена культуры и средства межкультурной коммуникации.

Постоянно усиливающийся процесс глобализации, переход страны к рыночному обществу и демократизации обязывает учреждения и организации просвещения и образования совершить решительный поворот к повышению качества образования с тем, чтобы привести его уровень с уровнями развитых мировых государств.

Необходимо внести коррективы в план и программы обучения, учитывая социально-бытовые условия и реально сложившийся веками уклад жизни сельского населения. Это обеспечило бы права и осуществление требований детей жить сообща друг с другом, в группах и коллективах, приспосабливаться к постоянно меняющейся социальной жизни (социализации), создавать им возможность самому учиться и развиваться с самого раннего возраста.

С этой целью дается конкретное определение умений и навыков, которые бы получали учащиеся и студенты как общеобразовательных, так и вузов в процессе реального учебного процесса.

Важным является подход к вопросу сохранения всех ценностей в этой области, которые были созданы предыдущими поколениями исследователей, учителей и преподавателей.

В этой связи подвергается исследованию системно-структурный подход обучения, что, объясняется постановкой самой проблемы: обучение в школах есть прямой результат систематической подачи знаний учащимся, системного превращения этих знаний в умения и навыки.

Обучение в наше время, привлечение детей к овладению знаниями представляет собой процесс активного взаимодействия двух его основных, равноправных участников - учащегося и его наставника. Любой прогресс взаимодействия есть следствие, по крайней мере, двух прогрессов, один из которых специфичен для выделенного для анализа системы, а другой для смежной с ней, т.е. для той, которая включена в нее в роли компонента.

Функционирование взаимодействующих систем связано с реорганизацией структур ее компонентов путем дифференциации и реинтеграции их элементов. Структуры компонентов и их тип тоже взаимозависимы. Развитие есть способ существования системы взаимодействующих систем.

Процесс обучения есть процесс изменения самого человека путем развития его интеллекта. Процесс изменения сам есть двоякий процесс: изменение формы человека и его содержания. А изменение формы человека осуществляется путем вмешательства в его психологические состояния педагогическими воздействующими средствами. Освоение новых знаний, их превращение в умения и навыки есть творческий процесс, который требует, во-первых, осознания проблемы; во-вторых, выдвижения гипотезы; в-третьих, логического доказательства истинности данного суждения и, в-четвертых, проверки найденного практикой.

Важным решающим внешним фактором формирования педагогической культуры в Монголии является сотрудничество Монголии и России с начала 20-х годов в области просвещения и народного образования. В данном процессе выделяются четыре этапа.

Первый этап занимает 24 года, т.е. охватывает период от 19221946 гг. Второй этап - 10 лет (1947-1957гг.), третий этап составляет 32 года (1958-1990гг.), четвёртый этап начинается с 1991г. (12 лет). Об этом свидетельствуют исследования многочисленных архивные материалы, основных двусторонних документов, монголо-советских и монголо-российских соглашений, а также трудов ряда исследователей.

Монголо-российское сотрудничество в области обучения монгольских специалистов отличалось:

-взаимопониманием и равноправием, исключительной плодотворностью для Монголии;

-богатством содержания и разносторонностью форм;

- бескорыстием и искренностью;

- дальновидностью и нацеленностью на будущее, планомерностью и целенаправленностью.

Исключительно важную роль сыграл в становлении и развитии современной педагогической культуры в Монголии русский язык. Через него монголы ознакомились с трудами ученых-педагогов, познакомились с опытом и лучшими методами работы учителей и преподавателей в других странах, с его помощью приобщались к знаниям и образованию, десятки тысяч людей обучались в советских учебных заведениях, освоили научно-технические знания.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Жамбаагийн Тогтох, шуя

1. Абдулина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М. 1990

2. Акишина А.А., Каган.О.Е. Учимся учить. Что надо знать о преподавании русского языка. М. 1997.

3. Алексеев М.П. Русский язык в мировом культурном обиходе // Вопросы языкознания. -1984. -№2. с.3-14- №3. - с.3-17.

4. Ардапшрова Э.Т. Духовная культура и эстетическая педагогика античности: Краткий историко-теоретический очерк. —Уфа, 1993.

5. Арутюнова Н.Д. Конструирование и экспертиза учебника русского языка для иностранцев: Автореф. дисс. . д-ра пед. наук. - М., 1988.

6. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов — М., 1966

7. Бабанский Ю.К. Педагогика. М.,1988.

8. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М., 1989.

9. Балакина Т.И. История отечественной культуры. Часть 1. -М.,1994.

10. Ю.Батшцев Г. С. Особенности культуры глубинного общения // Диалектика общения. М.,1987.

11. П.Бахтин М.М. Человек в мире слова. М.,1995.

12. Баяртогтох М., Тогтох.Ж Научно-популярные статьи по совершенствованию и оптимизации телесной и психической деятельности. УБ. 1991 г /На монгольском языке/

13. Баяртогтох М., Тогтох.Ж Психология: группы и индивиды /на монгольском языке/

14. Баяртогтох. М. Психология в вопросах и ответах. У Б. 1996./на монгольском языке/.

15. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. — М.,1965.

16. Беляев В.И. Современные подходы в историко-педагогических исследованиях // Педагогика. 1999. - № 6.

17. Божович Л И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. М.,1995.

18. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.,1968.

19. Большой энциклопедический словарь. М., 1997.

20. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-н/Д., 1999.

21. Бондарко А.В. Принципы функциональной грамматики и вопросы аспектологии. Л., 1983.

22. Борев Ю.Б. Эстетика. М., 1988.

23. Брунер Д. Психолгия познания. М., 1972.

24. Будагов Р.А. Человек и его язык.- М., 1976. с.141 -173

25. Бэгз Н. Основание теоретико-методологического развития образования Монголии в условиях глобализации: Автореф. дисс. . д-ра пед. наук. УБ, 2001

26. Введение в философию: Учебник для вузов. /Фролов И.Т. и др./ М., 1989.

27. Внешняя политика МНР в документах,- УБ. 1982.

28. Врещагин Е.М., Костомаров В.Г. Семантизация культурногокомпонента языковых единиц в учебных лингвострановедческих словарях // Проблемы учебной лексикографии и обучения лексике. -М.,1978.

29. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Языки культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М.,1990.

30. Виноградов В.В., Костомаров В.Г. Теория советского языкознания и практика обучения русскому языку иностранцев //Вопросы языкознания. 1967. -№2. - с. 3-17.

31. Возрастная и педагогическая психология /Под. ред. А.В. Петровского. М, 1973.

32. Воронова Т.А., Засобина Г.А., Савин Н.В. Педагогический процесс в высшей школе. Иваново, 2001.

33. Волкова Т.Н. Педагогическая лингвокультурология. Иваново, 2000.

34. Всемирный историко-педагогический процесс: концепции, модели, историография / Под ред. Г.Б.Корнетова, В.Г.Безрогова. М.1996.

35. Гадалова В.В. Теория и практика русского языка. М.,2002.

36. Галсан С. Монгольская Народная Республика. Русский язык в странах мира. -М., 1973.-с. 51-56.

37. Галсан С. МАПРЯЛ 10 лет. Русский язык в монгольской школе. -УБ., 1980.-с. 11-16.

38. Гатауллина Л.М. Строительство Социалистической Культуры в МНР.-М.,1981.

39. Горшков М.К. Общественное мнение: история и современность. -М., 1988.

40. Григорьев В.К. Педагогическая культура партийных кадров. М., 1989.

41. Гумбольдт В. Характер языка и характер народа // Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М.,1985.

42. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. -М.,1984.

43. Гуревич П.С. Культурология. Элементарный курс. М., 2001.

44. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.,1986.

45. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам // ООН: Сб. документов. М., 1981.

46. Дешериев Ю.Д. Проблема функционального развития языков и задачи социолингвистики. Язык и общество. — М., 1968. с.55-80.

47. Дейкина А.Д. Формирование у школьников взгляда на родной язык как национальный феномен: Дис. . д-ра пед. наук. М.,1994.

48. Днепров Э.Д. Методологические проблемы истории педагогики // Советская педагогика. 1986. -№ 8.

49. Договор между Народным Правительством Монголии и правительством РСФСР об установлении дружественных отношении между Монголией и Россией. Документы внешней политики СССР. -т. 10. М.1964.

50. Донская Т.К. Коммуникативная методика на уроках русского языка. -СПб., 1998.

51. Донская Т.К. Наука и образование как основа процветания государства // Человечество в XXI веке: индикаторы развития.1. Н.Новгород, 2001

52. Донская Т.К. Национальная культура и методика обучения // Национальная культура и образование СПБ., 1992.

53. Донская Т.К. Русская национальная школа: проблемы и решения. -СПб., 1998.

54. Донская Т.К. Русский язык язык познания и культуры. - СПб., 1999

55. Жерносек И.Ф. Народное образование в МНР. Киев. 1985.

56. Журавлёв В.К. Экология языка и культуры // Функционирование языков в многонациональном обществе /Под ред. В.М.Солнцева. -М.,1991.57.3анков JI.B. Обучение и развитие. М.,1975.

57. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. М.,1989.

58. Ильина Т.А. Педагогика. М., 1969.

59. Каган М.С. Человеческие деятельности /опыт системного анализа/. М., 1974.

60. Казаков В.Г., Кондратьева Л.П. Психология: учебник для индустр-пед. техникумов. М., 1989.

61. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. -М.,1990.

62. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.,1980.

63. Каплина Л.Я. Сущность методологии гуманизации подготовки специалиста образования // Инновации в психолого-педагогической теории и практике. Шуя, 2002.

64. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Избр. пед. соч.-М., 1982.

65. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995.

66. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М, 1995.

67. Ковалев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин Н.А. Введение в педагогику.-М.,1975.

68. Козырев В.А. Гуманитарная образовательная среда: языковая культура. С-Пб.,1999.

69. Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. -М., 1990.

70. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики.- М.,1994

71. Корнетов Г.Б. История педагогики. М.,2002.

72. Корнетов Г.Б., Бликштейн Л.С. Школа, воспитание и педагогика цивилизаций Ближнего Востока (древность и средние века). -М.,1993.

73. Костомаров В.Г., Митрофанова О.Д. Методика как наука. Статья вторая: Методическая проблема двуязычия // Русский язык за рубежом 1979. - №6. - с.67-73.

74. Костомаров В.Г., Митрофанова О.Д. Русский язык в иноязычной среде /Функционирование. Состояние. Изучение. Преподавание/. -М„ 1991.

75. Костомаров В.Г. Русский язык и современность. М. 1991.

76. Костомаров В.Г. Русский язык как средство межнациональногообщения. М.,1977.

77. Костомаров В.Г. Русский язык как язык широкого международного употребления //Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 1972. с. 55-74.

78. Костомаров В.Г. Русский язык среди других языков мира. М.,1975.

79. Костомаров В. Г. Проблема общественных функции языка и категория "мировой язык" //Социолингвистические проблемы развивающихся стран. М., 1975- с.239-243.

80. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи,- М.,1994.

81. Краевский В.В. Методология педагогического исследования.-Самара, 1994.

82. Краткий педагогический словарь /Абаренков В.П. и др.- М., Политиздат. 1987.

83. Кругликов В.А. Образ «человека культуры». -М, 1988.

84. Кузнецов В.В. Развитие педагогической культуры мастеров производственного обучения. Екатеринбург, 1999.

85. Культура русской речи. Учебник для вузов / Под ред. Л.К.Граудиной, Е.Н.Ширяева. М.,2000.

86. Культурология в вопросах и ответах / Под ред. Г.В.Драча. Ростов-н/Д.,1997.

87. Леонтьев А.А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному. -М., 1970.

88. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. -М.,1975.

89. Леонтьев А.Н. Избранные психологические исследования. М., 1983.

90. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.,1974.

91. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности М.1980.

92. Лернер И.Я. Философия дидактики и дидактика как философия. -М.,1995

93. Лингвистический энциклопедический словарь / Под.ред. В. Н. Ярцева. М.,1990.

94. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. -М.,1991.

95. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. С-Пб., 1994.

96. Любимцев А.А. Расцвет и упадок цивилизаций: предварительный набросок. Самара, 1994.

97. Майский И.М. Монголия накануне революции. М., 1960.

98. Майерс Д. Социальная психология. Спб., 1999.

99. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. Т. 1-8., М.,1983-1989.

100. Малькова 3. А. Школа и педагогика за рубежом. М., 1983.

101. Матвеев B.C. Загадки и резервы психики. Свердловск, 1990.

102. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // ООН. Права человека: изложение фактов. -1992. -№ 16.

103. Муравьёва Г.Е. Дидактическое проектирование. Шуя,2000.

104. Митрофанова О.Д., Костомаров В.Г. Методика преподавания русского языка как иностранного . М., 1990.

105. Михайловская Н.Г. О теоретических и практических задачах изучения русского языка как средства межнационального общения. Вопросы языкознания. 1983. - №5. - с.25-32.

106. Молчановский В.В. Роль задач и профессионализации процесса подготовки преподавателей русского языка как иностранного // Заочное обучение русскому языку. Проблемы и перспективы: Тезисы докладов и сообщений Международного симпозиума. М., 1992. -с.61-63.

107. Молчановский В.В. К вопросу о содержании и структуре профессиограммы преподавателя русского языка как иностранного. Русский язык за рубежом. 1990. №1, с. 53-57

108. Морковкин В.В. Русская лексика в аспекте педагогической лингвистики //Научные традиции и новые направления в преподавании русского языка и литературы: Сб. докладов советскойделегации на 6-ом Конгрессе МАПРЯЛ. М., 1986. - с.214-228.

109. Неменский Б.М. Культура, искусство, образование: цикл бесед. -М.,1993.

110. Новиков А. М. Методология образования. М. ,2002.

111. Норжхорлоо Н. К вопросу совершенствования содержания обучения детей раннего возраста в Монголии: Автореф. дис. . д-ра -пед. наук. УБ., 2000.

112. Об искусстве полемики /П.Н. Федосеев и др./ М.Политиздат. 1980.

113. Огородников И.Т. Педагогика.- М., 1968.

114. Очерки истории МНРП.- УБ., 1987.

115. Оконь В. Введение в общую дидактику. М., 1990.

116. Оншценко Э.В. Историко-педагогическая культура как социально-педагогический феномен. -М.,2001.

117. Панарин А .С. Россия в цивилизованном процессе: между атлантизмом и евразийством. М.,1995.

118. Педагогика. Учеб. пособие для студентов фак-тов педагогики / Под.ред. С.П. Баранова и др. М., 1976.

119. Педагогика народов мира: история и современность /Под ред. Салимовой. — М.,2001.

120. Педагогическая антропология. Учебное пособие / Автор-составитель Б.М.Бим-Бад, М.,1998.

121. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. -М.,1996.

122. Похмелкина Г.Ф., Семёнов И.Н. Рефлексивно-творческий подход к процессу повышения квалификации ипереквалификации педагогов // Активные методы обучения педагогов и руководителей учреждений образования. -Пермь, 1993.

123. Пономарёв А.Я. Психология. М.,1987.

124. Преподавание русского языка в национальных школах РСФСР.-Л., 1992.

125. Прохоров Ю.Е. Лингвострановедение. Культуроведение. Страноведение. Теория и практика обучения русскому языку как иностранному. М., 1995.

126. Прохоров Ю.Е. Национальные социо-культурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. М.,1996.

127. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. М., 1995.

128. Психология. Словарь/ под.ред. А.В.Петровского и др. 2-ое изд/ М. Политиздат. 1990.

129. Равкин З.И. Современные проблемы историк о-педагогических исследований //Педагогика. 1994. — № 1.

130. Рамсина Т.А., Полидва М.А. Коммуникативные упражнения. -М.,1978.

131. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. М.,1995.

132. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.-Л., 1988.

133. Русский язык в современном мире. М.,1968.

134. Русский язык конца XX столетия (1985-1995). М.,1996.

135. Рынков А.К. Социально-философские проблемы образования. -М.,1982.

136. Сидоров Е .В. Проблемы речевой системности. М., 1987.

137. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1980.

138. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие. — М.,2000.

139. Смелкова З.С. Педагогическое общение. МД999.

140. Современная дидактика: Теория практике /Под ред. И.Я Лернера. - М.,1994.

141. Современные проблемы истории образования и педагогической мысли: в 3-х тт./ Под ред. З.И.Равкина. М.,1994.

142. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М.1992.

143. Социальная политика Монголии/ Под.ред. Б. Лхамсурэн и др. -УБД988.

144. СССР-МНР. Сотрудничество и сближение. УБ., Госиздат.1981.

145. Справочник директора школы. Сборник законодательных, руководящихся и инструктивных материалов. УБ., 1991.

146. Сидоров В.П. Организация прогресса обучения в школе.-М., 1974.

147. Соколов П.П. Руководство учебными процессами в школе. М., 1974.

148. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М., 1973.

149. Текст в пространстве культуры и образования. СПб.,2001.

150. Теоретико-методологические вопросы истории педагогики /Подред. Б.М.Бим-Бада. -М.,1986.

151. Теоретическая и прикладная социальная психология М.,1988.

152. Уледов А.К. Общественная психология -М., 1985.

153. Улаамжиев Д.Б., Ж. Цэцэгмаа, Цыбен Жамсрано: Научная и общественно-политическая деятельность в Монголии./l 911 -1931 г/Улан-Удэ. 1999.

154. Упражнение по логике. Учебное пособие. /Под ред. В.И. Кирилова. М., 1990.

155. Ушинский К. Д. Статьи /Журнал для воспитания Собр. соч., т.2. М-Л., 1948.

156. Философия образования в социокультурном аспекте. 4.1. Шуя, 2001.

157. Фрейд. 3. Психология бессознательного.- М.,1989.

158. Фрейд. 3. Введение в психоанализ. -М, 1989.

159. Хрестоматия по педагогике / Под ред З.И.Равкина. М., 1976.

160. Цэдэнбал Ю. О Монголо-советской дружбе. -УБ., 1984.

161. Чойбалсан X. Избранные статьи и речи. М., 1961.

162. Эллис А.Педагогические инновации. М.,1993.

163. Эльконин Д.Б. Психологические условия развивающего обучения //Обучение и развитие младших школьников. Киев, 1970.

164. Энциклопедия. Русский язык /Под ред. Ю.Н.Караулова. М.,1997.

165. Эрэдэнмаам С. К вопросу об изучении русского языка в МНР. Основы национально ориентированной методики обучения русскомуязыку монгольских учащихся. УБ., 1989. с.3-4.

166. Эрдэнэмаам С. К вопросу о функционировании русского языка в Монголии. Международная юбилейная сессия, посвященная 100-лети со дня рождения академика. В.В. Виноградова.Тезисы докладов. М., 1995.С.334.

167. Эрдэнэмаам С. Функционирование русского языка в Монголии: Дис. . канд. фил. Наук. М., 1995. - с.119.

168. Этнография детства: традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии /Под ред. И.С.Кона. М.,1983.

169. Этнофилология в вузе и школе // Сб. науч.-метод, тр. СПб., 2000.

170. Языкова Н.В. Цели и содержание методической подготовки студентов педагогических факультетов иностранных языков. Иностранные языки в школе. 1995. №1, с.57-61.

171. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Педагогика. 1995. - № 2.

172. Язык и национальная культура / Под ред. проф. Донской Т.К. -СПб.,1995.

173. Язык о языке /Под ред Н.Д.Арутюновой. М.,2000.

174. Язык, культура, этнос. М. 1994.

175. Боловсрол судлалын ундэс . Жамц. Д., Даваа.Д . УХГ. 1999

176. БНМАУ-ын tyyx. 3-р боть. УБ, 1969.

177. БНМАУ, ЗСБНХУ улсын хооронд цахилгаан мэдээллээр нэвтрэлцэх гэрээ ба энэ гэрээнд нэмж тогтоосон протоколын хугацааг сунгасан тухай протокол. 1927.02.22. "Документы внешней политики СССР" Т. 8. /перевод с русского/

178. БНМАУ, ЗСБНХУ-ын хооронд ын найрамдал, хамтын ажиллагааын болон харилцан туслах тухай гэрээ. 1966.01.15. Унэн сонин.1966.01.18.

179. БНМАУ-ын засгийн газар, ЗСБНХУ-ын засгийн газрын хооронд холбооны талаар хамтран ажиллах тухай хэлэлцээр. 1967.07.30. Монгол улсын гадаад хэргийн архив.

180. БНМАУ, ЗСБНХУ-ын хооронд соёл, шинжлэх ухааны талаар хамтран ажиллах тухай хэлэлцээр. 1971.07.20.

181. Дугэржав Л. Монгол Зевлелтийн боловсрол, шинжлэх ухааныхамтын ажиллагаа, УБ, 2002. /1921191. Зевлех сургагч ба мэргэжилтэн нарн тухай БНМАУ,ЗСБНХУ-ын хооронд байгуулсан хэлэлцээр. 1934.12.04. Монгол улсын гадаад харилцааны архиваас.

182. МАХН-ны туухэд холбогдох баримт бичгууд /1920-1940/ 1-рботь.УБ 1966.

183. Машлай Т. Монголын еренхий болосролын сургуулийн хегжилт. /1911-1940/УБ. 1965.

184. М.В. Ломоносовын нэрэмжит Москвагийн Улсын их сургууль, Монгол Улсын их сургуулийн хоорондын хамтын ажиллагааны тухай хэлэлцээр. 1969.12.21. МУИС-ын архив.

185. Монголын ундэсний сэтгэлзуйн хамгаалалт./Монголын нийгмийн сэтгэлзуйн еерчлелтийн зарим асуудал/. УБ. 1996.

186. Монгол -Зевлелтийн харилцааны баримт бичиг,материалын эмхтгэл. 1921-1940. 1-рбшъУБ, 1976.

187. Монгол-Зевлелтийн соёл, шинжлэхухаан .техникийн хамтын ажиллагаа. 1921 -1990.2001.

188. Монгол-Зевлелтийн ард тумний ганбат найрамдал /1921-1940/ УБ. 1967.

189. Монгол Зевлелтийн найрамдлын ур шим УБ. 1971.

190. Монгол Улсын их сургууль, Эрхуу хотын УААА-н дээд сургуулийн хооронд нехерлел, хамтын ажиллагааны талаар байгуулсан хэлэлцээр. 1924.03.20. МУИС-ын

191. Санжаасурэи Р., Жериосек И.Ф. Очерки истории общеобразовател ьной школы. MI IP.У Б. 1981.

192. Сурган хумуужуулэгч . Сэтгуул. 1981 №2, 1982 №6, 1985№3, 1988 №4, 1989 №4-5, Улаанбаатар.

193. Улан-Уд хот дахь Монгол рафакит 10-н жилийн ойг тохиолдуулан БНМАУ-ын еренхий сайд Чойбалсангаас туе сургуулийн хамт олонд илгээсэн баяарын цахилгаан утас. 1940.06.16. Монгол улсын тев архиваас.