Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Вклад культурно-просветительских и благотворительных обществ в становление и развитие образования на Северном Кавказе (вторая половина XIX - начало XX в.)

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Макоева, Людмила Сослановна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Владикавказ
Год защиты
 2006
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Вклад культурно-просветительских и благотворительных обществ в становление и развитие образования на Северном Кавказе (вторая половина XIX - начало XX в.)», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Макоева, Людмила Сослановна, 2006 год

Введение.

Глава I. Становление и развитие образования на Северном Кавказе.

1.1. Светские и конфессиональные учебные заведения на Северном Кавказе.

1.2. Культурно-просветительские учреждения Северного Кавказа как центры дополнительного образования (конец XIX начало XX вв.).

Глава II. Вклад общественных и благотворительных организаций в развитие народного образования на Северном Кавказе.

2.1. Светские образовательно-благотворительные общества.

2.2. Конфессиональные и национальные благотворительные общества.

Глава III. Роль культурно-просветительных учреждений дополнительного образования в формировании образовательной среды на Северном Кавказе.

3.1. Театральные, музыкальные и литературные общества.

3.2. Просветительские и профессиональные общества.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Вклад культурно-просветительских и благотворительных обществ в становление и развитие образования на Северном Кавказе (вторая половина XIX - начало XX в.)"

Современная социально-культурная ситуация характеризуется утратой многих преемственных связей и традиции, сложившихся в отечественной культуре и как следствие — деформацией, а подчас и разрушением культурной среды. Вместе с тем осознается необходимость духовного возрождения России, обращения к ее историко-культурному опыту.

Междисциплинарный подход позволяет рассмотреть различные аспекты проявлений бытия человека в его историческом развитии. Целесообразным представляется и проведение исторической аналогии между современной ситуацией и периодом конца XIX — начала XX вв., характеризовавшимся многообразием форм социально — культурной деятельности, необыкновенной духовной атмосферой того времени, создаваемой культурной средой.

Эта среда подготовила духовный Ренессанс, послужила основой социокультурного развития северокавказских народов. Именно поэтому сегодня логичным представляется обращение к истокам, с целью извлечения и дальнейшего использования накопленного в тот период богатейшего педагогического и просветительского опыта для улучшения воспитательного потенциала современной школы.

Вторая половина XIX века в России, да и на Северном Кавказе — время небывалой общественной активности, роста отечественной культуры, как в центре, так и на периферии, становления и развития системы народного образования.

В условиях проводимых в наше время социально — экономических реформ, в том числе и в системе образования, постоянного недофинансирования образовательных и культурных учреждений различного типа очень важно изучить имеющийся в дореволюционной России опыт работы благотворительных и общественных организаций, меценатов.

Благотворительность — социальное явление, важная сфера жизнедеятельности общества конца XIX — начала XX в., фактор становления и развития образования, формирования поликультурной среды, как в России, так и на Северном Кавказе.

В этот период на обозначенном пространстве действовали многочисленные добровольные общества, большая часть которых имела культурно-просветительскую направленность. Участниками благотворительного процесса были не только состоятельные люди, отчисляющие денежные взносы в фонд обществ, но и многочисленная интеллигенция. Личное участие меценатов, их способности и энергия, благородные идеи бескорыстного служения общественным интересам определяли духовно-нравственное развитие общества.

Возрождение благотворительности в современной России актуализирует проблему теоретического осмысления имеющегося в ее истории богатейшего опыта. Данная проблема привлекает внимание историков, социологов, психологов и педагогов. Поиск новой стратегии общественного развития сталкивается с проблемой совместимости традиционных ценностей с этикой новых рыночных отношений. Создаваемые в наши дни различные благотворительные фонды и организации стараются оказать содействие государству в процессе решения ряда проблем социальной и культурной направленности. Для них особенно актуален невостребованный ранее исторический опыт функционирования дореволюционных обществ, союзов и комитетов. Несмотря на очевидную необходимость рассмотрения деятельности подобных обществ и организаций (на примере Северного Кавказа), данная тема до сих пор осталась не изученной.

Все это и определило цель нашего исследования, заключающуюся в изучении деятельности общественно — культурных объединений на Северном Кавказе, их вклада в становление и развитие просвещения региона.

Объест исследования: социально-педагогические особенности политики российского правительства в области образования и просвещения северокавказских народов (конец XIX — начало XX вв).

Предмет исследования: роль и место благотворительных и общественных организаций в развитии национальной системы образования в регионе.

Анализ проблемы позволил сформулировать исходную гипотезу, суть которой выражена в предположении о том, что: во второй половине XIX — начале XX вв благотворительные учреждения различной направленности внесли значительный вклад в развитие национальной системы образования, явились фактором повышения социально — педагогического потенциала культурно-образовательной среды на Северном Кавказе; гуманизация социальной-экономической сферы современного общества возможна благодаря возрождению педагогически ориентированных традиций дореволюционных меценатов, для которых поддержка образования являлась выражением гражданственности; накопленный при этом опыт поможет проведению реорганизации образовательной системы на принципе общественно-нравственного управления ее развитием.

Степень разработанности проблемы. Деятельность просветительных и благотворительных обществ, меценатов рубежа XIX — XX вв. изложена в литературе историко-культурной, педагогической, социологической, философской и искусствоведческой направленности: по общим и специальным вопросам культурологи и социальной педагогики (М.А. Ариарский, Л.Н.Буева, В.П. Вахтеров, Ю.Р. Вишневский, В.А. Зеленко, Н.С. Злобин, С.Н. Иконникова, М.С. Каган, Л.Н.Коган, Л.П.Круглова, М.Б. Клемантович, В.Т.Лисовский, С.Т.Махлина, Е.Н. Медынский, В.М. Межуев, В.Н. Орлов, Э.В.Соколов, В.Е. Триодин, В.И. Толстых, В.И. Чарнолусский, Ю.М. Шор, В.А. Щученко, Е.М.Яременко и ДР-) по проблемам этнического аспекта культуры и региональной культурной политики (С.Н.Артанновский, А.В. Баранов, Г.М.Бирженюк, А.П.Марков, А.С.Мыльников, О.В.Немиро, Э.А.Орлова, В.В. Селиванов, Г.В.Скотникова, Б.А.Смагин, Г.П.Федотов, Н.В.Юхнева); среди которых и работы представителей общественно-педагогической мысли Осетии (Г.Баев, А.Гассиев, Г.Дзасохов, И.Кануков, К.Хетагуров, Г. Цаглов и др.); исследования в области истории развития народного образования (С.А. Айларова, А.Ю. Белогуров, Н.О. Блейх, JI.C. Гатагов, З.М. Кайтукова, И.А. Сланов, В.К. Кочисов, М.С. Тотоев, Е.Е.Хатаев, С.Р. Чеджемов, Х.С. Черджиев).

В ходе исследования были использованы документы, хранящиеся в Центральных государственных архивах РСО — Алании, Кабардино-Балкарской республики и Ставропольского края; литература, рассматривающая соотнесение явлений культуры с общественно — историческим контекстом — Н.П.Анциферов, М.С.Каган, роли досуга в v развитии личности, Н.А.Бердяева, В.С.Соловьева, а также работы, посвященные северокавказским городам, следующих авторов: К.Мальцевой — по Ставрополю, Т.Кумыкова, Г.Азаматовой — по Нальчику, Н.М.Шабаньянц — по Грозному, З.В.Кануковой — по Владикавказу.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выдвинуты следующие задачи: раскрыть особенности политики российского правительства в области образования в конце XIX — начале XX века, проанализировать ее позитивные и негативные особенности; показать просветительско-миссионерскую роль российской интеллигенции, влияние русской и европейской культур на становление системы национального образования на Северном Кавказе в исследуемый период; светские, горские, окружные школы, гимназии, аманаты — примеры различных воспитательно-образовательных систем, благодаря которым горцы имели возможность получить светское и военное образовании, через русский язык приобщиться к российской и мировой цивилизации; на основе историко-педагогического изучения исследуемого процесса проанализировать влияние учреждений дополнительного образования на формирование этнокультурной и образовательной среды данного региона; изучить опыт общественных и благотворительных организаций, деятельность которых приходилась на конец XIX — начало XX века, их благотворное влияние на просвещение горских народов, зарождение местной интеллигенции, становление и развитие разветвленной сети образовательных учреждений на Северном Кавказе с целью создания основы для проводимой правительством реформы образования.

Методологическую основу исследования составили важнейшие философские положения о взаимосвязи воспитания, образования и общественного уклада жизни людей, о диалектике общего и особенного в духовной жизни, о социально — исторической обусловленности характера деятельности школы и педагогов.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: изучение и теоретический анализ архивных материалов и документов, касающихся народного образования; педагогических, исторических, этнографических, литературных и фольклорных источников; сравнительно-сопоставительного анализа трудов горских и русских просветителей исследуемого периода; систематизация работ дореволюционных и современных авторов о развитии культуры, истории и просветительской — педагогической мысли кавказских горцев, их сравнительный анализ и синтез; сводный обзор и обобщение деятельности благотворительных обществ и общественных организаций различной направленности на Северном Кавказе.

Организация и этапы исследования. Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа:

I этап — 1999 — 2000 годы — знакомство с проблемой зарождения и развития просветительской и общественно педагогической мысли на северном Кавказе, выяснение роли в этом процессе благотворительных обществ различной направленности.

II этап — 2000 — 2001 годы — определение основного направления научного поиска, сбор и изучение научной литературы по проблеме, оценка ее состояния, определение методологии и задач исследования.

III этап — 2001 — 2004 годы — систематизация и обобщение собранных материалов, подготовка и издание статей и учебно-методического пособия.

Источниковая база исследования:

• Архивные материалы, извлеченные из фондов центральных архивов РСО — Алании, Кабардино-Балкарии, Дагестана и Ставропольского края;

• Издания дореволюционных и современных авторов, посвященные становлению и развитию просвещения на Северном Кавказе;

• Труды, освещающие деятельность благотворительных организаций различной направленности, их вклад в развитие сети Северо-Кавказских образовательных учреждений;

• Периодическая печать и публицистика исследуемого периода

На защиту выносятся следующие положения: присоединение Северного Кавказа к России, политика российского правительства в области образования, просветительско-миссионерская роль представителей российской интеллигенции способствовали зарождению горских, светских школ, школ при военных гарнизонах, гимназий и.т.д., прогрессивной педагогической мысли, горской интеллигенции, испытавшей на себе влияние русской и мировой культур; несмотря на небольшие отчисления российского правительства на содержание школ Северного Кавказа, благодаря общественным, благотворительным организациям и меценатству представителей российской, а затем и горской интеллигенции, развитие школьной сети, особенно в пореформенный период шло быстрыми темпами; к началу XX века национальная система образования на Северном Кавказе представляла разветвленную сеть образовательных учреждений различного типа; создание в регионе центров дополнительного образования — театров, музеев, библиотек, наличие местной печати и.т.д. вызвало волну благотворительности как среди российской, так и местной интеллигенции; благотворительные и общественные организации, попечительские советы представляли собой источники мощного финансового вливания в национальную образовательную систему региона, внесли определенный вклад в формирование учебно-методической базы образовательных учреждений, назначаемые ими стипендии, были хорошим подспорьем для талантливой горской молодежи из неимущих или малоимущих семей; политика российского правительства, вклад ее интеллигенции в развитие национальной культуры и образования, лепта благотворительных и общественных организаций Северного Кавказа в данный процесс способствовали становлению и развитию национальной системы образования в регионе, зарождению и формированию нового класса — горской интеллигенции.

Достоверность полученных результатов обеспечена широкой источниковой базой, соответствием методов исследования поставленным целям, позволяющими выявить закономерный характер зарождения, становления и развития образования на Северном Кавказе как под влиянием российского правительства, так и благодаря действию общественных и благотворительных организаций региона.

Научная новизна: дан всесторонний анализ политике российского правительства в области образования на Северном Кавказе; раскрыто содержание процесса взаимодействия школы и педагогической мысли на различных этапах становления и развития национальной системы образования; определены факторы, оказывающие как позитивное, так и негативное влияние на данный процесс; показана роль учреждений дополнительного образования в формировании образовательной и этнокультурной среды, в процесс зарождения горской интеллигенции; проведен обзор деятельности общественных и благотворительных организаций различной направленности, сыгравших ключевую роль в процессе становления народного образования и культуры, распространения, функционирования и приобщения населения данного региона к российским и мировым культурным ценностям.

Теоретическая значимость исследования. В работе с позиций научно-педагогического подхода дан анализ решения проблем образования (конец XIX— начало XX века) как представителями прогрессивной российской, так и нарождающейся горской интеллигенции: показана их роль в становлении и развитии педагогической мысли горцев; определен вклад учреждений дополнительного образования в процесс формирования просветительско-педагогической мысли в регионе, в становление и развитие системы народного образования; исследование сводит воедино, обогащает имеющиеся сведения о благотворительных и общественных организациях Северного Кавказа, дает возможность должным образом оценить их образовательную и культурнопросветительскую направленность, воспроизводит их структуру и характер деятельности.

Практическая значимость исследования. Оценка деятельности благотворительных и общественных организаций культурно-просветительской направленности рассматриваемого периода, представленная в исследовании их структура, функции и финансовая деятельность может быть использована в современных условиях, когда недостатки финансирования современная образовательная система пополняет за счет внебюджетного финансирования: спонсорской помощи, оказания дополнительных платных образовательных услуг, сдачи в аренду помещений и.т.д. Опыт прошлого поможет сегодня избежать проблем финансового и этического характера, укрепить материально-техническую базу и совершенствовать образовательно-воспитательный процесс в учреждениях образования различной направленности.

Апробация результатов исследования. Основные положения и •выводы исследования докладывались и получили одобрение на III Международном конгрессе по программе «Мир на Северном Кавказе, через -языки, образование, культуру» (г. Пятигорск, 18-21 сентября 2001 г.), научно — практической конференции Владикавказского института управления «Человек, государство, общество — традиционные проблемы и новые аспекты» (г. Владикавказ, 27-28 апреля 2004 г.), Всероссийский научно-практической конференции. «Профессиональная подготовка учительства: история, современность и перспективы» (г. Пенза, 14-15 апреля 2005 г.), на методологических семинарах Центра социально-гуманитарного образования Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л.Хетагурова.

Структура диссертации соответствует поставленным целям и задачам. Она состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ВЫВОДЫ

На развитие городской образовательной среды определенное влияние оказывали культурно-просветительские, благотворительные общества. К ним можно отнести театральные, музыкальные, литературные, профессиональные и др. благотворительные общества. Культурная среда становилась интегрирующим элементом городского организма.

Театральная и музыкальная жизнь северокавказских городов начинается с любительских выставок и вечеров, проводимых чаще всего с благотворительной целью. Любители театральных обществ, способствовали становлению профессиональных театров, приобщаясь к российской и мировой театральной культуре.

Национальные общества выделялись в городской культуре Северного Кавказа. Данные организации открывались армянскими, греческими, еврейскими, ингушскими, кабардинскими и многими другими национальными общинами городов. Эти общества преследовали одинаковые цели: «Изучать преимущественно национальную литературу, музыку, драму, искусство и популярность их», устраивать спектакли по пьесам национальных и русских авторов в благотворительных целях, для оказания помощи учащейся молодежи, а также общегородских нужд.

Особый вклад в развитие культурной жизни северокавказских городов вносили культурно-просветительские общества. Свою деятельность они направляли на изучение края и народных традиций, кроме того, прививались новомодные культурные развлечения, формы светского времяпровождения. Они способствовали объединению большого круга единомышленников.

Одним из социально-культурных и экономических элементов городской культурной жизни являлись профессионально-благотворительные общества. Эти общества выполняли немаловажную роль в развитии производственных отраслей, защите социальных и экономических прав, культурном росте: давали возможность получения образования «малоимущим», приобщения к культурным достижения других народов, проведения организованного досуга.

Создаваемые в городах Северного Кавказа во второй половине XIX — начала XX века благотворительные, культурно-просветительные, национально-конфессиональные и другие добровольные организации и общества служили подтверждением необходимости внесения новых элементов в городскую общественную культурную среду.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В пореформенный период в России усиливается тяга населения к развитию образования. Это было прямым результатом перехода к новой эпохе, к эпохе развития буржуазных отношений, вызванных процессами российской модернизации.

Правительству нужны были образованные кадры из местных национальностей, которые могли служить его опорой на местах в проведении самодержавной политики, сама жизнь диктовала необходимость получения образования: экономически бурно развивающийся край нуждался в грамотных людях. Направление этой политики особенно четко прослеживается в северокавказских городах.

Социально-экономические и политические факторы и условия, возникшие после присоединения северокавказских народов к России, стали определяющими как в последующем развитии, так и в характере школьной политики, проводимой правительством в этом регионе.

Школа того периода должна была учитывать как социально-политические интересы России в этом регионе, так и интересы появившейся здесь капиталистической экономики. Именно тогда, благодаря активности царского правительства, обозначилась тенденция количественного роста школ (средних, педагогических, женских и т.д.).

Определяющую роль в этом процессе сыграло начавшееся в 50-60 гг. XIX века общественно-политическое и педагогическое движение, подтолкнувшее правительство к проведению школьной реформы.

Местная интеллигенция вела активную деятельность по приобщению к городской культуре простых людей, особенной молодежи: открывала воскресные школы, учреждала различные просветительские общества, ставила любительские спектакли и т.п. благодаря чему возросли духовные и эстетические потребности горожан.

Несмотря на противоречивость российской школьной политики в области школьного строительства, усилиями российских ученых и горских просветителей создавалась система национального образования, которая дальнейшем привела к открытию разных типов учебных заведений. Однако определенные сдвиги в школьном строительстве, обозначившиеся в первой половине XIX века обуславливалась активностью самого населения.

Проведенный нами анализ состояния системы национального образования на Северном Кавказе позволяет сделать следующие выводы:

1. В связи с развитием промышленности и сельского хозяйства во второй половине XIX века возросла потребность в грамотных людях, способных применить свои знания на практике, поэтому объем знаний должен был стать иным. Для горских народов Северо-Кавказского региона правительство стало учреждать горские школы, которые организовывались по уставу горских школ (утвержден 20 октября 1859 г.), которые должны были распространять «гражданственность и образования между горцами», а также давать образования детям «служащих на Кавказе семейных офицеров и чиновников».

Горские школы имели сословный характер, а отдельные случаи зачисления в них детей горской бедноты положения не меняли. В окружных школах обучались и горцы, и дети русских военных, и гражданских чиновников, в них могли также учиться мальчики из всех других свободных сословий, независимо от вероисповедания. В окружных школах обучение шло на русском языке с изучением в них русской грамматики, географии, истории, арифметики, алгебры, геометрии, чистописания, рисования, а также Закон Божий для православных, Мусульманский Закон для мусульман. Окончившие окружную школу могли поступать в четвертые классы кавказских гимназий. Обучение в школах было платным. Горские школы сыграли положительную роль в деле культурного сближения северокавказских народов с великим русским народом. Через них царское правительство более последовательно проводило политику обрусения кавказского юношества из привилегированных сословий.

2. Одним из важнейших направлений политики России на Северном Кавказе была миссионерская деятельность православной церкви. Православные миссии во всех уголках России занимались проповеднической деятельность и строительством школ.

В формировании системы народного образования активное участие принимали христианские православные общества. Начало этому процессу положили «Осетинская духовная комиссия», сформированная в 1745 г., а с 1885 г. процесс продолжило «Общество восстановления православного христианства на Кавказе», имевшее к концу века сеть церковно-приходских школ, а также вечерних и воскресных курсов для образования горских жителей.

Особое внимание уделялось обществом повышению квалификации преподавательского состава. От учителей требовалось в конце каждого учебного года представление педагогических и этнографических сочинений, цель которых заключалась в том, чтобы «развивать в учителях интерес к серьезным умственным работам».

Совместная скоординированная деятельность «Общества восстановления православного христианства» и учебного округа способствовала динамичному развитию начального образования в Кавказском наместничестве. Данное общество, действовавшее среди христианского населения, пользовалось умело разработанной системой методов, благодаря чему продолжало добиваться успехов и с каждым годом расширяло свою школьную деятельность.

В большинстве районов Северного Кавказа до начала 60-х годов функционировали мектебе и медресе. Примечетские школы, которые были почти в каждом селе, успешно поддерживали и распространяли ислам. Ни по содержанию учебно-воспитательной деятельности, ни по методике обучения, в которой господствовала зубрежка, эти учебные заведения не были привлекательны. Однако только односторонняя негативная их оценка в истории просвещения горских народов, имевшая место в недалеком прошлом, необоснованно недостаточно объективна, так как наряду с отрицательными сторонами их деятельности, они содействовали распространению знаний, грамотности среди горцев, пробуждению у них интереса к учению. Подтверждением недопустимости однозначной негативной оценки их роли в истории просвещения народов Кавказа является тот факт, что отдельные выпускники мусульманских школ впоследствии стали видными прогрессивными деятелями просвещения и культуры. Однако итоги деятельности немногочисленных исламских благотворительных обществ в сфере под держки образования были гораздо скромнее.

3. В северокавказских городах возникает целый ряд благотворительных обществ с целью под держки просвещения, помощи нуждающимся ученикам, распространения грамотности, повышения культурного уровня горожан.

Свой вклад внесли в развитие образования и военные. Активной общественной деятельностью занимались офицеры, войсковые части участвовали во всех городских праздничных мероприятиях. Офицеры старой России в своей массе были носителями культуры, передовых идей. Многие из них регулярно читали для населения лекции на различные темы. Многие генералы и офицеры были попечителями городских учебных заведений, регулярно делая пожертвования на нужды учащихся, работали в культурно-просветительных обществах. Жены офицеров также проявляли активность, особенно в области благотворительности. Так, Владикавказское благотворительное общество, основанное в 1880 г., возглавляли только женщины, жены начальников Терской области или других старших военных чинов.

4. Благотворительной деятельностью в северокавказских городах занимались и национальные общества и комитеты. Несмотря на то, что их членами были представители различных наций и народностей, населяющих

Северный Кавказ, управляющие функции в них исполняли представители российской интеллигенции.

Существовали армянские, греческие, еврейские и другие национальные общества. Наиболее многочисленными и крупными были армянские и еврейские благотворительные общества. Еврейские диаспоры Владикавказа, Пятигорска, Ставрополя, Грозного и других северокавказских городов создавали национальные добровольные общества. Члены обществ занимали активную культурно-просветительскую, социально-общественную позицию. Они способствовали не только культурному росту представителей еврейской общины, но и улучшению их материального и морального состояния. Схожие цели преследовали и другие национальные благотворительные общества: изучение национальной литературы, музыки, драмы, искусства и их популяризация. Общества устраивали спектакли по пьесам национальных и русских авторов, в благотворительных целях, для оказания помощи учащейся молодежи, а также общегородских нужд. При национальных общинах важная роль отводилась благотворительным обществам. Данные общества ставили перед собой актуальные цели и задачи: улучшение материального и нравственного состояния своих соотечественников, члены , обществ занимались судьбой сирот, больных и престарелых.

5. В эпоху пореформенной модернизации города Северного Кавказа становились экономическими, политическими и культурными центрами. Культурная среда становилась интегрирующим элементом городского организма.

Кроме задач просветительского и развлекательного характера, решались и некоторые социальные проблемы — помощь учащейся молодежи, заботы о сиротах и т.д.

6. Городская культурная среда, характерная для большинства развивающихся индустриальных городов, в том числе и для СевероКавказского региона, активно пополнялась новыми социальными, культурными и экономическими элементами, в их числе и профессионально-благотворительные общества.

Наряду с деятельностью различных культурных обществ, профессиональные объединения рабочих и служащих выполняли немаловажную роль в развитии производственных отраслей, защите социальных и экономических прав, культурном росте: возможность получения образования малоимущими, приобщение к культурным достижениям других народов, проведение организованного досуга.

В развитие культурной жизни северокавказского города особый вклад вносили национальные культурно-просветительские общества, охватывающие большой круг интересов. Свою деятельность они направляли на повышение интеллектуального и культурного уровня представителей своей диаспоры и пропаганду среди населения полезных знаний в различных областях жизнедеятельности общества: сельском хозяйстве, экономике, медицине и т.п. Через эти общества местное население приобщалось к новомодным культурным развлечениям, к светскому времяпрепровождению.

По данным переписи населения 1897 года в Российской Империи грамотные составляли 24% , в том числе мужчины — 35,8%, женщины — 12,4%. В городской системе образования прослеживается социальный принцип. Ремесленные и реальные училища были уделом основной массы «инородцев» и городских простолюдин, а в гимназиях и прогимназиях Кавказского учебного округа учились, как правило, дети «достаточных граждан».

Создаваемые в крупных городах Кавказа во второй половине XIX в. — начале XX в. Кавказа благотворительные, культурно просветительские, конфессиональные и другие добровольные организации, являясь элементами городской общественно-культурной среды, не могли решить всех социальных и культурных проблем в данном регионе, однако их вклад в развитие народного образования, в формирование научного мировоззрения у местного населения в зарождении горской интеллигенции, становлении и развитии городской общественно-культурной и образовательной среды неоценим.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Макоева, Людмила Сослановна, Владикавказ

1. Алборов Б.А. Из истории осетинского тетра. ОРФ СевероОсетинского НИИ. Ф. 19 (литература.) On. 1. Д.92. Л.4.

2. Апресян П. Старейший театр на Кавказе. Орджоникидзе, 1939.1. С.3-9.

3. Аристова Т.Ф. Развитие народного просвещения // Культура и быт народов Северного Кавказа. М.: Наука. 1968. С. 270-282.4. «Афсир». 1910. №8.

4. АГИМ РФ. ОПИ. Ф. 372. Д. 1 .ЛЛ. 230-232.

5. АПИ РФ. Ф. 14 (Центральный научно-исследовательский институт нерусских школ (НИИНШ)). On. 1. Д.241. Л.31.

6. Бардадым В.И. Этюды о Екатеринодаре. Краснодар, 1992. С. 60.

7. Бентковский КВ. Обозрение 27-летней деятельности Ставропольского Благотворительного общества Св. Александры. Вып.УШ. Ставрополь, 1877. С. 9. *

8. Бентковский И.В. Ставропольские губернские Ведомости. 1876. № 13. с

9. Беседина JI. «Форпост на Юге России» // Северная Осетия. 3 октября, 2003. №186.

10. Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1792 г.

11. Васильев Д.С. Очерки истории низовьев Терека. Махачкала, 1986. С. 194.

12. Владикавказ — Дзауджикау. Краткий историко-краеведческий справочник. / Автор-составитель В.А. Торчинов. Северо-Осетинский научный центр. Владикавказ, 1999. С. 125-148.

13. Габеев А.Я. Основные этапы развития народного образования в Осетии (1740-1917 гг.) // Материалы по истории осетинского народа. T.V. Орджоникидзе. 1942. С. 10-11.

14. Габоева JI.P. Из истории женского образования в Осетии // «Эхо Кавказа». 1994. №2.

15. Гаджиты С. «Нае номдзыд барджытае — Рагстдзинад, 1988. 16 января (на осет.языке).

16. Гатагова JI.C. Правительственная политика и народное образование на Кавказе в XIX в. М., 1993. С. 61.

17. Гиреев Д. У самых истоков // Социалистическая Осетия. 1970.28.

18. Город Грозный // Популярные очерки истории. Грозный, 1984. С.40-63.

19. Город Моздок // Исторический очерк. Владикавказ, 1995. С. 108110.

20. Гугов Р.Х. Кабарда и Балкария в XVIII в. и их взаимоотношения с Россией. Нальчик: Издательский центр «Эльфа», 1999. С. 354.

21. ГАСК. Ф. 101. On. 1. Д. 3451. Л.16.

22. ГАСК. Ф. 101. Оп. 4. Д. 2443. Л.6,139; Д. 2686.Л. 105-107. С. 229.

23. ГАСК. Ф.101. Оп.4. Д.2676. Л.18; Очерки истории Ставропольского края. С. 368.

24. Голос Кавказа. 1906. № 21.

25. Деятели Адыгской культуры дооктябрьского периода: Изб. произведения. Нальчик, 1991. С. 221.

26. Дзампаева Ж.Т. Развитие женского образования и воспитания у народов Северного Кавказа в XIX — начале XX вв. № 4. С. 88-90.

27. Дзидзоев В Д. Гордость и украшение нашего края // Дарьял. 1995. №4. С. 208-211.

28. Загурский Л.Г. Услар и его деятельность на Кавказе // Сборник сведений о Кавказских горцах. Выпуск 10. Тифлис, 1881. С. 62.

29. Интеллигенция Северного Кавказа в истории России. Ставрополь, 1984.4.2. С.47.

30. История Владикавказа 1781 — 1990 гг. // Сборник документов. Владикавказ. С.56-305. Т.В. 1906. № 36; 1915. № 36.

31. История народов Северного Кавказа (конец XVIII — 1917 г.). М.: Наука, 1988. С.339-349.

32. История народов Северного Кавказа. С. 497; Немашкалов П.Г. История издательского дела на Ставрополье в контексте культурной истории русской провинции // Интернет-конференция. РНОЦ СГУ. 2004.С.З.

33. История Северо-Осетинской АССР: С древнейших времен до наших дней. В 2-х т. Издание 2-е переработанное и дополненное. Орджоникидзе: ИР, 1987. Т.1. С. 343-373.36. «Ирон газет». № 26,21 октября 1917 г.

34. Каймаразов Г.Ш. Просвещение в дореволюционном Дагестане. Махачкала: Дагучпедгиз, 1989. С. 51-52.

35. Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. М., 1971. С.36.

36. Калмыков Ж.А. Установление российской администрации в Кабарде и Балкарии (конец XVIII — начало XX вв.). Нальчик: Эльбрус, 1995. С. 82.

37. Канукова З.В. Старый Владикавказ // Историко-этнологическое исследование. Владикавказ, 2002. С. 29-203.

38. Карачаевцы. Черкесск, 1978. С. 129-287.

39. Киреев Ф. «Эх, были дни веселые!» // Северная Осетия. 2003 г. №167.

40. Киреев Ф. «Владикавказ и армия» // Северная Осетия. 13 февраля 2004 г. № 28.

41. Коваленко Е. «Россия и Осетия — сквозь два столетия.» // Северная Осетия. 2 июля 2004 г. № 122.

42. Козубский Е.И. Историческая записка о первом десятилетии Темир-Хан-Шуринского реального училища. Порт-Петровск, 1890. С.3-10.

43. Козубский Е.И. Очерки истории г. Темир-Хан-Шуры // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. Х1Х.Тифлис, 1894. С.65.

44. Козубский Е.И. Отчет о втором десятилетии Темир-Хан-Шуринского реального училища (1890-1899). Темир-Хан-Шура, 1901. С. 19.

45. Козубский Е.И. К истории народного образования в дагестанской области в первое пятидесятилетие // Дагестанский сборник. Выпуск 1. Темир-Хан-Шура, 1902. С. 198

46. Козубский Е.И. История г. Дербента. Темир-Хан-Шура: Дербентское горское общественное управление. 1906. С. 222.

47. Кокиев С. Записки о быте осетин. Сборник материалов, издаваемых при Дашковском этнографическом музее. Вып.1. М., 1887. С.23.

48. Копачев ИП. Развитие школьного образования в Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1964. С. 36. ^

49. Коссович П.Ф., Азаматова М.З., Малык С.Н. Майкоп // Краткий исторический очерк. Майкоп, 1957. С.28-31.

50. Краснов М.В. Историческая записка о Ставропольской гимназии. Ставрополь, 1887. С. 276.

51. Краснов М.В. Просветители Кавказа. Ставрополь, 1913. С. 17-31.

52. Краснов М.В. Историческая записка о Ставропольской гимназии. Ставрополь, 1913. С. 6-77.

53. Кружок изучения Северного Кавказа. Моздок, 1917. С. 1-7.

54. Культура и быт народов Северного Кавказа / Под ред. В.К. Гарданова. М., 1968. С. 412.

55. Кумыков Т.Х. Некоторые вопросы народного образования в Кабарде и Балкарии во второй половине XIX — начале XX в. // Культура. Нальчик, 1996. С. 210-212.

56. Кусов Г.И. Встречи со старым Владикавказом. Владикавказ: Алания, 1998. С. 328.60. Кавказ. 1860. 28 мая.

57. Кавказский Календарь на 1872 год. Тифлис, 1871. С. 126-129, 226.

58. Кавказский Календарь. 1890. С. 351-355.

59. Кавказский Календарь. 1917. Отд. 4. С. 835-847.

60. Кавказский Календарь. 1917. С. 304.

61. Ларина В.И. Очерк истории городов Северной Осетии. Орджоникидзе, 1960. С. 134.

62. Магометова В.Д. Из истории женского образования. Орджоникидзе: 1974. С. 219-228.

63. Макоева JI.C. Развитие системы образовательных учреждений города Владикавказа (XIX-XX вв.). ИТОП РАО. Москва, 2002.

64. Мальцева К.В. Ставропольские женские благотворительные общества. С. 1. ЦГА РСО-А. Ф.199. Оп.1. Д.2. Л.З; Д.115. Л.20; Д.2. Л.18; Д.43. Л.8; Д.73. Л. 15.

65. Мальцева КВ. Ставропольские благотворительные общества в российском благотворительном процессе середины XIX — начала XX веков // Интернет-конференция РНЦО СГУ, 2004.

66. Материалы по истории осетинского народа. Орджоникидзе, 1942. Т.5. С. 8-9.

67. Модзалевский JI.H. Ход учебного дела в Кавказском крае с 1802 по 1880 годы // Памятная книжка Кавказского учебного округа на 1880 г. Тифлис. 1879. С. 11-23, 53-56.

68. Мусульманин. 1911. № 24. С. 980.

69. Надеждин П.П. Кавказский край. Природа и люди. Тула, 1895. С.225-226, 306.

70. Неверов ЯМ. Еще раз об образовании кавказских горцев // Кавказ, 1859. №39.

71. Неверов М.К. К вопросу об образовании инородцев // Журнал Министерства Народного Просвещения. СПб., 1869. С. 132.

72. Невская В. Карачай в пореформенный период. Ставрополь, 1964. С.199.

73. На Кавказе. 1909. № 1. С. 105.

74. На Кавказе. 1910. № 7-8. С. 388-424.

75. От века к веку: страницы истории образования и воспитания в Северной Осетии // Под ред. А. В. Черджиева., А.Ю. Белогурова. М.: Арт — Бизнес — Центр, 2001. 336 с.

76. Очерки истории Ставропольского края с древнейших времен до 1917 года. Ставрополь, 1984. Т.1. С. 261-365.

77. Очерки истории Чечено-Ингушской АССР. Грозный, 1972. Т.1.1. С.365.

78. Обзор Терской области за 1887 год // Приложение к Всеподданнейшему отчету. С. 14.

79. Обзор Дагестанской области за 1892 г. Темир-Хан-Шура, 1893.1. С.62.

80. Объяснительная записка к денежному отчету Общества. за 1903 г. Владикавказ, 1904.

81. Объяснительная записка к денежному отчету Общества.за 1905 г. Владикавказ, 1906. С. 51.

82. Отношение графа Воронцова к Чернышеву // Акты Кавказской археографической комиссии. Т.Х. С. 127.

83. Отчет Правления благотворительного общества распространения образования и технических сведений среди горцев Терской области за 1883 год.

84. Отчет Общества распространения образования и технических сведений среди горцев Терской области. Т.В. 1884. № 49.

85. Отчет Общества. Т.В. 1884. № 50.

86. Отчет Общества. за 1897 г.

87. Отчет Общества. за 1887, 1896, 1909,1911 года.

88. Отчет Общества.за 1900 г. С. 10.

89. Отчет о деятельности Правления Екатеринодарского благотворительного Общества за 1893-1895 гг. Екатеринодар, 1895. С. 2-12.

90. Отчет попечителя Кавказского учебного округа, о состоянии учебных заведений за 1897 год. Тифлис, 1897. С. 108-111.

91. Отчет общества для содействия распространения народного образования в г. Ставрополе за 1800-1881 уч. год. Ставрополь, 1882. С.2; Отчет общества образования в г. Ставрополе за 1899-1900 уч. год. Ставрополь, 1901. С.41; ГАСК. Ф. 101. Оп.4. Д.3425. Л.59.

92. Отчет о деятельности Общества по устройству народных чтений в г. Владикавказе и Терской области за 1907-1909 гг. Владикавказ. 1909. С. 325.

93. Памятная книжка и адрес-календарь Дагестанской области на 1901 г. / Под ред. Е.Н.Козубского. Темир-Хан-Шура, 1901. С. 22, 23, 31.

94. Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах: Научно-популярный сборник/Сост. Чибиров JJ.A. Цхинвали: Ирыстон, 1991. С.6-21.

95. Перевальная через Кавказский хребет железная дорога. Владикавказ — головной пункт дороги. (Статистико-экономический очерк). Городской глава Г.В.Баев, январь 1913 года.

96. Романова Н. Культурно-просветительные общества Петербурга и власть конца XVIII-XX вв. (К истории взаимоотношений) // серия «Труды по иуданке» СПб. Еврейского Университета. Вып.З. СПб., 195. С.

97. Саблиров М.З. Очерки культуры Кабарды и Балкарии в конце XIX — начале XX вв. Нальчик, 1997. С.34.

98. Сафарян С.Н. Султан-бек Абаев. Нальчик, 1964. С. 140.

99. Семенов Д.Д. Педагог-идеалист сороковых годов (Из воспоминаний о Януарии Михайловиче Неверове) // Русская Школа. 1894. №2. С. 13-28.

100. См.: Общий свод по империи результатов разработки данных первой всеобщей переписи населения 1897. СПб., 1905. С.42.

101. Стась И. Кубанская учительская семинария // Народная школа, 1872. №1. С.39-47.

102. Ставропольские губернские ведомости. 1867. № 38. С. 224; ГАСК. Ф.309. Оп.1. Д. 121; Мальцева К.В. Ставропольские женские благотворительные общества. С. 1.

103. Статьи неофициальной части Т.В. 1870. С. 3-361. ТВ. 1881.1. С.325.

104. Статьи неофициальной части Т.В. 1870. С. 258; Т.В. 1884. № 66; 1885. №55; Т.В. 1898. №10. ^

105. Статьи неофициальной части Т.В. 1898. № 10.

106. Статьи неофициальной части Т.В. 1874. С.2,3 — 14-15, 40, 81.

107. Статьи неофициальной части Т.В. 1875. С. 49-287, 293-297.

108. Статьи неофициальной части Т.В. 1877-1878. С.242.

109. Статьи неофициальной части Т.В. 1880. С. 79-85, 100, 106, 114, 137, 140, 326, 354.

110. Статьи неофициальной части Т.В. 1883. С. 40, 45, 134,198, 152154,384-385,395,582-584.

111. Статьи неофициальной части Т.В. 1884. С. 23; Т.В. 1884. № 23; 1884. №79.

112. Тотоев М.С. Народное образование и педагогическая мысль в дореволюционной Северной Осетии. Орджоникидзе, 1962.С. 59.

113. Тройно Ф.П. Царизм и горские народы Сев. Кавказа в 60-90-е. гг. XIX в. // Известия СОНИИ. Орджоникидзе, 1966. Т.25. С. 121.