Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Вопросы музыкального воспитания в творческом населении азербайджанских просветителей конца XIX - начала XX веков

Автореферат по педагогике на тему «Вопросы музыкального воспитания в творческом населении азербайджанских просветителей конца XIX - начала XX веков», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Кадымова, Жаля Гамид кызы
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Баку
Год защиты
 1994
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Вопросы музыкального воспитания в творческом населении азербайджанских просветителей конца XIX - начала XX веков"

РГЗ о

ли;!И!;. и:гс! но ЛЗЕРБЛПДЖЛПСКОВ РЕСПУБЛИКИ

АЛСР6АПДЖЛНСК1Ш ГОСУДЛРСГБСНИЫИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВСГСП I С Г ¡14. Н ГУГ и

На правах рукописи

КЛДЫМОВЛ ЖАЛЯ ГАМ ИД кызы

ВОПРОСЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ 3 ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ КОНЦА XIX—НАЧАЛА XX ВЕКОВ

Специальность: 13.00.01—Теория к история педагогики

\ К ! <> 1' I Ф 1 I' \ I

диссертации на соискание ученой степени

какдм.ч. !ИЧС1 кил ИЛ\К

ЬЛКУ - 1У9-1

Работа выполнена на кафедре музыкальных инструментов Азербайджанского государственного педагогического университета им. Н. Туси.

Научный руководитель:

— кандидат педагогических наух, профессор С. Д. Гулиев. Официальные оппоненты:

— доктор педагогических наук О. М. Раджабов.

— кандидат педагогических паук В. П. Баширов.

Ведущая организация — Азербайджански!! Университет Искусств.

Зашита диссертации состоится . "^.О^эй/иУ 14 г. в »часов на заседании Специализированного совета

Н. 54.01.02 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 «Теория и история педагогики» в Азербайджанском государственном педагогическом университете им .Н. Туси.

Адрес: 370000, г. Баку, ул. Уз. Гаджибекова, 34.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета. л

Автореферат разослан . /3 '_1994 г.

Ученый секретарь Специализированного совета, доктор педагогических нау^

X. Г. ФАТА ЛИЕВ

ОШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ ИССЛЕДОВАНИЯ

Акт^аяьасать^п^облеми. Всесторонняя" разработка - проблем -музшсзпьного воспитания подраставшего поколения, находяцего-ся в русле эстетического воспитания, и сегодня ьис-гупиет,

ввиду неизменности иктуаг.ъносм самого объекта гтр&биски - духовного обзняса бу^уких чяечоз общества, в качестве »днсЯ кз ваг.пих задчч ряда о&естмнних льук, в чигяс пе'чигсгика. Необло;;и:1й1ть проведения серьезных иссяедозанай и отол области, как теоретического, так и, в особенности, исторического

"7ТГМТ'! 7* ¡"'"""е ^ У? «"л.» 4^*0 }} ,?!7'рО—

13 о"'гс:::;!о"те", гтрс.-.остзз^егту: яопттксй гяасисста, демократизации всех сфер общественной жизни, обнаружились новые факты и события ц,з истории наиего общества, в том числе б сфере народного образования, в частности музыкального. Значг ¡ие . их нередко оказывается столь большим, что побуждает в существенному пересмотру в оценке достижения и утрат в указанной . области.

. Актуальность этих задач усиливается также потому, что история музыкального воспитания и Азербайджане освеяена на сегодняшний ;гспь далеко не полностью. Особенно большой, интерес вызывает период в развитии азербайджанского просвецення, ох-вативсмщиЗ конец XIX - начало XX вв. Видающимися просветителями к педагогами, поэтами и писателями, композиторами и об-ществгннычн деятелями зтого времени оставлено значительное публицистическое, художественное, научное и педагогическое наследие, предоставляющее богатый материал для исследования и изучение процесса развития, музыкального воспитания в азер-байджанскол школе, так как определенное место в.. отои наследии занимают :,:;сли, высказывания и практические усилия 2 деле му-знкально-эотетического.воспитания детей. •

3 азербайджанской научно-педагогической,. эотетико-худо-уестзеиной, в том числе музыковедческой мысли проделана определенная работа по изучении ряда георетичеоких и исторических проблем художественного, в частности музыкального воспитания подраставшего поколения. Имеются исследования, пэевчщенние я ос омскому осмыскетда искусства как средства эстетического вос-питаиия, прннаплетьане А.М.Асланову, МирзоевоЯ II! ,Ги., Курбано-ву .Б.О. » Абду?1пазаде Г.А. и др. Есть, также немало работ, где

- ч -

разрабатываются вопроси воспитательной сущности музыки в ико-ле :э ряду других предметов художественного цикла. В числе их авторов А.И.Гашимов, В.Халилов, С.Кулиев, Н.Иеликмамедов, О.Радаабов и др. Моино указать также на работы азербайджанских ученых-исследователей, освещающих истории идей и практики музыкального образования в Азербайджане, таких, как С.Кулиев, В.Халилов, Н.Мелнкмамедов, М.Дильбазова, А.Исазаде, Н.Керимов-и др. Наконец, важно указать на работы, посвященные исследованию состояния школьного образования в Азербай-_ джане, подготовленные Д.Тагиевым, К.Агаевыс, Г. Ахмедовим, С.Эфендиевым, С.Гамидовцм, М.Талыилы, ¿.А.Сеидовим. Отдельно отметим усилия таких исследователей, как Ц.Мирзоева, З.Маме-дов, А.Тагиев, М.Мамедов, И.Бабаев, П.Эфендиев, З.Сафарова, М,Асланов, Г.Ахмедов, Г.Гусейнова, -Н.Пашаев, А.Багиров,С.Ая«е- . ва, О.Орудкева, посвященные изпокенив эстетических, педагогических идей и взглядов азербайджанских просветителей исследуемого периода,, в которых попутно рассмотрены их теоретическая и практическая деятельность в сфере художественного, эстетического воспитания молодежи, в частности школьной. На. конец, имеются работа ЗиЧомедова, Н.Мирзоевой, Р.Исаева.С.Ку-Яиева, Н.Мелипамедова, непосредственно относящиеся к теме диссертации, то есть работы, где освещавтся различные вопросы теории и практики музыкального воспитания в школе в творческом наследии азербайджанских просветителей.

^Как можно видеть'ид приведенных источников, большая часть из них содержит рассмотрение вопросов музыкального воспитания в общем русле эстетического воспитания,- исследования педагогических адей, и лишь небольшая часть представлена статьями п' изучаемой проблеме, Это позволило выделить проблему как актуальнуа и назревшую для азербайджанской педагогичеокой науки задан.

• Объекто^исследования реферируемой диссертации выступает проблема музыкального воспитания подрастающего поколения. Предметом же являются взгляда, мысли й высказывания, а также практическая /педцгогическал и общественно-организаторская/ . деятельность видных азербайджанских просветителей и педагогов -по вопросам музыкального образования и воспитания.

Цель_исследозания состоит в научно-теоретическом и педагогическом анализе вопросов музыкального воспитания, в той

или иной форме содержащихся в творческом наследии азербайджанских просветителей конца XIX - начал XX вв. ив освещении их практических усилий по расширению; развитию и совар- - .. пенствованип преподавания музыки в общеобразовательных школах. ,

Гипотеза доследования. Вопроси эстетического, в частности' музыкального воспитания, являясь неотъемлемой частью творческого нзсяед"!! /публицистического, художественного, научного и педагогического/ азербайджанских просветителей исследуемого периода в известной мере могут стать той основой, фундаментом на котором может базироваться Программа государственного воспитания в школе.

22ЁЛЕ12.• Достижение отмеченной цели и про- -верка выдвинут oil рабочей гипотезы предполагает решение нижеследующих задач:

~ обрисовать в историческом плане картину музыкального воспитания подрастающего поколения в Азербайджане и ее теорь-. тическое осмысление в трудах видающихся представителей науки, литературы, педагогики, деятелей куль5уры;

- выборочно' рассмотреть я потаить, привлечь к данному исследованию богатое творческое наследие азербайджанских просветителей указанного периода в виде фрагментов из художественно-публицистических произведений /статей, очерков, рассказов, стихов, песен/ или отдельных работ, которые в той или «ной мере освещают проблемы и состояние воспитания учащейся молодежи;

- произвести аналитический разбор выявление ^о материала и нэ этой основе показать, что нового и значительного было внесено тем или иным представителей азербайджанского просвещенна и теорию и практику музикЬЯЬного воспитания детей и гпо-пествз, раскрыть значение его вклада;

■ - оценить S каждом конкретном случае место, роль и значение воззрений данного представителя просвещения в Азер- . байджане в истории развития идей музыкального воспитания для -отечественной музыкально-педагогической науки й практики /в исторической перспективе, вплоть до наших дней/.

Методологическая и теоретическал_оонова_исоледоаания. Met тодолсгичсскую основу, составляют опит мировой педагогики, мысли и Tcsiicj выдаацихсл представителей теори • культуры, в част-

- б - ■

ности, об отношении к культурному наследив прошлого.

Теоретическая основа диссертационного-исследования представлена" достижениями мировой педагогической и музыкально-эо-гетической мысли в лице ее ведущих представителей как в историческом прошлом, так и.на современном этапе жизни общества. В исследовании использовались Следующие методы: ознакомление с творческим наследием видающихся азербайджанских просветителей с отбором произведший,. отрывков из них< мыслей и высказываний-, последующий анализ выявленного материала и обобщение его результатов в свете достижений современного процесса музыкального воспитания в иколе. Воссоздание посредством изу~. чения соответствуют»'.;? архивных материалов и опубликованных источников реальной квртини состояния музыкального воспитания в общеобразовательных школах Азербайджана в исследуемый период; теорети<-инс.т проекция опита и успехов азербайджанских педагогов в сфере музыкального образования, музыкально-эстетического воспитания иа современный процесс воспитания, в начальной школе пут".4 их рационального использования согласно программам по музыке и пении в школе. •

представлена публицистическими, художественными, научными и педагогическими сочинениями азербайджанских просветителей, К анализу привлечены и неопубликованные из нпЖ, хранящиеся в Институте рукописей ЛИ Азерб; республики, ЦГИА Азерб. Республики и др.

Научная новизна исследования обусловлена прежде всего тем, что до сих пор'вопросы музыкального воспитания в творчестве азерСш^-жанеких просветителей освещались преимущественно, попутно, в общем русле их педагогических, общесгвенно-ноли-тичесгсих, литературно-художественных и эстетических взглядов, а в реферируемой диссертации впервые предпринята попытка специального, систематического научно теоретического анализа комплекса вопросов по исоледуемой проблеме. Вместе с тем охват анализируемого материала с привлечением неопубликованных иоточаиков отличается заметной широкой по сравнении о прежними публикациями и вводит в нау.чний оборот педагогики новых фактов по картине, музыкального воспитания в дореволюционной азербайджанской обиео£разователь'ной школе.

в том, что оно

восполняет известный пробел в изучении истории идей музнколь-

ного воспитания подрастающего поколения в дореволюционном .Азербайджане,.охватывая.1335-1917 гг. Материалы диссертации могут быть использованы специалистами по теории и истории отечественной педагогики, проблем художественного воспитания молодежи.

Г!рактическая_знач11!'!ость работы проявляется в том, что содержащийся в ней материал, выводи и обобщения могут стать иск одним материалом в изучении вспгткки о?ер5зЛдглн^когс просвещения. Сонорные полопения адссертации ;>гут бить прь-'менены и на спецкурсах з вузах /педагогических и музыкальных/ по течем "Музыкальное о^рпэовачие в общеобразоввтечьчой юколе Азербайджана до революции", "Азербайджанские просветители о музыкальном воспитании учащейся молодежи", а такие на курсах и лекциях по "Истории музыкально-педагогической мысли в' Азербайджане". Они могут пригодиться и методистам, при разработке методических вопросов музыкального образования в а.зр-'байджанской средней школе и могут оказаться полезными препо- -давателям музыки и пения в иколе путем включения соответствующих материалов ^следования в учебную программу.

Апробация работы. Основные положения л идеи диссертации отракенИ в публикациях автора; материалы исследования обсуждались ва заседаниях кафедры кузикаганых «нструментоь АП/ им. И .Туск г. Баку; докладывались ли ежегодных научных коафе-режпх нр:.}аоеорско--препсдавате;1ьского состава института; ча ^еспуС/ляг.засхйх научных конференциях аспирантов вузов Азербайджана /Г;':6-1989 гг./.

На_за:11ИТ^_выносягся следующие основные положения:

I. Допросы музыкального воспитания составляет важную часть творческого наследия' азербайджанских просветителей конца XIX -• начала XX вв.; ¿. Ъсян , о/лценм, высказывания, а гак-ке д^лтическья музыкально-педагогическая и общественная деятельность их ягилась надежной основой,'из котором в.годы Советской власти строилась система музыкального воспитания и образования в азербзЗдиансяой гхояс; 3. Целый р~д педагогических и методичецк -;;-: указаний, выдвинутых педагогами и просветителями в исследуемый, период могут быть исцользовакы з, педагогической практике, на уроках музыки в 'лколе.

СТРУКТУРА. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ВЫВОДУ ИССЛЕДОВАНИЯ

Диссертация состоит из Введения, двух глав, разделенных, на три и пять параграфов соответственно, Выводов и Списка основной использованной литературы, Приложения.

Во Зведении обосновывается актуальность теми, очерчивается, отепень ее разработанности, объект и предмет исследования, формулируются его цель, гипотеза и задачи, устанавливается отепень научной новизны работы, указывается ее источни-коьая база, методология и методы исследования, раскрывается его теоретическая и практическая значимость, излагаются основные положения, выносимые ка защиту.

" истории музыкального воспитания в Азербайджане" авторш предпринят краткий экскурс в историческое прсыое, дан обзор идей музыкального воспитания в Азербайджане, освещено состояние практики музыкального образования в школе. В § I развернута история проблемы, в том числе в Азербайджане. В 5 2, в частности, отмечается, что основными учебными заведениями в Азербайджане вплоть до конца XIX в. являлись мектебы /или подпахана/ и медресе. В условиях негативной трактовки музыки лжепроповедниками ислама в них не ос-, тавалось места для пения, танцев и пр. Наблюдается лишь чтение сур из.Корана нараспев, о чем упоминается Уз.Гедкибеко-вым ,в его статье "Обзор азербайджанской музыкальной кизни". В перзой половине XIX в, в Азербайджане существовало лишь б уездных школ. В пансионах в воспитательных целях организовывались занятия по пению и музыке. Были и частные школы. В 40-е годы открываются первые женские шсолы, в которых уделяли боль-, шое внимание пению, рисованию, вшивке, В Баку, в 1030 г. были две такие школы, принадлежащие Хырда ханум, В 1660 г. в * Щуяе, а в 1832 г, в Нухе /Леки/ в городских учил' lax открылись специальные музыкальные классы. Во многих школах, в зависимости от желания, а также образования учителя проходили и пе-, ние. .Так, в 45-ти сельских школах Гяндошской губернии проводилось обучение пению. Первая женская мусульманская икола открылась в IS0I г., в день ее открытия выступил небольшой хор ид числа будущих учащихся. 3 1095 г. уже в 27-и сельских окояак Азербайджана проходили пение.

Автором анализируется "Дсзязд о преподавании пения п музыки в иачэл&ноЯ шсоле", сдкпаькнЛ учителем пения Дагкесечен-.

ского двухклассного нормального училища /копегГ лГл ____гля

.сельской икойя йухии азе пгнко и иузкка, - подчеркивает до:с-на;;ч!с:. Кокос -.ге пение иуэдо зест з емьекой школе, кякуо с и о пользу? Нудно зз::с т?:гь, что совреншшП уче?ки;< ле-

т очень аоотупен ссяьск;"< з особеннее?», школам,

г-/: 7 дета туземцев, русские »тгггги дети поэт чзехзт-

но я »""гетчг, псоеппвт оти угоги. 1>о с' ботьооЗ охотой о:носят-

пеенггм, то есть азиатским,,."1". В этом Чулзздо можно пойти немало полезных мыслей, я «г»'!?::;о необходимости ло'<»<",'".с:г.:л .1оот«г»<?»«?сг:: ~ /оьоенкк учебного ма-

ч-.е. д"'"::::;-. от простого к слоимому, об обязатель- . нон учете национального контингента учацихся, расширении внеклассной работы и пр.

Здесь ко автором отмечается, что с-обедао интенсивно дело-музыкального обучения и образования продвигалось в Баку. Отмечается интенсивный факт преподавания музыкальной грамотн в медресе "Иттихад" в начале XX в.3 Но доягоз время музыкальнее обучение детей в "столице было ограничено частными домашними урсг.лргл н преподаванием музыки в гимназиях и средних училища:: '. доступ в вколу мусульманам был затруднен из-за консерватизма и догматизма некоторых родителей. Правда, дети ¿аЛдеаица», обучавшиеся в русских гимназиях, могли получать гам уроки муги«и, 3 70-х годах проилого столетия муз «ко з бакинских гимназиях была одни.-! из учебна/, предметов, Ь Г<0 году уровень музыкальных занятий в средних школа;: зпе 'лге.'ьпо повысился. Бояьыпе заслуги в рассматриваемой области обрй«Ю£а-иия, отмечается в § 3, принадлежат, таким деятелям азербайджанского просвещения, как $Л1очарк«, Г.?£ендиез, Дж.Маледкул^я-V", Н.Нариманов, С.С. Ахундов, /з.ГеджбеКйв, .'-!,Мзгсмаев и ,, явшшахся выпускниками Горийской учительской семинарии. В «ей придавали больаое значение музыке, пенив, проведет» внекяяс-

[ Оказалось трудным установить, о кя?.?- учебМке идет речь, но ясно одно, что он они ориентирован на русские школи.

I ЦГЛА Азерб. Республики. ¡>,406. - Оп.Г, - Д.363. - ЛЛО~15.

3 Мам елкули заж да,- Ййбр.тооиэ» - Баку: '¿зернеар, 1X6. - Т. 2. - С.151. - из аззр^. яз.*

1 Г,тк !1 некоторое другие сведения* приводдглг из.книги М.Диль-"' баяопой "Лз музихальиого кропяого Баку" /Баку, 1955/-

сной и внесеминарской работы. С^еди внеклассных мероприятий важное место занимало эстетическое, в частности музыкальное воспитание. Занятия на скрипке считались официальными. Учащиеся долины о'ылг по меньшей мере правильно петь нота и по- ' йимать их^.

Интересные сведения об этом приводятся в статье проф. ■ В.А.Гвахария "Годы учения Узеира Гадаибекова в Закавказской учительской семинарииСреди юбилейных тем, посвященных столетию присоединения Грузии х России /1501 г./ 'или и такие, - отмечается в статье, - как "Влияние русской музыки на туземную кавказскую - туземная, как материал для русской"'. Одним из пунктов, плана к этой теме был пункт б, Музыкальное образование туземцев. .,.3 оеминарии нередко устраивались экскурсии, в той числе на оперу в Тифлис"^.

Автором делается далее вывод о том, что Горийская семинария явилась в то время своего лодз педагогической кузницей учительских .кадров по музыке и пеню дня сельских школ.

3 целом, оценивая картину музыкального воспитания в Азербайджане, подчеркивается, что.в рассматриваемый период музыке, с одной сторона, .отводится значительное место в произведениях азербайджанских просветителей и педагогов,- но примени. тельно к .лколе наблюдается ее несистематическое, фрагментарное использование..''

• Во второй главе - "Вопросы музыкального воспитания в творческом наследия азербайджанских просветителей", автором выявлены, исследованы и проанализированы взгляды и высказывания, мысли и суаден: з также Практическая деятельность по разви- . тий музыкального воспитания в .азербайджанской общеобразовательной щколе ряда видавшихся представителей азербайджанского просвещения.. Эстетические взгляды А.КкБакиханота /1794-18^7/, в том числе его мысли И васказыват;,. о музыке,. рассматриваются на примере его стихотворений, поэм, воспоминаний современников, а также работ исследователей. Музыка, пение, по мнению Л.Баккханова /& I/, тесно связаны с'внутренним миром личности. Зоздейстлуд на эмоциональную сферу человека, она пробуждает в нем возвышенные переживания и доставляет огромнее эстетическое

I Сеидов Горийская семинария и ее выпускники. - Баку: Мзариф, ,1985. - С.97; - На азерб. яз.

2. Мсмо.ритьныЯ ¿ом-музей 7з_еира Гадт.ибекова. - КП~2ТЗ'<

наслаздение. Так, в стихотворении "Т-этлнз игрпе? на таре" музыка ::us!i2a5T у слушателей поток лозвыиеш»: мечтании, волн« - • то::;;и:< ;; нежных чуьотвзвгает'-ггая"ос его су„, о . 2 "¡¡н-" ■. гс-ндс'' У-в ер. --те1., -г: о "Голо:, -¡/„¿с,,....: ...C'-iaiivvi J с с i д, v: ■ С' о n:.ciia.,:;s;iv_ .^хи, илаго ото ii?"Horc -р зъсехс.дмт величье 1тр«?к?озяи.

^ !.:.до evBii'ii:;>: ;.,! ьс;од-ическ' сочине-

':'.!:., criu.. « аиоем iM.^.Avyv-.c"' .' ;> ч vi 5

.. .i с и г.. е-,; v ".".. 11 -с l , в '.„¿v.¡о,.;:: муа«лаль-

:!:.•• M.i'.лхундов ратовал за всеоб&ее об-

разование, где, бы обучались вер «<>"■"• " ли i •> "е-, -¿¿лиди-»» "у—ivг. и»««"», AjyopuM отмечается,

. Ciiit>,4ieHKf, великого просветителя непосредственно вы-

текали из его убеждения и том, что если человек не станет слушать музыку и играть ни музыкальных инструментах, танцевать и рисовать, то он не только лиииться многих удовольствий, но и его мозг утратит работоспособность в некоторых своих отделах^.

С гневом и болью восклицал МЛ>./"увдов о пагубном влиянии лмепроповедников ислама на распространении пузачи з массах,

0 лимении яодей,. в том числе молод г,-.;;;, преет:/; ¡.адое-

о !!сг-:;::вц:;х асечедотзилл их кри.шьсь: '"¡е кграйте ¡¡а му-г.одлы>их «иструя^атиг. - грс-аис; не схуиц.'.т« музику - греино; г;« изучаете - vpouuo..." Музыки иркзласаяась Ахундовым, ухлиазаитчл я. книге С.чуяиеьа ".'^'гУкалькоо развитие и цуза-кснышс ьоипдагнис" /'1901/ и исояодозаикк ''.днльбазозой "Из нуЗ'.тлльйого прошлого Баку" /1535/ для худокестьикнсго ov>op.-i-~ свои/. спектаклей в целях характеристики народного быта.

Справедливо суждение С.Кулиева о го«, wo "М. {-.Ахундов кисоко «аепйЬйв* музыку и пение в системе ебмеобразегателmux предметов, подчеркивает их бсльь/ь иозиз1».>?еш(/~ и зосюта-тегьпу,.-, ро ь"".

вкдзи " теорию я практику музикального просвещения. в ¿.зербэйЕдани вкез Мир Мохсун Нваваб /13£3~1913/. В 50-х . годах прошлого столетня Наввабом змеи те с Г.Г; ул било создано б Syae."Общество чуаик5ч?с»", где проходи»., а: эту зсиааьного » ш1с?руяон?ал) ного исполнительства многие- будущие -¿идйие му-зитчтц и пнвц;«-, обсуддаяиоь актуальнее' проблемы ссгетчхи му-

1 Ахундов Ч. I. Кзбр. .Г'илосо^). прсизв. - Баку: Дзернб-ар, ХгбЗ, — .... ' "i'

2 Ii/либэ С. Музыкальное развитие и музчкальноь воспитание. -'Баку: Игд-зо АЛЯ им. ВЛ.Ленина, IyBI. - 'J.6. - На.азерб. я3v

• - 12 -

зикн, вопроси воспитания молодежи, В известном трактате "Визу-Кигь-Аргам" /'Разъяснение чисел"/ содержатся ценные мысли о различных эмоциональны« воздействиях азербайджанских мугаков, .. даагся правила слушания и восприятия'музыки. В книге М.М.Нав-ваба "Несихетнамё" /"Книга наставлений"/ молодым людям предписывается "тщательно изучать науки и искусства".

Интергсные ниояи и суждения о музыкальном искусстве мо»ко встретить в. произведениях С.Л.Иирвани /1835-1083/. Взгляды ко музыку у поэта и педагога С.А.Снрвани традиционно и немногим ■отличаются от обиевосточьой поэтической традиции, а именно: музыка - душевная услада, нечто божественное, непостижимое, неизьяснимое и таинственное в своем психологическом воздействии на человека, Характерным примером монет служить Мухаммес псота:

■ ...Считая за равное дыханье Иисуса и певца, Зновь, придя в себя, созерцай в благоговеньи духов мир.,. Не впадай в груст: , слушай песню.

Подытоживал вклад отих четырех виднейших просветителей „второй половины XIX века, автором делается вывод о той, что музыка для них / роме М.М.Навваба/ по'сипе своего воздействия и значимости для формирования нравственного и эстетического сознания личности стоит после литературы, поэзии. Их мысли и вис- . называния, взгляды.и оувдвиия явились той благодатной почвой, на которой вырос огромный кнтерео к проблеме музыкального воспитания подраставшего .поколения и вызвали позже большой энтузиазм и практические усилия п>ч развертывании массового музыкального просвещения и образования в азербайджанской обще обра зова тельце'". школе,

В числе виднейших просветителей, выступивших в роли зачи-1 «отелей этого движения, явился, отмечается в § 2, Г.Б.Зардаби /1842-1907/ - выдающийся азербайджанский просветитель и ученый, .публицист н ооцественный деятель. Огромные заслуги Г.Зардаби в этой области позволили исследователям, в частности С.Кулиеву сделать справедливый вывод о том, что ",..в конце XIX и начале XX веков инициатором создания и распространения написанных на-аими-поэтами песен, созданных в русле пропаганды науки, образования среди школ и народа, был Г.Бардаби,.. .

I ' Куяиез С.' Музыка и методика ее преподавания. - Баку; 1978.

- С.25. - На аэерЗ. яз.

_ То _ ii; "

Г.Зардаби отличается тем, что си н'е огпаии.чпЕался тсоре-T-.rieoici!!!!! сукденияии о воспитательной рсяк музики, а стремился практически осуаестзкть их _з .кивни, з школьной Tfpaumie. . . . Аввячэируп-стотьл r.2apxo<ívt "iíair,; песни" /10С6/, иотор акцемтчру:? гшпшмс ua стрсглеипз Зардз^а подчеркнуть» наряду с сгр^аа* аоспитатепы'чм gmctute;«, споцисааяьной силой íiysuxií, г. здепно-содер^ательнуа оторочу пессн, которые "спо-ссЗствляля ;тро5уг.дешис людей ото сна". В зтсЯ .'.с отятье Г.Зар;тпм р/со;-о -татарски и-;е., ¿sne, сста-

- . >'. ic ¡; соловья" ctcitwaib понятные И полез-

.!.:с .¡ujiOAa стихи, песни и обучать им учащихся. п яи, М.А.Сабип. A.nwr> >¡ «пу г«««• с««и«ь ч-»

~ ис.н'лътптс «бспи оыяи подхвачены учащейся по-

воде,хьы. Так произошло в высшей степени Полезное начинание, 5лагодарк подвианичеству Г. Зардаби. Продолжая начатое .Зардаби (еустанно у б езда л своих коллег, что "музыка должна бить исполь-¡ована как средство воспитания, она должна "стать частью школь-fой программы" . . ■

В этом параграфе анализируется и "Сборник тюркских песен" '.Зардаби, основную идеп которого, по «нггг- c.s¿"jri

-мрс.:! о 'jpiirro'rtfísccíi» feo, на необычное количество 'слогов одной строке. Тем не менее nocpwu» <-»~-'ju «гпяоз hi главк'« fjnr^i '' г л ледка, скарна г.сиг о, "виду их нацеленности

■:г; - о гг.откчук» .'iy.;,KTop»a и предназначенности для хорово-| исполнения. . ' .

Например: ' .

Халигин ризаск . г-дОб, —■ * — — * ^ *' ~

Fr-MP ?г;пи<лг;ыр региогл-чэзЬэб---о ♦ 'w'— • • . —

V'íP3Ce~rt Г. Из истога:и йотетическоП мысли э Азербайджане. - Ьек/: Лисрнегр, 15%. - С Д•

- и -

В заключение отмечается, что Г.Зардаби явился первым из азербайджанских просветителей, усилиями которых предмет ' пение /музыка/, главным образом хоровое пение/ был введен в учебные планы и программы тюркских школ в качестйе одно-го из обязательных предметов. Так берет свое начало повсеместная практика хорового исполнительства в школе с тюркским составом -учащихся ■ В условиях отсутствия соответствующей учебно^педагогичеек.Я литературы и репертуара для уроков пения сборник . Зардаби выглядел в роли первого учебного пособия по пет"1. Бее ото позволило автору высказать суждение о тем, что именно Г.Зардаби Еыступил в роли зачинателя массового зинального'образования и воспитания ь азербайдканской общеобразовательной иконе начала XX в.

В у З.ыироко рассмотрены вопроси музыкального воспитания г те рческоЛ, педагогической и общественной деятельности ¡>'.А. Сабира /1862-1911/. Из книги И.Мамедова "Сабир и икила" йокно почерпнуть интересные сведения о связях Саби-ра с иузЫкоП, со пколой, с 4роками пения. "Сабир поддерки-вал связи с авторами школьных учебников, писал для детей песни.сочиняй песенные номера к некоторым спектаклям для исполнения.их между акгами» при закрытом занавесе"1. Ученики Сабипа запоминают, что их учитель очень лоб и л песни и уделял много времени на уроках литературы и языка занятиям по пссиа". Автором выделяются песни Сабира, точ^е стихи с по-1 добранными к ним .популярными народными мелодиями, .широко бытовавшими в тюркских школах того временя/ дается их литературно-музыкальный и поэтический анализ. Это "Песня о иксле", "Призыв к науке", "Пр1 зав в школу", "Пахарь", "Весенние дни", "Дитя и лед','... Эти песни Сабира были нацелены в основ- . и ом >(й. пробуждение в детях чувства дябви к школе, образованна, воспитанию в них любви к тру.~у, уважения к стардим, к родной природе. ■

Исследователями отмечается частое обращение Сабира к •ритмическому рисунку кейхана - одного из популярных в городском биту фольклорных пзчров* Однако, в проанализированных песнях наблюдается'и'ииая метроритмика, что естестве!«о

1 Мвледог И. Сабир' и школа. -'Баку: Каариф; 19бд'. ~,С.Ц?.

2 Унрахмедсв А. Сабир. - Баку: йзд-во АН Азерб. Республики.

1953. ~ С.15'+. ■

- 15 -

обуслсшеппо чисто песенной заданностью стиков, их хорош» предназначение:.;.

Пгиведе::'пример; Мэ «та Е ; мл Б , На Оилку ШЛЬЗ VI

Л/^ ЛПН J Л Л ?. I!

? т 1 г

Здойь ;.!с рассматривайте:! педагогическое и художеогвенно-[ V с п I; ц:; с г и ч с с к с с т г о р ч е е т в о Д к. Ма м с д к у л и з а л е ¡18 '5 б -193 2/. "й искусстве Ди.Мамедкулизяде киде? одно из деЯе?г<к5Г.яс ср.-дстт: " ос -ит ЗлИ1', ибо оно сильно .ис.ют ь; <;; чч , про-

д/'«;л:е чувства, ^¿^иыиыс слрхмимаА, облагораживает людей, незаменимо в деле воспитания подюастаапего пекп-

считал музыку и театр - отмечала Ш.Мирзоева".

3. вопросе, о тормезяуем.влиянии религии на музыкальное воспитание масс, молодежи Дж.Мамедкулязаде примыкает к М. 1>.Ахундову, Г. Зардаби. "Воевавший сожитель смотрит, сверху и видит: среди сотворенных им народов нет второй такой ■ нации, - с иронией и горечьа восклицает писатель, - как мусульманская; чьи ученые и мудрецы, папиемппе тысячи томов

■■•.'.. ' ". г',:,;-" ';• ;; ч , . ; г.г.зчи ! I а с —

- ■ ' •;:-'•■•• -г-:;,, чоте; ччччч своп" дру чч ;ч.г.ч г:!".-пет, и они отпускав? перепугай)ого беднягу с миром. Б раоска-

. ,. ..;т- ;' ч с л ч чI ч^ : сйбрчДоччеч человек:., о Ч'НДоличпИ

отрасти .к мууици ровании!. " -

3 фельетоне "Чуэикальная наука /образование/" Дж.Мамед-. кулппаде призывает учителей не ограничиваться лишь пением и

Чнгзоевз !','. истории эстетической мчели ? Лзербэ:1д:<пне,

г ;.<л„„™у*:!г,;.е "г?-. -¡тгте-?- Гзк7: 'Дэсписйэ, - - яз. '

Г Тч.: гг.',.

'4 Институт рукописей АН Азерб.Республики.Г-?/15/.Ед.хр.

музыкой в классе. Он зовет их- широко использовать музыку в качестве средства эстетического воспитания детей и во внеклассных и вчемольных мероприятиях, в театра и т.д., предлагает f"ir а низ овивать небольшие спектакли в самом классе, пколе, ибо ото способствует, 'то его мнению, развитию эстетического и х.у-' дожественного вкуса-детей, Показательна в этом отношении другая статья Дх.Мамедкулизаде "детский театр", где он призывает авторов обратить свои взоры в сторону детской и моподек-ной аудитория. .

Искусству музыки, вопросам музыкального образования и эстетического воспитания в школе, среди народных масс, уделял значительное место АДхвердов /1370-1933/. Активное его участие в деле организации музыкального воспитания и просвещения масс через устройство различных концертов восточной музыки, спектаклей, м'/зыкальных вечеров составляют, по мнению автора, лиаь одну сторону его заслуг в этой области. Другой стороной, явплгоь эпизоды из произведений, з иногда и отдельные рассказа писателя, посвященные изображению современного ему музыкального быта азербайджанского народа. 0 больном .эмоциональном воздействии на иивую природу и обратно - природы на пробуждение музыкальности, музыки- на психику и'мироощущение человека говорится в рассказе "Старый музыкант". Анализ его показывает, что, придавая- коЬчине старого музыкакта-Тариста Джавада оптимистическую окраску /ушел счастливым, взвился к небесам на крыльях музыки и воссел на опущенный для него трон/, a с другой стороны, красноречиво говоря о могучем эмоционально-психологическом действии музыки на душу человека, о ее 'всесильном языке, способном властно пробудить, потрясти, или, даже, как в данног случае, взорвать нутро личности, автор рассказа утвервдал тем самым огромную воспитательную - как нравствен- . ную; fax и эстетико-худойественную сторону искусства музыки.

В ряде произведений А.Ахвердовим изображаются, картины музыкального бита, па фоне которого происходят события. Они так-ке привлекается к анализу, в результате которого авторам выводится заключение о том, что музыка занимала' важное место-в жизни и быту азербайджанцев, «о влияние, ее дифференцируется автором на положительное и отрицательное /например,-магически-гипнотическое Бездействие на присутствующих религиозной мистерии-спектакля "Шебих"/. •

Определенная интерес auoiffiae? рассказ А.Ахаердова _"?е-___ -

" hcít""": "где' лог^.ЧоЦ^'гС! -.i u'i-'.e юьусо о порлдсч-

1 íj ::ссг:; ' >; спо-уу пноетн ry.'.':: ум , в данп;" случае зыкальнои,

Скачит!1.*:;.!-::^ и о ■:i:cj:,.¡ в p.-.jp.-.f'cxKy многих

"<'■,<■•:■: ¡.^víur.atcro ¿tci.uiúü«;» 4 ошксойразовательной тв.рк-

.. ■ ■ j с </•..,. .• н;.;: ¡.а пегого :.;у

■ного просвещения А.Сиххат организовал в Шемахе литературно-

ПРичрпиш»"»"« , V.«- U JMÍ mttoftiAi'.b V* вппчлпч "УL-

н 1 'iT1 П ^Armii"«"»" .. zt" "1.,^cV^'i.

Автором особо подчеркивается, что А.Сиххат, продолжив традиции в отоЯ области Г.Зардаби, Дк.Мамедкулизаде и А.Ах-, гердова, в то зхе время одним из первых совершил попытку увязать плодотворность идеи взаимосвязи духовного, умственн го, .музыкального, эстетического с физическим, психологическим, даже психофизиологическим факторами в развитии ребенка. 3?им самым он как бы '-под.олжил в чсных усло'-..:ях трапида средн'^ег.о--сто'-!': о-; па?::'' :

".о ' i;-: сл л;г ко 'г; jtc.; уу.'\ ■ и;.;: музыки,

т.гр-,:; '-.у:-: "т:; г.-у:ч о, - о vo; :in:¡,iiv;1 A. j'nxx г,? l

г;г. "с rv;:u;;i :; ■!y.:ví ,■ лко !|, - . .. г cs;.;o;.íkc . что

/г -'íkIc... скажет п:.о с; сб..; • ...У чену ^ое ото? !1,■'учились лети нс'люго ч.г?'..hí.cj'i'l, довольно... 'je:; детчм петь,

гуи/П их музм.й... Уроки неьип является для детей и

пр:.т.т:и « р2.,:гзсчскш<* и способствуй? усидскш -< .utx кобзе г. . >:о■:с, ¿яаготворио ваюшт на отдык - мозгов после уроков, успо-. каилавт нервы... Слова, обрааеише к учв!»кне<!' s феря: сух ого

, бу.^'т но ■:?;■>:.: ;■ лпас:!/;

!i¡,j.ícy:.!;¡T.cro содерин.ю"1. Здесь солидаризуется с

идеен; К.Уишского о той, что хоровое пение есть прекрасный педагогический прием.

Говоря о джамо джебраилбейли /1387-1965/ - ягэреДийк исс^ЗиЗДсакспо:.; цсдигсге-прсссетитьле, bneessu спусдгленнчЛ ьиньд з дзло иуашсааыюго обрабскшаг» к" ьосп»»акид молодеки, диссертанток подчсрккаается бояьзап позиьсагбпьпал цеш ость вго воспоминаний и ci-гтел для реконструкции практической кар-

I ' Сиххат А. Соч.: В. 2-х т., . -.-'Баку: .'" - Т.?,., -' С.-40.

тиы музыкального образования б азербайджанских школах конца XIX - начала XX ив, К примеру, в рассказе "Урок пения" Двдо'раилбейли обрисована колоритная картина урока музыки в тюркской школе. Здесь высвечивает специфическая проблема для тюркской учащейся пассы: трудность усвоения ею русских народных песен, дзде самих простых, и легкость восприятия родной музыки.

Среди просветителей, так или иначе оказавших влияние на развитие музыкального образования в общеобразовательной азербайджанской школе, автором упоминаются и имена г.Кочарли /1663-1320/ и Р."фендисва /15б9-19'»2/. И если в рассмотрении творческого наследия Ф.Кочарли отобраны и проанализированы его теоретические взгляды, некоторые образцы песен, то в случае с Р.офендиевйм приводятся и рассматриваются фрагменты из его художественных произведений, в том числе спектаклей, где музыка играет различную функциональную роль.

На основе анализа публицистического наследия Н.Нариманова /1871-1925/, его государственной и педагогической деятельности автором вкдвигаетея суждение о том, что им уделялось серьезное внимание задачам эстетического, художественного воспитания молодежи, ¡1а примере выступления II.Нариманова на открытии Тюркского Музыкального Техникума показывается значение, которое придавал Н.Нариманов педагогической чуткости и. твг.гу по отношений к детям. В статьях "Несколько слов о театре",и "Сегодня" подчеркивается важность знания родного языка, национальной музыки. "Еоли ты даже не поклонник музыки, вое равно будешь испытывать те же чувства. Почему? Да потому что в отой музыке, в атом напеве ты любишь мелодию колыбельной, ито пела тебе мать"*. За предостережением Н.Нариманова любить,, умножать и.беречь богатства родного языка, литературы и музыки автор усматривает звучащий и в нааи дни актуально призыв к систематическому и углубленному, увлеченному изучениа национальной культуры в целях духовного обогащения личности.

Ряд ценных и глубоких мыслей Н.Нариманова рассматриваются автором в связи с рецензиями не музыкально-сцснические произведения Узеира Гада'ибекова. В них красной нитью проводится мысль об идейном, нравственном и эстетическом значении музы-

■I Натамвнов Н. Избр. соч.: В 3-х т. - Баку: Азернешр, 1933. - Т.I., г С.Щ-Ш, ■."- г

калыюго воспитания, подчеркивается глубочайяез змоциопалыго-психояогическос воздействие мусыки на внутренний мир детей, юношества. Отмечаются также, важнейшие государственые .акты и__ документы в области музыкального просвещения и образования, подписанные рукой ч,Нариманова. 3 атом плане и заключался,по мнения автора диссертации, главнмЛ вклад I!.Нариманова в дело музыкального воспитания масс.

Заметн"й вклад в эту облаоть внес-, по мнению автора, и С.С.Ахундов /1075-12??/. Ни основе анализа различных фрагментов из художественных произведена» писателя отмечается, что музыка - песня, танец, баяты - почти непременные участники з

ЛI» ~ - ""С С»С ♦ !' """'Ту 2, "С'ТТмТ'ЧС'Л 10 С\Р

слушателей, способствуют воссозданию требуемой на сцене пси- • хологической атмосферы. Автором привлекаются для аналитического разбора несколько фрагментов из пьес С.С.Ахундова, осмысляется роль музыки в них, в частности отношение людей к искусству, как к высокому, далекому от пустой развлекательности. Основное значение музыки, пения, танца, театра в рассказе писателя "Чернушка" раскрыто, по мнению диссертанта, в словах Рзгнм-бс.'сз! "Дети ;?е!*денн для того, чтобы пять, тянцешхь, 'веселиться!" Покалывается, что писатель не ограничивается абстрак^-шши представлениями вокруг зтлго положения и рисует конкретную бытовую ситуации, в которой любовь к музжее, танцу, пени» оборачивается для Черчуики многими непркятг.оотяни, а з конце и траг"диси, Отим писатель как бы бросал вызов взрослим, отнимаю-1чк: у детей частицу их внутреннего мира, жизни - музыку, пение!

В заключение § Н авгорол рассматривайте)! зи слуги в области музыкального воспитания детей в творческом ¡¡еспедии .и педагогической деятельности А.Шайга /1Я81-1959/. Рассматриваются £рэл:енун из с::ст«чзских прбпззедскяй А.Озугз, в тем числе неоконченная пьеса "Прекрасная Весна". Пока зава стоя, кокос ои-роко'е место занимает музыка в сценическом оформлении спектакля. А.Шаиг, как- свидетельствуй! источники, .написал немйло стихотворений,'которые .были переложены затем на музыку азер-бандканекими композиторами. Б расскаье 'Кеч" /"'Перссеяспйс"/ писатель показаьает замечатеят.нуо силу мелодий постуиескЫ свирели, способных управлять стадом. ■•.■••

Считая., что зэстуги ?) области музыкального просвечен ил и !.ассс:'ого нумиогыюге гюоютанин, в том Ч/. ле и а азерба--

даанскоЯ школе, весьма значите^'ным, автор'счсл целесообразным посвятить Узеяру Гаджибексву /1035-13^3/ отдельный /пятый/ параграф. Уз. Гаджибеков был страст"ым пропагандистом включения в' учебные планы и программы азербайджанских икол , • предметов пения, музыки. И сам, где бы ни преподавал, непременно проводил эти занятия. Как характерное для Уз.Гаджибе-. кова, выдвигается в работе положение о том, что дети в школах, по мысли талантливо:, педагога, должки обучаться не только грамоте, но и профессиям, ремеслу, искусству. Глубоко усвоив благотворное в-иякяе пения и музыки на сознание и воображение детей.. Уз.Гаджибеков критиковал тех нерадивых учителей, котерне на уро,.ах пения сосредоточивали внимание учащихся больше на содержания, нежели'на музыкальной стороне песни. Стремясь к систематическому, глубоко продуманному и научно обоснованно; / музыкальному образованию в общеобразовательных иколах, Уз.Гаджибеков выступал сторонником творческого восприятия достижений европейской и мировой музыкальной.культуры, а потому .м настойчиво'предлагал утвердить изучение в азербайджанских школах музыкальной грамоты, нотного способа игры на музыкальных инструментах. Он призывал не ограничивав -ся, однако, янаь эмоциональной стороной музыки в отом, по мнение-агтора, его мысли перекликаются с мыслями Ахундова /о мере в занятиях искусствами/: Осмысленно разумная музыка, - писал Уз.Гаджибеков, - играет громадну роль в развит V- дуиевно-эстетической и интеллектуально-умственной стороны человеческого организма... Если музыка постоянно будет • питать исклячи-'ельно наше сердце, не давая никакой пмди голове, то она мскет, превратиться из полезного во вредное, из разумного в глупое, наконец, из лекарства в яд, и может нас развратить, наркотизировать и превратить в духовно, искалеченных"*. . .

Особо подчеркивается инициатива Уз.Гадабекова в сфере внеклассной и внешкольной работы с учащимися. Так, оценивая значение музыкального утренника для детей, У[з. Гаджибеков отмечал, что ото "нововведение имело в виду следующие конкретные цели: Г..ознакомление с новыми течениями музыкальной педагогики и обсуждение их., .. .приучение учащихся к публичны;'!

I Ггдаибеков Уз. О музыкальном искусстве'Азербайджана. -Еагу: 1966. - СЛВ. '

- 21 - "

выступлениям и привлечении всех учащихся к участии в этих утрах"-'-.

•• - - -'-3приложении к работе" дан" метрсритмпчзскпЛ рисунок" песок из "Сборника торкских песен" Г.Ззрдаби. Азтором акцентируется характерная особенность отих песен - частая повторяемость послед/вцих и Ц строк. Отмечается, что эта черта свсЛстгешо озербайд-даноки.! на роди v; пзсням. Здесь че дан риг.'ячр.скиЯ рисунок к песш М .Д.Сиопрз, а также нотние примеры меяодиП нирсдиих псссп ;; лед", "Пахарь", "ве-

сенние дни", "Призыв в школу"/. Автором доказывается лраэомер-

Н OC^f. НЯПМГ'Яииа (ЧТ'МХ nfn'<Vi^Ti ца Hiinni.rtw "ЛТ,' /Г.гСНН ГЬ' [Л/ LI nnil)l|V noApi:

В Выводах подведены итоги по результатам исследования. Они сводятся, главным образе«, к следующим положениям:

- Признаки,1 элементы и факты музыкального воспитания и образования в Азербайджане набладаются со времен древности о 'тенденцией к расширению, усилению и систематизации на уровне школьного образования вплоть до исследуемого периода. Вопросы музыкального воздействия на духовный мир человека, воспитатель-

,:екогора: ;.j л:г:, например, Г,сардами, л.А.Злбцрг, Л. Знхх&ти, /а .Га;!,;;':,:екаа i а друпк, "¿.оdлe;-ia масссаого нузыкагьнего воспитания пкольникоз находилась в центре их педвгогичеокоЛ и . . - у зыкал l о.: / а л тел ь аиста . Круг puccMi т;.,:та ewux

:;cr.pom..ii ь нроблеа л работа/. азерб-ыдкэнехи* л; осветителей довольно широк и разнообразен то тематике'и . содержаний: от самых обдих вопросов отико-психолсгпчсского воздействия му-г,ш;и на внутренним .'.ир человека до практических рекомендаций :>'. ' „гчесг.сго характера по сс^ср^езствсва;-:;:.;, ,/лебч о-недаго-гччесх» работг ? :/о*8 з области i гзыхапно-х/дакеегьевиоге с Лучения; ' ' "

ЦГЛО? Азерб. Республики, i.57. On.I. - ¿.Jit.. - л.с. .

. - аналитический обзор выявленного материала позволил в целом очертить и выявить конкретный вклад, внесенный каждым отдельным представителем азербайджанского просвещения в дело масоового музыкального образования и воспитания в начальной и средней школе,

а/Д.Бакиха новым, Ахундовым, М.М.Наввабом и С.А.Шир-вани были высказаны ценние мысли и положения, предприняты также попытки практического введения предметов художественного цикла /в том числе музыки/ в школе, которые явились хорошей предпосылкой для начала развертывания борьбы за массовое му' зыкапьное.образование «'воспитание в тюркских школах.

б/ Благодаря подвижническим усилиям Г.Зардаби било положено начало равноправному положении музыки и пения в ряду других школьных предметов, возникло движение за массовое музыкальное образование. Изданный им "Сборник тюркских песен" явился первым репертуарным пособием для хоровых занятий в школе и способствовал всемерному развитию хорового пения в школе.

в/ Страстным сторонником расширения занятий по хоровому пении в школе й участи» детских школьных коллективов в хоровых заставках театральных спектаклей выступил М.А.Сабир, Им били написаны также песни /на известные народные мелодии/ о ' детях и для детей, воспевающих знания, образование, иколу, воспитывающих в детях любовь к науке, просвепюнию, родине, ' родчой природе, труду.

г/ В ряде рассказов и фельетонов Дк.Мамедкулизаде раскрыта могучая сила эмоционально-психологического воздействия му-> зыки на внутренний мир человека.

д/ Декреты, подписанные Н.Наримановым о национализации ряда го ему зучреадений, явились надежным подспорьем для развертывания массового музыкального просведения и воспитания масо. В статьях и выступлениях Н.Наринанова были выдвинуты ценные мысли и положения относительно положительной роли музыки- в духовном воспитании личности.

е/В стихотворениях А.Шапга, рассказах, особенно, "Чернушка" С.С.Ахундова музыка, пение и танцы ваступаот в роли атрибутов детского сознания и детского быта, .способствующих нормальному физическому и нравственному росту подростков.

ж/ А.Спххатом били рассмотрены физиологические, медицинские и психологические аспекты музицирования детей.в школе. В подведении научной базы к положения о благотворном воздействии музыки и пения на учащихся и заключается главный вклад Л.Спххата в дело развития музыкального образования в азербайджанской школе.

■ з/ У истоков музыкального профессионального образования б ДзербоЯдг-ае стоял Узечр Гадкибеков. Своим:! подвимничеохими усилиями он. оказал существенное влияние на систсматическуа организацию и совершенствование процесса Преподавания музыки в ¡11 к он в» Кму гтрчн^длр^ат огромные заслуги в деле раз-

вертывания массового музыкального профессионального образования в Азербайджане. Признавая громадное идейно-нравствен- • ное воздействие музыки, Уз.Гадкибеков вместе с тем отстаивал и могучее эстетическое, собственно худокествениое влияние музыки на слуиателя как вида, искусства.

Труди, различные публицистические и художественные-, произведения, а также практическая деятельность азербайджанских прог.-етителс--' ~ области массового музыкального образования и роспитзикя 1 ш.оле яриллсь тол о'лагод^тлоЛ почвел, из которой и ■юсяеду.эде время выросла вел снстсят гсоударе.ложного ••уз,»ка-.ы1сго воспитания г сбцеобразозат'гпьчоЯ акопе республики.

Ссиозиие поясгечия диссертации опубликовал^ автором в следу лих работах:

•. тч.Гаддибског - видный проепетитель начь,:а XX века,

- Б кн.: X республиканская юбилейная конференция аспирантов ■

А^ррбвйд^ана !?Л~15 т987 г«Л - Баку, 1987.

2, Азербайджанские просветители конца.XIX'- начала XX веков о музыкальном воспитании, образовании и обучении, - В кн.: Материалы XI Республиканской научной конференции аспиг"

рзг'тов вузов Азербайджана: Тезисы докладов. - Баку, [996.

- С.356.

?. Патриотическое востатанас школьников но о'счосе музыкального творчества Узгира Гадкибекова /Коммунистическое'воспитание -.«колышков средствами музняи: Сборн науч. статей.

- гч -

- Баку, - ДШ им. В.И.Ленина. ,- 1988; - С.69.' . .

О музыкальном сборнике Г.Б.Зардаби. - В кн. I Тезисы 50-й научной конференции, посвященной итогам научно-исследовательской работ:1, проводимой профессорами-преподавателями, и' аспирантами за 1988 год. - Баку, 1989, - С.61.

I. JLJLJLJLJT

ABiope$epaTim fiiipsmuii (Squhscuh^s TB.nraraT npodnemiHim YMyi'.H co'-r,!jjsc.i, MOBsyuyii aKTya;inuFH bo onya iotghmo Aepo-iecn BspiiJUip.

astopeifcpatuh hkhkkk tfejweoisiigo «nccepT3cnja kbwhuh acac MScnyKy a'tiid Kecrepiimp. Bens km, TesruraTHH (Smbkhvh (i>acnnnnh yabiiinmiAO AsopdajMaHfla on roAKM varaspaai! XIX. ji'amuinjuH (5,1pm-; • japucuhaaqk MyoHew i-aiuuum sa topdujs xapkxhhaoii anapuui; uac-jaatsp, i>03C Mephoaanop bo on 10 vn6 bcwiceaops'-i Oobc ej,i;anp, Aaep-fsiy-au MCKTadiifi^o tiycuni TObc«K»:n Kemiai Monsepoc» TOOBitp eawjiKp, Topw MYennKMnop ceMHHapnjacuHAa Myciira TopdiijocH hqhhaoh 8Tpa$-

llw iMjliinr Dhjll Nl>.

J;«ccepTao«,i9 wummjih hkhhmh $4oxhhh i<jii«t»» eA»pK8H, wt8«aK.p OBTopeif,epaTfla Aaapiajsan ManpH$MnnitjHH kskomjih HYMajeii^snapii. onan A.EaiiuxaHOB,. M.i.AxyHflOB, M.H.HeBBad, C.G.IilHpBBHH, h.3epAa-(3n, M.9.Ca<5np, i.KsMOpnH, M.MQMMearyny3as0. G.harEepAHjer, H.Hs-Phmbhob, C.C.AxyHflCB, A.CehheT, M.>fsc5pajujidojnit, A.lEaur, Y.hanu-68jocyii KspYu Be MYJiohngeji6pn, MyCHrti Tspdisjeca cahocnHA8 0M8nn $BajinjjeTn HinurraHfliipraup Ba eniw cem.«iA8 rehaKjj bam up.

ABTopetfeparai! ccityHAa TOAnrrarut: Heruvonepn KecrspraHp as AHCoep?8iiTMK KOTdyaiAa bo est!*» ¡ccii^paticnapAa Muxua.'iapHH cwjahaca KOT.ipKawp.

s u M H A R v

Tlia usnoral vion of research.actuality of chu theme anci its LicprtiO Dt uajge is lining expresDed in tho first part of the present or,soy.

rho main idea of the disnertation work is being ravetilsa in thu sccond part.Do,analysis of tho first chapter of- research discovers tho inimical clpssificutlnn snd the major' ideas of education in A-arbiiiJan from anciont tins a till the first half of the XIX century the main periods.and tho moat important ovents, a nide vien of musical B'Juention In Azerbaijani schools end detailed explanation on mimical educotion in Cory Teacher's somlnary are bainy clarified in tho iiana chapter a-o ,\eli.

Analysing the oscond cnepter of the oiasertdiion work the author enlightens and analyses from the scientific standpoint the vlens, ideas ond activities,as far as tho musical education is concerned, -of onineat Azerbaijani intsllectnsls as A.Bakhilihahov.M.F. Akhundov, M.M.Navvab,s.A.SlUrvanl,H.Zardabi4f„A.SablrtF ■.cocherli.j.Mamadkouli-¿s^e.ljA.haqverdiyuv.M.Mariiaar.ov.s.S.Althoundov A.Sahhat,3.-3ebrailboyli

A. shuiij, U .HaJ lbeyov, etc.

The results of the research and the list of author'a articles in tne media and hie interventions in variona scientific conferences

ore being revealed at the end of tha as^ay.