Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Вопросы воспитания дружбы между народами в педагогическом населении Якоба Гогебашвили

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Благидзе, Жанна Шотаевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Тбилиси
Год защиты
 1985
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Вопросы воспитания дружбы между народами в педагогическом населении Якоба Гогебашвили», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Благидзе, Жанна Шотаевна, 1985 год

ВВЕДЕНИЕ.2

ГЛАВА I. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ В ДУХЕ

ДРУЖБЫ МЩУ НАРОДАМИ. 7

1. Идеи дружбы между народами в идейно-политической концепции русских шестидесятников. 7

2. Идеи дружбы между народами в идейно-политической концепции грузинских шестидесятников II

3. Общая характеристика мировоззрения Я.Гоге-башвили и место идеи дружбы народов в нем. 17

ГЛАВА П. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ В ДУХЕ ДРУЖБЫ МЕЖДУ НАРОДАМИ. 23

1. Цели воспитания нового человека и задачи воспитания в духе дружбы между народами. 23

2. Положение дел в области народного просвещения в Грузии во второй половине XIX в. и политика царизма. 27

3. Я.Гогебашвили о системе народного просвещения. . 34

ГЛАВА Ш. ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ В ДУХЕ ДРУЖБЫ МЕЖДУ НАРОДАМИ В УЧЕШИКАХ Я.ГОГЕБАШШЛИ. 38

1. Идеи дружбы между народами в "Деда эна". 38

2. Идеи воспитания дружбы между народами в "Бу-небис кари". 55

3. Идеи воспитания дружбы между народами в "Русском слове".60

ГЛАВА 1У. ПРОИЗВЕДЕНИЯ Я.ГОГЕБАШВИЛИ ДЛЯ ДЕТЕЙ. 67

1. Вопросы воспитания дружбы между народами в художественных произведениях Я.Гогебашвили. 67

2. Сборник рассказов для детей. 72

3, Вопросы воспитания дружбы между народами в исторических рассказах Я.Гогебашвили. . 79

ГЛАВА У. Я.ГОГЕБШНШ СЕГОДНЯ. 83

1, Отражение методико-педагогического наследия Я.Гогебашвили в действующих учебниках начальных школ. 83.

2. Отношение советского народа к наследию Я.Гогебашвили. 88

ЗАКШЕНИЕ. 93

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из суровых реальностей нашего времени является невиданное обострение борьбы идей в мире. На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС особое внимание было обращено на необходимость учета во всей пропагандистской и воспитательной работе особенностей "переживаемого человечеством периода". Он отмечен небывалым за весь послевоенный период по своей интенсивности и остроте противоборством двух полярно противоположных мировоззрений, двух политических курсов социализма и империализма., Идет борьба за умы и сердца миллионов людей на планете. И будущее человечества зависит в немалой степени от исхода этой идеологической борьбы"*.

Профессионалы идеологических диверсий обычно выдвигают конкретные цели, среда которых непоследнее место занимают попытки оживления национальных предрассудков и ослабления приверженности интернационализму, поскольку один из главных источников силы социализма - это интернационализм, а идеал социализма - мир без оружия.

С первых же дней существования Советской власти партия и правительство уделяли первостепенное внимание интернациональному воспитанию молодежи. Ленинская национальная политика создала нечто новое в истории - многонациональное общество, в котором отсутствует рознь, национальная политика

I Материалы Пленума ЦК КПСС. М., 1983, с. 7. создала нечто новое в истории - многонациональное общество, в котором отсутствует рознь, национальная политика партии создала дружбу народов. Единство советских народов имеет огромное международное значение. СССР - яркий пример для других народов, надежный оплот всех сил, выступающих за национальный и социальный прогресс, против политики противопоставления и подчинения народов, разжигания вражды между ними. Это подтверждает вся история нашего многонационального государства*.

1. В партийных документах, исторических постановлениях ЦК КПСС неоднократно подчеркивается важность воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма и интернационализма. "Братство и дружба народов - непреходящая ценность, которая вдохновляет прогрессивное человечество, всех людей доброй воли" (Э.А.Шеварднадзе).

2. В нашем многонациональном государстве важнейшее внимание уделяется укреплению братского союза между нациями и народностями. Вклад каждой нации либо национальной группы в общесоюзный экономический и культурный потенциал тем больше, чем монолитнее союз между народами, чем тверже их интер-национый дух.

3. В решениях и постановлениях ХХУ1 съезда КПСС подчеркнуто, что сближение социалистических наций, углубление их

I См. Налин Ю. Ставка на шовинизм и национализм. Журн. "Агитатор", 1983, № 24, с. 39-41. взаимосвязей и взаимообогащение происходит под знаменем пролетарского интернационализма.

Огромная по своим масштабам идейно-политическая работа, развернутая партией по интернациональному воспитанию подрастающего поколения, направлена на взаимообогащение культур советских народов, укрепление их интернациональной основы.

4. Советская школа призвана привить и развить в молодежи дух интернационализма, солидарности и взаимопомощи. Именно это и является одним из требований Основных направлений школьной реформы. Осуществление же означенной задачи с необходимостью требует вооружения учащихся глубокими знаниями в области общественных и естественных наук, что является основой их политического, мировоззренческого и нравственного воспитания.

5. В Грузии идеи воспитания подрастающего поколения в духе дружбы между народами развивали корифеи национально-освободительного движения второй половины XIX в. - Илья Чавчавадзе, Акакий Церетели, Нико Николадзе, Кирилл Лорд-кипанидзе и др. Но среди наших великих предков, внесших весомый вклад в дело воспитания молодежи в духе гуманизма, патриотизма и интернационализма, важнейшее место принадлежит Якову Семеновичу Гогебашвили -выдающемуся грузинскому педагогу, просветителю, демократу и гуманисту. Именно воспитание в духе дружбы признавал он краеугольным камнем формирования гражданского облика подростка.

На основе гуманистических идей лучших сынов человечества возникла и развилась марксистско-ленинская идея воспитания молодого поколения в духе пролетарского интернационализма, объединяющая в себе в качестве составных элементов социалистический патриотизм, коммунистическое отношение к труду, коллектививзм и гуманизм.

6. Несмотря на то, что педагогическое наследие Я.Гоге-башвили всесторонне изучено, по сей день мы не имеем исследования, касающегося такого важного и актуального аспекта его педагогического учения, каковым является воспитание подрастающего поколения в духе интернационализма. Наша работа является скромной попыткой восполнить этот пробел.

7. На основе изучения и анализа педагогического,публицистического и художественного творчества Я.Гогебашвили в работе показано и обосновано, что гогебашвилевскую идею воспитания в духе дружбы между народами питали, с одной Стороны, воззрения русских революционных демократов, а, с другой, - грузинских просветителей-шестидесятников. Идея эта проникнута духом интернационализма и выражает интересы народов.

8. Идея дружбы между народами находит свое выражение в принципе народности воспитания, лежащем в основе всего педагогического учения Я.Гогебашвили, его учебников "Деда эна", "Бунебис кари", "Русское слово", художественных произведений для детей.

По глубокому убеждению Я.Гогебашвшш "воспитание в детях подлинно человеческого разума, чувства и воли невозможно, если в системе воспитания отвергается родной язык, который служит главным устоем народности*"

Под народностью Я.Гогебашвили понимал экономические, общественные, политические и культурные интересы трудового народа. Таким образом, в принцип народности воспитания в социальном смысле выдающийся педагог вкладывает прогрессивное содержание, основными элементами которого являются родной язык, свободный труд, народная культура, любовь к родине, служение ее интересам.

С сожалением констатируя пренебрежение грузинским языком в школах, великий педагог отмечал, что оно не имело бы таких печальных последствий, если бы это явление наблюдалось в одних только школах, где по его образному выражению, язык "уподобился стальному сошнику, который безрассудным хозяином заброшен в угол и покрылся ржавчиной"2. В создавшемся положении большие надежды педагог возлагал на родителей, семью, где, по его мнению, родной язык должен господствовать. "Родители, воспитывая своих детей вне влияния родного языка, порывают связь между ними и родиной, лишают родную землю верных сынов. Такие родители глубоко я повинны перед отечеством" , - писал Я.Гогебашвили.

1 Гогебашвшш Я. Избранные педагогические сочинения, М., 1954, с.24.

2 Там же, с.23.

3 Там же, с.24.

9. Как истинный интернационалист, исключительное значение придавал Я.Гогебашвили знанию русского языка, который, по его словам, для Грузии имеет "многообразное значение". По его убеждению русский язык обязательно должен следовать за грузинским как в школе, так и в семьях. Он верил, что русский язык непременно станет одним из мировых языков, а главное - это язык народа, с судьбами которого история соединила судьбы Грузии. Поэтому выдающийся педагог много писал по вопросам преподавания русского языка в грузинской национальной школе ("Методическое руководство для учителей и учительниц о преподавании по книге "Русское слово", "Разбор учебных руководств по русскому языку", "Государственный язык в грузинских народных школах" и др.).

10. В соответствии с целью, поставленной перед нами, в работе на передний план выдвинуты и изучены те материалы учебников Я.Гогебашвили, а также художественные произведения для детей, которые ориентированы на воспитание молодого поколения в духе гуманизма, патриотизма и братства между народами. Эти идеи великий педагог неуклонно развивал и осуществлял в своей теоретической и практической деятельности.

11. Учебники Я. Гогебашвили, его художественные произведения для детского чтения практически содействуют воспитанию учащихся в духе дружбы народов и интернационализма.

Учебники Я. Гогебашвили преследуют не только цели < обогащения и развития ума, они содействуют гармоническому развитию, что является идеалом обучения и воспитания.

Они содействуют практической реализации его идеи воспитания нового человека - патриота. Гогебашвилевская идея воспитания реализуется в процессе обучения по его учебникам различными методами: а) творческое и осмысленное усвоение учащимися соответствующего материала ("Мое село", "Колыбельная", "Царь Ираклий и ингилойка" и др.). В данном случае многое зависит от подготовки и мастерства педагога; б) рациональная организация внеклассной работы. Так, живой интерес учащихся вызывают экранизация "Колыбельной^, сценарий по рассказу "Коза и Гиго", посещение Дома-музея Я. Гогебашвили в с. Вариани, экскурсия в Крцаниси, где сложили головы герои "Девяти братьев Херхеулидзе" и "Трех сот самоотверженных крестьян", и т.д.; в) проведение соответствующих семинаров и практикумов с будущими педагогами - студентами университета, педагогических институтов и училищ; г) проведение семинаров и инструктажа в институтах повышения квалификации учителей и их филиалах по вопросам теории и практики интернационального воспитания учащихся по учебникам Я. Гогебашвили."

12. Перу,; Я. Гогебашвили принадлежит около двухсот оригинальных детских рассказов и повестей. Эта художественно-дидактическая литература десятилетиями составляла духовную пищу для многих поколений учащейся молодежи.

Многое из творений Я.Гогебашвили с увлечением читается и сегодня, принося значительную пользу в деле патриотического и интернационального воспитания молодежи.

13. Гогебашвилевская идея патриотического и интернационального воспитания молодежи глубоко актуальна. Нравственному идеалу великого демократа - миру и дружбе между народами - принадлежит будущее.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Благидзе, Жанна Шотаевна, Тбилиси

1. Маркс -к.и Энгельс.Ф, Манифест Коммунистической партии. М.: Политиздат, 1969, 63 с.

2. Ленин В.И. о воспитании и образовании. Тбилиси, 532 с.

3. Материалы ХХУ1 съезда КПСС, Тбилиси, 1981, с.85.

4. Черненко К.У. Избранные речи и. статьи. М.: Политиздат, 1984, 670 с.

5. Черненко К.У. Народ и партия едины. (Речь на встрече с избирателями Куйбышевского избирательного округа г.Москвы 2 марта 1984 г.). М.: Политиздат, 1984, 32 с.

6. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС (26-27 декабря 1983 г.). М.: Политиздат, 1984, 32 с.

7. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС (14-15 июня 1983 г.). М.: Политиздат, 1983, 80 с.

8. Шеварднадзе Э.А. Шестидесятилетие победы Советской власти в Грузии и образования Коммунистической партии Грузии. Тб.: Сабчота Сакартвело, 1981, 84 с.

9. Шеварднадзе Э.А, Великий праздник братства и дружбы. Газ. "Комунисти", Тбилиси, 28 октября 1983,

10. Абашидзе И. "Деда эна" (Выступление на юбилейном вечере, посвященном Я.Гогебашвили). Газ. "Литературули Сакартвело",4.февраля 1977 г.

11. Абуладзе С. Из истории внедрения "Русского слова" в шкалах. Журн. "Комунистури агзрдисатвис", 1954, № 10, с.37-43.

12. Белинский В.Г. Избранные философские сочинения, Киев.: Госполитиздат, 1950, 496 с.

13. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. М.:1. Педагогика, 1982, 287 с.

14. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений, т.1, СПб,1900, 542 с.

15. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений, т.УП, СПб, 1904, 643 с.

16. Боцвадзе Н. Сокровище нации. Тбилиси, 1976, с.29.

17. Боцвадзе Н. Вместе с юными друзьями. Тбилиси "Накадули", 1960, 199 с.

18. Боцвадзе Н., Бурдаанадзе Е., Боцвадзе 3., Бурджанадзе Т. Грузинский язык, учебник для П кл. Тбилиси, "Ганатлеба", 1983, 152 с.

19. Герцен А.И. Полное собрание сочинений и писем, т.1. М., 1975, 584 с.

20. Гогебашвнли Я. Соч., т.1, Тбилиси, "Цодна", 1952, с.161-162.

21. Гогебашвили Я. Соч., т.2, Тбилиси, "Цодна", 1954, с.334.

22. Гогебашвили Я. Соч., т.З, Тбилиси, "Цодна", 1961, с.380.

23. Гогебашвили Я. Соч., т.4, Тбилиси, "Цодна", 1955, с.327-г

24. Гогебашвили Я. Соч., т.5, Тбилиси, "Цодна", 1957, с.641-642.

25. Гогебашвили Я. Соч., т.6, Тбилиси, "Цодна", 1958, 777 с.

26. Гогебашвили Я. Соч., т.7, Тбилиси, "Цодна", 1960, 629 с.

27. Гогебашвили Я. Соч., т.8, Тбилиси, "Цодна", 1961, 473 с.28* Гогебашвили Я. Соч., т.9, Тбилиси, "Цодна", 1962, 512 с.

28. Гогебашвили Я. Соч., т.10, Тбилиси, "Ганатлеба", 1965, 393 с.

29. Гогебашвили Я. Избранные педагогические сочинения, Тбилиси, Изд-во ТГУ, 1977, 463 с.

30. Гогебашвили Я. Избранные произведения, Т.П., Тбилиси, "Сахелгами", 1940, с. ИЗ, 394.

31. Гогебашвили Я, Рассказы, Тбилиси, "Саблитгами", 1954, 32 с.

32. Гогебашвили Я. Сокровищница, Тбилиси, "Ганатлеба", 1982, 448 с.

33. Гогебашвили Я. Бунебис кари, Тбилиси, 1912, с. 279.

34. Гогебашвили Я, Деда эна, ч. I, Тбилиси, "Ганатлеба", 1976, 48 с.

35. Гогебашвили Я. Юбилейный сборник, посвященный 120-летиюсо дня рождения выдающегося педагога. Тбилиси, 1960, с.49.

36. Гогебашвили Я. Кона. Тбилиси, Общество распространения грамотности,1900, 184 с.

37. Гогебашвили Я. Колыбельная, .Тбилиси, "Ганатл.еба", 1976, с. $3.

38. Гогинава Е. Основоположники российской революционно-демократической педагогики В.Белинский, А.Герцен, Тбилиси, "Цодна", 1963, 319 с.

39. Гелашвили Т. Особенности учебного материала в "Деда эна" Я.Гогебашвили. Журн,"Скола да цховреба", 1976, № II.

40. Гургенидзе Д. Неувядаемая слава нации. Тбилиси, "Цодна", 1976, с.32.

41. Гаприндашвили М. Очерки из истории грузинской общественной мысли, I, Тбилиси, 1959, с. 339.

42. Газ. "Иверия", 16 октября 1886 г.44. Газ. "Теми", № 109, 1913.

43. Газ. "Иверия", № 138, 1888.

44. Газ. "Кавказская речь", № 85, 1914.

45. Грузинские деятели народного просвещения и народные учителя, I, Тбилиси, 1953, 408 с.

46. Грузинские деятели народного просвещения и народные учителя, П., Тбилиси, 1955, 386 с.

47. Деда эна или Азбука и первая книга для чтения для народных школ, Тбилиси, 1876, с.14.

48. Деда эна, ч.П., книга для чтения после азбуки, Тбилиси, "Ганатлеба", 1976, с.II.

49. Деда эна, для первых классов 11-летних школ, Тбилиси, "Ганатлеба", 1984, 151 с.

50. Долидзе Л., Гелеква Н., Гиоргобиани Н. Русский язык, учебник для 1У классов грузинских школ. Тбилиси, "Ганатлеба", 1984, 180 с.

51. Джибладзе Г. Педагогика и методика, Тбилиси, "Ганатлеба", 1974, 396 с.

52. Джибладзе Г. Я.Гогебашвили отец новой грузинской педагогики, Тбилиси, Изд-во ТГУ, 1976, 75 с.

53. Журн. "Современник", 1852, XI, с.42.

54. Журн. "Комунистури агзрдисатвис", 1940, №.10, с.75.

55. Журн. "Скола да цховреба", 1976, № II, с.10-20.

56. Журн. "Квали", 1895, № 43, с.З.

57. Журн. "Квали", 1897, № 10, с.203.

58. Зандукели М. Новая грузинская литература, Тбилиси, 1939, т.П, с.220.

59. Замбахидзе В. Нико Николадзе. В кн.: Грузинские деятели народного просвещения и народные учителя, П., Тбилиси, 1955, с.36.

60. Иовидзе А. Я.Гогебашвили (документальный материал), "Исторический вестник", 5, Тбилиси, 1950, 165 с.

61. Лордкипанидзе Д. Я.Гогебашвили, Тбилиси, Изд-во Педагогического института Грузинской ССР, 1948, 80 с.

62. Лордкипанидзе Д.0. Классик грузинской педагогики Яков Гогебашвили, Тбилиси, Изд.НИИ пед.наук, 1952, 132 с.

63. Лордкипанидзе Д.О. Выдающийся грузинский педагог Я.Гогебашвили, Тбилиси, "Знание", 1960, 32 с.

64. Лордкипанидзе Д. Жемчужина грузинской культуры "Деда эна" Я.Гогебашвили, Тбилиси, Изд-во ТГУ, 1976, с.5.

65. Лордкипанидзе Д. Педагогическая наука на службе школы, Изд-во ТГУ, 1978, 55 с.

66. Лордкипанидзе Д.О. Педагогические основы "Родного слова" К.Д.Ушинского, Тбилиси, Изд-во ТГУ, 1964, 24 с.

67. Лордкипанидзе Д. Педагогическое учение К.Д.Ушинского, Тбилиси, "Ганатлеба", 1975, 479 с.

68. Лордкипанидзе Д. Выдающийся грузинский педагог. В кн.: Я.Гогебашвили, юбилейный сборник, посвященный 120-летию со дня рождения Я.Гогебашвили, Тбилиси, 1960, с.4-5.

69. Материалы об общественно-культурной жизни Грузии 60-90 гг. XIX в., Тбилиси, 1981, 259 с.

70. Мачарашвили К.Я. Я.С.Гогебашвили о преподавании русского языка в грузинской школе. В кн.: Я.Гогебашвили, юбилейный сборник, посвященный 120-летию со дня рождения Я.Гогебашвили, Тбилиси, 1960, с. 52.

71. Мгеладзе Д. Я.С.Гогебашвили как автор руководства по русскому языку для грузинских начальных школ. Журн. "Кому-нистури агзрдисатвис", 1940, $ 10, с. 51.

72. Налин Ю. Ставка на шовинизм и национализм. Журн. "Агитатор", 1983, № 24, с.39-41.

73. Народное просвещение и педагогические науки в Советской Грузии (1921-1961), Тбилиси, 1962, 512 с.

74. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Газ."Комунисти", 14 апреля 1984 г.

75. Оболадзе У. Яков Гогебашвили основоположник грузинской народной школы, Тбилиси, 1977, с.97.

76. Оболадзе У. Опора нации, газ. "Комунисти", 1960, № 247, с.З.

77. Оболадзе У. Проблема родного языка и обучения на родном языке в педагогическом учении Я.Гогебашвили. В кн.: Я.Гогебашвили, юбилейный сборник, посвященный 120-летию со дня рождения Я.Гогебашвили, Тбилиси, 1960, с. 16-41.

78. Оболадзе У. Акакий Церетели. В кн.: Грузинские деятели народного просвещения и народные учителя, I, Тбилиси, 1953, с.121.

79. Педагогический словарь, т.1, М.,1969, 767 с.

80. Педагогический словарь, т.П, М., 1960, 774 с.

81. Пурцеладзе С., Авалишвили В., Джапаридзе Л., Мачавариани К., Мурадели Г. "Русское слово" учебник для второго класса грузинских школ, Тбилиси, "Ганатлеба", 1984, 136 с.

82. Пурцеладзе С., Авалишвили В., Джапаридзе Л. "Русское слово", Учебное руководство для третьего класса грузинских школ, Тбилиси, "Ганатлеба", 1984, 144 с.

83. Рамишвили В. Сокровищница нации, Тбилиси, "Ганатлеба", 1982, 32 с.

84. Рамишвили В. "Деда эна" Я.Гогебашвили, Тбилиси, "Ганатлеба", 1979, 132 с.

85. Рамишвили В. Проблематика развивающего обучения в "Деда эна", Тбилиси, ТГУ, 1982, 92 с.

86. Рамишвили В. "Деда эна" на службе .новой школы. Журн."Скола да цховреба", 1976, № II.

87. Рамишвили В. Вопросы обучения грузинскому языку в педагогическом учении Я.Гогебапюили. В кн.: Я.Гогебашвили, юбилейный сборник, посвященный 120-летию со дня рождения Я.Гогебашвили, Тбилиси, 1960, с.116.

88. Рамшпвили В., Табукашвили Ш., Черкезишвили Т. Грузинский язык, учебник дня Ш класса, Тбилиси, "Ганатлеба", 1983, 208 с.

89. Рамишвили В.Ф., Девдариани К.Э. Табукашвили Ш.Т., Родная литература. Учебник для 1У кл., Тбилиси, "Ганатлеба", 1984, 240 с.92. Русское слово, ч.П, с.89.

90. Саришвили Т. Вопросы нравственного воспитания в "Деда ана" Я.Гогебапюили. Журн."Скола да цховреба", 1976, 9, с.7-17.

91. Саришвили Т. Я.Гогебашвили о патриотическом воспитании. Журн. "Комунистури агзрдисатвис",1940, № Ю,с.34-36.

92. Саришвили Т. Очерки из истории грузино-русских научно-педагогических взаимоотношений, Тбилиси, Изд-во ТГУ, 1983, 184 с.

93. Статья А.Церетели в журн. "Клде", 1913.

94. Тавзишвили Г. Яков Гогебашвили. Журн. "Мнатоби", № 10, 1960, с. П0-П6.

95. Тавзишвили Г. Педагогическое учение Якова Гогебашвили. В кн.: Я.Гогебашвили, юбилейный сборник, посвященный 120-летию со дня рождения Я.Гогебашвили, Тбилиси, 1960, с.52.

96. Тавзишвили Г. Яков Гогебашвили, Тбилиси, "Заря Востока", 1957, 152 с.

97. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения, т.1, 1948, с.94, 136, 216.

98. Ходкава 3. Психологическая точность в рассказе Я.Гоге-башвили "Колыбельная". В кн.: Я.Гогебашвили, юбилейный сборник, посвященный 100-летию со дня рождения Я.Гогебашвили, Тбилиси, 1940, с. 126.

99. Чавчавадзе И. Соч., т.1У, Тбилиси, "Грузинская книга",1927, с. 81.

100. Чавчавадзе И. Соч., т.УП, Тбилиси, "Грузинская книга",1928, с. 229-238.

101. Чавчавадзе И. Соч., т.УШ, Тбилиси, "Грузинская книга", 1928, с. 285.

102. Чавчавадзе И. Соч., т.IX, Тбилиси, "Грузинская книга", 1928, с. 305.

103. Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические сочинения. Тбилиси, Гос.изд-во Грузинской ССР, 1945, 691 с.