Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Вопросы воспитания любви к природе в творчестве Важа-Пшавела и его значение для современной школы

Автореферат по педагогике на тему «Вопросы воспитания любви к природе в творчестве Важа-Пшавела и его значение для современной школы», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Беридзе, Майя Гурамовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Тбилиси
Год защиты
 1992
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Вопросы воспитания любви к природе в творчестве Важа-Пшавела и его значение для современной школы"

ТБИЛИССКИЙ ГО СУ ДАРСТВЕННЫ А УНИВЕРСИТЕТ ииани И.ДШАХИШВЩШ

На правах рукописи

БЕРИД8Е Майя Гурамовна

ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К ПРИРОДЕ В ТВОРЧЕСТВЕ ВШ-ПШАВЕЛА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

13.СО.01 - Теория и история педагогики

Автореферат

диссертации на соискание учекза степени кандидата педагогических наук

Тбилиси - 1392

Работа выполнена в Тбилисской государственной педагогической институте им. Сулхан-Саба Орбелиани.

Научный руководитель: доктор педагогических наук,

профессор Гагуа В.З.

Официальные оппоненты: I. Доктор педагогических наук,

профессор В.А.Сакварелвдзэ 2. Кандидвт педагогических наук, доцент О.А.Чичуа

Ведупая организация - Национальный институт педагогики имени Я.С.Гогебаивилп

Защита диссертации состоится на заседании специализированного совета по защите кандидатских диссертаций в Тбилисском государственной университете иы. И.А.Дзсавахиивили К 057.03.25 п//М " " " 1952 года в 4<2' часов (380028, Тбилиси

пр. Чавчаввдае, 3, ТГУ, П корпус, аудитория 182).

• С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Тбилисского государственного университета.

Автореферат разослан 'ЛС" " " ^_" 1392 г.

Ученый секретарь специализированного совета,

кандидат педагогических наук, доцент Т.Капанадзе

Воспитание иолодеяи в духе любви к природа относится к числу ¡роблэл, ноторые сохраняют свою актуальность и значимость на прошении всай истории существования человечества. Привитие осоз-анных навыков любви к природа, ее охраны, береяного к ней отно-ения приобретает особую актуальность в наши дни, так как за поо-едние годы варварское отношение к природе, ее флоре и фауне, агрязнение воды и воздуха приняли настолько широкие масштабы, то перед мировой общественностью встала весьма сложная задача и, ели люди не одумаются вовремя, если они не изменят формы своего тношения к природе, ю человечеству угрожает опасность. В связи этой первоочередной задачей государства доляна стать забота о риостановлении этих губительных процессов.

Упорядочение дела охраны природы, его ведение на разумной ос-ове обусловлено многими факторами. Признано бесспорной истиной, го только высокообразованный и разумный человек монет соразмерив природные блага с собственными действиями, с тем чтобы контакт мэяду челозэном и природой был доведен до минимума. Только экой путь предоставит возиоанссть сохранить природное равнове-,!э мезду человеком и окруааюцэй средой.

В настоящее время экология в широком снысле слова и связан-10 с ней общечеловеческие проблемы относятся к ряду меадунерод-»х. Для передовой части общества постепенно становится очевидна, что природа, наряду с использованием, нуадаатся в ваците п фане. Она на терпит игнорирования ее внутренних закономерностей самобытности, на что неоднократно указывал ряд великих мыслите-!Й (Френсис Бэкон, 2ан-£ак Руссо, Ян Амьс Коменский, К.Д.Уейнс-[0, Я.Гогабашвили и др.), призывая челогачество отказаться от 18ТВНЗИЙ из преобразование природы и установить с ней разумные,

научно обоснованные отношения. В этом плана особого вникания заслуживают воззрения великого грузинского общественного деятеля писателя и публициста, признанного певца природа Вака-Пшавела, который в своих публицистических статьях и художественных произведениях старался привить людям любовь к природе, углубить в них сознание необходимости оберегать и охранять природу.

Ваха-Пиавела вместе с Я.Гогебешвили раньше других догадался об опасности, угрожающей человечеству из-за неразумного отношения к природе, и высказал много ценных суждений по урегулированию проблей, связанных с охраной природы. Вака-Пшавела, который является наследником лучших традиций литературной, педагогической и философской мысли, созданной целыми поколениями древних грузинских мыслителей и мира, смог в совераенно ином ракурсе ув& деть существующие внутри природа противоречия и многообразия.

Изучение педагогического наследия, представленного в публицистических статьях и художественных произведениях Важа-Пшавела, и использование его в современной национальной школе имеют ваа-ную общественную значимость. Иионно это обусловило, что темой нашей диссертационной работы стали "Вопросы воспитания лвбви к природе в творчества Вааа-Ишавала и его значение для современной школы".

Объектом исследования является .культурно-просветитальская деятельность и теоретическое наследие Вака-Пиавела, отображенное в его художественных произведениях и публицистических статьях.

Предмет исследования - художественные, публицистические произведения, эпистолярное наследие Вака-Пшавела, а также научная, художественная и мемуарная литература о нем.

Цель исследования - основательное изучение педагогических

идей Важэ-Пшавэла с учетом требований современной национальной школы и позиции передовых педагогических воззрений современности, обоснование прогрессивно-демократического характера и особой актуальности заложенной в них идеи любви к природе; показ кан национального, так и общечеловеческого значения воззрений Вэжа--Пшавела.

Задачей исследования -

1. Ознакомление и изучение богатого публицистического и художественного наследия Важэ-Пшавела, отбор ряда сочинений и отдельных их частей, ноюрые непосредственно или прямо связаны с вопросами воспитания любви к природе, бережному отношению к ней и ее охране.

2. Критическое осмысление, с учетом требований современности, суждений и взглядов Важа-Пшавела, которые и по сегодняшний день сохраняют актуальность в теории и практике современного воспитания.

3. Разработка рекомендаций по практическому использованию педагогических воззрений Важа-Пшавела с учетом требований современной грузинской национальной шнолы.

Гипотеза исследования заключается в гом, что если мы критически, с учетом деятельности современной школы изучим богатое литературно-критическое наследие Важа-Пшвела и выявим в нам то положительное и рациональное, что занимает в этом наследии большое место, то это даст нам возможность разработать правильные педагогические рекомендации, которые смос^т иметь большое значение в воспитании учащейся молодежи в духо любви к природе, ее защите и охране.

Научная новизна и теоретическое значчниа наотоящей диссертационной работы состоят в следующем:

1. Несмотря на то, что за последние годы большое внимание уделяется вопросам воспитания любви к природе как к разработке педагогической проблемы, однако вопросы воспитания любви к природе, бережному к ней отношению и охране в творчестве Важа-Пшавала до сих пор не стали предметом специального исследования. Настоящая работа является первой такой попыткой.

2. Работа является первой попыткой монографического изучения педагогических воззрений Важа-Пиавала с точки зрания воспитания учащейся молодежи в духе любви к природе.

3. Путем анализа публицистических, этнографических и художественных произведений Важа-Пшавела сделана попытка приведения в систему его педагогических взглядов с точки зрения использования их в современной национальной школе, что, по нашему мнению, окажет школе и преподавателям большую помощь в воспитании учащайся молодежи в духе любви к природе.

Практическое значении диссертационной работы состоит в анализе прогрессивных педагогических воззрений Важа-Пшавела. Показано, что основная часть этих воззрений и на сегодняшний день сохраняет свою актуальность и значимость. Даны рекомендации, реализация которых в учебном процессе и воспитательской деятельности не представляет большого труда. Целый ряд положений диссертационной работы может быть использован при чтении курса лекций по педагогике и специального курса на факультетах почти всех специальностей педагогичасних институтов.

Методологическую основу диссертационной работы представляют взгляды видных представителей грузинской и зарубежной педагоги-, ческой науки (Ян Амос Коменский, Жан-Жак Руссо, Песталоцци, Локк, Ушинский, Я.Гогабашвили, Л.Боцвадзе, Т.Ростомашвили, Н. Кецховэли, Д.Лордкипанидае и др.) на вопросы обучения и воспита-

вдя, а такав современная педагогическая, психологическая, фило-зофская и социологическая литература.

В качестве методов исследования использованы работа над литературными источниками и изучение архивных материалов. В процес-je исследования проанализированы как публицистические и худокест-зешше произведения Вана-Пшаввла, так и опубликованная о нем на-гчная литература. Некоторые архивные фонды изучены с целью анализа состояния просвещения в эпоху Вана-Пшавела. Определенный материал собран путем непосредственного наблюдения за педагогически* процессом, составления вопросника и личной беседы.

На защиту выносятся следующие основные полоаения:

Г. Изучение фялософсних взглядов и педагогических воззрений ¡ана-Цшавала имеет не только культурно-историческоа значение. Ос-шсление его педагогических воззрений с современной точки зрения [риобретаат важное теоретическое и практическое значение и монет шести определенный вклад в дело воспитания учащейся молодежи щсокого чувства любви к природе.

2. Проанализированные на основа критического подхода к нас-:едию прошлого педагогические идеи Вааа-Лкавела обогащают тео-

ию обучения и воспитания, содействуют воспитанию учащихся нацио-альной школы в духе любви к природе и привитию им необходимых аучных знаний в облаоти охраны природы бережливого к ней от-ошения.

3. Педагогические воззрения Важа-Пваоела об обучении, про-вещении и воспитании подрастающего поколения в ооотве«ствии о ребованияии совреиенности при условии т.чорчесного подхода в

им окажут грузинской национальной школе», еа практическим работ-икаы помощь в повышении эффективности учебно-воспитательной аботы.

Апробация - отдельные главы диссертационной работы были до-логены на заседании кафедры педагогики Тбилисского государственного педагогического института иы. Сулхвн-Саба Орбелиани. Прочитаны доклады на мекинститутских научных сессиях. Опубликовано несколько трудов. Разработанные наш рекомендации и выводы использованы в деятельности преподавателей-практиков и в курсе лек' ций по истории педагогики.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

В вводной части диссертационной работы рассмотрена актуальность иссле,дуемой проблемы, определены предмет и цель исследования, показаны современный уровень и состояние рггрвботки проблемы, обоснована научная новизна работы и гипотеза, ее фактическое и теоретическое значение.

Первая глава диссертационной работы - "Мировоззренческие основы воспитания любви к природе, защите и охране окрувающей среды" - состоит из трех параграфов: "Классики педагогики и грузинские прооветители о педагогическом значении обучения природоведческим и экологическим знаниям, воспитания любви к природе", "Общая характеристика мировоззрения Вака-Пшавела и проблема воспитания любви к природе в нем", "Общий обзор экологического положения в Грузии и вытекающие из этого педагогические задачи".

В первом параграфе - "Классики педагогики и грузинские просветители о педагогическом значении обучения природоведческим и экологическим знаниям, воспитания любви к природе" - подчеркивается, что о природе как факторе воспитательного воздействия на человека в педагогических воззрениях как грузинских, так и педагогов-классиков мира высказано много интересных сухдений. В диссертации представлены педагогические воззрения Аристотеля, Сок-

рата, Платова, Цицерона, Марка Фабиуса,Квинтилиана относительно того, как использовать природу в виде мощного фактора воздействия на молодежь. Рассмотрены педагогические произведения великих представителей педагогической мысли эпохи Возрождения Витрино де Фэлтрз, Орансуа Рабле, Яииеля Ионтаня, ранних социал-утопистов Томаса Пора, Тошазо Кампанелли и других, в которых природа признана одним из сильных воспитательного воздействия.

Дальнейшее рззвитие педагогики эпохи Возрождения представлено в "Большой дидактике" Яна Амоса Коменсного, сочинении Конди-льяна "О воспитании" и в теории свободного воспитания йон-Жака Руссо, педагогическом труде Джона Локка "Мысли о воспитании". Все она развивают шсль о том, что человек с самого рождения нропкима узоня должен быть связан с природой, так как дети должны воспитываться по законам природы и в естественных условиях.

В первом параграфа первой главы диссертации изложены также сузденет представителей древнагрузинской литературы: Якоба Цуртавели, Г.Мерчулд, Гр.Хэндзодели, великого поэта ХЛ века Шота Руставели, поэта эпохи Возрождения Теймураза I, Теймураза П, Сулхан-Саба Орболиани, Д.Гурзыиивили и других, который считают природу источником суцоствовэния человек,--., его моральной чистоты, обогащения, социального содержания, совершенствования и очищения.

В поэзии представителей грузинской лчторатура XIX века - Гр. Орбалианн, Н.Бараташвили существование чоловека, смысл аго жизни определяется во взаимосвязи с природой. Осознание собственного "я" и проверка человеческого достоинства происходит во взаимодействии с природой, в природе человек и.\зт "пристанище", с тем чтобы найти ответ на сложнейшие вопросы хизни. Природг, как фактор воспитания и сильное средство воспитательного воздействия на воспитуамого, хорошо понимали и боролись за распространение

среди населения природоведческих знаний Я.Гогебапвили, й.Чавча-вадзе, ¿.Дарители, м.Мачабели, ¿¡.Ростомашвили, Д.Боцвадзе, Р. Эристави, С.Мвехи и Вака-Пшавела. Постигание тайн природа, воспитание любви к природа и овладевание навыками охраны природы и бережного к ней отношения они считали одним из средств достижения экономической мощи страны.

Во втором параграфе диссертации - "Общая характеристика ми-ровмзрения Важа-Пшавела и проблема воспитания любви к природе в нем" - обосновано, что хотя Важа-Пшавела не создал "философские трактаты", однако все его произведения следует признать плодом глубокого философского осмысления. На основе анализа публицистических статей, образцов поззии и художественной прозы мы попытались ответить на вопросы: какое место занимает в мировоззрении Важа-Пшавела вопросы национального развития, каково его отношение к народу, в чем состоит назначение человека и какова связь между человеком и природой, место, занимаемое природой в определении национального сознания грузин.

В произведениях Важа-Пшавела нашли отражение национальная боль и общечеловеческие идеалы. Его поэзия посвящена различным социальным, философским и этическим темам, при разработке которых они возведены на такую высоту и предлагаются такие пути их решения, которыми он отвечает на назревшие вопросы эпохи и даже опережает ее. Для героев Важа-Пшавела чуждо чувство покорности злу и насилию. Они готовы жертвовать собой и бороться до конца за сохранение внутренней свобода человена и чувства собственного достоинства. Их бесспорный принцип - жертвование своими личными интересами и подчинение их общечеловеческому счастью, карт вовать личностным в борьбе за высокие идеалы, а познание тайн природы героем "Змееда" Миндиа можно признать фактором осуществ

лэния прекрасной мечты человечества и неограниченных его возможностей. Важа-Дшавола борется против всяких проявлений социальной несправедливости. Во времена тирании самодержавия, когда преследовалась любая здравая мысль, он смело писал, что "свободным должно быть на одно квкое-либо сословие, э весь народ, тогда и страна будет счастлива, когда будут уничтожены сословные преимущества, - все сословия будут свободны ... не ищите свободы там, где в основе жизни по-прежнему лежат сословные различия, где не все, независимо от сословия и родовитости, имеют возможность честным трудом добыть хлеб насущный, где труд не ценится по достоинству, где не в равной мере распределены знания, имущество".

Для Важа-Пшавала труд является источником счастья и достоинства и тольно "труд и любовь делают прекрасной жизнь человека". Труд не будет плодотворным без разумного, человеческого отношения к природе, основой труда может быть знание и образование. Важа-Пшавела развивает мысль, что прогресс, просвещенность страны, разумное использование заложенного ь природе добра зависят от степени распространенности среди людей образования, знаний, которые должны быть доступны всем слоям общества. Он прекрасно осознает, что "только имущественная обеспеченность не монет быть гарантией сохранения нацией свободы, если ей не сопутствуют зрелость ума, знания и просвещенность наций'1. По его мнению, счастье нации зависит от трах факторов: правильное, справедливое распределение имущества, распространение знаний и естественный рост численности нации. "Просвещенная и многочисленная нация способна и хоропо постоять за себя, и лучше устроить свою жизнь-Если мы хотим улучшить свое положение, необходимо вооружиться знаниями. Там, где ученые, там и город, :;илой знания доже пусты-

ня преобразуется в университет, а если Судан пребывать в той же положении, td пройдут тысячелетия и оставайся всё теки же, ной и были". Основой получения образования, знаний Важа-Пшавела считал родной язык, признавая обучение не родной языка основой реального развития личности и одним из определяющих факторов национального сознания. "Родной язык, построение аго слов, его гиб-косгь, единая движущая сила, одухотворенная, чарующая кувыка -предотавляет основу формирования человека. Всякое действие, направленное против родного языка, измена нации, так как ослабевает национальное сознание, гибнет новое поноление".

В своих публицистических произведениях Важа-Пшаведа значительное место отводит обоснованию необходимости защиты отечества, трудового народа и обучения на грузинском языка, самоотверженно борется аа звщиту жизненных прав грузинского народа. Он одним из первых выступил против пропаганды антинациональных идей грузинскими социал-демократами, которые "вместо того, чтобы указать нации правильный путь к жизни, научить их быть хозяевами собственной жизни, заставили грузин отказаться от своей личности, ох себя, привнесли в народ искаженный космополитизм, под видом единения, загубили в нем национальные чувства, заглушили анергию, перекрыли путь к самосознанию. В лагере социал-демократов видим космополитизм, но изуродованный, безродный, лронизвшшй фанатизмом отнааавшихся от себя, от своей нации, якобы покровительствующих другим нвциям и любящих их. Горе такой любви ... тот, кто не любит мать родную, как он может полюбить другого". По справедливому суждению Ваха-Дшавела, альтруизм - альтруистическое учение не принесут пользы ни одной нации, нет смысла в sou, чтобы одни умирали добровольно только потому, чтобы "на-нормить других, дескать жалко голодных, пусть и они наедятся.

я поступаем именно таким образом, а это погубно для нас ... Все то результат невежества, так нак сознание - меч в борьбе с этой :изнью, а чувства - щит для защиты".

В третьем параграфе первой главы - "Общий обзор энологичес-ого положения в Грузии и вытекающие из него педагогические за-ачи" - показано, что из-за неразумного отношения человека к при-оде резко сократился растительный покров, вымерла или на грани ымирэния большая часть животных, нарушены нлиматические зоны, результата чего природа создает человеку множество трудностей, езкое увеличение числа технических предприятий вызвало нарушено теплового баланса, в результате чего отступают Кавказские едники, что сопровождается другими побочными явлениями. Отме-енноа подтверждается и стихийными бедствиями, происшедшими в рузии за последнее время. Землетрясения, оползни, обвели, на-однения, повлекшие разрушение зданий, гибель людей и скота, аичтожение садов и виноградников, посевных земель и пашен и р. в Сванетии, Имерати, Аджарии, Нагрели«, Абхазии.

В диссертационной работа сделана попытка объяснить явления, эторые довели природу до такого состояния.

Вырубка лесов, строительство водохрв.чилищ и электростанций, вдустриализация страны вызвали большой ;.асход водных ресурсов, результате чего сократились, а в ряде уест и вовсе исчезли ;етр, сом, белуга, севрюга. Траншея электростанций преграждают гть рыбе, они на могут подняться к нерестилищам. В результате ¡бнут природные ресурсы, нарушается природное равновесие. Сок-щение рыбных запасов, вымирание рыбы обусловлено появлением ) многих водоемах болотных растений в большом количестве. Вы-гбка лесов вызвала высыхание, а в ряде .чеот и полное исчезнове-1в источников, что сопровождается опустьниам сел. В этом параг-

рафе диссертации дан обширный материал, подтверждающий,'что осу ионие болот Колхидской низменности отрицательно отразилось на окружающую среду. Изменился уровень подземных грунтовых вод, а сооружение некоторых искусственных водоемов полностью изменило климат местности, вызвало заболоченность больших площадей, создало серьезную угрозу для древнейших памятников культуры.

Сооружение на реках гидроэлектростанций без предварительного, комплексного анализа, без учета масштабности механических и биологических процессов и специфики рек соэдэло большие проблем В диссертации на анализе фактически созданного положения приведены примеры губительного влияния сооружаемых плотин на Ищури-гэс, Рионгзс и других гидроэлектростанциях. Плотины преградили путь горным породам, морэ лишилось инертных материалов, берегового щебня, нарушилось равновесие между морем и его береговой зоной и оно постепенно смывает и разрушает ее, наступая на суша В настоящее время с побережья не только нельзя выводить песок, а наоборот - оно нуждаемся в проведении берегоукрепительных работ. В реках также сократилось поступление галечного материала, в результате чего реки ежегодно разрушают береговую зону, размь вая плодородные земли.

В диссертации проанализированы пагубные результаты неправильного применения в сельском хозяйстве адохимикатов, минерал: них удобрений. Отравленная ядохимикатами и удобрениями вода вл] вается в раки, иоточники, отравляет и убивает водную фауну, ры< все живое; в результате опрыскивания чайных плантаций гибнут птицы, зайцы и другие мелкие животные, столь необходимые для сохранения природного равновесия и существования человеке. В э: же параграфе диссертации широко обсуждается вопрос безжалостно! вырубки лесных массивов, молодых насаждений, что приводит к на>

шению структуры почвы. Взамен-многих лесных массивов сейчас ашо встретить лишь покрытые чертополохом и полностью не при-дные земли (Гомборсная долина, ¿вавахвтия, Триалетп, Аджарско-меретинсний хребет). Во многих мостах Кавказских гор субаль-стская лесная зона уничтожена полностью, вследствие чего пахоте земли и пастбища примыкают непосредственно к пихтовой, соевой, буковой рощам. Из-за неухоженности деградировали горные га. Большой вред наносится природе устройством отнрытых кэрьа-в, которые губят значительные земельные площади. В результате элиза фактического материала показано, что в старые времена эвила ухода и охраны природы в Грузии соблюдались намного луч, Показано, какое внимание уделял грузинский землепашец уходу землей, применяя проверенные нз практике средства (сохранение зозащитных полос, террасирование, облесение террас, предоставит земле отдых, посевных культур, классификация земель и вы-¡дованио на них культур согласно этой классификации, сохранение зства меры при охоте нз птиц и животных и т.д.).

Подытоживая представленный в указанно!.* параграфе материал, ело сделать еывод, что вопрос охраны природы требует внимания [аучного обоснования. Большая роль в этом должна быть отведе-выязлашш опыта народа, взаимодействия •: природой и знедранию I в школьную практику.

Вторая глава диссертационной работы - 'Педагогические основы умного взаимоотношения человека с приролой в творчестве Важа-:авела" - состоит из трех пераграфов: "Вопросы взаимоотношения овака с природой в творчестве Ваяа-Пшавйла", "Вопроси воспи-ия любви к природе в публицистических статьях и худокествен-

произведениях Важа-Пиавела", "Вопросы ;;юбви к природе и вственного воспитания в художественных произведениях Важа-

-16 -

-Яшавела природоведческого характера".

В первой параграфе указанной главы - "Вопросы взаимоотношения человека с природой в творчестве Важа-Пшавела" - показано, что для Вака-Ишавала человек - детища природа, ев неотъемлемая часть и они - человек и природа - находятся в тесной взаимосвяз! друг с другом. В природе всему - одушевленному и неодушевленному, живому и неживому - по внутренним занонвм отведено свое место. В природе человеку также отведено определенное и важное место, и они взаимосвязаны диалектической закономерностью. По мнению Важа-Лиавела, природа и не зла, и не добра. Б природе в виде возможности заложены и зло и добро. В зависимости от того, не какой основе построит человек свои отношения с ней - он может ждать от природы добра или зла. Взаимоотношения человека с природой требуют глубокого знания природы и осознания ее внутренние закономерностей. Это тем более необходимо, так как человек наделен сознанием, он не ыожэт слепо подчиняться чему-либо, стремиться сохранять чувство собственного достоинства. В своих публицистических статьях Ваиа-Пшавела неоднократно указывает, что грирода лишь в том случае может принести человеку пользу и сделать ему добро, если он постиг логину внутренних законов природы, если он глубоко вник в причинно-следственные связи природы. По мнению Важа-Ншавела, основой взаимоотношения человека с природой должна стать заложенная в природе огромная внутренняя гармония, которая не должна нарушаться грубым вмешательством со стороны человека. Насколько глубоко человек сможет вникнуть в особенности внутренней закономерности природы, настолько он приблизиться к ней и установит разумные отношения, возвеличив свой дух и укрепив разум.

В диссертации сделан вывод, что ключ к тайне "Бмоееда" еле-

дует искать именно на основе такого отношения н природа. Взаимоотношения между Ыиндка и природой, переданные в гтом произведении, ничто иное, как подача факта существования тайной связи между природой и обществом, природой и личностью, взаимоотношений между человеком и природой, приближения к природе в художественной форме. Как известно, змея- символ мудрости. Съедонноа Миндией змеиное мясо, сделавшее его мудрее, следует понимать как познание тайн природа, постижение знаний. Постигнув тайные законы природы, Уиндиа построил свои отношения с природой с учетом этих знаний, мудрости, что принесло аму много добра. Но стоило ему нарушить установленные с природой разумные отношения, основанные на знании и опыте, как природа отомстила ему. Миндия был побежден.

В этом параграфе диссертации в виде вывода подчеркивается, что на примере побежденного и приговоренного Ниндиа Вана-Ппавела предупреждает: если чзловачество и зпредь будет грубо вмесивать-ся в природу, нарушая ее внутреннюю гармонию, то приведет себя к гибели. Необходимо сохранять внутреннюю гармонию природы, а это во многом зависит от эзладевания природоведческими знаниями и практического применения их в жизни.

Во втором параграфе второй главы диссертационной работы "Вопросы воспитания любь.-; к природе в публицистических статьях и художественных произвиданиях Важа-Пшавела" подчеркивается, что, говоря о воспитании высокого чувства любви к природе, Важа-Пшавела исходит из того, что любовь человека к природа не является врожденной. По его мнению, способности могут передаваться по наследству, но только благодаря "воспитанию проявляется свойство, направление талвнга, а глубина мысли и чувства зависят от силы твланта, его развития". Любовь к природа и сознание долга

охранять ве возникают в человеческом окружении. По мнению Вана--Ишавела, ребенок с.рождения испытывает потребность общения'с природой, окружающей средой, которая проявляется в самом раннем возрасте. Чтобы придать этой связи осмысленный характер, "сразу же, после того,- как ребенок увидит свет, ему кроме воздуха, крыши над головой нужен воспитатель", который должен дать правильное направление проявляемого ребенком интереса к тому или иному явлению. Воспитаник начинает положительно относиться к окружающим его животным, птицам, растениям, а если он начинает действовать во вред им, то это полностью зависит от того, какой пример подают ему онружающие его люди.

Как считает Вежа-Ншавелв, для познания мира человеку даны пять чувств: зрение (глаза), слух (уши), обоняние (нос), осязание (все толо) и вкус (язык). Эти пять чувств помогают новорожденному, несмотря но всю ого беспомощность, ознакомиться с этим миром и накопить опыт, развивать свои способности и возможности. Благодаря этим пяти чувствам он познает, что такое тепло, голод, жажда, свет, тьма, шум, тишина, но чувствовать и осознавать не одно и то же. Необходимо достаточно длительное время для того, чтобы он осознал., понял то, что чувствует, и в этом ему помогает то, "что он увидит глазами или услышит ушами, все впитывает жадно, с огромным иьтереоом, он все хочет понята, все постичь ... Взрослый не имеет такого наблюдательного дара, как дитя ...

• Иманно этот факт, потребность понять многое помогают ему сделать скачок на пути развития, проявить заложенные в нем в виде возможностей различные способности, собрвть воедино и отложить в кладовую памяти данные об окружающих его предметах и явлениях. То, чему в детстве учат ребенка старшие, семья, ¿кола, учителя, то, как ведут себя окружающие, все это проявляется в поведении ребен-

ка и может пройти через всю его низнь, проявиться и в старшей возрасте ... К челу с детства привыкает ребенок, от того отучить его трудно, хотя он может прекрасно сознавать, что является носителем дурных черт", lio его мнению, полученные в детстве навыки почти невозможно искоренить, знания тут не помогут, в жизни человек руководствуется больше привычками, чем подсказками здравого смысла. Оглядываясь на нашу жизнь, нетрудно увидеть, что те или иные характерные для нас особенности берут свое начало в детстве. Обнаружив в себе какие-нибудь плохие черты, нетрудно сделать вывод, чю "воспитание виновато в них". Человек не рождается злым или добрым, если он злой, "в озлоблении виноваты воспитатель, родители, мы сами".

Поэтому, желая налим детям добра, ожидая радостей от их доброты, нужно внушать пи добро, самим быть для них хорошим примером, знакомить с законами внутреннего гармоничного равновесия в природе. Как считает Важэ-Ишавела, любовь к природе также относится к объекту воспитания, и воспитание этого чувства в детях должно осуществляться последовательно и планомерно. "Только родители и общество, и плохие школы приучают отрока к такому мышлению, которое огрубляет его разум, внушает вредные для жизни мысли, приучает ум к терпению, губит любовь, свободу. Воспитанный таким образом человек становится кровным врагом природы. Вместо того, чтобы развивать такой ценный дар, как чувство свободы, умно направлять его, общество делает все, чтобы подавить, уничтожить его, не сознавая, каким кровным врагом становится самим себе ..." В данном параграфе второй главы диссертации широко представлены эти соображения Важа-Пшавела, предлагаемые им методы и средства, внедрение которых в жизнь и учебную практику позволит донести до ребенка осознание необходимости любить и бе-

-горечь природу.

В третьем параграфе второй главы диссертации "Вопросы любви к природе и нравственного воспитания в худоаественных щюиаведе-ниях Вэжа-Пшавелв природоведческого характера" представлена позиция Важа-Пшавала в отношении взаимообусловленности вопросов любви к природе и нравственного воспитания. В деле формирования как любви к природе, так и нравственных воззрений огромная роль отводится воспитанию. По мнению Ваяа-Пшавелз, после родного языка в деле развития познавательных возможностей и нравственного становления ребенка огромную роль играет природа. Путь становления человека личностью, истинно человечным человеком в том, что . он - человек, должен осознать необходимость гармоничности природа и ощутить себя ее органичной частью. По справедливому замечанию Важа-Пшавела, всякое создание илг явление природы и деятельность человека далеко не всегда взаимосогласованы, более того, между ними имеются определенные противоречия и идет борьба, и именно в этой борьбе, во взаимоотношениях с природой проявляются нравственные устои человека. Природа, окружающая среда предлагают немало соблазнов человеку. Нравственность человека, его чоловечность в том и заключается, чтобы он осознанно и прилагая собственные усилия преодолел все, что "от лукавого", чхэ является носителем зла и достиг высот человеческого духа, осуществлял деятельность, приносящую пользу и ему, и обществу. Человек рожден для добра и сам является творением добра и поэтому, прозде всего, должен осознать, что оз сам дитя природы, как ручей и горная травинка, олененок и старый бук, скалы и горы. "В природа нет большого и малого, в природа в определенном количестве необходимы все существа ... И каждое из них имеет равные права на жизнь". По мнению Важа-Пшавела, бороться за лучшее будущее отечества монет

экой человек, которой глубоко осознал первейшее назначение че-эввка в этом мире и, исходя из этого, он во всех произведениях лается увязать решение вопроса воспитания любвк к природе с эспитанием самоотверженного для своей страны, сильного разумом нравственно чистого человека. В этой глава диссертации рассмат-аваются произведенил, прививающие детям любовь к природе, од-эвроыенно оставляя глубокий след в душе ребенка, воспитывающие нем высокое чувство гуманного отношения к животным и растениям, си произведения не только позволяют детям заглянуть в глубину айн природы, но и нравственно возвышают их, настраивая юные }рдца на служение общечеловеческим идеалам. В этой главе диссер-зции в вида заключения говорится, что отношения человека с примой должны строиться на любви, а стремление охрэнять и беречь I должно относиться к категории высоконравственных моральных лребностей, ибо "труд и любовь к природа делают жизнь привле-нальной и прекрасней".

Третья глава диссертации "Вопросы воспитания любви к природе педагогических взглядах Важа-Пшавала и их значение для совра-1ННОЙ школы" содержат три параграфа: "Сущность воспитания любви природа и экологического воспитания в средней общеобразователен школа и актуальные задачи его совершенствования", "Изучение ¡алогических вопросоз и состояние воспитания любви к природе в щременной школа", "¿ажз-Пшавела и вопросы воспитания любви к ироде в современной школе".

Первый параграф в основном посвящен исследованию того, нве-льно широко предусмотрено учебным планом и программой освеще-;е текущих и перспективных вопросов охраны природы.

диссертантом сделана попытка рассмотреть действующие в школа абники, учебный плен и программу, организацию обучения прог-

раммному материалу, содержание работы на основании неученая деятельности нескольких сельских школ, что дало возможность прийти к следующему заключению: в современных окольных учебниках экологический материал составлен таким образом, что они не обеспечивают достижения основной дели - выработку у учащихся чувства бережного отношения к природе, выявление причинно-следственных связей между явлениями природы, доведение до учащихся общих поня тий о внутренних законах и закономерностях природы. £ виде эаклх чения высказаны соображения, способствующий решению важных общеобразовательных и воспитательных гадач - подготовка молодого поколения, которое сумеет оптимизировать природную среду, обеспечить процесс саморегулирования в измененной и изменяемой человеком природной среде.

Во втором параграфа диссертации проанализирован опыт работы нескольких тбилисских и районных школ по воспитанию любви к природе у учащихся путем изучения экологических вопросов при непосредственном наблюдении над педагогическим процессом, с помощь» вопросников и личных бесед. Установлено, ч?о за послоднае время в школе ведется большая работа по внедрения новых активных методов экологичен ого обучения. Наряду с такими формами учебно-воспитательной рос-оты, как урок, лабораторные занятия, экскурсии, кружок юных натуралистов, работа на учебно-опытной участке и в уголке живой природе, самостоятельная работа учащихся и до., в учобкый процесс внедряются т.н. "деловые игры", которые раньше проводились лшгь в вузах. Создавая в процессе деловой игры реальную ситуацию, учащиеся самостоятельно рзшают хозяйственные задачи. Это во многом содействует заинтересованности учащихся в изучении явлений природы. Велико значение чгр также для формирования способностей экологического мышления и выработки навыков

- 23 -

внедрения в практику теоретических знаний.

Однако следует отметить, что эти методы обучения применяются в практике работы лиеь отдельных учителей. У большинства школ нет соответствующих условий для установления непосредственного контакта учащихся с окружающим миром и таким образом повысить у них интерес к живой и неживой природе, флора и фгуне. В большинстве наших городов ш:ощвди под садами, скверами, лесопарками слишком малы для того, чтобы оборудовать живые уголки, учебно-опытные участки, небольшие теплицы и вести соответствующие наблюдения и экспериментальную работу, в результате чего почерпнутые из нниг и бесед с учителями представления о природе носят поверхностный характер. Учащиеся тбилисских школ лишены деже тв-кой возможности, как посещение зоологического парка, хотя бы для минимального удовлетворения интереса к природе, в частности, н миру животных. Именно по этой причине большинство учащихся не может найти практического применения теоретических знаний, приобретенных в рэмках учебной программы.

Достижению высокого уровня обучения препятствует также и то, что болыгая часть преподавателей отличается низкой профессиональной подготовкой, причиной чего является также и недостаточность методических рекомендаций, ноторые могли бы стать подмогой в правильном ведении учебного процесса. Поэтому пэдагогам приходится замостоятельно решать учебные вопросы, однако не все учителя способны проявлять такие возможности и применять их на практике.

В этом параграфе диссертации на основе анализа обучения природоведению в школе в виде заключения говорится, что для совер-пенотвования экологического обучения в шноле и воспитания учащих-зя в духе любви к природе необходимо: улучшить дело профессиона-гьной подготовки учителей и принять срочные меры к повышению

квалификации педагогов; издать учебники и вспомогатольнув популярную литературу, о.богащешше методически обоснованными месткы ми материалами по биологическим дисциплинам, составлвнныв о уче том богатого опыта грузинских педагогов-матодистов как для учителей, так и для широкой общественности.

В третьем параграфе третьей главы диссертации на основе ака лиза учебных планов, программ, учебников, говорится, что подаго' гические взгляды Важа-Пшавела и его художественные произведения обладающие силой огромного воспитательного воздействия на детей уже при жизни писателя пользовались большой популярностью в гру> зинской национальной школа. Великий грузинский педагог Якоб Го-гебашвили, хорошо сознававший педагогическую ценность произведений Вана-Пшавела, нравственное и прооветительское значение их воздействия на учащихся, уделил им большое >,'зсто и учебниках "Дэда эна" и "Бунебис кари". Как отмечает акад. К.Кецховоли, Я. Гогебашвили сделал их еще более интересными, придал им силу огромного воздействия на воспитанников. Значение созданных Вааа--Пшавела художествешшх произвэденай природоведческого характера состоит в то!*, что они облагораживают дугу и сердце ребенка, он с легкостью ьводит ребенка в мир природа, открывая ее тайны, чтобы ребенок мог любить ее, пробуждает в его сердце чувство добродетели, доброты, обогащая его внутренней мир. Имение поэтому, несмотря на определенные неоправданные попытки (1951-1954 г.г.), для нашей учащайся молодежи Важа-Пшзгела был и остается создателем творений, имеющих огромное значение воздействия на душу и разум. Произведения Важа-Пшавела, ногорые внес в учебник! еще Якоб Гогебаивили, и сегодня изучаются в грузинских школах, неся в себе силу педагогического воздействия на воспитвннинов. В этих произведениях природа изображена таким обрезом, что про-

1уждает в учащихся немало мыслей и вопросов. Рассказы Важа-Пша-вела.природоведческого характера настолько живо и эмоционально преподносят молодым читателям сведения об окружающей среде (растения и животные, места их обитания, происхождение ветра и дожде, снега, молнии, грома), что возникший у ребенка интерес к природе легко может перерасти в любовь к ней, в заланиа беречь за. Внесенный в современные учебники составленный Важа-Пшавала материал для чтения знакомит детей с птицами и животными, с местами их обитания, со знакомыми ему явлениями природы, пробуждая в них бескорыстную любовь я окружающему миру. Этому такжа весьма опособствует и то, что рассказы о природа глубоко эмоциональны, природа в них предстает живой и гозорящей человеческим йзыком. 11 заботы у дтиц, зверей, деревьев, цветов вполне человеческие, и говорят они на человеческом языка, делятся друг с другом, обучают своих детей, наказывают, учат быть осторожными, соблюдать меру во всем. Все это не может не иметь большого эффекта и педагогического воздействия на детей.

Практическое подтверждение воспитательного воздействия на детей произведений Вааа-Пшавела дает основание отметить, что хотя сегодняшняя школа ставит совершенно иные требования с точки зрения учебной деятельности, возникло немало новых проблем, появились новые трудности, вызванные развитием науки и техники, однако и современная школа не может пройти мимо всего того, что вполне заслуженно уноренилось за долгие годы в школьной жизни, как практически оправданное.

ВЫВОДЫ

I. Важа-Пшавела,как педагог и творец, является совершенно оригинальным, самобытным мыслителем, гений которого не замыкается в национальных рамках и становится участником общечелове-

ческих событий. Важа-Пшавела и созданные ку. герои не могут мириться даже с минимальным ущемлением прав человека и борются за установление дружбы, взаимопонимания между народами, всеобщего мира на земле и воцарение любви среди людей, за национальную и политическую свободу наций и народностей, помогая тем самым не только общечеловеческим событиям, но и обгонять свою эпоху.

2. Вся деятельность Важа-Пшавела, все его сочинения, публицистические статьи или художественные произведения служат одной цели - борьбе за экономические, политические и национальные права Грузии, за лучшее будущее отечество. Несмотря на то, что зто было небезопасно, он писал, что "свободным должно быть не одно сословие, 8 весь народ, страна тогда будет счастлива, будут тогда уничтожены сословные преимущества, все сословия будут свободными ... Не ищите свободы гам, г;,е в основе жизни по-прежнему лежат сословные различия, где не все, независимо от оословия и родовитости, имеют возможность честным трудом добыть хлеб насущный, где труд ив ценится по достоинству, где не в равной мере распределены знания, имущество".

3. По мнению Вака-Пшввела, развитие страны зависит от просвещения, распространения знаний в народе, просвещенность также является средством экономического процветания народов, их нравственного совершенствования и установления нормальных человеческих взаимоотношений между представителями разных сословий. "Только имущественная обеспеченность не может быть гарантией сохранения нацией свободы, если ей не сопутствуют зрелосьб ума, знания и просвещенность нации". Поэтому, нэ его взгляд, не надо ничего жалеть для организации школ, "ибо в них заложены счастье и беды будущего каждого народа".

Важа-Пшавела считал, что в воспитании человека,как сына

iBoero отечества, самоотверженного борца за национальные интересы страны огромную рогл., наряду с другими факторами, должно было играть понолениа, глубоко любящее отечество, его природу, осоз-:авиее большую роль охраны его флоры и фауны в развитии страны в дела еа экономического процветания. Исходя из этого, воспи-ание молодого поколения в духе любви в природе и готовности бе-ачь и охранять ее, Взка-Пшавела считал одной из основных задач колы и семьи.

5. Молодое поколение должно понять, что природа может нести обро для чоловена, но оно, это добро, доступно лишь для тех, кто

силах понять и вникнуть во внутреннюю логику природы. Природа аеет свои закономерности, в случае нарушения которых человек эказываатся самой природой, и чтобы избежать это наказание, не-5ходимо постичь тэйни природы и установить с природой отношения i равных и на разумных началах. Человек - дитшце природы, ее зсть и, оторванный от ео лона или восставший против нее - он 1бнот. Человек рожден самой природой, и источником счастья для )ЛОвека язляется имеьно глубокое осознание себя частью этого worD. В природа нет большого и малого, каждый имеет равные пра-I. Человек и природа должны представляться как единое целоэ.

6. В основе воспитания любви к природе должно лежать осмкс-1НИ8 учащимися того, что отдельные компоненты биосферы в онру-1ющем мире сосуществуют гармонично. Эта гармоничность связана с конами природы. "Есть неизменяемый закон природы, есть в нем обая гармония. У природы есть свой, установленный для жизни дей, закон, который зависит от разных условий, причин. Гармо-я - это всеобщая закономерность, которая в виде "неизменного кона природы" проявляется в каждом сущем.

7. Навыни разумного отношения к природе, любви и заботы о

ней не являются врожденной человеческой способностью, они, на» все другие навыки, док хорошие, так и плохие, получают подпитку от членов семьи, от иатери и отца. Именно поэтому, в первую оче редь, на мать и семью в широком значении ложится в атом плане особая ответственность. Как того требует Важа-Пшавела, ребенку с колыбели должно внушаться, что все окружающее его и то, чем о пользуется - даны природой и трудом человека. Все это нужно беречь как зеницу ока. Ребенку с детства необходимо внушить, что все, что мы имеем - одежду, еду, все, за с^'эт чего мы существуем, что видим, хлеб, воду, солнце, велений покров эемли - все это - дары природы, которые нужно беречь.

8. Педагогический аспект воспитания любви к природе подразу мевает осмысление значения роли природы в развитии личности, ее духовном обогащении и нравственно-эстетическом воспитании. Учитель должен помнить общепризнанное положение о том, что человек "принадлежит" природе, но в то же время, не теряя своей человеческой сути, "гуманизирует" свое отношение к ней, проявляющееся в соблюдении норм социального и морально-правого отношения личности к обществу и природе. Все это.подразумевает бережное отнс шэние человека к природе и'осознанную им окэнку своего поведен; в окружающем мире, понимание природы,как национального общественного богатства, прогнозирование последствий своего поведения Отношение к природе является мерилом степени экологической прос вещонности человека, его культуры, гражданственности и соверпш ства.

9. В процессе обучения, наряду с познанием тайн природы, д[ учащихся нужно довести, что отношения с природой следуот налах! вать не только : точки зрения извлечения пользы для человека, I глэвное эти отношения должны учитывать сохранение внутренней

армонии и равновесия в природе, эти отношения, должны быть воз-едены до человеческого уровня, а возвыситься до человеческого ровня - значит делать добро, служить страна и народу. Именно акое поведение и соответствует занонам природы. Исходя из это-о, человек, осознавший свое человеческое назначение, не имеет рава нарушать существующее в природе равновесие, иначе это бу-ег проявление зла на только в отношении природы,, но и нэносет грошшй ущерб человечеству.

10. Ваяэ-Пизвела полностью осознал опасность потребитзльсно-о отношения человек- к природе и научно обосновал необходимость эзумного отношения д ней. Огромную роль в деле воспитания моло-заа з духе любзи к ~р ироде, ее охрэ!Ш и защиты природы он отвоет художественным яроаззедоняям природоведческого характера и ш эмоциональной подаче этих произведений учащимся.

.Художественные произведения Ваяа-Пшавелэ, которые и сегодня )учаются в пкола ("<.'лэлна", "Повцы природы'-1, "Рассказ косули", ¡вадьба соек" и другие), оказываит огромное эмоциональное зоз-1йстзи0 на детой. Б„згодаря этим рассназам даже самая мэлоин-фесная тема станов.стзя для детей интересной. Давая определен-1Й минимум знаний п:. природоведении, они предоставляют детям 13мояность полюбить природу, проявить интерес к айвой и неживой троде и самостоятельно сделать необходимые выводы.

Изучение и примечание в школьной практике педагогических глядов Бааэ-Пшавела по сэй день на потеряли своего значения и гут сослужить хорошую службу в доле воспитания школьной изложи в духе любви к ;:рирода и обретения учащимися навыков охраны защиты природы.

Основные положения диссертации отражены в следующих работах ссертанта:

- 30 -

1. Вопросы воспитания любви к природе и нравственного воспитания у Ваие-Пшэвела. Тезисы научной конференции профессоров и преподавателей. Сухумский филиал ТГУ, Сухуми, 1991 г.

2. Вопросы взаимоотношений человена и природы у Вана-Пщавела Тб., 1992 г., изд. ТГУ.

3. Общая характеристика мировоззрения Важа-Пшавела и место воспитания любви к природе в нем. Тб., 1992 г., изд. ТГУ.