автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Нравственно-гражданское воспитание при изучении грузинской литературы в старшем школьном возрасте (по произведениям критического реализма)
- Автор научной работы
- Шервашидзе, Тинатин Зауровна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Тбилиси
- Год защиты
- 1992
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Нравственно-гражданское воспитание при изучении грузинской литературы в старшем школьном возрасте (по произведениям критического реализма)"
ТБИЛИССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени ИВАНЕ ДХАВАХШВШШ
На правах рукописи
ШЕРВА1ВДЗЕ ТИНАТИН ЗАУРОВНА
НРАВСТВЕННО-ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГРУЗИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАНШ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ КРИТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА)
13.00.01 - "Теория и история педагогики"
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации яа соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Тбилиси - 1992
Работа выполнена на кафедре педагогики Тбилисского государственного университета вмени И.Джавахшвшш.
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ - доктор педагогических наук,
профессор Т.С.САРШВИНИ
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ: доктор педагогических наук,
профессор Д.К.БУСУРАШВИШ
кандидат педагогических наук, доцент 0.Г.АЛАВЦЦЗЕ
ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - Национальный институт педагогических наук им.Я.Гогебашвили
Защита состоится " 1992 года в "_"часов
на заседании специализированного совета К 057.03.25 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 - "Теория и история педагогики" в Тбилисском государственном университете имени И.Джавахишвили ( 380028, Тбилиси, пр. И.Чавчавадзе, ж I, ТГУ, кафедра педагогики).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ТГУ им.
И.Дхавахшвяли. ^
Автореферат разослан IАЛО^ОЬ 1992 г.
УЧЕНЫЙ СЕКРЕТАРЬ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО СОВЕТА, кандидат педагогических наук, А
доцент Т. И. КАРАНАДЗЕ
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДА
Проблема нравственного воспитания относятся к числу тех, которые сохраняют свою актуальность и значимость на протяжении всей истории человечества. Это определено тем, что приходят новые поколения, от нравственной полноценности которых во многом зависят мировоззренческое становление человека, ориентация ценностей, формирование идейной веры и гражданской позиция. Вместе с тем проблемы нравственного воспитания подрастающего поколения становятся более актуальными в период больших изменений в общественной жизни, усиления национально-освободительного движения, революционных переворотов. Именно такая обстановка сложилась сейчас в Грузии: произошел разлом старого, тоталитарного режима, началось строительство новых общественных отношений, республика встала на путь обретения реальной независимости и суверенитета.
Основным недостатком прежнего режима было то, что он не только начал, но и завершил нравственную деградацию личности -отторжение человека от религии. Забвение христианских нравственных заповедей привело к проявлению в обществе таких аморальных явлений, как вражда, человеконенавистничество, жестокость, агрессивность, зависть, спесивость.
По проблеме нравственного воспитания учащихся написано много научных трудов по педагогике, этике, социальной психологии. Таковы труды классиков педагогики Жан-Жака Руссо, Я.А.Коменс-яогс, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского, И.Чавчавадзе, я.Гогебашви-ли. Из современных грузинских ученых - Д.Узнадзе, Г.Сакварелидзе, Т.Саришвили, Д.Лордкипанидзе, Г.Тавзишвили, В.Гагуа, А.Бочориш-вшш, Ш.Чхартишвшш, Ш.Амонашвили, Т.Гогичаишвили, Н.Рогава; русских ученых: Н.Болдырева, Э.Моносзона, И.Харламова и др.
Несмотря на то, что работы советских ученых-педагогов содержат множество важных и интересных идей, они были созданы под прессом коммунистической идеологии. Это вполне естественно, но столь же естественна и необходимость осветить по-новому проблемы нравственного воспитания.
В преодолении нравственно-кризисных явлений в общественной жизни грузинского народа может помочь нравственно-гражданское воспитание подрастающего поколения средствами грузинской художественной литературы. Ибо выдающиеся грузинские писатели, творившие в русле критического реализма, всегда отражали в творениях свою высокую гражданственность, гуманность, непримиримость ко всему, что метает жить человеку.
К сожалению, нравственно-гражданский потенциал этих произведений ещё весьма недостаточно используется в процессе изучения в школе грузинской литературы. Не разработана данная проблема и в педагогической науке.
Все вышеуказанное определило выбор проблемы и темы исследования.
Объект исследования: литературно-творческое наследие грузинских писателей, творивших в русле критического реализма; выявление в нем воспитательного потенциала.
Предмет исследования: процесс нравственно-гражданского воспитания учащихся старшего школьного возраста средствами грузинской художественной литературы критического реализма.
Цель исследования: повышение эффективности нравственно-гражданского воспитания учащихся старшего шнольного возраста средствами грузинской художественной литературы.
Задачи исследования:
I. Путем изучения и анализа художественных творений гру-
зянскях писателей выявить их нравственно-гражданский потенциал с целью его использования в процессе преподавания грузинской литераторы.
2. Определить условия, при которых наиболее эффективно протекает процесс нравственно-гражданского воспитания учащихся.
3. Разработать пути, содержание, формы и методы нравственно-гражданского воспитания старшеклассников средствами художественной литературы.
Цель и задачи определили гипотезу исследования: произведения критического реализма грузинских писателей XIX века содержат большой потенциал для нравственно-гражданского воспитания. Эффективность его использования на уроках грузинской литературы в старших классах обеспечивается, если:
1) анализ художественных произведений очищен от социологи-заторства и идеологических наслоений; способствует выявлению нравственно-гражданской концепции писателя; ведется в единстве идейно-тематического содержания и художественной формы;
2) изучение художественных произведений воздействует не только на когнитивную, но и эмоциональную сферу личности школьника;
3) осуществляется связь нравственно-гражданских идей, заложенных в произведении,с современностью.
Методологическую основ? диссертации составляют взгляды на вопросы обучения и воспитания видных представителей грузинской, русской и зарубежной педагогической науки (Я.А..Коменский, И.Г.Песталоцци, Д.Лог<к, К.Д.Упшяскяй, И.Чавчавадзе и др.), а также современных философов, психологов, социологов.
В ходе исследования диссертантом использовались методы на-
учно-педагогического исследования двух уровней - теоретического и эмпирического.
К числу первых относятся:
- изучение и анализ печатных и рукописных научных трудов по педагогике, методике преподавания литературы, психологии, социологии, литературоведению;
- изучение, анализ и обобщение передового и массового педагогического опыта работы школы . по нравственному воспитанию школьников.
Среди методов эмпирического уровня соискатель использовал наблюдения, беседы, анкетирование, интервьюирование учащихся, учителей, родителей.
Одним из вспомогательных методов исследования явилась ._
опытная работа диссертанта в качестве учителя общеобразовательной школы.
Научная новизна диссертационного труда состоит в том, что в нём впервые в педагогической науке:
- проблема нравственно-гражданского воспитания исследуется на цримере изучения грузинской литературы в старших классах общеобразовательной школы;
- представлено монографическое исследование, свободное от стереотипов и догм, с которыми приходилось считаться исследователю в период коммунистического режима;
- реальная картина проблемы нравственного воспитания в советской педагогике дается с современной точки зрения; по-новому освещены взгляды грузинских писателей 60-х годов XIX века на проблемы щэавственности;
- сделана попытка свести в единую систему нравственную концепцию выдающегося грузинского писателя и педагога Ильи
Чавчавадзе, с позиция этой концепция определить нравственно-гражданский потенциал его художественных произведений и использовать при изучении грузинской литературы в старших классах;
- изучение старшеклассниками литературного наследия грузинских писателей основывается на данных философской антропологии: показаны связь человеческой свободы и ответственности, подлинных ценностей и мировоззренческой позиции с нравственностью; действия каждого литературного персонажа оценены с учетом мотива его поведения. Соответственно большое внимание в работе уделено проблеме мотивации поведения.
Теоретическая значимость. За пределами исследования осталась проблема использования произведений грузинской художественной литературы в нравственно-гражданском воспитании учащихся младшего и среднего школьного возраста. Некоторые положения диссертации как научные открытия могут использоваться специалистами в области педагогики, а также при составлении школьных учебников для новой грузинской национальной школы.
Практическая значимость. Ряд теоретических выводов, сделанных в исследовании, доведен до уровня конкретных рекомендаций; они апробированы и внедрены в практику работы на уровне общеобразовательных школ; в труде раскрывается и обобщается конкретный опыт нравственно-гражданского воспитания на уроках грузинской литературы в старших классах.
Результаты исследования могут быть использованы не только в общеобразовательных школах, но и в различных типах учебных заведений с внесением некоторых коррективов в зависимости от того или иного вида образования: в средних специальных учебных заведениях, педагогичеоких вузах при чтении лекционных курсов,
в спецкурсах, спецсеминарах по педагогике, литературоведению, в институтах, на факультетах и курсах повышения квалификации и переподготовки преподавателей средней и высшей школы.
Достоверность исследования обеспечивается опорой на научную методологию, выбором методов исследования, адекватлнх его целям и задачам, * частности,проверкой личным опытом работы автора я апробированной в ряде школ Тбилиси.
Апробация диссертации. Некоторые основные положения были зачитаны в виде докладов на республиканских и университетских конференциях, а также опубликованы в виде отдельных статей в научных и научно-методических журналах.
Структура диосертации. Диссертация состоит из вступления, трех глав, заключения и списка использованной литературы общим объемом в 185 стр.
П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обоснована актуальность проблемы и темы; определены цель, задачи; выдвинута гипотеза; отобраны методы научно -педагогического исследования; раокрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость здода, его достоверность; выдвинуты выносимые на защиту основные положения.
Первая глава - "Специфика нравотвенно-гражданского воспитания" - состоит из двух параграфов: "Место нравственно-гражданского воспитания в единой системе воспитания" и "Особенности нравственно-гражданского воспитания в школьном учебном процессе".
В первом параграфе-"Место нравственно-гражданского воспитания в единой системе воспитания" с опорой на данные педагогической и психологической науки доназывается,как на разных ступенях развития общества на первый план выдвигался то один, то
другой вид воспитания, лая изменялись его цели и задачи. Единственным исключением являлось нравственное воопитание, к которому не угасал интерес на воем протяжении истории человечества. С точки зрения Библии, интерес к нравственным проблемам возник ещё тогда, когда Адам и Ева совершили первородный грех и вкусили запретный плод. И с тех пор, как существуют Добро и Зло, или добрые и злые люди, начинается забота о нравственном воспитании, т.е. о том, чтобы люди не делали зла, а творили добро.
Внимание к нравственному воспитанию особенно обостряется в том обществе, где господствует гуманистическая, человеколюбивая мораль. Чем более общество демократично, тем внимательнее оно относится к нравственному воспитанию подрастающего поколения.
Значение нравственного воспитания заключается прежде всего в его основной целеустановке, так как основная его задача -нравственная безукоризненность и доброта человека. Достижению этой цели всегда придавалось особое значение. Но сегодня в условиях нравственной деградации человека, вызванной общественно-политическими катаклизмами, отрицательными последствиями научно-технической революции, неудачными педагогическими экспериментами, значение нравственного воспитания неизмеримо возрастает.
Во втором параграфе первой главы диссертации раскрываются особенности нравственно-гражданского воспитания в школьном учебном процессе. Подчеркнуто, что несмотря на то, что в содержание образования в школе за последние 5 лет включен предмет "Семейная этика и психология", должных результатов прзподава-ние данной дисциплины не достигается, не оправдывает и тех
целей, ради которых изучается этот предмет. Не должно создаваться иллюзий, будто школа цридает другим видам воспитания большее значение, чем нравственному. Совсем не случайно, что в так называемом "Табеле оценок" впереди всех прочих предметов ставится отметка по поведению, так как под "поведением" в первую очередь подразумевается нравственная воспитанность учащегося - его дисциплинированность, интерес к труду, гуманное отношение к одноклассникам и педагогам и др.
К сожалению, в школьной практике есть случаи (и не столь редкие), когда отличнику ставится по поведению непременно "отлично", а троечнику - "хорошо" или "удовлетворительно". Некоторые педагоги находят этому такое оправдание: если ученик учится хорошо, значит, он организован, дисциплинирован (иначе и не смог бы хорошо учиться), и наоборот, если он имеет плохие отметки, значит, неорганизован, недисциплинирован и невнимателен.
£ некоторых случаях, возможно, так оно и есть, но не всегда. Бели бы даже таких случаев было много, обобщать их все равно нельзя и вот почему: ошибочно отождествлять знания и воспитание, потому что "достоинство человека определяется умом, нравственной чистотой и добротой, которые сеет он своей деятельностью" (Я. Гогебашвили).
В школе и учебных заведениях вообще занятия по всем предметам должны строиться таким образом, чтобы уроки биологии, химии, физики, математики, истории, истории религии (которая изучается уже во многих школах и гимназиях), грузинской литературы, географии были в то же время и уроками нравственности.
В этом отношении особое значение имеют уроки грузинской литературы и истории Грузии, на которых оживают как реально, исторически существовавшие высоконравственные герои, так и люди,
созданные фантазией писателя, но чья жизнь и деятельность являются лучшим примером нравственности для подрастающего поколения.
В диссертации глубоко исследуется значение нравственного примера, который могут взять учащиеся из истории религии, Старого и Нового Заветов, из жизни святых отцов я апостолов. Особенно заострено внимание на образе Иисуса Христа как нравственном ориентире для всех людей и, разумеется, подростков. В работе большое внимание уделяется героическому историческому прошлому грузинского народа, ьго высоконравственным героям, известнш личностям, которыми столь богата история Грузии и какие примеры, взятые из их жизни, учитель мастерски может использовать в целях нравственно-гражданского воспитания подростков.
В конце второго параграфа анализируется древний период истории грузинской литературы, её положительные герои, чьи гражданские и ратные подвиги являются образцом для нашей молодежи, если она желает так же верно и честно служить своей родине и народу, языку и вере, как служили эти герои.
Вторая глава-"Hayчйга основы нравственного воспитания" состоит из двух параграфов: "Проблема мотивация нравственного поведения" и "Педагогические и психологические основы нравственного воспитания".
В первом параграфе-"Проблема мотивации нравственного пове-денжя" разъясняется, что поскольку побудителем субъекта в равных ситуациях могут быть совершенно разные причины, внешне абсолютно одинаковые действия могут быть вызваны совершенно разными мотивами и быть с этой точяя зрения совершенно не похожими, во всяком случае, с точки зрения их оценки. Поэтому про-
фессор Ш.Чхартишвили считает: "С психологической точки зрения существует столько различных поступков, сколько и различных мотивов".
Поскольку мотив поступка не лежит на поверхности поведения, трудно отличить нравственные поступки от безнравственных, тем более, если результат поведения положителен. Так, например, спасение утопающего всегда считалось хорошим, достойным подражания поступком (пример проф.Г.Бандзеладзе), но он далеко не всегда нравственен. Если мотивом спасения была корысть - получение денег, повышение по службе, желание понравиться любимому человеку и т.д., то, несмотря на положительный результат, поступок этот нельзя считать нравственным. Поступок является нравственным только тогда, если он совершается абсолютно бескорыстно.
Мы заострила внимание на этом вопросе потому, что, говоря о нравственном поведении, необходимо подчеркивать его мотив, тем более, что в литературных произведениях он всегда очевиден. Писатель, описывая внутренний мир героя, выявляет и мотивы его поведения с тем, чтобы мы лучше поняли природу героя, восприняли его так, как того желает автор.
Следовательно, не зная мотива поведения, невозможно сказать, нравственен или безнравственен тот или иной поступок. Порой то, что внешне кажется безнравственным, является в действительности нравственным и наоборот. Так, например, абстрактно взятая ложь безнравственна. "Не лги", - учит Библия. Но ведь солгал священник Тевдоре, а мы его за это не осуждаем. Следовательно, основой основ является мотив поведения. Поэтому без знания мотивации бессмысленно говорить о нравственности, тем более, что успех или неуспех нравственного воспитания во многом зависит
от выяснения проблемы мотивации.
Подводя итоги представленных в этом параграфе материалов, мы приходим к заключению: в основе одного и того хе поступка могут быть совершенно разные мотивы. Но какой именно мотив ляжет в основу, зависит от нравственных ориентиров, мировоззренческой и нравственной позиции самого субъекта, что исключает хаотичность, беспорядок и т.д.
Во втором параграфе второй главы-"Педагогические и психологические основы нравственного воспитания" подчеркнуто, что нравственно-гражданское воспитание подрастающего поколения требует последовательного освоения самими подростками моральных норм и принципов, нравственных идеалов. Трудно вести себя правильно, нравственно, если не знаешь, как поступать в той или иной ситуации, если не выяснишь для себя, что нравственно или, наоборот, неприемлемо для общества. Поэтому основной задачей нравственно-гражданского воспитания подростков является обретение знаний о морали. Отсюда первейшая задача учителя - вооружить учеников системой моральных представлений и понятий.
Но одно дело - разработка моральных представлений и понятий, т.е. вооружение моральными знаниями и другое - морально-нравственное действие. Часто человек прекрасно знает, что морально, а что аморально, как ему следует или не следует поступить, но все равно совершает поступок, противоположный этому знанию. Разумеется, то же самое можно сказать и о детях. Поэтому задача школы (наряду с семьей) состоит в том, чтобы знания о морали превратились в моральное убеждение, т.е. в веру. Воспитание в школьниках веры является сложнейшим педагогическим и психологическим процессом, который во многом зависит от мастерства учителя, его личностных качеств. Но это необходимо, если
- к -
мы хотим, чтобы ребенок вырос нравственным субъектом, чтобы у него сформировались нравственные чувства, а осуществление нравственных поступков стало внутренней потребностью.
Следовательно, задача нравственного воспитания заключается не только в том, чтобы вооружить подростка нравственными понятиями, но и в том, чтобы пробудить в нем потребность творить добро. Когда у человека (подростка) появится такая потребность, когда он больше не сможет не делать добро, тогда появляется полная гарантия того, что воспитанный нами подросток не отанет плохим гражданином, не будет совершать недостойных, безнравственных поступков.
Третья глава диссертации—Нравственно-гражданское воспитание при изучении грузинской литературы (с точки зрения критического реализма)" состоит из 4-х параграфов: "Воспитательная функция художественной литературы", "Вопросы щивственного воспитания по произведениям Ильи Чавчавадзе", "Вопросы нравственного воспитания в творчестве Важа Пшавела", "Воспитание чувотва долга и ответственности по произведениям Ал.Казбеги "Хевисбери Гоча" и "Элгуджа".
В первом параграфе третьей главы-Воспитательная функция художественной литературы" подчеркивается, что литература, как искусство слова, воздействует на чувства и ум человека именно с помощью художественного слова, помогая человеку разобраться в перипетиях жизни, возненавидеть творимое в обществе зло, настроиться на то, чтобы активно бороться за добро.
В диссертации проанализированы взгляды Ильи Чавчавадзе, Акакия Церетели, Важа Пшавела относительно воспитательной функции литературы. Здесь же рассмотрена связь литературы с педагогикой.
При обсуждении воспитательного значения литературы в диссертации указана её роль в умственно-интеллектуальном, трудовом, эстетическом, религиозном и нравственном воспитании. В связи с последним в работе рассмотрена проблема положительного героя и отрицательного персонажа. Подчеркнуто, что в процессе изучения литературы ученики получают нравственные уроки от положительных, т.е. нравственных героев, учатся у них добру, человеколюбию, гуманизму, верности близкому, защите слабого, поддержке, сочурствию и т.д. Что касается отрицательных героев, присмотревшись в ним, подросток понимает, какие плохие качества необходимо осудить, от каких отказаться, какие из них неприемлемы, какие поступки вызывают у людей ненависть, отвращение, антипатию и т.д.
Во втором параграфе третьей главы - "Вопросы нравственного воспитания по произведениям Ильи Чавчавадзе" рассмотрены произведения выдающегося грузинского писателя, в которых большое внимание уделяется нравственным проблемам. Основной задачей художественной литературы И.Чавчавадзе считал формирование чувства национального самосознания, национального патриотизма, без которых не могло придти к победе национально-освободительное движение. Но, во-первых, формирование национального самосознания, что равнозначно патриотическому воспитанию, является частью нравственного воспитания. Во-вторых, пламенный, истинный патриот, о котором мечтал Илья, должен быть в то же время непременно высоконравственной личностью. Русификаторская политика царского самодержавия разрушала грузинские и утверждала новые (порой безнравственные) традиции, обычаи, нравственные нормы поведения. В таких условиях главнейшей задачей грузинских писателей стало спасение нации от нравственной деградации,
возвращение ей первоначальной нравственной чистоты.
Именно эту задачу ставил перед собой Илья Чавчавадзе, написав "Человек ли ой?" Этим произведением Улья показал, до какой степени может пасть нравственность человека. Поэтому, прежде чем начать разговор о том, каким должен быть человек, с точки зрения Ильи, в диссертации анализируется образ главного героя Луарсаба Таткаридзе - как антипода человека, образец того, каким человек, независимо от сословия, уя термального положения, не должен быть вообще.
Что же характерно для Луарсаба, что он должен в себе превозмочь, если хочет называться человеком? Главным образом, это животное начало.
Известно: каждый человек представляет собой единство духа а тела, биологического и социального. Поэтоуу он вынужден отдавать какую-то дань телу - одевать его, кормить и поить... Но разница между людьми состоит именно в тог, кто сколько внимания уделяет своему телу. Единственной заботой Луарсаба и его жены Дареджан является забота о собственном желудке. Они покидают этот мир, не оставив в нем никакого следа. Угли, как уходят люди, которые "не делают ничего миру свпзй жизнью, и мир ничего не теряет с их смертью".
В работе даны рекомендации, в какой форте веотя анализ '. того гениального творения Ильи Чавчавадзе пря изучении его ю уроках грузинской литературы в школе.
Если забота о теле считается роковой ош?5яоа человека, '. о, может быть, забота о душе - выражение его че.товече^ого предназначения? Для того, чтобы ответить на этот возрос, в диссертации дан анализ произьедения Ильи Чавчавадзе "Ои-елыш".
Отшельник, в отличие от Луарсаба, желает достиа духовного
очищеная путем отказа от плотских наслаждений. Он удалился от мира и укрылся в обители - пещере среди льдов. Появление в этой келье пастушки поразило отшельника. При виде прекрасной девушки в нем проснулось плотское влечение. Это было вторым грехом. Первый же состоял в том, что отшельник однажды возроптал: "Мне, несчастному, достался такой путь освобождения!". Третий его грех: взирая на икону Божьей Матери, отшельник видел лицо пастушки. Следствием этих грехов стало Божье наказание: луч не удержал молитвы, отшельник этого не перенес и отдал Богу душу.
В диссертации даны рекомендации, как путем проблемного обучения учащиеся смогли бн дать самостоятельные ответы на ряд вопросов: "Почему Илья вывел отшельника в роль побежденного?", "Что он хоте;: сказать этим читателю?", "Если перенос всего внимания на плотские услады превращает человека в животное (Луарсаб Та'/карийзе), почему же не признается бесспорной победа таких достоинств, как нравственные раздумья и стремление к духовной чистоте?", "Чем не соответствует отшельник идеалу человека в понимании Ильи?".
Илья Чавчавадзе создал целую галерею образов героев, носителей нравственно-эстетического идеала. Одним из самых интересных является образ священника из "Рассказа нищего".
В труде раскрываются приемы анализа этого произведения, который подведет учащихся к пониманию гуманистической концепции Ильи Чавчавадзе: настоящий человек должен видеть свое предназначение в служении людям, обществу, неустанно творя добро. Каждый человек должен бескорыстно служить ближнему своему и, если потребуете.;, даже пожертвовать собой ради него.
Целям нравственно-гражданского воспитания учащихся, по
мнению диссертанта, отвечает повесть "Отарова вдова". Вдис-сертационном исследовании подробно рассмотрены такие черты эстетического идеадй грузинской женщины, кал чувство человеческого достоинства, трудолюбие, правдивость и справедливость, нравственная чистота, готовность помочь нуждающимся. В отношениях с сыном Отарова вдова предстает знатоком человеческой души. Она понимает и чувствует движение души сына, о том, какой огонь бушует в его сердце.
Своими высокими человеческими качествами Отарова вдова привлекает читателей и заслуживает их любовь. Именно этим должен воспользоваться педагог и не только разъяснить, но и дать ученикам прочувствовать достоинства личности героини Чав-чавадзе.
Диссертант раскрывает значение понимания образа сына Ота-ровой вдовы Георгия. Он. представляет тек более особый интерес, поскольку Георгий примерно того же возраста, что и старшеклассники. Педагог должен использовать этот факт и, опираясь на возрастную психологию, попытаться, чтобы старшие подростки поняли,как можно острее почувствовали достоинства личностл Георгия.
Помимо отмеченных выше произведений,з диссертации рассмотрены и другие произведения Ильи Чавчавадзе (включая лирические стихотворения) в аспекте нраветвенно-граконского воспитания учащихся. В результате изучения художественных произведешь И.Чавчавадзе учащиеся должны проникнуть в суть правстьенно-гражданского идеала писателя: достойным человекам является тот, кто не бежит от общества, но активно действует ь нем и на пользу ему. Кредо писателя - бескорыстное слуг.зние родине, и ее народу и готовность, если нужно, пожертвовать ради них жизнью.
Позиция Ильи ЧавчаЕадзе не отличается от принятых в нашем обществе идеалов. И этим обусловлена актуальность его произведений в деле нравственно-гражданского воспитания учащихся.
В третьем параграфе третьей главы диссертации рассматриваются вопросы нравственного воспитания по произведениям А.Церетели. Они отражены главным образом в поэме "Наставник", где проблема нравственного воспитания занимает особое, ведущее место.
А.Церетели ссобую роль в формировании личности человека отводит воспитанию, не отрицая, однако, и роли наследственных, врожденных качеств, способностей и наклонностей.
В поэме "Наставай" поэт рисует ситуацию, при которой два героя поэмы воспитываются в одинаковых условиях. Однако первый сформировался как нравственная, гуманная личность, второй -безнравственным человеком.
Сколько материала у педагога в плане нравственно-гражданского воспитания учащихся! Злодеи Сафар-Бегу отказано в искуплении вины смертью, ибо смерть - не самое тяжкое наказание. Тяжелее ходить по земле с позорным клеймом. К&ра Сафар-Бегу велика: он обречен жить "позорной жизнью", каждодневно казнимый своей совестью и презрением людей.
В поэме дан образ учителя Бату и Сафар-Бега - Хаджи-Усуба. Он отличался своим умом, воспитал немало прославленных людей. В воспитании обоих героев он не мог совершить воспитательного просчета. Это предположение подтверждают следующие слова Акакия Церетели: "Но что может дать воспитание, если ему не поможет и природа?" Этдми словами поэт вновь подчеркивает, что Хаджя-Усуб был хорошим наставником и он не виновен в безнравственном поведении Сафар-Бега. В случае с Сафар-Бегом сказала
своё слово "природа". И всё равно Хаджи-Усуб казнит себя за вину воспитанника. Почему? Потому, что педагог, воспитатель не имеет права уходить от ответственности за воспитание человека. Это идеал наставничества. К сожалению, реальное воплощение этого идеала удается не всегда, но это не дает педагогу права отступать от стремления к идеалу.
Неисчерпаемый нравственно-гражданский потенциал содержит поэма Акакия Церетели ""Горниле Эристави". На примере главного героя Торнике Эристави Церетели показывает образ патриота,
<
проникнутого чувством гражданского долга перед родиной, народом. Постриженный в монахи, он возвратился к мирским делам и с оружием в руках сражался за родину.
В труде показано, как учитель литературы путем сопоставительного анализа образов героев А.Церетелг. Торнике Эристави и И.Чавчавадзе - Отшельника приводит учапжся я заключению, что Илья Чавчавадзе изобразил Отшельника побежденным именно потому, что тот не смог совершить того, что совершил Торнике Эристави, возвратившись на время к активней общественной гизни. Тем самым он больше приближается к Богу, так как первейши, Божьим заветом человеку является любовь к ближнему и беек'<ры-стное служение людям. Бог и есть высшая мера любви, и потгму он больше ценит такие поступки человека, т^м бееплодньй аскетизм и изоляцию от мира людей. Торнике Эристави всей свое!' жизнью являет нам лучший цример нравстве-шой и духовной чистоты. Эти качеотва он не утрачивает даже в боевей обстановке. Вершиной нравственнооти Торнике является э.чбота о раненых, а также о мертвых - как соратниках-грузинах л греках, так и о противниках - персах и греках. Что касается пленных, то оI высказывается категорично: чтобы никто не омел их оскорблю гь и
- 2.1 -
обращаться с ними нагло,
В настоящее время, вспоминая это произведение, становится горько, что редко встретишь столь высокое благородство и рнцырст-во. Поэтому педагог, разумеется, должен особо остановиться на анализе этих нравственных моментов и вспомнить также происходящее в сегодняшней действительности.
В диссертации особое внимание уделено историческому рассказу А.Церетели "Баши Ачуки". Учитель должен сделать всё возможное, чтобы ученики полюбили главного героя, показать его как образец нравственности. Для этого параллельно с "Баши-Ачуки" можно указать на исторические источники, язпрлг.ер, "Ксторпо грузинского народа" Кз.Джавахяавпла дли книги Л.Саникпдзе "Кать-история", "Сабли без ножен", благодаря которым учащиеся ознакомятся с дополнительным материалом. Желательно, чтобы учитель предложил учащимся для внеклассного чтения специальную главу из "Книги мучеников" того же Л.Саникядзе, в которой описана сцена мученичества Бядзины Чолокашвили, Шалвы и Элизбара Эрис-тави, которые перенесли эти муки достойно и мужественно.
В Баши Ачуки сконцентрированы все те качества, которые должны характеризовать высоконравственных грузин, да не только грузин. С начала и до конца рассказа читатель следит за каждым его действием и убеждается в этом всё сильнее и сильнее. Анализ личности Баши-Ачуки, отдельно взятой, - это тема одного отдельного урока.
Героиня рассказа Пярмтвариса - это обобщенный образ высоконравственной грузинской женщины. Она - типичная представительни-да тех грузинок, которые выше себя ставят любовь к родине и вероисповедание. Представленные в рассказе "беспомощные женщины" вовсе не являются таксвыми по своему духу, стойкой воле и твер-
дому характеру. Они добровольно выбирают смерть, лишь бы не попасть в руки врага, лишь бы не было опорочено достоинство грузина и христиайина.
На цримере главных героев произведений "Гость и хозяин", "Алуда Кетелаура", "Бахтриони": Джоколн, Алуды Кетедаури, Сенаты раскрывается нравственная целеустансвка Важа Пшавела, его беспримерный гуманизм. На когнитивной и эмоциональной основе следует подвести учащихся к сущности гуманистической концепции Важа Пшавела: ничто не может помешать людям быть людьми, религиозные различия не мешают взаимной х:обви к людям, их братству и дружбе. Загробный мир не разделяет тех, кто на земле были противниками. Надо раскрыть современную значимость этой концепции. Гениальные идеи Важа Пшавела должны воплощаться в реальные действия и поступки грузинского общества сегодня, если мы хотим называться цивилизованным и демократическим народом.
В четвертом параграфе Ш главы на принтере изучения произведений Ал.Казбеги "Хевис бери Гоча" и "Элгуджа" рассматривается один из важнейших вопросов нравственности - свобода выбора и нравственной ответственности личности перед че^овекок, обществом и самим собой.
Заключительная часть диссертационной работи - "Воспитание личности в духе общечеловеческих моральных ценностей и гуманистических идей" - главнейшая задача современной грузинской школн В ней подводятся итоги исследования и делается особый акюзнт на тесной связи избранной проблемы с современные состоянием грузинского общества.
Диссертант делает вывод: главное, в чем состоит современность произведений грузинской литературы критического реализма,
- 2-8-
это схожесть тогдашнего и теперешнего нашего бытия, положения, судьбы Грузии и духовного состояния грузин, тление национального духа, утрата чувства национального достоинства и, как порождение всего этого, убийственная болезнь - безнравственность. Иными словами, дефицит нравственности.
Как в период творческой деятельности писателей - представителей критического реализма, так и в наше время нация нуждается в отрезвлении, а сплочении для борьбы за национальную и личную свободу.
Строительству новой, независимой, демократической Грузии требуются такие истинные и пламенные патриоты, какими были героя произведений писателей - представителей критического реализма: Ильи Чпвчавадзе, Акакия Церетели, Важа Пшавела, Александра Казбеги. Грузия требует от каждого грузина большой социальной активности, отдачи всех способностей, таланта служению своему народу и стране. Новая Грузия должна стать родиной высоконравственных людей. Поэтому каждому необходимо обрести те положительные качества, которые были присущи героям произведений выдающихся писателей-шестидесятников. Эти качества: действенный патриотизм, добро, человеколюбие, милосердие, благотворительность, справедливость, чувство собственного достоинства, единство слова и дела, твердый характер, братство и дружба, трудолюбие и лабовь к Богу, т.е. основной акцент современная школа должна делать на воспитании молодежи в духе общечеловеческих нравственных ценностей и гуманистических идей, а не классовой морали.
Следует целеустремленно и последовательно ломать сложившийся за многие годы ленинский стереотип: нравственно все, что полезно для пролетариата. Подобное утилитарное отношение к морали,
как известно, привело к нравственному падению общества.
В новой, свободной, демократической Грузии, разумеется, невозможно жить согласно этому принципу. В ней каждый человек должен руководствоваться общечеловечески;/.: нравственными ценностями и в духе гуманистических идей. В этом деле свою роль должно сказать возрождение религиозных понятий "не убий", "возлюби ближнего своего".
Из каких бы принципов мы ни исходили при определении развития нашей политики, экономики, культуры, социальной и духовной жизни, решающим фактором опять будет человек.
Человек - как высшая и основная ценность, человек - как цель, а не средство! - вот что должно стать ориентиром нравственного воспитания в современной национальной школе. Вот куда должны быть направлены все помыслы грузинского учителя.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
1. Образы пленных женщин Шамиля. - Батуми: х.: "Чорохи", 1985, № 2.
2. Место нравственно-гражданского воспитания в единой системе воспитания. Труды Батукского университета, 1992.
3. Вопросы нравственно-гражданского воспитания в творчестве Важа Пшавела ТГУ, 1992.
4. Борьба за подавление родным языком зла. »йтериалы юбилейной научяо-педагогичеокой конференции прсф.состава, посвященной Я.Гогебашвили, ТГПИ им.Сулхан-Саба Орбелиаяд.-Тбилиси,
1992 (тезисы).
5. Место нравственно-гражданского воспитания в единой системе воспитания. - Батуми, ж.: "Чорохи", 1592, № !..