Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Воспитание детей - эвенов на основе духовно-нравственных традиций народа

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Никитина, Розалия Серафимовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Воспитание детей - эвенов на основе духовно-нравственных традиций народа», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Никитина, Розалия Серафимовна, 2000 год

- проанализировать роль обычаев и традиций в воспитании гармонично развитого человека вчера и сегодня;

- провести анализ владения учащимися умениями предков;

- экспериментально проверить эффективность разработанных нами учебных пособий «Уроки предков» для 1 и 2 классов.

При решении поставленных задач использовались следующие методы:

- теоретический (изучение и анализ литературы в аспекте исследуемой проблемы - по педагогике и этнопедаго-гике, художественных произведений и фольклора, песенных текстов, игр и потешек); - социолого-педагогической (опрос учителей и учащихся, беседы с родителями и фольклористами; анализ учебной и методической литературы по родным языка, физкультуре, музыке и пению, физическому и трудовому воспитанию);

- полевой (сбор материала в аспекте исследуемой темы, его обработка, интерпретация и расшифровка значении);

- статистический (количественный и качественный анализ результатов педагогической работы в школе и среди населения, анализ внеклассной работы с детьми и работы педколлективов).

Эксперименты проводились в Себян-Кельской и Нэ-гэинской школах Республики Саха (Якутия). Констатирующий эксперимент (1980-1988 гг.), в результате которого было установлено, что материалы традиционной культуры очень мало использовались в работе школ. Обучающий эксперимент (1996-1998 гг ), в ходе которого была проверена эффективность разработанной методики духовнонравственного воспитания учащихся-эвенов на основе традиционной культуры. Сам диссертант проработал в эвенских школах более 20 лет и более 15 лет вел научно-исследовательскую работу в Республиканском институте усовершенствования учителей и НИИ национальных школ Республики Саха (Якутия). Автор в течение нескольких лет участвовал в работе НИК по созданию новой концепции образования на территории республики, новых нормативных документов, изданных не только отдельными брошюрами, но и в книге «Как возродить национальную школу» (М., Просвещение, 1992). Диссертант принял участие в работе Второй Саха-Российской научной экспедиции по группе Колымских улусов (районов) Республики Саха (Якутия), организованной в 1999 г. Министерством образования, Международным центром по исследованию проблем национальных школ коренных народов Республики Саха (Якутия), по результатам которой издана книга «Образование за сохранение и развитие культурного наследия коренных народов Арктики» под общей редакцией АЛ. Оконешнико-вой.

Научная новизна проведенного исследования состоит в том, что впервые предпринимается попытка ввести в учебный план для эвенских школ воспитание на традиционной культуре на основе разработанного диссертантом учебного пособия «Уроки предков» с методическими рекомендациями. Созданы программы для кочевых школ. Начата подготовка учебных пособий к ним

Впервые применен подход, при котором в учебно-воспитательном процессе значительное место отводится народным традициям и обычаям При этом особое внимание обращено на взаимосвязь изучения языка, традиционной культуры и воспитания.

Теоретическая значимость диссертации определяется тем, что в ней представлен новый материал по культуре народов Севера РФ, сделан анша штяршщ^ы п^ жухоаиой и материальной культуре эвенского народа, изложены проблемы создания учебной литературы по культуре, традициям и обычаям народа, установлены межпредметные связи при изучении родного языка, музыки и пения, физического и нравственного воспитания, природоведения в начальной школе.

Практическая значимость работы. Дано научное обоснование темы воспитания школьников на основе национальных культурных традиций эвенов - одного из малочисленных народов Севера; описана система использования этнографического материала в учебном процессе; разработаны программы и учебные пособия «Уроки предков»; дано обоснование изучения традиционной культуры в малокомплектных и кочевых школах.

Методологической основой данного исследования являются важнейшие педагогические положения о сущности воспитания личности, ее взаимосвязи с природой, социальной средой и родным народом, с традиционной культурой. Анализ педагогических трудов Я. А Коменского, К.Д Ушинского, Е С. Левицкой, Я. Корчака, В.П. Кащенко, С.М. Риверса, Г.Н. Волкова, М.Г. Тайчинова, А.А Бугаевой и др. дал нам возможность руководствоваться положением о том, что мир культуры ребенка формируется при изучении обычаев, традиций и быта родного народа, характер этнокультурных знаний определяется верным выбором учебного материала из многообразия проблематики по народной педагогике, природоведению, музыке, истории, литературе народа

Научные исследования М.Н. Кузьмина и ученых Института национальных проблем образования, Г.Н. Волкова и его школы, П И. Пндкасистого и его учеников позволяют разработать на местах концепции развития национальных систем образования, составить базисные учебные планы для различных регионов Севера, а также программы, учебники, пособия, книги для чтения, дидактические материалы.

Апробация работы осуществлялась в процессе экспериментального обучения в школах сел Себян-Кель, Березовка, Оленегорск, Сасыр, в первой кочевой школе для детей оленеводов и охотников.

Работы соискателя используются в лекционных курсах Института повышения квалификации учителей Республики Саха (Якутия), педагогическом училище г. Якутска, на курсах учителей Момского и Нижне-Колымского улусов.

Основные положения диссертации обсуждались в научно-исследовательском Институте национальных школ Республики Саха (Якутия), лабораториях этнопедагогики и общих проблем школ Севера и малочисленных народов РФ в ИНПО, на факультете народов Крайнего Севера Государственного пединститута им. А.И.Герцена.

На защипу выносятся следующие положения:

- духовно-нравственное воспитание детей коренных народов Севера должно осуществляться с опорой на возрождение культурных традиций и обычаев, которые сохранены в обрядах, остатках древней материальной культуры, рисунках, изобразительном искусстве и литературе;

- для успешного воспитания учащихся младшего школьного возраста необходимо обеспечить их право образования на родных языках для изучения культурных традиций на уроках чтения, физического и трудового воспитания, пения, рисования;

- средства и методы обучения должны соответствовать культурным традициям конкретного народа;

- ключом обучения и воспитания детей является введение в программы и учебные планы национально-регионального компонента таких предметов, как национальное изобразительное искусство, ознакомление с естественным окружающим миром, трудовое воспитание на основе традиционных промыслов, а также введение такого предмета, как «Уроки предков».

Структура исследования: введение, два раздела, заключение, список использованной литературы.

Основное содержание исследования.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, ее научное и практическое значение, определены цели, задачи, методы работы, описаны этнокультурные процессы в районах Севера.

1. Социальные процессы в Республике Сажа (Якутия)т

Республика Саха (Якутия) является одним из крупных регионов расселения аборигенных народов Севера -эвенков, эвенов, юкагиров, чукчей, долган. По данным последней переписи населения (1989 г.) — в республике проживают 14 428 эвенков, 8668 эвенов, 697 юкагиров, 408 долган, 473 чукчей. Вне республики проживают около 6 тысяч эвенов, на территории Чукотского, Таймырского автономных округов, Магаданской области, Хабаровского края. Сохранились данные переписей эвенского населения с 1917 г.: 1917 г. - 2050 чел., 1926 г. - 1045, 1939 г. - 3133, 19S9 г. - 3573, 1970 г. - 6471, 1979 г. - 5763,1989 г. - 8668.

В начале XX века эвены имели самобытный уклад жизни, традиционные формы хозяйствования, материальную и духовную культуру, язык. Веками накапливались не только опыт выживания в условиях тундровой и лесотундровой зонах, но и своеобразная и самобытная культура. Сохранялась преемственность поколений: передавались трудовые навыки, нравственные устои. Но с 60-х по 80-е годы, когда были ликвидированы неперспективные села» эвенами и другими народами Севера была утрачена привычная среда обитания, произошел разрыв поколений со всеми вытекающими неблагоприятными последствиями для этноса. Ежегодно сокращалось число людей, владеющих родным языком, становилось все меньше носителей национальной материальной и духовной культуры (см. табл. № 2).

Таблица№2.

1970 г. 1979 г. 1989 г.

Эвены 44,7 44,1 34,

Для улучшения положения малочисленных этносов в Республике Саха (Якутия) приняты законы о кочевой родовой общине малочисленных народов Севера2, гражданстве3, языках4, где языки малочисленных народов Севера признаны официальными в местах их компактного проживания.

В настоящее время реализуются положения концепции воспитания детей народов Севера, разработаны концепции эвенской, эвенкийской, юкагирской школ и концепция семейного и дошкольного воспитания.

Основан академический Институт проблем малочисленных народов Севера, который разработал проекты программ социально-экономического развития эвенов, эвенков и юкагиров.

1 Статистический сборник. / ЯРСУ. - 1990, № 9.

2 Закон «О кочевой родовой общине малочисленных народов Севера» - Якутск, 23.12.1992 г. № 1278 -ХП.

3Кыым, - 1993 - 5.01.

4 Якутские ведомости - 1992 - № 20.

Создана радиостанция «Геван», работающая на эвенском, эвенкийском и юкагирском языках. Выпускаются телепередачи также под названием «Геван» о малочисленных народах Севера. Выходит художественный общественно-политический журнал «Розовая чайка», приложение к которому издается на языках народов Севера, печатается газета «Илкэн» («Метки»),

2. Проблемы развития и возрождения материальной и духовной культуры эвенского народа.

Данный раздел посвящен анализу литературы по культуре народов Севера, проблемам создания учебной литературы для национальной школы, описанию состояния изучения традиционной культуры в 1-4 классах.

2.1. В числе проблем, связанных с развитием и возрождением материальной и духовной культуры, создание литературы по культуре эвенов является одной из наиболее острых. Причиной тому служит экономический кризис, постигший в последнее десятилетие районы Севера н повлекший за собой разрушение материально-технической базы типографий, отделов культуры и органов народного образования.

Группа авторов еще в 1993 г. констатировала: «. что многие процессы в культуре, к сожалению, приняли характер необратимый, поскольку социальные изменения оказались достаточно глубокими. . поэтому рассчитывать на то, что традиционную культуру можно будет восстановить во всей ее полноте и многообразии форм, вероятно, не приходится».

Представляется здравой их мысль о том, что необходимо найти оптимальные пропорции и формы воздействия между культурологическими науками и культурно

1 Алексеев А.Е и др. Традиционное искусство малочисленных народов Севера. - Якутск, ЯНЦ СО РАН. - 1993. -74массовой деятельностью, так как между ними существует непонимание. Для этого, по их мнению, необходимо:

- изучение механизма сохранения явлений традиционной-культуры;

- выявление путей проникновения элементов национальной традиционной культуры в современные формы творчества;

- определение возможностей адаптации традиционной культуры к условиям современного быта народов Севера;

- разработка форм усвоения традиционной культуры разными поколениями.

Именно эти параметры учтены в монографии А.В. Кривошапкина «Эвены», в которой в популярной форме рассказывается об эвенах, их духовной и материальной культуре.1 Эта книга рекомендована учителям как пособие по этнопедагогетсе, экологии, обычаям, традициям эвенов.

Нами были подготовлены программно-методические материалы, которые широко используются в школах коренных народов Севера. При подготовке этих материалов мы учитывали тот факт, что в целом наблюдается угасание национальной культуры на фоне культуры окружающих народов: русских, якутов, украинцев, эвенков, чукчей. Нужны были кардинальные изменения в направлении деятельности системы образования (совершенствование программ, учебников с целью возрождения культуры, а также верований, обычаев и традиций народа). Поэтому в первую очередь нами была разработана программа «Национальная культура» и учебное и методическое пособие под общим названием «Уроки предков».

С учетом возрастной психологии детей даются элементарные сведения об основных занятиях родителей -оленеводстве, рыболовстве, охоте, а также об образцах де

1 Кривошапкин А.В. Эвены. - Спб: Просвещение, - 1997. коративно-прикладного искусства. В пособие включена наиболее употребительная лексика, отражающая уклад жизни эвенов. Использование такого рода иллюстрированного пособия особенно эффективно при отсутствии языковой среды или при ее ограниченности. Именно в таких условиях в настоящее время приходится овладевать родным языком учащимся-эвенам там, где их родной язык почти совсем утрачен и традиционная самобытная культура востребована слабо. Без этого не может быть осознания молодым поколением своей причастности к наследию предков, а затем и активного участия в его сохранении.

Кроме того, на уроках национальной культуры предполагается воспитание у детей нравственных качеств, усвоение ими этических норм на основе знакомства с обычаями и обрядами как проявлениями духовной жизни народа.

На этих уроках дети получают жизненно важные знания, которые в процессе их посильной помощи взрослым становятся умениями, необходимыми будущим оленеводам, охотникам, рыбакам.

Учебное пособие «Уроки предков» состоит из двух частей Первая часть содержит тематическую подборку сюжетных и предметных рисунков, цель которых - дать детям представление о специфике промыслово-хозяйственного уклада жизни предков и их уникальной культуре. Наглядность, как известно, способствует лучшему усвоению слов, обозначающих названия данных предметов, явлений и действий.

Вторая часть представляет собой тематический сяо-выр^каждый подраздел которого соответствует темам карте , ай части данного пособия. В этой части дается толко-.■ипяс слов, обозначающих тот или иной предмет.

Пособие «Уроки предков» имеет в качестве приложения методические указания. Они содержат примерные разработки тридцать уроков по курсу «Национальная культура» в начальной школе

Изучение материала предполагается с первого по Третий класс, формы работы постепенно усложняются.

К третьему классу у детей расширяется словарный запас родного языка, появляется возможность лучшего осмысления окружающего мира. Ученики уже могут составлять небольшие рассказы, давать описание тех или иных предметов на родном языке, соотносить свои поступки с нравственными нормами своих предков, обусловленными обычаями и традициями.

Планомерная работа учителя с использованием этого пособия позволяет к окончанию начальной школы сформировать у детей целостное представление о жизненном укладе их предков.

Уроки по традиционной культуре предстоит творчески развивать, дополнять учителю школ Севера, чтобы дети выросли культурными людьми, с широкими взглядами, знающими историю, язык, традиции своего народа, уважающими культуру и традиции других народов.

В каждом улусе Якутии есть энтузиасты, которые активно работают по возрождению языка, культуры, этноса. Это, в первую очередь, - учителя. Научный руководитель экспериментальной площадки Тополинской средней школы Томпонского улуса З.С Жиркова направляет свою работу в школе с учетом традиционного уклада в новых экономических условиях. Она защитила диссертацию по теме «Социально-педагогические основы совершенствования деятельности школ малочисленных народов Севера».

В кочевых школах в Анабарском, Олекминском, Оленекском улусах Республики Саха также работают учителя-энтузиасты (отличник просвещения РСФСР П.П. Ба-гаева и др.).

Вопросами культуры северо-восточных эвенов Вер-хоянья посвящены научные труды доцента Якутского госуниверситета А А. Алексеева. Среди них значительное место занимает его книга «Забытый мир предков»

Нами проанализирована книга И.С. Портнягина «Эт-нопедагогика. школа «кут сюр» о воспитании». Как известно, у якутского народа сложилась особая система воспитания айыы. Это система накопленных народом приемов и методов воспитания, которые передаются от одних поколений к другим и усваиваются прежде.всего как конкретные знания, умения и навыки норм поведения в определенном социуме.

Школа «кут сюр» нашла отражение также в работах Г.Е Бессонова, Б.Н. Андреева, И.П. Готовцева, М.А. Алексеева и других ученых Республики Саха.

Книга В. А Кейметинова по топонимике эвенов, в которой он привлек знания по экологии, астрономии, психологии и социологии,1 является настольной книгой географа, учителя эвенского языка.

При составлении программы «Окружающий мир» нами была сделана выборка из этой книги для целей обучения, ибо топонимика аборигенов Севера - это средство вое* питания и обучения, компонент национальной культуры.

Важнейшим компонентом традиционной культуры являются литературные произведения на родном языке писателей Н.С. Тарабукина, П. Ламутского, В. Лебедева, X. Суздалова, Г. Кейметинова, А. Шадрин-Колымского, В. Кеймегинова-Баргачана, Е. Едукина, Д. Едукина, Е. Боковой, М. Дьячкова, В. Аркук, А. Кривошапкина и др.

Надо отметить, что все опубликованные книги и учебники на родном языке написаны на ольском говоре, поскольку он является основой литературного письменного

1 Кейметинов В. А Аборигенная (эвенская) топонимика Якутии, - Якутск, 1996. языка, хотя устная речь эвенов функционирует на уровне диалектов. Народ расселен дисперсно, но сохранил единство этнических признаков: язык, самобытную национальную культуру, общность материальной культуры, уклад жизни, традиционные формы хозяйствования.

В первую очередь эвенские писатели свои произведения адресуют детям, и в этом заключен большой смысл: язык, культура могут возродиться тогда, когда дети будут понимать обычаи, традиции своего народа, знать литературные произведения о прошлом и настоящем эвенов, понимать своих предков и окружающую жизнь

Е.Н. Бокова попыталась систематизировать обычаи, приметы, загадки, обряды эвенов.1 М.Д. Дьячков сумел собрать сказки для детей младшего школьного возраста; его «Веселый Тунтукаки» переведен на многие языки народов Севера. Е. Едукин изучил обычаи, обряды, традиции таежных эвенов.

Во всей системе обучения и воспитания в школе проходят красной нитью основные заповеди эпгнопедагоги-ки эвенов. а) Бережное отношение к человеческой жизни:

Оберег; Хояв хиркам омэтту энмэй дакчир. Много ножей на одном месте нельзя класть (в целях безопасности во время кочевья). б) Бережное отношение к природе и ко всему живому: ■

Обычаи дарения природе. Анинмай тврлэ эникэн анир энмэй елтэн. Не одарив незнакомое место, не проходят.

Оберег духа земли. Бургатли-нюн нэнди бэй яв ул аниннан, як-та ачча бисэкэн буркатла эмэннэн. Человек оставляет в лесу какой-нибудь подарок, ели нет, хотя бы речной камень.

1 Бокова Е. «Эвэн ханинни» - Якутск. -1998.

Оберег духа лес»». Ач надалач ирречин==дэ хэчид-див мов, хякитав, нивэту, хяту, нечэв=дэ=тит энмэй чикир, кабала исса. Без надобности ни деревьев, ни веток, ни тальников нельзя рубить, ломать. в) Любовь и уважение к родителям, дедушке я бабушке. Хагды бэилбу: «ата», «этэ», «абагачан», «упэчэн» -геникэн начинмай. Пожилых людей величали: «бабушка», «дедушка», «дедуля», «бабуля», используя уменьшительно-ласкательную форму. г) Нормы поведения с родственниками, окружающими людьми:

Бугэку бэю: бокчэкэм, гонэкэв, нвьртив энмэй дол-дир-хо таннркич. На больных, хромых нельзя таращиться -это грех.

Хину айчичав бэю омнан-хо кэнели, эгден ус. Забыть выручившего тебя человека - большой грех.

Ку*рв эрэгэр торэми, нэгими, - нонан хи терэмус эти авдатга, эти долчир оваттан, - тарак ядук-та кэнели. Ребенка беспрестанно ругать нельзя, он привыкнет и не будет слушаться родителей.

Мэндукий экэн, акан бэидгэки энмэй баргутта, нэи-мэггэ-эгден нюн. Ругаться со старшими тебя людьми -стыдно.

Хагдикки бэйтэки кэнелич баргучин-хо кэнели. По* жилому человеку отвечать невежливо, неискренне осуждается. д) Знание отдельных обычаев, обрядов и традиций.

Тэпэнук змщ асаткан, атикан, этикэн нидалитан эн-нэн гиркар. Перед зашедшей женщиной, девушкой, стариком не суетятся громко.

Бэй дюмаракан бэйди-ккэн эннэс терэр, но^ан^да торэннэн, тарав аич долчинмай. Когда приходит гость, хозяину говорить все время неприлично, больше слушают гостя.

Даклив деплэв туйми, бэилду бэкэччун тэрэлди бо-ричиниай. Когда появляется вкусная еда, делят ее поровну (но госпо лучший кусок).

Запреты, оберега.

Тог ойлин эмнэс гиркаврар. Через костер не перешагивают.

Тогла эмнэс тумкир-тогу аАукандинди, инэмникэн кекэдис. На костер не плюют, можно спугнуть его и замерзнуть.

Известно, что у народов Севера ярко выражена этническая идентификация личности: это отражено в языке, например, в местоимениях: бу «мы» (без вас) - мут «мы» (с вами). Мут означает прежде всего своих в семье, в поселке, в тундре (тайге и т.д.), среди людей той или иной национальности.

3. Переходя к характеристике раздела «Проблемы создания учебной литературы по культур? народов Севера». необходимо сказать о том, что при составлении Концепции развития эвенской национальной школы были учтены положения Конвенции MOT Jfe 169 (1989 г.) «О коренных народах», а также материалы сборника «Малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока»1, Концепция «Эвенская национальная школа», подготовленная доктором филол. наук Роббеком В.А., доклад о Положении народов Севера в Российской Федерации3, книга Н Б. Бахтина

1 Малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока / Проблемы сохранения и развития языков. / Сборник научных трудов. - Спб: ИЛИ РАН, 1997 - 192.

2 Доклад «О положении коренных малочисленных народов

Севера в Российской Федерации». - М.: 1997. - 33. о населении Крайнего Севера1 и другие документы национальной системы образования на территории Республики Саха (Якутия).

3 1. Цели и задачи национальной эвенской школы исходят из общих проблем, стоящих перед народом, поэтому они будут меняться на каждом повороте его истории.

На современном этапе были определены следующие основные задачи национальной эвенской школы:

- сохранить все достижения, приобретенные советской системой образования (всеобщая грамотность, приобщение к культуре народов России, прежде всего к русской, а через нее - к мировой культуре);

- выводить содержание первоначального образования из традиционного уклада жизни эвенов-оленеводов, охотников, т.е. кочевого уклада жизни и национальной культуры. Этим постепенно будет восстановлено то, что было упущено советской системой образования, а именно, право обучать и воспитывать ребенка в естественной среде обитания народа - у оленеводческих стад, у охотничьих угодий; право обучать и воспитывать на родном языке самими родителями;

- обеспечить на этой основе воспитания и образования восхождение к современному цивилизационному типу образования.

Вся система образования должна служить мощным фактором развития народа и общества. При этом при всей уникальности национальных корней и исторических традиций народ не может замыкаться только в своей национальной культуре. Это привело бы народ к самоизоляции и к тупиковой ситуации, не обеспечив его дальнейшего прогрес

1 Бахтин Н.Б. Коренное население Крайнего Севера Российской Федерации. - Спб. - Париж: Изд-во Европейского Дома, 1993.-96. са. Поэтому национальная школа должна обеспечить выход в Российское и далее в мировое образовательное пространство.

В соответствии с указанными положениями была проанализирована учебная литература для эвенской начальной школы.

Основные недостатки изданных учебников эвенского языка сводятся к следующему: 1) нарушение одного из основных принципов первоначального обучения «от простого к сложному», через знание родного языка - к овладению неродным; 2) расчет авторов на то, что дети эвенов, имеющие небогатый словарный запас на родном языке, уже до начала обучения во 2-м и 3-м классах овладели терминологией родного языка; 3) односторонность и политизированность текстовых материалов; 4) использование терминологии грамматики русского языка в качестве терминов эвенского языка.

3.2. Нами в 1993 г. была разработана Программа обучения и воспитания детей в духе предков для 1-4 класса кочевой школы.

При написании ее мы руководствовались прежде всего словами Н А. Бердяева: «Жизнь нации, национальная жизнь есть неразрывная связь с предками и почитание их заветов. В национальном всегда есть традиционное» (из письма «О нации», адресованном В.И. Ленину)2.

МЫ всецело разделяем эту точку зрения, ибо она учитывает интересы всех народов: многочисленных и малочисленных. Говоря о духе предков Бердяев подчеркивает: «В воле нации говорят не только живые, но и умершие, говорит великое прошлое и загадочное еще будущее. В нацию

1 Никитина Р.С. Программа обучения и воспитания детей в духе предков для 1-4 класса кочевой школы. - М.: ИНПО. -1993.

2 Бердяев Н А. О нации. // О философии неравенства / Состав., предисловие и примечание Л.В. Полякова. - М.: ИМА-Пресс, 1990. -96. входят не только человеческие поколения, но также камни церквей, дворцов и усадеб, могильные плиты, старые рукописи и книги».

Народы Севера не имели письменности, не возлагали плит, не ставили памятников, не имели церквей, дворцов, но сохраняли в памяти старинные тропы своих отцов и дедов и прокладывали свои по зарубкам на деревьях, по залучине реки, горам и хребтам, узнавали историю охоты и рыбалки своих отцов, понимали их бесхитростные рассказы, предания, легенды Это были люди устной культуры, где из поколения в поколение передавали историю своей жизни вечерами из уст в уста.

Какое изменение можно внести в образование севера ных детей, чтобы у них не прерывались природные, духовные устои, не терялись те мобильные корни от природы, где они могли опередить даже взрослых своими знаниями и умениями в этой области?

Для этого нами была разработана учебная программа. В программе представлен новый учебный план:

Учебный план кочевой школы на 1993 -1994 уч. год

Учебные предметы Количество часов в неделю

1 ■ 2 3 v

Национально-региональный компонент

1. Русский язык

1 Бердяев Н. А. О нации. // О философии неравенства / Состав., предисловие и примечание Л.В. Полякова. - М.: ИМА-Пресс, 1990. - 101.

2 Данный план подвергся минимальному изменению в

1998/1999 уч.г.

Чтение

2. Математика

3. Родной язык Чтение

Школьный компонент

1. Уроки предков: обычаи и традиции как основа морали и нравственности .•':■ 1 1 ■

А) Трудовые традиции: работа с мехом, оленеводство, охота (2) (2) (2) (2)

Б) ознакомление с окружающим миром, ИЗО (О

В) природоведение, изо

Г) физическое воспитание, музыка (2) (2) (2) (2)

Уроки предков - 1 ч. в неделю.

В предмете «Уроки предков» основной акцент сделан на изучение эвенского языка, ознакомление с обычаями, традициями, с нравственными устоями предков, с их делами, т.к. дети часто не знают откуда они родом, кто такие родители отцов и дедов, чем они занимались, какими умениями владели. Программа была оценена учителями школ Севера, преподавателями эвенского языка Якутского педучилища. Учителя творчески работают по ней на уроках традиционной культуры.

3.3. В разделе «Состояние изучения традиционной культуры эвенов в начальных классах» обобщен опыт работы учителей и методических объединений в школах по изучению духовной и материальной культуры народа, проанализированы учебники эвенского языка в аспекте исследуемой темы, разработаны рекомендации по улучшению пропаганды знаний о культуре родного народа среди младших школьников и совершенствованию программ по родному языку и изучению культурных традиций и обычаев,

С целью обобщения опыта учителей нами были совершены командировки в Саккырырскую, Себян-Кельскую, Тополинскую, Березовскую школы Республики Саха (Якутия), а также в первую Нэгэинскую кочевую школу совхоза «Искра» Момского района (старший учитель Слепцова Т.И.).

Проанализировав учебные планы кочевых школ, мы убедились, что: а) кочевая школа является связующим звеном между поколениями (дсды-отцы-деги); б) конечная цель кочевой школы заключается в правильной социальной ориентации молодежи. Кочевая школа оправдает себя тогда, когда дети вырастут настоящими патриотами Севера, становясь истинными приверженцами традиционного уклада жизни своих родителей в новых исторических условиях; в) кочевая школа способствует адаптации детей х северным условиям. Дети получают возможность жить и учиться в естественной среде, становясь частью живой природы. Для этого особое внимание уделяется закаливанию детского организма по методике предков.

В кочевой школе дети живут свободной жизнью. Никто над ними не стоит и не опекает их. Оленеводы, охотники берут мальчиков на охоту с 7-8 лет, дети помогают взрослым в процессе охоты: то подержат оленя, когда охотник подкрадывается к зверю, то освежуют добычу,. если охота удачная. Самое главное, они сами учатся, наблюдая за действиями охотника, когда, например, ставятся калканы и петли. Преимущество кочевой школы перед современной цивилизованной школой состоит именно в этом. Никакая другая школа этих навыков ребенку не дает.

В кочевой школе дети постигают секреты труда оленевода. На первый взгляд неискушенному человеку может показаться, что труд оленевода не представляет особой сложности. А на самом деле эта профессия требует разносторонних знаний. Ученику надо показать это. На Севере, как правило, нет строгой градации между трудом оленевода и трудом охотника. Северянин чаще всего выступает в двух ипостасях; весной, летом и ранней осенью он пасет оленей, а позднее осенью и зимой становится кадровым охотником.

Первейшая задача кочевой школы - передать навыки и умения оленевода-охотника детям.

В период командировки мы провели анкетирование учителей с целью выявления их знаний по традиционной культуре народа, а также беседы с детьми о занятиях родителей и их любимых забавах, об учебе и отдыхе в тундре, о животных.

Учителям были заданы следующие вопросы:

1. Тунгусо-маньчжурские народы, кто они?

2. Самоназвание эвенов.

3. Места расселения эвенов.

4 Что означают названия рек Вилюй, Делинья, Хи-никичен, Тенкели, Куникей?

5. Эвенские писатели и поэты.

6. Летнее и зимнее жилище эвенов.

7. Традиция имянаречения ребенка.

Нами были опрошены 16 учителей, владеющих родным языком, и 7 - слабовладеющих.

Данные опрос подтвердил, что необходимо всю работу в школе по изучению культуры коренных народов Севера начинать с учителя.

Среди детей было проведено анкетирование:

1. Кто ты и кто твои родители? Назови их. (Хи ip бисэнри, хи дялси jpe?)

2. Какие праздники родителей ты любишь? (Иррв-чилбу хэЕденэкэлбу ханри?)

Было установлено, что эффективность работы учителя школы Севера по воспитанию на основе традиционной культуры зависит от следующих условий: а) уровень знания языка, культуры народа; б) использование в учебно-воспитательной работе наглядных пособий и краеведческого материала; в) постоянный поиск новых методов, приемов, форм преподавания; г) организация игр (ролевые, групповые, спортивные);' д) знание и проведение хороводов - хэде, народных песен, танцев.

Во втором разделе «Изучение традиционной культуры эвенов в начальной школе» выявлены воспитательные возможности эвенской этнопедагогики и культуры, обобщен передовой педагогический опыт национальных .школ, рассмотрен культуроведческий аспект преподавания эвенского языка в начальной школе.

В параграфе - "Роль эвенской этнопедагогики и культуры в воспитании детей" - описываются сущность и задачи духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Сущность и задачи, без сомнения, для любого возраста одни, но поскольку младшие школьники -эвены более оторваны от семьи (пребывание более 4-х лет в детском саду, учеба в течение 4-х лет в начальной школе)и родной среды, то для них нужен учебный материал, точно отражающи й реалии жизни родителей в другой среде, чем в детском саду и школе. Стержневыми являются вопросы мироустройства человека:

1) мироустройство человека, характер его духа, его

2) мироустройство семьи, рода, народа (желание жить в мире с другими народами и природой);

3) роль человека в обществе.

В соответствии с этими взглядами был отобран учебный материал по тематическому принципу «Я и мои друзья».

Мама Энин. Бабушка и дедушка Атикан. Этикэн. Папа Аман.)

1. Семья (Отец. Мама. Бабушка. Дедушка. Гостеприимство.)

2. Жилище предков (Чум. Чора).

3. Оленевод.

4. Кочевье (Подготовка к кочевью. Летнее кочевье. Зимнее кочевье).

5. Охотник.

6. Рыболов.

7. Любовь к животным.

8. В музее.

9. Одежда.

10. Пища.

11. Национальные игрушки, игры.

12. Дружба народов.

13. Праздники.

В наше время в Республике Саха (Якутия) все учителя понимают, что культурная среда школы является необходимым фактором современного образования. Однако изучение анкет показало, что массовая школа не может создать полноценную культурную среду для развития школьников, а ее восполняет семья, окружение.

Влияние различных факторов на информированность школьников в мире национальной культуры

Факторы Верхнеко- Среднеко- Нижнеколымский лымский лымский улус улус улус

Родители

Учителя

Дедушки, бабушки ■

Книги

Радио, телевидение

Журналы, газеты

Друзья

Недавнее исследование, проведенное в ряде сельских школ, где обучаются эвены, показало, что до 50% учащихся средних школ из числа коренных жителей не заканчивают v школу. Есть основания полагать, что эта картина типична и для городских школ.

Хотя в сельской местности отсев из средней школы ниже, но уровень успеваемости школьников-северян все же весьма низок: они слабы в родном языке, в математике, иностранных языках, астрономии.

Вот почему создание у школьников прочной языковой базы в возможно более раннем возрасте служит самой важной предпосылкой их успехов в учебе и приобретения способностей к усвоению школьного материала.

Исследования показывают, что дети, представляющие национальные меньшинства, гораздо лучше усваивают знания, когда их язык и культура входят составной частью в школьную программу. С другой стороны, по результатам исследований, обратная ситуация затормаживает способности школьников к усвоению необходимых знаний. Опыт показывает, что изучение своего родного языка и национальной культуры прививает школьникам чувства самоуважения, гордости и национальной самобытности.

Представляется, что в связи с этим необходимо осветить культуроведческий аспект в преподавании эвенского языка.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Воспитание детей - эвенов на основе духовно-нравственных традиций народа"

Надо признать тот факт, что формирование личности эвенского ребенка происходит под влиянием нескольких культур - русской и народов Севера, н его речь формируется

1 Кузьмин М.Н. Национальная школа России в контексте государственной образовательной и национальной политики. - М., 1997. - 31 с. под воздействием школьного образования в отрыве от родной среды и семьи Таким образом, у ребенка формируется вначале русская или якутская речь, поскольку он в них погружен от рождения, а затем родная.

Другая особенность эвенского языка - его функционирование в отрыве от реальностей родной стихии и быта. Поэтому соотношение периферии и ядра его лексической системы трудно объяснимо. С одной стороны, в пассивном запасе находятся слова, которые обозначают наименования растений, явлений природы, традиционного эвенского быта, а с другой - актуальными стали слова, заимствованные из русского языка: например, во многих семьях мать называют мама, хотя есть свое слово энин (звательная форма эни); названия месяцев года заимствованы полностью из русского; названия блюд, посуды, одежды, обуви тоже обычно русские. Но в эвенском языке есть и названия блюд : суп (хиллэ, хил), строганина (таллк ), мясо жареное (хоркой), мясо сушеное (хорча), оленье молоко с ягодой (кэбэл) и т.п.; одежды: шапка ($вун), шуба (мука), унты (унта).

Необходимость и возможность культуроведческого аспекта в обучении эвенскому языку как родному определяют новые подходы в преподавании. Основная цель обучения языку - формирование коммуникативных умений, усвоение языка как средства общения, формирования навыков чтения и письма, а также привитие интереса и любви к родному краю, духовным ценностям народа, знание культуры других народов. Это осуществляется путем трансляции родной, национальной культуры и формирования национального самосознания.

Е.А. Быстрова схематически представила три цели культуроведческого аспекта таким образом:1

Быстрова Е.А Культуроведческий аспект в преподавании русского языка - Родной язык. - М., 1994, N° 3. - С. 10. формирование русской языковой личности знание культуры русского народа: знание русской культуры во взаимодействии с культурой титульной нации обеспечение коммуникативной компенсации

Такая схема используется и в эвенской школе, т.к. она вписывается в общую систему национально-ориентированного обучения: изучение родного языка и литературы (в пределах детской литературы), истории (в плане человек и общество), музыки (песенное творчество), физкультуры (национальные игры для детей), природоведения ит.д.

Предмет Направление тем

Родной язык Родная земля. Природа: животные и птицы. Эвены и другие народы, которые живут рядом с нами. Труд народов, праздники и песни. Россия Русский Мы изучаем русский язык. Наша земля язык Россия (в пределах понимания учащимися младших классов), ее народы (окружение). Рассказы, сказки, жизнь детей. Москва - столица нашей России. Природове- Жизнь людей в тундре и тайге. Занятия дение родителей в тундре и тайге. Помощь детей родителям Растения, птицы и животные. Охрана окружающей среды. Музыка Песни народов Севера. Русские народные песни. Танцы.

Физкультура Игры детей. Соревнования. Поведение че

Воспитательная цель Образовательная цель

Коммуникативная цель ловека в экстремальных условиях. Рисование Животный мир Люди, занятия, дети. Тайга, тундра, небо, горы, снег (Техника рисования).

Культуроведческий аспект предполагает использование образовательных и воспитательных текстов, и особенно художественных (Н. Тарабукин, П. Ламутский, А. Криво?-шапкин, В. Лебедев и др.).

Текст способствует развитию речи учащихся. Круг текстов включает в себя и предания, и сказки, и стихи, и рассказы. Учащиеся в элементарной форме усваивают закономерности построения текста, его композиционную структуру, способы связей предложений и смысловых частей текста, типы речи (повествование, описание, рассуждение).

Общее знакомство с каждой изучаемой единицей речи (фонетической, лексической, грамматической) осуществляется в составе текста с учетом их функций в связной речи, затем она тщательно отрабатывается в процессе выполнения тренировочных упражнений. Изучение темы завершается чаще всего практическими работами, направленны-4 ми на самостоятельное употребление изучаемых языковых единиц в самостоятельно оформленной речи.

Поскольку культуроведческий материал становится компонентом содержания предмета "Родной язык", то необходимо целенаправленное его представление в учебниках.

В нашей работе имеется раздел "Усвоение ролей девочки и мальчика в эвенской семье".

У эвенов есть и общие представления об особенностях воспитания отдельно девочек и отдельно мальчиков, ибо у народов Севера девочка - это будущая работница, мать и хорошая кочевница. Мальчик - будущий продолжатель рода, отец, добытчик семьи (охотник, рыбак, оленевод). .

В современных городских, поселковых семьях наблюдается тенденция, когда родители ориентируют детей на приобретение профессий цивилизованного общества: врача, учителя, геолога, шофера, продавца, экономиста, агронома и т.д.

Но в семьях северных народов, проживающих в далеких поселках, стойбищах, оленеводческих бригадах, остались те же идеалы; мужчина - это оленевод, рыбак, хозяин дома; женщина - это хорошая "чумработница", умеющая готовить пищу, сушить и подшивать одежду и обувь, создать условия для отдыха после охоты и трудных походов, воспитывающая детей. Нам известны такие семьи, где муж охотник, жена - учительница (врач, медсестра и др. профессий), готовая помочь мужу исполнить его долг.

В результате проведенного опроса в Колымских улусах Республики Саха (Якутия) удалось получить экспертные оценки о планах на будущее выпускников школ Севера, проблемах трудоустройства, об отношении школьников к традиционному укладу жизни, об их отношении к родительским профессиям, о причинах низкой конкурентоспособности выпускников школ, о психологической неподготовленности детей малочисленных народов Севера к жизни в условиях города. 34% школьников ориентированы на труд на ниве образования» 22% - на традиционные отрасли. 80% учащихся хотели бы получить высшее и среднее специальное образование, но, по их словам, в силу низкого качества школьных знаний они либо не могут сдать вступительные экзамены, либо отсеиваются с 1-го курса.

Здесь» безусловно, сказывается тяжелая экономическая ситуация, и, как следствие, подавленность настроения, неверие, бессилие изменить ситуацию.1

1 Отчет П-й Саха-Российской научной экспедиции "Образование за сохранение и развитие культурного наследия коренных народов Арктики". - Якутск, 1999. - С.42.

Большинство северян живут на территориях бывших поселений - факторий, заимок, где сохранились "старые" взгляды на воспитание детей. В максимально обобщенной форме они представлены стереотипами мужественности и женственности. Мужчина - это сильный, гордый, активный человек, который может многого достичь (вспомним Дерсу Узала у В. Арсеньева, Улукиткану у Г. Федосеева),женщина - послушная, но хорошая помощница мужа, потом уже жена и внимательная, заботливая мать (это показано в произведениях Ю.Рытхэу о чукчах, А.Кривошапкина об эвенах, О.Аксеновой о долганах, Г. Федосеева о дальневосточных эвенках и др.); такие же стереотипы существуют у индейцев Северной Америки и Канады (Д.Лондон, Э.Сетон Томпсон и др.).

Возвращаясь к вопросу воспитания девочек и мальчиков, отметим, что молодые родители, проживающие в городах и поселках городского типа, воспитывают своих детей по тому типу, как принято в семьях других народов, придерживаясь национальных взглядов и привычек лишь в отнош ен ии еды, ношения головного убора и обуви (есть N сырую рыбу, а иногда и мясо, носить меховые шапки и обувь). Иногда допускается, что надо носить и рукавицы (коколло (эвенк) кукатан (эвен.).

Процесс социализации детей протекает без учета особенностей национального характера и духа народов Севера, поэтому многие дети теряются, когда их спрашиваешь, кто ты, откуда ты, что ты любишь в своем поселке,, есть ли у тебя собака.

В тундре, тайге очень четко разграничены обязанности мужчин и женщин, мальчиков и девочек. Так, например, в оленеводческой семье во время кочевья мужчина идет впереди каравана, указывая и делая дорогу. Он находит место для отдыха и ночевок, одновременно охотясь и добывая пищу. Он разводит костер, готовит добытую дичь и ждет караван, женщина ведет караван по дороге, указываемой мужчиной по меткам на земле, кустах, деревьях, она старается не отстать от каравана, следить, чтобы удобно сидели дети, чтобы не терялись вещи и особенно посуда (в тайге и тундре у каждого человека по одной чашке, ложке и жестяной тарелке). Когда женщина подходит к стоянке, все вместе (мужчина, женщина, дети) начинают развьючивать караван, дети бегут за водой, собирают дрова, кормят собак, смотрят за оленятами.

В процессе сложной трудовой жизни вырабатывались педагогические взгляды, представляющие совокупность ч^мёйных правил воспитания в духе предков.

Как видим, процесс передачи опыта осуществлялся в повседневном общении взрослых с подрастающим поколением во всех сферах их деятельности Начиная уже с 5-6 лет, детям давали посильные поручения, приучая их к самостоятельности, аккуратности, выдержке, терпению, преодолению трудностей.

Народы Севера значительное внимание уделяли физической подготовке, исходя из того, что каждому охотнику, оленеводу нужна сила, ловкость, здоровье. Эти качества вырабатывались с самого раннего детства. С целью укрепления приобретаемых навыков школой нравственности в семьях северян является их честность и справедливость. Охотники и рыбаки обычно добычу делили поровну, и больше давали тому из участников промысла, у кого было больше детей; при этом оказывалась помощь и тем семьям, которые были не способны самостоятельно промышлять.

Так, у народов Севера в течение многовекового опыта складывались неписаные законы, житейские правила, традиции и обычаи, которые являются сейчас источниками народной педагогики, в частности, воспитания детей в семье. ■■.■.■.

Большое педагогическое и психологическое значение для развития личности ребенка имеет игра, которая способствовала как физическому, так и умственному, нравственному и эстетическому воспитанию. Для детей 7-8 лет традиционными играми были "Невод", "Маут", "Олень и пастух" и другие, которые имели производственно-промысловое направление и способствовали формированию первоначального представления о деятельности родителей, необходимых жизненных качеств - ловкость, глазомер, сноровку.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание прочно основано на народной педагогике, традиции, обычаях, глубоком взаимопонимании между детьми и родителями. Система воспитания детей в семье северян - это свободное воспитание, где нет господства и подчинения: родители не являются вершителями судеб детей и не воспитывают их кнутом и пряником, но решают все вопросы (нравственные, хозяйственные и др.) в пользу детей.

Выдающийся представитель теории свободного воспитания Константин Николаевич Вентцель в одной из своих •» статей' писал о том, что семья будущего будет отличаться от современной семьи (20-е годы) тем, что в ней тон, условия и характер семейной жизни будут в равной степени определяться и детьми. В семьях народов Севера так было*, так и есть. В годы Советской власти благодаря детям родители учились читать и писать, понемногу приспосабливаясь к новому строю. Они учились считать деньги, запоминали цены на продукты, поскольку до 20-х г. у них был натуральный обмен: меха, оленей меняли на продукты и одежду.

1 Вентцель К Н. Свободное воспитание в семье / Сб. избр. трудов "Свободное воспитание" - М.: АЛО, 1993. - С. 21-25.

Родители и в годы Советской власти, и сейчас не воспитывают детей в принуждении, поэтому получилось так, что большинство детей получили образование и не смогла стать оленеводами, рыбаками, охотниками, чумра-ботницами.

Можно было бы перечислить еще и еще прекрасные обычаи северных народов, однако необходимо подчеркнуть, что и обычаи, и традиции являются основой воспитания детей. Это как раз то, что поможет сохранить достигнутое. Обычаи и традиции поддерживают устойчивость, постоянство в человеческих отношениях в условиях жестокой борьбы за существование.

Но самое основное, что необходимо учитывать при обучении детей северных народов (думается, что и других) -это идею о личности. Представляется, что наиболее подходящим понятием, позволяющим выразить в элементарной форме основную идею личности - идею соотнесенности общества и культуры с индивидом - является понятие "ценностной ориентации". Оно включает личностные интересы, установки, направленность, цели в социально-психологическом и духовном аспектах. Как выражаются социопсихологи, ценностные ориентации напоминают "трехслойный пирог". Первый их слой - смысловой. В нем запечатлен социальный опыт личности. Второй компонент -эмоциональный, характеризующий степень вовлеченности личности в содержание ценностей. Третий компонент - поведенческий.

До 90-х годов в школах не учитывались социальный опыт и национальные потребности личности. Поэтому мир северного человека надо изучить, и только тогда давать ребенку новые знания.

В исследовании приведены примерные планы уроков по следующей схеме: № урока, тема, цель урока, методы и приемы работы учителя, ход урока.

Урок № 8. Тема: Кочевье (Нулгэдек). Цель урока: Ознакомление с образом жизни оленеводов, воспитание уважительного отношения к традициям и труду сородичей.

Методы и приемы работы учителя. Беседа, чтение рассказа, игра, рисование.

Материал урока: учебник «Уроки предков», текст рассказа.

Ход урока.

1. Содержание урока Оленеводы постоянно кочуют с одного места на другой. Почему? Основной корм оленей -это ягель. Олень в поисках ягеля проходит большие расстояния. Поскольку в стаде много оленей, они быстро вытаптывают пастбище. Поэтому оленеводам приходится переходить с одного места на другое.

2. Учитель предлагает детям рассмотреть рисунок на стр. 26 пособия и ответить на вопросы:

- Что изображено на рисунке? (Онячала як оняпча?)

- Какое время года? (Ан^ани ирэк времэн?)

- Как вы определили? (Он тарав мэдэс?)

- Куда едут люди? Кто они? (Аваски бэил херэддэ? Но^артан ^иел?)

- Почему они кочуют? (Ями noijapraH нулгэвэттэ?) Затем учитель выясняет знания детей о том, чем кормятся олени. Опираясь на эти знания учащихся, учитель рассказывает о кочевье оленеводов и затем сам спрашивает их:

- У кого из вас родители кочевали? Кто из них ездил верхом на олене? Какие умения нужны для этого?

Если дети затрудняются з ответах, то продолжать эту тему нужно постепенно на следующих уроках.

3. Чтение отрывка из рассказа А. Кривошапкина «На новую стоянку» и рассуждение учащихся с помощью учителя. Во время чтения учитель дает пояснения трудных слов. Отработка правильного произношения слов. 4. Игра «Нулгэдек», Группы детей играют с костяшками в караван. Они выстраивают костяшки и равномерно друг за другом передвигают их (костяшки - коленные чашечки - это олени, маленькие косточки (как бы с пальцев) -это собачки).

Учителя получили из пособия «Уроки предков» также и сведения о запретах родителям, оберегающих детей, например:

1. Хути эди дяргаграр - бэйди дяргавдинди.

Ребенка нельзя ругать - тебя самого отругают.

2. Згдем усу, кэнелив очин - хо эгден теньркич - усу оча бэй кэнелив ода!^ан бэйди хурэлдулэн эмдин.

Совершать зло - большой грех, грех совершившего зло, возвращается к его детям.1

3. Ребенок заболеет, имя поменяй.

4. Беременная женщина тяжести не таскает: родится ребенок - больным будет.

5. Новорожденному колыбель делают чужие люди: иначе он будет вскрикивать.

6. Новорожденному в колыбель положи на третий день маленький игрушечный лук (аката), чтобы он стал хорошим охотником.

7. Родители не дают ребенку имя отца, брата, дедушки (сестры, бабушки): он укоротит их жизнь.

8. Около огня ребенок не должен писать, иначе долго будет в штаны мочиться.

9. Ребенку не читают нотации, он будет злым.

10. Сестра и брат не должны перешагивать через ребенка. Он будет низеньким.

Обычаи, обереги и запреты даются на каждом уроке предков. Они вплетены в беседы, тексты, задания, которые

1 Далее обереги даны в переводе на русский язык. являются частью нестандартных уроков предков, где прививаются, развиваются такие качества, как интерес к предмету, самостоятельность мышления и суждения, эстетический вкус, расширяется кругозор учащихся. Главное в нестандартном занятии - идея воплощения интеграции в учебно-воспитательный процесс. На таких уроках, как родной язык - физкультура и пение, родной язык - труд и пение, русский язык, родной язык - рисование и др. такие занятия обладают огромными потенциальными возможностями для реализации идей педагогики сотрудничества, создания благоприятных условий для учеников.

Общение учителя и учеников происходит на интегрированных уроках произвольно, но ситуация такова, что общение на родном языке обязательно. В результате у детей расширяется словарный запас, прививается интерес к родному языку, что и является целью духовно-нравственного воспитания.

В Республике Саха (Якутия) разработаны для 1-4 классов пособия по физическому и трудовому воспитанию, по пению и рисованию, дидактические материалы по природоведению и для знакомства с окружающим миром.

По теме диссертации был проведен опрос учащихся начальных классов, целью которого были: а) проверка навыков бережного отношения к природе; б) умения делиться с товарищем; в) соблюдение правил игры; г) трудовые традиционные навыки (ставить силки); д) проверка умения во . время прийти на помощь родителям и старшим.

Эксперимент проводился по книге автора «Уроки предков», служащей пособием для учителя по традиционной материальной и духовной культуре.

Результаты опроса таковы:

Данные по классам а б в г д

1 класс 90% 100% 60% 50% 90%

2 класс 90% 100% 70% 65% 90%

3 класс 100% 100% 80% 80% 100%

4 класс 100% 100% 90% 90% 100%

В настоящее время эвенские школы нуждаются в издании учебной литературы для классного и внеклассного чтения (1-4 кл), прописях (1-2 кл.), картонных игрушках, краеведческих материалах для учителя, картинах и видеофильмах о родном крае.

Эффективное использование фольклорных произведений для духовно-нравственного воспитания детей подтвердило целесообразность создания для школ народов Севера специальных цветных мини-учебников по темам: «Олени», «Пастухи», «Волки», «Тундра весной (зимой, летом, осенью)», «Дети в тундре», «В чуме», «Труд родителей».

Итак, в ходе исследования:

- проанализировано содержание учебных пособий о традиционном укладе жизни эвенов и об основных занятиях родителей - оленеводов, рыбаков, охотников;

- проведен анализ владения учащимися умениями предков;

- проанализирована роль обычаев и традиций в воспитании гармонично развитого человека вчера и сегодня;

- экспериментально проверена эффективность разработанных автором учебных пособий «Уроки предков» для 1 и 2 классов

Результаты проведенного нами Исследования показывают, что наиболее эффективными формами работы по духовно-нравственному воспитанию детей коренных народов Севера являются:

- приобретение от родителей трудовых навыков и умений в охоте, шитье, рыболовстве, оленеводстве и т.п.;

- пребывание в родной среде (кочевье с родителями, каникулы в среде обитания родного народа, родной поселок (фактория), тундровые и таежные места проживания родителей и родственников и т.п.);

- беседы школьников с родителями (передовиками производства, мастерами охотпромысла, рыбаками, оленеводами, звероводами, мастерицами по шитью национальной одежды и др.);

- проведение национальных праздников и традиционных культовых обрядов (посещение святых мест, святого дерева, места рыбалки, охоты и т.п.).

Содержание исследования отражено в 19 публикациях. Основные из них:

1. Программа обучения и воспитания детей в духе предков для 1-4 классов кочевой школы народов Севера. - М.: ИНПО. -1993.-4? с.

2. Культура народов Севера (для 5-6 классов) // Книга для чтения, 1ч.- Якутск: СПб: кн. изд-во«Бичик». - 1993. -160 с.

3. Литература народов Севера (Хрестоматия для учащихся 5-9 классов русскоязычных школ), II ч. - Якутск: НИПК «Сахаполиграфиздат». - 1994. -184 с.

4. Эвэды торэнду хупкутгэн (Эвенско-русский разговорник для невладеющих языком).

5. Культура народов Севера (для 7-8 кл.) // Ш ч. Книга для чтения. - Якутск: СПб: кн. изд-во «Бичик» - 1994. - 152

6. Хопкил бинитэн (Уроки предков). Учебное пособие для 1-3 классов. - СПб.: кн.изд-во «Просвещение». - 2000. -120 с. (в печати).

7. Методическое пособие по тематическому планированию к учебнику «Уроки предков». - СПб.: кн.изд-во «Просвещение». - 2000. - 112 с. (в печати).

8. Баддадяк торзнур одягар (Бережем родной край). Книга для чтения в начальных классах. - Якутск: СПб: кн. изд-во «Бичик». -2000. - 85 с. (в печати).

9. Рукопись «Народная педагогика эвенов» (в соавт.). -Якутск ».-2000.-30 с. (в печати4 с. заж&М Формат 60 X 90 1

Объем '5 п.л. Тир. 100 экз. Институт национальных проблем образования Министерства образования России . 105077, Москва, ул. Первомайская, 101. Тел. 465-14-53

Формат 60X90 1/16