автореферат и диссертация по педагогике 13.00.04 для написания научной статьи или работы на тему: Традиционные игры и национальные виды спорта коренных народов Якутии в современной системе физического воспитания
- Автор научной работы
- Кочнев, Валерий Пантелеймонович
- Ученая степень
- доктора педагогических наук
- Место защиты
- Якутск
- Год защиты
- 1998
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.04
Текст диссертации автор научной работы: доктора педагогических наук, Кочнев, Валерий Пантелеймонович, Якутск
Якутский государственный университет им. М. К. Аммосова
Президиум БАК РеьСрСВДЯопи
(решение от 19
присудил ученую степень ДОКТОРА
"ЧИлеами Дантелёимонович _
Начальник управление ВАК Ро
ТРАДИЦИОННЫЕ ИГРЫ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЯКУТИИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки.и. оздоровительной физической культуры
Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора педагогических наук
РОССИЙСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА
г) ^ ■) ^
1 рцх
V (Ь г
Официальные оппоненты:
Доктор педагогических наук, профессор Шустин Б.Н. Доктор педагогических наук, профессор Юшков О.П. Доктор педагогических наук, профессор Травин Ю.Г.
Ведущая организация - Московский педагогический государственный университет.
Защита состоится 24 декабря 1998 г в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 046.04.01 во Всероссийском научно-исследовательском институте физической культуры и спорта (Москва, Елизаветинский проезд, д. 10).
С диссертацией в виде нг э ознакомиться в
библиотеке Всероссийско л спорта.
Диссертация в вид " 2]" ноября 1998 г.
Ученый секретарь диссертационного совета, доктор педагогических наук,
профессор
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. Происходящие процессы демократизации и гуманизации общественного строя способствуют возрождению национальной самобытности народов Севера. К ним относятся малочисленные народы Европейского Севера, Южной Сибири, Д&чьнего Востока и Северо-Востока России, которые уже почти утратили свою самобытную материальную и духовную культуру, в том числе и физическую.
Коренные народы Республики Саха в процессе своего исторического развития в силу ограниченности социально-экономических условий существования, экстремальных прироДно-кйи'матических условий, тяжелого и сложного характера* труда при занятии скотоводством, земледелием, охотой, рыболовством, оленеводством создали собственную самобытную, достаточно рациональную систему физического воспитания, в чем-то отличную от физического воспитания других регионов Севера-Востока России. Это отличие связано с ранним началом, естественностью, перманентностью, простотой, доступностью подготовки детей к самостоятельной трудовой жизни и продолжением обучения детей традициям своего народа в рамках учения айыы и школы "кут-сюр" (в совокупности они способствуют выработке бережного отношения к природе, традициям и обычаям народа саха). В частности, речь идет о программах "Ураанхай саха огото", "Юрюнг Уолан", "Кыыс Куо". Физическое воспитание было непосредственно связано с трудовым, нравственным, эстетическим воспитанием и закаливанием.
Выработанные на протяжении веков физические упражнения, игры
; состязания постепенно перешли в систему физического воспитания
/
околений.
Благодаря воздействию этой системы молодое поколение обретало, развивало и всесторонне укрепляло необходимые (разносторонние) физические и психические качества, а также двигательные навыки, которые применялись прежде всего для трудовых и военных целей. Многовековой опыт самобытного физического воспитания, его богатейшие формы и содержание, методы, приемы передавались из поколения в поколение для воспитания физически крепкого, психологически и нравственно устойчивого нового молодого поколения.
Характерно, что передача традиций физического воспитания шла по строго начертанным правилам и законам. Начальный этап передачи опыт проводят отец, мать ребенка, старший брат, сестра или другой близкий родственник. Затем обучение происходит в коллективе под руководством более опытных людей, наставников. Традиционное физическое воспитание при этом выполняло свою главную, жизненно важную функцию - приспособления этноса к экстремальным условиям Севера, укрепления здоровья и приучения к традиционным профессиональным видам деятельности (скотоводство, оленеводство, охота, рыболовство и т.д.).
Изучение литературных источников по теме исследования позволяет нам выделить ряд авторов, внесших существенный вклад в развитие теории и практики физического воспитания разных этносов в различные исторические периоды (Г.Ш.Абсолямов, Ф.А.Агапов, М.Т.Танникеев, В.Г.Богораз-Тан, И.Вениаминов, В.И.Иохельсон, В.В.Леонтьев, Г.А.Меновщиков, Н.И.Пономарев, В.И.Прокопенко, Е.И.Тугутов, К.П.Тен, Н.И.Торопов, А.О.Чотонов, В.П.Кочнев, Н.К.Шамаев и др.).
Коренные народы Якутии по сравнению с другими соседними регионами Севера оказались более последовательными в сохранении уникальной самобытной традиционной физической культуры. Это наблю-
дается, в частности, у проживающих в Республике Саха (Якутия) - якутов, эвенов, эвенков, юкагиров и чукчей. Этому способствовали такие обстоятельства, как отдаленность их проживания от центров царской России и поздний приход русских в Якутский край (XVII в.). К приходу русских народности Якутии находились на стадии уже сформировавшихся классовых отношений, достаточно развитого уровня самостоятельной культуры.
Народные виды физических упражнений, игры и состязания явились составной частью общей культуры. Традиционное физическое воспитание было направлено на воспитание сильного, ловкого, смелого, выносливого и решительного молодого поколения - продолжателя рода аборигенов (Г.Ш.Абсолямов, В.Ф.Афанасьев, В.В.Антропова, В.И.Иохельсон, В.Г.Богораз, И.Вениаминов, В.В.Леонтьев, Г.А.Меновщиков, Н.И.Пономарев, В.И.Прокопенко, В.П.Кочнев, Н.К.Шамаев и др.).
Актуальность проблемы исследования заключается в научном обосновании необходимости сохранения этнокультурного наследия коренных народов Якутии в области этнопедагогики физического воспитания подрастающего поколения и применении его в системе физического воспитания (учебные занятия, организация спортивных соревнований, праздников, досуга, развлечений; оздоровительно-рекреационных, восстановительных мероприятий). Коренные народы Республики Саха (Якутия) (якуты, эвены, эвенки, юкагиры, чукчи), пройдя сквозь века тяжелых испытаний, остались жизнеспособными благодаря сохранению этого культурного наследия, в том числе и физической культуры.
Их богатейшие этнокультурные традиции в области физического воспитания, которые были выработаны в суровых условиях Севера,
представляют собой большую ценность и жизненную силу, что вызывает необходимость изучения этого наследия. В настоящее время достаточно разносторонне научное изучение физических упражнений, игр, национальных видов спорта малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока применительно к общей системе физического воспитания и образования проведено В.И.Прокопенко.
Многовековой этнопедагогический опыт коренных народов Республики Саха (Якутия) в настоящее время остается недостаточно изученным и научно обоснованным, не получив должного освещения в отношении истории, теории и практики образования и воспитания, научной педагогики со стороны практических работников и исследователей в области физической культуры, физического воспитания.
Ряд имеющихся исследований местных авторов (В.Ф.Афанасьев, М.А.Чудинова, А.А.Григорьева, К.В.Павлов, Н.К.Шамаев) частично раскрывают уникальность, своеобразность народной педагогики аборигенов Якутии в области физического воспитания. В основном описывается внешняя сторона и общее содержание народных игр и национальных видов спорта. Не раскрывается суть их социально-педагогической и оздоровительной направленности.
Длительное время применение элементов народных игр и национальных видов спорта в системе физического воспитания в общеобразовательных школах, ССУЗ, ПТУ, ВУЗах считалось неприемлемым, т.е. неэффективным для воспитания и образования советского человека. Преподаватели физического воспитания работали по готовой программе, как бы по единому рецепту Министерства образования бывшего Союза ССР, РСФСР, которая была составлена без учета национально-региональных особенностей, наличия спортивных баз и контингента занимающихся.
Вся программа основывалась не на традиционной, а на европейской системе физического воспитания (гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры, лыжные гонки, плавание, коньки). Половина объема этой программы не выполнялась, т.к. в условиях Якутии не было бассейнов, катков, гимнастических снарядов и т.д. Получалось насильное навязывание преподавателем обязательного выполнения содержания и объема программы, что снижало интерес занимающихся и приносило большой урон системе физического воспитания и оздоровления. В особенности это относится к коренным малочисленным народам Севера, в частности Севера-Востока России. Это привело к отчуждению молодежи от своего культурного наследия и утрате национального самосознания и достоинства.
В 1992 году была принята концепция обновления и развития национальной школы нашей республики. В связи с этим была обновлена программа по физическому воспитанию общеобразовательных школ. Она была дополнена самобытными элементами физических упражнений, народных игр и национальных видов спорта. Были разработаны методические указания (В.П.Кочнев, Н.К.Шамаев), принята программа для специализированных ДЮСШ по национальным видам спорта (В.П.Кочнев), авторская программа для сельских национальных школ (К.В.Павлов, Н.К.Шамаев). Все эти программы были направлены на возрождение, сохранение и дальнейшее развитие физических упражнений, народных игр и национальных видов спорта. Они обогатили содержание и формы занятий в системе народной педагогики новым информационно-познавательным материалом на основе традиционного физического воспитания. Содержание программ, формы и методы занятий полностью соответствуют воспитательно-образовательным
целям учебного процесса и сочетаются с трудовым, нравственным, эстетическим воспитанием и закаливанием.
Закаливанию организма у коренных народов Якутии и в целом Севера России посвящено достаточно много работ этнографов, историков, исследователей дореволюционного периода, бывшего Советского Союза и местных ученых (Г.Новицкого, И.Вениаминова, И.Г.Георга, В.К.Арсеньева, В.И.Иохельсона, Р.Маака, А.Миддендорфа, В.Л.Серошевского, Ф.И.Страленберга, И.Я.Худякова, Г.Ф.Миллера, И.Г.Гмелина, Я.И.Линденау, Э.К.Пекарского и др.). В советский период В.Г.Тан-Богораз, А.Ф.Анисимов, И.В.Васильев и др, всесторонне изучали быт, язык, нравы, традиции, обычаи, праздники, игры, состязания, в том числе способы и методы закаливания, аборигенов Якутии. Большинство их работ имеют описательный характер. В ряде работ, изданных в нашей республике (В.Ф.Афанасьев, М.А.Чудинова, Ф.С.Андросов, С.И.Николаев, В.П.Кочнев, Н.К.Шамаев, А.А.Григорьева, К.В.Павлов, В.Х.Иванов, Н.Н.Курилов, Г.В.Роббек, А.Н.Варламов, Г.В.Степанов, П.К.Васильев и др.), особое внимание придается закаливанию. Например, К.В.Павлов, Н.К.Шамаев описывают 18 методов и способов закаливания. Кроме общепринятых методов (находиться продолжительное время на морозе в легкой одежде, различные игры на воздухе и снегу, ходьба босиком летом и зимой, обливания холодной водой), они предлагают своеобразные методы дыхания (носом, открытым ртом) и выполнение различных физических упражнений, связанных с глубоким дыханием на морозе.
Исходя из вышеизложенного определена проблема и выбор темы диссертационного исследования: "Традиционные игры и национальные виды спорта коренных народов Якутии в современной системе физического воспитания".
РОССИЙСКАЯ 9 ГОСУДАРСТВЕННА?
БИБЛИОТЕКА
Объект исследования - этнопедагогика физического воспитания коренных народов Якутии на основе сохранения, возрождения и дальнейшего развития традиций физических упражнений, игр, национальных видов спорта и их применение в современной системе физического воспитания, образования.
Предмет исследования - прогрессивные формы, методы, средства и приемы традиционной системы физического воспитания коренных народов Республики Саха (Якутия), направленные на формирование личности представителя северного этноса, физически и духовно крепкого, способного к полноценной профессионально-трудовой деятельности.
Цель исследования. На основе изучения положений этнопедагоги-ческой теории и практики обосновать рациональное применение традиционных народных физических упражнений, игр и национальных видов спорта в качестве национально-регионального компонента в системе физического воспитания и образования коренных народов Республики Саха (Якутия).
. Гипотеза исследования. Традиционная система физического воспитания коренных народов Якутии как результат многовекового опыта по воспитанию и образованию подрастающего поколения может быть востребована в качестве составной части духовной культуры и национально-регионального компонента образования, поскольку:
- современные социально-экономические условия, в которых оказались коренные народы Республики Саха (Якутия), стимулируют у них проявление национального самосознания и стремление к самовоспитанию через традиционную систему физического воспитания;
- прогрессивный опыт традиционного физического воспитания используется, начиная с семьи, детских образовательно-воспитательных
учреждений и до ВУЗа, для подготовки физически и духовно развитой личности представителя северного этноса;
- самобытные физические упражнения, народные игры и национальные виды спорта, являясь составной частью содержания физического воспитания молодого поколения северян, способствуют их выживанию и жизнедеятельности в экстремальных условиях Севера, овладению ими традиционными видами хозяйства своих предков;
- подготовка специалистов, преподавателей в области физической культуры и спорта включает усвоение историко-теоретических и педагогических знаний и умений в области традиционного физического воспитания коренных народов Севера;
- на современном этапе развития теории и практики физического воспитания северян создана система эффективного применения народных педагогических традиций.
В соответствии с поставленной проблемой, предметом, целью и гипотезой исследования решались следующие задачи:
1. Определить роль и место традиционной физической культуры коренных народов Якутии в общей системе их этнокультурного наследия.
2. Определить историческую обусловленность возникновения и развития физических упражнений, игр, национальных видов спорта, показать их этнопедагогическую сущность, способствующую формированию личности представителя северного этноса.
3. Выявить взаимосвязь этнической физической культуры с бытовым укладом, обычаями и традициями коренных народов Якутии и ее неотделимость от области воспитания и образования подрастающего поколения.
4. Обобщить и систематизировать на основе изучения литературных источников и архивных данных прогрессивные традиции народного воспитания в контексте развития теории и практики этнопедагогики физического воспитания коренных народов Якутии на современном этапе.
5. Разработать критерии рационального применения традиционных физических упражнений, народных игр и национальных видов спорта в целях повышения уровня общего физического развития подрастающего поколения, его спортивно-технических результатов.
6. Научно-практически обосновать создание адекватной системы физического воспитания на основе применения этнопедагогической теории и практики с учетом экстремальных условий Севера и национально-региональных особенностей Якутии.
7. Создать комплекс научно-практических рекомендаций, программ, учебников с целью формирования всесторонне развитой, закаленной, работоспособной личности северянина в экстремальных условиях Якутии.
8. Определить перспективы регионального применения народных физических упражнений, игр и национальных видов спорта в системе физического воспитания, образования, оздоровления и этнокудьтуры народов Республики Саха (Якутия).
Методология и методы исследования. Общая ме тодология исследования определяется принципами диалсктическо-материалиети-ческого познания мира, общества, человека, положением о существовании всеобщей связи и взаимообусловленности фактов и явлений, целостного характера и социальной детерминированности процесса становления личности. В процессе исследования применен следующий метод: анализ и обобщение литературы по теме исследования во взаимосвязи с
данными исследований из других областей науки (философия, социология, физиология, медицина, национальная культура, педагогика, психология, методика преподавания).
В процессе работы автор руководствовался положениями из педагогического наследия известных мыслителей-гуманистов Я.А.Коменского, Д.Локка, Р.Оузна, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо и др.; суждениям�